Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Казакова, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Казакова, Светлана Викторовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ сущности, структуры и содержания явления умственной активности.

1.1. Проблема умственной активности в психологии и педагогике.

1.2. Педагогические условия воспитания умственной активности младших школьников.

1.3. Значение музыки в воспитании умственной активности учащихся.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию умственной активности младших школьников в процессе проведения уроков музыки.

2.1. Диагностика умственной активности учащихся в процессе учебной деятельности.

2.2. Реализация педагогических условий по воспитанию умственной активности младших школьников.

2.3. Динамика развития умственной активности учащихся начальных классов в процессе проведения уроков музыки.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Актуальность проблемы и темы исследования. Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Быстро изменяющиеся условия жизни, рост объема информации требует от человека напряженной умственной деятельности. Научить ребенка мыслить диалектически, рассматривать явления и предметы окружающей действительности в их сложной взаимосвязи, противоречии и развитии, мобилизовать свой умственный потенциал и душевные силы на решение жизненно важных задач, то есть проявлять умственную активность -актуальная проблема нашего времени, объединяющая интересы общественно-социального развития, школьного образования, педагогической науки и практики.

Проблема воспитания умственно активной личности волновала многих философов, педагогов, психологов. Существует точка зрения, что умственное воспитание - это прежде всего усвоение учащимися в процессе обучения систематизированных знаний, умений и навыков (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, А.Н. Радищев, А.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, М.А. Бантова, Н.Ф. Вапняр, С.И. Волкова, Н.В. Меленцова, Н.И. Моро, Н.Г. Уткина и др.). Однако Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, В.А. Су-хомлинский, а также В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И .Я. Лернер, Н.М. Матюш-кин, М.И. Махмутов, И.С. Якиманская отмечали, что процесс усвоения знаний в школе нередко оторван от духовной жизни школьников. Воспитание умственной активности рассматривается ими как процесс саморазвития личности, развертывания заложенных в ребенке природных качеств. Наиболее эффективными методами умственного воспитания, по мнению современных ученых, являются продуктивные методы обучения, которые имеют ярко выраженный поисковый, исследовательский характер и направлены на формирование положительных мотивов обучения.

Воспитание умственной активности осуществляется на всех предметах в общеобразовательной школе. Исключением не является и музыка, благодаря своему комплексному воздействию на человека.

Проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие подрастающего поколения интересовала многих музыкантов-психологов, музыкантов-педагогов, методистов. Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития учащихся. Менее развит аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки и возможные пути умственного развития ребенка средствами музыки отражены в работах Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина. Е.Я. Гембицкой, JI.B. Школяр и др. Практика массового музыкального воспитания также свидетельствует, что в большинстве случаев при организации учебно-воспитательного процесса на уроках музыки не всегда учитываются умственные возможности учащихся, а значит, не стимулируется их умственная активность. К типичным недостаткам можно отнести чрезмерное применение объяснительно-иллюстративных методов, однообразие форм работ и видов деятельности. На уроках музыки по-прежнему преувеличивается роль знаний, которые выступают как. самоцель, а не как средство развития детей. Способы активизации умственной деятельности учащихся чаще всего остаются вне поля зрения учителя. Включение ученика в различные виды музыкальной деятельности на уроках не всегда является показателем проявления его умственной активности. Также можно отметить значительное отставание методического оснащения уроков музыки, по сравнению с другими школьными предметами. Это проявляется и в малой изученности данной проблемы в музыкально-методической литературе, и в недостаточном количестве научных разработок, музыкальных заданий, направленных на развитие умственного потенциала ребенка, и в отсутствии специальной диагностики, способной определить уровень умственной активности учащихся на уроках музыки.

Исходя из этого, было выявлено противоречие между потенциальными возможностями уроков музыки в воспитании умственной активности личности и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные подходы к музыкальному образованию в общеобразовательной школе.

Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске и выборе путей воспитания умственной активности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему диссертационного исследования: "Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе".

