автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки
- Автор научной работы
- Зайцева, Татьяна Григорьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Киев
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки"
НлУЧНО-ИОЗДДОВАТЕЯШаЙ ИНСТИТУТ ШЩГОГ.ЖИ УКРАИНЫ
На правах рукописи
ЗАЙЦЕВА Татьяна Григорьевна
'УДК 371.036 + 372.578 : 78.01
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ- ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМ !ЯЗШ
13.00.01 - теория л история педагогика
Автореферат
диссертация на сопскаяпо ученой степени кандидата педагогических наук
Киев - 1991
Работа выполнена в Научно-исследовательской институте п готики Украины.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущее учреждение
- кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Хлебникова Л.А.
- доктор педагогических наук, про^ссор Киричук А.В.
- кандидат психологических наук, доцент Науыенко С.И.
- Вшницкии Государственный пэдагс гнческий институт им. Н.Островсь
Защита состоится " ^>1992 года в 15 часов
на заседании специализированного совета Д ИЗ.15.01 в Научно исследовательской институте педагогики Украины /252030, г.Кн 30, ул. Ленина, д.Ю/.
С диссертацией иозшо ознакомиться в 'оиблиотеке Научпо-и следовательского института педагогики Украины.
/С* 199^/ года.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специалг~Ерованного совета
^¿//¿^Ф и. П. Легкий
| ШЦАЯ :^РАЬПЕР'/СТШ РАКШ:
Актуальность проблемы. Осуществление сложны:; перестроечных процессов, происходящих з пааем общество, невозможно без совершенствования духовкой культуры человека. Виднее место в решении этого вопроса прпнадле:::ит эстетическому воспитанна, призванному обеспечить диалектическую взаимосвязь эмоционального и рационального в эстетическом сознании личности и его компонентах /чувствах, потребностях, вкусах, оценках, идеалах/.
Ориентация общеобразовательной пделн в течение многих лет ка ;*.ор:;ироЕаште у учащихся преимуг;естЕеннл абстрактно-логических Сорм мшленля приводит к определенному диссонансу кевду чуестеои' 7. интеллектом, к обеднению всей эмоциональной казни человека.
В настоящее Ере:,-я в ресенш этой проблемы особуа значимость приобретает воспитание эстетических чувстЕ, являадихся варазп-телк"д эстетического отношения человека к явлениям действительности. Проявление их в самых различных сферах деятельности лд-де!1 /трудовой, художественней/, а также общении, обусловливает • их влияние и на саму эту деятельность и объясняет тесную взаимосвязь с другими высшими чувствами - нравственными, интеллектуальными, практическими.
Наиболее важным для воспитания эстетических чувств является период дошкольного к младшего вкольного возраста, отличающийся эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях, активностью пг'карательного интереса но только к окружающей действительности, по и к своему "я" /Л.А.Венгер, В.С.Ыухшш, А.Б.Запорожец и др./.
Развитие эмоциональной с£еры детеЗ этой возрастной группы
уделяли вникание К.Д.Ушенский, П.П.Блонсккй, Н.К.Крупская, В .Н .Падкая, а в более позднее года - А .И.Буров, Б.М.Йеменский, В.А.СухомлинскиЙ и др. Их мнения сходятся в том, что воспитана
о
эстетических чувств должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей /Б.М.Неменский/, полноценное воспитание личности предполагает единство нравстзеншх^ интеллектуальных, эстетических чувств /В.А.Сухо;,минский, Р.М.Любимая/, зсте ткческие чувства долкны выступать побудителя,«! к худояестЕенно; деятельности человека /Л.Й.Буров/. Механизм эмоциональных процессов раскрывается в трудах Л.И.Божович, Б.К.Бшшнаса, Л.В.За порожца, Г.С.Костша, А.П.Лвонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.
Содержание эстетического чувства с'точки зрения психологи и эстетики рассматривали Д.С.Выготский, Б.И.Додонов, С.Х.Раппо порт, Б.М.'Геплов, Г.Х.Шингаров, Л.Г.Бвдашев, П.М.Якобсон.
Проблема воспитания эстетических чувств у ыладдшх школьна ков средствами музыки нашла своз отражение в трудах Ю.Б.Алпева 0.А.Апраксиной, В.К.БелобородовоВ, Н.А.БетлуГЕНОй, Д.Б.Кабалев ского, С.Й.Баукенко, Р.С.Ригиной, Ю.А.Соколовского, I.А.Хлебни козой. Многие авторы подчеркивают необходимость формирования музыкальной культуры как части общей духовной культуры человек /Д.Б.».абалеЕСКЕй, Л .А .Хлебникова/, совершенствования многообразных астатических переживаний как формы вырггеггя чувств /В.Н.Шацкая, Н.А.Бэтлуггаа/, активного обогащения опыта эмоцио нального перекивания младших школьников /И.В.Кадобнова, Ю.А.Со коловский, Л.Б.Школяр/.
