автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
- Автор научной работы
- Эсеккуев, Казимир Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству"
□□3476512
На правах рукописи
Эсеккуев Казимир Владимирович
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (на материале КЧР)
Специальность 13.00.08-теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Карачаевск - 2009
003476512
Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева».
Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор
Тамбиев Бурхан Нюрчукович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Московская Наталья Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор Бобрышов Сергей Викторович
Ведущая организация ГОУ ВПО «Пятигорский государственный
лингвистический университет»
Защита состоится «¿в» е^^ие^^- 2009 г. в (3, часов на заседании Диссертационного Совета ДМ 212.086.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» по адресу: 369202, Кара-чаевск, ул. Ленина, 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» по адресу: 369202, Карачаевск, ул. Ленина, 29.
Текст автореферата размещён на сайте ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева»: www.kcsu3.ru «ЛЪ> йЛи^слг^си 2009 года.
Автореферат разослан «ХУ» 2009 года.
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент
В.Б. Огузов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества происходят кардинальные преобразования, породившие ряд экономических, социальных и культурных проблем. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют модернизации образования, его коррекции с целью повышения конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры и производства. Это выдвигает задачу подъёма качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого, в свою очередь, зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодёжи, формирование её социальных, нравственных, этических и эстетических идеалов, а также овладение ими опытом творческой деятельности и профессионального мастерства и как результат - воспитание и развитие человека культуры: свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства.
Одной из актуальных и важнейших проблем является реализация на практике личностно-ориентированной модели образования, включающей в качестве приоритетного направления этнорегиональную, в том числе этнохудожественную подготовку студентов, способствующую повышению уровня общей культуры.
Анализ психолого-педагогической литературы (Г.Н. Волков, Н.С. Кириченко, B.C. Кукушин, JI.M. Чомаева, В.А. Яковлев), результаты опроса преподавателей и студентов, а также собственный опыт работы в школе и вузе позволили нам сделать вывод, что на современном этапе развития образования студент поставлен перед объективной реальностью ускоренно, эффективно и в определённой мере самостоятельно овладевать знаниями и умениями, направленными на совершенствование этно-художественной культуры.
Между тем, традиционные формы и методы организации занятий по народному декоративно-прикладному искусству не вовлекали студентов в привлекательную для них этнорегиональную исследовательскую деятельность.
Мотивация студентов к предметно-преобразующей этнохудожест-венной деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству была недостаточной, поскольку они не видели социальной и личностной значимости своего труда.
Кроме того, анализ ситуации в вузах региона позволяет нам сделать вывод, что приобщение студентов к культурным ценностям своего народа, изучение народного декоративно-прикладного искусства носят фрагментарный характер. Студенты слабо владеют информацией о культурном наследии своего народа в области декоративно-прикладного искусства. Это также позволяет делать вывод об актуальности проблемы
освоения этнокультурных и общечеловеческих ценностей.
Наша тема значима для личности каждого студента, представителя любой национальности, так как народное декоративно-прикладное искусство способствует воспитанию у обучающихся эстетических чувств, обогащает их эмоциональный и интеллектуальный опыт, формирует активное и осознанное стремление к самореализации в этнокультурной и общечеловеческой среде.
Теоретико-методологические проблемы формирования этнохудо-жественной культуры и деятельности нашли освещение в работах М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, М.М. Байрамбекова, Х.Х.-М. Батчаевой, Г.Н. Волкова, В.Н. Тарасюк, В.К. Шаповалова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Основой при разработке содержания опытно-экспериментальной работы для нас стали диссертационные исследования, направленные на изучение этнокультуры народов Карачаево-Черкесии Абаевой Ф.В., Айбазовой М.Ю., Блимготовой М.И., Богатырёвой М.Х., Джантотаевой М.Э., Джашак-куева В.М., Кириченко Н.С., Койчуева А.А.-Дж., Мунгиева А.-К.С., Семёнова К.Б., Фроловой М.И., Хубиева Ш.М., Чомаевой JIM. и др.
В работе мы опирались на исследования учёных по вопросам педагогической, общей и возрастной психологии (Н.С. Боголюбов, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, P.C. Немов, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.). Основополагающими в области теории основ учебно-воспитательного процесса являются работы С.И. Архангельского, Ю.К. Ба-банского, A.M. Матюшкина, В.А. Сластенина.
В истории педагогической мысли освещались различные аспекты воспитания и обучения на народных традициях (В.Г. Белинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, В .Я. Стоюнин, JI.H. Толстой, К.Д. Ушин-ский). Их идеи нашли отражение в работах современных учёных и педагогов (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, В.К. Кочисов). Учёные акцентируют внимание на том, что в процессе обучения и вюспитания использование регионального компонента должно способствовать формированию личности учителя нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.
Анализ широкого круга философской, историографической, психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработаны основы для изучения проблемы формирования этнохудожественной культуры и воспитательных возможностей народных традиций. В то же время личностно-профессиональная подготовка будущего учителя в вузе на этой основе не нашла достаточного отражения в исследованиях учёных, а также вопросы формирования этнохудожественной культуры через элементы народного декоративно-прикладного искусства мало изучены.
