Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рахматуллаева, Фируза Ибрагимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы"

На правах рукописи

Рахматуллаева Фируза Ибрагимовна

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

(на материалах вузов Республики Таджикистан)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

2013

Душанбе - 2013

005531787

005531787

Работа выполнена в Таджикском государственном институте языков имени Сотима Улугзаде

Научный руководитель: - доктор педагогических наук

Базарова Саноат Шукуровна

Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук,

Шомурадов Хасанджоп Рузибоевич

(ТГПУ им.Садриддина Айни)

- кандидат педагогических наук, Туронов Султонмурод Шарифович (Институт развития образования АОТ)

Ведущая организация: - Ходжентский Государственный

университет имени Б. Гафурова

»' • ' <7 У-7

Защита состоится ¿>Р 2013 г. в "А часов на

заседании диссертационного совета Д 737.001.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском государственном педагогическом университете (734003, г. Душанбе, пр. Рудаки, 121).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГПУ им. С. Айни.

Автореферат и объявление о защите размещены на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ referat_vak@mon.gov.ru

Автореферат разослан 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент ^Г/^^ УЪ— Абдуллоева Р.Х.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследоваппя. Вступление человечества в стадию перехода от индустриального общества к информационному резко повышает рань духовного фактора, включающего науку, образование и культуру. Духовная сфера, будучи ядром социального генотипа человечества, имеет решающее значение в его движении по пути дальнейшего прогресса. В любой социально-экономической системе, в том числе и в Таджикистане, важное значение имеет качество образования, которое не может формироваться стихийно. При управлении качеством образования важным фактором выступает воспитательный процесс.

На современном этапе в обществе происходят различные социальные противоречия, для решения которых необходимо найти пути мирного межэтнического, межконфессионалъного и межкулыурного взаимодействия.Для разрешения сложившейся ситуации ещё в 1995 году ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности», которая была направлена на утверждение основ толерантности в обществе, уважения прав человека и основных свобод для всех без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состолния здоровья, и борьбы с проявлениями интолерантности. С того времени дата 16 ноябряпровозглашена Международным днём толерантности и отмечается ежегодно.

В Таджикистане вопрос толерантности неразрывно связан с установлением государства, основанном на мирном взаимодействии, и предотвращения конфликтов в политической, социальной, местнической и религиозной сферах. Толерантность полноправно считается одним из возможных путей преодоления социальной напряженности и проявлений нетерпимости, которая является одной из крупнейших глобальных проблем современного мира. Для решения указанных проблем следует воспитывать толерантность граждан, так как на сегодняшний день каждый человек осознаёт, что взаимопониманию, основаннот' на взаимодействии и взаимопроникновении культур в многонациональном государстве, необходимо учить. Общество понимает, что для поддержания мира необходимо проявлять лояльность по отношению к людям с другими ценностями и традициями. Особое значение при воспитании толерантности отводится образованию.

Ситуация, которая складывается в образовательной сфере Таджикистана, также актуализирует поиск путей для решения проблемы проявления нетерпимости в современном обществе. В педагогической науке и практической деятельности вузов Таджикистана проблемы воспитания толерантности студентов педагогических вузов особенно актуальны на современном этапе, но, к сожалению, это сравнительно новая и не достаточно исследованная тема. Исходя их вышесказанного, актуальность данного исследования обусловлена следующими фактами:

- современному обществу трзбуется подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и педагогов, обладающих толерантным мышлением;

- процесс воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы недостаточно исследован.

Из-за нерешённости данной проблемы в системе воспитания появляются следующие противоречиямежду:

- недостаточной заинтересованностью системы образования в воспитании толерантности у молодёжи и социальным запросом общества на него;

- недостаточной разработанностью научно-методической основы процесса воспитания толерантности в педагогической теории и практике и необходимой потребностью образования в ней;

-отсутствием разработанных методик по построению толерантной среды в образовательных учреждениях и интеграцией и ассимиляцией культур;

- актуальностью воспитания толерантности у студентов и общей интолерантностью общества

Поиск модели, обеспечивающей мирное и гармоничное взаимодействие представителей разных национальностей, рас, религиозных течений, культур всегда привлекала внимание философов, религиоведов, психологов, культурологов, политических, общественных и религиозных деятелей всего мира. Данная проблема изучалась на стыке педагогических, психологических, философских и культурологических наук.

Величайшие таджикские мыслители рассматривали в своих трудах принципы толерантности. Примером тому служат произведения Унсуралмаоли Кайковус, Хусайн Воиза Кошифи, Рудаки, Фирдавси, Джами, Абуали ибн Сино.

В педагогической науке за последние годы усилилось внимание к проблеме толерантности, что во многом связано с формированием культуры мира и ненасилия. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что воспитание толерантности рассматривается в исследованиях следующих российских учёных: А.Г. Асмолов, М.П Мчедлов, К. Фопель, О.Б. Нурлигаянова, Г.У. Солдатова, Шеламова Г.М., В.И. Хлебников, П.В. Степанов, Е.А. Пугачева, О.В. Желнович, И.В. Борсук, М.А. Маннанова, Н.Ю. Кудзиева, П.Ф. Комого^ров и т.д.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время проблема воспитания толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике профессиональной подготовки и будущих учителей.

На современном этапе происходит изучение этимолопш понятий «толерантность» и «терпимость». В трудах М.Б. Хомякова, Г.У. Солдатовой, В.А. Лекторского, М.З. Магомедовой и других толерантность рассматривается как проявление низкой социально-психологической чувствительности личности к «инаковости», вплоть до безразличия, терпимости, не содержащей милосердия и сострадания. Согласно данному мнению, толерантность представляет собой потерю национальной культурной индивидуальности.

В.ЙТаланов, ПФ. Комогоров, ИВ.Шеламова, Б.С.Гершунский считают, что под толерантностью целесообразно понимать такую форм)' ихотношения к окружающему миру и друг к другу, которая, прежде всего, предполагает проявление согласия, способность сформулировать взвешенную точку зрения, «примиряющую» в той или иной степени полярные и внешне несовместимые компоненты явлений и объектов, что выражается такими категориями как «сосуществование» и «взаимодополнительносгь».

Границы толерантности рассматриваются в исследованиях К. Поппера, Ю.П. Поваренкова, Дж. Локка, N1. Уолцера, Г.Л. Бардиер, М.П. Мчедлова, А.П. Садохина, Н.Г. Юровских, Н.Ю. Кудзиевой, А.Г. Асмолова, А.Ю. Ищенко и др., в которых отмечается, что, с одной стороны, люди призваны проявлять

толерантность к представителям всех культур и народностей. С другой, поведение, противоречащее законам и моральным принципам, не должно поощряться терпимостью общества. Двоякая ситуация и со степенью толерантности каждого человека - отвысокомерия до великодушия, терпимости до безразличия, всепрощения до малодушия, снисходительности до беспомощности, уважения до пренебрежения, сотрудничества до уступчивости. Все учёные единогласно отмечают, что границы толерантности должны заканчиваться там, где попираются законы и нравственные принципы, установленные обществом.

