автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики
- Автор научной работы
- Коротких, Ольга Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коротких, Ольга Валерьевна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДУХЕ МИРОЛЮБИЯ КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Основные подходы к исследованию проблемы воспитания миролюбия.
1.2.Исторические, социальные и культурные факторы становления идеи миролюбия.
Глава II. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
2.1.Воспитание детей в духе миролюбия в народной культуре труда и праздника.
2.2.Отражение идеи миролюбия в детской игре и народной игрушке
2.3.Устное народное творчество как средство воспитания миролюбия у детей
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики"
Актуальность исследования. Современный этап развития российского многонационального общества характеризуется возрождением интереса к национальной культуре, к традициям народной педагогики, ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа.
Глубинные изменения в политической и экономической жизни общества оказали существенное влияние на сферу межнациональных отношений. Результатом распада Советского Союза стало возникновение множества политических, социальных, территориальных конфликтов, стремительно перераставших из стадии потенциальных, скрытых, в реальные конфликтные действия, резко осложнившие межнациональные отношения. Социальные кризисы породили и кризис в духовной жизни общества, проявляющийся, прежде всего в распространении равнодушия и грубости, в недостатке бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Наличие множества нерешённых социальных проблем обусловило и большую общественную значимость исследования проблемы воспитания миролюбия у детей.
В современном мире социально-политическая безопасность России всё в большей степени определяется внутренними порождающими конфликты факторами. В спектре внутриполитических угроз современной России, согласно положениям Закона Российской Федерации «О безопасности» (52,с.29) и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, особое место занимает угроза возникновения конфликтов (74).
В российском законодательстве и в международном праве уже заложены определенные предпосылки, способствующие созданию правовых и социальных условий для решения проблемы воспитания миролюбия. Так, в законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о необходимости придания образованию гуманистического характера, о приоритете общечеловеческих ценностей в процессе воспитания, о необходимости создания в обществе условий для свободного развития личности. А в «Конвенции о правах ребёнка» констатируется, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребёнка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает. В «Конвенции государственной национальной политики Российской Федерации», принятой в 1996 году, подчеркивается необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях, необходимость согласования интересов всех населяющих её народов, развития национальных языков и культур (73).
Нестабильность в области межнациональных отношений, необходимость гуманизации педагогического процесса в образовательных учреждениях актуализировали задачу приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям, накопления позитивного опыта межнационального общения, воспитания у детей взаимной терпимости, благожелательного отношения друг к другу, чувства товарищества, миролюбия. Контекст современной жизни далеко не всегда оказывается благоприятным для решения этих педагогических задач. В современном мире детям предлагаются военизированные игрушки и компьютерные игры. Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно лишь при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в памятниках фольклора, традиционных народных играх, моральном и религиозном сознании.
Культура всякого народа несет в себе общечеловеческие ценности - те ценности, которые определяют нашу причастность к истории и культуре человечества в целом. Вместе с тем исторический опыт каждого народа своеобразен, его специфика, определяемая природными условиями жизни этноса, взаимоотношениями с соседними народами, особенностями социальной и культурной истории, предопределяет наличие в народном сознании доминирующих идей и представлений, выражающих само существо культуры народа, его «душу». Именно эти идеи и представления определяют, главным образом, самобытность, индивидуальность национальных культур и составляют те характерные черты, которые отличают данную культуру от всех других культур.
Изучение истории России и отечественной культуры свидетельствует о том, что подобной идеей, принадлежащей к числу общечеловеческих ценностей и в то же время выражающей всю полноту исторического опыта народов России, идеей, вокруг которой сформировалось национальное ^ самосознание и вся культура народа, является идея миролюбия.
Развитие этой идеи было обусловлено всей историей России. Народы нашей страны, жившие на протяжении длительного времени в непосредственном соседстве и взаимодействовавшие в хозяйственной, политической и культурной сферах, не могли не осознать на глубинном уровне связь своей жизни с умением мирно уживаться с людьми других этносов, других религиозных и культурных укладов. Сформировавшись как ведущая идея российской культуры, идея миролюбия должна была найти способы передаваться от поколения к поколению, а следовательно, и традиционная народная педагогика должна была сформировать механизмы £ передачи опыта межнационального и межконфессионального общения людей, способствовать формированию у них умения уживаться в ' неоднородном в национальном и религиозном отношении обществе.
В России, которая всегда была полиэтническим государственным образованием, традиция мирного сосуществования различных этносов и религиозных конфессий сформировалась ещё в древности. К возрождению 4 этой традиции призвали лидеры различных религий нашей страны на состоявшейся в 1989 году встрече в Свято-Даниловом монастыре, посвященной проблеме возрастания межнациональной напряжённости: «Нас объединяет общее признание понятий любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений и присущая последователям всех религий устремлённость к познанию смысла бытия человека. Осознание нами единства рода человеческого и по происхождению, и по предназначению питает в нас чувство братской солидарности с другими людьми, ближними и дальними, углубляет сознание личной ответственности за их жизнь. Сознание того, мы верим, способно оградить межнациональные отношения от проявлений вражды и жестокости, пробудить стремление к взаимопониманию, общению и взаимопомощи всех народов» (130,с.9).
Педагогическая проблема воспитания миролюбия у детей возникла, таким образом, как естественная потребность жизни народов России, которые должны были найти путь к взаимопониманию и мирной жизни. Эту педагогическую задачу и решает прежде всего народная педагогика, сформировавшая в течение столетий свои особые средства воспитательного воздействия на ребёнка. Педагогические ценности определены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры общества. Поэтому обращение к традициям народной педагогики оказывается в данном случае оправданным не только с точки зрения развития педагогической мысли, но и с точки зрения насущных потребностей современной жизни.
