автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли
- Автор научной работы
- Маликов, Гайрат Рустамович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Набережные Челны
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли"
На правах рукописи
Маликов Гайрат Рустамович
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТЮРКСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
- 3 НОЯ 2011
Нижний Новгород - 2011
4858609
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Мухаметшин Азат Габдулхакович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ковалев Василий Петрович,
доктор педагогических наук, профессор Козлова Антуанетта Георгиевна
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится 05 декабря 2011 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат разослан 04 ноября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук,
доцент
Н.Ф. Комарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В целях и задачах Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры», также подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить «гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур»1. Начало гуманистических традиций тюркского народа относится к средневековому периоду, который исследован недостаточно, тогда как изучению европейской средневековой гуманистической утопической мысли посвящено огромное количество работ.
Средневековая утопическая гуманистическая мысль представляет интерес в том плане, что ее основу составляет справедливость, которая подразделяется на личностное, социальное и политическое направления. Как известно, происхождение понятия «справедливость» очень древнее и первые учения о ней связаны с античной философской мыслью (Сократ, Платон, Аристотель и др.). Она затрагивает такие области наук, как педагогика, философия, история, психология, философия права и теоретическая юриспруденция.
Термин «справедливость» производное от термина «право». Латинское «justitia», означающее право, производное от «jus» - право.
Справедливость определяется как основная правовая ценность, -заключающаяся в строгом уважении прав вообще. Установление между людьми истинного и анонимного равенства, не зависящего ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов и составляет ценность справедливости.
Универсальная справедливость включает в себя: требования равенства, которое предполагает непредвзятость, запрет произвола, действия в одинаковых условиях; идею взаимосвязи содеянного и расплаты за это; требования равновесия между утратой и приобретением. Общим для всех современных концепций справедливости является идея прав человека, которая включает признание равноправия между субъектами общества, отказ от привилегий и иммунитетов, невзирая на занимаемую должность и социальное происхождение.
Средневековый просветитель, представитель тюркского утопического гуманизма поэт Ю. Баласагуни (XI в.) не является исключением. В своем поэтическом произведении «Кут адгу билик» («Благодатное знание») задолго до европейских просветителей он поднял проблему справедливого общества во имя всеобщего благоденствия и смог отразить представления своего общества о справедливости.
Стремление к идеализированию справедливости связано с тем, что в пери-
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl.htm, свободный.
од первичного накопления капитала выдвигались теории, критикующие углубляющуюся социальную дифференциацию, в которых ярко выражены идеи всеобщего равенства граждан. В большинстве случаев желаемая справедливость носит утопический и иллюзорный характер, т.к. отражает несуществующие по природе социально-общественные условия и личностные, правовые, политические возможности средневекового общества.
Средневековая педагогическая мысль разных народов изучена такими исследователями, как А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латынина, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова и др. Свои исследования изучению иорко-татарской средневековой педагогической мысли посвятили Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шарафутдинов и др. Исследованием проблемы становления и развития представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли до сих пор никто не занимался, тогда как проблема справедливости составляла основу гуманистической утопической мысли средневековья.
Специальных исследований по воспитанию справедливости не имеется, тогда как оно является важнейшей частью теории и методики воспитательной работы в образовательных учреждениях. Более того, справедливость ни в каком учебнике педагогики не выделяется как направление воспитательной работы. Она относится к нравственному воспитанию и растворяется в его пределах среди остальных составляющих нравственности.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:
- повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе образования, и отсутствием исследований становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли как важной составляющей истории педагогической мысли и воспитательного процесса;
- потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом обеспечении содержания нравственного воспитания и наличием пробелов в целостной системе исследования становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли;
- необходимостью установки на качественно новые направления воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта и недостаточной исследован-ностью проблемы становления представлений о справедливости в истории педагогики в общем и в тюркской средневековой педагогической мысли в частности;
- потребностью современных отечественных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса обучения и воспитания и отсутствием необходимых материалов по развитию представлений о
справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы предпосылки становления и содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли».
Объект исследования: средневековая педагогическая мысль.
Предмет исследования: становление и содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Цель исследования: раскрытие историко-философских предпосылок становления и содержания представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что становление и содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли будет раскрыто, если:
• выявить и обосновать его историко-педагогические предпосылки;
• определить роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие средневековых представлений о справедливости;
• раскрыть содержание представлений о личностной, социальной и политической справедливости.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и обосновать историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
2. Определить роль Ислама и его влияние на становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
3. Раскрыть содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Хронологические рамки исследования охватывают 1Х-ХУ1 вв. - период укрепления и расцвета феодализма, т.е. классического тюркского средневековья.
Методологическую основу исследования составляют системный и исто-рико-педагогический подходы, ориентированные на выделение интегративных инвариантных связей и отношений; гуманистические идеи и принципы о единстве и взаимосвязи национально-региональных и общечеловеческих ценностей; взаимосвязь философского, исторического, правового, психологического и культурологического составляющих в педагогическом познании. Теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, исторические, правовые, социальные и психолого-педагогические концепции, раскрывающие
процесс общественно-исторического, правового, социокультурного развития; общенаучные принципы комплексного подхода, обеспечивающие целостное представление о динамике развития истории педагогической мысли и государственно-правовых отношений.
Теоретической базой исследования явились мысли античных философов о справедливости (Сократ, Платон, Аристотель и др.); идеи средневекового утопического гуманизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.); теория справедливости Джона Ролза и др.; учения о формировании гуманистического мировоззрения (В.И. Баймурзина, P.A. Валиева, А.Г. Козлова, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. ■ Нигматов и др.); концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.С. Голошумова, А.Н. Джуринский, H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, E.H. Медынский, А.Г. Мухаметшин, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков, М.Ф. Шабаева и др.). В освещении проблемы использовались также теории этнопедагогических основ развития и воспитания личности (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, Г.В. Па-латкина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов, З.Т. Шарафутдинов и др.).
Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования и государственного управления, программно-методические и нормативные документы, философская, историческая, психолого-педагогическая, государственно-правовая, теологическая литература, художественные произведения тюрко-татарских поэтов, писателей, средневековых просветителей, материалы педагогической, правовой и общественной периодики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
• теоретический анализ и синтез философских, исторических, психолого-педагогических, правовых, этнопедагогических источников;
• изучение литературы (трудов классиков по вопросам исторического развития общества, обществознания, человековедения в целом и истории педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, истории, праву, педагогике, психологии, социологии);
• критический философско-, историко-, социально-, личностно-, психолого-педагогический, правовой анализ и синтез тюркских средневековых художественно-дидактических произведений и устного народного творчества;
• сравнительно-исторический анализ и экспертная оценка средневековых и современных представлений о справедливости;
• правовая и историко-педагогическая реконструкция представлений о справедливости в тюркском средневековье на основе аналогий и косвенных доказательств.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2008-2009 гг.) включал изучение по теме исследования историко-философской, психолого-педагогической, теологической литературы, а также художественных произведений тюрко-татарских просветителей; опре-
деление темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, определение основных задач, объекта, предмета и базы исследования.
