автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Вопросы музыкально-эстетического воспитания в творчестве Акакия Церетели
- Автор научной работы
- Джапаридзе, Циала Галактионовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тбилиси
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Вопросы музыкально-эстетического воспитания в творчестве Акакия Церетели"
ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.ДЖАВАХИШВИЛИ
На правах рукописи
ДЖАПАРИДЗЕ Циала Гапактионовиа УДК 372.578
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АКАКИЯ ЦЕРЕТЕЛИ
13.00.01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Тбилиси - 1991
Работа выполнена на кафедре педагогики Тбилисского государственного университета имени И.Джавахишвили.
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Т.С.Саришвили
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор А.Е.Цибадзе
кандидат педагогических наук, доцент О.Г.Алавидзе
Ведущая организация - Тбилисский государственный педагогический институт иностранных языков имени И.Чавчавадзе.
Защита состоится " Ц^ " 'Ai _ 1991 года в ¿4^ часов
на заседании специализированного совета К 057.03.25 по присуждение ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - теория и история педагогики в Тбилисском государственном университете имени И.Джавахишвили (Э80028, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе, ft I, ТГУ, кафедра педагогики).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГУ им.И.Джавахишвили.
Автореферат разослан. " М " _&_ 1991 г.
Ученый секретарь
специализированного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент Т.И.Еаранадзе
0(?~ая характеристика работы
Актуальность темы. Одез из ваянейних задач, которые стоят перед семьей и шсолой - гармоническое становление подрастающего поколения. 3 конплексе его составных элементов (интеллектуальное, ауховное, трудовое-политехническое, физическое и эстетическое зоспитанке) одгин из основных является эстетическое воспитание, ?ез которого подросток не сформируется в цельную личность. Эстетическое воспитание способствует пробундению в личности подростка ¡увства прекрасиого, постижении красоты и привлекательности пред-гетоз и явлений, развития эмоционального переживания всего прек-ясного и возвннеяного, что и поднимает личность подростка до ровня совераеиного человека.
В трудах Ахахия Церетели, его художественно-публицистических роизведенкях, посвященных проблемам эстетического воспитания и собенно - развит» музыкального слуха, высказано много интересных нолей, ю эти взгляды поэта в аспекте наших нынешних проблем и э сегодмннкй день основательно не изучены, научно не проанализи-эваны и не систематизированы.
В дореволюционной Грузии об общепедагогических взглядах поэ-1 в журнале "Ганатпеба" ("Образование"). № б, 1908 г., опублико-1ны подробные очерки видного деятеля народного образования, из-!Стного педагога Луарсаба Боцвадзе.
В монографическом труде проф. Г.Тавзиавили "А.Церетели и на-|Дкое образование"* рассмотрены педагогические взгляды и идеи лцагося грузинского писателя, другие актуальные вопросы вацио-льсого образования и отхечено значение обучения на родном языке.
Избрааянг педагогические сочизения// Под рзд.проф.И.Еэцзадзе, т.г, 1977, С.2ЗД-283.
- ц -
В 1953 г. был опубликован очерк Уканги Оболадзе "Акакий Церетели"*, который был отмечен юбилейной премией иы.А.Церетели.
Писательской деятельности и просветительской работе великого писателя интересные труды посвятили JI.Асатиани ("Еизиь А.Церетели") и проф. П.Кекелидзе ("Акакий Церетели"), которые рассмотрели вопросы национального воспитания и демократического образования молодежи.
Творчеству А.Церетели и вопросам его просветительской деятельности основательные труды посвятили академики Г.Диибледзе, Д.Лордкипанидзе, доктора педагогических наук В.Закбахидзе, Г.Сак-варелидзе, В.Гагуа, И.БоцЕадзе, А.Гобронидзе, кандидаты педагогических наук Д.Гургенидзе, И.Бибилеишвили и другие.
На сегодняшний день по исследуемой проблеме у нас, однако, не издано ни одной основательно отработанной брошюры (хотя бы популярной) - и это несмотря на то, что для любителей искусства кашей республики, для практической помощи преподавателяк музыки и эстетическо-музыкального образования учащихся труды подобного рода, несомненно, имели бы определенное значение.
Среди публикаций, посвященных вопросам музыкально-эстетического воспитания в творчестве А.Церетели, актуальностью отличаются следующие: "На чоцгури единства Грузки" И.Еахтадзе (газ."Тбилиси", 2 октября 1989 года), "Музыка напоминает людям о любви к родине" (газ."Тбилиси, 15 июня J990 года), "Еогда иузи паши друг друга" М.Шчходзг (газ."Литературули Саиартвело", 3 евr-уста 1990 года), публикации национального героя Грузии Кераба Еостава "О музыкально« воспитании" (ras."Сахалхо ганатлебз", 24 кая 1950 года),
1. Грузкьские деятели переднего образования к народные педагоги. CC.I. - !'.зд. Государственного кусег. Кинкстерстаа просвещенна Груз!;:*., 1S53, с.Ш-136.
