автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Русская национальная школа XIX - XX вв.
- Автор научной работы
- Николаева, Антонина Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва: Издат. центр "Альфа" МГОПУ
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Николаева, Антонина Ивановна, 2000 год
ПРЕДИСЛОВИЕ. 3
Глава I. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ ШКОЛЫ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. 9
§ 1. Русская школа в концепциях отечественной педагогики Х1Х-ХХ веков. 9
§ 2. Концепция средней общеобразовательной школы № с этнокультурным (русским) компонентом образования. 73
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ (РУССКИМ) КОМПОНЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ. 122
§ 1. Этнокультурный компонент на уроках по предметам гуманитарного цикла. 122
§ 2. Этнокультурный компонент на занятиях по естественно-научным дисциплинам. 191
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы согласны с положением, из которого следует, что «наполнение воспитательного процесса культурным содержанием во многом упирается в необходимость нового прочтения национальной духовной традиции и инкорпорации ее в контексте реалий - социальных, культурных, политических. Это нелегкая задача, ведь порой речь идет буквально о переводе национальной культуры прошлого в Другую знаковую систему, адекватную сегодняшним культурным символам, сегодняшнему языку культуры»1.
Мы далеки от мысли, что авторские программы, о которых шла речь, совершенны в научно-методическом плане. Не обучают этому и в системе повышения квалификации работников образования. Мы солидарны с мнением, высказанным В.Б. Новичковым: «Начинать надо с разработки теоретических основ содержания школьного образования как целого. Да - предусматривающих вариативность. Да - учитывающих необходимость отражения в содержании школьного образования национальных и культурно-исторических особенностей регионов. Да - вытягивающих школу из панцыря единообразия. Но при этом надо иметь в виду ту часть созданных человеческих знаний, феноменов культуры, социально принятых норм по
1 Сиземская Й. Педагогика - прикладная философия? // Учительская газета. М., 1999, 19 октября. ведения, которая называется содержанием общего образования»1.
Прав академик Г.Н. Волков: «Убежден в том, что без опоры на этническую традиционную культуру не было, нет и не может быть подлинно национальной демократической, гуманистической школы. Многие сегодня более охотно говорят об общечеловеческом, чем о национальном, забывая, что без национального общечеловеческое существует только в головах благодушных мечтателей-прожектеров в виде абстрактных, формализованных схем»2.
Не прямолинейно, но использовать. Успех любой национальной школы в условиях России, правильная постановка в ней вопросов образования и воспитания зависит от наличия или отсутствия национальной идеи. Национальная идея особое значение приобретает в условиях многонациональной России. Сегодня уже на официальном., уровне ставится задача разработки общенациональной идеи для России. При формировании национальной идеи возникает целый комплекс вопросов: как возможна национальная идея вообще, а в многонациональном государстве в частности? Какова диалектика соотношения общенационального и национально-особенного? Как обеспечить оптимальное взаимодействие, диалог народов и культур в интересах каждой из сторон, государ
1 Новичков В.Б. Чему учить сегодня? Педагогика. М., 1998. № 8. С. 7.
2 Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования. Педагогика. М., 1998. № 8. С. 13-14. ства, общества и всего человечества? Это те вопросы, без решения которых невозможна организация национально ориентированного образования и воспитания, но они выходят за пределы педагогики. Они требуют серьезного философско-методологического обоснования, осознания обществом необходимости договориться соотношении общечеловеческих и собственно российских ценностей, о некоторой исходной системе ценностей как основы целей образования. На ряд общих вопросов отвечает новая «национальная доктрина образования», но ее верные положения требуют всестороннего обоснования, «перевода на язык педагогики», язык, понятный учителю, раскрытия того, что за каким определением скрывается.
Отечественное образование может и должно способствовать преодолению этнонациональной напряженности и конфликтов, которые могут привести к дезинтеграции России и разрушению российской государственности. Необходимо сделать так, чтобы этнонациональный аспект культуры стал важнейшей частью содержания образования. Но это не есть самодостаточная конечная цель. Это скорее ступенька для вхождения в полиэтническое пространство культуры, способ приобщения к общечеловеческим ценностям. Безусловно, человек должен быть живым участником поликультурного диалога с представителями других наций и народностей, населяющих Россию. Считаем полезным на федеральном, а в отдельных случаях и на региональном уровне разработать программу «Отечественное образование как средство преодоления этнонациональной напряженности в России».
