автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание у младших школьников любви к природе в процессе музыкальных занятий
- Автор научной работы
- Борш, Александр Георгиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание у младших школьников любви к природе в процессе музыкальных занятий"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
р I Г^ На правах рукописи
БОРШ Александр Георгиевич
ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБОЙ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
13.00.01 - теория и история педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1902
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Российской Академии Образования.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Г.М.ЦЩМН
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук Л.Г.АРЧАЖИКОВА
кандидат педагогических наук Т.Г. МАРИУПОЛЬСКАЯ
Ведущее учреждение - Одесский государственный педагогический институт им. К.Д.Ушинского.
Защита состоится 1992 г. в № часов
на заседании специализированного совета К 018.12.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Российской Академии Образования по адресу: 119034, г.Москва, Кропоткинская набережная, д.15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан 1992 Г.
Ученый секретарь
специализированного совета, <-7" л/ кандидат педагогических наук ' - Г.В.АРЗЯМЭВА
На каадом этапе историк цивилизации проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и природы, всегда остаются актуальными.сопрягаются с постоянно изменяющейся жизнью. В настающее время тема "Человек и природа" приобрела особую остроту, стала одной из проблем, тревожащих людей всего мира. Бурное развитие средств производства, то есть научно-технический прогресс приводит к все более активному ■ вмешательству человека в природу, последствия которого непредсказуема. Сегодня, как никогда, обострялись и продолжает обостряться экологические противоречия. Они обсуждаются учеными, научно-исследова-тельскиш учреждениями, правительствам многих стран. Однако, ситуация мало изменяется в лучшую сторону. Одна из основных причин кроется в том, что есть фактор, который недостаточно осознается наукой и общественным мнением. Это - субъективный фактор. Еще не преодолено эгоистическое убеждение, сознательно или бессознательно живущее у многих, что человек - властелин природа и что резервы ее неисчерпаемы. Еие не вшила на уровень всеобщего понимания идея, согласно которой человек я природа - нерасторжимое единство, что одно прямо и непосредственно зависит от другого. Такое понимание роли и функции природы - один из важнейших морально-этически критериев оценки личности, ее нравственности, эстетического восприятия киэни. Воспитание бережного отношения к природе, поникания ее роли a дело разностороннего духовного развития личности - задача,от решения которой во многом зависят дальнейшие пути развития современной цивилизации.
Bawioe значение в этой связи приобретает соответствующая работа с учсшимися. Воспитание у школышкоз эстетического отношения к окружающему миру средствами искусства призвано формировать у них высокие нравственные качества. И роль учителя музыки в этих процессах валика и ответственна'.
Произведения музыкального искусства, воплощающие теку природы, способны оказать своеобразное и сильное воздействие на школьников в процессе формирования у них эмоционально-окрашенного, положительного отношения к ней. Отрат.ая равные стороны жизни, музыка вовлекает в свою "орбиту" и самые различные сбгазы природы (ехе чаде - образы, прямо и непосредственно навеянные ею). Вместе с тем.кп'здая из сторон I! граней окружающей действительности имеет срои особенности и по-разному воплощается в музыкальных произведениях. Безусловно, различи»;«! должны быть и конкретные педагогические подходы при проведении художественно-воспитательной работы в скале. Своеобразное содержание, в частности, мо:кет и должен иметь процесс воспитания у млздинх икалыш-ков любви к природе средствами музнгл. Настоящее исследование показало,что необходимо тщательное изучение специфики образного воплошения
- а -
предметов и явлений природа в музыке; необходим выбор эффективных педагогических методов и способов работы, позволяющих адекватно трактовать образы природы в музыке и развивать у школьников соответ-стьувдпе "мохакизмы" художественного восприятия.
Существует целый р!Д работ, посвященных исследованию i.'iiorooö-разннх аспектов взаимоотношений человека с природой. Например, в ос««?.! илосой-скоы аспекте достаточно хорошо исследована проблема эстетического отношения человека к природе (Г.З.Апресян, В.С.паленок, В.1!.Старостин , 5>.С.лудуш;ш и др.).
Вопросы, связашше с отражением диалектики взаимодействия человека и природы, затрагивались параллельно с исследованием пройле-ia: эстетического восприятия (Д.Ю.Кучерюк); эстетических чувств (И.А.Зязюн); эстетического творчества (Гольдентрихт G.G.,Кудин В.А., Лейзеров Н.Л.).
место и роль природы в общей системе эстетического воспитания подрастающего поколения исследованы в работах А.И.Бурова, Г.А.Празд-кикова, И.Ф.Сыолья.чинова.
