Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическая обоснованность дидактической системы Носира Хусрава по формированию логико-мыслительной деятельности учащихся 8-х классов таджикской школы

Автореферат по педагогике на тему «Теоретическая обоснованность дидактической системы Носира Хусрава по формированию логико-мыслительной деятельности учащихся 8-х классов таджикской школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Саидиброимов, Шозодаиброхим Одилшоевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теоретическая обоснованность дидактической системы Носира Хусрава по формированию логико-мыслительной деятельности учащихся 8-х классов таджикской школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Теоретическая обоснованность дидактической системы Носира Хусрава по формированию логико-мыслительной деятельности учащихся 8-х классов таджикской школы"

На правах рукописи

САИДИБРОИМОВ ШОЗОДЛИБРОХИМ ОДИЛШОЕВИЧ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НОСИРА ХУСРАВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИКО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ' ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЫ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

диссертации иа соискание учёной степени кандидата педагогических наук

АВТОРЕФЕРАТ

ДУШАНБЕ - 2013

005537598

Работа выполнена в Институте развития образования при Академии образования Таджикистана

Научный руководитель: доктор педагогических наук.

академик Академии образования Таджикистана, профессор Шарифзода Файзулло (АОТ)

доктор педагогических наук, академик Академии образования Таджикистана, профессор Зубайдов Убайд Зубайдович (АОТ)

кандидат педагогических наук, доцент Файзалиев Дзкумахон Холович(Таджнкскнй государственный институт языков им. Сотима Улугзода)

Ведущая организация: Кулябскнй государственный

университет им. Рудаки

Защита состоится «19» октября 2013 года в 09:00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Академии образования Таджикистана по адресу: 734024,Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект С. Айни, 45.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте www.aot.tj.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referat_vaK@mon.gov.ru

Автореферат диссертации разослан «18» сентября 2013 года

Официальные оппоненты:

Учёный секретарь диссертационного совета доктор педагопических наук,

профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В настоящее время в Таджикистане происходят социально-культурные, экономические перемены, которые поставили на государственный уровень задачи совершенствования качества воспитательной работы среди молодёжи и определение наиболее эффективных путей осуществления данного процесса. Уникальность её 'значения состоит в том, что для успешного н творческого претворения данных задач необходимо тщательно изучить и объективно оценить накопленный передовой педагогический опыт и мысль в ходе общественного развития.

Настало время, когда в связи с ростом национального самосознания в истории нашего народа появилась возможность посмотреть с новой точки зрения на наше духовное наследие и культуру, образование и воспитание подрастающего поколения. В этом отношении педагогические воззрения выдающегося мыслителя таджикского народа - Носнра Хусрава являются мощным стимулом в формировании национальной культуры.

Исследование данной проблемы необходимо для расширения и обогащения курса педагогики новыми возможностями, носящими национальный характер. Всем ясно, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия нашего народа не может быть достаточно эффективным.

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004) подчёркивает необходимость применения оптимальных методов, выработанных в ходе общественного развития, как основополагающих в поиске и решении задач воспитания, необходимых для формирования личности. Всесторонний анализ и исследование истории развития педагогической мысли и духовной культуры доисламских мыслителей Востока, их влияние на воззрения Носнра Хусрава имеет большое значение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые соответствовали бы основным тенденциям развития современной педагогики.

В течение многих веков таджикская педагогика, как и любая другая общественная наука, выработала систему своих концепций, и чтобы создать и обновить адекватную картину ее становления и пополнения, ее категориального аппарата необ-

ходимо глубоко и всесторонне исследовать мировоззрение мыслителей прошлого, внесшнх весомый вклад в её развитие.

В этом плане исследование дидактической системы Носира Хусрава и воспитательная ценность его творчества являются важными и своевременными. Актуальность этих идей, прежде всего, вытекает из тех соображений, что хотя творчество Носира Хусрава исследовано многими учёными, воспитательная ценность произведений мыслителя, направленная на формирование логико-мыслительной деятельности молодого поколения до сих пор являются малоизученными. Кроме того, не определены идейные источники его мировоззрения и не совсем ясна преемственная связь между прошлой и настоящей педагогической мыслыо таджикского народа.

Изучение наследия Носира Хусрава значимо не только для определения его мировоззрения, но и для дополнения представлений о степени развития нравственной, духовной культуры и общественно-политической жизни таджикского народа его времени, так как педагогические взгляды мыслителя оказали существенное влияние на обшнй ход развития педагогических идей народов стран Ближнего и Среднего Востока.

Таким образом, актуальность исследования может быть обозначена в следующих положениях:

-многие педагогические идеи в силу их общечеловеческого содержания благотворно влияют на совершенствование нравственности современного общества;

-недостаточная изученность вопроса формирования логико-мыслительной деятельности в творчестве Носира Хусрава;

-изучение и анализ педагогической концепции Носира Хусрава позволит восполнить пробелы в изучении проблемы и определить ее значимость в условиях кардинальных реформ образования, в соответствии с требованиями современной педагогической науки;

-целесообразность разработки путей использования дидактических идей Носнри Хусрава в процессе обучения в школах Таджикистана.

Степень разработанности темы. Первыми научными разработками в области исследования педагогических взглядов таджикского народа являются статьи и книги ученого-педагога М. А. Орифи, в которых автор, опираясь на идеи Рудаки,

Авиценны и Фирдоуси, раскрывает основы педагогических взглядов наших предков.

К таким же источникам можно причислить н другие исследования, в которых рассмотрены основные вопросы развития педагогических воззрений таджикского народа. В трудах МЛутфуллоева «Педагогика милосердия» и «Возрождение педагогики Аджама», С.Кадырова «Педагогические идеи А. Джами», Ш.Шаропова «Педагогические идеи просветителей таджикского народа», Х.Джонназарова «Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане», И.Х.Каримовой «Поэзия Рудаки. воспевающая идеи добра и человечности», «Авиценна - величайший гуманист эпохи саманидов», А.Пахла-вонова «Педагогические взгляды таджикского народа в XVI-XVII веке» выявлены важнейшие моменты развития таджикской педагогики, а также проблемы образования и воспитания в целом.