- 5 -
композитора Серго 1вания "Илья Чавчазадзе. Грузинская музыка и современность" (газ."Лхзлгазрда ивериэли", 12 июня 1990 год;») и др. Вышеупомянутые деятели, несомненно, отличаются профессиональным подходом к проблемам музыкально-эстетического воспитания в произведениях Л.Церетели. Но очерки, даже достаточно подробные, по назему мнения, зе смогли и не смогут заменить собоэ ззяопчеп-зую ионографичесяуэ работу о взглядах А.Церетели на музыкально-эстетическое воспитание, что так необходимо для дальнейшего повышения роли музыкального воспитания нашей молодежи.
Настоящее исследование является пока еще первым, в котором зз научной основе изучены и обобщены размышления А.Церетели о музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
По нашим предположениям, оно окажет определенную помощь широкой общественности, семье и школе, всем лицам, заинтересованным этими вопросами, сыграет свою роль в деле гармонического воспитания подрастающего поколения, гуманизации и "очеловечивания" огру-бзвзих душ.
Объект исследования - художественно-публицистические произведения А.Церетели и их изучение-анализ, выявление соответствующих эпистолярных материалов, в которых ззтронуты вопроса музккаль-по-эстетичгского воспитания учащихся.
Предмет исследования - разъяснение и передача учазицся стихотворений А.Церзтзпи, а 'также музыкальных произведений, созданных по мотивам его творчества; процесс усвоения их учащимися, наблюдение за.изменениями в повздзнии воспитанников.
Гипотеза исслздовачия. Поэзия, худояествешше произведения всех изнрэв, народное творчество - пзиэаавейаеа средство эстетического воспитания. Особуз роль а пробуядзниа и развитии эстетического чувства подростков -лгрзвт аациогальаыз аародлнз пзсяи, изу-
- 6 -
чение классических музыкальных произведений, декламация художественных произведений, привлечение одаренных детей в кружки ваых декламаторов, песни и танца, активное участие подростков в подготовке и проведении художественных утренников и вечеров.
Особо важно изучение своеобразия грузинских народных песен и песен грузинских композиторов, созданных по произведениям А.Церетели ("Судико", "Газапхули", "Гантиади", "Нумли мухаса", "Таво чемо" и др.).
Цель исследования - на основании изучения художественных произведений А.Церетели и его музыкально-поэтических идей:
1. Оказание методической помощи преподавателям соответствув-щих предметов в ознакомлении и осмыслении музыкально-педагогических взглядов поэта и их практической реализации.
2. Выявление значения изучения художественных произведений А.Церетели и степени эффективности их использования в музыкально-эстетическом воспитании подростков.
3. Изучение и анализ опыта работы кружков, ведущейся по музыкальным произведениям и песням, созданным по произведениям А.Церетели, эффективности их воздействия на развитие эстетического вкуса и чувств детей, а. также разработка соответствующих мероприятий по дальнейшему развитию национально-патриотического и художественно-эстетического воспитания.
Научная новизна и теоретическое значение диссертационного исследования заключаются в том. что:
I. Это первый монографический труд, который освещает взгляды А.Церетели на музыкально-эстетическое воспитание подростков. Подобного рода труды (кроме отдельных газетных статей) в напей республике (а тем более за ее пределами) не публиковались и не стали предметом обсуждения общественности.
- 7 -
2. Настоящий труд показывает, насколько большое значение имеет изучение и освоение народных национальных песен и музыкальных произведений, созданных по художественно-поэтическим произведениям А.Церетели и памятникам народного творчества, для духовного возвиэения учащихся, очищения чувств и развития высоких идеалов, облагораживания и становления поведения подростков.
3. Изучение худодествегшо-музикальной педагогики А.Церетели и обобщение результатов ее практического внедрения создает трамплин для более эффективного использования произведений видных талантливая писателей в целях эстетического воспитания подрастающего поколения.
Практическое значение труда в основном состоит э том, что он поможет преподавателям, заинтересованным в гармоническом развитии 'л эстетическом воспитании учащихся, в теоретическом осмыслении иу-ззкалъпо-ледагогических раомззлеинй А.Церетели, особу» позадь о:са-зет преподавателям родлого язака и литературы, истории Грузии, природоведения, музыки, рисования и художественной гимнастики, в дидактическом осмыслении худозествепных произведения великого грузинского писателя ("Чеми тавгадасавали", "Патара Тариэл", "Гамзр-дзли" и др.), з деле изучения на верных педагогических принципах мровых песен и музыкальных произведений, созданных грузинскими ?оапозиторами по произведениям А.Церетели.
На защиту заносятся следуищие положения:
1. 3 гармоническом формировании молодого поколения и станов-[ззия ребенка как совершенной человеческой личности одно из веду-;хх мест принадлежит развитию его эстетического чувстэз. ■
2. Функции стимулятора перевивания прекрасного, постижения расоты,.восприятия привлекательности предметов и явлений дейст-ительности, создания высоких идеалов, возвышения до высшей сту-
пени человечности эффективно выполняет грузинские народные песни и грузинская музыка.
3. В эстетическом воспитании учащихся значительную роль играет изучение родного языка и литературы, истории Грузии, природоведения, национальной и классической музыки, художественной гимнастики, народного художественного творчества (сказки, легенды, пословицы, загадки, танцы и т.д.).
