автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Гайманова, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства"
На
правазрэ^кйописи
ом
.""•о
С; ;: ,
ГАЙМАНОВА Елена Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИ ДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
МОСКВА - 2000
Г
Работа выполнена в Институте художественного образования Российской Академии образования)
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО Юсов Борис Петрович
Официальные оппоненты : доктор педагогических наук, старший
научный сотрудник Григорьев Владимир Михайлович;
кандидат филологических наук, старший
научный сотрудник
Ведерникова Наталья Михайловна
Ведущая организация - Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации
Защита диссертации состоится « .¿У» 2001г. в
ч.
на заседании диссертационного совета КР 018. 12. 52 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте художественного образования РАО по адресу: 119034, г. Москва, Пречистенская набережная, дом 15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан «,-ÍS~» 2000г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
Л.М.Баженова
ш ^jp^l
}
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. «Живым корнем», питающим русскую душу, (А.В.Бакушинский), традиционно являлась русская словесность, которая составляет не только важнейшую часть национальной культуры, но и является системой мировоззрения, реализацией коллективного сознания народа, частью "национального субстрата" (Г.Д.Гачев). С.Есенин писал, что "народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом" (Ключи Марии. М., 1991.С.587). Устное и письменное слово передается из поколения в поколение, и благодаря русской словесности не распадается связь времен. Нравственный, одухотворяющий потенциал фольклора и литературы важнее, чем информационный. Фольклор и литература участвуют в установлении духовных связей между поколениями. Культурное назначение русской словесности связано с объективацией универсальных ценностей - Добра, Правды, Красоты - в образцах, передаваемых от поколения к поколению эстетическими средствами.
Изучение народных промыслов - это изучение творчества народа в его территориальной, этнической, исторической и социальной определенности, то есть изучение самого народа, его духа, которое невозможно без изучения русского языка и связанного с ним народного поэтического творчества, литературы. Особая задача в этом случае стоит перед учебными заведениями народного декоративно - прикладного искусства, которые должны сохранять и умножать народные традиции, воспитывать и образовывать "художников, способных к эмоционально-образному отражению" (В.Н.Полунина) своих впечатлений и этнохудожественных представлений в системе художественных средств декоративного искусства.
Непосредственное наблюдение за работой учебных заведений народных художественных промыслов в течение последних восьми лет позволяет сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях данного профиля все еще бытует отвлеченный профессионализм, узкая специализация, уверенность в самодостаточности овладения отдельными навыками и умениями. При этом, как правило, наблюдается преобладание объема технологических знаний над культурологическими. Одновременно прослеживается разрозненность в преподавании дисциплин: общеобразовательный цикл обучения не связан с тематикой специальных дисциплин и обучением мастерству. Достаточно очевидны пробелы в развитии этнохудожественной культуры личности абитуриентов, поступающих в данные учебные заведения. Можно отметить такой факт, как неопределенность некоторых нравственных, этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных художественных промыслов, что в значительной мере затрудняет целостное понимание ими основ народной художественной культуры. Степень разработанности проблемы. Анализ трудов М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана показывает, что в них решаются проблемы взаимодействия природных, социальных, этнических, языковых, художественных факторов бытия и явлений мира, определяется их влияние на духовное формирование
личности. Многие ученые рассматривали русскую словесность в мировоззренческом, культурологическом аспекте.
Филологи и фольклористы П.Г.Богатыреа, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Ю.М.Соколов изучали русскую словесность как феномен художественной культуры, что обуславливало необходимость первостепенного внимания к ее эстетической природе и эстетической функции.
Искусствоведы, специалисты в области народного декоративно-прикладного искусства Н.М.Ведерникова, М.А.Ильин, В.С.Воронов,
A.Н.Некрасов, М.А.Некрасова и др. определяли в своих работах сущность народного искусства, перспективы его развития, взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с искусством слова.
В психолого-педагогических трудах А.В.Бакушинского, ПЛ.Блонского, Л.С.Выготского выявляется специфика художественного творчества, определяются основные принципы художественной педагогики.
Анализ исследований в области литературного образования Е.В.Квятковского, В.Г.Маранцмана, Л.М.Предтеченской, Л.Е.Стрельцовой, Т.И.Суховой, Н.Д.Тамарченко показывает, что в педагогическом мышлении преобладает широкий взгляд на изучение литературы в контексте культурно-исторического развития общества. В их работах определяется гуманитарно-культурологическая направленность курса литературы.
Заслуживает внимания деятельность ученых (Е.П.Белозерцев,
B.Н.Ганичев, И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.) по созданию концептуальных основ и педагогических технологий русской национальной школы, одной из задач которой является воспитание личности в духе этнопедагогики. В основе их образовательных программ - гуманитарная направленность предметов, в частности, широкое использование педагогических возможностей русской словесности.
Представляют особый интерес исследования в области этнопедагогики, проведенные в институте семьи и воспитания РАО под руководством Г.Н.Волкова. В них решаются этнопедагогические задачи вооружения учителей руководством в использовании в работе с детьми народных педагогических средств, знакомства подрастающего поколения с общечеловеческим опытом самовоспитания (Г.Н.Волков).
Анализ научных работ, диссертационных исследований и учебных программ свидетельствует о том, что специально не разрабатывался вопрос о содержании и направленности литературного образования в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов.
Актуальность темы и одновременно ее неразработанность определили цели и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - определить особенности содержания и направленность курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - курс "Русская литература" в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства средствами фольклора и литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить . роль курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.
2. Дать анализ исторически сложившихся и современных вопросов преподавания курса литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства с начала века до настоящего времени.
3. Определить основные аспекты содержания и направленность литературного образования в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемых в данном исследовании форм организации учебных занятий и внеурочной деятельности в условиях подготовки народных мастеров в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства в результате освоения содержания и направленности курса литературы эффективно, если будут учтены основные условия, а именно:
• общеобразовательное и развивающее значение курса литературы в образовательной и воспитательной системе работы учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства;
• выявление своеобразия русской народной поэзии и классической литературы в мировом литературном процессе;
• интегрирующая роль курса литературы в условиях взаимодействия разных видов искусства, что определяет гуманитарно-культурологическую направленность литературного образования;
• при отборе литературного материала, изучаемого на занятиях и во внеурочное время учащимися учебных заведений народных художественных промыслов, акцент на формирование национального самосознания, духовно-творческого потенциала, этнохудожественных представлений на основе культурно-исторической взаимосвязи фольклора, литературы и русского народного декоративно-прикладного искусства;
• взаимосвязь курса литературы с содержанием учебно-производственной деятельности учащихся;
• организация самостоятельной литературно-художественной деятельности студентов как средство развития их этнохудожественного мышления и творческих способностей.
Методологической основой исследования послужили работы теоретиков и практиков в области философии, культурологии, народного
прикладного искусства, фольклористики, педагогики и психологии, взаимодействия искусств.
