автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Русская народная школа в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского
- Автор научной работы
- Носкова, Наталья Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Русская народная школа в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского"
На правах рукописи
005052295
НОСКОВА Наталья Викторовна
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО И С.А.РАЧИНСКОГО
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 0 ДПР 2313
Москва-2013
005052295
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный областной гуманитарный институт»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Шаталов Алексей Алексеевич
Официальные оппоненты: Ушакова Оксана Семеновна
доктор педагогических наук, профессор ФГНУ «Институт психолого — педагогических проблем детства» РАО, зав. лабораторией развития речи и речевого общения
Казначеева Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, ученый секретарь
Ведущее учреждение: АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Защита состоится «17» апреля 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16 - 18, ауд.200.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 123298, г. Москва, ул. Берзарина, д.4.
Автореферат диссертации разослан " с 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
С.Ю.Сенатор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Образование сегодня является единственным социальным институтом для всех граждан России, которому отводится ведущая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Вместе с тем, в современном российском образовании наблюдаются кризисные явления, обусловленные «отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально - нравственное воспитание» (П.И. Третьяков).
В своём ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В.Путин констатировал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп -милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились... Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире».
В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обоснован национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России»1.
Однако, современные национальные ориентиры, направленные на сохранение русских вековых национальных традиций, к сожалению, в настоящее время не всегда должным образом отражены в государственной национальной образовательной политике, касающейся поддержки и развития русского языка, как родного, что подтверждается необоснованно малым объёмом изучения данного предмета в современной школе. Кроме того, глубинные изменения в мире социальном, в мире духовном влекут активные процессы изменения языковых норм русского языка, которые характеризуются их размытостью и несоблюдением, что приводит к тому
1 Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков. - М.:Просвещение, 2009. - С.И.
состоянию, когда гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, "поддержка и опора" - великий русский язык.
Неотъемлемой и важнейшей частью национальной культуры, отражающей историю народа, его духовные искания, является не только родной язык, - его национальная традиция, историческая память, воплощенная в слове, но и воспитание любви и милосердия ко всему живому. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос формирования личности подрастающего поколения на основе взаимодействия с миром природы.
Нравственность и духовность базируется на опыте прошлого, на традициях предков, соприкасается с настоящим, ориентируется на будущее поколение. В современных условиях модернизации системы образования обращение к историко-педагогической мысли и педагогическому опыту, а также способность увидеть в прошлом ступень и предпосылку современных педагогических воззрений становится насущной потребностью и необходимостью. З.И.Равкин подчеркивает, что «переломное время, в котором мы живем, остро нуждается в таком осмыслении исторических событий и фактов, которое бы создавало научное объективное представление о прошлом, содействовало глубокому проникновению в него, поясняя сложные и противоречивые социально-педагогические процессы, происходящие в настоящем»2.
Из этого следует необходимость и целесообразность исследования опыта и традиций отечественного образования второй половины XIX века. Особый интерес с этой позиции представляет изучение научно — педагогических идей и опыта педагогов - гуманистов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Мы обязаны их новаторским подходам в решении проблем создания школы для народа, построенной с учетом истории, традиций, языка и культуры, воспитания человека на вековых народных традициях, идеалах гуманизма, человеколюбия, высокой духовности, нравственности и самобытности, развития его природных задатков.
Обращение к новаторским идеям и педагогическому опыту педагогов и мыслителей Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в сложившихся условиях утраты духовно - нравственных традиций, культуры, гуманизма и народности, их научное осмысление и творческое использование на современном этапе модернизации образования является насущной потребностью и необходимостью.
Состояние разработанности проблемы исследования. Анализ трудов, посвященных проблеме нашего исследования, дает основания утверждать, что в разное время учеными рассматривались различные аспекты организации и создания народной отечественной и зарубежной школы. В
2 Равкик, З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований [Текст] / З.И.Равкин // Педагогика. - 1994.-№ 1С. 35 - 41.
этой связи следует особо выделить исследования ученых С.А.Ан, В.Ф.Асмус, Л.Н.Беленчук, Н.М.Белых, В.С.Библера, М.В.Богуславского,
A.И.Вдовина, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, А.Л.Данилюк, Э.Д.Днепрова, Т.С.Комаровой, Э.И.Сокольниковой, П.А.Сорокина,
B.Я.Струминского и других.
За последнее десятилетие выполнены диссертационные исследования, в которых авторы используют понятие «народности воспитания» при рассмотрении ряда проблем: воспитание патриотического сознания и чувств (И.И.Валеев), идеи русской национальной школы в отечественной педагогике» (Т.А.Криворотова), поиска национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России (А.А.Салютина), развитие принципа народности воспитания в России (К.А.Дридгер, С.М.Елкин) и другие.
Важные аспекты духовно - нравственного воспитания отражены в исследованиях М.Б.Багге, Н.М.Белых, С.Н.Глазачева, И.Ф.Гончарова, А.Н.Джуринского, И.Б.Котовой, Н.Д.Никандрова, Н.В.Рады, В.Н.Руднева, Г.П.Скамницкой, В.А.Сластенина, М.Е.Стародубцевой, О.С.Ушакова, Е.Н.Шиянова и других.
Сущность идеи свободного воспитания, ее отражение и проявление в педагогических теориях и опыте воспитания раскрыта многими исследователями истории педагогики: С.Ю.Алферовым, Б.М.Бим-Бадом, Н.К.Гончаровым, М.И.Демковым, Е.И.Ивановым, Н.А.Константиновым, Г.Б.Корнетовым, Н.А.Кеберле, Т.П.Пальниковой, З.И.Равкиным, Н.Б.Ромаевой, Л.В.Романюк, Н.В.Самойличенко и другими.
Многоаспектность научно - педагогической деятельности и разносторонность педагогического творчества Л.Н.Толстого отражена в исследованиях современных ученых. Широко представлены научные труды, раскрывающие: философские взгляды Л.Н.Толстого (Д.Ю.Квитко, Н.Ф.Уткина и др.); изучение практической деятельности, принципов организации и жизни Яснополянской школы (С.Ф.Егоров, Е.Кросби и др.); проблемы реализации гуманистических идей (А.Е.Зубарев, А.А.Шаталов, Л.В.Романюк и др.); духовно-нравственное развитие личности в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого (Н.В.Кудрявая, М.А. Лукацкий и др.); социально-философские взгляды мыслителя (Н.В. Волохова,
C.С.Глущенко и др.).
