Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования

Автореферат по педагогике на тему «Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тенюкова, Галина Григорьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования"

лихЩ^ВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ 2 2 " ^ с^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

I ?АГ? ^"¡Щиализированный совет К 113.25.02

На правах рукописи

ТЕШОКОВА Галина Григорьевна

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

13.00.01 — теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Московском Государственном открытом педагогическом институте.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Арчажиикова Людмила Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических паук, профессор

Цыпин Геннадий Моисеевич

заседании специализированного совета л плиш но защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—теория и история педагогики в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического института.

кандидат педагогических наук, профессор

Солдатенков Александр Дмитриевич

Ведущая организация: Московский государственный институт культуры.

Защита

1993 г. в 14 часов на

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук,

доцент

В. Н. ДАРМОДЕХИНА

Современные задачи перестройки системы педагогического' образо-анир выдвигают перед музыкально-педагогическими факультетами про-лему повышения педагогического мастерства учителей музыки. Фуида-энтом ее решения могут служить научные идеи крупных педагогов-му-ыяантов Э.Б.Абдуллина,'О.Б.Алиева, 0.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажнико-ой, Г.К.:1адалги, Г.М.Цьщина л др. В последние года многие уччные [ педагоги вплотную подошли к изучению таких вопросов, как содер-:ание и методы обучения в условиях музыкально-педагогических факуль-гетов, особенности формирования профессиональных знаний, умений и цчвыкоз будуплх учителей музыки в процессе их подготовки, личностях качеств и пр. Но результатам научных исследований изданы моно-'рафии, сборники статей, учебные пособи?, за^яцён ряд диссертаций. Несомненно, научно обоснованные, теоретические и методические по-южения работ таких авторов, как З.С.Боскзрчьян, И.Н.Иемыкина, '¿.И.Ротерштейн, Т.А.Эстряна и др. находят практическую реализацию з решении залнейпих вопросов совершенствование подготовки будущего специалиста. Это вопросы, связанные с разными сторонами деятельности учителя, с поиском оптимизация методов учебного процесса, формированием творческой самостоятельности, интеллектуальной актив-кости и др. .

Вместе с тем в *<уэыкальнэй педагогике до сих пор остаются нерешенными ряд проблем. Одна из них - способность и умение будущего специалиста осуществлять- концертмейстерскую деятельность. Возникает вопрос - чем обусловлена важность этой проблемы?

В настоящее время в ряде вузов введена специализация, которая предполагает усиление профессиональной подготовки выпускников к исследуемому аспекту деятельности. Существенно важное .место в. этой работе должка занимать подготовка концертмейстера для работы в классах дирижирования педагогических училищ, институтов культуры, педагогических институтов, в соответствии с чем возрастает требование к разностороннему образованию студентов музыкально-педагогического факультета в классе основного инструмента и концертмейстерского класса.

Говори о месте данных дисциплин в системе образования учителя музыки, слсдует отдельно остановиться на готовности студентов к концертмейстерской работе. Рассматриваемая нами учебная дисциплина на музыкально-педагогнческгас факультетах педагогических вузов отличается от аналогичного курса исполнительских факультетов консерваторий своей профессиональной направленностью на дирижёрскую деятельность.

В соответствии с действующей программой по концертмейстерскому классу для музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов подготовка по данному предмету включает ряд компонентов: чтьние с листа, подбор по слуху мелодий окольных и массовых песен изучение репертуара, входящего в программу общеобразовательной шкоды; изучение романсовой лирики русских, советских и зарубежных композиторов.

Процесс обучения б концертмейстерском классе содержит в себе и не использованные возможности. Спускается из виду очень важная сп рона специальной подготовки студента-пианиста для работы концертмейстером в классе хорового дирижирования педагогических училищ. ■К ним следует отнести чтение хоровых партитур для различных составов хора, умение упростить партитуру, совместить аккомпанемент и партитуру, умение играть под "руку" дирижёра. Необходимы-такне сп< циальные разработки репертуарных планов, для подготовки концертмейстера класса'хорового дирижирования, т.к. все пианисты, направляю™ неся в систему педагогических училищ, проходят через это? ело; ный вид деятельности.

Таким образом, тема исследования- обусловлена противоречием между .потребностью специальных учебных заведений.с диршечреко-хорово! направленностью в..специально подготовленных' концертмейстерах и отсутствием специалистов такого рода в названных учебных''заведениях Объект исследования - процесс подготовки будущего концертмейстера на занятиях дирижирования.

. Предмет исследования + поиск путей совераенстчовслия учебной дестельности студентов музыкально-педагогического факультета посредством разработки системы специальной подготовки к концертмейстерской работе, в классе дирижирования. ц Цель исследования - выявить особенности работы:концертмейстера в классе хорового дир/лтрования к научно обосновать методику целенаправленной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к этому виду деятельности.'

