Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.

Автореферат по педагогике на тему «Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мамедова, Джейла Гюндуз кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в."

На правах рукописи

Мамедова Джейла Гюндуз кызы

Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце Х1Х-нач XX в в.

13 00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ООЗ164735

Москва - 2008

003164795

Работа выполнена на кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель доктор педагогических наук,

профессор

Леванова Елена Александровна

Официальные оппоненты доктор педагогических наук,

профессор

Плохова Маргарита Григорьевна

кандидат педагогических наук доцент

Мельников Тимур Николаевич

Ведущая организация: Российский государственный университет им И Канта

Защита состоится 17 марта 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д21215411 при Московском педагогическом

государственном университете по адресу 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д 6

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке МИГУ по адресу 119992, Москва, ул Малая Пироговская, д 1

/

Автореферат разослан « » _2008 г

Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков В А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в Азербайджане происходит строительство новой системы школьного образования, соответствующей современным потребностям социума и опирающейся как на национальные традиции, так и на новейшие достижениях всемирной педагогической науки. В этой связи становиться актуальным обращение к историческому опыту создания азербайджанской школы Одним из ключевых этапов развития системы образования в стране стала вторая половика ХТХ -начало XX вв, когда происходил процесс становления светских начальных и средних учебных заведений Появление в Азербайджане сети светских учебных заведений, действовавших по европейским образцам, сыграло заметную роль в дальнейшем экономическом, политическом и культурном развитии этого региона. Ускорилась подготовка квалифицированных кадров для нужд современной промышленности и других областей человеческой деятельности, заметно возросло самосознание азербайджанского народа, значительно расширилась прослойка светской национальной интеллигенции и, таким образом, были созданы начальные условия для дальнейшего развития и совершенствования всей системы образовательных учреждений.

История становления светского образования в Азербайджане в рассматриваемый исторический период получила достаточно широкое отображение в трудах как дореволюционных авторов (Л Н Модзалевский (1867г), А.О.Черняевский (1882г), С.АВелибеков (1888г), К.Демина (1913г); советских авторор З.Г.Ахундова (1947г.), АЮ.Сеидова (1947г.), Я С Гогебашвили (1954г.), С С Мамедова (1967г), Р Рудневой (1977г.), ТА.Мусаевой (1981г)), исследователей постсоветского периодов Д.С Гусейнова (1993г), Э Р Вагабова (1999г), Г М Ахмедов (2002г.), Ф.Б Садыгов(2005г) Феномен генезиса светской школы в Азербайджане получил неоднозначное толкование в исследованиях различных лет, что зависело от господствующей официальной идеологии,

доминирующих общественных настроений и личной позиции автора. В дореволюционной историографии раскрывалась роль российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов в развитии светского образования. В работах советского периода влияние России на развитие азербайджанской школы представлялось как насильственное, а религиозное и традиционное направления образования оценивались односторонне и крайне негативно. В исследованиях постсоветского периода возникло стремление к объективному анализу исторических реалий свободному, от ярко выраженных политических пристрастий, что позволило рассмотреть процесс развития образования в Азербайджане, как сложное социально-педагогическое явление, требующее всестороннего изучения, на основе новых методологических стратегий

Социальная востребованность научного осмысления истории образования Азербайджана требует дополнительных исследований в этой области, раскрывающих противоречивость его становления, обусловленную борьбой между национальными и общемировыми, религиозными и светскими тенденциями Это определило выбор темы исследования - «Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце ХЕК начала XX в в », проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы исторические условия и особенности процесса становления и развития средней школы в Азербайджане в конце XIX - начале XX вв

Решение этой проблемы составляет цель исследования

Объект исследования - генезис образования в Азербайджане в конце XIX - начала XX вв

Предмет исследования - процесс становления и развития светской средней школы в Азербайджане на рубеже XIX - XX вв.

Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:

1. Раскрыть исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане в конце XIX начала XX в в.

2. Осветить основные концептуальные подходы к проблеме развития

светской школы в Азербайджане, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами в рассматриваемый период

3 Охарактеризовать особенности процесса развития азербайджанской светской средней школы.

4. Выявить значение изучения истории светской начальной и средней школы для решения актуальных проблем образования в Азербайджане сегодня

Методологическую основу исследования составляют концептуальные подходы и принципы. - системный подход (Э.ГЮдин, И.ВЛЗлауберг, В П Беспалько, В.В.Краевский, В.А.Сластенин.); - социокультурный подход (А.И.Арнольдов, И.В Дубровина, Т.СКомарова, И С Кон, Е.А.Леванова, Б.Т.Лихачев.) - принцип научного историзма (ЗИРавкин, М.В.Богуславский, Г.Б Корнетов, А.Н.Джуринский и др); - эта оп едагогический подход к образованию (К Ш Ахияров, Г.Н Волков, Г.Д.Даутова, В.Г.Закирова, 3 Г Нигматов, Т Н Петрова, Я.И.Ханбиков, Д СЯгофарова и др).

Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий в себя:

- изучение официальных нормативных документов,

- анализ историко-педагогической литературы,

- метод сравнительно-сопоставительного анализа,

- историко-ретроспективный метод;

- методы обобщения и систематизации материала

Источниковая база исследования:

- труды известных российских и азербайджанских педагогов и публицистов конца XIX - начала XX вв. по проблемам теории воспитания и образования,

- официальные документы, регламентировавшие создание и деятельность светских учебных заведений на территории Азербайджана в рассматриваемый исторический период;

- научно-педагогические исследования по йстории развития системы образования в Азербайджане;

- публицистические материалы рубежа XIX - XX вв, посвященные теме настоящего исследования, в том числе статьи в бакинской газете «Каспий», выходившей в 1881 - 1919 гг.;

- архивные материалы из Государственного исторического архива Азербайджана.

Хронологические рамки исследования. (Конец XIX начала XX в.в.) обусловлены тем, что, начиная с 70-х гг. XIX столетия на территории Азербайджана стали создаваться первые светские школы, специально предназначенные для азербайджанцев. После революции 1917 г содержание светского образования в Азербайджане претерпело кардинальные изменения, а многие из созданных в дореволюционный период учебных заведений были перепрофилированы

Организация исследования. Оно проводилось в три этапа.

Первый этап (2004 - 2005 гг.) - поисковый. На этом этапе были исследованы уровень разработанности проблемы, и методологические подходы к ее изучению, и перечень его источников.

Второй этап (2005 - 2006 гг) - теоретический. На этом этапе происходило изучение и осмысление законодательно-нормативных документов, научных, историко-публицистических и архивных источников, определялись понятийный аппарат, логика и методология исследования. В этот же период осуществлялось накопление исходных материалов, и формировалась основная часть текста работы.

Третий этап (2006 - 2007 гг.) - обобщающий. На этом этапе обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалась работа над текстом диссертации и ее оформлением.

Научная новизна.

1. В исследовании теоретически обосновано положение о том, что в исторических условиях конца XIX начала XX в Азербайджане религиозное и светское образование не исключали, а взаимодополняли друг друга.

Религиозное образование

- создавало единую духовную основу азербайджанского народа;

- способствовало формированию коммуникативной культуры и традиций этнического поведения;

обеспечивало обогащение азербайджанской культуры влиянием древнейшей культуры исламского мира

Светское образование:

- отвечало потребностям социально-экономического и социально-политического развития в профессиональных кадрах,

- укрепляло культурные связи с Россией, способствовавшие формированию национальной интеллигенции,

- помогало становлению тесных контактов с Европой, взаимодействию с европейским образованием, что отвечало требованием развивающейся техногенной цивилизации Светская школа в рассматриваемый период развивалась более динамично

2. Выявлена обусловленность специфики развития светской средней школы

- стремительным экономическим развитием, вызванным «нефтяным бумом», выходом региона на общероссийский и мировой рынки,

- появление меценатов и объединением их усилий по развитию светского образования в регионе с правительством России,

- усилением формирования национальной светской интеллигенции,

- появлением запроса на женское образование.

