Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кудаева, Лариса Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кудаева, Лариса Александровна, 1998 год

Введение.

Глава 1. Религиозно-нравственные представления как компонент духовно-нравственной сферы личности младшего школьника

§ 1. Сущность религиозно-нравственных представлений.

§ 2. Особенности религиозно-нравственных представлений у младших школьников.

§ 3 История и современное состояние религиозно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях

России.

Глава 2. Особенности влияния религиозно-нравственных представлений на духовно-нравственную сферу личности младшего школьника.

§ 1. Характеристика процесса формирования духовно-нравственных представлений и особенностей его протекания у младших школьников.

§ 2. Технологический подход к моделированию и реализации процесса формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников.

§ 3. Зависимость изменений в поведенческой сфере младших школьников от уровня сформированности религиозно-нравственные представлений.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника"

На современном этапе развития Российского общества, характеризующемся глубоким кризисом, отсутствием единых ориентиров в системе воспитания, особую значимость приобретает процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельному построению индивидуальной иерархии духовных ценностей, представлений и мотивов. Эти личностные образования, являясь сущностными характеристиками мировоззренческой и нравственной сфер сознания, должны обеспечить духовный рост человека, преобладание добрых и гуманных поступков над стремлением к достижению благ и удовлетворению материальных потребностей.

Одной из ведущих тенденций развития современной системы образования стало начало процесса осознания учеными-педагогами и учителями-практиками необходимости поиска путей и форм взаимодействия двух, на первый взгляд, противоречащих друг другу, систем ценностей: с одной стороны - светской, выраженной в научных трудах, произведениях общественных деятелей, с другой - системы ценностей, коренящейся в недрах народной культуры, в религиях и верованиях. Появление такого подхода стало возможным в связи с признанием наличия в каждой из названных структур общечеловеческих, нравственных основ, которые, независимо от формы выражения (светской или религиозной) могут стать базовым компонентом духовного роста, преодоления кризисных явлений.

Сегодня очевидно позитивное влияние духовно-созидательной деятельности традиционных этических религий на положение в обществе в целом и в системе образования, в частности. Однако, работа в данном направлении должна вестись в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (16.10.97.). Поэтому, дальнейшее развитие взаимоотношений школы и церкви требует научного подхода к поиску путей разрешения принципиально важных противоречий, определивших актуальность исследования. Ими являются:

- противостояние между, наблюдаемым в последние несколько лет усилением воздействия на подрастающее поколение религиозных институтов, конфессиональных организаций и носителей религиозного сознания, имеющего стихийный характер, и невостребованностью в светских учебно-воспитательных учреждениях воспитательного, духовного потенциала, заключенного в этических постулатах религий;

- противоречие между необходимостью защиты ребенка от мировоззренческого давления осуществляемой светским учебно-воспитательным учреждением, и неотработанностью механизмов реализации этой функции, обеспечения подрастающему поколению конституционных прав: свободы воли, свободы совести, свободы вероисповедания;

- несоответствие уровня методического обеспечения и подготовленности педагогов к ведению работы по духовно-нравственному воспитанию и осознанием необходимости и важности интенсификации работы по приобщению детей к общечеловеческим ценностям и добродетелям, в том числе и за счет использования духовно-нравственного потенциала различных религий;

- противоречие между низким (относительно более старших возрастных групп) уровнем понимания младшими школьниками духовных проблем, осознания этических категорий, развития понятийной формы мышления и началом интенсивного процесса формирования представлений, способных стать основой для принятия решений при необходимости выбора между духовным и бездуховным, нравственным и безнравственным, базовым компонентом при определении линии поведения в более зрелом возрасте.

Однако, несмотря на наличие столь остро стоящих проблем, на современном этапе развития психолого-педагогической науки количество исследований, посвященных изучению вопросов формирования духовно-нравственных представлений, анализу воспитательного потенциала традиционных этических религий, - неоправданно мало. Причем, в своем большинстве работы такого рода представляют собой либо отдельные публикации в периодической печати (Н.Г.Дмитриева, В.Н.Жуков, О.Кубасова, Н.Д.Никандров и др.), либо переиздание произведений, созданных в дореволюционной период или в эмиграции философами, педагогами и религиозными деятелями (Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, С.С.Куломзина, В.С.Соловьев, К.Д.Ушинский, П.А.Флоренский, протоиерей М.Чельцов и др.), либо труды зарубежных авторов (М.Геллман, Ф.Озер, Т.Хартман и др.). Очевидно, что рекомендации, предлагаемые в исследованиях двух последних из названных групп не могут быть применены в современном педагогическом пространстве без предварительной адаптации, тогда как работы первой группы не дают исчерпывающих сведений о сущности, условиях и механизмах влияния религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности.

Назревшая необходимость научной характеристики соотношения религии и системы образования, слабая разработанность вопроса о сущности духовных, в том числе религиозно-нравственных представлений, механизмов неукоснительного следования Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», который является гарантом предоставления ребенку права выбора, защиты от мировоззренческого давления, потребность педагогической практики в Мордовии повлекли за собой социальный заказ Министерства образования республики на исследование проблемы повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, что и обусловило выбор темы исследования: «Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника».

Цель исследования - на основании выявления сущности религиозно-нравственных представлений определить характер их влияния на духовно-нравственную сферу личности младшего школьника.