Кроме того, анализ требований Государственного стандарта позволяет нам утверждать, что имеется явное несоответствие между высо-
кими требованиями со стороны государства, диктуемыми современной социальной структурой российского общества, новой формой производственных отношений и уровнем развития выпускников. В условиях гуманизации общества, когда образование влияет на все сферы человеческой деятельности, необходимы новые концептуальные и теоретические подходы к процессу формирования этнохудожественной культуры и адекватных им технологий обучения.
В целом данное исследование призвано разрешить следующие противоречия между:
- традиционным подходом к процессу подготовки специалистов по основам декоративно-прикладного искусства в вузе и новыми требованиями к изменению его структуры, логики освоения, направленностью на формирование у студентов этнохудожественной культуры;
- требованиями общества к возрождению национальных традиций, связанных с необходимостью нравственного, эстетического и трудового воспитания будущих учителей, и недостаточностью теоретической и методологической базы содержания обучения студентов народному декоративно-прикладному искусству;
- важностью и необходимостью развития этнохудожественной культуры у будущих учителей технологии и недостаточным количеством учебных часов, отведённых для профилирующих предметов, предназначенных для формирования данного феномена как в вузе, так и в школе.
Актуальность исследования, недостаточная разработанность темы, её значимость для современных социокультурных условий, а также указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия успешного формирования этнохудожественной культуры у студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства?
Цель исследования: теоретически обосновать содержание, педагогические условия и технологии формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.
Объект исследования: процесс обучения декоративно-прикладному искусству студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования: формирование этнохудожественной культуры у студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: формирование этнохудожественной культуры у студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству будет эффективным, если:
- выявлены функции, содержание и сущность формирования этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства;
- разработана модель формирования этнохудожественной культу-
ры у студентов, характеризующая понятийные и процессуальные особенности данного феномена;
- учтены психолого-педагогические условия формирования, развития и принципы реализации этнохудожественной культуры: опора на межпредметную и внутрипредметную интеграцию; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебных занятий, совершенствование материально-технической базы обучения, стимулирующая направленность учебного процесса и др.;
- разработаны технологии, способствующие эффективному формированию этнохудожественной культуры у студентов в учебной и вне-учебной деятельности;
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы уточнить сущностные характеристики процесса формирования этнохудожественной культуры студентов.
2. Выявить структуру и отобрать содержательные компоненты декоративно-прикладной деятельности как средства формирования и развития у студентов этнохудожественной культуры.
3. Уточнить критерии и показатели для определения уровня готовности обучающихся к использованию этнохудожественной культуры в познавательной и практической деятельности.
4. Разработать комплекс технологий формирования этнохудожественной культуры в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования;
5. Разработать модель формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.
Методологическую основу исследования составили: философская концепция связи теории и практики, всеобщей связи процессов и явлений; концепция влияния национальной культуры на становление и развитие личности; диалектические идеи взаимообогащения этнической и общечеловеческой культуры; идеи гуманизации и регионализации образования; философские и психолого-педагогические положения о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях её формирования и развития, о ведущей роли деятельности в её формировании; аксиологический подход к воспитанию и обучению, согласно которому личность рассматривается как высшая ценность в обществе, как самоцель общественного развития; личностно-деятельностный подход, рассматривающий личность как субъект деятельности и являющийся условием его полноценного развития и саморазвития; технологический подход, необходимый для разработки, внедрения и проверки инновационных технологий; культурологический подход, в основе которого лежат диахронический и
синхронический подходы, рассматривающие содержание художественного процесса разных эпох не только с позиций самодостаточности, но и с позиций преемственности, обеспечивающий учёт социокультурных и этнорегиональных условий.
Теоретической основой исследования стали:
- психолого-педагогические концепции формирования и развития личности (Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Г. Емузо-ва, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, P.C. Немов, Г. Олпорт, К. Роджерс, A.B. Петровский, Л.Ф. Савинова, Э. Фромм, К. Хорни, E.H. Шия-нов, Д.Б. Эльконин и др.);
- обобщённая концепция содержания образования и сущности обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин и др.);
- теории развития личности учителя в учебно-воспитательном процессе (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, A.M. Матюшкин, М.М. Левина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, В.А. Яковлев и др.);
- теоретические положения о сущности стимулирования в формировании личности студентов (Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Н. Тарасюк);
- идеи народности в мировоззрении философов и педагогов прошлого (H.A. Бердяев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, A.A. Мусин-Пушкин, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, М.М. Рубинштейн, В.Н. Соро-ка-Росинский, И.А. Сикорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский);
- концепции философии культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган, A.M. Лобок, В.М. Межуев, П.А. Сорокин);
- идеи интеграции национальных образовательных систем в единое образовательное пространство (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Е.П. Бе-лозерцев, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, К.Б. Семёнов, В.Ю. Троицкий, В.К. Шаповалов);
- интегративный подход в преподавании основ искусства и этно-художественных дисциплин (B.C. Кукушин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкаси-стый, И.П. Подласый, Т.Я. Шпикалова, В.А. Яковлев);
идеи эстетического воспитания средствами искусства (Ю.М. Алиев, Ю.К. Беджанов, З.К. Герюгова, М.А. Ершова, Б.Т. Лихачёв, В.Б. Огузов, Б.Н. Тамбиев, Л.М. Чомаева и др.);
- теории этнорегионального подхода (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, А.А.-Дж. Койчуев, B.C. Кукушин, К.Б. Семёнов, В.К. Шаповалов).
