автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и организация духовной жизни коллектива сельских старшеклассников
- Автор научной работы
- Чернова, Мария Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Новосибирск
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Содержание и организация духовной жизни коллектива сельских старшеклассников"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ 0БРА30ВА1Ш ИНСТИТУТ ПР01ТАШШ СРЕДСТВ ОБУЧШШ
На прзгах рукописи
ЧЕРГОВА Мария Борисовна
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОПГОЯ ЮШИ КОЛЛЕКТИВА СЕИЬСКИХ СТШЕШССШКОВ
1В»00»01 - теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кащшдатп педагогических наук
Новосибирск 1992г.
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теорш и истории педагогики А1Ш СССР /НШ теоретической педагогики и ме; дупз,рпд1их исследований в образования/
Научный руководитель: кандидат. педагопгч;:г';их наук, доцент Н.Я. Селиванова
Научннй консультант: кандидат философских наук, профессор В.И. Тнщенко
Официальные оппонента:
доктор педагогических наук, профессор С.И, Ме>перлкова кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Боровиков
Ведущая организация - Омский государственны!! педагогический институт
Зацпта диссертации состоится
С '
в часов на заседании репгашшьного специализированного Со вета К,018Л5.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при 1Ш НПТ /ШТЛ протратил среяств обучения Российской Академии Образования/ по адресу: г. Новосибирск, &30098, ул. Приморская,. 22.
С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке института. Автореферат разослан " /У " _ 1892г.
Учений секретарь специализированного совета, кандидат экономически* наук
С,Е' уРват
СЩЛЛ ХАРАКТЕРИСТИКА. ИССЗДД0НА1Ш
Актуальность исследования. Внимание к духовной тороив бытия обусловлено важностью тех процессов, которые пропс-одят в духовной жизни общества, тех тенденций, которые складнва-тся н нем на современном этане. Практика ггоказнваот, что фактсрц уховноЯ жизни могут существенно ускорить /или.замедлить/ прогресс остальных областях жизни. В условиях кризиса, переживаемого об-¡остши, обострившего множество проблем разину, сфер его жизни, в •ом числе пол агогике, предметом особенного внимания являвтея лроб-¡ема духовно!! жизни личности. Безразличие к проблемам духовной (изни обшсства, отсутствие потребности в ре^игексии, жестокость, ;'11:.ноду'Цие к людям, неспособность к порожквагаио и сочувствию - до-юльно распространенные в настоящее вресл явления среди старша-ишссников. В условиях стабильной общественной низни освоение нра-зственно-этических норм, приобщение школьников'к-общечеловеческим юшюстям во многом происходит за счет упорядоченности внешних {орм жизни, В современной ситуации особое место начинает занимать специально организованная деятельность, противостоящая хаотическое распаду, способствующая внутренней упорядоченности за счет приобщетш к духовным ценностям и их личностного освоения.
Противоречие медцу кризисным состоянием общества и потребностью переоценки личностшгх ценностей з соответствии с общечеловеческими идеалами видвигает но пне воспитательные- задачи: воспитание человека, способного к духошому самоопределению и нравственному самоуправлению, готового вступать в дналогически-псстигавдне отношения с другими людьми,: миром в целом, творчески свободного. .
- Особенно сложно решение этой яроблеш.в условиях сельской школы. Поскольку задачи, стоящие перед ней, реализуются в таких спсц.'Лическ.их условиях, -как: удаленность от крупных культурных и . научно-методических центров, территориальная разобщенность школьных микрорайонов; необходимость участия в сельскохозяйственном труцо; малокомплектность; отсутствие шеококваиифицировашшх пе^-дагогичоских кадров и т.д. Специфичной является и сама среда сельского -поселения, Гольшоо значение здесь имеет состав населения, количественные и социалыю-структуршт характеристики, занимаемая территория, удаленность от города и дорог, близость к природе, исторический вопраст поселения /традиции/ обнчаи/ и др. Все эти объективнее и субъективные факторы пород,п.ают немато проблем со-
шально-зкономического к педагогического характера. Одна из наиболее ваших - организация духовной к из ни и духовного пространства сельских старьчлиассников, одухотворение хозяйственной деятель нооти и практики школы. В-этой связи необходимо подчеркнуть, что духовная жизнь личности, связанная с активным преобразованием сбо его внутреннего мира, выработкой личностных духовных окислов, не шжот протекать успешно без напра. леннсоти на.других ладей, диало гичоского сосуществования с ним. К сожалению, разработка этой проблематики не только зачастую не связывается с вопросами коллек тивного воспитания, напротив, сам коллектив воспринимается как не что нивелируидеа личность, способствуйте подавлению ивдиввдуачь-ности, творческой самостоятельности, личностной уникальности и са моценности. Однако коллектив способствует развитию личности, являясь его стимулом, важнейшим средством, позволякщим создать "поло духовного напряжения", предоставить большое количество ситуаций выбора, богатство диалогических отношений и переживаний, духовно-ценностных ориентации. Проблеш сельской школы исследование рядом авторов /А..0. Иванов, А.Е. Ковдратенков, Б.Ю. Кричевский, А.Ф. Соловьев, Г.Ф. Суворова и др./, тем не менее специальные исследования, посвященные вопросам воспитания сельских школьников в классных коллективах, крайне малочисленны /А.Н. Богатырева,. М.В. Воропаев, Е.И. Дцюв, Л.С. Крикунов, A.C. Чернышев и др./. Практи чвски нет работ по фондированию духовной культуры сельских старше классников, организации духовной жизни коллектива.
Духовному общению как форме реализации духовной жизни старше классников в целом посвящено незначительное количество педагогических исследований. Так, Ю.В, Шаровым /1962-1971гг./ изучались духовные потребности школьников и пути их форг/ирования; различные аспекта духовного общения рассматривались Н.П. Аникеевой, Э.Н. Гс рюхиной, В.В. Васильевой, O.A. Казанский, H.A. Кобишш и др.