3. Раскрыты ведущие тенденции в развитии светского образования, сложившиеся в Азербайджане на протяжении рассматриваемого периода

Теоретическая значимость исследования. Выявлен и реализован новый теоретико-методологический подход к анализу процесса становления образования в условиях национальной культуры

- развитие светского образования в исследовании рассматривается не только

как следствие направленной политики российской империи на русификацию национальных окраин, но как совместная деятельность правительства России и передовой общественности Азербайджана в ситуации вызревших условий готовности азербайджанского народа к скачку культурного развития;

- интенсивность развития светской средней школы прослеживается не только сквозь призму влияния социо-культурной ситуации, традиционно акцентируемой советскими авторами, но как явление, имеющее многофакторную обусловленность, где место ведущего фактора занимало развитие экономики;

- светское и религиозное образование в изучаемый период раскрываются не как альтернативные направления, а как взаимодополняющие, при большей динамике развития светской школы, как отвечающей цивилизационному запросу,

- религиозная школа в условиях национальной культуры, рассматриваемого периода, характеризуется как важный фактор сохранения национальной самобытности и традиционности.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и методологической обоснованностью исходных параметров работы; соответствием методов исследования его задачам, репрезентативностью источниковой базы и логической непротиворечивостью выводов исследования

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания истории педагогики в России и в Азербайджане, а также при создании новых учебных пособий и спецкурсов по истории педагогики для преподавателей и студентов педагогических вузов и на курсах повышения квалификации педагогов. Кроме того, сделанные в работе выводы представляют определенный интерес при создании проектов реформирования средних школ Азербайджана

Апробация полученных результатов осуществлялась на ежегодных отчетных сессиях Mill У; на аспирантском семинаре кафедры педагогики высшей школы МПГУ; на Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическое наследие К Д.Ушинского и современные проблемы

модернизации образования" (Москва 2004), а также посредством публикаций по теме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В конце XIX - начале XX в в. в Азербайджане сложились исторические предпосылки становления и развития светского образования, что проявилось- в ускоренном экономическом развитии региона, связанном, прежде всего, с нефтедобычей и появлением соответствующей инфраструктуры, что вызвало резкий рост потребности в образованных и квалифицированных кадрах,

- б стабильной социально-политической ситуации (до 1905 г.), что обеспечило отсутствие принудительной ускоренной «русификации» учебных заведений и позволило создать широкую сеть национальных школ, с изучением некоторых предметов на азербайджанском языке;

в новых тенденциях социо-культурного развития (в поиске организационных форм светского образования, формировании национальной интеллигенции и возникновении меценатства),

2. В обсуждении проблем организации и содержания школьного образования в среде азербайджанской интеллигенции и российских педагогов, служивших в кавказском учебном округе, выявились следующие подходы

- признание первостепенности задач обеспечения населения элементарными знаниями на родном языке,

- отстаивание важности сохранения национальной самобытности школы,

- отношение к образованию как к источнику социального благополучия,

- понимание необходимости расширения общеобразовательной подготовки для дальнейшего обеспечения кадрового потенциала при сохранении религиозных основ и национальных традиций воспитания (светские национальные и правительственные школы с преподаванием на русском языке и изучением Корана) - группа «западников»;

- рассмотрение просветительских и этических задач как главных в образовании;

- отстаивание приоритетности традиционного религиозного образования с введением светских общеобразовательных предметов (мектебы) - группа «традиционалистов»,

- признание необходимости начального и среднего женского образования,

- утверждение специфики подготовки учителей для национальных школ,

3. В Процессе развития светского школьного образования в Азербайджане в конце XIX начала XX в.в. проявились следующие особенности:

- В 80-е г. XIX в исламская религиозная школа занимала по численности первое место, национальная светская школа была самой малочисленной, русская государственная почти не охватывала азербайджанцев,

- к концу XIX - началу XX в в. благодаря совместным усилиям российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов началось интенсивное развитие начальной и средней школы всех типов, в общеобразовательных (гимназии, реальные училища) и средних специальных учебных заведениях значительно увеличилось число учеников-азербайджанцев;

- во всех светских учебных заведениях сохранялось преподавание Корана и воспитание традиционных норм поведения,

4. Для современного реформирования образования в Азербайджане представляется важным учет особенностей процесса его становления и развития.

- сохранения единства светских оснований и религиозных традиций в образовании и воспитании,

- сочетания ориентации на национальную самобытность, традиции и мудрость восточной культуры, европейские рационалистические тенденции и культурное взаимодействие с Россией,

- объединения усилий общественности (чиновников, меценатов, творческой интеллигенции) в решении организационных и содержательных задач образования

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка

Библиография содержит 147 источника, из которых 7 являются архивными материалами Государственного исторического архива Азербайджана

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет, задачи, методология, научная новизна, теоретическая и практическая значимость

В первой главе «Исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане» рассмотрены особенности изучения истории образования в странах, ранее входивших в состав Российской империи, охарактеризована система образования, сложившаяся в Азербайджане к 80-м гг

XIX в. и выявлены ведущие социально-экономические, социально- политические и социокультурные предпосылки азербайджанской школы в конце XIX - начале

XX вв

В главе раскрыта система факторов, влияющих на процесс развития образования в Азербайджане, включающих как политику Российской империи в сфере народного просвещения нерусских народов, так и социально-экономические, социально- политические и социокультурные процессы, происходящие в национальном регионе

Мощнейшим толчком к созданию в конце XIX в светской школы в Азербайджане, как русской, так и национальной, послужило ускоренное экономическое развитие региона Оно было связанно с нефтедобычей, появлением соответствующей экономической инфраструктуры, расширением сельскохозяйственного производства и широким выходом региона на общероссийский и мировой рынки. Подобное развитие вызвало резкий рост потребности в относительно образованных и квалифицированных кадрах (особенно среднего и низшего руководящего звена и техников) для различных

отраслей народного хозяйства.

Социально-политическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане в 70 -90-е гг XIX в., была относительно стабильной. Здесь, как и в предыдущие десятилетия, не наблюдалось сколько-нибудь заметных антиправительственных массовых выступлений, в том числе национально-освободительного или радикально-религиозного характера Поэтому русские власти не проводили на территории Азербайджана активной насильственной русификации традиционных национальных религиозных учебных заведений и относились к мектебам и медресе достаточно лояльно Вместе с тем, в контексте общей официальной образовательной политики Российской империи, проводившейся в этот период на ее национальных окраинах, во всех вновь создаваемых светских учебных заведениях, даже чисто национальных, водилось обязательное изучение русского языка, а общеобразовательные предметы должны были преподаваться по-русски.

В 80-е гг. XIX века в Азербайджане началось формирование светской национальной интеллигенции, получившей европейское образование, в том числе и педагогическое. Особую роль в этом процессе сыграло татарское (азербайджанское) отделение Закавказской учительской семинарии, многие выпускники которого (Р.И.Эфендиев, Д.Мамедкулизаде, Ф А.Кочарли, Н Нариманов и др) впоследствии стали известными азербайджанскими педагогами. Таким образом, осуществлялось обеспечение национальной азербайджанской школы учительскими кадрами. Вместе с тем, вплоть до 1917г, отсутствие достаточного количества квалифицированных педагогов в определенной степени тормозило развитие массовой начальной и средней азербайджанской светской школы

Заметную роль в становлении системы учебных заведений в Азербайджане сыграли богатые и влиятельные благотворители, щедро жертвовавшие средства на создание и функционирование различных учебных заведений. Среди них были как представители высшей русской администрации (Д С Старосельский и др ), так и национальной азербайджанской буржуазии (Г.З А.Тагиев и др.)

и

Оценивая предпосылки и условия эволюции азербайджанской школы в рассматриваемый исторический период в целом, можно утверждать о совокупном воздействии рассмотренных выше факторов применительно к условиям Азербайджана

Во второй главе «Основные тенденции развития структуры и содержания начального и среднего образования в Азербайджане в конце XIX - начале XX вв.» раскрыт процесс развития азербайджанской школы в рассматриваемый исторический период, проанализированы основные концепции образования, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв, а также определено значение изучения истории образования в Азербайджане для современной национальной педагогической науки

В конце 70-х - начале 80-х гг XIX века в Азербайджане существовали две основных традиции в сфере светского образования Одна из них, уходившая своими корнями еще в средневековье, была тесно связана с исламской культурой Она, даже в резко изменившихся социальных условиях, предполагала постепенное слияние светской и религиозной школ путем поэтапного введения в мектебах и медресе преподавания светских общеобразовательных учебных предметов Другая традиция зародилась только в начале XIX столетия и базировалась на европейских воззрениях на образование, принятых первыми азербайджанцами просветителями Многие из них получили образование в русских учебных заведениях и вынесли оттуда убеждения о необходимости заметной и скорой европеизации всей образовательной системы Азербайджана Хотя некоторое время происходил поиск компромисса, в начале XX в возобладало второе направление, основывавшееся на необходимости организации чисто светской начальной и средней общеобразовательной национальной школы с преподаванием азербайджанского языка, Корана и сохранением национальных традиций в воспитании.

В результате значительной модернизаци системы народного образования в Азербайджане, в конце XIX - начале XX вв., возникли новые типы учебных

заведений

- русско-татарские (русско-азербайджанские) училища;

- начальные и средние профессиональные учебные заведения, в том числе педагогические;

- негосударственные азербайджанские училища и курсы;

- государственные начальные и средние образовательные учреждения, созданные по образцу общероссийских (в том числе и женская гимназия в Баку) и предназначенные, в первую очередь, для детей русских офицеров и представителей гражданской администрации. В них также обучались дети зажиточных армян и азербайджанцев, но число последних было сравнительно невелико;

- женские училища для девочек-азербайджанок.

Таким образом, можно говорить, что в рассматриваемый исторический период существовало три потенциально возможных направления развития системы образования в Азербайджане, не исключавших их параллельного существования и взаимного влияния друг на друга: традиционное религиозное, светское, направляемое российским правительством и светское, национальное, создаваемое азербайджанской общественностью При этом эти направления не только сосуществовали, но и взаимовлияли друг на друга. В религиозных школах вводили общеобразовательные предметы, в светских школах изучали Коран, усилия российского правительства соединялись с инициативой азербайджанской общественности.