К педагогическому наследию С.А.Рачинского обращали свои научные взгляды учёные как его современники (Н.М.Горбов, В.В.Розанов и другие), так и современные исследователи (И.Н.Антюфеева, М.Б.Багге, Н.М.Белых, С.Ф.Егоров, Д.И.Латышина, О.В.Майорова, Л.В.Милько, М.Е.Стеклов, Л.Ю.Стрелкова, и другие).
Анализ трудов вышеперечисленных немногочисленных исследователей наследия С.А.Рачинского и Л.Н.Толстого позволяет сделать вывод, что каждый из них акцентировал внимание на отдельном аспекте творчества выдающихся педагогов второй половины XIX века, не осуществляя
комплексного глубинного исследования обозначенной проблемы. Кроме того, до настоящего времени сравнительно - сопоставительный анализ диалектики взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на русскую народную школу не являлся предметом самостоятельного целостного исследования.
Новая социокультурная ситуация, обозначенная в актуальности настоящего исследования, требует нового осмысления идеи создания русской народной школы и организации ее работы, а также педагогических и философских взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского для современного образования. Необходимость историзации педагогического мышления диктует важность дальнейшего изучения этого феномена в сравнительно — сопоставительном аспекте.
В ходе исследования выявлены противоречия между:
- потребностью российского общества в осмыслении историко -педагогических идей и опыта создания народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского и реальными возможностями их осуществления в отечественной школе;
необходимостью повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях и недостаточной разработанностью концептуальных идей и положений народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно — сопоставительного и системного анализа.
Выявленные противоречия обозначили проблему исследования, заключающуюся в изучении и осмыслении концептуальных идей и положений русской народной школы в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно — сопоставительного анализа.
С учетом обозначенных проблем и противоречий нами сделан выбор темы исследования: «Русская народная школа в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского».
Цель исследования - выявить и обосновать ведущие идеи и положения русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно — сопоставительного анализа.
Объектом исследования являются концептуальные идеи и положения русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Предмет исследования - русская народная школа, школа нового типа в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что основой русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского является совокупность концептуальных идей и положений о воспитании личности, базирующихся на принципах гуманизма, природосообразности, любви к родному языку, свободы и религиозной нравственности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи:
- исследовать концептуальные основы создания русской народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного анализа.
- выявить основные идеи и положения гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, в основе которых глубокое уважение к личности ребенка, его природным возможностям, склонностям и способностям;
определить организационно - педагогические условия функционирования школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, содержание, принципы и методы обучения;
- обосновать роль и значение родного языка в духовно - нравственном и патриотическом воспитании в русской народной школе, созданной Л.Н.Толстым и С.А.Рачинским;
- исследовать влияние природы в процессе обучения и воспитания в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Методологическую основу исследования определяют: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, целостности явлений и процессов; цивилизованный подход к анализу развития историко-педагогического процесса, позволяющий органично синтезировать социокультурный, антропологический и системно-структурный аспекты при его рассмотрении; научные положения гуманистической педагогики; системно - целостный анализ педагогического и литературного наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности, фундаментальности, системности, комплексности, целостности и объективности научных фактов, изучения историко -педагогических явлений в их историческом развитии и взаимосвязи.
Теоретическую основу исследования составили:
- философские и педагогические труды Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- архивные материалы, отражающие развитие научно - педагогических идей и положений Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- методологические и общепедагогические работы отечественных исследователей философского и педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- труды отечественных философов в области образования и воспитания, объединяемых «философией свободы» и всеединства (Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев. П.А.Флоренский и др.);
- культурологические исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (И.Н.Антюфеева, Д.С.Лихачев, О.Е.Майорова и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность взаимодействующих методов исследования:
- теоретическое изучение и сопоставительный анализ философской, историко - педагогической, психологической и художественной литературы по проблеме исследования;
- анализ и систематизация материалов и документов архивных фондов;
- историко — педагогическое осмысление основных идей и положений педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- сравнительно - сопоставительный и системный анализ, позволяющий сопоставить взгляды Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, выявить в них общее и специфическое;
- генетический метод, позволяющий рассмотреть развитие идеи создания народной школы в России в мировоззрении и педагогических взглядах Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- обобщение и систематизация полученных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2005г. по 2013 год.
Первый этап (2005 - 2008 гг.) — поисково - аналитический: изучение, анализ научной литературы и архивных материалов по проблеме исследования; определение исходных теоретических положений; составление библиографии.
Второй этап (2008 — 2010 гг.) — теоретико - аналитический: разработка основных положений исследования, коррекция и уточнение логики изложения диссертации; публикация научных статей по теме исследования.
Третий этап (2010 - 2013гг.) - обобщающий: систематизация и определение значения результатов исследования; формулирование основных выводов; редактирование и оформление текста исследования; публикация полученных данных в научных статьях.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые исследованы концептуальные основы создания русской народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно — сопоставительного анализа;
- выявлены основные идеи и положения гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, в основе которых глубокое уважение к личности ребенка, его природным возможностям, склонностям и способностям;
определены организационно - педагогические условия функционирования школ Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, содержание, принципы и методы обучения;
- обоснована роль и значение родного языка в духовно - нравственном и патриотическом воспитании в русской народной школе, созданной Л.Н.Толстым и С.А.Рачинским;
- исследовано влияние природы в процессе обучения и воспитания в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы вносят вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. В ней выявлены и обоснованы научно - педагогические идеи и положения Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского о воспитании и обучении, концептуальные основы создания народной школы, организационно -педагогические условия ее функционирования.
Результаты исследования способствуют пониманию закономерностей развития историко - педагогического процесса, творческому использованию педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в решении актуальных задач современного образования.
Теоретические положения и выводы, полученные в процессе работы, могут служить базой для дальнейшей разработки указанных проблем.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты, теоретические положения и выводы способствуют более глубокому, объективному освещению основополагающих идей русской народной школы нового типа Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Материалы диссертации могут быть использованы для научного изложения содержания разделов учебника по истории педагогики, посвященного теоретико - методологической деятельности Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, а также при разработке спецкурсов в вузе, при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается:
- верностью теоретико - методологических позиций, объективным анализом состояния исследуемой проблемы;
- комплексным использованием разнообразных и взаимодополняемых научных методов исследования, соответствующих цели, задачам и условиям проводимой работы;
- длительным и многоплановым характером исследования;
- апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе работы автора в качестве учителя и классного руководителя МОУ СОШ № 12 с УИОП г. Орехово - Зуева, старшего преподавателя кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт», в рамках участия автора в международных, региональных, межвузовских научно - практических конференциях, а также в 14 опубликованных научных статьях, в том числе три из них - в журналах, включенных в число изданий, предусмотренных реестром ВАК РФ. Материалы исследования являются основой спецкурса по педагогике, изучаются студентами на спецсеминаре, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Концептуальные основы создания русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в сравнительно - сопоставительном аспекте. Русская народная школа Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского - школа нового типа, основанная на идее народности, общедоступности и религиозной нравственности.
