автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов
- Автор научной работы
- Казанская, Наталия Равильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Казанская, Наталия Равильевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК ПРЕДМЕТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
1.1. Исторические аспекты становления традиционного декоративно— прикладного искусства в России и образования в этой области.
1.2. Современное состояние традиционного декоративно—прикладного искусства как учебного предмета в образовательных заведениях народных художественных промыслов.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРСТВУ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.
2.1. Художественная роспись тканей — как вид народного декоративно-прикладного искусства.
2.2. Психолого—педагогические основы обучения подростков мастерству художественной росписи тканей.
2.3 Принципы обновления содержания курса мастерства художественной росписи тканей как учебного предмета.
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. Оптимальные условия организации процесса обучения специальности в учебно—производственных мастерских.
3.2. Содержание мастерства художественной росписи тканей как учебного предмета в образовательных учреждениях народных художественных промыслов.
3.3. Опытно—экспериментальная работа по реализации педагогических инноваций при обучении мастерству как учебному предмету.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов"
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью любой культуры, в том числе и культуры русского народа. Оно активно способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими поколениями. Особую значимость декоративно-прикладное искусство приобретает в современной социально-экономической обстановке, когда сказывается сильнейшее воздействие массовой культуры, когда подделки под произведения народного искусства приобрели характер откровенного «китча», когда ум и душа современного подростка полностью лишены национального содержания, не способны отличить добро от зла и прекрасное от безобразного.
Приобщение детей и юношества к миру народной художественной культуры через овладение профессиями народных художественных промыслов открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, осознания принадлежности к великому народу, чьи культура и искусство имеют общемировое значение.
Феномен традиционного прикладного искусства включает в себя такой вид, как народные художественные промыслы, искусство которых при всей своей специфичности отражает движение времени и общие закономерности развития мирового художественного процесса, одновременно в силу присущей им самобытности активно воздействуя на другие сферы творческой деятельности. О необходимости сохранения и развития народного художественного творчества писали Т.А. Бадяева, А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.А. Барадулин, Д.С. Лихачев, А.В. Луначарский, Н.Н. Мамонтова, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Т.А.
Семенова и др.
Народные художественные промыслы России прошли непростой путь развития, на котором можно выделить определенные, чреватые серьезными будущими изменениями, вехи. Одной из них явилось Постановление ЦК КПСС от 27 февраля 1975 года «О народных художественных промыслах», в котором была выдвинута обширная многоцелевая программа развития народного художественного творчества, намечены важнейшие мероприятия по ее реализации. В Постановлении особо указывалось на не соответствующую современным потребностям общества, государства, экономики подготовку специалистов среднего звена для предприятий народных художественных промыслов, которые составляли особую группу так называемой местной промышленности. Обращалось также внимание на немаловажную роль народного искусства в воспитании подрастающего поколения, значение эстетической среды и эстетического воспитания средствами произведений народного прикладного творчества.
Именно это положение было особенно значимо для учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.
Первоначально народные художественные промыслы (и соответствующие им профессиональные учебные заведения) развивались в сельских районах и небольших городах, то есть местах их возникновения. По Постановлению 1975 года в центрах народных художественных промыслов следовало расширить круг учебных заведений, где дети и подростки могли приобщаться к народному художественному творчеству, в первую очередь, средних и детских художественных школах.
Приказом Министерства просвещения СССР от 11 июля 1975 года № 42-М «Об улучшении работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в центрах художественных промыслов» было решено заменить уроки трудового обучения в средних школах обучением профессиям народных художественных промыслов, расположенных в конкретных местностях.
Подъем эстетического уровня современной молодежи, развитие прикладного творчества, совершенствование самих промыслов приобрели особую значимость. В первой половине 90-х годов XX века резко возрос интерес к занятиям детей и подростков народным декоративно-прикладным искусством и, в частности, художественной росписью тканей. Это явилось результатом того, что многие средние школы заменили уроки труда ознакомлением детей с основными технологическими приемами выполнения изделий народного декоративно-прикладного искусства.
В работе таких школ существовали серьезные проблемы: нехватка высокопрофессиональных учителей, знающих народное декоративно-прикладное искусство; недостаточное обеспечение наглядными пособиями и литературой; отсутствие центров повышения квалификации преподавателей; слабо организованная работа по созданию программ; недостаток учебно-материальной базы; отсутствие музеев, выставок по видам народного декоративно-прикладного искусства и художественным промыслам в различных городах.
Сегодня нарушен механизм передачи ценностей — идей, убеждений, взглядов, жизненных принципов, идеалов, а существующие образовательные направления в исследуемой области недостаточно эффективны. Забыто существенное правило, что духовные идеалы нельзя получить таким же путем, каким приобретаются знания. Передача ценностей должна осуществляться в процессе духовного диалога (с творцом или непосредственно с произведением искусства), который принципиально отличается от общения только на информационном уровне. Эта проблема остается актуальной не только для дошкольного или школьного образования, но и дополнительного образования, культурно-досуговой деятельности.