Изучение теоретических источников, а там® опыта практиче кой педагогической работы по воспитанию эстетических чувств, убеждает в подхода к нему как к чувству насладдония и любова-
иия прекрасным в искусстве и окрукаюадй действительности /Б.И.Додонов, А.П.Ларьков, Л.П.Еечко, С.X.Раппопорт, Г.П.Шевченко, А.Б.Щербо, Л.Г.Лвдагев'и др./. Еместе с те« недостаточное внимание уделяется взаимосвязи меяду эстетическими чувствами и поведением школьников в повседневной аизни. Это является следствием недооценки общности механизма возникновения и протекания всех высших чувств /Л.М.Аболин, Л.С .Выготский/, наличия эмоционального % интеллектуально-волевого компоне~та в структуре эстетпческс о чувства /С.Л.Рубинштейн/, проявления эстетических чувств з форме переживания, побуждающего человека к дейогвии на социальном уровне /Л.М.Аболин, Л.С.Выготский, С.Л.РубинктеГгн, Г.Х.Хннгаров, Н.С.Зйхе/, взаимосвязи воспитания эстетических чувств с развитием Я-концепции человека /Р.Берне, В.Рстт^нберг/.
Недостаточная теоре -•ическая и практическая разработанность цроблеш совершенствования эмоциональной с£еры школьников обус-„ ловили ьыбор темы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования и выдвижение гипотезы.
Объектом исследования явился процесс воспитания эстетических. чувств у детей 7-9 лет.
Предметом - пути и сродства Боепитания эстетических чувств у младших школьников в процессе музыкального восприятия.
Цель исследования - осуществление теоретического анализа л вксперимептальксй проверки условна воспитания эстетических чувств у учащихся начальной сколы средствами музыки.
В основу исследования легло предположение: ¡¡фиктивность процесса воспитания эстетических чувств у иладаях пкольксков «зачет повыситься прл условии обогащения гизпенпо-змсциснальнсго
опыта детей е процессе восприятия лузыкп и осознания на этой основе собственных перегибаний.
Б соответствии с целъс и гипотезой были поставлены следук
!/ изучить научго-теоретпческие основы процесса воспитан? эстетических чувств у дете.; 7-9 лет средствами музыяи; определить структуру, содерг-ание к уровни сгортлированности эстетичес ких чувств;
2/ обосновать психолого-педагогическпе условия развития : тетнческин чувств ¿¡ладана школьников средствам гузшеа;
г/ раз^ботгть и экспериментально проверить гетсдику еос] тапия эстетических чуесте у учащихся начг-льноп екояц средстЕа1 музыки.
Теоретической г. методологической оенопо? .явились; учение об астетгчзскоа сознании гак отражен;:!: объективно"! реальности о сухости по: .англ человеком действительности к собственного существа, о единстве эстетического соз1:а1п:л и деятельности; положения о специфике эмилональных процессов, природа !.'.узонального восприятия, эстетического отношения к окру,:ш^;е.\1у киру.
2 исследовании применялись теоретические методы /дедукщ: к индукция, сштег, сравнение, классификация, моделирование/, ашшрические методы /наблюдение, интервьюирование, устный и письменный опрос, оценивание контрольных заданий, изучение передового опыта/, метод вклаченного наблюдения, педагогический эксперимент.
• Работа над исследованием, охейтибьем период с но 1990 гг., проводилась в 3 этапа.
На первой / 1980 - 1936 / изучалась и анализировались литературные источники, проводился поиск Путей п0еш6ния Бффектив-ности процесса воспитания эстетических чувств средстт-л музыка; в ходе включенного наблюдения отбирались формы и ¡¿етодк работы с детьми, уточнялось программное содержание занятий.
Еа втором згапе / IS86 - 1987 / осуществлялось констатируи-щее исследование уровня сформированное™ эстетических чувств у I07B учащихся начальных классов школ гг. Харькова, Херсона, Сум.
Еа третьем этапе / 1987 - 1990 / разрабатывалась недель процесса Боепитания эстетических чувств, проводился формирующий эксперимент, анализировались полученные результаты, формулировались основные положения и еыводк, проводилось внедрение их в практику кассового музыкального воспитания в школах гг.Херсона п Харькова.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- осуществле? анализ понятия "эстетическое чувство" о позиции педагогики;
- определены особенности структуры, содержания и функций эстетических чувств, выявлены этапы, уровни и критерии их сформированном!!; . в
- обоснованы психолого-педагогические условия, повысащие • эффективность процесса воспитания эстетических чувств у детей
7-9 лет средствам музыки.
Практическая значимость исследования:
- разработаны пути воспитания эстетических чувств у ¡¿гадких школьников в процессе восприятия ыузшш;
- апробированы цетода работы, псзЕолявдие практический
работникам повышать эффективность процесса воспитания эстета ческих чувств у учащихся младшее классов средствами музыки;
- предложены практические рекомендации, способствупциа организации воспитательного процесса и активизации ыузнкальн восприятия школьников;
- разргботана к внедрена в ряде школ Украины программа воспитания эстетических чувств у детей 7-9 лет средствами му зыки.