Объектом данного исследования является умственное воспитание детей в процессе музыкального образования в начальных классах.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования: выявить, определить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание умственной активности у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что воспитание умственной активности учащихся младших классов на уроках музыки будет эффективно осуществляться при условии:

- выявления сущности понятия "умственная активность", определения места умственной активности в различных видах активности;

- определения основных показателей и критериев умственной активности, к которым мы относим: поисковую активность (степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстрота умственной ориентировки), умственную гибкость (умение мобилизовать внимание и память; умение быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой; умение находить и использовать различные способы в решении учебной задачи), степень владения мыслительными операциями (умение логически мыслить и выделять главное; умение классифицировать и обобщать; умение выразить мысли графическим, пластическим и вербальным способами);

- обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания умственной активности младших школьников, которыми являются: а) реализация принципов гуманистической педагогики, ориентированной на создание благоприятной педагогической среды, открывающей возможность умственного развития учащихся и побуждающей интерес к музыкальной деятельности; б) использование продуктивных методов обучения и прогрессивных методов музыкального воспитания; в) применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к детям с учетом исходного уровня их умственного развития; г) осуществление целостного подхода к педагогическому процессу, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения; д) игровая направленность занятий; е) учет динамики развития умственной активности учащихся;

- разработки и опытно-экспериментальной проверки эффективности комплекса музыкальных заданий, направленного на воспитание умственной активности учащихся и включающего 4 блока: 1) блок "Эмоциональный калейдоскоп", способствующий развитию эмоционально-чувственной сферы детей; 2) блок "Аудиальный контакт", направленный на развитие концентрации внимания и памяти; 3) блок "Творческий марафон", способствующий проявлению умственной гибкости и поисковой активности учащихся; 4) блок "Интеллектуальная зарядка", направленный на развитие основных мыслительных операций.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования для определения сущности, структуры и содержания умственной активности.

2) определить основные показатели и критерии умственной активности, характерные для учащихся младших классов.

3) теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих реализации комплекса музыкальных заданий по воспитанию умственной активности младших школьников.

Методологической основой исследования явились гуманистический подход воспитания личности (А.С. Белкин, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Су-хомлинский и др.); деятельностный подход формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические разработки в области педтехнологий (Ш.А.

Амоношвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Н. Лысенкова, А.Г. Ривен и В.К.

Дьяченко, В.Ф. Шаталов, И.С. Якиманская и др.); положение об активной роли музыкального искусства в формировании и воспитании важнейших свойств и качеств личности (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назай-кинский, Г.М. Цыпин и др.).

Теоретическую базу диссертации составили труды педагогов-просветителей прошлого, в которых отражены вопросы умственного развития ребенка в процессе воспитания (И.Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, Я.А. Комен-ский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, и др.); работы отечественных педагогов по активизации познавательной деятельности (B.C. Безрукова, Д.Б. Богоявленская, А.П. Канищенко, Е.В. Коро-таева, Н.С. Лейтес, И .Я. Лернер, В.Д Семенов, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская), работы по философии и социологии образования (Л.А. Беляева, О.В. Долженко, Л.Я. Рубина); труды ведущих музыкантов-исследователей (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Л.В. Школяр и ДР-).

Методы исследования определялись целью, необходимостью решения задач и проверки выдвинутой гипотезы. Теоретические методы: системного анализа научных источников педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы; метод синтеза, сравнения, моделирования. Эмпирические методы: наблюдение; методы педагогической диагностики: беседа с детьми, анкетирование педагогов и родителей, анализ педагогической документации, экспресс-опросы, тестирование; опытно-поисковый метод.

