автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов
- Автор научной работы
- Каюмова, Хурилико Тагайевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов"
На правах рукописи
КАЮМОВА ХУРИЛИКО ТАГАИЕВНА
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(на материалах традиций таджикского народа) 13.00.01-общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005544917
ДУШАНБЕ-2013
005544917
Работа выполнена в Институте развития образования Академии образования Таджикистана
Лутфуллоев Махмадулло, доктор педагогических наук, академик АОТ, профессор, зав. отделом политики образования АОТ
Шарапов Шавкат Ахмадович
доктор педагогических наук, профессор, Худжандский государственный университет им. академика Б.Гафурова.
Хабибова Нодира Шахриёровна,
кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры педагогики и психологии ТГИЯ им. С.Улугзода.
Ведущая организация - Курган-Тюбинский государственный
университет им. Носира Хусрава
Защита состоится «07» декабря 2013 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни, 45).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана.
Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ и Академии образования Таджикистана vvww.aot.ti
Автореферат разослан «05»ноября 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук, . ^^
профессор Негматов С.Э.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ Ы
Актуальность проблемы исследования
В отечественной педагогической науке есть немало традиционных и устоявшихся приёмов обучения и воспитания, однако жизнь все больше выдвигает новые проблемы, требуя различных современных подходов в их воплощении. В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения особенно актуальна для стран с переходной экономикой, где наряду с трансформациями в общественно-политической сфере происходят заметные изменения и в мышлении людей. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания молодого поколения в духе культуры мира, толерантности и патриотизма.
Формирование культуры мира и толерантности, уважение к государственной власти, защита национальных интересов страны, служение Отечеству нашли отражение в «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», где уделено внимание духовному и толерантному воспитанию всех граждан республики.
В современном образовательном пространстве Республики Таджикистан толерантное и миролюбивое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность по ряду причин: возрастает уровень информационности молодого поколения, процессы демократизации и поликультурного общества создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности единения, патриотизма, культуры мира и толерантности, а также гражданского долга. Построение гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, способных отстаивать её интересы.
Актуальность воспитания молодого поколения к культуре мира и толерантности, совершенствования этих качеств у учащихся в системе образования свидетельствует о принятии в последние годы в Республике Таджикистан государственных нормативных документов и актов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитании детей», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Национальная концепция воспитания в Республики Таджикистан».
В республике утверждены также концепции воспитания в области формирования культуры мира и толерантности, в которых определены основные задачи и направления по привитию патриотических чувств подрастающего поколения.
В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать вооруженные конфликты, обостряться отношения между различными
группировками, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше не уделялось внимание. Так, по нашему мнению, одной из основных причин терроризма в мусульманском мире является недостаточное духовное воспитания молодого поколения и падения нравственности в их миропонимании. К сожалению, духовные лидеры некоторых экстремистки настроенных религиозных групп используют молодёжь в своих идеологических целях.
Ныне перед всей планетой встала задача удержать мир от новой войны. Не должно быть иллюзий в том, что глобальная проблема мира разрешится сама с собой, без целенаправленной деятельности всех людей. Отсюда, такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы приняли и принимают большое количество актов и конвенций по сохранению мира ц взаимопонимания между народами планеты, что вносит неоценимый вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.
В частности, в 1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была принята программа «на пути к культуре мира». Целью этой программы, рассчитанной на многие годы, является механизмы внедрения в международные отношения культуры мира, терпимости и ненасилия.
Иными словами, культуру мира можно определить как основу мирного сосуществования всех народов и государств.
В материалах ЮНЕСКО, которое было подготовлено для ООН, подчеркивается, что культура мира базируется на основополагающих ценностях, ради которых и была создана ООН, и во имя этого она осуществляет свою деятельность. Культура мира основана на несметных ценностях: уважение прав и свобод человека; миролюбие и ненасилие; демократия. Все эти духовные ценности должны быть выработаны в сознании подрастающего поколения начиная уже со школьной скамьи, где важную роль играют как педагогические коллективы, так и их совместные усилия в сотрудничестве окружающей средой, в том числе семьи.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами:
- отсутствием теоретической разработанности данной темы по форми-рованию и развитию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
- органической потребностью учащихся начальных классов в развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности в
4
процессе обучения, которая обеспечивает долгосрочный результат в обучении и воспитании;
- отсутствием современных подходов и технологий, обоснованных научными данными по формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
- научно-практическим и методологическим значением данной темы в условиях совершенствования и реформирования образования.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы воспитания нравственных отношений у подрастающего поколения, касающихся проблемам культуры мира и толерантности, всегда были в центре внимания объектом пристального внимания со стороны многочисленных исследователей. Ученые в своих трудах определяют эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса выработки позитивного отношения к культуре мира и толерантности, но как среду, в которых происходит формирование нравственности. Проблемы воспитания культуры мира и толерантности проходит через высокие идеи и идеалы представителей таджикско-персидской литературы, известных просветителей, ученых и педагогов.
В решении вопросов воспитания культуры мира и толерантности важное место отводится творческому применению наследия и традиций таджикского народа, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей: Рудаки, Саади, Авиценна, Хайяма, Фирдоуси, Джами, Восифи, Камола Худжанди, Хамодани, Ахмади Дониша, С. Айни и др., которые оставили богатый материал для обогащения и углубления новых аспектов роли литературного наследия таджикского народа в духовно-нравственном развитии воспитания подрастающего поколения.
Различные аспекты формирования нравственных качеств подрастающего поколения нашли отражение в научных работах А.Бердяева,
B.С.Библер, В.П.Вахтерова, В.В.Зеньковского, Н.И.Пирогова, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, Ушинского. Проблемам воспитания духовно-нравственной культуры и образования посвящены исследования учёных педагогов и психологов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, E.H.Медынского.
