Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание трудолюбия у учащихся начальных классов посредством народного фольклора

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание трудолюбия у учащихся начальных классов посредством народного фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тешабоев, Акрам Юлдашевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание трудолюбия у учащихся начальных классов посредством народного фольклора"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

> ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

р ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ^ вмени НИЗАМИ

На правах рукописи УДК 371.035.3

ТЕШАБОЕВ АКРАМ ЮЛДАШЕВИЧ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО

ФОЛЬКЛОРА

115.00.01—теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ташкент —1905

Работа выполнена в Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами.

Научные руководители: кандидат педагогических наук,

доцент | МИРТУРСУНОВ 3. Ф~|

кандидат педагогических наук, профессор ХОШИМОВ К- X.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, Заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан МИНАВВАРОВ А. К.

каидндат филологических паук КУШМАКОВ М.

Ведущая организация — Ташкентский государственный университет.

Защита диссертации состоится « » 1995 г.

в часов на заседании специализированного совета Д 113.18.22 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте им. Низами (700100, г. Ташкент, ул. Глинки, 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан « 3 » Ш^й/Л*?__1995 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук, ¡—-?:Ч

профессор ^ Т ' Б. ТУХЛИЕВ.

- з'-

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАКШ <

Актуальность теми исследрваляд. В современных условиях рыночные отношения, оказывающие лее большее влияние на политическую, общественно-экономическую, духовно-культурную гшзнь нашего народа, обусловливают воспитание подрастающего поколения, способного своими знаниями и практическими умениями обеспечить свое будущее. Овладевая основами современных наук, оно должно выработать в себе такие общечеловеческие качества, как гуманизм, патриотизм/трудолюбие и т.п. В реализации этой важной задачи огромная роль отводится современной национальной школе, которая, продолжая лучияе традиции наших великих предков, применяя в своей практике прогрессивный опит зарубежной шголк, становится действенным социальным' институтом образования, воспитания и развития современного человека. Определяя задачи национальной' общеобразовательной ■ школы, Президент Ресцублики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: "Яри разработке повой демократической воспитательной концепции необходимо вводить в нащу образовательную и воспитательную систему национальные, исторические и культурные традиции, духовный опит представителей народов, кивуиих в нашей республике";.

Закон Республики Узбекистан "Об образовании", разработанный именно с учетом "новой воспитательной концепции", воплощает собой правовую гарантию для развития национальной школы, исходя из современных требований- к содержанию образования и воспитания на основе мярешьг- стандартов, учитывая большой опыт прошлых поколешь. Закон создает объективные возможности учителям и воспитателе творчески подходить к фэрмам я методам обучения и воспитания, использовать возмоеносги национальных педагогических ценностей.

Дачкой проблеме были посвящены исследования А.Ф.Хштвбядзе, А.Ш.Гапшмова, Г.Н.Волкова, В.Х.Арутюняна, А. Э. Измайлова, И.Оряш-бекоза и др., в которых огранены вопросы эгнопедагогики отдельных народов бывшего СССР. В них проанализированы народно-дёдагогичес-к:о взгляда, iopf.ni и метода воспитания, которые была созвучны той эпохе. Попытка исследовать формы я метода воспитания по составит частям - отличительная черта работ вышеуказанных авторов.

I. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент:.Узбекистан, 1993 - С. 47.

. В Узбекистане такке велись научно-педагогические исследования в данном направления. Учение-педагоги Ы.Шербоев, О.Цуминов, З.Ф.ииртурсунов i! др. в своих работах пользовались источниками узбекской народной педагогики и высказывали мнение о том, что в гармоническом развитии учаддахся их роль огромна.

Ученые-педагоги С.ïet,гурова, К.Тургунбоев, Я.Рахыопова, М.Бозорова, Б.Кодлров , Х.Бобошрзаев, А.Мусурманова я др. старались раскрыть место народной педагогики и фольклорных источников в умственном, моральном, физическом и эстетическом воспитании учащихся, учитывали особенности воспитания учащихск-деЕочек. Однако в этих исследованиях охваче;ш только некоторые компоненты поднятой проблемы, объектом исследования в них не было целостное формирование личности учаидася на основе котивационной сферы личности, ее желаний, включения в этот процесс содержания национального фольклора. В работах У.Рад;глбова и Т.Х.Хасанова предпринята попытка исследовать отд&адше составные части воспитания учащихся младших классов на основе фольклорных материалов, но в них такие отсутствует стремление объединить различные направления воспитания в единую систему.

Следует также отметить, что воспитательно-значимые ютеи узбекского шродного фольклора вэделеш з исследовательских ра-Сотах: учеиых-фолытористоз, литературоведов Х.Зарвфа, Б.Каримова, Т.Мярзаева, ЬиЛфзалова, М.М.Алааия, ш.Ражабя, З.Хусаиновол, ¡Д.Зарафа, С.Иброхишва, С.Зуфарова, К.Подкова, Б.Соргмсокова, Л. гусаку лов а и др.