В педагогической науке Таджикистана толерантность рассматривается в работах таких учёных как ИХ. Каримовой, Ф.Шарифзода, М. Лутфулоева, Д. Латыпова, С.Ш. Базаровой,С.Э. Негматова, Н.Ш. Хабибовой.В системе образования Республики Таджикистан давно отмечается важность воспитания толерантности в учебно-воспитательном процессе. Так, академикИХ.Каримова отмечает, что без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

По мнению академика Ф. Шарифзода, толерантность выступает объективной потребностью системы образования. Учёный считает, что воспитание толерантности имеет социально-культурную и политическую ценность в условиях поликультурного Таджикистана.

Профессор С. Сулейманов, изучив проблем}' толерантности, акцентирует внимание на роль ислама в обучении и воспитании толерантности у подрастающего поколения. Раскрывая сущность толерантности в Коране

Согласно Н.Ш. Хабибовой, толерантность - это, в первую очередь, воспитанность, требующая самоограничения и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. В основе воспитания заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т. е. толерантность.

В Таджикистане были проведены научные конференции по теме формирования толерантности или близкие к ней - Международная конференция «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира» (Душанбе, 2011, 15-16 апреля), Международнаянаучно-практическая конференция, посвящённая Году образования и технической культуры в РТ и Году науки и инноваций в СНГ «Язык, культура, толерантность: русский язык в международном диалоге» (Душанбе, 2010), Международнаянаучно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики и компаративистики в современной парадигме языков и культур» (Душанбе, 2009) и другие конференции.

Развитие толерантности в системе высшего образования является объективной потребностью современного общества, так как постановка проблемы толерантного восшггания в условиях поликультурного Таджикистана является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социально-культурную и политическую значимость, поскольку особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей. Несмотря на такую распространённость и актуальность темы исследования, процесс воспитания толерантности в ходе внеаудиторной работы не получил специального изучения. Наукой не обозначены принципы и методы воспитания

толерантности, что свидетельствует о необходимости исследования данного процесса как одного из профессионально важных качеств будущего учителя.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан», определяющей перспективу воспитания в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями, обоснована приоритетная роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания.

На основании анализа исследований по вопросу воспитания толерантности, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы в данном направлении была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости разработки методов воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работыи экспериментальной проверке эффективности условий её реализации.

Актуальность и уровень исследованности проблемы предопределили название темы диссертации: «Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы» (на материалах вузов Республики Таджикистан).

Целью исследования является выявление и разработка педагогических условий воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы.

Объектом исследования выступает процесс воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы.

Предметом исследования являются педагогические условия воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работы.

Целью исследования является выявление и обоснование педагогических механизмов воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что воспитание толерантности у студентоввуза в процессе внеаудиторной работы будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

- понимание толерантности как профессионально важного качества студентов вузов;

- наличие разработанной методики воспитания толерантности студентов;

- обоснование содержания дифференцированного подхода к воспитанию толерантности, который определяется как способ решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп студентов;

- определение влияния толерантного сознания на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия;

- разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы в вузах;

- выявление значимости внеаудиторной работы в процессе воспитания толерантности у студентов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

- проанализировать основные идеи исследований проблемы воспитания толерантности в философии, психологии, педагогике для формирования теоретической базы исследования;

- раскрыть воспитание толерантности студентов как аспект подготовки будущих учителей;

- рассмотреть дифференцированный подход в воспитании толерантности студентов;

- выявить сущность толерантного сознания и его влияние на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия;

- разработать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы;

- структурировать содержание внеаудиторной деятельности как основы воспитания толерантности студентов.

Теоретическо-метододогической основой диссертации послужили исследования учёных, рассматривающих понятие «толерантность» (А.Г. Асмодов, М.П Мчедлов, Фопель К.), работах, посвященных воспитанию толерантности в педагогической и психологической литературе (О.Б. Нурлипшнова, Г.У. Ссшдатова, Г.М. Шеламова, В.И. Хлебников, ПВ. Степанов, ЕА Пугачева, М.А Маннанова, М.З. Магомедова, И. В. Борсук, НЮ. Кудзиева), сущности и закономерности педагогической системы (Бордовская Н.В., Реан А А., Гершунский Б.С., Ильина ТА, Константинов НА., Савин И.В., Сухомлинсюш В.А.), исследованиях, рассматривающих воспитательную работу (Зотов НД, Макаренко АС., Мухамегов Г., Перонкова Е.Б., Поляков. С. Д, Шарифов Ф.), а также культурологических исследованиях (Библер B.C., Гуревич ПС., Маркович ДЖ, Садашн АП); в нормативно-правовых документах Правительства страны: в Консппущш Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образован™», Законе Республики Таджикистан «О высшем и последипломном образовании», Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», «Национальной концепции образования», «Государственной программе изучения русского и английского языков 2004-2014гг.» и других нормативно-правовых документах Республики Таджикистан.

Методы исследования. При проведении исследования был применён комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам: - изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - социологические методы (беседы, анкеты, интервью); - наблюдение; - статистическая обработка результатов исследования.

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап (2009-2010гг.) - посвящён выявлению состояния проблемы в теории и практике путём изучения и анализа философской, педагогической и психологической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Разработаны концепция, программа и методика собственного исследования, понятийный аппарат; сконструированы педагогические условия воспитания толерантности у студентов ВУЗов.

Второй этап (2010-2011гг.) включал разработку программа опытно-экспериментальной работы; был отобран и систематизирован комплекс исследовательских методик (наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертные оценки, самоанализ, анализ резюме студентов, рефлексия), форм и методов воспитания (беседы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций, ролевые и

деловые игры, упражнения в разрешении конфликтных ситуаций и построении продуктивной коммуникации), а также была осуществлена экспериментальная апробация модели воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы и т.д.

Третий этап (2011-2013гт.) - заключительно-обобщающий. Проанализированы и интерпретированы полученные результаты; сформулированы основные выводы; осуществлено литературное оформление текста диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследованием были охвачены студенты 1 и 2 курсов факультета романо-германских языков, факультета восточных языков, факультета русской филологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзаде, 3 и 4 курсов факультета русского языка и литературы Таджикского национального университета. В исследовании приняли участие 210 студентов дневного отделения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены компоненты толерантности как профессионально важного качества студентов ВУЗов;

- разработана методика воспитания толерантности студентов;

- обосновано содержание дифференцированного подхода к воспитанию толерантности, который определяется как способ решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп студентов;

- определено влияние толерантного сознания на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия;

- разработаны педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы в педагогических вузах;

- выявлена значимость внеаудиторной работы в процессе воспитания толерантности у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена научно-педагогическая основа воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работы;

- дана характеристика понятия «толерантность» как профессионально важного качества студентов вузов;

-теоретически обоснованы педагогические условия решения актуальных проблем подготовки студентов в процессе воспитания толерантности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации авторской методики воспитания толерантности в ходе внеаудиторной работы, и обосновании критериев оценки уровня сформированносги толерантности студентов. Материалы и выводы диссертации могут быть применены при разработке специальных учебных курсов для вузов и школ по проблемам воспитания толерантности.

Предложенные автором рекомендации могут использоваться как методическое пособие преподавателями и кураторами высших учебных заведений, а также на курсах повышения квалификации работников системы образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность - есть уважение, принятие и правильное понимание убеждений окружающих, независимо от возможного различия интересов, равноправие, сотрудничество, взаимоуважение.Толерантность будущего учителя выражается в понимании, принятии и признании всех субъектов образовательного процесса, в открытом общении, уважении мнения учеников, способности воспитывать толерантную личность.