Гипотеза исследования; эффективная подготовка к работе .концерт-меЛстера в классе- хорового дирижирование .возможна лииь- при кодкчи; специальной методики, вкотчеюдеИ последовательное освоение системы разработанных дидактических задали!,■которые долины предусматривать, выполнение следущтас условий: знание особенностей хорового ' письма к средств кэравей выразительности; понимание "языка" дкри-

жёрского жеста; умение играть "по руке" дирижера; учёт психологической совместимости концертмейстера л дирижёра.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать соитэлние теории.и практики исследуемой проблемы и выявить особенности, подготовки студентов к специальности концертмейстера для работы в классе хорового дирижирования. .

2. Выявить уровень эмоционального состояния концертмейстера во время профессиональной деятельности путём проведения психофизиологической диагностики.

3. Разработать и экспериментально проверить методику подготовки концертмейстера для работы в классе хорового дирижирования.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы по психологии,- педагогике, музыкальному исполнительству, связанные с проблемой Исследования; теоретическая часть' базируется на психояого-педагогяческой концепции развития внимания, навыков /Ананьев Б.Г., Гальперин Л.Я./, а также концепции единства эмоционального и интеллектуального • в музыке /Б.В.Асафьев,• Е.Н.Назайкинс-кий и др./; теории развивающего обучения-в процессе-преподавания музыки /Г.М.Цыпин/, программных документах по вопросам подготовки кадров выспей квалификации. -

В поисках средств реяения задач и проверки- исходных предположений был использован комплекс методов исследования:

- теоретический анализ;научной литературы-'по проблеме исследования и учебно-методической документации;

- изучение и.обобщение практического педагогического опыта;

- диагностические-методы /анкетирование, беседа, интервью/;

- обсервационные .методы /прямые, косвенные наблюдения, самонаблюдение, самооценка/;.

- экспериментальные методы /психофизиологический, педагогичес-ко-констатирующий, -обучающий,■контрольный- эксперимент/.

Методика исследования строилась с учетом принципа единства обучения и воспитания.- Кроме того использовалась взаимодополняемость и взаимоионтролируемость исследовательских:- методов и приёмов.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избррн Чувашский педагогический институт.

Исследование-осуществлялось.в два этапа.

Первый, этап /1987-1989/ - включал констатирующее исследование, в том числе анкетирование и. психофизиологическое обследование.

ВгороК этап /1990-1992/ - обучающий эксперимент. На этом этапе произведены корреляция, классифлкаци* к систематизации полученной информации, апробация и внедрение основных результатов исследование, литературнее оформление диссертации.

!!пучная новипна и теоретическая знвчимость исследование. Особенности работы концертмейстера в классе хорового дирижирования и методика его подготовки для данного вида деятельности впервые стали предметом специального исследования. Реализация выдвинутых задач позволила получить следующие научные результаты:

- выявлена специфика работы концертмейстера в классе хорового

- проведена психофизиологическая диагностика деятельности концертмейстера хсласоа хорового дирижирования, позюливаае установить оптимачьный реким его работы;

- теоретически доказана к экспериментально обоснована методика подготовки, студентов к кэццчртмеЯстерскэй деятельности в классе хорового д;;р;жгоования педагогических уч.ипгп, вхдвчакцая систему специально разработанных эаданий.

Иг актиче ска ч значимость исследование состоит я том, что:

- разработана методик? целенаправлешой подготовки студентов музыкально-педагогически факультетов к концертмейстерской работе . б классе хорового дирижировали педагогических учил ил, ..*'"титутов культуры;

- предложенная методика подготовки студентов к данному виду дея тельности м.о.чет быть использована методистами, автора.'!/, пособий, преподавателями рузов, готовящих кадры для педагогических учебных заведешь;

- систематизации педагогического репертуара концертмейстерского класса, произведенная в ходе исследования, может способствовать '-' более-четкой корректировке .мдивидуальных планов студентов, конкре тизг.цпп методической направленности процесса обучения.

Достоверность выводов и результатов исследование обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций; критическим ана лизом п учетом состояния разработки проблемы; применением рационального сочетания эмпирических п теоретически методов; результатами опытно-экспер.шэнтадькой работы.