Отмечая несомненную ценность указанных не следов алян, ое-реяио относясь к их позягшшда результата»;, выдервсаааям проверку временем, слезет, однако, подчеркнуть, что некоторые концептуальные положения перечисленных выше ясслсдозагелел нельзя принимать без критического осмысления ao ¡.;íioi*;m причинам. Lo-nep-bux, в авторитарной педагогике того времена pjysasu, целя и задачи воспитания йгля определены некорректно как с позиций теория, так и повседневной воспитательной практики, иа-вторих, Qaii.iu a катода воспитания отратлли идеологиз:::ю:!ашш;: дух voz vno-

xn; в-трет lo: , ясслсдозатол» вое питательного upor.ecca не всегда и ъ неполной i'.ете учитывали пи только возрас?:з!е осоОиккосгт.по, главное, кацйоийльпкЗ шнтнпятот учаиаисся. ¡i, наконец, в-четзс> тпх, в ycjsoatrx oojxîtcuîîîi кодляиноЛ гос;'ди1стзс1:пои независимости а гарно пз.'.'екклпсь треоо:,а;;;!Л к уч^бно-вос питательному цгоцос-

су в национальной шоле.

Та кил образом, выявляется противоречие между возрастающими изпши экономячзекими отношениями зо всзх сггер-с зкзнп общества, необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе трудолюбия на основе коренной перестройки воспитательного процесса в нзшюнальной школе, базирующегося на этнопэдагогике, и недостаточной рзарсбо тайностью теории и практики использования в трудовом становлении личности богатого национального педагогического наследия узбекского народа, в Частности, фольклорных источников. Разрешение указанного противоречия составляет проблему данного исследования и указывает на ее актуальность.

Объективная потребность общества в воспитании будущего тру-; неника, отсутствие йзучно-ледагогических разработок по определению влияния узбекского фольклора нз трудовое воспитание учадих-. ся национально-;; школы и обусловили вибор теш настоящего исследования: "Воспитание трудолюбия у учащихся начальных классов посредством народного фольклорз". .• . .

Объект диссертационного исследовании - личность младшего школьника, находящегося под влиянием педагогического процесса, целенаправленного на пробувдение я воспитание трудолюбия.

Предмет исследования - педагогический процесс использования народного фольклора как средства воспитания трудолюбия у младших школьников.

Цель исследования - выявить объективные закономерности процесса использования нзродного фольклора в воспитании трудолюбия у шгадшдх школьников а на этой основе разработать практические рекомендации по повышении эффективности указанного процесса.

Для реализация поставленных палей решались следующие задачи:

- проанализировать с точки зрения педагогики я психологии материалы устного народного творчества, объективно оценить его возможности в воспитании учащихся в духе трудолюбия;

- обосновать педагогическую эффективность народного фольклора, влияющего нз воспитание трудолюбия млздиих школьников; .

• - определить критерии отбора нзродного фольклора как специфического средства формирования у младших школьников трудолюбия;

.- выявить уровень воспитанности младших школьников в духе трудолюбия и обосновать его с тачки зрения педагогических критериев, формирующего эксперимента, проанализировать их результаты.

В процессе исследования выдвинута следующая рабочая гипотеза: использо панне источников фэльклора в воспитании учащихся младших классов в духе трудолюбия будет эффективным, если:

- учитываются критерии отбора материалов фольклора, направленных на трудовое воспитание;

- определены возрастите, психологические -я индивидуальные особенности, а такхе мотивы деятельности учащкся младших классов; творчески и целесообразно использующие фольклорные источники; .

- актуализированы шрашме качества, которые сдукаг аорлш-ровакию трудолюбия на основе фоль.кгорншс источников;

- фольклорные материалы применены в едином, непрерывном педагогическом процессе воспитания учащихся младших классов в духе • трудолюбия.

'.1отодо логичес ;т)П ос новоисследовшшя послужили философско-. педагогические я психологические взгляд мыслителей Центральной Азии, их изучение в единстве процессов действительности событий, находжяхся во взаимосвязи, взаимовлиянии и динамическом развитии, а такне Конституция Республики Узбекистан, государственные законодательные акта о народном образовании. '

Методами исследования явились теоретический анализ мотодолог.'¡чес ко:": , психологической и ;; ау чнс -м е го д и ч е с гай литератур, посвященной устному народному творчеству и трудовому воспитанию; анализ содз]оа1шя учебного материала началышх классов для определении его эффективности но осуществлению взаимосвязи теории и практики; наблюдение, беседа, анкетирование, научно-педагогический эксперимент, количествеиный и качественный анализ полученных экспериментальных материалов.

- рассматривается сущность и педагогическая ценность/устного на годного тюрчества ;уи практики трудового воспитания и развито! лячкоста младл:«с школьников;

- ииаяш^'нтся струстургле дашюпе.чть, \ултсрии уст:: ^ н;;; одного гьорче^тза и методика лкяалшпш;

- ксела'0':и?ся осооекнос-л': остального, педагогкчоекого зка-чегл'я псподьзоуашщ ииродни'-: трудовых три/дци.!, а гл*здг.олцк1'^:;й1

исследования определяется тем, что в нем:

система'работы рас матрявается как оргапачесгля часть учебной, внеклассной деятельности ученика и-учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрены материалы фольклора как объект,. формирующий систему мотивов трудолюбия учащихся младших классов; исходя из цели воспитания, а процессе организаций учебной деятельности установлен теслгй юнтакт с учет:ком л коллеетявом учащихся; определено формирование общественной я'личностной направленности к ученику посредством эмоционального.отношения к фольклорным материалам.

Практичедкая значимость исследования заключается в том, что положения и-вывода, рекомендации, содержащиеся, в диссертации, могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан; материала исследования внесли определенный вклад в повышение уровш знаний и творческое разви-. тле младших шюльников. Составленные по результатам исследования рекомендация могут быть использованы руководящий работниками икол, рая(гор)0Ю для гонтрэля уровш знаний я творческого развития учащихся.