2. Теоретическое обоснование гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, базирующейся на глубоком уважении к личности ребенка, принципе природосообразности и совершенстве его природных возможностей. Гуманистический подход в воспитании детей является определяющим в педагогике Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского и основывается на идее добра, любви и уважения к человеку. Каждый ребенок
— личность, требующая глубокого уважения и создания условий для развития его познавательного интереса, нравственных и интеллектуальных сторон души.
3. Новаторские подходы в обосновании содержания, принципов и методов обучения в дидактике Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. В школе нового типа они активно применяли такие формы, методы и средства учебно
— воспитательного процесса, которые содействовали развитию умственных способностей, творчества и самостоятельности учеников.
4. Родной язык - основа гражданского, патриотического и нравственного воспитания в авторской школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Именно родной язык является выразителем многовековой жизни народа, его традиций, истории, культуры.
5. Природа - важнейший фактор интеллектуального и нравственного развития личности в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Приобщение человека к миру природы через ее познание служит не только средством формирования его мировоззрения, но и способствует развитию познавательного интереса, воспитанию уважения к истокам, к родной земле, любви к Отечеству.
Структура и объем диссертации определяются целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены его проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая база и методы; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражена достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования; указана сфера апробации и внедрения.
В первой главе - «Философско-педагогическая мысль о воспитании и образовании в России (вторая половина XIX века)» раскрыта проблема
философии воспитания личности в трудах отечественных философов; впервые исследованы концептуальные основы создания народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в сравнительно -сопоставительном контексте; охарактеризованы и сопоставлены философско - педагогические основания, повлиявшие на становление и развитие их учения;выявлены основные идеи и положения гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Анализ исследуемой литературы показал, что период второй половины XIX века являлся периодом зарождения и расцвета различных философско-педагогических идей и концепций, периодом активного развития педагогической теории и практики. Просвещенное общество того времени всецело занимала дискуссия об исторических путях России. Русская интеллигенция того времени, весьма условно, разделилась на два лагеря: западников (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.М.Герцен, Т.Н.Грановский, К,Д.Кавелин, Е.Ф.Корш, Н.П.Огарёв, В.Ф.Одоевский, Н.В.Станкевич, М.Е.Щепкин, и др.) и славянофилов (И.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.Н.Попов, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, Ф.В.Чижов, Н.М.Языков и др.).
Необходимо заметить, что славянофилы и западники вышли из одной социальной среды - дворянской, являясь людьми интеллигентными и европейски образованными. Однако в вопросах об отношении к образованию они разошлись во взглядах.
Западническое направление сложилось к началу 40-х годов XIX столетия. Его представители критически относились к системе официальной народности и мечтали о создании великой просвещенной России. Западники ориентировались на духовные ценности Европы, настаивали на использовании в России европейской модели просвещения, которую считали самой совершенной и универсальной.
Следует отметить, что славянофилам, напротив, во многом была близка доктрина «официальной народности», но, считая православие основой народной жизни, а самодержавие - единственно возможной формой государственного управления России, они провозглашали свободу совести и абсолютную независимость от государства личного, общинного и церковного быта. Представляется возможным согласиться с мнением В.Тростникова, что «само название «славянофил» крайне неудачно, ибо смещает акценты, так как создает впечатление, что представители данного направления, прежде всего, руководствуются этническими предпочтениями»3, которые не имеют под собой объективных оснований. Основными критериями в их взглядах для них был критерий духовный, а также религиозный. Они были глубоко убеждены в том, что русская система образования, русская школа должна быть своя, и непохожая ни на какую другую. Её опорой являются традиции, язык, культура русского народа. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский подчеркивали, что внутренние силы просвещения Западной Европы
3 Тростников, В. Истинная любовь славянофилов [Текст] / В.Тростников // Аргументы и факты. - 2006. - № 16. -С.15.
исчерпали себя, что технический прогресс сочетается с замиранием духовной жизни людей, происходит отпадение от христианства. Позже отмечали это явление Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.
Сопоставление научных представлений Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского о путях развития русской отечественной школы позволило констатировать, что формирование и становление педагогических взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского было связано с философско - религиозными и педагогическими поисками того времени; в своих воззрениях они оба опирались на славянофильскую точку зрения, обосновывая прямую зависимость народной школы от христианской веры и выступая против слепого подражания и механического переноса на русскую почву западноевропейской модели образования.
Исторический период второй половины XIX века характерен появлением идеи создания русской народной школы, которая бы обеспечила развитие инициативной, активной, самостоятельной личности, способной к общественной, творческой деятельности без внешнего принуждения. Одновременно наблюдается мощная критика существующей старой школы и тех факторов, которые тормозили воспитание духовности и нравственности молодого поколения. Анализ философской, исторической, научно -педагогической литературы и научных публикаций позволил дифференцировать авторские подходы и научные взгляды по данной проблеме (С.А.Ан, Л.Н.Беленчук, Т.А.Криворотова, Л.В.Милько).
Проведенное исследование позволило выявить и обосновать сходства в концептуальных основах русской народной школы в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского:
принцип народности, который определяется как сущностная характеристика образовательного процесса, отражающая соответствие характера воспитания и образования особенностям и потребностям русского народа;
- главное предназначение русской народной школы они видели в том, что образование и воспитание может вывести народ на широкую и ясную дорогу добра, освободить его от нищеты и бедственного положения, развить природные силы детей, приобщить детей к духовным и нравственным ценностям;
- гуманистический подход в воспитании детей являлся определяющим в педагогике Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского и основывался на идее добра, любви и уважения к человеку. Идею человечности, гуманного отношения к детям Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский успешно реализовывали в учебно -воспитательном процессе, при издании педагогического журнала «Ясная Поляна», при сотрудничестве в журналах «Народное образование», «Смоленские епархиальные ведомости», в процессе создания и использования учебных книг для первоначального обучения в народных школах, в теоретических и методических работах. Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого оказала огромное влияние на С.А.Рачинского. Как
Л.Н.Толстой, так и С.А.Рачинский, выступали против насилия, против принудительного элемента в воспитании. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский стремились к тому, чтобы обучение детей было пронизано новым духом, способствующим расцвету творчества детей и определяющим стиль работы школы в целом.