2. Воспитание толерантности студентов вузов - это целенаправленный процесс, который происходит в ходе внеаудиторной работыв вузе по заранее спланированной программе. Для большей эффективности воспитание толерантности должно основываться на дифференцированном подходе.

3.Эффективное воспитание толерантности студентов вузов предполагает следующие педагогические условия: проведение кураторских часов, бесед, тренингов, кружковой и клубной работы, вечеров-встреч, фестивалей; создание диалоговой среды в студенческой группе.

4. В ходе воспитания толерантности студентов содержание воспитательного процесса во время внеаудиторной работы должно соответствовать целям и задачам данного процесса. Содержание внеаудиторной работы должно разъяснять каждую тему, включённую в программу воспитания толерантности. Внеаудиторная работа должна содержать различные формы, методы и технологии воспитания: наглядности, жизненные примеры, позволяющие погрузиться в ситуацию, ролевые и деловые игры, дискуссии, упражнения, формирующие толерантность.

Достоверность н обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету и цели, репрезентативностью выборки исследования и личным участием аспиранта в опытно-педагогической работе, направленной на воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результатынашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Основные положения работызаслушивались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, а также докладывались на ежегодных вузовских конференциях Таджикского государственного института языков им. Сотима Улугзаде, Республиканской конференции молодых учёных Республики Таджикистан.

Структура дпссертацпп. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введенпп обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза, объяснена научная и практическая значимость исследования и положений, выносимых на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические и историко-иедагогические осповы воспитания толерантпости у студентов в процессе внеаудиторной

работьт рассматривается сущность толерантности и её воспитания у студентов в процессе внеаудиторной работы в вузе, исходя из методологического значения понятия «толерантность», воспитание толерантности студентов вузов. Толерантность выступает одним из профессионально важных качеств учителя в связи со спецификой педагогической деятельности.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан» толерантность определяется как терпимость и выносливость, уважительное отношение к мнению других, терпимое отношение к собеседнику, умение слушать и уважать мнение других, даже если оно не совпадает с собственным мнением.

Толерантность подразумевает равноправие, сотрудничество, взаимоуважение, причём данные компонента взаимосвязаны и взаимообусловлены. Равноправие означает равенство перед законом, равные права всех людей, к какой бы нации, религии, расе, они не принадлежали, что возможно лишь при взаимоуважении. Это в свою очередь порождает необходимость и желание к сотрудничеству и солидарности в решении общих проблем.

Признание, принятие и понимание другого человека являются основой толерантности. Признание - осознание права человека иметь иные убеждения и ценности; признание человека таким, какой он есть. Принятие - положительное отношение к человеку с иными ценностями, которое напрямую зависит от признания. Понимание - способность человека посмотреть на мир глазами другого, учитывая его отличия.

Зачастую понятие «толерантность» ассоциируют с терпимостью, однако ходциссертационного исследованияпривёл к выводу, что разница между понятиями «толерантность» и «терпимость» очевидна В то время как терпимость можно обозначить как безропотное терпение чего-либо бедственного, неприятного, не противодействуя и не жалуясь, толерантность характеризуется более аюивной позицией. Проявлять толерантность - значит не только терпеть что-нибудь, но и готовность благосклонно относиться к этому, понимание, принятие и признание поведаны, убеждений, взглядов других людей, которые возможно не совпадают с собственными. Категория «толерантность» отличается от понятий «терпимость», «терпение» и «терпеливость» чётко выраженной в ней социальной позицией личности - это не вынужденное психологическое состояние индивида, а осознанная позиция ради достижения согласия, взаимопонимания между нациями, этносами, различными социальными группами.

В психологии толерантность определяется как абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта.Толерантность зачастую рассматривается как ценность, значение которой возрастает по мере самоопределения личности, а её актуализация происходит в переломные моменты жизни. Толерантность связана с самоопределением личности, её целостности в деятельности и общении. Так, Тишков В. О. характеризует толерантность как постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения, которые личность воспитывает в себе.

Значимость толерантности можно понять посредсгвоманализа её противоположности - интолерантности, основой которой является убеждение, что жизненные воззрения одного человека могут быть выше остальных. На

современном этапе развития интолерантность выступает как признак неумения человечества принять всё многообразие нашего мира. Интолерантность, применение насилия по отношению к «другим»многими людьми считается единственным способом для утверждения личности.

Интолерантность возникает из-за неприятия другого уже за то, что он выглядит иначе, мыслит иначе, действует иначе, говорит иначе и т.д. В результате этого формируется нетерпимость, которая порождает стремление к отказу в праве на существование том)', кто придерживается иных норм жизни, к уничтожению иных культурных ценностей и взглядов. Необходимо помнить, что толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Общеизвестно, что первой формой толерантности была веротерпимость. Нужно сказать, что отношение религии к толерантности двоякое. С одной стороны, во всех без исключения религиозных книгах прописано проявление толерантности. Однако с другой стороны, толерантность как отказ от осуждения и наказания зла, даёт процветать греху и является таким же пороком как интолерантность. Большинство религий признают право выбирать и свободно мыслить, если в этом нет угрозы религии, обществу, стране. По этому поводу в Коране написано: «Если бы Господь твой восхотел, то все до одного, кто только есть на земле, уверовали бы. А потому и ты принуждаешь ли этих людей к тому, чтобы они стали верующими?». Ислам призывает быть терпимыми к представителям других религий и проповедовать ислам мирным путём, никого не принуждая. Таким образом, можно сказать, что идея религиозной толерантности положена в основе всех религий - ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма и др.

Восшшише - это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его эти (конфессиональны ми и социально-культурными особенностями. Аристотель отмечал, что воспитание человека также древне, как и сам человек. Перед вузом стоит ответственная задача: обучать, воспитывая и воспитывать, обучая.

Воспитание толерантности наиболее эффективно в внеаудиторное время, что связано с возможностью активного индивидуального проявления себя студентами. Для успешного воспитания толерантности вся внеаудиторная работа в вузе должна быть направлена на создание условий для лучшего раскрытия способностей студента. В ходе внеаудиторной работы необходимо соотносить воспитание толерантности в практике и теории, так как его целью является формирование этого качествав практической педагогической деятельности.

Воспитанию толерантности будущих учителей способствуют такие методы как лекции-соразмышления, . семинары, сфокусированные интерактивные упражнения (например, ролевые игры, воспроизводство сценариев с варьированием условий, переменой ролей), деловые игры, тренинги, разбор реальных конфликтных ситуаций и их моделирование. Кроме того, для воспитания толерантности у студентов вузов педагогам следует разрабатывать специальные ситуации, рассчитанные на потное погружение в аиуацию, требующие толерантного мышления. Для эффективного воспитания толерантности и решения образовательных и воспитательных цепей необходимо применять технические средства обучения (просмотр кинофильмов, воспитательных видео, презентаций и

др.). Подобные методы направлены на развитие практических умений толерантных взаимоотношений и на сообщите будущим учителям информации о толерантности, результатом чего является сохранение равновесия между практическими навыками и теоретическими знаниями.

