автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв.
- Автор научной работы
- Власов, Вадим Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Пятигорск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Власов, Вадим Александрович, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ С.З
Глава I. ТЕОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ С.
1.1. Проблемы эстетического воспитания учащихся в педагогической системе К. Д .Ушинского С.
1.2. Проблемы эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Я.Стоюнина С.
1.3. Концепция эстетического воспитания В.П.Острогорского С.
1.4. Проблема эстетического воспитания в трудах П.Ф.Каптерева С.
1.5. Вопросы теории эстетического воспитания в трудах М.И. Демкова С.
Глава II. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ С.
2.1. Г.В.Плеханов об эстетике и эстетическом воспитании С.
2.2. В.М.Фриче об эстетической культуре и ее воспитании С.
2.3. С.Т.Шацкий об эстетическом воспитании С.151 ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 164 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ С.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв."
Актуальность и проблема исследования. Развитие у каждого человека способности воспринимать мир красоты во всем его разнообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности, повседневной жизнедеятельности - необходимое условие социального прогресса. Через прекрасное человечество глубже познает реальный мир и самого себя, передает духовный опыт подрастающим поколениям. Непрерывное развитие отечественной педагогической науки, совершенствование образования и воспитания обусловливают необходимость поиска новых подходов к формированию духовных ценностей личности, ее эмоциональному и эстетическому совершенствованию. Важным источником и средством овладения культурой, выработки у подрастающего поколения эстетического отношения к миру, развития человеческих эмоций, формирования творческий личности является эстетическое воспитание.
Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности и рассматривает его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений реальности (См.: Российская пед. энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.2. М., 1999, С.625).
Целью эстетического воспитания в современной школе России является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное (трагическое, комическое, безобразное) во всех сферах жизни, искусстве, поведении, труде, быту и др. Эстетическое воспитание осуществляется в единстве с приобщением подрастающего поколения к духовной культуре и творчеству во всех видах деятельности. В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 г. «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» подчеркнуто, что «эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов» (Сборник материалов и док-тов Минобразования Рос.Федерации за 1995 г. М., 1995, С.267, 289).
В этой связи для педагогической науки и практики воспитания и образования ценным является критическое изучение и творческое использование научного наследия и передового опыта эстетического воспитания в России во II половине XIX начале - XX вв. - в период вступления страны на путь капиталистического развития, а затем и в его высшую стадию -империализм. Потребности социально-экономического и культурного развития общества обусловили подъем науки, образования. Значительных успехов достигла педагогика. Широкое распространение получили теории, направленные против авторитаризма в воспитании, отрыва школы от жизни. Выдвигались гуманно-демократические идеи в области эстетического воспитания. Начиная с 60-х годов XIX века, в развитии педагогической мысли, в том числе теорий эстетического воспитания отчетливо выявились два направления, гуманно-демократическое и революционно-демократическое. Крупнейшими представителями первого являлись К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков; второго -Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, В.М.Фриче, С.Т.Шацкий. Представители этих направлений развития эстетического воспитания утверждали, что приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творчества по законам красоты должно осуществляться на фундаменте общечеловеческой культуры как овладение народной мудростью, родным словом, как упрочение связи ребенка с природой, искусством, трудом, обществом при непременном признании самоценности личности воспитанника, следовании за его потребностями с учетом индивидуальных особенностей. Эти идеи еще не стали предметом специального исследования, хотя отдельные аспекты названной проблемы в некоторой мере освещались в трудах историков педагогики первой половины XX в. Однако авторы названного периода не ставили своей задачей целостное систематическое исследование концепций, теорий эстетического воспитания, их функционирования в педагогическом процессе. Между тем для современной педагогической науки и практики анализ прогрессивных, гуманистических теорий эстетического воспитания, разработанных педагогами II половины XIX - начала XX века, представляется достаточно актуальным. Усиление внимания к совершенствованию содержания, форм и методов эстетического воспитания в современных условиях позволяет использовать теоретическое наследие педагогов-гуманистов названного периода для создания новых концепций эстетического воспитания и повышения эффективности практики этого воспитания. Таким образом, отсутствие специальных исследований названной проблемы, необходимость дальнейшего совершенствования теории эстетического воспитания и соответствующего педагогического опыта обусловили выбор темы нашего исследования «Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв».
Проблема исследования заключается в выявлении вклада педагогов-гуманистов II половины XIX - начала XX века К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина,
B.П.Острогорского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче,
C.Т.Шацкого в развитие теоретических основ эстетического воспитания.
Объект исследования; теория эстетического воспитания как отрасль педагогического знания.
Предмет исследования: процесс развития научных взглядов, концепций, теорий эстетического воспитания как целостной системы педагогического знания.
Цель исследования, научный анализ и систематизация разработанных видными отечественными педагогами названного периода идей, концепций, теорий эстетического воспитания подрастающего поколения.
Задачи исследования:
1. Осветить социально-экономические и философские предпосылки развития теорий эстетического воспитания в России во II половине XIX -начале XX века.
2. Выявить и охарактеризовать основные направления развития теоретической мысли в области эстетического воспитания; раскрыть методологический аспект, содержание, средства, формы и методы эстетического воспитания, освещенные в трудах К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого и показать их влияние на практику эстетического образования и воспитания.
