Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бороздин, Юрий Афанасьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бороздин, Юрий Афанасьевич, 2001 год

Введение

Глава I Методологические и теоретические основы трудового воспитания детей в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.

§ 1 К.Д. Ушинский о сущности и значении трудовой деятельности.

§ 2 Задачи, средства и условия успешности трудового воспитания в учении К.Д. Ушинского.

Глава 2 Роль труда в содержании педагогического процесса (на материале учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»).

§ 1 Направленность учебных текстов «Родного слова» на овладение детьми знаниями о трудовых процессах, на воспитание трудолюбия.

§ 2 Идея воспитания учащихся в труде и для труда в

Детском мире».

§ 3 Ценностные основы труда в учебниках

К.Д. Ушинского.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского"

Актуальность исследования. В настоящее время вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив российского общества и государства от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в системе образования. Школа - не просто общество в миниатюре, это завтрашнее, будущее общество, но вызревающее уже сегодня. Здесь формируются способности юных граждан к созидательной деятельности, вырабатываются жизненно важные практические навыки, нравственные позиции, правила поведения и другие контуры российской жизни в ближайшем будущем.

Курс на усиление практической ориентации общего среднего образования намечен в законодательных документах последних лет (Федеральная программа развития образования, 1999 г.; Национальная доктрина образования, 2000 г.; Стратегия модернизации содержания общего образования, 2001 г.). Основным результатом деятельности образовательных учреждений должны стать выпускники, обладающие ключевыми компетентностями в различных сферах общественной жизни. Так, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности предполагает «умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самореализации».*

Как видно, «образовательный модернизм» весьма прагматически рассматривает проблему подготовки школьной молодежи к труду и профессиональному самоопределению. В такой ее постановке заметна попытка отказа от трудового воспитания: ведь воспитание - это прежде всего «работа» со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его духовно-нравственной, эмоциональной, рефлексивной сферами. В таком случае ценностно-нравственная под" Стратегия модернизации содержания общего образования // Управление школой. 2001. - №30(8- 15 авг.). (Л 5. готовка подрастающих поколений к трудовой жизни будет отдана на откуп рыночной стихии, где главной движущей силой выступает личный интерес, стремление к выгоде, в том числе к выгодной продаже своего труда и даже своей личности на рынке товаров и услуг.

Однако русская духовность, воспитанная православной и мирской культурами, рассматривает труд как святую обязанность и проявление человеческого, нравственного начала жизни. Русский национальный характер содержит установки, противостоящие индивидуализму, предприимчивости как ловкости, которые исстари воспринимались большинством как нечто чуждое, инородное. И школа должна сохранять и крепить в подростковой и молодежной среде русскую национально-культурную ментальность. Тогда молодые люди будут не просто усваивать трудовые и профессиональные знания, умения, нормы поведения, но и подходить к ним с нравственных позиций, заданных русской национальной традицией и закрепленных школой. Они смогут противостоять отрицательным тенденциям, характерным для нашего формирующегося рынка. Из их среды выйдут предприниматели и менеджеры, для которых честность, порядочность, радение об общем благе - непременные составляющие нормальной рыночной деятельности.

Разумеется, жизненные реалии, в которых окажутся бывшие школьники, могут существенно изменить установки и отношения, привитые в семье и школе. Но тем актуальнее задача укрепления социально-трудового воспитания в школе и вне ее на основе собственных культурных традиций, укорененных в нашем национальном менталитете.

Научно-методические и практические подходы к освоению образованием и воспитанием богатств национальной культуры разработаны H.H. Пироговым, К.Д. Ушинским, Н.Ф. Бунаковым, М.И. Демковым, П.Д. Юркевичем, С.А. Ра-чинским, H.A. Ильиным, В.В. Зеньковским и другими отечественными мыслителями. Наибольший интерес в этом плане представляет творческое наследие «отца русской педагогики» - К.Д. Ушинского.

Педагогическая система К.Д. Ушинского ориентировала школу на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов ее преемственности, охватываемых понятием «традиция»; на выстраивание такого содержания образования и таких форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизведение основ национальной культуры, в том числе народной культуры труда. Содержащиеся в теоретических работах и учебниках К.Д. Ушинского задачи и средства воспитания у детей внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле и труду на ней, родному языку, родному народу и его истории рассмотрены в дореволюционный период в трудах П.П. Блонского, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В.А. Волкович, П.И. Девина, М.И. Демкова, В.Е. Ермилова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Маккавейского, О. Мильчевского, JI.H. Модзалевского, М.М. Рубинштейна, Н.В. Чехова и других педагогов (9; 11; 14; 15; 23; 24; 27; 36; 51; 54; 56; 75; 102).

В 1950-е и последующие годы вместе с обращением официальной идеологии к идеям русской народности публикуются результаты исследований Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского, , А.И. Иванова и других педагогов, посвященные изучению биографии и творческого пути К.Д. Ушинского (49; 52; 89; 32). В работах Б.Г. Ананьева, В.В. Зеньковского, И. А. Френкеля и других авторов проанализированы философско-антропологические основания педагогического учения К.Д. Ушинского (2; 30; 97). Целостному осмыслению сути и значения творчества Ушинского посвящены исследования В.Я. Василевской, Н.К. Гончарова, Г.Д. Ивановой, Д.О. Лордкипанидзе (12; 20; 31; 49). В работах этих авторов, а также в публикациях

P.A. Лопатникова, K.H. Миротворцева, A.B. Плеханова, С.М. Соколовского анализируются идеи К.Д. Ушинского о трудовом воспитании (48; 55; 69; 86).