Философской базой стали труды М..М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, в которых обосновывается и разрабатывается культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчество как проявление духовной сущности человека. Теория развивающего обучения представлена в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.НЛеонтьева и других авторов. Основные принципы художественной педагогики в связи с традициями народного искусства определены в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Теория возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности легла в основу психолого-педагогической характеристики студентов учебных заведений народных художественных промыслов. В диссертации использованы материалы исследований филологов и фольклористов П.Г.Богатырева, Ф.И.Буслаева, В.ЯЛроппа, Б.А.Рыбакова, Ю.М.Соколова, а также исследования искусствоведов, специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства В.М.Василенко, Н.М.Ведерниковой, В.С.Воронова, М.А.Ильина, Г.С.Масловой, А.Н.Некрасова, М.А.Некрасовой. В области этнопедагогики и народной культуры исследование опиралось на работы Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева. Научно-педагогическая концепция полихудожественного развития учащихся (Б.П.Юсов) легла в основу данного диссертационного исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы и научных исследований по культурологии, народному прикладному искусству, филологии и фольклористике, педагогике и психологии, по вопросам комплексного взаимодействия искусств; анализ прежних, ныне действующих и экспериментальных учебных программ по литературе и другим видам искусства для общеобразовательных и специальных учебных заведений, анализ учебных планов учебных заведений народных художественных промыслов для создания модели литературного образования, базирующегося на традициях народной культуры;
• эмпирические - изучение и обобщение опыта работы преподавателей литературы учебных заведений народных художественных промыслов (в Федоскино, Холуе, Абрамцево, Гжели и других центрах), целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами на занятиях литературой и во внеучебное время; анализ результатов самостоятельной творческой деятельности студентов для выявления реального состояния практики преподавания;
• социологические методы - индивидуальное интервьюирование преподавателей ряда учебных заведений народных художественных промыслов России; проведение опросов студентов и преподавателей литературы и других видов искусства в учебных заведениях народного
прикладного искусства и общеобразовательной школе, статистическая обработка данных, их качественный анализ; • экспериментальные методы - опытно-экспериментальная работа на занятиях литературой и во внеурочное время в Московской Школе художественных ремесел, система творческих заданий для проверки достоверности полученных теоретических выводов.
Базой опытно - экспериментальной работы стала Московская Школа художественных ремесел. Исследованием были охвачены студенты 1 - 4 курсов, выпускники, преподаватели колледжа. В ходе эксперимента Московская Школа художественных ремесел была преобразована в высшее учебное заведение, в котором обучение идет по двум ступеням: колледж -вуз.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что нами прослежены тенденции в истории преподавания курса литературы в учебных заведениях народного искусства с начала века до настоящего времени; обоснована роль курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов; проведен отбор содержания и определена гуманитарно-культурологическая направленность курса "Русская литература" в условиях учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства; экспериментально разработаны формы организации учебных занятий по литературе и внеурочной деятельности, в соответствии с проблемой исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана теоретически обоснованная, экспериментально проверенная программа литературного образования, раскрывающая содержание и гуманитарно-культурологическую направленность курса "Русская литература". Программа найдет применение при разработке теоретических и практических вопросов подготовки студентов учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства России, может рассматриваться как основа для преподавания национальной литературы в регионах России, странах СНГ, как основа для разработки вариативных программ с использованием местных этнических материалов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнохудожественные представления определяются как национальное понимание прекрасного в жизни и искусстве. Формирование этнохудожественных представлений напрямую связано с культурно-историческим развитием личности учащегося, его духовным становлением.
2. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.
3. Гуманитарно-культурологическая направленность содержания литературного образования учащихся учебных заведений народных
художественных промыслов реализуется через полихудожественную интеграцию курса литературы с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством и служит фактором совершенствования профессиональной подготовки художника- мастера.
4. Насыщение этническим материалом содержания курса литературы способствует формированию у учащихся этнических творческих установок, создает образную основу для их собственного художественного творчества. Художественное развитие личности, таким образом, происходит как развитие этнохудожественное (культурно-историческое) в духе народной культуры, народных традиций. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической работы со студентами Московской Школы художественных ремесел и в выступлениях на Всероссийском семинаре "Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы" (г. Москва, 1995 г.); на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании и духовном развитии детей" (г. Москва, 1996 г.); на Всероссийском совещании-семинаре "Проблемы и перспективы эстетического образования" (г. Самара, 1996 г.); на ежегодной научно-практической конференции "Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития" (г. Москва,1997-2000 г.г.)
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены привлечением широкого круга научной и исторической литературы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике; изучением педагогического опыта, личной педагогической и творческой работой автора на всех этапах подготовки диссертации.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в лекциях и на практических занятиях по курсу "Русская литература" со студентами Московской Школы художественных ремесел, при проведении серии открытых уроков для директоров и преподавателей учебных заведений народных промыслов на основе авторской программы литературного образования для учебных заведений данного профиля.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, главы "Взаимосвязь курса литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства", главы "Особенности содержания и направленность курса "Русская литература" в учебном заведении народного декоративно-прикладного искусства", заключения и списка литературы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
В ПЕРВОЙ главе диссертации «Взаимосвязь курса русской литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у
учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства» определяется интегрирующее значение курса в этом процессе.
Анализ современной научной литературы, диссертационных исследований показывает, что большинство ученых рассматривают русскую словесность в мировоззренческом, культурологическом аспекте, отводят ей значительную роль в нравственном воспитании личности. Но лишь в немногих работах исследуется взаимосвязь русской словесности в ее устной и письменной форме с народным декоративно-прикладным искусством и совершенно не рассматривается комплексное влияние этих видов искусства на формирование личности мастера народных художественных промыслов, его зтнохудожественных представлений.
Этнохудожественные представления можно определить как национальное понимание прекрасного в жизни и искусстве, как этико-эстетические представления.. Н.О.Лосский писал: "Этнохудожественное чувствование мира -исторически ценностное свойство русского народа" (Характер русского народа. М.,1987.С.14). Формирование зтнохудожественных представлений напрямую связано с культурно-историческим развитием личности, ее духовным становлением.
О значимости литературы для образования и духовного развития художника задумались еще в XVI веке братья Карраччи в Италии. Они открыли в Болонье Академию, названную ими «Академия-деи-инкаминати» (академия, вступающая на новый путь). Вместо прежнего обучения будущих художников, предусматривающего приобретение необходимых навыков при подсобной работе в мастерских живописцев, братья Карраччи высказались за систематическое преподавание предметов, требующихся в практике художника. Наряду с обучением рисунку и живописи в названной Академии преподавались такие дисциплины, как история, мифология, литература.
Литература как искусство Слова - особый инструмент воспитания человека. В.А.Сухомлинский писал: «Слово является в определенном понимании единственным средством воспитания» (Рождение гражданина, 1971 .С.254).
Художественная литература духовно обогащает человека, являясь образной моделью личных и общественных отношений.
Как искусство слова литература - предмет, дающий возможность говорить об общих законах искусства вообще, предмет, обучающий наслаждению прекрасным, то есть выполняющий функцию эстетического воспитания, а посредством этого - и нравственного.
Это курс основ истории литературы, что напрямую связано с историей народа, историей развития культуры и искусства.
