автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм
- Автор научной работы
- Волкова, Любовь Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- казань
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Влияние античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм"
На правах рукописи
Волкова Любовь Михайловна
ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА ТЮРКСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УТОПИЧЕСКИЙ
ГУМАНИЗМ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Нижний Новгород - 2013
6 ("ОН ¿013
005061227
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГАОУ ВПО .«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Маликов Рустам Шайдуллович
Официальные оппоненты:
Фирсова Анна Михайловна
доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры культурологии
Козлова Антуанетта Георгиевна
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», профессор кафедры педагогики
Ведущая организация
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится 24 июня 2013 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат разослан 23 мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук,
доцент
Н.Ф. Комарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди целей воспитания и обучения, путей их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемых результатов развития системы образования на период до 2025 г. отмечается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», а также выделяется, что государство в сфере образования обязано обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений»1. Реализация указанных в доктрине целей и задач возможно, если обратиться к национальному духовному наследию народов России, среди которых тюркская средневековая утопическая мысль, которая мало исследована, по сравнению с утопией других народов.
Средневековый утопизм представляет интерес для исследователей в том плане, что в нем сосредоточена прогрессивная философская мысль своего времени, а также мысль о политике, государстве, образовании и воспитании подрастающего поколения, психологии, праве, истории и т.д. Для историко-педагогических исследований представляет огромный интерес происхождение утопической мысли, ее историко-философские и педагогические предпосылки, особенности содержания в том или ином периоде развития общества, общее и отличительное у разных народов. В этом плане в историко-педагогической науке до сих пор остается неисследованной проблема влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
Тюркская средневековая утопическая мысль представлена в поэме просветителя XI в. Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), которая является единственной в своем роде и непревзойденной в своей оригинальности. Просветитель задолго до европейских утопистов поднял проблему социального равенства граждан государства, справедливости, соблюдения законности и прав, всеобщем благоденствии и счастье. Утопическая мысль выдвигалась в то время, когда привилегированные граждане во главе государства создавали невыносимые условия жизни другим членам общества, угнетали, давили, эксплуатировали, отнимали права и свободу и т.д. Такое положение не чуждо было и тюркскому средневековому обществу, в котором жил и творил великий уче-
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl.htm, свободный.
ный-энциклопедист Ю. Баласагуни. Не в силах изменить существующее положение в своем государстве, будучи великим гуманистом-утопистом, он выдвигал свою версию возможного социального и политического переустройства общества, а также воспитания личности, в том числе и правителя.
Такие исследователи, как А.Н. Джуринский, H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, М.А. Мазаловой, E.H. Медынский, А.И. Пискунов, В.Г. Пря-никова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, М.Ф. Шабаева и др. свои труды посвятили изучению истории педагогики в целом, средневековой утопической мысли в частности. Что касается тюркской средневековой педагогической мысли, то она раскрыта в исследованиях Р.Ш. Маликова, А.Г. Мухаметшина, Я.И Ханбикова.
Так, Р.Ш. Маликов в своем исследовании «Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья» (2000) проводит историко-педагогическое обобщение гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарских утопистов; определяет основные направления гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарского средневековья; раскрывает теоретико-методологические основы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли; выявляет утопический характер содержания тюрко-татарской средневековой гуманистической педагогической мысли, основные этапы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневекового периода; дает научный прогноз возможностей использования гуманистических педагогических идей тюрко-татарских средневековых мыслителей в педагогической практике современных образовательных учреждений.
Г.Р. Маликов в своем исследовании «Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли» выявил и обосновал историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли; определил роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли; раскрыл содержание представлений о личностной, социальной, политической справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Переводчик и исследователь поэмы Ю. Баласагуни «Благодатное знание» с тюркского на русский язык профессор С.Н. Иванов поднимает такую проблему, что «действительно ли Юсуф создал столь литературное произведение, не опираясь на предшествующую традицию, неизвестно. Сам по себе этот факт мало вероятен, но тем не менее в науке нет никаких сведений о том, какие литературные произведения такого же или иного жанра на тюркском языке предшествовали «Благодатному знанию»»1. Академик А.Н. Кононов, исследуя поэму, выдвигает гипотезу, что «достоверно неизвестно, под воздействием каких факторов и обстоятельств написана поэма «Кутадгу билиг», можно предположить, что ими могли быть политические смуты, сотрясавшие в ту пору Караханид-
1 Баласагунский Ю. Благодатное знание. - М.: Наука, 1983. - С. 519.
скую державу. Возможно, что Юсуф Баласагунский ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества»1. Такого рода суждения свидетельствуют, что проблематика тюркского средневекового утопизма еще не полностью изучена, в частности, следует выявить, что повлияло на формирование утопических мыслей тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни, какие имеющиеся первоисточники могут раскрыть суть этого влияния, каковы историко-философские и педагогические предпосылки, каково содержание влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм?
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его содержательном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:
- повышенными требованиями научного познания к сравнительному изучению педагогических явлений прошлого и отсутствием исследований по развитию тюркской средневековой утопической мысли как важной составляющей мирового философского и историко-педагогического процесса;
- необходимостью теоретического доказательства причин классического развития тюркского утопизма в средневековый период и отсутствием исследований, выдвигающих проблему влияния на него утопических мыслей более раннего периода;
- наличием утопической мысли в античной философии и отсутствием сравнительного изучения и научных доказательств ее влияния на тюркский средневековый утопизм.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какое влияние имела античная педагогическая мысль на тюркский средневековый утопический гуманизм?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Влияние античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм».
Цель исследования: раскрытие историко-педагогических предпосылок и содержания влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопизм.
Объект исследования: педагогическая мысль в утопическом гуманизме.
Предмет исследования: преломление античной педагогической мысли в тюркском средневековом утопическом гуманизме.
Исследование основано на предположении о том, что античная
1 Там же. - С. 509.
философско-педагогическая мысль могла влиять на тюркский средневековый утопический гуманизм.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть историко-философские и педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
2. Определить особенности влияния античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной средневековой личности.
3. Выявить содержание педагогических заимствований тюркскими средневековыми просветителями из античной педагогической мысли.
4. Обосновать преемственность античной педагогической мысли и тюркского средневекового утопического гуманизма о воспитании граждан государства.
Хронологические рамки исследования охватывают V—IV вв. до н.э., т.е. период развития классической греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель и др.), а также IX—XVI вв. н.э., т.е. период классического тюркского средневековья (М. Кашгари, Ю. Баласагуни и др.).