Проблемы обучения, воспитания и вообще школы классического периода частично рассмотрены в исследованиях по истории таджикско-персидской литературы таких авторов, как А.Е. Крымский, Ш. Нуъмони, Е.С. Бертельс, X. Мнрзозода, Ш. Розизода, 3. Сафо и др.

Однако, анализ исследований вышеуказанных авторов, показываег, что ни в одном из научных трудов не систематизируется педагогическое наследие Носира Хусрава и не выделяется его дидактическая система.

Учитывая необходимость исследования педагогических и дидактических воззрений Носира Хусрава, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих ученых: Е. Э. Бертельса, С. Брагинского, Э. Брауна, А. Хансбергера. В. А. Иванова, Ф. Шарифзода, А. Девонакулова, С. Рахимзода, М. Бакоева, А. Шоххуморова, Э. Баснр А. Бобоназарзода, А. Турсунова, А. Муллоева, Н. Алиева, К. Ходжаева и др.

Объектом исследования послужило доисламские учения и творческое наследие средневековых мыслителей таджикского народа, а также педагогическое наследие Носира Хусрава

Предметом исследования являются педагогические воззрения доисламских предков таджикского народа, их социальные и идейные истоки формирования п развития, влияние этих концепций на творчество и становление педагогических и дидактических идей Носира Хусрава.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать, систематизировать и дать целостную характеристику системы педагогических воззрений Носнра Хусрава, направленных на формирование и развитие логико-мыслительной деятельности подрастающего поколения.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что, педагогические идеи Носнра Хусрава будут оказывать существенное влияние на формирование логико-мыслительной деятельности подрастающего поколения при следующих условиях:

-в школах во время проведения учебно-воспитательной работы взять за основу дидактическую систему Носира Хусрава, направленную на развитие интеллекта, логического мышления и самостоятельной учебной деятельности учащихся;

-для совершенствования процесса формирования и развития логико-мыслительной деятельности учащихся необходимо разработать учебно-методический материал с использованием дидактической системы Носира Хусрава;

-использовать активные методы обучения и нестандартные уроки, направленные на формирование элементов логико-мыслительной деятельности учащихся и удовлетворение их познавательных потребностей н интересов;

-для решения жизненно важных проблем подрастающего поколения проводить различные воспитательные п образовательные мероприятия, посвященные творчеству н учениям мыслителей прошлого: диспуты, викторины, теоретические семинары, конференции, юбилеи и т.п.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

- рассмотреть педагогическую мысль таджикского народа как часть культуры и цивилизации;

- анализ педагогических идей доисламской эпохи и выявление основных тенденций, повлиявших на формирование педагогических воззрений Носира Хусрава;

- определить влияние педагогических взглядов Носира Хусрава на процесс развития педагогических идей последующих мыслителей средневекового Востока;

- выявить особенности педагогической системы, отраженной в творческом наследии Носира Хусрава и направленной на интеллектуальное развитие подрастающего поколения;

- систематизировать и научно обосновать своеобразную дидактическую систему Носира Хусрава, основанную на развитии интеллекта, логического мышления п самостоятельной учебной деятельности учащихся;

- выявить основные пути и средства внедрения педагогических идей Носира Хусрава в воспитательно-образовательную деятельность школ Таджикистана.

Методологической основой исследования послужило диалектические методы познания, основополагающие положения педагогики о взаимообусловленности общественных явлений, воспитание человека с учетом исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания; о взанмосвязанносгп воспитания и развития человеческой личности; значение истории педагогики в определении кардинальных педагогических проблем.

В диссертации исследованы и проанализированы педагогические идеи Носира Хусрава с учетом требований объективного анализа изучаемой проблемы, исследовано и доказано ее значение п влияние на современный учебно-воспитательный процесс.

Основной базой исследования являлись общеобразовательные школы №-6, 8, города Хорога, № 31 Рошткалинского района, №1,6, 14, 40 Шугнанского района ГБАО. Было проведено много разнообразных видов эксперимента, которыми было охвачено более 1000 учащихся восьмых классов общеобразовательных школ.

Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

На нервом этане (2009-2010 гг.) исследование проводилось путём изучения и анализа произведений доисламских мыслителей, исламской литературы, творчества Носира Хусрава, и литературной критики о нём, современной пенхолого-педагогической и методической литературы, беседы с опытными учителями литературы, и теоретически была обоснована актуальность выбранной темы.

На втором этапе (2010-2011 гг.) была осуществлена экспериментальная работа по применению дидактических идей Носира Хусрава относительно формирования логико- ■ мыслительной деятельности обучаемых в условиях современных ' общеобразовательных школ.

На третьем этапе (2011-2013 гг.) систематизирована и обобщена проведённая опытно-экспериментальная работа, оценены результаты, сделаны общие выводы исследования, разработаны практические рекомендации и оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: -исследованы пути становления и развития педагогики и дидактики доисламских, исламских мыслителей таджикского народа и определено их влияние на мировоззрение Носнра Хусрава;

-проведён целостный анализ педагогических и дидактических идей Носира Хусрава;

-определены нравственные основания и мировоззренческие стороны педагогических идей в произведениях Носира Хусрава;

-педагогические идеи Носира Хусрава систематизированы в виде дидактической системы мыслителя;

- обоснована и аргументировано раскрыта дидактическая система мыслителя о формировании интеллекта (хирад), логического мышления и самостоятельной учебной деятельности учащихся;

-показано первостепенное значение интеллекта (хирад) и знания в воспитании гуманной, гармонично развитой личности.

Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем анализе педагогических воззрений и дидактических идей Носира Хусрава, на основе аргументов показываются морально-этические и педагогические идеи мыслителя, анализируются вопросы гуманистического воспитания и обучения в его произведениях; раскрываются учения мыслителя о гуманном, гармоничном развитии личности и её формировании.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно открывает широкие возможности для дальнейшего исследования педагогической и гуманистической мысли в творчестве Носира Хусрава. Исследование поможет решить проблемы, существующие в изучении педагогических и эстетических идей в наследии Носира Хусрава. Кроме того, в диссертации даны научно-методические рекомендации по применению дидактических идей Носпра Хусрава в учебно-воспитательном процессе. Материалы и положения диссертации могут быть использованы в преподавании таджикской литера-

туры, истории педагогики, психологии, эстетики, этики, религии и других общественно-гуманитарных наук.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением древних доисламских письменных источников и произведений Носира Хусрава. При анализе исследуемого научно-педагогического материала использована терминология с учетом современных философских, культурологических концепций, а также совокупность различных методов изучения, соответствующих целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение основных результатов исследования проводились в течение всего периода исследования в общеобразовательных школах 1, 6, 9, города Хорога, № 35, 37,41 Рошткалннского района, № 1. 14, Дарвазского района, I, 7,'18.'32 Шугнанского района ГБАО. Основные положения диссертаций получили отражение в публикациях автора. Содержание диссертации докладывалось на международных и республиканских научно-практических конференциях, а также на ежегодных научно-педагогических конференциях, проходивших в г. Хороге.

На защиту выносятся следующие основные положения:

-анализ и систематизация истоков педагогических идей Носира Хусрава, которые были поддержаны современниками мыслителя;

- взаимовлияние педагогических идей Носира Хусрава и педагогической доктрины суфизма, их сходство и различие;

- дидактическая система Носира Хусрава, основанная на развитии интеллекта (хирад) как средства воспитания и обучения, формирующего мудрого, нравственного, добродетельного и свободного человека;

- пути внедрения педагогических идей Носира Хусрава, нацеленных на формирование логико-мыслительной деятельности учащихся, а также их научно-педагогическая ценность.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и изложена на 157 страницах. В тексте имеется 3 таблицы и 4 рисунка. Список литературы насчитывает 165 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет исследования,

формулируется гипотеза, задачи, дается характеристика этапам работы, определяется научная новизна, теоретическая п практическая значимость, выносимые на защиту положения, приводятся сведения об апробации, раскрывается логика исследования.

В первой главе диссертации «Истоки педагогических идей Носира Хусрава, поддержанные современниками мыслителя»

исследованы и проанализированы доисламские и исламские педагогические воззрения, выявлено их влияние на формирование педагогических идей Носира Хусрава. Определено взаимовлияние педагогических идей Носира Хусрава и педагогической доктрины суфизма.

Мыслитель Носири Хусрави Кубоднёни занимает особое место среди великих представителей таджикско-персидской литературы средневековья, которые в своих произведениях использовали религиозные произведения, особенно Коран и высказываний Пророка. Носири Хусрав является не только одним из последователей ислама, но и проповедником одной из его прогрессивных сект - исманлизма.

Исследователи и литературоведы XX века Ирана и Афганистана признают Носири Хусрава Кубодиёни как духовное лицо, обладающее совершенной моралью и верой, знающим Коран и высказывания Пророка и прекрасным знатоком добродетельного поведения человека. Носири Хусрав был одним из тех людей, которые обосновали свои педагогические воззрения использованием доисламской и исламской педагогики.

Носир Хусрав говорит, что Бог сотворил человека и дал ему слушающее ухо, совершенный ум, зрячие глаза, знающее сердце. Отстаивая эти взгляды, мыслитель учит, что в деле обучения и воспитания нельзя лениться, каждое поручение нужно хорошо слушать, зрячим глазом его наблюдать, совершенным умом и знающим сердцем анализировать и исследовать. В этом высказывании очевидна пропаганда использования наглядности, развития навыков слушания, общения, поиска и проведения исследования.

Отсюда напрашивается вывод, что чтение и усвоение знаний не являются наследственными умениями, якобы характерные для отдельных лиц. Никто не родился знающим и умным, поэтому каждый человек нуждается в обучении и воспитании.

ю

Носирп Хусрав отмечает, что в обучении и воспитании, прежде всего, нужно составить план изучения, подготовить изучаемый материал и наглядность, представить ожидаемый результат. При этом необходимо искать активные пути обучения, и используя их достигать целей обучения.

Мыслитель Носир Хусрав, охватив своими обширными знаниями и новизной своих педагогических воззрений достижения науки и культуры прошедших эпох, совершенствует их. Учёный посредством дальновидных размышлений совершенствует эти достижения и подготавливает почву для их дальнейшего развития.

Из произведений Носира Хусрава ясно, что он имел полное представление об идеях древнегреческих учёных, использовал и отражал их мысли в своём творчестве. Среди великих иранских учёных он широко использовал мысли Закарнеи Розн и Ироншахрп.

Ознакомление с идеями мыслителей прошлых веков, особенно IX - X веков, оказало положительное влияние на педагогические воззрения Носира Хусрава. он использовал и совершенствовал эти идеи.

Анализируя результаты нашего теоретического исследования, мы можем выделить некоторые особенности, характерные для педагогических воззрений величайших мыслителей эпохи «мусульманского ренессанса», в том числе Носира Хусрава:

1. Все указанные мыслители ставят па первое место религиозность и зависимость от Бога.

2. Обучение в основном нацелено на развитие речи, мышления и памяти.

3. Педагогические воззрения таджпкско-персидских мыслителен имеют в основном гуманитарную направленность.

4. Воспитание это не что иное, как искусство.

5. Все вышеуказанные мыслители уверены в силе воспитания.

6. Они во главу угла в воспитании ставят подражание в упражнении.

7. Все они уверены в том, что педагогика является практической философией (этика), или же ставят этику в основу педагогики.

Эти особенности представляют собой основную линию всех педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей начала X - первой половины XI века.