В тоже время в последние годы многие искусствоведы народного декоративно—прикладного искусства, какую бы область этого направления они не изучали, неизбежно приходят к проблемам в художественном профессиональном образовании. К их числу относятся работы И.Я. Богуславской, Н.М. Ведерниковой, В.М. Вишневской, Г.Л. Дайн, Н.Н. Мамонтовой, А.Д. Магомедова, М.А. Некрасовой, I
Е.С. Потаповой, А.И. Скворцова, Л.Я. Супрун, Н.В. Черкасовой и других. Они подтверждают очевидность того, что необходимо прямое обращение к теме народной (художественной) педагогики как системе закрепления и передачи мастерства, развития творческой личности.
Деятельность профессионально-технических школ и техникумов, выпускавших специалистов для предприятий народных художественных промыслов, на наш взгляд, анализировалась недостаточно.
Вследствие количественного роста школ и училищ, начавших профессиональную подготовку молодежи в области народного декоративно-прикладного искусства, чрезвычайно возросла потребность в педагогах соответствующих направлений, их особой методической подготовке. Понадобились учебные программы и планы, методические разработки и пособия. Настала пора с достаточной полнотой собрать и изучить конкретные сведения по истории и методике художественного образования в области народного искусства, провести систематическое исследование особенностей обучения специальностям народных художественных промыслов.
Особую важность подобное исследование приобретает потому, что наряду с профессионально подготовленными преподавателями в учебные заведения пришло значительное количество дилетантов, псевдопедагогическая деятельность которых наносит несомненный вред отношению молодежи к народной художественной культуре, воспитанию художников русского прикладного искусства.
Проблема формирования разносторонне развитых специалистов для сферы народного декоративно-прикладного искусства является чрезвычайно актуальной еще и по той причине, что судьба этой важной отрасли национальной художественной культуры полностью зависит от подрастающего поколения художников и мастеров — исполнителей на предприятиях народных художественных промыслов. Основная масса работающих там — молодые люди. Уровень и содержание их подготовки оказывают судьбоносное влияние на жизнеспособность народных промыслов, их эстетический уровень, социально-экономическую значимость, само существование русского народного прикладного искусства. Именно поэтому проблема подготовки рабочих кадров и специалистов среднего и высшего звена в области народных художественных промыслов приобретает особую важность и актуальность.
Цель исследования — теоретическое обоснование содержания и педагогических технологий преподавания традиционного прикладного искусства в образовательных учреждениях народных художественных промыслов.
Объект исследования — традиционное прикладное искусство как учебный предмет, влияющий на формирование учащихся — будущих художников-мастеров народных художественных промыслов.
Предмет исследования — процесс преподавания традиционного прикладного искусства в образовательных учреждениях данного профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторический опыт и современное состояние преподавания различных видов традиционного прикладного искусства в учебных заведениях народных художественных промыслов.
2. Охарактеризовать взаимосвязь общеобразовательных, общехудожественных и профессиональных учебных дисциплин как ведущего условия развития творческой личности учащегося.
3. Определить теоретические принципы содержания учебных программ по конкретным разделам традиционного прикладного искусства.
4. Экспериментально проверить эффективность выдвинутых теоретических положений в процессе апробаций нового содержания учебного предмета традиционного прикладного искусства.
Гипотеза исследования.
Творческое освоение традиционного прикладного искусства как учебного предмета в образовательных учреждениях народных художественных промыслов достигает своей цели, если: художественно-педагогический процесс будет осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства; содержание художественного образования будет структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий, их углубленным содержанием, способствующими росту художественно-эстетического уровня учащихся, их профессионального мастерства; в учебный процесс будут внедрены методы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов прикладного искусства: художественной вышивки, художественной росписи тканей, художественной росписи по металлу и папье-маше и т.д.
Методологической основой исследования явились: концепция воспитания искусством А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Г.Д. Гачева, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Неменского, АМ.Панченко, Б.П. Юсова, прогрессивные концепции образования в других видах искусства, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством; исследования по истории народного декоративно-прикладного искусства в целом и обучения высокому мастерству, о роли народного декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения (А.В.Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, А.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, В.Ф. Максимович, Н.Н. Мамонтова, С. И. Масленицын, Л.А. Рапацкая, И.А. Пронина).
Методы научного поиска и исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; системный анализ проблемы художественного образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций в области традиционного прикладного искусства; изучение архивных материалов и документов, учебной документации; изучение состояния профессиональной подготовки в учебных заведениях народных художественных промыслов; анализ деятельности выпускников учебных заведений традиционного прикладного искусства; организация и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов.
Этапы исследования.
На первом этапе /1991 - 93 гг./ определялись исходные позиции исследования, анализировался опыт работы различных образовательных учреждений, изучались литературные источники, проводился анализ состояния вопроса в теории педагогики и психологии, рассматривалась потребность практики в разработке данной темы.
На втором этапе /1994 - 97 гг./ обосновывалась концепция исследования, формулировались гипотеза и задачи научной работы, разрабатывались пути формирования художественно-творческой личности будущего художника традиционного прикладного искусства на занятиях в учебных заведениях народных художественных промыслов.
На третьем этапе /1998 - 99 гг./ осуществлялся сравнительный теоретический анализ исследований, предметом которых выступали факторы, способствующие формированию мастерства учащихся в области традиционного прикладного искусства средних и высших профессиональных заведений соответствующего профиля. Обобщались результаты исследования и формулировались выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость:
Систематизирован и теоретически обобщен опыт преподавания традиционного прикладного искусства в исторической ретроспективе.