Время показало, что труды К.Д. Ушинского являются подлинной педагогической энциклопедией, не утратившей своей актуальности и в наши дни и помогающей найти ответ на злободневный вопрос современности: как, входя в жизнь общечеловеческую, не растерять ценностей своей культуры? К плодотворным в этом отношении идеям К.Д. Ушинского обращаются исследователи, разрабатывающие методологические и ценностные основы современной педагогики (Е.П. Белозерцев, О.В. Долженко, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); проблемы подготовки и профессионального воспитания учителя (И.Ф. Исаев, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымова, A.B. Репринцев, Н.К. Шабанов и др.); формы и методы применения идей и учебных текстов К.Д. Ушинского в педагогическом процессе современной школы (Н.И. Лифинцева, H.A. Петру к, Л.В. Чернова, Ю.И. Юдин); вопросы духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания (С.С. Куломзина, В.И. Ильченко, С.Б. Каменецкая, Л.А. Терещенко).

Материалы исследований показывают, что очень многое в мыслях и практических указаниях К.Д. Ушинского остается непревзойденным, требующим нового прочтения и непредвзятого осмысления. Эти усилия должны быть обращены и к идеям К.Д. Ушинского о воспитании в труде и для труда, которые пока остаются за пределами исследовательского интереса ученых.

С учетом изложенного выбрана тема исследования: « Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского».

Проблема исследования состоит в выявлении и обобщении идей К.Д. Ушинского, представляющих концептуальные основы трудового воспитания, а также способов воплощения идеи труда в учебных книгах педагога.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Предмет исследования - взгляды и представления К.Д. Ушинского о сути и педагогическом значении труда, о задачах и средствах трудового воспитания учащихся и их отражение в учебниках для первоначального обучения «Родное слово» и «Детский мир».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать философско-антропологические взгляды К.Д. Ушинского на сущность труда и трудового воспитания;

- выявить содержащиеся в педагогической системе К.Д. Ушинского научно-методические основы воспитания трудолюбия и привычки детей к труду;

- раскрыть содержание трудовой составляющей учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» и его роль в трудовом воспитании учащихся;

- охарактеризовать духовно-нравственные и ценностные основы труда, вошедшие в учебники К.Д. Ушинского.

Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, о деятельностной и творческой природе человека, о зависимости понимания природы и сущности воспитания от понимания природы и сущности человека, а также идеи философской антропологии, идея органичной целостности материального и духовного бытия мира человека, идеи культурологического, аксиологического и системного подходов к изучению историко-педагогических явлений.

Основными методами исследования выступили ретроспективно-теоретический анализ источников, систематизация взглядов и идей

К.Д. Ушинского в области трудового воспитания, методы художественного анализа текста, научная интерпретация социально-педагогических фактов.

Источники исследования: труды К,Д. Ушинского; работы отечественных педагогов, психологов и философов, занимавшихся изучением наследия К.Д. Ушинского; публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам трудового воспитания школьников; издания периодической печати, посвященные творчеству К.Д. Ушинского.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 19972001 годов.

На подготовительном этапе (1997-1998 гг.) изучалась источниковедческая база исследования, проводился теоретический анализ философской, педагогической и историко-педагогической литературы, определялась библиографическая база исследования.

На втором этапе (1998-1999 гг.) изучались первоисточники, архивные и другие материалы, анализировались взгляды К.Д. Ушинского на проблему труда и трудовою воспитания, их воплощение в текстах учебных книг педагога.

На заключительном этапе (2000 -2001 гг.) обобщались основные результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялись апробация результатов исследования и литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения: • «Труд» - одно из фундаментальных и многогранных понятий педагогического учения К.Д. Ушинского. Труд выступает единственно достойной человека целью жизни и доступным ему счастьем, обязанностью исполнения воли Божьей и служения Отечеству и ближним, средством самообеспечения человека и источником его свободы и независимости, условием душевного спокойствия, духовно-нравственного возвышения и творческого осуществления человека и поэтому должен быть его главным «воспитателем».

Трудом не может считаться активность, несовместимая с человеческим достоинством в связи с безнравственностью ее целей, а также из-за чрезмерного физического и психического напряжения, не оставляющего сил и времени для мыслей и забот идеального духовного порядка.

• Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

Для воспитания уважительного и любовного отношения к труду необходимо вырабатывать у питомцев школы серьезный взгляд на жизнь и на труд как ее основу; уважать детский труд - замечать, ценить и одобрять умственные и физические усилия ребенка.

• К важнейшим средствам приучения детей к труду К.Д. Ушинский относил игры с элементами несложного труда; практические работы или занятия ручным трудом, огородничеством, садоводством, ремеслами; учение, осуществляемое как самостоятельный умственный труд ребенка, сопряженный с его мыслительными усилиями; семейную и общинную трудовую среду, элементы которой желательно воспроизводить в педагогическом процессе народной школы. Вспомогательными средствами трудового воспитания в учении К.Д. Ушинского выступают принуждение, подражание и соревнование.

• Успешное воспитание трудолюбия детей и их привычки трудиться обеспечивает ряд условий или правил, разработанных К.Д. Ушинским: посильносгь труда; обновление и усложнение содержания труда; перемена и чередование видов труда; постепенное сосредоточение внимания и сил ребенка на определенной деятельности, которая станет трудом его жизни.