Второй этап (2009-2010 гг.) состоял в изучении предпосылок становления и содержания представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Третий этап (2010-2011 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и обоснованы историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли, к чему следует отнести мысли древнегреческих философов, в частности, Сократа о четырех добродетелях (мудрость, мужество, рассудительность, справедливость), составляющих основу идеального государства; Платона о четырех составляющих жизни (рассудительной, разумной, мужественной, здоровой), обеспечивающих счастье граждан и самого общества; Аристотеля о счастье, реализующемся в справедливом управлении государством, где добродетели делятся на мыслительные (дианоэтические) - мудрость, сообразительность, рассудительность и нравственные (этические) - щедрость, благоразумие; стоиков об идеале абсолютной, универсальной и рациональной справедливости.
2. Определена роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли, что состоит в руководстве гуманистами-утопистами в создании своих бессмертных произведений такими положениями, как борьба против несправедливости; ранний или поздний приход к обществу, основанному на справедливости; охват справедливостью духовных, моральных и материальных сфер общественной жизни; проявление милосердия друг другу, любовь к окружающим, взаимопомощь и сотрудничество между всеми людьми мира в общем и гражданами государства в частности; свершение благих дел, чтобы быть справедливым; свершение справедливого как обязанность и требование; стойкость в справедливости; равенство всех, ценностей, возможностей; справедливое отношение к детям и сиротам; свершение справедливых деяний, чтобы получить воздаяние в Вечной жизни; Всевышний Аллах и Его Посланники как пример великой справедливости.
3. Раскрыто содержание представлений о:
• личностной (которая реализуется знанием, мудростью, разумом, рассудительностью, просвещенностью, познанием, мужеством, праведностью, правдой, красивой и толковой речью, благочестием, достоинством, кротостью, терпеливостью, простотой, славой, гармонией, добротой, здоровьем, внешней и внутренней красотой, славой, честью, зоркостью, умением выполнять свои обязанности, невмешательством в чужие дела, пригодностью к государственной службе, чистотой суш, творением добра, владением мечом, подготовкой к Вечной жизни),
• социальной (которая осуществляется дарением обильной пищи, питанием людей, отсутствием несьггых, предоставлением воды, равным отношением ко всем, равным стартовым положением всех с возможностью соперничества, ценностью благородных, изгнанием дурного, нахождением ближе к народу, неведением людей зла, жизнью в довольстве и благе, вечным счастьем, цветением страны, ухоженностью народа, добрым укладом жизни, следованием злодея за добрым, гибелью злого, совместным утолением жажды волка и овца, поиском народа защиты в лице правителя, повязыванием народа поясом счастья, воспитанием достойного сына, правильным взаимоотношением с женой, приютением сироты, становлением образцом для других государств, смертью, которая делает всех равными),
• политической (которая претворяется в жизнь смелостью и мудрым правлением и ведением государственных дел, соблюдением законности, правды и права, человечным правлением, изданием добрых законов, укреплением власти, предотвращением несправедливости, слежением за целостностью казны, коллегиальным управлением, благом и щедростью правителя, верной службой, почитаемостью народом, обеспечением целостности государства, его богатства, гармонии во всем, оставлением после себя доброго имени, сеченем голов за порочные деянья, осуждением порочного страдать в темнице) справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Теоретическое значение исследования заключаются в том, что внесен существенный вклад в исследование проблемы становления и содержании представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли; установлена непосредственная и неразрывная связь тюркских средневековых педагогических идей с античной философской мыслью; доказано влияние исламского вероучения на становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли; расширены горизонты представлений о средневековой справедливости в тюркском обществе; обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы справедливости в средневековой педагогической мысли.
Практическая значимость исследования состоит в том, что качественно обогащено содержание курсов «История образования и педагогической мысли», «Теории и методики воспитания», «Этнопедагогика», спецкурса «История образования и педагогической мысли татар» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе; материалы исследования дают возможность разработать содержание нового спецкурса, охватывающего как историю образования и педагогической мысли, так и содержания новой воспитательной работы. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе средних специальных и высших профессиональных учебных заведений, на курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации нравственного воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования освещались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург (2010-2011), Нижний Новгород (2010), Екатеринбург (2010), Казань (2010-2011), Шуя (2011), Самара (2011), Чебоксары (2010), Набережные Челны (2010), а также опубликованы в межвузовских сборниках научных трудов (Нижний Новгород, 2009-2010; Казань, 2009-2011) и всероссийском научном журнале «Молодой ученый» (2010-2011). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения исторических, философских, обществоведческих, психолого-педагогических исследований, целенаправленным анализом художественно-дидактических произведений средневековых просветителей, примерами из произведений средневековых тюркских гуманистов-утопистов, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике организации учебно-воспитательной работы со студентами, использованием их в научных трудах.
Положения, выносимые на защиту: •
1. Историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли, которые обусловлены мыслями древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков и др. о добродетелях, среди которых одно из основных мест занимает справедливость.
2. Роль и влияние исламского вероучения в становление тюркской средневековой педагогической мысли, которые определяются заимствованием религиозных знаний о справедливости для построения сюжета, характеристики героев, раскрытия их взаимоотношений в произведениях представителей утопического гуманизма.
3. Содержание представлений о личностной, социальной и политической справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли, которое характеризуется конкретностью, глубиной и разносторонностью, проникнуто глубокой гуманностью, добротой и человечностью.
Структура диссертации.
Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, опре-
деляются его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, отражается научная но-• визна, теоретическая и практическая значимость работы, характер апробации и внедрения результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли» исследованы дефиниции, определено содержание понятия «справедливость», выявлены историко-философские предпосылки, роль Ислама в становлении и его влияние на развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Во второй главе «Становление и развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой гуманистической утопической педагогической мысли» раскрыто содержание представлений о личностной, социальной и политической справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первые представления о справедливости связаны с именем известнейшего древнегреческого философа и мыслителя Сократа (около 470-399 гг. до н.э.). Его представления о справедливости связаны со знанием, которое он провозгласил добродетелью, куда относил лишь знание о добре и зле, и то, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. Незнание, как он считал, ведет к злу. Основу его моральной философии составляют политико-правовые взгляды. Политическую добродетель он ставит превыше всего, куда относил искусство управления государством, основанное на знаниях. Относя к добродетелям и справедливость, он считал знание основой всякой добродетели. Справедливость, совершаемая, как и другие добродетели, на основе знания и есть . нравственно-прекрасное. Знающие не предпочтут ничего нравственно-прекрасного, а несведущие не смогут воспроизвести нравственно-прекрасное, а если и захотят, то все равно ими преобладают ошибки.
Основу благополучного государства Сократ видел в законности, которой -подчинялись все граждане. По его представлениям, «законное» и «справедли-. вое» являются синонимами. Общепринятые нормы должного и запрещенного и ■ являются законами, что составляло идеал и желаемое древнегреческого философа, чем реально существующее в античном мире. Четыре добродетели идеального государства Сократа составляют: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
Обобщая мысли Сократа о справедливости, следует отметить, что великий мыслитель древности заложил основы положению о справедливости, задал тон . последующим мыслителям, в каком направлении развивать ее применительно к обществу в целом и отдельным гражданам государства в частности. Проблемы, поднятые Сократом, не потеряли свою актуальность и в наши дни. 10
Древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347 до н.э.) развивал мысли своего учителя Сократа о справедливости. В «Законах» у Платона справедливость также является высшей добродетелью, которая характеризуется наличием принципа блага. Моральный уровень справедливости непосредственно связан с государственным устройством, где каждый член общества реализует свои моральные, физические и умственные возможности, подаренные ему природой. Правитель, на должность которого рекомендуются философы, должен иметь представление о справедливости и как ее реализовать. Функциями справедливого правителя являются распределение обязанностей на принципах справедливости, определение места простого человека в обществе согласно его способностям. Убедительность доводов Платона заставила поверить его мыслям о справедливости, что позволяло вернуться к проблеме вновь и вновь в различные исторические периоды и разными народами.