На защиту выносятся следующие положения:'

I. Концертмейстеру класса хорового дирижирования следует наиболее точно отражать в своём исполнении все особенности дириакрекоге

жеста с тем, чтобы способствовать установлению системы: дирижёр -ведугций, концертмейстер "хор" -т ведомый, что приведёт нэ только к совершенствованию учебкой деятельности обучающегося, но к к формированию адекватных представлений о последующей самостоятельной работе в' .качестве концертмейстера. :

2.•Условиями формирования концертмейстерских навыков для работа в классе дирижирования.является специально.разработанная методика, включающая: знание особенностей хорового письма; понимание языка диризщрског-о :хеста; умение играть точно по "руке" дирилйра; психологическую комфортность. '•

• Апробация.результатов '/¿следования осуществлялась по следующим направлениям:

1. В экспериментальной работе-на кафедрах.дирижирования и специального инструмента Чувашского, государственного.педагогического института, Харьковского государственного педагогического института,

а такке. на кафедре физиологии ЧуЕэлского университета.

2. В выступлениях.автора о докладами на.ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава .-и 'межвузовских конференциях. ' ' -

3. Через опубликование научных и методических статёйв сборниках научных трудов Чуваисхого педагогического .института, Чузашского университетаг Харьковского педагогического института.

4. Путём внедрения результатов исследований; в'учебно-воспитательный процесс музыкально-пецагог^чэского факультета Чувашского государственного педагогического института.

5. В .ходе обсуждения-диссертации на кафедрах пения и хорового дирижирования Чувашского государственного педагогического■института и. методики к теории музыки Ь!осковско'го: государственного открытого- педагогического института. . •

ОСНОШЮЕСОДЕРаАЖй'РАЕОПч

Во введении обоснована, актуальность, теиг-исследования, оарзде-лекы проблем;'цель, объект, предает, з&дачй, методология, методы исследования, научная'новизна, теоретическая; и'практическая значимость, сформулированы положения, наносимые. на защиту.

Первая, глава - "Теоретические олновы профессиональной деятельности концертмейстера" -'. эклачает-обзор литературы'по ксслздуеыой проблеме..В иэй последовательно.рассматривается историческое развитие • концэртмзйс-сарской деятельности,- специфика, работа концерт-

современное состояние и

гадачи музыкально-педагогического образования, вопросы профессио-нально-педагогическо й направленности.

Автором прослежено историческое развитие искусстза концертмейстера от истоков до наших дней. Как показывает анализ .литературных и научных источников, искусство аккомпанемента имеет вековую истории. В древние и средние века аккомпанемент, в основной, выполнял метроритмическую функцию. Однако с расцветом гомофонии сущность и значение аккомпанемента коренным образом меняется, постепенно он играет почти равноправную роль в исполнительской процессе.

В ХУЛ в. само понятие "ак ко мпаниатор" вытесняется понятней "концертмейстер", функции которого значительно икре, нежели простое аккомпанирование, ибо концертмейстер берёт на себя задачи управления ансамблевым исполнением. Особенно возрастает роль концертмейстера в ХУШ и XIX вв., когда интенсивное.развитие получает Еанр романса с достаточно усложнённой фактурой и гармонический разнообразием нотного изложения. Дальнейшее развитие аккомпанемента, неразрывно связанное с общим прогрессом в музыке, приводит к углублению его содержания, усложнению пианистических трудностей, что предъявляет к аккомпаниаторам требования, не меньпие, чей к современным пианистам - солистам в отношении их художественного, и технического мастерства.

Последующее развитие композиторского и исполнительского мастерства приводит к появлению не только сложных по своему замыслу сочинений, но и к появлении своеобразных творческих дуэтов. Достаточно назвать такие.-творческие дуэты, как Шуберт - Фогель, Мусоргский - Леонова, Рахманинов - ¡Палялнн, Ыетнер - Шварцкопф, Игун-ков - Козловский, Рихтер - Дорлиак. Становится ясно, сколь высокого мастерства требует аккомпаниаторекая деятельность от исполнителей - инструменталистов.

Говоря об искусстве аккотанеыента, автор обращает внимание и на другую сторож этой проблемы. .Концертмейстерская деятельность представляет интерес не только с точки зрения исполнительства, ко и включения концертмейстера в педагогический процесс. Ещз £>.Э.Зах в "книге" "Опыт изложения правильного способа игра на клавикорде", изданной в Берлине в 1762 году, справедливо указывал, что намерения солиста могут быть осуществлены, если еккомпаниатор действует с ним синхронно.

На современном -этапе развития музыкального образования давно улз общепризнано, что без концертмейстера невозможна работа филар-

моний, оперных театров, Дворцов культуры, клубов, а также многих учебных заведения.

Концертмейстерскую работу иояно представить в разных аспектах; деятельность музыканта-пианиста, постоянно выступающего на концертной эстраде партнёром.солистов; деятельность пианиста, разучивавшего партии с певцами в оперном театре; учебная дисциплина на фортепианных факультетах музыкальных учебных заведений; участие в педагогическом процессе на занятиях инструменталистов и в классе хоревого дирижирования. В учебном процессе значение концертмейстера огромно, ибо он не только исполняет парти-о рояля, но и является обязательным участником процесса обучения.