В последние годы аироко издаются возможности Лсршрования у школьников эстетического отношения к природе в контексте их экологического образования и ¡/.«питания (И.Д.Зверев, Т.В.Куликова,Л.П.Печ-ко, H.A.Рыков, Л.П.Салеева, В. м.Сенкевич, Е.С.Сластенина, И.Т.Сура-вегина и др.).
В целом ряде диссертационных исследований рассматриваются разные аспекты педагогического руководства процессом формирования у школьников разных возрастных групп нравственно-эстетического отношения к природе. Сднако, это решается, в основном, применительно к преподаванию учебных дисциплин природоведческого цикла, а также на материалах литературы и изобразительного искусства (Артеиенко H.J.I. , Купании С.И., Калугина Т.В., Максименюк й.Т., Тарасенко Г.С., Ходжа-нкязов У.С., Самарцзв Л.И. и др.).
Применительно к учебному предмету 'Музыка", воспитание у младших школьников чувства любви к природе как одного из компонентов формирования нравственно-эстетического отношения к ней, в специальных исследованиях не рассматривалось. Вместе с тем, многолетние наблюдения за работой учителей музыки в начальных классах, изучение материалов, содержащихся в педагогической литературе, анализ дачного опыта работы автора настоящей диссертации, - все это дает основание утверждать, что воспитательные возможности музыки в данном отношении исключительно широки, хотя и остаются, к сожалению, во-многоы невостребованными.
Объектом настоящего исследования начнется процесс воспитательной работы, осуществляемой на занятиях музыкой в начальник классах общеобразовательной шкалы.
Предает исследования - отличительные черти и особенности воспитания у гландах школьников чувства любви к природе средствами музыкального искусства.
Поль исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей организации ;: осу..истплг-иия музыкально-педагогического процесса, направленного на привитие ичад-шим школьникам люови к природе.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярное и систематическое общение с программной (програм.мо-иллвстратпЕпсл) музыкой ведет к формированию у школьников чувства люови к природе; этот процесс существенно интенсифицируется при применении учителем особой методики работы, основанной на комплексном, "синоргическом" воздействии на ребенка различных видов искусства (музыка, л/.тература, живопись, киноискусство).
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
- изучение теоретических основ процесса музыкального воспитания,связанного с обозначенными вше целями;
- разработка к экспериментальная проверка теоретической модели воспитания у (.падших школьников любви к природе в ходе музыкальных занятий;
- выявление педагогических условий, способствующих эффективному воз- • действию на внутренний мир школьника, на пробуждение у него чувства любви к природе;
- создание соответствующей методики учебно-воспитательной работы.
■Методалогическур основу исследования составляют кардинальные положения диалектико-материалистического учения о взаимоотношениях человека и общества с природой; об искусстве и его роли в воспитании подрасташего поколения. Автором диссертации били учтены концепции ведущих современных ученых по рассматриваемой проблеме; особое вникание при этом было обрацено на исследования по психологии художественного восприятия и психологии воспитания чувств.
Основные методы ксслоловшыя: историко-теоретический анализ {философской, искусствоведческой и психалого-педагогической литературы; обобщение и анализ передового опыта работы ряда учителей музыки; анализ диссертантом собственного опыта работы; педагогический эксперимент.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: осуществлен разносторонний анализ феномена "образ природы
в музыке"; предложены конкретные методы и способы педагогической работы .направленные на максимально полное восприятие музыкальной образности школьниками; разработана и экспериментально проверена теоретическая модель и связанная с нею система педагогических воздействий, стимулируэдих формирование и развитие чувства любви к природе в про- ' цессе музыкальных занятий; обоснована необходимость комплексного,синтетического воздействия различных видев искусства на внутренний, ду-? ховний мир школьника при проведении урока музыки б школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты способствуют совершенствованию теоретической и методологической подготовки учителя музыки, ведут к обогащению содержательной стороны урока музыки, усилению его общего воспитательного потенциала; создают благоприятные предпосылки дал формирования у школьников высоких морально-этических качеств к свойств.
Научная достоверность результатов исследования обеспечена опорой на основные попоязния диалектико-матерналистического учения о взаимоотношениях человека с природой; использованием ряда фундаментальных положений из области педагогики, а также искусствознания и эстетики; учетом результатов новейших исследований по психологии восприятия искусства (в частности, музыки) у детей младшего школьного возраста. Диссертация базируется на данных многолетней орытно-зкепериментадьной работы, проводившейся автором в рамках его практической деятельности в качестве учителя музыки общеобразовательной школы.