Платон считает, что во главе хорошо устроенного государства не может быть непригодная власть, иначе никакие законы не только не принесут никакой пользы, а приведут к гибели государства. Выход из положения Платон видит в добродетельном правителе, которого следует воспитывать с детства, и избрать на должность лишь по заслугам.
Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), развивая мысли о справедливости, пятую книгу в трактате «Никомахова этика» полностью посвятил справедливости как добродетели. Справедливость он заменяет словом «пра-восудность». Правосудным следует считать того, кто судит и поступает по праву. Понятие «справедливость» у Аристотеля связано с правом и правосознанием и разделяется на общее и частное, соответственно на мораль и право. Общая справедливость является величайшей из добродетелей. Это сплав и гармоничное единство всех других добродетелей. Аристотель принимает Платоновское понимание справедливости как единство мудрости, мужества и рассудительности.
Аристотель вводит два вида частной справедливости: коммутативную и дистрибутивную, т.е. распределительную и компенсаторную (уравнительную). Коммуникативная (распределительная) справедливость относится к ситуации распределения благ в зависимости от статуса и достоинств человека, а дистрибутивная (компенсаторная или уравнительная) - к ситуациям обмена (купли - продажи).
Добродетелей Аристотель рассматривает в логической последовательности. Сначала анализируются нравственные, а затем и справедливость, как рациональное начало, а в конце добродетели собственно разума.
Стоицизм (IV - I вв. до н.э.) также внес определенный вклад в развитие представлений о справедливости (Зенон, Клеанф, Христипп, Диоген, Панетий, Посидоний). Учение о справедливости у стоиков связано с римским правом. Природная сущность человека позволяет ему быть идеалом абсолютной, универсальной, рациональной справедливости, к которому следует стремиться в законодательстве. Достижение справедливости с помощью закона было обращением к разуму человека, призывом построить справедливые отношения между людь-
ми, в области политики и права, что и является поворотным пунктом в исторической эволюции человечества. Мысли о справедливости древнегреческих философов и римских стоиков были подхвачены средневековыми просветителями.
В Исламе справедливость {араб, справедливость - адалят; справедливый -адль) ставится главной целью социального построения веры и движения человека в ее рамках. Пророки не только разъясняли суть справедливости, но и вступали в бой с притеснителями и всегда оставались на стороне угнетенных. Не только Ислам, но и другие божественные религии убеждают, что человечество рано или поздно придет к обществу, основанному на справедливости. Таким образом, Ислам, во-первых, является религией справедливости; во-вторых, пропагандирует праведную жизнь; в-третьих, требует от человека соблюдения справедливости во всех мыслях и действиях; в-четвертых, Аллах является примером (соблюдающим и требующим) справедливости. Ислам требует справедливости во взаимоотношениях на личностном и государственном уровнях. Эти положения Ислама строго соблюдены и ими руководствовались в создании своих бессмертных сочинений тюркские средневековые гуманисты-утописты.
Тюркская средневековая гуманистическая педагогическая мысль зафиксирована в эпитафии Орхоно-Енисейских письменных памятников У-УШ вв., в поэме «Кут адгу билик» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (XI в.), словаре «Диване лугатут-тюрк» («Сборник тюркских наречий») Махмута Каш-гари (XI в.), сборнике стихотворений «Хикметы» («Рассказы») поэта-мыслителя Ахмеда Иасави (ХП в.).
Главным представителем тюркского средневековья является Юсуф Баласагуни и его бессмертная поэма как оплот и воплощение великой тюркской средневековой справедливости. Суть поэмы сводится к четырем благодетелям: первая - Справедливость, вторая - Счастье, третья - Разум, четвертая - Непритязательность. Следует отметить, что древнегреческие философы также выделяли четыре подобных добродетели: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Как легко заметить, у Ю. Баласагуни среди четырех добродетели справедливость ставится на первое место.
Развитие представлений о справедливости как характерной черты личности в тюркском средневековье связано с Творцом, т.к. «велик и могуч Он -предержец главенства, Творец и зиждитель, само совершенство...». Следует отметить, что все представления, связанные не только со справедливостью, но и с другими благодетелями, в конечном итоге должны привести к совершенству.
По представлениям тюрков, справедливость непосредственно зависит от знания. Знание и разум являются двумя высшими отличительными чертами человека, а процесс познания возвеличивает его. Разум приносит человеку величие, а знаниями он руководствуется в процессе своих деяний. Выражения поэта «просвещенный», «мудрый» раскрывают добродетель, отмеченную Сократом, знание, которое он считал основой во всех действиях личности, Ю. Баласагуни, придавая практическую направленность, использует применительно к читателю.
Ю. Баласагуни мужество связывает с другими добродетелями, как красивая речь, мудрость, благочестие, умение, здравое рассуждение и т.д., которые в совокупности и комплексе приводят к счастью, о чем говорили и писали античные философы. Он перечисляет качества правителя, которые ведут к счастью граждан. Мудрость правления заключается в доверии дел государства достойным и славным гражданам, тем, кто обладает разумом и мудростью. Это и есть справедливость по отношению к тем, кто не наделен богатством, а наделен умом. У античных философов правление и подчинение являются естественными явлениями, но их гармония состоит в том, что власть и подчинение служат единой цели - для всеобщего блага. Эту же мысль развивает и Ю. Баласагуни, но уже в поэтически доходчивой форме.
Развитие представлений о социальной справедливости в древнетюркскам обществе также связано с Творцом. Его личностное совершенство способствует тому, что Он воздает не только отдельным личностям, а всем в целом. Равное отношение ко всем своим рабам и является высшей социальной справедливостью Творца.
Герой поэмы правитель Кюнтогды олицетворяет не только личную справедливость, а это его свойство распространяется на социальную жизнь как государства в целом, так и отдельных граждан. Во-первых, перед ним все граждане равны, занимают равное стартовое положение. Здесь уместно вспомнить равенство всех рабов перед своим Творцом по законам Ислама, но сохраненная возможность соперничества дает право кому-то быть первым, согласно его способностям, умениям и таланту. Именно таких талантливых и умелых граждан элик Кюнтогды собирает к себе во дворец на служение.
Принцип коллегиальности в управлении любым делом, тем более, государственным, способствует соблюдению законности и справедливости, при котором люди могут контролировать друг друга, указать на ошибки и исправлять их. Коллектив, по-современному команда, делает правителя устойчивым в соблюдении прав и свобод личности, в достижении намеченных целей и задач, внушает уверенность, развеивает сомнения, тогда как одинокое правление тревожит и может привести к бедствиям государственного масштаба.