В современном процессе образования на первый план выходят личностно-орпентированная педагогика и педагогика

и

сотрудничества, которые отвечают таким критериям, как обучаемость, креативность (творчество), интеллект. Целью такого обучения н воспитания является всестороннее и гармонично развитая личность, то есть развитие всех человеческих качеств и свойств. Для такой образовательно-воспитательной системы характерно, прежде всего, саморазвитие как главное средство учебно-воспитательного процесса, которое реализуется через самостоятельную работу учащихся.

Вторая глава диссертации «Научно-цивилизациоиная ценность педагогических идей Носира Хусрава и их роль в формировании логик«-,мыслитель ион сферы человека» посвящена рассмотрению взглядов Носира Хусрава относительно формирования исламского миропонимания, их систематизации и выделения на этой основе дидактической системы, основанной на развитии интеллекта, логического мышления и самостоятельной учебной деятельности учащихся. Выделены особенности формирования логико-мыслительной сферы учащихся на основе дидактики Носира Хусрава. Кроме того, представлены разнообразные пути внедрения педагогических идей Носира Хусрава в воспитательно-образовательную деятельность школ Таджикистана, способствующих формированию логико-мыслительной деятельности учащихся, доказана их результативность в процессе изучения таджикской литера туры.

Изучение жизни и творчества одного из величайших таджикско-персидских мыслителей средневековья Носира Хусрава в достаточной мере даёт возможность решить следующие задачи:

- Развивать подрастающую личность как активного деятеля общества, знающего литературу своего народа и быть достойным своей Родины и народа.

-. -Воспитывать учащихся быть ответственными в решении судьбы своего народа.

-Уметь использовать теоретические знания, полученные при изучении таджикской литературы на практике.

-Быть преданным идеалам демократии и гуманизма, соблюдая нормы права и морали.

Проведенный нами анализ философского, поэтического и прозаического наследия Носира Хусрава позволил выделить его основные педагогические взгляды и идеи, в которых нашла отражение его дидактическая система:

Цели и принципы обучения и воспитания:

1. Анализируя доходить до сути событий и тайн природы и общества.

2. Читая думать и думая читать и писать.

3. Освоив знания, применять в жизни.

4. Укреплять знания через повторение, организацию споров, диспутов и дискуссий, через организацию лекций и выступлений,

5. Воспитывать примером труда, вежливости, требовательности.

6. Семенное воспитание основа формирования человека.

Организационные формы обучения:

1. Индивидуальные занятия, лекции, диспуты, споры.

2. Уроки-дискуссии, уроки-загадки.

3. Самостоятельное чтение книг, их анализ п оценка.

4. Наблюдение жизни и природы: вещей, событий, фактов, явлений, их сравнение с прошлым и настоящим.

5. Выполнение посильных заданий и работ.

Основные аспекты и направления воспитания:

1. Умственное воспитание: анализ и на этой основе выводы

2. Воспитание честности, справедливости, трудолюбия.

3. Осуждение чванства, пренебрежения к трудовому народу

4. Любовь к родителям, почитание старших и ученых.

5. Умение вежливо, но свободно спорить даже с Богом о его промахах при создании мира и человека, бесстрашие в процессе достижении истины.

6. Школа и обучение преодолевает невежество.

Кроме того, Носири Хусрав выделил особенности мировоззрения добродетельного человека своего времени:

1. Изучая науки можно познать мир, тайны природы и человека.

2. Разум определяет место и значение человека.

3. Разум - результат труда и божественный дар.

4. Мусульмане могут доходить до сути жизни и бога «честностью», добротой, красотой, трудолюбием и гуманностью ко всему живому, и в первую очередь к человеку (течение исмаилптов).

5. Гуманитарное восприятие мира, духовность на первом месте.

6. Сознательное восприятие религии и вера в Бога - залог успешности воспитания детей.

Обосновывая свои педагогические воззрения, Носири Хусрав во главу угла ставил принцип природосообразности который у мыслителя нашел выражение в следующем:

1. Ребенок растущий, целеустремленный, изменяющийся и поддающийся благостному и негативному влиянию согласно условиям.

2. Любознательный, ранимый.

3. Развитие ребенка зависит от родителей, учителя, Бога и его самого.

4. Развитие происходит на основе увиденного, сделанного, прочитанного, осознанного и физического роста.

Не оставил без внимания Носир Хусрав и вопросы семейного воспитания, а также определил требования к учителю (воспитателю).

Одна из целей исследования заключалась в том, чтобы в ходе исследования определить эффективные пути и способы внедрения педагогических идей Носира Хусрава в воспитательно-образовательную деятельность школ Таджикистана. При этом мы опирались на тот факт, что для эффективного усвоения учебного материала наряду с другими факторами требуется использование учителями разнообразных активных методов обучения с учетом формирования логико-мыслительной деятельности учащихся.

Нами было выявлено, что особые подходы к конструированию нестандартных уроков, способствующие формированию и развитию логико-мыслительных навыков учащихся на уроках таджикской литературы основаны на применении дидактики Носира Хусрава.

На основе анализа особенностей развития учащихся 8-.ro класса, возможностей формирования их логического мышления, а также рассмотрения существующих методов обучения выявлены пснхолого-педагогические особенности формирования элементов логического мышления учащихся в общеобразовательной школе.

На основе теоретических идей, указанных в предыдущих параграфах в каждом учебном году нами был проведен обучающий эксперимент на уроках таджикской литературы в экспериментальных классах. В конце исследовательского изучения по. завершению учебного года в экспериментальных и контрольных классах путем анкетирования были выявлены уровни сформированное™ логико-мыслительной деятельности учащихся.

Анализ .некоторых уроков, проведенных с учетом наших рекомендаций в экспериментальных классах разных школ, и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили

успешное формирование логико-мыслительной деятельности учащихся на основе дидактики Носира Хусрава.

Эксперимент и исследование показали, что учителя экспериментальных классов по сравнению с контрольными классами больше используют на уроках активные методы обучения, что повышает результативность обучения в экснери-ментальных классах.