Методологическую основу исследования составляют системный и философский, исторический, педагогический подходы, ориентированные на выделение общей классической основы и особо-специфического во взаимосвязях и отношениях; принцип гуманизма в идее о единстве общечеловеческих ценностей и национально-региональной специфики; теория единства взаимосвязи философского, исторического и культурологического составляющих в педагогическом исследовании. Теоретический анализ проблемы выполнен с опорой на современные философские, исторические и социально-педагогические концепции, раскрывающие процесс становления и развития утопической мысли; принцип комплексного изучения, обеспечивающий целостное представление о стремительном развитии утопии, присущей для всех народов и во все времена.
Теоретической базой исследования явились утопический гуманизм античных философов (софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др.); историко-педагогические исследования (А.Н. Джуринский, H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, E.H. Медынский, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков, М.Ф. Шабаева и др.); концепции о гуманистической педагогической мысли (В.И. Баймурзина, P.A. Валиева, А.Г. Козлова и др.); теории этнопедагогики и национального образования (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, Г.В. Палаткина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов и др.); тюркская педагогическая мысль и история образования (Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Т.Н. Петрова, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шара-футдинов и др.)
Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования и воспитания,
программно-методические и нормативные документы, философская, историческая, педагогическая литература, мысли и произведения античных философов, художественные произведения тюркских средневековых просветителей, материалы философской, исторической и педагогической периодики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение философской (античной педагогической мысли), исторической (историческое развитие общества, обществознания, человековедения), педагогической (история педагогики, теория и методика обучения и воспитания) литературы; теоретический, критический и сравнительный анализ и синтез античной педагогической мысли и тюркских средневековых художественно-дидактических произведений; экспертная оценка преемственности античной и тюркской средневековой утопической мысли; историко-философская и историко-педагогическая реконструкция влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм на основе примеров, аналогий, сравнения и косвенных доказательств.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2010-2011 гг.) включал изучение соответствующей исторической, философской, педагогической литературы, а также художественно-дидактических произведений тюркских средневековых просветителей; определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, выявление основных задач, объекта, предмета и базы исследования.
Второй этап (2011-2012 гг.) состоял в изучении особенностей влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм; апробации результатов исследования.
Третий этап (2012-2013 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты и обоснованы историко-философские, педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
2. Определено влияние античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной личности.
3. Выявлены заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной педагогической мысли о социальном воспитании.
4. Обосновано влияние античной педагогической мысли на тюркскую средневековую утопическую мысль о воспитании гражданина государства.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что впервые выдвинута гипотеза возможного влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм; аргументировано и на конкретных сравнительных примерах доказано предположение о влиянии античной педагогической мысли на представления тюрков средневекового периода
развития общества об идеальной личности, социальном и политическом воспитании граждан государства; расширены представления о тюркском средневековом утопизме; обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы
влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековой утопический гуманизм.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обогащено содержание курсов «История образования и педагогической мысли», «Теория воспитания и педагогические технологии», «Теоретическая педагогика», «Эт-нопедагогика», предметов национально-регионального компонента «Традиции татарской народной педагогики», «Образование в Республике Татарстан» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе; материалы исследования дают возможность разработать содержание спецкурса, раскрывающего становление и развитие утопической мысли. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе средних, средних специальных и высших профессиональных учебных заведений, на курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации гуманистического воспитания учащейся молодежи на историко-педагогических традициях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования нашли отражение и получили одобрение на международных научно-практических конференциях, проведенных в гг. Москва (2012), Санкт-Петербург (2012), Екатеринбург (2011), Казань (2012-2013), а также опубликованы во всероссийском научном журнале «Молодой ученый» (2012). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе организации учебно-воспитательной работы с учащимися государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский политехнический колледж» Республики Татарстан.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения исторических, философских, культурологических, обществоведческих, педагогических исследований, целенаправленным анализом художественно-дидактических произведений тюркских средневековых просветителей, примерами из произведений античных философов и тюркских средневековых утопических первоисточников, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике организации учебно-воспитательной работы с учащимися, использованием их в научных трудах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-философские, педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм, в
частности, форма и методы ведения диалогов, бесед и диспутов, взаимоотношения между правителем и подчиненным, права и должностные обязанности государственных служащих, положения о добродетели и пороках, приобретение научных знаний; вопросно-ответная поисковая форма нахождения истины, доброе начало и демон-покровитель, учение о душе, утопическая мысль о воспитании идеальной личности, строительстве благоденствующего государства.
2. Влияние античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной личности, среди которых основными качествами являются справедливость, знание, рассудительность, мудрость, правдивость, бесстрашие, добродушие, мужественность, честь и достоинство.
3. Заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной мысли о социальном воспитании, назначении на государственную должность, создании счастливой семьи, награде богов социальным благом за заслуги и достоинства, детях как социальном благе, занятии своим делом, добродетельной и разумной жизни, временности материального благосостояния.
4. Преемственность античной и тюркской средневековой педагогической мысли о воспитании правителя государства, от которого зависит политическое устройство общества, применение элементов тирании против врагов, доблесть и рвение, привлечение к управлению способного гражданина, гарантия создания «наилучшего государства».
Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, отражается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характер апробации и внедрения результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм» раскрыт понятийный аппарат, дана характеристика первоисточникам изучения проблемы, раскрыты историко-педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
В первой главе рассмотрены понятия, которые способствуют раскрытию содержания темы исследования, которые в составе темы нашего исследования имеют философские, исторические, психологические, социальные и педагогические определения.
Исследование дефиниций понятия «влияние» позволило нам сформулировать свое определение как составной части темы: влияние — это признание ав-
торитета мыслей, мнений, знаний, личности античных философов, которые имели воздействие на сознание, учение, действия тюркских просветителей в создании бессмертных произведений утопического характера. Такое определение позволяет наиболее ярко представить понятие «влияние» в составе последующих терминов и словосочетаний.
Для выяснения сути понятий мы обратились и к синонимичным словам, которые также позволили более глубже и шире раскрыть содержание конкретного термина, например, близким синонимом понятия «влияние» является «авторитет», которого мы использовали как вспомогательное слово, дополняющее значение «влияния». Оно оправдано тем, что античные философы и их мысли являлись именно авторитетом для тюркских средневековых просветителей.
Определения понятий «античность» и «утопизм» заимствованы из имеющейся философской литературы в силу того, что их значения и предназначение в исследовании совпадают и весьма конкретные.