Таким образом, все стремления Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского были направлены на то, чтобы дать образование детям простого народа, в среде которого кроются огромные природные возможности. Своей главной заботой они считали ликвидацию безграмотности и невежества, в котором находилось крестьянское население России. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский усиленно искали путь к народному благополучию и просвещению, активно обсуждая это в своей личной переписке. И этот путь они находят в духовном и нравственном совершенствовании личности. Они считали, что школа должна развиваться из потребностей народа, выражать дух времени.
Проведенный историко — педагогический и сопоставительный анализ позволил выявить, вместе с тем, и различие социокультурного контекста во взглядах на русскую народную школу Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Анализируя педагогические воззрения С.А.Рачинского на народную школу, который являлся сторонником её создания, необходимо выделить их характерологическую особенность, основанную на уважении к вековым традициям русского народа, на ориентации и обращении содержания обучения и воспитания к духовному опыту Русской Православной Церкви, к участию священнослужителей в образовательном процессе.
С. А.Рачинский мечтал о создании такой народной школы, которая бы отвечала реальным потребностям крестьянской массы - «сделать из ребенка человека». Такое соединение школы и церкви способствовало решению ряда задач социально - педагогического характера: возрождению духовенства, преодолению векового разрыва между интеллигенцией и народом, повышению нравственного уровня народа и духовного здоровья молодежи, воспитанию грамотных крестьян, способных изменить духовную жизнь русской деревни.
Необходимо заметить, что главным звеном в системе воспитания, по мнению С.А.Рачинского, была семья. Именно она являлась той средой, где закладывались основы религиозного мировоззрения. По его убеждению, развитие у школьников чувства семейной жизни, глубокой религиозности способствует выработке таких гуманистических качеств, как любовь к родителям, уважение к старшим, друг к другу, своему краю, Отечеству, способность к самопожертвованию во имя общего блага.
Ориентируясь на славянофильские философские идеи, С.А.Рачинский утверждал, что истинно народное обучение и воспитание возможно лишь на религиозно-нравственной и народной основе. Необходимо нести просвещение в село, воспитывать у крестьян чувство человеческого и национального достоинства. Как видно, идея религиозного воспитания
пронизывает весь замысел С.А.Рачинского по вопросу создания народной школы.
В отличие от С.А.Рачинского доминантой научных суждений создания русской народной школы Л.Н.Толстого является сохранение национальной индивидуальности ребенка наряду с учетом его особенностей, провозглашение человека высшей ценностью общества.
В ходе исследования выявлено, что Л.Н.Толстой предложил свою программу государственного переустройства с предоставлением широких прав народу и настаивал на уничтожении всех преград на пути к образованию, разрешении доступа во все школы лицам всех национальностей и вероисповеданий, предоставлении права учителям вести преподавание на тех языках, на которых говорят дети.
Его педагогика выросла из знания народного опыта. Основополагающие принципы сводились, главным образом, к нравственной обоснованности, практической целесообразности даваемых детям знаний, уважению к личности ребенка, организации обучения на учете возрастных и индивидуальных возможностей детей. Содержание и методы обучения должны определяться потребностями самого народа, обучение должно вестись на родном языке и строиться на народных традициях, его культуре, истории.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что концептуальные основы создания и функционирования русской народной школы, представленные в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, обусловлены философскими, мировоззренческими, личностными, научно -педагогическими позициями Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Русская народная школа Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского - школа нового типа, основанная на идее гуманизма, общедоступности, народности и религиозной нравственности.
Во второй главе - «Проблемы обучения и воспитания в народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского» на основе сравнительно -сопоставительного анализа определены организационно - педагогические условия функционирования школ Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского; раскрыты новаторские подходы в обосновании содержания, принципов и методов обучения; обоснована роль и значение родного языка, как основы гражданского и патриотического воспитания; исследовано влияние природы как фактора умственного и нравственного развития личности.
В исследуемый период отечественные мыслители и педагоги второй половины XIX века (А.Н.Бехтер, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, Н.А.Миллер -Красовский, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др.), увлеченные идеей народного просвещения, разрабатывали принципы построения школьного образования, его цели, задачи, методы, а также содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.
Особо отметим новаторские подходы к созданию организационно — педагогических условий функционирования русской народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
С.А.Рачинский предлагал основать здание народной школы на религиозно-нравственном фундаменте. Характерно, что приоритет в образовании он отдавал нравственному компоненту воспитания, основанному на традиционной для России православной вере. Цели и задачи народного образования реализовывались Татевским педагогом в школе, кардинальным отличием которой в содержании образования явилось преобладание предметов православного цикла над общеобразовательными. Именно в народной школе выдающийся педагог видел верный путь исправления нравов в народной среде и формирования в ребенке тех качеств, которые присущи русскому народу — терпеливости, честности, скромности, т. е. в воспитании добрых христиан, православных людей, любящих свое Отечество и почитающих своих родителей. Несомненно, что существование такой школы способствовало сохранению национальной самоидентификации русской нации.
Отмечено, что в процессе обучения в Татевской школе проходило не только формирование духовно — нравственных ценностей личности, но и общее умственное развитие. Преподавание общеобразовательных предметов осуществлялось педагогом в соответствии с религиозным духом. Как свидетельствуют изученные архивные документы, основными предметами были Закон Божий, церковное пение, овладение церковно - славянским и русским языком, чтение церковной и гражданской печати, письмо, начальные арифметические сведения, природоведение, художественные дисциплины, физический труд, физкультура. В процессе обучения активно применялись такие методы обучения как: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный (демонстрация рисунков, икон, книжных репродукций), практический (работа с книгой, выполнение упражнений, написание сочинений), катехический (беседа, поучение, проповедь, наставление). Кроме этого, С.А.Рачинский большую роль отводил самостоятельной работе учащихся.
Неоценимое значение в развитии умственных способностей ребенка отводится разработанным и активно применяемым С.А.Рачинским методикам преподавания математики, чтения, русского языка, рисования, труда.