Концептуальные положения в теории и практике развития личности нашли отражение в трудах Л.И. Божович, А.А Бодалева, Л.
C.Выготского, Б.З. Вульфова, А. Н Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, А.И. Рувинского, Д.И. Фельдштейна. Идеи об образовании как форме развития личности и общества, а также положения о самореализаций личности отражены в трудах Л.Н.Кулцковой, А.Н Солдатенкова, М.И. Шиловой, Н.Е Щурковой, И.Х. Каримовой,М.Лутфуллоева,Ф.Шарифзода, М.Шай-хова, И.Г. Шапошниковой, Г.И. Щукиной и др. Аспирантом Хабибовой
5;
Н.Ш. была защищена диссертация на тему: «Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов».
Таджикские ученые-педагоги И.Х.Каримова, М.Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Негматов С.Э., Т.Шукуров и другие в своих исследованиях касались отдельных частей данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели развитие и формирование нравственных качеств по проблемам культуры мира и толерантности в учебном процессе. Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования и развития позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в учебно-познавательном процессе.
Кроме того, необходимо отметить монографии академика И.О. Обидова, Х.С.Афзалова, Б.Р.Рахимова, К.Б.Кадирова, Р.И.Ходжиму-хамедовой, Арипова, Р.Я.Хамидова, В.Ч.Ревазова, Д.Н.Латыпова. Необходимо отметить ряд выполненных кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы. В частности, в диссертационной работе Хабибовой Нодиры Шахриёровны исследованы педагогические основы формирования толерантности школь-ников младших классов. Автор в своей работе доказала, что на одно из центральных мест образовательного пространства додана быть выдвинута идея формирования будущей миротворческой личности, которая связана с укреплением толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов не была предметом специального исследования.
Цель настоящего исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические и воспитательные особенности формирования и развития позитивного отношения учащихся начальных классов к культуре мира и толерантности на традициях таджикского народа при изучении родного (таджикского) языка.
Объектом исследования является воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа в процессе обучения.
Предмет исследования - педагогические пути воспитания культуры мира ч толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа, педагогические пути, средства и возможности формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, и особенно на
6
уроках родного (таджикского языка) во взаимосвязи с национальными
традициями таджикского народа.
Гипотеза исследования выдвинута в соответствии с объектом, предметом и целью исследования. Эффективность воспитания позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в процессе обучения на традициях таджикского народа достигает цели, если:
- целенаправленно и систематически использовать функциональные возможности учебного процесса и занятий специального цикла;
- уточнить педагогические и психологические закономерности форми-рования позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов, позволяющие повысить их в учебно-
познавательной деятельности;
- обеспечить участие учащихся начальных классов в активных формах и типах обучения, учитывающих индивидуально-личностные и возрастные особенности учащихся;
- проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы культуры мира и толерантности в таджикской народной педагогике и традициях таджикского народа;
- углублённо осмыслить явления и события жизни путем применения современных образовательных технологий в процессе обучения;
- в процессе активного обучения использовать нестандартные уроки, направленные на формирование элементов системного мышления учащихся начальных классов и удовлетворения их познавательных
потребностей и интересов.
Выделенная основная цель и рабочая гипотеза позволили определить конкретные исследовательские задачи:
- экспериментально определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование и развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения;
- определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;
- разработать и внедрить систему и модель работы по формированию основ культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;
- установить причины, препятствующие продуктивному развитию и формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов и выявить источники их возникновения;
- проанализировать педагогический опыт теоретических и методологических подходов по вопросам воспитания у учащихся начальных
классов основ культуры мира и толерантности на богатых традициях таджикского народа.
Методологическую основу исследования составили философские и педагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о формировании культуры мира и толерантности в воспитании целостной личности. Конституция Республики Таджикистан, нормативно-правовые документы Республики Таджикистан об образовании. Теоретические работы по педагогике, системный подход, основанный на поиске и нахождении,: целостных взаимосвязаны характеристик, изучающие педагогические факты и явления, идеи и взгляды российских и таджикских ученых в области культуры мира и толерантности.
В процессе исследования состояния проблемы по воспитанию основ культуры мира и толерантности были изучены труды ученых историков, труды классиков таджикско-персидской литературы, педагогов, психологов, методистов, и на их основе проведены исследования и эксперименты.
Теоретическая основа исследования состоит - в обогащении понятия культуры мира и толерантности для учащихся начальных классов средней школы на богатом опыте традиции таджикского народа;
- в разработке педагогических основ по воспитанию основ культуры мира и толерантности;
- в разработке преподавания основ культуры мира и толерантности для учителей начальных классов общеобразовательных школ;
- в конкретизации и уточнении содержания понятий культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов.
Источники исследования: труды зарубежных и таджикских ученых по вопросам формирования нравственных качеств учащихся начальных классов, а также исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы учителей республики. Законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования (Закон Республики Таджикистан « Об образовании», Национальная концепция образования Республики Таджикистан, Национальная Концепция воспитания Республики Таджикистан, Государственный стандарт образования Республики Таджикистан). Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека. Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене. Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках. Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
Методы исследования:
- осуществить анализ научной, психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- обобщить опыт нравственного воспитания учащихся по проблемам культуры мира и толерантности на традициях таджикского народа;
- осуществить наблюдение за работой учителей начальных классов;
- педагогический эксперимент и исследования.
Базой исследования являются общеобразовательная школа города Душанбе №35 , где были определены экспериментальные классы, а также обычные классы школ города Душанбе №15,№27, школы - интернат №4 и школы города Куляба №5 и №13.