Понятие «миролюбие» вернулось в современный культурный обиход, проделав большой исторический путь. Платон в древности определял его как «спокойствие перед лицом воинственной враждебности» (115,с.618). Это самое раннее из известных нам определений миролюбия. Согласно «Словарю 4 русского языка 11-17 веков», в русской культуре на протяжении длительного времени «миролюбие» было широко употребительным в значении «восстановления мира, согласия, прекращения войны, заключения мирного договора» (139). Совсем недавно оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского языка с пометкой «архаичное».
В современной справочной и научной литературе «миролюбие» определяется как «стремление к миру, согласию», (140) «социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе», (118) «стремление к сохранению мира, мирных отношений», (141) а «миролюбивый» определяется как «не склонный к вражде и ссорам, любящий мир, согласие» (141). В «Словаре православной церковной культуры», составленном Г.Н.Скляревской, «мир» определяется как «отсутствие войн, раздоров; ^ покой, спокойствие, отсутствие страстей», (138,с. 138) а «миротворец» - как тот, кто восстанавливает мир, способствует миру, устраняет вражду» (138,с. 140). Е.П. Белозерцев в приложении к монографии «Образ и смысл русской школы» («Забытые, но нужные слова») восстанавливает смысл традиционных для русской речи слов «миротворец» и «мирствовать»: «миротворец, — пишет Е.П. Белозерцев, - тот, кто и сам не подает никаких поводов к раздору и несогласию, и других враждующих между собой примиряет и соглашает», а «мирствовать» — «жить мирно, располагать к миру» (10,с.411).
Осмысление понятия миролюбия предполагает необходимость # глубокого понимания самого слова «мир», того образа, который это слово вызывало в сознании многих и многих поколений русских людей. 1 Всесторонний анализ смыслового содержания этого слова даёт В.В. Колесов в своем исследовании по истории русского языка (72,с.238-245). В контексте данной работы необходимо обратить внимание прежде всего на следующие аспекты: а), «мир» - древнейшее слово, что говорит о важности этого понятия ф для народного сознания; б), первоначальным значение этого многозначного ныне слова было «спокойствие», «согласие»; в), другие значения слова - мир как сообщество людей и мир как вселенная - «развились» (выражение автора) из этого исходного значения, то есть «мира» как «спокойствия» и «согласия». Характеризуя эти стороны понятия «мир», В.В. Колесов пишет: «Мир -древнейшее слово . Корень в нём тот же, что и в слове «ми-лый», то есть любимый, чем-то особенно дорогой; он выражает приязнь и доброжелательство . Следовательно, и мир - то, что мило, а милы прежде всего спокойствие, тишина, покой и согласие между людьми и племенами» (72,с.238). «Отсутствие мира - разногласие, конфликты, - продолжает В.В.Колесов. - Мир как согласие и есть самое ценное свойство человеческих отношений. Подобных сочетаний очень много в древних текстах. Мир -всегда пожелание спокойствия, необходимого для мирных трудов» (72,с.239).
Понятие миролюбия связано с целым рядом философских и этических понятий. Однако в справочной литературе по философии и этике отсутствуют определения понятия миролюбия, хотя при этом даётся определение близкого к нему по концептуальному содержанию понятия милосердие. В частности, в академическом издании «Этика. Энциклопедический словарь» предлагается следующее определение «милосердия»: «Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположное милосердию — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие» (173,с.262). Значение приведённого определения понятия милосердия в контексте настоящего исследования заключается в том, что оно позволяет уточнить место близкого ему понятия миролюбия в системе философско-этических понятий и представлений и конкретизировать его смысл.
В данной работе под «миролюбием» понимается характеристика индивидуального и коллективного сознания, которая заключается в стремлении к согласию, в стремлении избегать конфликтов либо разрешать их без использования насилия, принуждения, мести; «миролюбие» противостоит в этом смысле «вражде», «ссорам», «неприязни». Оказываясь одним из элементов «человеколюбия», миролюбие является и неотъемлемой частью всякого гуманистического мировоззрения. Поскольку в исследовании идет речь о целенаправленном воспитании миролюбия, можно сказать, что оно продолжает ту философско-педагогическую традицию, которая предполагает возможность формирования в сознании человека в процессе воспитания определенных нравственных качеств, способностей и характеристик.
В течение длительного времени проблема воспитания миролюбия не рассматривалась в качестве научной проблемы. В.А. Ситаров и В.Г. Маралов справедливо пишут по этому поводу: «Это было связано с тем, что признание в качестве центрального понятия общественной жизни классовой борьбы j практически исключало саму постановку вопроса, так классовая борьба есть проявление нетерпимости одного класса к другому, одной группы людей к другой, вплоть до нетерпимости одного человека к другому» (137,с.111). Постановка вопроса о необходимости воспитания миролюбия как сознательно поставленной педагогической задаче должна означать, таким образом, возвращение к традиции, частично утерянной или забытой. Возможность подобного возвращения к традициям обусловлена тем, что в их основе всегда лежит «коллективная память» народа, воспроизводящая себя от поколения к поколению в нормах нравственного поведения, обрядах и обычаях, фольклоре и т.д. Заложенный в них смысл сохраняет своё значение # для индивида в течение длительного исторического времени. Понятие традиции выражает момент преемственности и устойчивости бытия человеческой (и в частности, национальной) культуры, и во власти индивида или групп людей вернуться к традиции, возродить её (11,с. 15-30). Особенно естественным выглядит возвращение к традициям, которые — как, например, традиция воспитания миролюбия в русской народной педагогике — ф сформировались ещё в глубокой древности и были зафиксированы в многочисленных памятниках фольклора, стали для народа естественными, а их требования — сами собой разумеющимися.