Сравнивая содержание образования в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского отметим, что в школе Л.Н.Толстого оно строилось на основе принципа свободы. В статье «О народном образовании» Л.Н.Толстой писал о том, что содержание образования определяется субъектной позицией ребенка, его интересами и потребностями, свободой выбора принимать или не принимать то, что ему предлагается. Также он страстно боролся против установившихся шаблонов в обучении, против
рутины и бюрократизма в воспитании и образовании, давал пример гуманного отношения к ребенку.
Учебный план школы, в отличие от школы С.А.Рачинского, Л.Н.Толстой разрабатывал с учетом того, чтобы его ученики получили широкий круг знаний. Преобладающей формой учебных занятий являлась свободная беседа учителя с учениками, слушание рассказов учителя, написание сочинения на свободную тему. Как распорядок, так и содержание обучения не оставались постоянными. Они изменялись в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, а также желанием родителей.
Неотъемлемой и важной составляющей содержания обучения в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского является обучение родному языку, который великие педагоги считали важнейшим условием всякого учения и рассматривали родной язык как олицетворение того духовного богатства, которое накоплено народом в процессе его исторического развития. Изучая родной язык, ребенок учит не определенные условные знаки, а формируется нравственно, поскольку он приобщается к духовным истокам предшествующих поколений. С помощью родного слова ребенок знакомится с окружающей природой, людьми, с обществом, с историей. Новое поколение усваивает через родной язык культуру, искусство, науку.
Новизна подходов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского к преподаванию русского языка заключается в разработке и реализации на практике авторских методик. Татевский педагог предлагает освоение фонетических норм на основе звукового разбора слов и формирование орфографической зоркости с учетом упражнений в написании текстов самых кратких, употребительных молитв. Л.Н.Толстой же учит детей понимать родной язык посредством разработанного им нового метода обучения грамоте, названного им слуховым, хотя он являлся практически буквенным методом с элементами звукосложения.
В своей книге «Сельская школа» С.А.Рачинский четко указал тот объем умений, которыми должен овладеть ученик при правильной методике обучения русскому языку - умение выражать свои мысли без местных оборотов и умение читать произведения пушкинской поры. Объем обучения русскому языку в школе С.А.Рачинского дифференцировался следующим образом: в первый год учащиеся приобретали способности ясно различать имя существительное, глагол и предлог; в течение второго года они могли отличать все части речи и знакомились со склонениями; в третий год изучали этимологию; в четвертый - синтаксис. Также учитель выступал против совместного обучения чтению и письму, поэтому в школе С.А.Рачинского обучение чтению опережало обучение письму. Однако он признавал видоизменение этого метода, которое состояло в том, что обучение грамоте начиналось с одновременного обучения чтению и письму на церковнославянском языке, считая, что это прямой путь к осознанному чтению на русском языке, т.е. путь к прочной грамотности. По мнению
педагога, письменные работы должны служить практическим целям -написать прошение, составить договор..
Отличительная особенность обучения чтению в школе Л.Н.Толстого состояла в том, что начиналось оно с ознакомления детей со всеми буквами, причем каждая согласная называлась с прибавлением гласной «е» (бе, ве, ге). Затем учитель знакомил учащихся со складыванием и раскладыванием слогов и слов на слух и при помощи письма печатными буквами. После этого ученики переходили к чтению по книге и, как утверждал Л.Н.Толстой, быстро выучивались читать.
Сходные позиции занимали Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский в отношении использования школьного учебника. В своей педагогической практике С.А.Рачинский рекомендовал и широко использовал книги Л.Н.Толстого, считая, что дети, хорошо усвоившие русский язык, прочитавшие А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, В.А.Жуковского, сами становились источником распространения грамотности в деревне.
Таким образом, изучение родного языка в Яснополянской и Татевской школе преследовало цель не только научить детей читать, писать, владеть языком, но и формировать их нравственно, эстетически, развивать творческие способности, воспитывать в них чувство любви и уважения к своему народу, своей истории, прошлому. Именно это обстоятельство формировало интерес детей к научному знанию, позволяло прикоснуться к неиссякаемому живительному источнику, который благотворно влияет на становление человека как личности, позволяет познать общечеловеческие и духовно-нравственные ценности, накопленные предшествующими поколениями.
Кроме родного языка в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского содержательной доминантой является воспитание у ребенка любви и уважения к природе.
Сравнительно - сопоставительный анализ позволил определить значительное совпадение взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на широкое использование возможностей природы в деле нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей, будущих граждан своего Отечества. Воспитание в детях чувства самосознания, любви к родному краю, природе, Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский основывали на использовании различных форм и методов работы: организация прогулок, игр на природе, уроки в природе, экскурсии, походы ко святым местам, организация сельскохозяйственного труда, беседы с учащимися об отношении к природе, организация школьного музея естествознания, демонстрация природных объектов, проведение вечерних бесед с детьми на религиозные темы и др. С.А.Рачинский разделял мнение Л.Н.Толстого о том, что основу связи человека с природой составляет трудовая деятельность в природной среде. В Татевской школе дети участвовали в хозяйственных работах: рубили дрова, носили воду, поливали цветы, ухаживали за огородом.
Природа в педагогических воззрениях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского -не только место проведения уроков по естествознанию, пению, рисованию, труду, но, самое главное, природная среда способствовала единению человека с живой природой и осознанию идеи ценности всякой жизни.
Проведенное исследование показало, что историко-педагогическое осмысление и сравнительно - сопоставительный анализ педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского не только необходимы для целостного понимания концептуальных основ создания русской народной школы второй половины XIX века, но и, безусловно, полезно для развития практического аспекта современной педагогической науки.
В заключении изложены общие результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейших исследований.
Основные выводы исследования
1. Концептуальные основы создания и функционирования народной школы, представленные в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, обусловлены философскими, мировоззренческими, личностными, научно -педагогическими позициями Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Русская народная школа Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского - школа нового типа, основанная на идее свободы, общедоступности, народности и религиозной нравственности.
Близкими к славянофильским являлись убеждения Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, которым импонировали многие мысли славянофилов, их обоснование самобытного пути развития России, ее места в мировом сообществе, о создании своей народной школы, которая бы строилась на основе народных традиций, языка и культуры. Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского сближало со славянофилами их критическое отношение к современной европейской цивилизации, ставящей своей целью преимущественно материальное благополучие. Разделяя взгляды славянофилов, они обосновывают прямую зависимость народного просвещения от христианской веры.