В рамках философской науки проводятся исследования особенностей духовной жизни, духовного мира человека, духовного общения в разных аспектах /B.C. Барулин, Г.С. Батищев, B.C. Еиблер, А.П. Еуева, Б.А. Григорян, Г.Г. Дилигенский, М.Т. Иовчук, З.М. Кака-бадзе, М.С. Каган, В.М.'Мекуев, В.В. Сапронов, АЛ'. Уледов, Э,Г. Федотова, Т.к. Ширматова, А.И. Япанко и др./. Большой Еклад n ра: работку сшсложиэненной проблематики, ставшей неотъемлемой часты классической философии внесли западные философ! А. Гелен, А. Кем
Э. Кассирер, I. Млритен, X, [Lreciiep, Е.-П. Сартр, 3. Фромм, М.Хай--деггер, М. Шелер, К. Яспорс и др. Анализ философских подходов к проблеме духовной культуры, духовно!! жизни личности, духовности показивает, что эти явления обладают глубоко специфичным содержанием, однако практически не определяются в строго попятном стеле, носят скорее огтеательшй характер, что эатрудняот их использование в других сферах научного познания, в частности, педагогике, Вместе с том аначиэ практики, научные исследования свидетельствуют о необходимости педагогического осмысления этих явления.
Недостаточная разработанность и возрастающая актуальность проблематики обусловили гнбор нашего исследования: "Содортание и организация духовной жизни коллектива сольскнх старпеклаосников".
Объект исследования - духовная ккэнь коллоктива сельских старшеклассников.
Предмет исследования - процесс организации духовной .жизни коллектива сельских старшеклассников.
Поль исследования - определить содортание и форма организации духовно!) жизни коллектнпа сатьскпх старшоклпссн.чков.
Зад и ч и исследовании:
1. Охарактеризовать понятие духовной жизни коллектива как феномен педагогической деятельности.
2. Ошпить особенности содержания и форм реализации духовной жизни коллектива сельских старпеклассннков.
3. Охарактеризовать роль педагоги г организации духовной жизни' коллектива сельских стари^иассников.
Исходя из ими, били с^ормулнропонн следующие гинотозн:
Духовная якзнь коллектива сельских старшеклассников мояот бнть педагогическ.и организована преимущественно в диалоговых формах общения;
Отбор содержания и организации духовноЛ жизни"коллоктива сельских старшеклассников должки бить пдпкеатчн особенностям развития коллективных отношений;
Содержание и оргаиизстпгя духовно Я кизил коллектива сельских стартекласспиков качественно меняется за счет использования диа-логопух ijjcp.'.i общения;
Педагог в пропессе организации духовиоП ;:скзни коллектива реализует две ^yticwvix: с однен! стороны, вчетупагг как объект духовной ;снзии коллектива, равногграшнй партнер и участник, с дру-
roii cTctpoiiu, как ннншттор и источник духовно!* :аизни, субгект управления организацией процесса.
Исследование проводилось с IS62 по I9B2 гг.; включало'в себя три основных этапа:
Парии И а тал - ISB2-I5B5 гг. - изучалось состониле проблемы в пскхолого-пец: логической литература и осуществлялась практическая раЛата в старших классах ЧаропаноиСкоИ средней шг.олы Рошсибирско области.
Еторой этап - 1Ь85 - IC0R гг. - выдвинута гипотеза, осуществлен кснстотаруший эксперимент, но результатам которого опубли-коьа1Ш статьи ь научных crtopmiicax.
Tpomii -»тал - IS88 - IUS2 гг. - на йазо Зоринской и Обоян-скоЯ ыкол Курской области завершилась окспори.чонтально-сттшя рг бота, результат» исследования ькедцшись в практику работа этих школ и докладывались на заседаниях лаборатории Ш111 ТиИП и Всосою: пых научно-практических кои]ерошшях.
Методологичоской основой исследоваши является '|илссо4'с1ию прецстаглиия о духовной сущности чоловска, оирсдслжпййся-его направленностью на шр, других людей, о духовной хазы: личности, сообщества, осугчствллицейся в постигающих о1 ношениях к с во ому внутреннему шру и одновременно иному внутренн му пространству; диалектическое понимание взаимообусловленности материальной и духовнсЛ сфзр. Методологическое значение нмзли дл исследования положения совотской психологической науки о межличностном диалогическом общении как условии и сродстве развития ду ховкого юра личности. -
Теоретическая основа данного исследования опирается на исхо ну» котатцию воспитательного коллектива, разработанную Л.И. Ног ковоП и ое учешшаш /13.А, Караковскш:, ЕЛ!. Максакова, А.Б. Муг ркк, H.J5, Соливанопа и др./, рассматривающую коллектив как оред^ развития личности; социально-психологические и педагогические не следования межличностного диалогического общения /Н.П. Аникеева, Г.М. Андреева, A.B. Еруцшиисккй, В.Е. Оасилюк, В.А. Поликарпов, A.B. Мудрик и др./..
На разш1х этапах работы над диссертацией использовались Иш дующие м е'т о д н исследования: теоретический анализ философских, психологических и педагогических работ; эмпирические кето, определявшиеся спецификой изучаемого объекта - монографическое
лучение духовной жизни коллектива сельских старшеклассников, кик-юисторический метоп, включавший п себя такие частн-je процедуры сак ретроспективной анализ, включенное наблюдение, изучение документации, интервью, опрос, анкетирование.
