автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества
- Автор научной работы
- Базарова, Татьяна Содномовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На праьах рукописи
I
БАЗАРОВА ТАТЬЯНА СОДНОМОВНА
ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
13.00.01 - Теория и история педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва -1992
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте теории и методов воспитания Российской академии образования
Научный руководитель: действительный член АПН, доктор
философских наук, профессор
ФИЛОНОВ г.н.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
ГРИШИН д.м.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
КУЛЬЩДИНОВА М.Е.
Ведущее учреждение - Тульский государственный педагогический
институт им. Л.Н.Толстого
Защита состоится " 15 " октября 1992 г. в 15 часов на заседании специализированного совета К 018.05.01 по присуждению ученой степени кандидата наук по специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики в НШ теории и методов Бослитаьия РАО /119906, Москва, Погодинская ул., д.8/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан " ^О " слклл^Ая 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета, на<дидат педагогических наук Попова Г.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО И0С7. -ЛО) АНИЯ
Актуальность исследования. Процесс демократизации выдвинул на первый план проблему развития творческих начал в зятельности личности. Задачи обновления нашего общества смогут р>: мть люди, которые способны самостоятельно и творчески мыслить, дктивно участвовать в создании материальных и духовных ценностей, в управлении производством и государством, в преобразования общественных отношений, то есть готовые к социальному творчеству.'
Социальное творчество - это социально-преобразовательная деятельность, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Его развитие является коренной задачей современной системы воспитания.
Вместе с тем опыт воспитательной работы школ свидетельствует о том, что данная задача не стала предметом первостепенной заботы педагогических коллективов. Приоритет отдается исполнительским способностям ребенка, игнорируется его творческая индивидуальность. Педагогический процесс во многих школах по-прежнему ориентируется на рассмотрение учащихся в роли объектов, а не субъектов социальной лизни и саморазвития, на включение молодежи в общественные отношения, в основном, в репродуктивном статусе, в то время как сейчас актуальна личность творческая, инициативная. Речь идет уже не о простой адаптации молодежи к новым условиям, а о ее выживании в острых, нередко■конфликтных социально-экономических ситуациях, сопровождающих становление новых фэрм общественной жизни.
Формирование социально-творческой личности, способной ориентироваться в цивилизованных экономических и политических отношениях на новых демократических основах, взаимодействовать на базе общечеловеческих ценностей, готовой к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразовательной деятельности становится сегодня одной из важнейших задач школы. Меняется и позиция старшеклассника. Он теперь призван выступать как объектом, так и субъектом социального творчества, то есть осуществлять активную, самостоятельную социально-направленную деятельность.
Проблема воспитания социально-творческой личности школьника мало исследована. Специальных диссертационных пабот и других научных трудов по данному вопросу в области педагогики не удалось обнаружить. Но в педагогических сочинениях, посьященных развитие
самодеятельности школьников, отражены многие методологические положения. имеющие определяющее значение для решения данной«проблемы. Они иэчожены в трудах Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого. А.С.Макаренко и в научных работах современных исследователей. Л.Ю.Гордин, Д.М.Гришин, И.П.Иванов, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов. Б.Т.Лихачев.
A.Н.Лутошкин. Л.И.Новикова, С.Е.Хозе, М.М.Ященко исследовали теоретические и методические аспекты развития инициативы и самостоятельности школьников, их роли в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проблема развития творческой активности школьников в процессе учебной деятельности находит отражение в трудах И.Я.Лернера.
B.М.Скаткина, Т.И.Шамовой, В.С.Шубинского. которые отмечают относительность новизны творчества учащихся, значение процедурного аспекта их творческой деятельности.
Несколько большее внимание проблеме социального творчества уделено в философской и обществоведческой литературе. В исследованиях В.Л.Бенина. И.И.Захаровой, В.М.Кононова, Б.Е.Лобановой социальное творчество рассматривается как необходимое условие общественного развития. Вопросы социализации молодежи, социально-педагогические проблемы воспитания школьников исследованы в работах В.Н.Боряза, В.Г.Бочаровой. Л.П.БуеЪой, Р.Г.Гуровой, С.Н.Иконниковой. И.С.Кона. В.Т.Лисовского. Т.Н.Мальковской. В.А.Мансурова, Г.Н.Филонова. В.И.Чупрова, В.М.Шепеля и др. Авторы рассматривают в социологе-философском плане социальную структуру личности, ее направленность, разрабатывают показатели и раскрывают тенденции социального развития молодежи. В работах подчеркивается, что в процессе социализации школьники должны не только усваивать опыт предшествующих поколений, но и стремиться вносить свой вклад в развитие оодества, то есть осуществлять социально-преобразовательную деятельность.