• Вместе с тем К.Д. Ушинский не считал, что трудовое воспитание осуществляется только в процессе выполнения трудовых функций: успешное достижение его задач рассматривалось педагогом как воплощение в жизненном опыте воспитанников норм и ценностей традиционной крестьянской культуры и христианской веры.

• Учебные книги К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» раскрывают содержание и смыслы различных видов труда; сообщают практически важные сведения трудового характера; показывают пользу растений, животных, минералов, природных процессов и значение труда как главного фактора выявления, применения и умножения этой пользы; характеризуют социальные аспекты трудовой деятельности.

• Содержание учебников способствует воспитанию трудолюбия и приучению учащихся к труду посредством: органического единства естественнонаучных и художественных текстов, что помогает слиянию рассудка, воображения и чувств ребенка в формировании уважительного и любовного отношения к труду; связи с природными явлениями и временами года, что актуализирует красоту родной природы, событийность и праздничность труда на земле и усиливает его привлекательность; обращения к детским чувствам удивления и благоговения, что помогает увидеть в обыденных трудовых делах «промысел Божий о мире и о человеке»; включения в тексты приемов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся и способствующих становлению учения ребенка его трудом (актуализация жизненного опыта детей, проблемное изложение, обращение к сравнениям и противопоставлениям и др.)

• «Родное слово» и «Детский мир» утверждают духовно-нравственные и ценностные основы груда, укорененные в православном мировоззрении. К ним относятся идеи труда как долга человека и средства его духовно-нравственного совершенствования, как способа улучшения земли и природы, как общеполезного дела; этические нормы ведения хозяйственных дел - регулирование имущественных отношений на основе принципа любви, нестяжательство и бережливость, честность в делах, справедливость в оплате труда и др.; личностные качества, достойные труженика - трудолюбие, прилежание, упорство, терпение, приподнятое состояние духа, практичность, деловитость.

Научная новизна и теоретическое значение работы:

- систематизированы идеи К.Д. Ушинского о человекотворческой сущности труда и его педагогическом значении;

- охарактеризованы задачи и средства трудового воспитания по Ушинско-му и условия его успешного осуществления;

- выявлены особенности учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», способствующие воспитанию уважения, любви и привычки учащихся к труду;

- раскрыты духовно-нравственные и ценностные основы труда, содержащиеся в учебниках К.Д. Ушинского.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в моделировании, становлении и развитии воспитательной системы русской школы. Материалы исследования найдут применение в преподавании курса «История образования и педагогической мысли»; при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров по истории отечественной педагогики, а также соответствующих учебно-методических пособий; в процессе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходной методологической основой; использованием широкого круга трудов К.Д. Ушинского и работ, посвященных изучению его творческого наследия; применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации отражены в публикациях автора, докладах и сообщениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах, на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания КГНУ. Материалы исследования вошли в содержание интегрированного спецкурса «Педагогика К.Д. Ушинского», который читается в КГПУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ

1. В соответствии с принципом связи обучения с постоянно расширяющейся детской жизнью «Родное слово» и «Детский мир» раскрывают смысл и содержание различных видов трудовой деятельности человека и связанных с ними ремесел; значение отдельных орудий труда, действий и операций в целостном трудовом процессе; пользу, которую приносят людям растения, животные и минералы; роль труда как главного условия выявления, применения и умножения этой пользы; социальные аспекты трудовой деятельности человека.

Родное слово» ориентировано в основном на ознакомление детей с трудовыми процессами и лежащими в их основе явлениями, на расширение и углубление представлений учащихся о сути и значении повседневных трудовых дел, на формирование осознанного и прочувствованного отношения младших школьников к труду и связанным с ним знаниям и умениям. «Детский мир» больше внимания уделяет естественнонаучным знаниям и способам их применения в труде человека, обобщающим мировоззренческим и нравственным идеям о значении труда в жизни человека и общества, общественному разделению труда и связи товаропроизводителей, региональным особенностям хозяйственно-трудовой деятельности людей и влияющим на них факторам.

2. Решению указанных образовательных задач служат естественнонаучные, исторические и художественно-публицистические тексты (статейки, статьи, рассказы), художественные произведения и отрывки из них, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, афоризмы и загадки. Содержание учебных книг помогает воспитанию в детях трудолюбия и привычки к труду посредством:

- соединения понятийно-логических конструктов с художественно-поэтическими образами, что способствует слиянию ума, воображения и чувств ребенка в его любовном и уважительном отношении к труду;

- связи с природными явлениями и временами года, содержащими немало семейных и сугубо детских радостей, которые вместе с красотой родной природы актуализируют событийность и праздничность крестьянского труда и тем усиливают его привлекательность для ребенка;

- обращения к эмоциональной сфере учащихся, в первую очередь к чувствам удивления и благоговения, что помогает «увидеть» в повседневных трудовых делах «промысел Божий о мире и о человеке», любовнее и бережнее отнестись к природе, животным и растениям и к труду по уходу за ними.

3. В качестве методов работы с текстами учебных книг, кроме чтения, пересказа, переписывания, беседы и заучивания, К.Д. Ушинский рекомендовал использование иллюстративного материала, обращавшего внимание детей на важнейшие знания и умения трудового характера; проведение несложных опытов, наблюдений и экскурсий. В содержание и форму изложения многих статей, написанных самим К.Д. Ушинским, заложены приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: сопряженность материала с жизненным опытом детей и с ранее изученным; обращение к сравнениям и противопоставлениям, к анализу и обобщениям; проблемное изложение материала (в основном в статьях "Детского мира"). Эти методические приемы будят мысль ученика и удерживают ее в сос янии трудового напряжения, давая школьнику посильную, интересную и полезна работу, что способствует становлению учения трудом ребенка.