На зшшту выносятся следующие полокения:

I. Педагогические условия воспитания учащихся а духе трудолюбия, обеспечивающие опору на источники устного народного творчества, что позволяет формировать такие качества личности младшего школьника, как деловитость, инициатива, предприимчивость.

. 2. В процессе воспитания учащихся национальных акол в духе трудолюбия на материале фольклора учитываются идеал, цель,- задачи воспитания,--.а также мотивы деятельности личности, таким образом обеспечивается интеграция единичного я целого.

3. В выборе форм я методов воспитания учащихся начальных классов в духе трудолюбия определена структура деятельности, психологические процессы рассматриваются нами как динамика формирования личностных качеств. Подобный подход дает -возможность тесно контактировать как с отделышм учеником, так и с коллективом учащихся в достягения педагогической цели. Это обеспечивает диалектическое взаимовлияние и целостность умственных,- эмоцвональ-но-чувстяешщх, шралыю-волевых процессов в хо учебной деятельности младших школьников. ■■'•■•''..

4. В воспитании у учащихся трудолюбия посредством фольклрр-ных асточняюв необходимо пользоваться-прнродавш и ядутрендами механизмами перехода цели деятельности в мотивы деятельности, со-

.... -8 -

составления, противопоставления, личного примера, познания себя, совершенствования я определения у чешкам дели жизни как личности. Следует также учитывать этапы формирования у ученика веры в свои силы, стремление к самостоятельности, инициативе, к развитию способностей, что долено соответствовать демократизации процесса образования, формам и методам воспитания в национальной школе.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены объективным отношением к идеям, выдвинутым в научно-теоретических , научно-методических источниках; обоснованием норл и форм использования фольклорных материалов; точностью и совершенством анализа результатов, констатирующего и со ротирующего эксперимента; эффективностью предложенных нами методических рекомендаций, которые били одобрещ педколлективами школ; вз шило аров еряемос ?ью методик; количественным я качественным анализом полученных результатов.

Этапы исследование. Научно-педагогический поиск проведен три этапа. На первом этапе (1990-1392 гг.) изучена научно-дедаго-гическая, методическая литература, посвященная народной педагогике и ее досаатагельному значению с точки зрения цели а задач национальных шгол, осуществлено критическое осмысление отношения к авторитарной педагогике, к источникам фольклора, формам и методам их использования в воспитании молодого поколения; определены условия воспитания в духе трудолюбия учащихся на основе источников фольклора в начальных классах национальных шгол; изучен передовой педагогический опыт. .

На втором этане (1992-1993 гг.) исследованы цели и задачи трудового воспитания в начальных классах; отобраны источники фольклора; на основе анализа литературных источников определена степень разработанности исследуемой проблемы; путем констатирующего эксперимента выявлен уровень воспитанности учащихся; уста-шелепы теоретяю-педагомчиские, психологические особенности использования фольклор5щх источников в процессе воспитания;тру-долыбия у учащихся началъшк классов.

На т'„"-' .<;м этапе (1993-1994 гг.) проведен форы:;ру^ети эксперимент; проанализированы коллчоствошше и качественные .о-казителл э;Тфектии:10ст,1 ^сполъзоналгл фольклор:!!;х источ:шков результат сопоставлен!: со сведо!шг.<я, полученншя и контрольных и оксаепа:/ентиль!п« классах; скорректирован!.; осш.чиие вы йоды и ме-

тодячоские рекомендация, • которые' шробяроваш в деятельности учителей начальных классов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследова-ш;я апробирована в аиэда % 144 Яккасарайского района г.Ташкента, в начальник классах, школа й 32 i.iapxаратского района Андикаиской области, а такав в докладах и -выступлениях на Республиканских научно-педагогичееких конференциях ( в Аядикалском государственно/л университете им. З.'Л.Бабура (1994г.), в Гулнстанском государственном университете (1993г.), Ташкентском государственном педагогическом институте т. Кагала (1991,1292 гг.), на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского сос- . гава. Андижанского государственного университета (1993,1994 гг.), л выступлениях перед слушателями Андижанского института повышения кзалафякецял учателей (1992,1993, 1994 гг.).

На основе ¡теоретических, ндувдо-методпчеекпх рсзульта?оз подготовлены л ярвдешш на практике «зтодическае реглмен-дацли, пособия для учителей начальных классов.

Сгпуктугя послатопапкя. диссертация состоит из введения, , • таз, зак/ооченля, сязска вспользозшшоЗ литературу, идси-___«го fto названий я . прилоЕсш-'й.

ОСШБШЗ СОДШШВ. ЖлШЗЖ'Я

Ш рвепеупа обосновывается актуальность тзtizi яссдодойаякя, указываются объект, пробст, цель и задачи, научная гипотеза, методологические оонот, метод;.', лаучзш коз из на, тоорвтачеогт п яракуяческая значимость работ.

3 пепзоя глаза - "Трудовое воспитание л узбекской народа ой педагогике я научно-георзтлческие я педагои;чезкио основы" -аналдзл пустая; трудовое дослятанве в узбекской яародвой педагогике и его вырагшие в раздачяыгс яанрэх устного народного творчества; взгляд мыслителей Центральной Азии на трудовое воспитание; состояние воспитания учаиихся началышх классов обцеобразователь-ньн школ в духе трудолюбия.

Как известно, груд является ведувдм, основополагающим, ре-аашшм 'фактором исторического развития человечества на различных этапах которого зарождалась и Нормировалась педагогическая культура, первоосновой чего еду гида педагогика народных масс. В этой

■ Ю -.