Другими словами, следует помнить о том, что переход к рыночным отношениям Для России становится все больше и больше реальностью. Следовательно, подготовка учащихся к жизни при новых экономических отношениях -объективная необходимость. Школы западных стран уже давно готовят своих питомцев в этом направлении. Почти полвека там читаются для учеников специальные курсы, посвященные будущему. По мнению теоретиков и практиков образования, это обусловлено быстротой социальных и технологических изменений. Подготовка же учащихся к ним и к управлению ими требует не только получения информации, но и выработки привычки предвидеть будущее. Изучение будущего рассматривается как средство хотя бы частично компенсировать разрыв, существующий между содержанием и потребностями «щкольного мира» и имеющимися и предвидимыми требованиями реального. «С точки зрения учащихся, изучение будущего может служить средством для обретения того, что психологи именуют «центрированным на будущее ролевым образом». Последний заключает в себе больше,- чем просто представление о том, «что я фуд^ делать, когда вырасту»; он включает некоторое представление о том, как может выглядеть в будущем мир, какие изменения могут произойти в нем и какие личностные изменения понаобятся для приспособления к возможному будущему»1 .
Связав с идеей о том, что акцент на изу-ение прошлого, в конечном счете должен ыть направлен на подготовку учащихся к изни в современных и завтрашних условиях, бращение к прошлому, не самоцель. Почти ридцать лет назад знаменитый Римский клуб одготовил проект обучения под примечатель-ым названием «Нет пределов обучения». Дворы под обучением понимают такой подход к знаниям и к жизни, который подчеркивает значение человеческой инициативы. По их нению, обучение включает в себя «приобретение и применение новых методологических приемов, навыков, установок и ценностей, необходимых для того, чтобы жить в быстро еняющемся мире; обучение есть подготовительный процесс к тому, чтобы справляться с новыми ситуациями». Они считают, что «обучение не может быть ценностно нейтральным. Более того, именно сознательный акцент на ценностные критерии и является существенным отличием «инновационного обучения» от традиционного, поскольку последнее ориентируется на пассивное поддержание сложившейся системы ценностей и полностью игнорирует все прочие». В качестве основной ценности и цели предполагаемого обучения доклад выдвигает проблемы «выживания человечества». Причем речь не идет о выживании любой це
1 См.: Сиск Д.А. Изучение будущего. Концепция образовательного курса // Вопросы психологии. М., 1991-. № 4. С. 5. ной. Авторы отвечают на вопрос об условиях подобного выживания. Среди них - «сохранение людьми человеческого достоинства с учетом культурных и других различий и при взаимном уважении людьми этих различий». Инновационное обучение прежде всего направлено на воспитание способности «предвидения событий». Такая способность должна заменить простое приспособление к внешним проявлениям событий, ориентируя людей на сознательный, заранее осознанный выбор альтернатив. Такое «предвидение» должно давать работу воображению, делать акцент на трудности, ожидающие нас в будущем, а не на опыте, приобретенном нами в ходе предшествующего развития»1.
Необходимость особого внимания к русской школе диктуется в настоящее время глобальными тенденциями мирового развития. На рубеже XXI века на смену уходящим субъектам мирового развития - национальным государством и транснациональным корпорациям приходят новые, в числе которых - мировые диаспоры, крупные трансрегиональные объединения или стратегические альянсы стран, мировые города (инфраструктурные узлы мировой геоэкономической сети) и антропоструктурьг (сплоченные группы и ассоциации, использующие сетевые формы организации деятельности и культурную политику для активного участия в мировых процессах) ., В их числе - сложившийся в XX веке под воздействием тектониче
1 См.: Социализм и прогресс человечества: Глобальные проблемы цивилизации. М., 1987. С. 329, 331, 330. ских исторических сдвигов русский мир - сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке. При этом на территории, очерченной административными границами Российской Федерации, проживает едва ли не половина русского мира . Одновременно формируется и новое предельно широкое понимание капитала' как единства культурного, политического, организационного, человеческого, финансового, промышленного, технологического, инфраструктурного и ресурсного потенциала. Признание существования русского мира позволяет говорить о русском капитале как совокупности культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, выразимых в языковом мышлении и коммуникационных (гуманитарных) ресурсах русского языка. Энергия воли различных этнокультурных групп, думающих и говорящих на русском языке, позволяет актуализировать эти потенциалы и превратить их в ряд образов будущего, задающих рамки и границы поля хозяйственных, политических и образовательных онтопрактик.