Для определения сформированности логико-мыслительной деятельности у учащихся экспериментальных и контрольных классов были проведены контрольные диагностические срезы. Так, с интервалом в один месяц, детям предлагалась диагностическая методика «Ряд колец», иными словами предварительный и диагностический тесты давались с целью выявления того, не влияют ли другие моменты, например, сам процесс обучения в школе или временной фактор, на развитие логического мышления учащихся

Сравнительные данные по эффективности применения активных методов обучения и нестандартных уроков демонстрирует таблица ЛЪ 1.

Таблица Л1? 1

Зависимость развития логико-мыслительной деятельности учащихся от формы организации и содержания цикла нестандартных уроков

Уровень развития логико- мыслнте льнои деятельи Экспериментальная группа (интервал - I мес.) количество детей, в % Контрольная группа (интервал -1 мес.) количество детей, в %

Предварительный гест Диагностический тест Предварительный тест Диагностический тест

1 уровень 11 23 - 12 13

2 уровень 16 32 15 17

3 уровень 52 36 51 50

4 уровень 21 9 22 20

Из данных, представленных в таблице № 1, очевидно, что у детей, обучающихся в экспериментальных классах, произошло значительное изменение в развитии логико-мыслительной деятельности. В частности, более чем в два раза увеличилось количество детей с первым и вторым уровнями сформированности системного мышления (с 11 до 23% и с 16 до 32%, соответственно). В то же время значительно снизился процент

15

детей с третьим уровнем системного мышления (с 52 до 36%) и осталось небольшое количество учащихся с несформированным логико-мыслительной деятельности учащихся (9%). Иными словами, различие между данными предварительного и диагностического геста но количеству представителей четвертого уровня оказалось статистически значимым на уровне 0,05.

Вместе с тем, мы видим, что дети, с которыми производились диагностические срезы с интервалом в один месяц в контрольной группе, остались практически на том же уровне развития. Ни по одному из уровней не произошло значительных изменений (12-13% - 1 уровень; 15-17% - 2 уровень; 51-50% - 3 уровень; 22-20% - 4 уровень).

Результаты формирующего эксперимента хорошо иллюстрируют приведенные ниже диаграммы (рис. 1, 2, 3,4).

Рис. 1. Диаграмма диагностики уровней логического мышления учащихся экспериментальных классов по результатам предварительного теста

Рис. 2. Диаграмма диагностики уровней логического мышления учащихся экспериментальных классов по результатам диагностического теста

Рис. 3. Диаграмма диагностики уровней логического мышления учащихся контрольных классов по результатам предварительного теста

Рис. 4. Диаграмма диагностики уровней логического мышления учащихся контрольных классов по результатам диагностического теста

□ 1 В2

аз

П 4

Диаграммы (рис. I, 2) наглядно характеризуют процентное соотношение уровней развития логического мышления учащихся экспериментальных групп после проведения специальных нестандартных уроков, нацеленных на формирование и развитие элементов логико-мыслительной деятельности учащихся. Можно отметить общую благоприятную картину, характеризующую развитие логико-мыслительной деятельности учащихся в процессе специально организованной групповой работы на этих нестандартных уроках. При этом как видно на диаграммах (рис.

3, 4), у учащихся контрольных групп практически не происходит изменений в уровне развития логического мышления.

Результаты, опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительной динамике формирования логико-мыслительной деятельности учащихся, прошедших обучение по специально разработанным технологиям с использованием активных методов обучения и принципов поэтапного формирования элементов логического мышления, а также в условиях групповой учебной деятельности.

Таким образом, формирующий эксперимент продемонстрировал эффективность формирования элементов логико-мыслительной деятельности учащихся путем последовательного развития отдельных элементов логического мышления в условиях применения активных методов обучения на уроках таджикской литературы.

Следовательно, нами подтверждена гипотеза исследования, исходящая из предположения, что качественное освоение ЗУН и успешное формирование логико-мыслительной деятельности учащихся 8-го класса обеспечивается, если в процессе обучения использовать активные методы обучения и нестандартные уроки, направленные на формирование элементов логико-мыслительной деятельности учащихся и удовлетворение их познавательных потребностей и интересов.

^ Проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в школах привело к значительному сдвигу в развитии учебных возможностей учащихся, о чем свидетельствуют количественные и качественные изменения в экспериментальных классах, что дает основание для вывода об эффективности применяемых нами активных методов обучения, основанных на дидактике Носира Хусрава, возможности и целесообразности их использования в практике средней общеобразовательной школы.

111. Общие выводы и рекомендации

^ Проведенная в ходе исследования опытно-экспериментальная работа по систематизации педагогических воззрений Носира Хусрава и обоснованию его дидактической системы, нацеленной на формирование и развитие логико-мыслительной деятельности учащихся при изучении таджикской литературы, позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие и формирование логико-мыслительной деятельности учащихся является чрезвычайно важным фактором

is

повышения мотивации и активизации их познавательной деятельности.

2. Процесс формирования логико-мыслительной деятельности учащихся протекает наиболее успешно в условиях целенаправленно организованного обучения с применением активных форм и методов обучения.

3. Организация и применение нестандартных уроков, организация игр на уроках с помощью дифференцированных заданий повышает эффективность формирования логико-мыслительной деятельности учащихся при изучении таджикской литературы.

4. Использование активных методов обучения на уроках таджикской литературы существенно усиливает роль самостоятельности и инициативности учащихся.

5. Самостоятельность в процессе обучения развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся, а также приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном процессе.

6. Комплексное и системное использование предложенных нами путей внедрения дидактической системы Носира Хусрава, нацеленной на формирование логико-мыслительной деятельности учащихся, позволило добиться наилучших результатов обучения.

7. Процесс формирования и развития логико-мыслительной деятельности учащихся не только предполагает активную познавательную деятельность школьников, но и способствует повышению их интеллектуальной активности и самостоятельности, оказывает существенное влияние на общее интеллектуальное развитие учащихся.