Каждый из названных видов деятельности пианиста-аккомпаниатора икеет свою специфику, требующую определённых комплексов знаний, умений и навыков. Концертмейстер ебязян владеть динамическим и звуковым разнообразием фортепианной фактуры, должен уметь найти в фактуре наиболее важные по звучанию моменту, уметь выделить, где это необходимо, мелодию или бас. Концертмейстер такие должен сосредоточить внимание на поиске разнообразия красок в фактуре сопровождения, партитуре, ибо дане кошактное аккордовое изложение требует дифференцированном! некоторых деталей.

Отдельные стороны данной проблемы затронуты в трудах Б.Асафьева, Ш.Бдуменфельда, С.Е.Зейнберга, 5.М.Варенбойма, Е.Шендеровича, А.Люблинского, а позднее В.И.Пустовит, Л.И.Винокур, Р.Н.Хавкиной - Тра-хтер и др.

В диссертации проанализированы в разных аспектах все виды деятельности концертмейстера: будучи слоеным структурным образованием, профессиональная деятельность.концертмейстера при подготовке дирижёра имеет своп специфику; своеобразие работы в классе хогового дирижирования связано и с особенностями хорового писька. От концертмейстера требуются быстрота ориентации в нотном тексте, чуткость и внимание к диринёру и умение сразу охватить настроение и характер произведения. Концертмейстер обязан досконально изучить все виды хорового письма, знать темброзуга окраску кадцой партии и различных хоровых составов, представлять хоровое звучание в целом. Помимо партитуры он должен разбираться в элементах вокальной техники, во всём, что представляет предмет певческого искусства.

Наиболее распространённый метод занятий по подготовке хормейстера - дирижирование под рояль, заменяющий и да^.е изображающий хор. При,этом концертмейстеру и.дцрцаёру- важно отчётливо представ-

лять хоровое звучание, что требует специальной подготовки.. Концертмейстерам следует наиболее точно отражать б своём исполнении все особенности дирижирования учащегося, .фиксируя как положительные тяк и отрицательные моменты. Чтобы быть на уровне этих требований, концертмейстеру класса дирижирование необходимо быть высококвалифицированным музыкантом.

Как показыЕают наблюдения, студенты т-с'зыкально-педагогпческого факультета, направляемые на работы в педагогические-училища, обязаны не только квалифицированно дести занятия по фортепиано, но и грамотно осуществлять.■ концертмейстерский работу в блоке дириг.ёрско-хоровых дисциплин. Вместе с-тем проблема подготовки концертмейстера для работы в классе хорового дирижирования- в условиях гузыкаль-но-педагогического факультета целостного анализа не получила. Нет л серьёзных 'методических- разработок по практическому овладению студентам»! специфическими навыками к умениями в этом .сдшсноы виде деятельности. -

Анализ практики подготовки учителей показывает,- что она во глю-гоу не способствует формирования уногопьрновой деятельности, отра-.'хягщей специфику профессии не-просто ic.-зккгнта-педсгог'я, но и кон-, цертмсйс-тсра. ... .

Причин такого, положения несколько, ко - главным,- на каш взгляд, является отсутствие- разрчСотакноЯ методики, спецкурса,-' поаволя-сце-гг, готовить студентов к данному виду деятельности.

С цель» проверки данного предполокеккя проведено анкетирование концертмейстеров клясса хорового дирижирования- педагогических институтов гг.Саратова, Куйбьиева, КзгЁнк, Чебоксар, Горького.-

Анализ анкет показал: все концертмейстеры-отмечают, что их деятельность сложа, многоалянова'и затрагивав? «¿ногке стороны прс--фесскп, такие как исполнение партитур, - внутреннее сяьзакие хорового звучания,■совмещение партитуры и аккомпанемента, реакцаа на действие- дкрикёрй-етудента, психологический.контакт-с преподавателем и студентом. Б силу этих причин работа-концертмейстера связана с большими пскхофизиологическим: перегрузками, ка это неоднократно указывалось в анкетах: о тг,'е далось уч?5£нае сердцебиения, изменение ритм.- дыхания, тремор, потливость рук, лёгкое головокружение и. т.д.

Анализ кнеознхея исследований /¿.О.Павлов, Г.М.Бреслаз, й.Рей-ковеккй, З.Е,Иарвдук, Л.А.Бутченко/ позволил, не подвергая сомнению данные авторов лдеприведённых исследсз?кий, провести.психофизиологическую даг-гносииу деятельности ксщег^-чйстера, чему цосвящёк

спецкальный раздел работы.