Апробация результатов исследования осущаствля в непосредственной педагогической деятельности ¿втора / СШ & г.Херсона/, -а такяз при участии в конференциях: отчетных /Ки 1988 - 1990/, менвузовских Дероон-1990, Киев-1991/, республ канских /Черкассы-1987, Бинница-1937, Ровно - 1989, Семипала тинск - 1989/, всесоюзных /Кировоград - 1988, Херсон - 1989, Коскбэ - 1930, Полтава - 1991/, а такие в мбздународной конф ренцик по астатическому воспитанию Дерсон - 1991/.
На защиту выносятся следующие положения;
I/ астетическоа чувство, появляющееся у человека в проц са восприятия явлений еизни или произведений искусства, на о нов» осознания возникающего переживания активизирует личност на эстетически целесообразную деятельность;
2/ воспитание эстетических чувств у младших школьников осуществляется на основе ог эзнания детьми собственных пероки ний и формирования Г -концепции человека;
3/ главным условием пошаения эффективности процесса во питания эстетических чувстЕ у учащихся 7-9 лет является обог гэние жизненно-эмоционального опыта школьников на основе гуы но-личностного подхода к ребенку.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, вух глав, заключения, списка литература, 9 таблиц, 27 рисун-ов и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕШАШЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы, сформул-ро-аны объект, предает исследования, его цель и задачи, гипотеза, пределены научная новгана, теоретическая и практическая значи-ость,псложенЕя, еынос^/лй на защиту, представлены сведении об пробации. ' -
3 детвой главе "Теоретические основы воспитания эстетичес-их чувств у млядикх игольников средствами музыки" проакалкзиро-апо состояние разработанности зтоЗ проблемы с точки зрения фи-оссфии, психолог л:, оЗщей и музыкальной педагогики, эстетики; роиэведен теоретический анализ и обоснованы психолого-педаго-ичоские условия воспитания эстетических чувств у детей 7-9 :зт; выделены особенности эмоционального развития младгих г<Ъль-икоз; определены критерии оценки воспитания эстетических чувств [ состояние их сформированное^.
Ш исходили из того, ч:о процесс дознания действительности жлшает и познание человеком самого себя, своих перешгвапиа, •сознание собственного "я". В оснобэ этого проце-зоа легит теп-йг'сзя к переводу самоощущений на язык рациональных понятий.
Анализ литературных источников позволил уточнить содорга-12в попятил "эстетическое чувство", структуру, функции и кхз-~ ¡Ефакащао чувств. Еыявлено, что любое предмЗтпсэ чувство /в :ом тпсле и эстетическое/ представляет собой процэсо психичвс-соЗ деятельности; в его основе лекдт единство отражаемого со-
а
доргшвих. е собственно эмоционального переживания. Отличительной чертой чувства является его осознанность /Л.М.Аболия, Д.Н.Овся-нико-Куликовский, С.Л .Рубинштейн/. Степень осознанности переживаний, являющихся формой выра^-ения чувств, отражается на соотношении эмоциональных и интеллектуально-волевых компонентов, составляющих структуру чу£ства. На основании обобщения педагогического слита делается вывод о недооценке .значения осознания человеком собственных переживаний, а также о необходимости и возможности осознания чувотва у;хе в младлем школьном возрасте. При эгом этапы постижения учащимися своих переживаний соответствуют этапам познания действительности - сенсорно-перцептивному к рзчемыслительному, понятийному.
В основу постижения ребенком своего чувства нами положена Я-концепция, разработанная Р.Еерксом и охватывающая совокупность ^сех представлений человека о себе, то есть чувств, убех-, дзний, оценок, "енденций поведения. Воспитание эстетических чувств у младошх пкольников рассматривается как часть общей проблемы воспитания Я-конц-щии. При этом под Я-обрззом понимается описание школьником своего эстетического переживания на уровне, элементарного логико-речевого мышления /содержание/. Самооценкой является сувденке о причинно-следственных связях появления чувства, определяющих тенденцию поведения /процесс/. В диссертацд обосновывается позиция, согласно которой осознанность ребенком пареяиваний должна способствовать определенному увеличении .значения интеллектуально-волевых компонентов в структура самого чувства при безусловном преобладании эмоционального. Достигнутое при этом сравнительное равновесие меяду отргчазмым содержанием и собственно эмоциональным перениваьпеи являв'.„я предпосылкой возникновения у деть.. зст&тичссксго сспсрсливакгя
как более совершенной формы проявления чувств.
