автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние глобализации на воспитание детей в иранской семье
- Автор научной работы
- Ибрагим Хаджилари
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Влияние глобализации на воспитание детей в иранской семье"
На правах рукописи 4857939
Ибрагим Хаджилари
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИРАНСКОЙ СЕМЬЕ
13.00. 01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
2 О ОКТ 2011
Душанбе-2011
4857939
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им.Садриддина Айни
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Нуров Абдуябаки
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук,
профессор Рахимзода Хуррам
- кандидат педагогических наук, доцент Файзалиев Джумахон Холович
Ведущая организация: Таджикский национальный университет
Защита состоится <«£>1% 2011 года в/^ часов
на заседании Диссертационного Совёта Д 737.001.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук при Таджикском государственном педагогическом университете (734003, г.Душанбе, пр.Рудаки, 121).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГПУ им.С.Айни
Автореферат и объявление о защите размещены на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ.
Автореферат разослан 011 года.
Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент: 7 "—Абдуллаева Р.Х.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В связи с развитием общества, изменениями общественных отношений, сложностью процесса утверждения качественно новых взаимоотношений между людьми в современных демократических условиях, включая новизну семенных взаимоотношений, а также проживание молодых супругов отдельно от родителей, значительно ослабляет силу семейных традиций и уменьшает воспитательный потенциал семьи.
Проблема семейного воспитания молодого поколения и подготовка их к будущей самостоятельной жизни, как актуальная задача, требующая всестороннего решения в Иране, была выдвинута иранским обществом в последние десятилетия. До этого времени нравственное воспитание детей, в основном, осуществлялось на основе существующих традиционных норм поведения и установившихся правил семейного воспитания в обществе. Однако в современных условиях традиционные средства семейного воспитания не могут отвечать требованиям сегодняшнего дня.
Семейное воспитание - это комплекс морально-педагогических воздействий, осуществляемый семьёй, школой и общественностью, направленный на формирование у молодого поколения морального сознания, развития соответствующих чувств, выработки нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к будущей самостоятельной жизни, а также подготовки родителей к воспитанию детей и самовоспитанию самого молодого поколения.
Известная особенность развития современных юношей и девушек, выражающаяся в их ускоренном физическом созревании (акселерация), заключается (наряду с возросшими стремлениями молодёжи к отделению от родительской семьи) в возникновении ранних браков, число которых в Иране в последние годы растёт. Вместе с тем, недостаточный социальный и нравственный опыт, слабая психологическая готовность к выполнению сложных супружеских, бытовых и родительских обязанностей (в том числе воспитательных). В этой связи можно предпола-
гать, что девушки, вступающие в брак, не подготовлены к материнству, уходу за новорождёнными, не знают правил кормления, гигиены ребёнка, профилактики и защиты их здоровья. Из этого можно сделать вывод, что при создании ранних браков юноши и девушки совершенно не подготовлены к достойному нравственному воспитанию своих детей, что отрицательно сказывается на нравственном формировании характера детей.
В последние годы Правительство Исламской Республики Иран уделяет особое внимание качественному улучшению системы народного образования. Наряду с важнейшими мерами помощи семьям в улучшении условий воспитания подрастающего поколения и социализации личности, на школу возлагаются обязанности по усилению взаимодействия с семьёй, общественностью по нравственному воспитанию выпускников школ и подготовки их к самостоятельной жизни.
Следовательно, важность нравственного воспитания школьников и недостаточное влияние семьи в этом направлении диктует необходимость организации специальной работы в условиях семьи и общеобразовательной школы.
Основными сторонами достойного нравственного воспитания будущего гражданина Ирана являются:
1. Социально-гражданская подготовка, предполагающая уяснение школьниками социальной сущности семьи, общественного значения укрепления семейных союзов, формирования у юношей и девушек убеждений о тесной связи понятий гражданин и семьянин.
2. Семейное воспитание включает в себя такие нравственные качества, как: доброта, честность, человечность, верность, ответственность за свои поступки, отзывчивость, чуткость, душевность, заботливость, трудолюбие и др.
3. Педагогическая подготовка, в содержание которой входит вооружение родителей и будущих родителей основными знаниями об особенностях воспитания детей в семье, привитие важнейших навыков и умений ухода за ребёнком и его воспитание в раннем дошкольном и школьном возрасте.
4. Санитарно-гигиеническое и половое просвещение, составными компонентами которого являются сообщения об
¡и анатомо-физиологическом строении мужского и женского
4
организма, привитие навыков личной и семейной гигиены, а также ознакомление с некоторыми интимными сторонами жизни.
5. Хозяйственно-экономическая подготовка, содержащая в себе помимо формирования качеств: трудолюбия, бережливости, утверждения принципа равного участия супругов в домашних хозяйственных делах, также многочисленные практические умения и навыки, необходимые в семейном быту. Рассуждая о средствах улучшения семейного воспитания подрастающего поколения и подготовке их к будущей самостоятельной семейной жизни, не следует забывать о педагогическом и психологическом просвещении взрослого населения, т.е. матерей и отцов. Как показывает, проведённое нами исследование, абсолютное большинство населения Ирана (особенно проживающего в сельской местности) не имеют представления о педагогике, психологии, физиологическом развитии детей, простейших методах и средствах воспитания.
С учетом важности проблемы семейного воспитания подрастающего поколения и роли молодёжи в будущем страны, Правительство должно, на наш взгляд, уделять больше внимания этому вопросу, содействовать повышению уровня педагогического просвещения населения и взять на себя координацию взаимодействия социальных институтов воспитания по этой проблеме.
Семья - это основа государства и нынешнее поколение, будущие семьи - это будущее страны. Какое поколение будет воспитано - таким будет будущее страны.
Научное и практическое решение проблемы семейных, семейно-бытовых и брачно-семейных отношений не может быть полным без учёта социально-экономических, культурных условий развития страны.