Организация и этапы исследования.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
Первый этап (2006 — 2007гг.) осуществлялось изучение сущности, содержания и особенностей воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов (на материале традиций таджикского народа), определена актуальность темы исследования, его теоретические основы, продуманы научные подходы и исследования.
Второй этап (2008 - 2009 гг.) - поиски подходов к исследованию проблемы воспитания основ культуры мира, толерантности у учащихся начальных классов на (материале традиций таджикского народа).
Третий этап (2010 - 2011 гг.) - анализ педагогического опыта школ, отдельных учителей, выявление недостатков в воспитании основ культуры мира и толерантности, научного исследования, разработка материалов для педагогического эксперимента.
Четвертый этап (2012 - 2013 гг.) был посвящен обработке результатов экспериментов, внедрению исследования в практику работы педагогов, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- сделана попытка раскрыть проблемы воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов (на материале традиций таджикского народа);
- разработаны концептуальные подходы для учителей начальной школы, которые включают понятия «культуры мира», «миролюбие», «толерантность», «патриотизм», «гуманизм»;
- раскрыты особенности воспитания основ культуры мира и толерантности для учителей начальной школы в процессе обучения и период внеклассной деятельности;
- научно обоснованные условия процесса воспитания основ мира и толерантности у школьников начальных классов.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке теоретико-методологических основ воспитания основ мира и толерантности у учащихся начальных классов на традициях таджикского народа;
- в разработке содержательного и технического аспектов для учителей по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся начальных классов, обеспечении знаниями по данной программе с целью обеспечения учителей необходимыми знаниями и умениями, что позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения и воспитания;
- в разработке рекомендации и пособий, внедренных в практику работы по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся младших классов на наследии предков таджикского народа.
Положения, вносимые на защиту:
1. Концепция подготовки учителей начальных классов по вопросам основ культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа для общеобразовательных школ , в которой раскрыты структура и содержание понятий «культуры мира», «миротворец», «миролюбие», «толерантность», «гуманизм» определены методологические и теоретические и педагогические основы данной проблемы.
2. Сущность и содержание подготовки учителей начальных классов по вопросам воспитания основ мира и толерантности на традициях таджикского народа , включающие единство нравственного и психологического, методологического, теоретического и технологического компонентов структуры подготовки.
3. Воспитание основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классоа, основанное на традициях народной педагогики, произведений классиков таджикско-персидской литературы являющееся сложным, системным, последовательным педагогическим процессом, направленным на формирование любви и уважения к Родине, родителям, её истории, родному языку, своему народу, её обычаям и идеалам.
4. Эффективность воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием внеклассной работы и требует комплексной её организации, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, героическое и мемориальное.
5. Достоверность и обоснованность данных исследований обеспечивались целостным подходом к решению проблемы. Подготовки будущих учителей по вопросам воспитания культуры мира и толерантности у учащихся, методологической обоснованностью теоретических положений
10
исследования; использованием методов исследования в процессе экспериментов, опытной проверке гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основное положение диссертационной рабсты и результаты исследования изложены в публикациях автора, теть из которых опубликованы в рецензируемых изданиях ВАК РФ. По результатам исследования автор выступал на научно-практических конференциях в Институте развития образования при Академии образования Таджикистана (2006 - 2013 гг.), Кулябском государственном университете им. Рудаки (2006-2012 гг.), Московском государственном университете (декабрь 2007г).
Материалы диссертации были апробированы в средних общеобразовательных школах №№ 35, 15, 27 и школы-интерната №4 города Душанбе, а также в школах №13 и №5 города Куляба.
Основное содержание диссертации отражены в публикациях автора в Перечне изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, пособиях, методических рекомендациях и пр.
Структура м объем диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, 184 страниц компьютерного набора.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, объект, предмет исследования, определяется цель, формулируется гипотеза и задачи. Делается характеристика этапам работы, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выносимые на защиту положения, приводятся сведения об апробации, раскрывается логика исследования.
В первой главе - «Основы теории воспитания культуры мира и толерантности учащихся начальных классов (на материалах традиций таджикского народа) - рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств учащихся начальных классов в психолого - педагогической литературе, в произведениях таджикско-персидской литературы и народном фольклоре. Вопросы воспитания позитивного отношения к культуре мира и толерантности как составная часть нравственных качеств личности детей и подростков. Формирование позитивного отношения к культуре мира и толерантности в условиях обновления содержания образована и воспитания в начальной школе. В первой главе диссертации большое внимание уделяется устной художественной и таджикско-персидской классической литературе, где к проблемам нравственности и воспитанию детей в духе
и
культуры мира и толерантности уделяется особое внимание, в народной педагогике предков также уделялось внимание этим вопросам. Проблема развития нравственного сознания личности всегда была одной из актуальных проблем и в современных условиях она приобретает особое значение.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из исследований в последние годы повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически произошли изменения во всех сферах.
Такое положение, сложившееся в практике в практике нравственного воспитания учащихся начальных классов, свидетельствует, прежде всего, о недостаточной научной разработанности вопросов, касающихся изучения нравственной воспитанности личности учащихся начальных классов, использования её результатов при планировании и организации воспитательной работы.
Нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения. Воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал их соблюдение.
Педагогический процесс формирования и развития нравственных качеств, в том числе позитивного отношения к миру и толерантности включает в себя следующие педагогические условия:
- диалектический характер взаимоотношений учителя и ученика;
- формирование у учащихся социальной направленности;
- взаимосвязанное функционирование всех элементов нравственных качеств;
- правильность использования учителем стимулов и мотивов интегрирования знаний, обеспечивающих всесторонность рассмотрения явлений жизни и позитивного отношения к ней.