В исследовании проанализированы понятия "эмоция" и "чувство", даны их отличительные характеристики. В качестве главной функции чувства выделяется отражательно-регулятивная на социальном уровне. На основании изучения литературных источников делаются выводы о чувства как активно-действенном процессе психической деятельности, мобилизующем силы человека л побуждающем к деятельности, а также об общности механизма зарождения и протекания чувств любого вида - интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Рассмотрение феномена эстетического чувства с позиции эстетики, педагогики, психологии показало, что оно трактуется как специфическое эмоциональное состояние наслаждения, являющееся результатом восприятия и пвреаивсния прекрасного в искусстве и реальной лизни /Б.И.Додонов, Е.М.Герман, В.К.Скатерщиков, , А.П.Ларькоа, Г.П.Шевченко, Л.БДербо, Л.Г.Шдашав/. 3 исследовании проводится мысль о том, что трактовка сторонниками гедонистической концепции эстетического чувства как "бескорыстных, самоценных субъективных переливаний" /Б.И.Додонов/ не в полной море отвечает задачам' общего воспитания личности. Будучи активным процессом психической деятельности, наслаждение нахед-.тся зо взаимозависимости только лишь с эмоциональным структурным компонентом, не затрагивает при этом интеллектуально-волевых компонентов и не оказывает существенного влияния на осознанную деятельность человека.
С целью уточнения содержания-понятия "эстетическое чувство" в диссертации дана характеристика его разновидностей - собствен-
ко эстетических /наслаждение прекрасным в искусстве и в кизни/, эсте газированных /наславдзнне красотой искусства/, художественных /предметных чувств, вызываемых у человека в процессе восприятия произведения зочусстза/. '
Анализ содержания художественных чувств помог установить прямую связь медду предметными /жизненными/ чувствами, проявляз щимися в повседневной действительности, и эстетическими, отражающими эти явления с точкч зре..ия прекрасного и безобразного з ориентирующими человека на эстетическую деятельность. На основ! анализе литературы уточняется понятие "эстетически чувство", подчеркивается перспектива преобразования всех предметных чуво угс 'школьника'в единое эстетическое чувство прекрасного и пред лагается классификация чувств по признаку контрастности /анало гично основным категориям эстетики - прекрасного и безобразног возвышенного и низменного; при этом чувства прекрасного и безе разного объединяют все предметные чувства/.
Учат взаимосвязи выделенных параметров чувства /двухкомяс ненткость структуры, побундеыие к эстетически целесообразной деятельности как основной функции, богатство эмоционального с! держания, классификация по припишу контрастности/ позволил В1 вить форды проявления эстетических чувств на кавдом этапе их развития: элементарная эмоционально-эстетическая реакция, эст! тическсз сопереживание вида г.оаффект /переотвание чувств авто; художественного произведения/ и сопереживание вида собственны аффект /переживание по поводу переживаний автора/.
В диссертации обосновывается положение о том, что эстети кс*- сопореглшание в?де "собственный аффект" •является предпосы кой для возникновения катарсиса - яркого эстетического наслаждения, появляющегося у школьников при восприятии произв деки
искусства, в частности, эмоционально-образного содержания музы- '-ки и переживании этого содержания. При этом чувства учащихся, постепенно преобразуясь в эстетические, начинают активно влиять на поступки и ориентировать школьников на целесообразную деятельность. АЕтор предлагает рассматривать катарсис как инструмент педагогического воздействия на предметные чувства школьников, лоззолявдкй преобразовывать их в единое чувство прекрасного.
В главе анализируются результаты констатирующего эксперимента, ставившего своей ".елью исследование уровня воспитанности эстетических чувств у млзд'лих аколькикоз. При этом использовались .;згодц: диагностические /анкетирование, беседы, устный и письмешый опрос/, обсервационные /обцее и выборочное наблюдение/ и практические /изучение пвредозого педагогического опита/. 3 качестве крнгетаез выступали умения детзй соотносить чувства, выратлглгые з музыке, с собственны.".!!, появляющимися в повседневной дизни, определять причины их возникновения, переносить воспринимаемое "композиторские" чувства на себя, активизировать силы для эстетически целесообразной деятельности в процессе восприятия музыки. Критерии оценки воспитанности оситическпх чуветз выводились с учетов требований Я-концепцин-чувства и предполагали умение детей ориентироваться в определенных взаимосвязях: "Какие чувства вызывает у тебя эта музыка?", "Какие события. в тпоой хизнн вызывали у тебя такие ке чувства?", "Как о Л поступок ты бы хотел соверзить после ярослуииванкя этой музыки?".
Эксперимент проводился на материале ярких и доступных мхэд-
=им скольпикам произведений*. Серия заданий псзвол"ла выявить.
1 "Адажио" К.Данькевича; 3 часть концерта Л 3 для фортепиано с ' о' честпом ^.Кабалевского; "Картинки русских живописцев ".Само; "Еаба Йга" и "Осенняя песня" П-Чайковского; "Ро;уз,о в Троцком стиле'' З.!,'.сцарта; "Кавнавал "нзотных" /"Лебедь"/ К.Сен-Санса; "Веселый крестьянин" Р„Шумана.
что часть учащихся ¡-3 классов отличается эмоциональной отзывчивостью на музыку, имеет запас музыкально-эстетических впечатлений и слов для их характеристики, обладает способностью к сопереживанию. Вместе с тем, число детей, проявляющих способность к. даЗйвранцврованныа эстетическим переживаниям, сопереживанию •"по поводу переживаний", незначительно.