4. Важными мировоззренческими идеями, содержащимися в учебных книгах К.Д. Ушинского, являются:

- идея об активно-преобразовательной роли труда по отношению к окружающему миру и к самому человеку, которая раскрывается в научных статьях и художественных текстах, показывающих, как своим трудом человек постигал смысл и истину мироздания, улучшал природу и использовал ее силы, обогащался знаниями и опытом, овладевал свободой и нравственностью;

- идея труда как общеполезного дела - служения людям посредством улучшения общественного благосостояния, просвещения и воспитания людей, улучшения окружающей среды и создания условий для развития свободного труда, самого человека и духовно-нравственного строя его жизни.

5. В учебниках раскрывается ценностное ядро труда, которое делает труд духовно-созидательным союзником человеческой жизни, а не только средством достижения материального благополучия. Его образуют: долг человека перед Богом, долг гражданина, долг семьянина; этические нормы ведения хозяйственных дел - регулирование имущественных отношений на основе принципа любви и осуждение посягательства на чужую собственность, нестяжательство и бережливость, честность в делах и справедливость в оплате груда; качества - признаки проявления силы духа человека - трудолюбие, прилежание, упорство, терпение, приподнятое состояние духа, христианская вера, а также активность, практичность, деловитость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое учение К.Д. Ушинского содержит глубоко продуманную и целостную систему трудового воспитания юных граждан России. В ее основе - высокая идея труда как единственно достойная человека цель жизни и доступное ему счастье; как долг человека перед Богом, предками и современниками; как бескорыстное служение Отечеству по внутреннему побуждению; как средство самообеспечения человека и источник его свободы и независимости; как условие духовно-нравственного возвышения и творческого осуществления человека. Такое понимание труда построено Ушинским «на камне» христианского вероучения и ориентировано одновременно на «земные» и «небесные» цели трудовой деятельности, на то, чтобы человек и его жизнь с помощью труда стали гармоничнее и ближе к идеалам добра, справедливости, истины.

Жизнь человека, по Ушинскому, - это наполнение его души трудом. Поэтому цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы дать, точнее, помочь подыскать человеку труд, а также средства для его выполнения. При уяснении этого сегодня важна неоднократно повторяемая Ушинским мысль о том, что педагогические усилия, помогающие человеку найти труд, дающий жизнь душе, должны учитывать социальное и имущественное положение воспитанника: «Для людей бедных, которым жизнь уже сама по себе задает довольно работы, дело воспитания состоит только в том, чтобы заставить их полюбить труд ради труда и подготовить их к нему. Для людей обеспеченных дело воспитания сложнее: оно должно развить их так, чтобы они сами могли найти себе бесконечно прогрессивный труд в жизни, - а это не легко» (95, т. 10, с. 500).

Врастание человека в труд лежит на путях воспитания трудолюбия и уважения к труду вместе с привычкой трудиться, «.любовь же и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества» (95, т. 3, с. 638).

Зерно труда как свободной и излюбленной душевной деятельности коренится в свободной воле человека. Поэтому трудовое воспитание должно дать простор воле ребенка расти и усиливаться, сосредоточивая при этом душевную деятельность воспитанника в сферах производительных, добродетельных, полезных дел и одновременно отвлекая ее от непроизводительных или даже вредных занятий.

Этому помогают детские игры с элементами несложного труда, постепенно переходящие в полноценный труд, реализуемый, однако, в форме игры; практические работы или занятия ручным трудом, огородничеством, садоводством и др.; учение, осуществляемое как самостоятельный умственный труд ребенка, сопряженный с его мыслительными усилиями; окружающая ребенка трудовая среда (семейная, общинная, школьная), в том числе целенаправленно создаваемая педагогами.

Успешное воспитание трудолюбия детей и их привычки трудиться обеспечивает ряд условий или правил, разработанных К.Д. Ушинским. К ним относятся: посильность трудового напряжения, то есть соответствие требований, которые предъявляет труд к человеку, наличным силам и возможностям воспитанника; прогрессивное обновление и развитие труда - постепенное усложнение применяемых в труде знаний и умений, обогащение труда мыслью или соединение физического и умственного труда; чередование видов труда, благоприятствующее развитию всех душевных сил личности; постепенное, по мере взросления воспитанника, уменьшение разнообразия видов трудовых занятий, сосредоточение внимания и сил ребенка на определенной деятельности, которая станет трудом его жизни.

Эти же средства и условия трудового воспитания К.Д. Ушинский требовал применять при подготовке учителей для народных школ.

Но К.Д. Ушинский не считал, что трудолюбие и привычка к труду воспитываются исключительно в процессе выполнения трудовых функций, хотя это и немаловажно. Успешное достижение задач трудового воспитания рассматривалось Ушинским как воплощение в жизненном опыте воспитанника христианской религии* и традиционной крестьянской культуры, как итог духовно-нравственной жизни личности.

Организации такой внутренней, душевной жизни детей школьного возраста способствовали учебные книги К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». «Самое замечательное в них, - писал В.В. Зеньковский, - это умение приблизиться к ребенку, умение войти в мир его интересов и чувств, - а в то же время детские книги, написанные Ушинским, неповторимы в смысле глубокой пронизанности их стихией России» (30, с. 69).