Исследование проводилось на беле Черелановской среднеЯ игко-1Ы № 4 /Новосибирская область/, средних школ с. Зорино, г. Сбоям 'Курская область/. Сравнительное наблюдения гшоводились в средних пколах с. Куляба, с. Муригино, с. Листвпгта /í-'овосибирская область/
Положения, вы носим и е на :з а щ и т у:
- духовная жизнь старшеклассников - особенная, ни с чем не ¡равнимая сторона »изни развивающейся личности. Поэтому слияние на lee должно идти через большое количество связей и отношений, складывающихся в разнообразной деятельности в процессе духовной жизни объединяющего их коллектива. Духовная жизнь коллектива старшеклассников - движение эмоциональной и интеллектуальней »изни на ссно-зе глубинного переживания членов коллектива, направленное на гоэ-тние и выработку идеальных личностных ц'тот-г.'Х ценностей, личностях смыслов. ^ухсвнпя жизнь коллектива осуществляется в fopvax духовного диалогического общения, предполе.гаю'цих o6veH ипет-и, взглядами, переживаниями, представлениями, личмостн^уи суьсляуи, иначе "■оворя, "внутренними мирами";
- содержание духовного общения предполпгает, с одной сторона, ie только наличие знаний у его участников, наличие информационного потока, но и, с яругой сторону,■ способствует выявлению, опреде-юнию, уточнению, приобретет'*) пуховнь-х личностных смыслов, порож-хенив нового духоеного содержания. Варной особенностьг) содержания уховной жизни является личностная информация участников о себе, :воем отношении к предмету общения, о своем духовном гире. Информационный слой, порождающий вопрос« ценностно-¡y/ховнсго плана, окапывается тесно связанным с психологическим /эмоциойально-мотивоци-энным/ слоем, предполагавшим наличие эмпатич» соучастия, сопереживания, переживания и т.д. Духовнвя направленность содержания сп-юцеллет особенности Организации духовного общения;
- при организации пухевной жизни коллектива необходимо исполь-)0рпть следующие ситуации коллективного взаимодействия, реализуете п процессе об¡тения: I/ диалогическое сосуществование различных мнений, представлений, обеспечивающих появление новых личностных
t обпих духовных ценностей; 2/ сопереживание при обмене и выраба-'
тивании духовных ценностей; 3/ взаимопонимание; 4/ осмысление духовной значимости своего опыта и опыта товарищей; 5/ перенос пережитого духовного опыта на реальные отношения в коллективе;
- педагог в процессе организации духовной жизни коллектива реализует две функции: с одной сторона, является объектом духовной жизни коллектигч старшеклассников, ее равноправным участником в общении и коллективной духовной деятельности, с другой, выступает как сув-ьекг управления организацией духовной жизни за счет коррекции, стимулирования, педагогического осмысления и анализа возникавших на определенных этапах развития духовной жизни коллектива ситуаций.
К а у и ч а я новизна исследования заключается в методологическом обосновании понятий "духовная жизнь", "духовность школьников"; подчеркивается педагогический аспект этих ведущих дефиниций ь воспитании личности; вместе с тем определяется роль духовности в становлении сельских школьников; выявляются формы ее организации на основе единства учебной и внеучебной деятельности; доказывается, что становление духовности сельских школьников осуществляется преимущественно в диалоговых формах общения; в рассмоэ рении коллектив* как среды сосуществования разных типов духовности, способствующей обогащению личности; в опрецелении роли педагога как, источника и организатора духовной жизни старшеклассников и в то же вреня равноправного участника этого процесса. .
Практическая значимость исследования определяется возможностьо использования его результатов учителями и классными руководителям сельских школ в процессе организации духовной жизни коллектива старшеклассников; руководителями воспитательных учреждений с целью разработки программ духовного развития школьников; преподавателями вузов ддя разработки спецкурсов; в ИУУ о целью углубленной подготовки сельских учителей в организации циапоговых форм духовно!- общения.
Достоверность результатов исследования обеспечивается результатами опытной работы; методологическими средствами; использованием различных взаимодополняющих и взаимо-проверяюцих методов исследования и их научной надежностью. >'>
Апробация результатов исследования проводилась на совместной заседании секции "Коллектив и личность" ЦТ ПС
HC'iCP и Научного совета при Президиуме АПК СССР "Проблемм интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики" по теме "Проблемы развития воспитательной систгми ^алокомпяектнсЯ сельской пколч" /Ярославль, 1987г./, в хоце Всесоюзной ксн^-рррнции "Всспи-гательная система школ:,:" /Рига, 1909г./, нп семинаре классных ру- /
ководителей, проведенном в pnvnax тучио-гтрвктгческоР конференции по проблемам воспитательных систем /Николаев, 1990г./, нп научных конференциях гтрофессореко-преподавательскчго состава Говосибирско-го государственного пединститута /19135, 1967, 1991гг./, в также путем публикаций.
Диссертация состоит из введения, двух глав, лякяэчгния, списка литрг-дт^!!.! и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРШИБ /ППСЕРТАЦИ'И
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и vptpuj исследования, раскрыта его научная новизна и практический значимость.
В пепвой главе "Духовная тцизнь как объект исследований в сфере социального познания" предпринят теоретико-методологический анализ исследуемой проблем), в котором выявляются специфическая сущность и содержание понятий "духовная »изнь", "духсв-ность"; значение диалоговых ферм обленил-в становлении духовности и роль коллектива как cpeiui цухевного взаимодействия.
Категория "духовности", использующаяся в Философских исслепо-ваниях, не имеет четко обозначенного определения. В основном это связано с иногомерностыэ и неопнозначностыо самого явления. Стсут-ствие единства в понимании и философских определениях обусловлено также различными философскими школами, _дни иг них /B.C. Барулин, А.Г. Зцравом:»слов, Ь.'Г. '.'евчук, К,С. Каган, В.11. Метуев, А.К. Следов, Р. Ширкатова, А.И. Ппенко и пр./ завышал? роль общественного фактора'и различных видов деятельности в духовно? типнн личности. Духовные потребности и интересы личности ставятся в определенную зависимость от чапач политических, экономических и-др. Тем самым снимается их индивидуальная значимость. Практически отсутствует такой аспект, как освоение и личностное присвоение духовных ценностей, производство личностного пухорного смысла, уникального для каждого человека. Другие /Г.С. Батиде!?, B.C. Виблер, B.C. Федотова и цр., а также ,эррубе*ние тсследователи А. Гелен, Э. Кассирер, А.