к. Произведения каждого великого писателя или поэта богаты элементами воспитательного содержания, прекрасными примерами привлекательных героев, описаниями прелестей природы, впечатления от которых пробуждают в детях стремление к прекрасному и удивительному, потребность в эмоциональном переживании, что проявляется в эстетических переживаниях.
5. А.Церетели - один из тех выдающихся грузинских поэтов,
в творчестве которого рельефно представлены роль и значение родной речи ("Деда-эна"). народного творчества, родной истории, художественной литературы, песни-музыки, наблюдения над природой в музыкально-эстетическом воспитании детей.
6. Изучение и обобщение музыкально-педагогической проблемы в произведениях А.Церетели в настоящем труде внесет определенный вклад в духовное обэгащение нашей молодежи, облагораживание духа, развитие высоких человеческих чувств и в дело музыкально-эстетического совершенствования личности.
Методология и методика труда. При изучении и обработке проблема исследователь опирался на концепции, мировоззрения и демократические педагогические взгляды русских революционных демократов -шестидесятников и грузинских "тергдалеулни" (Илья Чавчавадзе, Якоб Гогебашвили, Георгий Церетели, Важа Пшавела и др.).
В процессе исследования были использованы: педагогическое на-
блюдение, изучение и обобщение практического опыта школы, работа с первоисточниками, изучение и анализ архивных документов, материалы критического рассмотрения творчества А.Церетели и посвященные его произведениям монографии.
На первом этапе работы С1988-1989 гг.) автор изучал творчество А.Церетели и книги, содержащие критическое рассмотрение его трудов.
На втором этапе (1989-1990 гг.) диссертационный труд был завершен, по его отдельным главам в музыкальных школах и на методических объединениях преподавателей музыки были сделаны три доклада, которые заслужили положительную оценку компетентных оппонентов, и, наконец, основное содержание диссертации было изложено в опубликованных научно-методическими журналами трех статьях: "Проблемы обучения эстетическому циклу в общеобразовательной школе" (1990), "Главная цель эстетического воспитания" (1989) и "Акакий Церетели об эстетическом воспитании" (1991).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из вступления, трех глав, выводов-рекомендаций и перечня использованных источников. Ее объем составляет { 5 машинописных страниц.
Краткое содержание диссертации
Во вступлении обоснована актуальность темы диссертации, дан краткий критический обзор существующей по данной проблеме литературы, определены содержание исследуемой проблемы, ее теоретическое и практическое значение.
Первая глава - "Взгляды выдающихся мыслителей мира на роль искусства в гармоническом воспитании подростка" - состоит ин двух параграфов.
В первом параграфе дан краткий обзор мыслей корифеев педаго-
- 10 -
гики и искусства о значении эстетического воспитания во всестороннем развитии воспитуемых. Здесь развивается мысль о том, что изучение и овладеванйе мировым художественным наследием имеет заметное значение в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии подрастающего поколения.
В этом ке параграфе показано, что развитие эстетического чувства является одним из компонентов гармонического воспитания личности и выполняет функцию стимулятора в духовном развитии ребенка, его нравственном очищении, постижении красоты предметов и явлений, эмоциональном восприятии возвышенного, привлекательного, самоуправлении и саморегулировании по законам красоты. Определено содержание эстетического воспитания, которое подразумевает: а) развитие у воспитуемогс способности чувствовать красоту искусства и действительности, испытывать при этом приятные эмоции; б) наиболее полное выявление творческих сил воспитуемых, их интересов, способностей, талантоЕ, стремлений и возможностей; в) выявление, углубление, расширение и развитие способностей к пенив, музыке, танцу, декламации, художественному перевоплощению, актерской игре, рисованию и т.п.; г) формирование мировоззрения, веры, эстетических идеалов, чувства прекрасного к тонкого вкуса и т.п.
Здесь не рассмотрены направления реализации эстетического воспитания, основными из них являются: а) развитие способности к постижению прекрасного с использованием всех факторов (природы, труда, общества); б) обеспечение ведущей роли искусства в эстетическом формировании подростков.
В этом параграфе источниками развития эстетического чувства у учащихся считаются: а) образовательный - забота о критическом восприятии эстетического наследия народов мира и ознакомление с высокохудожественными его образцами; б) воспитательный - органи-
- II -
зация практической творческой деятельности детей в соответствии с их талантам;! (приобретение знаний и навыков к рисований, музыке, песне, танцу, разьбэ по дереву и т.д.).
Эстетическоо воспитание подростков ос/угстзляетсч шппочер-!!ы:; упрэтжяигм !;?жтереч,'с;.,::нни.'.;!Г Хзкторл-: 1 с /чз'го.ч ^ллнлгз, оиоообйоогэй и пркроляих г.аповностгй детой.
В этой части труда выборочно прздставлены взгляда на ч/зы-кальзо-эстетичеохое лосгттзпчз '»лодок« ктссихоэ цедзюгнхя: чеха Бва-Акэса Зо::зяского (1592-1670), французского про с ваш те ля Шп-Чт'.г Руссо (1712-1778), классика язутаой педагогики К. Д.Уфимского (1823-1370), грузинского классика Якоба Г'огебаавили ([8401912) и другие наиболее значительные высказывания о музыкально-эстетическом воспитании молодежи.