В этих рамках одна из ключевых ценностей и целей - всемерное повышение производительности русского капитала. Эта цель отвечает глубинным вызовам третьего тысячелетия и не содержит в себе основания для межциви-лизационной и международной конфронтации. Высокая производительность русского капитала выгодна всем. Реализация названной ценности предполагает решение обеспечивающих задач: опережающего формирования инноваци
16 Зак.1071
233 онной экономики; развития человеческих ресурсов; совершенствования институционального обеспечения процессов развития в ядре русского мира - России. Однако названные инновационные процессы требуют инновационного образования. Именно в этой сфере русский мир имеет существенные заделы и прорывные технологии. Отечественные психолого-педагогические и методологические школы уже с начала 60-х годов создали ряд эксклюзивных технологий обучения и формирования интеллектуальных способностей на разных возрастных уровнях, тем самым заложив предпосылки для развертывания эффективной и мобильной сети образования.
К сожалению, в середине 90-х годов системы управления государственным образованием России утратили стратегические цели и ориентиры в названном направлении. Резко снизился объем ресурсов, направляемых на решение задач поддержки инновационных технологий обучения и подготовки кадров. Госорганы практически полностью прекратили поддерживать фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие развитие новой технологической платформы в сфере образования и подготовки кадров. Таким направлением развития русского капитала и русского мира как в границах РФ - России, так и за ее пределами, должна стать русская национальная школа1.
1 Щедровицкий П.Г. Русский мир // Независимая газета. М., 2000, 11 февраля.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Николаева, Антонина Ивановна, Москва: Издат. центр "Альфа" МГОПУ
1. Абрамова Н.Т. Мозаичный объект: поиски оснований единства // Вопросы философии. М., 1986. № 2.
2. Алексашина И.Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественно-научного образования // Гуманистический потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
3. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994.
4. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации естественно-научного образования и современное образование. СПб., 1992.
5. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации содержания естественнонаучного образования // В сб.: Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПб., 1992.
6. Алексеев C.B. Концептуальные принципы регионально^ системы непрерывного экологического образования // Гуманистический потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
7. Алексеев C.B. Экология: наука и область образования. СПб., 1994.
8. Бездухов В.П., Киреевский И.В., Хомяков A.C. Принцип соборности в воспитании // Педагогика. М., 1998. № 7.
9. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
10. Блонский П. П. О национальном воспитании. // Вестник воспитания. М., 1915. №4.
11. Богоявлинский Б.Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. М., 1995. №3.
12. Богуславский М. В. Общечеловеческие и национальные ценности ориентации. отечественной педагогики (начало XX в.) //Педагогика. М., 1998. № 7.
13. Болгар H.H. К вопросу о роли методологии в школьном образовании // Проблемы интеграции в естественно-научном образовании. Тезисы научно-практической конференции. Ч. II. М., 1993.
14. Брейтингам Э.К. Формирование математических понятий высокого уровня абстракции // Педагогика. М., 1998. № 7.
15. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. СПб., 1861.
16. Вендровская Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. М., 1996. № 3.
17. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
18. Водянский A.M. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // Преподавание истории в школе. М., 1995. № 3.
19. Возрождение народов Российской Федераций и формирование национальных систем образования. Информационный бюллетень Института национальных проблем образования. Вып. 1-4. М., 1992-1993.
20. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. М., 1998. № 8.
21. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы // Педагогика. М., 1998. № б.
22. Гельман З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе // Педагогика. М., 1993. № 5.
23. Гельман З.Е. Кроме бинома и яблока. М., 1990.
24. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. , 1995.
25. Гончаров И. Якорь спасения. О возрождении русской школы основы национального самосознания // Педагогика. М. , 1991. № 9.