Констатирующее исследование позволило установить, что астатические чувства у 66 % учащихся 1-2 классов н у 46 £ третьеклассников соответствуют низкому уровню развития. Школьникам этой группы присуща эмоциональная отзывчивость на музыку за счет преобладания в структура эмоционального компонента; эстетические
у
переживания в форма эмоционально-эстетической реакции являются неосознанными. Низкий уровень воспитанности эстетических чувств назван нами уровнем естественной эмоциональной реакции. Эстетические чувства 33 % детей 1-2 классов и 49 % девятилетних школьников приближаются к среднему уровню /названному в исследовании эмоционально-деятельным/ и выступал преимущественно как эстетическое сопереживание вида соаффект за счет появления в структуре чувства интеллектуального компонента. К высшему уровню, эмоцпонально-катартическому, были отнесены чувства 1 £ детей 1-2 классов и 5 % - 3-х классов. £ля структуры чувстз этого уровня характерно некоторое усиление интеллектуально-волевых коуюнэнтов.
В исследовании делается вывод о зависимости мзхду уровнями воспитанности эстетических чувств шгадаих школьников и конкретными психолого-аедагргическкми условиями, способствующими их ■ развитию г
•Ка основании анализа литературных источников и обо^цения педагогического опыта обосношпвтся необходимость обогащения
гакеннр-эмоционального опыта детей б процессе музыкального вос-зиягия как главного условия. С помощьв установленной заЕиснмос-I меаду эмоциями, потребностями и дефицитом информации по удов-зтворениа этой потребности /П.В.Симонов/ в исследовании делает-I вызод о существовании взаимосвязи мезду удовлетворением пот-збности детей во впечатлениях, их жизнонным опытом и эстетт-зскими чувствами.
Доказывается значимость осознания учащшися собственных пе-зкиван 1, активизация познавательного интереса к эмоционально-Зразному содержанию музыки; вовлечения школьников в разнообразие В1Ш музыкальной деятельности и использования взаимосвязи эзличных видов музыкальной деятельности; применения проблемно-эискового подхода, целенаправленности педагогических воздейст-й; гуманно -личностного подхода к детям.
Выявление уровней сГ эрмирозанности эстетических чувстз у ¡сольников позволило наметить перспективу поэтапного совершанст-эвания эстетических перенивашй на основе обеспечения зцделон-IX психолого-педагогичоских условий.
Во второй главе "Педагогическое руководство процессом воспи-ания эстетических чувстз у младаих икольншсов средствами музыки" редставлена модель процесса воспитания эстетических чувств,пре-усматривающая соверззнствоЕаниз природной способности детей к олраханиг и эмоциональному "заражению" и преобразование ее в аособность к эстетическому сопереживанию. 3 созданной модели от-огоны 3 этапа эмоциональной деятельности учащихся: эмоционально-ерцелтиЕНОй, змоагоналыю-ролэвой п эмоционально-созидательной.
Этап эмоционально-перцептивной деятельности предполагал вов-эчение детей в разнообразные эмоциональные ситуации, октивизи-ущие музыкальное восприятие ; введение перцептивно-ор: знтяро-
. вочных действий, направленных на формирование у учащихся умани "видеть" чувства людей по признака« ес внесшего выракения и "слышать" их в музыке, связывать выраженные в музыке чувства с собственным, жизненно-эмоциональным опытом; развивать способность к дифференцированным переживаниям. Зтап предполагал сове пекствозание структуры эстетического чувства и выделение роли
■ интеллектуального компонента на основа осознания детьми своих эстетических пере^шаний.
Зтап эмоционально-ролевой деятельности предусматривал уэд тие школьников в музыкально-ролевых играх, способствующих разз тиз способности к ^опереяиваниа вида собственный аффект на oci ве движения под музыку и формирования у детей умения интонаци; но-пластического выражения собственных чувств при восприятии музыки; зтап преследовал цель усложнения структуры по линии в: деления интеллектуально-волевых компонентов на основе осознан: причинно-следственных связей возникновения чувств з реальной низки.
Этап эмоционально-созидательной деятельности направлялся на совершенствование способности к эстетическому сопереживаю: вда собственный аффект путем привлечения щыедьнпков к per энп эмоционально-проблемных задач и формирования у них умения ори тироваться в поступках согласно свои;.: чувствам, а такге чуаст близких дцдей. Зтая предполагал активизацию эстетического con реливания и появлениа ка этой основе катарсиса, мобилизующего силы детей на астатически целесообразную деятельность.
Кодаль процосса воспитания чувств у учащихся начальной с
■ ли предполагала реализацию взаимосвязи мззду конкретны:,ш этаг деятельности доте а и динамикой совершенствования способности астатическим переживаниям от уровня элементарной астатической
реакции до соперезивания вэда собственный аффект.