Учебники К.Д. Ушинского знакомят детей с трудовыми процессами и лежащими в их основе явлениями, сообщают практически важные сведения трудового характера; развивают наблюдательность детей и направляют их внимание на объекты окружающей жизни, помогают в обыденных делах увидеть высокие значения и смыслы; развивают речь детей и их владение родным языком (многие исконно русские слова и речевые обороты имеют трудовое происхождение); удерживают детскую мысль в состоянии трудового напряжения и развивают природное стремление ребенка к познанию; соединяют рассудок с воображением и чувствами, «переплавляя» их в любовное отношение к труду; ут Современник Ушинского, великий англичанин Томас Карлейль писал: «.тот, кто хочет честно трудиться, должен глубоко веровать. Кто на каждом шагу ждет одобрения света, кто не может обойтись без сочувствия толпы и собственное убеждение приноравливает к мнению людей, тот жалкий слуга внешности; какую работу ни дайте ему, он всякую плохо исполнит. Всякий такой человек ежедневно содействует общему падению. Всякая работа, исполненная верждают ценностные основы труда, укорененные в христианском мировоззрении.

При этом учебные книги К.Д. Ушинского, как и его теоретические работы, указывают на то, что требованиям душеполезности и богоугодности более всего отвечают те виды трудовой деятельности, которые составляют содержание крестьянского труда. Отдельные исследователи (Н.К. Гончаров, Г.Д. Иванова, Д.О. Лордкипанидзе) усматривают в этом недооценку Ушинским труда в сфере промышленного производства и упрекают его в отсталости. Однако внимательное прочтение работ К.Д. Ушинского показывает, что суть в другом - педагог считал крестьянскую трудовую культуру тем духовным корнем, который веками питал могучее дерево российской жизни и обеспечивал его жизнестойкость и плодовитость.

Именно крестьянский груд, тесно смыкаясь с православной духовностью, способствовал сохранению и воспроизводству среды, семьи, трудовой общины и самого человека. Духовно-нравственное ядро крестьянского труда помогало сохранять важные черты нашего менталитета - умение строить искренние человеческие отношения с другими людьми и средой обитания; умение понимать других, сочувствовать, сострадать и помогать им и одновременно ограничивать, обуздывать себя, свою гордыню; по-людски относиться ко всему живому на земле и к ней самой; неприятие исключительно материальных ориентиров бытия, порывы к вечному и «горнему», благоговение перед великим и святым, сдержанность и скромность, коллективизм, нестяжательство и бескорыстие*.

Кроме того, такой труд более других соразмерен человеку - открыт «умному деланию» и созерцанию, общению с Богом и природой. А его синкретизм таким образом с точки зрения внешнего блеска, только злит людей и порождает новые беды" (37, с. 20). Бескорыстие не в смысле нелюбви к богатству вообще (какой русский не жалуется на свою бедность и не мечтает о материальном благополучии?), а в смысле глубокого внутреннего беспокойства но поводу совместимости богатства и служения богу. обеспечивает включенность в деятельностный процесс физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, социальных и других сил личности труженика и тем самым - разностороннее развитие человека.

Отсюда понятна очевидная для К.Д. Ушинского социальная и педагогическая ценность крестьянской трудовой культуры, посредством которой дети и подростки осваивали накопленный и отшлифованный многими поколениями духовно-нравственный строй жизни, русскую национальную культуру и мен-тальность. Ведь трудовой потенциал каждого народа представляет собой сложное сочетание физических и творческих способностей, знаний, навыков, опыта, и также духовных и нравственных ценностей, культурных установок, обычаев и традиций. И миссию народной школы, педагогики Ушинский видел в бережном сохранении и трансляции духовно-нравственной составляющей трудовой культуры русского народа.

Тем самым Ушинский разъясняет нам, что причины нынешней экономической отсталости не только в слабости капиталистических отношений, в плохом владении рыночными методами управления хозяйством, в старой привычке к феодальному принуждению, но прежде всего - в механическом копировании в российской практике западноевропейских форм организации труда, в насилии над национальным характером отношения к труду, в забвении многовековых трудовых традиций и этических норм, выработанных русским крестьянством. На важность этих факторов указывает, например, опыт Японии, где «экономическое чудо» случилось в результате соединения традиционной крестьянской трудовой культуры (в японском варианте) с новейшими достижениями науки и техники. Но эта возможность нами, увы, безвозвратно упущена.

Да и поздно ориентироваться на экономическое процветание - его пик уже пройден так называемыми развитыми странами. Экономизм как мировоззрение и экономический рост как цель - бесперспективны, так как они с неизбежностью ведут к планетарной экологической катастрофе. В этих условиях единственная сфера спасения и бытия России в мире - внеэкономическая -культура, наука, образование.

Принципиально важно видеть, - пишет Ю.А. Васильчук, - что страны и регионы, отстающие в развитии экономики, далеко не всегда лишь «второгодники», повторяющие и с опозданием присваивающие уже пройденное, уже выработанное для них лидерами процесса. Они могут играть свою, особую роль, внося свой, не менее важный вклад в сокровищницу ценностей человечества, в процесс возвышения человека. Увидеть и понять это великое и святое, создаваемое каждым народом, то есть его историческую миссию - единственный путь к действительному самопознанию человечества. Это не только труднейшая и благороднейшая задача современной науки, но и надежный ориентир для политических решений» (13, с. 6-7).