Объект исследования: духовно-нравственная сфера личности младшего школьника.

Предмет исследования: особенности влияния религиозно-нравственных представлений младших школьников, на духовно-нравственную воспитанность детей данной возрастной группы.

Рабочей гипотезой нашего исследования следует считать предположение, что процесс формирования нравственных представлений у младших школьников, посредством сообщения религиоведческой информации: а) не противоречит принципу свободы воли и свободы совести, а его организация в общеобразовательных учреждениях не нарушает светского характера обучения и воспитания, интенсифицирует духовно-нравственное развитие учащихся; б) протекает результативно при соблюдении следующих условий:

- неуклонно соблюдается право ребенка на веру и неверие, право выбора линии поведения и рефлексии;

- работа строится не на мировоззренческом давлении извне, не на напряжении памяти, а на основе духовного общения, чувственного восприятия информации и на работе мысли, что приводит к духовному и нравственному росту личности;

- педагог обладает определенным набором личностно-профессиональных качеств, основными среди которых являются веротерпимость, уважение к личности ребенка, его мыслям, чувствам, признание его права на самоопределение, самостоятельное миропонимание, свободный нравственный выбор;

- учитываются возрастные особенности, что выражается в опоре на конкретно-чувственные образы, а не на абстрактное мышление.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы в диссертации решались следующие задачи:

- раскрыть сущность религиозно-нравственных представлений, определить характер их взаимосвязи с духовно-нравственной сферой личности;

- изучить механизмы влияния на формирование религиозно-нравственных представлений у младших школьников;

- разработать педагогические основы процесса формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников;

- выявить совокупность профессионально-личностных характеристик педагога (личностного компонента технологии) необходимых для эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

- проследить взаимосвязь между уровнем сформированности религиозно-нравственных представлений и изменениями в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младшего школьника.

Методологическую основу исследования составляют положения, вытекающие из диалектического метода познания. Основными общенаучными принципами, которыми пользовался диссертант в ходе исследования, являются: принцип объективности, целостный подход к анализу явлений воспитания и образования, детерминизм педагогических процессов, личностный подход, положения о деятельности как активной форме отношений и о человеке как субъекте деятельности и отношений.

Теоретической основой исследования стали концептуальные теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов, посвященные рассмотрению «представления», как одного из ведущих понятий системы философских и психолого-педагогических категорий (Б.Г.Ананьев,

B.М.Бехтерев, Е.И.Игнатьев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин и др.); разработке теоретических основ формирования нравственных представлений, как структурной единицы морального сознания (Б.С.Братусь, П.А.Ландесман, Ю.В.Согомонов, А.И.Титаренко, В.А.Титов, А.А.Ухтомский, и др.); исследованию возрастных изменений и фаз развития различных групп представлений (О.С.Богданова, Л.С.Выготский, М.И.Боришевский, В.В.Зеньковский, Ю.Н.Карандашев, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже,

C.Г.Якобсон и др.); определению специфики нравственных и высших духовных ценностей, являющихся базой для формирования духовно-нравственной сферы личности (С.Ф.Анисимов, Б.З.Вульфов, Е.В.Золотухина-Аболина, М.С.Каган, А.С.Метелягин, Г.П.Савкина, В.Д.Шадриков; У.Джеймс, Э.Фромм и др.); изучению методологических подходов к духовному становлению личности и религиозному образованию в истории педагогики и определению принципов организации духовно-нраственного воспитания в современных условиях (Н.А.Бердяев, К.Н.Вентцель, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой; Ибрагим А.И. Абед Ха-лил, А.В.Иващенко, В.М.Кларин, Н.В. Кудрявая, В.И.Мурашов, Е.Г.Осовский, Т.В.Склярова, А.И.Шемшурина и др.); рассмотрению элементов методики работы по религиозному просвещению учащихся и выделению критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников (С.Ф.Иванова, Г.С.Голошумова, О.Кубасова, Ф.Озер, Ю.В.Печин, Л.М.Фридман и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, дополняющих друг друга и адекватных природе изучаемого явления: теоретические - анализ, синтез, отбор, классификация, систематизация, обобщение, контент-анализ; эмпирические - констатирующий и преобразующий эксперименты, анкетирование, индивидуальные беседы-интервью, фронтальные беседы, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, наблюдение, анализ собственного и коллективного опыта педагогической работы; методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключена в определении влияния уровня сформированности религиозно-нравственных представлений на систему духовно-нравственного воспитания учащихся; условий эффективности процесса формирования духовно-нравственных представлений посредством сообщения религиоведческих знаний, не противоречащих принципам светского характера образования, свободы воли, совести и вероисповедания.