В результате проведённых реформ:

- резко увеличилось число светских общеобразовательных начальных и средних учебных заведений различных типов, в том числе предназначенных специально для азербайджанских детей В 1915 г. на территории Азербайджана существовало уже 976 школ всех типов, включая 15 средних, где обучалось 73,6 тысяч детей, из них 23 тысячи азербайджанцы

- был создан ряд начальных и средних специальных учебных заведений,

где различным специальностям обучалось около 5-ти тысяч детей и подростков, причем около десяти процентов из них составляли азербайджанцы.

- в Азербайджане появились первые женские общеобразовательные учебные заведения, в том числе и национальные, что свидетельствовало об определенной перемене отношения азербайджанского социума к необходимости общественного женского образования.

Вместе с тем, несмотря на явную динамику в развитии светских учебных заведений, в рассматриваемый исторический период продолжали сохраняться важнейшие коренные проблемы образования Азербайджана

- явно недостаточное количество начальных и средних учебных заведений по отношению к общему числу детей школьного возраста, о чем свидетельствовал сравнительно низкий уровень грамотности населения, - чуть более 6%;

- низкий процент учащихся-азербайджанцев, особенно в средних учебных заведениях, где их было всего около 11%,

Необходимо отметить, что уровень грамотности в Азербайджане в начале XX в несколько уступал аналогичным показателям у ближайших соседей, в Гручии он составлял около 20%, а в Армении, - около 12%. Что же касается ведущих мусульманских народов, то к началу 20-х гг. XX в. уровень грамотности в Турции составлял, по разным данным, от 4% до 10%, т е был таким же, как и в Азербайджане). В Иране и в западной британской Индии (современный Пакистан) этот показатель был еще ниже и не превышал 5%. В начале XX в самым передовым из всех исламских народов по уровню грамотности были волжские татары' у мужчин он составлял 17%, а у женщин - 8%, т е. почти такой же, как и у русского населения Поволжья

Анализ развития системы светского образования за период с 80-х гг. XIX в по 1917 г позволяет выявить некоторые устойчивые тенденции, которыми характеризовался этот процесс

1. Устойчивое развитие национальной светской начальной школы, как в городах, так и в сельской местности. После 1905 г. начальная светская

азербайджанская школа с обязательным изучением русского языка и ряда общеобразовательных предметов постепенно стала вытеснять традиционную систему религиозного начального образования, практиковавшуюся в мектебах

2 Расширение числа полноценных средних общеобразовательных заведений (гимназий и реальных училищ), в которых постепенно, хота и очень медленно, увеличивалось число учеников-азербайджанцев.

3. Развитие системы средних специальных учебных заведений по различным специальностям, включая учительскую семинарию, предназначенную для подготовки педагогических кадров для национальной начальной школы.

4 Быстрое становление системы женских начальных учебных заведений для девочек-азербайджанок, обусловленное переломом в национальном сознании по вопросу о необходимости общественного женского образования.

При освещении педагогических концепций, созданных в Азербайджане в рассматриваемый исторический период, в работе был выделен круг проблем в обсуждении которых звучало абсолютное единство. Это вопросы грамотности населения и его обеспечения элементарной школой с преподаванием на родном языке и это осознание важности сохранения национальной самобытности школы Идеи народности в образовании не только выдвигались азербайджанскими педагогами, но и пропагандировались руководителем и преподавателем азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А О Чернявским, который был учеником и последователем К Д.Ушинского. Черняевский А О. внес весьма значительный вклад в создание системы учебных заведений в Азербайджане, опираясь на творчески переработанную концепцию национальной школы, предложенную К.Д Ушинским

В связи с этими проблемами обсуждались вопросы подготовки народного учителя для сельских школ и создания учебных пособий на родном языке (Р.И.Эфендиев, А.Сиххат), рассматривались различные аспекты этой проблемы-замена алфавита и разработка грамматики (Н Нариманов и др.); внедрение фонетического метода обучения (РИЭфендиев и др.); издание специальной

детской развивающей литературы (С.М.Ганизаде и др.)

У азербайджанских педагогов можно выделить два подхода к назначению народного образования Магомед Таги Сидги, поэт и учитель, и ряд его единомышленников на первое место ставили просветительно-этическую функцию образования Другие же авторы, например известный педагог Гасан-бек Зардаби, напротив придерживались более утилитарных воззрений на задачи просвещения, как основу социального благополучия человека. В среде азербайджанских педагогов сложилась группа, которую условно можно было назвать «западники», которые понимали среднюю образовательную школу, как старт для дальнейшей карьеры («для служб, для чинов»). Но при этом они не отрицали религиозных основ и национальных традиций воспитания, обязательность знания Корана. Другая группа, условно обозначенная как традиционалисты, отстаивала приоритеты нравственно религиозного образования, хотя принимала идеи расширения списка общеобразовательных предметов в условиях религиозной школы (А Г Гуссейнзаде).

Оценивая концепции образования в азербайджанской светской школе, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв, можно сделать следующие основные выводы.

1 Объективные социальные условия ставили перед азербайджанскими педагогами достаточно сложную задачу в короткие исторические сроки обеспечить резкое повышение элементарной грамотности народа Этого можно было достигнуть только путем создания массовой национальной светской школы, в первую очередь начальной Подобная задача и предопределила основные направления педагогической работы в Азербайджане и содержание вновь выдвигаемых образовательных концепций в рассматриваемый исторический период

2. Педагогические концепции обучения в национальной начальной школе различных типов, предлагавшиеся ведущими азербайджанскими педагогами в конце XIX - начале XX вв , в целом не отражали резкой конфронтации, так как все

они ориентировали на обучение родному языку и литературе, приобщение детей к национальной и русской культурам, патриотическое воспитание, обучение основам религии.

3. Огромное внимание практически всеми видными азербайджанского педагогами рассматриваемого исторического периода уделялось совершенствованию изучения родного языка, что было вполне оправдано в условиях весьма низкого уровня грамотности населения. Рассматривая значения изучения истории генезиса светского образования в Азербайджане во второй половине XIX - начале XX вв. необходимо отметить, что это явление многоплановое и представляет наибольший интерес в двух его аспектах широком культурологическом и более узком, чисто педагогическом. В работе выделены ведущие направления в процессе становления и развития светского образования в Азербайджане в конце 19 начале 20 века, значимые для современного реформирования образования'

- сохранение единства светского школьного образования и учёта религиозных национальных традиций в образовании и воспитании,

- сочетание ориентаций на мировые стандарты в образовании, традиции национальной культуры и культурное сотрудничество с Россией;

- объединение усилий общественности (чиновников, меценатов, творческой интеллигенции) в решении организационных и содержательных задач образования

В заключении диссертационного исследования сделаны обобщающие выводы и сформулированы рекомендации по использованию элементов исторического опыта азербайджанской педагогики в современной национальной школе.

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих /бликациях автора:

1. Мамедова Д.Г. Развитие системы общего образования в Азербайджане в конце XIX - 20-е гг. XX в.вУ Преподаватель XXI век. -2007. - № 3. - С. 62-65. (0,37 пл.)

2. Мамедова Д. Азербайджанские педагоги второй половины XIX - начала XX вв. об основных задачах воспитания ./Проблемы педагогического образования Сбнауч.ст.: Вып. 10/ Под ред. В А Сластенина, ЕА. Левановой. - М.. МПГУ, 2002. - С. 112-113. (0,12 пл.)

3. Мамедова Д Г. Влияние концепции национальной школы К.Д.Ушинского на развитие народного просвещения в Азербайджане./ Педагогическое наследие К ДУшинского и современные проблемы модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - М ,2004. - С 87-90 (0,25 п.л.)

4. Мамедова Д. Влияние азербайджанских просветителей и ученых на развитие образования в России в конце XIX - начале XX в.в.. /Проблемы педагогического образования Сб.науч.ст.. Вып 20 /Под ред. В.А.Сластенина, ЕАЛевановой. - М.: МПГУ - МОСПИ, 2005 - С 146-149. (0,25 пл.)

5. Мамедова Д.Г Ведущие предпосылки и условия эволюции азербайджанской школы в конце XIX - начале XX в.вУ Проблемы педагогического образования. Сб.научст.: Спецвыпуск/ Под ред.

В.А.Сластенина, Е АЛевановой. - М.:МПГУ - МОСПИ, 2007. - С. 106-109. (0,25 пл.)

Подл, к печ 08 02 2008 Объем 1 п л Заказ № 34 Тир 100 экз. Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мамедова, Джейла Гюндуз кызы, 2008 год

Глава 1. Исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане

1.1 Особенности изучения истории образования в странах, ранее входивших в состав Российской империи стр.

1.2 Система образования, сложившаяся в Азербайджане к 80-м гг.

Х1Хв. стр.

1.3 Ведущие предпосылки и условия эволюции азербайджанской школы в конце XIX - начале XX вв. стр.

Глава 2. Основные тенденции развития структуры и содержания начального и среднего образования в Азербайджане в конце XIX - начале XX вв.