Иран относится к территории с традиционно высокой рождаемостью и ранней брачностью, где внутрисемейные ограничения рождаемости не практикуются. Репродуктивный период, как в прошлом, так и в настоящее время у большей части семей, особенно в сельской местности, растягивается на весь жизненный цикл семьи. Современные демографические исследования, посвящённые планированию семьи, позволили выявить, что в Иране у некоторых групп женщин сохраняется ориентация на
многодетную семью, ибо среди них стойко ещё сохраняются традиции большой семьи.
У иранского народа семейно-бытовые и брачно-семейные отношения складывались веками и передавались из поколения в поколение. Многие из них продолжают существовать и в современных семейных отношениях страны. Отсюда вытекает необходимость: - во-первых, использовать веками накопленный народом положительный опыт в нравственном воспитании нового поколения, пополнять его новым современным содержанием, обобщать его формы; - во-вторых, решительно искоренять всё то, что отжило свой век и является помехой в нравственном воспитании, подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и дружной современной семьи.
Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи и обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательные усилия народа были направлены на максимально полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению. Молодёжь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимала опыт старших поколений и в такой сфере, как семейное воспитание и семейные отношения, опыт, который закреплялся в сознании, духовной культуре и образе жизни.
Пройдя долгое историческое развитие, до наших дней дошло немало народных традиций и обычаев, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на молодое поколение, на её повседневное поведение в родительской семье и в обществе.
Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями. Именно в ней воспитывается характер и формируется духовный облик будущих граждан нашей страны. Научный интерес к данной проблеме вызван: во-первых, тем, что в дальнейшем развитии демократического общества нравственным общественным отношениям, молодёжи принадлежит будущее; во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития ребёнка;
в-третьих, отрицательное влияние глобализации на общество, традиционное семейное воспитание и поведение молодого поколения;
в-четвёртых, большое влияние на семейно-бытовые отношения и семейное воспитание в Исламской Республике Иран оказывают правовые нормы мусульманской религии (шариат). Некоторые из них направлены на семейное воспитание и регулирование семейных отношений в быту, что положительно влияет на нравственное воспитание детей в семье. Вместе с тем, у определённой части иранских семей ещё бытуют некоторые необоснованные суеверия, препятствующие равноправию женщин в семье и семейном воспитании.
В практической деятельности школ Ирана этим вопросам уделяется недостаточное внимание: отсутствует специальная литература; не обобщён положительный педагогический опыт по воспитательной работе. За последние десятилетия Иранский народ накопил богатый опыт, который с успехом может быть использован в семейном воспитании.
Всё это показывает о необходимости специального исследования данной проблемы, разработки научно-методических рекомендаций, пересмотра и дополнения учебных программ «Социальное образование», подготовки рекомендаций по семейному воспитанию и подготовке молодого поколения к будущей самостоятельной жизни. Все эти разработки, несомненно, окажут помощь учителям, родителям объединить усилия в се-мейнохм воспитании молодого поколения.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Вопросы истории, теории и практики семейных традиций и творчества, социальной педагогики исследованы в работах, как зарубежных Саймонз (2001), Додж (2004), Луру (1981), так и отечественных исследователей Хусейни (1387/2009), Шафизаде (1373/1995) и др.
Вопросы семейных устоев и глобальных перемен, происходящих в мире, рассматриваются в работах иранских психологов Гульмухаммади (1384/2006), Мухсина Манучехри (1380/2002)., Имони Мухсина (1384/2006), Шейха Мохаммеда Таки (1380/2002) и др.
Во всех проведённых исследованиях были разрешены проблемы, касающиеся какого-либо вида семейной деятельности и творчества.
Интерес для нашего исследования представляют работы Тавхиди, Саймонз. Додж, Омиди и Самуэл, где рассматриваются этнопедагогические и психопедагогические основы сохранения и развития семьи.
Термин «глобализация» впервые стал применяться в работах западных учёных, работающих в данной сфере педагогики. В работах Тофлера (1370/1992), Костлза (1387/2009), Карлсона и его соавторов (1378/2000) и других раскрыта суть глобальных изменений в структуре и нравственном содержании современной западной семьи. Например, исследуя состав и сущность современной среднестатистической американской семьи, Тофлер отмечает, что третья волна культурной революции создала модель «маленькой семьи», которая может служить как образец «идеальной семьи». Если исходить из того, что в состав такой семьи входят муж, жена и двое детей, то можно констатировать, что в современном американском обществе только 7% семей живёт по данной модели, а остальные 93% не умещаются в указанные рамки. По статистическим данным пятая часть всех семей США состоит из людей, живущих в одиночестве, также неуклонно растёт количество семей с фиктивной официальной регистрацией. Ещё одной тревожной реалией современной жизни американского общества является то, что постоянно увеличивается число семей, в которых по инициативе одного из супругов принимается решение не заводить детей. Данная тревожная тенденция принимает столь широкие масштабы, что в настоящее время в различных развитых странах появляются организации, пропагандирующие «бездетный» образ жизни. Если в 1960 г. только 20% американских женщин, состоящих в браке 30 лет, не имели детей, то в 1975 году их количество достигло 32%. В настоящее время в каждой третьей американской семье женщины активно выступают против патриархального устройства семьи. В некоторых западных странах, таких как Испания и Италия уровень взаимного доверия в семье упал настолько, что в семьях почти полностью атрофировались желание и потребность к продолжению рода (Костлз, 1380/2002).
Ещё одним примером изменения функций семьи в современном обществе является тенденция однополых браков. Хотя в данное время нет достоверной информации о количестве таких браков, всё же, по мнению Гванзюрака и Инториджа до 10% браков в современной Америке являются однополыми. Другим видом новых семей, количество которых в скором времени может возрасти до 40%, являются «семьи вне семьи». По данным статистики США в состав таких семей входят сослуживцы, друзья, и лица, не являющиеся родственниками. Как правило, такие браки бывают, как разнополыми, так и однополыми. Супруги в таких семьях живут без детей. По данным Гарвардского университета, исследовавшего формирование семей (2000), количество традиционных семей, построенных по модели папа + мама + ребёнок, в скором времени резко сократится. В период с 1980 по 2000 гг. данное количество уже сократилось от 31,5% до 23,4% (Костлз, 1380/2002).