Восприятию прекрасного, наслаждению красотой, привлекательностью предметов и явлений, развитию способности эмоционального переживания слузит почти кааднй учеЗннй предмет, и тем более -цикл дисциплин по искусству, чье содержание изобилует эстетических:: элекеитавд.
Успзпкэе ргазняг пробяекы эс^ректкгзого обучения этим преднз-гам (пение, музыка, рисованкз, заянпе, прикладное искусство и др.), 1 также музыкально-эстетическое воспитание иолодеки пподг.е до-;тупзо нвзлифицироваянш мастерам различных специальностей, так :ая "лосгаттатзлъчоз влияние науки только тогда будет имиинш, :огда ока будет эоздгЯстзогать не только на разу?.:, по и на дузу и а чувства"'".
В этап части диссертационного труда подчеркнуто, что классик рузипскэл нау*-ч;оЯ пздагогккп, детский писатель Якоб Гогебаиг, или
. К.Д.УипнскйЛ. Избрашшз пэдзгогичзские сочпчгчил. - Изд-во Тбилисского гоиударстэзцчого университета, 197'ь с ,3':-.
- 12 -
придавал существенное значение в развитии эстетических чувств и гармонического воспитания грузинскому языку, родной литературе, народному творчеству, истории Грузии, природоведению, географии Грузии, национальным песням и музыке*. Вне этого развитие эстетических чувств подростка исключено.
О значимости эстетического воспитания, его сущности и благотворном влиянии на человека в первой части труда приведены самые значительные высказывания М.Глинки, Р.Шумана, Ф.Гайдна, В.Моцарта, Г.Генделя и других великих деятелей искусства.
Во втором параграфе первой главы кратко проанализированы прогрессивно-демократические взгляды русских просветителей 60-70 годов (Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова и других) на роль и предназначение искусства вообще и особенно музыки в художественно-эстетическом воспитании подростков.
В реализации идеала гармонического воспитания русские просветители особое значение придавали изучению родного языка и литературы, народного творчества, музыки, рисования и других жанров искусства.
Музыка, по словам Герцена, - нематериальная душа материальных звуков, только они способны трепет, неосознанную грусть, блаженство одной души передать другой.
По мнению Радищева, чем большими знаниями обладает человек, тем богаче зрелища открываются перед ним. Встреча этого знания с искусством наполняет душу молодого человека чувством прекрасного, талантливых людей возвышает к вершинам искусства, а людям обычным дает стимул к становлению высоких человеческих качеств, формированию красоты души и ее совершенствованию. Аналогичные взгляды раз-
I. Я.Гогебашвили. Избранные произведения, т.З. - Тбилиси, 1940, с.71.
- 13 -
вивались представителями революционных демократов.
Глава вторая - "Истоки эстетических идей грузинских "тергда-леулни" и пути их развития" - состоит из трех параграфов.
В первом параграфе кратко передаются взгляды Иване Джавахн-швили на пути развития музыкальной культуры от древней Грузии до периода революционно-освободительного движения, сжато обозревается, как стремился грузинский народ к песне - музыке, которая, по словам И.Днавахиивили, "...в древнейший период выполняла сакральную функцию"*. Здесь же высказана совершенно верная мысль о том, что в Грузии с принятия христианства старались удовлетворять свои музыкальные потребности при помощи не только голоса, но и используя различные музыкальные инструменты (свирель, чонгури, домра, шарманка, гитара и др.). Распространение христианства в Грузии сопровождалось религиозной службой, молитвой, а также звуками музыки и новыми песнями.
В разные времени Грузия имела определенные взаимоотношения с еврейским, ассирийским, армянским, греко-римским искусством. В Х-ХП вв. обострение конфликтов между христианской и языческог; религиями оказало определенное воздействие на развитие грузинской песни, музыки. Б народе распространились праздничная, "лечебная", боевая, трудовая, траурная и песни других жанров, а также церксг-ные песнопения, что свидетельствовало о постепенном приближении грузинского Ренессанса.
Во втором параграфе проанализированы вопросы эстетического воспитания в "Витязе в тигровой шкуре", подчеркиваются идеи гуманистического воспитания и значение прекрасного в музыкаяьно-осте-тяческом воспитании подростков. Здесь засвидетельствовано поло-
I. С.Джорбекадзе. Еизнь и вклад И.ДжаЕахишвили. - Изд-во Тбилисского государственного университета, 1984, с.577.
- in -
жение грузинских исследователей, академиков К.Кекелидзе, А.Бара-мидзе, Ы.Нуцубидзе, Г.Джибладзе, профессоров Г.Тавзишвили, В.Име-дашЕили и других, доказывающее, что герои Руставели, кроме интеллектуальных, моральных и физических качеств проявляет эстетическое образование и наделены целым комплексом эстетических качеств, чти встречается в "Витязе в тигровой шкуре" по линии просвещения художественной литературы, музыкального просвещения и развлекательно-зрелищной*. Подтверждается, что этим "Влтязь в тигровой шкуре" Ш.Руставели подготовил почву идейно-эстетического воспитания подростков "тергдалеулни" 60-70-х годов, а также - частичной реализации их идей в дальнейшем.
В третьем параграфе рассмотрены истоки эстетических идей гармонического воспитания подростков грузинских "тергдалеулни" (И.Чавчавадзе, Я.Гогебашвили, Важа Пшавела и др.).