Понятия «античная педагогическая мысль», «средневековый», «тюркский» терминологически довольно сложные, в связи с чем в исследовании им даны разъяснения и комментарии. В научной литературе они раскрываются довольно широко и глубоко, что мы и взяли в вооружение при раскрытии содержания темы исследования. Содержание понятий «утопизм» и «утопический гуманизм» проходит через все века и пространства как мечта и идеал множества просветителей.
Что касается историко-философских предпосылок влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм, то метод беседы Сократа лег в основу сюжета поэмы тюркского средневекового просветителя XI в. Ю. Бапасагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Его поэма составлена в форме бесед и диалогов основных героев, в ходе которых задаются вопросы и находятся мудрые ответы, которые уточняются и дополняются, высказываются назидания. Данный факт позволяет утвердить, что Ю. Баласа-гуни в построении сюжета своей поэмы «Кутадгу билиг» заимствовал метод беседы Сократа как художественно-литературный прием. Путем вопроса и поиска на него ответа герои поэмы задумываются, рассуждают, во многих случаях для нахождения правды цитируют мысли мудрых предков, старейшин, поэтов и писателей, а также обращаются к устному народному творчеству - пословицам, поговоркам, притчам, - в которых сосредоточена истина, и которые являются неоспоримыми доказательствами истинности выдвинутой проблемы.
Предпосылками рекомендаций Ю. Баласагуни о том, как следует относиться правителю государства «с мужами, несущими службу во дворце», «людьми простого звания», «людьми благородного происхождения», «людьми учеными и знающими», лекарями, толкователями снов, звездочетами, стихотворцами, земледельцами, торговцами, скотоводами, ремесленниками, бедняками, стали рассуждения Сократа относительно подготовки правителя государства с детства.
Рассуждения античных философов о добре, необходимости приобретения знания, конечной целью которого является счастье, легли в основу поэмы Ю. Баласагуни. Размышления античных философов о добродетелях знание, добро, справедливость, счастье, которые должны быть присуще правителю государства, тюркский средневековый просветитель реализовал в своем утопическом произведении «Кутадгу билиг».
Учение Платона об «идеях» Ю. Баласагуни раскрыл в начале своей поэмы в главе «О семи планетах и двенадцати знаках Зодиака», что свидетельствует о бесконечности и безграничности знаний. Как и Платон, тюркский средневековый просветитель стал сторонником научных знаний и научного познания мира, призывал сограждан к получению истинного научного знания.
Мысли античных философов о вечной душе отразились у Ю. Баласагуни в утверждении необходимости делать добро в земной жизни, чтобы оставить после себя доброе имя, которое обеспечит вечность души и спасет в Судный день. Душа со смертью человека не исчезает, а переходит в вечную жизнь, где придется отвечать за земные деяния, и к чему следует готовиться в течение всей земной жизни. Эти мысли просветителя имеют место не только в античной педагогической мысли, но и в религиозном учении ислама. Демократическое правление государством, описанная Платоном, является одним из возможных путей приближения к добру и обеспечения себе вечной славы, подобно главному герою поэмы «Кутадгу билиг» - правителю Кюнтогды.
Тему любви (эроса), как и античные философы, тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни понимает очень широко. Он эту тему раскрывает как любовь и уважительное отношение членов общества друг к другу ради гармонии в государстве, мира и согласия, демократии, всеобщего блага и счастья.
Подобно античным философам, Ю. Баласагуни счастье определяет как высшее человеческое благо, что и явилось главной идеей поэмы «Кутадгу билиг».
Как и в античном мире, воспитанием добродетелей в личности и законопослушных граждан в утопическом произведении тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни занимаются государственные деятели.
Во второй главе «Преломление античной педагогической мысли в тюркском средневековом утопическом гуманизме» определены особенности влияния античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной личности; выявлены заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной педагогической мысли о социальном воспитании и социальном благе; обоснована преемственность античной педагогической мысли и тюркского средневекового утопического гуманизма о воспитании правителя и политическом устройстве общества.
Во второй главе раскрыты мысли античных философов и тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни относительно качеств личности. Самым главным в личности античные философы отмечают справедливость. Пла-
тон в «Государстве» пишет: «Сколько бы всех вас ни было, признающих себя почитателями справедливости, никто, начиная от первых героев... никогда не порицал несправедливость и не восхвалял справедливость иначе как за вытекающие из них славу, почести и дары. А самое справедливость или несправедливость, их действие в душе того, кто ими обладает, хотя бы это таилось и от богов, и от людей, еще никто никогда не подвергал достаточному разбору ни в стихах, ни просто в разговорах, и никто не говорил, что несправедливость - это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость — величайшее благо».
Восхвалению справедливости Ю. Баласагуни посвятил, практически, всю свою поэму. Наличие у правителя государства качества справедливости является всеобщим благом, ибо она обеспечивает всеобщее счастье граждан и благоденствие: «В делах справедливый, был прям он и строг, / Правдив был в речах он и духом высок... / Сама справедливость и правды вершитель — / Элик Кюн-тогды, справедливый властитель».
Тем самым просветитель Ю. Баласагуни как бы претворяет в жизнь завещание античных философов о необходимости писать стихотворения о справедливости. Справедливость описывается как главный инструмент в достижении демократии, блага и счастья.
Справедливость обеспечивается необходимыми другими качествами личности, такими как мудрость и ум, прямота, строгость, правдивость, духовность, быстрота, бесстрашие, которые в конечном результате обеспечивают личности славу и бессмертие, о чем говорили в античности и писал Ю. Баласагуни.
В самом начале своего трактата «Государство» Платон ведет речь о грядущей старости: «Ведь в старости возникает полнейший покой и освобождение от всех этих вещей; ослабевает и прекращается власть влечений, и во всех отношениях возникает такое самочувствие, как у Софокла, то есть чувство избавления от многих неистовствующих владык. А огорчения по поводу этого, как и домашние неприятности, имеют одну причину, Сократ, - не старость, а самый склад человека. Кто вел жизнь упорядоченную и был добродушен, тому и старость лишь в меру трудна. А кто не таков, тому, Сократ, и старость, и молодость в тягость».
Подобно Платону, тюркский просветитель рассуждает о старости, которая становится все тягостнее человеку: «Пока еще молод, все — радость-услада, / А ныне и пища мне - вся горше яда!» Ю. Баласагуни был солидарен с Платоном во мнении о «полнейшем покое и освобождении от всех вещей».