связи трудовое Боепитание по праву считается базовым компонентом образовательно-воспитательной деятельности- Поэтому не случайно прогрессивнее традиции, обычай и обряды всех без исключения народов мира связаны o трудовым воспитанием.

Узбекский парод, имея богатую истории, обладает ценным Культурным наследием, созданным жившими на этой священной земле всемирно-известными великими мыслителями. Узбекская народная педагогика вбирала в себя многовеговый воспитательный опит, который закреплялся в сокровиадшце устного народного творчества. Во многих произведениях фольклора прослеживается единая цель -воспитать шлодое поколение патриотами своей родины, бесстрашными, здоровши, ушшми с помощью героев. различных фольклорных жанров. Сюжеты многих сказок, легенд, различные притчи, готорые широко распространены среди народных масс, направлены такке на воспитание трудолюбивого деятельного человека, иоэтому бессмертная мудрость нашх предюв, воплощенная в фольклоре, является ценным педагогическим наследием, достойный применения на практике в современных условиях возрождения национальных воспитательных традиций. Каздый нанр фольклора, по нашему мнению, следует анализировать по отдельности.в зависимости от разновидности воспитания. Чем глубке анализируется отдельно взятый канр, тем больше обнарукявается идей и взглядов, связанных с определенной областью воспитания.

Так, загадки, являясь составной частью устногоüa родного творчества, помогают формировать у молодого поколения чувство тонкости кизня, расширять его фантазию, быть догадливыми. Пословицу, как самая краткая, многозначная, впечатлительная Гюрма флькюра, является ко нцентрированным выражением народной мудрости, В ходе исследования нами на примере пословиц обращено внимание ja созвучие £ольклор|щх материалов с методами трудового воспитания. Здесь /.окно указать на такие методу в пословицах, как напутствие, призыв, юзбувдепие, предунрекдение и т.п. Наии предки шпраго использовали в воспитаипи молодого поколения / песенный канр.устного народного творчества. Б народных сказках и дастанах воспевается счастливая кизиь, свобода, стремление к ;ю-заг;;скмости, трудолюбие. В совремс-инк :усл:;в:'.ях' ova ~мпры йо .ыс-лора помогают ¡¡ормитопать такие качества личности, как пред шчавость, деловитость и инициативу.

Выдающиеся мюлителя Центральной Азии в своей творческой деятельности не только использовали источники'устного народного творчества, но и внесла огромный вклад в их обогащение. Они, исходя из требований воспитания своей эпохи, разъясняли идеи,-касающиеся отношения к груду и трудолюбию. Всемирно известные ученые-мыслители в своих' произведениях отводили важное место труду,, его значению л улучшении бита я жизни людей.

Г^удахп Фирдоуси, Ибн Сина, Омар Хайям, Кайговус и другие мыслители чербз художественные'образы пытались объяснять ведущую роль труда в развитии личности. Иби Сина считал труд средством ■ здоровья, а Юзуф Хос Хоияб в своем произведении "Вутадгу билик" подчеркивал, что личность достигает' своего совершенства только благодаря труду. Налои; Бобур через художественные образы выдвигали идею о том, что там, где труд становится радостью для ладей, - страна расцветает, люди вольготно живут:и. не знают нищеты. Му-ки.мл, Фуркаг, Ибрат, Сиддикя, АШш, Анбар отий, Шаиурл, Авлоня, Рахматуллаев, Ниязд л другие поэты и педагоги стремились непосредственно применять на практике идея выдающихся мыслителей-просветителей, связанные с трудом л трудолюбием.

Фольклорные источники, педагогические идеи мыслителей Центральной Азии Haf.ii! отбирались в зависимости от области воспитания в били целенаправленны. При этом определяющим. фактором в нашел» исследовании был анализ учебных nporpaj.5f.iuo "Чтению" я "Труду", использование на этих уроках источников фольклора для формирования у учащихся трудолюбия. Полученные нами данные в период с 1986 но 1993 год нашли отражение в приводимой пике таблице.

Таблица I . Использование источников устного народного творчества а воспитании трудолюбия у учащихся младших классов на уроках чтения

Наименование ! Шосло-!3агад-! Сказка ¡Басня, ¡Песня ¡Сэтро-учебника ¡Классы ¡вица I гл ! ¡Притча! ¡говор-

Деление { | ! ! ! ! ! ка

Книга для чтшшя I кл. 8/5» 19/4 5/1 3/1 -/- 5/2

Книга для чте!шя 2 кл. 36/7 25/0 7/1 4/0 -Д V-

Книга для чтения 3 кл. 87/24 32/0 6/1 I/- 9/2 -/-

Книга для чтения 4 1С1. 33/7 9/1 7/2 -/- 2/0 -/-

* - первая щнрра означает общее кол-во, вторая - по трудовоод воспитанию.

Анализ учебников, выпутанных в 1993 году показывает, что материалы устного народного творчества, связашшо с трудовым воспитанием очень скупы: в учебниках 1-1У юг. зададкя - 8, пос-ловигщ - 6, стихотворные загадки - 5. Наш фэрмкрувдай эксперимент показал, что в начальных классах их долкно быть больше, например, пословиц - 50-00, загадок - 25-30, necea - 10-15, скороговорок - 5-10, притч - 1,6-20. Учитывая ведущую роль учителя а трудовом воспитании и обучении на уроках, намя был проведен • юнсгатируэщай эксперимент среди учителей a воспитателей начальных классов ыюлы К 144 Яккасарайского- района г .Ташкента, школы В 32 Кархаматского района Аадааатной области. Результаты показала, что б зтих шюлах отношение учителей к материалам устного народного творчества ¡а уроках трудового обучения не отвечает современным требованиям, и они сами признали тот факт, что с теоретической, методической точки зрения не готов» использовать источники фольклэра в процессе воспитания у учащихся трудолюбия.

