автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии
- Автор научной работы
- Сиукаева, Елена Гурамовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии"
На правахрукописи
СИУКАЕВА ЕЛЕНА ГУРАМОВНА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ (середина XIX - начало XX вв.)
13.00.01- общая педагогика, история педагогики иобразования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Владикавказ 2004
Работа выполнена в Северо-Осетинском государственноом университета им. К.Л. Хетагурова
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор Хэтаев Еристау Елканович
Официальные оппоненты
Ведущая организация
доктор педагогических наук, профессор Дзуцев Эльбрус Созрыкоевич; кандидат педагогических наук, доцент Блейх Надежда Оскаровна
Северо-Осетинский государственный педагогический институт
[
Защита состоится " »'"'"' ¿1)1>Уг. в ' ' часов на заседании диссертационного совета К 212.248.03 в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.
Автореферат разослан
:
2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Н.М.Мкртычева
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Вопросы школьного образования как одной из важнейших областей социально-духовной жизни общества всегда были и продолжают оставаться актуальными в наше время.
Сегодня, когда мы вступили в третье тысячелетие, правдивое и всестороннее освещение историко-педагогических процессов, происходивших в отечественном образовании и, в частности, на Кавказе в прошлом, выявление вклада деятелей культуры кавказских народов в развитие школы и педагогической мысли этих народов, представляют интерес для ученых и исследователей, являются источником историко-педа-гогических знаний студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
Задача данного исследования — раскрыть социально-экономические, политические и духовные факторы становления и развития школы, просвещения и педагогической мысли Южной Осетии в дооктябрьский период; определить вклад в становление системы образования этого региона русских ученых-кавказоведов и местной интеллигенции.
Значительное место в работе отводится выявлению особенностей школьной политики правительства на Кавказе, раскрытию как позитивных, так и негативных сторон ее влияния на развитие школы и просвещения осетинского народа в XIX — начале XX веков.
В диссертационной работе нашли свое отражение и вопросы школьного дела не только горцев-осетин, но и национальных меньшинств (грузин и армян), проживающих на территории Юго-Осетии.
Сменялись поколения, появлялись и исчезали цивилизации, но оставались и крепли в памяти людей общечеловеческие ценности, культура, просвещение, сострадание, честность, трудолюбие. Знание прошлого — необходимое условие для формирования д е м о к ВД'&рЩЩ^Й^р дня,
БИБЛИОТЕКА С. Петербург л
ОЭ кЬПт/Ю
--- - - ' ---—
з
возрождения прогрессивных традиций и обычаев народов России и Кавказа.
В условиях обострения межнациональных отношений проблема, избранная автором, еще более актуализируется. Вспоминая недавние события в Южной Осетии, трудно осознать, как и почему произошло такое между двумя народами, которых исторически всегда связывали узы дружбы, солидарности и сотрудничества.
На основе множества исторических фактов в работе показано, что осетино-грузинские культурно-исторические связи развивались с древнейших времен. Историко-этнографи-ческие, историко-лингвистические, историко-педагогические и другие источники убедительно свидетельствуют о тесных грузино-осетинских культурных взаимоотношениях в области развития образования как грузинского, так и осетинского народов в прошлом и настоящем.
«Как известно, — пишет грузинский академик ГАхвледи-ани, — древние грузинские и иные письменные источники, а также соответствующие памятники материальной культуры, убедительно говорят об исконных общественно-культурных и экономических сношениях между грузинским и осетинским народами...».
Аналогичную оценку осетино-грузинским культурным связям давал выдающийся лингвист-профессор В.И.Абаев, который считал, что осетино-грузинские культурные связи по своей давности, богатству, сложности и интересу должны быть предметом специального исследования.
Грузино-осетинские исторические взаимоотношения богаты примерами, когда осетины приходили на помощь грузинскому народу в войнах против внешних врагов. В свою очередь грузинские миссионеры начиная с XVIII века обучали осетинских детей грамоте за свой счет на дому. По утверждению профессора М.С.Тотоева, печатание осетинских книг на основе грузинской графики имеет более чем двухвековую историю. Отметим, что школа и просветительская деятельность лучших представителей прогрессивной интеллигенции
обоих народов всегда способствовали установлению мира и согласия между всеми кавказскими народами.
Горское просветительство и модели просвещения горцев, получившие толчок в развитии после добровольного вхождения Кавказа в состав Российского государства, не полностью копировали российскую систему просвещения. Они имели свою национальную почву, ярко выраженную демократическую тенденцию к развитию и способствовали, где это было возможно, удовлетворению духовных потребностей местного населения, наряду с процессом их унификации с русской школой. И сегодня принципом построения учебно-воспитательного процесса в национальной школе остается диалектическое единство трех начал — национального, межнационального и общемирового, общечеловеческого, что поможет ребенку осознать свою принадлежность и к родному народу, и к своей родине, и к общемировой цивилизации.
В наследство от прошлого мы получили не только богатейшую сокровищницу народной мудрости, выраженную в сказаниях и преданиях, пословицах и поговорках, но и замечательные труды первых горских просветителей, а также составленные на основе грузинской, славяно-церковной и русской графики горские алфавиты.
Присоединение Кавказа и Грузии (в состав которой входила Южная Осетия) к России сыграло решающую роль в социально-экономическом, политическом и духовном развитии горцев-осетин. Наиболее важными сдвигами в деле культурного развития Юго-Осетии следует считать: открытие школ; распространение грамотности среди населения; пробуждение самосознания народа; зарождение немногочисленной интеллигенции из лиц, получивших образование в русских или грузинских духовных учебных заведениях. В процессе исследования данного вопроса особое место занимают материалы дореволюционной кавказской периодической печати об Осетии, осетинах и школе, издававшиеся на русском, грузинском и осетинском языках. К ним относятся: «Цнобис Пурцели», «Терские ведомости», «Дроеба», «Ирон газет», «Ног цард», «Кавказ» и журналы «Фидиуагг», «Ганатлеба» и др.
Интересные материалы о проблемах образования и воспитания южных осетин мы почерпнули из «Истории Юго-Осетии в документах и материалах» (составитель И.Н.Цхов-ребов); научного пятитомного сборника «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленного профессором Л.А.Чибировым; книги О.Д. Цховребовой «Развитие школы в Советской Юго-Осетии (1921-1941 гг.)». Вопросам просвещения и краткой характеристике просветительской мысли в Юго-Осетии посвящены диссертационные исследования П.Ю. Гадиева и Г.С.Саришвили. Однако в них проблемы школьного образования и педагогической мысли юго-осетинского народа изучены, на наш взгляд, недостаточно. Вот почему данный пробел и становится предметом, целью нашего исследования. Актуализирует выбор темы и факт отсутствия специальных монографий о просветителях данного региона, нерешенными остаются трудности школьного строительства в регионе и противоречивый характер деятельности российского правительства на Кавказе в рассматриваемый период.
Таким образом, несмотря на наличие ряда исследований, посвященных отдельных аспектам становления и развития школьного образования, до сих пор истоки просвещения и педагогической мысли Южной Осетии фактически не подвергнуты серьезному научному анализу и обобщению. Школа не может не учитывать особенности педагогического наследия своего и других народов нашей страны, призвана изучать его и использовать в своей практической деятельности в целях совершенствования учебной и воспитательной работы.
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия и факторы становления и развития школы и педагогической мысли юго-осетинского народа. Решение этой проблемы и составляет цель данного исследования.
Объект исследования — школа, история образования, педагогическая мысль и просветительская политика прави-
тельства России и грузинских миссионеров на Кавказе в конце XVIII — начале XX вв.
Предмет исследования — деятельность миссионерско-просветительских организаций, становление и развитие первых правительственных школ и педагогической мысли в Южной Осетии в конце XVIII — начале XX веков.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
• выявить политические, экономические и духовные предпосылки генезиса просвещения, становления и развития школы и педагогической мысли народа Южной Осетии в рассматриваемый период;
• показать состояние школьного дела в Южной Осетии в рассматриваемый период;
• охарактеризовать противоречивый просветительский курс российского правительства на Кавказе и влияние его позитивных и негативных сторон на развитие школы и педагогической мысли Южной Осетии в рассматриваемый период;
• определить вклад видных педагогов и просветителей Южной Осетии в развитие школы и педагогической мысли этого региона.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о социально-исторической обусловленности воспитания и обучения, о диалектике общего и особенного; о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого и его объективной оценке.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ архивных источников; изучение и анализ документов о народном образовании; анализ педагогических, исторических, этнографических, литературных и фольклорных источников по теме исследования; изучение и сопоставительный анализ учебников, учебной документации школ (планов и программ) дореволюционных и современных авторов по истории школы, педагогической мысли и просвещения кавказских народов.