И.Чавчавадзе придавал музыке и песне особое значение е духовном возвышении подростков и становлении их чувств. По мнению Ильи Чавчавадзе, "песня - это не что иное, как счастливо переплетенные музыка и стихи".
Якоб Гогебашвили считал знание жанров искусства, изучение несен, музыки, живописи, картин, наблюдение за прелестями и чудесами природы эффективным средством эстетического воспитания детей и подростков.
Он доказывал, что "песня в наше время считается душой и сердцем школы. Она развивает ребенку слух, приучает к гармонии, ослабляет и уничтожает в нем черствость и гордость и развивает в его сердце нежность и утонченность", что проявляется в высоких человеческих качества!', и соответствующей им поведении.
I. Г.Тавзкн'вкпи. Идеи предьазначения roc питания человека в "Витязе в тигроьой шкуре". Лзбр.соч., r.I, 1974, с.111.
- 15 -
По Basa Правела, всякое движение души человека - печаль или радость - является поэтическим выражением его внутренних переливаний.
Прогрессивная грузинская музыкальная интеллигенция, писатели и общественность вместо безвкусицы, трафаретности, так называемых "отремонтированных" низкопробных городских песеь боролись за развитие и распространение народных песен и национально-патриотической музыки, что признавалось лучшими людьми нации главней-□И1! условием гармонического развития и эстетического воспитания подраставшего поколения.
Акакий Церетели был украшением передовой когорты национально-освободительного движения, которая боролась за морально-интеллектуальное совершенство и духовное облагораживание нашего подрастающего поколения.
Третья глава - "Взгляды Акакия Церетели на музыкально-эстетическое воспитание сноиества" - состоит из трех параграфов.
В первом содержатся сведения о детстве великого лоэта, юношестве, периоде учебы в университете, о семейном окружении, лизни ребенка в семье кормилицы и говорится о значимости народных традиций воспитания в Грузии.
Здесь же показаны основные стороны поэтического таланта Акакия, его стремление к углублению научных знаний и борьба за освобождение родины от ярма самодержавия. Развернуто рассуждение о демократическом мировоззрении Акакия. Особо подчеркнута в его мировоззрении значимость борьбы "отцов и детей". С этой точки зрения проанализировано содержание его полемических писем "Упрямые страницы", "Русетумес паршавангебис", "Генералу Харабуве" и др., которые сог,;аит определенное представление о с.шволе веры поэта, его онемечив и кеста. в освободительно» двиленил грузи ко :¡c го ¡rapo-
да. Здесь также показано, что украшенне грузинской поэзии - великий Акакий - является не только гениальным поэтом, но и блестящим представителем национальной педагогической мысли, который вместе с умственным, национально-патриотическим, трудовым и физическим воспитанием юноаества определил идеалом будущей новой демократической школы осуществление благородных задач музыкально-эстетического воспитания детей.
Акакий Церетели вместе с мудрым Ильей не разделял распространенной теории "искусства для искусства" и при постижении ее смысла выступал как против излишнего практицизма, так и против чрезмерного преувеличения значимости искусства. "В это время всеобщего страдания, - писал .Акакий, - маленькая критическая книжка "Эстетическая зависимость искусства от действительности" оказала большое влияние на читателей. .Многие отказались, от музыки, живописи, скульптуры... К литература раздвоилась. Одни полностью отрицали в писательстве искусство, а другие - их было значительно меньше -так увлеклись искусством, что кроме благозвучия и музыки ничего ие признавали в искусстве"1. А.Церетели в вопросах воспитательного значения искусства разделял точку зрения Белинского и Чернышевского. По его мнекга, "искусство не должно <5ыть только ради бесплодко-
о
го искусства, око должно служить жизни..." . Акакий был блестящим драматургом, режиссером и театральным критиком. Он с равной силой боролся за народность и естественность как в поозкл, так и в театре. Для Акакия такое же больное значение имело развитие грузинского национального театра, как развитие грузинской национальной литературы.
1. А.Церетели. Избранные произведения, том I. - Тбилиси, 1925, с.72-73.
2. А.Церетели о театре. - Тбилиси, 1955, с.9.
- 17 -
По утверждению Акакия, талант в искусстве является участью личности с особыми свойствами, избранных людей с уникальными способностями. Они в первую очередь должны служить своей родине, нации и народу, так как "... божественный талант дается человеку для служения стране, а не для парадных дел... Он (талант) должен служить правде и безгранично употребляться на благо родины"*.
Во втором параграфе проанализированы взгляды А.Церетели на роль и место песни и музыки в эстетическом воспитании учащихся. Он придавал большое значение песне и вообще музыке в жизни человека, в выражении его горя и радости, облагораживании сердца и чувств. Поэт был уверен, что песня "есть сердечная исповедь, искреннее повествование истории народа" . Выдающийся поэт восхищался разнообразием песен многострадальной Грузии: "веселые и праздничные, трудовые или военные" и т.д., по утверждению Акакия, они созданы самой жизнью. "Наша историческая жизнь требовала от наших отцов в горе или в радости, в войне или в труде общественной работы и объединения усилий. Поэтому песенные голоса были хоровыми, а не соловыми. Только одно мог делать древний грузин в одиночку,без
чьей-либо помощи - это был сон, и поэтому только "Нанина" пелась з
одним голосом" .