Проблемам семьи и подготовки молодёжи к семейной жизни был посвящен ряд научных работ таджикских исследователей. К ним относится докторская диссертация ИЛрабова «Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни - социально-педагогическая проблема», в которой рассматриваются вопросы важности нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни. В диссертации раскрывается совместная внеклассная работа школы и семьи в подготовке молодёжи к семейной жизни.
В кандидатской диссертации Д.Салимовой «Нравственное воспитание сельских девушек» анализируется положение девушек в семье, негативное отношение религии Ислам к равноправию женщин в обществе; рассматриваются пути преодоления этих пережитков на уроках и во внеклассной работе; подготовка девушек к равноправному браку.
В работе С.Исоева «Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье» анализируются и обобщаются: народный опыт таджикской семьи, народные и новые трудовые традиции, праздники и их значение в трудовом воспитании детей.
Докторской диссертации Х.Рахимзода «Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни» анализируются и обобщаются вопросы взаи-
модействия семьи, школы и других институтов воспитания по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Диссертационные исследования Нурова А., Маджидовой Б., Наботова И.Н., Рузиева М.А., Халимова A.A. отражают некоторые воспитательные аспекты этнопедагогики и народных традиций в .духовном воспитании учащихся.
Значительный интерес для исследования избранной нами темы представляют работы Б.Е.Зараиченко, А.Красовского, Д.В.Луцика, Ф.Тимофеевой, М.И.Поляковой, И.В.Гребенникова, посвященные роли специальных курсов «Основы знаний о семье», «Знание о семье», «Основы подготовки к семейной жизни» в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Вопрос нравственного воспитания молодёжи и подготовка их к самостоятельной жизни нашли своё отражение в произведениях Кайковуса «Кабуснаме», Саади «Гулистон» и «Бустон», Авиценны «О нравственном и физическом воспитании детей» из книги «Шифо», «Назиданиях» Аттора, Насруддина, Туси. Эти книги переведены на многие языки народов мира и их используют все персоязычные народы.
Исследования учёных, посвященных семье, семейному воспитанию, нравственной подготовке молодёжи к семейной жизни, взаимодействие семьи и школы, безусловно, вносят определённый вклад в развитие педагогической науки, воспитание молодого поколения. Однако среди них нет специальных исследований по проблемам влияния глобализации на семейное воспитание и практически отсутствуют работы по изучению факторов, негативно влияющих на отношения родителей и детей.
Таким образом, социально-педагогическая актуальность проблемы и её недостаточная, на наш взгляд, разработанность определили тему нашего исследования «Влияние глобализации на воспитание детей в Иране».
Объектом исследования является состояние и особенности воспитания детей в Иранской семье.
Предметом исследования послужил процесс выявления оптимальных форм и средств взаимодействия семьи и школы в нейтрализации влияния глобализации, обеспечивающих эффективное воспитание детей в семье и школе.
Гипотеза исследования - семейное воспитание будет успешно осуществляться если:
а) будут использованы возможности активизации и координации семейного воспитания с другими социальными институтами воспитания;
б) при организации семейного воспитания будут учитываться половые, психолого-возрастные и национальные особенности детей;
в) будет проводиться педагогическое просвещение всего населения Ирана;
г) в семейном воспитании и учебном процессе будет разъясняться отрицательное влияние глобализации на моральные качества человека.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
определить влияние глобализации на факторы воспитания (умственные и нравственные);
рассмотреть механизмы давления глобализации на виды воспитания школьников;
установить соответствие формы и содержания изменений, происходящих в умственном и духовном развитии детей школьного возраста под давлением глобализации, а также равномерное распределение данного давления; провести анализ изменений, происходящих в умственном и духовном развитии детей школьного возраста по половому признаку;
рассмотреть изменения, происходящие в умственном и духовном развитии детей школьного возраста по социальному признаку.
Методы исследования. Исследование осуществлено с использованием сравнительно-исторического, сопоставительного методов. Кроме того, при проведении опросов и экспериментов применялись методы ретроспективного анализа, обобщения и синтеза при изучении отечественных и зарубежных источников по педагогике, дидактике, а также целенаправленного построения системы новых теоретических представлений. Наряду с этим, использована совокупность эмпирических методов ис-
следования: наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и др.
В ходе изучения проблемы использованы методы и методология исследований выдающихся отечественных и зарубежных специалистов в области семейной педагогики, таких как Окбери и Немков (1356/1978), Гиденс (1380/2002), Вебер (1374/1996), Т.Б.Ботмер (1357/1979, 1374/1996) и др.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследование данной темы опирается на педагогические взгляды на семейное воспитание таких классиков таджикско-персидской литературы, как А.Рудаки, А.Фирдоуси, А.Бируни, А.Джами, У.Кайкавус, Н.Хисрав, С.Ширази, А.Дониш, С.Айни и др.
Для всестороннего анализа объекта исследования опорой послужили концептуальные положения, выдвинутые ведущими учёными в области семейного воспитания: Е.И.Григорьевой, Н.Н.Ершоовым, М.Т.Жуленковым, Н.Исаевой-Юнусовой, У.Х.Карабаевым, М.А.Некрасовой, КН.Нобатовым, ЛДРондели, Б.Г.Рахимовым, Х.Рахимзода, А.Нуровым, Б.Маджидовой, С.К.Ткалич, А.А.Хакимовым, А.С.Хворостовым и др.
Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность внедрения инновационных технологий в процесс приобщения взрослого и подрастающего поколения к основам семейного воспитания. Важным фактором достижения поставленной научной цели является изучение педагогических основ семейного воспитания и механизмов наследственной передачи нравственных традиций и устоев, функционирование этой системы в условиях обновления культурных ценностей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
определены сущность и значимость семейного воспитания, как средства социального оздоровления общества; раскрыты социально-педагогические особенности семейного воспитания и воспитательные возможности родителей в семье;
определены способы приобщения взрослого поколения к преимуществам семейного воспитания;
выявлены функциональные особенности социальных институтов в системе воспитания детей школьного возраста средствами семейного воспитания в современных социально-экономических условиях;
проанализированы влияния глобализации и другие социально-педагогические факторы, влияющие на процесс формирования духовного мира человека средствами семейного воспитания. Этапы исследования:
2006-2007 гг. - констатирующий эксперимент, в процессе которого изучался и обобщался опыт семейного воспитания и его влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения и их моральный облик, использование народной педагогики и народных традиций в процессе воспитания; изучалась философско-социологическая, психолого-педагогическая, демографическая литература по проблеме исследования; разрабатывались обоснование и программа опытно-экспериментальной работы поискового и формирующего этапов.
2008-2009 гг. - поисковый эксперимент, были внесены корректировки в программу эксперимента; изучались учащиеся и их семьи, апробировались формы и методы работы в школе; производились сравнительные срезы с помощью анкет, коллективных и индивидуальных бесед; проводились занятия по поднятию уровня педагогических знаний родителей согласно экспериментальной программе. В этот период определялись воспитательные функции семьи и школы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.
2010-2011 гг. - формирующий эксперимент, целью которого являлась опытно-экспериментальная проверка действенности разработанной педагогической системы, её эффективности в семейном воспитании, уточнялись и совершенствовались формы и методы работы с учащимися, с их родителями и общественностью; корректировались формы и методы как с коллективом класса, так и индивидуальная работа с учащимися и родителями, особенно по преодолению негативных влияний на молодое поколение и семейное воспитание; обобщались результаты исследования, которые внедрялись в практик)' работы школ и семейное воспитание.
База исследования - опытно-экспериментальная работа проводилась в школах и семьях посёлка Астаны Гулистон, поселка Гурган Ал-Кала. В эксперименте приняли участие 370 семей.
Практическая значимость исследования определяется: разработкой рекомендаций, программных требований и установок для преподавателей различных видов семейной психологии;
разработкой методик работы с подрастающим поколением, привлекающих к занятиям домоводством и этикой общения;
разработкой модели учебно-образовательного комплекса для развития навыков в области этики и психологии семейной жизни;
разработкой критериев получения положительных эмоций и впечатлений для укрепления семейной жизни общества. Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования были апробированы в 370 семьях района Гулистан. Опросом и анкетированием были охвачены один поселок в Гургане и один посёлок в Ал-Кале (370 семей).
При апробации результатов было использовано большое количество тестов, анкет и других форм опроса.
Внедрение результатов исследования проводилось путем выступлений на международных, региональных, городских, вузовских научно-практических конференциях, а также при непосредственном участии в организации и проведении различных тестирований и конкурсов.
Автор работы являлся одним из организаторов проведения научно-практической конференции на тему «Возрождение и развитие современной семьи», которая проходила в рамках -«Семейная роль в развитии подростков», «Роль семейного воспитания в духовном развитии подростков», «Перспективы семьи в процессах глобализации» (гг. Мешхед и Тегеран).
Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 статьях автора.
На защиту выносятся следующие положении: теоретические основы воспитания подрастающего поколения возможны при активном осмыслении ведущей роли культурного наследия и внедрении специальных программ
в учебно-образовательный процесс на всех уровнях работы в современных социально-экономических условиях; эффективность решения данной проблемы может быть обеспечена созданием системы деятельности, в которой работа социальных институтов воспитания органически дополняется использованием исторически сложившихся норм и правил народных традиций в семейном воспитании; единство требований семьи и других социальных институтов воспитания является необходимой стратегией воспитания подрастающего поколения и условием для возрождения интереса к традиционной семье. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, опирающихся на принципы оптимизации воспитательного процесса, социализации, воспитания и развития личности, проведения сравнительного анализа в процессе нравственного усовершенствования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении диссертации обосновываются выбор темы и актуальность проблемы исследования; определяются объект, цель и задачи, методологическая база и методы исследования, теоретическая значимость и практическая ценность работы; отмечаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Семья - основа воспитания и подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни» посвящена обзору и анализу исследований в области семейного воспитания. Глава распределена на четыре раздела. Вопрос о проблемах семьи всегда занимал особое место в педагогике. Данный вопрос в своих работах по теории педагогики рассматривался такими известными авторами, как Окберн и Немков [1356//1978], Гиденс [1380//2002]. Ботмер [1357//1979] и другими. В сегодняшней мировой педагогике и психологии вопросы взаимодействия членов семьи, создания благоприятного семейного климата, взаимоотношения между детьми и их родителями являются объектом всё более пристального внимания современных учёных. В
данной части диссертационного исследования современная семья классифицируется на несколько видов и подвидов. С точки зрения количества членов семейства их разделяют на большие, средние и малые, также существуют семьи, состоящие из одних супругов. В современном мире всё более широкую популярность приобретают нетрадиционные семьи. Примером для таких семейств могут послужить семьи, в которых есть, несколько представителей одного из полов. Это полигамные семьи (такие виды семейств преобладают в арабских странах и в Иране), а также семьи с несколькими мужьями (преимущественно встречаются среди ограниченных племён). Кроме того, семейства можно распределить по степени заинтересованности супругов в детях. Это семьи с основной детородной функцией (родители с самого начала основания семьи нацелены на производство совместных детей), семьи с законным (центральным) ребенком/детьми, данный вид семейства зародился в период земледельческой экономики. Необходимость создания таких семей продиктована потребностью в рабочей силе, возрастные семьи (супруги не сильно стремятся к приобретению потомства). Данный вид семьи в современном мире встречается всё чаще и чаще, преобладает на Западе. Кроме того, в мире встречается немало однополых семей, рассмотрение которых в сил;)' морально-этических убеждений диссертанта остается вне рамок данного исследования.