Ка защиту выносятся следующие положения:
- основы цивилизованного отношения ребенка к природе и дюбш к ней закладываются ужо на первых ступенях пребывания в школе - при условии, если это осуществляется специально и целенаправленно;
- наиболее благоприятные условия для Боепитания любви к природе у младших школышков создаются при использовании на музыкальных занятиях различных видов искусства в их взаимосвязях и взаимодействии, в цх внутренних сплетениях;
- принципиально важно вырабатывать у учащихся на уроках музыки ассоциативно-образное мышление, что позволяет почувствовать внутреннюю взаимосвязь различных видов искусства, а также опереться на непосредственные, личные впечатления ребенка о природе и связать их с музыкальной образностью;
- успешное развитие художественного ассоциативно-образного мышления у учащихся имеет следствием общее благоприятное воздействие на духовный склад личности, в частности, содействует воспитанию любви к -природе;
- первостепенное значение при решении вышеуказанных задач имеет вовлечение школьников на уроках музыки в самостоятельную творческую деятельность (сочинение, исполнение музыки), так иди иначе связанную с темой природы;
- музыкально-воспитательный процесо в шксяе протекает наиболее успешно при использовании на занятиях музыкой произведении ярко выраженного программного характера (П.И.Чайковский , К.А.Риксккй-Корса-ков, Э.Григ, К.Дебюсси, Г.Свиридов, народные инструментальные произведения ).
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- в процессе преподавания курса "Методика музыкального воспитания в начальных классах" в Бельцкс.\( госпеданституте им. Ал.Руссо;
- в серии выступлений автора диссертации перед участниками постоянно действующего семинара учителей цузыки в начальных классах северных районов Молдовы;
- при чтении лекций по методике музыкального воспитания на курсах повышения квалификации учителей цузыки в начальных классах Республики Мслдова в период с 1984 по 1988 гг.;
- через опубликование материалов'по теме исследования;
- в ходе обсуждений на заседаниях лаборатории истории и теории эстетического воспитания НИИ художественного воспитания РАО.
Структура исследования: диссертация состоит из Введения, ДЕух глав, выводов и списка используемой литературы.
Основное содержание исследования
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, формулируется гипотеза, выявляется теоретическая и практическая значимость диссертации, ее научная новизна, а также выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Глава первая - "Теоретические предпосылки воспитания любви к природе у шадших школьников в процессе музыкальных занятий". В ней рассматривается вопрос о воспитательной роли музыки в жизни общества, подчеркивается известный постулат, согласно которому целесообразно и грамотно организованное музыкальное воспитание способствует формированию духовного мира человека, развитию его эмоциональной сферы, художественных взглядов и вкусов, а такке воспитанию нравственных качеств и свойств.
Музыка, говорится в первой главе диссертации, издавна, с античных времен, использовалась для воспитания детей и юношества. Это вытекает из ее способности выраяать тончайшие оттенки чувств, психических состояний и, тем самым, влиять на глубинный душевный мир человека. Обладая огромльч.и возможностями эмоционального воздействия, музыка не обучает, а воспитывает; она, говоря словами Л.С.Выготского,"никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, она только приуготовляет организм к этому действию".*
Эта идея позволила прогнозировать главный вывод настоящего исследования: нельзя утверждать, что вследствии знакомства младших школьников с определенным количеством музыкальных произведений чувство любви к природе возникает само собой - возникает как устойчивое личностное образованно. Воспитательное воздействие музыки в этом направлении ' заключается в закладывании основ чувства любви к природе и в после душем целенапраэлешюм и последовательном развитии этого чувства. Все эти процессы, отмечается в диссертации, связаны с рядом факторов - о возрастов икситьшгков, их индивидуально-личностными особенностями, их опытом худогюстьенного восприятия и переработки полученных художественных впечатлении, с национальными традициями ¡музыкального искусства данной страны (региона), и т.д.
Основой построения педагогического процесса, нацеленного на воспитание любви к природе у младших школьников, является обращение к образу природы в музыке. В связи с этим в диссертации приводится разносторонний анализ этого художественного феномена —"музыкальный образ" - с позиций искусствознания и истории музыкальной культуры. Указывается на многогранность и неоднородность воплощения теш природа в музыкальном искусстве разных времен и народов, а также у отдельных композиторов; осуществляется анализ в систематизация основных средств художественной выразительности, используемых для звуковоплощения образов природы (прямое и косвенное звукоподражание, звуковоспроизведение, ассоциативная звукопись и др.).
Автором исследования дается шализ основных искусствоведческих воззрений и позиций в связи с проблемой соотношения изобразительности и выразительности в музыке Ш.Кремлев, И.Рыхкин, В.бЗедушевсксй, Е.Казайкинский и др.). В соответствии с сутью выдвинутой в диссерта-. ции гипотезы осуществляется многосторонний анализ явления программности в музыке, воплощающей образы природы. Целесообразность освещения вышеперечисленных проблем объясняется тем, что реализация и практическое осуществление педагогического процесса, направленного на углуб-
I. Выготский Л.С. Психология искусства.- П.,1987, С.238.
ленное понимание учащимися образов природы в музыке, требует овладения некоторыми специальными знаниями в данной области, - это является одним из кличевых условий того, чтобы музыка, развивавшая телу природа, стала бы для школьников понятной, доступней и художественно привлекательной.