С другой стороны, и сами традиции - это «явление педагогическое, ведь в них заключена многовековая мудрость житейского опыта, многие приёмы, советы, рекомендации представляют интерес, благотворно влияют на личность» (11,с.22). В этой связи становится понятным, почему именно педагоги часто оказываются заинтересованными в возрождении традиций: «Во все времена люди были озабочены тем, какими вырастут их дети, смогут ли успешно участвовать в производстве, достигнут ли мастерства, усвоят ли необходимые знания и умения» (11,с.22). Итак, постановка вопроса о воспитании миролюбия как педагогической задаче, ставшей особенно актуальной в последние годы, означало возвращение к традициям культуры ^ народов нашей страны. А формой культуры, на протяжении веков вбиравшей в себя лучшие традиции народов России в деле нравственного воспитания детей и молодёжи, является народная педагогика. Поэтому изучение проблемы воспитания миролюбия естественно начинать с историко-педагогического исследования о предпосылках, условиях и средствах воспитания миролюбия, использовавшихся в народной педагогике. Однако подобное исследование не является лишь историческим по своей направленности, народная педагогика как живая традиция народной культуры способна оказываться современной в любую эпоху жизни народа. Её содержание может быть актуализировано, включено в новые Э педагогические и социально-культурные контексты, способно оказаться востребованным в современной ситуации. И особенно важно учитывать ' педагогический опыт народа в воспитании тех нравственных качеств, от которых зависело само его существование (миролюбие, несомненно, принадлежит к их числу); можно быть уверенным, что как раз в этом случае мудрость народной педагогики окажется полезной и «современной».
При кажущейся стихийности народного воспитания, в нем усматриваются продуктивные идеи, закономерности, принципы, создающие целостную систему народной педагогики. Основой этой системы является воспитывающая среда, которая воздействует на ребенка через определенные элементы культуры. Воспитание у каждого народа проходит в соответствии с особенностями национальной психологии и народной культуры. В.О.Ключевский говорит о «живом примере, наглядном образце» (69,с. 118) как главном инструменте древнерусской педагогики: «Ребёнок должен был воспитываться . тою нравственной атмосферой, которою он дышал. Это было . ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» (69,с. 118).
Рассматривая данную проблему, В.Д. Шадриков отмечает, что русского человека традиционно отличали такие нравственные качества, как сострадание, способность встать на точку зрения другого человека и понять его во всей полноте его переживаний, способность пережить чужую беду как свою, миролюбие, духовность, соборность, стремление к единению с другими людьми и т.д. (164,с. 133). По определению В.А. Николаева, эти качества «выступали в роли «защитного пояса» личности, обеспечивая ей полноценную, бесконфликтную жизнь, возможность сотрудничества с окружающими в социальной и экономической сфере» (107,с.79). Названные качества личности характерны, конечно, для большинства народов. Различия в их восприятии определяются системой ценностей национальной культуры, спецификой ментальности каждого народа. Народная педагогика у всех народов стремится выявить и развить положительные качества и смягчить действие обусловленных спецификой исторического развития негативных факторов.
Необходимость исследования проблемы воспитания детей в духе миролюбия на современном уровне развития педагогической науки очевидна. Предметом историко-педагогического рассмотрения становится прежде всего традиция воспитания миролюбия у детей, сформировавшаяся в народной педагогике. В решении этой задачи должна сыграть свою роль современная педагогическая наука. Она позволяет увидеть, что имеет место противоречие между широкими возможностями средств народной педагогики и недостаточностью их использования в процессе воспитания миролюбия у детей. Необходимость осмысления и преодоления этого противоречия определяет постановку проблемы исследования: как осуществлялось воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать существующие в современной научной литературе подходы к изучению проблемы воспитания миролюбия;
У - выявить и проанализировать исторические, социальные и культурные предпосылки становления и развития идеи миролюбия в отечественной культуре;
- проанализировать традиции, сложившиеся в народной культуре труда и праздника как социально-педагогическую среду воспитания миролюбия;
- рассмотреть традиционные народные игры и народную игрушку как факторы воспитания миролюбия у детей;
- выявить возможности использования фольклора в воспитании у детей миролюбия и уточнить его значение как фактора воспитательного I
Э воздействия в современном педагогическом процессе.
I Объект исследования — исторический опыт воспитания миролюбия
I у детей.
Предмет исследования - процесс воспитания у детей миролюбия средствами народной педагогики.
Методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной педагогики - принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип личностного подхода. В ходе исследования учитывались положения о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта человечества, о единстве сознания и деятельности. В качестве важного методологического ориентира исследования выступал этнопедагогический подход, который акцентирует внимание на необходимости следования принципу народности воспитания.