Для исследования психологических аспектов проблемы особую ценность представляют идеи К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Еомович, Л.С.Выготского. В.В.Давыдова, В.А.Коутецкого, Н.С.ДеИтесд, А.Н.Леонтьева. А.Н.Лука, А.В.Петровского, Я.А.Пономарева, Б. '!.Теплова и других психологов о развитии творческих способностей и качеств личности, формировании творческого отношения к действительности.
В диссертации проанализированы исследования, посвященные об-
щественной активности старшеклассников /Б.3.Будь.}он, С.Б.Чиренко-ва/, формированию политической культуры /Г.А.Аминев, В.С.Боровик,
A.А.Копанева, С.В.Мягченков/. деятельности клубных объединении
B.Аксельрод. М.З.Кульпединова, ¿.А.Терехова и др./.
Однако в большинстве исследований о проблемах воспитания слабо разработаны вопросы о структуре творчества, критериях его развития, путях активизации творческих способностей, особенно с точки зрения социальных проявлений.
Таким образом, выбор теш исследования "Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества" обусловлен потребностью практики в развитии социально-творческого потенциала формирующейся личности и недостаточной разработанностью подходов к ее решению в педагогике.
Объектом исследование является процесс воспитания творческой личности школьника.
Предметом - воспитание старшеклассника как субъекта социально-творческой деятельности.
Цель исследования - обоснование путей повышения эффективности процесса воспитания старшеклассника как субъекта социального творчества в условиях демокоатизации общества и школы.
Задачи исследования:
- охарактеризовать социальное творчество как педагогическую категорию, раскрыть сущность воспитания старшеклассника как субъекта социального творчества;
- выявить особенности процесса формирования социально-творческой личности старшего школьника в общественной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности;
- разработать педагогические рекомендации по воспитанию старшеклассника как субъекта социального творчества в условиях демократизации школы.
.Мы исходили из предположения, что эффективность воспитания социально-творческо;-1 личности старшеклассника обусловлена уровнем сформированности его субъектной позиции. Отсюда следует, что процесс воспитания старшеклассника как субъекта социального творчества будет успешным, если:
- определяемые педагогом цели общественной деятельности реализуются старшеклассниками на осноес свободы выбора содержания, форм и способов участия в данной деятельности, обеспечивающих ее
- 4 -
преобразовательную направленность:
- творческое отношение старшеклассников к действительности формируется через совместно организованную педагогами и учащимися социо-культурную деятельность, имеющую преобразующее влияние в микросоциуме /школа, семья, общественные объединения и т.д./;
- педагоги создают необходимые условия для самореализации старшеклассника в школьной и внешкольной среде.
Методологической основой исследования являются положения о соотношени. личного и общественного, биологического и социального, о диалектике взаимодействия объекта и субъекта, основные принципы государственной молодежной политики.
В процессе исследования применялись различные методы: анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, обобщение передового и массового педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа: наблюдение, в том числе включенное, создание социально-педагогических ситуаций, анкетирование, интервьюирование, беседы и опросы, анализ документации и др.
Социологический, психолого-педагогический анализ развития социального творчества старшеклассников и опытная работа проводились в школах Бурятии, в республиканской школе комсомольского актива. а также на Всесоюзном сборе старшеклассников и учащихся ПТУ /Сбор-90/. Всего исследованием охвачено 1456 человек. Углубленная проверка основных положений работы осуществлялась на базе городского общественно-политического объединения старшеклассников "Диалог" г.Улан-Удэ. Эффективности разработки проблемы способствовал многолетний практический опыт диссертанта.
Научная новизна исследования заключается в обосновании понятия "социальное творчество", анализе его структурных компонентов и особенностей проявления в старшем школьном возрасте; в раскрытии сущности.воспитания социально-творческой личности старшеклассника в процессе общественной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекоменда' ий по вопросам воспитания социально-творческой личности старшего школьника. В диссертации обоснована методика педагогического обеспечения процесса воспитания старшеклассника как субъекта социального творчества на основе субъект-субъектных отношений.