Углубление культурно-исторического аспекта литературного образования способствует формированию этнохудожественных представлений у обучающихся, более полному восприятию ими "национального образа мира" (Г.Д.Гачев).
Именно поэтому изучение курса "Русская литература" как искусства слова занимает особое место в общей системе профессиональной подготовки художников-мастеров народных художественных промыслов.
В параграфе 1.1 устанавливаются художественные взаимосвязи между литературой и фольклором, фольклором и народным декоративно-прикладным искусством как видами искусства. Показано, что их взаимодействие в курсе "Русская литература" обладает большими педагогическими возможностями для духовного развития студентов, формирования у них этнохудожественных представлений, совершенствования их профессиональной подготовки.
Фольклор и литература представляют собой две относительно независимые и, в то же время, родственные художественные системы. Обе системы исторически изменяются. Возрастание в культуре роли профессионального искусства, распространение книг, радио, кино, телевидения усиливают взаимодействие литературы и фольклора. Такой же процесс происходит и с народным декоративно-прикладным искусством, оно сближается с профессиональным.
Как показал опыт, в учебных заведениях народных художественных промыслов общее образование должно тесно смыкаться с освоением мастерства. В принятой нами системе работы обучение студентов начинается с изучения традиционного искусства на всех образовательных уровнях. В учебном процессе решается задача формирования этнохудожественных представлений у будущих мастеров народного декоративно-прикладного искусства и создания образной основы для их собственного художественного творчества. Художественное развитие личности мастера, таким образом, происходит как развитие этнохудожественное (культурно-историческое) в духе народной культуры, народных традиций. Студенты понимают и усваивают сами принципы народного искусства, обладающие национальной спецификой.
Одна из важных задач преподавателя литературы в данных учебных заведениях - через сопоставление разных видов искусства (в частности, литературы, устного поэтического творчества и декоративного бытового искусства) научить видеть основы, целое. Выявление культурно-исторических взаимосвязей, уяснение смысла искусства важнее специализации в нем. Сопоставление разных видов искусства, понимание их художественного единства происходит через слово, которое передает идейно-содержательную и образную природу искусства. «Каждый народ видит Единое устроение бытия в особой проекции - «национальный образ мира» (Г.Д.Гачев. Национальные образы мира. М., 1995, С.11). Сопоставление разных видов искусства способствует формированию у студентов этнохудожественных представлений.
Национальное самопознание и самоосознание является важнейшим условием духовного становления личности художника- мастера народного декоративно-прикладного искусства. Духовность, по В.И.Далю, - это ум и воля человека, это все его умственные и нравственные силы. Духовность также способность творить добро и красоту. Этому учит народное искусство, будь то фольклор или промыслы. "Нести радость людям!" - основная идея народного искусства, которая должна господствовать в образовании и воспитании
и
мастеров народных художественных промыслов. Народное искусство синкретично в своей основе, следовательно, изучение фольклора, бытового искусства и литературы во взаимосвязи, в единстве соответствует природе народного искусства. Такой подход к преподаванию согласуется с народной педагогикой, вырабатывавшейся веками.
И литература, и фольклор, и декоративное искусство в своей основе оптимистичны, жизнеутверждающи, гуманны, стремятся возвысить человека над обыденным. Эти виды искусства воспитывают в человеке многие нравственные качества, в том числе, гуманизм, патриотизм, трудолюбие, потребность в самоусовершенствовании. Изучение их дает возможность проникновения в народный космос, духовный мир народа, в ту особую атмосферу, в которой создавались лучшие произведения; помогает глубже постичь тайны мастерства, формирует этнохудожественные представления.
Разработанный нами в многолетней практике курс "Русская литература" ставит своей задачей развитие эстетического творчества студентов. Это разного рода сочинительство, декламация, инсценировка, иллюстративная работа, создание оригинальных композиций, связанных с фольклором и литературой, для изделий декоративно-прикладного искусства. Все это органично включает студентов в творческий процесс.
Фольклор и литература как искусство устного и письменного слова являются инте1рирующими для подготовки мастеров народного декоративно-прикладного искусства, потому что эти виды искусства непосредственно влияют на ценностные ориентации личности, развивают художественное мышление (профессионально значимое качество), способствуют общему повышению уровня культуры личности. Таким образом, курс "Русская литература", являясь "всеобъемлющим" (Е.В.Кбятковский) предметом, способен объединить познавательную и воспитательную роль разных видов искусства.
Гуманитарно-культурологическая направленность содержания литературного образования реализуется также через полихудожественную интеграцию курса литературы с изобразительным искусством, художественной организацией пространства и среды, театральной- самодеятельностью, музыкальным материалом.
Интеграционный подход, взаимодействие с разными видами искусства осуществляются не только на уровне сюжетов и образов, но и на уровне изобразительно-выразительных средств литературы, фольклора, народного бытового искусства и других искусств.
В параграфе 1.2 рассматриваются исторические аспекты преподавания русской литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
Одной из наиболее известных и дававших полноценное образование была в начале XX века Школа народного искусства императрицы Александры Феодоровны, организованная в 1911 году в Санкт-Петербурге. В Уставе Школы определялось, что все преподавание в Школе направлено на то, чтобы
учащиеся приобрели "возможно полные и отчетливые познания в области отечественного народного художественного творчества" (Отчет школы народного искусства. Петроград, 1916. С.15). В программу Школы, кроме знакомства с русской классической литературой (творчеством Пушкина, Крылова и других писателей), были включены беседы по теме «Русское народное творчество»: былины, стихи, духовные сказки. Важной задачей Школы было распространение народной песни.
Учебные заведения, которые открывались на местах промыслов после революции 1917 г., выдвигали задачу трудовой преемственности поколений у. культуры народа, но процесс образования носил там ремесленный характер Организовывались в основном профтехшколы, в которых обучали толькс исполнительству.
Общая тенденция в преподавании литературы в 30-50 г.г. - и в средней школе, и в художественных училищах - строго регламентированный список произведений, рекомендованный для урочной работы и внеклассного чтения. Фольклор изучается только в начальной школе и в минимальном объеме.
В целом школьный курс литературы с 1940 по 1986 г. уменьшился на 182 часа, что соответствовало общему уменьшению количества часов на предметы гуманитарного цикла. Это сказалось на общем уровне подготовки абитуриентов, поступающих в учебные заведения художественного профиля.
Уже в 60-ые годы поднимается, а в 70-80 годы активно разрабатывается проблема взаимодействия искусств, использование интеграции искусств в процессе литературного образования школьников (Е.В.Квятковский. Л.В.Тодоров, Г.И.Беленький, И.И.Аркин, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, Т.И.Сухова и др.) Но в учебных программах учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства это никак не отразилось.
В учебных заведениях народных художественных промыслов преподавание литературы велось по сокращенной программе для средних специальных учебных заведений на базе 8 классов средней школы. Программой было предусмотрено 210 часов (по два часа в неделю) на изучение литературы, что было на 20-30 часов меньше, чем предусматривалось программой средней школы. На изучение мастерства выделялось 1924 часа. В среднем это составляло 14 часов в неделю.