Источниковой базой исследования явились труды видных просветителей Осетии и Грузии ХУШ-ХХ вв., документы и материалы Центрального государственного архива Республики Грузия, Центрального архива Республики Южная Осетия,, Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания, архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, публикации по теме исследования, материалы периодической печати, вошедшие в сборник «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленный проф. ЛА.Чибировым.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- решена одна из актуальных проблем историко-педаго-гической мысли и школы кавказских народов по воссозданию целостной картины о деятельности миссионерско-просвети-тельскнх организаций, зарождении и развитии правительственных школ и педагогической мысли в Южной Осетии в конце XVIII — начале XX в.;
- показан противоречивый характер просветительской политики правительства России и Грузии в Южной Осетии в рассматриваемый период;
- проанализированы сущность обучения и воспитания церковно-приходских школ Юго-Осетии, их учебные планы, программы и учебники;
- вскрыты трудности решения проблемы становления и развития женского и профессионального образования в Южной Осетии, выявлены факторы, влияющие на этот процесс;
- рассмотрен вклад видных осетинских педагогов и просветителей в развитие школы и педагогической мысли Южной Осетии в XVIII— начале XX века.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в деятельности современных школ Южной и Северной Осетии, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, при изучении спецкурсов по истории просветительско-педагогической мысли ре-
гиона, написании дипломных работ студентами. Кроме того, эти положения и выводы расширяют научные представления об общественно-политической и педагогической мысли народов Кавказа в целом и Юго-Осетии, в частности.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Важнейшее значение для появления у южных осетин первых очагов просвещения, образованных людей, правительственных школ и их развитие имело присоединение Кавказа к России и приобщение горцев-осетин вследствие этого исторического акта к мировой цивилизации; решение проблем школьного образования в Южной Осетии было сопряжено с рядом трудностей:
- отсутствием в школах квалифицированных педагогов, владеющих русским и осетинским языками;
- нехваткой учебников и учебных пособий;
- отсутствием учебной литературы на родном языке;
- ведением преподавания в школах только на русском языке, использование осетинского языка в качестве вспомогательного средства для перевода текстов с русского на родной язык.
2. Слабая учебно-материальная база, отсутствие необходимого школьного оборудования, учебных планов и программ, денежных средств для содержания открываемых сельскими обществами школ являлись основной причиной их закрытия, массового отсева детей.
3. Несмотря на мизерные расходы, проводимые правительством в начале XIX века для школ Кавказа и ограничительные меры к сдерживанию роста народных школ, развитие школ шло более быстрыми темпами в дореформенный период, в особенности к началу XX столетия, когда школьная сеть стала более разветвленной.
4. Ускорение роста правительственных и церковно-приход-ских школ в Южной Осетии во второй половине XIX века вызывалось потребностями развивающейся капиталистической экономики на Кавказе и усилением влияния на горцев идей панисламизма, способствовавшего росту антирусских настроений.
5. Просветительско-педагогическая деятельность первых просветителей-педагогов Южной Осетии объективно способствовала созданию условий для разработки осетинской письменности, распространению переводческой и научно-методической литературы, росту школ и борьбы с пережитками старины в сознании людей. Просветители занимались собиранием произведений осетинского фольклора, обучали детей грамоте, мечтая о наступлении эры массовой грамотности и торжества просвещения среди своего народа.
В 60-х гг. XIX века одновременно с ростом сети приходских школ в Южной Осетии отмечается некоторое улучшение постановки обучения детей. Занятия проходят строго по расписанию, а в учебный план начальных школ включаются такие предметы, как чтение и письмо по родному (изредка), русскому языкам, краткий катехизис, священная история, арифметика, пение и другие дисциплины.
Организация н этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап: 1999-2000 гг. — предварительное ознакомление с проблемой рассмотрения становления и развития школьного образования в Южной Осетии. Анализ историко-этнографи-ческой и этнопедагогической проблемы. Определение основных направлений научного поиска.
2 этап: 2001-2002 гг. — обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, ее актуальности, разработка методологии, методов, научного аппарата. Подготовка и выпуск научных публикаций по истории становления и развития юго-осетинского образования.
3 этап: 2002-2003 гг. — научная обработка, обобщение и систематизация диссертационных материалов и полученных результатов, их апробация и внедрение в практику. Литературное оформление диссертации и библиографии.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе устных сообщений и докладов на заседаниях кафедры педагогики и психологии Юго-Осе-
тинского госуниверситета имени А.Тибилова. Результаты исследования были представлены в выступлениях на всероссийских конференциях (Пятигорск, 2003 г.; Самара 2003 г.) на ежегодных научно-методических конференциях по итогам НИР в СОГУ им.К.Л.Хетагурова.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении содержится постановка проблемы, обоснование ее актуальности, определены объект, предмет, задачи, методология и методы исследования, проанализирована степень разработанности темы, показаны научная новизна, практическая значимость работы, её источниковедческая база, сформированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Присоединение Кавказа к России и его прогрессивныепоследствия длясоциально-экономического, политического и духовногоразвития Осетии» представлены историко-этнографические сведения о генезисе осетинского народа, раскрыты социально-экономические, политические и духовные предпосылки развития школы и педагогической мысли осетинского народа, показана просветительско-миссионерская деятельность «Осетинской духовной комиссии» в регионе и зарождение посредством ее первых очагов просвещения в Южной и Северной Осетии. В главе также рассматривается начало разработки осетинской письменности посредством деятельности наиболее видных представителей «Осетинской духовной комиссии» в лице Гайя (Гайоза) Бараташвили (1750-1830 гг.) и И.Г. Ялгузидзе (1770-1830 гг.).
Всесторонний анализ историко-этнографических, истори-ко-педагогических, архивных и литературных источников сви-. детельствует, что добровольное вхождение осетинского народа в братскую семью российских народов являлось не одноразовым актом, а было подготовлено всем историческим ходом
развития взаимоотношений между ними, относящихся к IV-XIII векам. Именно в этот период бывали на Кавказе русские торговцы, воины и иностранные путешественники с целью установления политических, торгово-экономических и культурных .связей с народами этого края. По оставленным ими источникам мы видим, что основную массу населения Северного Причерноморья в VII веке до н. э. составляли кочевые племена, именуемые скифами, пришедшие сюда из Средней Азии и проникшие потом на Северный Кавказ.
Заметное влияние на народы, с которыми соприкасались скифы, оказали ираноязычные племена (сираки и аорсы), вторгшиеся в пределы Центрального Кавказа, Причерноморские степи и Прикубанье в ^-Ш в. до н. э. Из них в I в. н. э. выделились северокавказские аланы, представлявшие собой серьезную и внушительную силу в военно-политическом отношении. Сарматы-аланы ассимилировали местное аборигенное население, приведя его в движение. В дальнейшем этот процесс привел к образованию осетинской народности или осетин. Социально-экономическое развитие и борьба против внешней опасности 'УИХ веках вели в к полной консолидации алан, к образованию раннефеодальной государственности и идеологически этому способствовало принятие народом христианства. В XIII веке монгольский погром подорвал владычество алан на Северном Кавказе. Опустевшие земли на западе на равнине были заняты кабардинцами, а на востоке — вайнахами, которые освоили нижние предгорья, прите-речную равнину и долину р. Армхи. Территориальная общность горцев сказалась на контактах северокавказских народов с Русью. Через Тмутаракань поддерживались торговые отношения Востока с Русью.
Монгольское господство в ХШ-Х^ веках надолго затормозило историческое развитие культур русского и осетинского народов, прервало дружеские связи между ними. Насаждение завоевателями среди горцев ислама не только нарушало исторически складывавшиеся связи горцев с народами, исповедовавшими христианство, но и вооружало горцев про-
тив этих народов. Но, несмотря на это, в ХИ1-ХУ столетиях русские, бежавшие из татаро-монгольской неволи, могли найти приют у горцев, сюда прибывали и спасавшиеся от помещичьего произвола крестьяне, которые составили первые поселения вольных русских людей между Тереком и Гребнем.