В диссертации конкретизируется и развивается теоретический подход к трактовке сущности религиозно-нравственных представлений, содержащийся в работах отечественных и зарубежных ученых;

- выявлены механизмы образования и развития представлений исследуемой группы у младших школьников;

- рассмотрены понятия "духовность", "религиозность", "религиозное обучение", "религиозное воспитание", "религиозное просвещение", определяются различия этих понятий;

- выделены основные компоненты исследуемого процесса, разработана и обоснована система критериев и показателей, определяющих уровень сформированности у младших школьников религиозно-нравственных представлений;

- представлена содержательная характеристика технологии формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников, определены возможности ее реализации в условиях общеобразовательной школы;

- раскрыта значимость личностно-профессиональных качеств педагога необходимых для эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

- определен характер влияния религиозно-нравственных представлений на изменения в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная система компонентов, критериев и показателей способствовала более глубокому изучению процесса формирования духовно-нравственных представлений в реальной педагогической практике, четкому определению характеристик соответствующих типологических групп младших школьников; использование предложенной методики исследования в дальнейшем может иметь определенную значимость при анализе уровня развития данного личностного образования в иных возрастных группах и социокультурных условиях. В опытно-экспериментальных группах прошла успешная апробация разработанного и представленного варианта технологии формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников. В приложении к тексту диссертации представлен конкретный методический материал, способный помочь учителям в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников в современных условиях: авторская программа курса "Истина, Добро и Красота", опросные листы для проведения анкетирования, фронтальных и индивидуальных бесед-интервью с младшими школьниками, родителями, педагогами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертационного исследования были изложены на У1 психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов «Формирование и развитие личности» (Москва, 1996), XXXI, XXXI1, XXXI11 Евсевьевских чтениях (Саранск, 1996, 1997, 1998гг.) Всероссийской конференции «Проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998); тезисах и статьях, опубликованных в сборниках научных трудов: «Современные проблемы психолого-педагогических наук» Вып. 7, 8 (Саранск, 1996), «Проблемы начального образования и профессиональной подготовки учителя» Вып. 1 (Саранск, 1997) и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе непосредственной работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ

Республики Мордовия, студентами педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Базой экспериментальной работы явились средние школы города Саранска, Николаевская средняя школа, Первомайская средняя школа Кочкуровского района Республики Мордовия, педагогический факультет МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

На защиту выносятся научные положения, отражающие характеристику влияния религиозно-нравственных представлений на духовную и поведенческую сферы личности младшего школьника.

1. Обоснование таких характеристик религиозно-нравственных представлений, как: принадлежность к группе чувственно-наглядных обобщенных, вторичных образов; роль переходной ступени от ощущений и восприятий к понятиям; действенное проявление в когнитивной сфере на мировоззренческом ярусе морального сознания; связь с мышлением, речью, эмоциональной сферой, воображением, иерархией личностных ценностей; включенность в систему социальных представлений человека.

2. Определение механизма формирования духовно-нравственных представлений, связанного с процессом социализации личности, интериоризации групповых и общекультурных ценностей, успешно протекающего в условиях духовного общения. Сензитивность младшего школьного возраста как периода наиболее интенсивного влияния религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности, в котором отличительными чертами образов изучаемой группы являются, с одной стороны, непосредственность, интуитивность, устойчивость и прочность, с другой, - грубость и симплицизм.

3. Критерии формирования данных представлений: интеллектуально-когнитивный, эмоционально-оценочный, мировоззренческий и поведенческий, имеющие четыре уровня проявления: высокий, достаточный, промежуточный, низкий.

4. Компонентами разработанной технологии формирования духовно-нравственных представлений являются: целевой, содержательный (основанный на принципах интегрированного подхода, дополнительности и диалога мировоззренческих систем, учета региональных и этноконфессиональных особенностей), организационно-управленческий (адекватный эмоционально-нравственный климат в коллективе, одновременность духовного роста педагога и учащихся, стремление учителя к вершинам педагогического мастерства).

5. Необходимыми личностно-профессиональными качествами педагога являются: веротерпимость, стремление к духовному росту, преодолению в работе с детьми догматизма и формализма.

6. Влияние религиозно-нравственных представлений на изменения в духовно-нравственной и поведенческой сферах личности младших школьников выражается схемой: образ <=> отношение к действию <=> действие <=> новый уровень осознания сущности понятий <=> поведение.

Структура исследования и логика его построения определены задачами работы, особенностями предмета исследования, используемыми методологическими и теоретическими подходами, процедурой изучения проблемы, применяемыми методами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, Е.И. Игнатьев, В.П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн, К.К. Платонов, Э. Мейман, И.Ф. Харламов и др.), установлено, что представление - это чувственно-наглядный, обобщенный, вторичный образ предмета, явления, события, свободно возникающий в сознании на основе материала ощущений и восприятий и воспроизводимый без непосредственного воздействия представляемого объекта на органы чувств. Представление, будучи теснейшим образом связанным с иными структурами психики: ощущением, восприятием, мышлением, речью, эмоциональной сферой, воображением и т.д., является переходной ступенью от единичного образа восприятия к понятию, чувственной основой практически всей деятельности человека.

В работе определено, что религиозно-нравственные представления, являясь структурной частью системы вторичных образов и обладая всеми качественными и количественными характеристиками этого психического явления, приобретают ряд специфических параметров. Диссертантом выявлены основные сущностные признаки данной группы образов, среди которых: действенное проявление религиозно-нравственных представлений в когнитивной сфере, на мировоззренческом ярусе морального сознания личности.

В исследовании процесс формирования религиозно-нравственных представлений противопоставляется навязыванию образов религиозно-безнравственных, то есть категория «формирование» в работе понимается как изменение того или иного психического (личностного) образования под влиянием внешних воздействий, опосредованных внутренними условиями (личность по отношению к влияниям извне занимает субъективную позицию), тогда как в случае навязывания религиозно-безнравственных представлений человеку отводится роль пассивного объекта.