Теоретически обоснован новый подход к обучению в области традиционного прикладного искусства как комплексному учебному предмету, интегрирующему традиционные и современные (авторские) художественно-педагогические технологии.
Проанализированы и научно обоснованы принципы проецирования традиционных психолого-педагогических приемов формирования мастерства на современный образовательный процесс.
Обновлено содержание образования в области традиционного прикладного искусства, предложены эффективные методы формирования профессионального мастерства художественной росписи тканей как интегративного качества развития профессионально-творческих способностей учащихся.
Сформулированы и теоретически обоснованы основополагающие принципы формирования саморазвивающейся творческой личности учащегося как будущего художника народного декоративно-прикладного искусства, способного творчески развивать традиции народных художественных промыслов и претворять их в художественные произведения прикладного искусства, отвечающие современным социально-экономическим и эстетическим требованиям.
Разработана модель организации экспериментальной творческой учебной мастерской, способствующей развитию и совершенствованию творческой личности учащегося.
Практическая значимость исследования:
Определен комплекс учебных заданий по профессиональному мастерству, включающий все существующие технологии художественной росписи и рассчитанный на различные возрастные группы от общеобразовательных школ до высших учебных заведений.
Разработаны авторские программы по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Художественная роспись тканей», «Материаловедение и технология производства», для средних учебных профессиональных заведений и «Совершенствование мастерства» для высших учебных профессиональных заведений.
Сформулированы практические рекомендации по формированию профессионального мастерства учащихся учебных заведений народных художественных промыслов, рассмотрены и определены условия наиболее продуктивной организации их учебной деятельности на уроках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание и методы формирования творческой личности учащихся в учебных заведениях народных художественных промыслов всех уровней.
2. Методы активизации интереса к конкретному виду традиционного прикладного искусства через уроки мастерства в учебных заведениях данного профиля.
3. Требования к организации экспериментальной учебно-производственной мастерской в качестве творческой, способствующей всестороннему гармоническому развитию личности будущего художника-мастера как носителя традиционной духовной культуры.
Лпстовеоность исследования и обоснованность результатов обеспечивались большим объемом изученной литературы, научно-методического материала, практическим опытом двадцатилетней преподавательской работы и руководства предметной комиссией автора в Московской Школе художественных ремесел, количественным и качественным анализом фактического материала, комплексной методикой исследования, адекватной его объему, целям и задачам.
Апробация результатов исследования проводилась в процессе обучения мастерству в Московской школе художественных ремесел и Московском государственном университете культуры и искусств Министерства культуры Российской Федерации. Проверка материалов и выводов исследования проходила на заседаниях лаборатории изобразительного искусства Института художественного образования Российской Академии образования, на научно-практических конференциях и семинарах:
Семинар: «Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы» /Москва/, 1995 г.
Научно-практические конференции:
Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» /Самара/, 1996г.
Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» /Москва/, 1997 г., 1998 г., 2000 г.
Традиционное прикладное искусство и образование» /Москва/, 2000 г.
Итоги научного поиска нашли отражение в ряде статей и докладов, сделанных автором в течение последних пяти лет, в новых учебных программах.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем организованного обучения студентов по вышеперечисленным программам в профессиональных учебных заведениях различного уровня: Московской Школе художественных ремесел и Московском государственном университете культуры и искусств с 1995 г., детской художественной школе г. Ханты-Мансийска с 1998г.
Выводы, к которым привело выполненное автором исследование, могут быть использованы преподавателями от общеобразовательных средних школ (по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология») до высших профессиональных учебных заведений, включая учреждения дополнительного образования.
В соответствии с целями исследования, характером изученных материалов и актуальностью темы определилась структура диссертационной работы. Она включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Основные результаты исследования:
На основе анализа и обобщения отечественной практики обучения подростков и юношества художественной росписи тканей, теоретических изысканий в этой области, собственного педагогического эксперимента впервые:
1. Определены структура и содержание курса обучения мастерству ручной росписи тканей в средних профессиональных учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
2. Разработана авторская учебная программа курса «Художественная роспись тканей (мастерство)», основанная на квалификационных требованиях для средних профессиональных учебных заведений.
3. Впервые разработана, апробирована и применяется учебная программа курса «Художественная роспись тканей /мастерство/» для подготовки специалистов высшей квалификации в данном виде народного декоративно-прикладного искусства. Базой для создания и апробирования стали Московская Школа художественных ремесел (колледж-ВУЗ) и Московский государственный университет культуры и искусств, где данная программа используется в настоящее время.
4. Определена и введена в практику педагогической деятельности новая методика обучения подростков, основанная на глубоком изучении традиций народного прикладного творчества и народной педагогики, создании авторских художественных изделий, активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.
5. В соответствии с требованиями учебного процесса и программы по
110 мастерству разработана структура комплексной организации учебной мастерской по обучению художественной росписи тканей. Предусмотрена возможность создания учебно-производственных мастерских в учебных заведениях народных художественных промыслов.
6. Введены в практику обучения мастерству ручной росписи учебные пособия по отдельным темам программы, методические образцы по каждому учебному заданию профессионального обучения.
Цель нашего исследования и выдвинутая гипотеза потребовали анализа успеваемости учащихся и дипломников по данной дисциплине, Его итоги являются основным показателем эффективности разработанной автором системы и программы обучения. Особое внимание следует обратить на результаты, полученные при защите дипломных работ и говорящие об очень высоком уровне подготовки специалистов по художественной росписи тканей. Они наглядно демонстрируют эффективность разработанной программы обучения и методов, применяемых при ее реализации.