Укрепление русско-кавказских отношений продолжилось и в VI и XVII веках. В результате этого произошло добровольное присоединение к России и Осетии, которое стало важным прогрессивным актом, оказавшим всестороннее воздействие на всю последующую политическую, социальную и эко-номиче-скую жизнь горцев. Оно способствовало втягиванию Осетии во всероссийский рынок, послуживший основой развития в регионе в первой половине века системы народного образования, заключавшейся не только в зарождении письменности у осетин, но и в становлении у них первых очагов просвещения, хотя и православно-миссионерских. Проводя свою политику на Кавказе, царизм использовал здесь в корыстных целях различные меры и средства идеологического воздействия, такие как, например, христианско-православное просвещение горцев. С этой целью еще в 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия» из лиц грузинского происхождения, хорошо владевших осетинским языком. Возглавлял её архимандрит Пахомий. Комиссия была на службе у православной церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Она распространяла среди горцев христианство. А для того, чтобы склонить их на егоро1т/ России и заслужить доверие, она при крещении использовала даже подарки в виде денежных или других вознаграждений. Однако процесс принятия христианства протекал вяло. Вот почему для его ускорения комиссия предприняла и другие меры, которые явились наиболее важной стороной в её деятельности — попытки распространить среди осетин грамотность и знания. Некоторые члены этой комиссии стали обучать у себя на дому детей. Пахомий же обратился в святейший Синод с просьбой открыть в Осетии специальную миссионерскую школу, которая должна была стать проводником православия
и подготовки священников из местного населения. Так появилась Моздокская школа (27 сентября 1764 г.), просуществовавшая до 1797 года. Несмотря на то, что обучение велось в ней на руссшм языке, она объективно принесла пользу — её питомцы становились толмачами между русскими и горцами и учителями приходских школ.
Одним из важнейших достижений и неоспоримых заслуг деятелей Осетинской духовной комиссии и представителей передовой русской культуры на Кавказе были попытки разработать осетинскую письменность. В этом плане значительный интерес вызывает личность автора первой осетинской печатной книги и осетинского алфавита Гайя (Гайоза) Бараташвили (1750-1830 гг.). Он являлся не только архиереем Моздокским и Маджарским, но и начальником Осетинской духовной комиссии. Параллельно с православно-миссионерской работой Гай вел широкую разностороннюю научно-просветительскую и педагогическую деятельность, вследствие чего его имя стало известным не только в родной для него Грузии, но и в России. Образование православного проповедника-миссионера и педагога он получил в Московской духовной академии, в которой учился в 1775-1778 годах. По окончании ее в 1778 году он отзывается грузинским царем Ираклием II в Тифлис, где создает школу для изучения русского языка для детей своих соплеменников, а спустя еще несколько лет назначается ректором Телавской духовной семинарии. В этой семинарии как и в Тифлисской духовной семинарии изучались математика, физика, грамматика и другие науки, широко практиковались передовые методы обучения — чтение лекций, семинаров, диспутов. Гай был известным для своего времени ученым, переведшим несколько оригинальных трудов церковно-религиозного содержания на осетинский язык. Одновременно он являлся автором истории Грузии и грузинской грамматики, перевел на грузинский язык труд Марка Аврелия «К самому себе», «Регламент» Петра I, «Историю Древнего Востока», «Историю Египта» и др. труды. На основе церковно-сла-вянской графики Бараташвили составил осетинский алфавит,
нашедший применение при составлении им азбуки и катехизиса «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания». Эта книга увидела свет в мае 1798 года в Московской Синодальной типографии. Она была первой печатной книгой на осетинском языке с параллельным текстом на русском языке. Этот год считается годом начала книгопечатания на осетинском языке.
Оценивая роль Гайоза в культурной жизни необходимо отметить, что он был одним из первых образованных людей, пионером горского просветительства, бросившего семена просвещения в их среду.
Другим выдающимся деятелем культуры и просвещения указанного периода был И.Г. Ялгузидзе (1770-1830). Человек незаурядного таланта, получивший блестящее для своего времени образование. Его ум и выдающиеся способности высоко ценились как на службе у российского императора, так и при дворе грузинского царя Ираклия II. Будучи членом Осетинской духовной комиссии, он выполнял функции переводчика, участвовал в мероприятиях по мирному присоединению своих соотечественников к России. И. Ялгузидзе активно занимался переводами на осетинский и грузинский языки церковных книг и деловых документов. Его перу принадлежит ряд оригинальных произведений собственного сочинения, где особое место занимает поэма «Алгузиани» — выдающийся литературный памятник, написанный автором на грузинском языке. Однако основным делом своей жизни И. Ял-гузидзе считал создание осетинской письменности. Для чего он в 1820 году составил два алфавита: один — на основе грузинской церковной азбуки «хуцури», а другой — на основе знаков грузинского светского письма. По мнению самого автора, знаки первого алфавита должны были употребляться в церковных книгах, а светские буквы — в рукописях. Ученый нашел в грузинском алфавите знаки для тех осетинских звуков, которые в катехизисе Гайоза остались необоз каченными.
На основании изобретенного им алфавита И. Ялгузидзе составил букварь, который был издан в Тифлисе в 1821 году
«для обучения осетинского юношества на природном языке чтению и письму». Анализ букваря показывает, что его содержание не сводится только к передаче знаний по грамматике. Немалая роль в нем отводится вопросам воспитания, которые автор решает средствами религиозного воздействия. Данный букварь — начальная ступень подготовки к восприятию православия.
Деятельность православного миссионерства, целенаправленно использовавшего принципы христианского обучения и воспитания, способствовала появлению на Северном и Центральном Кавказе первого поколения образованных людей, однако, имела ряд недостатков, существенно повлиявших на эффективность ее работы:
- обучение в основном происходило на непонятном детям русском языке;
- преподавали малограмотные священники-грузины, не владевшие в достаточной степени ни осетинским, ни русским языками;
- плохое финансирование приходских школ, что препятствовало распространению грамотности в регионе.
В связи с вышеизложенными фактами решено было признать, что Осетинская духовная комиссия в целом не справилась с поставленными перед ней задачами и в 1860 году ее деятельность была прекращена, чтобы впоследствии возродиться в образе Общества восстановления православного христианства на Кавказе.
Вторая глава «Школьное образование в Южной Осетии во II половине XIX — начале XX вв.» рассматривает историю создания «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» и его деятельность по развитию школ и просвещения среди горского населения края. Общество восстановления православного христианства на Кавказе было образовано в 1860 году царским правительством для усиления своего влияния на Кавказе. Оно открылось на базе Осетинской духовной комиссии. Кроме идеологических, Общество призвано было выполнять и просветительские функ-
ции, заключавшиеся в создании школы, развитии письменности и распространении знаний среди горских народов. Управление Обществом принадлежало наместнику Кавказа, а практическое ведение дел — Совету Общества под вице-пред-седательством экзарха Грузии. В ней представлена общая характеристика школ и просвещения в Южной Осетии в рассматриваемый период, рассмотрена система обучения и воспитания в школах, выявлена роль в развитии просвещения осетинского народа деятелей народного образования: Б.Ко-чиева, П.Тедеева, Г.Чочиева.
Как и в первой половине XIX века аульные школы, подобно бабочкам-однодневкам, появлялись и также быстро исчезали. Известно доподлинно,.что в 1851г. работала школа только в Джаве. Но историк П.Ю. Гадиев полагает, что помимо Джавской в 1851 г. существовала школа и в с. Ортеви. Он исходит из нижеследующих соображений: в 1852 г. учитель Фома Чочиев подавал прошение о том, чтобы ему разрешили снова открыть сельскую школу в урочище Роки и обучать в ней «желающих образовать себя чтением и письмом грузинского языка». При этом он ссылался на то, что « обучал в прошлом году (то есть в 1851 г.) чтению и письму детей осетинов по дозволению местного начальства». Из этого Гадиев делает вывод, что Фома Чочиев учительствовал в 1851 г. в своем родном селе Ортеви.