С точки зрения взаимосвязи фольклора и литературы программа традиционно включала только народно-поэтическую основу поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" и народно-песенную основу лирики С.Есенина. Тем самым искусственно сужалась сфера изучения данной проблемы, что не давало учащимся возможности усвоить живую связь прошлого и настоящего, целостно ощутить русскую культуру, заглянуть е творческую лабораторию мастера.
До начала 90-х годов не было специальных учебных программ пс литературе для учебных заведений народных художественных промыслов с учетом специфики данных учебных заведений. Курс литературы рассматривался как стандартный предмет общего образования в объеме средней школы.
В параграфе 1.3 освещаются проблемы современной практики преподавания литературы в учебных заведениях народного искусства. Преподаватели данного типа учебных заведений часто по собственной инициативе уделяют некоторое внимание установлению взаимосвязи между литературой и живописью. Но при этом не учитывают, что данные учебные заведения обучают не просто будущих художников, а будущих мастеров народного декоративно-прикладного искусства, специалистов по народному художественному творчеству, которым необходимо знание не только народного изобразительного искусства, но и знакомство с явлениями устного художественного творчества как элемента, составляющего «народный космос» (Г.Д.Гачев), отражающего дух народа. Преподаватели данных учебных заведений не ставят задачи формирования этнохудожественных представлений у будущих мастеров средствами фольклора и литературы.
Во ВТОРОЙ главе диссертации определяются особенности содержания и направленность курса "Русская литература" в учебном заведении народного декоративно-прикладного искусства.
В параграфе 2.1 излагаются данные исследования психолого-педагогических особенностей литературной работы со студентами Московской школы художественных ремесел и определяются основные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем литературы в данном учебном заведении.
Московская Школа художественных ремесел - одно из пятнадцати учебных заведений народного искусства, учебный план которого сориентирован на подготовку художников-мастеров высокой квалификации, наследников богатейшей русской народной культуры. Профессионализм -главный критерий качества обучения мастерству, формирование этноличности -главный критерий качества воспитания.
Обучение в Школе предполагает прохождение студентами двух образовательных ступеней (колледж - вуз). Первая ступень - колледж -рассчитана на 4 года. Основная цель - подготовка художников-мастеров по специальности 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (отделения "Художественная вышивка", "Художественная роспись тканей", "Художественная роспись по металлу", "Ювелирное искусство"). На первой ступени обучаются студенты, возраст которых соответствует возрасту учащихся 10-11 классов средней школы. Они изучают фольклор и литературу в течение трех лет обучения.
Вторая ступень - вуз - подготовка художников декоративно-прикладного искусства, педагогов по народному искусству. Студенты первого курса кафедры "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" изучают русский фольклор в расширенном объеме, по особой программе.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс в Школе представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных общехудожественных, специальных и общеобразовательных дисциплин. «Русская литература" - один из основополагающих курсов. Проверка эффективности педагогического воздействия данного курса на формирование
этнохудожественных представлений и профессиональную подготовку мастеро! легла в основу поисковой работы, проводимой нами в Школе с 1992-9: учебного года по настоящее время. За эти годы были создань экспериментальные программы по курсу "Русская литература" в колледже \ курсу "Устное народное творчество" для высшей ступени и разработанг система разнообразных форм урочной и внеклассной работы, наиболее эффективных, с точки зрения подготовки специалистов в области народногс искусства.
В основу преподавания курса положена идея о взаимосвязанности взаимообусловленности, преемственности между народным бытовые искусством, изобразительным искусством в его общехудожественном значении и искусством слова в его устной и письменной форме. Познание мира народного искусства в его целостности, неразрывной связи его составляющих есть основная образовательная цель, которую ставит перед студентами Московская Школа художественных ремесел. Этой же цели подчиненс преподавание курса "Русская литература". Магистральная идея курса ■ способствовать освоению литературы как искусства слова, создающего образную основу для других, прикладных, направлений художественного творчества. В курсе "Русская литература" изучаются произведения русского фольклора, классической, современной и зарубежной литературы как носители эстетических и нравственных ценностей, эстетическая реальность жизни I неразрывном единстве формы и содержания, что актуально для сегодняшнего времени. Это позволяет студентам воспринимать произведения словесности творчески, личностно, формирует их ценностные ориентации, так как основная воспитательная цель курса - духовное развитие студентов.
Обучение студентов народному изобразительному искусству требует от курса литературы освещения проблемы традиции и новаторства в русской литературе второй половины XIX и XX века. В основе разработанной нами программы лежит общеобразовательный стандарт, но на первом году обучения в программу включается большой раздел "Устное народное творчество", а также раздел "Древнерусская литература"; темы "Славянская мифология, "Литературно - художественное значение Библии". Изучение курса начинается с истоков, искусства народного, питающего творчество не только русских поэтов и писателей, но и других деятелей русской культуры, чтобы на этой основе продолжать воспитание у студентов способности воспринимать «образы мира» своего и других народов, формировать у студентов этнохудожественные представления.
Основная цель включения данных разделов в программу курса -обобщить, систематизировать и дополнить уже имеющиеся у студентов знания по этому материалу; раскрыть тесную взаимосвязь двух разновидностей искусства слова и их взаимодействие с другими видами народной художественной культуры; воссоздать духовную атмосферу, в которой творил народ свои гениальные произведения, многие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры; показать историю формирования русской литературы как непрерывный, взаимосвязанный творческий процесс,
отражающий этапы формирования русской нации, русского национального характера, русской культуры; использовать педагогические возможности фольклора и древнерусской литературы для формирования национального самосознания студентов.
В диссертации также подробно рассматривается система разнообразных форм урочной и внеклассной работы по курсу "Русская литература", способствующих созданию особой творческой атмосферы на занятиях и во внеурочное время, наиболее эффективных с точки зрения профессиональной подготовки мастеров народных художественных промыслов. Это лекции, семинары, подготовка и защита докладов и рефератов, творчески-практические формы обучения, система творческих заданий, уроки в форме поэтических вечеров, выставки изобразительных работ по мотивам произведений русской словесности, творческая реконструкция среды русских салонов XIX - начала XX в. (так называемая литературно-музыкальная гостиная), театральные постановки. Углубленное изучение фольклора и древнерусской литературы позволило студентке 2 курса отделения "Художественное вышивание" Анне П. сочинить пьесу по мотивам народных сказаний - "Предание о начале Москвы". Созданию особой духовной атмосферы в Московской Школе художественных ремесел способствует организация праздников народного месяцеслова - Нового года, Рождества, Масленицы как фольклорных праздников, празднование дня Славянской письменности и культуры. Таким образом укрепляется взаимосвязь курса литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у мастеров художественных промыслов.
Исходя из критериев успешности художественной деятельности учащихся, способности переноса навыков и представлений из одной художественной деятельности в другую, обогащения учебной и общественной деятельности, оценивается в параграфе 2.3 результативность нашей опытно-экспериментальной работы в Московской Школе художественных ремесел.
В результате целенаправленной педагогической работы в ходе исследования у учащихся развивается способность полифонического, многостороннего, целостного отображения жизненных явлений, способность перевода их в художественные образы духовного содержания. Полихудожественный подход к формированию личности будущего художника-мастера прикладного искусства на занятиях литературой и фольклором позволяет учащимся полноценно понимать не только эти частные виды искусства, но и другие виды художественной деятельности, тем самым глубже постигать явления художественной культуры в целом, в их взаимосвязях.