Говоря о механизмах формирования образов исследуемой группы, автор указывает на их взаимосвязь с процессом социализации, в ходе которого происходит интериоризация групповых и общекультурных ценностей. При этом особо подчеркивается, что представления передаются не столько по каналам обмена информацией, сколько в результате духовного общения (аналогично с ценностями).

В работе выявлено, что религиозные представления в младшем школьном возрасте резко антропоморфны, поэтому исследователь высказывает предположение, что механизмы их формирования близки к аналогичным процессам, происходящим в системе нравственных образов. Религиозные представления учащихся начальных классов отличаются реалистическим характером, исходя из чего они признаются составляющей системы социальных представлений, которые в исследуемый возрастной период выступают в качестве новообразования, основы построения взаимоотношений ребенка с миром. Наряду с этим, отмечаются такие признаки религиозных представлений, как схематизм, грубость, симплицизм (упрощение всего сложного и глубокого). Характеристики религиозно-нравственных представлений, свойственные данному этапу возрастного развития предопределяют направление работы по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию младших школьников и обусловлены фазой развития и уровнем сформированности механизма перехода от образов к моральным понятиям. Этим обстоятельством мотивировано обращение к рассмотрению вопросов о концептуальных подходах к фазовому образованию представлений в младшем школьном возрасте (Ю.Н. Карандашев, П.А.Сорокун), влиянии на течение этого процесса внешних факторов.

Установлено, что религиозные представления надындивидуальны, а каналами их передачи является народная религия, сказания, предания, обычаи и традиции, праздники, Опосредующими звеньями процесса их ин-териоризации являются семья, ближайшее окружение, воскресная школа, средства массовой коммуникации, причем информация, полученная из названных источников, может быть противоречивой и вести к возникновению как религиозно-нравственных, так и религиозно-безнравственных.

Для начала конструирования и реализации процесса религиозного просвещения в светской государственной общеобразовательной школе необходимо обращение к изучению опыта осуществления подобной деятельности в истории отечественной и зарубежной педагогики. Анализ большого числа зарубежных концепций религиозного образования дан в работе П.П. Блонского «Курс педагогики» (1918г.), отечественный же опыт системному анализу не подвергался. В целях восполнения того пробела в исследовании предпринята попытка изучения отечественной системы религиозного образования, посредством рассмотрения трех интегральных констант Российского педагогического пространства: 1)традиционности, 2) духовности, 3) открытости системы образования. Причем эти основополагающие принципы были спроецированы не только на философские и педагогические труды И.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.В.Киреевского, К.П. Победоносцева, В.В. Розанова, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, П.А. Флоренского и др., но на современную педагогическую действительность. В результате были выявлены наметившиеся в последнее время направления работы ученых, занимающихся созданием стратегических основ образования, дальнейшего построения отношений между школой и церковью, религией и системой образования. В работе введены понятия «религиозное образование», «религиозное просвещение», «религиозное воспитание», «религиозное обучение», определены принципиальные различия этих процессов, возможности и правомерность их организации в условиях светского общеобразовательного учреждения. Кратко описаны механизмы и принципы функционирования конфессиональных школ и центров для детей (религиозное воспитание), лицеев и гимназий данного направления (религиозное обучение). Определены правила и стратегические задачи работы по религиозному просвещению в условиях государственной общеобразовательной школы, намечены направления такой деятельности, возможности ее осуществления в реальной педагогической практике.

Важно отметить, что процесс религиозно-нравственного просвещения призван создать условия, в которых ребенок сможет полноценно реализовать свое право на выбор между верой и неверием, формированием собственной религии или присоединением к последователям одной из уже существующих разновидностей. Одним из таких условий является достаточный уровень информированности об истории религиозных учений, их содержании, формах существования, правах человека в этой сфере. Эффективное религиозно-нравственное просвещение осуществимо лишь в случае выраженности в программе отношений взаимной терпимости между верующими и неверующими, последователями разных конфессий. Работа должна основываться на принципе свободы совести, согласно которому отношение к какой-либо религии является исключительно личным делом каждого, и секулярном принципе, предписывающем светский, нейтральный по отношению к любой конфессии и религиозной организации характер деятельности государства и его учреждений, в том числе образовательных. То есть идейной основой религиозного просвещения в условиях многонационального и поликонфессионального общества может быть только веротерпимость в ее гуманистическом понимании.

В основу анализа процесса формирования религиозно-нравственных представлений в ходе религиозного просвещения и особенностей его протекания у младших школьников положена система критериев и показателей, определяющих уровень развития каждого из выделенных компонентов этого целостного процесса. В качестве основных компонентов изучаемого явления выделены: этические представления в структуре общей нравственной воспитанности и культуры, выраженность в представлениях духовных начал личности, религиозные представления как основа нравственной регуляции и дополнительный компонент - индивидуальная предрасположенность к иррациональному восприятию мира и отношение к религии. Каждая из названных структурных единиц была подвергнута детальному изучению по четырем критериям: 1) интеллектуально-когнитивному; 2) оценочно-эмоциональному; 3) мировоззренческому; 4) поведенческому. Результатом такого подхода стало условное разбиение всего контингента испытуемых на типологические группы, соответствующие уровням ( деление производилось при анализе сформированности каждого компонента, а затем результаты вносились в сводную таблицу, показывающую уровень сформированности у детей религиозно-нравственных представлений):, отражающая зависимость поведенческой сферы личности от уровня сформированности нравственных, достаточному, промежуточному и низкому.