Конкретные способы воплощения образов природа в музыке разнообразны и исторически изменчивы, говорится в диссертации. Существует музыка более "обобщенного" характера, в которой не преследуется специально цель выявить и акцентировать образы природы. Речь идет в данном случае о музыкальных произведениях обобщенно-лирического характера, навеянных чувствами, которые так или иначе связаны с природой как истошшком творческого вдохновения композиторов. Другой способ косвенного отображения природы встречается в музыке, воплощающей пасторальные мотивы, рисующей картины сельского быта, Таковы яанрц (.узикальной пасторали, музыкальной идиллии, широко'распространенные в искусстве ' ХУШ-Х1Х веков (Ж.Лшли, Ф.Куперен, Л.Дакен, ii.Pai.io, В.А. Моцарт-Л.ван Бетховен, й.Шуберт, Р.Шуман и др.).
Зачастую ьузыка не преследует конкретной цели - обращения к природе. И, тем не менее, вызывает достаточно четкие ассоциации с ней.В диссертации указывается, что меяду музыкой, прямо декларирующей свое обращение к теме природы, - и музыкой, авторы которой предпочитали не делать этого, - нет зачастую четко видимой грани. Многое в данном случае зависит от восприятия слушателя, ого эмоционально-психологического настроя, умения "расслышать" то, что называют художественным подтекстом, и т.д.
Воплощение образов природы в музыке "осуществляется и вслэдст-вии отображения самых ее обобщенных свойств и проявлений - "стихий" в древнем понимании этого слова" (В.В. Медупевский). Отображение извечных природных начал в музыке (стихии земли, воды, воздуха и огня) осуществляется зачастую без обращения к средствам звукоподражания и музыкальной имитации. И, тем не менее, эти природные начала могут ярко восприниматься слушательской аудиторией - настолько ярко, что у некоторых слушателей возникают зримо "осязаемые" образы.
В диссертации поднимается вопрос о том, какое место занимает тема природы в творческом наследии ряда ведущих композиторов простого и современности. Оказывается, что у некоторых композиторов эта тема возникает эпизодически, от случая к случав. У других рель и значение теш природы белее явственна. И, наконец, у третьих она выступает во всей своей полноте и художественной значимости (Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, Г.Берлиоз, К.Дебюсси, Э.Григ, Г.Свиридов и др.).
Б процессе исторического развития музыки как искусства, ее Выразительно-изобразительные возможности з передаче тела природы постоянно развивалась и совершенствовались. В соответствии с реалистическим отражение!,: тех или иных сторон феномена "природа в музыке", в диссертации выявляются наиболее жизнеспособные и художественно стойкие элементы музыкального языка, которые группируются по их отличительным признакам и свойствам.
Основные понятия, связанные с возможностями отражения действительности в музыке изложены в виде тезисов Н.Рлмскпм-Корсаковкм."Онй заключаются в: звукоподражании, звуковоспроизведении и ассоциациях".^ Проникновение в сущность каждого из этих понятий составляет одно из основных условий, предоставляющих возможность узнать, "опознать" образы природы в музыке.
Паиб от ее доступным детсксму восприятию является феномен подражания "голосам природы" в музыке. Особого внимания заслуживает достигнутое в разработке этого вопроса выдающимся французским композитором Гектором Берлиозом. Он различает два типа подражания в музыке: "физическое" (или прямое), которое заключается в подражании тем или иным конкретным звукам и шума;/, природа (такова же интерпретация этого феномена и К.А.Римским-Корсаковым); и - "чувственное" (или косвенное), которое названо Берлиозом - весьма условно, впрочем, - "музыкальным образом" или "музнкальной выразительностью". Этот второй тип подражания имеет целью с помощью определенных комбинаций звуков вызвать у слушателя представления о различных чувствах и настроениях, связанных с природой.
Сфера косвенного, "непрямого" отражения природы в музыке имеет самое непосрьдственное отношение к предмету настоящего исследования, ставящего своей задачей пробудить у ребенка интерес к природе, влечение к ней, - а не только различать в музыкальных произведениях та или иные приемы звукоподражания и имитации.