Проведя исторический анализ грузинских народных песен, Акакий создал научную классификацию, согласно которой существуют: хоровые и индивидуальные ("Нанина"), трудовые ("Надури", "Мамита-ди"), военные ("Лашкрули"), веселые ("Макрули", "Мравалжамиер", "Мир нам", "Веселому хозяину"), траурные ("Зари") и другие виды песни, которые выражали настроения людей, народные переживания
1. И.Боцвадзе. А.церетели - литературный критик и журналист. -Тбилиси, 1980, с.36.
2. А.Церетели. Сочинения,том ХП. - Тбилиси, 1960, с.22<:.
3. Там же.
- IB -
("Мумли мухаса"). способствовали задействовании соответствующих стимуляторов омоций и чувств.
В этом же параграфе заострено внимание на эстетако-аоспита-тгпьном звачеадае кзучек.'л грузинских песен, кзогаильяок духе к бi^cssKBiiocwt f.ro воэделетьья, oí.!aiiiíüa¡sr,¿Híio;i-: сзиу.опт я аоы.! аяукоэ, которые, i/o Диализ, '"спадзсп:о и.трзгсопо? серди», груз;;.;«, в о 'г их звука;: к сегодня, как в зеркале, рисуется naus п^игяоз,.."*.
Великий патриот Акакии Церетет; взл кгпрйыкрк!Г;'в борьбу со всякого рода "гсрзделкаги на европейский шш азиатский лад" народных песен всех уголков Грузии, это ондо газваао стрзклвниек направить процесс в юциокзльные рам«и, всесторонне обога.тать и развила гь его.
В этой же части диссертационного труда сообщается о ток, что великий поэт заострил внимание на необходимости введения обязательного обучения б церкзах и школах грузинским песнопениям в целях эстетического воспитания юношества и развития художественного вкуса молодежи. "Ifen к язык, писал обеспокоенный поэт, - песнопения
раньяа били одинаковыми зо всей Грузни, н сегодня они так не пс:;а-р
лечена" . По каенн» Цэретзш, грузинские песнопения трзбуэг вначале их восстановления, а затем позой переписки, обогащения и развития, для чего псу? я осуществил соответствующие мероприятия.
Приведенные вэте советы Акакия относительно восстановления и обп^эленкя rpysv ick'.íx сссяояеляй актуально переклик««/: с сегод-вязкадш по гребле гдчушикой нации и народа, с да«эхра'гк ги интересами неролов пзйзй родины, что содтге^сгдаег мудрость и д:,иы;ов;;дцость поэта.
Из сишескалкного or аду st гызод, что А.Цьрл'ил;; - гюзт-эсзс-
1. А.Церетели. Сс-г/.непип, том /Л. - Тбилиси, 1%0, с.221.
2. Tan се, о .247 .
- 19 -
гик, писатель-драматург, театральный критик, талантливый художник, гуманист, педагог-теоретик - своими произведениями и мыслями служил интересам гармонического воспитания молодежи и всестороннему развитию худозхественно-эстетических чуств, расцвету духовной красоты, совершенствованию у молодени высоких идеалов. Полностью соответствует мнении мудрого Акакия истина, высказанная Я. Гогебагави-ли о том, что в литературе большое значение имеют произведения тех писателей, которые выделяются особым воспитательным характером, воздействием. Для грузинского писателя, поэта недостаточно, чтобы он был просто гениальным писателем или поэтом, но крайне необходимо, чтобы он был также и гениальным наставником, гениальным педагогом для своей нации1. Тройка "тергдалеулни" - Илья Чав-чавадзе, Акакий Церетели и Якоб Гогебашвили, будучи талантливыми писателями, были также и величайшими учителями, проповедниками гуманистического воспитания. Глубоко образованный, А.деретели старался проводить мероприятия, направленные на восстановление многоголосых грузинских песен и мелодий, преодоление внутренних и местечковых распрей, объединение различных частей Грузии, восстановление музыкальной культуры нации и, таким образом, эстетизировать сердца молодежи, подростков, их разум, духовный мир.
А.Церетели непримиримо боролся с русификаторами не только грузинского языка, но и с.шовинистическими мотивами, искажающими национальную песню-музыку, с теми, кто считал грузинские напевы варварскими, пиленными благозвучия, на которых якобы невозможно было изучить вокальное искусство и поставить голос.
Фактический материал, собранный музыковедом И.Бахтадэе, показывает, что в грузинском обществе политиками разного рода распространялись инсинуации, унижающие национальное искусство, - как
I. Я.Гогебашвили. Сочинения, том 1У. - Тбилиси, 1955, с.215.
- 20 -
будто "местная песня и музыка - пытка для европейского уха", в Грузин "поют гарварским языком". Местные песни объявлялись "нагромождением дикарских звуков" или "воем шакала", их исполнение в 1871 году приостановили официальным постановлением.