Для изучения эмоционального статуса концертмейстера в процессе профессиональной деятельности было проведено экспериментальное обследование на базе кафедры нормальной физиологии Чувашского университета. В исследовании участвовали все концертмейстеры кафедры хорового дирижирования Чузашскогб пединститута.

Целью эксперимента явилось изучение некоторых показателей деятельности' сердечно-сосудистой систамы; артериального давления (ДД); числа сердечных сокращений (ЧСС); -электрокардиограммы (ЭКГ) и. дыхания, числа дыхательных движений (ЧДД). ЗКГ проводилась по методу К.Бутченко.

•Для самооценки самочувствия, активности, настроения перед экспериментом концертмейстерам была- предложена- анкета "САН" (ичтодика Спилбелгера в модификации Ю.А.Ханкка).

После тэго, как испытуемые оцачили самочувствие хьх обычное, естественное, был-проведён физиологический- эксперимент (с замером : ЗКГ,- АЦ,.ЧПД, РД>' е о'бэдгшх условиях з двух вариантах:-без упраала-ния и под управлением дирикёра-стзяента.

Изучение деятельно,сти. сердечно- сосудистой. систзка позволяло заявить, -:тб в процессе работы наступает некоторые иг.сенснкл 433,-А?» ЯДЦ, ?Д. а сторону увеличения з -пределах корж-..При вклзтаяш з работу дкри5.ёра-студзн га создавалась недель- рабочей сбстеновзи урока - дкркггкрэ^ания,- Исполнялось произведение крупной формы.. В отлкчне о-т контрольного исподкёкйя без управления, слёдовало играть аккомпанемент и подчиняться д-зЕотзиш дирижёра-студента. Во зсех случаях бы-.ж отмечены (10С%) увеличение -ЧЗС-, учащение- ЧСС (газзасардия)., арит-.тя и.дезе' зкстрасистолик (нападение едного из- удг.рзз); -АД изменялось з сторону повышения. Отмечалось таксе кгруг-'ение- ритма дыхания и -увеличение частот-,л дыхательных- дзн^ений, были нарушены фазы вдоха и выдоха. Кроме того, визуально наблюдались гиперега'я гоньззе покровов, тремор пзльцеэ,. потлкзесть рук, со слов испьгсуека: - легкоз голо покруяекке.

Исследование позволило констатировать, что-з процессе работы.концертмейстер класса хоро~ого дири^иразакия испытывает больгуэ психофизиологическую нагрузку и во-многом это обусловлено тем, что подготовка специалиста соверпенн'о не учитывает сйс-цгфнсу будущей деятельности концертмейстера^ • Исходя из. •этого, юанэ- сделать вывод о тем, что концертмейстер-ддя работы в класса хорового •дирижирования- догвея проходить специальную подготовку по соодзе^ствущзй метод'-г.е. Это

иожет свести к минимуму все психотравмирушцие элементы профессии концертмейстера и, несомненно, не только повысит эффективность его участия в подготовке дириаёра-хорыейстера, но и выведет его деятельность в сферу творчества.

На поиск адекватной методики направлены последующие разделы работы.

Во второй главе - "Организация и содержание экспериментальной работы" - излагаются процедура проведения опытно-экспериментальной работы, поиск и апробация методики исследования, особенности организации к ход констатирующего и обучающего экспериментов. Эта часть работы предусматривала два этапа- I этап - педагогический, констатирующий, эксперимент, корреспондирующийся с психофизиологическими опытами, призванный с помощью иного подхода подтвердить или отвергнуть данные физиологического исследования.

Основным методом констатирующего эксперимента было анкетирование концертмейстеров кафедры хорового дирижирования Чувашского, Саратовского, Куйбышевского и Казанского пединститутов (32 чел.).

Анкеты включали вопросы, направленные на выявление роли концертмейстера на уроке, специфики его работы в классе хорового дирижирования. Анкеты позволили получить важные- сведения о специфике работы концертмейстера в классе хорозого дирижирования. Из анализа анкет получена информация от концертмейстеров об ощущении себя второстепенным участником педагогического процесса, в то время как все отмечахт необходимость совместного контакта в работе педагога, концертмейстера и студента..

Результаты анкетирования позволили также выявить, что возможности концертмейстера в классе дирижирования используются не в полном объёме. Из анкет талеже выяснилось, что нередко концертмейстер выступает в роли "тапера", а не хора, который он должен изображать.' Часть концертмейстеров отмечают, что независимо от действий студентов они играют партитуру в готовом виде, руководствуясь своей интуицией, а не действиями студента-дирижёра. Студент работает как бы под "фонограмму", идёт так называемое "натаскивание"звучит стереотип, аннулирующий действия/диринора-студента.-Происходит обучение управление хором без "обратной.связи", что неминуемо приводит к развитию внеиней техники, не связанной с внутренними музыкально-слуховыми представлениями,■подчиняющейсяна процессу музыкального исполнения, а двигательным схемам. Таким образом, результаты проведённой работы, дали.во-зда^кность констатировать не только вагшость

обозначенной наш проблемы, но и достаточно низкий уровень (если не полное его отсутствие) подготовки музыканта к исследуемому виду деятельности. Обобщения, полученные на основе теоретического анализа проблемы, а такие ход и результаты контрольно-констатирующих исследований обусловили содержание и методику обучающего эксперимента.