Понимание-переживание образов природы в музыке основывается на психологических механизмах ассоциативно-образного отражения мозгом человека окружающей действительности. В этой связи в диссертации разбирается вопрос о характере и сущности музыкальных ассоциаций (анализируются взгляды Ю.Хохлова, й.Рыжкина, Е.Назайкинского, В.Остромен-ского и др.). В итоге утверждается тезис, согласно которому ьузыкаль-ный образ является субстратом эмоционального и худонественно-ассоцна-ткшого начал. С учетом характера и содержания ассоциативных представлений, возникающих в процессе восприятия музыки, в диссертации уста-
I. Кремлев Ю. Эстетика природы в творчестве Ы.Римского-Корсакова. 1.1. ,1562, С.37.
новлсно несколько типов и видов музыкально-лзооразптолыихх: ассоциаций, к которым отнесены пространственные, цветовые, £. тсйе=:е ассоциации тех или иных психологических. состолш.п (тнишы, спокойствия, неподвижности и т.д.).
Говоря о возможностях музыки в ото5рз.'.:еш:и кортлн и лшеаил природы,автор диссертации подчеркивает,что зги воз/.:о;.<ностл ьлрскц л универсальны, Так,еще Н.Рикский-Корсаков указывал, что с помощью разлот-lilix средотй музыкальной выразительности к нзобразительнсстц молно воспроизвести "блеск, с;ш1ше, прозрачность, туманность, сверкание, молнию, лунный свеТ( закат, восход, матовость, тьму и многое другое".'''
Принципиально важной услоше для улучшения Бсего педагогического процесса,направ!енного на понимание учащимися музыкальных образов природы заключается в осмыслении и различении таких категорий как "выразительность" и "йзобразительность" в музыкальном искусстве. О термине "изобразительность" речь ранее уже шла. Что касается "вы., аэ^телыюсти',' то в контексте настоящего исследовашш надо иметь в виду слэдущее. • ■Материал (музыки выделен, отобран из звуков самой окружающей действительности, но oil особым образом развивался и обрабатывался на протяжении многих столетий* Язык музыки "очеловечен", - тут момент принципиально существенна! и он тончайшими нитями саязач с миром эмоций человека, его сознанием, его духовной сферой. Поэтому картины природы в музико "это не только изображение природы, но и выражение всей психической деятельности Человека, изображающего природу. Это - песнь человека о природе";2 Довольно часто музыка воплощает детали,явле1шя природы, для которых нет и не может быть адекватных звуковых красок. К ним относятся .например .различные цветовые явления,ми состояния безмолвия, тишины ii т.д, Их воссоздание в музыке осуществляется путем передачи соответствующих эмоционально-психологических состояний человека. То есть,через воплощение "душевного настроения", вызванного определенны явлением природы, в музыке отображается и само это явление.
Воплощение образов природы в музыке - и их понимание-переживание слушателями - нередко связано с феноменом "программности". В диссертации подробно анализируются различные грани ц стороны программности, ее отличительные черты и особешюсти; подчеркивается, что музыкальная программность, по выражению Р. ¡Цукана, "даже самого прозаического человека заставляет что-то вообразить, над чем-то сосредоточиться".3 Автор систематизирует различные способы работы учителя над произведения;,¡и программного характера, дает в этой связи необходимые ме-
1. К]эемлев^вХА. Эстетика природы в творчестве Н.А.Римсксго-Корсакова.
2. Рыбкин И.Я. Назначение музыки л ее возможности. ¡L, 1962, С.23.
3. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? И., 1962, C.I7.
тодические рекомендации.
В рамках психалого-подагогического анализа проблемы воспитания у младших школьников любви к природе, автором диссертации приводится определение этого чувства. Констатируется, что среда других устойчивых чувств человека любовь занимает особое место. Она выявляет себя '. как "высокая степень эмоционально-положительного отношения, выдали ю-чего его объект среда других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к штери, к г детям,к Родине,к музыке".атому определению относится и чувство любви к природе как проявление особой степени эмоционально-положительного,оценочного отношения человека к ней. Характеризуя осознание человеком своих интересов и потребностей по отношению к окружающей среде, люоовь к природе относится к нравственным чувствам. Вместе с тем, переживание эстетических свойств природы,равно как и переживание этих свойств в произведениях искусства (в частности, музыке).делает любовь к природе не только нравственным, но и эстетическим чувством. Как высшее проявление духовности.любовь к природе формируется и обогащается в течение всей жизни человека. В шедшем школьном возрасте это чуь ство проявляется в основном в переживании различных эмоционально-психологических состояний (любопыгство.интерес.радость.удивление.восхи-щение и др.), вызываемых характерными свойствами как самих явлений природы - так и отражением их в произведениях искусства (в том числе, в |узыке). Отсюда и берет начало формирование заботливого, любовно-бережного отношения к природе.