Эффективность процесса обучения и воспитания повышается, если наряду с применением дидактических методов и приёмов обучения, целенаправленно учитывать психологическую сущность процесса познания у учащихся с различным уровнем умственного развития с целью дифференцированного обучения, который определяетсякак один из способов решения педагогических задач с учётом склонностей, интересов, способностей студентов.

Для эффективного воспитания толерантности у студентов необходимо формированиетолерантного сознания, котороеявляется ключевой ценностью культуры мира и ненасилия и представляет собой залог мирного сосуществования и взаимопонимания в межнациональных отношениях. Толерантное сознание - это сложное социально-психологическое и нравственно-духовное образование, которое отвечает разнообразным требованиям современного мира и способствует разрешению конфликтов и предотвращению насилия, отражает готовность человечества к диалогу.

В исследовании рассматривается функционирование толерантного сознания на двух уровнях - общественной психологии и общественной идеологии. Также выделены три аспекта толерантного сознания, которые отображены в схеме:

Толерантное сознание современного человека проявляется в желании жить в мире с другими людьш!. В современных условиях толерантность пронизывает все сферы материальной и духовной жизни людей. В процессе воспитания одной из важнейших задач является формирование толерантного сознания, которое раскрывается через долг, убеждения в действиях и поведении. Для этого необходимы практическая организация и осуществление действия будущего учителя во внеаудиторной работе.Важность формирования толерантного сознания определяется умениями и способностями личности с толерантным сознанием решать проблемы, стоящие перед современным обществом.

В Республике Таджикистан отечественные учёные давно отметили важность формирования толерантности у студентов в учебно-воспитательном процессе. Так, академик ИХ. Каримова отмечает, что толерантное сознание -один из стержней культуры межнациональных отношений.

В нынешних условиях Таджикистан нуждается в подготовке специалистов с расширенным мировоззрением и толерантным сознанием, которое является ключевой ценностью культуры мира и ненасилия и представляет собой залог мирного сосуществования и взаимопонимания в межнациональных отношениях. Исходя из вышесказанного, толерантное сознание предстаёт необходимость для жизни на Земле.

Во второй главе «Процесс воспитания толерантности у студентов вузов в ходе внеаудиторной работы» раскрываютсямеханизмы воспитания толерантности у студентов ввнеаудиторноевремя, в период педагогической практики, содержитсяоиытно-педагогическая работа диссертанта. В данной главе нашли отражение основные методы, формы и технологии воспитания толерантности у студентов в период обучения и подготовки студентов к воспитанию толерантности у школьников.

«Искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы» , - говорил Аристотель. Именно поэтому воспитание стало одним из приоритетных направлений в деятельности вузов Таджикистана, что нашло отражение в Законе РТ «Об образовании», в котором чётко определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающему чувством ответственности. Таким образом, перед вузами поставлена цель - не просто воспитывать молодёжь, как носителя определённой суммы знаний, а прежде всего, воспитывать будущего учителя, где важное значение имеет деонтология воспитания, которая представляет собой учение об общественных требованиях, предъявляемых к деятельности воспитателя, о её нормах и максимах, где на первый план выдвигаются идеалы и ценности воспитательной деятельности, влияющие на выбор будущего государства.

Воспитание — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. В основе системы воспитания многонационального общества должна стоять идея толерантности. В вузах Таджикистана учатся люди разного социального статуса, веры и национальности. Исходя из вышесказанного,необходимо воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания.

На современном этапе ситуация требует более эффективных подходов к воспитанию студенческой молодёжи в условиях многонационального социума. Таким подходом полноправно считается воспитание толерантности, которое ставит своей целью устранение противоречий между' разными нормами воспитания этнического большинства и меньшинств. Толерантность предполагает терпимое отношение к богатому многообразию культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, в том числе к чужому образу жизни, обычаям, идеям, верованиям. Воспитание толерантности у студентов осуществляется в педагогическом процессе, где определённо важное внимание необходимо уделять внеаудиторной работе.

Педагогический процесс - сфера воспитания толерантности, зона взаимодействия образовательных систем, субъектов образовательных процессов, где определённое место отводится поликультурному образованию. Поликультурное образовательное учреждение, являясь институтом формирования знаний, умений и навыков, представляет собой часть конкретной общественной структуры. Данный фактор требует перемен в системе образования, а именно введение в неё принципов толерантности, уважения прав другого человека, диалога культур, посредством которых осуществляется решение адаптации студентов в поликультурную образовательную среду вуза. Реализации обозначенной цели способствует превращение педагогического процесса в дискуссионную площадку, обеспечивающей студентам возможность сформировать навыки толерантного сознания, поведения и деятельности в многонациональном и многокультурном обществе.

На современном этапе педагогические условия призваны способствовать успешному обучению и воспитанию толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обуславливать эффективное становление толерантной личности. Толерантная личность — это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира. Толерантная личность предрасположена к освоению любых знаний и бесконфликтному участию в любой коммуникации.

Исходя из понимания того, что модель (фр. МскМ - «мера») является образцом воспитательной деятельности, нами сделана попытка раскрыть модель воспитания толерантности, в основу ксггорсй положено представление о сущности, структуре и содержании исследуемого процесса, что нашло отражение в таблице 1:

Таблица 1.

Модель воспитания толерантности.

Уровень Содержание Результат Средство Метод

1. Когн итивный уровень Знакомство с основными принципами толерантности; Понимание толерантности как ключевой ценности современного мира. Знание и понимание принципов толерантности; Формирование толерантного сознания. Когнитивно- общекультурные тексты, направленные на формирование толерантных убеждений. Педгогичес- кая беседа, объяснение, выполнение упражнений по формированию толерантности.

2. Этна ку льтурный уровень Ознакомление с ценностями, культурой. традициями. языком различных народов. Формирование толерантного отношения к представителям другой культуры Информация, направленная на ознакомление с культурными особенностями другого народа. Исследовател ьский метод, описание, познаватель ные упражнения.

3. Личн остный уровень Понимание, принятие и признание другого человека Способность признавать личностные характеристики Задания, ориентированные на формирование личностных Тренинги, упражнения.

как равного члена общества. другого человека. свойств толерантной личности.

4. Ком му никативно деятельно стный уровень Толерантные взаимоотношения с людьми, направленные на совместное решение коммуникативны X задач. Формирование навыков толерантного общения с другими людьми, основанного на взаимопонимании, уважении, культуре диалога и пр. Решение коммуникативных задач, погружение в ситуацию, ролевые игры. Игровой метод, метод погружения в ситуацию.

Данная таблица раскрывает четыре уровня процесса воспитания толерантности: когнитивный, этнокультурный, личностный, коммуникативно-деятельносгный, на каждом из которых решаются определённые задачи посредством различных методов.

В воспитании толерантности ведущую роль играет куратор, которому необходимо помнить об этой возложенной на него ответственности. Перед ним стоит задача воспитать в студентах сознание граждан мира. От куратора ожидается принятие таких практических мер, которые помогли бы будущим учителям преодолеть национальную замкнутость, эгоизм, противодействовать вредным националистическим влияниям. Кураторские часы воспитывают у студентов чувство и осознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Отсутствие или недостаток у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях влекут за собой предрассудки по отношению к ним.