Несмотря на тяжелые бытовые и материальные условия осетинского народа, открывались в селениях и другие школы: Чесельтская в 1853 г.,Рокская в 1854 г.ДСошкинская в 1856, в 1858 г. была вновь открыта Ортевская школа, Мсхлебская в 1862 г.
Первая светская школа в Юго-Осетии была открыта в Цхинвали в 1881г. Инициаторами открытия школы были местные жители Яралов и Биниашвили. В этот же период там же открылась школа для армянского населения, существовавшая за счет церкви и работавшая по программе двухклассной нормальной школы. В Цхинвали до этого не было национальных школ, местные евреи и армяне вьтужзены были обучать своих детей дома, «частным порядком».
Благодаря школьной политике, проводимой Обществом на Кавказе, количество православно-духовных учебных заведений значительно увеличилось и продолжало расти вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Наибольшее распространение в этом крае получили приходские школы, переименованные в 1885 году, после перехода Общества из-под юрисдикции наместника Кавказа в ведение Святейшего Синода, в церковно-приходские. Несмотря на то, что церковные школы были предназначены для религиозного воспитания горцев в духе «православной христианской веры», сеть учебных заведений этого типа была чрезвычайно разветвленной. Помимо городов и крупных селений такого рода школы создавались при церковных приходах в самых глухих горных аулах. Священники являлись здесь зачастую единственными распространителями знаний среди местного населения, т.к. светские учителя отказывались ехать в отдаленные аулы, ссылаясь на тяжелые бытовые условия.
В конце XIX — начале XX веков городское и сельское население плоскостной части Осетии стало отдавать предпочтение школам Дирекции народных училищ Кавказского учебного округа, школам военного ведомства и др., в горах же цер-ковно-приходские школы продолжали оставаться единственным типом образовательных заведений. Они были двух видов — одноклассные и двухклассные. Одноклассные школы учреждались во всех приходах и делились на 2 разряда. Двухклассные школы учреждались только в некоторых приходах по особым соображениям и назначению совета Общества. Обучение во всех типах школ, открываемых Обществом, не было налажено. Занятия начинались и прекращались по усмотрению священников, большинство которых не владело осетинским языком. Обучение было самое примитивное. В церковных школах изучались: Закон Божий, русский и.осетинс-кий языки, арифметика, письмо, черчение, пение и гимнастика. В учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего.
Видя такое отношение правительства к народному образованию, крестьяне многих южно-осетинских сел принимали решения об открытии у них школ, взяв на себя обязанность построения школьного здания и содержания учителей. Так, за рассматриваемый период были открыты 10 министерских школ (в Цхинвали, Ахалгори, Часавали, Заккори, Дзари, Цу-нари и др.). Программа министерских школ почти не отличалась от церковных, с той лишь разницей, что в них преподавание было более приближенно к жизни, и работали в них люди, специально обученные педагогической специальности, что способствовало улучшению качества преподавания.
После отмены крепостного права крестьяне стали посылать в школы и своих дочерей. По инициативе местной интеллигенции женские школы были открыты в Джаве, Цхинвали, Ахалгори и Кошки. В них обучалось 135 девочек, которые изучали Закон Божий, чтение, письмо и рукоделие. Но и в этих учебных заведения господствовала схоластика и муштра, ощущалась катастрофическая нехватка квалифицированных педагогов.
Однако, несмотря на недостатки в постановке системы народного образования в Южной Осетии, количество учебных заведений неуклонно продолжало увеличиваться, помимо церковно-приходских и министерских школ к началу XX века в регионе функционировали ремесленные и реальные училища, медицинские и педагогические курсы и кружки. Положительную роль в подготовке специалистов для народного хозяйства сыграли Джавская, Бекмарская, Ванатская, Рукская, Тифлисская фельдшерская и другие учебные заведения региона.
К 1917 году в школьной жизни Южной Осетии произошли значительные изменения. Период этот был переломным. Расширялась школьная сеть, улучшалось качество обучения и воспитания в учебных заведениях. Развитие школьного дела в Осетии, как и на всем Кавказе, проходило под напором общественно-политического и педагогического движения, вызвавшего общественно-политическую активность педагогов и
учащихся и направленного против противоречиво*! школьной политики правительства на Кавказе, ограничивающей детям простых горцев доступ в средние учебные заведения.
Развернувшееся в среде передовой интеллигенции движение обуславливало прогрессивно-демократическую направленность общественно-просветительской и педагогической мысли Южной Осетин. Особенность развития общественно-педагогической мысли у южных осетин заключалась в том, что у них это движение сформировалось несколько позднее (в середине XIX в.), чем у северных собратьев и потому в своем становлении прошло только два этапа (у северных осетин — три). К просветителям первой волны относится деятельность Г.Чочиева и И.Ялгузидзе, чья педагогическая активность пришлась на пореформенный период. Второй этап (1861 — 1917 гг.) характеризуется педагогической деятельностью Б.Кочие-ва, П.Тедеева, А.Тибилова.
В целом, для просветительских воззрений были характерны следующие черты: его представители ратовали за национально-духовное развитие своего и других народов на основе передовой русской и европейской цивилизаций, за рост их национального самосознания; выступали в защиту прав горцев, призывая их на борьбу с феодалами и духовенством, за социальную справедливость; боролись против средневековых варварских обычаев кровной мести, калыма, невежества, тормозящих прогрессивное развитие горцев.
Таким образом, в процессе приобщения осетин к культурным ценностям русского народа и взаимообогащения экономик обоих государств носители педагогической культуры опирались на ту национальную почву, которая породила эти ценности. Поэтому характерной чертой просветительских идей в Южной Осетии во второй половине XIX — первой трети XX веков являлась критическая направленность их,против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе, социального неравенства в обществе, в том числе и в образовании.
В заключении представлены общие итоги работы.
По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Прогресс школьного образования в регионе Центрального Кавказа стал возможен только после присоединения его к России. Пионерами просветительского движения были представители православного духовенства, чья деятельность носила миссионерский характер. Первой просветительско-миссионерской организацией в регионе Центрального Кавказа стала Осетинская духовная комиссия, функционировавшая от имени русского правительства в период с 1744 по 1860 годы. Её деятельность способствовала созданию приходских школ, получивших широкое распространение среди горских народов, благодаря отсутствию в них сословных ограничений и бесплатному характеру обучения. Выдающиеся представители Осетинской духовной комиссии являлись основоположниками осетинской книжной литературы. Первая печатная книга на осетинском языке, представлявшая из себя алфавит и краткий перевод катехизиса, была составлена епископом Моздокской епархии Гайозом (1746-1821). Другим видным деятелем культуры и просвещения Осетии указанного периода Иоанном Ялгузидзе (1770-1830 гг.) были составлены первая осетинская азбука и букварь, изданные в 1821 году в Тифлисе.
2. В 1860 году по инициативе наместника Кавказа князя А.И. Барятинского Осетинская духовная комиссия была преобразована в «Общество восстановления православного христианства», которое продолжило дело просвещения кавказцев. Оно оказало существенное влияние на развитие и совер. шенствование системы церковно-приходских школ. Им были созданы специальные профессиональные учебные заведения, которые выпускали учителей (учительская школа в Тифлисе) и медицинских работников (в Цхинвали, Тифлисе). В итоге, в первой половине XX века количество учебных заведений существенно увеличилось, помимо церковно-приходских и министерских школ в регионе функционировали ремесленные и
реальные училища, медицинские и педагогические курсы и кружки.
3. Развитие школьного дела в Южной Осетии, как и на всем Кавказе, проходило под напором общественно-политического, и педагогического движения, вызвавшего общественно-политическую активность педагогов и учащихся. Это движение было направлено против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе. Оно обуславливало прогрессивно-демократическую направленность общественно-просветительской и педагогической мысли Южной Осетии, которая в своем развитии прошла два этапа. К первому этапу — (1800-1860 гг.) относится деятельность Г.Чочиева, И.Ялгу-зидзе, ко второму (1861-1917 гг.) — Б.Кочиева, П.Тедеева. В своих воззрениях осетинские просветители опирались на культурные ценности русского и грузинского народов.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Сиукаева Е.Г. Видный осетинский просветитель // Фи-диуаег. № 3. Цхинвал, 2002. С.102-106.