Подход к социальной справедливости у Ю. Баласагуни двойственный: с одной стороны, справедливость приносит пользу населению и делает его счастливым, с другой - польза самому властелину в увековечении имени, что и делает его счастливым. Утопия средневекового поэта-гуманиста настолько велика и глубока, что он мыслит на уровне вселенной, видит весь народ мира счастливым, благодаря одному справедливому правителю, отношения правителя и народа сравнивает с дружбой волка и ягненка.
Представления о социальной справедливости в тюркском обществе отражаются во взаимоотношениях правителя и подчиненных. Приближение к правителю обеспечивает человеку счастье, т.к. сам правитель символизирует благо, ибо им становится лишь тот, кто сам достоин управлять государством.
Зрящий вдаль средневековый тюркский просветитель Ю. Баласагуни в счастье видит обновляющее начало. Это намек на то, что взамен несправедливому обществу, в котором проживает поэт, придет новое справедливое общество. Поэт верил, что старое общество когда-нибудь обновится, но в то время лишь строились мечты о справедливом обществе, передовые умы своего времени лишь начали об этом говорить и то лишь в образной форме, чтобы не летели головы с плеч.
Поэт Ю. Баласагуни не жалеет эпитеты, чтобы перечислить пользу народу при справедливом правлении государством. При праведном правлении бека «ухожен народ», «и жизнь его добрым укладом идет», «за добрым последует даже злодей», «при власти добра злое гибнет везде» и т.д. Средневековый мыслитель в доброте правителя видит силу и возможность искоренения плохого, недоброго, несправедливого и незаконного, для этого сам правитель должен обладать многими положительными личностными качествами. Сильная власть, основанная на законе, справедливое правление приводят свершению социальной справедливости - народ становится богаче и живет в благоденствии, в обществе правит закон и везде равноправие.
В социальных институтах воспитания выделяется семейная справедливость. Средневековый просветитель Ю. Баласагуни огромное значение придает воспитанию ребенка в семье и в обществе. В наставлениях поэта отражается цельная тюркская средневековая педагогическая мысль по воспитанию подрастающего поколения. Суть правильного и справедливого воспитания заключается в следующем: с ребенком нужно быть постоянно, «чтоб ему пропадать не пришлось бы»; помочь ему в выборе перед дурным или добрым укладом; следует направить «его верной стезею» и жаловать; пригреть и обучить «его доблести строгой», чтобы обученный он стал людям подмогой; следует воспитать благонравным и честным, чтобы с пользой мог служить и добыть свое; следует быть строгим, суровым, но не неволить его властью, «суровый надзор приведет его к счастью» и т.д.
Таким образом, средневековый поэт-просветитель Ю. Баласагуни в своей поэме «Кут адгу билик» отражает представления древних тюрков о социальной справедливости. Социальная справедливость заключается в том, что человечный и добрый правитель, наделенный разумом и знанием, правит на основе закона, защищает свой народ от внешних врагов, гарантирует сохранность жизни и здоровья, обеспечивает всем необходимым, в результате чего в стране светло и благоденствие, везде и во всем равноправие, все счастливы и не знают других забот, за что все благодарны правителю и чествуют его. Основная мысль заключается в том, что все добродетельные деяния человека в этом мире гарантируют ему славу и вечность имени даже после смерти, таким образом человек может оставить после себя доброе имя на века. Поэт-просветитель Ю. Баласагуни не исключает возможность организации благоденствия во всем мире, если им будет править умный и знающий, справедливый правитель.
Развитие представлений о политической справедливости в тюркском средневековье тесно связано с управлением государством. На Востоке правителей называли властителями, покорителями вселенной, ибо это было проявлением великого мужества. Победа над другими врагами и подчинение их у античных философов приравнивались благодетели мужество, поэтому Ю. Баласагуни своего Богра-хана, кому посвящена поэма, представляет «покорителем вселенной».
В лице правителя Ю. Баласагуни видит непорочность, вершину владычества, приравнивает его к самому счастью. Нетрудно заметить, что, по взглядам -поэта, счастье сопровождается рядом других ценностей, такими как отсутствие пороков, безбедность, благо во власти и т.д. Будучи просветителем, поэт желает приблизить народ к своему правителю, для этого существует лишь один путь -это служба хану, т.е. знание своего места и выполнение своих обязанностей. По мнению античных философов Сократа, Платона и Аристотеля, крепким является то государство, в котором каждый выполняет свои обязанности.
Поэт-просветитель сторонник мирного правления государством согласно знанию и разуму правителя. Быть хозяином всех стран земли - это очередная утопия средневекового тюркского поэта, но следует помнить, что завоевание всей земли имеет цель создания гуманного справедливого общества, где всеобщее равенство, все счастливы одинаково и благоденствуют. С этой точки зрения мысли Ю. Баласагуни о властелине земли оправданы. По справедливому мнению поэта, благодатные дела и слава имени могут гарантировать человеку бессмертие и бесконечность, чего и добился сам средневековый просветитель Ю. Баласагуни, создав трактат о великом счастье.
Управление государством просветитель отождествляет с добродетелью. Разумный правитель не думает о своих карманах, а служит народу и своей стране. Он правит согласно своему доброму и справедливому закону, который имеет силу на всей управляемой им территории.
Править на основе закона, по представлениям Ю. Баласагуни, означает привлечение к делам управления разумных и ученых людей, быть преданным к своему делу, сверять действия с наукой. Только такое управление государством приемлемо для средневекового просветителя, это и есть идеал в управлении. В дополнение к сказанному следует отметить, что справедливый в управлении государством закон тот, что дарит благо для простого народа и спасает от нищеты, чем и должен руководствоваться правитель. Здесь также прослеживаются мысли античных философов о справедливых законах.
Доброта и законность в правлении - самые главные требования в свершении политической справедливости по тюркским средневековым представлениям. Политическая справедливость реализуется в процессе верной службы государству и правителю, в результате чего сам служилый становится духовно и материально богатым. Следует заметить, что везир Айтолды как верный, честный, добрый работник является редким человеком, которого правитель долго искал и ставил самоцелью найти его.
Говоря о политической справедливости, нельзя забывать и о том, что правитель может быть весьма строгим, перед ним не устоит никто, и он может сразить всех наповал, стоит лишь ему разгневаться. Правитель не может быть мягкотелым, если не отвечаешь его требованиям, то он может и легко наказать.
Справедливость отождествляется с правдой и законностью. Трон Кюнто-гды держится на трех ножках (нож, сладость, яд), а не на четырех, т.к. «незыблемо прочен трехногий предмет: все ножки недвижны, качаний нет». Эти три ножки должны быть настолько крепки, если одна пошатнется, то две остальные не смогут удержаться, и сиденье свалится. Антитезы «прямое - кривое», «правдивое - злое» в то же время являются и аллегориями. Читателю понятно, что здесь речь идет о справедливости и несправедливости.
Вершиной политической справедливости поэмы Ю. Баласагуни являются слова, сказанные самим правителем Кюнтогды:
«Взгляни на меня: я всегда справедлив, А правды и кривды ведь тонок извив. По правде вершу все дела я привычно, А бек или раб предо мной - безразлично».
В этих строках поэмы реализуется основная мысль всех гуманистов-утопистов о том, что перед законом все равны.