В ходе внеаудиторной работы куратору следует, в первую очередь, создать необходимые условия для формирования творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса. Осуществлению указанной цели способствует создание благоприятного эмоционального фона для педагогического воздействия на группу студентов. Куратору следует принимать во внимание индивидуальные особенности личности каждого студента, особенно темп усвоения информации, свойственный каждой личности.

Высшие образовательные учреждения предназначены для подготовки не просто высококвалифицированных учителей, носителей определённой суммы знании, но прежде всего людей с высоким уровнем научной и профессиональной компетентности, широтой культурного обзора, богатым духовным миром, граждан, и патриотов. Другими словами, выпускники вузов должны быть компетентны в выбранной профессиональной сфере. На современном этапе школы страны нуждаются в компетентных молодых учителях, при этом следует учитывать, что неотъемлемой составляющей компетентности педагога является такое нравственное качество личности будущего учителя как толерантность.

Процесс исследования привёл к выводу, что одной из важнейших задач педагогических вузов является формирование толерантного сознания. Для этого необходимо регулировать деятельность студентов путём создания таких ситуаций, которые обеспечивают выработку у них сдержанности, уступчивости, терпимости. Воспитание в духе терпимости противостоит влиянию, которое вызывает чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Подобное

воспитание способствует формированию у студентов педагогических специальностей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Воспитанию у студентов толерантного отношения к чужой культуре способствует ознакомление с её особенностями, накопление индивидуального словарного запаса языка этой страны, необходимого для начального этапа адаптации в чужой культуре, сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны. Выполнение данных педагогических условий обеспечит эффективное воспитание толерантности у будущих учителей.

В процессе воспитания толерантности большое значение имеют методы, формы и технология воспитательной деятельности. Методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и студентов, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Воспитательные методы должны соответствовать уровню воспитанности студентов и способствовать достижению целей воспитания. Форма воспитания подразумевает внешнее проявление процесса воспитания. Каждая форма воспитания обеспечивает решение нескольких воспитательных задач, способствуя всестороннему развитию личности. Технология воспитания выступает как совокупность методических установок, детерминирующих процесс использования воспитательных средств, моделирование способов достижения предполагаемого результата, реализация планов и моделей воспитания.

Для эффективного воспитания толерантности у студентов педагогических специальностей внеаудиторную работу следует проводить по различным направлениям: самостоятельная работа, проведение студенческих научно-практических конференций,проведение в рамках вуза Днейиносгранных языков и разнообразных мероприятий, ориентированных на Боепитание толерантности.

Воспитанию толерантности способствует проведение курса тренингов. В соответствии с этим наш! был разработан курс тренингов по воспитанию толерантности, который был проведён среди студентов 1 и 2 курсов факультета романо-германских языков, факультета восточных языков, факультета русской филологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзаде, 3 и 4 курсов факультета русского языка и литературы Таджикского национального университета. Данный тренинг был разработан для воспитания толерантности у студентов, егозадачей являлось формирование установки на принятие, понимание и признание другого равным себе, воспитание активной толерантной личности, которая стремится познать окружающий мир и жить в согласии. Он проводился на б занятиях по 90 минут.

Таблица 2:

Содержание тренинга толерантности_

Занятие 1. Что такое толерантность?

1. Знакомство 20 минут

2. Краткая информация о предмете 45 MtfflVT

3. Игровая размннка 20 !лнтг

4. Итог занятия 5 минут

Занятые 2. Осноепые принципы толерантности н

интолератпности. 50 минут

1. Лекция «Толерашность» 15 mhhvt

2. Выбор эмблемы 20 минут

З.Театр толерантности 5 минут

4. Итог занятия

Занятие 3. Черты толерантной личности

/.Лекция «Толерантная и интолерантнаяличность». 35 минут

2. Создание толерантной личности 30 мшгут

3. Игровая разминка 20 минут

4. Итог занятия 5 минут

Занятие 4. Мир с собой и окружающими

1. Разминка «Добрые слова» 40 минут

2. Лекция «Толерантное общение» 25 минут

3. Игра «Народы мира» 20 минут

4. Итог занятия 5 минут

Занятие 5. Толерантность к другим

1 .Лекция «Нетерпимость к новому» 40 минут

2. Разминка «Я чувствую» 25 минут

3. Игра «Угадай слово» 20 минут

4. Итог занятия 5 минут

Занятие 6. Завершительное занятие

1.Разминка «Качества толерантной личности». 15 мииут

2. «Декларация принципов толерантности» 35 минут

3. Составление декларации 35 минут

4. Итог занятия 5 минут

После проведения данного тренинга был выявлен уровень толерантности студентов, для чего использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный группой психологов центра «Гратис»(Г.У. Солдатова, O.A. Кравцова, O.E. Хухлаев, JI.A. Шайгерова). Опросник состоит из утверждений, отражающих установки человека к другим людям и окружающему миру. Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. В опросе участвовало 210 студентов. Результаты опроса отражены в следующей таблице:

Таблица 3.

Результаты опроса.

№ Утверждение и Я 0 В s и К й 1 1 i> L> е$ « О о S я и Ü о и м а. к о t- Скорее согласен ö и 1 1 * " 1 И

у о о < о я О и и а3

1 В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение 10 30 91 56 10 13

В смешанных браках обычно

2 больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности б 14 84 28 73 5

3 Если друг предал, надо отомстить ему 23 46 30 34 12 65

4 В споре может быть правильной только одна точка зрения 14 28 73 84 6 5

5 Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах 3 4 52 80 25 46

6 Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные 10 9 14 7 6 4

7 С неопрятными людьми неприятно общаться 47 21 53 23 52 14

8 Даже если у меня есть своё мнение, я готов выслушать и другие точки зрения 8 22 28 49 23 80

9 Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национально сти 19 25 61 57 34 14

10 Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же 52 30 45 26 42 15

11 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей 23 12 30 34 46 65

12 Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» 49 80 28 7 23 22

13 Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители 65 12 30 34 46 23

14 Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение 13 56 91 30 10 10

15 К некоторым нациям и народам трудно относиться хорошо 14 72 28 81 10 5

16 Беспорядок меня очень раздражает 80 4 52 46 3 25

17 Любые религиозные течения имеют право на существование 8 23 60 28 69 22

18 Я могу представить чернокожего человека своим близким другом 23 21 14 53 47 52

19 Я хотел бы стать более терпимым по отношению к другим 12 33 8 80 28 49

Согласно проведённому опросу, доминирующая часть студентов имеет средний уровень толерантности. Только 13% опрошенных продемонстрировали высокий уровень толерантности. К сожалению, у многих студентов также наблюдалось полное или частичное отсутствие навыков толерантных отношений. Многими была проявлена интолерантностъ по отношению к бродягам и приезжим. Большинство студентов положительно относятся к применению грубости и насилия для утверждения своей правоты. Результаты опроса, проведённого в группе, не участвовавшей в тренинге, свидетельствуют о необходимости введения спецкурса по воспитанию толерантности в учебные программы. 49% опрошенных придерживаются принципов интолерантности в том или ином вопросе. 48% студентов имеют средний уровень толерантности, и только 3% обладают высоким уровнем толерантности. Результаты опроса отображены в нижеследующей диаграмме:

В третьем параграфе рассматривается значение опыта педагогической практики в процессе воспитания толерантности.В конце обучения в вузе будущим учителям предстоит педагогическая практика, во время которой происходит процесс становления студента как учителя. Педпрактика выступает первой проверкой готовности будущего учителя заниматься педагогической деятельностью, обучая и воспитывая подрастающее поколение, формируя навыки толерантного общения у школьников, что имеет особую актуальность в связи с обострением этнических, политических, религиозно-нравственных, межнациональных противоречий и осознанием обществом необходимости воспитания толерантности. Исходя из вышесказанного, перед студентами-практикантами стоит задача сформировать у школьников толерантное поведение. Для этого сам будущий учитель должен быть толерантным, так как отношение к детям терпимого педагога основывается на уважении и понимании учащихся и благодаря такому поведению его педагогическая деятельность более результативна. В процессе педагогической практики, при проведении уроков, внеклассных мероприятий, воспитательной работе с учащимися и родителями осуществляется формирование толерантности студентов вузов.