На основе полученных результатов и сделанных выводов, которые подтвердили выдвинутую гипотезу, считаем возможным дать следующие рекомендации по совершенствованию методов педагогического воздействия на профессиональное обучение студентов по художественной росписи тканей:
1. Современная подготовка мастеров-художников народных художественных промыслов должна быть пересмотрена именно как система. Необходима реорганизация всех её компонентов: эстетического воспитания в средней общеобразовательной школе средствами народных художественных промыслов; профессиональной подготовки в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства; подготовки кадров преподавателей и мастеров производственного обучения в высших учебных заведениях, а также определение места каждой дисциплины в этом комплексе, обязательно связанной с художественной росписью тканей, которой обучаются студенты, и психологопедагогических функций всех необходимых учебных дисциплин.
2. Только непрерьюный, целостный учебно-воспитательный процесс, т.е. сочетание занятий по мастерству с занятиями по рисунку, живописи и композиции,
Ill соответствующие коррективы воспитательного воздействия в части профессиональной ориентации приведут к совершенствованию мастерства и должного воспитания учащихся, углубленной связи обучения с жизнью народных художественных промыслов, повышению общей культуры современного представителя народного искусства.
3. Необходимо внедрить метод активизации познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения, что в значительной степени повлияет на эффективность обучения мастерству художественной росписи тканей и воспитания подрастающего поколения, будет формировать у учеников более высокий уровень профессионального мастерства.
4. Обучение студентов мастерству художественной росписи тканей требует специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, а также обеспечения учебного процесса необходимой специальной как учебной, так и методической литературой, которую могут создавать только эти мастера и преподаватели. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения должно быть организовано непосредственно в центрах художественной росписи тканей, поскольку именно преподаватели мастерства ведут всю работу с учащимися и, именно им, необходимо прежде всего владеть тем видом народных художественных промыслов, которому они учат.
Высказанные нами в данном исследовании положения, естественно, подлежат дальнейшему развитию. Главная перспектива, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы расширить использование традиционных для народной педагогики методов обучения и одновременно опробовать результаты нашего исследования в различных учебных заведениях профессионального образования, обратив особое внимание на разработку частных методических пособий, корректирование учебных программ по всем предметам учебного плана по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Подобная научно-исследовательская и практическая деятельность позволят выделись новые направления в обучении и воспитании художников народного декоративно-прикладного искусства в чьих руках будущее русской культуры.
112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью современной культуры, активно участвует в эстетическом формировании художественного вкуса личности подростка, в воспитании его патриотической гордости, уважения к вековым традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями, В него особо значимой частью входит такое направление в искусстве, как народные художественные промыслы.
В современных социально-экономических условиях существование и развитие народных художественных промыслов полностью зависит от личности, заинтересованной в их развитии и владеющей народным прикладным творчеством профессионально, личности которая внесла бы свою лепту в дело подъема художественного и социально-эстетического уровня развития каждого человека.
Практика показывает, что в последнее время сведения и представления о народных художественных промыслах стали включаться в систему внеклассных мероприятий, факультативов, клубной работы, самодеятельности; значительно расширилось число учебных заведений, обучающих молодежь народному декоративно-прикладному искусству.
Потребность в специалистах, которые могли бы осуществлять такую работу, велика и удовлетворяется лишь частично. Большинство тех, кто ведет занятия в детских, юношеских учебных заведениях, коллективах взрослых подготовлены слабо или же вообще являются дилетантами. Вот почему качество подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства на данном этапе представляет значительный государственный интерес, так как от этого зависит эстетический уровень изделий народных художественных промыслов, их будущее, а также профессионально-личностные качества художников-промысловиков, развитие потребительского интереса к изделиям народных художественных промыслов у всех слоев общества, в том числе и у подрастающего поколения.
Следовательно, задача, стоящая перед учебными заведениями народных
108 художественных промыслов, очень важна, а формирование профессионального мастерства в области народного искусства имеет большое практическое, теоретическое и идеологическое значение для воспитания современной молодежи.
Одним из важнейших теоретических результатов исследования является положение о том, что обучение должно рассматриваться как единый целостный процесс, направленный на решение конкретной задачи — подготовки высокопрофессионального мастера-художника в строго определенном виде народного декоративно-прикладного искусства. Именно из этого необходимо исходить при планировании обучения, в том числе, при составлении учебных планов и программ по общехудожественным общеобразовательным и специальным предметам в учебных заведениях народных художественных промыслов. Обучение профессиям народных художественных промыслов в единстве с другими сложившимися в практике педагогического воспитания методами воздействия на человека развивают художественное и практическое мышление подростков, оказывают положительное влияние на их идейно-политическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, формируют не ремесленника в худшем смысле этого слова, а творческую, социально-значимую личность.
Воспитание средствами народного искусства должно быть направлено прежде всего на овладение студентами опытом предшествующих поколений художников народного искусства, укрепление в них национального самосознания, потребности в самосовершенствовании.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса особо значимыми является целостность обучения, где рисунок, живопись, композиция в тесной связи с другими предметами, как общеобразовательными так и специальными, определяют конечный результат, на который должно быть направлено все обучение — подготовка художника-мастера конкретного вида народных художественных промыслов.