Музыкальные произведения и народные песни, созданные на основе творчества Акакия Церетели ("Газапхули", "Чонгурк", "Сулико", "Нанина", "Лашкрули", "Макрули", "Таво чемо", "Гантиади", "Ах, ме-зурнев, дахка, дахка" ("Шикаста"), "Нахевари цховребис гза гавлие", "Мухамбази", "Ром ицоде чеми гулис дардеби" (второй "Мухамбази"), "Сакварелиса элхзеда" ("Баиати") и многие другие), будят национальный дух грузинского народа, развивают у молодежи патриотические чувства, утверждают веру в будущее, стимулируют чувство свободы,-восстановление государственности, независимости и выполняют функции источника надежды на лучшую будущую жизнь человека.
Поэтому народная песня, музыка, национальные народные гимны, грузинские церковные песнопения, мелодии, художественные произведения признавались Акакием одной из значительных возможностей гармонического развития, художественно-эстетического воспитания и повышения музыкальной культуры, в особенности - грядущего поколения. Великий поэт так же, как и его народ, предчувствовал, что страна, которая родила Руставели, Давида Строителя, Тамар, великого Моура-ви и многих других героев, не может исчезнуть, у нее большое будущее*.
Музыкальные произведения и национальные песни, созданные на основе творчества А.Церетели ("Цицинатела", "Сулико", имеретинская "Нанина", "Мумли мухаса", "Макрули", "Чонгури" и др., можно назвать чарующим/ цветами, выросшими на корнях грузинского.народного творчества '.сказок, поговорок, легенд, сказаний и т.п.); они
I. См.очерк И.."5ахтадзе "На чонгури грузинского единства". - Газ.
"Тбилиси", .' окт.1989 г.
завораживает, чаруют, утверждают национальные мотивы в огрубевших душах молодых.
В третьем параграфе третьей главы рассмотрены проблемы музыкально-педагогического наследия А.Церетели в творчестве грузинских деятелей искусства.
В этой части работы внимание акцентируется на иззестном высказывании А.Церетели: "Я не писал ни одного стиха, пока не пел его". Неразделимость поэзии и музыки, их единство и взаимовлияние - истина, проверенная жизненной практикой.
Примеры творчества и деятельности Акакия подтверждают, что поэт с начала до конца своей жизни был верным слугой своей музы. Поэзии и музыки. Его стихи и поэмы превратились в национальные песни, а драматические произведения и художественные ловести - в театрально-сценические, киноэкранные и телевизионные образцы искусства. Фактическими примерами истории, культуры Грузии и народного творчества подтверждается, что многие стихи, поэмы и другие творения великого поэта еще при его жизни и на последующем этапе народ превратил в песни, народные мелодии.
В этом параграфе труда внимание читателя обращается на теоретический очерк, зачитанный Акакием на вечере, посвященном С.Абаше-ли ("Об эстетически-воспитательном значении стихосложения"),- о педагогическом характере. Этот очерк опубликовала газета "Теми" № 118 за 1913 год).
После кончины великого грузинского лирика (1915 г.) песни и романсовые мелодии, созданные по его произведениям, зпроко распространились как в Грузии, так и за ее пределами.
Следует полностью разделить утверждение музыковеда Миры Пич-хадзе, что стихи великого поэта "молниеносно распространялись в народном песенном творчестве. И сегодня еще не известка имена ав-
- 22 -
торов некоторых популярных мелодий. Они переходили из поколения в поколение и беренио хранили музыкалыюсть стихоэ поэта, их внутреннюю пластичность и богатство ритма. Эти мелодии, созданные на материале крестьянского и городского фольклора, облаченные в форму песни или романса, своей непосредственность» и теплотой передают поэтический мир Акакия".
Значительный вклад в создание и развитие музыкальных произведений по мотивам творчества Акакия Церетели внесли композиторы: Мелитои Баланчпвадзе (известная ария Гочи "Бог всесилышй" из "Да-реджан Коварно:?"), Ия Каргаретели, Дмигрйй Аракиивили, Виктор До-лидзе ("Кето к Koтэ")¡ Нчко Сулханишвилк (опера "Патара Кахи", ария Левака Кгабуладзе "Опоздали"), В.Гокиели, Реваз Габичвадзе (симфоническая поэма "Гамзрдели"), Арчил Кереселидзе (опера "Баши-Ачуки"), Сулхач Цинцадзе и другие, которые превратили творения Акакия в эффективную силу музыкально-эстетического и национально-патриотического воспитания. молодежи.
Это гуманистически-воспитательное направление в творчестве Акакия в условиях демократизации нашей страны должно стать мощным фактором воспитания народа, гуманизации психики подрастающего поколения, формирования и дальнейшего развития музыкально-эстетического чувства учащихся, в чем роль грузинских композиторов проявится более значительно.
Исходя из вквесказанног'о можно предложить следующие краткие выводы.и рекомендации: Выводы.
-I. Содержанием произведений наших национальных титанов литературы подтверждается, что всякий большой писатель в-то не время выполняет функции истинного педагога. Такими были Шота Руставели
I. Н.Шчхадзе. Когда музы нааия друг друга. - Газ."Литературули Сакартвело" ("Литературная Грузия"), 30 авг.1990 г., с.4.
- ¿3 -
и Илья Чазчаьа^ге, ¿»зякЗ Церетели и Якоб ПзгебашЕ^::^, Зака Пша-зелз, Гесггки Ггте:*"* -^yr-re,. чьч апал-ги, рарукггтся, ггодтвер-ацзггея в .-.игЕгзгтр?.