В заключительном разделе главы совершается краткий экскурс в особенности жизни и быта населения провинции Гулистан. В данном разделе главы анализируется ряд вопросов с точки зрения исторического формирования и социально-бытовых особенностей жизни населения данной провинции. Анализы были проведены в 1385//2007 году на базе 370 семей данной местности. Материалом для анализа и выводов послужили данные опроса жителей (1 посёлок провинции Гулистан, 1 посёлок Ак-Кала), общая численность которых составляет 370 семей. При составлении вопросников и анкет 25 собеседников вызвались помогать диссертанту, т.е. они также приняли участие в формулировании вопросов, сборе и редактировании ответов.
Вторая глава диссертационной работы «Проблемы активизации и совершенствования семейного воспитания в Иране»
состоит из 2-х разделов, в которых приведены различные статистические сведения, касающиеся того или иного аспекта семейной жизни в условиях современной глобализации. В первом разделе рассматривается ряд вопросов, которые анализируются с точки зрения исторического формирования семейной педагогики и её структурно - содержательных особенностей.
Современные условия развития общественной жизни, где созидание нового исламского общества Ирана стало основным намерением, различные направления и внедренческие инновации по претворению в жизнь этой благородной цели являются исторической необходимостью.
Переходный период породил ряд вопросов национальной культуры и общественной нравственности, который можно решить только с помощью подъема духовной жизни общества в целом. В этом контексте воспитание каждой отдельной личности становится чрезвычайно актуальным. Самый верный путь, по нашему мнению, кроется в семейном воспитании, как в основном институте общества, в традициях, обычаях и многовековых пластах наследия семьи.
«У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал» .
Потеря семейных традиций, веками передававшихся из поколения в поколение, привела к беспорядкам и стала причиной духовного кризиса многих обществ мира.
Исторический прогресс духовной жизни общества свидетельствует о том, что всякая привязанность к чужеродной культуре и поиски иных от своей культуры путей развития духовной жизни готовят почву для культурного спада и исчезновения национальной духовной культуры.
Представители духовной культуры народа, являющиеся носителями культурных ценностей, остались за пределами видимости общества. Появились своего рода термины «новая» и «старая» культура. Такая неверная оценка социального значения
разных факторов - критериев духовной культуры привела нынешнее общество к кризису.
Духовная культура иранского народа имеет древние корни, она занимает значительное место в мировой цивилизации. Наряду с литературой, различными видами национального искусства, семейное воспитание является одним из важных источников формирования развитой личности. Однако на современном этапе глобализации мирового сообщества роль воспитания искусственно сведена к второстепенной задаче, что привело к потере интереса к традициям и накопленным устоям семьи. Необходимо подчеркнуть, что при естественном ходе истории духовно-нравственный потенциал семьи всегда оставался в активной созидательной форме.
Эстетическое кредо иранского народа всегда отождествляло понятия красоты и блага, при этом духовное начало всегда подчинялось соображениям религии и политики. Развитие религиозных верований всегда способствовало и оказывало благотворное влияние на развитие семейных традиций. Одной из важнейших проблем, связанных с глобализацией, является кризис человеческого фактора в семье. Потеря смысла жизни сталкивает людей с депрессией и создает множество негативных моментов в их семейной жизни. Верование в блага, обещанные религией, богобоязненность и подготовка к достойной загробной жизни выводит жизнь за рамки материальных потребностей. Воспитание такой духовности и её стимулирование родителями может стать ключом к решению многих проблем.
Как показывает культурно-исторический опыт, в обществе всегда наиболее фундаментальным являлось распространение и развитие нравственного воспитания в быту и семье. Это служило прочной основой и для развития благоприятных условий для организации досуга, здорового духовного климата среди населения - как детей, подростков, так и взрослых.
Во многих странах мира, в частности, в Иране завершено огромное количество исследований в отношении основных аспектов исследуемой темы реферируемой диссертационной работы, таких как семейные взаимоотношения, структура семьи, распределение ролей и приоритетов в семье, внутренние особенности семьи и др. Все эти исследования во временном отно-
шении можно разделить на две группы. В первую очередь, это исследования, объектом анализа которых стала семья и связанные с ней темы с классической точки зрения, т.е. рассматривающие структуру семьи, приоритеты, обязанности родителей и детей. Во вторую группу входят исследования, находящиеся под воздействием новых событий, и в которых обязанности членов семьи пока ещё не описаны в соответствии со структурой семьи.
В конце второй главы даны статистические данные, полученные в результате опроса и анкетирования населения провинции Гулистан. Все данные анкетирования подвергнуты количественному анализу, который, в основном, связан с подсчетом влияния ряда факторов на формирование поведения членов семьи. Статистические данные, которые распределены на 80 наименований опрос!, можно привести в виде следующей таблицы:
Взаимосвязь глобализации с видами воспитания/влияния можно разделить на 5 основных факторов:
1. Духовный
2. Социальный
3. Культурный
4. Семейный
5. Возрастной
В зависимости от влияния данных факторов автор исследования получил следующие результаты:
по половому признаку под влиянием глобализации изменениям подвержены 80,9% опрошенных; по признаку «фактора обучения» - 90,7%; по признаку места жительства влиянию глобализации подвергаются 80% городских и 20% сельских жителей; По признаку вида деятельности опрошенные показали следующие цифры:
1) В свободное от занятий и работы время занимаются внеаудиторным чтением - 46,96%
2) Физкул ьтурой и спортом - 72,7%
3) Отдыхом - 69,7%
4) Прогулками и активным отдыхом-59,84%
5) Играми-9,1%
6) Проводят время у телевизора - 68,43%
7) Слушают музыку-57,6%
8) Путешествуют - 3 0,3%
9) Посещают кино - 5,31 %
10) Идут в парк-19,7%
11) , Идут на улицу / на рынок - 46,97%
12) , Идут в гости - 46,97%
По признаку социального происхождения 1,6% признали себя представителями самых низших сословий, 4,7% - из низкого сословия, 23,6% - среднего сословия близкого к низкому, 66,1% - из среднего сословия близкого к высокому и 3,9% - из высокого Сословия.