Личностная, социальная и политическая справедливость всегда идут рядом, нога в ногу, одна дополняет другую, являются органически едиными частями целой справедливости. Следующие строки поэмы свидетельствуют именно об этом:
«И - сын ли, чужой ли, родня ли, приятель, Пришелец приспевший ли - кстати, некстати ль -Они для меня по закону равны, Я им ни смягчу, ни прибавлю вины».
Во-первых, то, что правитель Кюнтогды не прибавляет и не убавляет вины, является личностной справедливостью; во-вторых, то, что сын, чужой, родня, приятель или пришелец перед правителем равны - это социальная справедливость; в-третьих, то, что все перед законом ставятся в равное положение, является политической справедливостью.
По поводу своего имени Кюнтогды (Солнце взошло) разъясняет, что так прозвали его мудрецы, которые сравнили его с солнцем по аналогичным качествам: на небе солнце «нетленною силой горит», а на земле у Кюнтогды «справедливость немеркнуща тоже»; солнце со дня сотворения светит для людей, не угасая, а у Кюнтогды закон не знает предела, слово и дело являются подарком для людей; от жары солнца всюду и везде расцветают цветы, а власть Кюнтогды подкрепляется законом и приносит людям благо, в результате чего на земле цветут даже камни; солнце всем - достойным и дурным - светит равно и греет, справедливостью Кюнтогды также все наслаждаются одинаково.
К справедливости Ю. Баласагуни добавляет еще одно качество - щедрость
правителя, от правления которого все становятся материально богатыми, в том числе и он сам. Такие характерные черты человека, как доброта и щедрость являются подарком из небес. Этот подарок в конечном результате направлен на счастье всех людей.
Чтобы быть справедливым, по наставлениям Ю. Бапасагуни, нужно соблюдать ряд положений и владеть многими качествами, среди которых доблесть, чтобы избегать адских мук; отчуждение дурного, быть добрым, чтобы все блага сами шли к тебе; быть подальше от зла, чтобы избегать гибели («зло - насмерть разящая ядом змея»); не верить двуличным, заветных слов не тратить, чтобы он тебя не предавал; близко к себе не пускать болтуна, чтобы он не предавал твои тайны; держаться славных и благих, чтобы достались тебе тысячи благ; не спешить верить словам; «хранить понадежнее тайны души»; другим не завидовать; хмельного не пить, чтобы не стать источником скорби; людей проверять, лишь потом дружить; без дела за дверь жен не пускать, чтобы потом не стыдиться и позориться; быть добрым и не суетиться; чуждаться бесстыжего нахала; терпеть, не спешить, сдерживать пыл («желанное лишь терпеливый добыл»); быть сдержанным и строгим («в умеренных действиях - счастья залог»); защитить язык и глаза от скверни; мало есть; блюсти лишь дозволения (Ислама); себя беречь от порочных людей; бежать от темных смутьянов подальше; не льститься речами знатных людей; не желать и не делать вреда; глушить свою прихоть; быть добрым; входя видеть обратную дверь («где выхода нету, там много потерь»); быть разумным, сдержанным и терпеливым. Вот неполный перечень требований, которые поведут по справедливому пути и помогут стать «человеком».
Интересно и завещание везира Айтолды своему правителю Кюнгогды, суть которого сводится к тому, чтобы придерживаться четырех благодетели. Он призывает к доброте в правлении, стараться разумно свершить государственные дела, суть доброты, как было отмечено, сводится к справедливости в деяниях. Это и есть правильная политика, справедливое строение взаимоотношений между людьми разных сословий. Если учесть, что поэма посвящена царю Востока Табгачу-Богра-хану, то социальное и политическое значение данной поэмы неоценимо.
Таким образом, средневековый поэт-просветитель Ю. Баласагуни, оставаясь верным традициям гуманистов-утопистов, а также, будучи патриотом своей страны, заботится о государственно-важных делах. Пользуясь своим положением в обществе и посвящая свою поэму представителю наивысшей власти - хану (беку), он не боится призывать его к справедливому правлению на основе законности и права во имя счастья народа. Мысли поэта отражают царившие в тюркском средневековье представления о политической справедливости, которая обеспечивала бы равноправие, благоденствие, счастье, духовное и материальное богатство всем гражданам, невзирая на их социальное положение в обществе, что и составило основу утопического гуманизма средневековья.
Заключение.
1. Понятие «справедливость» имеет множество значений и определений, а также затрагивает область педагогики, философии, философии права, теоретической юриспруденции, социологии, политики, психологии, истории, общест-вознания, теории управления. В теории выделяются два понятия справедливости. Во-первых, объясняется как характерная черта личности, относящаяся к четырем добродетелям наряду с рассудительностью, мужеством и разумом. Во-вторых, справедливость в социальных институтах воспитания (семья, общество, школа), а также политическая справедливость в области права, государства и политики. Если первое определение относится к субъективной, то второе относится к объективной справедливости, на которых основывается структура и содержание нашего исследования.
2. Историко-философскими предпосылками становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли стали учения древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля о добродетелях и основанном на них государственном устройстве. По их учениям, справедливость сама является одной из добродетели, способствующей счастью отдельного человека и государства в целом. Она тесно связана и переплетена с такими добродетелями, как мудрость, мужество, разум, рассудительность, свобода, знание, благо, слава, здоровье, равноправие, прекрасное, которые противостоят таким порокам, как зло, невежество, чрезмерное себялюбие, болезнь, ущемление, безобразное. Будучи индивидуально-личностными качествами и свойствами отдельных людей, эти добродетели составляют основу целостности и нерушимости государства, т.к. добродетельные люди составляют основу добродетельного государства. Мысли о справедливости затем были творчески переработаны средневековыми гуманистами-утопистами не только Европы, но и Востока, в том числе и тюрко-татарскими мыслителями, поэтами, писателями, просветителями и педагогами.
3. Одним из предпосылок развития представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли стало исламское вероучение. Справедливость в Исламе, наряду с верой, равенством, послушанием, терпением, коллективизмом, благочестием, знаниями и детьми, относится к одному из основных ценностей. Несмотря на наличие уравнительных тенденций, Ислам признает естественное природное неравенство людей, повышение социального статуса которых зависит от их таланта, разума, знаний и вложенного труда. Концепция справедливости в социуме, взаимоотношениях, деяниях, словах, намерениях составляет основную идеологическую базу Ислама. Следует отметить и то, что справедливость в Исламе тесно связана с будущей вечной жизнью и Днем суда, к чему человек должен готовиться в течение всей своей сознательной земной жизни. Сдерживающим от совершения несправедливых деяний и воспитательным моментом является то, что человек, проживая земную жизнь, должен помнить, что за несправедливые поступки придется отвечать по-
еле смерти, причем, жестко и по справедливости. Все эти положения Ислама о справедливости явились основным законом жизни тюркского средневекового общества и отразились в поэме Ю. Баласагуни «Кут адгу билик».