Мысли Платона об упорядоченной жизни и добродушии Ю. Баласагуни также реализовал в своей поэме. Рассуждая о быстротечности молодости и неминуемой старости, в целом о быстротечности земной жизни, он призывает своего читателя не делать ошибки и идти лишь по правильному пути. Будучи средневековым просветителем, Ю. Баласагуни правильным путем считает соблюдение всех канонов ислама, которые берегут человека от совершения оши-
бок.
Следуя учению Сократа, Ю. Баласагуни большое внимание обращает на знание и на то, что связано с ним. Специальный раздел называется «Повествуется о том, что достоинство сынов человеческих - в знаниях и разумении». Просветитель отмечает, что разум и знание особое отличие человека от других тварей. Кроме того, поэт считает, что они ведут человека ко благу: «Кому даровал бог и знанье и разум, / Того он ко благу наставил наказом».
Вслед за Сократом, Ю. Баласагуни превозносит научные знания, которые ведут к великим свершениям: «Величье дается благим разуменьем, / А знанья — основа великим свершеньям». По мнению Ю. Баласагуни, знание, разум и мудрость спасают от многих несчастий и болезней, последняя из которых способна лишить человека жизни. Поэтому просветитель невежд призывает лечиться от незнания и непросвещенности, чтобы стать счастливыми. Поэт неустанно повторяет, что учение ведет к свершению желаний. Обо всем этом подробно говорится из-за того, что все мысли ведут к тому, что лишь посредством знания возможно стать властителем.
Имеются много параллелей на знание и невежество. Так, опираясь на слова мудрецов, он пишет: «Ученье ученому - верный собрат, / А неуч о знанье и слышать не рад. / Ученому знанье - и снедь, и наряд, / А козни невежды — лихой супостат». Это лишний раз доказывает, что Ю. Баласагуни подтверждает мысли античных философов и следует им.
Во второй главе также исследуется проблема, насколько тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни проникнут античной педагогической мыслью о социальном воспитании.
В диалогах античных философов отражается мысль о выгоде от справедливости, и делается вывод, что от нее зависят слава человека, его добрые дела, наличие такого качества может обеспечить работу на государственной должности, она выгодна в семейной жизни, т.е. те земные блага, которые улучшают социальную жизнь человека, а также она способствует благосклонности богов. Все эти мысли заимствованы тюркским просветителем Ю. Баласагуни и реализованы в описании жизни и деятельности героев поэмы «Кутадгу билиг». Благодаря справедливости, главный герой поэмы правитель Кюнтогды поставлен в главу государства, и праведным служением народу обеспечил себе бессмертие.
Что касается мысли о благосклонности богов, имеющих место у античных философов, то Ю. Баласагуни не только преклоняет своих героев поэмы перед Всевышнем, но и сам просит у Него пощады, прощения, благочестия, удачи в литературной и просветительской деятельности. Он призывает соблюдать предписания Корана, чтобы добиться благосклонности Всевышнего. Таким образом, мысли античных философов и тюркского просветителя о награде богов по достоинству самого человека полностью совпадают.
Приемлемы мысли античных философов и тюркского просветителя о детях как составной части счастья. В то же время едины в мыслях, что богатство и де-
ти дары божьи, которые могут быть отняты в любое время и которые, согласно Корану, посылаются Всевышним лишь для испытания человека на прочность в вере. Ю. Баласагуни, будучи религиозным, остается верным учениям ислама, а также следует мыслям античных философов о детях как о божественном подарке.
Платон блага делит на две части: человеческие и божественные, первые из которых зависят от вторых. Общество одновременно с большим благом приобретает и меньшее, а если лишается одного, то лишается и другого. К меньшим благам он относит здоровье, затем красоту, силу и богатство. Божественными благами считает разумение, здравое состояние души, справедливость, мужество. Несложно заметить, воспетое Платоном разум, Ю. Баласагуни ставит на первое место, а все остальные следуют за ним.
Описанные античными философами государственные должности и их обязанности Ю. Баласагуни повторяет, преломляя с точки зрения своего времени. Так, описываются в поэме обязанности «мужа, возглавляющего войско», «мужа, достойного должности великого хаджиба», «управителя дворца», «мужа, отправляемого послом», писца-письмовода, казначея, главного повара-стольничего, «мужа, ведающего напитками». Следует отметить, что каждой государственной должности Ю. Баласагуни дает развернутое описание, посвящает отдельные главы. Иначе и невозможно построить справедливое государство, обеспечивающее всеобщее счастье и благоденствие.
Просветитель заботится и об «обратной стороне медали», т.е. напоминает не только о правах, но и об обязанностях подчиненных, поэтому законам и правилам служения бекам посвящает отдельную главу. По мнению средневекового просветителя Ю. Баласагуни, такая постановка вопроса является справедливым и обеспечивает слаженность, мир и покой в государстве, что и ведет к счастью. Такие правила, обеспечивающие правильные взаимоотношения между гражданами государства, и являются законами, которые придуманы, чтобы обеспечить справедливость. Об этом же рассуждает Главкон из второй книги «Государства» Платона.
Средневековый тюркский просветитель Ю. Баласагуни остается верным античным философам и в описании должностей философа, геометра, астронома и т.д. Что касается философов, то Сократ и Платон считают, что они должны быть привлечены к управлению государством.
Что касается мыслей Ю. Баласагуни о философах, то к этому ряду он относит умных, мудрых, рассудительных людей. Описанию сущности ума он обращает особое внимание, причем, у него способность к размышлению не зависит от возраста.
Средневековый просветитель правителя и философа олицетворяет в одном лице - элика Кюнтогды. Он наделен разумом и мудростью. Эти качества правителя и ведут государство к справедливости и всеобщему благу. Как и античные философы, Ю. Баласагуни неустанно твердит о разумном управлении государ-
ством. Сократ и Платон об этом говорят четко и ясно: «И пока государство управляется разумно, как недавно и было нами постановлено, его мощь будет чрезвычайно велика; я говорю не о показной, а о подлинной мощи, если даже государство защищает всего лишь тысяча воинов...».
Занятие геометрией античные философы считают необходимым для познания вечного. Что касается геометрии и науки расчета, то Ю. Баласагуни считает, что ими должен владеть звездочет. Будучи средневековым просветителем, он счет думает нужным и в загробном мире, чтобы не было разлада.
Третьей наукой, которую необходимо знать, Сократ и Платон считают астрономию. У Ю. Баласагуни астроном называется звездочетом, познания которого необходимы для предопределения положительного исхода дела. Все добытые знания звездочетом тюркский просветитель считает наукой, с которой необходимо размерить всю свою жизнь, чтобы она была обустроенной. Просветитель заботится и о самих «деятелях науки». Как было заметно, Ю. Баласагуни геометрические расчеты и астрономию ставит в один ряд, считает, что они неразрывны, одно способствует другому. Эта же мысль прослеживается и у Сократа и Платона.