Материальной и моральной основой эффективного научно-культурно-образовательного производства может стать общественное хозяйство, построенное на идеях «сверхэкономизма» (С.Н. Булгаков). Последний, не отрицая самого хозяйства, выступает против нравственной бесконтрольности экономики и порабощения духа хозяйственно-экономическими проблемами. Такая экономика ориентируется не на стремление к эффективности ради эффективности, к прибыли ради прибыли, к развитию хозяйства ради хозяйства, но на цель, лежащую вне экономики и вне хозяйства как такового (например, спасение биосферы, укрепление человеческой солидарности и взаимопомощи, освоение космоса, развитие фундаментальной науки и др.). Эти принципы не препятствуют развитию рыночных отношений. Напротив, именно на их основе возможно появление «благочестивых» предпринимателей и купцов, пекущихся не только о собственном интересе, но и о благе других, всей России. Именно такие принципы дают возможность избежать социальной ненависти, зависти к преуспевающим, с одной стороны, а с другой - предохранить общество от разрастания социальных язв и умножения обездоленных.

Трудовая педагогика К.Д. Ушинского, пронизанная православной трудовой этикой, в полной мере соответствует идеалу сверхэкономизма и поэтому ждет своего часа*.

Этот час приближают школы, в которых осуществляется творческое постижение духовного своеобразия России и русского человека в контексте мировой цивилизации, восстанавливается чувство национального достоинства, интегрируется прагматическое и нравственно-духовное знание, бережно выращиваются нравственно-эстетические ценности, высокие духовные потребности и душевность воспитанников, их широкий кругозор, коллективизм вместе с деловитостью и умелостью. Воспитательными системами таких образовательных учреждений (Курская православная гимназия, Замостянская средняя школа Суджанского района и Зоринская средняя школа Обоянского района Курской области, а также ряд школ в других регионах) реализуется идея труда, созвучная мыслям К.Д. Ушинского. Здесь труд не сводится к набору технологий и не рассматривается просто как способ добывания средств для комфортного существования, но выступает философией жизни педагогов и детей, ценится как нечто святое и исцеляющее, как высшая форма самосуществования человека.

Надо полагать, что в процессе становления массовой общеобразовательной школы с воспитательной системой, ориентированной на духовно-нравственное развитие учащихся и основанной на позитивных традициях образа жизни и культуры народа, - а они сформированы в значительной степени православием, - практическое значение идей К.Д. Ушинского в области трудового воспитания будет осознано и востребовано в полной мере. Как подмечено Г. Кершенштейнером, «.настоящие истины всегда, словно духи, выходят из своих могил и бродят, и беспокоят сердца людей, пока они, наконец, не находят освобождения и покоя в осуществлении реальной жизни» (38, с. 46).

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бороздин, Юрий Афанасьевич, Курск

1. Ананьев Б.Г. Ушинский - великий русский психолог // Сов. педагогика. - 1945.-№ 12.-С. 98-111.

2. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. - № 2. - С. 3-14.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века -начала XX века. М.: Педагогика, 1990. - 412 с.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1990. - 382 с.

5. Архив К.Д. Ушинского: /Сост. и подг. к печати В.Я. Струминский.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. Т. 1-4.

6. Т.1. Материалы редакторской деятельности К.Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. 480 с.

7. Т.2. Статьи и материалы К.Д. Ушинского периода его редакторской деятельности в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861) по вопросам германского воспитания и русской школы середины XIX в.- 464 с.

8. Т.З. Материалы и варианты «Педагогической антропологии».- 536 с.

9. Т.4. Ранние работы первого десятилетия научно-педагогической деятельности К.Д. Ушинского (1846-1856). 720 с.

10. Баранов П.А. Мысли К.Д. Ушинского о значении религии в деле воспитания (Очерк из истории русской педагогики) // Нар. образование. 1897.-Кн. 11, нояб.-С. 15-32.

11. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

12. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К.Д. Ушинского / Сост.: Е.П. Андреева, Г.А. Казанская, H.A. Рут; науч. ред. А.И. Пискунов М.: Гос. науч. б-ка им. К.Д. Ушинского, 1985. -485 с.

13. Блонский П.П. Место К.Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. 1915. - Кн. 2. - С. 92-102.

14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.-412 с.

15. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред.

16. B.З. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1953. - 320 с.

17. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина

18. C.С. Наша церковь и наши дети.-М., 1993.-С. 148-187.

19. Васильчук К).А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. - № 1. - С. 5-26.

20. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.З. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1958. - 632 с.

21. Волкович В.А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский. СПб. - М.: Т-во М.О. Вольф, 1913. - 235 с.

22. Ганелин Ш.И. Ушинский и средняя школа // Советская педагогика. -1945.-№ 12.-С. 68-76.

23. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин: Книгоизд-во «Слово», 1923. - 420 с.

24. Гончаров И. Школа отживающая и восходящая // Народное образование. 1993. - № 1. — с. 12-17;-№6. -С. 36-40.

25. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974. - 272 с.

26. Гончаров Н.К. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского начало новой эры в педагогике // Советская педагогика. - 1968. - № 1. - С. 9-20.

27. Громыко М.М., Булгаков A.B. О воззрениях русского народа. М.: Паломникъ, 2000. - 542 с.

28. Девин П. Реформа общеобразовательной школы по плану Уши некого//Школа и жизнь. 1916.-№37.-С. 1-8.

29. Девин П. И. Значение Ушинского в истории педагогики // Советская педагогика . 1937. - № 2. - С. 93-96.

30. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. -М.: Изд-во К. Тихомирова, 1898. 481 с.

31. Демков М.И. К.Д. Ушинский, его жизнь и педагогические труды // Демков М.И. История русской педагогики. Ч.Ш. - М., 1909. - С. 360-392.

