Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Николаев, Валерий Александрович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Николаев, Валерий Александрович, Москва

//-' 3/г.Г* Ь

Московский педагогический государственны ^университет

На правах рукописи

НИКОЛАЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

13.00.01 - общая педагогика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор педагогических наук, "профессор Сластенин В.А.

Москва 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования процесса формирования этнопедагогической культуры учителя..................18

1.1. Культурологический подход как теоретическая база исследования.....................................................................................18

1.2. Этнопедагогический контекст профессиональной культуры учителя...........................................................................56

1.3. Историография и современное состояние проблемы..........87

Выводы.........................................................................................117

ГЛАВА 2. Сущность, структура и критериальные характеристики этнопедагогической культуры.............................122

2.1. Этнопедагогическая культура как единство традиционных

и научных ценностей народного воспитания...................................122

2.2. Этнопедагогическая культура как отражение менталитета русского народа.......................................................180

Выводы...............................................................................................250

ГЛАВА 3. Методика формирования этнопедагогической культуры учителя...............................................................................255

3.1. Формирование этнопедагогической культуры учителя

как системно организованный процесс.......................................255

3.2. Динамика формирования этнопедагогической

культуры будущих учителей.......................................................288

Выводы...............................................................................................300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................303

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................316

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................353

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Духовное возрождение России закономерно требует восстановления традиционной педагогической культуры русского народа, которая на протяжении нескол ьки хстолетий отражала и утверждала в нем соборность, религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные качества.

К сожалению, богатые традиции русского народного воспитания оказались забытыми и не востребованными педагогической наукой и практикой. В результате существенной деформации подвергся менталитет русской нации. У части молодежи сформировались социальная апатия, антипатриотизм, стремление жить за чужой счет, жестокость, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

В ряде стран мира, сделавших в последние десятилетия резкий скачок в своем развитии (Германия, Япония и др.), одним из существенных условий их процветания стала актуализация национальной, в том числе педагогической культуры. Аналогичным путем, по-видимому, должна пойти и современная Россия.

Приобщение к народной культуре целесообразно начинать с детского возраста, с создания русской национальной школы, ибо нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Развивая идеи К.Д.Ушинского о народности воспитания, современная педагогическая наука установила, что учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способны превратить современную школу в национальное образовательное учреждение (А.Э.Измайлов, М.И.Стельмахович, Я.И.Ханбиков и др.)

Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Национальная школа воспитывает ш-

ность с положительной этнической самоидентификацией в духе патриотизма, национальной гордости и достоинства (М.Г. Харитонов и др.). Не случайно закон Российской Федерации "Об образовании" объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту системой образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Одним из факторов, сдерживающих развитие национальной школы, по нашим данным, является слабая этнопедагогическая подготовка учителей. Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие педагоги недооценивают значимость народной педагогики в образовательном процессе школы, не видят необходимости глубокого изучении обобщенного опыта традиционного русского воспитания. У некоторых из них проявляется негативное отношение к нему, они слабо владеют его средствами и источниками, поэтому не могут использовать в работе с детьми.

Выдающиеся педагоги прошлого: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.И. Водовозов, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и другие - неизменно указывали на необходимость развития русской национальной школы. Одной из важнейших задач подготовки учителей они считали изучение народной педагогики. Обобщая западный опыт, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обусловливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к родине, к своему народу.

В современной высшей школе накоплен некоторый опыт ознакомления студентов с традиционной педагогической культурой народа, особенно в странах СНГ. Значительное место отводится мотивации и рефлексии изучения народной педагогики (А.Алимбеков, А.Манонов и др.). Делаются попытки развести объективную и субъективную стороны этнопедагогической под-готорки учителя, осуществить комплексное изучение традиционной педагоги-

ческой культуры народа, различные варианты ее использования в современном педагогическом процессе (А.Г.Гмырин). Наиболее распространенной формой ознакомления студентов с народной педагогикой является включение ее элементов в основные педагогические курсы (И.А.Шоров, Б.Ш.Тажикова, Г.У.Убайдуллаев). Некоторые вопросы этнопедагогики изучаются в спецкурсах (А.Г.Абсалямова; Ш.М-Х.Ареалиев; Р.Н.Идрисова и др.). Для решения специфических задач этнопедагогический материал включается в такие прикладные курсы, как методика обучения русскому языку, методика музыкального воспитания, методика преподавания изобразительного искусства. Этно-педагогические знания студентов углубляются и обогащаются в их научно-исследовательской внеучебной деятельности.