Кроме того, получены статистические данные по другим признакам, влияющие на формирование личности.
Таким. образом, в данном исследовании сделана попытка решить проблему воспитания в современной иранской семье в условиях всё более усиливающегося давления глобализации. На основе проведенного анализа, опроса и анкетирования автор исследования пришёл к следующим выводам:
1. Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, являются материальные и бытовые условия, численность членов семьи, её структура, нравственный и технологический климат, уровень развития семейного коллектива, наличие свободного времени и семейного досуга, личный пример родителей, характер общения семьи с окружающей средой, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей.
2. В формировании личности ребёнка особую роль играют внутрисемейные отношения. Это, в первую очередь, отношения между супругами. Такое значение внутрисемейных отношений объясняется тем, что они являются первым образцом общественных отношений, с которыми сталкиваются дети с момент;! рождения. Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что оно воздействует на другие компоненты воспитательного потенциала.
3. Как один из основных факторов воспитательного потенциала нравственное воспитание требует от учителя знакомства с родителями и семейным бытом учеников. Проявляя большую тактичность, преподаватель ведёт коллек-
тивные формы работы с родителями, но больше внимания уделяет индивидуальной работе с семьей, в которой имеются определённые трудности в воспитании детей и подростков.
4. В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать психолого-возрастные и половозрастные особенности в групповых и индивидуальных беседах с учащимися.
5. В семейном воспитании родитель в своих беседах с детьми должны объяснять им о сущности глобализации, об отрицательном влиянии чуждой культуры, передаваемой по телевидению, Интернета и демонстрируемых в зарубежных фильмах.
Такие же беседы и обсуждения по этим проблемам должны проводить в воспитательной работе с родителями и учащимися и классные руководители.
6. Повышение педагогической культуры родителей является основным условием целенаправленного семейного воспитания молодого поколения к ведущей самостоятельной жизни.
7. Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно показывают, что целенаправленная деятельность семьи и школы по семейному воспитанию и формированию нравственных качеств учащихся оказывает эффективное влияние на торможение отрицательных черт личности учащихся и прививает им нормы нравственной морали.
В заключение приводятся основные выводы по результатам изучения и исследования в создании научно-педагогического направления, связанного с разработкой и реализацией на практике теоретико-методологических аспектов семейного воспитания и влияния глобализации на воспитание детей в Иранских семьях.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки
России:
1. Семья в процессе глобализации.//Вестник Таджикского национального университета// Душанбе: «Сино», 2009, №6 (54), стр.236.
2. Взгляд на психологические особенности здоровой семьи в дискуссиях о глобализации. //Вестник Таджикского национального университета// Душанбе «Сино», 2010, №4 (60), ч.1, с.383.
3. Пути укрепления семьи в процессе глобализации. //Вестник Таджикского национального университета// Душанбе «Сино», 2010, №4 (60), ч.2, стр.395.
4. Роль семьи в воспитании детей. //Вестник педагогического университета// Душанбе, 2010, №1(35), стр.3.
5. Связь между родителями и подростками в процессе глобализации. //Известия Академии наук Республики Таджикистан// Душанбе «Дониш», 2009, №4, стр.223.
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
6. Роль примеров в воспитании семьи. //Вестник Гулистанского университета// Иран, 2007, № 63, сатр.83-97.
7. Устойчивая семья в результате глобализации. //Научный издательство Гулшахри Мехр// Иран, 2008, № 173, стр.146.
8. Роль семьи в обучении детей. //Вестник Гулистанского университета// Иран, 2010, № 98, стр.23.
Подписано в печать 23.09.2011г. Формат 60x841/16 Бумага офсетная 80г / м2. Объём 1,25 пл. Тираж 100 экз.
Типография ТГПУ им.Садридцина Айни г.Душанбе, пр. Рудаки 121
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ибрагим Хаджилари, Душанбе
61 12-13/293
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Садриддина Айни
Ибрагим Хаджилари
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ИРАНСКОЙ СЕМЬЕ
Диссертация
на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Нуров А.
Душанбе -2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................3
Глава 1. Семья - основа воспитания и подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни
§ 1.1. Социально-педагогические функции семьи в воспитании детей.....4
§ 1.2. Особенности родительского авторитета в воспитании детей.......34
§ 1.3. Педагогическое взаимодействие семьи и школы в воспитание
молодого поколения...........................................................48
§ 1.4. Глобализация и её влияние на семейное воспитание.................68
Выводы по 1-ой главе...............................................................81
Глава 2. Проблемы активизации и совершенствования семейного воспитания в Иране
§2.1. Характеристика основных характеров, влияющих на воспитание
детей в семье.....................................................................84
§2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по совершенствованию семейного воспитания.........................106
Выводы по 2-ой главе...............................................................151
Заключение............................................................................155
Список использованной литературы..........................................158
Введение
Актуальность исследования. В связи с развитием общества, изменениями общественных отношений, сложностью процесса утверждения качественно новых взаимоотношений между людьми в современных демократических условиях, включая новизну семейных взаимоотношений, а также проживание молодых супругов отдельно от родителей, что ослабляет силу семейных традиций и уменьшает воспитательный потенциал семьи.
Проблема семейного воспитания молодого поколения и подготовка их к будущей самостоятельной жизни, как актуальная задача, требующая всестороннего решения, в Иране была выдвинута в последние десятилетия. До этого времени нравственное воспитание детей, в основном, осуществлялась на основе существующих традиционных норм поведения и установившихся правил семейного воспитания в обществе. Однако в современных условиях традиционные средства семейного воспитания не могут отвечать требованиям сегодняшнего дня.
Семейное воспитание - это комплекс морально-педагогических воздействий, осуществляемый семьёй, школой и общественностью, направленный на формирование у молодого поколения морального сознания, развития соответствующих чувств, выработки нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к будущей самостоятельной жизни, а также подготовки родителей к воспитанию детей и самовоспитанию самого молодого поколения.