В формировании и развитии нравственных качеств учащихся решающее значение также имеют способности самого учителя, его педагогическое мастерство. Если учитель показывает себя способным и талантливым субъектом образования, то эти качества влияют и на учеников. Если учитель оказывается неспособным, то и эти качества тоже не оставляют учащихся безразличными.
Практика работы, а также наши наблюдения показали, что в процессе воспитания детей младшего школьного возраста просмат-
12
ривается тенденция позитивного осуществления задач, которые отражают отношение детей к окружающему миру и людям (взрослым, сверстникам, малышам), национальным традициям, груду, природе, важным общественным событиям, Родине.
Развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности органически связанно с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения в младшем школьном возрасте значительно обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т.д.) , в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка бьггь вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относится к результатам труда взрослых, к их деятельности, а также продолжается формирование культуры речи. Формирование привычек культурного поведения связывается с воспитанием чувства уважения, доброжелательности к окружающим людям, чуткости к их душевному и физическому состоянию. У детей должно быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке.
Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. При этом активизация учебной деятельности, которая приводит к формированию и развитию позитивного отношения к миру и толерантности у учащихся, была и остается одной из важнейших проблем нравственного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
Идейные источники воспитания добра и благоденствия, мирного и толерантного отношения были отражены в священной книге зороастризма «Авеста». В фольклоре таджикского народа мы находим призыв к мирному сосуществованию, толерантному отношению друг другу, бережному отношению к окружающей среде, бережного отношения к земле, воде, флоре и фауне.
Испокон веков наши предки, в том числе, классики таджикско-персидской литературы Рудаки, Фирдоуси, Н.Хусрав, Саади, Хофиз, Хайям, Джами, Камол Худжанди, Восифи, Хамадони и другие размышляли над этой проблемой, призывая людей к мирному сосуществованию и толерантности. В процессе обучения, особенно на уроках родного (таджикского) языка, учитель имеет возможность формирования толерантных ценностей, используя стихи классиков, народный фольклор, воспитывая позитивное отношение к культуре мира и толерантности.
В ходе исследования мы выяснили, что позитивное отношение к культуре мира и толерантности происходит только в процессе специально
13
организованного процесса обучения и воспитания. Для определения целей и задач процесса формирования позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся педагогам необходимо иметь четкое представление о сущности этих нравственных качеств в обучении. Последнее не может осуществляться без постоянного и эффективного руководства со стороны учителя.
Во второй главе диссертации - « Пути воспитания учащихся начальных классов в духе мира и толерантности (на материалах традиций таджикского народа)» - отражены вопросы технолого-процессуальных особенностей формирования позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов, особенно на уроках родного (таджикского) языка, где немалое место отводится наследию и традициям таджикского народа. Данная глава рассматривает также содержательно-технологические обоснованности формированию позитивного отношения к культуре и мира и толерантности, создании атмосферы позитивного отношения к проблемам нравственности. Доказана эффективность технологических и процессуальных мер, направленных на формирование позитивного отношения к культуре мира и толерантности, как составная часть нравственных качеств учащихся начальных классов. Формирование и развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов организуется всей системой ученой и воспитательной работе в процессе обучения и воспитания, особенно на уроках родного (таджикского) языка и это занимает ведущее место.
Эксперимент мы провели в общеобразовательных школах города Душанбе №35, №15, №27, школе-интернате №4, в школах №13 и №5 города Куляба Для успешного проведения эксперимента мы привлекли к работе учителей с большим стажем работы, так как опытный учитель играет главную роль в общеобразовательном процессе обучения. Представим фамилию учителей, участвующих в исследовании по части проводимого
№ Ф.И.О. учителей Школа Образование Стаж работы
1. Махмадбе<сова М. №35 Высшее 25 лет
2. Худойдодова М. №35 Высшее 25 лет
3. Назархудоева Ч. №35 Высшее 24 года
4. Бобоева С. №35 Среднее 22 года
5. Темурова М. №35 Среднее 15 лет
6. Исматшосвл И. №35 Среднее 15 лет
В процессе исследования и проведения эксперимента был осуществлён предварительный анализ, определяющий восприятие культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы №35 г. Душанбе, где определены экспериментальные классы и обычных классов школ г.Душанбе №15, №27, школы-интерната №4, школ г.Куляба №13 и №5, который характеризуются показаниями таблиц 1 и 2:
Таблица 1.
№ Ф.И.О. Экспериментальные классы школы №35 г. Душанбе Кол-во учащихся в одном классе Постижение восприятия нравственност и в%
1. Махмадбекова М. 2-4 30 38
2. Худойдодова М. 1-4 30 38
3. Назархудоева Ч. 2-3 30 34
4. Бобоева С. 1-3 30 32
5. Темурова М. 2-4 30 36
6. Исматшоева И. 3-4 30 32
Таблица 2.