Л.Н.Толстой, как и С.А.Рачинский выступали против слепого подражания и механического переноса на русскую почву западноевропейской модели школы. Главное предназначение русской народной школы они видели в том, что образование и воспитание может вывести народ на широкую и ясную дорогу добра, освободить его от нищеты и бедственного положения, развить природные силы детей, приобщить детей к духовным и нравственным ценностям. Русская народная школа, созданная Л.Н.Толстым и С.А.Рачинским, была ориентирована не только на достижение образовательных целей, но и на духовно-нравственное становление ребенка.
2. Русская народная школа, основанная Л.Н.Толстым и С.А.Рачннскнм, школа с ярко-гуманистической направленностью, школа человечности. Гуманистическая направленность педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского складывается из уважения к ребенку, искренности, простоты, доброжелательности в общении с ним, понимания его внутреннего мира, умения считаться с его желаниями, склонностями и способностями. Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на конструктивную работу ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать интерес и стремление у детей к знанию и создавать необходимые условия для их личностного и творческого развития. Гуманистический подход в воспитании детей является определяющим в педагогике Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского и основывался на идее добра, любви и уважения к человеку.
3. Определены организационно - педагогические условия функционирования русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского как школы нового типа и раскрыты новаторские подходы в обосновании содержания, принципов и методов обучения. При организации и работе Яснополянской и Татевской школы Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский были убеждены в необходимости опоры на народные традиции, обычаи, видели в народности источник духовного развития детей. Русская народная школа, созданная Л.Н.Толстым и С.А.Рачинским, ориентирована не только на достижение образовательных целей, но и на духовно-нравственное становление ребенка, на веру в неиссякаемый творческий потенциал детей. В своих авторских школах они активно применяли такие формы, методы и средства учебно — воспитательного процесса, которые развивали творчество и самостоятельность учеников.
В понимании Л.Н.Толстого общечеловеческие ценности, религиозное учение и нравственность не существуют раздельно. Выбор учебных дисциплин должен исходить именно из этих оснований. Однако Л.Н.Толстой не принимал чрезмерно преувеличенное значение церкви, без участия которой школа С.А.Рачинского не могла решать воспитательные задачи. Для Татевского учителя церковь является опорой в деле укрепления государственности и христианской морали, без которых было невозможно, по его мнению, школьное строительство. С.А.Рачинский утверждал, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Заслуга великих педагогов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в том, что они создали школу нового типа, отвечающую требованиям времени, учитывающую особенности крестьянского быта.
4. Родной язык в авторской школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского -основа гражданского, патриотического и нравственного воспитания человека. Именно в родном языке сосредоточен духовно — нравственный потенциал человека, его характер. Главной задачей при изучении родного языка было не только научить читать, писать, владеть языком, но и
формировать нравственно, развивать творческие способности, воспитывать уважение к своему Отечеству, народу, его истории.
5. Природа является важнейшим фактором интеллектуального и нравственного развития личности в народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Природная среда, по мысли Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, имеет огромное значение в умственном воспитании и нравственном становлении личности ребенка. В своих школах Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский используют такие формы и методы работы, как преподавание естествознания, уроки в природе, экскурсии, организация сельскохозяйственного труда, беседы с учащимися об отношении к природе, организация школьного музея естествознания, демонстрация природных объектов, а также личный пример педагога. Любовь к природе, понимание ее красоты - один из лучших плодов истинного образования, фактор интеллектуального и нравственного воспитания личности ребенка в авторских школах С.А.Рачинского и Л.Н.Толстого.
Результаты проведенного исследования доказали правомерность выдвинутой гипотезы. Сформулированные общие и конкретные выводы направлены на осмысление творческого и практического использования концептуальных основ и положений Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского о воспитании личности в современных условиях. Исследование может быть продолжено в направлении подготовки и решении проблем, связанных с реализацией принципа гуманизма и народности в образовательном процессе современной школы.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Носкова, Н.В. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский о личности учителя [Текст] / Н.В.Носкова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3. - С.81 - 83.
2. Носкова, Н.В. Родной язык - душа народа [Текст] / Н.В.Носкова, И.В.Енова // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 10 - 13 (доля авторского участия - 50%).
3. Носкова, Н.В. Гуманистические тенденции в российском образовании второй половины XIX - начала XX в. [Текст] / Н.В.Носкова II Начальная школа. - 2012. - №7. - С.97 - 100.
4. Носкова, Н.В. Педагогические идеи С.А.Рачинского в условиях модернизации образования [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы конференции «Повышение качества подготовки учителя в условиях модернизации образования». - МГОПИ: Орехово-Зуево, 2006. - С.105 - 108.
5. Носкова, Н.В. Истоки гуманного отношения Л.Н.Толстого к природе [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Л.Н.Толстой и природа». - МГОПИ: Орехово-Зуево, 2006. - С.98 - 101.
6. Носкова, Н.В. Родной язык - основа гражданского и патриотического воспитания в сельской школе С.А.Рачинского [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы международной научной конференции «Лингвокультурные взаимодействия. Роль родного и иностранного языков в подготовке учителя». - Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008. - С.326 - 330.
7. Носкова, Н.В. Идея народности в контексте модернизации образования [Текст] / Н.В.Носкова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. -Новосибирск: ЦРНС - Изд. СИБПРИНТ, 2008. - С.36 - 40.
8. Носкова, Н.В. Природа как фактор умственного и нравственного воспитания в школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского [Текст] / Н.В.Носкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. (Часть 1) / Под общ. Ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: ЦРНС-Изд.СИБПРИНТ, 2009. - С.223 - 227.
9. Носкова, Н.В. С.А.Рачинский основатель народной школы в России [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы конференции« Совершенствование практической подготовки специалистов в условиях модернизации образования». - МГОГИ: Орехово-Зуево, 2008. - С.96 - 100.
10. Носкова, Н.В. Воспитание гражданина: история и современность [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Российские молодежные общественные организации и движения: феномен гражданского воспитания» / Под ред. Н.В.Карташева. — МГОГИ: Орехово-Зуево, 2010.-С.152 - 155.
11. Носкова, Н.В. Актуальность педагогического наследия Л.Н.Толстого для инновационных процессов в современном образовании [Текст] / Н.В.Носкова // Современные инновационные процессы в начальной школе: Сб. науч. тр. - МГОГИ: Орехово-Зуево, 2010. - С.62 - 65.
12. Носкова, Н.В. Идея свободного воспитания в отечественной педагогике к. XIX - н.ХХ в. [Текст] / Н.В.Носкова // Научно-методический сборник «Вузовский вестник МГОГИ. Гуманитарные науки». — МГОГИ: Орехово-Зуево, 2010. - С.92 - 96.