Клио, К. Маритен, X. Плеснер., В. ¿-ранкл, Э. Фромм, К. Ясперс и пр./ связывает духовность с чувственно-эмоциональным началом человека, его внутренним состоянием, способностью сущностного самоопределения и отноиениек к другим лвцям и миру в целом.
.(¡умвется, положение о глубинной направленности на другого, признание его уникальности и самоценности через осознание в себе саком индивидуального и всеобщего, актуально и педагогически продуктивно. Как показывает оппт общественной практики соотношение "обцего", "единичного", "особенного", продолжительное время решавшееся в пользу обшего, обесценивало индивидуальное. С нашей точки прения, ециничнее в человеке должно стать более ценшу, збщестрен-но востребоаанньи. Коллективные отношения, осуществляемые на тако! основе, могут и додеш стать духовном пространством для реализаци! единичного в человеке.
Духовность следует рассматривать как специфическое свойство человека. Б духовности заключено: личностное начало /собственные установки, взгляд:« на мир, идеи, обогащение своим смыслом всех ценностей, осваиваемых и присваиваемых/; самосознание на уровне автоксымуникаиии, т.е. самостоятельное выстраивание внутреннего ы р&, некоего вк: треннего пространства; аезревание внутренней струи тури личности с движением в развитии изнутри; систематизирована отисиениЯ с миром, с другими людьми, определение своего места; от ношение к себе нан ценности; развитие творческого начала на самых разных уровнях и в разных формах; способность к различению добра и зла.
Влияние на формирование духовности должно идти опосредованно в большом количестве связей и отношений, в разнообразной деятельности, в духовной жизни, в формах духовного общения. Духовная сущ ность человека определяется его открытостью миру, другому "Я", способностью к духовному общению. Духовная жизнь личности, сообщества предполагает создание постигающих отношений к своему внутреннему мир;/ и одновременно к внутрен! лм мирам других.
Раеаирени^ индивидуального духовного опита происходит .за сче переживания опыта прошлых поколений, сопричастности к опыту сущее вующего рядом нного бытия.
По отношению к воспитательным коллективам, юношеской среде следует подчеркнуть педагогический аспект духовной жизни: процесс соотнесения личностью и коллективом своего жизненного опита с от
том общечеловеческой культуры. Педагогический смысл этого процесса заключается, на наш взгляд, в том, что ученики старших классов осознавая себя, свой личный опчт как элемент систем* духовней культуры общества, получают возможность преодолеть противоречия »'сж-пу ограниченностью своего бития и миром в целом, духовная 'Итнь -это преодоление ограниченности индивидуального б^тия человека.
Духовная *изнь личности неотделима от проблемы обнения, т.к. именно в его духовных (формах от реализуется. Проанализировав некоторое подход* к категории "общение" с философских и психологических позиций с целью соотнесения с духовной ».изны>, мы показали корреляцию уровня духовности и глубина общения, а такте выявили специфические характеристики '¡юрм духовного общения, его особую значимость для духовного развития старшеклассников. Духовная тизнь мот-.ет проявляться в таком общении, цлет которого характерны:со-пе-ретивание, со-учястие, со-чувствие, эмпатия. Духовная *изнь - явление глубоко личностное, индивидуальное, но э.от процесс метет набавляться извне, что, по сути, осуществляется в фор'мг* коллективного диалогического взяимогействия, позволяющего взаимодействовать ли«ностнмм сш.'слам, личностном содержаниям. Сопереживание, сочув- . ствие, способность "в»иться в другого", позволяет войти в зон> чучого духовного пространства и мироощущения, разомкнуть границы собственных духовних представлений, вступить в диалогические отношения. Осознание собственней духовной неповторимости, уникальности возможно только при диалогическом сопоставлении с чутим духовном опытом, особенно значило это для становящейся личности. Иными словами, речь идет о диалектическом единстве чувствования и сочувст-вования, переживания и сопереживания, наличии определенного уровня эмпатии и ее углублении. Сбчение в данном случае выступает одновременно целью и средством, способом духовного развития личности.
Духовное общение мотзт быть реализовано в различных фермчх: прямей контакт, вират.ающий эмоционально-интеллектуальную с в Язь личностей, дистанционный - отстраненной во времени и пространстве /призером мо:-ет служить эпистоляриый ■*анр, переписка/, игровые фор-мь», когда участники исполняют какие-либо роли, игры интеллектуального плана, требуюшие более высокого уровня взаимодействия и взаимопонимания, общение с вообратаемнми партнерами /самообщение, внутренний диалог и т.д./. Сб-дение при э'юм понимается .в широком смысле слова: не> только общение "лицом к лицу" с одноклассниками, учи-
те шли, как другими, общение с люцьми цругих эпох /герои художественной литература/ и т.д., ситуации перевоплощения: Я - прошлое, Я - настоя-дег , Я •» будущее, Я - реальное, Я - фантастическое, Я -желаемое и т.д. Однако, какая би форма нами не рассматривалась, при всех рачличиях и многообразии, слепнет подчеркнуть, что именно диалог сосчаетстьует сущности духовной жизни личности, обеспечивает ее эМектиьность.