Античные философы богатством считают не материальное состояние, а нечто высокодуховное. Что касается тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни, то он всю свою поэму посвятил добродетелям и организации разумной жизни, которые приводят к конечной цели - счастью. Сократ в своих беседах с Кефалем резко критикует людей, которые сильно зависят от своих материальных богатств. Тюркский просветитель Ю. Баласагуни считает, что богатство в этом мире явление временное, что смерть отбирает у человека все, в том числе его богатство, и оставляет ни с чем. Поэтому советует к умеренности в накоплении богатства.
Во второй главе исследована проблема преемственности мысли о воспитании правителя государства у античных философов и тюркских средневековых просветителей.
Античные философы Сократ, Платон, Аристотель и др. все свои мысли сосредотачивают в области улучшения политического устройства государства. Они выступают за законность, правдивость и справедливость в управлении государством, что в конечном итоге приводит к всеобщему благоденствию и счастью. Ю. Баласагуни беспокоят те же мысли, и за улучшение политического устройства государства он выбрал мирный путь - взялся за создание образцового утопического государства во главе со справедливым правителем Кюнто-гды, соблюдающим законы общества, в чем и проявляется преемственность мыслей.
Преемственны мысли античных философов и тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни об основных принципах правления государством, среди которых, наряду со справедливостью, прямота, строгость, правдивость, высокодуховность, мудрость, наличие ума, скорость в решениях, бесстрашие,
умелость, страсть и усердие. Тирания в форме огня и страха допускается лишь в отношении злых врагов государства: «Он, мудрый и умный, и скорый в делах, / Для злых - что огонь был, для недругов — страх. / Бесстрашный, по правде вершил он дела, / И день ото дня его слава росла».
Едины мысли и о переходе гражданина на государственное управление, при наличии у него необходимых для этого деловых качеств, что и свидетельствует о демократии в обществе. Созданный Платоном образ сильного и непобедимого главы государства у Ю. Баласагуни олицетворен в правителе Кюнтогды.
Описывая рассуждения Сократа о признаках демократии, Платон отмечает: «Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности». Эту мысль Ю. Баласагуни демонстрирует на конкретном примере. Молодой Айтолды, благодаря своим многим положительным качествам, в результате одной краткой беседы с правителем Кюнтогды назначается на пост главного визира.
В «Государстве» Платона Адимант и Сократ ведут речь о всеобщем счастье в справедливом государстве:
«- ...Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость...».
Просветитель Ю. Баласагуни справедливое правление, которое обеспечивает всеобщее равенство и в конченом результате всеобщее благо, рисует следующем образом: «Для власти во всем справедливость — основа, / И власть лишь во правде жива и здорова».
Так, в описании просветителя справедливость и закон одинаковы для всех, власть равно относится ко всем своим гражданам. Доказательством этому служат высказывания мудрецов: «Бек, правящий твердым, правдивым законом, / Желаемых благ получает премного!» Так правитель, основываясь в правлении на законность и справедливость, своих граждан ведет к «желаемым благам», которые доступны всем.
«Бесстыдство и безрассудство» сравниваются с воздержанностью и совестью, т.е. сталкиваются античные разумное и неразумное начала в человеке. На примере античных философов тюркский просветитель Ю. Баласагуни сюжет своего произведения строит на основе сравнения положительного и отрицательного, плохого и хорошего в качествах человека. Раскрывая всевозможные варианты, как и античные философы, оставляет человеку возможность выбора своего пути в лабиринте жизни.
Таким образом, влияние античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм неоспоримо.
В заключении диссертации обобщены и изложены основные выводы проведенного исследования:
1. В исследовании рассматриваются дефиниции и определения понятий «влияние», «античная философская мысль», «тюркский», «средневековье», «утопизм», которые в единстве составляют тему настоящего исследования.
2. Первоисточниками изучения проблемы влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм являются мысли Сократа, произведения его учеников Ксенофонта, Платона, ученика последнего - Аристотеля. Первоисточником тюркского средневекового утопизма стала поэма Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), практически, единственное, дошедшее до нас, крупнейшее произведение, написанное на тюркском языке в стихотворной форме. Изучение и цитирование первоисточников не составляет особого труда в силу того, что они доступны в книжных и электронных вариантах любому исследователю подобной проблемы, и следует также отметить, что имеется ряд переводов каждого произведения на русский язык, чем мы и пользовались, приводя примеры для аргументирования и доказательства.
3. В работе исследованы историко-философские и педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм. Как и Сократ, который передавал свои знания методом бесед и диалогов, и Платон, который опирался на эти же методы в произведениях «Государство» и «Законы», тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни в основу сюжета своей поэмы «Кутадгу билиг» заложил форму бесед, диалогов и диспутов главных поэтических героев, в нравоучительных высказываниях которых отражается и собственное мнение просветителя об утопическом государстве.
Предпосылками влияния на утопические взгляды Ю. Баласагуни стали мысли античных философов о взаимоотношениях правителя с подданными, правах и должностных обязанностях государственных чиновников; о добродетелях и человеческих пороках; проблемно-ответная форма нахождения истины; о добром начале и демоне-покровителе; об учении о бессмертной душе, которая становится таковым в результате правильной земной жизни и деятельности; о подготовке к потусторонней вечности, что должно сопровождаться добрым именем и добродетельностью в земной жизни; справедливости правителя, который является гарантом всеобщего благоденствия и счастья; любви и дружбе между гражданами государства во имя гармонии, согласия, мира, демократии и счастья; семье как первоначальной ячейке общества, благосостояние и счастье членов которой не безразлично для государства.
Предпосылками влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм стали переводы античной литературы, наряду с другими языками, и на арабский язык, который был доступен для тюркских ученых, поэтов, писателей и просветителей, многие из которых вплоть до начала XX в. писали свои трактаты на арабском и персидском языках. Такое положение дела дает возможность предположить, что тюркский
средневековый просветитель Ю. Баласагуни с античной литературой был знаком непосредственно через арабские первоисточники.
Предпосылками также следует считать наличие высокоразвитой тюркской письменности на основе рунического, уйгурского и арабского алфавитов; наличие устойчивой воспитательной системы и народных традиций; стремление тюркского народа к воле и свободе как отголоски кочевых времен; неосуществимые мечты тюркского народа о воспитании идеальной совершенной личности, народного героя, который вложит свои возможности и усилия в укрепление благоденствующего народного государства.