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические - анализ и синтез философской, историографической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование учебно-воспитательного процесса в новых условиях, обобщение
результатов исследования; эмпирические - прямое, косвенное и включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистические -обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.
Научная новизна исследования:
- определены теоретические и методологические основы формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графических факультетов средствами народного декоративно-прикладного искусства (принципы, признаки этнохудожественной культуры, её особенности, движущие силы, структура);
- выявлены научные основы процесса формирования и реализации этнохудожественной культуры в условиях интегрального межпредметного этнорегионального и личностного взаимодействия (задачи, понятие направления содержания, стимулы, условия, технологии);
- разработана концептуальная модель формирования и реализации этнохудожественной культуры на основе этнорегионального подхода;
- раскрыты критерии (когнитивный, эмотивный, операционально-деятельностный), этапы (констатирующий, формирующий) и уровни (высокий, средний, низкий) формирования у студентов этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обобщении теоретических подходов (личностный, культурологический, интегративный, деятельностный, этнорегиональный, художественно-эстетический) к процессу формирования этнохудожественной культуры;
- в теоретическом обосновании модели процесса формирования у студентов художественно-графических факультетов этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства и её структуры: содержания, основных этапов, условий, критериев, принципов, средств, форм и методов учебной деятельности;
- в экспериментальном доказательстве, что позитивная динамика формирования этнохудожественной культуры на основе народных традиций и декоративно-прикладного искусства характеризуется определёнными особенностями и содержанием функционирования (взаимосвязью с другими культурами, гуманистическими подходами, высоким межнациональным общением, толерантностью, личностной направленностью).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- внедрены и экспериментально проверены технологии, учитывающие специфику национально-художественных традиций, этнохудожественной культуры и их использования на занятиях по декоративно-прикладному искусству;
- разработаны материалы (программы, методические рекомендации, УМК и др.), которые могут иметь значение для деятельности учителей технологии, преподавателей вузов, педагогических колледжей и институтов повышения квалификации, с позиций уточнения, конкретизации содержания предметов по декоративно-прикладному искусству национально-региональным компонентом.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (группы 1 - 5 курсов художественно-графического факультета, преподаватели факультета), а также Институт дополнительного образования данного университета. Общее количество испытуемых составило 198 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 136 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2008 гг. и включало в себя следующие этапы:
Первый этап - поисково-теоретический (2003 - 2004 гг.). Основной его целью являлся выбор, теоретическое осмысление и обоснование проблемы исследования на основе изучения философской, социологической и психолого-педагогической литературы; определение предмета, цели, задач и формулирование рабочей гипотезы исследования; разработка проекта опытно-экспериментальной работы, подбор диагностического инструментария.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2004 - 2006 гг.). Разрабатывалась педагогическая технология формирования и реализации эт-нохудожественной культуры у студентов средствами народного декора-тиг.чо-прикладного искусства. Определялись педагогические условия и диагностировались уровни сформированное™ этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.
Третий этап - обобщающий (2006 - 2008 гг.). Осуществлялась систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, анализировались и уточнялись результаты, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологической непротиворечивостью и обоснованностью исходных теоретических положений исследования; совокупностью применяемых методов, адекватных поставленным целям и задачам; количественным и качественным анализом промежуточных и конечных результатов исследования; практическим подтверждением основных положений исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского госуниверситета (2003 - 2008 гг.). Основные
положения исследования были изложены в ряде тезисов, статей, выступлений на итоговых научно-практических конференциях «Алиевские чтения» этого университета (2003 - 2008 гг.); научной конференции «Гуманизация образования на уроках эстетического цикла» (Карачаевск 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития» (Махачкала 2006); в межвузовском сборнике «Художественное образование и эстетическое воспитание» (Карачаевск 2007); Всероссийской научной конференции «Формирование национального самосознания в процессе художественного образования» (Карачаевск 2008).
Автором разработаны и внедрены в образовательный процесс программы: для обучающихся в институте дополнительного образования «Художественная обработка металла» (насечка, чеканка); по курсу «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» для студентов заочного отделения художественно-графического факультета.
По материалам диссертации опубликовано 15 работ, в том числе две в изданиях, рекомендуемых ВАК МО и науки РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этнорегиональная художественная культура - это не только совокупность этнохудожественных, этнокультурных знаний и представлений, но и овладение различными технологиями изготовления художественных изделий, характерных для этноса данного региона, а также овладение формами и методами этнопедагогической работы в вузе и школе.
2. Процесс формирования и развития этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с учётом гуманистической и демократической направленности обучения, обогащается новыми тенденциями, особенностями, стимулами, технологическими подходами и развивающим характером обучения.
3. Процесс формирования этнохудожественной культуры представляет собой организованную совокупность его структурных компонентов: когнитивного, мотивационно-эмоционального, операционально-деятельностного. Особенности этого процесса обусловлены спецификой каждого компонента, педагогическими условиями его осуществления и личностными ресурсами студентов.
4. Модель формирования этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе декоративно-прикладной деятельности включает в себя целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.