']&ким образом, цухоьное общение - это диалогичное общение субъектов, р&ьноправш.х партнеров, позиции которых не всегда равнозначна го смислу и содержанию, но заведомо имеют равное право не существование; в процессе г\ухсвного общения участники вичачсают, (преобразуют, развивают свои мисли, чувства, идеи, духовнее лозицш вьрабат.»выот общие духовнее ценности или уточняют свои собственнее; частники диалога является авторами собственных духовных сшс лев, идея, позиций, сопоставление которьх приводит к кх духовному развитию, обогащению интеллектуально-эмоционального опыта; подобней диалог реализуется через механизмы эмпатии, сочувствия, сопереживания.
Коллектив, по сути, является той средой, где толыг .чет бить сфоритровит и реализована направленность личности , . другого, возыохнссть сделать себя объектом для другого и для себя само го. Коллектив, в данном случае, является, по нашему мнению, потен циалыгс наиболее благоприятном местом выражения, сопоставления и развития резких мироощущений за счет проявления множественных лич ностниг ушкальнсстей. <!наче говоря, коллектив дает возможность сосуществования и взаимодействия духовного многообразия.
Езаимоцействие "коллектив-личность" представляется двумя взе имосвязвтими процессами: влиянием коллектива на личность и вкладом личности в коллектив. Эти процессы имеет информационную, змо-ционально-ценнссгную я действенно-практическую стороны, преду с ма" ривающие в информационном плане уровень со-знания, в эмоционельнс - со-пережичания, постижения внутренне го мира другого человека, 1 действенном плане - со-действия, совместных форм деятельности, т раз тленности знаний, эмоций, чувств с другими людьми, участие в жизнедеятельности с другими членами коллектива. Безусловно, "лас сный коллектив не всегда является коллективом в подлинном смысле 8тоге слова. Си, в любом случае, кладет определенные ограничения в '■»изнедеятельносги школьников, создается не по симпатиям и заве
докой психологической совместимости, не всегда побуждает развитие личности, порой способствует его тормочсенпо. Многие классы так и не становятся коллективами, и в таком случае отрицательное влияние негативных факторов усиливается и приобретает дон леще е значение. Тем не менее отрицать влияние коллектива на личность неправомерно. Воспитание личности в коллективе хорошо изучено в отечественной педагогике /'.I.A. Аркин,. П.П. Блонский, М.Г'. Казакина, Т.Е. Конни-кова, А.Т. Куракин, M.Ii. Новикова/. Идеи, высказанные A.B. Му,при-ком, J1.И. Новиковой о воспитательном коллективе как социальной кикросреде, необходимой для развития личности, личностном подходе в коллективном воспитании, предполагающем последовательное формирование и развитие системы отношений каждого школьника к миру и с миром, к себе и с самим собой, к другому и с другими, представляется нам методологически исхоиными в рассмотрении значения коллектива в духовной «изни старшеклассников. Поэтому процесс специально организованной духовной ^изни коллектива мы рассматриваем как одновременно сосуществующие разные равноправные мироощущения, диалогический обмен духовными ценностями. Создание диалогических постигающих отношений в коллективе по отношению к миру и себе стело-вится центральном условием, обеспечивающим развитие духовного потенциала старшеклассников в сфере учебной и внеучебной деятельности.
Сам учебно-познавательный процесс рассматривается нами как особый тип .духовного взаимодействия, предполагающий в качестве условия коллективной деятельности установление взаимоотношений, реализующихся в качественно-различных стилях и формах духовного общения. другим значимым условием организации духовной жизни коллектива выступает активное соучастие педагога во всех видах диалогического общения. Под организацией мы понимаем поиск и отбор содержания; поиск и реализацию духовных форм общения, стимулирование, педагогический анализ и коррекцию, возможные только при равноправном участии педагога в процессе духовной жизни.
Содержание духовной чизни коллектива старшеклассников должно определяться, на наш взгляд, сущностью и спецификой духовного общения как формы реализации .духовной жизни коллектива. Содержание духовного общения предполагает не просто наличие суммы знаний, информационный поток, но и способствует выявлений, уточнению, обретению духовных личностных смыслов, порождению нового .духовного со*
держания. Важной особенностью содержания является, по нашему мнению, информация участников о себе, о своем отношении к предмету общения, о своем духовном мире. Духовная жизнь коллектива, основанная на глубинном переживании, способствует преодолению конкретики коллективных отношений, выводит их на более высокий уровень.
Во второй главе "Содержание и организация духовной жизни коллектива сельских старшеклассников" дается обеденная характеристика духовной чизни коллектива старшеклассников Черепа-новской средней школы Новосибирской области, Зоринской и СбоянскоГ средних школ Курской области, определяются особенности ее содержания и форм организации.
Духовная чизнь сельских школьников протекает в особых социальных условиях, которые характеризуются: .занятостью сельского населения по преимуществу сельскохозяйственным трудом, зависимостью труда от природно-климатических условий, сезонности, неравномерное ти трудового релима; слитностью труда и быта, особой трудовой мобильностью, неотложностью и трудоемкостью работ.ч в домашне)« подсобном хозяйстве, отпечатком трудовой занятости на структуре свободного времени; малой плотностью населения,-небольшим числом кителей, отсутствием автонсмно.сти общения, слабой формализованносты социальных ролей, сильным социальным контролем общности за поведением людей, традициями, обычаями, местными авторитетами; менее напряженным , чем в Городе, ритмом жизни, меньшим количеством психологических нагрузок, более простыми формами общения; органической связью с природой, ее ролью в развитии сельскохозяйственного прои' водсува; малой степенью разнообразия видов труцовой и досуговой деятельности; менее развитым общественным обслуживанием, более тяжелыми условиями труда в производственной среде; слабой представленностью культурных учреждений, внешкольных воспитательных, дошкольных, спортивных; ограниченностью круга общения, речевой среды Кроме того, деревенская община, веками влиявшая на духовное воспитание поколений, оказалась практически отстраненной от этого процесса. Поэтому главенствующим фактором в духовном развитии школьников становится школа..