4. Справедливость как личностное качество у средневековых тюрков рассматривается как основная среди остальных трех добродетели - Счастья, Разума, Непритязательности. Она, по представлениям древних тюрков, предопределятся другими личностными качествами, такими как доброта, щедрость души, высокий интеллект, мужество (воинственность), знание, разум, мудрость (способствующая избеганию болезней), рассудительность, красивая и правдивая речь, занятость своим делом (не вмешиваясь в дела других); умение подчиняться и выполнять законные требования правителя, прямота и правдивость, благожелательность и доблесть, честь и слава, умение сдержать свое слово, честность, человечность, правдивость, но жестко несовместим с человеческими пороками, которым поэт дает отдельную характеристику, таким как гнев, ярость, вспыльчивость, злоба, беспечность и лень, упрямство и грубость, ложь и бесстыдство. Дополнительно справедливость от человека требует таких качеств, как мудрость и умение, прямота и строгость, правдивость и духовность, бесстрашие и воля, усердие и скорость. Отсутствие хотя бы одного из качеств, сводит на нет справедливость человека. Доблесть и рвенье в равном соотношении также обеспечивают справедливость, при условии отсутствия зла и других пороков.
Сравниваются положительные и отрицательные личностные качества, доказываются читателю, приводятся примеры из высказываний мудрецов и знатоков на предмет того, что человеку следует избавиться от пороков, и, наоборот, привить в себе больше положительного, а именно доброго, чтобы свершить лишь справедливые деяния. Доказательства опираются на Коран и изречения Пророков о том, что каждый сотворен с равными возможностями, но личностные качества каждого могут его возвысить или, наоборот, снизить. Справедливость как характерная черта личности, по представлениям тюркского средневковья, соответствует мыслям античных философов.
5. Представления о социальной справедливости в древнетюркском обществе связаны с Творцом, личностное совершенство которого способствует воздаянию не только отдельным людям, но и всем в целом. Все граждане занимают равное стартовое положение в социуме, но разнятся согласно своим личностным характеристикам, которые очень разнообразны и индивидуальны у каждого. Равное отношение Создателя ко всем своим рабам и является высшей социальной справедливостью. Конечной целью справедливого правления является целостность государства, преумножение его богатства, господство благоденствия в стране, достаток в жизни народа, его довольство, отсутствие зла и насилия.
Представления о справедливости в тюркском средневековье затрагивают всех народов, населяющих страну, всех граждан государства, а не отдельных социальных слоев, что и подчеркивает социальную ценность, но и определяют социально-утопический характер этих представлений.
6. Суть представлений о политической справедливости в тюркском средневековье заключается в том, что перед личностью правителя государства ставятся огромное количество требований, которым он должен соответствовать, лишь обладатель этих качеств имеет право занимать высокую, в тоже время весьма ответственную должность в государственном аппарате. Самое ценное среди этих качеств правителя или везира - справедливость, соблюдение закона. Правильное построение взаимоотношений с подчиненными и гражданами государства зависит от того, насколько законы страны служат простым гражданам. Политическая справедливость заключается, по средневековым представлениям, в служении законов государства во благо и счастье народа.
Правитель строит взаимоотношения с подчиненными и населением в гармонии, что соблюдается даже в отношении к природе. Личное счастье правителя обеспечивается счастьем народа, которым и ради которых он правит. Содержание личного счастья правителя составляет благодарность населения за праведные деяния, всеобщая слава о нем как о справедливом правителе, честь и уважение не только своего народа, но и людей других государств, память о нем как о добром правителе даже после смерти на долгие времена. Ю. Баласагуни допускает мысль объединения всех жителей земли в одно единое государство при условии, что этим государством будет управлять справедливый правитель, что и составляет тюркский средневековый утопический Гуманизм.
7. В своих представлениях о справедливости средневековый тюркский поэт-просветитель Ю. Баласагуни не одинок - каждую мысль он подкрепляет изречениями «мудрого мужа», человека «видавшего виды», «умудренного опытом», народа, беков и т.д. Это говорит о том, что в своей поэме «Кут адгу би-лик» поэт поднимает общую проблему народа и страны, нерешенные вопросы государственного значения, характерные тюркскому средневековому периоду, и старается решать их посредством справедливости и разума правителя, что и легло в основу мыслей средневековых гуманистов-утопистов.
8. Представления о справедливости в тюркском средневековье явились важным этапом и большим вкладом в становление и развитие всеобщей гуманистической утопической мысли. Представления о справедливости тюркского средневековья явились прогрессивной исторической, общественной, педагогической, правовой мыслью, опережающей свою эпоху и призывающей к улучшению государственного управления, жизни народа, воспитания положительных качеств в людях, особенно у тех, кто несет ответственность за судьбы народов.
9. Мы рассмотрели лишь начальный этап становления представлений о справедливости в тюркском средневековье. В последующих исследованиях следует изучить развитие представлений о справедливости в среднем (Кул Гали) и позднем (Мухаммедьяр) средневековье. Определенный историко-педагогический интерес представляет и сравнительное изучение гуманистической утопической мысли европейских и тюркских средневековых просветителей о справедливости, чему могут быть посвящены отдельные исследования.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях: Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК
1. Маликов, Г. Р. Становление и развитие представлений о справедливости в истории тюркской гуманистической педагогической мысли [Текст] / Г. Р. Маликов // Образование и саморазвитие. - Казань, 2010. - № 5 (21). - С. 182-187.
2. Маликов, Г. Р. Преемственность представлений о добродетелях в античной философской мысли и тюркском средневековом утопическом гуманизме [Текст] / Г. Р. Маликов // Новые технологии. - Майкоп: Изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2011. - № 3. - С. 195-198.
3. Маликов, Г. Р. Развитие представлений о социальной справедливости в древ-нетюркском обществе [Текст] / Г. Р. Маликов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Серия «Гуманитарные и педагогические науки» - Чебоксары, 2011. - № 3 (71). Ч. 1. - С. 111-115.
Статьи
4. Маликов, Г. Р. Справедливость как основная правовая ценность в тюркской просветительской мысли [Текст] / Г. Р. Маликов // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр-ов с междунар. участием. Вып. 10 / Под ред. М. А. Викулиной. - Нижний Новгород: НГЛУ им. НА. Добролюбова, 2009. - С. 306-310.
5. Маликов, Г. Р. Правовая категория «справедливость» как основа средневекового тюркского утопического гуманизма [Текст] / Г. Р. Маликов // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр-ов. Вып. 13. - Казань: Изд-во Татар, гуманитарно-пед. ун-та, 2009. - С. 114-117.
6. Маликов, Г. Р. Средневековая «справедливость» булгарского поэта-просветителя Кул Гали [Текст] / Г. Р. Маликов // Духовно-ценностные основы воспитания личности в системе непрерывного профессионального образования: материалы Все-росс. науч.-прак. конф. (Нижний Тагил, 21-22 янв. 2010 г.) В 3-х ч. / Под ред. Г. С. Го-лошумовой.-Екатеринбург:Издат. дом«ИздатНаукаСервис», 2010.-Ч. 1.-С. 159-163..
7. Маликов, Г. Р. Преемственность средневековой справедливости в древне-тюркской и булгарской общественно-педагогической мысли [Текст] / Г. Р. Маликов И Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXXI Всеросс. науч.-прак. конф. (СПб., 8 апр. 2010 г.) / Под ред. А. Г. Козловой, В. Г. Маралова и др. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН, 2010. - С. 106-110.