Школа играет важную роль при воспитании толерантности, так как только в процессе практической педагогической деятельности существует возможность показывать и корректировать навыки толерантного общения, создать ситуации межличностного и межнационального общения Моделирование в школе ситуаций конструктивного разрешения конфликтов предполагает чёткое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживаний конкретно-чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения и взаимодействия на уровне социально-группового сознания.

Студенты-практиканты в школе, стремясь к воспитанию толерантности школьников, должны осознавать, что это невозможно без участия родителей. Воспитание толерантности строится по системе - родители <->дегги^-> учитель, каждый из которых имеет исключительную важность в процессе воспитания толерантности школьников. Таким образом, семья в воспитании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Поэтому в настоящее время семья и школа были и остаются взаимосвязанными между собой. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка школы и семьи, объединивших свои усилия в процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.В Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» зафиксировано: «Обучение и воспитание детей является задачей родителей, педагога, государства и общества. Задача родителей заключается в создании материальных, финансовых, духовных и психологических условий правильного обучения и воспитания детей».

Примером воспитания толерантности в ходе внеклассной работы может послужить проведение в школе разнообразных просветительских акций, посвященных толерантности. Также возможно привлечь ребят к участию в организации мероприятия в честь международного дня борьбы за ликвидацию расовой дискриминации 21 марта, Международного дня толерантности 16 ноября, Уроки мира, проводимые ежегодно в масштабе республики 1 сентября и т.д.

В ходе воспитания толерантности следует уделить особое внимание играм, так как данная сфера деятельности детей создаёт условия для воспитания толерантного сознания. В процессе игры обучающиеся не только приобретают полезные знания, но и познают культуру общения. Игра, также как и диалог, укрепляет все этические и личностио-значимые отношения между учащимися.

Для выявления роли тренингов в воспитании толерантности студентами практикантами Таджикского государственного института языков им. С. Улугзаде были проведены тренинговые занятия с 47 учащимися 2 классов школы №54. Цель тренинга заключалась в воспитании толерантности у учащихся младших классов. Занятия проводились во время классного часа один раз в неделю в течение 5 недель. При разработке данного тренинга учитывались особенности детской психики, поэтому тренинг начинается с известного ученикам понятия -«дружба»,что имеет большое значение при воспитании толерантности учеников начальной школы. Каждое занятие состояло из разминки, лекции, игры и подведения итога занятия.

Таблица 4.

Программа тренингов для начальной школы:

Тема занятия: Цель занятия:

1. В гостях у дружбы Раскрыть значение слова «дружба».

2. В гостях у вежливости Формировать навыки вежливого общения, как с взрослыми, так и с ровесниками.

3. В гостях у Мира и Войны Ознакомить детей с понятиями мира и войны. Показать негативные черты насилия и решения конфликтных ситуаций применением силы. Сформировать навыки мирного разрешения конфликтов, укрепить дружеские взаимоотношения с одноклассниками.

4. В гостях у наших прав Ознакомить с правами ребёнка.

5. В гостях у толерантности Ознакомить с понятием «толерантность» и привить детям культуру толерантного общения.

После проведения тренинга студентами был выявлен уровень сформированное™ толерантности у контрольной и экспериментальной групп учащихся младшей школы. Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что среди детей младшего школьного возраста наблюдается интолерантность в случае несовпадения мнений или нанесения обиды (14%). Однако следует подчеркнуть, что большей части опрошенных детей присущи чувство сопереживания, солидарности и поддержки, являющиеся основой воспитания толерантности (58%).28% опрошенных детей проявили высокий уровень толерантности.

Результаты опроса экспериментальной группы

Результаты опроса контрольной группы:

По результатам опроса контрольной группы выявлено, что 49%учащихся младших классов склонны к проявлению агрессии и интолерантносги. 43% опрошенных учеников проявили средний уровень толерантности. И лишь 8% участников контрольной группы обляадают высоким уровнем толерантности, из чего вытекает необходимость проведения специальной работы по воспитанию толерантности в образовательных учреждениях

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ДИССЕРТАЦИИ ОБОБЩЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗЛОЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Толерантность есть качество личности, выражающееся в понимании, принятии и признании всего многообразия мира. Воспитание толерантности рассматривается как необходимое условие формирования гармоничной личности, которое основывается не только на теоретическом, но и практическом воспитательном процессе. Воспитание толерантности выступает единственным способом бесконфликтного сосуществования людей, не смотря на их различия.

3. Воспитание толерантности студентов вузов - это целенаправленный процесс, который осуществляется в ходе внеаудиторной работы в вузе по заранее спланированной программе. Для большей эффективности воспитание толерантности должно основываться на дифференцированном подходе.

4. На основе новых целей и задач современного общественного развития важнейшими составляющими воспитательного процесса являются три взаимосвязанных явления: сознание, поведение, деятельность. В связи с этим особое значение приобретает формирование толерантного сознания у студентов.

5. Для эффективного воспитания толерантности студентов необходимы следующие педагогические условия: проведение кураторских часов, бесед, тренингов, кружковой и клубной работы, вечеров-встреч, фестивалей; создание диалоговой среды в студенческой группе; создание ситуаций для полного погружения в проблему; изучение и понимание других культур и религий.

6. Воспитание толерантности наиболее эффективно у студентов в связи с активным формированием индивидуального стиля деятельности, абстрактного мышления, мировоззрения, самосознания и формированием образа «Я». В студенческий период завершается личностное развитие: завершается формирование основных черт характера и особенностей личности (темперамент, общая направленность). Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов. Именно в этом возрасте необходимо вложить в человека основу для дальнейшего развития толерантной личности

7. Воспитание толерантности наиболее эффективно в процессе внеаудиторной работы в связи с неформальностью общения педагога и студента, а также между студентами, свободой выбора форм, средств, методов воздействия, что способствует активному индивидуальному' проявлению себя студентами. Для успешного воспитания толерантности вся внеаудиторная работа в вузе должна быть направлена на создание условий для лучшего раскрыли способностей студента

8. Воспитание толерантности наиболее успешно осуществляется в ходе специально разработанных тренингов, кураторских часов, встреч, фестивалей, направленных на осуществление указанной цели.