II этап педагогического исследования, включающий з себя обучающий эксперимент, был основан на данных психофизиологического и констатирующего педагогического исследования.

Эксперимент ориентировался на достижение следующих целей: выявить исходный уровень концертмейстерских навыков студентоз; разработать методы и приёмы, условия, повышения качества указанных навыков; проверить эффективность разработанных методов построения занятий, способствующих всесторонней подготовка студентоз к работе концертмейстера з классе хорового дирижирования.

Для проверки правильности задвинутой гипотезы исследования з Чувашском педагогическом 'институте им.И.Я.Яковлева и Харьковском педагогическом институте км.Г.Сковороды в 1591/92 учебной году был проведён пробный эксперимент со. студентами 1И-1У курсов с помощью ' специально, разработанной.методике,- в которой учитывались музыкальные и исполнительские'данные студентоз. ' .

3 экспериментальную работу' были эклзчены студенты, нмещие подготовку з объёме фортепианного отделения музыкальных училищ» • Всего в эксперименте участвовало 23 человек, из них по экспериментальной методике обучалось 20 человек под руководством автора и других преподавателей.' Для сравнения с результатами экспериментального обучения 1,21 выделили контрольную группу з количестве 8 человек.

3 конце какого блока занятий студентам предлагались- задания для самостоятельного резенкя с целью проведения экспериментальных "срезов". При оценивании заданий'учигызался ряд показателей: глубина знаний осноз хорового письма, грамотность исполнения партитур, развитие образного мъплекчя, качество ансамбля, реакция на действия дирижёра и т.д. ' ;

Оценивалась работа по пятибалльной пиале с по'1сщьо следущпх показателей, отражающих две группы назыноз: '

I группа - техкические умения- и навыки /техническое мастеистзо/: грамотность чтения партитуры; умение упростить сло^нуз партитуру; [ •' умение совместить фортепианное соетозощдекшз . и. хорэвуо партитуру. ..

П группа - методическая оправданность следуших умений: быстро" -" -

реагировать "на руку" дирикёра; адекватно выполнять словесные указа кия дирижёра; умёнйе выполнять, методические задания педагога.

Качество данных показателей оценивалось по пятибалльной шкале, по критериям, которые были заимствованы нами из "метода обобщённых характеристик" К.К.Платонова.^

Есе результаты заносились в.специальные'таблицы, в которых фиксировался-каждый-навык, в определённой степени сформированный, или отсутствующий. Критерии отбора студентов в контрольную и эксперимен тальные группы предусматривали приблизительно одинаковые показатели по следующим параметрам:- владение фортепиано; знание элементарного дирижёрского жеста; реакция на "руку" дирижёра.

Объектом нашего внимания стало содержание музыкального обучения и возможности-его .совершенствования. Анализ программ-концертмейстерского класса дирижирования педагогических училищ, опыт работы убедили нас в необходимости разработки и внедрения нового курса.' Этим курсом ехала дисциплина специализации "Преподаватель фортепиано и концертмейстер класса хорового дирижирования педагогических' училищ". Изучение этого курса •предполагается в 1Х-Х семестрах в количестве 27 часов;, распределённых следующий-образом: лекционные 'занятия /специфика работы концертмейстера,. особенности хорового письме-., чтение хоровых партитур/ - А. часа; 'индивидуальные занятия в концертмейстерском классе--.10 часов; лабораторные занятия в классе дирижирования - 12 часов; зачёт - I -час.

Еса это вместе создаёт, систему подготовки к'концертмейстерской работе,, являющейся одним'из условий практической готовности студентов к активной профессиональной деятельности. Обучающий эксперимент строился ка убеждении, .что' подготовча студентов к концертейстерско! работа, в классе хорового дирижирования будет эффективной, если в' процессе, обучения-в классах еяецдиациплин -осуществлять профессиональную. направле^мост!) занятий и 'предоставлять студентам бо'змоеност! практически участвоаать в-подготовке студента-дирижёра'в качестве концертмейстера. •

При подготовке студентов, для работы в классе.хорового дирижирования исиользорались сл.едуацие '»йчоды и прие-шл:

I» Ведение дкеэшгк^в преподавателями» проводящем окспериыент, пс опредзлёккоиу; плану-, куда, вносились • все -изучаемые в классе произведения', давайся-крат^иА анализ этапов работы.