Формирующий эксперимент проводился з СШ Л 3 г.Херсона и охватил 155 учащихся. Его целью явилась проверка па практика эффективности предлокенной модели га основа обогащения жизненно-эмоционального опыта детей как главного условия воспитания эстетических чувств.
3 задачи эксперимента входила разработка на основа предложенной модели программы работы с детьми, обеспечивающей основные психолого-педагогические условия воспитания астетических чузстз, и проведение на ее основе экспериментальных занятлй';ор-гакизация формирующего эксперимента; применение конкретны^ методов работы, .адекватных намеченной цела; анализ а обобщение результатов. В качестве объекта формирующего эксперимента выступала способность к эстетическому соперекиванию, предметом являлось содержание музыкальных занятий.
С помощью проверочных заданий, соответствовавших компонентам педагогической модели, определен исходный уровень воспитанности чувств детой опытных и контрольных классоЕ.
Первая серия заданий направлялась на выявление характера эстетических переживаний и их дпфй-зренцированкостп. Школьникам предлагалось определить выраженные в музыке чувства, сооте :сти их с причинами возникновения аналогичных чувств в жизни. С целью выявления деОфзрехшдрозанности порегзваний применялся метод аналогии. Озидалссь, что в процессе восприятия нескольких музыкальных фрагментов выражающих близкие по эмоциональному знаку чувства, дети должны были определить эту разницу вербально или в сравнении музыкальных сьрагментов о аналогичными мимическими схемами. Вторая серия з>- здний стаЕЯла своей целью Еыяв.таьиа характорз зо-тотичзского сопереживания я предлагалась детям, успзсто вылолкгпз-
шиш предыдущее задание. Предполагалось, что в результате прос. витания двух контрастных музыкальных произведений, школьники,1 вства которых проявляется в форме эстетического сопереживания да собственный аффект, будут сообщать о своих переживаниях, н( импяцотг прямой аналсгш с амоциэнально-обраашш содержанием в< принимаемых произведений. Третья серия заданий .долина была bhj вить детей, эстетические чувства которых стимулируют деятельность школьников. Результаты предварительного контрольного opt за позволили сделать вывод о характере переживаний и уровне р= вития эстетических чувств детей опытных и контрольных групп, : также об отсутствии у значительной части школьников четко Еырг ненных основ воспитании Я-ксццепции-чувства.
Основное содержание программы воспитания эмоциональной oj ры. школьников составила система эмоциональных ситуаций. Исхода ш принципами ее построения явились принцип интереса, связь с жизнью, доступность, преемственность, тематизм. Трехзтапнссть модели процесса воспитания чувств нашла свое отражение в тема! ш программного содержания и выделении трех тем: "Чувства челе ка", "Чуткость человека", "Поступки человека".
Б процессе формирующего эксперимента учащиеся вовлекалис! в эмоциональные ситуации; участвовали в эмоционально-ролевых i pax /"Я- е сказке", "Я-в жизни",.!/,в играх "Я-кх чрэжиссер" /с просмотром диафильмов/, в играх "Кинокамера" /составление сага тоз по прослушанной музыке/, писали "мшсросочинения", подбирав стихотворения в соответствии с эмоционально-образным содержат ом музыки, решали проблемно-эмоциональные задачи.
В работе иопсльзовзлась система o6a;ax и частных методов. К общим, применявшимся на всех этапах, эксперимента, были отпес
ны: метод перцептивного действия, дававший возможность учащимся глубже проникнуться эмоционально-образным содержанием музыки и идентифицировать свои переживания с нал на основа введения ориентировочно-исследовательских действий /покачивание корпусом, движение рукой, "ощупывающей" мал одическую линию,- притопы и хлопки и т.д./; метод моделируш.эго переживания, предполагавший припоминание ребенком чувства на основе правильно выполненного движения; метод импровизации, помогавший выраяать статические чувс 'ва в Еокально.. и речевой интонации, з гзстах, движениях в соответствии с индивидуальностью школьника ; метод идентификации, максимально приближавший чувства детей к "композиторским".
В задачу I этапа формирующего эксперимента входило развитие способности к дифференцированным эстетическим пережиганиям на основе воспитания у детей умения "видеть" чувства послышать" их выражение в музыке .Гл_вшми пснхолого-педагогическимн условиями являлись:активное восприятие эмоционально-образного содержат а музыки,способствующее удовлетворению потребности учащихся во впе-чатлониях;осозканяз школьниками своих эстетических переживаний ; обобщение и обогащение жизненно-эмоционального опыта дотей на основа восприятия мушки как специфического отражения явлений действительности гуманно-личностный подход к детям,помогающий устанавливать психологический контакт в системе "муг-чка-учитель-ученик".
• С "елью обеспечения выделенных условий на I отапо использовались музыкальные произведения с ярким образным содержанием, вовлекавшие школьников в разнообразные эмоциональные ситуации' .