Известная особенность развития современных юношей и девушек,
выражающаяся в их ускоренном физическом созревании (акселерация)
заключается (наряду с возросшими стремлениями молодёжи к отделению от
родительской семьи) в возникновении ранних браков, число которых в Иране
в последние годы растёт. Вместе с тем, недостаточный социальный и
нравственный опыт, слабая психологическая готовность к выполнению
з
сложных супружеских, бытовых и родительских обязанностей (в том числе воспитательных). В этой связи можно предполагать, что девушки, вступающие в брак, не подготовлены к материнству, уходу за новорождёнными, не знают правил кормления, гигиены ребёнка, профилактики и защиты их здоровья. Из этого можно сделать вывод, что при создании ранних браков юноши и девушки совершенно не подготовлены к достойному нравственному воспитанию своих детей, что отрицательно влияет на нравственное формирование характера детей.
В последние годы Правительство Исламской Республики Иран уделяет особое внимание качественному улучшению системы народного образования. Наряду с важнейшими мерами помощи семьям в улучшении условий воспитания подрастающего поколения и социализации личности, на школу возлагается обязанности по усилению взаимодействия с семьёй, общественностью по нравственному воспитанию выпускников школ и подготовки их к самостоятельной жизни.
Следовательно, важность нравственного воспитания школьников и недостаточное влияние семьи в этом направлении диктует необходимость организации специальности работы в условиях семьи и общеобразовательной школы.
Основными сторонами достойного нравственного воспитания будущего гражданина Ирана являются:
1. Социально-гражданская подготовка, предполагающая уяснение школьниками социальной сущности семьи, общественного значения укрепления семейных союзов, формирования у юношей и девушек убеждений о тесной связи понятий гражданин и семьянин.
2. Семейное воспитание включает в себя такие нравственные качества, как: доброта, честность, человечность, верность, ответственность за свои поступки, отзывчивость, чуткость, душевность, заботливость, трудолюбие и др.
3. Педагогическая подготовка, в содержание которой входит вооружение родителей и будущих родителей основными знаниями об особенностях воспитания детей в семье, привитие важнейших навыков и умений ухода за ребёнком и его воспитание в раннем дошкольном и школьном возрасте.
4. Санитарно-гигиеническое и половое просвещение, составными компонентами которого являются сообщения об анатомо-физиологическом строении мужского и женского организма, привитие навыков личной и семейной гигиены, а также ознакомление с некоторыми интимными сторонами жизни.
5. Хозяйственно-экономическая подготовка, содержащая в себе помимо формирования качеств: трудолюбия, бережливости, утверждения принципа равного участия супругов в домашних хозяйственных делах, также многочисленные практические умения и навыки, необходимые в семейном быту.
Рассуждая о средствах улучшения семейного воспитания подрастающего поколения и подготовке их к будущей самостоятельной семейной жизни, не следует забывать о педагогическом и психологическом просвещении взрослого населения, т.е. матерей и отцов, воспитывающих детей будущего нашей страны. Как показывает, проведённое нами исследование, абсолютное большинство населения Ирана (особенно проживающего в сельской местности) не имеют представления о педагогике, психологии, физиологическом развитии детей, простейших методах и средствах воспитания.
С учётом важности проблемы семейного воспитания подрастающего поколения и роли молодёжи в будущем страны, Правительство должно, на наш взгляд, уделять больше внимания этому вопросу, содействовать в повышении уровня педагогического просвещения населения и взять на себя координацию взаимодействия социальных институтов воспитания по этой проблеме.
Семья - это основа государства и нынешнее поколение, будущие семьи - это будущее страны. Какое поколение будет воспитано - таким будет будущее страны.
Научное и практическое решение проблемы семейного, семейно-бытовых и брачно-семейных отношений не может быть полным без учёта социально-экономических, культурных условий развития страны.
Иран относится к территории с традиционно высокой рождаемостью и ранней брачностью, где внутрисемейные ограничения рождаемости не практикуются. Репродуктивный период, как в прошлом, так и в настоящее время у большей части семей, особенно в сельской местности, растягивается на весь жизненный цикл семьи. Современные демографические исследования, посвященные планированию семьи, позволили выявить, что в Иране у некоторых групп женщин сохраняется ориентация на многодетную семью, ибо среди них стойко ещё сохраняются традиции большой семьи.
У иранского народа семейно-бытовые и брачно-семейные отношения складывались веками и передавались из поколения в поколение. Многие из них продолжают существовать и в современных семейных отношениях страны. Отсюда вытекает необходимость: - во-первых, использовать веками накопленный народом положительный опыт в нравственном воспитании новых поколений, пополнять его новым современным содержанием, обобщать его формы; - во-вторых, решительно искоренять всё то, что отжило свой век и является помехой в нравственном воспитании, подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и дружной современной семьи.
Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи и обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательные усилия народа были направлены на максимально полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению. Молодёжь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимала опыт старших поколений и в такой сфере, как
семейное воспитание и семейные отношения, опыт, который закреплялся в сознании, духовной культуре, образе жизни.
Пройдя долгое историческое развитие, до наших дней дошло немало народных традиций и обычаев, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на молодое поколение, на её повседневное поведение в родительской семье и в обществе.
Семья как важное звено общества оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями. Именно в ней воспитывается характер и формируется духовный облик будущих граждан нашей страны.
Научный интерес к данной проблеме вызван: - во-первых, тем, что в дальнейшем развитии демократического общества нравственным общественным отношениям, молодёжи принадлежит будущее;
-во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития ребёнка;
-в-третьих, отрицательное влияние глобализации на общество, традиционное семейное воспитание и поведение молодого поколения;
-в-четвёртых, большое влияние на семейно-бытовые отношения и семейное воспитание в Исламской Республике Иран оказывают правовые нормы мусульманской религии (шариат). Некоторые из них направлены на семейное воспитание и регулирование семейных отношений в быту, что положительно влияет на нравственное воспитание детей в семье. Вместе с тем, у определённой части иранских семей ещё бытуют некоторые необоснованные суеверия, препятствующие равноправию женщин в семье и семейном воспитании.