2.1 Развитие азербайджанской школы в рассматриваемый исторический период как особое социально-педагогическое явление стр.

2.2 Концепции образования в азербайджанской светской школе, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв. стр.

2.3 Значение изучения истории образования в Азербайджане для современной национальной педагогической науки стр.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в."

Актуальность исследования. В последнее десятилетие, в Азербайджане, происходит строительство новой системы школьного образования, соответствующей современным потребностям социума и опирающейся как на национальные традиции, так и на новейшие достижения всемирной, педагогической науки. В этой связи, становится актуальным обращение к историческому опыту создания азербайджанской школы. Одним из ключевых этапов развития системы образования в стране стала вторая половина XIX — начало XX вв., когда происходил процесс становления светских начальных и средних учебных заведений. Появление в Азербайджане сети светских учебных заведений, действовавших по европейским образцам, сыграло заметную роль в дальнейшем экономическом, политическом и культурном развитии этого региона. Ускорилась подготовка квалифицированных кадров для1 нужд современной промышленности и других областей человеческой^ деятельности, заметно возросло самосознание азербайджанского народа, значительно расширилась прослойка светской национальной интеллигенции и, таким образом, были созданы начальные условия для дальнейшего развития и совершенствования всей системы образовательных учреждений.

История становления светского образования в Азербайджане, в рассматриваемый исторический период, получила достаточно широкое отображение в трудах дореволюционных авторов (Л.Н.Модзалевский (1867г.), А.О.Черняевский (1882г), С.А.Велибеков (1888г.), К.Демина (1913г.); советских авторов З.Г. Ахундова (1947г.), А.Ю.Сеидова (1947г.), Я.С.Гогебашвили (1954г.), С.С.Мамедова (1967г.), Р.Рудневой (1977г.), Т.А.Мусаевой (1981г.); исследователей постсоветского периодов Д.С.Гусейнова (1993г.), Э.Р.Вагабова (1999г.), Г.М.Ахмедов (2002г.), Ф.Б.Садыгов(2005г). Феномен генезиса светской школы в Азербайджане получил неоднозначное толкование в исследованиях различных лет, что зависело от господствующей официальной идеологии, доминирующих общественных настроений и личной позиции автора. В дореволюционной историографии раскрывалась роль российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов в развитии светского образования. В работах советского периода влияние России на развитие азербайджанской школы представлялось как насильственное, а религиозное и традиционное направления образования оценивались односторонне и крайне негативно. В исследованиях постсоветского периода возникло стремление к объективному анализу исторических реалий свободному, от ярко выраженных политических пристрастий, что позволило рассмотреть процесс развитие образования в Азербайджане, как сложное социально-педагогическое явление, требующее всестороннего изучения, на основе новых методологических стратегий.

Социальная востребованность научного осмысления истории образования Азербайджана требует дополнительных исследований в этой области, раскрывающих противоречивость его становления, обусловленную борьбой между национальными и общемировыми, религиозными и светскими тенденциями. Это определило выбор темы исследования - «Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX нач. XX в.в.», проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы исторические условия и особенности процесса становления и развития средней школы в Азербайджане в конце ХЕХ - начале XX вв.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - генезис образования в Азербайджане в конце XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - процесс становления и развития светской средней школы в Азербайджане на рубеже ХЕХ - XX вв.

Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:

1. Раскрыть исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане в конце XIX начала XX в.в.

2. Осветить основные концептуальные подходы к проблеме развития светской школы в Азербайджане, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами, в рассматриваемый период.

3. Охарактеризовать особенности процесса развития азербайджанской светской средней школы.

4. Выявить значение изучения истории светской^ начальной и средней школы для решения актуальных проблем образования в Азербайджане сегодня.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные подходы и принципы: - системный подход (Э.Г.Юдин, И.В.Блауберг, В.ИБеспалько, В.В.Краевский, В.А.Сластенин.); - социокультурный подход (А.И.Арнольдов, И.В.Дубровина, Т.С.Комарова, И.С.Кон, Е.А.Леванова, Б.Т.Лихачев.) - принцип научного историзма (З.И.Равкин, М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов, А .Н.Джуринский и др.); - этнопедагогический подход к образованию (К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Г.Д.Даутова, В.Г.Закирова, З.Г.Нигматов, Т.Н.Петрова, Я.И.Ханбиков, Д.С.Ягофарова и др).

Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий в себя:

- изучение официальных нормативных документов;

- анализ историко-педагогической литературы;

- метод сравнительно-сопоставительного анализа;

- историко-ретроспективный метод;

- методы обобщения и систематизации материала.

Источниковая база исследования:

- труды известных российских и азербайджанских педагогов и публицистов конца XIX - начала XX вв. по проблемам теории воспитания и образования;

- официальные документы, регламентировавшие создание и деятельность светских учебных заведений на территории Азербайджана в рассматриваемый исторический период;

- научно-педагогические исследования по истории развития системы образования в Азербайджане;

- публицистические материалы рубежа XIX - XX. вв., посвященные теме настоящего исследования;Лв?- том числе статьи в бакинской газете «Каспий», выходившей в 1881 - 1919 гг.;

- архивные материалы из Государственного исторического архива; Азербайджана.

Хронологические рамки исследования. (Конец XIX начала XX в.в.) обусловлены; тем, что, начиная с 70-х гг. XIX столетия на территории? Азербайджана стали создаваться первые светские школы, специально; предназначенные для азербайджанцев. После революции 1917 г. содержание: светского образования в Азербайджане претерпело кардинальные изменения; а; многие из созданных в дореволюционный период учебных заведений были-перепрофилированы.

I !

Организация исследования. Оно проводилось в три этапа:

Первый этап (2004 - 2005 гг.) - поисковый. На этом этапе были исследованы: уровень разработанности проблемы, и методологические подходы к ее изучению, и перечень его источников для его: проведения.

Второй этап (2005 - 2006 гг.) - теоретический. На этом; этапе происходило изучение и осмысление законодательно-нормативных документов, научных, историко-публицистических и архивных источников, определялись понятийный; аппарат, логика и методология исследования. В этот же период осуществлялось накопление исходных материалов, и формировалась основная часть текста работы.

Третий этап: (2006 - 2007 гг.) - обобщающий. На этапе обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалась работа над текстом диссертации и его оформлением.

Научная новизна.

1. В исследовании теоретически обосновано положение о том, что в исторических условиях конца ХГХ начала XX в Азербайджане религиозное и светское образование не исключали, а взаимодополняли друг друга.

Религиознее образование:

- создавало единую духовную основу азербайджанского народа;

- способствовало формированию коммуникативной культуры и традиций этнического поведения;

- обеспечивало обогащение азербайджанской культуры влиянием древнейшей культуры исламского мира.

Светское образование:

- отвечало потребностям социально-экономического и социально-политического развития в профессиональных кадрах; укрепляло культурные связи с Россией, способствовавшее формированию национальной интеллигенции;

- помогало становлению тесных контактов с Европой, взаимодействию с европейским образованием, что отвечало требованием развивающейся техногенной цивилизации. Светская школа, в рассматриваемый период, развивалась более динамично.

2. Выявлена обусловленность специфики развития светской средней школы:

- стремительным экономическим развитием, вызванным «нефтяным бумом», выходом региона на общероссийский и мировой рынки;

- появление меценатов и объединение их усилий, по развитию светского образования в регионе, с правительством России;

- усилением формирования национальной светской интеллигенции;

- появлелизм запроса на женское образование.

3. Раскрыты ведущие тенденции в развитии светского образования, сложившиеся в Азербайджане на протяжении рассматриваемого периода.

Теоретическая значимость исследования. Выявлен и реализован новый теоретико-методологический подход к анализу процесса становления образования в условиях национальной кулыуры:

- развитле светского образования в исследовании рассматривается не только как следствие направленной политики российской империи на русификацию национальных окраин, но и как совместная деятельность правительства России и передовой общественности Азербайджана, в ситуации вызревших условий готовности азербайджанского народа, к скачку культурного развития;

- интенсивность развития светской средней школы прослеживается не только сквозь призму влияния социо-культурной ситуации, традиционно акцентируемой советскими авторами, но как явление, имеющее многофакторную обусловленность, где место ведущего фактора занимало развитие экономики;

- светское и религиозное образование в изучаемый период раскрываются не как альтернативные направления, а как взаимодополняющие, при большей динамике развития светской школы, отвечающей цивилизационному запросу; религиозная школа в условиях национальной культуры, рассматриваемого периода, характеризуется как важный фактор сохранения национальной самобытности и традиционности.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и методологической обоснованностью исходных параметров работы; соответствием методов исследования его задачам; репрезентативностью источниковой базн и логической непротиворечивостью выводов исследования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания истории педагогики в России и в Азербайджане, а также при создании новых учебных пособий и спецкурсов по истории педагогики, для преподавателей и студентов педагогических вузов, и на курсах повышения квалификации педагогов. Кроме того, сделанные в работе выводы представляют определенный интерес при создании проектов реформирования средних школ Азербайджана.