"Еальс-шу.тка" Д.Постаковпча /слушзниэ .пластическое интонароза-пиа, создашь рисунка по прослушанной музыка/ ; "ЕзсолыЛ музыкант" А.Оияпппенко /слушание, разучивание, игра на воображаемых лютрумзнтах/; "Колыбельная" Г.Гладкова /слушание, и ло^изикь на треугольнике, пластическое интонирование, подбор «вютескх: схем/ {''Супох" Л.Ботховена /'слушание, пластическое актснаиоваи;* • создание'Комических схем, работа со словарем/.
Наряду с общими применялись частные методы: беседа /актуализирующая жизненный и эмоциональный ошт школьников/, сопоставление /позволяющее детям жучиться устанавливать взаимосвязь мецду собственными чувствами и выракением аналогичных в музыке/, практическое действие /активизирующее эмоциональную память детей/, внулаемое иере:гиванпе /помггахщее идентифицировать личные переживания с эмоциональным содержанием поэтических строк/. Экспериментальные занятия проводились в атмосфере доброл:елательности, чуткого относения к детям.
Созданные психолого-педагсгические условия позволили учащимся в процессе формирз щего эксперимента приобрести умение "ввдеть чувства лвде" по вке:ц-:ему Еыраяенпю и "слышать" аналогичные в ¡.7-зыке, осознавать "композиторские" переживания и соотносить их с собственными. При этом эмоционально-эстетические реакции на музыку приобрели форму осознанных переживаний у значительной части детей за счет выделения в структуре чувства интеллектуального компонента.
Б задачу П этапа входило совершенствование способности детей к аскетическому сопереживанию Езда собственный аффект посредством формирования у школьников умения интонационно-пластического выражения эстетических чувств. Условиями развития этих способностей слухили обогащение шзненно-вмоционального опыта екольников в процессе в' оприятия музыки, активизация познавательного интереса к эмоционально-образному содержакию музыки, вовлечение учащихся в разнообразные виды музыкальной деятельности; взаимосвязь различных видов работы.
Обеспечение необходимых условий происходило, посредством вовлечения учащихся в музыкально-ролевые игры*.
Например, "Зайчик дразнит иедв-яонка", "Улоямый бгштиптка" ■ Д.КабалеЕского.
Осуществление взаимосвязи видов деятельности можно проследить на примере работы над музыкальной сказкой "Щелкунчик" по одноименному балету П.Чайковского: слушание, создание мимических схем, движение под музыку, работа со слсзарем /слова "нежность", "тревога", "жестокость"/, создание рисунка, участие з ролевой игре "Я - в сказке".
Помимо общих методов на П этапе использовались частные методы - семантическое слышание /проникновение в мелодии слова, обо-гащен..з эмоционального опыта/, адаптированный "метод физического действия" /способствукщий идентификации чувств ребенка с "композиторскими"/, эмоциональнее самовыражение /активизирующее эмоциональную' память школьников и стимулирующее точную передачу чувств/.
В результате учащиеся приобрели умение интонационно-пластического выражения чувств; эстетические переживания-многих детей в ходе этого этапа работы переросли в эстетическое сопереживание вида собственный аффект. 3 структуре чувства активизировались интеллектуально-волевые компоненты.
Третий этап экспериментальной работы ставил своей задачей развитие способности школьников к интенсивному сопереживанию, способствующему мобилизации сил детей на эстетически цельсооб-.разнур деятельность на основе формирования умения эмоционального " предвосхищения результатов своих поступков. В качестве условий
выступало использование проблемно-поискового подхода с учетом
*
специфики муз-гш как искусства, целенаправленность педагогических воздействий, а также обеспечение всех ранее выявленных пси-холого-педагсгических-условий. Главным видом деятельности было привлечение школьников к решению пробяемно-змоциолалышх
задач1. ■
Кроме- общих методов использовались частные - проблемность /для активизации жизненного и- чмоциокального опыта детей/, моделирование поступка /позволявший формировать умение предвидет результат- собственного поведения/, эмоциональный контраст /yet ливавпшй эстетическое сопереживание детей и, помогавший мобилж вать силы на. целесообразную деятельность/. Это способствовало приобретению умения предвидеть чувства людей, проектировать ci поступки на основа усиления эстетического сопереживания и поя! леяия катарсиса. Уровень воспитанности эстетических чувств мне гих школьников при этом стал соответствовать эмотаонально-катг тическому,
В результат^ проведения формирующего эксперимента эстетиче< кие пережигания значительного числа учаадахся приобрели более i вершенную форму, что отразилось на уровнях сформированное^! 31 тэтачеекгх чувств детей /см. стр-. 21/.
Полученные данные к их анализ подтверждают предположение о возможности повышения эффективности процесса воспитания эстет] ческих чувств у детей 7-9 лет при условии обогащения их клане эмоционального опыта и осознания ими собственных переживаний.
Црс ,еденное теоретическое и экспериментальное исследование еоздаат возможность сделать следующие выводы л приложения.