5. Педагогические условия формирования этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства включают: этнорегиональный подход как педагогическое яв-
ление, принцип, стимул, компонент теории педагогического процесса; интегративность содержания этнохудожественного обучения как взаимосвязь комплексного, системного, личностно-ориентированного индивидуального подходов; культурно-рефлексивную деятельность в процессе обучения; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм проведения учебных занятий; материально-техническое оснащение учебной базы для проведения программных, дополнительных и практических занятий со студентами; стимулирующую направленность развития этно-региональных мотивов, потребностей личности.
Структура и объём диссертации. Исследование состоит из введения (12 е.), 2 глав (1-я 75 е., И-я 54 с), шести параграфов, заключения (8 с.) и библиографии. Общий объём диссертации составляет 167 страниц. В работе имеются 7 таблиц, 3 схемы, 4 гистограммы, 1 график. Список литературы включает в себя 182 источника.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены проблема, объект, предмет, цель и задачи работы, выдвинута гипотеза, охарактеризованы теоретико-методологические основы исследования, выделены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны этапы опытно-экспериментальной работы, приведены сведения об апробации и внедрении результатов, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое обоснование этнохудожественной культуры» осуществлён феноменологический анализ сущности понятий «воспитание на народных традициях», «этнохудожественяая культура», «этнохудожественные знания». Выявлены важнейшие подходы, принципы, задачи этнорегионального подхода в обучении.
В качестве методологических оснований в этнохудожественном обучении нами были обоснованы следующие подходы: личностный, обеспечивающий полноценное вхождение в этнокультуру и ставящий индивида в центр учебно-воспитательного процесса; культурологический, в основе которого лежат искусствоведческие - диахронический, предполагающий смену стадий художественного развития одну за другой во временной перспективе, и синхронический, рассматривающий художественный процесс с позиций одновременного сосуществования событий и явлений в рамках одной временно-пространственной перспективы (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.Г. Яковлев); интегративный (B.C. Куку-шин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Яковлев), обеспечивающий качественно новый уровень в преподавании основ различных наук, искусства и этнохудожественных дисциплин, способный комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности (психические, личностные, психофизические); художественно-
эстетический, позволяющий соединить процесс художественного образования с воспитанием широкой эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства; деятельностный, обеспечивающий неразрывность методов теоретической и практической сторон учебно-воспитательного процесса, а также учитывающий склонности, интересы и индивидуальные способности студентов; этнорегиональный, позволяющий органично включить региональный компонент в содержание различных уровней вузовского образования и идентифицировать субъективный опыт личности с этноку льтурными особенностями своего региона, психологии этноса со спецификой национальных обычаев и традиций.
Эти подходы составляют мировоззренческую основу классической художественной культуры, а также педагогической теории её формирования. Они способствуют выявлению эстетического гуманизма и присвоению личностью ценностно-нравственных ориентиров мировой и национальной художественной культуры, помогают направить его к идеалу, ориентируют на создание целостного образа мира, на основе понимания его многообразия и спектральности. Всё это в итоге влияет как на формирование национального самосознания и национальной культуры, так и на толерантное, уважительное отношение к иным культурам и народам.
Поиск определения понятия «этнохудожественная культура» мы осуществляли на основе анализа более обобщённых понятий. Проанализировав определения понятий «культура», «этнокультура» (И.А. Арабов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган, A.M. Лобок, В.М. Межуев, Т.В. Поштарёва, П.А. Сорокин, Т.Я. Шпикалова, E.H. Шиянов), мы пришли к выводу, что этнорегиональная культура — это сплав многообразия форм культуры (человечества, общества, личности), существующей в конкретном социальном пространстве и социальном времени. Этнокультура субъекта естъ совокупность свойств личности, формируемых этническим самосознанием, проявляющаяся в различных сферах её культурной деятельности, реализующаяся в умениях, навыках, модели поведения.
Этнохудожественная культура - это совокупность этнохудожест-венных ценностей, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе. Этнорегиональная художественная культура - это не только совокупность этнохудожественных, этнокультурных свойств, знаний, умений и представлений, но и овладение формами и методами этнопедагогической работы в вузе и школе. Сущность её заключается в том, что студент, владея такой культурой, способен правильно оценивать своеобразие, достоинства и недостатки этнохудожественных ценностей, находить их новые трактовки с учётом традиций, осуществлять этнохудожественную деятельность в полиэтническом сообществе.
Целевая направленность этнохудожественной культуры предполагает наличие и использование таких свойств, идей, этнохудожественных представлений и умений, с помощью которых личность способна оценить реалии и ценности полиэтнической художественно-этнической среды, адаптироваться в ней.
Среди принципов реализации и формирования этнохудожественной культуры в исследовании отмечаются всечеловечность, всенародность образов народного искусства, её действенность и сила воздействия, целостность в отражении действительности в национальной и общечеловеческой культурах, соответствие содержания образования этнофипософ-ским взглядам и современному менталитету, этнопсихологическим особенностям народа, принцип соответствия форм и методов обучения этно-педагогическим традициям.
Как правило, источниками изучения этнохудожественной культуры, и это также отмечается в нашем исследовании, оказывается сама культура как совокупность ценностей, в особенности продукты этнохудожественной деятельности человека; витагенный опыт личности, этно-региональный опыт семейного воспитания, фольклор, национальные языки, обычаи, традиции, книги, компьютерные художественные технологии.