Разнообразие видов художественной деятельности учащихся в учебное и во внеучебное время, создание ими творческих работ, перевод образов русской словесности на образный язык произведений декоративного искусства способствуют формированию активно-творческого отношения к жизни, профессии. В диссертации приводятся фрагменты творческих работ учащихся, дается сравнительно-исторический анализ их самостоятельной творческой деятельности в области народного искусства.
Успешность обучения по курсам "Русская литература" и "Устное народное творчество" свидетельствует о сформированное™ интереса к данным предметам и уверенности в знаниях, что подтверждается анализом итогов успеваемости по данным предметам.
Организация театральных постановок, народных праздников, уроков-диалогов с участием деятелей культуры и т.п. как звеньев в общей системе урочной и внеклассной работы по курсу "Русская литература" формирует интерес студентов к театру, музыке, танцевальному искусству, что значительно расширяет круг их интересов в области искусства в целом.
Студенты экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп показывают более точное понимание смысла народного искусства в целом, роли русской словесности в духовном становлении личности. У них отмечается более высокий уровень эмоционального восприятия художественных произведений и наличие способности к эмоционально-образному отражению впечатлений и этнохудожественных представлений в системе разных видов искусства. Студенты экспериментальных групп творчески активны не только на занятиях, но и в общественной деятельности, художественной самодеятельности.
В целом по результатам анкетирования, собеседований и опросов у выпускников Школы отмечается достаточно высокий уровень самостоятельности мышления, стремление анализировать, оценивать прочитанное. Ответы студентов свидетельствуют, что на занятиях литературой была создана особая атмосфера, которая раскрепощала студентов, давала им возможность высказать свое отношение к книгам и жизни, сравнить свое мнение с мнением других.
Изменилась направленность художественно-творческой деятельности студентов, повысилось, по отзывам преподавателей, качество подготовки художников народного искусства, что нашло отражение в создании оригинальных композиций для квалификационных и дипломных работ, которые тематически, образно или ассоциативно связаны с материалами русской словесности. В ходе эксперимента процесс поиска темы итоговых работ по мастерству и композиции стал носить более творческий характер, что нашло отражение в пояснительных записках. В диссертации приводятся фрагменты пояснительных записок в части обоснования художественной идеи изделия.
Заключение диссертационной работы содержит ВЫВОДЫ:
I. Как показало исследование, интегрирующее значение курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов определяется в следующих аспектах: • реализация исторически оправдавшей себя духовно-просветительной функции русской словесности, вводящей в атмосферу народной жизни,
дающей целостное представление о духовной жизни русского человека, народной эстетике;
• расширение культурного кругозора студентов, формирование представлений, складывающихся в одухотворенный взгляд на мир;
• влияние на ценностные ориентации студентов, воспитание качеств, адекватных нравственной сущности народного искусства;
• формирование личности с развитым национальным самосознанием, стремящейся сохранить народные традиции и обогатить собственным творчеством национальную культуру, не прерывать "времен связующую нить" (Н.О.Лосский);
• развитие этнохудожественного мышления как профессионально значимого качества художника-мастера народных художественных промыслов.
2. Анализ исторических аспектов преподавания литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов показывает, что до начала 90-х г.г. не были разработаны специальные учебные программы по курсу "Русская литература" для данных учебных заведений.
3. В учебных заведениях народных художественных промыслов изучение курса литературы и специальных дисциплин не взаимосвязаны друг с другом, что открывает перспективу совершенствования образовательной системы в учебных заведениях такого рода.
4. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.
5. Курс литературы в данных учебных заведениях нуждается в гуманитарно-культурологической направленности, которая может быть реализована через полихудожественную интеграцию литературы с устным народным творчеством, народным бытовым искусством, что послужит фактором совершенствования профессиональной подготовки мастера художественных промыслов и будет соответствовать целостной природе народного искусства.
6. Сравнительно-исторический анализ художественной практики студентов показал, что реализация сформулированных нами направлений совершенствования преподавания литературы в связи с разработкой художественного образа и в ходе его материального воплощения в изделие расширяет возможности собственного творчества студентов на образной основе русской словесности.
7. Интеграция разных видов художественной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время, создание ими разнообразных творческих работ в процессе изучения курса «Русская литература» способствуют универсализации художественного дарования.
8. Содержание курса литературы в дальнейшем должно разрабатываться с учетом конкретной подготовки по специализациям: "Ювелирное искусство", "Художественное вышивание"," Художественная роспись".
Публикации по теме исследования:
1. Изучение устного народного творчества в Московской Школе художественных ремесел //Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы// Тезисы Всероссийского семинара- Л., 1995. - С.21-22.
2. Преподавание курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел //Педагогика искусства: в творческом поиске// Материалы Всероссийского совещания - семинара. - М. - Самара: ИЦЭВ РАО, Самар.ИПКРО, 1996. - С.157-158.
3. Программа курса "Русская литература" (для специальности 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы") - М.,1997. -15 с.
4. Программа курса "Устное народное творчество" (для специальности 052300 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" - М., 1998.-28 с.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гайманова, Елена Владимировна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Взаимосвязь курса литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.
1.1 .Интегрирующее значение курса "Русская литература" в условиях взаимодействия разных видов искусства в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов.
1.2.Исторические аспекты преподавания русской литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов.
1.3.Современное состояние литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов.
ГЛАВА 2.0собенности содержания и направленность курса "Русская литература" в учебном заведении народного декоративно-прикладного искусства.
2.1.Психолого-педагогические особенности литературной работы со студентами Московской Школы художественных ремесел
2.2.Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел
2.3.Результативность опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства"
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Живым корнем" (А.В.Бакушинский), питающим русскую душу, традиционно являлась русская словесность. Русская словесность не только важнейшая часть национальной культуры. Это система мировоззрения, реализация коллективного сознания народа, часть "национального субстрата" (Г.Гачев). С.Есенин в литературно-критической статье "Ключи Марии" писал, что "народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях" (Ключи Марии, М., 1991.С.587). Устное и письменное слово передается из поколения в поколение, и благодаря русской словесности не распадается связь времен. Нравственный, одухотворяющий потенциал фольклора и литературы важнее, чем информационный. Фольклор и литература участвуют в установлении духовных связей между поколениями. Культурное назначение русской словесности связано с объективацией универсальных ценностей - Добра, Правды, Красоты -в воспроизводящихся образцах, передаваемых от поколения к поколению эстетическими средствами.
Изучение народных промыслов - это изучение творчества народа в его территориальной, этнической, исторической и социальной определенности, то есть изучение самого народа, его духа, которое невозможно без изучения русского языка и связанного с ним народного поэтического творчества, литературы. Особая задача в этом случае стоит перед учебными заведениями народного декоративно-прикладного искусства, которые должны не только сохранять и умножать народные традиции, но и способствовать формированию этноличности, способной внести вклад в духовное развитие общества; воспитывать и образовывать "художников, способных к эмоционально-образному отражению" (В.Н.Полунина) своих впечатлений и этно-художественных представлений в системе художественных средств декоративного искусства.