В диссертации неоднократно подчеркивается млель о том, что чувства, навеваемые музыкой, приобретают своеобразную субъективную окрашенность у каждого отдельного слушателя. Какова эта окраска, насколько она ярка и разнообразна, зависит от индивидуального слушательского опыта - от опыта постижения мира сквозь призму искусства вообще, В младшем шкальном возрасте этот опыт только еще начинает накапливаться Тем важнее заложить прочную основу для него,говорится в исследовании.
В рамках поставленной в диссертации проблемы автором дается анализ существующих теорий в области психологии чувств (П.Якобсон, В.Ви-лганас, П.Симонов и др.). Так, рассматривается и комментируется позиция П.Якобсона, согласно которой.необходимо подвести ребенка "к чувствам, которых у него еще нет, посредством правильного педагогического воздействия: это значит, что должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенное кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пережива-
I. Психология. Словарь. М., 1990, С.198.
ние, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Через переживание человек приходит к познанию чувства, а затем чувство, будучи пережитым и осознанным, могет превратиться в устойчивое психическое состояние при определенных условиях".
Анализ состояния изучаемой проблемы показал, что процесс формирования у младших школьников эмоционально-личностного отношения к природе, влечения и любви к ней, может осуществляться под влиянием различных факторов эстетического воспитания, катдый из которых обладает своими отличительными особенностями и чертами (А.Сидельковсккй, И.Смольянинов, И.Гончаров и др.). Музыка, с присущими ей выразительно-изобразительными средствами, способна в этом плане оказать серьезное воздействие на школьников. С далью еще большего усиления этого воздействия целесообразно, чтобы музыка, как уже говорилось ранее, выступала бы в союзе с другими искусствами, формировала бы те или иные эмоциональные отношения в комплексе с литературой, живописью, кинематографом и др.
В процессе осуществления соответствующей музыкально-воспитательной работы могут иметь место два подхода: а) от впечатлений, полученных в^результате непосредственного общения с природой - к музыкальному образу, и б) от музыкального образа - к природе. Какой из этих подходов должен использоваться учителем зависит от конкретной ситуации в обучении, а также от характера отображаемых в музыка предметов и явлений окружающей среды.
Психолого-педагогический анализ проблем, о которых яма речь выше, позволил диссертанту разработать соответствующую модель музыкально-воспитательной работа в начальных классах школы. Основное содержание и реализация этой модели сводятся к следующему:
- создание на уроке музыки ситуаций, способствующих возникновению у учащихся заинтересованного, эмоционально окрашенного отношения к предметам и явлениям природы, о которых "рассказывает" музыка; центральным элементом достижения этой цели является умение учителя живо и красочно рассказать о музыкальном произведении; ввести детей в его художественный мир, дать представление об использованных композитором выразительных и изобразительных средствах;
- углубленное переживание эмоционально-образного содержания музыкального произведения; достижение этой цели посредством комплексного (одновременного и параллельного) воздействия на школьников различных видов искусства;
- формирование у учадщхся ассоциативных механизмов, установление широких п многообразных ассоциативных связей, вследствие чего музыкальные переживания выступали бы как своего рода эмоциональный "эквивалент" чувств и переживаний, навеваемых непосредственным соприкосновением с природой;
- достижение единства общехудокзственного и, в частности, музыкального развития школьников с их эмоциональным опытом (запасом личных впечатлений), образованным непосредственным общением о природой;
- всемерное усиление интереса детей к теме природы в искусстве, -и в музыке, в частности.
Вторая глаза - "Экспериментальное исследование процесса воспитания у гладишх цкслыиков любви к природе в ходе музыкальных занятий"-со^ер.-клт изложение основ методики проведения опытно-экспериментальной работы, а также результаты изучения и обобщения автором диссертации передовой педагогической практшси.
В связи с методикой проведения музыкально-воспитательной работы в школе в диссертации подчеркнута необходимость правильного и педагогически точного подбора учебного (музыкального) материала. С учетом возрастных особенностей шадипх школьников автором диссертации разработаны критерии отбора муэпкальных произведений для занятий. Так, нг первоначальном этапе целесообразно использовать народные и оригинальные (авторские) произвёления",' связанные с темой природы; желательно, чтобы произведения эти были просты по'форме и типу использованных в них выразительных средств; предпочтение должно отдаваться произведениям программного характера.
Здесь же обосновывается роль и значение слова учителя о музыке -как средства эмоционально-образного воздействия на учащихся; подчеркивается', что "словесный комментарий" должен в принципе вызывать у детей адекватный эмоциональный отклик на музыку, активизировать ассоциативные связи и представления по линии: музыкальное ионусство -природа, - и наоборот.
Во второй главе обосновывается педагогическая целесообразность вовлечения младших школьников в изобразительную деятельность, связанную с содержанием образов природы в музыке; говорится о важности заданий типа: "музыкальный .образ - рисунок" для развития творческой фантазии и воображения детей.