Достоверность исследования обусловлена использованием педа-
гогических, психологических и социологических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования: результатами проведенной опытно-экспериментальной работы - позитивными изменениями уровня развития социального творчества старшеклассников.
Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась путем публикации промежуточных материалов и внедрения разработанных методических рекомендаций в практику школ и внешкольных учреждений. Автор выступал с докладами на конференции аспирантов и молодых ученых НИИ теории и методов воспитания АПН, на семинарах руководителей молодежных общественных объединений, на курсах. Бурятского института усовершенствования учителей. Лиссертант участвовал в работе лекторской группы агитпоезда Министерства народного образования и общества "Знание" РСФСР /по Бурятии, Читинской и Амурской областям. Якутии/.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрываются ее социальные и педагогические аспекты, формулируются цель, задачи, объект, предмет, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется методологическая основа, новизна, практическая значимость.
В первой главе - "Сущность воспитания старшеклассника как субъекта социального творчества" рассматриваются теоретические основы данной проблемы. Определяются содержание, структурные компоненты и критерии социального творчества, особенности его развития в старшем школьном возрасте. Анализируются возможности общественных объединений и клубов в развитии социального творчества школьников.
Во второй главе - "Пути педагогического обеспечения субъектной позиции старшеклассника" изложена экспериментальная часть исследования: программа, ход и результаты проведенной работы; определяются основные направления, .;ормц и методы социально-творческого воспитания старшеклассников, пути совершенствования процесса воспитания старшеклассника как суоъекта социального творчества.
В Заключении излагаются выводы исследования, намечаются, перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Список литературы по проблеме включает 217 названий.
- 6 -
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие творческой индивидуальности личности происходит в процессе осознания ею своих возможностей в достижении цели, и собственного отношения к миру, которое и должно стать подлинно творческим. пос; ольку человек, будучи продуктом обстоятельств социальной жизни, г.ризван уметь изменять эти обстоятельства в необходимом направлении. Другими словами, быть субъектом собственной жизнедеятельности. Социальным по своей сути творчество становится лишь в тех действиях личности, которые выходят за пределы удовлетворения только собственных потребностей и интересов и выражаются в преобразовательной деятельности, направленной на реализацию целей, стоящих перед данной социальной группой или обществом в целом.
Ранний юношеский возраст - наиболее благоприятный в формировании соци; льно-творческой личности. Это период становления, развития специальных склонностей и способностей, пробуждения творческих сил, поиска их приложения. Старшеклассников отличают возросшая умственная активность, интерес ко всему новому, оригинальному, расположенность к творчеству в самых различных направлениях. Развитие личностных качеств опирается на ведущие новообразования -потребность в определении цели своей жизни, своего места в обществе. В современных условиях возрастает потребность старшего школьника в умениях "социальной ориентировки" /А.С.Макаренко/ в нашем изменяющемся мире, в осознании и реализации своих творческих возможностей.
Однако социальное творчество старшеклассника в силу возрастных особенностей и общественного статуса является, в основном, субъективным, так как школьники в большинстве случаев не создают новых для общества ценностей, и определяется главным образом самим процессом деятельности. £е конечный результат не всегда обладает ценностмо и новизной для общества, но имеет это значение для самого старшеклассника. В ходе данного процесса развиваются творческие способности личности, проявляются инициатива и самостоятельность, происходит осознание своей сопричастности к преобразованию социальной среды. Таким образом, социальное творчество старшеклассника - это социально-преобразовательная деятельность, доступная ему по возрастным и творческим возможностям, характеризующаяся относительной новизной и предпринимаемая им с целью решения
общественно значимой актуальной задачи и самореализации.
Творчество в социальной сфере - это проявление общественной активности личности на основе осознания общественной значимости деятельности; насыщение ей элементами инициативы, новизны, поиск,?, нетрадиционных подходов к решению проблем. Мы рассматриваем активность и творчество как основные характеристики субъекта общественной деятельности, отражающих степень реализации и развития потенциальных возможностей человека /его способностей, знаний,,умений, стремлений, целей/. Социальное творчество представляет более высокий по сравнению с общественной активностью уровень самостоятельной деятельности личности, характеризующий ее способность не только воспроизводить общественные отношения, но и преобразовывать их.