3. Раскрыть значение теории и передового опыта эстетического воспитания, освещенных в трудах названных педагогов, для совершенствования теории и практики эстетического воспитания в современной школе Российской Федерации.
Исследование осуществлялось на основе следующих методологических принципов.
- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью; допустимость использования плюрализма философских, гносеологических взглядов в оценке гуманистических культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей;
- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- объективность в подборе, анализе и оценке исследуемых фактов и явлений;
- связь объективного и субъективного, логического и исторического, исторического и современного;
- эстетическое отношение человека к действительности как элемент духовной культуры характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, безобразного, комического.
Использовались также культурологический и системный подход к воспитанию.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, П.Ф.Каптерев. В.В.Красновский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров. В. А.Сластенин, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский. Е.Н.Шиянов); процесс эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, П.П.Блонский. Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, Л.П.Печко, В.Н.Шацкая, М.Г.Яновская);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, В.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И. Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова. З.И.Равкин, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, И.А.Шоров).
При изучении вопроса психологии эстетического воспитания автор опирался на труды Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, А.В.Крутецкого. А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова.
Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы исследования: изучение первоисточников, их сравнительносопоставительный исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.
Источники исследования: труды видных педагогов России II половины XIX - начала XX века; архивные материалы и документы Российской Академии Образования, Российского Государственного архива литературы и искусства; педагогическая печать; публикации современных авторов. В научный оборот введен ряд новых и малоизвестных историко-педагогических документов.
Этапы исследования:
Первый этап (1996 - 1998) включал сбор фактического материала, его систематизацию и анализ на основе разработанных автором теоретико-методологических подходов. На втором этапе (1998 - 2000) обобщался и систематизировался собранный материал, выявлялись основные результаты исследования, делались теоретические обобщения и выводы, завершалось оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые в отечественной науке представлен целостный процесс формирования теорий эстетического воспитания, разработанных видными деятелями науки второй половины XIX - начала XX вв. К.Д.Ушинским, В.Я.Стоюниным, В. П. Остро горским, П.Ф.Каптеревым, М.И.Демковым. Г.В.Плехановым, В.М.Фриче, С.Т.Шацким. Раскрыты теоретико-методологические и научно-педагогические основы и положения созданных ими теорий эстетического воспитания. Выяснены и охарактеризованы два основных направления развития теоретической мысли рассматриваемого периода: гуманно-демократическое и революционно-демократическое. Представители первого направления обосновали идею осуществления эстетического воспитания в единстве с интеллектуальным, нравственным, трудовым и физическим, отстаивали необходимость эстетизации всего педагогического процесса, всей жизнедеятельности детей и молодежи и видели успех в реализации задач эстетического воспитания в создании благоприятных условий для развития их природных сил. Представители второго направления рассматривали эстетическое воспитание как средство утверждения в сознании молодого поколения идеи борьбы, революционного обновления жизни, изменения социальных условий, реализации идеалов прекрасного. Они связывали эстетическое воспитание с идейно-политическим. В целом же это направление способствовало развитию гуманистической педагогики. Полученные в результате исследования обобщения и выводы являются научной характеристикой современного подхода к анализу историко-педагогического процесса и выявлению самобытности отечественных теорий эстетического воспитания.
Практическая значимость работы состоит в том, что фактический материал, выводы и обобщения, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебные программы, учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических средних и высших учебных заведений, стать основой спецкурсов по педагогике, использоваться в учебной и воспитательной работе со студентами - будущими учителями и в повышении квалификации учителей, а также использоваться в педагогическом процессе в современной общеобразовательной школе Российской Федерации.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования поставленным целям и задачам работы, а также апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда педвузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выводы об обусловленности становления и развития гуманистических идей в области эстетического воспитания социально-экономическими, политическим и культурными потребностями России II половины XIX века, вступившей на путь капитализма.
2. Выявление вклада в развитие отечественной теории эстетического воспитания К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого.
3. Характеристика теоретико-методологических и научно-педагогических основ гуманно-демократического и революционно-демократического направлений в теории эстетического воспитания рассматриваемого периода.
4. Раскрытие значения исследованных теорий эстетического воспитания для современной педагогики и школы России.
Апробация и внедрение в практику.
Полученные результаты обсуждались на заседании кафедры педагогики ПГЛУ в 1997 - 2000 гг., на научно-практических конференциях молодых ученых того же университета в 1998 - 2000 гг., на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ПГЛУ в 1998 и 1999 гг., на межвузовской региональной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики интегративной антропологии» (Майкоп, АГУ, 1996), на межвузовской Пятигорской городской конференции «Проблемы специалитета» в Пятигорском государственном технологическом институте (1997), на I Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1996), на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1998), на ежегодных заседаниях научной секции городского клуба молодых ученых (Пятигорск, 1997, 1998, 1999 гг.).
Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики ПГЛУ, Карачаево-Черкесского, Армавирского государственных педагогических вузов, Адыгейского и Кабардино-Балкарского государственных университетов на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении курсовых и дипломных работ по педагогике.
Основные положения диссертации отражены в 9-ти публикациях, объем которых составляет около 4,5 печатных листов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить отличительную особенность развития педагогической мысли в России во II половине XIX - начале XX века: началось формирование теории воспитания как самостоятельной области педагогического знания. Одной из составных частей этой области знания являлись взгляды, концепции, теории эстетического воспитания. Под эстетическим воспитанием понималось воспитание способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в искусстве, труде, быту, отношениях между людьми, общественной жизни, природе.