Общенаучными принципами, используемыми в исследовании, являются принципы достоверности, объективности, диалектической взаимосвязи и взаимоперехода общего, особенного и единичного, связи истории с современностью, системный подход к анализу явлений и фактов воспитания и образования. Важную роль в процессе осмысления методологических и теоретических оснований исследования сыграл анализ отечественного философско-теоретического наследия. Русские философы говорили не только о возможности, но и о необходимости учёта взаимосвязи и единства общечеловеческого и национального для понимания развития культуры отдельных народов и для постижения человеческой культуры как целого. Концептуальные положения отечественных философов, психологов и педагогов по вопросам народной культуры и народной педагогики позволяют систематизировать привлекаемый в работе эмпирический материал и осуществить его анализ с целью решения основных задач исследования.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, исторической, этнографической, философской литературы; изучение архивных материалов и периодических изданий изучаемого периода, произведений устного народного творчества, сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, взглядов.
Источниковедческая база исследования:
- исследования крупнейших отечественных историков, философов, специалистов по истории народной культуры (Т.А. Бернштам, А.Я. Гуревич, В.М. Жирмунский, В.О. Ключевский, Д.С. Лихачёв, И.О. Лосский, С.М. Соловьёв);
- историко-педагогическая литература, освещающая опыт воспитания детей в крестьянской семье (Е.В. Борисова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.М. Громыко, Д.И. Латышина, А.Ф. Некрылова, В.А. Николаев, Л.11. Толстой, К.Д. Ушинский, И.И. Шангина);
- архивные материалы Российского государственного музея этнографии (Рукописный отдел). Важными источниками явились также журналы «Живая старина», «Этнографическое обозрение» и другие периодические издания того исторического периода, который рассматривается в диссертационном исследовании.
В процессе работы использовались современные, наиболее полные издания произведений народной культуры, при этом привлекались главным образом традиционные источники (17,18,99,100,101) Это обусловлено тем, что при современном высоком уровне развития гуманитарных наук в процессе историко-педагогического исследования просто нет необходимости вводить в научный оборот новые, не изученные прежде, источники. С точки зрения предлагаемого исследования, новизна источника не играет принципиальной роли; скорее даже наоборот, наиболее важными оказываются те памятники культуры, которые были широко известны в народе и активно использовались в народной педагогике. Следует также подчеркнуть, что в качестве предмета исследования в предлагаемой диссертации выступает, прежде всего, нравственная сфера, которая сходным образом отражается во многих памятниках духовной культуры, - вопрос заключается часто лишь в интерпретации источника, в отсеивании чуждых влияний, в отыскании общих для группы источников черт, выявляющих соответствующие ценности и, в качестве системы ценностей, - нравственный идеал.
Хронологические рамки исследования.
В историко-педагогическом исследовании важным является определение хронологических границ, в которых рассматривается избранное в качестве предмета анализа явление культуры. Миролюбие как черта народного характера формируется в русском народе и у других народов России издревле, поэтому «нижнюю» границу в нашем случае указать было бы вряд ли возможно. Например, многие виды фольклора, которые до наших дней используются в педагогической практике, возникли в глубокой древности, однако, с другой стороны, они и вполне «современны» - они живут и в современной культуре как эстетический феномен, как элемент нравственного сознания народа, как используемый в педагогике фактор воздействия на ребёнка с целью формирования у него определенных нравственных качеств.
Иначе обстоит дело с определением «верхней» границы того периода истории культуры, факты которого принимаются как значимые в настоящем исследовании. История России в XX веке складывалась драматически и даже трагически; революции, мировые войны, в которые была втянута наша страна, социальные преобразования, иногда принимавшие, к сожалению, форму плохо продуманных экспериментов над социальными и национальными группами, нанесли огромный ущерб традиционной культуре народов России. Но традиционная культура в результате этих драматических преобразований не погибла, о чём свидетельствует живой интерес к историческим и культурным истокам, пробуждающийся в последние десятилетия. Однако нельзя не принимать во внимание того, что та власть, которой традиционная культура обладала над человеком в прежние столетия, в XX веке была разрушена.
Поэтому в предлагаемом диссертационном исследовании использовались главным образом те материалы истории российской культуры, которые относятся к дореволюционному периоду. Таким образом, хронологическим периодом, который принимается в исследовании как значимый для изучения проблемы воспитания миролюбия средствами народной педагогики, является история Руси и России до начала XX века. Однако историка, в том числе, и историка культуры, всегда интересует не просто прошлое, но то прошлое, которое живет в настоящем, которое продолжает оставаться фактором развития современного общества и культуры. И сегодня невозможно сомневаться в том, что традиция воспитания миролюбия, сложившаяся в отечественной педагогике и народной традиции воспитания, жива. Более того, интересы народов России требуют, чтобы она была восстановлена и дополнена новым историческим и культурным опытом.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - 1999-2000 годы. На этом этапе происходило осознание актуальности проблемы, осуществлялся отбор и анализ необходимой научной литературы. Кроме того, изучались тематически близкие исследования, что способствовало обоснованию исходных позиций исследования, уточнению его основной проблемы, объекта и цели, более корректной формулировке его задач.
Второй этап - 2000-2001 годы. Разработаны теоретические основы исследования, дан анализ исторических, социальных и культурных предпосылок становления идеи миролюбия в отечественной культуре, систематизирован архивный материал и проанализированы традиционные средства воспитания миролюбия в народной педагогике.