32. Дыои Д. Школа и общество. М., 1924. - 175 с.

33. Ермилов В.Е. Идеалы воспитания. К.Д. Ушинский. М.: Издания тв-ваИ.Д. Сытина, 1906.-28 с.

34. Зенченко Н.С. Идея трудового воспитания и политехнического обучения в историческом развитии // Учен. зап. Ленингр. пед.ин-та им. А.И. Герцена. 1970. - Т. 377. - С. 268-277.

35. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1993. - 224 с.

36. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика. 2001. - № 6. -С. 67-71.

37. Иванова Г.Д. К.Д. Ушинский о роли и значении труда в воспитании // Известия АПН РСФСР. 1957. - Вып. 89. Из истории русской педагогики. -С. 129-148.

38. Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие // Народное образование. 1994. - № 9-10. - С. 112.

39. Калашников А.Г. Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего. М.: Работник просвещения, 1924. - 118 с.

40. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -376 с.

41. Каптерев П.Ф. Педагогические идеалы и взгляды К.Д. Ушинского // Образование. 1885.-№ 1.-С. 1-27.

42. Каптерев П.Ф. Ушинский об общественных и антропологических основах воспитания // Русская школа. 1895. - № 12. - С. 65-73.

43. Карлейль Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать. СПб.: Вестник знания, 1905. - 75 с.

44. Кершенштейнер Т. Понятие о трудовой школе // Новые идеи в педагогике. Сб. № 12. Трудовая школа. СПб., 1913. - 76 с.

45. К.Д. Ушинский и современная школа. Материалы Все-росс. конференции, г. Курск, 21-24 февраля 1994 г. Курск: Изд-во КГПИ, 1994. - Ч. I. - 348 е.; Ч. II. - 390 с.

46. К.Д. Ушинский и современность: Сб. науч. тр. ЛГГ1И им. А.И. Герцена / Ред. В.Н. Лип ник. Л., 1975. - 158 с,

47. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. Е. Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994. 192 с.

48. Коваль Т.Б. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 55-69.

49. Корсакова Е. Голос из семьи // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1 896. - С. 57-66.

50. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. Пер. с нем. М.: Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 32 с.

51. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети: Пер: с англ. М.: Мар-тис, 1993. - 190 с.

52. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.).- СПб: Изд-во Фроловой Т.А., 1999. 394 с.

53. Листова Т.А. Традиции трудового воспитания в деревне // Русские. -М., 1997. С. 116-138.

54. Лопатников P.A. Идеи трудового воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского И Из истории развития педагогических идей. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1974. - С. 80-96.

55. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1950.- 368 с.

56. Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности К.Д. Ушинского и его взгляд на общественное воспитание.- Казань: Типолитография В.М. Ключникова, 1882.- 43 с.

57. Маккавейский Н. К.Д. Ушинский и его педагогические идеи. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1896.-98 с.

58. Медынский E.H. История русской педагогики. М.: Учпедгиз, 1936.—346 с.

59. Меньшиков В.М. Сначала надо очнуться // Народное образование.-1994.-№ 9.о.~ С. 103-111.

60. Мильчевский О. О «Труде» г. Ушинского, помещенном в Журнале Министерства народного просвещения за июль 1860 г. // Русский педагогический вестник 1860-Т. 4, ноябрь-№ 11- Отд. 10.-С. 250-255.

61. Миротворцев К.Н. К.Д. Ушинский о воспитательном значении труда// Труды Воронеж, гос. ун-та, 1947, т. 14, вып. 2. Материалы по истории русской культуры.-С. 178-184.

62. Модзалевский Л.Н. О народности в воспитании по Ушинскому // Русская школа.- 1895.-№ 12.-С.74-81.

63. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911.- 360 с.

64. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб.: Изд-во газ. «Школа и жизнь», 1912 - 149 с.

65. Непознанный Ушинский. Хрестоматия научно-христианкой педагогики / Сост. и предисл. В.И. Ильченко, К.В. Деревянко Луганск: «Пресса», 1998.-304 с.

66. Никитин И.С. Сочинения.- М.: Художественная литература, 1980642 с.

67. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога.-М.: Школа-Пресс, 1994 192 с.

68. Остроградский А.Н. Предисловие к материалам для тома III «Педагогической антропологии» // К.Д. Ушинский. Материалы для «Педагогической антропологии», том Ш, и материалы для биографии,- СПб., 1908.- С. V IX.

69. Остроградский В.Г1. Константин Дмитриевич Ушинский // Остроградский В.П. и Семенов Д.Д. Русские педагогические деятели М.: Типография г-ва И.Д. Сытина, 1909.-С. 35-68.

70. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 авг. 2000 г.- М., 2000.88 с.

71. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. По случаю 25-летия со дня кончины К.Д. Ушинского (21 декабря 1870г. 21 декабря 1895 г.) - СПб.: Общественная польза, 1896.- 120 с.

72. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. произв.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- Т.2.- С. 193-379.

73. Пинкевич А.П. Педагогика- Т.2. Трудовая школа- М.: Работник просвещения, 1925 -236 с.

74. Пистрак М.М. Школа и фабрика // На путях к новой школе- 1922, № 2.-С. 48-61.

75. Плеханов A.B. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании // Школа и производство 1966.-№ 1.-С. 9-14.

76. Плеханов A.B. К.Д. Ушинский о воспитании потребности в труде: К 150-летию со дня рождения // Школа и производство 1974.- № 2 - С. 3-8.