Здесь же разрабатываются вопросы, связанные со свободным музицированием и импровизацией как особыми, специфическими средствами усиления интереса учащихся к теме природа в музыкальном искусстве.
Автором диссертации разработаны показатели, позвсляодие проана-
лизировать и оценить результата экспериментального исследования. За основу этих показателе*! было взято следующее; I) способность младших школьников понять и внутренне порекить эмоционально-выразительное содержание музыкальных образов природы (переживание глубокое, пачное, яркое, "адекватное" - или поверхностноэ, приблизительное, "неадекватное"); 2) наличие или отсутствие у детей непосредственных .личных впечатлений о явлениях природы, нашедших отображение в образной структуре музыкальных произведений (проявляются ли эти впечатления достаточно сильно и рельефно - или, напротив, характеризуются фрагментарностью, отрывочностью,неустойчивостью); развитость и гибкость ассоциативных представлений,возникших в результате ознакомления о музыкальными произведениями, посвященниш тема природы (соответствуют эти представления реальному содержанию музыки - не соответствуют, ярки и устойчивы - смутны и неустойчивы); умение различать и воспринимать элементы изобразительности и звукоподражания В музыкальной ткани произведения (умения высокого уровня,среднего,недостаточно высокого); способность школьников передать свои впечатления от музыки посредством рисунков или устных рассказов, посвященных теме природы; умение выразить себя и свои художественно-образные представления через свободное музицирование и импровизации (высокое качество, среднее, ниже среднего).
Экспериментальное исследование воспитания у младших школьников интереса и влечения к природе, чувства любви к ней, осуществлялось в два этапа. На первом из них, констатирующем, проходило изучение существующего положения дел в массовой шкальной практике; этот этап охватывал период с 1986 по 1988 год. Автором использовалась методика комплексного изучения проблемы; в нее входили коллективные и индивидуальные беседы со школьниками и учителями музыки, анкетирование и педаг" гическов интервьюирование с последующим анализом полученных данных. На основе этих анализов был сделан вывод, что формирование и развитие у школьников требуемых качеств на уроках музыки, как правило, не выдвигается в качестве специальной задачи; учителя не владеют целесообразной и проверенной методикой работы,на имеют необходимой психолого-педагогической подготовки. Программа по предмету "музыка" для начальных классов школы не содержит достаточного количества произведений, прямо и непосредственно связанных с темой пряроды;отсутотвуют необходимые,научно проверенные методические рекомендации, касающиеся использования этих музыкальных произведений в учебном процессе.
Анализ ситуации, существующей в сегодняшней школьной практике, позволил автору диссертации разработать систему предложений, направленных на выправление существующего паяожзния дел. В качестве факторов
первостепенной важности выступили меры, направленные на оптимальный подбор музыкальных произведений дяя занятий по теме "природа" в школе; на формирование у школьников умения адекватно воспринимать выразительно-изобразительные средства музыкального искусства, чувствовать программное начало в музыке; находить к укреплять ассоциативные связи между произведениями искусства и окружающим миром; постоянно повы-ыать интерес учащихся к природе через знакомство с шедеврами музыки, литературы, изобразительного искусства (в их умелом сочетании и си-нергичесдом действии на уроках музыки) и т.д. '
На первом этапе гТ'Ор.уиру куцего эксперимента ставилась цель предварительного ("срезового") изучения эффективности вышеперечисленных педагогические установок и методов работы в контрольном и экспериментальном классах. Сравнительный анализ показал существенное улучшение педагопгческого процесса в экспериментальной группе, заметное усиление интереса испытуемых к теме природы в музыкальном искусстве.
По завершении намеченного цикла занятий в рамках формирующего эксперимента был осуществлен итоговый сравнительный анализ результатов в контрольном и экспериментальном классах, который дал следующую картину. В экспериментальной группе 7С/о детей проявили способность дать достаточно полную и развернутую оценку эмоциональным состояниям, вызванным у них музыкой. 3 контрольной этот уровень составил 54$. Залетим, что в начале осуществления педагогом-экспериментатором формирующих воздействий такую способность проявило около 40,2 испытуемых в обеих группах. Более того, испытуемые экспериментальной группы (22/0, поначалу не проявлявшие четко выраженных эмоциональных реакций на музыку, по мере проведения эксперимента постепенно перемещались на более еысокий уровень. Систематическое и целенаправленное формирование у учащихся ассоциативных связей по линии "природа - музыка" привело к заметному возрастанию интереса и влечения детей как к искусству - так и к окружающему миру. Расширился их внутренний кругозор, спектр эмоций, все более отчетливой становилась любознательность в отношении явлений природы, любовно-бережного отношения к ней.