Ряд исследователей выходят на уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики (Е.П.Белозерцев, Г.В.Лунина, Е.Л.Христова и др.). Под руководством Г.Н.Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Результаты ее апробирования представлены в исследовании М.Г.Харитонова. Интегративная программа подготовки учителя национальной русской школы разработана под руководством И.Ф.Гончарова в г. Санкт-Петербурге.

При всей значимости этих работ следует констатировать, что система этнопедагогической подготовки учителя до настоящего времени не сложилась.

В современной педагогической литературе нет единого понятийного аппарата этнопедагогической подготовки учителя. Г.Н.Волков ввел в научный лексикон понятия "этнопедагогика" и "этническая педагогика". Этнопе-дагогику он трактует как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения. Ее предметом является "народная педагогика", составляющая часть народной культуры, которую правомерно именовать "народной педагогической культурой". Этническая педагогика исследует осо-

бенности функционирования народной педагогики, определяемые национальной психологией. В ряде современных исследований в этом же значении используется термин "традиционная педагогическая культура" (Г.Н.Волков, А.Л.Бугаева). Она складывается из предметов ухода за детьми, любви к ним, навыков и знаний, позволяющих воздействовать на психику воспитуемого, чтобы привить ему качества, востребованные этносом.

В работах Е. Л. Христовой предложен ряд терминологических конструкций, характеризующих отдельные стороны народной педагогики: " педагогическая народная культура" и "педагогическая традиционная бытовая культура". Эти понятия охватывают основные аспекты функционирования педагогической культуры народа: создание, опредмечивание народно-педагогических знаний, но они отражают лишь часть данного процесса. В них не в полной мере акцентирован личностный результат усвоения народной педагогической культуры.

Опираясь на созданный Г.Н.Волковым методологический базис этно-педагогики, мы вводим понятие "этнопедагогическая культура", которая представляет собой социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания.

Между тем целостная концепция формирования этнопедагогической культуры сегодня отсутствует, что порождает противоречие между педагогической теории и практикой.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические и методические основы эффективного формирования этнопедагогической культуры учителя?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования - процесс формирования этнопедагогической культуры учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в ходе исследования решались следующие задачи:

■ обосновать совокупность исходных положений, определяющих тео-ретико-методологические основы исследования процесса формирования этнопедагогической культуры учителя;

■ проследить динамику развития взглядов на процесс этнопедагогической подготовки учителя в истории отечественной и зарубежной науки, рассмотреть ее современное состояние в теории и практике;

■ определить основные структурные и функциональные составляющие этнопедагогической культуры, ее взаимосвязи и механизмы функционирования, критерии и уровни сформированности;

■ выявить и экспериментально обосновать ведущие тенденции, принципы, психолого-педагогические условия эффективного формирования этнопедагогической культуры учителя;

■ разработать, апробировать и внедрить в процесс подготовки учителя научно-методические рекомендации по формированию его этнопедагогической культуры.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнопедагогической культуры детерминирован совокупностью факторов, характеризующих объективную и субъективную стороны изучаемого феномена. Этот процесс протекает эффективно при реализации следующих психолого-педагогических условий:

■ процесс формирования этнопедагогической культуры учителя предполагает последовательное изучение обобщенных ценностей соогвет-

ственно целевой, содержательной и процессуальной составляющих традиционной педагогической культуры народа;

■ развитие элементов этнопедагогической культуры учителя ( этнопе-дагогического сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности) зависит от уровня осознания качеств менталитета русского народа, степени сформированное™ национального самосознания;

■ в ходе освоения целей, идей закономерностей, принципов, понятий, средств, методов, источников традиционной педагогической культуры народа основное место отводится пониманию их воспитательного смысла;

■ методика формирования этнопедагогической культуры основана на ведущих тенденциях, принципах и строится в соответствии с основными направлениями, путями, которые реализуются в несколько этапов;

■ развитие этнопедагогической культуры основано на принципе " диалога культур", предполагающем адаптацию традиционной педагогической культуры к условиям современной практики обучения и воспитания.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о целостности, взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности.

Специальную методологию исследования составляют культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный подходы.

Культурологический подход предполагает исследование этнопедагогической культуры на различных уровнях: общественном, профессионально-групповом, личностном, изучение в статике и динамике, выявление технологических особенностей, воспитательных возможностей и т.д. На основе кущ?