№ Школы Обычные классы Кол-во учащихся в одном классе Постижение восприятия нравственное ти в %
1. Школа №15 г.Душанбе 1-4 30 38
2. Школа №27 в г.Душанбе 1-4 30 34
3. Школа - интернат №4 в г.Душанбе 1-4 30 32
4. Школа №13 в г.Кулябе 1-4 - 30 28
5. Школа №5 в г.Кулябе 1-4 30 27
По итогам учебного года (2010-2011гг.) был проведен эксперимент в общеобразовательных школах городов Душанбе и Куляба. Результаты показали, что уровень нравственности по отношению к культуре мира и толерантности у учащихся экспериментальных классов школы №35 значительно возрос по сравнению с обычными классами школ города №№15,27 г. Душанбе, школы-интерната №4, №13и №5 города Куляба. Результаты эксперимента характеризуются следующими показателями:
Темы занятий Экспериментальны е классы Количество в % Обычны е классы в% Количество в%
Объяснение значения слов «мир и' толерантность » 4-е-4кл. 70 4- тые 50
Сравнение понятий «Мир и война» З-е-Зкл. 75 3-тьи 54
Чтение наизусть стихов о мире 2-е -4кл. 70 2-рые 52
Для восстановлени я мира, что нужно сделать? 4-е-4кл. 73 4-тые 51
Кого называют покровителем мира? 4-е-кл 72 4-тые 50
Какая группа людей не почитает мир? 4-е- кл. 70 4-тые 50
«Мы всегда охраняем мир» Объясните значение этих слов? 4-е-кл. 70 4-тые 50
Какая птица символ мира? 1-е-кл. 72 1-вые 53
Какие темы в предмете «Родной язык» посвящены о мире и толерантности ? 4-е-кл. 70 4-тые 50
По итогам учебного года (2012-2013гг.) нами была проведена окончательная проверка результатов исследования и эксперимента проводимых по темам нравственного воспитания учащихся начальных
классов по отношению к культуре мира и толерантности во время уроков в экспериментальных классах школы города Душанбе №35 и обычных классов в школах города Душанбе №15, №27, школы-интерната,№4 и города Куляба №13, №5 и результаты данных исследований и эксперимента характеризуется следующими показателями:
Классы Результаты проверки
Экспериментальный класс школы №35 Обычные классы До эксперимента в% После эксперимента в% Обычные классы в %
4-тые 4- тые 38 78 57
3 3 35 .„. 76 56
2 2 33 75 54
4 4 39 78 57
4 4 39 78 57
1 1 32 74 55
В приведенных данных видно, что в процессе обучения прирост в нравственных качествах по отношению к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов во всех классах повысился, особенно в экспериментальных классах. Наблюдения и анализ показали, что причинами прироста в нравственных качествах являются следующее:
- во-первых, за счёт усовершенствования учебно-познавательного процесса и в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее приемлемыми для образовательного процесса;
- во-вторых, осознание и понимание сущности образования в развитии общества со стороны учащихся начальных классов.
Как показали результаты исследования, проведенного в экспериментальных классах, учащиеся начальных классов испытывают потребность деятельности, которая ведет к приобретению знаний, они понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, правильно мыслить и правильно действовать. При этом использование педагогических методов, отвечающих современным условиям и других инновационных дидактических подходов в процессе обучения, особенно
17
это касается преподавания родного (таджикского) языка, создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики. Процесс развития современного образования требует применения различных моделей обучения - активного, развивающего обучения и на их основе строится и наша исследовательская и экспериментальная работа. Поэтому в процессе обучения, особенно родного (таджикского) языка, должно создать условия для самостоятельного анализа общественных явлений с научных позиций. Вместе с тем пути и средства позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов в ходе обучения и особенно родного (таджикского) языка, зависят от содержания обучения предмета и от знаний учащихся. Для того чтобы содержание образования достаточно действенно оказало свое развивающее воздействие, она должно быть усвоено учащимися. Это относится, прежде всего, к предмету родного (таджикского) языка. Ибо, наряду с другими учебными предметами изучения таджикского языка создает базу для повышения уровня развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов.
Опираясь на теоретические исследования путей и средств формирования нравственности учащихся в процесс учебно-воспитательной работы, а также с учетом способностей, работы, а также с учетом способностей, необходимых для изучения родного (таджикского) языка, мы планировали работу, нацеленную на развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности по следующим направлениям:
1. Развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов на основе научного изложения результатов исследований по родному (таджикскому) языку ( выделить главные идеи в тексте; правильно и полно понимать содержание текста; прочно запоминать основные факты; воспроизводить полученные знания).
2. Развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения, и особенно посредством самостоятельного изучения ими родного (таджикского) языка.
3. Развитие позитивного отношения к культуре мира толерантности путём передачи знаний в процессе обучения и особенно по родному (таджикскому) языку другим людям (самостоятельно составить план, тезисы, конспект выступления по заданной теме; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).
В результате использования в своей педагогической работе учителями экспериментальных классов, разработанных нами рекомендаций, началось более эффективное формирование и поступательное
18
развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности в экспериментальных классах так и в обычных классах. При использовании предложенных нами методических рекомендаций учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать жизненные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась их активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался лучше и это подтверждается хорошими показателями при проведении контрольных работ в экспериментальных классах. По итогам проведенных исследований и эксперимента качество обучения в экспериментальных классах при проведении контрольных работ значительно выросло. Например, в 4-х классах с 38% до 78 %, 3-х классах с 35% до 76 %, 2-х классах с 33% до 75%, 1-х классах с 32% до 74 %, обычных классах показатели также возросли в среднем на 20%.
Использование наших рекомендаций способствовало эффективному развитию позитивного отношению к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов и привело к следующему: - повысилась активность учащихся при изучении и закрепления материала;
- значительно повысился уровень знаний у учащихся;
- повысилась способность учащихся разумно обосновывать свои высказывания;
- появилась самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
- учащиеся научились отбирать и обобщать необходимые материалы;
- значительно повысилась нравственность учащихся, что является одной из главных целой обучения и воспитания.
Анализ результатов опытно- экспериментальной работы показал, что использование психолого-педагогических методов обучения в процессе обучения и особенно изучения родного (таджикского) языка не теряет своей актуальности и способствует развитию предприимчивости, активности, критическому мышлению, самостоятельности, пониманию других людей и сотрудничеству.
По нашему мнению, основным объективным фактором, обеспечивающим формирование позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, особенно при изучении родного (таджикского) языка, является содержание образования по данному предмету. Учителя начальных экспериментальных классов использовали в процессе обучения наши разработки, к числу которых можно отнести следующие; разминка, буквенный, числовой, цифровой, зрительный, диктант и различные игры.