Процесс интенсивного развития общей теории воспитания, в том числе теории эстетического воспитания, был обусловлен коренными изменениями в социально-экономической и культурной жизни страны, происшедшими после отмены крепостного права (1861). Экономические, культурные, духовно-нравственные потребности России, вступившей на путь капиталистического развития, выдвигали задачу целенаправленной подготовки подрастающего поколения к квалифицированному труду в условиях крупного машинного фабричного и сельскохозяйственного производства. Жизнь настоятельно требовала формирования личности - творца идеального общества: человека образованного, делового, социально активного, способного верой и правдой служить народу, активно участвовать в культурной жизни и развивать культуру, быть глубоко нравственным, способным к эстетическому восприятию действительности и творчеству в сфере прекрасного. В совершенной личности педагоги-гуманисты видели путь к улучшению социальных условий жизни, становлению передового общественного сознания. В этих условиях эстетическое воспитание рассматривалось как воспитание в человеке гуманных качеств, в том числе культуры поведения, как развитие интереса к жизни в ее многообразных проявлениях, как формирование творческих способностей, творческой эстетической активности личности. Широкое распространение получили идеи духовного развития подрастающего поколения средствами искусства и направленности эстетического воспитания на сохранение самобытности национального искусства, его народности.
Видные представители гуманно-демократического направления в развитии эстетического воспитания К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков обосновывали требование создания условий для эстетического (художественного) самовыражения каждого ребенка, для приобщения его к художественному творчеству. Они были сторонниками эстетизации педагогического процесса, всей школьной жизни, семейного быта. Эстетическому воспитанию отводили ведущую роль в формировании духовности и нравственности, в личностной эстетической самоактуализации. Представители названного направления подчеркивали, что эстетическое воспитание не только делает человека восприимчивым к прекрасному, доброму, радостному, но и оказывает воздействие на формирование всех сторон личности (интеллекта, трудолюбия, физического развития). Оно связано с религиозно-нравственным осмыслением как искусства, так и других сфер проявления прекрасного. Наиболее действенным источником и средством эстетического воспитания считали классическое образование. В этой связи в задачи эстетического воспитания включали выработку культуры речи и мышления.
К.Д.Ушинский первым в отечественной науке показывал, что сущность прекрасного - в восприятии истины в образной форме, в отражении реальной действительности, отношении между людьми на основе красоты и добра. Исходя из единства этического и эстетического, он утверждал, что развитие стремления человека к совершенству есть основа нравственного и эстетического воспитания. Критерием эстетической воспитанности он признавал то, что подсказывает человеку его сердце: бескорыстная, искренняя радость за успехи друга, страсть к истине и добру как проявлению прекрасного.
В соответствии с идеей народности в общественном воспитании он утверждал, что каждый народ вкладывает свое содержание в понятие красоты, и это народное в сущности прекрасного в его основных чертах составляет содержание эстетического воспитания детей, молодежи. У русского народа, утверждал он, неповторимо прекрасная художественная натура, и это определяет содержание и формы эстетического воспитания. Заслугой К.Д.Ушинского следует считать и то, что он раскрыл процесс труда как источник эстетического наслаждения и подчеркнул при этом, что трудовая деятельность приобретает эстетический характер только тогда, когда она совершается добровольно, когда в свободном труде проявляется творчество. Успех в эстетическом воспитании он связывал с созданием условий для свободного развития личности, проявления самостоятельности и творчества во всех видах деятельности, в стремлении к самовоспитанию. В арсенале средств и методов эстетического воспитания, указанных великим педагогом, - родной язык, искусство, литература, природа. Учебные книги К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир» впервые в педагогике и методике первоначального обучения отражали концепцию выработки у учащихся эстетических представлений и понятий, развития эстетических чувств, формирования взглядов и убеждений, умений создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности. В них реализована мысль о том, что детям присущ конкретный характер мышления. Поэтому в книгах широко представлен материал, отражающий в конкретных художественных образах реальный мир.
Под влиянием общественно-педагогического движения 60-х годов и идей К.Д.Ушинского его соратник и последователь В.Я.Стоюнин, развивая гуманистическую теорию воспитания, обосновал необходимость воспитания человека высокой общей культуры, стремящегося жить по законам красоты и создавать прекрасное в окружающей действительности. Он утверждал, что, развивая в себе ту или иную черту личности, ученик должен заботиться не только о внешней стороне своих поступков, но и об их содержании. Вот почему эстетическое воспитание он связывал с нравственным. Школа, по мысли В.Я.Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовно-нравственной связи с народом, должна стать основным источником и средством формирования у них стремления к красоте, выработки эстетического отношения к природе, труду. Одно из центральных мест в эстетическом воспитании он отводил изучению литературы. Главными задачами преподавания словесности выдвигал развитие мышления, выработку трудовых навыков и формирование эстетического вкуса. Достигается это, по В.Я.Стоюнину, главным образом, путем критического анализа художественных произведений, усвоения ведущих идей, выраженных в эстетически впечатляющей форме, в художественных образах, в определении самими учениками художественной ценности произведений. Именно в процессе такого изучения художественной литературы учащиеся вырабатывают собственные эстетические суждения, взгляды и убеждения. В.Я.Стоюнин разработал методику «заключительных вопросов», направленных на углубление у учащихся эстетической впечатляемости, видения эстетических качеств реального предмета, с которым они знакомятся в процессе изучения литературного произведения. Он впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему эстетического воспитания, направленную на усвоение историко-литературных и теоретических знаний путем всестороннего научно-критического анализа художественного произведения в единстве содержания и формы.