Задача школы заключается в введении подростков в многословии мир, расширении их духовного пространства, в создакчи условий пля духовного самосознания. Школа является тем единственным место, гд только и возможно создать необходимую .для старшеклассников духов-
ную среду, атмосферу. Проведенное нами исследование дало возможность выявить зависимость между отбором духовного содержания и средствами его реализации. Так,для коллектива старшеклассников Че-репановской школы доминирующим стало сознание атмосферу духовного общения средствами литературы и искусства.
В результате диагностики отношений к проблемам духовного содержания литературы выяснилось, что 34,8Т старшеклассников характеризовало: полное неприятие художественного творчества как духовного опыта других; неспособность соотношения нравственно-эстетических проблем, предложенных в тексте, со своим личным миром; отсутствие интереса к точке зрения другого на проблемы героя художественного произведения; нежелание сделать предметом общения круг проблем, который есть в тексте.
Вторая группа /26?/ выявила: слабое осознание, принятие текста, интерес к духовному опыту снижен из-за неумения анализировать его; есть желание понять нравственно-этические проблемы героя, но нет соотношения со своим личностным миром; неустойчивый, ситуативный интерес к мнению других участников общения о проблемах героя, текста; слабую потребность сделать текст предметом общения.
Третыо-группу /20>%/ определяли такие признаки: осознанное принятие текста, периодические попытки анализировать опыт героев; ситуативное соотношение нравственно-этических проблем героя со своими; неустрйчивое проявление самораскрытия, эпизодическая потребность высказаться по поводу проблем героя произведения, высокий интерес к точке зрения других участников диалога; неустойчивая, слабо осознанная потребность в изменении себя, проявляемая в общений ' по поводу текста.
Для четвертой группы свойственно следующее /13$/: принятие текста как духовного опыта других, высокий интерес к процессу его анализа; прямое, часто не скорректированное перенесение проблем героев произведения на себя; повышенный избирательный интерес к мнению других о герое; активная потребность общаться по поводу текста, проявление высокой потребности в изменении своего внутреннего мира.
Отношение к литературе, героям произведений соотносилось с реальным состоянием взаимоотношений в классах, во многом определяющимся количественным преобладанием двух первых групп, невысок™ уровнем интереса к »»нению других людей, почти полным отсутствием •
внимания к проблемам духовного опыта, убеждало в необходимости изменения коллективных отношений, создания иной атмосферы духовной жизни.
Условное выделение данных групп позволило, таким образом, изобразить диагностику отношений старшеклассников к себе и .цруги уровень .духовного развития через отношение к литературе. Предста: лялось необходимым изменить установку учащихся на предмет, убеди1 их в личностной заинтересованности учителя в мнении каждого, самоценности, неповторимости "Я" всех присутствующих в классе, соя дать ситуации, способствующие активному проявлению духовного лич ностного начала всех членов коллектива.
Литература, искусство стали не только средством диагностики .но и средством коррекции вскрытых отношений, средством организации духовной хи.зни коллектива. Цель достигалась за счет расширения пространства урока, переноса предмета общения, его содержат' во внеучебную деятельность, и наоборот. Выли проанализированы во мощности такой формы, как "литературные четверги" - сгоеобрэгшИ' клуб старшеклассников. Изменения в духовной ¡кизни (Фиксировались текстах сообщений, основанных на личных наблюдениях сторшеклассь ков над произведениями искусства или работе с критической, литерг турой. Эффективным приемом коррекции духовных представлений бил1 элементы игры - представление любикьх страниц, запоь-шшдахся эго зодов от лица героев произведений, причем не обязательно участв? щих в эпизоде по сюжету, как бы с их позиции, со стороны их пзп да, оценки, госприятия. /"Я - Раскольников", "Я - Андрей Болконский" и т.д. с последующим комментарием исполнителя/. Данная фс| ма способствовала активизации духовного переживания, пояклению ! вого личностного духовного смысла.
Логическим продолжением становления духовных отноыений в к. сном коллективе стали посещения и коллективные обсуждения выставок картинной галереи, киноклуба, театров, концертов. Ситуации ' лективного обсуждения, рефлексии способствовали обога^етпо приг,| тенного интимно-личностного духовного содержания; делали его со циально значимым, способствовали его развитию, уточнению, мргб тывалось общее духовно-ценностное содержание, полуиенноп в кол.ч тивной форме.
Результатом духовной жизни в коллективе старшеклассников Ч пановской школы явились изменения стношр.шя к духовному содержа
кусства, что отпадает уровень изменений коллективных отношений, держанием общения явились также связи и отношения, возникающие создаваемые в сопричастно-доверительном общении, в свою очередь швшиеся предметом / новым духовным содержанием, ценностью/ обще-ш и переживания. Например, эпистолярная форма общения /как ва-тнт диалога^ друг с другом, с преподавателями Новосибирского пе-1гогического института, позволившая выявить волнующие старшеклас-¡иков проблемы, изменить или уточнить взгляда, установки, обрес-1 новие представления.
£ормы духовного общения явились звеном, объединивши»/ учебный воспитательный процессы в единое целое. Преподавание литературы/ ¡у^ествлявшееся в формах духовно-диалогического взаимодействия, )ганично дополняшееся ситуациями коллективного творчества, игро-5го взаимодействия, цраматизациями определяло содержательно-орга-пационную сторону духовной «изни коллектива старшеклассников зрепановской школи.
Результатом может служить ? изменение в условно выделенных 1 начало работы группах:
на начало работы на конец работы
1-я 35% 20$
2-я гъ% 1в>%
3-я 26!? 20$
4-я . 13?! 12%
А такте отношение к искусству как основному предмету общения: ктивное отношение к искусству /общение с искусством' основное эа-нтие в свободное время/ - 455? старшеклассников; нейтральнее отно-ение /обцение с искусством занимает примерно столько же времени, колько и другие занятия/ - 305?; пассивное отношение /искусство не внимает особого места в общении/ - 25% учащихся.