На основе анализа эмпирического материала, полученного в ходе констатирующего и преобразующего экспериментов, выявлена динамика процесса формирования образов исследуемой группы, как целостного, относительно самостоятельного образования. Установлено, что типологические группы близки по численности с небольшим преобладанием количества детей с «промежуточным» уровнем развития этой структуры. В пределах одного уровня, соответствующего конкретному компоненту, наблюдается неизменная динамика развития: при переходе от одного условного возрастного периода (школьного класса) к следующему, уменьшается количество испытуемых, первоначально отнесенных к «промежуточному» и «низкому» уровням и пополняются верхние ступени уровневой «лестницы».

Не менее важным для осознания сущностных характеристик процесса формирования религиозно-нравственных представлений являются тенденции, определенные при рассмотрении его отдельных компонентов. Так, например, в процессе изучения места нравственных и религиозно-нравственных представлений в структуре общей нравственной воспитанности и культуры, установлено, что исследуемый процесс и понятийная форма мышления у младших школьников совершенствуется не только за счет увеличения признаков и категорий, включаемых в активную лексику, но и в результате уточнения уже имевшихся сведений, уменьшения количества неверных представлений. Эта тенденция наиболее отчетливо прослеживается при переходе от второго класса к третьему, тогда как первоклассники отличаются от второклассников больше по количеству названных признаков и понятий. После применения статистических методик обработки эмпирического материала, мы пришли к выводу, что наиболее заметные изменения в духовной сфере личности младшего школьника, в среднем, происходят при переходе от второго к третьему «этапу» развития. В исследовании указано, что это связано с тем обстоятельством, что в период до 8 лет происходит интенсивное накопление этических знаний, понятий, освоение моральных норм и ценностей, то есть этот этап сензитивен для формирования нравственных и религиозно-нравственных представлений. При переходе к третьему классу в связи с началом совершенствования накопленного ранее этического багажа, прослеживаются изменения в наднравственных структурах, происходит первоначальное становление одного из типов духовности (разносторонне развитый тип, социализированный тип, индивидуализированный тип, «духовное нищенство»).

На основе анализа результатов констатирующего эксперимента, исследования внешних условий (характер взаимоотношений между школой и церковью, религией и системой образования, готовность педагогов к организации религиозного просвещения школьников, отношение родителей к религиозному образованию, пропаганда средствами массовой информации определенного взгляда на конфессиональную ориентацию и т.д.), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование религиозно-нравственных представлений, описана педагогическая технология построения и реализации этого процесса в условиях государственной общеобразовательной школы и возможности ее осуществления в современных условиях.

Совокупность компонентов технологической системы, принципов ее построения и реализации, педагогические условия, влияющие на эффективности осуществления, - все это характеризует ее как процесс продуктивно-творческой деятельности. В результате такого рода деятельности было установлено. Что схема, отражающая зависимость поведенческой сферы личности от уровня сформированности нравственных и духовных представлений имеет вид: образ <=> отношение к действию <=> действие <=> новый уровень осознания сущности понятий <=> поведение.

В работе отмечается, что построенная и апробированная технологическая система далека от совершенства и представляет собой лишь одну из первых попыток определения базы для организации процесса религиозного просвещения в современных условиях и основных подходов к формированию религиозно-нравственных образов у младших школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кудаева, Лариса Александровна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 334 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. -229 с.

3. Ажыбекова К.А. Религиозность молодежи и проблемы социально-психологической адаптации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. -М., 1990. 57 с.

4. Акбарова Н.А. Переоценка роли атеизма и религии в формировании духовности в современных условиях: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. -Ташкент, 1991. -20 с.

5. Акнудинова И.Е. Взаимоотношения младших школьников в процессе учебной деятельности //Психологические особенности мыслительной деятельности младших школьников. -Л., 1984. С. 141-154.

6. Алексеева А.С. Православное воспитание в детском саду //Сборник докладов II Международных Рождественских образовательных чтений. -М.: Московский патриархат, 1995. С.40-42.

7. Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке //Философские записки. Т.5. - Вопросы философии: Изд-во АН СССР. -М.-Л., 1950.-С.59-98.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. 225 с.

9. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. -М.: Знание, 1981. 63 с.

10. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. С.3-19.

11. Аплетаев М.И. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1979. 19 с.

12. Балтанова Г.Р. Школа, религиоведение и культурология: линии сопряжения //Школа и национальное согласие. Материалымежрегиональной научно-практической конференции. Вып.1. - Казань, 1996.-С. 109-114.

13. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1995. 21 с.

14. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.

15. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 476 с.

16. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-378 с.

17. Блонский П.П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка. -М.: Задруга, 1918. 201 с.

18. Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М., 1996. 16 с.

19. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.

20. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. -М., 1975. 52 с.

21. Боголюбов JI.H., Иванова Л.Ф. Деятельность в жизни человека и общества //Социально-политической журнал. 1994.- № 3-6. - С. 112-130.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 446 с.

23. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. - 64 с.

24. Брушлинский А.В. О формировании психического //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. С. 106-127.

25. Булгаков С.Н. Христианский социализм: споры о судьбах России. -Новосибирск.

26. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.

27. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. -М.: 1993. 171 с.

28. Виноградова A.M. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1974. 22 с.

29. Власова Н. Православное воспитание в светской частной школе //Частная школа. 1996. - № 4. - С.56-62.

30. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Контент пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. - 146 с.

31. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков: диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. - 160 с

32. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. -288 с.

33. Вульфов Б.З. Учитель профессиональная духовность //Педагогика. - 1995.-№2.-С. 48-52.

34. Выготский JI.C. Собрание сочинений (в 6-ти тт.). Т.2. - Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

35. Галицкая И.А. Атеизм и религия, как феномены культуры и воспитания /Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 57-61.

36. Гараджа В.И. Религиеведение (пособие для студентов педагогических вузов). -М.: АО Аспект-Пресс, 1994. 286 с.

37. Геллер Г.А. Защищенность личности школьника как проблема воспитания: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Курск, 1997. 19 с.

38. Голошумова Г.С. Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1995,- 23 с.

39. Государство и дети: реальности России. М., 1995.

40. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М.: Зеркало, 1996. 320 с.

41. Гулятдинова С.И. Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -Л., 1983. 23 с.

42. Гурова А.Н. Формирование духовного мира учителя (на материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М, 1994. 16 с.

43. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. М., 1989. - 68 с.

44. Данильчева И. Ростки духовности //Школа духовности. 1998. - N 2.- С. 82 -84.

45. Дементьева Н.А. Психологические особенности развития нравственных представлений и понятий у младших школьников //Вопросы психологии младших школьников /Межвузовский сборник научных трудов). Саратов, 1984. - С. 88-104.

46. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. -М.: Политиздат, 1985.- 310 с.

47. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -432 с.

48. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственного поведения //Начальная школа. 1994. - № 4. - С.47-50.

49. Дробницкий О.Г. Наука и ценности: состояние проблемы и ее постановка //Философские науки. 1973. - № 4. - С. 14-18.

50. Емельянова Г.П. Концепция социальных представлений во французской социальной психологии: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук. -М., 1985. 18 с.

51. Жакина А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих (нравственный аспект): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -М., 1^91. 20 с.

52. Жанбуршина Г.Б. Религиозное просвещение школьников. -Казань, 1995.-44 с.

53. Жуков В.Н. Православие и образование (научно-аналитической обзор) //Реферативный журнал. 1195. - Серия 3. - № 2. - С. 180-193.

54. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: (Научно-методическое пособие). -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 114 с.

55. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Российская газета. 1992. - 31 июля. - С. 3-6.

56. Залесский Г.Е. Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. М.: Изд-во Московского университета, 1996. - 72 с.

57. Звено единения. Специальный выпуск информационного бюллетеня «Молодежная политика» /Под ред. С.Ф. Ивановой. -М., 1996. 66 с.

58. Зеличенко М.С. Психология духовности. М., 1996.

59. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

60. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 347 с.

61. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 1987. - № 4. - С. 11-18.

62. Ибрагим А.И. Абед Халил Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Казань, 1996. 19 с.

63. Иваненко С., Трофимчук Н. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -М.: Знание, 1991. 137 с.

64. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. -М.: Школа-Пресс, 1994. 271 с.

65. Иващенко А.В., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1993. - 122 с.

66. Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. -М.: Институт молодежи, 1996. 157 с.

67. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения //Психологические исследования представлений и воображения. -М.: Изд-во АПН СССР, 1956. С.

68. Изотова Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.- М., 1994.- 25 с.

69. Ильин И.А. Путь к очевидности.- Республика, 1993.- 430 с.

70. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1984,- 496с.

71. Истоки разумного, доброго, вечного (рекомендации по работе детской библиотеки с литературой религиозного содержания для читателей младшего и среднего возраста и руководителей детского чтения /Сост. Л.Г.Чибиркина.- М., 1997,- 38с.

72. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики //Советская педагогика.-1981.- № 10.- С. 56-63.

73. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985.- № 9.- С. 91-102.

74. Кантор И.М. Понятийно-теоретическая система педагогики: логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980.- 80 с.

75. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.М.Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.- 704 с.

76. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: учебное пособие. Минск: Министерство просвещения БССР, 1987.- 87 с.

77. Карышев К.Л. Изучение религии в школе: основные идеи и принципы //Институт школа. Вопросы теории и методики преподавания общественных наук. Сборник научных статей. - Вып. 1.- Новокузнецк, 1992,-С. 66-75.

78. Квятковский Е. О духовно-нравственных идеалах древних сказаний. Человек и его деяния в библейских легендах //Дошкольное воспитание. 1994.-N 3.- С.40-44.

79. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX вв. - М., 1996.-124с.

80. Клейн М.Н. Формирование у школьников единства моральных знаний и поведения в работе классного руководителя (опыт монографического исследования учащихся с 4-го по 10-й класс): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.- Л., 19789.- 18 с.

81. Коротов В.М. Размышления над «Философией воспитания». М., 1996.- 18 с.

82. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.- 302 с.

83. Кругляницо Т.В., Гаркушина J1.E., Селиверстова Н.А. Этика. М.: Спектр, 1994. - 83 с.

84. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. Учебное пособие. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1990.- 56 с.

85. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1988.- 352 с.

86. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методика. Учебное пособие. Ч. 1. - М., 1992.- 140 с.

87. Кубасова О. О духовном воспитании младших школьников на материале детской литературы //Начальная школа. 1993.- № 10. - С. 24 -28.