77. Познанский Н.Ф. К истории трудового воспитания в дореволюционной России // Учен. зап. Саратов, ун-та им. Н.Г. Чернышевского.- 1925.- Т. 3-Вып. З.-С. 1-12.

78. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей Изд. 6-е,- Спб., 1910371 с.

79. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. и авт. вступит, статьи проф. В.Я. Струминский М.: Учпедгиз, 1958.-314 с.

80. Ривес С.М. Учение К.Д. Ушинского о методах нравственного воспитания // Ученые записки Моск. пед. ин-та им. В.И. Ленина 1946.-т. XXXIII-С. 68-85.

81. Рубинштейн М.М. Жизнь в понимании К.Д. Ушинского // Вестник воспитания-1915.-№ 1- С. 68-89.

82. Рубинштейн М.М. Основы трудовой школы Иркутск, 1920 - 84 с.

83. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах.- 2-е изд.- Иркутск, 1922,- 304 с.

84. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и авт. вступ. статьи С.В. Перевезенцев- М.: Роман-газета, 1994.- 240 с.

85. Русская школа. Создателям русской национальной школы. Вып. 1. -М.: Роман-газета, 1993. 111 с.

86. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников // Великий русский педагог К.Д. Ушинский.-Минск, 1974.-С. 14-16.

87. Седов Л. Ушинский о воспитании // Вестник воспитания. 1901. -№ З.-С. 1-35.

88. Семенов Д.Д. Сочинения и педагогические идеи К.Д. Ушинского // Русская школа. 1895. - № 7-8. - С. 28-47.

89. Синицкий Л.Д. Трудовая школа. Ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом. М.: Госиздат, 1922. - 187 с.

90. Скоморохов Н.Я. Вопросы нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского // Уч. записки Ростов. н/Д. педаг. и учит, ин-та. -1947.Вып. 1. С. 57-71.

91. Смирнов В.З. Вопросы связи школы с жизнью и народности воспитания в прогрессивной русской педагогике XIX в.// Советская педагогика. 1961. ~№ 1.-С. 89-99.

92. Соколовский С.М. К.Д. Ушинский о труде и его роли в развитии и воспитании личности // Сб. науч. тр. Яросл. пед. ин-та им. К.Д. Ушинского, 1972.- Вып. 97. О педагогическом наследии К.Д. Ушинского. С. 95-98.

93. Соколовский С.М. К.Д. Ушинский о труде и его роли в развитии и воспитании личности человека // Вопросы истории педагогики: Сб. науч. трудов НИИ общей педагогики АПН СССР / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М, 1973. -С. 22-28.

94. Соловьев B.C. Экономический вопрос с нравственной точки зрения //Соч. в 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во «Мысль», 1990. - С. 406-440.

95. Сгруминский В.Я. Проблема воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1953. С. 7-52.

96. Стуканов Л.А. К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности //Вопросы истории педагогики. Томск: Изд-во Томск, гос. пед. ин-га, 1975. - С. 36-40.

97. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 439 с.

98. Тихомиров Д.И. Значение К.Д. Ушинского для народной школы // Педагогический листок. 1896. -№1. - С. 275-293.

99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994.96 с.

100. Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа: материалы всеросс. науч.-практ. конф. г. Курск, 19-21 февраля 1997 г. Курск: Изд-во КГПУ, 1997.-262 с.

101. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Редкол.: A.M. Нголин (гл. ред.), E.H. Медынский, В.Я. Струминский (Вступит, статьи В. Струминско-го и Е. Медынского, сост. и гтрим. В.Я. Струминского). M.-JI.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

102. Т. 1. Ранние работы и статьи 1846-1856 гг. 740 с. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. -656 с. Т. 3. педагогические статьи 1862-1870 гг. - 692 с. Т. 4. Детский мир и Хрестоматия. - 680 с.

103. Т. 5. Методические статьи и материалы к «Детскому миру». 592 с. Т. 6. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово, книга для учащихся. - 448 с. Т. 7. Родное слово. Год третий. Руководство к преподаванию по «Родному слову». - 358 с.

104. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. 776 с. Т. 9. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. - 628 с.

105. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». 668 Т. 11. Материалы биографические и библиографические. - 728 с.

106. Фребель Ф. Воспитание человека // Пед. соч. в 2 т. М., 1913 - Т. 1. -С. 39-359.

107. Френкель И.А. Проблема воспитания и развития в психолого-педагогических исследованиях Ушинского // Сов. педагогика. 1955. - №12. -С. 74-83.

108. Цветков И.М. Воспитание трудолюбия у детей (по Ушинскому) // Ученые записки Ярославского пед. ин-та, 1948. Вып. 13. - С. 103-129.

109. Цветковский ЮЛО. Мысли К.Д. Ушинского о воспитательно-образовательном значении родной природы и родного слова // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб, 1896. ~ С. 169-182.

110. Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: Всерос. научно-практ. конференция. Курск, 22-24 февраля 1995 г. / Отв. ред. А.Г. Пашков и др. - Курск: Изд-во ЮПИ, 1995. - 306 с.

111. Чехов H.Ei. Народное образование в России с 60-х гг. XIX века. М.: Польза, 1912.- 180 с.

112. Чехов Н.В. Национальное воспитание по К.Д. Ушинскому //Педагогический листок. 1915. - Кн. 2. - С. 102-113.

113. Янжул E.H. Труд ручной в школах // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПб., 1901. - Т. XXXIIIA. - С. 953-955.