Одновременно имело место все более грамотное и, соответственно, более углубленное понимание языка музыкального искусства. Испытуемые экспериментальной группы демонстрировали способность определять характерные особенности и свойства выразительно-изобразительных средств, использованных композиторами в тех или иных произведениях, научились ориентироваться в приемах "звукописи", звукоподражания и т.д. Около 60$ учащихся, представлявших экспериментальную группу, активно пытались осмыслить и охарактеризовать музыкальные средства, посредством
которых отображались и ¿млюстрироваяись те или иные явления природы. Возросло количество учащихся, у которых возн/.кшие в процессе занятий внутренние предстааления и ассоциации сказались адекватными музыкальным образам; это нашло, в частности, отражение в рисунках, созданных "по мотивам" музыкальных произведений. Значительное число испытуема (75,1) обнаружило способность к звуковоспроизведению и имитации различных "голосов" природы на детских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, свирель, шумовые инструменты).
Подытоживал сказанное, .можно утверждать, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую автором гипотезу, доказало эффективность предложенной теоретической модели, а также системы методов работы, направленных на пробуждение и активизацию у младших школьников интереса, влечения и чувства любви к природе.
Результаты исследования дают основания для следующих выводов:
1. Проблемы, связанные с воспитательной функцией музыкального искусства, имеют глубокие исторические корни. Можно считать неопровержимым фактом, что музыка макет сделать очень многое в плане формирования морально-этических качеств личности. Важны и существенны в этой связи возможности музыкального искусства пробувдать и развивать у младших школьников интерес, влечение и чувство любви к природе.
2. В настоящее время возможности музыки, о которых говорилось выше, используются в школах далеко не полностью. Ке существует четко отработанной теоретической модели, которая способствовала бы пробуждению у школьников интереса,влечения и чувства любви к природе на занятиях музыки; нет,соответственно,и Эффективно действующей системы методов, призванной помочь учйтелю музыки в решении этих задач.
3. Исследование подтвердило, что воспитание у младших школьников положительно окрашенного, эмоционально яркого отношения к природе должно выдвигаться в качестве специальной цели на занятиях музыки! в школе, должно определять и стратегию, и тактику педагогических действий. Отсюда - необходимость соответствующей профессиональной подготовки учителя музыки.
4. Первостепенное.значение для решения перечисленных выше задач, имеет правильный отбор музыкальных произведений, предназначенных для занятий со школьниками. Предпочтение должно отдаваться произведениям программного характера, желательно (на начальном этапе работы) с четко выраженными элементами звукоподражания и музыкальной иллюстративности. Богатые возможности в этом отношении предоставляет творческое наследие таких композиторов как Григ, Дебюсси, Римсккл-Корсаков, Чайковский, С'гиридов и Др.
5. Принципиально важно в процессе музыкального воспитания школьников опираться на их личный жизненный опыт, в частности, опыт общения с природой; ватао, далее, формировать, исходя из этого опыта, широко разветвленные цепи ассоциаций, связываание в сознании детей впечатления от природы - с художественными впечатлениями, почерпнутыми ими в ходе знакомства с теми или иными музыкальными произведениями. Чем больше, лучше развиты ассоциативные механизмы - тем выше шансы на успешное формирование интереса, влечения и чувства любви к природе.
6. Исключительно серьезна роль слова педагога в процессе музыкальных занятий - роль слоьесных.комментариев, разъяснения содержания тех или иных музыкальных произведений. Выразительное, эмоционально взволнованное, красочное слово учителя должно соседствовать и сочетаться
с другими формами воздействия на учащихся. Настоящее исследование показало, что наибольший эффект в воспитании у школьников необходимого отношения к природе достигается совместным, комплексным ("синергиче-ским") воздействием различных видов искусства, прежде всего - музыки, живописи, литературы.
7. Целесообразно сочетать на уроках музыки различные виды Творческой деятельности детей. Рисунки по мотивам музыкальных произведений, простейшие музыкальные импровизации на темы, так или иначе связанные с природой, с окружающим миром, - все это способно развить у школьников те ассоциативные "механизмы", о важности которых говорилось выше. Более того. Любая активизация художественно-творческих способностей детей, особенно если она связана с наблюдениями за эстетическими свойствам окружающего1 мира, ведет в конечном счете к формированию высоких духовных и морально-этических качеств у подрастающего поколения.
По теме исследования опубликовано:
1. Формирование у школьников отношения к природе средствами музыки //Проблемы методов исследования системы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи (научные статьи). НИЛ ХВ, М., 1990. С.3-7. ■
2. Формирование у школьников нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки (тезисы выступления на республиканской конференции на тему "Идейно-политические, социально-психологические и эстетические аспекты воспитания молодежи. Проблемы, опыт, методика, рекомендации. Кишинев1,- 1990. С. 116-117.