4. В работе выявлено, что античная философская мысль имела влияние на представления тюрков об идеальной личности. Античная мысль о справедливой личности и необходимости писать стихи о справедливости имела огромный толчок для сочинения Ю. Баласагуни «Кутадгу билиг», ибо поэма полностью посвящена этому личностному качеству, которое, по утопическим представлениям просветителя, при наличии у правителя государства способствовало бы демократии, счастью, благоденствию граждан.
Справедливость как качество средневековой личности дополняется такими качествами, как мудрость и ум, прямота и строгость, правдивость, духовность, быстрота, бесстрашие, которые в конечном результате обеспечивают личности славу и знаменитость, о которых говорили античные философы.
Общие у античных философов и у тюркского средневекового просветителя мысли о грядущей старости, к чему следует готовиться в молодости, что подразумевает быть порядочным во всем. Непорядочность делает тяжким даже молодость.
Ю. Баласагуни повторяет мысли Сократа относительно восхваления своего литературного произведения, заботливого отца, который думает о будущем своего сына.
Так же, как и античные философы, Ю. Баласагуни выступает за личность мудрую, умную, разумную, способную к познанию (по Сократу «идея блага»), которые отличают ее от животных и которые способны уподоблять животные инстинкты. Знания человека ведут к исполнению желаний. Эти качества больше всех необходимы для правителя, который вершит судьбы людей. В противоположность перечисленных качеств, участь невежды - небытие.
Все положительные качества, которые способны поднять человека высоко, античные философы и тюркский просветитель считают даром Всевышнего, связывают с благосклонностью богов, а причиной плохого является сам человек.
5. В исследовании изучены заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной мысли о социальном благе. У античных философов и тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни социальное благо связано с личностными качествами человека, в частности, со справедливостью, от чего зависят доброе имя, которое остается и после смерти человека, назначение на государственную должность (описываются должности «мужа, возглавляющего
войско», «мужа, достойного должности великого хаджиба», «управителя дворца», «мужа, отправляемого послом», писца-письмовода, казначея, главного по-вара-стольничего, «мужа, ведающего напитками» и т.д.), создание счастливой семьи, то есть те земные блага, которые способствуют достойной социальной жизни. Мысли античных философов Сократа, Платона и тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни о награде богов социального блага за заслуги и достоинства человека полностью совпадают.
Дети, внуки, потомство также являются социальным благом, подаренным Всевышним, без которых счастье полным не бывает.
Социальное благо обеспечивается тем, что в государстве каждый гражданин делает то, чем он должен заниматься на своем посту и не вмешивается в чужие дела. Невыполнение своих обязанностей ведет государство к краху. Вслед за античными философами Ю. Баласагуни описывает занятия философа, геометра, астронома и т.д. Такая постановка дела ведет к укреплению и целостности государства.
Античные философы и Ю. Баласагуни далеки от мысли, что лишь материальные богатства являются социальным благом, наоборот, богатством счастливого человека, по их мнению, является добродетельная и разумная жизнь. Материальное богатство они считают временным явлением, которое исчезает со смертью человека.
6. В работе исследована преемственность античной педагогической мысли и тюркского средневекового утопического гуманизма о воспитании политика — правителя государства, деятельность которого заключается в управлении государством, основанном на законности и праве, конечным итогом которого является всеобщее благоденствие.
Преемственность заключается в том, что основными принципами правления демократическим государством Ю. Баласагуни считает справедливость, прямоту, строгость, правдивость, высокодуховность, мудрость, наличие ума, скорость в решениях, бесстрашие, умелость, страсть и усердие правителя. Возможны и элементы тирании в управлении государством, которые направлены против злых и врагов, для которых правитель как огонь и страх.
Преемственность обеспечивают мысли о том, что в демократическом государстве к управлению могут привлекаться любые граждане, соответствующие определенным требованиям и обладающие рядом качеств, необходимых для правителя. Разум и рассудительность правителя позволяют создать «наилучшее государство». Действия героев поэмы раскрывают пользу «выдающихся людей» государства, например, Юонтогды правил государством, ведя народ к всеобщему благоденствию и всенародному счастью; визир Айтолды, всю свою жизнь посвятил служению правителю Юонтогды и государству; визир Огдюль-миш продолжил дело отца и т.д. Ю. Баласагуни доказал, что государство должно существовать ради людей и во имя людей, что явилось высочайшей из многих утопий всех времен и народов.
7. Это лишь первоначальное исследование влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм. В последующих исследованиях необходимо расширить поиски этого влияния, рассмотреть возможность влияния ислама, выявить общечеловеческие ценности в мыслях, общее и отличительное с поздним европейским утопизмом.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях: Публикации в рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК
1. Волкова, JI. М. Преемственность античной философской мысли и тюркского средневекового утопизма о политическом устройстве общества [Текст] / JI. М. Волкова, Г. Р. Маликов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. -№ 3. - С. 98-103 (неразделенное соавторство).
2. Волкова, Л. М. Влияние античной философской мысли на представления тюркских просветителей средневековья о добродетелях справедливость и разум [Текст] / Л. М. Волкова, Г. Р. Маликов // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. - 2012. -№ 11.4 (35). - С. 265-277 (неразделенное соавторство).
3. Волкова, Л. М. Развитие тюркскими средневековыми просветителями античной философской мысли о справедливом социальном устройстве общества [Текст] / Л. М. Волкова, Г. Р. Маликов // Фундаментальные исследования. -2013. -№ 1 (2). - С. 478-482 (неразделенное соавторство).
Публикации в электронных изданиях
4. Волкова, Л. М. Понятийный аппарат проблемы влияния античной философской мысли на тюркский средневековый утопизм [Электронный ресурс] / Л. М. Волкова // Режим доступа : http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.htrnl, свободный (1,5 п.л.).
5. Волкова, Л. М. Идеал личности в античной философской мысли и средневековом тюркском утопизме [Электронный ресурс] / Л. М. Волкова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html, свободный (0,5 п.л.).
6. Волкова, Л. М. Влияние античной философской мысли на утопические представления средневековых тюрков о государственном устройстве [Электронный ресурс] / Л. М. Волкова // Режим доступа : http://www.fan-nauka.narod.ru/2011.html, свободный (1,5 п.л.).
Публикации в других изданиях
7. Волкова, Л. М. Исследование проблемы влияния античной философской мысли на тюркский средневековый утопизм // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России. Вып. 5. - Екатеринбург : Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 2011. - С. 27-30.