Результаты опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительной динамике формирования логико-мыслительной деятельности учащихся, прошедших обучение с использованием активных методов обучения и принципа поэтапного формирования элементов логического мышления, а также в условиях групповой учебной деятельности. Это позволяет нам сформулировать ряд практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования . учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах:

1. Формирование логико-мыслительной деятельности учащихся необходимо осуществлять при комплексном использовании возможностей учебно-воспитательного процесса школы.

2. Изучение таджикской литературы является одним из важных звеньев в формировании и развитии логико-мыслительной деятельности учащихся, что способствует формированию гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, осваивать и систематизировать знания.

3. При построении содержания обучения таджикской литературе в общеобразовательной школе необходимо предусмотреть систему формирования логико-мыслительной деятельности учащихся.

4. В учебниках по таджикской литературе необходимо больше внимания уделять подбору учебного материала, обеспечивающего соответствие учебным планам н программам. Кроме того, в учебниках но литературе должны быть диаграммы, схемы, разные источники и документы, которые соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям учащихся и могли стимулировать формирование и развитие их логико-мыслительных навыков.

5. При отборе дидактического материала для изучения таджикской литературы необходимо соблюдать принципы, изложенные в дидактике Носира Хусрава - научности, систематичности, природосообразности, соответствия теории практике.

6. Для эффективного формирования и развития логико-мыслительной деятельности учащихся необходимо поэтапное введение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения и групповых форм работы на уроках таджикской литературы.

По нашему мнению, если эти рекомендации будут использоваться в процессе изучения таджикской литературы в общеобразовательных школах Таджикистана, то они. несомненно, внесут свой вклад в совершенствование процесса формирования и развития логико-мыслительной деятельности учащихся.

Настоящее исследование не претендует на полное решение проблемы и рассматривается нами как один из возможных вариантов эффективного формирования п развития логико-мыслительной деятельности учащихся, основанной на дидактике Носира Хусрава.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:

1. Саидиброимов Ш.О. Доисламские педагогические мысли в религиозных произведениях народов Фарса и Мавераннахра. / Вестник таджикского национальго университета 20Р -№3/8-С. 246-249. '

2. Саидиброимов Ш.О. Насир Хусрав и Каран. / Известия Академии наук Республика Таджикистан.-2012, № 2 С. 99-104.

3. Саидиброимов Ш.О. Активные методы обучения в творчестве Насира Хусроу,- Сборник научных статьей и анатаций выступления Международной научно-теоритической Конференции «Реформа в сефере образования и формирования рыночных отношений» (Конференция посвящена 80 летне ПГУТ им. Айнн) Душанбе, 2011,- С. 112-118.

II. Учебно-методические, пособия:

4. Саидиброимов Ш.О. Использование активного метода обучения в уроках таджикского языка и литературы, -Хорог -ЛОГОС-2011,-С. 36-42.

5. Саидиброимов Ш.О. Педагогических идей Носира Хусрава и их роль в формировании логико-мыслительной сферы человека

Ш. Статьи, опубликованные в других изданиях и журналах:

6. Саидиброимов Ш.О. Педагогические взгляды Мирзо Турсунзода. - Воспеватель мира, спокойствия и дружбу народов, под ред. С.Махкамов, Душанбе-2011 (сборник статей).

7. Саидиброимов Ш.О. Использование активного метода обучения" на уроках таджикского языка в 6-ом классе. - Язык бытия нации, Душанбе Маърнфат-2011.

Ус/

О"

уи>

Сдано в печати 14.09.2013 г Подписано в печать15.09.2013. Формат 60x84 1\6. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» Г. Душанбе, ул. Айни 45

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Саидиброимов, Шозодаиброхим Одилшоевич, Душанбе

На правах рукописи

Саидиброимов Шозодаиброхим Одилшоевич

04201362140

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НОСИРА ХУСРАВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИКО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЫ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

Шарифзода Файзулло доктор педагогических наук, академик АОТ, профессор,

Душанбе - 2013

Содержание

Введение................................................................................... 3

Глава 1. Истоки педагогических идей Носира Хусрава, поддержанные

современниками мыслителя......................................................... 13

§1.1. Доисламские педагогические воззрения в религиозно-нравственных

произведениях таджикского народа.................................................. 13

§1.2. Педагогика ислама - как источник педагогического наследия Носира

Хусрава.................................................................................... 31

§1.3. Влияние творчества предшественников и современников на

формирование педагогических идей Носира Хусрава........................... 42

§ 1.4. Взаимовлияние педагогических идей Носира Хусрава и

педагогической доктрины суфизма................................................... 60

Выводы по 1 главе....................................................................... 73

Глава 2. Научно-цивилизационная ценность педагогических идей Носира Хусрава и их роль в формировании логико-мыслительной

сферы человека......................................................................... 76

§2.1. Идеи Носира Хусрава относительно формирования исламского

миропонимания как один из истоков цивилизации и земной культуры...... 76

§2.2. Дидактическая система Носира Хусрава, основанная на развитии интеллекта, логического мышления и самостоятельной учебной

деятельности учащихся................................................................. 87

§2.3. Особенности формирования логико-мыслительной сферы учащихся

на основе дидактики Носира Хусрава...........................'.................... 101

§2.4. Пути внедрения педагогических идей Носира Хусрава в

воспитательно-образовательную деятельность школ Таджикистана......... 115

Выводы по 2 главе....................................................................... 145

Заключение.............................................................................. 150

Список использованной литературы............................................. 158

Введение Актуальность гемы исследования

В настоящее время в Таджикистане происходят социально-культурные, экономические перемены, которые посгавими на государственный уровень задачи совершенствования качества воспитательной работы среди моподежи и определение наиболее эффективных путей осуществления данного процесса Уникальность ее значения состоит в том, что для успешною и творческою претворения данных задач необходимо пдагельно изучить и объективно оценить накопленный передовой педагогический опыт и мысль в ходе общественного развития