26. Горелов A.A. Человек Гармония -Природа. М., 19 90.
27. Государственная школа многонациональной и поликонфессиональной Москвы. М., 1997.
28. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественно-научного образования) // Гуманистический потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
29. Гудериан Г. Опыт войны с Россией. Итоги Второй мировой войны. М., 1957.
30. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., СПб., 1995.
31. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. М., 1997. № 1.
32. Девин П.О. О национальном русском воспитании // Русская школа. М., 1916. № 2-3.
33. Динзе В.Ф. О нации и национальной идее в педагогике. О национальной школе. Пг., 1916.
34. Дмитриев И.С. Историко-научная компонента естественно-научного образования // Гуманитарный потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
35. Дмитриев И.С. Материалы лекций «История науки в контексте истории культуры». СПб., 1992-1993.
36. Дмитриев И. С. Особенности развития науки в XVI-XVII вв. Место химии в естествознании Нового времени. Становление химии как науки. М., 1983.
37. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М., 1976.
38. Зайченко H.A. Социально-экономическое образование в современной школе / / Гуманистический потенциал естественно-научного образования. М., СПб., 1996.
39. Земель Н.Е. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки. Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988.
40. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 кн. Л., 1991. Кн. 1. Ч. 1-2.
41. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в контексте философии. М., Учительская газета. 1999, 19 октября.
42. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
43. Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. М. , 1988. № 3.
44. Зорина Л. Я. Системность качество знания. М., 1976.
45. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Париж, 1991.
46. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993.
47. Ильин И.А. Путь духовного обновления: Сочинения в 2 т. М., 1994.
48. Ильин С.И., Трубицын Н.Ф. Преподавание естествознания в старшей школе // Гуманистический потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
49. Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М., 1993.
50. Интеграция современного научного знания. Киев, 1984.
51. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Казань, 1996.
52. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Пг., 1915.
53. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914.
54. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений. Т. 3.' СПб., 1848 .
55. Карамзин Н.М. Странность // Вестник Европы. 1802. №2.4. 1.
56. Кацава Л.А. Курс отечественной истории VIII-XVIII веков // Преподавание истории в школе. М., 1995. № 2.
57. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.
58. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М,, 197 9.5 9. Клейн Ф. Лекции о. развитии математики в XIX' столетии. М.-Л., 1937.
59. Колесникова И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. Проблемы интеграции в естественно-научном образовании. Тезисы научно-практической конференции ГУПМ. СПб., 1993.
60. Кондратьев A.C. О тенденциях развития методики преподавания физики. Гуманистический потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
61. Концепция экологического образования в школе. Уфа, 1992.
62. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы // Педагогика. М., 1997. № 1.
63. Костанян H.H. Чтобы не быть пришельцами на родной земле // Педагогика. М., 1997. № 1.
64. Котов В.И. Какую историю преподавать в школе? // Педагогика. М., 1996. № 3.
65. Красновский Э.А., Лыссый Ю.И. Филологическое и литературное образование в школе: их специфика и взаимосвязь // Педагогика. М., 1998. № 6.
66. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. М., 1998. № 8.
67. Лавров С.Б., Сдасюк Г. Этот контрастный мир. М., 1985.
68. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры // Философская библиотека учителя. Псков, 1994.
69. Лебедева О.В. Народное и общечеловеческое в педагогических взглядах П. П. Блонского. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. М.,. 1991.
70. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т. 5. М., 1912.
71. Литвин А.Л., Шарифжанов И.И. Неопределенное реформирование истории в школе // Вопросы истории. М., 1995. № 7.
72. Лихачев А.Е. Возрождение к В.В. Зель-ковскому // Педагогика. М., 1998. № 7.
73. Макарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван, 1977.
74. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.
75. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи а обучения биологии. М., 1989.
76. Мариукова С.М. Реализация принципа историзма в контексте гуманитаризации естественно-научного образования // Гуманитарный потенциал естественно-научного образования. СПб., 1996.
77. Моисеев Н.Н. Оправдание единства. Комментарии к учению о ноосфере. М., 1989.
78. Моль А. Социодинамика культуры. М. , 1973.