13. Носкова, Н.В. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский о гуманизации образования [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы международной научной конференции «Л.Н.Толстой - мыслитель, художник, педагог и современность». - МГОГИ: Орехово-Зуево, 2011. - С.55 - 57.
14. Носкова Н.В. Личность учителя: от осмысления педагогический взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского к современному прочтению [Текст] / Н.В.Носкова // Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции «Учитель на все времена» / Под ред. Козловой А.Г., Маралова
B.Г., Маликова Р.Ш. Изд.2-е испр. и доп.- СПб: НОУ «Экспресс», 2011. -
C.403 —406.
Научное издание
НОСКОВА Наталья Викторовна
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО И С.А.РАЧИНСКОГО
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Подписано в печать: 25.02.2013 Тираж: 100 экз. Заказ № 9371 Отпечатано в типографии «Реглет» 119049, г. Москва, ул. Ленинский проспект, д. 2 (495) 978-66-63; www.reglet.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Носкова, Наталья Викторовна, Москва
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной гуманитарный институт»
На правах рукописи
04201355016
НОСКОВА Наталья Викторовна
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО И С.А.РАЧИНСКОГО
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор А.А.Шаталов
Москва-2013
Содержание
Введение................................................................................................3
Глава 1. Философско - педагогическая мысль о воспитании и
образовании в России (вторая половина XIX века)..........15
1.1. Русская отечественная мысль о воспитании человека...............16
1.2. Народная школа и развитие принципа народности в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского..............34
1.3. Принцип гуманизма в педагогике Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского...................................................................58
Выводы по главе 1...............................................................74
Глава 2. Проблемы обучения и воспитания в народной школе
Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского............................80
2.1. Содержание и организация учебно - воспитательного
процесса...........................................................................80
2.2. Родной язык - основа гражданского и патриотического воспитания.........................................................................108
2.3. Природа как фактор умственного и нравственного развития личности в школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.....................127
Выводы по главе 2..............................................................145
Заключение.......................................................................150
Список использованной литературы.....................................154
Введение
Актуальность исследования. Образование сегодня является единственным социальным институтом для всех граждан России, которому отводится ведущая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Вместе с тем, в современном российском образовании наблюдаются кризисные явления, обусловленные «отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально - нравственное воспитание» (П.И. Третьяков).
В своём ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В.Путин констатировал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились... Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире».
В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обоснован национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России»[58, С.11].
Однако, современные национальные ориентиры, направленные на сохранение русских вековых национальных традиций, к сожалению, в настоящее время не всегда должным образом отражены в государственной национальной образовательной политике, касающейся поддержки и развития русского языка, как родного, что подтверждается необоснованно малым объёмом изучения данного предмета в современной школе. Кроме того, глубинные изменения в мире социальном, в мире духовном влекут активные процессы изменения языковых норм русского языка, которые характеризуются их размытостью и несоблюдением, что приводит к тому состоянию, когда гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, "поддержка и опора" - великий русский язык.
Неотъемлемой и важнейшей частью национальной культуры, отражающей историю народа, его духовные искания, является не только родной язык, - его национальная традиция, историческая память, воплощенная в слове, но и воспитание любви и милосердия ко всему живому.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос формирования личности подрастающего поколения на основе взаимодействия с миром природы.
Нравственность и духовность базируется на опыте прошлого, на традициях предков, соприкасается с настоящим, ориентируется на будущее поколение. В современных условиях модернизации системы образования обращение к историко-педагогической мысли и педагогическому опыту, а также способность увидеть в прошлом ступень и предпосылку современных педагогических воззрений становится насущной потребностью и необходимостью. З.И.Равкин подчеркивает, что «переломное время, в котором мы живем, остро нуждается в таком осмыслении исторических событий и фактов, которое бы создавало научное объективное представление
о прошлом, содействовало глубокому проникновению в него, поясняя сложные и противоречивые социально-педагогические процессы, происходящие в настоящем»[149, С.З].
Из этого следует необходимость и целесообразность исследования опыта и традиций отечественного образования второй половины XIX века. Особый интерес с этой позиции представляет изучение научно -педагогических идей и опыта педагогов - гуманистов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского. Мы обязаны их новаторским подходам в решении проблем создания школы для народа, построенной с учетом истории, традиций, языка и культуры, воспитания человека на вековых народных традициях, идеалах гуманизма, человеколюбия, высокой духовности, нравственности и самобытности, развития его природных задатков.
Обращение к новаторским идеям и педагогическому опыту педагогов и мыслителей Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского в сложившихся условиях утраты духовно - нравственных традиций, культуры, гуманизма и народности, их научное осмысление и творческое использование на современном этапе модернизации образования является насущной потребностью и необходимостью.
Состояние разработанности проблемы исследования. Анализ трудов, посвященных проблеме нашего исследования, дает основания утверждать, что в разное время учеными рассматривались различные аспекты организации и создания народной отечественной и зарубежной школы. В этой связи следует особо выделить исследования ученых С.А.Ан, В.Ф.Асмус, Л.Н.Беленчук, Н.М.Белых, В.С.Библера, М.В.Богуславского,
A.И.Вдовина, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, А.Л.Данилюк, Э.Д.Днепрова, Т.С.Комаровой, Э.И.Сокольниковой, П.А.Сорокина,
B.Я.Струминского и других.
За последнее десятилетие выполнены диссертационные исследования, в которых авторы используют понятие «народности воспитания» при рассмотрении ряда проблем: воспитание патриотического сознания и чувств
(И.И.Валеев), идеи русской национальной школы в отечественной педагогике» (Т.А.Криворотова), поиска национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России (А.А.Салютина), развитие принципа народности воспитания в России (К.А.Дридгер, С.М.Елкин) и другие.
Важные аспекты духовно - нравственного воспитания отражены в исследованиях М.Б.Багге, Н.М.Белых, С.Н.Глазачева, И.Ф.Гончарова, А.Н.Джуринского, И.Б.Котовой, Н.Д.Никандрова, Н.В.Рады, В.Н.Руднева, Г.П.Скамницкой, В.А.Сластенина, М.Е.Стародубцевой, О.С.Ушакова, Е.Н.Шиянова и других.