2. Сиукаева Е.Г. История развития профессионального образования в Южной Осетии (середина Х1Х-нач. XX вв.)// Страницы истории педагогики. Вып.20. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. С. 178-181.
3. Сиукаева Е.Г. Воспитательный аспект женского образования в Южной Осетии (исторический аспект) // Теория и практика обучения и воспитания. Владикавказ, 2003. С. 200202.
4.Сиукаева Е.Г. Становление женского образования в Южной Осетии.// Тезисы докладов IV Международной конференции молодых ученых и студентов. Самара, 2003. С. 135137.
Подписано в печать 12.02.04. Усл. п. л. 1,4. Заказ № 24. Тираж 100 экз.
Полиграфический центр Северо-Осетинсного государственного университета им. КЛ.Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
12-40)4
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сиукаева, Елена Гурамовна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАВКАЗА К РОССИИ И ЕГО
ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОСЕТИИ.
1.1. Историко-этнографические сведения об осетинском народе.
1.2. Социально-политические, экономические и духовные предпосылки развития школы и педагогической мысли осетинского народа.
1.3. Просветительско-миссионерская деятельность Осетинской духовной комиссии на Кавказе и зарождение первых очагов просвещения в Южной и Северной Осетии.
1.4. Начало разработки осетинской письменности и её значение для развития грамотности среди горцев.
1.5. И.Г.Ялгузидзе (1770-1830 гг.) - первый осетинский просветитель.
Выводы
ГЛАВА II. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ВО
II ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
2.1. История создания Общества православного христианства на Кавказе и его деятельности по развитию школ и просвещения среди горского населения Кавказа.
2.2. Общая характеристика школ и просвещения в Южной
Осетии в рассматриваемый период.
2.3. Постановка обучения и воспитания в школах Юго
Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.
2.4. Деятели народного образования рассматриваемого периода:.
- Г.Ф. Чочиев;.
- П.Т.Тедеев (1871-1938 гг.);.
- Б.П.Кочиев (1877-1938 гг.).
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии"
Постановка и актуальность проблемы. Вопросы школьного образования, как одной из важнейших областей социально-духовной жизни общества, всегда были и продолжают оставаться актуальными в наше время.
Сегодня, когда мы вступили в третье тысячелетие, как никогда, правдивое и всестороннее освещение историко-педагогических процессов, происходивших в отечественном образовании и на Кавказе в прошлом, выявление вклада деятелей культуры кавказских народов в развитие школы и педагогической мысли этих народов, являются важной задачей ученых и исследователей, источником историко-педагогических знаний студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
Задачей же нашего исследования является раскрытие социально-экономических, политических и духовных факторов становления и развития школы, просвещения и педагогической мысли Южной Осетии в дооктябрьский период. Не менее важной задачей является и определение вклада в развитие школы и педагогической мысли этого региона русскими учеными-кавказоведами и местной народной интеллигенцией.
Значительное место отводится в работе выявлению особенностей школьной политики правительства на Кавказе, раскрытию как позитивных, так и негативных сторон ее влияния на развитие школ и просвещения осетинского народа в XIX - начале XX веков.
В диссертационной работе нашли свое отражение и вопросы школьного дела не только горцев-осетин, но и национальных меньшинств (грузин и армян), проживающих на территории Юго-Осетии.
Ушли в прошлое тысячи поколений, появились и исчезли многие цивилизации, но оставались и крепли в памяти людей общечеловеческие ценности, культура, просвещение, сострадание, честность, трудолюбие. Истоки злободневных проблем уходят вглубь истории, поэтому избранная автором проблема особенно актуальна. Ведь знание прошлого - необходимое условие для формирования демократического сознания людей, возрождения прогрессивных традиций и обычаев народов России и Кавказа.
В условиях, когда межнациональные отношения особенно обострились, проблема, избранная автором, еще более актуализируется. Вспоминая недавние события в Южной Осетии, трудно осознать, как и почему произошло такое между двумя народами, которых исторически всегда связывали узы дружбы, солидарности и сотрудничества в трудные для них времена.
На основе множества иллюстраций в работе показано, что осе-тино-грузинские культурно-исторические связи развивались с древнейших времен. Историко-этнографические, историко-лингвистичес-кие, историко-педагогические и другие источники убедительно свидетельствуют о тесных грузино-осетинских культурных взаимоотношениях в области развития образования грузинского и осетинского народов в прошлом и настоящем.
Как известно, - пишет грузинский академик Г.Ахвледиани, -древние грузинские и иные письменные источники, а также соответствующие памятники материальной культуры, убедительно говорят об исконных общественно-культурных и экономических сношениях между грузинским и осетинским народами.» [13. 160].
Аналогичную оценку осетино-грузинским культурным связям давал выдающийся лингвист, профессор В.И.Абаев, который считал, что осетино-грузинские культурные связи по своей давности, богатству, сложности и интересу должны быть предметом специального исследования [3. 9-94].
Грузино-осетинские исторические взаимоотношения изобилуют примерами, когда осетины приходили на помощь грузинскому народу в войнах против внешних врагов. В свою очередь грузинские миссионеры, начиная с XVIII века, обучали осетинских детей за свой счет на дому.
По утверждению профессора М.С.Тотоева, печатание осетинских книг на основе грузинской графики имеет более чем двухвековую историю. Этот перечень, конечно же, можно продолжать. Но мы отметим лишь то, что школа и просветительская деятельность лучших представителей прогрессивной интеллигенции обоих народов всегда способствовали установлению мира и согласия между всеми кавказскими народами.
Горское просветительство и модели просвещения горцев, получившие свое развитие в особенности после добровольного вхождения Кавказа в состав Российского государства, не полностью копировали российскую систему просвещения. Они имели свою национальную почву, ярко выраженную демократическую тенденцию к развитию и способствовали, где это было возможно, удовлетворению духовных потребностей местного населения и одновременно шел процесс их унификации с русской школой. И сегодня принципом построения учебно-воспитательного процесса в национальной школе должно быть диалектическое единство трех начал — национального, межнационального и общемирового, общечеловеческого, что поможет учащемуся осознать свою принадлежность и к родному народу, и к своей родине, и к общемировой цивилизации.
В наследство от прошлого мы получили не только богатейшую сокровищницу народной мудрости, выраженную в сказаниях и преданиях, пословицах и поговорках, но и замечательные труды первых горских просветителей, а также составленные на основе грузинской, славяно-церковной и русской графики горские алфавиты [20. 82]. Присоединение же Кавказа и Грузии (в состав которой входила Южная Осетия) к России, сыграло решающую роль в социально-экономическом, политическом и духовном развитии горцев-осетин. Наиболее важными сдвигами в деле культурного развития Юго-Осетии следует считать: открытие в ней школ, распространение грамотности среди населения, пробуждение самосознания народа и появление среди него первых образованных осетин, получивших образование в русских или грузинских духовных учебных заведениях, а затем немногочисленной осетинской народной интеллигенции.
Для исследуемой темы важное значение имеют материалы кавказской периодической печати об Осетии, осетинах и школе, издававшиеся на русском, грузинском и осетинском языках в печати дореволюционного Кавказа. К ним относятся такие издания, как «Цнобис Пурцели», «Терские ведомости», «Дроеба», «Ирон газет», «Ног цард», «Кавказ» и журналы «Фидиуаег», «Ганатлеба» и др.
Интересные материалы о проблемах образования и воспитания южных осетин мы почерпнули из «Истории Юго-Осетии в документах и материалах» (составитель И.Н.Цховребов) и научного пятитомного сборника «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленного профессором Л.А.Чибировым.
Ценные сведения для нашего исследования мы нашли и в книге О.Д. Цховребовой «Развитие школы в Советской Юго-Осетии (1921 -1941 гг.)». Вопросам просвещения и краткой характеристике просветительской мысли в Юго-Осетии посвящены диссертационные исследования П.Ю. Гадиева и Г.С.Саришвили. Однако в них проблемы школьного образования и педагогической мысли юго-осетинского народа изучены недостаточно. Поэтому этот пробел становится предметом и целью нашего исследования. Актуализирует выбор темы и то, что нет до сих пор специальных монографий о просветителях данного региона. Также не решенными остаются трудности школьного строительства в регионе и противоречивый характер деятельности российского правительства на Кавказе в рассматриваемый период.