Основные положения, выносимые на защиту:

V. В конце XIX - начале XX вв. в Азербайджане сложились исторические предпосылки становлениям развития светского образования, что проявилось:

- в ускоренном экономическом развитии региона, связанном, прежде всего, с нефтедобычей и появлением соответствующей инфраструктуры, что вызвало резкий рост потребности в образованных и квалифицированных кадрах;

- в стабильной социально-политической ситуации (до 1905 г.), что* обеспечило отсутствие принудительной, ускоренной «русификации» учебных заведений и позволило создать широкую сеть национальных школ, с изучением некоторых предметов на азербайджанском языке;

- в новых тенденциях социо-культурного развития (в поиске организационных форм светского образования, формировании национальной интеллигенции и возникновении меценатства);

2. В обсуждении проблем организации и содержания школьного образования в среде азербайджанской интеллигенции и российских педагогов, служивших в кавказском учебном округе, выявились следующие подходы: признание первостепенности задач обеспечения населения элементарными знаниями на родном языке;

- отстаивание важности сохранения национальной самобытности школы;

- отношение к образованию, как к источнику социального благополучия; понимание необходимости расширения общеобразовательной подготовки мля дальнейшего обеспечения кадрового потенциала при сохранении религиозных основ и национальных традиций воспитания (светские национальные и правительственные школы с преподаванием на русском языке и изучением Корана) - группа «западников»;

- рассмотрение просветительских и этических задач, как главных, в образовании;

- отстаивание приоритетности традиционного религиозного образования-с введением светских общеобразовательных предметов (мектебы) - группа «традиционалистов»;

- признание необходимости начального и среднего женского образования;

- утверждение специфики подготовки учителей для национальных школ;

3. В Процессе развития светского школьного образования в Азербайджане в конце ХЕК начала XX в.в. проявились следующие особенности:

- В 80-е 1'. ХГХв. исламская религиозная школа занимала по численности первое место, рациональная светская школа была самой малочисленной, русская государственная почти не охватывала азербайджанцев;

- к концу XIX - началу XX в.в., благодаря совместным усилиям российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов, началось интенсивное развитие начальной и средней школы всех типов, в общеобразовательных (гимназии, реальные училища) и средних специальных учебных заведениях значительно увеличилось число учеников-азербайджанцев; - во всех сезтских учебных заведениях сохранялось преподавание Корана и воспитание традиционных норм поведения;

4. Для современного реформирования образования в Азербайджане представляется важным учет особенностей процесса его становления и развития:

- сохранения единства светских оснований и религиозных традиций в образовании и воспитании;

- сочетания ориентаций на национальную самобытность, традиции и мудрость восточной культуры, европейские рационалистические тенденции и культурное взаимодействие с Россией; объединения усилий общественности (чиновников, меценатов, творческой интеллигенции) в решении организационных и содержательных задач образования.

Апробация полученных результатов осуществлялась на ежегодных отчетных сессиях Mill У(2005, 2006, 2007); на аспирантском семинаре кафедры педагогики высшей школы Mill У; на Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современные проблемы модернизации образования" (Москва 2004), а также посредством ■ публикаций по теме исследования.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача строительства новой национальной школы, отвечающей всем требованиям современной педагогической наууч, которая встала перед Азербайджанским государством после обретения ем независимости, не может быть успешт решена без учета исторического опыта в этой области. Особенный интерес в этом отношении представляет период конца XIX - начала XX вв. Именно эти десятилетия в стране происходил процесс становления азербайджанских светских начальных и средние учебных заведений, в дальнейшем почти полностью заменивших градацию доминирования религиозной н. «шы. Тогда же здесь появились и первые полноценные средние специальные учебные заведения, готовившие кадры для быстро развивавшейся промышленности Можно утверждать, что, в рассматриваемый исторический период, в Азербайджане, явно наметилась смена векторов всего общественного воспитания и обучения: от традиционного религиозного по средневековым образцам до св дского, отвечавшего актуальным потребностям социума.

Подобней опыт представляет особую ц юность для современной азербайджанской педагогики, поскольку в процессе становления национальной светской шко! л были, в большей или меньшей степени, успешно решены вопросы соотношения национального и современного общемирового подходов к созданию нщиональных учебных заведений, созданы первые учебники азербайджанского языка, отработаны методики его преподавания и т.п. Кроме того, были намечены оптимальные пути сочетания светского обучения и религиозного 1'оспитания, что особо актуально дгя традиционно исламских стран, как в корце XIX - начале XX вв., так и в нагш дни, столетие спустя.

Хотя ь гучно-педагогические исследования по истории развития азербайджанской школы и ее отдельным аспектам проводились в течение нескольких десятилетий, некоторые области эгото явления до сих пор не получили дол. сного полного освещения. Это отне зится, в первую очередь, к таким проб-Г-змам, как анализ совокупного воздействия различных экономически., политических и культурных фак еоров на генезис светской школы в Азербайджане, использование русского и азербайджанского языков при обучениг общеобразовательным предметам в национальных школах, проблемы рех ^гиозного воспитания и т.п. Можно предположить, что это, отчасти, объяснялось слишком прямыми и политгзированными подходами к весьма сложи», й и неоднозначной проблеме межн гциональных отношений, а также негативным отношением к религии, что было особенно характерно для советского перчода. В настоящей работе была предпринята попытка по-новому, с учетом разли шых факторов, рассмотреть эти проблемы.

В результате исследования были сделаны следующие основные выводы:

1. Анал ¿з педагогических исследований, последних ста лет, показал, что отношение к истории развития образовательных систем, в национальных окраинах Российской империи, во многом определялись и определяются воззрениями в идущих педагогов и национальной гуманитарной интеллигенции в целом на общую роль России (позитивную или негативную) в жизни этих регионов. В ш риод 30-х - 80-х гг. XX в. значение России в этом процессе, в советской науший литературе, как правило, оценивалась, главным образом, положительно. Однако после 1991 г., в целом эяде государств СНГ при рассмотрении I стории образования в этих странах в дореволюционный период, достаточно о четливо проявилась тенденция достаточно критического отношения к ; оссийскому культурно-педагогическому влиянию на развитие национальной школы. Подобное явление было связано с первоначальными националистическими настроениями определенней части политической и культурной эл^т вновь созданных государств и т*х надеждами на быстрое достижение пр щзетания своих народов, освободившихся от «колониальной» зависимости. Вместе с тем, в последние годы отношение к роли российской педагогики в процессе становления национальной г 1Колы в государствах, ранее входивших в < эстав Российской империи, стало более взвешенным. Во многих историко-педа^огических исследованиях последних лет, опубликованных в странах СНГ, том числе и в Азербайджане, подчеркивается выдающаяся роль российских педагогов в деле становления нащ ональной школы, хотя и отмечаются некоторые негативные моменты, связанные с политикой принудителы-н í «русификации» национальных учебных заведений.

2. Развитие системы образования, в том или ином национальном регионе Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв., происходило под комплексным влиянием ряда общих факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в Российской империл в целом, и факторов специальных, с гражающих особенности того или иного национального региона. К общим факторам представляется возможным отнести:

- социально-экономическую ситуацию в стране;

- потребности укрепления внутреннего единства империи;

- борьбу с распространением революгионной и национально-освободительн» й идеологии.

В свою очередь, вторая группа факторов вклк чала в себя:

- особенности экономической ситуации и перспектив экономического развития регион?, и потребности в образованных кадрах для народного хозяйства;

- социал но-политическая ситуация в регионе,

- культуоно-религиозная ментальность населения и светские традиции в области образования;

- наличие рациональной интеллигенции и меценатов из числа местного населения.

При эт м необходимо подчеркнуть, что выделенные общие и специальные факторы воздействия, на развитие школы в национальных регионах Российской империи указывали взаимное влияние друг на друга.

3. В 70-е XIX в. на территории современного Азербайджана одновременно функционировали три типа начально"' и средней школы:

- религиозная исламская (мектебы и медресе',

- светская негосударственная азербайджанская, с частичным обучением на русском языке;

- гос> щрственная русская, по образцу общеимперских учебных заведений.

При этом, ведущее положение, по числу образовательных учреждений и количеству учаицосся-азербайджанцев, занимала исламская религиозная школа. На втором место по этим показателям была русская государственная школа (число учащиз :я-азербайджанцев в ней в 40-е — 70-е гг. XIX в. колебалось между 5-ю и 1>ю процентами). Национальная светская школа, с преподаванием большинства предметов на азербайджанском языке, была самой малочисленной и к концу 70-х гг. переживала период упадка. При э' ом, общее число учащихся, во всех типах пнсол, составляло несколько процен юв от общего числа детей школьного воз «аста, что явно не обеспечивало объективных образовательных потребностей населения, в первую очередь Азербайджанского, как в качественном, так и в количественном отношении.