79. Мощанский В.Н., Савельева Е.В. История физики в средней школе. М., 1981.
80. Мултаковский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М., 1977.
81. Мусин-Пушкин А.А. Среднеобразователь-ная школа в России и ее значение. Пг., 1915.
82. Мы свидетельствуем. // Частная школа. М., 1996. № 1.
83. Национальные доктрина образования. Проекр // Учительская газета. М., 1999, 19 октября.
84. Национальное и религиозное. Сб. статей. М., 1996.
85. Национальные школы: что дальше? // Педагогика. М., 1996. I' 3.
86. Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Срветская педагогика. М., 1991. № 12.
87. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М., 1975.
88. Новичков В.Б. Чему учить сегодня? // Педагогика. М., 1998. № 8.
89. Новый облик школ Выборского района Санкт-Петербурга. М. СПб., 1994.
90. Петрова Д.Н. Историзм как средство развития познавательного интереса учащихсяна уроках химии. Диссертация.канд.пед.наук. М., 1973.
91. Проблема интеграции в естественнонаучном образовании. Тезисы международной научно-практической конференции. Ч. 1-2. СПб., 1993.
92. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. Л., 1991.
93. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики // Советская педагогика. М., 1985. № 10.
94. Разумовский В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. М., 1998. № 6.
95. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики. М., 1977.
96. Региональная программа непрерывного экологического образования. Новгород, 1992.
97. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
98. Розанов В.В. Уединенное, М., 1990.
99. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920.
100. Русский этнос и русская школа в XX веке. М., 1995.
101. Сагатовский ,В.Н. Ценностное основание гуманитарной экспертизы. Гуманитарная экспертиза. Новосибирск, 1992.
102. Сборник учебно-методических материалов по этнокультурному (национальному) образованию. М., 19,98.
103. Серненок O.A. Дидактические основы построения интегративных курсов. Автореферат. канд.пед.наук. СПб., 1992.
104. Сиземская И. Педагогика прикладная философия? // Учительская газета. 1999, 19 октября.10 6. Сиск Д.А. Изучение будущего. Концепция образовательного курса // Вопросы психологии. М., 1991. № 4.
105. Смирнов С.Д. Задачи национального воспитания. О национальной школе. Пг., 1916.
106. Сморгонский JI.M. О так называемом культурном курсе химии. М., 1937.10 9. Солмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
107. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
108. Социализм и прогресс человечества: глобальные проблемы цивилизации. М., 1987.
109. Спасский Б. И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы. М., 1975.
110. Сусоколов A.A., Устойчивость этноса и концепция национальных школ. М., 1994.
111. Титова И.М. Методические основы раз-: вивающего обучения химии. Диссертация. доктора пед.наук. СПб., 1994.
112. Требования к историческому образованию учащихся в средней школе. Временный государственный стандарт //Преподавание истории в школе. М., 1995. № 4-5.
113. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.
114. Ушакова В.Г. Инновационные процессы национальном образовании. Тенденции ироблемы развития национального образования г. Москвы. Вып. 3. М. , 1997;
115. Ушинский К.Д. Антология гуманной пе-агогики. М., 1998.
116. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения в 6 томах. Т. 1. М., Г988.
117. Ушинский К. Д. О необходимости сде-ать русские школы русскими. Педагогическиесочинения в б томах. Т. 2. М., 1988.
118. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Педагогические сочинения в 6 томах. Т. 2. М., 1988.
119. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка в Швейцарию. Педагогические сочинения в б томах. Т. 2. М., 1988.
120. Ушинский К.Д. Родное слово. Педагогические сочинения в б томах. Т. 2. М., 1988 .
121. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми. Педагогические сочинения в б томах. Т. 2. М., 1988.
122. Федеральный закон о свободе совести и религиозных организациях /1 Российская газета. 1997, 16 сентября.
123. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. М., 1993. № 1.
124. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
125. Щедровицкий П. Г. Русский мир. М., Независимая газета. 2000, 11 февраля.
126. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
127. Этнокультурное образование в Северном округе г. Москвы. Сборник авторских программ и документов. М., 1997.
128. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893.
129. Ярошевский М.Г., Зорина Л.Я. История науки и школьного обученйя. М., 1976.