88. Кубинева JI.A. Психология формирования первичных нравственных представлений на занятиях пением: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ярославль, 1972. - 22 с.

89. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М.: Красный пролетарий, 1993. - 174 с.

90. Куликова Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих ценностях (средствами лингвоэтнографии): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.

91. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. -190с.

92. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания нравственного образа жизни. М.: Знание, 1981. - 64 с.

93. Лебедева О.В. Диалог национальных культур. Методическое пособие для учителя. Киров, 1994.- 115 с.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во политической литературы, 1977. - 303 с.

95. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. - 17 с.

96. Лихачев А.Е. Корейский Лжемессия Мун. Деятельность «Церкви Объединения» в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. - 110 с.

97. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 1995.- 282 с.

98. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 361 с.

99. Лукманов А.К. К изучению Корана в школе //Литературная учеба. -1992.-№5-6. -С. 66-68.

100. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 548 с.

101. Мальцева В.М. Заметки православного педагога //Педагогика. -1995.-№4.-С. 55 58.

102. Матвеева Л. Духовно-развивающие занятия для возрастных групп //Школа духовности. 1998.-№ 2.- С. 80-82.

103. Материалы круглого стола «Культура. Образование. Религия.» //Педагогика. 1995.- № 5.- С. 50-63.

104. Медведева О. Я. Корчак: Наедине с Господом Богом (молитвы для тех, кто не молится) //Частная школа. 1995. - № 2. - С. 99 - 101.

105. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. М.: Знание, 1981. - 96 с.

106. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. -26 с.

107. Молодежь: будущее России /Под ред. И.М. Ильинского. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. - 238 с.

108. Московиси С. От коллективных представлений к социальным //Вопросы социологии. 1992.- Т. 1.- № 2. - С. 94-103.

109. Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей. М.: Школа, 1997. - 30 с.

110. Мусерский Т. Религиозный элемент в деле воспитания и обучения. Вятка, 1881. - 23 с.

111. Мустафуклов Т. Психологические особенности нравственных чувств и суждений и поступков детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Тбилиси, 1990. - 30 с.

112. Мы свидетельствуем . О деятельности тоталитарных сект в России //Частная школа. 1996. - № 1. - С. 132 - 137.

113. Мысли о православной педагогике (реферативно-хрестоматийный сборник). Саранск, 1995. - 29 с.

114. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //Психологический журнал. -1996. Mb 6. - Т. 17.-С. 119- 122.

115. Народные праздники как средство социализации личности сельского школьника (методические рекомендации для классных руководителей и студентов пед. вузов. Красноярск, 1996. - 43 с.

116. Никандров Н. Д. Воспитание и религия (размышления педагога) //Советская педагогика. -1991. № 12. - С. 51-56.

117. Никандров Н.Д. Слово о православии и образовании в России //Начальная школа. 1996. - № 5. - С. 58-64.

118. Нравственное формирование личности школьника /Под ред. З.И. Васильевой. Л.: ЛГПИ, 1981. - 159 с.

119. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. - 109 с.

120. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского, В.П. Зинченко и др. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

121. О вере и нравственности по учению православной церкви /Под ред. Митрополита Филарета. Московская епархия, 1991. - 468 с.

122. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.750с.

123. Озер Ф. Сколько религии нужно человеку? Воспитание и развитие религиозной автономии. М., 1995. - 158 с.

124. О психологической природе нравственного чувства (по трудам профессора И.М. Андреева) //Психологический журнал. 1993. - № 4. - С. 170-182.

125. Особенности нравственного воспитания младших школьников /Сост. Э.М. Мамхегова. Нальчик, 1995. - 14 с.

126. Осовский Е.Г. Провозвестники русской космической педагогики Е.И. и Н.К. Рерихи //Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Е.Г. Осовского. -Вып. 7. Саранск, 1996. - 111 с.

127. Педагогическая энциклопедия (в 4-х тт.) /Главн. Ред.И.А. Каиров. Т.З. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 725 с.

128. Пессина Е.М. Формирование пространственных предсталений у старших школьников (на материале стериометрии): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Л., 1953. - 15 с.

129. Петровский В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. - 157 с.

130. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Под ред. В.А. Лукова. -СПб.: Союз, 1997.- 254 с.

131. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М., 1997. - 174 с.

132. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. 1981. -171 с.

133. Плахова Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной культуры: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1996. - 28 с.

134. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.96с.

135. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

136. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов /Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. - Екатеринбург, 1995. -223 с.

137. Пореш В.Ю. Дети и секты //Религия и права человека. На пути к свободе совести. М.: Наука, 1996. - С. 32-38.

138. Преловская И. Церковь хотела бы прийти в школу с Законом Божиим //Русь Святая. 1995. - № 3. - С. 12-17.

139. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.

140. Развитие нравственных убеждений /Под ред. М.И. Боришевского. Киев: Радянська школа, 1986. - 181 с.

141. Резников Е.Н. Этническая психология: Программа и методические материалы для подготовки психологов. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 16 с.

142. Ризз Г.И. Религиозно-философское обоснование ценностных ориентаций в теории семейного воспитания и. А. Ильина //Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. - С. 97 - 100.

143. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) //Высшее образование в России. 1996. - №2. - С. 5865.

144. Рожина J1.H. Психологический анализ оценки литературных героев младшими школьниками. (Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания). Минск, 1970. - 135 с.