Исходя из такого понимания феномена социального творчества, к главным качествам социально-творческой личности мы относим креативность и преобразовательную направленность. Социальная креативность личности отражает, прежде всего, ее способность вносить элементы новизны в процесс социальной деятельности, стремление уйти от шаблона, стереотипа действий, инициативность и предприимчивость. Важным условием реализации творческих способностей в общественной деятельности является высокий уровень развития организаторских способностей, то есть умений осуществлять личные или коллективные действия по внедрению идей, предложений. Следовательно, если сущность социальной направленности личности реализуется в конкретном отношении к общественной деятельности, то одним из главных критериев этого отношения является качество осуществления деятельности /формальное выполнение или творчество/ и главное -разные результаты этой деятельности /простое исполнение или создание нового/. Социальное творчество характеризуется новизной и преобразовательной направленностью, то есть использованием в процессе деятельности своеобразных нетрадиционных методов и средств, созданием нового подхода /способа/ решения проблемы.
Социальная креативность, преобразовательная направленность личности и новизна осуществляемой ею общественной деятельности являются составными компонентами социального творчества всех людей, в том числе и школьников. Таким образом, школьник-творец, осознавший свои творческие возможности и стремящийся к их реализации, в больше!: степени, чем всякий друго/. является субгиктом собствен-
- 8 -
ного социального творчества и развития.
На о; нове данных теоретических положений проводился анализ практики, который позволил выявить общую характеристику социального творчества старшеклассников. Так, например, 55% из них основным мотивом участия в общественной деятельности назвали интерес к данной деятельности; для выполнения своих общественных обязанностей большинству старшеклассников /6Ъ.З%/ было достаточно лишь добросовестного отношения, то есть точного и аккуратного исполнения порученного, только 23,7% учащихся отметили, что для выполнения поручения им потребовались творческое воображение, фантазия, выдумка: часть старшеклассников /18,5$/ затруднилась определить результат своей работы, лишь 7,5% констатировали, что произошло изменение, преобразование сложившейся ранее ситуации. Среди причин, мешающих активной общественной работе, школьники выделяют следующие: существующее в коллективе мнение о ненужности общественных дел /65,отсутствие смысла в проводимых в школе делах /58.7%/, неумение самостоятельно выполнить поручение /61,2#/, неумение творчески работать /&0,&%/, наличие поручений, не требующих проявления творчества и инициативы /56,1%/.
Были выявлены основные недостатки в воспитании социально-творческой личности старшеклассника: формализм общественной деятельности школьников /наличие общественных поручений, изживших себя, не актуальных для реальной жизни или не соответствующих возрастным возможностям старшеклассников: низкая эффективность результатов деятельности как для самих школьников, так и для коллектива/, а также ограниченность сферы общественной деятельности учащихся вследствие их социального статуса и отсутствия необходимых знаний и умений общественной деятельности; сохраняющийся авторитарный стиль педагогического руководства, пассивно-равнодушное отношение педагогов к самостоятельной социально-творческой деятельности старшеклассников.
Эти выводы подтверждаются предложениями учащихся по развитию социального творчества: организация реального, а не формального самоуправления; создание различных общественных организаций и объединений, клубов по интересам, в первую очередь - политклубов, предоставление им максимальной свободы деятельности; наличие в школе специалистов, которые помогли бы учащимся разобраться в собственн )м "Я", в своих способностях; повышение качества обуче-
ния. его практической значимости; активное участи'.-! школьников ъ общественной жизни страны /предоставление старшеклассникам избирательных прав, организация общественно-политической газеты и др./: больше довепия, сотрудничества, взаимопоникания со стороны педагогов.
Таким образом, общественная деятельность ь современной школе /а это, в основном, работа в органах самоуправления/ еще недостаточно способствует проявлению социального твоочества ее участников: предоставляет старшеклассникал! ограниченные возможности для реализации в качестве субъекта деятельности и собственного развития, для овладения опытом и умениями социально-творческой деятельности, актуальными е любо!; сфере гизни в современной общественной ситуации.
Воспитание социально-творческой личности старшеклассника предполагает следующие педагогические условия:
- обеспечение необходимых субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе: гармонизация индивидуальных позиций педагога и школьника: переориентация на воспитание старшеклассника как субъекта общественной деятельности: признание педагогами приоритета развивающейся личности школьника, его творческого потенциала в качестве цели воспитания;
- включение старшеклассников в различные формы социальной практики на основе осознанного выбора ими средств и способов удовлетворения социальных, предппофессиональных, личных склонностей:
- педагогические воздействия должны осуществляться на основе взаимодействия "зоны актуального развития" и "зоны ближайшего развития" /по Л.С.Выготскому/, носить опережаюаий характер, содержать в себе новое, неапробиропанное до сих пор в личном опыте школьника, тенденцию перехода от субъективной новизны социально-творческой деятельности к объективно;:;
- осознание старшеклассниками собственного опыта социальном деятельности для саморазвития творческой индивидуальности.