Непосредственное наблюдение за работой учебных заведений народных художественных промыслов в течение последних восьми лет позволяет сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях данного профиля все еще бытует отвлеченный профессионализм, узкая специализация, уверенность в самодостаточности овладения отдельными навыками и умениями. При этом, как правило, наблюдается преобладание объема технологических знаний над культурологическими. Одновременно прослеживается разрозненность в преподавании дисциплин: общеобразовательный цикл обучения не связан с тематикой специальных дисциплин и обучением мастерству. Более того, результаты экзаменационного контроля помогли достоверно определить уровень подготовки абитуриентов, поступающих в данные учебные заведения. Он свидетельствует о том, что абитуриенты имеют низкую степень подготовленности по русскому языку и литературе и слабое представление о месте и роли литературы, фольклора в развитии русской культуры. Достаточно очевидны пробелы в развитии этнохудожественной культуры личности. Можно отметить такой факт, как неопределенность некоторых нравственных, этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных художественных промыслов, что в значительной мере затрудняет целостное понимание ими основ народной художественной культуры.
Анализ философских работ М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана показывает, что в них решаются проблемы взаимодействия природных, социальных, этнических, языковых, художественных факторов и явлений нашего мира, определяется их влияние на духовное формирование личности. Многие из этих ученых рассматривали русскую словесность в мировоззренческом, культурологическом аспекте.
Филологи и фольклористы П.Г.Богатырев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Ю.М.Соколов изучали русскую словесность как феномен художественной культуры, что обуславливало необходимость первостепенного внимания к ее эстетической природе и эстетической функции.
Искусствоведы, специалисты в области народного декоративно-прикладного искусства Н.М.Ведерникова, М.А.Ильин, В.С.Воронов,
A.Н.Некрасов, М.А.Некрасова и др. определяли в своих работах сущность народного искусства, перспективы его развития, взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с искусством слова.
В психолого-педагогических трудах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, выявляется специфика художественного творчества, определяются основные принципы художественной педагогики.
Анализ исследований в области литературного образования Е.Квятковского, В.Г.Маранцмана, Л.М.Предтеченской, Л.Е.Стрельцовой, Т.И.Суховой, Н.Д.Тамарченко показывает, что в педагогическом мышлении преобладает широкий взгляд на изучение литературы в контексте культурно-исторического развития общества. В их работах определяется гуманитарно-культурологическая направленность курса литературы.
Заслуживает внимания деятельность ученых (Е.П.Белозерцев,
B.Н.Ганичев, И.О.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.) по созданию концептуальных основ и педагогических технологий русской национальной школы, одной из задач которой является воспитание личности в духе этнопедагогики. В основе их образовательных программ - гуманитарная направленность предметов, в частности, широкое использование педагогических возможностей русской словесности.
Представляют особый интерес исследования в области этнопедагогики, проведенные в Институте семьи и воспитания РАО под руководством Г.Н.Волкова. В них решаются этнопедагогические задачи вооружения учителей руководством в использовании в работе с детьми народных педагогических средств, знакомства подрастающего поколения с общечеловеческим опытом самовоспитания (Г.Н.Волков).
Анализ научных работ, диссертационных исследований и учебных программ свидетельствует о том, что специально не разрабатывался вопрос о содержании и направленности литературного образования в процессе формирования этнохудожественных представлений у мастеров народных художественных промыслов.
Необходимо отметить и то, что предлагаемая нами модель литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов достаточно тесно связана с общей направленностью работы лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО (руководитель - Б.П. Юсов).
Таким образом, собственный анализ искомой проблемы, изучение научной литературы, диссертационных исследований определили наш интерес к вышеобозначенной теме исследования именно с точки зрения изучения педагогических возможностей курса "Русская литература" при условии комплексного влияния таких видов искусства , как фольклор, литература, народное декоративно-прикладное искусство на формирование этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных промыслов, их духовное и профессиональное становление.
Актуальность темы и одновременно ее неразработанность определили цели и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - определить особенности содержания и направленность курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - курс "Русская литература" в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства средствами фольклора и литературы.
Задачи исследования: 1. Изучить роль курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.
2. Дать анализ исторически сложившихся и современных вопросов преподавания курса литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства с начала века до настоящего времени.
3. Определить основные аспекты содержания и направленность литературного образования в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемых в данном исследовании форм организации учебных занятий и внеурочной деятельности в условиях подготовки народных мастеров в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративноприкладного искусства в результате освоения содержания и направленности курса литературы эффективно, если будут учтены основные условия, а именно:
• общеобразовательное и развивающее значение курса литературы в образовательной и воспитательной системе работы учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства;
• выявление своеобразия русской народной поэзии и классической литературы в мировом литературном процессе;
• интегрирующая роль курса литературы в условиях взаимодействия разных видов искусства, что определяет гуманитарно-культурологическую направленность литературного образования;
• при отборе литературного материала, изучаемого на занятиях и во внеурочное время учащимися учебных заведений народных художественных промыслов, акцент на формирование национального самосознания, духовно-творческого потенциала, этнохудожественных представлений на основе культурно-исторической взаимосвязи фольклора, литературы и русского народного декоративно-прикладного искусства;
• взаимосвязь курса литературы с содержанием учебно-производственной деятельности учащихся;
• организация самостоятельной литературно-художественной деятельности студентов как средство развития их этнохудожественного мышления и творческих способностей.
Методологической основой исследования послужили работы теоретиков и практиков в области философии, культурологии, народного прикладного искусства, фольклористики, педагогики и психологии, взаимодействия искусств.
Философской базой стали труды М. .М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина. Д.С.Лихачева, в которых обосновывается и разрабатывается культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчество как проявление духовной сущности человека. Теория развивающего обучения представлена в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других авторов. Основные принципы художественной педагогики в связи с традициями народного искусства определены в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Теория возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности легла в основу психолого-педагогической характеристики студентов учебных заведений народных художественных промыслов. В диссертации использованы материалы исследований филологов и фольклористов П.Г.Богатырева, Ф.И.Буслаева, В.Я.Проппа, Б.А.Рыбакова, Ю.М.Соколова, а также исследования искусствоведов, специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства В.М.Василенко, Н.М.Ведерниковой, В.С.Воронова, М.А.Ильина, Г.С.Масловой, А.Н.Некрасова, М.А.Некрасовой. В области этнопедагогики и народной культуры исследование опиралось на работы Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева. Научно-педагогическая концепция полихудожественного развития учащихся (Б.П.Юсов) легла в основу данного диссертационного исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы и научных исследований по культурологии, народному прикладному искусству, филологии и фольклористике, педагогике и психологии, по вопросам комплексного взаимодействия искусств; анализ прежних, ныне действующих и экспериментальных учебных программ по литературе и другим видам искусства для общеобразовательных и специальных учебных заведений, анализ учебных планов учебных заведений народных художественных промыслов для создания модели литературного образования, базирующегося на традициях народной культуры;
• эмпирические - изучение и обобщение опыта работы преподавателей литературы учебных заведений народных художественных промыслов (в Федоскино, Холуе, Абрамцево, Гжели и других центрах), целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами на занятиях литературой и во внеучебное время; анализ результатов самостоятельной творческой деятельности студентов для выявления реального состояния практики преподавания;
• социологические методы - индивидуальное интервьюирование преподавателей ряда учебных заведений народных художественных промыслов России; проведение опросов студентов и преподавателей литературы и других видов искусства в учебных заведениях народного прикладного искусства и общеобразовательной школе, статистическая обработка данных, их качественный анализ;
• экспериментальные методы - опытно-экспериментальная работа на занятиях литературой и во внеурочное время в Московской Школе художественных ремесел, система творческих заданий для проверки достоверности полученных теоретических выводов.