Вкладом В.П.Острогорского в теорию эстетического воспитания явилось обоснование им идеи формирования у молодежи «этико-эстетического направления» - мировоззрения, включающего понимание сущности прекрасного, любовь к прекрасному, нравственную требовательность, отвращение ко всему дурному и пошлому, безобразному, стремление к возвышенному и благородному. В задачи эстетического воспитания он включал создание у ребенка постоянного «эмоционального настроя», вызывающего глубокий интерес к жизни, открывающего красоту окружающего мира, развивающего способность испытывать «бескорыстное наслаждение прекрасным» в искусстве, природе, людях, возбуждающего внутреннюю потребность в прекрасном, благородные искания, стремления к идеалу прекрасного. Решение этих задач связывалось со становлением нравственности, подавлением эгоизма, выведением воспитанников из круга ежедневной обыденности и в то же время с побуждением их к тому, чтобы вносить в эту обыденность рациональный смысл и добро, истину и красоту. В этой связи им показана необходимость формирования у учащихся нравственных установок и поведенческих норм, включающих три сферы их проявления: «чутье собственно красоты»; «чутье правды, истины» и чутье добра». Формирование у детей и юношества стремления к прекрасному В.П.Острогорский отделял от сугубо материальной стороны жизни и подчеркивал при этом важность усилий педагогов, родителей, направленных на то, чтобы сделать юную смену образованной, культурной, воспитанной, чтобы каждый человек стал счастливым, полезным и приятным для других, «живым и общественным». Воспитание любви к прекрасному, развитие эстетических чувств, выработку художественного вкуса, способности создавать прекрасное и наслаждаться им педагог называл «поэтической жилкой» и связывал это с развитием у учащихся эстетического (чувственного) и логического мышления в процессе изучения преимущественно литературных произведений. Первоначальное восприятие художественного произведения рассматривал как основу его дальнейшего анализа и создания «эстетического настроя» учащихся.
П.Ф.Каптерев поднялся до понимания общечеловеческого значения искусства как самостоятельной сферы общественных явлений и специфического вида человеческой деятельности. Основные положения теории эстетического воспитания он обосновывал с позиций антропологизма. Сущность эстетического воспитания он видел в организации деятельности детей, молодежи, способствующей развитию природных сил и способности воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, а также создавать красоту в искусстве, общении, поведении, труде, быту. Формирование идеала прекрасного считал наиболее рациональным через развитие преимущественно интеллекта. В число основных задач эстетического воспитания подрастающего поколения включал развитие в детские годы органов чувств как «посредников эстетических впечатлений», удовлетворение стремления ребенка к самосовершенствованию, стимулирование переживаний разнообразных эмоций, проявление эстетической активности, выработку гигиенической культуры, соблюдение режима дня, включающего чередование труда умственного, физического, отдыха с эмоциональной разгрузкой.
П.Ф.Каптерев предлагал научно обоснованный путь осуществления эстетического воспитания в школе: комплексный подход к воспитанию, в процессе которого реализуются одновременно и в единстве задачи умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует развитию всех сторон личности. Эстетические потребности должны стать органическими духовно-нравственными потребностями личности. Он ввел в научный оборот понятия «эстетическое волнение», «эстетическое впечатление», «эстетическое чувство», что способствовало совершенствованию методики эстетического воспитания. В трудах П.Ф.Каптерева раскрыты такие средства эстетического воспитания учащихся, как общение, игра, ручной труд, физкультура, детское чтение, поэзия, музыка, пение, рисование, лепка, общение с природой. При этом показаны стимулы художественной деятельности учащихся, необходимость целенаправленности воспитания прекрасного, организации самовоспитания как важного источника эстетического развития.
М.И.Демков эстетическое воспитание определял как развитие у детей и юношества чувства прекрасного, постоянного деятельного стремления к идеалу красоты и добра. Важным вкладом педагога в теорию эстетического воспитания явилось обоснование необходимости формирования у молодежи культуры интеллектуальных, нравственных, практических чувств, в том числе и чувства прекрасного. Такое формирование он называл воспитанием «внутренних чувств души», а обогащение детей эмоциями и чувствами, выработку умения владеть своими чувствами рассматривал как необходимое условие успеха эстетического воспитания.
Восприятие и понимание прекрасного в искусстве, труде, поведении, природе, развитие эстетических чувств, выработку умений и навыков создавать прекрасное, по М.И.Демкову, следует осуществлять путем систематического и непрерывного расширения умственного кругозора ученика, помощи ему в открытии мира прекрасного, духовных радостей в окружающей действительности, всей жизнедеятельности. В содержание эстетического воспитания он относил формирование общественно значимых добродетелей, красивых поступков, добрых человеческих отношений, возбуждение совести как переживания ответственности за свое поведение перед людьми и самим собой, как внутренней потребности быть справедливым. Повседневная жизнь ребенка в семье должна способствовать восприимчивости прекрасного и устранению всего некрасивого, грубого, вульгарного.