Среди форм общественной деятельности, которые наиболее благоприятны для создания вышеназванных условий, ;.:ы выделяем работу в органах самоуправления, трудовые объединения, а именно - ученические кооперативы и хозрасчетные школьные предприятия, а так:-:е клуба и объединения, по интереса:/.. Анализ различных форм общественной деятельности, таких как школьные парламенты, самиздат.
общественные объединения, предпринимательская деятельность, получающих наибольшее распространение в последние годы, показал, что они привлекают школьников определенной новизной внутриколлектив-ных отношений, взаимной ответственности, своеобразием организационных форм.
Формирование социально-творческой личности школьника осуществляется во всех сферах микросреды /в семье, школе, микрорайоне, клубе и др./. В каждой из них действуют различные воспитательные институты, складывается специфическая социальная ситуация развития личности. В исследовании раскрывается воспитательный потенциал клубного объединения старшеклассников, который заключается в неформальности общения, единстве массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, интенсивности, подвижности, избирательном характере деятельности. У клуба широкие связи с социальной средой. возможности для участия в общественно значимой деятельности, позволяющей старшекласснику приобрести опыт в качестве субъекта социального творчества и получить общественное признание.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе городского общественно-политического объединения старшеклассников "Диалог" при Доме детсюго и юношеского творчества г.Улан-Удэ. Данная работа была ориен' ирована на формирование и реализацию комплекса соци-ально-творчес}их умений старших школьников, их социальной креативности и преобразовательной направленности.
Целенаправленная организация социально-творческой деятельности старшеклассников предполагает ее постепенное усложнение, расширение сферы, углубление содержания, что достигается путем использования социально-педагогических ситуаций, требующих от школьников инициативы и самостоятельности в выборе целевых установок и способов действий.
В ходе опытной работы были разработаны и использованы социально-педагогические ситуации, содержание которых предполагало усложнение функций общественной деятельности старшеклассника: исполнитель - организатор - инициатор - творец. Основой для отбора ситуаций служила логика развития социально-творческих умений школьников. 3{Л.ек 'ивное использование социально-педагогических ситуаций на каждом этапе процесса воспитания обусловило изменения в уровне сфогмированнлсти социально-творческих качеств старшеклассников.
На первом этапе старшеклассник усваивает или закрепляет уже имеющиеся знания и умения, способствующие формированию опыта оо-щественной деятельности. Социально-педагогические ситуации обеспечивают включение старшеклассников в творческо-познавательную деятельность, в процессе которой любое познание, .рормирование любого умения должно быть сопряжено с развитием у школьников способности реализовывать их на творческой основе. Педагог осуществляет открытое руководство данным процессом, содействуя переходу старшеклассника от исполнительских функций к функциям организатора-инициатора, обладающего организаторскими умениями /планировать деятельность, распределять обязанности между участниками, обеспечивать их взаимодействии, осуществлять контроль и анализ деятельности/, коммуникативными /строить свои отношения с людьми на демократических основах/, ораторскими и лекторскими. Б объединении "Диалог" такие ситуации создавались в процессе познавательной деятельности и участия школьников в различных общественных мероприятиях/ например, при проведении дискуссии "Я и общество", самостоятельной подготовке докладов и выступленк»: по общественно-политическим темам, встреч с представителями молодежных неформальных объединений, общественными деятелями, учеными республики/.
Важнейшим показателе;«: успешности этой работк является изменение у членов объединения уровня познавательно,; деятельности, за основу которого мы взяли умения простого воспроизведения готовых знаний /репродуктивный уровень/ и умения творчески применять имеющиеся знания, осуществлять поиск новых идет /творческий уровень/. У старшеклассников, достигших творческого уровня познавательной деятельности, наблюдался высокий потенциал знаний по предметам общественного цикла, устойчивый интерес к социальным знаниям, стремление уйти от стереотипа мышления, г-нести что-то новое, организовать свою работу и деятельность группы по поиску требуемого решения.