К.К.Платаноа

2. Репертуарная политика, которая состояла в следующем: партитуры хорального типа; партитуры гармонической фактуры /с развитым голосоведением/; партитуры гомофонно-гармонического изложения /с выраженной мелодией/; лодголосочная полифония; имитационная полифония. Изложенный принцип подбора педагогического репертуара был ведунам и на последуэцих этап?х экспериментальной работы. Центральны;.! элементе?.' разработанной нами методики явился метод постепенного усложнения заданий посредством увеличения количества объектов внимания.

3 работе со студентам: экспериментальной группы наряду с указанными требованиями в качестве специальной подготовки выдвигалось' формирование навыков, необходимых для работы в качестве концертмейстера класса херового дирижирования в процессе выполнения специфических концертмейстерских действий /игра хоровых партитур для различных составов з различных видах изложения, совмещение партитуры и аккомпанемента, реакция "на руну" дирижёра. '

Методика работы з экспериментальной группе включала несколько этапов. Приводим содержание основных этапов экспериментальной работы. Обучение студентов начиналось с подготовительного этапа' /4 часа/. Этот этап предполагал теоретическое овладение особенностями хорового письма и развитие действий, связанных с исполненном несложных хсрозых партитур различных- составов гомофокно-гарнонк-ческого изложения без сопровождения. Серия специальных заданий касалась более глубокого изучения рэмпонентоз хорового звучания и средств музыкальной выразительности, использовалось слушание в записи различных хоровых составов.

На первом этапе экспериментального исследования велась работа по формированию распределения внимания менду восприятием ь*узыкаль-. ного и литературного текстов, различными приёмами игры хоровой партитуры, воспитанию хорового слышания фактуры путём использования записей различных хоровых составов и передачи вокального звучания при помощи пианистических приёмов /пальцевое легато/.

Навтором этапе обучения главной задачей являлась работа над ярким, выразительным, качественным исполнением партитур для различных хоровых составов с сопровождением и без сопровождения в разнообразном изложении /двух- трёх- четырёхстрочном/. Знание особен- " яоетей хорового письма, ощущение "вокальной" фразировки, знание средств хоровой выразительности помогали в достижении поставленной дели.

Содерзеанием второго этапа эксперимента было дальнейшее совершенствование навыков сосредоточения и распределения внимания в условиях тщательного изучения дирижёрского жеста, музыкально-исполнительских действий в отдельности и в. ограниченном сочетании ./фрагментарная игра под пест дирикёра/, совмещение партитуры с аккомпанементом, знакомство с клавирной музыкой.

На третьем заключительном этапе.работы студенты учились работе с дирижёром в условиях урока дирижирования. Г^бокое изучение произведений, анализ средств хоровой выразительности, действия дирижёра, указания педагога помогали студентам увидеть, исполнительскую задачу и решить её по мере возможности.

К задачам I и П этапов эксперимента на завершающей его стадии прибавились следующие: распределение объёма внимания на два исполнительских действия; корректировка своих действий в работе с дирижёром по указанию .педагога.

Последовательное овладение этими действиями определялось такке выбором форм работы, а именно: а) разучивание двух заданных произведений (а капелла и с сопровокдением) из программы студента без участия дирижёра; б) работа под жест дирижёра; в) совместное исполнение произведений.'

Каждый студент экспериментальной группы прикреплялся в класс дирижирования к определённому студенту-дирижёру. Для выявления уровня' сформированности готовности к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования были использованы следующие методы: наблюдения, метод параллельных срезов, в экспериментальной и контрольной группах и метод оценки компетентных судей: Метод параллельных срезов использовался для.того,"чтобы квалифицированно' оценивать ре- ■' зультаты камдого этапа эксперимента. Такие срезы-проводились постоянно во время работы. Методом оценки компетентных судей ж пользо-. вались для получения'коллективного мнения об уровне подготовки сту-' дентов к концертмейстерской'работо в педагогических училищах. Компетентными .'судьями выступали преподавятели и ведущие .концертмейстеры педагогических институтов -гг.Чебоксар- и' Харькова. ,

. Следует подчеркнуть,.чтп для обеспечения сопоставления итоговых показателей контрольной.и экспериментальной групп критерии оценки-э-сектпЕНосл! разработанной методики устанавливаются исходя из программных требований "Концертмейстерского класса и ансамбля".

На первом.'этапе критериями активного-сосредоточения-и умелого распределения внимания б^ди следующие:- точность.исполнения партиту-

ры; точность исполнения текста партитуры (темп исполнения, характер исполнения, ритм, педаль); творческие проявления (эмоциональность исполнения, качество фразировки, степень упрощения текста); ошибки в исполнении (штрихи, динамические оттенки, знаки альтерации, остановки, фальшивые ноты).