Анализ понятия, структуры, целей и задач формирования этнохудожественной культуры позволил обозначить её особенности. Среди её особенностей мы выделили: взаимосвязи с другими культурами, гуманистический подход в оценке и усвоении художественных народных ценностей, её большие возможности в оценке и усвоении межнационального общёния, личную направленность произведений народного искусства и др.
Стимулами формирования этнохудожественной культуры в исследовании нами обозначены, с одной стороны, социокультурные (влияние общечеловеческой, региональной и этнохудожественной среды, народность в этнохудожественной деятельности, её личностная гуманистическая направленность), а с другой - дидактические.
Для нашего исследования имели значение выводы о характере усваиваемых знаний как стимулах обучения: выявление ядра в современных педагогических теориях, структурирование, свёртывание их в модули; включение в предмет декоративно-прикладного искусства знаний, которые способны познакомить с инновациями, технологиями и творчеством в декоративно-прикладном искусстве; внедрение в процесс преподавания декоративно-прикладного искусства новых технологий; использование личного опыта преподавателя и студентов в излагаемом материале; использование знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин; поиск рационализаторских находок в опыте самих студентов; использование понятий этнохудожественного искусства в реальном педа-
гогическом процессе; образное, эмоциональное изложение научной информации об этнохудожественном знании во время занятий; самостоятельный перевод студентами базисного материала по декоративно-прикладному искусству в знаково-символическую систему и др.
Исследования И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, Б.С. Гершунского, М.Н. Кузьмина, Н.С. Кириченко, Б.Н. Тамбиева, В.К. Шаповалова позволили нам акцентировать внимание на признаках этнохудожественной культуры. Под признаком этнохудожественной культуры мы понимаем идеал, высш}то осуществлённую этнохудожественную цель, то совершенство, к которому должен стремиться каждый человек. К ним мы отнесли: связь с общечеловеческой, мировой культурой; реализм, т.е. связь с жизнью народа, с национальными и региональными особенностями; акценты на развитие и саморазвитие личности, т.е. ориентации на человека; творческую направленность произведений этнохудожественного искусства, т.е. привнесение индивидуального, уникального, самобытного в этнохудожественную культуру; прогностичность этнохудожественной культуры; знание и любовь к своей «малой» и «большой» Родине (Россия - КЧР); ориентации на этнохудожественный идеал; свободу и независимость этнохудожественной культуры; ориентации на толерантность в общении; открытость этнохудожественной культуры; её динамичность.
Исходя из целей и задач формирования этнохудожественной культуры, наибольшее значение для их решения могут иметь такие направления деятельности, как эстетическое, духовно-нравственное, практическое, предполагающее вооружение студентов специфическими этноху-дожественными умениями и навыками. Более частными направлениями содержания формирования этнохудожественной культуры являются формирование у студентов готовности: осваивать этнохудожественные традиции, этнохудожественные знания, фольклор; изучать различные этнокультуры, понимать и постигать взаимовлияния этно и региональных культур; осмысливать, эмоционально оценивать этнохудожественные ценности (войлочные изделия, филигрань, чеканку, насечку, изделия из дерева); применять этнохудожественную культуру в своей жизнедеятельности.
Мы видим по перечисленным компонентам, что в самом общем виде структура этнохудожественной культуры включает в себя когнитивный, поведенческий и эмоционалыю-мотивационный компоненты. Говоря о месте этнохудожественной культуры, можно вслед за исследователями (Чомаева Л.М.) утверждать, что производная от этнической этнохудожестиенная культура зиждется на понятиях, связанных с многообразием потребностей и интересов представителей этнических общностей к самореализации, самосовершенствованию, а художественное рассматривается как формирование и развитие творческих способностей,
вкусов и взглядов на основе образования и обучения тому или иному искусству.
Мы разработали модель педагогических условий формирования у студентов этнохудожественной культуры. Основу модели составили результаты анализа психолого-педагогических источников по этой проблеме, благодаря чему все условия оказалось возможным сгруппировать в два блока: объективные и субъективные, представленные в схеме № 1.
Схема № 1
Модель педагогических условии, способствующих формированию _этнохудожественной культуры_
Субъективные Объективные
Умение преподавателей опираться в процессе обучения студентов на регионально-этнические знания и информацию, которые приобретены ими ранее. Заинтересованное отношение и проявление внимания к региональному компоненту со стороны общегосударственных, региональных и местных органов власти и структур образования.
Опора на умения студентов художественно воплощать этнорегиональные идеи, обосновывая их художественно выразительными средствами, опора на уровни их этнохудожественной подготовки. Этнорегиональный подход как педагогическое явление, как принцип, как теория эффективности педагогического процесса.
Умения общаться со студентами в этнокультурной среде. Культурно-рефлексивная деятельность в процессе обучения.
Целенаправленное научно-теоретическое и методическое совершенствование преподавателей вуза в области формирования у студентов потребности в приобретении ими общечеловеческих, этнорегиональных и эт-нохудожественных знаний. Интегративность содержания обучения как взаимосвязь комплексного, системного и личностно-ориентированного подходов.
Наличие у преподавателей стабильного желания способствовать формированию у студентов этнорегиональных знаний. Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагогического состава вуза.