Данные, полученные ь результате сопоставления итогов двух срезов, проведенных до начала и в конце опытной работы, свидетельствуют: количество старшеклассников творческого уровня возросло с 34,4% до 56.3/1,в то время как количество учащихся с репродуктивным уровнем снизилось с 65,6',;' до 43,8Г». Таким образом, на первом этапе в процессе использования творческо-познаьательннх ситуаций закладывались осноеы для обцественно-преобэазовательло:!
- 12 -
деятельности старшеклассников.
На втором этапе применялись так называемые субъектно-деятель-ностные социально-педагогические ситуапии. в ходе которых создавались благоприятные условия для формирования субъектной позиции старшеклассника, в первую очередь - обеспечение свободы в выборе I содержания и способов общественной деятельности. В общественно- ! политических мероприятиях, таких как КВН "Мы и школа", турнир |
старшеклассников, городской слет молодежных клубов и объединений, | члены "Диалога" выступали уже в качестве инициаторов и непосредст- I венных организаторов. По сравнению с первым, ситуации второго эта- | па предоставляли старшеклассникам возможность самостоятельно •
"изобрести" и претворить в жизнь свою технологию данных мероприя- . тий. стать субъектом деятельности, то есть на основе поставленной цели самостоятельно определить конкретные задачи, пути и методы их решения, ззять на себя ответственность за результаты и последствия органи уемой деятельности. Педагог осуществлял консультативную помощь.
В процессе подготовки и проведения этой части эксперимента выявились основные субъектные характеристики социального творчества: стремление уйти от шаблона в организации подобных мероприятий, инициативность и предприимчивость, поиск лучшего варианта проведения и внесение элементов новизны в процесс подготовки мероприятия, использование творческих возможностей каждого участника, умение организовать самостоятельные личные и коллективные действия по реализации проекта.
Было установлено, что по мере усложнения социальных функций старшеклассника повышается его роль как субъекта деятельности. Такую позицию к концу опытной работы занимало 46,9$ членов объединения /вначале - 28,1/5/. Существенно возросло количество старшеклассников, стремящихся передать свой опыт и знания новым членам общественно-политического объединения.
В процессе осуществления третьего этапа педагогические действия были нацелены на более полное раскрытие творческого потенциала личности старшеклассника, формирование активного отношения к миру и к себе, рост его самосознания. Позиция старшеклассника как субъекта социального творчества выражается здесь в поиске индивидуального, нетрадиционного стиля общественной деятельности. Роль педагога скрыта полностью, заключается в оценке умений социально-
творческой деятельности старшеклассника, а также обеспечении необходимых условий для его самореализации.
Социально-педагогические ситуации данного этапа - преобразовательные . включающие старшеклассников в реальные "взрослые" оо-щестЕенные отношения, способствуют формированию их творческого отношения к окружающей действительности. Их отличительная черта -возможность реализации стремления школьников внести свой личный вклад в решение актуальных общественных проблем т- доступной им социальной деятельности. Участие в избирательной кампании народных депутатов, в общественных мероприятиях республики и страны способствовало включению школьников в новые условия, требующие от них умений переноса опыта в новую ситуацию /использование ранее усвоенных знаний и умений для поиска решения/, комбинирования и преобразования /умений широко варьировать способы действия, видоизменять их соответственно новой задаче/. В результате /как показывают данные опытной работы/ уменьшилось количество членов объединения с исполнительским уровнем умений общественной деятельности - с 53,1$ до Большинство старшеклассников стало чаще проявлять инициативность и творчество в своей деятельности. Количество членов объединения, способных осуществлять поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач, возросло с 9,45 до 28,1,'. Сравнительно небольшое увеличение количества старшеклассников с преобразовательным уровнем умений отражает всю сложность решения данной проблемы в условиях современного состояния школьной теории и практики, а также развития общества в целом.
Важной особенностью организуемого педагогического процесса является его направленность на подготовку старшеклассников к будущей общественной деятельности. Зто обусловлено добровольным участием школьников в общественно-политическом объединении, их стремлением удовлетворить личные предпрофессиональные интересы и потребности, ежегодно большая часть членов объединения "Диалог", окончивших школу, продолжает учебу на факультетах общественно-политического профиля /исторический, юридический, .гилософскии, иностранных языков и т.п./. Мнох'ие из них. как правило, выступают в роли организаторов общественно!' деятельности как в своих учебных заведениях, так и ь различных молодежных движениях.