Таким образом, несмотря на наличие ряда исследований, посвященных отдельных аспектам становления и развития школьного образования, до сих пор истоки просвещения и педагогической мысли Южной Осетии фактически не подвергнуты серьезному научному анализу и обобщению. Между тем, в наше время очевидным является тот факт, что школа не может не учитывать особенности педагогического наследия своего и других народов нашей страны, а призвана изучать его и использовать в своей практической деятельности в целях совершенствования учебной и воспитательной работы.
Изучение исторического прошлого своего народа, его духовной культуры, традиций и обычаев даст возможность нам по-другому взглянуть на решение многих проблем современной практики воспитания и нейтрализации межнациональных конфликтов. В этих условиях должна быть восстановлена традиционная культура воспитания народов, в том числе и осетинского, потому как в современном мире педагогика может реально существовать и функционировать только в качестве этнопедагогики.
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия и факторы становления и развития школы и педагогической мысли юго-осетинского народа. Решение этой проблемы и составляет цель данного исследования.
Объект исследования — школа, история образования, педагогическая мысль и просветительская политика правительства России и грузинских миссионеров на Кавказе в конце XVIII — начале XX вв.
Предмет исследования — деятельность миссионерско-просветительских организаций, становление и развитие первых правительственных школ и педагогической мысли в Южной Осетии в конце XVIII - начале XX веков.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить политические, экономические и духовные предпосылки генезиса просвещения, становления и развития школы и педагогической мысли народа Южной Осетии в рассматриваемый период.
2. Показать состояние школьного дела в Южной Осетии в рассматриваемый период.
3. Охарактеризовать противоречивый просветительский курс российского правительства на Кавказе и влияние его позитивных и негативных сторон на развитие школы и педагогической мысли Южной Осетии в рассматриваемый период.
4. Выявить вклад видных педагогов и просветителей Южной Осетии в развитие школы и педагогической мысли этого региона.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о социально-исторической обусловленности воспитания и обучения, о диалектике общего и особенного; о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого и его объективной оценке.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- изучение и теоретический анализ архивных источников;
- изучение и анализ документов о народном образовании;
- анализ педагогических, исторических, этнографических, литературных и фольклорных источников по теме исследования;
- изучение и сопоставительный анализ учебников, учебной документации школ (планов и программ) дореволюционных и современных авторов по истории школы, педагогической мысли и просвещения кавказских народов.
Источниковой базой исследования явились труды видных просветителей Осетии и Грузии XVIII — XX вв., документы и материалы Центрального государственного архива Республики Грузия, Центрального архива Республики Южная Осетия, Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания, архива СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований, публикации по теме исследования, материалы периодической печати, вошедшие в сборник «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленной проф. Л.А.Чибировым.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- решена одна из актуальных проблем историко-педагогической мысли и школы кавказских народов по воссозданию целостной картины о деятельности миссионерско-просветительских организаций, зарождении и развитии правительственных школ и педагогической мысли в Южной Осетии в конце XVIII — начале XX в.;
- раскрыта сущность противоречивого характера просветительской политики правительства России и Грузии в Южной Осетии в рассматриваемый период;
- проанализированы сущность обучения и воспитания церковноприходских школ Юго-Осетии, их учебные планы, программы и учебники;
- вскрыты трудности решения проблемы становления и развития женского и профессионального образования в Южной Осетии, выявлены факторы, влияющие на этот процесс;
- И
- показан вклад видных осетинских педагогов и просветителей в развитие школы и педагогической мысли Южной Осетии в XVIII -начале XX века.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в деятельности современных школ Южной и Северной Осетии, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, при изучении спецкурсов по истории просветительско-педагогической мысли региона, написании дипломных работ студентами. Кроме того, эти положения и выводы расширяют научные представления об общественно-политической и педагогической мысли народов Кавказа в целом и Юго-Осетии в отдельности.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Важнейшее значение для появления у южных осетин первых очагов просвещения, образованных людей, правительственных школ и их развитие имело присоединение Кавказа к России и приобщение горцев-осетин вследствие этого исторического акта к мировой цивилизации; фактор этот был бесспорно определяющим в развитии школ, просвещения и педагогической мысли у горцев-осетин, однако решение проблем школьного образования в Южной Осетии было сопряжено рядом трудностей:
- отсутствием в школах квалифицированных педагогов, владеющих русским и осетинским языками;
- нехваткой учебников и учебных пособий;
- отсутствием учебной литературы на родном языке;
- ведением преподавания в школах только на русском языке. Осетинский же язык использовался в качестве вспомогательного средства для перевода текстов с русского на родной язык.
2. Слабая учебно-материальная база, использование населением под школьные здания крестьянские избы, отсутствие необходимого школьного оборудования, учебных планов и программ, денежных средств для содержания открываемых сельскими обществами школ часто приводило к их закрытию, массовому отсеву детей и лишало учителя нормальных условий работы.
3. Несмотря на мизерные расходы, проводимые правительством в начале XIX века для школ Кавказа и ограничительные меры к сдерживанию роста народных школ, развитие школ в целом шло более быстрыми темпами в пореформенный период и в особенности к началу XX столетия, когда школьная сеть стала более разветвленной.
4. Ускорение роста правительственных и церковно-приходских школ в Южной Осетии во второй половине XIX века вызывалось потребностями развивающейся капиталистической экономики на Кавказе и усилением влияния на горцев идей панисламизма, способствовавшего росту антирусских настроений.
5. Просветительско-педагогическая деятельность первых просветителей-педагогов Южной Осетии объективно способствовала созданию условий для разработки осетинской письменности, распространению переводческой и научно-методической литературы, следовательно, и росту школ и борьбы с пережитками старины в сознании людей. Просветители занимались собиранием произведений осетинского фольклора, обучали детей грамоте, мечтая о наступлении эры массовой грамотности и торжества просвещения среди своего народа.
В 60-х гг. XIX века одновременно с ростом сети приходских школ в Южной Осетии отмечается некоторое улучшение постановки обучения детей. Занятия начинают вестись по расписанию, а в учебный план начальных школ начальных школ включаются такие предметы, как чтение и письмо по родному (изредка), русскому языкам, краткий катехизис, священная история, арифметика, пение и др.дисциплины.
Организация и этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап: 1999 - 2000 гг. — предварительное ознакомление с проблемой рассмотрения становления и развития школьного образования в Южной Осетии. Анализ историко-этнографической и этнопе-дагогической проблемы. Определение основных направлений научного поиска.
2 этап: 2001 - 2002 гг. — обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, ее актуальности, разработка методологии, методов, научного аппарата. Подготовка и выпуск научных публикаций по истории становления и развития юго-осетинского образования.
3 этап: 2002 - 2003 гг. - научная обработка, обобщение и систематизация диссертационных материалов и полученных результатов, их апробация и внедрение в практику. Литературное оформление диссертации и ее библиографии.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе устных сообщений и докладов на заседаниях кафедры педагогики и психологии Юго-Осетинского Государственного университета. Результаты исследования были представлены в выступлениях на всероссийских конференциях (Пятигорск,2003г.;Самара,2003г.),на ежегодных научно-методических конференциях и семинарах в СОГУ им.К.Л,Хетагурова. Некоторые положения и выводы диссертации отражены в учебно-методических рекомендациях студентам и учителям в особенности, когда учителя школ знакомят учащихся с традиционной культурой воспитания осетинского народа.
Структура диссертации. Диссертационные исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
- 130 -Выводы
Дальнейшее развитие школы и просвещения у южных осетин в постперестроечный период и в первой трети XX века (до 1917 года) свидетельствует о том, что оно стало возможным в силу прогрессивного влияния России на социально-экономическую и политическую жизнь горцев. Этому немало способствовала деятельность российской миссионерско-православной организации Общества восстановления православного христианства на Кавказе, открывшегося в 1860 году на базе Осетинской духовной комиссии. Оно развернуло свою деятельность по открытию приходских школ. Открывая школы и церкви, Общество ставило своей целью прежде всего религиозное воспитание горцев в духе «православной христианской веры». Обучение в таких школах не было налажено. Занятия начинались и прекращались по усмотрению священников. Успеваемость в школах была неудовлетворительной. Иногда школы открывали лишь формально без педагогических штатов и потому в них даже не приступали к занятиям. Учителями в церковных школах работали грузинские и русские священники, большинство которых не владело осетинским языком. Обучение было самое примитивное, в учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего, школы находились в церквах или наемных помещениях, не приспособленных для ведения учебного процесса.