Демократизация общественной жизни стала одним из важнейших условии формирования национального мегпапигега, ко1да 1аджикисган стал самостоя[ельным государством, и развивая духовную культуру и определив свое место среди остальных народов, создаст и определяет самостоятельно свои морально-этические ценности

Настапо время, koi да в связи с ростом национальною самосознания в истории нашею народа появилась возможность посмотреть с новой точки зрения на наше духовное наследие и культуру, образование и воспитание подрастающею поколения В этом отношении педагогические воззрения выдающегося мыслителя таджикскою народа - Носира Хусрава являются мощным сгимуиом в формировании национапыюи к) тыуры

Исспедование данной проблемы необходимо для расширения и обогащения курса педагогики новыми возможностями, носящими национальный характер Всем ясно, что формирование сознания подрастающею поколения без учета национамьного и культурною наспедия нашег о народа не може г бы гь дос гаточно эффек гивным

Как показал анализ исследований, социально-философских, исгорико-педаг ог ических источников, в изучении трудов и взг пядов Носира Хусрава еще много не раскрытых пробпем líe принимая это во внимание,

невозможно понять развитие педагогической мысли в нашей стране и предсказать направления её развития.

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004) подчёркивает необходимость применения оптимальных методов, выработанных в ходе общественного развития, как основополагающих в поиске и решении задач воспитания, необходимых для эффективной реализации мероприятий, направленных на формирование личности [27]. Всесторонний анализ и исследование истории развития педагогической мысли и духовной культуры доисламских мыслителей Востока, их влияние на воззрения Носира Хусрава имеет большое значение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые соответствовали бы основным тенденциям развития современной педагогики.

Следовательно, для оздоровления духовной жизни современного таджикскою общества необходимо всестороннее исследование и пропаганда прогрессивного социально-этического наследия передовых таджикских мыслителей, таких как Носир Хусрав.

Коренные изменения, происходившие в социально-политической жизни, повлекли за собой кризис в различных сферах общества, что, несомненно, нашло отражение в оценочных принципах относительно смысла и цели жизни человека, его нравственных и социально-политических идеалах.

Поэтому теперь для формирования нового мировосприятия с целью выхода из духовного кризиса и нахождения нравственного идеала, необходимо возрождение таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, справедливость, вежливость, милосердие, сострадание, дружба, взаимопонимание и др.

В течение многих веков таджикская педагогика, как и любая другая общественная наука, выработала систему своих концепций, менталитет национальных категорий, и чтобы создать и обновить адекватную картину ее становления и пополнения, ее категориального аппарата необходимо глубоко

и всесторонне исследовать мировоззрение мыслителей прошлого, внесших весомый вклад в её развитие.

В этом плане исследование дидактической системы Носира Хусрава и воспитательная ценность его творчества являю I ся важными и своевременными. Актуальность этих идей, прежде всего, вытекает из тех соображений, что хотя творчество Носира Хусрава исследовано многими учеными, воспитательная ценность произведений мыслителя, направленная на формирование ло1 ико-мыслительной деятельности молодого поколения до сих пор являются малоизученными. Кроме того, не определены идейные источники его мировоззрения и не совсем ясна преемственная связь между прошлой и настоящей педагогической мыслью таджикского народа.

Изучение наследия Носира Хусрава значимо не только для определения его мировоззрения, но и для дополнения представлений о степени развития нравственной, духовной культуры и общее гвелно-поли гической жизни таджикского народа его времени, гак как педагогические вз1 яды мыслителя оказали существенное влияние на общий ход развития педаго1 ических идей народов стран Ближнего и Среднего Востока.

Таким образом, ак1уальность исследования может быть обозначена в следующих положениях:

- многие педа1 огические идеи в силу их общечеловеческою содержания благотворно влияют на совершенствование нравственности современного общества,

- недостаточная изученность вопроса формирования логико-мысли тельной деятельности в творчестве Носира Хусрава,

- изучение и анализ педагогической концепции Носира Хусрава позволит восполнить пробелы в изучении проблемы и определить ее значимость в условиях кардинальных реформ образования, в соответствии с требованиями современной педагогической науки,

- целесообразность разработки путей использования дидактических идей Носири Хусрава в процессе обучения в школах Таджикистана

Степень разработанности темы. Первыми научными разработками в области исследования педагогических взглядов таджикского народа являются статьи и книги ученого-педагога М.А.Орифи («Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке» и «Рудаки - основоположник педагогической мысли таджикского народа», «Из истории педагогической мысли таджикского народа» (в двух частях, IX-XI вв.)). Автор, в основном опираясь на идеи Рудаки, Авиценны и Фирдоуси, раскрывает основы педагогических взглядов наших предков.

К таким же источникам можно причислить и другие исследования, в которых рассмотрены основные вопросы развития педагогических воззрений таджикского народа. В трудах М.Лутфуллоева «Педагогика милосердия» и «Возрождение педагогики Аджама», С.Кадырова «Педагогические идеи А. Джами», Ш.Шаропова «Педагогические идеи просветителей таджикского народа», Х.Джонназарова «Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане», И.Х.Каримовой «Поэзия Рудаки, воспевающая идеи добра и человечности», «Авиценна - величайший гуманист эпохи саманидов», А.Пахлавонова «Педагогические взгляды таджикского народа в XVI-XVII веке» выявлены важнейшие моменты развития таджикской педагогики, а также проблемы образования и воспитания в целом.

Большое число книг, статей и монографий посвящено методике преподавания таджикской литературы [9, 52, 53, 99].

Проблемы обучения, воспитания и вообще' школы классического периода частично рассмотрены в исследованиях по истории таджикско-персидской литературы таких авторов, как AM. Крымский, III. Нуъмони, Е.С. Вертельс, X. Мирзозода, III. Розизода. 3. Сафо и др.

В основе исследований современных ученых, таких, как М. Арипов (Орифи), М.Лутфуллоев, Х.С. Афзалов, С. Кадыров, X. Джонназаров, И.Х. Каримова, Ф. Шарифов, 111. Шаронов и других лежат педагогические идеи таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века.