4. Ведущими предпосылками и условиями развития системы светских учебных заведений в Азербайджане, в том числе и национальных, в конце XIX -начале XX вв. 5 шялись:

- ускоренное экономическое развитие регион г, связанное, прежде всего, с нефтедобычей ь появлением соответствующей инфраструктуры, что вызвало резкий рост потребности в, относительно, образованных и квалифицированных кадрах и, сое тветственно, открытие сети начальных и средних общеобразовап тьных и профессиональных учебнлх заведений, как чисто русских, так и русско-азербайджанских;

- относительно стабильная социально-политическая ситуация (исключая период 1905 - 1907 гг.) и практическое отсутствие сколько-нибудь значимого национально-освободительного движения, в период до 1905 г., что обеспечило отсутствие принудительной ускоренной «русификации» учебных заведений и позволило создать широкую сеть национальных, так называемых русско-татарских (азербайджанских) школ с изучением некоторых предметов на азербайджанск >м языке;

- одновременное существование двух противоречащих друг другу традиций в сфере национального светского оГразования. Одна из них предусматривала постепенное слияние светской и религиозной школ путем поэтапного , ьзедения в мектебах и медресе преподавания светских общеобразовательных учебных предметов. Друга- тенденция, возникшая в начале XIX в., - базировалась на европейских зо^зрениях на образование, и предполагала со:дание чисто светских учебных : аведений, по европейским образцам. Именно она и возобладала в начале XX в., хотя параллельная деятельность тра щционной религиозной школы не жолько замедляла процесс развития школ! * светской;

- наличле в Азербайджане в' конце XIX в. определенного числа высокообразован! ых представителей национальной интеллигенции (Р.И.Эфендиев, Д.Мамедкулизаде, Ф.А.Кочарли и многие другие), которые взяли на себя р ш > организаторов и педагогов в соз; аваемой азербайджанской светской школе, и обеспечили ее успешное, хотл и сравнительно медленное развитие.

- крупные добровольные пожертвования на народное просвещение ряда русских и азероагджанских меценатов (Д.С.Старос^льский, Г.З.Тагиев и др.), осуществлявши: существенную финансовую лоддержку деятельности различных свет( ких учебных заведений.

5. В Кс -зестве основных тенденций развитгя светского образования в Азербайджане в период с 80-х гг. XIX в. по 1917 г. можно выделить следующие:

- поэт.лное увеличение числа национальных начальных школ с изучением русского языка и общеобразовательных предметов, которые после 1905 г. постепенно стали вытеснять традиционную систему религиозного начального об^ азования;

- перманентное создание новых, полноценных, русских средних общеобразоват ;льных заведений (гимназий и реальных училищ), в которых постепенно, ^о^я и очень медленно, увеличивалось число учеников-азербайджанцев;

- появ ^ение средних профессиональных учебных заведений по различным »пециальностям, включая азербгйджанскую учительскую семинарию;

- достаточно скорое, особенно после 1905 г., становление системы светских женских начальных учебных заведений для девочек-азербайджанок, обусловленное переломом в национальном с ^знании по вопросу о необходимости общественного женского образования.

6. В рс зультате анализа концепций образ .вания в азербайджанской светской школ'-, выдвинутых российскими и азербайджанскими педагогами в конце XIX — начале XX вв., представляется возмсжным сделать следующие выводы:

Во-перВ'.к, в рассматриваемый исторический период основной задачей азербайджансю х педагогов являлось обеспечение в течение нескольких десятилетий значительного повышения элемента] ной грамотности народа. Этого можно бллз достигнуть только путем создаь ия широкой сети учебных заведений, в первую очередь начальных. Подобная задача и предопределила основные направления педагогической работы в Азербайджане, и содержание вновь выдвигае, ътх образовательных концепций.

Во-вторых, значительное влияние на развитие азербайджанской педагогическо \ науки, в рассматриваемый исторический период, оказала российская пе агогика, в первую очередь, концепцля национальной начальной школы, предложенная К.Д.Ушинским. Она, п > инициативе одного из руководителей и преподавателей азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А.О.Черняевского, изучалась в этом учебном заведении и нашла свое отражение в целом ряде учебников азербайджанского языка для начальной шкс ты.

В-третьлх, педагогические концепции обучения, в национальной начальной аколе различных типов, предлагавшиеся ведущими азербайджанецчми педагогами в конце XIX - начал з XX вв., в целом не имели серьезных пре гиворечий, поскольку все они были направлены на решение единой задач] . Эти программы включали в себя расширенное обучение родному язык, и литературе, приобщение детей с национальной и русской культурам, патриотическое воспитание, обучение основам общеобразовательных знаний и формирование осн< в научного мировоззрения. Вместе с тем, отдельные педагоги большее или меньшее внимание уделяли различным асп ясгам обучения и воспитания: неое ходимости увеличения количества общеобразовательных предметов, 1 ри обязательном сохранении религиозного воспитания (А.Г.Гуссейнза яге);

- введению в национальную школу обязател! ных элементов трудового и эстетического, оспитания (А.Сиххат);

- совершенствование методики обучения (Р.И.Эфендиев);

- расши ение приобщения учеников-азербайджанцев к русской культуре (Ф.А.Кочарлиьзкий) и т.п.

В-четвертых, огромное внимание, практически всеми видными азербайджанскими педагогами рассматриваемого исторического периода, уделялось со вершенствованию изучения родногс языка, что было вполне оправдано в vcLOвияx весьма низкого уровня грамотности населения. Ими рассматривались различные аспекты этой проблемы: замена алфавита и разработка грг ушатики (Н.Нариманов и др.); внедрение фонетического метода обучения (Р.ИЭфендиев и др.); издание специальной детской развивающей литературы (С М.Ганизаде и др.).

7. При оценке значения изучения истории образования в Азербайджане для современной национальной педагогической няуки, в целом, необходимо учитывать два следующих положения:

Во-пергых, изучение истории образования имеет два аспекта, - широкий культурологлчесгий и более узкий, чисто педагогический. Первый из них связан с тем Ластом, что появление в Азербайджане, свыше ста лет назад, начальной и средней школы европейского типа сыграло огромную роль в формировании национальной светской интеллш гнции. В свою очередь, воззрения этог интеллигенции, как самой образованной части социума, во многом повгиячи на становление азербайджанского национального самосознания.

Во-вторьгх, педагогический аспект изучения истории образования дает возможность I спользовать элементы исторического опыта в этой области применительно к современной азербайджанской школе. Можно предположить, что наиболее значимыми здесь являются две сг ецифические особенности развития национального образования, которые, при соответствующей адаптации к современным условиям, следует учитывать при организации деятельности С1 стемы народного образования в наши дни:

- совмещение общеевропейских и национальных подходов в процессе организации светского школьного образования;

- сочетание современного светского школьного воспитания с изучением религиозной традиции.

Если первое из этих условий характерно для большинства развивающихся национальных школ во всем мире, то второе связано с особой ролью ислам^кс го воспитания в традиционно мусульманских странах и превентивной борьбой с распространением на территории Азербайджана радикальных сектантских исламских учений.

Мы полагаем, что в настоящей работе невозможно (хотя бы в виду ее объема) полностью рассмотреть все аспекты такого сложного социально-педагогического феномена, как развитие светской школы в Азербайджане в конце XIX - ь ачале XX вв. За пределами настоящего исследования остались весьма важные педагогические проблемы: подсобный анализ методики обучения в тциональной начальной шкоие; особенно обучения азербайджанскому языку; изучение общественно-педагогического движения в Азербайджане I период 1905 - 1917 гг.; рассмотрение деятельности негосударстве! чых учебных заведений, в рассматриваемый исторический период; изучение организации школьного общее: зенного воспитания и др. Исследования в э"ой области должны быть обязательно продолжены.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мамедова, Джейла Гюндуз кызы, Москва

1. Абдуллаев A.C. Из истории преподавания азербайджанского языка. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М.,1989. - С.498-506.

2. Абдуллаев A.C. Рашидбек Эфендиев. Баку, 1987. - 296 с. (на азерб. яз.).

3. Агаев А. Мусульманские ученые и их заслуги в области наук. // Каспий. — 1900. 16,17,: 2 шреля.

4. Агаев А. Пет атное дело на Востоке. // Каспий. — 1)00. 20 мая.

5. Агаев А. Х'е.хкое образование среди мусульман. // Каспий. 1901. - 5 октября.

6. Агаев А. О помощи мусульманам в деле образования. // Каспий. 1903. - 18 июня.

7. Агаев А. На -ш педагоги (Горийская семинария). // Каспий. 1903. - 3, 6, 14, октября.

8. Агаев А. Новая школа для мусульман. // Каспий. 1903. - 8 октября.

9. Агаев А. Рохи интеллигентных мусульман. // Касп ш. 1904. - 23 марта.

10. Агаев А. Характерная полемика. // Каспий. 1904. - 26 августа.

11. П. Агаев A.A. 1едагогические взгляды Фархада Агазаде. Баку, 1987. — 148 с.

12. Агаев A.A. Счдги и его труд «Вразумление умов .» // Семья и школа. -1972. №3. - С.28-34.

13. Агазаде Ф. Звуковой или американский метод преподавания на новом алфавите. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР М.,1989. - С.396-403.

14. Алияров С С Развитие капиталистических отношений в Азербайджане конца XIX начала XX вв. - Баку, 1981. - 268 с.