8. Маликов, Г. Р. Психолого-педагогические особенности справедливости в истории педагогической мысли [Текст] / Г. Р. Маликов // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы II Междунар. науч.-прак. конф. (Нижний Новгород, 21 апр. 2010 г.) / Под ред. В. А. Кручинина. -Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. - С. 256-259.
9. Маликов, Г. Р. Справедливость как основная общественно-педагогическая ценность у средневековых просветителей родного края [Текст] / »Г. ¡Р. Маликов // Формирование экологической культуры учащихся и студентов: Сб. мэтериалов Всеросс. науч.-метод. конф. (Набережные Челны, 22 окт. 2010 г.) / Сост. С. М. Файруши-на. - Набережные Челны: РИЦ НГПИ, 2010. - С. 103-107.
10. Маликов, Г. Р. Справедливость как сложная иерархическая система [Текст] / Г. Р. Маликов И Развитие и динамика иерархических (многоуровневых) систем (теоретические и прикладные аспекты): Сб. статей по материалам Междунар. науч.-прак.
конф. (Казань, 10-11 нояб. 2010 г.) / Под ред. Э. М. Хахимова. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. - С. 247-251.
И.Маликов, Г. Р. Развитие категории «справедливость» тюркскими просветителями средневековья [Текст] / Г. Р. Маликов // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр-ов с междунар. участием. Вып. 12 / Под ред. М. А. Викулиной. - Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2010 -С. 126-131.
12. Маликов, Г. Р. Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов [Текст] / Г. Р. Маликов // Молодой ученый: научный журнал. - Чита, 2010. -№ 12 (23). Т. 1,-С. 240-242.
13. Маликов, Г. Р. Социальная справедливость как основная составляющая содержания средневекового тюркского утопизма [Текст] / Г. Р. Маликов // Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики: сб. науч. статей по материалам Регион, науч.-прак. конф. «Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики» (Чебоксары, 28 окг. 2010 г.). - Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им И.Я. Яковлева, 2010. - С. 124-130.
14. Маликов, Г. Р. Содержание понятия «справедливость» и его трактовка средневековыми тюркскими гуманистами [Текст] / Г. Р. Маликов // Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр-ов. Вып. 14. -Казань: Изд-во Татар, гуманитарно-пед. ун-та, 2010. - С. 96-104.
15. Маликов, Г. Р. Проектирование воспитания справедливости в рамках изучения средневековой тюркско-татарской утопической гуманистической мысли [Текст] / Г. Р. Маликов // Проектирование в педагогической деятельности: материалы Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. Году учителя и 70-летию кафедры общей педагогики ШГПУ (г. Шуя, 10 дек. 2010 г.). В 2-х т. Т. 2. -Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 154-159.
16. Маликов Г.Р. Социально-педагогические ценности в просветительской мысли периода Золотой Орды [Текст] / Г. Р. Маликов, А. Н. Гарипова // Молодой ученый: научный журнал. -Чита, 2011. -№ 1 (24). - С. 214-217 (неразделенное соавторство).
17. Маликов, Г. Р. Справедливость как составляющая философии права в тюркском средневековье [Текст] / Г. Р. Маликов // Философия, культура, образование в XX в.: сб. статей и тезисов докладов Всеросс. науч. конф. (г. Казань, 22 апр. 2011 г). -Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 71-72.
18. Маликов, Г. Р. Средневековые представления о роли родителей как воспитателей в установлении социальной справедливости [Текст] / Г. Р. Маликов // Учитель на все времена. Материалы ХХХП Всеросс. науч.-прак. конф. (СПб., 13 алр. 2011 г.) / Под ред. А. Г. Козловой, В. Г. Маралова и др. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. - С. 306-309.
19. Маликов, Г. Р. Развитие представлений о справедливости тюрко-татарскими средневековыми просветителями [Текст] / Г. Р. Маликов // Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. трудов Вып 15 -Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 30-35.
20. Маликов, Г. Р. Политическая справедливость в тюркском средневековом утопическом гуманизме [Текст] / Г. Р. Маликов И Социально-гуманитарные технологии личностного развития: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. с междунар. участием / Под ред. Е. И. Тихомировой. - СПб.-Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2011. - С. 443-447.
Подписано в печать 17.10.2011 г. Тираж 100 экз. Объем 1,5 п.л. Заказ № Г-27
Отпечатано в типографии «Поволжский Полиграфкомбинат» 420015, г. Казань, ул. Тукая, 103
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маликов, Гайрат Рустамович, Набережные Челны
61 12-13/РУУ
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических
технологий и ресурсов»
На правах рукописи
Маликов Гайрат Рустамович
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТЮРКСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Мухаметшин Азат Габдулхакович
Набережные Челны -2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли
1.1. Дефиниции и составляющие содержания понятия «справедливость» ........................................................................ 16
1.2. Историко-философские предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли................................................................... 44
1.3. Роль Ислама в становлении и развитии представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли ... 71
Выводы по первой главе...................:............................ 101
Глава 2. Становление и развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой гуманистической утопической педагогической мысли
2.1. Становление представлений о справедливости как характерной черты личности в тюркском средневековье.......................... 104
2.2. Развитие представлений о социальной справедливости в древнетюркском обществе...................................................... 134
2.3. Представления о политической справедливости в тюркской средневековой утопической гуманистической педагогической мысли ......................................................................................................... 163
Выводы по второй главе................................................ 193
Заключение..................................................................................... 196
Библиографический список........................................................ 201
Введение
«О вы, кто верует! Свидетельствуя пред Аллахом, Должны блюсти вы строго справедливость, Будь против вас направлена она Иль против ваших матерей, отцов иль братьев, Против богатого иль бедняка...»
IКоран, 4:135]
Актуальность исследования. В целях и задачах Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры», также подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить «гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [Национальная доктрина..., электронный ресурс]. Начало гуманистических традиций тюркского народа относится к средневековому периоду, который исследован недостаточно, тогда как изучению европейской средневековой гуманистической утопической мысли посвящено огромное количество работ.
Средневековая утопическая гуманистическая мысль представляет интерес в том плане, что ее основу составляет справедливость, которая подразделяется на личностное, социальное и политическое направления. Как известно, происхождение понятия «справедливость» очень древнее и первые учения о ней связаны с античной философской мыслью (Сократ, Платон, Аристотель и др.). Она затрагивает такие области наук, как педагогика, философия, история, психология, философия права и теоретическая юриспруденция.
Термин «справедливость» производное от термина «право». Латин-
ское «justitia», означающее право, производное от «jus» - право.
Справедливость определяется как основная правовая ценность, заключающаяся в строгом уважении прав вообще. Установление между людьми истинного и анонимного равенства, не зависящего ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов и составляет ценность справедливости.
Универсальная справедливость включает в себя: требования равенства, которое предполагает непредвзятость, запрет произвола, действия в одинаковых условиях; идею взаимосвязи содеянного и расплаты за это; требования равновесия между утратой и приобретением. Общим для всех современных концепций справедливости является идея прав человека, которая включает признание равноправия между субъектами общества, отказ от привилегий и иммунитетов, невзирая на занимаемую должность и социальное происхождение.
Средневековый просветитель, представитель тюркского утопического гуманизма поэт Ю. Баласагуни (XI в.) не является исключением. В своем поэтическом произведении «Кут адгу билик» («Благодатное знание») задолго до европейских просветителен он поднял проблему справедливого общества во имя всеобщего благоденствия и смог отразить представления своего общества о справедливости.