145. Рожина J1.H. Психология восприятия школьниками литературных героев (2 7 классы). - М., 1977. - 117 с.

146. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. (Сборник). М.: Республика, 1992. - 397 с.

147. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1. /Гл. ред. В.В.Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

148. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

149. Савина Е.А. Суждения детей о душе как результат стихийного освоения культуры //Материалы городской научно-практической конференции «Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах». Орел, 1994,. - С. 53-55.

150. Сараф Г. Культура. Духовность. - Профессия.//Высшее образование в России. - № 2.- С. 114-117.

151. Седова JI.B. Изучение Библии в школе (методические рекомендации).- Саранск, 1994. 35 с.

152. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.

153. Синягина Н.Ю. Закономерности и условия развития младшего школьника в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе:Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. М., 1998. -54 с.

154. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. -М., 1995. 16 с.

155. Словарь иностранных слов. 18-е изд. - М.: Русский язык, 1989.621с.

156. Словарь по этике /Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

157. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию //Свободная мысль. 1994. - № 1. - С. 52 -61.

158. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. 3-е изд. - СПб., 1897.177с.

159. Сорокина А.И. Изучение этических представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста //Советская педагогика. -1963. -№ 1 . С. 34-42.

160. Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников //Ученые записки ЛГПИ. Т. 12. - Л., 1955. - С. 125137.

161. Социология /Под ред. Г.В. Осипова. М.: Мысль, 1990. - 447 с.

162. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 303 с.

163. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский Раритет, 1991. - 80 с.

164. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования (учебно-методическое пособие). М.: Институт молодежи, 1996. - 130 с.

165. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Изд-во Владимирской епархии, 1996. - 495 с.

166. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. - 151 с.

167. Тайчинов М.Г. Народные праздники и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. - 47 с.

168. Тарасов Ю.В. Роль религии и атеизма в гуманизации личности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. кан. филос. наук. Киев, 1992. - 19 с.

169. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

170. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 1993. - 191 с.

171. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. - 575 с.

172. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации //Журнал практического психолога. № 4. - 1996. - С. 60-65.

173. Турпанов А.И. Психологический анализ формирования представлений у уч-ся 5 класса(на материале географии): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. м., 1953. - 19 с.

174. Ухтомский А.А. Письма //Новый мир. 1973. - № 1. - С. 251 - 266.

175. Учитель и общество: Сборник /Сост. А.И. Леонтьева. М.: РИЦ «Татьянин день», 1995. - 144 с.

176. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. -СПб., 1894.-55 с.

177. Ушинский К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге /Под ред. Е.П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. - 192 с.

178. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных организациях //Российская газета. 1997. - 16 сентября. - С. 5-6.

179. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 6. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

180. Философский энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

181. Флоренский П.А. Из богословского наследия. (Философия культа) //Богословские труды. Т. 9. - М., 1972.

182. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. - 352 с.

183. Фридман JI.M. Изучение процесса личностного развития ученика. Методические рекомендации для учителей и практических психологов. -М.: Международный образовательный колледж, 1995. 45 с.

184. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

185. Христианская гимназия «ГРЕЙС» //Частная школа. 1996. - № 1. -С. 154-155.

186. Чан Тхи Лан Хыог. Вербальные и образные компоненты в понимании младшими школьниками смысла ситуаций: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. СПб., 1993. - 23 с.

187. Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П. Выжлецова и др. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1996. - 288 с.

188. Чельцов М. О воспитании. //Москва. 1994. - №3. - С. 184 - 190.

189. Черкасов В.А. и др. Развитие духовности школьника: (Аспект оптимизации светского образования). Челябинск, 1993. - 152 с.

190. Чернышов А.С., Крикулов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991, 161 с.

191. Черный Г.П. Развитие и формирование духовного мира подростка. М., 1992. - 123 с.

192. Черный Г.П. Социально-культурные и психолого-педагогические основы массового праздника. М., 1991. - 194 с.

193. Чинаева М.И. Постижение духовного мира литературы //Советская педагогика. 1991. - № 5. - С. 40-44.

194. Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. - 103с.

195. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

196. Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. - 255с.

197. Швайкина Е.А. Один из аспектов постижения нравственности при изучении русской поэзии XIX века в начальной школе //Начальная школа. -1994. -№ 6. С. 20-22.

198. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников. М.: Этика, 1996. - 134 с.

199. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие). JL, 1991. - 64 с.

200. Шемшурина А. И. Этическая грамматика (3-й год обучения). . Методическое пособие для учителей начальной школы. М., 1991. - 49 с.

201. Шилов Н.В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии. -Саранск, 1998. 99 с.

202. Шовкомуд Е.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1991. -24 с.

203. Щукина Н.П. Диалог культур и народов в воспитании и развитиии личности //Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Вып. 1. - Казань, 1996. - С. 159-162.

204. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. - 132 с.

205. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 500 с.

206. Эльконин Д.Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе //Вопросы психологии. 1960. - №5. - С. 300-307.

207. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании //Моральный выбор /Под ред. А.И. Титаренко. -М.: Изд-во Московского университета, 1980. С. 252-280.

208. Южакова Т.П. Формирование начальных атеистических представлений и понятий у младших школьников в процессе обучения: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1986. -21 с.

209. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее /Сост. В.Зелинский, А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - 309 с.

210. Якобсон П.М Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -216 с.

211. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. - 142 с.