15. Андреева F.H. Антология по истории и теории социальной педагогики. -М.,2000. -176 с

16. Ахмедов ГМ. История развития школьного 061 азования в Азербайджане. -Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. Баку, 1972.

17. Ахмедов Г М. Педагогические высказывания С.М.Ганизаде. // Азербайджан мектеби. 1966. - №4. - С.28-32.

18. Ахмедов Г., Рафибейли А. К истории русско-татарских школ в Азербайджане // Советская педагогика. 1969. - №S. - С.46-54.

19. Ахундова З.Г. Из истории женского образования в Азербайджане (1900 -1914). -Авторе^, дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Баку, 1949.

20. Баишева Г А. Общественная и педагогическая деятельность Р.Эфендиева -продолжателя еликого русского педагога К.Д.Ушинского. — М.,1955. — 143 с.

21. Бакинское коммерческое училище. б/а // Каспи4. -1901.-9 августа.

22. Бедные курсы и богатые нефтепромышленники. б/а. // Каспий. — 1909. - 18 сентября.

23. Бозиев Р С. Некоторые аспекты социально-культурной политики на Северном Кав азе во второй половине XIX в. // Педагогика и политика в образовании Ргссии конца XIX начала XX веков. - 4.2. - М.,1997. - С.43-46.

24. Бондаренк") ¿.А. Мысли вслух (о русско-татарских школах в Баку). // Каспий. 1903, - П июня.

25. Булкин А.Г> I енезис ключевых понятий отечественной педагогики (XVIII в. начало XX в.' Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.- i.h. - М.,2002.

26. Везиров Г.') татарских школах (о школах тата о-аз ер бай джанцев старинного образца). // Сборшк материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Вып. 9. отд. 2. - ифлис, 1890. - С.32-38.

27. Везиров Г. бесплатные вечерние курсы для взрос лых. // Каспий. 1900. - 24 ноября.

28. Везиров Г. вопрос духовной семинарии для мусульман и русско-татарские школы в Шуше // Каспий. -1901.-28 ноября.

29. Везиров Г. Мусульманские и среднеучебные заведения. // Каспий. 1907.23 февраля.

30. Везиров Г. Юго винить? (Из истории мусульманского образования в Баку). //Каспий. 1907. - 10 мая.

31. Везиров Г. К 25-летнему юбилею русско-татарск 4Х школ. Баку,1914. - 56 с.

32. Великие м: тсли великих людей. Антология афоризма. Т. I. - М.Д998. - 326 с.

33. Гаджибеков Дж. (Дагестани) Мусульманская духовная семинария. // Каспий.- 1905.-22 фе^рсля.

34. Гаджибеко ^ Дж. Нужды женского образования. /, Каспий. -1913.-5 июня.

35. Гаджибекс з Дж. Еще раз о духовной семинарии. // Каспий. 1913. - 28 августа.

36. Гаджинский М. О деятельности общества «Ниджат». // Каспий. 1906. - 5 ноября.

37. Газизов . .Р Тенденции развития среднего образования в Казанской губернии во вт )рой половине XIX века. Автореф. д юс на соиск. уч. степ, к.п.н.1. Казань,2001.

38. Гедеонов А. "0-летие учебного заведения св.Нины. // Каспий. 1898. - 9 октября.

39. Гасан бек Згрдаби. Наши сельские школы. И Антология педагогической мысли Азербаи джанской ССР. М.,1989. - С. 387 -392.

40. Гасан бек с ¿рдаби. Школы для детей рабочих. /, Антология педагогической мысли Азербайдя анской ССР. М.,1989.- С. 392 -396.

41. Ганизаде С.М. Воспитание маленьких детей. // Антология педагогической мысли Азербаь джанской ССР. М.,1989. - С.361-°69.

42. Гессен С.Р Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.,1995. -448 .

43. Геюшев 3. Мировоззрение Гасан-бека Зардаби. Баку, 1962. - 214 с.

44. Гусейнов Г Из истории общественной ь философской мысли в

45. Азербайджане -Баку, 1958.-293 с.

46. Гулиев A.Ii. Азербайджан во второй половине GX начала XX вв. (до 1905 г.).-Баку, 1961 -186 с.

47. Гусейнова Азербайджанская интеллигенция в конце XLX начала XX вв. Автореф. дис ;. на соиск. уч. степ, д.п.н. - Баку, 1993.

48. Давыдов Ь.В, и др. Начальное образование. // Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. - М.,1999. - С.29-35.

49. Демин К. Бакинское средне-техническое училище. Исторический очерк. (1888 1913). - Баку,1913. - 52 с.

50. Джафар М. Цжалил Мамедкулизаде. Баку, 1966. - 245 с.

51. История Азербайджана. Т.2. - Баку, 1960. - 487 с.

52. История о1разования и педагогической мысли рубежом и в России. Под ред. З.И.Васшг гвой. М.,2001. - 416 с.

53. Исторична ий очерк Бакинского женского учетного заведения св.Нины. —Iб/а. Баку, 1898 -26 с.

54. История педагогики и образования. Под ред. А И.Пискунова. М.,2001. -512 с.

55. История пчдагогики как учебный предмет. Под ред. К.И.Салимовой. -М.,1995. -236 ч,.

56. Иоханниг? ейер Э. История педагогики как учебная дисциплина: ее характер, цели л методы. // История педагогики кар учебный предмет. Сб. под ред. К.И.Салим >вой. М.,1995. С.122-133.

57. Касумов М.М. Зардаби выдающийся азербайджанский просветитель второй половш ы ХЗХ в. // Труды Института философии АН Азербайджанской ССР. - Баку, 191 5. - С.48-56.

58. Коджаспирова K.M. История и философия оСразования. В таблицах и схемах.-М.,19 8.-302 с.

59. Константинов H.A., Струминский В.Я. Очерки по истории начальногообразования в 5оссии. М.,1953. - 456 с.

60. Корнетов ^.Г. История педагогики. Тема 6. Педагогика средневековой ближневосточлоп цивилизации. // Университет РАО. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. - М.,2003. -Вып.З. - С.75-^8.

61. Кочарлинс :и5 Ф. Гасанбек Меликов. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М.,1989.- С.340.

62. Кочарлинс кий Ф. К преподаванию местных языков в средних учебных заведениях. // Каспий. 1905. - 24, 25 июля.

63. Кочарлин^кий Ф. Наши учителя и о их положении. // Антология педагогическо мысли Азербайджанской ССР. М.,1989. - С.340-342.

64. Кочарлинс^ий Ф. О положении женщин и воспитании детей у мусульман. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М.,1989. - С.338-340.

65. Кочарлитжьй Ф. Родная речь. // Антологчя педагогической мысли Азербайджане! эй ССР. М.,1989. - С.343-344.

66. Костиков? >У1.Н. Вероисповедная политика Министерства народного просвещения Российской империи XIX в. СПб.,2001. - 288 с.

67. Крипакевич И, Дольницкий М. История Украины (на укр.яз.). Львов, 1991. - 352 с.

68. Кубали (Дн Гаджинский) Мусульманское женское образование. // Каспий. -1913.-25, 31 мая.

69. Кузьменко И./к. Профессионально-педагогическг ч направленность обучебия будущих учителек в дореволюционной учительской семинарии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст^п. к.п.н. М,.2001.

70. Культура и. равственность в Исламе, б/а. Киев,2006. - 52 с.

71. Лаврович /-Лл. Развитие теории и практики школьного дела Беларуси в эпоху Просвешенгя (1772-1832 гг.). автореф. дис. Ла соиск. уч. степ, к.п.н.1. Минск, 1998.

72. Лебедева С .С. Об эмансипации мусульманских женщин. — б.м. 1900. - 220 с.

73. Лухманова Р X. Вопрос о национальной школе в Третьей Государственной думе (1907-19 2 гг.). // Педагогика и политика в образовании России. Сб. М. 1993.- С.30-32.

74. Магомед / гг Шахтинский. Культурное значение мусульманской женской школы. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М.,1989. -С.310-315.

75. Магомед Таги Сидги. Школа. // Антология педагогической мысли Азербайджане) ой ССР. М.,1989. - С. 316-318.

76. Мамедбекс" К. Революция и мусульманка. // Каспий. -1917.-7 июня.

77. Мамедкулиззде Д. В деревню. // Антология педагогической мысли Азербайджанс1 ой ССР. М.,1989. - С.358.

78. Мамедку: изаде Д. Учителя. // Антологи! педагогической мысли Азербайджане! ой ССР. М.,1989. - С.357.

79. Мамедов М Сабир и школа. Баку, 1968. - 146 с. (на азерб. яз.).

80. Мамедоп О.С. Роль азербайджанской женщины в борьбе за развитие просвещения и <ультуры в Азербайджане (конец XIX начало XX вв.) Автореф. дисс. на соиск. /ч. степ, к.п.н. - Баку, 1967.

81. Мамедов X. Султан Меджид Ганизаде. Баку,1983. - 184 с. (на азерб. яз.).

82. Махмудбек'«в М. Мусульманские училища. // Каспий. 1895. - 2 февраля, 28 марта, 15 апрелл.