8. Волкова, Л. М. Национально-региональный компонент в педагогическом образовании как средство самоидентификации личности студента [Текст] / Л. М. Волкова, Р. Ш. Маликов // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Междунар. науч.-прак. 20
конф., посвящ. 135-летию Казанск. пед. колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - С. 144-146 (неразделенное соавторство).
9. Волкова, Л. М. Историко-философские предпосылки становления тюркской средневековой педагогической мысли [Текст] / JI. М. Волкова, Г. Р. Маликов // Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Междунар. науч.-прак. конф., поев. 200-летию пед. образования в Поволжье (Казань, 3-5 окт. 2012 г.) / Под ред. Р. А. Валеевой. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2012. - С. 84-88 (неразделенное соавторство).
10. Волкова, JI. М. Влияние античной философской мысли на представления тюрков о справедливости как качестве идеальной средневековой личности [Текст] / JI. М. Волкова // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - Т. П1. - С. 403-406.
П.Волкова, JI. М. Влияние античной философской мысли на тюркский средневековый утопизм об устройстве общества [Текст] / Л. М. Волкова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. за-оч. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 29-31.
12. Волкова, Л. М. Сократ, Платон и тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни о качествах идеальной личности [Текст] / Л. М. Волкова // Молодой ученый. - 2012. -№ 12 (47). - Т. III. - С. 457-459.
13. Волкова, Л. М. Преемственность учения античных философов, тюркских средневековых просветителей и ислама о первопричине блага [Текст] / Л. М. Волкова // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, дек. 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 37-39.
14. Волкова, Л. М. Античные философы и средневековые тюркские просветители о благе божества [Текст] / Л. М. Волкова // Педагогическое образование : история, современность, перспективы. Материалы II Междунар. науч.-прак. конф. (Казань, 28 дек. 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2012.-С. 17-18.
15. Волкова, Л. М. Гнев и мужество в античной и средневековой тюркской утопии [Текст] / Л. М. Волкова // Педагогическое образование : история, современность, перспективы. Материалы II Междунар. науч.-прак. конф. (Казань, 28 дек. 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2012. - С. 27-29.
16. Волкова, Л. М. Итоги изучения проблемы влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый гуманистический утопизм [Текст] / Л. М. Волкова // Образование : история, современность, перспективы. Материалы и статьи III Междунар. науч.-прак. конф. (Казань, 29 марта 2013 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2013. - С. 81-83.
Подписано в печать 29.04.2013 г. Тираж 100 экз. Объем 1,5 п.л. Заказ № В-71
Отпечатано в типографии «Поволжский Полиграфкомбинат» 420015, г. Казань, ул. Тукая, 103
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Волкова, Любовь Михайловна, казань
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) государственный университет»
На правах рукописи
04201359988
Волкова Любовь Михайловна
ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА ТЮРКСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УТОПИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Маликов Рустам Шайдуллович
Казань-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм
1.1. Понятийный аппарат исследования проблемы влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм............................................................... 14
1.2. Первоисточники исследования влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм 39
1.3. Историко-философские и педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм...................................................... 64
Выводы по первой главе................................................ 89
Глава 2. Преломление античной педагогической мысли в тюркском средневековом утопическом гуманизме
2.1. Влияние античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной средневековой личности..................... 92
2.2. Заимствование тюркскими средневековыми просветителями античной педагогической мысли о социальном воспитании..... 117
2.3. Преемственность античной педагогической мысли и тюркского средневекового утопического гуманизма о воспитании правителя государства......................................................... 142
Выводы по второй главе................................................ 167
Заключение.................................................................................. 170
Библиографический список....................................................... 175
Введение
Актуальность исследования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди целей воспитания и обучения, путей их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемых результатов развития системы образования на период до 2025 года отмечается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», а также выделяется, что государство в сфере образования обязано обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений» [Национальная доктрина образования в Российской Федерации, электронный ресурс]. Реализация указанных в доктрине целей и задач возможно, если обратиться к национальному духовному наследию народов России, среди которых тюркская средневековая утопическая мысль, которая мало исследована, по сравнению с утопией других народов.
Средневековый утопизм представляет интерес для исследователей в том плане, что в нем сосредоточена прогрессивная философская мысль своего времени, а также мысль о политике, государстве, образовании и воспитании подрастающего поколения, психологии, праве, истории и т.д. Для историко-педагогических исследований представляет огромный интерес происхождение утопической мысли, ее историко-философские и педагогические предпосылки, особенности содержания в том или ином периоде развития общества, общее и
отличительное у разных народов. В этом плане в историко-педагогической науке до сих пор остается неисследованной проблема влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
Тюркская средневековая утопическая мысль представлена в поэме просветителя XI в. Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), которая является единственной в своем роде и непревзойденной в своей оригинальности. Просветитель задолго до европейских утопистов поднял проблему социального равенства граждан государства, справедливости, соблюдения законности и прав, всеобщем благоденствии и счастье. Утопическая мысль выдвигалась в то время, когда привилегированные граждане во главе государства создавали невыносимые условия жизни другим членам общества, угнетали, давили, эксплуатировали, отнимали права и свободу и т.д. Такое положение не чуждо было и тюркскому средневековому обществу, в котором жил и творил великий ученый-энциклопедист Ю. Баласагуни. Не в силах изменить существующее положение в своем государстве, будучи великим гуманистом-утопистом, он выдвигал свою версию возможного социального и политического переустройства общества, а также воспитания личности, в том числе и правителя.
Такие исследователи, как А.Н. Джуринский, H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, М.А. Мазаловой, E.H. Медынский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, М.Ф. Шабаева и др. свои труды посвятили изучению истории педагогики в целом, средневековой утопической мысли в частности. Что касается тюркской средневековой педагогической мысли, то она раскрыта в исследованиях Р.Ш. Маликова, А.Г. Мухаметшина, Я.И Ханбикова.
Так, Р.Ш. Маликов в своем исследовании «Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья» (2000) проводит историко-педагогическое обобщение гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарских утопистов; определяет основные на-
правления гуманистических педагогических мыслей тюрко-татарского средневековья; раскрывает теоретико-методологические основы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли; выявляет утопический характер содержания тюрко-татарской средневековой гуманистической педагогической мысли, основные этапы становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневекового периода; дает научный прогноз возможностей использования гуманистических педагогических идей тюрко-татарских средневековых мыслителей в педагогической практике современных образовательных учреждений.