Третий этап - 2001-2002 годы. Уточнены и обобщены данные исследования, окончательно определено содержание и дано литературное оформление работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные автором результаты расширяют имеющиеся представления о предпосылках и факторах становления идеи миролюбия в отечественной культуре;
- проведённое исследование выявляет и систематически анализирует средства воспитания детей в духе миролюбия в отечественной педагогике и способствует теоретическому осмыслению её лучших традиций;
- предлагаемые рекомендации дополняют возможности воздействия современной педагогики на процесс нравственного воспитания детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- воспитание детей в духе миролюбия впервые рассматривается как самостоятельная педагогическая проблема;
- в исследовании представлены и проанализированы основные подходы к решению проблемы воспитания миролюбия у детей в традициях народной педагогики; охарактеризованы исторические, социальные и культурные предпосылки становления идеи миролюбия в отечественной культуре,
I 18 собраны и проанализированы материалы, которые дают представление о влиянии традиций коллективного труда, праздничных обрядов, фольклора и народных игр на воспитание детей в духе миролюбия.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
- его материалы и выводы обогащают содержание лекционных курсов по таким дисциплинам и специальным курсам, как история педагогики, этнопедагогика, народная педагогика, а также могут быть включены в учебные и методические пособия по указанным и другим педагогическим дисциплинам;
- материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов и воспитательных учреждений по воспитанию у детей миролюбия и взаимной терпимости.
Результаты диссертационного исследования внедрены на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания ЕГУ им. И.А. Бунина при разработке спецкурса «Народные традиции воспитания детей в духе миролюбия».
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах докладов, опубликованных автором в 1999-2002 году, они обсуждались на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования» (Москва, 2001 г.), на научно-практической конференции «Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы» (Москва, 2001 г.), научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МИГУ за 2001 год.
На защиту выносятся следующие положения:
1). Необходимость обращения к традиционной народной педагогике, накопившей огромный опыт воспитания детей в духе миролюбия, определяется в настоящее время как большой социальной значимостью этой проблемы, так и открывшимися возможностями возвращения к ценностям традиционной культуры народов России.
2). Становление в истории отечественной культуры идеи миролюбия осуществлялось под воздействием многообразных природно-географических, исторических, социально-экономических и культурных факторов. История России сложилась таким образом, что именно идея миролюбия оказалась в центре национального самосознания и психологии русского народа и других народов России.
3). Народная педагогика осознавала значение миролюбия как ^ важнейшей черты народного характера и на протяжении длительного времени отбирала педагогические средства, которые в наибольшей степени способствуют воспитанию этого качества личности.
4). Коллективный труд и община как социальная структура, в которой коллективный труд приобрёл доминирующее значение, оказались важнейшими историческими предпосылками становления традиции воспитания миролюбия в отечественной народной педагогике. Воспитание миролюбия традиционно начиналось с воспитания товарищества, взаимопомощи и общительности в процессе совместной трудовой деятельности.
Э 5). В досуговой деятельности человека — в народной культуре праздника, в играх, в изготовлении игрушек, воплощавших эстетические ' представления народа, дружелюбие, гостеприимство, терпимость и миролюбие становились естественными спутниками человека, передавались от старших к младшим, закреплялись в качестве фундаментальных установок народной педагогики.
6). Глубинное осознание идеи миролюбия в отечественной культуре достигалось в религиозном и морально-этическом сознании народа, а совершенное художественное выражение получило в памятниках фольклора - былинах, песнях, пословицах и поговорках, сказках. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что фольклор является самым действенным средством педагогического воздействия, в том числе и в процессе воспитания миролюбия. Родившись в глубокой древности, народное искусство естественно входит в современную жизнь, неся новым поколениям важнейшие культурные ценности, облечённые в совершенную художественную форму.
Структура исследования определяется его общей логикой и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 212 источников. Цитирование и ссылки осуществляются в соответствии с установившейся традицией: первая цифра в скобках указывает на номер источника в списке литературы, вторая — цитируемую страницу. Библия, в соответствии с той же традицией, цитируется по названиям книг и номерам строк.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
В условиях современного российского общества воспитание детей в духе миролюбия является актуальной педагогической и социальной проблемой. Рассмотрение этой проблемы в педагогической науке и практический опыт отечественных педагогов по воспитанию у детей миролюбия убеждают в необходимости обращения к традициям народной педагогики, в которой на протяжении столетий воспитание миролюбия у детей успешно осуществлялось благодаря использованию естественных для ребёнка традиций родной культуры. Анализ народной педагогики в контексте представляемого диссертационного исследования был призван выявить культурно-исторические условия, в которых возникла потребность в целенаправленном воспитании миролюбия, и определить основные педагогические средства, использовавшиеся для решения этой проблемы прежде и способные сегодня снова вернуться в арсенал отечественной педагогики.Сама история многонациональной России, возникшей и существовавшей в суровых природных условиях и враждебном окружении, требовала установления таких форм жизни, в которых социальная, национальная и религиозная терпимость, психологические установки на достижение согласия и примирения оказывались совершенно необходимыми для самого выживания народа. Именно этим обстоятельством обусловлено то внимание, которое уделялось в традиционной педагогике народов России проблеме воспитания миролюбия.Выявление исторических предпосылок возникновения идеи миролюбия и анализ причин, способствовавших росту её влияния на все стороны отечественной культуры, позволяет выделить следующие факторы становления идеи миролюбия: • полиэтнический характер государства, веками складывавшегося на Восточно-Европейской равнине, который исключал возможность неприязни к чуждым социальным и культурным укладам; • община как социальная структура, способствовавшая развитию товарищества, коллективизма и миролюбия; • проповедь мира, исходившая от православия и других традиционных для России религиозных конфессий.