9.Толерантность выступает как профессионально важное качество будущего учителя, которое гарантирует успешность педагогической деятельности и заключается в терпимом отношении к обучаемым, быстрой приспособляемости к смене окружения в связи с преподаванием в разных классах. Педагогическая деятельность во многих моментах связана с общением, исходя из этого, у будущих учителей следует развивать эмпатию, гибкость и

критичное мышление. Толерантность педагога также предусматривает навыки воспитания этого качества у воспитанников, их родителей, коллег и т.д.

Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Проведённое исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы, а лишь является одним из вариантов её решения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:

1. Рахматуллаееа Ф.И. Межконфессиональная толерантность в Таджикистане// Вестник педагогического университета. Изд. ТГПУ имени Садриддина Айни, Душанбе, 2012. №3. -С. 225-227

2. Рахматуллаееа Ф.И. Воспитание культуры толерантности// Вестник педагогического университета. Изд. ТГПУ имени Садриддина Айни, Душанбе, 2012. №5. - С. 79-82.

3. Рахматуллаееа Ф.И. К вопросу о религиозной толерантности и её возникновении// Вестник педагогического университета. Изд. ТГПУ имени Садриддина Айни, Душанбе, 2013. №1, - С. 74-78

II. Статьи, опубликованные в других изданиях н журналах:

4. Рахматулчаева Ф.И. Концепция толерантности: механизмы развития необходимых условий совершенствования личности. Душанбе: Изд-во Лингвапарк (технологический парк) ТГИЯ им. С. Улугзаде, 2011. - 60с. (3,7 п.л.)

5. Рахматуллаееа Ф.И. Формирование навыков предотвращения проявлений.// Вестник Института языков, Душанбе, 2012. №3. - С. 68-73.

6. Рахматуллаееа Ф.И. К вопросу о формировании толератного мышления в процессе образования'/ Вестник Института языков, Душанбе, 2012. №2. -С. 64-68.

7. Рахматулчаева Ф.И. Значение педпрактики в процессе формирования толерантности студентов педагогических вузов// Вестник Института языков, Душанбе, 2012. №3. -С.73-77.

8. Рахматуллаееа Ф.И. Толерантность и демократия в современном обществе// Вестник Института языков, Душанбе, 2013. №1.-С. 64-68.

Подписано в печать 25.04.2013г. Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная 70г. Объём 1,5 пл. Тираж 100 экз. Заказ № 21

Типография «Сабрина-К» г.Душанбе, ул.М.Турсунзода д. 91

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рахматуллаева, Фируза Ибрагимовна, Душанбе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЯЗЫКОВ ИМЕНИ СОТИМА УЛУГЗОДА

На правах рукописи

04201358*80

Рахматуллаева Фируза Ибрагимовна

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ (на материалах вузов Республики Таджикистан)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -

Базарова Саноат Шукуровна доктор педагогических наук

Душанбе - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................3-14

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ..................................................................15-75

1.1. Сущность толерантности и её роль в формировании личности.....15

1.2. Внеаудиторная работа - необходимое условие воспитания толерантности у студентов вузов........................................................31

1.3. Специфика толерантного сознания и его влияние на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия.........................................54

Выводы по первой главе........................................................73

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ХОДЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ......76-134

2.1. Воспитательный процесс - сфера формирования толерантности у

студентов.....................................................................................76

2.2. Формы, методы и технологии воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы.........................................93

2.3. Значение опыта педагогической практики в процессе воспитания толерантности у студентов.............................................................117

Выводы по второй главе II.....................................................133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................135

Библиографический список.................................................143

Приложение.......................................................................158

ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования

Вступление человечества в стадию перехода от индустриального общества к информационному резко повышает роль духовного фактора, включающего науку, образование и культуру. Духовная сфера, будучи ядром социального генотипа человечества, имеет решающее значение в его движении по пути дальнейшего прогресса. В любой социально-экономической системе, в том числе и в Таджикистане, важное значение имеет качество образования, которое не может формироваться стихийно. При управлении качеством образования важным фактором выступает воспитательный процесс.

На современном этапе в обществе происходят различные социальные противоречия, для решения которых необходимо найти пути мирного межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия.Для разрешения сложившейся ситуации ещё в 1995 году ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности», которая была направлена на утверждение основ толерантности в обществе, уважения прав человека и основных свобод для всех без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и борьбы с проявлениями интолерантности. С того времени дата 16 ноябряпровозглашена Международным днём толерантности и отмечается ежегодно.

В Таджикистане вопрос толерантности неразрывно связан с установлением государства, основанном на мирном взаимодействии, и предотвращения конфликтов в политической, социальной, местнической и религиозной сферах. Толерантность полноправно считается одним из возможных путей преодоления социальной напряженности и проявлений нетерпимости, которая является одной из крупнейших глобальных проблем современного мира. Для решения указанных проблем следует воспитывать толерантность граждан, так как на сегодняшний день каждый человек

осознаёт, что взаимопониманию, основанному на взаимодействии и взаимопроникновении культур в многонациональном государстве, необходимо учить. Общество понимает, что для поддержания мира необходимо проявлять лояльность по отношению к людям с другими ценностями и традициями. Особое значение при воспитании толерантности отводится образованию.

Ситуация, которая складывается в образовательной сфере Таджикистана, также актуализирует поиск путей для решения проблемы проявления нетерпимости в современном обществе. В педагогической науке и практической деятельности вузов Таджикистана проблемы воспитания толерантности студентов педагогических вузов особенно актуальны на современном этапе, но, к сожалению, это сравнительно новая и не достаточно исследованная тема. Исходя их вышесказанного, актуальность данного исследования обусловлена следующими фактами:

современному обществу требуется подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и педагогов, обладающих толерантным мышлением;

процесс воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы недостаточно исследован.

Из-за нерешённости данной проблемы в системе воспитания появляются следующие противоречиямежду:

- недостаточной заинтересованностью системы образования в воспитании толерантности у молодёжи и социальным запросом общества на него;

- недостаточной разработанностью научно-методической основы процесса воспитания толерантности в педагогической теории и практике и необходимой потребностью образования в ней;

-отсутствием разработанных методик по построению толерантной среды в образовательных учреждениях и интеграцией и ассимиляцией культур;

- актуальностью воспитания толерантности у студентов и общей интолерантностью общества.

Поиск модели, обеспечивающей мирное и гармоничное взаимодействие представителей разных национальностей, рас, религиозных течений, культур всегда привлекала внимание философов, религиоведов, психологов, культурологов, политических, общественных и религиозных деятелей всего мира. Данная проблема изучалась на стыке педагогических, психологических, философских и культурологических наук.

Величайшие таджикские мыслители рассматривали в своих трудах принципы толерантности. Примером тому служат произведения Унсуралмаоли Кайковус, Хусайн Воиза Кошифи, Рудаки, Фирдавси, Джами, Абуали ибн Сино.

В педагогической науке за последние годы усилилось внимание к проблеме толерантности, что во многом связано с формированием культуры мира и ненасилия. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что воспитание толерантности рассматривается в исследованиях следующих российских учёных: А.Г. Асмолов, М.П. Мчедлов, К. Фопель, О.Б. Нурлигаянова, Г.У. Солдатова, Шеламова Г.М., В.И. Хлебников, П.В. Степанов, Е.А. Пугачева, О.В. Желнович, И.В. Борсук, М.А. Маннанова, Н.Ю. Кудзиева, П.Ф. Комогоров и т.д.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время проблема воспитания толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике профессиональной подготовки и будущих учителей.