Сущность идеи свободного воспитания, ее отражение и проявление в педагогических теориях и опыте воспитания раскрыта многими исследователями истории педагогики: С.Ю.Алферовым, Б.М.Бим-Бадом, Н.К.Гончаровым, М.И.Демковым, Е.И.Ивановым, Н.А.Константиновым, Г.Б.Корнетовым, Н.А.Кеберле, Т.П.Пальниковой, З.И.Равкиным, Н.Б.Ромаевой, Л.В.Романюк, Н.В.Самойличенко и другими.
Многоаспектность научно - педагогической деятельности и разносторонность педагогического творчества Л.Н.Толстого отражена в исследованиях современных ученых. Широко представлены научные труды, раскрывающие: философские взгляды Л.Н.Толстого (Д.Ю.Квитко, Н.Ф.Уткина и др.); изучение практической деятельности, принципов организации и жизни Яснополянской школы (С.Ф.Егоров, Е.Кросби и др.); проблемы реализации гуманистических идей (А.Е.Зубарев, А.А.Шаталов, Л.В.Романюк и др.); духовно-нравственное развитие личности в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого (Н.В.Кудрявая, М.А. Лукацкий и др.); социально-философские взгляды мыслителя (Н.В. Волохова, С.С.Глущенко и др.).
К педагогическому наследию С.А.Рачинского обращали свои научные взгляды учёные как его современники (Н.М.Горбов, В.В.Розанов и другие), так и современные исследователи (И.Н.Антюфеева, М.Б.Багге, Н.М.Белых,
С.Ф.Егоров, Д.И.Латышина, О.В.Майорова, Л.В.Милько, М.Е.Стеклов, Л.Ю.Стрелкова, и другие).
Анализ трудов вышеперечисленных немногочисленных исследователей наследия С.А.Рачинского и Л.Н.Толстого позволяет сделать вывод, что каждый из них акцентировал внимание на отдельном аспекте творчества выдающихся педагогов второй половины XIX века, не осуществляя комплексного глубинного исследования обозначенной проблемы. Кроме того, до настоящего времени сравнительно -сопоставительный анализ диалектики взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на русскую народную школу не являлся предметом самостоятельного целостного исследования.
Новая социокультурная ситуация, обозначенная в актуальности настоящего исследования, требует нового осмысления идеи создания русской народной школы и организации ее работы, а также педагогических и философских взглядов Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского для современного образования. Необходимость историзации педагогического мышления диктует важность дальнейшего изучения этого феномена в сравнительно -сопоставительном аспекте.
В ходе исследования выявлены противоречия между: - потребностью российского общества в осмыслении историко -педагогических идей и опыта создания народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского и реальными возможностями их осуществления в отечественной школе;
необходимостью повышения эффективности работы общеобразовательной школы в современных условиях и недостаточной разработанностью концептуальных идей и положений народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного и системного анализа.
Выявленные противоречия обозначили проблему исследования, заключающуюся в изучении и осмыслении концептуальных идей и
положений русской народной школы в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного анализа.
С учетом обозначенных проблем и противоречий нами сделан выбор темы исследования: «Русская народная школа в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского».
Цель исследования - выявить и обосновать ведущие идеи и положения русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного анализа.
Объектом исследования являются концептуальные идеи и положения русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Предмет исследования - русская народная школа, школа нового типа в педагогическом наследии Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что основой русской народной школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского является совокупность концептуальных идей и положений о воспитании личности, базирующихся на принципах гуманизма, природосообразности, любви к родному языку, свободы и религиозной нравственности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи:
- исследовать концептуальные основы создания русской народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного анализа.
- выявить основные идеи и положения гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, в основе которых глубокое уважение к личности ребенка, его природным возможностям, склонностям и способностям;
определить организационно - педагогические условия функционирования школы Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, содержание, принципы и методы обучения;
- обосновать роль и значение родного языка в духовно - нравственном и патриотическом воспитании в русской народной школе, созданной Л.Н.Толстым и С.А.Рачинским;
- исследовать влияние природы в процессе обучения и воспитания в русской народной школе Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Методологическую основу исследования определяют: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, целостности явлений и процессов; цивилизованный подход к анализу развития историко-педагогического процесса, позволяющий органично синтезировать социокультурный, антропологический и системно-структурный аспекты при его рассмотрении; научные положения гуманистической педагогики; системно - целостный анализ педагогического и литературного наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского.
Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности, фундаментальности, системности, комплексности, целостности и объективности научных фактов, изучения историко -педагогических явлений в их историческом развитии и взаимосвязи.
Теоретическую основу исследования составили.
философские и педагогические труды Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- архивные материалы, отражающие развитие научно - педагогических идей и положений Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- методологические и общепедагогические работы отечественных исследователей философского и педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
труды отечественных философов в области образования и воспитания, объединяемых «философией свободы» и всеединства (Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев. П.А.Флоренский и др.);
- культурологические исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (И.Н.Антюфеева, Д.С.Лихачев, О.Е.Майорова и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность взаимодействующих методов исследования:
- теоретическое изучение и сопоставительный анализ философской, историко - педагогической, психологической и художественной литературы по проблеме исследования;
- анализ и систематизация материалов и документов архивных фондов;
- историко - педагогическое осмысление основных идей и положений педагогического наследия Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- сравнительно - сопоставительный и системный анализ, позволяющий сопоставить взгляды Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, выявить в них общее и специфическое;
- генетический метод, позволяющий рассмотреть развитие идеи создания народной школы в России в мировоззрении и педагогических взглядах Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского;
- обобщение и систематизация полученных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в
период с 2005г. по 2013 год.
Первый этап (2005 - 2008 гг.) - поисково - аналитический: изучение, анализ научной литературы и архивных материалов по проблеме исследования; определение исходных теоретических положений; составление библиографии.
Второй этап (2008 - 2010 гг.) - теоретико - аналитический: разработка основных положений исследования, коррекция и уточнение логики изложения диссертации; публикация научных статей по теме исследования.
Третий этап (2010 - 2013гг.) - обобщающий: систематизация и определение значения результатов исследования; формулирование основных
выводов; редактирование и оформление текста исследования; публикация полученных данных в научных статьях.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые исследованы концептуальные основы создания русской народной школы в интерпретациях Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского на основе сравнительно - сопоставительного анализа;
- выявлены основные идеи и положения гуманистической педагогики Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, в основе которых глубокое уважение к личности ребенка, его природным возможностям, склонностям и способностям;
определены организационно - педагогические условия функционирования школ Л.Н.Толстого и С.А.Рачинского, содержание, принципы и методы обучения;
- обоснована роль и значение родного языка в духовно - нравственном и патр