Базой опытно - экспериментальной работы стала Московская Школа художественных ремесел. Исследованием были охвачены студенты 1-4 курсов, выпускники, преподаватели колледжа. В ходе эксперимента
Московская Школа художественных ремесел была преобразована в высшее учебное заведение, в котором обучение идет по двум ступеням: колледж - вуз.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что нами прослежены изменения в содержании курса литературы в учебных заведениях народного искусства с начала века до настоящего времени; обоснована роль курса литературы в процессе формирования этно-художественных представлений у художников-мастеров народных художественных промыслов; проведен отбор содержания и определена гуманитарно-культурологическая направленность курса "Русская литература" в условиях учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях народного декортивно-прикладного искусства; экспериментально разработаны формы организации учебных занятий по литературе и внеурочной деятельности, в соответствии с проблемой исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана теоретически обоснованная, экспериментально проверенная программа литературного образования, раскрывающая содержание и гуманитарно-культурологическую направленность курса "Русская литература". Программа найдет применение при разработке теоретических и практических вопросов подготовки студентов учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства России, может рассматриваться как основа для преподавания национальной литературы в регионах России, странах СНГ как основа для разработки вариативных программ с использованием местных этнических материалов.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Этнохудожественные представления определяются как национальное понимание прекрасного в жизни и искусстве. Формирование этно-художественных представлений напрямую связано с культурноисторическим развитием личности учащегося, его духовным становлением.
2. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.
3. Гуманитарно-культурологическая направленность содержания литературного образования учащихся учебных заведений народных художественных промыслов реализуется через полихудожественную интеграцию курса литературы с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством и служит фактором совершенствования профессиональной подготовки художника- мастера.
4. Насыщение этническим материалом содержания курса литературы способствует формированию у учащихся этнических творческих установок, создает образную основу для их собственного художественного творчества. Художественное развитие личности, таким образом, происходит как развитие этнохудожественное (культурно-историческое) в духе народной культуры, народных традиций. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической работы со студентами Московской Школы художественных ремесел и в выступлениях на Всероссийском семинаре "Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы" (г.Москва, 1995г.); на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании и духовном развитии детей" (г.Москва, 1996г.); на Всероссийском совещании-семинаре "Проблемы и перспективы эстетического образования" (г.Самара, 1996г.); на ежегодной научно-практической конференции "Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития" (г.Москва, 1997-2000 г.г.)
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены привлечением широкого круга научной и исторической литературы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике; изучением педагогического опыта, личной педагогической и творческой работой автора на всех этапах подготовки диссертации.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в лекциях и на практических занятиях по курсу "Русская литература" со студентами Московской Школы художественных ремесел, при проведении серии открытых уроков для директоров и преподавателей учебных заведений народных промыслов на основе авторской программы литературного образования для учебных заведений данного профиля.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гайманова, Елена Владимировна, Москва
1. В 1993-94, 97-98 учебных г.г. не было выпуска на данном отделении.
2. В общее количество квалификационных и дипломных работ входят работы выпускников третьих и пятых курсов.
3. Анализ исторических аспектов преподавания литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов показывает, что до начала90.х г.г. не были разработаны специальные учебные программы по курсу "Русская литература" для данных учебных заведений.
4. В учебных заведениях народных художественных промыслов изучение курса литературы и специальных дисциплин не взаимосвязаны друг с другом, что открывает перспективу совершенствования образовательной системы в учебных заведениях такого рода.
5. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.
6. Интеграция разных видов художественной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время, создание ими разнообразных творческих работ в процессе изучения курса «Русская литература» способствуют универсализации художественного дарования.
7. Содержание курса литературы в дальнейшем может разрабатываться с учетом конкретной подготовки по специализациям: "Ювелирное искусство", "Художественное вышивание", " Художественная роспись".СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
8. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1 М.: Учпедгиз, 1958.-479 е., Т.2.-1963.-363 с.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1995
10. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. М.т Просвещение, 1971.-382 с.
11. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. М., 1957.-240 с.
12. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.-176 с.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984.-104 с.
14. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. I-III. М., 18651869
15. Бардина P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -М.: Высшая школа, 1990.-301 с.
16. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989.420 с.
17. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1972
18. Блонский П.П. Трудовая школа// Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х Т. М.: Педагогика, 1979
19. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-644 с.
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
21. Брюзгина О.И. Русский национальный зпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX начала XX в. Ваза с изображением богатырей фирмы П.Овчинникова /Научные чтения памяти В.М.Василенко// Сб. статей. Вып. 2.-М., 1998.-С.91-95.
22. Бунин И.А. Стихотворения. М.,1985.-254 с.
23. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.-175 с.
24. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1967
25. Буслаев Ф.И. Сочинения в 3-х т. М., 1908
26. Ведерникова Н.М. Образная символика в произведениях народного творчества //Система выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988
27. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка, М.: Наука, 1975.-135 с.
28. Венгеров С.А. Сочинения. СПб.: Прометей, 191125 .Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы /Сост. и общая редакция С.И.Машинского. М.: Детская литература, 1978.-430 с.
29. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /Под общ. ред. проф. Г.Г.Шевченко и проф. Б.П.Юсова. -Луганск, 1990.-175 с.
30. Вишневская В.М. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства //Народные основы искусства художественных промыслов. М.: НИИХП, 1981
31. Волков Г.Н. Этнопедагогика . Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.-375 с.
32. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972.-350 с.
33. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984
34. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Прогресс, 1995
35. Горький A.M. Собрание сочинений в 30 т. М., 1953
36. Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр: (В помощь учителю, руководителю кружка, участникам этнографических и фольклорных экспедиций). 2 изд. - М.: Турнет, 1992.-85 с.
37. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1985
38. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерк этнической истории. М.: Экопрос,1992.-334 с.
39. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос,1993.-543 с.
40. Гуральник У.А. Идеи и образы литературы на языке других искусств // Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979.- с. 41-98
41. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.-319 с.
42. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.-256 с.
43. Дайн Г.А. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем //Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. -М.: НИИХП, 1990
44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978
45. Данилов A.A. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средствами народного искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986
46. Дмитриева H.A. Диалектическая структура образа //Вопросы литературы. -1966, № 6
47. Древнерусская притча /Сост. Н.И.Прокофьев, Л.И.Алехина. М.: Сов. Россия, 1991.-528 с.