83. Махмудбеш а. М. Наши школьные дела. // Антология педагогической мысли Азербайджанск ж ССР. М.,1989. - С.425-426.

84. Махмудбек )в М. Новая программа в народ !ых школах и положение учителей в этих школах. //Каспий. 1905. - 25 ноябре

85. Махмудбекс в М. Новая школа. Баку, 1909. - 5 5 с.

86. Махмудбет:ов М. Что нам нужно? . // Антология педагогической мысли Азербайджане :ой ССР. М.,1989. - С.345-348.

87. Меликов Г. (Зардаби) Новая школьная система в Америке, соединяющая умственное развитие с ручным трудом. // Каспий. 1900. - 13 февраля.

88. Меликов Г (Зардаби) Школы для рабочих. // Кас зий. 1900. - 15 февраля.

89. Меньшиков В.М., Сластенин В.А. Россш екая школа в контексте европейского < оразования (историко-теоретическлй анализ). Курск, 1999. - 176 с.

90. Мехтизаде 3. Педагогические идеи А.О.Черняевского и его роль в борьбе за демократизацию начального образования в Азербайджане во второй половине XIX в. Тбилиси, 1981. - 32 с.

91. Мехтизад М. О педагогико-литературной деятельности и наследии Р.Эфендиева. !• Азербайджан мектеби. 1964. - №2. - С.39-42. (на азерб. яз.).

92. Мехтизаде М, Алахвердиев Т., Алиев К. Расцвет народного образования в Азербайджане, чаку, 1980 г. - 324 с.

93. Мехтизаде М.М., Каралов З.И., Агаев А.А. Просвещение и педагогическая мысль в Азерб йджане. // Антология педагогическ( й мысли Азербайджанской ССР.-М.,1989 -С.8-34.

94. Мовлаева С.А. Вопросы литературы и культуры в газете «Каспий» (18811919). Автореф. д*сс. на соиск. уч. степ, к.и.н. Баку. 1971.

95. Мовлаева С.А. Пропаганда русской и азербайджанской культуры на страницах газе? >1 «Каспий» (1881-1917). Баку,1983. - 48 с.

96. Модзалевисий Л.Н. Ход учебного дела в бывшем Кавказском наместничестве с 1802 по 1880 г. // Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения. 4.2. - СПб.,2000. - С.364-3 84.

97. Моллаев Ь./.,. Педагогическая деятельность к педагогические взгляды Мухаммеда Тагт. (Сидги) Сафарова. Баку, 1970. - 286 с.

98. Мусаева 1.А. Революция и народное образование в Азербайджане.1. Баку,1979.- 16 с.

99. Мустафае i А.Б. Борьба демократической лнтеллигенции и деятелей революционнодвижения за школьное образовачие в Азербайджане (18811907). Авторе^. ;>исс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Баю ,1973.

100. Мустафае за Д. О педагогической деятельности М.Махмудбекова. // Азербайджан г <ектеби. 1970. - №1. - С.36-39. (на азерб. яз.).

101. Набиев Б. 1>ирудунбек Кочарли. Баку,1963. - 214 с. (на азерб. яз.).

102. Нариманов Н. Да здравствует братство сех наций. // Антология педагогическое мысли Азербайджанской ССР. -М./. 989. С.477-479.

103. Нариманс s Н. Избранные произведения. 7.1. (1890-1917). - Баку,1928. -224 с.

104. Народное тросвещение в Узбекской ССР. // Педагогическая энциклопедия. Под ред. А.Г.Кчлашникова. Т.З. - М.,1929. - С.631-642.

105. Несколько слов по поводу открываемого в Баку училища для мусульмански} женщин. б/а. //Каспий. - 1901. - / октября.

106. Олдридж Р. Предмет, практика и политика. Личный взгляд на значение истории педаг< тлей. // История педагогики как учебный предмет. Сб. под ред. К.ИСалимовок М.,1995.- С.109-122.

107. Открытие лервой русско-мусульманской школы б/а. // Каспий. - 1901. - 9 октября.

108. Открытие Бакинского Коммерческого училин а. // Каспий. 1901. - 16 октября.

109. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших вр мен до конца ХУЛ в. Под ред. Э.Дне^рова. М.,1989. - 479 с.

110. Пашаев АХ. Развитие начального образования на Кавказе в конце XIX -начале XX вв. /втореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.л. Баку, 1993.

111. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т Т.1. - М.,1993. - 608 с.

112. Руднева Р. Лервая русско-азербайджанская hikoj а. Баку, 1977. - 114 с.

113. Саймон Б. История педагогики: ее значимость как средства познания. // История педагогики как учебный предмет. Сб. иод ред. К.И.Салимовой. — М.Д995.-С.13 33.

114. Салимов? К.Д. Педагогическая история прошлого воззвание в будущее. // История педагогики как учебный предмет. Сб. ^од ред. К.И.Салимовой. -М., 1995.-0.78-9^

115. Сеидзаде Ц.С. Из истории азербайджанской буржуазии конца XIX начала XX вв. Баку,: 978. - 294 с.

116. Сеидов А.Ю. Основные представители педагогической мысли Азербайджана в XIX в. Баку,1947. - 264 с.

117. Сеидов А.Ю. Педагогические взгляды Ф.А.Кзчарлинского. // Советская педагогика. 1964. - №5. - С.56-60.

118. Сеидов А 'О, Педагогические взгляды Дж.Мамедкулизаде. // Азербайджан мектеби. 196 '. - №2. - С.36-44. (на азерб. яз.).

119. Сеидов АЮ. Просветительская и педагогическая деятельность Гасан-бека Зардаби. // Советская педагогика. 1969. - №6. - С-.6 /-72.

120. Сиххат А. Национальное воспитание в средь их школах. // Антология педагогическо.' мысли Азербайджанской ССР. -М., 1989. С.372-373.

121. Ситаров В А Дидактика. М.,2002. - 368 с.

122. Сластенин В А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.,2002. - 567 с.

123. Современниьи О Г.Зардаби. Сост. З.Геющева. Баку, 1985. - 364 с.

124. Совремелнэе состояние просвещения в Азербайджане. б/а. // Педагогическая энциклопедия. Под ред. А.Г.Калашникова. - Т.З. - М.,1929. -с.623-628.

125. Сола П. Окольная реформа как центральная проблема истории педагогики. //История педагогики как учебный предмет. Сб. под ред. К.И.Салимово£. - М.,1995. С.53-64.

126. Тагиев А. } педагогические взгляды Сабира. // Азербайджан мектеби. 1947.№3. (на азер \ яз.).

127. Таирзаде F. О мектебах в Азербайджане в 30-50 гг. Известия АН Азербайджана Серия общественных наук. Баку, 19С7. — С.89-95.

128. Топчибаггер A.M. Среднее образование в Баку. // Каспий. 1901. - 15, 16, 19 ноября.

129. Устав сок за бакинских педагогов. Баку, 1906. • -16 с.

130. Ушински* К.Д. О народности в общественном воспитании. // Ушинский К.Д. Избранны ; педагогические произведения. М., .968. - С.271-284.

131. Хатисов К И. В каком типе низших и средних учебных заведений нуждается в настоящее время Закавказский край? -" 1аку,1911. 68 с.

132. Черняевспй А.О. Несколько слов о народных школах в Закавказском крае. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М., 1989. - С.271-274.

133. Черняевсклй А.О. Русская речь. Баку,1986. - * 86 с.

134. Чехов Н 3. Исторический очерк начального образования в России до революции. — С 'а. // Педагогическая энциклопедия. Под ред. А.Г.Калашникова. -Т.2.-М.,1928. -С. 117-124.

135. Шамиль. I "плюстрированная энциклопедия. М.,1997. - 224 с.

136. Шарипсва P.M. Концепции национального «просвещения» в мусульмански? странах. -М., 1991. 138 с.

137. Шатюк Г.Г. Развитие народного образования Беларуси на микрорегионал ном уровне во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дисс. на соиск. 'ч. степ, к.п.н. - Минск,2000.

138. Шахтахт1 некий М.А. Культурное значение мусульманской женской школы. // Анто огия педагогической мысли Азербайджанской ССР М.,1989. -С.310-313.

139. Шахтахтгнский М.А. Школьная жизнь у мусульман. // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. М.,1989. - С.298-310.

140. Школа и педагогическая мысль в Азербайджаче. б/а. // Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР. Конец XIX - начало XX в. - М.,1991. -С.377-387.

141. Архивные материалы Государствен ый Исторический Архив Азербайджана (ГИАА)

142. Фонд Бакинскс Дагестанской дирекции народных училищ:141. ф.309., оп., д. 16., л.129,697.142. ф.309., оп 128., д.870., л.61.

143. Ф.309., оп 129., д.988., л.60-61.

144. Фонд Бакинского среднетехнического училища:144. ф.314., оп.;., д.375., л.ЗЗ,38-40.145. ф.314-1., о :.1., д.354., л.4,17-20.

145. Фонд Бакинского Коммерческого училища:146. ф.316., оп,1., д.73., л.3-4,9-13.

146. Ф.316., оп 5., д.2., л.13-15.