При совмещении действий с дирижёром' к ним прибавлялись такие показатели, как: воплощение хорового звучания, упрощение аккомпанемента, введение партитуры в акколтанемент, умение реагировать на "руку", умение выполнять указания дирижёра.

Исходя из. вышеизложенных критериев, были проведены контрольные срезы в экспериментальной и контрольной группах, цель которых - получение данных сб эффективности и целесообразности применения разработанной методики обучения концертмейстера.

Материала представленных таблиц позволяй? сделать вывод о значительных позитивных изменениях, которые прсизозли в экспериментальной группе по двум основным категориям показателей: техническое мастерство и методическая опразданное-хь.

Анализ.обучающего эксперимента, построенного .на базе дссжух психофизиологических* и педагогических ис£ледозг.кий, позволил сделать выводы:

> I. Развитие специфических концертмейстерских навыков связано с 'лучением специфики хорового письиа, техникой чтения хоровых партитур и реакцией на жест дирижёра.'

2. Эксперимент показал, что. одним из эффективных путей воспитания концертмейстерских умений'и навыков'является усилегзие энглкти-ко-синтетической направленности внимания и'совмещение исполнитэльс-

'кет действий.• •

3. .Объективный контроль при помочи психодиагностических тестов подтверждает, дагшые '„'едагсгкчзсного. эксперимента.и свидетельствует о повышении профессионального уровня .и уменьшении психотргвмпрующЕХ влияний во время профессиональной-деятельности концертмейстера класса хорового дирижирования.

Развитие этих навыков на занятии к&нцертыейстерского класса це-' лесообразно осуществлять'с учётом определения последовательности в овладении кавыкам;! совмещения вдзыкально-ясподштсяьс'юк действий, а именно:

а) теоретическое владение особенностями хорового пнсыса;.

б) последовательность форлировакия данных навыков определяется ■/ специально подобранным репертуаром, для учебной-.работы подбяраатся . сочетания по принципу усложнения фактуры; ;

в) владение навыками совмещения партитуры и аккомпанемента; для последующей работы отбираются произведения по принципу постепенного уменьшения степени идентичности партитуры и аккомпанемента;

г) овладение реакцией на жест дирижёра. Работа велась сначала над освоением отдельных приёмов дирижёрского жеста /вступления, сня-тия,с1-(/ги.пиеп^о ,иле-ие.пс1о и т.д./, затем отдельно в произведении.

В заключении обобщаются основные результаты исследования, формулируются общие выводы и научно-практические рекомендации.

Основное значение диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые дэётся теоретическое обоснование комплексной подготовки к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования студентов музыкально-педагогического факультета, предложена и апробирована методика.

3 соответствии с логикой и замыслом исследования были проанализированы исторические аспекты концертмейстерской деятельности, осуществлён анализ профессиональной деятельности концертмейстера в классе хорового дирижирования, позволивший выявить специфику её компонентов и раскрыть их значение. Всё это дало возможность изучить факторы взаимодействия и взаимосвязи общей систем формирования будущего концертмейстера с процессом профессиональной подготовки учителя музыки, а тагске определить условия совершенствования готовности студента для концертмейстерской работы в классе дирижирования педагогических училищ.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность разработанной в ходе исследования методики формирования готовности к концертмейстерской работе в классе дирижирования педагогических училищ, выявила её эффективность и позволила предположить научно-практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителя музыки к концертмейстерской работе в классе хорового" дирижирования педагогических, училищ.

Данное' исследование раскрывает часть вопросов, связанных с многофакторным процессом формирования готовности студента к работе концертмейстера класса хорового дирижирования.

Исследование может служить основой для дальнейших творческих поисков с целью развития и совершенствования процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к концертмейстерской деятельности.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

I. Церы повышения оптимизации учебного процесса а классе дири-

жирования // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в вузе: Тезисы VII межвузовской конференции. — Чебоксары, 1983. — С. 193—194.

2. Участие дирижеров самодеятельных коллективов в воспитании рабочего класса // Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма: Межвузовский сборник.—Чебоксары, 1983.— С. 138—140.

3. Некоторые показатели деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания у концертменстров класса хорового дирижирования п процессе работы // Физиология и патология кровообращения: Межвузовский сборник.— Чебоксары, 1985. — С. 72—75 (в соавторстве).

4. К вопросу специфики концертмейстерской работы в классе дирижирования // Подготовка будущих учителей музыки к художественно-творческой работе в школе. — С. 38—47. — Деп. 26.11.92. 348—356/92.

Формат 60Х84/16. Объем 1 п. л. Тираж 10). Зака:> Да 210. Тип. ЧГУ