Многолетнее исследование убедило нас, что даже частичные изменения в организации учебной деятельности, создание проблемных ситуаций, введение новых моментов и творческих ситуаций, благотворно влияют на учащихся начальных классов. На практике мы убедились, что
игра, как педагогический прием, имеет огромные потенциальные возможности и преимущества в формировании и развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов, особенно в процессе обучения родного (таджикского языка).
На основе изучения и анализа дидактической психолого -педагогической литературы, опыта учителей экспериментальных классов и практических разработок нами были определены пути и способы, а также основные требования к формированию и развитию позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов и, особенно, при изучении родного (таджикского языка).
Мы пришли к выводу, что пути и средства формирования нравственных качеств позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов, особенно в процессе изучения таджикского языка, многообразны. Но главная задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы в процессе учебно-воспитательной работы они творчески походили к своей работе и постоянно совершенствовали свои знания.
Общие выводы и рекомендации
В ходе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам:
1) Проблема воспитания культуры мира и толерантности учащихся начальных классов, и вообще нравственности, имеет особую значимость при одновременном развитии познавательных способностей учащихся, их углублении и применения в практической деятельности. Формирование и развитие позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов сопровождается во всем цикле обучения. Стимулирующим фактором должна стать игровая деятельность.
2) Дидактическая игра в учебном процессе обучения родному (таджикскому) языку, в программе которого большое внимание уделяется произведениям таджикско-персидской и основателям таджикской литературы, позволяет учителю вести учащихся планомерно от исполнительской деятельности к ее творческой составляющей.
3) Успешное применение учителем дидактической игры в процессе обучения, особенно на уроках родного (таджикского языка) в начальных классах, имеет методически обоснованную логику. Она предполагает поэтапное введение учебного материала.Целесообразна нестандартная организация обучения в начальных классов, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, понимание позиции соучастников учебного процесса и пр. Важно также использование в учебном процессе игр по отдельным темам в совокупности с различными традиционными методами, а также и инновационными средствами обучения; активно использование учащимися начальных классов совместной с педагогами деятельности по преобразованию предложенных им дидактических игр, с той целью, чтобы каждый учащийся продвигался к
решению поставленных игрой задач вместе со своими одноклассниками, и в тоже время и своими возможностями достигал желаемого результата;
- дидактические игры во время обучения с помощью дифференцированных знаний повышает эффективность формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов, следует отметить, что системы дидактических игр в процессе обучения, ускоряет темпы развития нравственности у детей.
Результаты исследования позволяют нам сделать ряд практических рекомендаций с целью дальнейшего совершенствования нравственного воспитания учащихся, которые выражаются в следующем:
1. Народная педагогика, основанная на традициях таджикского народа, располагает различными средствами воспитания у учащихся начальных классов;
2. Использование дидактических игр в процессе обучения, особенно родного (таджикского языка), повышает эффективность формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности;
3. В процессе обучения, особенно родному (таджикскому) языку, необходимо обращать внимание на возрастные особенности учащихся, а также и на их психологические и индивидуальные особенности.
4. В процессе обучения необходимо осуществить контроль над развитием нравственных качеств учащихся начальных классов, стимулируя их совершенствование.
5. Процесс формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов необходимо основывать на активной учебно - познавательной работе учащихся, что способствует повышению их интеллектуальной активности и самостоятельности, а также оказывает существенное влияние на общее развитие учащихся.
Настоящее исследование не охватывает всех сторон решения данной проблемы. Считаем, что это может стать дополнительным фактором для исследования других аспектов данной весьма приоритетной проблемы.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ИЗДАНИЯХ ИЗ ПЕРЕЧНЯ ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ИЗДАНИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК МО РФ:
1 .Каюмова Х.Т. Воспитание миролюбия у школьников на примере народного творчества //Вестник педагогического университета// №2(45), Душанбе, 2013, - С. 15-17.
2.Каюмова Х.Т. Произведения из наследия предков по проблемам миролюбия для учащихся // Известия Академии наук Республики Таджикистан (отделение общественных наук) №3,2010 - С.58-61.
3. Каюмова Х.Р. Когда в ответе родители // Вестник педагогического университета. №3(46) Душанбе,2013, - С.175 -176.
4.Каюмова Х.Т. Воспитание толерантности у подростков // Вестник педагогического университета. №2(51). Душанбе,2013, -С. 195-199.
Статьи, опубликованные в других научных журналах н изданиях:
5.Каюмова Х.Т. Методическое пособие: «Обучение и воспитание миролюбия на уроках таджикского языка». Душанбе, 2006. - 38 с.
6. Каюмова Х.Т. Методическое пособие:« Воспитание культуры мира и толерантности учащихся» Душанбе « Ирфон» 2013.-119 с.
7.Каюмова Х.Т. Мудрость никогда не приведёт к войне // Школа и общество. Душанбе. 2004, № 1 (4) - С. 41 - 43.
8. Каюмова Х.Т. Социальная сущность воспитания миролюбия // Маърифати омузгор. №6. Душанбе. 2008, -С. 19-21.
9. Каюмова Х.Т. Толерантность путь к миру // Школа и общество. №2,2011,-С. 28-30.
10. Каюмова Х.Т., Воспитание миролюбия наша цель // Маърифат. № 7-8. Душанбе. 2002, -С. 55-56.