Стремление к идеализированию справедливости связано с тем, что в период первичного накопления капитала выдвигались теории, критикующие углубляющуюся социальную дифференциацию, в которых ярко выражены идеи всеобщего равенства граждан. В большинстве случаев желаемая справедливость носит утопический и иллюзорный характер, т.к. отражает несуществующие по природе социально-общественные условия и личностные, правовые, политические возможности средневекового общества.
Лишь спустя целых пять столетий после Ю. Баласагуни европейские
просветители стали поднимать проблему справедливого общества. Европейские утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора (1479-1555), итальянского монаха Том-мазо Кампанеллы (1568-1639).
В произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мор изложил свои мечтания о социальных и политических проблемах. Выход из положения и спасения общества он видел в справедливом устройстве взаимоотношений граждан на вымышленном острове Утопия.
Книга «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы возникла в соответствии с духовной и политической жизнью автора, которому пришлось страдать, как и большинство народных масс. Спасение общества он видит в улучшении моральных установок общества. Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированное государство, во главе которого жрец, символизирующий Солнце. Насущные вопросы войны и мира, военного дела и ремесла, искусств, науки, образования, воспитания, медицины, земледелия и скотоводства решаются при помощи Власти, Мудрости и Любви. У Кампанеллы присутствует идея всемирного объединения людей. Основу благоденствия народа просветитель видит в справедливом и разумном управлении государством.
Средневековая педагогическая мысль разных народов изучена такими исследователями, как А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Латышина, К.И. Салимова и др. Свои исследования изучению тюрко-татарской средневековой педагогической мысли посвятили Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шарафутдинов и др. Исследованием же становления и развития представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли до сих пор никто не занимался, тогда как проблема справедливости составляла основу гуманистической утопической мысли средневековья.
Специальных исследований по воспитанию справедливости не имеется, тогда как оно является важнейшей частью теории и методики воспитательной работы в образовательных учреждениях. Более того, справедливость ни в каком учебнике педагогики не выделяется как направление воспитательной работы. Она относится к нравственному воспитанию и растворяется в его пределах среди остальных составляющих нравственности.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:
- повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе образования, и отсутствием исследований становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли как важной составляющей истории педагогической мысли и воспитательного процесса;
- потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом обеспечении содержания нравственного воспитания и наличием пробелов в целостной системе исследования становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли;
- необходимостью установки на качественно новые направления воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта и недостаточной исследованностью проблемы становления представлений о справедливости в истории педагогики в общем и в тюркской средневековой педагогической мысли в частности;
- потребностью современных отечественных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса обучения и
воспитания и отсутствием необходимых материалов по становлению и развитию представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы предпосылки становления и содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли».
Объект исследования: средневековая педагогическая мысль.
Предмет исследования: процесс становления и содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Цель исследования: раскрытие историко-философских предпосылок становления и содержания представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли будет раскрыто, если:
• выявить и обосновать его историко-педагогические предпосылки;
• определить роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие средневековых представлений о справедливости;
• раскрыть содержание представлений о личностной, социальной и политической справедливости.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и обосновать историко-педагогические предпосылки ста-
новления и развития представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
2. Определить роль Ислама и его влияние в становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
3. Раскрыть содержание представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Хронологические рамки исследования охватывают IX—XVI вв. период укрепления и расцвета феодализма, т.е. классического тюркского средневековья.
Методологическую основу исследования составляют системный и историко-педагогический подходы, ориентированные на выделение инте-гративных инвариантных связей и отношений; гуманистические идеи и принципы о единстве и взаимосвязи национально-региональных и общечеловеческих ценностей; взаимосвязь философского, исторического, правового, психологического и культурологического составляющих в педагогическом познании. Теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, исторические, правовые, социальные и психолого-педагогические концепции, раскрывающие процесс общественно-исторического, правового, социокультурного развития; общенаучные принципы комплексного подхода, обеспечивающие целостное представление о динамике развития истории педагогической мысли и государственно-правовых отношений.
Теоретической базой исследования явились мысли античных философов о справедливости (Сократ, Платон, Аристотель и др.); идеи средневекового утопического гуманизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.); теория справедливости Джона Ролза и др.; учения о формировании гуманистического мировоззрения (В .И. Баймурзина, P.A. Валиева, А.Г. Козлова, Г.В. Мухаметзянова и др.); концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.С. Голошумова, А.Н. Джуринский, H.A.
Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, E.H. Медынский, А.Г. Му-хаметшин, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков, М.Ф. Шабаева и др.). В освещении проблемы использовались также теории этнопедагогических основ развития и воспитания личности (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, Г.В. Палаткина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов, З.Т. Шарафутдинов и др.).
Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования и государственного управления, программно-методические и нормативные документы, философская, историческая, психолого-педагогическая, государственно-правовая, теологическая литература, художественные произведения тюрко-татарских поэтов, писателей, средневековых просветителей, материалы педагогической, правовой и общественной периодики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
• теоретический анализ и синтез философских, исторических, психолого-педагогических, правовых, этнопедагогических источников;
• изучение литературы (трудов классиков по вопросам исторического развития общества, обществознания, человековедения в целом и истории педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, истории, праву, педагогике, психологии, социологии);
• критический философско-, историко-, социально-, личностно-, психолого-педагогический, правовой анализ и синтез тюркских средневековых художественно-дидактических произведений и устного народного творчества;
• сравнительно-исторический анализ и экспертная оценка средневековых и современных представлений о справедливости;
• правовая и историко-педагогическая реконструкция представлений о справедливости в тюркском средневековье на основе аналогий и косвенных доказательств.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2008-2009 гг.) включал изучение по теме исследования историко-философской, психолого-педагогической, теологической литературы, а также художественных произведений тюрко-татарских просветителей; определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, определение основных задач, объекта, предмета и базы исследования.
Второй этап (2009—2010 гг.) состоял в изучении становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Третий этап (2010—2011 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и обоснованы историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли, к чему следует отнести мысли древнегреческих философов, в частности, Сократа о четырех добродетелях (мудрость, мужество, рассудительность, справедливость), составляющих основу идеального государства; Платона о четырех составляющих жизни (рассудительной, разумной, мужественной, здоровой), обеспечивающих счастье граждан и самого общества; Аристотеля о счастье, реализующемся в справедливом управлении государством, где добродетели делятся на мыслительные (диа-ноэтические) - мудрость, сообразительность, рассудительность и нравственные (этические) - щедрость, благоразумие; стоиков об идеале абсолютной, универсальной и рациональной справедливости.
2. Определена роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли, что состоит в руководстве гуманистами-утопистами в создании своих бессмертных произведений такими положе-
ниями, как борьба против несправедливости; ранний или поздний приход к обществу, основанному на справедливости; охват справедливостью духовных, моральных и материальных сфер общественной жизни; проявление милосердия друг другу, любовь к окружающим, взаимопомощь и сотрудничество между всеми людьми мира в общем и гражданами государства в частности; свершение благих дел, чтобы быть справедливым; свершение справедливого как обязанность и требование; стойкость в справедливости; равенство всех, ценностей, возможностей; справедл