Качественно иншм предстает процесс духовной кизш коллектива таргаеклассников Зоринской.средней школы. Для коллектива этой яко-ы характерна направленность на этические нормн /основная - отно-ение к труду/ в содержании всех форм .духовной жизни. Это обуслов-ено педагоги геской ориентацией на крестьянскую этику как часть елостного образа тиэни крестьянской общины, его реализацию в ду--овно-практических формах деятельности и общения.
Наше исследование показало, что современная нравственно-эти-еская ситуация на селе свидетельствует об утрате целостного сбра-
за жизни крестьянской общности, а следовательно, и разрушении ряда представлений о мире, о чизни, в том числе утрате духовности как целостного типа мироощущения. Оно связано теснейшим образом с народными представлениями, народной этакой, с проблемами нравственного и эстетического, физического воспитания в крестьянской сре де, системой обрядов и традиций. Говорить о наличии форм крестьян-ско-патриархальной духовности /в истинном их понимании, как целос-ного типа мироощущения и жизнцеятельности/ в Зорине невозмохно. Отдельные носители крестьянской культуры, искусства еще присутствуют, но их влияние невелико. Более того, сама /крестьянская/ народная культура остается невостребованной. 3 ней зачастую не испытывают потребности.
В подобной ситуации мотаю, очевидно, говорить об отдельных проявлениях сохранившейся крестьянской этики - уважительное отношение к старикам, детям, признание незыблемости семейных отношений, добросовестное отношение к труду. Включенное наблюдение, интервью с учителями и жителями села позволяют утверждать, что педагогический коллектив осознает свое назначение в усвоении старше классниками вышеназванных норм. И педагогически направляет этот процесс, основываясь на принципе создания естественно!' среди школ
Ведущими формами организации духовной жизни старшеклассников для данной школи является участие в круглогодичном производительном труде в разновозрастных производственных бригадах, включение в учебное расписание времени, отведенного на домашний труд, работу на школьном поле и в саду. Духовным содержанием вь-ступах1т реальные отношения мезду людьми, сама реальная действительность. Осс знавая значение общения в хизни старшеклассников, педагогический коллектив Зоринской школы создал возможность свободного общения, снишецего излишнюю регламентированность у формализовянность. Вме сте с тем содержательный аспект, всецело направленной на пер&^игг ние обыденных, привычных явлений и ситуаций, состояния "естесгве( ного" течения повседневной киэни, недостаточно эффективен в иовс/ духовном смыслспороадении. Не происходит расширения цухостго диг паз она чере-з общение с духовностью искусства и литературы, воплощенного в них духовного опыта. Мочно сказать,'что духовная жизнь, в коллективах старшеклассников Зоринской школы реализуется в. формах школьно-семейного, естественно-бытового и свободного обцеиия содержание которого сопряжен» с освоением этических норм, бмтую-
.шх в сельской реальности. Таким образом, духовная жиань в коллективах старшеклассников Зорина имеет традиционно-этическую неправ-генность.
Обобщая опыт работы по организации духовной ииэни коллективов старшеклассников ЧерепановскоП, Зоринской, Обоянской и других зельских школ, ич пришли к выводу: содержание духовной -лизни мо-чет бить различным /от философски обобщенных идей в искусстве до этических норм повседневной жизни/, но имеет воздействие на старшеклассников при условии личностио-диалогической значимости. Содержание, лишенное суть-диалогических отношений, не м-лтет бить духовно протуктивным в силу своей отчужденности от личностных смыслов участников общения. Организация духовной тиэни в коллективе старшеклассников предполагает поиск форм духовного общения с целью формирования ценностного сознания и отношения к миру, другим людям, самому себе. Такая специфика общения, его направленность обуславливают позицию педагога - глубоко личностную, ориентированную на равнозначность и равноправность старшеклассников, их уникальность и самоценность. Иначе говоря, духовно-личностную направленность, характеризующуюся высокой степенью экпатии,. сопереживания, диалогической разомкнутсстыо на другое сознание, иные духовные ценности. Особенность роли учителя в управлении духовной жизнью коллектива как раз заключается в тем, чтобы пр".долеть границу между состоянием-членов коллектива как объектов деятельности и равноправных партнеров по общению. Специфика духовного взаимодействия учителя с коллективом отрицает отношение к членам коллектива как объек там воздействия, тем не менее поначалу оно возможно, когда духов- ' ные отношения еще не стали нормой, когда монолог преобладает над диалогом, полиция учителя, его ценности доминируют, воспитательное влияние превышает степень взаимодействия. Однако основная задача организации духовной ^изни коллектива - создание условий для наиболее полной личностной' самоактуализации всех членов коллекти- " ьп, представлении возможности активного проявления духовной уникальности какдого. Сдним из главных условий является потребность самого учителя в духовном общении, способность к самоактуализяции.
Личность учителя в процессе организации духовной лизни коллектива характеризует: личная потребность и заинтересованность учителя в новых формах общения с учащимися; единый творческий подход к организации учебной и внеклассной деятельности, перенос содержа-
'гл! об'цчния /проблем, которые волнуют школьников/ из сферы урока г ^обшуюе^общение и наоборот; наличие личностного отношения к "1«рд»юту, собственной педагогической концепции, свободная саморе) легация в педагогическом процессе; создание педагогических ситуаций, когда вахен не только сам предает, его содержание, а отношение к нему, отношение подростков друг к другучерез отношение к предмету; создание атмосферы эмоциональной привлекательности уче1 ной и внеучебной деятельности; создание одухотворенной атмосферы жизни классного коллектива на уроке и вне его; формирование дум ноценноетного отношения к реалиям действительности; признание ун кальной ценности личности каждого ребенка, стремление к выявлена и развитии личностной индивидуальности в коллективной деятельное ти; использование закона психического заражения в коллективных делах, создание ситуаций коллективного сопереживания; готовность к восприятию обратного эмоционального и интеллектупльного воч.лей ствия.