В практической деятельности школ Ирана этим вопросам уделяется недостаточное внимание: отсутствует специальная литература; не обобщён положительный педагогический опыт по воспитательной работе. За последние
десятилетия Иранский народ накопил богатый опыт, который с успехом может быть использован в семейном воспитании.
Всё это показывает о необходимости специального исследования данной проблемы, разработки научно-методических рекомендаций, пересмотра и дополнения учебных программ «Социальное образование», подготовки рекомендаций по семейному воспитанию и подготовке молодого поколения к будущей самостоятельной жизни. Все эти разработки, несомненно, окажут помощь учителям, родителям объединить усилия в семейном воспитании молодого поколения.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Вопросы истории, теории и практики семейных традиций и творчества, социальной педагогики исследованы в работах, как зарубежных Саймонз (2001), Додж (2004), Луру (1981), так и отечественных исследователей Хусейни (1387/2009), Шафизаде (1373/1995) и др.
Вопросы семейных устоев и глобальных перемен, происходящих в мире, рассматриваются в работах иранских психологов Гульмухаммади (1384/2006), Мухсина Манучехри (1380/2002), Имони Мухсина (1384/2006), Шейха Мохаммеда Таки (1380/2002) и др.
Во всех проведённых исследованиях были разрешены проблемы, касающиеся какого-либо вида семейной деятельности и творчества.
Интерес для нашего исследования представляют работы Тавхиди, Саамймонз, Додж, Омиди и Самуэл, где рассматриваются этнопедагогические и психопедагогические основы сохранения и развития семьи.
Термин «глобализация» впервые стал применяться в работах западных
учёных, работающих в данной сфере педагогики. В работах Тофлера
(1370/1992), Костлза (1387/2009), Карлсона и его соавторов (1378/2000) и
других раскрыта суть глобальных изменений в структуре и нравственном
содержании современной западной семьи. Например, исследуя состав и
сущность современной среднестатистической американской семьи, Тофлер
отмечает, что третья волна культурной революции создала модель «маленькой
8
семьи», которая может служить как образец «идеальной семьи». Если исходить из того, что в состав такой семьи входят муж, жена и двое детей, то можно констатировать, что в современном американском обществе только 7% семей живёт по данной модели, а остальные 93% не умещаются в указанные рамки. По статистическим данным пятая часть всех семей США состоит из людей, живущих в одиночестве, также неуклонно растёт количество семей с фиктивной официальной регистрацией. Ещё одной тревожной реалией современной жизни американского общества является то, что постоянно увеличивается число семей, в которых по инициативе одного из супругов принимается решение не заводить детей. Данная тревожная тенденция принимает столь широкие масштабы, что в настоящее время в различных развитых странах появляются организации, пропагандирующие «бездетный» образ жизни. Если в 1960 г. только 20% американских женщин, состоящих в браке 30 лет, не имели детей, то в 1975 году их количество достигло 32%. В настоящее время в каждой третьей американской семье женщины активно выступают против патриархального устройства семьи. В некоторых западных странах, таких как Испания и Италия уровень взаимного доверия в семье упал настолько, что в семьях почти полностью атрофировались желание и потребность к продолжению рода (Костлз, 1380/2002).
Ещё одним примером изменения функций семьи в современном
обществе является тенденция однополых браков. Хотя в данное время нет
достоверной информации о количестве таких браков, всё же, по мнению
Гванзюрака и Инториджа до 10% браков в современной Америке являются
однополыми. Другим видом новых семей, количество которых в скором
времени может возрасти до 40%, являются «семьи вне семьи». По данным
статистики США в состав таких семей входят сослуживцы, друзья, и лица, не
являющиеся родственниками. Как правило, такие браки бывают, как
разнополыми, так и однополыми. Супруги в таких семьях живут без детей. По
данным Гарвардского университета, исследовавшего формирование семей
(2000), количество традиционных семей, построенных по модели папа + мама
9
+ ребёнок, в скором времени резко сократится. В период с 1980 по 2000 гг. данное количество уже сократилось от 31,5% до 23,4% (Костлз, 1380/2002).
Проблемам семьи и подготовки молодёжи к семейной жизни был посвящен ряд научных работ таджикских исследователей. К ним относится докторская диссертация И.Арабова «Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни - социально-педагогическая проблема», которой рассматриваются вопросы важности нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни. В диссертации раскрывается совместная внеклассная работа школы и семьи в подготовке молодёжи к семейной жизни.
В кандидатской диссертации Д.Салимовой «Нравственное воспитание сельских девушек» анализируется положение девушек в семье, негативное отношение религии Ислам к равноправию женщин в обществе; рассматриваются пути преодоления этих пережитков на уроках и во внеклассной работе; подготовка девушек к равноправному браку.
В работе С.Исоева «Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье» анализируются и обобщаются: народный опыт таджикской семьи, народные и новые трудовые традиции, праздники и их значение в трудовом воспитании детей.
Докторская диссертация Х.Рахимзода «Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни» анализируются и обобщаются вопросы взаимодействия семьи, школы и других институтов воспитания по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
В диссертационном исследовании Нурова А., Маджидовой Б., Наботова И.Н., Рузиева М.А., Халимова A.A. рассматриваются некоторые воспитательные аспекты этнопедагогики и народных традиций в духовном воспитании учащихся.
Значительный интерес для исследования избранной нами темы
представляют работы Б.Е.Зараиченко, А.Красовского, Д.В.Луцика,
Ф.Тимофеевой, М.И.Поляковой, И.В.Гребенникова, посвящённые роли
ю
специальных курсов «Основы знаний о семье», «Знание о семье», «Основы подготовки к семейной жизни» в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Вопрос нравственного воспитания молодёжи и подготовка их к самостоятельной жизни нашли своё отражение в пр