Чтобы определить уровень сфорлирозанности личностных качеств у учащихся начальных классов на основе фольклорных источников, среди учащихся этих классов распространено 400 анкет с вопросами. Результата следующие" по школе J¿ 144 Яккасарайского района г.Ташкента: I класс - 5 баллов - 32$, 4*'.балла. - 32$, 3 балла -20$, 2 балла - 16$; 2 класс - 5 баллов - '¿2%, 4 бачла - 28$,

3 баша - 24$, 2 балла - 16$; 3 кяасс - 5 баллов - 35?', 4 баяла'

- 44$, 3 балла -'16/5, 2 балла - 2$; 4 класс - б баллов- - 32$,

4 балла - 24$, 3 баяла - 16$, 2 балла - 28$. Но школе й 32 им. У.Носяра маркаматского района Андиканско": области: I класс -

5 баллов - 28$, 4 балла - 32$, 3 балла - 24$, 2 балда - 16$;

2 класс - 5 баллов - 32$, 4 баяла - 36$, 3 балла - 20$, 2 балла

- 12$; 3 класс - 5 баллов - 24$, 4 багяа - 28$, 3 балда - 32$, 2 балла - 16$; 4 класс - 5 баллон - 28$, 4 бачла - 24$, 3 балла

- 28$, 2. балда-- 20$. Если сопоставить полученные результата, то выяснится, что уроки чтения и труда, где использованы «атеряали устного народного творчества, прошли' янтереспос. Виясиилря.-ещс и такой такт: учащиеся школы 32 привода? оольж гл зленных примеров из материалов устного народного творчества, чем учащиеся аат^м 144. Учащиеся этих школ иыразялп свое стремление; к г ¡у-чсни:о материалов устного народного творчества. На первый ко. 'вопрос анкеты многие ученики но смогли'ответить, 'Ото ооначаит,

- 13 -

что они не совсем понимают, что такое "трудолюбие".

В ходе исследования нами проведен гонстатиругошЯ эксперимент с целью оирдело!шя единства педагогических требований в семье я в школе и использования родителями магериалов устного народного творчества в процессе подготовки своих детей к труду и выработки у них навыков трудолюбия. Результаты эксперимента следузоьчие: в школе & 144 Яккасараиского района г.Ташкента а первой группе ответили 41 человек/, во второй группе - 27/, в третьей - 32/. В июле 32 им. У. Но сира 1ларха>латсдаго района Андикан-ской области в первой группе ответили 391 родителей , во агорой группе - 29/,а третьей - 32/. Сопоставление результатов показало, что по рейтингу ответы родителей аголы -1? 144 превосходили ответк родителей гашлы £ 32. Родители учащихся этих школ признали, что в процессе воспитания у детей трудолюбия материалы фольклора даит хогоаие результата, поэтому устное народное творчество необходимо использовать. Они отметили так—е, что тесное сотрудничество семьи и школы мосег дать эффективные результаты в области трудового воспитания.

В результате проведенного констатирующего эксперимента, направленного па изучение современного состояния процесса воспитания учешшхея начальных классов в духе трудолюбия на основе источников фольклора, выяснилось следующее: во-первых, учителя знают £ольнлор;ше источники и с уважением относятся к ним, понимают их огромное значение в воспитания подтегаащего поколения; во-вторых, родители так») понимает важность этой . проблем!, .однако они нуждаются в оказания методической помощи при выборе источников фольклора; в-третьих, учителя не полностью владеют теоретико-методологической основой, уыеш1яки а навыками использования фольклорных материалов, соотв етс твуюихос требовалиям национальной школы; в-четвертих, воспитательная работа в этом направления не учитывается и не фиксируется л тоикретных результата:.:.

Ьо ято го;', г лап о - "Методы и средства использования источна-¡ов фольклора н воспитанна учащихся начальных классов в духе тру-долзоб!Ян - ¡-ассматряваится тоо1«тако-мотодолйгичоскае основы воспитания у улпахся начальных классов трудолюбия; метода и средства «сяод&яояливя фольклорных материалов на уроках груда, в процессе выекласоных и ншхлолыи« ме.:ог!рилтп;'., а такие осо-счг.лоел: атуднкчеегча ¿¡золи', семьи и оседестз оияостп по вое пи-' т.шп:о уч.шкся в духе трудолхйпя с привлечением различных "а.1;-

ров устного народного творчества.