Проведенное исследование позволило так-о заключить, что:
Содержание духовной жизни /духовного обленил/ коллектива се ских старшеклассников монет быть определено следующим образом: э некое духовное знание, идея, модель мира /на уровне филосоЬии, и куссгва, науки - сс'ераддцих истину, добро, красоту как три ипост си Духовности/, а также необходимо сопутствующие ему собственно диалогические связи и отношения, которое и являются предметом гл биниого переживания на уроке и вне его. Содержание, лишенное сут диалогических отношений, не мохег быть духовно продуктивны' в су лу своей отчужденности от личностных смыслов участников общения. Иными словами, диалогическое обюеняе, способствуя преобрззоранис и выстраиванию внутреннего мира, ставит участников общения в пс цию авторства нового духовного содержания. Духовная яиэнъ лголлеь тива, основанная на глубинном переживании, способствует преодгле нип конкретики и ограниченности коллективных отношении, внве/угг на более высокий уровень.
Духовная жизнь школьников.мотет и должна организовываться, сам процесс организации долтен быть одной из асн&внмх педэгогичс к их задач - неприятие- этого положения является, на нет взгляд., главной причиной, по которой сельская школа сегопня зачастую не новится гестсм формирования целостной, творящей себя личности, ( происходит введения старшеклассников в тигр "яшни в культуре", *
гэтически-соцричастного включения в разнообразные жизненные связи, расширения их личностно-,ровного опыта, иначе говоря, полноценного приобщения к опыту /духовному/ других людей.
Особенно вамно это учитывать при организации коллективных {юрм жизнедеятельности сельских подростков. Нередко их жизнь обедняется привычными взаимоотношениями, регламентированностью деятельности, отсутствием событий, требующих эмоционального напряжения, глубоких переживший.
Духовная жизнь в коллективе предполагает процесс обмена идеями, взглядами, перевиваниями, установками, личностными смыслами участников общения, иначе говоря "внутренними мирами", духовная жизнь в коллективе старшеклассников осуществляется в формах диалогического общения, являющихся способом ее реализации, проявления в коллективе; духовное общение в коллективе старшеклассников осуществляется в форме коллективного переживания, обсуждения, чтения, в игровых формах, клубных и т.д., в основе которых лежит диалогическая природа переживание; содержание духовной жизни коллектива определяется наличием в его структуре двух потоков - информационного, порождающего новое духовное знание, идеи, установки, обеспечивающие новое интеллектуально-духовное знание, и психологического: наличие эмпатии, соучастия, переживания; педагог в процессе духовной тизни коллектива осуществляет две функции: субъекта управления духовной жизнью коллектива, это связано с отбором содержания, поиском форм общения, коррекцией и стимулированием; и объекта духовной жизни коллектива старшеклассников, -что предполагает его духовную равноправность, недовлеющую духовную позицию.
Реализация этих функций невозможна без установки педагога на общение со старшеклассниками как равными, без подлинно духовного интереса педагога к духовному миру своих воспитанников, подобная позиция педагога говорит о его способности к личностному изменению, принятию влияния со стороны своих воспитанников. Иначе говоря, педагог является не только личностью, несущей некий духовный смысл, но и вырабатывающей его в общении с другими.
Проблем^ духсвной кизни коллектива сельских старшеклассников не исчерпываются кругом рассмотренных в диссертации вопросов. Необходимо изучение взаимозависимости духсвной и хозяйственной сфер ризни: одухотворение материального и материализация духовного а практической жизнедеятельности школы; взаимоотношения духовного и-
несовместимости ценностей /в огличне от сложившегося в мировой философии представления - Есе истинно доброе прекрасно, прекрасно поюму, что нравственно/ последнее время дает иние образц.ч восприятия - прекрасно то, что не нравственно, истинное не прекрасно; соотношения духовности и религиозного типа мироощущения в юношеском возрасте. Необходимо изучение особенностей духовней жизни коллектива, зависящих от преобладающих в нем типов носителей разнокачественной духовности: астетизм /преобладание ценностей эстетического плана - красота/, теоретизм /доминанта на теоретических моделях мира - истина/, зти.эм /доминанта на эстетических ценностях - добро/, а так«е. религиозней тип духовности, получающий все большие распространение среди молодежи.
Ссновние положения работы отражены в публикациях:
1. /¿пользование игры в деятельности литературного клуба сельски* старшеклассников // Игра в педагогическом'процессе: Мечс-вуаоьский сборник научных трудов. - Новосибирск: !!зд. 1ТШ\, 1989.
- с.09-103.
2. Срганиэация общения и духовной жизни старшеклассников в воспитательной системе сельской ико:.!, // Воспитательная система учебного заведения как обьект педагогического управления: .Тез.док лада Всесоюзной конференции. - Рига: ЛП им. Н.Стучки, 1969. - ч.
- с.140-142.
3. Диагностика и коррекция отношений старшеклгссников средс: ввми литератур». /Дт диагностики к обновлешш ицейно-воспитбчел) ной работы в школе: Межвузовский сборник научных трудов. - Краст ярск: Изд. КГПИ, 1989. - с. 140-147.
4. Сучение в духовном становлении личности // Совериенство-вание учебно-воспитательного процесса в ВУЗе и проблемы научно-методического обеспечения новых специальностей: Межвузовский сборник научных трудов. - Магнитогорск: Лзд. МШ.1, 19.... (в печати)