Сдано в печать 2.11.2013 г. Подписано в печать 3.11.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» г.Душанбе, ул.Айни 45
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каюмова, Хурилико Тагайевна, Душанбе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКИСТАНА
04201451406 Каюмова Хурилико Тагайевна
Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов (на материалах традиций таджикского народа)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
академик Академии образования Тад^южистана, доктор педагогических наук, профессор, М. Лутфуллоев
Душанбе-2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................3-18
ГЛАВА 1. Основы теории воспитания культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов (на материалах традиций таджикского
народа)...................................................................................19-59
§1.1 .Труды выдающихся просветителей и мыслителей прошлого и народные
традиций посвященные нравственности..........................................19-59
§ 1.2. Социальная сущность воспитания культуры мира и толерантности
.............................................................................................60- 67
§ 1.3. Местоположение и темы культуры мира и толерантности в учебных программах, учебных книгах и в методических и воспитательных
инструкциях ...........................................................................67-84
Выводы по первой главе..............................................................85-88
ГЛАВА 2. Пути воспитания учащихся в духе культуры мира и толерантности (на материалах традиций таджикского
народа).................................................................................89-104
§2.1. Основы морального воспитания культуры мира и
толерантности........................................................................89-104
§ 2.2. Воспитание культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения (на материалах традиций таджикского
-народа)______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 104-128
§ 2.3. Роль внеклассных работ в воспитании миролюбия у учащихся начальных классов..................................................................128-160
а) Внешкольные работы и их роль в воспитании миролюбия и толерантности.
б) Роль общества и семьи в воспитании миролюбия и толерантности.
Выводы по второй главе...........................................................160-163
Заключение..........................................................................164-1 71
Список использованной литературы .................................... 172-182
Введение
Актуальность проблемы исследования
В педагогической науке есть немало устоявшихся методов обучения и воспитания, однако жизнь выдвигает новые проблемы, требуя различных подходов и их воплощения.
Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна для стран с переходной экономикой, где наряду с изменениями в общественно-политической сфере происходят большие изменения и в сознании людей. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания молодого поколения в духе культуры мира, толерантности и патриотизма.
Формирование культуры мира и толерантности, уважение к государственной власти, защита национальных интересов государства, служение Отечеству нашли отражение в «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», где уделено внимание «Национальному воспитанию всех граждан республики» (85:6).
В современном обществе патриотическое и миролюбивое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность по ряду причин: возрастает уровень информационности молодого поколения, процессы демократизации и проявление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, культуры мира и толерантности, а также гражданского долга. Построение гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от
_ухилий—дееспособных—неответственных—людей,—способных-отстаивать—её
интересы.
Актуальность воспитания молодого поколения к культуре мира и толерантности, совершенствования этих качеств у учащихся в системе образования свидетельствует о принятии в последние годы в Республике Таджикистан государственных нормативных документов и актов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в РеспубликеТаджикистан»,
«Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», Закон Республики Таджикистан « Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
В республике утверждены также программы воспитания в области культуры мира и толерантности, в которых определены основные задачи и направления по формированию патриотических чувств подрастающего поколения.
В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать вооруженные конфликты, обостряться отношения между различными группировками, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.
Одной из причин терроризма в мусульманском мире является духовное воспитание молодого поколения и падения нравственности.
Духовные лидеры некоторых экстремистки настроенных религиозных групп используют молодёжь в своих грязных идеологических целях. И все это ради так называемой идеи, например, борьбы с капитализмом и империализмом.
Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблеме мира» разрешится сама с собой, без целенаправленной
--деятельное-ти-всех—людей—Поэтому—такие-м&жд-ународные-орган-изации,-как____
ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по данному вопросу, что вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.
В 1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была подготовлена и утверждена программа «на пути к культуре мира» (77:21).
Целью этой программы, рассчитанной на многие годы, является формирование внедрения в международные отношения культуры мира, культуры терпимости и ненасилия. В концентрированном виде суть культуры мира сформулирована следующим образом:
-воспитание детей и молодежи в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества;
-обучение молодежи отказу от насилия и использованию мирных средство в разрешении конфликтов;
-развитие у грядущих поколений чувств альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности на основе духа незыблемости своей собственности и самобытности, к признанию множественности человеческого существования в различных социальных и культурных контекстах.
В декларации о культуре мира отражено следующее: культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиции, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют: -уважение к жизни и ко всем правам человека;
-отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения ненасильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога:
-приверженность всестороннему участию в процессе справедливого
-----удовлетворения—потребное-тей—нынешни-х—и- буд-у-щи-х- поколений—в-област-и----
развития окружающей среды;
-приверженность принципам свободы, справедливости и демократии, а также терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, и культурного разнообразия. Диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми.
Иными словами культуру мира можно определить как культуру мирного сосуществования всех народов и государств.
В материалах ЮНЕСКО, которое было подготовлено для ООН, подчеркивается, что культура мира базируется на основополагающих ценностях, ради которых и была создана ООН и во имя этого она осуществляет свою деятельность.
Культура мира основана на несметных ценностях:
- уважение прав и свобод человека;
- толерантности;
- миролюбия и ненасилия;
- демократии.
Терпимость, диалог, культурное многообразие и примирение означают, что больше нет врагов, нет конфронтации, что положен конец насилию.
Миролюбию означает конец вражды, расширение информации о других, активный обмен знаниями и расширение подготовки для обретения навыков жизни в условиях мира, демократии и развития, а это, прежде всего, ненасилие. Миротворец - тот, кто способствует поддержанию мира, устранению войн, чьему-нибудь примирению.
Миротворец - лицо, способствующее сохранению или восстановлению
мира.
Конечно, становление культуры мира и толерантности является длительным процессом изменений в образе мышления и поведения людей.