Исследователями установлено, что в узбекской народной педагогике в процессе воспитания молодого поколения шрокое распространение получали такие метода и средства, как научение, упражнение, совет, просьба, указание, поощрение, одобрение, наказание я т.д.Все их мэано условно разделить на обучающие, тренировочные и стимулирующие. Если рассмотреть эти методы применительно к воспитана» учащихся начальных классов в духе трудолюбия на основе фольклорных источников, то выясняется, что они в определенней мере способствуют усвоению существующих знаний о трудолюбия, об организаций общественно-полезной деятемкости, а такке обеспечивают педагогическое стимулирование укрепления знаний, умений и навыков. Однако, при этом остаются как бы в "скрытом виде" возрастные я индивидуальные особенности учащихся, структура педагогического процесса, объективная активность ученика, механизмы формирования его мотивационно-штребностной сферы. Метод воспитания с точки зрения гуманной, демократической педагогики - это формирование учителем потребностей, мотивов ученика; сотрудничество при помощи своеобразных средств в овладении ил методов саморазвития. В состав метода воспитания, кроме средств и приемов входит объект и субъект воспитания, вид, форма, содеркаш;е деятельности, определение моста я временя. Метод воспитания воепришибается как единый процесс, состоящий из частей единого целого и их отношений, я направленный на достижение определенной цели. Части единого целого в зависимости от задач воспитания, содер^шя, вида деятельности, педагогического обстоятельства когут переходить от средства к приему £ от. средств к метода. 1..'етод воспитания нельзя рассматривать отдельно от позиции, цели педагога. С таких с.^чаях метод служит объекту, объективно яла неоСъ активно. Структура деятельности вбирает в себя следующие части: цель - задача - средства - результат - коррекция - контроль - оце/гка - результативный контроль - результат - переоценка, Структура процесса воспитания учащихся в духе трудолюбия на основе фольклора долгага сооззетег-вовать структуре деятельности. Отпопешш субъект-субъект (воепп-татель-уч^гак), субъект-объект (яоспяааге.ть-деятсльность) гакко осуществляются в процессе восаятшшя трудолюбия. Метода лосплта-нвя трудолюбия по своему яшравленяв шею? хариктор ;;ооиашг, перцептивного, графического, логического щоблеи-аэлокеяй, Пре-

лосходство качества проблемного направления методов воспитания трудолюдт является ярячяиоЛ. обшгй/шя гдодгшш на целевую часть и модели ров агше тюпесса юсппта^'Л с педагогической точки зрения:. восиитатель-учвник-ученики. Подобное моделированпе воспитательной цели требует учитывать у;овепь сформировапности качеств трудолюбия КЭ1С отдельного ученика, так и целого голлектива. Этот процесс пошгает определить воспитателю мотивы проявления деятель-ностпого трудолюбия учащихся и его направление, а также формировать нукные знойные и внутренние действия, основываясь на актуарный вид деятельности, где учитываются индивидуальные и возрастные особенности учеижея. .¡сходя из огой педагогической по-.злп.ии, м-1 разработали относительные показатели сфошпрозаннос-ти такого качества /лчности, как трудолюбие: I) я процессе обучения - ответственность, терпеливость, дисняпляна, юмощь друзьям; 2) во анскласеной деятельности - самостоятельность, инициатива, качественное выполнение поручений, ответственность, личный призер; 3) з общеегвенно-далезном труде - показать целеустремленность, настойч!!Вость, своевременте выполнение заданий, взыскательность.

Все вышеуказашше показатели сйормировшшости моральных качеств личности проявляются в педагогическом процессе. Учитывая актуализацию этих показателей в процессе деятельности т класс и-фйцировали и распределили как норму измерения но при;;ципу от общего к единично;^.

-. Результаты фршруьщего эксперимента, проз еденного на уроках чтения и труда проанализированы-¡а основе критерия иерядиан-

НОЙ.

Основываясь на отих результатах, мы учитывали стремление учащихся-к изучению всех. калроа устного народного творчества на ушках чтения и труда. Намеченные внеклассные мероприятия в фор— мируккум эксперименте утверждались в начале учебного года" на основе общего плана. Они разрабатывались отдельно для каздого класса с указанием места их проведения, шли и задач. Намеченные мероприятия заранее сообщаюсь учителям и. учащемся. Затем.проходила го дге тонка, в ходу '.©торой ученикам давались соответствуйте указания ианраэлошот деятельности. Результаты формирующего экс-перпм'Л.'?а, тлгобпо окясашше и работе, показали, что во шокдас-сних мероприятиях актнпизпроиапась познавательная деятельность

учащихся. У них появилось больше нелапия знакомиться с образцами устного народного творчества, что способствовало формированию такого вакного ¡сачества личности учащихся, как трудолюбие.

В ходе формирующего эксперимента били выявлены недостатка, связанные с деятельностью школы и семьи в воспитании у учащихся трудолюбия на основе фольклора. В диссертация нами даны рекомендации , направленные па устранение выявленных недостатков.

В приводимой пике таблице сгруппированы данные, получение на основе изменения уровня воспитанности учащихся'в результате использования материалов устного народного творчества па уроках в внеклассных мероприятиях.

Количественные показатели, указанные в таблице, красноречиво свидетельствуют о том, что в•процессе воспитания учащихся в духе трудолюбия большой эффект дает использование источников фольклора.

На основе результатов, полученных в ходе исследования, па-ми сфоргдулвроааш следующие выводы:

1. Узбекская народная педагогика как совокупность накоплен-них в процессе ясгорачоского развития народа дсдагоглчоскшс зна-шй, умешй и яавнков представляет собой йяагодаишй образова-тсзьпо-зосяотатеяыщй источник, наполненный ядеаяамя, традшуя-ив в ойичажв народных касс. Устное народное творчество как составная часть народной педагогии! отражает исторический и социаяь-ннй опыт народа, сконценгрярозашцгй в таких кайрах фольклора, как сказки, легенды, загадка, пословсцн, поговори и т.п.,. которые вкроко всшльзоаалйсь в процессе воспктанкя тдрастаащих поколений. Велвкве мыслители Центральной Азии в свокл творчестве опирались на'еде ада народной педагогам, исшльзоваля различии е аакри фольклора, создавая тем самк.м предпосылки для применения народной »мудрости в процессе воспитания посдедуввдх поколений.