Таким образом, виднейшие представители гуманно-демократического направления в педагогике в своих теоретических трудах доказывали, что эстетическое воспитание - источник и средство гармонического развития личности, ее творческих сил и способностей. Цель, задачи, содержание, средства и способы эстетического воспитания они органически связывали с развитием эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, с формированием творческих способностей в художественной, духовной культуре. В требовании реализации права личности на приобщение к прекрасному во всех сферах его проявления сказался демократизм взглядов педагогов названного направления. Они отстаивали приоритет воспитательных задач над образовательными и рассматривали эстетическое воспитание в единстве и взаимосвязи с другими составными частями гармонического развития личности. Ведущими учебными предметами эстетического цикла считали родной язык и литературу. Теоретико-методологические и научно-педагогические положения теорий эстетического воспитания, разработанных педагогами названного направления подводят к глубокому осмыслению гуманистических тенденций педагогической науки, в теории и практике эстетического образования и воспитания. Эти положения актуальны в наши дни - в начале XXI века они могут быть реализованы в условии происходящей сейчас гуманизации и гуманитаризации школы и личности учащихся.
Исследование показало, что педагоги революционно-демократического направления с позиций утопического социализма критиковали официальные педагогические установки, сословный характер школы, отмечали низкий уровень грамотности в России, политику умственного и нравственного растления подрастающего поколения трудящихся. Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский выдвинули идеал «нового человека» - гуманиста, патриота, идейного борца за осуществление разумных интересов и потребностей народа, всесторонне развитую личность, сочетающую в себе единство мыслей, слов и действий. Задачи эстетического воспитания Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский видели в том, чтобы научить юную смену осуждать отрицательное и порочное в жизни, утверждать прекрасное в жизни как революционную борьбу, как непрерывное движение к прогрессу, формировать общекультурные навыки, приобщать к искусству.
В развитие материалистической эстетики и теории эстетического воспитания значительный вклад внес Г.В.Плеханов. В искусстве он видел специфическую форму отражения общественной жизни. Искусство вызывает в человеке «чувство мысли» и придает этой мысли образное выражение. Эстетическую деятельность характеризовал прежде всего как деятельность человека в обществе себе подобных, а эстетические суждения данной личности связывал с интересами общества. Искусство в конечном итоге повышает культурный уровень отдельного человека и общества в целом, а также усиливает социальное начало в человеке. По сравнению с наукой искусство в большей мере способствует достижению целей воспитания. Оно отражает борьбу классов, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, способствует усилению идейно-политического воспитания, вырабатывает стремление изменить социальную действительность средствами художественного творчества. Эстетическое воспитание, по Г.В.Плеханову, должно быть направлено на выработку у учащихся понимания того, что достоинство художественного произведения, его значение для человека зависят, наряду с правдивостью изображения действительности, от содержания ценностных ориентиров, выраженных в нем идей. Основные достоинства всех видов и жанров искусств он видел в том, насколько реалистично и идейно они отражают социальную действительность.
В формировании эстетических понятий, вкусов, по его убеждению, большое значение имеют стремление к подражанию и разрешению противоречий. Г.В.Плеханов был противником религиозно-мистических исканий формализма, декадентства, эстетических идеалов «чистого искусства», символизма. С этих позиций он предлагал походить к определению содержания и средств эстетического воспитания молодежи, защищать ее от разрушительного воздействия псевдокультуты.
На развитие теоретических основ эстетического воспитания в России в начале XX века заметное влияние оказывали труды крупного отечественного теоретика искусства и литературы В.М.Фриче. Искусство, художественное творчество он рассматривал как один из источников познания отношений между людьми, а также некоторых явлений природы и общественной жизни, недоступных непосредственному восприятию. Большую роль искусству он отводил в самопознании и самовоспитании личности. С позиций идеологии социалистов В.М.Фриче утверждал, что эстетическое воспитание должно отвечать требованиям формирования у учащихся идейных убеждений, нравственности. Его определение художественного образа как одного из исходных понятий литературоведения и эстетического воспитания в годы советской власти было признано идеологически ошибочным, поскольку допускало двойственное толкование этого вопроса (образ «организует произведение»; в образе отражается точка зрения автора).
На гуманизацию взглядов в области эстетического воспитания в рассматриваемый период оказала воздействие его идея о том, что основой приобщения подрастающего поколения к миру прекрасного является осознанное усвоение им художественного наследия прошлого и формирование на этой основе художественных способностей, творчества. В годы советской власти его воззрения в области эстетики и эстетического воспитания были объявлены противоречащими идеям марксизма.
Сущность теории эстетического воспитания С.Т.Шацкого заключается в том, что искусство открывает молодому поколению социальную природу прекрасного, позволяет ему выходить за рамки эмоциональной сферы, эмпирического опыта. Тем самым искусство формирует духовный облик личности, идеал красоты и способствует достижению этого идеала. Эстетическое воспитание есть процесс оптимального взаимодействия личности со средой, общественными и политическими институтами, т.е. обязательное условие ее социализации. В понятие среды он включал природу, семью, быт, «частную» жизнь, коллектив, в котором осуществляется жизнедеятельность воспитанника.