Как особая научная дисциплина художественная педагогика начала складываться в конце ХУ1 века, а в области народных художественных промыслов делает вообще первые шаги. Одним из основных средств воспитательного воздействия в ней является способность воспринимать уникальные произведения
109 народных мастеров. Поэтому формирование художественного восприятия должно быть связано с активизацией познавательных процессов и изучением конкретных изобразительно-выразительных средств для данного народного художественного промысла, и только тогда в ходе учебного процесса будет пробуждаться интерес студентов к народному прикладному искусству.
Проведенное теоретическое исследование и экспериментальная работа позволяют наметить научно-методические основы обучения мастерству как учебному предмету в средних профессиональных учебных заведениях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казанская, Наталия Равильевна, Москва
1. Алексеев С.С. Декоративная живопись. — М.: Изд—во тип. Акад. архитектуры, 1949. —132 с.
2. Алексеев С.С. О колорите. — М.: Изобразительное искусство, 1974.174 с.
3. Алексеев С.С. О цвете и красках. — М.: Искусство, 1922. — 52 с.
4. Алексеев С.С. Цветоведение. — М.: Искусство, 1952. —148 с.
5. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. Учебник. — М. — Л.: Искусство, 1939. — 132 с.
6. Алпатова А.И. Художественные особенности русской набойки. Дис. канд. пед. наук. — М.: 1972.
7. Анталогия педагогической мысли: В 3 т., т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании./ Сост. Н.Н. Кузин. — М.: Высшая школа, 1989. — 463 с.
8. Арватов Б. И. Искусство и классы. — М. —Петроград : Гиз, 1923, 4, — 88 с.1. С. 83.
9. Арватов Б.И. Искусство и производство. Сборник статей, — М.:
10. Пролеткульт, 1926. — 132 с.
11. Аристов Н.Я. Промышленность древней Руси. СПб.: 1866. — 321 с.
12. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. СПб.: Политехника, 1992.64 с.
13. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987. — 230 с.
14. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.—184 с. — С. 20.
15. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974.— 384 с. — С. 164.
16. Бадяева Т.А. Искусство и ремесло. Закономерности развития искусстванародных художественных промыслов. Сб. тр. НИИХП. — М.: Изд—во НИИХП, 1991. —С. 63-71.113
17. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. Учебное пособие. — М.: МГИК, 1992. —160 е.— С. 13.
18. Бакушинский А.В. Искусство Мстеры. — М.: КОИЗ, 1934. —102 с.
19. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. — М.: Гознак, 1934. — 266 с.
20. Бакушинский А. В. Народное искусство СССР в народных промыслах. — М.: Искусство, 1940. — 245 с.
21. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание.
22. М.: Культура и просвещение. 1922. — 240 с. — С. 66.
23. Бартрам Н.Д, Русская народная деревянная резная и расписная игрушка.1. М. Госиздат, 1924.
24. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса.
25. М. Высшая школа, 1987. — 341 с.
26. Бахрушин С.В. Ремесленные ученики в ХУП веке. Труды ГИМ, вып.З, разряд общеисторический. — М., 1926.
27. Бломквист А. Кустарная промышленность в России 1884 /доклад/ Эвойс /Финляндия/. — СПб., 1887.
28. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. — М., 1910 — 1914.
29. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.— М.: Советский художник, 1966. — 118с.
30. Василенко В.М. Народное искусство. — М.: Советский художник.
31. Введение в психологию. Под ред. А. В. Петровского. — М.: Academia, 1995.493 с.
32. Введение в цветоведение. Под ред. А. В. Петровского. — М.: Academia1. Вып. 1, 1997.—39 с.
33. Ведерникова Н.М. Возрождение традиционного мастерства на художественных промыслах Кировской области. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб. тр. НИИХП.— М.: Изд—во НИИХП, 1990.— С. 72-73.
34. Ведерникова Н.М. Особенности развития русского народного искусства.
35. Сб. тр. НИИХП: Закономерности развития народных художественннхпромыслов. М.: Изд—во НИИХП, 1991. - С. 126.114
36. Вишневская В.М. Особенности творческого процесса в коллективах мастеров художественных промыслов. Идейно-творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе. Сб. тр. НИИХП, — М.: Изд—во НИИХП, 1984. — С. 89.
37. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики какфеномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары: 1993. Б. и., — 85 с.
38. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение,1982. —144 с.
39. Воробьев П.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. — М.: Наука, 1976. — С. 60.
40. Воробьева И.Р. Товары художественных промыслов. — М.: Экономика,1969.
41. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. — М., 1972.
42. Вудсон У., Конвер К. Письменные и рабочие столы. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов.— М.: Мир, 1968. —С. 153-158.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
44. Госиздат РСФСР, 1930. —120 с.
45. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 250 с.
46. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
47. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Сб.: Психологическая наука в СССР, т.1. — М., 1959. — С. 466.
48. Гальперин П.Я. Технология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. — С. 236-277.
49. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд — во МГУ, 1974. —101 с.
50. Гончарова Л.Н. Проблемы подготовки кадров для народных художественных промыслов. II Декоративное искусство СССР. 1982. №8,1. С. 12 — 13.
51. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. М.: Советский художник, 1982.115248 с.
52. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
53. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. — М.: Педагогика,1986.—239 с.
54. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. — СПб., 1892.
55. Дайн Г.Л. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем. Сб. тр. НИИХП: Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. — М.: Изд—во НИИХП, 1990.1. С. 51 — 53.
56. Даценко Л.М. Роспись тканей и набойка /для детей / — Л.: Учпедгиз, 1961.55 с.
57. Дерибере Морис. Цвет в деятельности человека. — М.: Стройиздат, 1964.183 с.
58. Дмитриев Н.Н. Первые русские ситценабивные мануфактуры ХУ111 века.
59. М —Л.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935. — С. 86.
60. Егорова Р.И., Осипова Л.В., Ященко С.К. Методика практикума по обработке тканей /пособие для учителей/. — М.: Просвещение, 1975.157 с.
61. Зернов В.А. Цветоведение. — М.: Книга, 1972. — 239 с.
62. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. — Л.: Художник РСФСР, 1975 —246 с.1. С. 15.
63. Ивановские ситцы. / Сост. Арсеньева Е.В. — Л.: Художник РСФСР,154 с.
64. Ивенс Р. Введение в теорию цвета. — М.: Мир, 1964. — 442 с.
65. Изобразительное искусство и художественный труд. Основные положения программы. Материалы к проведению эксперимента. /Ред. Б.М. Неменский./ Вып. ХУ1. — М., 1978. —166 с.
66. Ильина Г.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.1. М.: 1975.
67. Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность в прошлом инастоящем. — М.: Вестник промышленной мануфактуры, 1915. — 488 с.
68. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп.116
69. Сб. науч.тр. /Ред. Н.А. Кушаев, В.П. Сомов./ —М., 1978, —96 с.
70. Искусство и художественное развитие учащихся. Сб. науч. тр. Под ред. МЛ Верб, — Л.: ЛГПИ, 1977. —116 с.
71. Искусство как фактор интеллектуального развития школьников. Сб.научных трудов. /Ред. Е.К. Чухман, Ю.У.Фохг—Бабушкин./ М., 1980,123 с.
72. Исследование художественных интересов школьников. /Ред. Е.В. Квятковский, Ю.У. Фохт—Бабушкин./ — М., 1974, —160 с.
73. Казанская Н.Р. Свободная роспись тканей. Аэрография. //Народное творчество, 2000. № 1, — С. 20—21.
74. Казанская Н.Р. Совершенствование мастерства. Программа курса для подготовки бакалавра по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / специализация «Художественная роспись тканей»/. М., 1998. -16 с.
75. Казанская Н.Р. Уроки мастерства: холодный батик. //Клуб, 1996, № 6. -С. 45-47
76. Казанская Н.Р. Художественная роспись тканей. Программа курса мастерства по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». М., 1998. -19 с.
77. Карл Роберт. Краткое руководство живописи на тканях. Пер. с фр. — М.:1. Изд—во Линдермана, 1895.
78. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.
79. М.: Изд—во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 304 с. — С. 19.
80. Колос С.Г. Учитывать специфику. //Декоративное искусство СССР, № 2,1171963. —С. 37.
81. Коновалов А.Д. Плат узорный. — М.: 1981.
82. Концепция трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейсямолодежи в системе непрерывного образования: Методические разработки. — М., 1988. — 112 с.
83. Королева Н.С. Роспись тканей Иванова. Народные художественные промыслы Ивановской области. Сб. тр. НИИХП, — М.: Изд—во НИИХП, 1994. —С. 129.
84. Корюкин В.Н. Аэрография. Художественное оформление тканей. — Л.,1968.—40 с.
85. Корюкин В.Н. Батик. Художественное оформление тканей. — Л.: 1968.
86. Корюкин В.Н. Красители и фаски для узорчатой расцветки тканей. Учебное пособие. — Л., 1968. — 46 с.
87. Корюкин В.Н. Ручная набойка. Художественное оформление тканей. Учебное пособие для студентов. — Л., 1968. — 22 с.
88. Косырева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды.— Л.: 1978.
89. Криницын Л.Ф. Организация художественной мастерской в школе. — В кн. Художественное проектирование. — М.: Просвещение, 1969.1. С. 143 — 165
90. Кузин B.C. Психология. — М.: Высшая школа, 1974.
91. Лащук Ю.Ф. Вопрос подготовки кадров для народных художественных промыслов. Сб. Проблемы народного искусства, Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. М.: Изобразительное искусство, 1982, — 136 с.1. С. 113.
92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика,1981.
93. Лешков В.Н. Очерк древнерусских законов о ремеслах и заводской промышленности. «Московитянин», кн.1, декабрь 1852.
94. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1998. — 462 с.1. С. 403.
95. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.:
96. Просвещение, 1985. —175 с. — С. 79.118
97. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М.: Знание, 1982. —144 с.
98. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. —176 с.
99. Лядов И. Рукоделия, ремесла, промыслы и торговля г. Шуи. — Владимир: тип. Губ. земск. управы, 1876. — 72 с.
100. Макаровская Г.А. Русские шали. — М.: Советская Россия, 1986. —182 с.
101. Максимова З.Н. Народное творчество в эстетическом и трудовом воспитании детей. /Школа и производство. —1992. № 2.
102. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: научн.— метод, пособие. — М.: Флинта, 1999. —61 с.
103. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Автореферат дис. канд. пед. наук. — М.: Художественная гравюра, 1989. — 16 с.
104. Максимович В.Ф. Современное состояние образовательных учреждений народной художественной культуры. /Методическое пособие/
105. Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов. /Методическое пособие для преподавателей/
106. М.: Художественная гравюра, 1989. — 20 с.
107. Мамонтова Н.Н. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России ХУШ -начала XX века. Сб. тр. НИИХП: Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. — М.: Изд—во НИИХП, 1991. — С. 7.
108. Мамонтова Н.Н. Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле. Сб. тр. НИИХП: Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. — М.: Изд—во НИИХП, 1990.1. С. 19.
109. Масленицин С И. Ученичество в народном костюме. Сб. Проблемы народного искусства. Под ред. М.А Некрасовой и К.А. Макарова М.: Изобразительное искусство, 1982. — С. 105.
110. Масленицын С.И. Ученичество в народном искусстве. Сб. Проблемы народного искусства. Под ред. М.А. Некрасовой и Макарова К.А.— М.: Изобразительное искусство, 1982, —132 с. — С. 101 —105.
111. Мастера русского Севера. /Сост. И.Я. Богуславская, А.А. Рыбаков. — М.1191987. — С. 4.
112. Мастера: секреты народных ремесел. /Сост. Е.Фролова. М.: Роман-газета, 1994.— 250 с.
113. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. — М.: Просвещение, 1985. —222 с.
114. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. — М : АО Академия моды, 1993. — 542 с.
115. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988.224 с.
116. Некрасов А. И. Курс истории и теории искусств, читанный в Московской консерватории в 1913-14 академическом году. — М.: тип. В.И. Воронова, 1914.—587 с.
117. Некрасов А.И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. — М.: Т-во «В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1924. — 119 с.
118. Нефасов А. И. Русской народное искусство. — М.: ГОИЗ, 1924.—164 с.
119. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
120. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1982. —136 е.— С. 21.
121. Нестерова Л.Н. Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения. Автореф. дис. . канд. пед. наук. —.М., 1968. —31 с.
122. Нестерова Л.С. Роспись тканей. — М. — Л.: КОИЗ, 1938. — 48 с.
123. Никитин М.Н. Художественное оформление тканей. — М.: Легкая индустрия, 1971. — 280 с.
124. Новиков А.М. Как работать над диссертацией /Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. — М.: Педагогический поиск, 1994.146 с.
125. Обучение и развитие: Экспериментальные исследования. /Под ред. Л.В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
126. Оршанский Л.Г. Художественная промышленность СССР 1917-1927.—Л. Изд-во Академии художеств, 1927. — 82 с.
127. Оршанский Л.Г Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. — М.—Пг.: Госиздат, 1923. —155 с.120
128. Оршанский Л.Г. Художественное творчество. — М.: 1907. —159 с.
129. Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей. — М.: Просвещение, 1979.
130. Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина и О.В.Танкус1. М.: Просвещение, 1978.
131. Оттен и Мерри. Чародеи с Явы. — М.: Наука, 1973.
132. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно— конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. —272 с.
133. Педагогический поиск. Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1988.472 с.
134. Первая всероссийская конференция художественной промышленности ИЗО Н.К.П., — М.: 1920. — С. 3.
135. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. — М., 1983. — 224 с.
136. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М., 1981.304 с.
137. Полушин Н. Очерк начала и развития ситцевой промышленности в с. Иванове и посаде Вознесенском. Вестник промышленности, 1860. № 4,1. С.9-10.
138. Поманский Б.А. и др. Технология росписи тканей. — М.: ВКИ, 1957.
139. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М. Педагогика, 1976. —303 с
140. Попова О. С. Народные художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 324 с.
141. Попова О С. О воспитании молодых художников промыслов. Декоративное искусство СССР. 1977. № 8, — С. 17.
142. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера ХУ1-Х1Х в.в. — М.: 1974.
143. Похолкин Г. В. Трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. Автореферат дис. канд. пед. наук — М.: 1978.
144. Проблемы народного искусства. Под ред. М.А. Некрасовой и КАМакарова. — М.: Изобразительное искусство, 1982, —136 с. — С. 14.
145. Разина Т.М. О некоторых закономерностях развития современного народного искусства и художественных промыслов. Закономерности121развития искусства народных художественных промыслов. Сб. тр. НИИХП.
146. М.: Изд—во НИИХП, 1991. — С. 72-95.
147. Разина Т.М. Профессионализм народного искусства. — М.: 1985—С. 8.
148. РазумныйВ.А. Творчество народа и современность. — М.: 1990.— С. 98.
149. Рогинская Ф.С. Советский текстиль. — М.: Худ. изд—во акц. о—ва АХР, 1930. — 86 с.
150. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.
151. М.: Искусство, 1971 — С. 103.
152. Розет И.М. О психологическом изучении творческой деятельности художника-конструктора. Техническая эстетика, № 10,1972. — С. 10-12.
153. Розет И.М. Психология фантазии. Эксперим. — теорет. исследование внутрен. закономерностей продуктов умств. деятельности. — Минск: Изд— во БГУ, 1977. — 311 с. — С. 248-250.
154. Роллан Р. Кола Брюньон. Собр. соч., т.7. — М.: 1956, — С. 16-18.