48. Жук A.A. Русская проза второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981.-254 с.
49. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Программа для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 1998.-40 с.
50. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Л.: Наука, 1979.-36 с.
51. Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.- Л.: Наука, 1966.-263 с.
52. Есенин С.А. Ключи Марии. Сочинения. М.: Художественная литература, 1991.-704 с.
53. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. С. - П., 1993.-31 с.
54. Ильин М.А. Исследования и очерки //Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX в.в. - М.: Советский художник, 1976.-283 с.
55. История искусства зарубежных стран. В 3-х т. М.: Искусство, 1964
56. Каган М.С. Морфология искусства. //Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972.-440 с.
57. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.-367 с.
58. Квятковский Е.В. Формирование духовной культуры учащихся старших классов на уроках литературы. В кн.: Искусство и школа М.: Просвещение, 1981.-с. 230-252.
59. Кобзев И. Весенние заботы //Новые стихи. М.: Советский писатель, 1985.128 с.
60. Когда все искусства вместе. /Под общей ред. Б.П.Юсова. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.-107 с.
61. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
62. Концепция и программы литературного образования. Сборник. М.: МИРОС, 1997.-192 с.
63. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М.: Знание, 1982.-128 с.
64. Коровина В.Я. Фольклор и литература /Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1996.-206 с.
65. Коровина В.Я. Фольклор и литература / Программа для учащихся старших классов. Факультатив. М., 1996
66. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989
67. Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Издат. Лит. института им. А.М.Горького, 2000г.-219с.
68. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М.: Просвещение, 1980.-176 с.
69. Кустарева М.А. История русского литературного языка. Часть 4.1 М.: Просвещение, 1971.-216 с.
70. Кучина Т. Развитие художественного мышления подростков средствами литературы. Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1994
71. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.-223 с.
72. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983
73. Литература и живопись. Л.: Наука, 1982
74. Литература. Программа для средних специальных учебных заведений на базе 8 классов средней школы. М.: Высшая школа, 1982.-31 с.
75. Литература. 4 10 классы //Программа средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987.-95 с.
76. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.-462 с.
77. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы древней Руси. М.: Современник, 1975.-366 с.
78. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е доп.- М.: Наука, 1979.-352 с.
79. Лихачев Д.С. Прошлое будущему, - Л.: Наука, 1985.-575 с.
80. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХИ веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.-254 с.
81. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 2-е изд.- М.: Наука, 1970.180 с.
82. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1987
83. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.
84. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.-392 с.
85. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1989
86. Мамонтова H.H. Эстетическая природа импровизации и варьирования в искусстве народных художественных промыслов //Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988
87. Марисова Н.Д. Гуманитарно-культурологические аспекты литературного образования в старших классах средней общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997
88. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки //Происхождение образа. М.: Издательство восточной литературы, 1958.-264 с.
89. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л.: Наука, 1978.-180 с.
90. Мифы народов мира. В 2-х т. //Энциклопедия. М., 1982
91. Народная основа искусства художественных промыслов. М.: НИИХП, 1981
92. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева /Предисловие, сост. и коммент. В.С.Кузнецовой, Новосибирск: Наука, 1990.-266 с.
93. Некрасов А.И. Русское народное искусство. М.: Гос.изд., 1924.-124 с.
94. Некрылова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1985
95. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители //Русская фольклористика: Хрестоматия. М., 1971
96. Новикова A.M. Народная лирическая песня. Народные частушки. М.: МОПИ, 1960.-96 с.
97. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература: Семинарий. -М.: Просвещение, 1978-138 с.
98. Новиков A.M. Научно экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.-135 с.
99. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков, 1907
100. Отчет Школы народного искусства ея величества императрицы Александры Федоровны за 1915 год. Петроград, 1916
101. Плотников В.И. Фольклор в изобразительном искусстве. JL, 1986
102. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.-191 с.
103. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М., 1984
104. Потапова Е.С. Холмогорская школа художественной резьбы по кости им. М.В.Ломоносова //Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990ЮЗ.Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989.-622 с.
105. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.39 с.
106. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. -1964, №4
107. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд. ЛГУ, 1986.364 с.
108. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.-335 с.
109. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999.-636 с.
110. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.
111. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987Ш.Пушкин A.C. Стихотворения. Сочинения: В 3-х т. М.: Художественная литература, 1985
112. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.1 4. - СПб., 1890-1892
113. Робинсон А.И. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI XIII в.в. - М., 1980.-336 с.
114. Руденко И. Русский человек то Обломов, то Рахметов, то на диване, то на гвоздях! //Комсомольская правда. - 1998 - 3 марта
115. Рулина Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995
116. Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений. /Составители Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998.216 с.
117. Русская классическая литература. Анализы и разборы /Под ред. Д.Л.Устюжанина.-М., 1969
118. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996.-219 с.
119. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1968.-361 с.
120. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.-607 с.
121. Рыбникова М.А. Загадки. М.- Л., 1932.-488 с.
122. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике //Фольклор как искусство слова. М., 1966
123. Сербиненко В.В. История русской философии XI XIX в.в. - М., 1993
124. Система художественных выразительных средств в искусстве современных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988
125. Скатов H.H. Русские поэты: Очерки. М.: Правда, 1977.-64 с.
126. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972.-543 с.
127. Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Выпуск 1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.-168 с.
128. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Университетская типография, 1837.-39 с. Вып. 1-4
129. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1938.-562 с.
130. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник традиций. Выпуск 9. Фольклор и художественная культура: История и современность. -М. Государственный республиканский центр русского фольклора, 1999.-224с.
131. Старкова З.С. Литература и живопись. М.: Просвещение, 1985.-112 с.
132. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3-х т. М.: Искусство, 1952
133. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа литературного образования в гуманитарных школах и классах. М.,1994
134. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983
135. Сухова Т. Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников 1-11 кл. Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств для средней общеобразовательной школы. -Мурманск, 1995.-55 с.
136. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336с.
137. Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М.: Советский писатель, 1961.-221 с.
138. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений /юбилейное издание/
139. Тургенев И.С. Записки охотника. М.: Правда, 1953
140. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992.-159 с.
141. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990
142. Фохт Бабушкин Ю.У. Об эффективности художественного воспитания. В книге: Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.- с.17-33.
143. Фуров В.Г. Грани наследия. М., 1985.-176 с.
144. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Издат. МГУ, 1980
145. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М.: Высшая школа, 1973.-315 с.
146. Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М.: Молодая гвардия, 1990.-157 с.
147. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986.-303 с.
148. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд-во Московского университета, 1959.-522 с.
149. Чуковский К.И. Сочинения в 2-х т. М., 1990
150. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.-331 с.
151. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1969.-271 с.
152. Эльконин Д.Б. Послесловие. Л.С.Выготский. Собрание сочинений, т.4. -М.: Педагогика, 1984
153. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971, № 4
154. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса. Научная гипотеза //Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.- с. 11-51
155. Яковлев С. Тысячелистник. М., 1993
156. Ярошевский М.Г. История психологии. 2 изд. - М.: Мысль, 1976.-463 с.