2. В ходе лзучеяня состояния воспитания учадагся цачаль-1ШХ классов л духе трудолюбия на основе материалов ^олыйора паб-дадшшсь слсадакис галоаителыше явления: учителя военраиимаюг фольклорные материалы как педагогические ¡злиюстя и считают необходимым использовать их на всех уроках; родители также .чирагл-цт огромшй пнтарзс к материалам устного народного творчества как к эффективному средству воедятаная детей.

3. В процессе гопстаглру;хюго эксперимента било выявлено, что фольклорные штепиалы не всегда используются из-за

Таблица 2

Результаты яз.мог.нз.'Ш воспитанности учащихся начальник классов, в духе трудолюбия, полученные после формирующего эксперимента

¿¡;о#ш ■ 'гола X 144 ЯккасараЯского рая " .....паДона „г.Ташкента___

.'до экеперялшта! после • эксперимента ! до эксперимента

! Средняя школа 32 Маохаматского района !_Андижане кой области_

¡после эксперимента

^алл !

■ контр. 'экслео. юнто. ? экспор.

';;-;ю' 'йоЬ'Г'к-ао! % 'к-во ! % ¡учен! ¡учен' .¡'/чен! гучан. ?

! гонт р.

¡учен!

!учен.: Iучен

{ к-яо ! %

!экспер. ! конто. ? экспер. { к-яо | к-во { % ! к-во ! %

!учен. !

!учен.'

I ¿\ -UVy I

!учен.!

1 ;Лаес

2 ¡ласе

о уласс

лас с

о 8 32 . 7 28 7 28 17 68 7 28 9 36 8 32 16 64

4 8 32 6 24 0 32 6 24 8 32 9 36 10 40 6 24

3 5 20 9 36 6 24 ■2 8 6 24 4 16 6 24 3 12

ч 4 16 3 12 4 16 - - 4 16 3 12 I 4 - -

5 8 32 8 32 II 44 . 15 СО 8 32 7 28 II 44 17 68

4 7 28 7 28 ^ 40 7 28 9 36 13 9 ?§ 5

3 6 24 6 24 3 12 3 12 5 20 4 16 4 16 3 12

2 4 16 4 16 I 4 -- - 3 12 I 4 I 4 - -

5 о 36 '8 32 II 44 18 72 0 24 5 20 8 32 16 64

4 II 44 10 40 8 32 5 20 7 28 3 12 9 36 6 24

о V» 4 16 5. 20 6 24 2 8 8 32 14 56 6 24 3 12

2 т 4 2 8 - - - 4 16 3 12 2 8 - -

5 8 32 7 28 10 Ф 16 64 7 28 ' 6 %% 8 32 18 72

4 6 24 4 16 8 32 ^ о 24 6 24 4 16 8 32 6 24

3 4 16 5 20 3 12 3 12 7 28 9 36 6 24 I 4

2 7 28 9 36 4 16 - - 5 20 6 24 3 12 - -

- 18 - ' неподготовленности учителей, не учитывающих обязательность обеспечения потребноетно-ыотивационной сферы деятельности учащихся, а такие постановка конкретно-воспитательной цели; кроме того, в отдельных сфчаях до сих пор сохраняются элементы авторитарной педагогики в воспитании учащихся, что приводит к неоправданной небрежности в выборе фольклорных источников по областям воспитания.

4. Анализ процесса воспитания трудолюбия у учащихся начальных кжссов на основе фольклорных источников показал, чте многие учителя-практики рассматривают устное народное творчество и как источник общественного воспитательного опыта, и как средство воспитания, и как метод воспитания.

5. Воспитание учадщхся начальных классов в духе трудолюбия с использованием фольклорных источников требует от учителей я воспитателей моделировать целевые мотивы деятельности, для чего необходимо заранее запланировать педагогику сотрудничества. При пошщи диагностических методов следует изучать уровень воспитанности отдельного ученика и коллектива в целом.

6. Процесс воспитания у учащихся трудолюбия на основе фольклорных источников должен ацетат но соответствовать структуре процесса деятельности.

7. Задача, формы и метода воспитания учащихся начальных, классов в духе трудолюбия на основе фольклорных источников обусловливаются вывдляеяяе,'! следутж воспитательных целей: а) формирование мотивов деятельности трудолюбия; б) формирование отношения личностных качеств к трудолюбию; в) дать^ педагогический стимул качествам трудолюбия в процессе деятельности; г) в процессе формирования качеств трудолюбия проявлять способность воли я чувства.

На основе результатов проведенного исследования прздетавля-ется шамоглим предложить учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня следующие рекомендации. Каждый учпта1ь и воспитатель начальных классов должен уметь:

— отбирать источники фольклора, анализировать и кдас&ифи-цировать их;

- пробукдать у учащихся положительное отношение, форлиро-вать национальную гордость к педагогическим ценностям, а местности, источникам фольклора, обучать детей самостоятельно собирать, изучать с анализировать ясточкпеи фольклора;

- -

- давать сведения о ;1ольклоршх источниках родителям я общественности, достигать соответствия этих спедений;

- а библиотеке шкода организовывать фольклорные выставки, использовать (Фольклорные материалы я оформлении класса;

- проводить различные мероприятия по изучению фольклорных материалов;

- обогашть свою устнуа и пксь,\н;н;гую речь материалами ;Тольк~

лора;

- организовывать педагогические процессы при помощи различных (Тори и истодов воспитания, благодаря чег-.у ¿оптируются мотив

и установки по воспитает трудолюбия па основе материалов фольклора;

- в педагогическом сотрудничестве с учеником а коллективом учацихся определить цель вссяятагшя трудолюбия на основе материалов (¡олыслора а дать ш воамонность самостоятельно мыслить;

- заранее предусматривать, что воспитание трудолобкя на материале польклора долгою влиться з мотивы и установки деятельности ученика;

- определять свою позицию по отноше.чя» к уче'шку на основе принципа гуманности;

- в ироцзссе воспитания трудолюбия учащееся на основе исто чип гаи Фольклора увагать личность ученика и сохранять требовательность.