155. Рубинштейн С.Л. Об эстетическом воспитании. — М.: Учпедгиз, 1917.101 с.
156. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд., — М.: Учпедгиз, 1946. —704 с.
157. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. В кн. Психология индивидуальных различий. — М.: Изд — во Московского Университета, 1982. — С. 52 — 69.
158. Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. — М. — Л. Изд — во АН СССР, 1952.—268 с.
159. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. — М.: Гизлегпром, 1956. — 46 с.
160. Рудин Н.Г. Таблицы — задачи по цветоведению. — М. — Л.: Искусство, 1940. — 32 с.
161. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. — М. Экономика, 1964. —172 с.
162. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. Исследования и заметки. — М.: ИздвоМГУ, 1984.—1313 с.
163. Система художественных выразительных средств в искусствесовременных художественных промыслов. Сб. тр. НИИХП.— М.: Изд—во1. НИИХП, 1988.122
164. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971.—206 с.
165. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. ( пер. с чеш.) — М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
166. Соболев Н.Н. Набойка в России. История и способы работы. М.: Тип. тов. И.Д. Сытина 1912. —107 с.
167. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. — М.— J1.: Академия, 1934. — 433 с. — С. 391.
168. Сурганова Г.А. Русские платки и шали в городском женском костюме XIX века. Сб. тр. НИИХП, № 6, — М.: Изд—во НИИХП, 1972. — С 201 — 207.
169. Сурганова Г.А. Русский городской женский костюм XIX века. Дис. . канд. пед. наук. — М.: 1973
170. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во Московского Университета, 1975. — 343 с.
171. Танкус О.В., Гороховская М.Л. Технология росписи тканей. — М.: Легкая индустрия, 1969. —181 с.
172. Темерин С.М. и др. Роспись тканей. Пособие для художников и мастеров.1. М.КОИЗ, 1952.— 66 с.
173. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. — М.: Советский художник, 1960. — 458 с.
174. Темерин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса. — М.: Изд—во Академии художеств СССР, 1962. — 51 с.
175. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. вып. 11, — С. 7 20.
176. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учебник для профессиональных учебных заведений. — М.: Высшая школа, 1992.159 с.
177. Учебные планы и краткие программы производственных курсов промкооперации. — М.: КОИЗ Воскопромсовета, 1932.
178. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. — М.:1974.
179. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Сб.
180. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала123
181. XX в. — М. Педагогика, 1990. — С. 45-52.
182. Федотова Л. В. Традиции народного искусства в художественной росписи тканей. Сб. тр. НИИХП: Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. — М.: Изд—во Минстанкопрома, 1990. —147 с.
183. Фехнер М.В. Золотое шитье Владимиро-Суздальский Руси. В кн. Средневековая Русь. — М., 1976.
184. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб. тр. НИИХП: — М.: Изд—во НИИХП, 1990.—147 с.
185. Хансен Брита. Роспись по шелку для начинающих. — М.: Внешсигма, 1997. 72 с.
186. Художественное оформление текстильных изделий / Сост. С.А. Малахова и др. —М.: Легпромбыгизздат, 1988. — 304 с.
187. Художественный труд. Под ред. Луначарского А. В. М.: 1923. №1,4.
188. Цойгнер Г. Учение о цвете. — М.: Стройиздат, 1971. — 159 с.1. С. 112-113.
189. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Дис. . докт. филос. наук. — Челябинск, 1984. -401 с.
190. Чебышева В.В. Психология трудового обучения ГГрудовые умения, навыки и условия трудового обучения. — М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
191. Чекалова А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.
192. М.: Изд-во АНН СССР, 1962. — 67 с.
193. Чуйков С.А. Заметки художника. — М.: Молодая гвардия, 1967. —143 с.1. С. 8-9.
194. Чукина Н.П. Путешествие в страну батика. — М.: Юный художник, № 8, 1984.— С. 42-43.
195. Чукина Н.П. Яванские батики в собрании Государственного музея искусств народов Востока. В сб.: Малайско-индонезийские исследования. — М.:1. Искусство, 1977.
196. Шереметев П.С. О русских художественных промыслах. — М. Т—во124печатня С. П. Яковлева, 1913. —62 с.
197. Щербаков А. В. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством детей. — М.: Просвещение, 1969. —271 с.
198. Щукинский B.C. Педагогика творчества учащихся. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
199. Юсов Б.П. Изобразительное искусство в средней школе. — М.: 1972.
200. Юсов Б.П. Потенциальные возможности видов искусства и общее личности. /Опыт анализа структуры/. В сб. Теория эстетического воспитания. — М.: 1973. — С. 12-40.
201. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. —86 с.
202. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.—47 с.
203. Якунина Л.И. Шали крепостной работы начала Х1Х века. Труды ГИМ, вып. Х111. — М.: Изд-во ГИМ, 1941.— С. 232-254.
204. Яловенко Г. В. Русские художественные лаки. Изд. 2-е.—М.: КОИЗ, 1959. —50 с.
205. Янченко В.Л. Набивные платки и шали в русском народном костюме 1-ой половины XIX века. Традиции народной одежды и искусство современного костюма. Сб. тр. НИИХП: — М.: Изд—во НИИХП, 1983.
206. Янченко В.Л. Художественные особенности московских ситцев, платков и шалей XIX начала XX веков. Дис. канд. пед. наук. - М., 1991.125