Эстетическое воспитание, по С.Т.Шацкому, включает в себя также организацию разносторонней деятельности учащихся, способствующей приобщению их к культуре, миру прекрасного и развитию эстетических способностей, творчества. Удовлетворяя эстетические запросы и духовные потребности, школа должна осуществлять интеллектуальное, трудовое и нравственное воспитание учащихся. В этом отношении теория эстетического воспитания С.Т.Шацкого преемственно связана с лучшими традициями гуманно-демократической педагогики России. Она включала идею использования в качестве средств эстетического воспитания игру, учение, труд, общение, национальную народную культуру, произведения народного творчества, декоративно-прикладное искусство, детское чтение, физкультуру. С.Т.Шацкий еще в дореволюционный период выступал за расширение сферы влияния школы путем включения ее в педагогический процесс в результате взаимодействия с социальной и культурной средой. Его идеи в области эстетического воспитания актуальны в наши дни.
Идеи Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого легли в основу модели эстетического воспитания советской школы 20-х годов. В Декларации о единой трудовой школе (1918) указывалось на огромную воспитательную силу искусства, большое место отводилось эстетическому воспитанию. Отмечалось, что «вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки» (Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование в СССР. Сборник документов 1917 - 1973 гг. М., 1974, С.141).
Несмотря на идеологическую направленность и некоторую политизацию эстетического воспитания в теоретических изысканиях педагогов социал-демократического направления, их концептуальные установки содержали научно обоснованное требование выработки у подрастающего поколения гуманистических качеств, интереса и любви к жизни во всех ее многообразных проявлениях. Рассмотренным выше теориям эстетического воспитания II половины XIX - начала XX вв. в России была чужда ограниченность и односторонность. В этом их непреходящее значение для современной педагогики и школы.
Сформулированные нами обобщения и выводы, характеризующие рассмотренные теории эстетического воспитания, могут использоваться в дальнейших теоретических исследованиях проблемы и в целях совершенствования практики эстетического воспитания детей и юношества в современной школе и семье. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены.
Проведенное исследование не претендует на полноту изучения рассматриваемой проблемы. Основными направлениями дальнейшего исследования проблемы могут быть такие, как творческое использование положений теорий эстетического воспитания, разработанных педагогами гуманно-демократического и революционно-демократического направлений, в современных условиях; теория и методика художественного воспитания в трудах прогрессивных педагогов России начала XX века; эстетическое воспитание учащихся средних частных учебных заведений дореволюционной России и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Власов, Вадим Александрович, Пятигорск
1. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. - 200 С.
2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1994. 280 С.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969. 339 С.
4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала вв. // М.: Педагогика, 1990. 607 С.
5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 160 С.
6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 С.
7. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии //Нар. Образование, 1994, №4, С.5-12.
8. Белик А.П. Эстетика Чернышевского. М., 1961.
9. Белорусова В.В. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов о связи эстетического воспитания с физическим воспитанием // Ученые записки гос. ин-та физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, Вып.5, 1949.
10. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. -203 С.
11. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. М„ 1960.
12. Бим-Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Сов. педагогика, 1990, №2, С.102-109.
13. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.- 112 С.
14. Большая советская энциклопедия. М., 1935.
15. Бойцова М.Е. Методическое наследство В.И.Водовозова и
16. B.Я.Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе. Автореф. канд. дис. Л., 1965.
17. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б.Корнетова, В.Г.Безрогова. М., 1996. -271 С.
18. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974.- 272 С.
19. Греве. В.П.Острогорский как учитель // Мир Божий, 1902, № 7.
20. ГречишниковаА.Д. В.И.Водовозов и В.П.Острогорский. М., 1941.
21. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика, 1998, №3,1. C.122-124.
22. Дарвин Ч. О выражении ощущений (эмоций) у человека и животных. СПб., 1872.
23. Демков М.И. Педагогические правила и законы // Пед. сборник, 1899, №8, кн.302, С.87-113.
24. Демков М.И. Курс педагогики. 4.2, Изд. 2-е, М., 1912. 365 С.
25. Демков М.И. История русской педагогики. Изд.З. М., 1913. 302 С.
26. Демков М.И. Начальная педагогика для учащихся в народной школе и для грамотных крестьян. М., 1913. 210 С.
27. Демков М.И. Учебник педагогики. 4.1, Изд. 2-е, М., 1916. 320 С.
28. Егоров С.Ф. Педагогическая теория в России на рубеже XIX XX веков // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX веков. Часть 1. -М., 1997.
29. Евстифеев A.A. В.Я.Стоюнин об эстетическом воспитании // Вопросы воспитания и образования. Вып. 324. Ташкент, 1968.
30. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 60 С.
31. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1996, №7, С. 179-192.
32. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. Учебн. Пособие для пед. ин-тов. М„ 1995.- 231 С.
33. История педагогики. 4.2. Уч. пособие для педин-тов. Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998.
34. История педагогики. 4.2. Уч. Пособие для пед.ун-тов, Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М., 1998.
35. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Русская школа, 1895, №1-2.
36. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898. 125 С.
37. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания // Энциклопедия для семейного воспитания и образования. Вып.1, изд. 2-е, СПб., 1913. 123 С.
38. Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России. М., 1913.
39. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М., 1915. 740 С.
40. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.
41. Карамзин Н.М. Об истории государства российского: Отрывки. М., 1990.- 86 С.
42. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1990. 280 С.
43. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. 140 С.
44. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-дону, 1994. 64 С.
45. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996. 328 С.
46. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 124 С.
47. Краткая литературная энциклопедия. М., 1975.
48. Крутецкий A.B. Основы педагогической психологии. М., 1998.
49. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре. М„ 1997.-243 С.
50. Латышина Д.И. История педагогики. Учебн. пособие. М., 1988.
51. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Изд. 2-е. М., 1984. 64 С.
52. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 1996. 464 С.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1997. 304 С.
54. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1954.-368 С.
55. Луначарский A.B. Владимир Максимович Фриче. К 30-летию научной и общественной деятельности // Народное просвещение, 1927, №2.
56. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М., 1976.
57. Ляхов A.B. Г.В.Плеханов об эстетике и эстетическом воспитании личности // Идеи гуманной педагогики. Пятигорск, 1993.
58. Макаев В.В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в России. Пятигорск, 1994, С.3-6.
59. Макаев В. В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Пятигорск, 1994, С.74-82.
60. Макаев В.В. О новых подходах к преподаванию истории педагогики в педвузах // Вестник Пятигорского гос. лингв, ун-та. Пятигорск, 1996, С.99-108.
61. Макаев B.B. Педагогика для переводчиков. Изд.2. Пятигорск, 1999. 122 С.
62. Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938. 512 С.
63. Мезенцева С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории первой трети XX века. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владимир, 1993. 18 С.
64. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2, Ч.1.М., 1994.-415 С.
65. Мосолов В. А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Ист.-пед. процесс и совр. проблемы обр-я: методология, идеи, опыт. М.: РАО, 1993, С.38-40.
66. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5.
67. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. -М., 1974.
68. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1996. 296 С.
69. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3, С.3-10.
70. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Сов. педагогика, 1991, №12, С.51-56.
71. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, №4, С.3-8.
72. Некролог «В.П.Острогорский» // Божий Мир, 1902, №5.
73. Нестылько A.M. К.Д.Ушинский об эстетическом воспитании детей / Эстетическое воспитание детей и молодежи. Владимир, изд. ВГПИ, 1972.
74. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июня 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 1996, 23 января.
75. Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический аспект. Под ред. З.И.Равкина. М., 1995. 634 С.
76. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование в СССР. Сборник документов 1917 1973 гг. М., 1974, С. 137-145.
77. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. Изд. 2-е. М., 1887.
78. Острогорский В.П. Письма об эстетически-литературном образовании // Вестник воспитания, 1890, №5.
79. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. Для чтения юношества. Изд. 4-е. СПб., 1894.
80. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. М., 1894.
81. Острогорский В.П. Руководство к чтению поэтических произведений. СПб., 1897.
82. Острогорский В.П. Искусство как воспитательно-общественная сила // Вестник воспитания, 1900, №7.
83. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. Изд.6-е. М., 1907.
84. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. Изд.З. М.,1908.
85. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.,1913.
86. Острогорский В.П. Выразительное чтение. М., 1916.
87. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании // Семья и школа, 1971, № 6.
88. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. 600 С.
89. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Под ред. Э.Д.Днепрова и др. М., 1991. - 448 С.
90. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов и др. Под ред. С.А.Смирнова. М., 1998. 512 С.
91. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I. Под ред. В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПГПИИЯ, 1992. 214 С.
92. Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: РПА, 1996. 603 С.
93. Первый Всероссийский съезд по вопросам семейного воспитания // Семейное воспитание, 1912, №6.
94. Петрова Г.А. О некоторых вопросах эстетического воспитания в работах Острогорского В.П. // Уч. записки Казанского государственного университета им.Ульянова-Ленина. Казань, 1957, Т.117, кн.2, С.130-134.
95. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.204 С.
96. Петровский A.B. Быть личностью. М., 1990. 112 С.
97. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948.
98. Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. М., 1958.
99. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике: 1917 1967. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989.-60 С.
100. Познанский Н.Ф. Педагогические идеи Н.Г.Чернышевского. В кн.: Н.Г.Чернышевский. Саратов, 1939.
101. Прокофьева Н.М. Проблема этико-эстетического воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX начала XX вв. // Изистории отечественной школы и педагогики. Уч. записка Калининского гос. пед. ин-та. Калинин, 1970, Т.84.
102. Прокофьева Н.М. В.П.Острогорский о роли литературного образования в этико-эстетическом воспитании детей и юношества // Новые исследования в педагогических науках. М., 1970, №2, С.33-36.
103. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М., 1994. -449 С.
104. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993. 93 С.
105. Разумовский H.H. Педагогические идеи Н.Г.Чернышевского. М.,1948.
106. Российская пед. энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. М„ 1993 ; Т.2. М., 1999.
107. Редкин П.Г. Первое знакомство детей с природой // Семья и школа, 1971, №3.
108. Роткович Я.А. Педагогические взгляды В.Я.Стоюнина // Советская педагогика, 1938, №8, С.91-100.
109. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в советский школе. М., 1965.
110. Рыбаков В. Письма об эстетическом воспитании В.П.Острогорского // Семья и школа, 1971, №6, С.22.
111. Савенок. Педагогические взгляды и деятельность В.Я.Стоюнина // В.Я.Стоюнин. Избр. пед. соч. М., 1991.