Г.Р. Маликов в своем исследовании «Становление представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли» выявил и обосновал историко-педагогические предпосылки становления представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли; определил роль исламского вероучения в становлении и его влияние на развитие представлений о справедливости в тюркской средневековой педагогический мысли; раскрыл содержание представлений о личностной, социальной, политической справедливости в тюркской средневековой педагогической мысли.
Переводчик и исследователь поэмы Ю. Баласагуни «Благодатное знание» с тюркского на русский язык профессор С.Н. Иванов поднимает такую проблему, что «действительно ли Юсуф создал столь литературное произведение, не опираясь на предшествующую традицию, неизвестно. Сам по себе этот факт мало вероятен, но тем не менее в науке нет никаких сведений о том, какие литературные произведения такого же или иного жанра на тюркском языке предшествовали «Благодатному знанию»» [Ба-ласагунский, 1983, 519]. Академик А.Н. Кононов, исследуя поэму, выдвигает гипотезу, что «достоверно неизвестно, под воздействием каких факторов и обстоятельств написана поэма «Кутадгу билиг», можно предположить, что ими могли быть политические смуты, сотрясавшие в ту пору Ка-
раханидскую державу. Возможно, что Юсуф Баласагунский ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества» [Баласагунский, 1983, 509]. Такого рода суждения свидетельствуют, что проблематика тюркского средневекового утопизма еще не полностью изучена, в частности, следует выявить, что повлияло на формирование утопических мыслей тюркского средневекового просветителя Ю. Баласагуни, какие имеющиеся первоисточники могут раскрыть суть этого влияния, каковы историко-философские и педагогические предпосылки, каково содержание влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм?
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его содержательном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:
— повышенными требованиями научного познания к сравнительному изучению педагогических явлений прошлого и отсутствием исследований по развитию тюркской средневековой утопической мысли как важной составляющей мирового философского и историко-педагогического процесса;
— необходимостью теоретического доказательства причин классического развития тюркского утопизма в средневековый период и отсутствием исследований, выдвигающих проблему влияния на него утопических мыслей более раннего периода;
— наличием утопической мысли в античной философии и отсутствием сравнительного изучения и научных доказательств ее влияния на тюркский средневековый утопизм.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какое влияние имела античная
педагогическая мысль на тюркский средневековый утопический гуманизм?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Влияние античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм».
Цель исследования: раскрытие историко-педагогических предпосылок и содержания влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопизм.
Объект исследования: педагогическая мысль в утопическом гуманизме.
Предмет исследования: преломление античной педагогической мысли в тюркском средневековом утопическом гуманизме.
Исследование основано на предположении о том, что античная философско-педагогическая мысль могла влиять на тюркский средневековый утопический гуманизм.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть историко-философские и педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм.
2. Определить особенности влияния античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной средневековой личности.
3. Выявить содержание педагогических заимствований тюркскими средневековыми просветителями из античной педагогической мысли.
4. Обосновать преемственность античной педагогической мысли и тюркского средневекового утопического гуманизма о воспитании граждан государства.
Хронологические рамки исследования охватывают V—IV вв. до н.э., т.е. период развития классической греческой философии (Сократ,
Платон, Аристотель и др.), а также IX-XVI вв. н.э., т.е. период классического тюркского средневековья (М. Кашгари, Ю. Баласагуни и др.).
Методологическую основу исследования составляют системный и философский, исторический, педагогический подходы, ориентированные на выделение общей классической основы и особо-специфического во взаимосвязях и отношениях; принцип гуманизма в идее о единстве общечеловеческих ценностей и национально-региональной специфики; теория единства взаимосвязи философского, исторического и культурологического составляющих в педагогическом исследовании. Теоретический анализ проблемы выполнен с опорой на современные философские, исторические и социально-педагогические концепции, раскрывающие процесс становления и развития утопической мысли; принцип комплексного изучения, обеспечивающий целостное представление о стремительном развитии утопии, присущей для всех народов и во все времена.
Теоретической базой исследования явились утопический гуманизм античных философов (софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др.); исто-рико-педагогические исследования (А.Н. Джуринский, H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, E.H. Медынский, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков, М.Ф. Шабаева и др.); концепции о гуманистической педагогической мысли (В.И. Баймурзина, P.A. Валиева, А.Г. Козлова и др.); теории этнопедагогики и национального образования (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, Г.В. Палат-кина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов и др.); тюркская педагогическая мысль и история образования (Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Т.Н. Петрова, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шарафутдинов и др.)
Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования и воспитания, программно-методические и нормативные документы, философская, историческая, педагогическая литература, мысли и произведения ан-
тичных философов, художественные произведения тюркских средневековых просветителей, материалы философской, исторической и педагогической периодики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение философской (античной педагогической мысли), исторической (историческое развитие общества, обществознания, человековедения), педагогической (история педагогики, теория и методика обучения и воспитания) литературы; теоретический, критический и сравнительный анализ и синтез античной педагогической мысли и тюркских средневековых художественно-дидактических произведений; экспертная оценка преемственности античной и тюркской средневековой утопической мысли; историко-философская и историко-педагогическая реконструкция влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм на основе примеров, аналогий, сравнения и косвенных доказательств.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2010-2011 гг.) включал изучение соответствующей исторической, философской, педагогической литературы, а также художественно-дидактических произведений тюркских средневековых просветителей; определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, выявление основных задач, объекта, предмета и базы исследования.
Второй этап (2011-2012 гг.) состоял в изучении особенностей влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм; апробации результатов исследования.
Третий этап (2012-2013 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты и обоснованы историко-философские, педагогические предпосылки влияния античной педагогической мысли на тюркский сред-
невековый утопический гуманизм.
2. Определено влияние античной педагогической мысли на представления тюрков об идеальной личности.
3. Выявлены заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной педагогической мысли о социальном воспитании.
4. Обосновано влияние античной педагогической мысли на тюркскую средневековую утопическую мысль о воспитании гражданина государства.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что впервые выдвинута гипотеза возможного влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм; аргументировано и на конкретных сравнительных примерах доказано предположение о влиянии античной педагогической мысли на представления тюрков средневекового периода развития общества об идеальной личности, социальном и политическом воспитании граждан государства; расширены представления о тюркском средневековом утопизме; обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы влияния античной педагогической мысли на тюркский средневековой утопический гуманизм.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обогащено содержание курсов «История образования и педагогической мысли», «Теория воспитания и педагогические технологии», «Теоретическая педагогика», «Этнопедагогика»; предметов национально-регионального компонента «Традиции татарской народной педагогики», «Образование в Республике Татарстан» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе; материалы исследования дают возможность разработать содержание спецкурса, раскрывающего становление и развитие