Развитие и совершенствование у студентов интереса и желания стремиться к мастерству по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, высокая этнохудожественная информированность. Материалы ю-техкическое оснащение учебной базы для проведения программных, дополнительных и практических занятий со студентами.
Умение преподавателем совершенствовать результаты труда за счёт использования этнорегионального материала. Стимулирование развития этнорегиональных мотивов и потребностей личности. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм проведения учебных занятий.
Модель скорректирована и дополнена с учётом анализа как педагогических источников, так и обобщения результатов анкетирования учителей средних школ и преподавателей художественно-графических факультетов Кубанского, Дагестанского и Карачаево-Черкесского университетов, к которым был обращён вопрос: «Какие условия из предлагаемых в разработанной нами модели, на Ваш взгляд, могут способствовать успешному формированию у студентов этнохудожественной культуры?» Предлагаемая структура комплекса педагогических условий формирования этнохудожественной культуры представляется нам развивающейся в зависимости от усложнения целей подготовки на каждом этапе и связана общей целью, формированием знаний о народных традициях, декоративно-прикладном искусстве.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования этнохудожественной культуры» представлено описание экспериментальной работы, проводившейся с 2004 по 2008 годы.
На констатирующем этапе эксперимента мы стремились определить уровни формирования этнорегиональных знаний, этнокультурной, а особенно этнохудожественной подготовки студентов.
Наиболее низкие баллы студенты получили именно за умение применять этнохудожественные знания в процессе деятельности. Но в целом разница в средних оценках по всем трём критериям (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий) оказалась незначительной, что позволяло нам продолжить дальнейшую экспериментальную работу, в процессе которой, учитывая выявленные недостатки в практической этнохудожественной подготовке студентов, мы значимые акценты ставили именно в этом направлении.
Констатирующий эксперимент показал, что наивысшие баллы студенты имели по когнитивному критерию. Это объясняется, по нашему мнению, их возрастными особенностями. К моменту учебы в вузе студенты имеют немало информации этнохудожественного характера, полученной как в процессе семейного воспитания, так и в процессе обучения в школе. Но используют эту информацию не всегда достаточно умело.
Данные, полученные в процессе констатирующего эксперимента, позволили нам сделать вывод о том, что студентам необходимо более интенсивно накапливать этнохудожественную информацию. Необходимо специально создавать для студентов условия и предпосылки по расширению и развитию интересов к народному декоративно-прикладному искусству, по формированию активности в этой области.
На стадии формирующего эксперимента нами была разработана модель формирования этнохудожественной культуры, представляющая собой многоаспектную и многоуровневую систему качеств и свойств личности (схема № 2).
Модель формирования этнохудожественной культуры студентов ХГФ в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
I I
т
Целевой компонент (общие, частные, конкретные цели)
I
Учебные цели
т
Воспитательные цели
^ I I
Этнорегиональные цели
I
Функции этнохудожественной работы
Адаптационная: усвоение принятых норм и методов этнохудожественной деятельности
Мотивационная: побуждение студентов следовать традициям этнохудожественной направленности
Информационная: получение информации об этнохудоже-ственных требованиях к нормам и соотношение своей подготовки с нормативными характеристиками
т
Направление содержания деятельности этнохудожественной подготовки
Эстетическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Методы
Инновационные: моделирование, проблемность и др.
Вооружение специфическими этнохудожественными умениями
I
Технологический компонент
Традиционные: убеждение, организация деятельности
з:
Условия: опора на интересы, особенности учебного предмета, на этно-ориентированные формы внеучебной деятельности, индивидуализации, совершенствования материально-технической базы
Стимулы: определяющие установку на этнохудожсстве 1 шую деятельность, эмоционально-волевые, формирующие понимание ценности этнохудожественной культуры
Результативно-оценочный компонент
Когнитивный: сформиро-ванность этнохудожест-венных знаний, представлений, умений
Мотивационный: сформи-рованность опыта этноху-дожественых общений, эмоций, мотивов
Достигнутая цель
Поведенческий: расширение опыта этнорегионального поведения; сформирован-ность этнохудожественной культуры
Схема № 2
В процессе формирующего эксперимента нами была разработана программа по курсу «Художественная обработка металла (насечка, чеканка)» для обучающихся в Институте дополнительного образования. В 2004 году она была внедрена в деятельность Института дополнительного образования Карачаево-Черкесского госуниверситета. При отборе содержания материала мы включили этнорегиональный компонент, при этом стремились к интеграции содержания материала, форм, средств, к его комплексности, к межпредметным связям.
Эксперимент показал, что формирование этнохудожественных знаний по художественной обработке дерева, художественной керамике, ковке, гравированию и чернению, эмалированию, а также художественной чеканке и насечке происходит эффективно, если давать студенту картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен и возможен. Следовательно, суть индивидуального подхода состоит в том. чтобы идти в процессе обучения не от учебного предмета к студенту, а от студента к учебному предмету. Отталкиваться от тех возможностей, которыми располагает студент, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, развивать, обогащать.
Для оптимизации учебного процесса мы использовали технологии модульного обучения, сущность которых состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенным ему индивидуальным учебным заданием.