Анализ факторов, способствовавших осознанию народами России принципиальной важности воспитания детей в духе миролюбия, указывает и на основные средства, которые в народной педагогике особенно активно использовались для решения этой проблемы. Разумеется, в рамках одного диссертационного исследования невозможно было уделить должное внимание всем составляющим этой «копилки» народной педагогической мудрости. Отбор материала в этой части исследования определялся не только его концептуальной значимостью, но и возможностью его использования в воспитательной работе в современной российской школе и других образовательных учреждениях, а также в процессе семейного воспитания.Именно поэтому значительное внимание было уделено народным традициям труда и праздника, народной игре и игрушке, а также устному народному творчеству — тем феноменам культуры, которые способны продолжить свою жизнь в каждом новом поколении, поскольку сохраняют свою связь с её глубинными истоками.Воспитание детей в традиционной народной культуре начиналось с рождения и продолжалось в течение всей жизни. Народная педагогика выработала свои традиционные средства воспитания, которые соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и представляют собой целостную педагогическую систему. При этом именно фольклор реально выполнял свою «человекообразующую» роль. Он был для ребёнка началом всех начал, и каждый простой человек был причастен к нему.Трудно было найти крестьянина, который не знал бы песен, сказок, былин, пословиц. Фольклорные образы являются необыкновенно ёмкими, легко проникают в самые глубины души, в её бессознательные слои, потому что говорят на их языке - и говорят о самом важном, о том, что кристаллизовалось из огромного душевного опыта народа.Влияние фольклора на сознание современного человека обусловлено прежде всего тем, что, как показывают современные исследования, все структурные компоненты фольклорных произведений - сюжет, система художественных образов, игровые элементы - организованы в соответствии с закономерностями естественного человеческого мировосприятия и отражают в своих взаимосвязях объективные общечеловеческие нормы взаимоотношений. Анализ народной игрушки и традиционной детской игры с точки зрения их значения для воспитания миролюбия в современной педагогике показывает, что, являясь феноменом традиционной культуры, они могут служить средством приобщения детей и подростков к народным традициям. Их использование важно для воспитания духовности, культуры общения, формирования общечеловеческих ценностей, к числу которых принадлежит и миролюбие. Исследование проблемы воспитания миролюбия в народной педагогике убеждает в том, что в современной школе и дошкольных учреждениях следует активнее предлагать игры и игрушки, связанные с трудовым опытом и выражающие миролюбивую психологию народа. Использование в педагогическом процессе традиционных народных игр и игрушек препятствует росту эгоизма и агрессивности, характерных для современной общественной жизни и оказывающих самое серьёзное влияние на нравственное воспитание детей.Проведённое исследование выявило возможность использования традиций народной педагогики в процессе воспитания миролюбия у детей в современных условиях. Более того, изучение истории народной педагогики убеждает в необходимости привлечения для решения этой задачи тех воспитательных средств, которые были отобраны самой российской историей и сохранились в памяти народов как наиболее естественные и органичные для восприятия ребёнка. Историко-педагогический анализ рассматриваемой проблемы позволил сопоставить содержание, накопленное народной педагогикой в деле воспитания миролюбия, с требованиями, предъявляемыми к нравственному воспитанию детей в современной педагогике, и выявил актуальность восстановления наиболее ценного содержания народных традиций в контексте развития современных педагогических идей и концепций.Предлагаемое диссертационное исследование не даёт ответа на все вопросы, которые могут возникнуть в ходе теоретического рассмотрения проблемы воспитания миролюбия у детей и, тем более, оно не способно предугадать всех трудностей, которые возникают в практической работе педагогов и родителей, работающих в этом направлении. Однако, на наш взгляд, его значение не ограничивается тем, что в нём исследуется важная часть истории отечественной педагогики; оно приобретает и актуальное научно-теоретическое и практическое значение, поскольку выявляет необходимость создания целостной системы воспитания у детей миролюбия на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на опыт народной педагогики и традиции национальной культуры, а также разработки теоретического и методологического обеспечения соответствующего курса в педагогических вузах и других учебных заведениях. Решение этих задач выявит действительное значение работы, начало которой кладёт предлагаемое диссертационное исследование.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коротких, Ольга Валерьевна, Москва
1.Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен. Дисс. . док. пед. н., 2000. - 324 с.
2. Алексеев В.А. Русская народная песня в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников. Дисс. . канд. пед. н. М., 1986. - 161 с.
3. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М.: Просвещение, 1964. - 191 с.
4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / Сост. Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. -363 с.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х томах. Т.2. М.: Современный писатель, 1995. -400 с.
6. Бартрам Н.Д. Игрушка, её историческое значение. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1912. - 246 с.
7. Батурина Т.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. -72 с.
8. Бахтин B.C. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. Л.: Детская литература, 1982.- 191 с.
9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Республика, 1990.-276 с.
10. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990. №1. С. 36-52.
11. Березина Т.И. Трудовое воспитание детей в народной педагогике Сибири. Дис. . канд. ист. н. Новосибирск, 1991, —203 с.
12. Бернштам Т.А. К реконструкции некоторых русских обрядов совершеннолетия // Советская этнография. 1986. №6.
13. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- нач. XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. JL: Наука, 1988. -274 с.
14. Библиотека русского фольклора. Т. 1. Былины / Сост. М.Ф. Селиванова. -М.: Советская Россия, 1988; 576 с.
15. Библиотека русского фольклора. Т. 2. Сказки, кн. 1 / Сост. Ю.Г. Круглов. -М.: Советская Россия, 1988. 544 с.