------Этому-надо- учиться—поэтому-культуру-мира-на-до-понима-ть-как-школу-,-в---
которой мы все учимся жить вместе.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность делает возможным достижения мира и способствует
замене войны культурой мира. Появление толерантности не означает
терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих
б
убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим. В работе академика И.Х.Каримовой «На пути к культуре: формирование толерантности сознания» отмечается, что толерантное сознание - один из стержней культуры межнациональных отношений. Академик Ф. Шарифзода считает развитие толерантности в системе образования объективной потребностью современного общества.
Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., провозглашает 16 ноября отмечаемым международным днем, посвященной толерантности. Рассмотрим определение толерантности на ведущих языках мира:
- tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;
- to tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существованию различных мнений без их дискриминации;
- tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, которая может отличаться от вашей.
- tolerancia(ncn.) - способность принимать идеи или мнения отличные от собственных;
^loianrong (китг)^-~принимать-других- такими,-как-ие- они-есть,-и-быт-ь----
великодушными по отношению к другим;
- tasamul (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование какого-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому либо;
- бо тахаммул муомила кардан (тадж.) - терпимость к кому-либо, принимать других такими, какими они есть, и прощать.
Определения толерантности, существующие на различных языках, в целом совпадают.
Однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности:
- английская - снисходительность;
- китайское - великодушие;
- русское - умение терпеть;
- таджикская - терпимость к кому-либо и прощать.
Развитие общества на современном этапе настоятельно диктует и развитие гуманистической идеологии, которая в будущем гуманистическом обществе найдет проявление и развитие духовной, творческой сущности человека, где одним из решающих факторов является совершенствование воспитания будущего поколения. Эти вопросы нашли свое отражение в наследии предков таджикского народа - произведениях таджикско-персидских классиках литературы как Рудаки, Авиценна, Хайям, Фирдоуси, Джами, Саади, Камол Худжанди и других великих мыслителей, а также народном фольклоре.
В советское время эти вопросы были отражены в произведениях Айни, Мирзо Турсунзаде, Лохути, Улугзаде, Рахимзаде, Миршакара и других таджикских просветителей.
Нежалый вкла~дпз~пе"дагогическую~науку~внесли_русские просветители:-----
Болдырев А.Н., Бауман Д.Е., Бабанский Ю.К., Брагинский И.С., Данилов М.А., Ковалев Н.Е., Комеников Н., Макаренко A.C., Сухомлинский В.А. и другие.
Немалая заслуга в педагогической науке принадлежит и таким таджикским ученым, как Лутфуллоев М., Каримова И.Х., Шарифзода Ф., Орифи М., Пахлавонов А. и другие.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими факторами:
- отсутствием теоретической разработанности данной темы по формированию и развитию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
- органической потребностью учащихся начальных классов в развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, которая обеспечивает долгосрочный результат в обучении и воспитании;
- отсутствием новых подходов и технологий, обоснованных научными данными по формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;
- научно-практическим и методологическим значением данной темы в условиях совершенствования и реформирования образования.
Степень разработанности проблемы
Вопросы воспитания нравственных отношений у подрастающего поколения, касающихся проблемам культуры мира и толерантности, всегда были в центре внимания объектом пристального внимания со стороны многочисленных исследователей. Ученые в своих трудах определяют эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса выработки позитивного отношения к культуре мира и толерантности, но как среду, в которых происходит
"формированйе ~ьГравственно"сти:—Проблемьг"воспитания--культуры—мира—и-----
толерантности проходит через высокие идеи и идеалы представителей таджикско-персидской литературы, известных просветителей, ученых и педагогов.
В решении вопросов воспитания культуры мира и толерантности
важное место отводится творческому применению наследия и традиций
таджикского народа, воплощенного в произведениях выдающихся
мыслителей: Рудаки, Саади, Авиценна, Хайяма, Фирдоуси, Джами, Восифи,
9
Камола Худжанди, Хамодани, Ахмади Дониша, С. Айни и др, которые оставили богатый материал для обогащения и углубления новых аспектов роли литературного наследия таджикского народа в духовно-нравственном развитии воспитания подрастающего поколения.
Различные аспекты формирования нравственных качеств подрастающего поколения нашли отражение в научных работах А.Бердяева, В.С.Библер, В.П.Вахтерова, В.В.Зеньковского, Н.И.Пирогова, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, Ушинского. Проблемам воспитания духовно- нравственной культуры и образования посвящены исследования ученых педагогов и психологов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского.
Концептуальные положения в теории и практике развития личности нашли отражение в трудах Л.И. Божович, А.А Бодалева, Л. С.Выготского, Б.З. Вульфова, А. Н Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, А.И. Рувинского, Д.И. Фельдштейна. Идеи об образовании как форме развития личности и общества, а также положения о самореализации личности отражены в трудах Л.Н.Куликовой, А.Н Солдатенкова, М.И. Шиловой, Н.Е Щурковой, И.Х. Каримовой,М.Лутфуллоева,Ф.Шарифзода, М.Шайхова, И.Г. Шапошниковой, Е.И. Щукиной и др. Аспирантом Хабибовой Н.Ш. была защищена диссертация на тему: «Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов».
Современные таджикские ученые-педагоги И.Х.Каримова,
М.Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Т.Шукуров и другие в своих исследованиях
касались отдельных частей" даннбй^проблемыг"Особенно —подробно--они-------
рассмотрели развитие и формирование нравственных качеств по проблемам культуры мира и толерантности в учебном процессе. Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования и развития позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в учебно-познавательном процессе.
Кроме того, необходимо отметить монографии академика И.О.
Обидова, Х.С.Афзалова,Б.Р. Рахимова,К.Б.Кадирова,Р.И.Ходжимухамедовой,
ю
М.Арипова, Р.Я.Хамидова, В.Ч.Ревазова, Д.Н.Латьшова. Необходимо также отметить ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отраженны отдельные аспекты исследуемой проблемы.
Но, несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов не была предметом специальных исследований