2. BO.T.KÎÎJÎ ЛИГа ТГЛЪ СВОИМ ХуДГКеСТЗеН.-.Л T3CP-ÏSCÏ-
ïs* злужят делу дух г? «г в лгрестройки человека, духсг. г.^му и ?сте-тнчесяому ойогален^г зСггстза ч его гармоническому ра.. витию, чем играет значительную рель з "очеловечивании" галодежк /. гармоничном ее ^ерккрегаки/.
3. тр:;~з"' ХК гена ОЬгья, Акакий, Яко;. играла на-празлясцул роль з грузи ьгсу.сй литературе, национально-:СЕСбодитель-нон движении и з влзрезигзки культурной жизни нации С:эздание Общества рзс™р:сг~;~еся грамотности, театров, библяотгк, музеев, основание народных университетов ч др.), что способствовало оживление н разги*кь гругчзгге! згзгопгческой мысли-
■Ч. 3 лросхеглтгдьстой деятельности "тергдалеулнк" значитель-нуг роль играл вегну^й ссргтзта: Ульи, Якоба, Зато Зикслздзе, Георгия Церетели, Baxa Ziaieca л других грузинских просветителей, вер-ss3"слуга двух муз" (лсзехи я музыки) Акакий Церетели, который своим известных:! лроизвЕдгидага СЧеми тазгадасавали", "Гакзрде-лич и др.) внес значительную лепту з развитие музыкально-эстетического Боепитания.
5. -Среди других актуальных проблем воспитания Акаклй Церетели выдвинул на передний план вопросы изучения родного языка, на-лиоеельных народных лесез, национального и классического музыкального наследия, пэагт-счесгие недостатки которых и сегодня .препятствуют осуществление гуманистически-демократического ле^агогичес-еогэ идеала.
5. Злесй чз ~é'r тт.альгкх в ссглизакйи гармонического,
:rrcr--ecej<ï;:стс «двалг ai;ans' Церетели o~»tTUi изу-
- гц -
чение - освоение подростками с дошкольного возраста и до студенчества "Деда вна", "Иавнана" матери (родные песни), родной литературы, истории и природоведения родины, песен, родной музыки и классического музыкального искусства.
Рекомендации.
Для осуществления идеала воспитания Акакия - гармонически развитого и совершенного человека считаем необходимым:
1. В школах всех типов и ступеней, от детских садов и яслей до средних общеобразовательных школ, профтехучилищ, вклпчая гимназии и различные колледжи, следует ввести обучение национальным песням и музыкальным дисциплинам.
Целесообразно осуществить неотложные мероприятия по подготовке новых кадров преподавателей пения-музыки и замене низкоквалифицированных преподавателей музыки полноценными, квалифицированными путем разЕертывания широкой сети музыкальных колледжей, техникумов и друг/х училищ нового типа.
2. Считать необходимым использование.в .училищах песен, музыкальных произведений и других творений, созданных по мотивам произведений Ильи, Акакия, Якоба и других издающихся творцов, в детской массово-круккозой, внеклассной и внешкольной работе» при проведении художественных утренников учащихся, концертов, вечерних представлений, встречах с деятелями искусства, показах-разборах новых кинофильмов, посещении'художественных выставок и других мероприятиях.
3. Хорошо г'ь-ло бы сформировать в школах музыкально-худоиеот-ваппый (песеыно-кузыкзльный, .нивописм, ваяния) методический совет, иогорка будет олграмано саосоЗстзовать осуществлении мероприятий цузикаиъно-остст.чзского воспитания учащаяся к развитию их художественного вку^г..
Необходимо основать в каждой школе кабинеты музыкального зоспитаиия, которые будут оснащены звукозаписывающей аппаратурой, ^обходимым музыкальным и техническим оборудованием и штатным об-злунивающим персоналом.
5. При руководящих органах просвещения целесообразно .создать руководящий методический совет по эстетическому воспитанию в шко-7е, который на месте будет выполнять функции инспектирования - инструктажа.
6. Организовать в республике с помощью спонсоров детский зперный театр, хозяевами которого станут учащиеся и осуществят за-гумку наших великих предкоЕ о развитии грузинской музыкальной (ультуры.
7. В соответствии с требованиями демократической соврекенно-:ти особое вникание следует уделить в школах изучению и усвоению /•чащимися народных песен, древних церковных и светских песнопений.
8. Руководству республиканского Центра искусств особое.Еника-ше уделить написанию и публикации композиторами детских песен и
I еенопений.
9. Издать и довести до школы сборники грузинских народных пе-:ек и учебники по музыкальным дисциплинам.
Основное содержание диссертационной работы изложено автором з следующих публикациях:
1. Проблемы обучения сстетическому циклу в общеобразователь-ю й школе. - "Скола да цховреба" ("В; о л,а и газнь"), ^ 12, 1590.
2. Главная цель эстетического воспитания. - "Дацкзбяти скола, 2К0ЛЕВДСЛК агзрда"("Начальная школа,дошкольное воспитание"), К 3, 15ЕЗ.
3. Акакий изреевл« об гстетаческоа Еоспигаш». - '-Скола да