16. Библиотека русского фольклора. Т. 2. Сказки, кн. 2 /Сост. Ю.Г. Круглов. -М.: Советская Россия, 1989. 576 с.
17. Библиотека русского фольклора. Т. 2. Сказки, кн. 3 / Сост. Ю.Г. Круглов. -М.: Советская Россия, 1989. 624 с.
18. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Изд-во Московской патриархии, 1983.
19. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 175 с.
20. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917 г.). Дис. . канд. педн.-М., 1997.- 155 с.
21. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. — М.: Мысль, 1995. — 637 с.
22. Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён. — Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 2001. 352 с.
23. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. - 376 с.
24. Виноградов Г.С. Народная педагогика. (Отрывки и наброски.) Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926. — 30 с.
25. Виноградов Г.С. Детский русский фольклор. М., 1928. - 48 с.
26. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.1. Иркутск, 1930. - 234 с.
27. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. JL: Наука, 1978. - с.
28. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Паровской. М.: Владос, 2000. - 272 с.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.:«Академия», 1999. — 168 с.
30. Гоголь Н.В. В чём же наконец существо русской поэзии и в чём её особенность // Собр. соч. в 14 томах, т. VIII. M.-JL: Изд-во Академии Наук СССР, 1952. С.369-409.
31. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. М.: ОДИ-Intern., 1996. - 70 с.
32. Григорьев В.М. Этнопедагогика игры // Традиционная культура: Научный альманах, 1/2000. С. 99-106.
33. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. 169с.
34. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. — М.: Наука, 1986. 278с.
35. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -447с.
36. Гумилёв JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории. — М.: Экопрос, 1992. — 336 с.
37. Гумилев JI.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. -450 с.
38. Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
39. Гусев В.Е. Проблема фольклора в истории эстетики. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.-204 с.
40. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. — 365 с.
41. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.- 192с.
42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1980-81.
43. Детский быт и фольклор: Сб. первый / Под ред. О.И. Капицы. Л.: Изд-во Гос. Рос. Географии. Об-ва, 1930. - 70с.
44. Доброхотов А. Л. Введение в философию. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 80 с.
45. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Достоевский Ф.М. Собр. Соч. в 30-ти томах, т.26. — Л.: Наука, 1984. С. 129-136.
46. Достоевский Ф.М. «Дневник писателя» за 1873 год (Статьи «Среда», «Власть») // Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1989.-555 с.
47. Егорцева Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков. Дис. . канд.пед.н. — Курган, 2000.-156с.
48. Ильин И.А. За национальную Россию // Слово, 1991.IV.
49. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 436444.
50. Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах // Собр. соч. в 10-ти томах, т.6, кн.З. М.: Русская книга, 1997. С.31-58.
51. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного ун-та культуры, 1999. - 144 с.
52. История воспитания и образования в России XVIII века / Сост. Д.И. Латышина. М.: Изд-во Российского Открытого ун-та, 1992. — 136 с.
53. Кабатченко М.В. Педагогика мира. Постановка проблемы и теоретическое обоснование // Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. М., 1992. С. 11-20.
54. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Мысль, 1989. - 529 с.
55. Калугин В.И. Струны рокотаху . Очерки о русском фольклоре. М.: Современник, 1989. - 623 с.
56. Капица О.И. Живая вода (Сб. материалов для рассказывания детям младшего возраста). М.-СПб.: Гос. изд-во, 1923. - 198 с.
57. Капица О.И. Детский фольклор. Изучение. Собирание. Обзор материала. — Л., 1928.-222 с.
58. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1982. С. 163-232.
59. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1997.-288 с.
60. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под общ. Редакцией Е.П. Белозерцева. М.: Роман-Газета, 1994. - 192 с.
61. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 / Под ред. B.JI. Янина. // Сочинения: В 9 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. - 430 с.
62. Ключевский В.О. Два воспитания // Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. М.:Институт российской истории РАН, 1998.С. 118-134.
63. Князева O.JL, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 304 с.
64. Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: МГОПИ, 1993. — 155 с.
65. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. - 326 с. (Серия «Филология и культура»).
66. Конвенция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996.
67. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 дакабря 1997г №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г. № 24). М.,2001. С 5.
68. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / Сост. Сорокин В.В. М.: Московский рабочий, 1995. - 659 с.
69. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 176с.
70. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: как это можно делать в классе. (Пособие для учителя). М., Новосибирск: Совет Сиб. движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», 1994. - 19с.
71. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. - 176 с.
72. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1989. 208 с.
73. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён / Учебное пособие по чтению. Кн.1. М.: Владос, 1995. -158с.
74. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- нач.XX века). М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. - 584 с.
75. Лихачёв Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (X-XI века) // Русское народное поэтическое творчество. Т. 1.- М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С.141-216.
76. Лихачёв Д.С. Предисловие к книге М.А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» // Нескрасова М.А. Народное искусство как часть культур: Теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. С.5-6.
77. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Мысль, 1990.-412 с.
78. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. С.6-249.
79. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников. Дис. на . канд. пед. н. М., 1995. - 368с.
80. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.-392 с.
81. Майоров Г.Г. Этика в средние века.- М.: Мысль, 1986. — 46 с.
82. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998, №1. С. 81-86.
83. Малиновская Н.И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа. Дисс. . канд. пед. н. М., 1999.- 171с.
84. Мир детства и традиционная культура / Материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. М.: ВНМЦНТ и КПР им. Н.К. Крупской, 1990. - 175 с.
85. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997. - 624 с.
86. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 3: Девичество /Сост. Л.А. Астафьева, В.А. Бахтина. - М.: Художественная литература, 1994. - 525 с.
87. Некрасова М.А. Народное искусство России // Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1983. - 219 с.
88. Некрасова М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля. -М.: Изобразительное искусство, 1988. -462 с.
89. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Наука, 1991.-496 с.
90. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987. -237 с. Юб.Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. - М.: МПГУ, Орел: ОГУ, 1997.- 134 с.
91. Николаев В. А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. М.: МПГУ, Орел: ОГУ, 1998. - 178 с.
92. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: методические указания / Под ред. Г.С. Ершовой. Ашхабад, 1983. - 70 с.
93. Платон. Собр. Соч. в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 1994. - 830 с. Пб.Платонов О.А. Русская цивилизация. -М.: Роман-Газета, 1995. — 224 с. 117.Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1895. -387с.
94. Политология: энциклопедический словарь. М.: Издат. Моск. комер. унта,1993.- 431 с.
95. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. Предисл. И коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанов. М.: Современник, 1986. - 512 с.
96. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: ЛГУ, 1955. - 552 с.
97. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.
98. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Изд-во «Лабиринт», 2000. — 416 с.
99. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Сост. Митр. Филаретом (Дроздовым). Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2000. - 104 с.
100. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. - 244 с.
101. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, т. 2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. -368с.
102. Родителева М.И. О народной эстетике русской песенной лирики // Живая старина. 1991, №3. с. 30-32.
103. Романова Г.А. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. 186с.
104. Российский Этнографический музей детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. - СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 192 с.
105. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Дисс. . канд. пед н. М., 1980.-147с.
106. Русская школа / Духовно-нравственные проблемы воспитания. — М.: Русское слово, 1996. 224с.
107. Русские. М.: Наука, 1997. - 828с.
108. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. — М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. 1040 с.
109. Селиванов Ф.М. Богатырский эпос русского народа // Библиотека русского фольклора. Т. 1. Былины / Сост. М.Ф. Селиванова. М.: Советская Россия, 1988. С.5-24.
110. Селивёрстов А.В. Национальный характер русских и его влияние на становление современной российской государственности. Дис. . канд. филос. н.-М., 1997.-172с.
111. Сенигов И.П. Народное воззрение на учение и воспитание. СПб., 1896. -15 с.
112. Сенигов И.П. Первые князья-миротворцы Древней Руси: Владимир Мономах и Александр Невский. — М.: Сытин, 1903. 152 с.
113. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 336 с.
114. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. — СПб.: Наука, 2000. 278 с.
115. Словарь русского языка 11-17 веков. М.: Наука, 1982. - 357 с.
116. Словарь русского языка: В 4-х томах. Т. 2. М.: Русский язык, 1981. (2-е издание.) - 736 с.
117. Словарь современного русского литературного языка. Т.6. М., Д.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 1460 с.
118. Смирнов П.И. Ценностные основания общества. Дис. . д. фил. н. М., 1994. -289с.
119. Соколов К.Б. Сказочный архетип как признак субкультурной картины мира // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. научн. трудов. Вып. 8: Традиционные формы досуга. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1998. С.239-247.
120. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Кн. 1, т. 1-2 /Подготовка текста: Цинзерлинг Г.Д., Рыкалов B.C. // Сочинения: В 18 кн. / Отв. ред. Ковальченко И.Д., Дмитриев С.С. М.: Мысль, 1988. - 798 с.
121. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1993. -544 с.
122. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: «Феникс», 1991. — 511 с.
123. Сорока-Росинский В.Н. Молитва // Вестник знания. 1908, №6.
124. Толстой Л.Н. О народном образовании // Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. С. 54-70.
125. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 134-200.
126. Троицкий В.Ю. Филология как средоточие духовной культуры и воспитания национального самосознания на уроках словесности // Русская школа / Духовно-нравственные проблемы воспитания. — М.: Русское слово, 1996. С.55-72.
127. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1995. - 475 с.
128. Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже XIX-XX веков // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 45-62.
129. Успенский Г.И. Власть земли / Сост. и прим. Ланщиков А.П. М.: Советская Россия, 1988. - 397 с.
130. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1988. С. 194256.
131. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.2. — М.: Педагогика, 1988. С.27-57.
132. Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.2.-М.: Педагогика, 1988. С.108-121.
133. Ушинский К.Д. Детский мир // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.З. -М.: Педагогика, 1989.-512с.
134. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.4. М.: Педагогика, 1989. С.8-22.
135. Ушинский К.Д. Родное слово, книга для учащих: советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.4. М.: Педагогика, 1989. С.23-88.
136. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 томах. Т.5. М.: Педагогика, 1990.-528с.
137. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. - 126 с.
138. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999. - 200 с.
139. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. И доп. — М.: Логос, 2001. — 296 с.
140. Шамаева С.Е. Апология сказки. — Воронеж: Изд-во «Левый берег», 1996. -270 с.
141. Шангина И.И.Русские дети и их игры. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. — 296 с.
142. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. — Майкоп: Краснодарское книжн. изд-во, 1989. 334 с.
143. Штейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах. Вып. 1.- СПб., 1898. 376 с.
144. Штейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах. Вып. 2- СПб., 1898. 833 с.
145. Шумунова Т.В. Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки. Автореферат дис. .канд. психол. н. — М.,1999. 18с.
146. Шутова В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Дис. . канд. пед. наук. Смоленск, 1999. — 156с.
147. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гуссейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.