Эстетические чувотва представляют собой специфические эмод оналыше состояния восхищения ил: отвращения, появлякшеся у довека в процессе восприятия явлений казни или произведений и
1 Примэром заданий этого типа может служить фрагмент ¡га симфо ческой сказки "йетя и волк" С.Прокофьева /слушание, движение музыку в ролях, модел1фованиа поведения е ситуациях: "Еолк на свс 'оде!", "Волк просит прощения" следующих героев: Пети, дед кк, oxorffiiKoB, койки, утки; участие в ноеых ситуациях'.
100%
А 100%
©
i Ëi
32ÇE
IB
(¿í/
¡p
Ш
JMM
». m
Щ
1 I
A - 1-2 классы F - 3 классы
Срязы:
1 - исходник
2 - текуцЫ
3 - итоговый
Уровни: 1- J - низкий
- средний ШШ — РЫС/ИйЙ
опытные
ялассп
контрольные
Изменения а /рданях вэстггаляосгя пог-шгюоках чувств учаicrxra 1-3 мласссз э гроцрс^е экспериментальна работы / в % от числа детой /
кусства, активизирующие его с5Ё на эстетически'Целесообразную деятельность; постепенному преобразованию предметных чувств в' эстетические способствует возникновение катарсиса.
Валкими психолого-педа гогическпми условиями воспитания аст тического чувства /прекраск ?о и безобразного/ являются: обогащ ние кизненно-эмоционалького опыта детей в процессе музыкального восприятия, и осознания ими эстетических переживаний; гуканно-личкостный подход к детям; активизация познавательного интереса к музккз; привлечение школьников к различным видам музыкальной деятельности; использование проблемно-поискового подхода, учитывающего специфику музыки как искусства; целшлправленкость педагогических воздействий. w
Воспитание астетпческих чуЕстз мокет рассматриваться в качг стве составляющей общей проблема совершенствования личности на основе осознания школьниками своих переняЕанпй и воспитания Я-кс цспщй человека.
Апробирох^нные в процессе ¿ноголетней работы автора, с деты, метода /-по; воспитанию чувств обеспечивают достижение заме! ных результатов в достаточно короткий срок - учебное полугодие. Использованная в эксперименте система общих и частных методов мс Z2T быть рекомендована для внедрения в практику массового музыкального воспитания.
Предложенный подход способствует так&е объединению всех предметных чувств детей в единое эстетическое чувство, Боепитанию его у большинства школьников независимо от их природных музы калхкых способностей, осуществлению педагогического влияния на деятельность детей уье в младаем школьном возрасте.
Данное исследование во исчерпывает всех аспектов ^¿стоящей
зроблемн. Считаем целесообразным продолжить работу по выявлению юихолого-педагогических предпосылок воспитания эстетических 1увстБ у детей других возрастных групп; поиску новых форм работы по, воспитанна эстетических .увств в системе Енешкольных уч-зондоний /в детских садах, музыкальных сколах и т.д./; поиску 1утей воспитания чувств детей и юношества посредством использования синте за искусства; исследовании влияния эмоциональной био-зитмической активности на музыкальную восприимчивость младсих
скольнегов. . .
Основное содержание исследования отражен^ в следующих'публи-сациях:
[. Внедрение программы "Музыка" по формировании эстетических чувств у кладних школьников // Внедрение достижений науки и передового педагогического опыта - путь к повышении качества учебно-воспитательного процесса. - Херсон, 1988. * С. 30-32.
2. А.С.Макаренко о музыкально-эстетическом воспитании школьников // Педагогические идеи и совергенствованиэ подготовки учителя в пединституте. - Херсон, 1988. - С. 76-78.
3. Воспитание у школьников эстетического отношения к окружающей кизни средствам музыки // Гуманизм и эстетическая культура: проблемы эстетического воспитания учащейся молодеяи в уело- • виях перестройки народного образования. - Ровно, 1989. -
С. 69-70 /В соавторстве/.
В.А.Сухошшгский о единства эстетического и нравственного воспитания и: даих пкольпиков /1,'эт одические рекомендации по использованию педагогических идей В.А.Сухомлинского в совершенствовании подготовки учителя. - Херсон, 1989. - С.35-56. 5. Творческое использование идей Н.К.Крупской о развитии эмоцио-
кельной сфера кладите школьников в практике школьного воспитания // Творческое наследие Н.К.Крупской к совершенствование подготовки педагогических кадров в условиях перестройки высшего образова ия. - Семипалатинск, 1589. - С.104-106.
6. ".Музыка в процессе развития эстетических чувств у младших
школьников // Целостный процесс эстетиче. скоРо разЕитга личности. - Херсон, 1989. - С. 282-282.
7. :,!узыкельно-зстетЕческс воспитание младших школьников Дате-риалк межвузовской научно-практической конференции. - Херсон 1990. - С. -277-278.
8. Музыка и формирование эстетических чувств младших школьников. - Початкова школа, 1991, й 2. - С Л6-20 /на укр. яз./.
9. Эстетическое воспитание в современной школе Украины. - Ра-дянська школа, 1991, Я 5. - С. 89-93 /В соавторстве, на укр. яз./.
о
о