На современном этапе происходит изучение этимологии понятий «толерантность» и «терпимость». В трудах М.Б. Хомякова, Г.У. Солдатовой, В.А. Лекторского, М.З. Магомедовой и других учёных толерантность рассматривается как проявление низкой социально-психологической чувствительности личности к «инаковости», вплоть до безразличия, терпимости, не содержащей милосердия и сострадания. Согласно данному

мнению, толерантность представляет собой потерю национальной культурной индивидуальности.

В.И.Таланов, П.Ф. Комогоров, И.В. Шеламова, Б.С. Гершунский считают, что под толерантностью целесообразно понимать такую форму ихотношения к окружающему миру и друг к другу, которая, прежде всего, предполагает проявление согласия, способность сформулировать взвешенную точку зрения, «примиряющую» в той или иной степени полярные и внешне несовместимые компоненты явлений и объектов, что выражается такими категориями как «сосуществование» и «взаимодополняемость».

Границы толерантности рассматриваются в исследованиях К. Поппера, Ю.П. Поваренкова, Дж. Локка, М. Уолцера, Г.Л. Бардиер,М.П. Мчедлова, А.П. Садохина, Н.Г. Юровских, Н.Ю. Кудзиевой, А.Г. Асмолова, А.Ю. Ищенко и др., в которых отмечается, чтолюди призваны проявлять толерантность к представителям всех культур и народностей.Однако, с другой стороны, поведение, противоречащее законам и моральным принципам, не должно поощряться терпимостью общества. Двоякая ситуация и со степенью толерантности каждого человека - отвысокомерия до великодушия, терпимости до безразличия, всепрощения до малодушия, снисходительности до беспомощности, уважения до пренебрежения, сотрудничества до уступчивости. Все учёные единогласно отмечают, что границы толерантности должны заканчиваться там, где попираются законы и нравственные принципы, установленные обществом.

В педагогической науке Таджикистана толерантность рассматривается в работах таких учёных как И.Х. Каримовой, Ф. Шарифзода, М. Лутфулоева, Д. Латыпова, С.Ш. Базаровой, С.Э. Негматова, Н.Ш. Хабибовой. В системе образования Республики Таджикистан давно отмечается важность воспитания толерантности в учебно-воспитательном процессе. Так, академик И.Х.Каримова отмечает, что без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

По мнению академика Ф. Шарифзода, толерантность выступает объективной потребностью системы образования. Учёный считает, что воспитание толерантности имеет социально-культурную и политическую ценность в условиях поликультурного Таджикистана.

Профессор С. Сулейманов, изучив проблему толерантности, акцентирует внимание на роль ислама в обучении и воспитании толерантности у подрастающего поколения.

Согласно Н.Ш. Хабибовой, толерантность - это, в первую очередь, воспитанность, требующая самоограничения и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного.

В основе воспитания заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность.

В Таджикистане были проведены научные конференции по теме формирования толерантности или близкие к ней - Международная конференция «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира» (Душанбе, 2011, 15-16 апреля), Международнаянаучно-практическая конференция, посвященная Году образования и технической культуры в РТ и Году науки и инноваций в СНГ «Язык, культура, толерантность: русский язык в международном диалоге» (Душанбе, 2010), Международнаянаучно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики и компаративистики в современной парадигме языков и культур» (Душанбе, 2009) и другие конференции.

Развитие толерантности в системе высшего образования является объективной потребностью современного общества, так как постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурного Таджикистана является актуальной и прогрессивной тенденцией.

Воспитание толерантности в Республике Таджикистан играет особую роль при формировании личности будущего специалиста, а также имеет

социально-культурную и политическую значимость, поскольку особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей. Несмотря на такую распространённость и актуальность темы исследования, процесс воспитания толерантности в ходе внеаудиторной работы не получил специального изучения. Наукой не обозначены принципы и методы воспитания толерантности, что свидетельствует о необходимости исследования данного процесса как одного из профессионально важных качеств будущего учителя.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан», определяющей перспективу воспитания в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями, обоснована приоритетная роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания.

На основании анализа исследований по вопросу воспитания толерантности, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы в данном направлении была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости разработки методов воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работыи экспериментальной проверке эффективности условий её реализации.

Актуальность и уровень исследованности проблемы предопределили название темы диссертации: «Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы» (на материалах вузов Республики Таджикистан).

Целью исследования состоит в разработке педагогических условий воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы.

Объектом исследования выступает процесс воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы.

Предметом исследования является воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание толерантности у студентов вуза в процессе внеаудиторной работы будет эффективным, если:

- разработана методика воспитания толерантности у студентов;

обосновано содержание дифференцированного подхода к воспитанию толерантности, который определяется как способ решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп студентов;

- определено влияние толерантного сознания на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия;

разработаны педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы в вузах;

- выявлена значимость внеаудиторной работы в процессе воспитания толерантности у студентов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

проанализировать основные идеи исследований проблемы воспитания толерантности в философии, психологии, педагогике для формирования теоретической базы исследования;

- раскрыть воспитание толерантности студентов как аспект подготовки будущих учителей;

рассмотреть дифференцированный подход в воспитании толерантности студентов;

- выявить сущность толерантного сознания и его влияние на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия;

разработать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы;

- структурировать содержание внеаудиторной деятельности как основы воспитания толерантности студентов.

Теоретическо-методологической основой диссертации послужили исследования учёных, рассматривающих понятие «толерантность» (А.Г. Асмолов, М.П. Мчедлов, Фопель К.), работах, посвящённых воспитанию толерантности в педагогической и психологической литературе (О.Б. Нурлигаянова, Г.У. Солдатова, Г.М. Шеламова, В.И. Хлебников, П.В. Степанов, Е.А. Пугачева, М.А. Маннанова, М.З. Магомедова, И.В. Борсук, Н.Ю. Кудзиева), сущности и закономерности педагогическойсистемы (Бордовская Н.В., Реан A.A., Гершунский Б.С., Ильина Т.А., Константинов H.A., Савин И.В., Сухомлинский В.А.), исследованиях, рассматривающих воспитательную работу (Зотов Н.Д., Макаренко A.C., Мухаметов Г., Перонкова Е.Б., Поляков. С. Д., Шарифов Ф.), а также культурологических исследованиях (Библер B.C., Гуревич П.С., Маркович Д.Ж., Садохин А.П.); в нормативно-правовых документах Правительства страны: в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», Законе Республики Таджикистан «О высшем и последипломном образовании», Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», «Национальной концепции образования», «Государственной программе изучения русского и английского языков 2004-2014гг.» и других нормативно-правовых документах Республики Таджикистан.

Методы исследования. При проведении исследования был применён комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам: -изучение и анализ философской, педагогической и психологической

литературы; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; -социологические методы (беседы, анкеты, интервью); - наблюдение; -статистическая обработка результатов исследования.

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап (2009-2010гг.) - посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике путём изучения и анализа философской, педагогической и психологической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Разработаны концепция, программа и методика собственного исследования, понятийный аппарат; сконструированы педагогические условия воспитания толерантности у студентов ВУЗов.

Второй этап (2010-2011гг.) включал разработку программа опытно-экспериментальной рабо