112. Сараева В.В. Теория и практика эстетического воспитания в педагогическом творчестве С.Т.Шацкого и его сотрудников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 20 С.
113. Сборник материалов и док-тов Минобразования Рос.Федерации за 1995 г. М., 1995.3184
114. Скаткин А.Н. Выдающийся советский педагог С.Т.Шацкий // О Шацком. Статьи и воспоминания. М., 1961.
115. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1991. 199 С.
116. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. завед. М., 1998. 512 С.
117. Смирнов В.З. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов о всестороннем развитии личности // Сов. педагогика, 1955, №4.
118. Современные проблемы истории образования и пед. науки: Монограф, сборник в 3-х тт. / Под ред. З.И.Равкина. Т.1. М.: РАО, 1994. 186 С.
119. Соловьев Г А. Эстетические воззрения Чернышевского. М., 1978.421 С.
120. Соловьев Г.А. Чернышевский о прекрасном, художественности и искусстве. М., 1980, 33 С.
121. Степанова JI.A. П.Ф.Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика, 1999, №6, С.61.
122. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999.
123. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. уч. зав. М., 1998. 512 С.
124. Словарь терминов по истории педагогики. Под ред. Проф. В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1997. 72 С.
125. Смирнов В.В. Очерки по истории русской педагогики XIX века. М., 1963. 312 С.
126. Смирнов В.В. Очерки по истории русской педагогики XIX века. М.,1963.- 312 С.
127. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
128. Степанова JI.А. Проблемы эстетического воспитания в процессе детских игр в трудах П.Ф.Каптерева // П.Ф. Каптерев и современная педагогическая наука. Сборник научных статей. М., 1999.
129. Стефановская Т.А. Современная парадигма содержания педагогического процесса. Иркутск, 1995.
130. Стефановская Т А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 С.
131. Стоюнин В.Я. На новый год // Музыкальный и театральный вестник, 1857, №1.
132. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях // Воспитание, 1860,8.9.
133. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы, изд.1. СПб.,1864.
134. Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений. Изд.1. СПб., 1876.
135. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. М., 1879.
136. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Вестник Европы, 1881, №№ 3-5.
137. Стоюнин В.Я. Пед. соч., СПб., 1892.
138. Стоюнин В.Я. Пед.соч., изд.З-е, М.,1911.
139. Стоюнин В.Я. Избр. пед. соч. М., 1954.
140. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях. Избр. пед. соч. М., 1991.
141. Сухомлинский В.А. Павлышская школа. М., 1969. 320 С.
142. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. 464 С.
143. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М., 1990. 288 С.
144. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1994. 364 С.
145. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 10-ти тт. М,- Л., 1948.
146. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. М,- Л., 1948, Т.2, С.69-167.
147. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Собр. соч. М,-Л., 1948, Т.10, С.53-624.
148. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998, №8, С.5-40.
149. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. 159 С.
150. Фриче В.М. Что такое декадентство. СПб., 1900.
151. Фриче В.М. Психическая чахотка. СПб., 1903.
152. Фриче В.М. К психологии декадентства. СПб., 1904.
153. Фриче В.М. Западная Европа и русская революция. СПб, 1905.
154. Фриче В.М. Художественная литература и капитализм. СПб, 1906.
155. Фриче В.М. Основные мотивы западно-европейского модернизма. СПб., 1909.
156. Фриче В.М. Очерки по истории западно-европейской литературы. Изд. 1. СПб, 1908; Изд. 2. СПб., 1912.
157. Фриче В.М. Социология искусства. М., 1926.
158. Фриче В.М. Проблемы искусствоведения. М., 1930.
159. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. М., 1983.
160. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997. 176 С.
161. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. М.: Работник просвещения, 1923.
162. Шацкая В.Н. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого. М.,1976.
163. Шацкий С Т. Школа и строительство жизни. Избр. пед. соч. М.,1958.
164. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Пед. соч., Т.1, М., 1962.
165. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Избр. пед. соч. Т.1, М., 1962.
166. Шацкий С.Т. Живая работа // Пед. соч., Т.З, М., 1964.
167. Шацкий С.Т. Собр. соч. в 4-х томах. М.,1968.
168. Шиллегодский С Н.Г.Чернышевский о детской литературе и детском чтении. М. Л., 1953.
169. Щербина В. Эстетические взгляды Г.В.Плеханова. М., 1958.
170. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М„ 1986.- 160 С.
171. Яковлев Н.Ф. К.Д.Ушинский и проблемы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание будущего учителя средствами природы. Вологда, ВГПИ, 1974.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
172. Демков М.И. Деловая переписка. М., архив РГАЛИ, Ф.170.
173. Стоюнин В.Я. Автограф статьи «О воспитании». СПб., архив в ОР ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.744., ед.хр.408).
174. Стоюнин В.Я. Черновики. СПб., архив в ОР ГПБ им. М Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.744., ед.хр.92, л.1.
175. Стоюнин В.Я. Черновики. СПб., архив в ОР ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.744., ед.хр.32, л.5.
176. Стоюнин В.Я. Черновики. СПб., архив в ОР ГПБ им. М.Е Салтыкова-Щедрина, Ф.744., ед.хр.51, л. 12.
177. Стоюнин В.Я. Черновики. СПб., архив в ОР ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.744., ед.хр.112.