Подготовка школьникоь к будущей ппа;ессии на основе их участия в социально-творческой деятельности ь:о:?ет осуществляться так-
же в различных клубах и объединениях экономической направленности /например. т о менеджменту и маркетингу, основам современного бизнеса/, твор-еской /технические, художественные/, социальной /по месту жит^л'.ства/.
Развитие процесса воспитания социально-творческой личности старшеклассника во многом обусловлено характером отношений педагогов и школьников. Взаимодействие, организованное как социально и личностно значимое, как коллективное и творческое, способствует гуманизации отношений, то есть формированию взаимной ответственности, признания уникальности каждого, свободы выбора, взаимного уважения.
В исследовании были выделены основные проблемы, стояще перед педагогами, определены пути их решения, а также функции педагогического обеспечения процесса социально-творческого воспитания старшеклассников. которые могут быть сформулированы следующим образом:
- организаторская /педагог создает необходимые условия для организации социально-творческой деятельности школьников, координирует совместные педагогические усилия по созданию подлинно демократической системы взаимоотношений среди старшеклассников, а так* же школьников и взрослых/;
- исследовательская /направлена на изучение школьника, его личности, реальную оценку особенностей деятельности и общения старшеклассника, степени и направленности влияния микросреды/;
- консультативная /педагог оказывает помощь в раскрытии творческого потенциала старшеклассника, содействие самодеятельному социальному творчеству школьника, формированию его субъектной позиции/.
Главная задача педагога и педагогического коллектива в целом, осуществляющих воспитание социально-творческой личности - способствовать развитию индивидуальности школьника, его стремления к самовоспитанию, выработке у него достаточной уверенности в своих силах, творческих возможностях.
В целом подтвердив гипотезу, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- воспитание социально-творческой личности старшеклассника обусловлено зго общественным статусом и возрастными особенностями. Уровень развития социального творчества характеризуется лишь относительней новизной и отражает присущее старшеклассникам
стремление внести посильный вклад в решение общественных проблем, реализуя при этом собственный интерес к ним. Социальное творчество проявляется непосредственно в процессе деятельности, в ходе которой развиваются творческие способности личности, ее инициатива и самостоятельность;
- развитие у старшеклассников социально-творческих умений обе; печивается их активным участием в разнообразной общественной деятельности, способствующей усложнению их социальных функций /испо. нитель - организатор - инициатор - творец/. Включение школьники;-на уровне доступности и опережения в специально организованный последовательный ряд социально-педагогических ситуаций /творчоск. познавательные, субъектно-деятельностные. преобразовательные/, ь которых стимулируются и корректируются социально-творческие проявления старшеклассников, ведет к формированию преобразовательно, направленности и социальной креативности личности.
Таким образом, воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества отражает выбор и реализацию достаточно продуктивного варианта психологической и практической подготовки школьников к самостоятельной общественной деятельности, ведущей к творческому применению их знаний и умений, к участию в преобразовании окружающей среды, ¿тот процесс вызывает качественные изменения в структуре .-. личности старшеклассника.
Проведенное исследование определило перспективные, на наш взгляд, направления для дальнейшего изучения данной проблемы: роль лицеев, колледжей и других специализированных учебных заведений в формировании социально-творческой личности: вопросы индивидуализации обучения и воспитания, самовоспитания школьников; подготовка студентов педагогических учебных заведений к работе п. выявлению и развитию творческих способностей детей.
По теме исследования автором опубликованы следующие работа:
1. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества. - В сб. Коммунистическое воспитание детей и подростков. -;.!.,1УУ1. - Вып.З. - С.33-38. /Рукопись деп. в ОЦНЛ "Школа и педагогика"/.
2. Политклуб как центр развития социального творчества старшеклассников. Материалы к циклу лекций и практических занятий. -М.: Знание, 1991. - 28 с.
3. Социально-преобразовательная деятельность стар-леклассни-
ков в современных условиях. Материалы научно-теоретической конференции молодых ученых и аспирантов НИИ ТиМВ АПН "Воспитание: актуальные проблемы, поиски, решения". - М..1992. - /депон./
4. Проблемы формирования социально-творческой личности школьника в советской педагогике 20-30-х годов. - В сб. Проблемы воспитания детей и подростков. - И. ,1992. - Вып.З. - С.29-36. /Рукопись деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика"/.
5. Совместная деятельность школы и комсомола по развитию самодеятельности старшеклассников в условиях сельской местности. -
В сб. Политехническое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся. - М.,1990. - Вып.1. - С.118-132. /Рукопись деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика"/.