Видя такое отношение правительства к народному образованию, крестьяне многих осетинских сёл принимали решения об открытии у них школ, давая обязательства построить помещение и содержать учителей для них. Так, за рассматриваемый период были открыты 10 министерских школ (в Цхинвали, Ахагори, Часавали, Заккори, Дзари, Цунари и др.).
После отмены крепостного права, крестьяне стали посылать в школу своих дочерей. По инициативе местной интеллигенции и крестьян женские школы были открыты в Джаве, Цхинвали, Ахал-гори и Кошки. В них обучалось 135 девочек. В женских школах преподавали Закон Божий, чтение, письмо и рукоделие.
В церковно-приходских школах проходили следующие предметы: закон Божий, русский, грузинский и осетинский языки (последний не всегда и не везде), арифметику, наглядное обучение, письмо, черчение, пение и гимнастику. Почти такая же была учебная программа министерских школ, с той лишь разницей, что в них преподавание было более приближено к жизни, и работали в них люди, специально обученные педагогической работе, что способствовало улучшению качества преподавания.
Но несмотря на недостатки постановки системы народного образования в Южной Осетии, количество учебных заведений неуклонно продолжало увеличиваться, помимо церковно-приходских и министерских школ к началу XX века в регионе функционировали ремесленные и реальные училища, медицинские и педагогические курсы и кружки. Положительную роль в подготовке специалистов для народного хозяйства сыграли Джавская, Бекмарская, Ванатская, Рукская, Тифлисская фельдшерская и другие учебные заведения региона.
Таким образом, к 1917 году в школьной жизни Южной Осетии произошли значительные изменения. Период этот был переломным. Расширялась школьная сеть, улучшалось качество обучения и воспитания в учебных заведениях. Развитие школьного дела в Осетии, как и на всем Кавказе, проходило под напором общественно-политического и педагогического движения, вызвавшего общественно-политическую активность педагогов и учащихся. Это движение было направлено против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе, ограничивающей детям простых горцев доступ в средние учебные заведения. Поэтому развернувшееся в среде передовой интеллигенции движение обуславливало прогрессивно-демократическую направленность общественно-просветительской и педагогической мысли Южной Осетии.
Особенность развития общественно-педагогической мысли у южных осетин заключалась в том, что у них это движение сформировалось несколько позднее (в середине XIX в.), чем у северных собратьев и потому в своем становлении прошло только два этапа (у северных осетин — три). К просветителям первой волны относится деятельность И.Ялгузидзе и Г.Чочиева, чья педагогическая активность пришлась на пореформенный период. Второй этап (1861 — 1917 гг.) характеризуется педагогической деятельностью П.Тедеева, Б.Кочиева, А.Тибилова.
В целом, для просветительских воззрений были характерны следующие черты: 1) они ратовали за национально-духовное развитие своего и других народов на основе передовой русской и европейской цивилизаций, за рост их национального самосознания; 2) выступали в защиту прав горцев, призывая их на борьбу с феодалами и духовенством, за социальную справедливость; 3) боролись против средневековых варварских обычаев кровной мести, калыма, невежества, тормозящих прогрессивное развитие горцев.
Таким образом, в процессе приобщения осетин к культурным ценностям русского народа и к экономическому организму Российского государства носители педагогической культуры опирались на ту национальную почву, которая породила эти ценности. Поэтому характерной чертой просветительских идей в Южной Осетии во второй половине XIX — первой трети XX веков являлась критическая направленность их против школьной политики правительства на Кавказе и социального неравенства в обществе, в том числе и в образовании.
- 134 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ историко-этнографических, педагогических, архивных и литературных источников свидетельствует, что осетины являются народом с древнейшей историко-этнической культурой. Предками их были кочевые ираноязычные скифо-сарматские и аланские племена, которые ассимилировали местное население. В дальнейшем этот процесс привел к образованию осетинской народности или осетин в VI - IX веках.
В результате татаро-монгольского нашествия в XIII веке осетины оказались запертыми в горах, а их исконные земли на западе на равнине были заняты кабардинцами, а на востоке — вайнахами, которые освоили нижние предгорья, притеречную равнину и долину р. Армхи.
Монгольское господство также надолго затормозило историческое развитие культур русского и осетинского народов, прервало дружеские связи между ними. Но, несмотря на это, в XIII - XV столетиях русские, бежавшие из татаро-монгольской неволи, могли найти приют у горцев, сюда прибывали и спасавшиеся от помещичьего произвола крестьяне, которые составили первые поселения вольных русских людей между Тереком и Гребнем.
Укрепление русско-кавказских отношений продолжилось и в VI и XVII веках. В результате этого произошло добровольное присоединение к России и Осетии, которое стало важным прогрессивным актом, оказавшим всестороннее воздействие на всю последующую политическую, социальную и экономическую жизнь горцев. Оно способствовало втягиванию Осетии во всероссийский рынок, послуживший основой развития в регионе в первой половине века системы народного образования, заключавшейся не только в зарождении письменности у осетин, но и в периоде становления у них первых очагов просвещения, хотя и православно-миссионерских.
Проводя свою политику на Кавказе, царизм использовал здесь в своих целях различные меры и средства идеологического воздействия. Таким испытанным средством стало христианско-православное просвещение горцев. С этой целью еще в 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия» из лиц грузинского происхождения, владевших осетинским языком. Возглавлял её архимандрит Пахомий. Члены этой комиссии стали обучать у себя на дому детей. Пахомий же обратился в святейший Синод с просьбой открыть в Осетии специальную миссионерскую школу, которая должна была стать проводником православия и подготовки священников из местного населения. Так появилась Моздокская школа (27 сентября 1764 г.). Она просуществовала до 1797 года. Несмотря на то, что обучение велось в ней на русском языке, она объективно принесла пользу — её питомцы становились толмачами между русскими и горцами, учителями приходских школ.
Одним из важнейших достижений и неоспоримых заслуг деятелей Осетинской духовной комиссии и представителей передовой русской культуры на Кавказе были попытки разработать осетинскую письменность. В этом плане значительный интерес вызывает личность автора первой осетинской печатной книги и осетинского алфавита Гайя (Гайоза) Бараташвили (1750 - 1830 гг.). Он являлся не только начальником Осетинской духовной комиссии, но и ученым: был автором истории Грузии и грузинской грамматики. Ученый и просветитель перевел на грузинский язык труд Марка Аврелия «К самому себе», «Регламент» Петра I, «Историю Древнего Востока», «Историю Египта» и др. труды.
На основе церковно-славянской графики он составил осетинский алфавит и применил его при составлении на осетинском языке своей азбуки и катехизиса «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания». Эта книга увидела свет в мае 1798 года в Московской Синодальной типографии. Она была первой печатной книгой на осетинском языке с параллельным текстом на русском языке. Поэтому этот год считается годом начала книгопечатания на осетинском языке.
Другим выдающимся деятелем культуры и просвещения указанного периода являлся И.Г. Ялгузидзе (1770-1830). Будучи членом Осетинской духовной комиссии, он выполнял функции переводчика, участвовал в мероприятиях по мирному присоединению своих соотечественников к России.
И. Ялгузидзе активно занимался переводами на осетинский и грузинский языки церковных книг и деловых документов. Его перу принадлежит ряд оригинальных произведений собственного сочинения, где особое место занимает поэма «Алгузиани» - выдающийся литературный памятник, написанный автором на грузинском языке. Однако основным делом своей жизни И. Ялгузидзе считал создание осетинской письменности. Для этого он в 1820 году составил два алфавита: один - на основе грузинской церковной азбуки «хуцури», а другой — на основе знаков грузинского светского письма.
На основании изобретенных им алфавитов И. Ялгузидзе составил букварь, который был издан в Тифлисе в 1821 году «для обучения осетинского юношества на природном языке чтению и письму».
Таким образом, деятельность православного миссионерства в лице своих видных представителей целенаправленно использовавшего принципы христианского обучения и воспитания, способствовала появлению на Северном и Центральном Кавказе первого поколения образованных людей.