В процессе учебно-воспитательной работы с экспериментальной группой нами осуществлялся индивидуальный подход, что предполагало взаимодействие с отдельными студентами по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуализация обучения охватывала все звенья учебного процесса: цели, формы, методы и средства обучения. К целям индивидуализации можно отнести сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности студентов, их способностей и умений осуществлять декоративно-практическую деятельность в традициях своего народа, формирование общеучебных умений и навыков, улучшение мотивации учения и развитие национально-региональных познавательных интересов, а также формирование личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия.
Основной формой индивидуализации обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству являлась самостоятельная работа студента в вузе и дома. Это индивидуальные учебные задания по эскизиро-ванию и стилизации мотивов народного орнамента для работ по декоративно-прикладному искусству (узоры войлочных ковров - киизле, кувшинов - кумганла, декоративных блюд - сахан табакъла, декоративных
чаш - гоппан аякъла и т.п.), индивидуальная отработка умений и навыков по использованию оборудования, материалов и инструментов в ходе изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Коллективная организация деятельности студентов, в совокупности с индивидуальной организацией, оказывали большое стимулирующее влияние на их развитие. Эксперимент показал, что более высокие индивидуальные результаты по формированию этнохудожественных знаний у студентов можно получить, используя коллективные, групповые и индивидуальные подходы к организации занятий по декоративно-прикладному искусству. Например, при выполнении практических заданий по народному декоративно-прикладному искусству (инкрустирование металлом по дереву, художественная чеканка) мы временно делили студентов на группы для решения задач по эскизированию, выбора материала, инструментов и оборудования, определения поэтапности выполнения практического задания. Студенты коллективно обсуждали предлагаемые преподавателем задачи, намечали пути их решения и реализации на практике, представляли найденные совместно результаты. Такая форма работы, более эффективная в сравнении с фронтальной, помогала нам учитывать их индивидуальные особенности. С учётом сложности заданий мы стремились помогать и направлять студентов, хотя они выполняли работу самостоятельно.
Опираясь на методику А.Г. Ривина, изучение материала по народному декоративно-прикладному искусству мы проводили в парах сменного состава: статичной, динамичной и вариативной. Коллективные и групповые занятия предполагали организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных интересов, взаимному обогащению студентов в группе, общению, обмену и взаимопониманию, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действий.
Среди путей осуществления межпредметных связей мы использовали: поиск единых для разных предметов методов, понятий и использование их в обучении студентов декоративно-прикладному искусству; вычленение знаний в различных учебных предметах, имеющих значение для конкретной темы декоративно-прикладного искусства; аналогии, требующие установления общих проблем в различных учебных дисциплинах и технологиях декоративно-прикладного искусства; опору на сочетание интересов студентов к разным областям знаний.
В учебном процессе большую роль играют объемные наглядные пособия, как натурные, так и условно-макетные. Своим многообразием и технической осмысленностью конструкций и материалов они способны внести в интерьер учебных помещений яркую, современную, эстетическую ноту. Здесь важна не только чисто педагогическая трактовка про-
блемы, но и эстетическая. Богатство идей и разнообразие мира, в который входит студент, наглядно заключены в учебных пособиях. Это эстетическое содержание учебного процесса, его особый эмоциональный и мировоззренческий смысл. Для примера мы постарались организовать мастерские по художественной обработке металла художественно-графического факультета в русле выше обозначенных проблем.
Эксперимент показал большой рост уровней этнохудожественной культуры по всем критериям и показателям. Об этом свидетельствуют средние баллы, полученные студентами по этим критериям. Представим средние баллы в таблице № 1.
Таблица № 1
Итог овые сравнительные данные в средних баллах по характеристике этнохудожественных знаний, практических навыков и интересов в контрольной и экспериментальной группах
(после формирующего эксперимента)
Крите- Когнитивный Эмотивный Операционально-
рии деятельностныи
Группы Контр. Экспер. Контр. Экспер. Контр. Экспер.
с С а в С с
i i с и о И п с V а и а л с <J и ы а г> с « а о ■X. Г) с о и и Ьй <т> с и а IÍ Г)
i. & О П О R о я о о я о s
<=í о Ч о Ч о Ч о Ч о п о
в В Б Б Б В
Сред. 1,9 2,5 1,6 3,4 1,5 2 1,4 3 1,5 2,5 1,15 3,2
баллы
По итоговым количественным данным, представленным в таблице, можно утверждать, что рост интересов к этнохудожественной информации шел быстрее в экспериментальной группе, чем в контрольной. Особенно это сказалось на расширении объёма (более чем в 2 pasa) этнохудожественных знаний (когнитивный критерий) и в показателях операци-онно-деятельностного критерия.
В заключении представлены результаты работы, обозначены направления дальнейших исследований.
Полученные экспериментальные данные не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, а показывают лишь один из возможных путей ее реализации в конкретном возрастном аспекте и определенных социокультурных условиях.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутая гипотеза нашла своё частичное подтверждение в положениях, вынесенных на защиту. Кроме того, намечены основные пути развития представленного исследования, направленные на формирование профессионально значимых, перспективных качеств студентов, необходимых им в этнохудоже-20
ственном коммуникативном взаимодействии с учащимися в условиях поликультурной среды, в контекстном обучении, в работе образовательных учреждений различного типа. Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Концептуальную основу формирования этнохудожественной культуры студентов составляет совокупность методологических мировоззренческих подходов (личностный, культурологический, интегративный, художественно-эстетический, деятельностный, этнорегиональный). Они помогают направить личность к идеалу, ориентируют на понимание целостности, многообразия и спектральности мировой и национальной художественной культуры.