Биография и творчество Носира Хусрава были предметом изучения, начиная с последней четверги XIX века.

Были изданы многочисленные статьи и несколько монографических исследований, защищены кандидатские диссертации по истории, философии, филологии, посвященные творчеству мыслителя.

Однако, анализ исследований вышеуказанных авторов, показывает, что ни в одном из научных трудов не систематизируется педагогическое наследие Носира Хусрава и не выделяется его дидактическая система.

Несмотря на проведенные исследования в изучении мировоззрения и вклада Носира Хусрава в педаюгику, анализ творчества мыслителя нельзя считать завершенным, ибо многие проблемы его творчества все еще остаются мало исследованными или вообще не исследованными.

Учитывая необходимость исследования педагогических и дидактических воззрений Носира Хусрава, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих ученых: Е. Э. Бертельса, С. Брагинского, Э. Брауна, А. Хансбергера, В. А. Иванова, Ф. Шарифчода, А. Девонакулова, С. Рахимзода, М. Бакоева, А. Шоххуморова, Э. Басир А. Бобоназарзода, А. Турсунова, А. Муллоева, Н. Алиева, К. Ходжасва и др.

Современная реформа сферы образования вызвала среди передовых учителей творческий подъем. Педагоги начали поиски новых, наиболее соответствующих современными требованиям форм и методов обучения, исхолными в этих поисках были положения о необходимости формирования активности учащихся, самодеятельности и творчества, об усилении связи школы с жизнью, учете интересов детей. Но мало внимание уделено тому, что эти проблемы были разработаны в произведениях таджикских мыслителей прошлых веков. В связи с пи в исследовании основное внимание уделено тому, чтобы показать пути использования псда1 огичсских воззрений Носира Хусрава, разработать методику их применения на уроках литературы в современной школе.

Объектом исследования послужило доисламские учения и творческое наследие средневековых мыслителей таджикского народа, а также педаго! ическое наследие Носира Хусрава

Предметом исследования являются педагогические воззрения доисламских предков таджикскою народа, их социальные и идейные истоки формирования и развития, влияние этих концепций на творчество и становление педаго! ических и дидактических идей Носира Хусрава

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать, систематизировать и дать целостную характеристику системы педаго! ических воззрений Носира Хусрава, направленных на формирование и развитие ло1 ико-мыслительной деятельности подрасгающег о поколения

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что, педаго! ические идеи Носира Хусрава будут оказывать сущссгвеннос влияние на формирование логико-мыслительной деятельности подрастающего поколения при следующих условиях.

- в школах во время проведения учебно-воспитательной работы взять за основу дидактическую систему Носира Хусрава, направленную на развитие интеллекта, ло!ическою мышления и самостоягепьной учебной деятельности учащихся,

- для совершенствования процесса формирования и развития логико-мыслительной деятельности учащихся необходимо разработать учебно-методический материал с использованием дидактической системы Носира Хусрава,

- использовать активные методы обучения и нестандартные уроки, направленные на формирование элементов логико-мыслительной деятельности учащихся и удовлетворение их познавательных потребностей и ин 1сресов,

- дня решения жизненно важных проблем подражающею поколения проводить различные воспитательные и образовательные мероприятия,

посвященные творчеству и учениям мыслителей прошлого: диспуты, викторины, теоретические семинары, конференции, юбилеи и т.п.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

- рассмотреть педагогическую мысль таджикского народа как часть культуры и цивилизации;

- анализ педагогических идей доисламской эпохи и выявление основных тенденций, повлиявших на формирование педагогических воззрений Носира Хусрава;

- определить влияние педагогических взглядов Носира Хусрава на процесс развития педагогических идей последующих мыслителей средневекового Востока;

- выявить особенности педагогической системы, отраженной в творческом наследии Носира Хусрава и направленной на интеллектуальное развитие подрастающего поколения;

- систематизировать и научно обосновать своеобразную дидактическую систему Носира Хусрава, основанную на развитии интеллекта, логического мышления и самостоятельной учебной деятельности учащихся;

выявить основные пути и средства внедрения педагогических идей Носира Хусрава в воспитательно-образовательную деятельность школ Таджикистана.

Методологической основой исследования послужило диалектические методы познания, основополагающие положения педагогики о взаимообусловленности общественных явлений, воспитание человека с учетом исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания; о взаимосвязанности воспитания и развития человеческой личности; значение истории педагогики в определении кардинальных п еда го ги ч ее к и х и робл с м.

В диссертации исследованы и проанализированы педагогические идеи

Носира Хусрава с учетом требований объективного анализа изучаемой

9

проблемы, исследовано и доказано ее значение и влияние на современный учебно-воспитательный процесс.

Основной базой исследования являлись общеобразовательные школы № 6, 8, города Хорога, № 31 Рошткалинского района, № 1, 6, 14, 40 Шугнанского района ГБАО. Было проведено много разнообразных видов эксперимента, которыми было охвачено более 1000 учащихся восьмых классов общеобразовательных школ.

Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе (2009-2010 гг.) исследование проводилось путём изучения и анализа произведений доисламских мыслителей, исламской литературы, творчества Носира Хусрава, и литературной критики о нём, современной психолого-педагогической и методической литературы, беседы с опытными учителями литературы, и теоретически была обоснована актуальность выбранной темы.

На втором этапе (2010-201 1 гг.) была осуществлена экспериментальная работа по применению дидактических идей Носира Хусрава относительно формирования логико-мыслительной деятельности обучаемых в условиях современных общеобразовательных школ.

На третьем этапе (2011-2013 гг.) систематизирована и обобщена проведённая опытно-экспериментальная работа, оценены результаты, сделаны общие выводы исследования, разработаны практические рекомендации и оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- исследованы пути становления и развития педагогики и дидактики доисламских, исламских мыслителей таджикского народа и определено их влияние на мировоззрение Носира Хусрава;

- проведён целостный анализ педагогических и дидактических идей Носира Хусрава;

- определены нравственные основания и мировоззренческие стороны пе