Дальнейшее развитие школы и просвещения у южных осетин в постперестроечный период и в первой трети XX века (до 1917 года) связано с деятельностью другой российской миссионерско-православной организации Общества восстановления православного христианства на Кавказе, открывшегося в 1860 году на базе Осетинской духовной комиссии. Оно развернуло свою деятельность по открытию приходских школ. Открывая школы и церкви, Общество ставило своей целью прежде всего религиозное воспитание горцев в духе «православной христианской веры». Обучение в таких школах не было налажено. Занятия начинались и прекращались по усмотрению священников. Успеваемость в школах была неудовлетворительной. Иногда школы открывали лишь формально без педагогических штатов и потому в них даже не приступали к занятиям. Учителями в церковных школах работали грузинские и русские священники, большинство которых не владело осетинским языком. Обучение было самое примитивное, в учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего, школы находились в церквах или наемных помещениях, не приспособленных для ведения учебного процесса.
Видя такое отношение правительства к народному образованию, крестьяне многих осетинских сёл принимали решения об открытии у них школ, давая обязательства построить помещение и содержать учителей для них. Так, за рассматриваемый период были открыты 10 министерских школ (в Цхинвали, Ахагори, Часавали, Заккори, Дзари, Цунари и др.).
В церковно-приходских школах проходили следующие предметы: закон Божий, русский, грузинский и осетинский языки (последний не всегда и не везде), арифметику, наглядное обучение, письмо, черчение, пение и гимнастику. Почти такая же была учебная программа министерских школ, с той лишь разницей, что в них преподавание было более приближено к жизни, и работали в них люди, специально обученные педагогической работе, что способствовало улучшению качества преподавания.
Но несмотря на недостатки постановки народного образования в Южной Осетии, количество учебных заведений неуклонно продолжало увеличиваться, помимо церковно-приходских и министерских школ к началу XX века в регионе функционировали ремесленные и реальные училища, медицинские и педагогические курсы и кружки. Положительную роль в подготовке специалистов для народного хозяйства сыграли Джавская, Бекмарская, Ванатская, Рукская, Тифлисская фельдшерская и другие учебные заведения региона.
Таким образом, к 1917 году в школьной жизни Южной Осетии произошли значительные изменения. Период этот был переломным. Расширялась школьная сеть, улучшалось качество обучения и воспитания в учебных заведениях. Развитие школьного дела в Осетии, как и на всем Кавказе, проходило под напором общественно-политического и педагогического движения, вызвавшего общественно-политическую активность педагогов и учащихся. Это движение было направлено против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе, ограничивающей детям простых горцев доступ в средние учебные заведения. Поэтому развернувшееся в среде передовой интеллигенции движение обуславливало прогрессивно-демократическую направленность общественно-просветительской и педагогической мысли Южной Осетии.
Особенность развития общественно-педагогической мысли у южных осетин заключалась в том, что у них это движение сформировалось несколько позднее (в середине XIX в.), чем у северных собратьев и потому в своем становлении прошло только два этапа (у северных осетин - три). К просветителям первой волны относится деятельность И.Ялгузидзе и Г.Чочиева, чья педагогическая активность пришлась на пореформенный период. Второй этап (1861 —
1917 гг.) характеризуется педагогической деятельностью П.Тедеева, Б.Кочиева, А.Тибилова.
В целом, для просветительских воззрений были характерны следующие черты: 1) они ратовали за национально-духовное развитие своего и других народов на основе передовой русской и европейской цивилизаций, за рост их национального самосознания; 2) выступали в защиту прав горцев, призывая их на борьбу с феодалами и духовенством, за социальную справедливость; 3) боролись против средневековых варварских обычаев кровной мести, калыма, невежества, тормозящих прогрессивное развитие горцев.
Таким образом, в процессе приобщения осетин к культурным ценностям русского народа и к экономическому организму Российского государства носители педагогической культуры опирались на ту национальную почву, которая породила эти ценности. Поэтому характерной чертой просветительских идей в Южной Осетии во второй половине XIX - первой трети XX веков являлась критическая направленность их против школьной политики правительства на Кавказе и социального неравенства в обществе, в том числе и в образовании.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сиукаева, Елена Гурамовна, Владикавказ
1. Абаев В.Д. Тбилиси и осетины. - Тб., 1959. - 212 с.
2. Абаев В.Д. Из истории Юго-Осетии в первой русской революции 1905-1907 гг. //Сборник трудов к 50-летию революции 1905-1907 гг. Тбилиси, 1956. - 112 с.
3. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949. - Т. 1. -586 с.
4. Абаев С. П.Тедеев просветитель и педагог //Грузинский вестник. - 1967. - № 5. - С. 13-18, 34.
5. Агъуызаты Иуане //Алгъуызы Кадагг. 1996. - № 2. С. 34-45.
6. Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. М., 1986. - 1 12 с.
7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до революции 60-х годов) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. - 321 с.
8. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. -423 с.
9. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. - 415 с.
10. Ардасенов Н.М. Революционное народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987. - 213 с.
11. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе, 1959. 213 с.
12. Ардасенов Х.А. Иван Ялгузидзе осетинский писатель и культурный деятель //Изв. СОНИИ. - Дзауджикау. - 1949. - Т. 18. -С. 94-97.
13. Ахвледиани Г. Сборник избранных работ по осетинскому языку. Тб., 1960. - Т. 1. - С. 160.
14. Баев Г.В. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа //Терские ведомости. 1908. - №№ 59, 60, 61.
15. Бернард С. Бахрах. Аланы на Западе. М., 1993. - С. 3-17.
16. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975.- С. 3-11.
17. Блейх Н.О. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И.Дзасохова: Монография. Владикавказ, 2000. - 168 с.
18. Блейх Н.О. Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова: Методическое пособие. Владикавказ, 2000. - 14 с.
19. Блейх Н.О. Основные направления развития просветительской и педагогической мысли на Северном Кавказе //Актуальные проблемы современной педагогики: Тезисы докладов /Под ред. А.Ю.Белогурова. Владикавказ, 2001. - С. 51-53.
20. Блейх Н.О. Роль русской православной церкви в приобщении горцев к мировой цивилизации (конец XIX — начало XX вв.) //Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов /Под ред. Е.Е.Хатаева. — Владикавказ, 2003. С. 82-87.
21. Бугулов Б.Б. Краткая история осетинского письма. Дзауджи-кау, 1952. - С. 35.
22. Булацев С.Х. Гиго Дзасохов публицист-революционер. — Орджоникидзе, 1982. 126 с.
23. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. Ч. 2. -СПб., 1869. С. 262.
24. Ванеев 3. Осетинская гимназия в Цхинвали. (Воспоминания) //Фидиуаг. № 8. - 1962. - С. 87.
25. Вернадский Г. Родина алан. М., 1944. - С. 81.
26. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1927 гг.) //Материалы по истории Осетии. -Орджоникидзе, 1942. С. 1-78.
27. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тб., 1966.- С. 52-78.
28. Гадиев П.Ю. История развития народного образования в Южной Осетии до установления Советской власти //Известия ЮО НИИ: Сталинир. Вып. IX, 1958. - С. 29-67.
29. Гадиев П.Ю. Вопросы народного образования в Юго-Осетии в 1801-1864 гг. //Известия ЮОНИИ. Сталинир, 1958. - С. 9.
30. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV — X вв. -Л., 1979. С. 13.
31. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами Кавказа //А. Гассиев. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. - С. 241-279.
32. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. — М., 1993. 213 с.
33. Гатуев А. Осетинский женский приют //Терек. 1913. - № 4698.
34. Гогебашвили Я.С. Как улучшить кавказскую народную школу //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. — М., 1987.- С. 201-207.
35. Гугкаев С.Т-. О жизни и деятельности И.Г.Ялгузидзе //Известия ЮОНИИ. Сталинири, 1955. - Вып. VIII. - С. 282.
36. Гутнов Ф.К. Осетия: из прошлого в будущее. Владикавказ, 1992.- С. 13-15.
37. Джавахшвили Ал. Первоначальное обучение в Грузии //Ганатлеба. 1908. - №2. - С. 62-63.
38. Джанаев А.К. Народы Терека в российской революции 19051907 гг. Орджоникидзе, 1988. - 3 14 с.
39. Дзанагова Л.В. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа (XVIII —40