2. В исследовании раскрыта «этнохудожественная культура студентов» как педагогическая категория, включающая цель, задачи, принципы, содержание, особенности, механизмы и формы проявления, критерии действенности и эффективности. Она формируется под влиянием различных условий и стимулов.
3. Определены необходимые условия успешного формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графических факультетов (опора на этнорегиональную информацию и витагенный опыт студентов, интегративность содержания обучения, совершенствование материально-технической учебной базы для проведения занятий со студентами, стимулирующая направленность учебного процесса, сочетание индивидуальных и коллективных форм проведения учебных занятий и др.)
4. Одним из показателей результативности исследования стала разработанная авторская модель формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графических факультетов, включающая целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Особое значение наши выводы могут иметь для определения особенностей подобной деятельности не только в высшей школе, но и в условиях образовательных учреждений различных типов.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в научных изданиях рекомендованных ВАК РФ:
1. Эсеккуев, К.В. Этнорегиональные условия успешной деятельности учителя технологии в процессе изучения народных традиций и декоративно-прикладного искусства [Текст] / К.В. Эсеккуев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 30 (67): Научный журнал. - СПб., 2008. - С. 518-521.-0,38 п.л.
2. Эсеккуев, К.В. Этнохудожественная подготовка как условие успешного (формирования у старшеклассников этнорегиональных знаний [Текст] / К.В. Эсеккуев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 38 (82): Научный журнал. - СПб., 2008. - С. 173-178. - 0,5 п.л.
Статьи в других изданиях:
3. Эсеккуев, К.В. Рабочие планы по курсу «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики начального обучения [Текст] / К.В. Эсеккуев. - Карачаевск: КЧГПИ, 1989. - 18 с. - 1,13 п.л.
4. Эсеккуев, К.В. Чеканка на занятиях курса Института дополнительного образования «Художественная обработка металла» [Текст] / К.В. Эсеккуев // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - Карачаевск: КЧГУ, 2004.-С. 349-350.-0,13 п.л.
5. Эсеккуев, К.В. Художественная обработка металла [Текст]: программа для учащихся средних школ и обучающихся в ИДО / К.В. Эсеккуев. - Карачаевск: КЧГУ, 2004. - 15 с. - 0,94 п.л.
6. Эсеккуев, К.В. Проведение кружковых занятий по художественной обработке металла [Текст] / К.В. Эсеккуев // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - Карачаевск: КЧГУ, 2005. - С. 219-221. - 0,19 п.л.
7. Эсеккуев, К.В. Курс «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» в формировании профессиональных качеств студента [Текст] / К.В. Эсеккуев // Гуманизация образования на уроках эстетического цикла. - Карачаевск: КЧГУ, 2005. - С. 118-120. - 0,19 п.л.
8. Эсеккуев, К.В. Разработка и стилизация мотивов национального орнамента для работ по художественной обработке металла [Текст] / К.В. Эсеккуев // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - Карачаевск: КЧГУ, 2006. - С. 244-246. - 0,19 п.л.
9. Эсеккуев, К.В. Народное декоративно-прикладное искусство в формировании этнорегиональных знаний у студентов [Текст] / К.В. Эсеккуев // Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития. Сб. науч. статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ДГПУ, 2006. - С. 498-502.-0,25 п.л.
10. Эсеккуев, К.В. Значение традиций народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности со студентами [Текст] / К.В. Эсеккуев // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - Карачаевск: КЧГУ, 2007. - С. 229-231. - 0,19 п.л.
11. Эсеккуев, К.В. Этностиль в формировании интерьера национального жилища [Текст] / К.В. Эсеккуев // Теория и практика средового дизайна: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза. - С. 77-79. - 0,25 п.л.
12. Эсеккуев, К.В. Макетирование в дизайне среды [Текст]: учебно-методический комплекс для специальности 052400 - «Дизайн» со специализацией «Ландшафтный дизайн» / К.В. Эсеккуев. - Карача-евск: КЧГУ, 2007. - 38 с. - 2,38 пл.
13. Эсеккуев, К.В. Профессиональное становление будущего учителя технологии в процессе изучения декоративно-прикладного искусства [Текст] / К.В. Эсеккуев // Художественное образование и эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. - Карачаевск, 2007. -С. 305-307.-0,19 пл.
14. Эсеккуев, К.В. Антропологический подход к проблеме совершенствования этнорегиональной образовательной деятельности [Текст] / К.В. Эсеккуев // Формирование национального самосознания в процессе художественного образования: Материалы Всероссийской научной конференции. - Карачаевск, 2008. - С. 162-165. - 0,19 п.л.
15. Эсеккуев, К.В. «Основы теории ДЛИ с практикумом» [Текст]: программа для студентов заочного отделения ХГФ / К.В. Эсеккуев. - Карачаевск: КЧГУ, 2009. - 19 с. - 1,19 пл.
Эсеккуев Казимир Владимирович Автореферат
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (на материале КЧР)
Подписано в печать 14.08.2009. Формат 60x80/16 Бумага типографская. Печать офсетная физ. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии Карачаево-Черкесского государственного университета: 369200, Карачаевск, ул. Ленина, 46.