Основное содертанио диссертации отра-оно в следующих публикациях: •

1. Тгудовоо зосгн5гаш:с з узбекской народно:'; педагогике и цу?я его осущестзлол;м.// Будущее развития национальной шюлы и воспитания. Сборник ыэучнж трудов учешх-педагогов республики. - Тажент, 1У93 - С. 34-Л5 (¡и узб.яз.).

2. Трудовое воспитание л у2<5е;хизэй народной педагогике и педагог;« оекг.е гог.уси мыслителей Средне;': Азии на трудовое воспитание . // ;:стор:«г гшдлтия узбекского па голого образованпя я педагогические проблем!. Со лнучн. трудов,- Гашен?, 1393 -С.2С-29 ("а узб.яз.).

3. Трудное ¡юснитанпо з процессе изучения песеглого нанра уг-Лежкого -лого гюотпчосгаго творчества. // Непрерывное об-

шс.:;^ган::я. нау'И.трудон. Часть 1, --'•г , ¿и.'с - 41.—17.

- 20 -

4. Благовоспитанноегь, трудовое воспитание в узбекской народной педагогике и их отражение в народном поэтическом творчество. // Духовность и независимость. Сб. научн. трудов. - Ташкент, 1993 - С. 106-112 (на узб.яз.).

ТЭкАБОЕВ АКРА»Н кЛДАШЕВМ

БОМАНПчЧ СкЬф' У^ВЧИЛАРШ» МЕЩТСКШ1РШ{ РУХЭДА ТАРЬШАИ'ДА ФОЛЬКЛОР АСАР-ИАВоДАН (ЕОйНАЛАШи

13.00.01- педагогика назарияси ва тарихи №СКАЧА БАЙН

Диссертация миллим бошлангич мактабларда айни кунларца долзарб булган педагоги« кадриятлардан фольклор асарлари асоси-Да уцувчиларни мехнатсеварлик рухида тарбиялаш мавзусига багиш-ланган.

Илмий иш Кириш, икки боб, хулоса ва фойдаланилган адабиёт-лар руйхати хамда иловадан иборат.

Таджик;отнянг биринчи бобида узбек халц педагогикасида ыех-нат тарбияси, унинг хал к; огзаки мжоди жанрларида ифодаланиш, 1/арказий Осиё мутафаккирларининг мехнат тарбияси тугрисидаги фикрлари, бошлангич синф укувчиларини мех,натсеварлик рухида тар-биялашнинг умумтаьлим мактабларидаги х,олат и масалалари чук,ур тах,-лил цилинган.

Дкссертациянинг иккинчй бобида бошлангич синф укувчиларкни фольклор асарлари ёрдамида мехнатсеварлик рухида тарбиялашншг назарий-методик асослари, таьлим-тарбия, синфдан ва мактабдан ташк^ари ишлар хамда как та б, оила ва камоатчилик хамкорлиги I,а сала лари тадкж этилган. Илмий ишда таьлим-тарбия караёнларида фольклор асарларидан фойДаланиш учун методик курсатмалар батаф-сил баён этилган. Ишлаб чицилган методик тавсиялар бевссита бошлангич синф у^итупчилари шида куллаш*тажриба йули билан илшй асосланиб, унинг сашрадорлиги курсатнлган.

Хулосада тадкицот давомида урганилган муаммо натккалари асссида умумия ва асосий якунлар чикарилиб, бошлангич синф уцитувчи ва тарбиячилари учун укувчиларни мехнатсеварлик рухида тарбиялашда фольклор асарларидан фойдаланивнииг самарадорлигини белгкловчи илмий - методик тавсиялар ишлаб чикилган.

Teahaboev Akramjon Yuldaahevich

Upbringing o£ industriousness of pupils of primary form? by means of folklore

13.00.01,- theory and history of pedagogics

S U MM A R Y

The thesis is devoted to the urgent modern problem -upbringing of industriousness of pupils by means of folk works which are a source of pedagogicjl values.

The thesis consists of introduction, two chapters, conclusion and the list of literature used.

The first chapter of the investigation deals with the following questions: the state of labour education of pupils of primary forms of general educational schools, the role of labour education in folk pedagogics, its revealing in the genre3 of folklore, outlook of thinkers of Central Asia concerning labour education.

The second chapter of the thesis is devoted to the theore' tical and methodical fundamentals of pupils* upbringing in the spirit of industriousness, questions of educational work which is carried out after classes and out-of-school work are elucidated as well. The thesis contains methodical recommendations concerning usage of folk works in the process of education and upbringing.

The methodical recommendations elaborated by the candidat may ba used by teachers and educators in primary forms by wea of carrying out experimental work. The effectiveness of these recommendations is shown in the thesis too.

In conclusion general conclusions are made concerning usage of the results of investigation done in the primary forms of the generel educational schools of Uzbekistan. Scientific-methodical recommendations concerning revealing effective ness of folk works.in upbringing of pupiln^industriousnesD are elaborated too.

™ 'W ¿ W - 60 - ySr