турологического подхода предполагается обобщение основных этнопедагоги-ческих знаний (идей, закономерностей, принципов, понятий и др.), отношений, способов деятельности, качеств личности, их состава и структуры, содержательного наполнения, функционирования в конкретных учебно-воспитательных ситуациях.

Функционально культурологический подход связан с аксиологическиму подходом. Согласно ему, составляющие традиционной педагогической культуры представляют собой систему ценностей: ценности-цели, ценности-содержания, ценности-средства.

Применение целостного подхода обеспечило необходимое и достаточное обоснование сущности, содержания и структуры этнопедагогической культуры, ее формирование в целостном образовательном процессе.

Традиционную педагогическую культуру образуют три составляющие: и целевая, содержательная и процессуальная. Будучи сложной педагогической системой, она требует использования системного подхода.

Важным методологическим основанием настоящего исследования является личностно-деятельностный подход, который создает предпосылки для изучения процесса формирования этнопедагогической культуры в технологическом контексте.

Теоретические основы исследования. Этнопедагогическая культура учителя нами понимается как составная часть профессионально-педагогической культуры, отдельные вопросы которой изучали А.В.Барабанщиков, Н.Ю.Бочарова, Е.Б.Гармаш, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаев, Н.Л.Крицкая, И.Я.Лер нер, В.А.Сластенин и др. В основу исследования положена концепция И.Ф.Исаева, трактующая профессионально-педагогическую культуру как систему педагогических ценностей.

В данной работе в различных аспектах затрагивались концепции развития культуры личности: в общем плане (Л.В.Сохань, Л.Е.Шкляр), интеллектуальная культура специалиста (Г.А.Антипов, И.С.Ладенко, и др.), коммуни-

кативная культура (В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров и др.), культура деятельности (М.С.Каган, А.А.Леонтьев и ДР-).

В современных условиях процесс формирования этнопедагогической культуры проходит успешно, если он построен в соответствии с концепцией "диалога культур" (А.С.Арсентьев, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад и др.), предполагающей взаимосвязь культур адекватно их сущности (И.В.Баева).

В диссертации использовались идеи концепции совместной продуктивной деятельности (В.С.Агеев, А.И.Донцов, И.П.Иванов, Я.Л.Коломинский, Р.С.Немов, А.В.Петровский и др.)

Исследование опиралось на результаты изучения этнопедагогической подготовки учителя А.Г.Абсалямовой, А.Алимбековым, Ш.М-Х. Арсалие-вым, А.Г.Гмыриным,И.Ф.Гончаровым, Р.Н.Идрисовой, А.Маноновым, А.П.Орловой, М.М.Тхуго, Г.У.Убайдуллаевым, М.Г.Харитоновым, И.А.Шоровым и др.

Теоретической базой изучения содержательной составляющей этнопедагогической культуры служили исследования И.Арабова, Х.Х.Батчаевой,

A.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, М.Дибирова, Б.А.Кадырова, Т.И.Майцекива, Ш.А.Мирзоева, Т.Т.Мунзук, Б.А.Пирлиева, Ю.А.Рудя, В.М.Петрова, Н.С.Сафа рова, М.И.Стельмаховича, Е.И.Сявавко, Х.А.Тагировой, З.П.Тюменцевой, Т.Г.Тимошиной, И.А.Шорова, Я.И.Ханбикова, Е.Е.Хатаева и др.

Исследование опиралось на обобщенны результаты изучения русской народной педагогики, ориентированные на развитие русской национальной школы, изложенные в публикациях В.А.Алексеева, В.Белова, Е.П.Белозерцева, Г.В.Луниной, А.М.Леонова, О.В.Леоновой, Л.С.Малик,

B.М.Меньшикова, В.М.Петрова, В.К.Шаповалова, С.С.Щекиной и др.

Важным концептуальным положением является вывод о принципиальном единстве народной культуры. Наиболее последовательно эта мысль изложена в трудах этнографов А.К.Байбурина, Т.А.Бернштам, М.М.Громыко, Н.Костомарова, С.В.Максимова, Н.А.Миненко, А. Ф. Некрыловой, Г.П.Носовой, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко А.Л.Топоркова, В.И.Чичерова и др. По их данным, региональные, сословные, профессиональные особенности придавали народной педагогической культуре своеобразие. Имели место некоторые различия в обрядах, обычаях, ритуалах в различных регионах России, но в целом явления традиционной культуры типи