Базой экспериментального исследования явились муниципальные учреждения средние общеобразовательные школы №50, №83, №102, № 166 г. Екатеринбурга. Всего в эксперименте приняло участие 956 детей - младших школьников, 65 учителей-предметников, 37 учителей музыки, 120 родителей.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - теоретико-поисковый (1997-1998). Данный этап связан с выбором темы исследования. Анализировалась литература по различным аспектам проблемы, изучалось состояние проблемы в практике общеобразовательных школ. Были сформулированы цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы. Проведено анкетирование учителей и родителей с целью определения значимости уроков музыки в умственном развитии учащихся.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1998-2001). На основе теоретической базы уточнен научно-теоретический аппарат исследования, выявлены основные показатели, критерии и уровни изучаемого явления, организована опытно-экспериментальная работа. Проведен констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня умственного развития учащихся. Выявлено содержание, объем и последовательность развивающих заданий, определены методы, способствующие воспитанию умственной активности младших школьников.

Проведен формирующий эксперимент с целью апробирования педагогических условий, а также комплекса музыкальных заданий, направленных на воспитание умственной активности учащихся младших классов в процессе проведения уроков музыки.

Третий этап - итогово-аналитический (2001-2002). Проведен кон* трольныи эксперимент с целью выявления итогового уровня проявления умственной активности учащихся. Обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения исследования. Обосновывались результаты первого и второго этапов исследования, происходило теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы. Формировались выводы и осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях.

1. Определены структура и содержание умственной активности как педагогического явления. % 2. Раскрыты потенциальные возможности воспитания умственной активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

3. Обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия, способствующие воспитанию умственной активности учащихся на уроках музыки.

4. Разработан и апробирован комплекс музыкальных заданий, мотивирующих развитие умственной активности учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена и обоснована сущность понятия "умственная активность" в соотношении с другими видами активности;

- определено значение музыки в воспитании умственной активности ребенка.

Практическая значимость исследования. Апробированный комплекс * методов, приемов и заданий, способствующих воспитанию умственной активности учащихся младших классов, может быть использован в широкой практике преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательных учебных учреждениях.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов, которые соответствовали цели и задачам исследования на различных этапах проведения эксперимента, репрезентативностью полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на Международной научно-практической конференции "Личность и музыка" (г. Минск, 1998г.); на 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (г. Екатеринбург, 2001г.); на Международной научно-практической конференции "Эстетическое образование: проблемы, перспективы развития" (г. Екатеринбург, 2001г.); на Межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях" (г. Екатеринбург, 1999г.); на Межрегиональной научно-практической конференции "Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия" (г. Екатеринбург, 2001г.); на Межрегиональной научно-практической конференции "Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX-XXI столетий" (г. Екатеринбург, 2000г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (г. Екатеринбург, 2000г.); на межвузовской научно-практической конференции "Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога" (г. Екатеринбург, 1998г.); на межвузовской научно-практической конференции "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (г. Екатеринбург, 1999г.), а также на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики; на районных методических секциях учителей музыки, педагогических советах школ, городских и районных педагогических чтениях.

Методы воспитания умственной активности, а также комплекс заданий, направленный на развитие интеллектуальной, аудиальной, эмоциональной и творческой сферы учащихся внедрены в практику преподавания в г. Екатеринбурге в школах №50, 166.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Умственная активность - это динамическая направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.

2. Основными показателями и критериями умственной активности являются: поисковая активность (степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстрота умственной ориентировки), умственная гиб* кость (умение мобилизовать внимание и память; умение быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой; умение находить и использовать различные способы в решении учебной задачи), степень владения мыслительными операциями (умение логически мыслить и выделять главное; умение классифицировать и обобщать; умение выразить мысли графическим, пластическим и вербальным способами).

3. К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность воспитания умственной активности младших школьников на уроках музыки, относятся: а) реализация принципов гуманистической педагогики, ориентированной на создание благоприятной педагогической среды, открывающей возможность умственного развития учащихся и побуждающей интерес к музыкальной деятельности; б) использование продуктивных методов обучения и прогрессивных методов музыкального воспитания; в) применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцирован-ном подходе к детям с учетом исходного уровня их умственного развития; г) осуществление целостного подхода к педагогическому про] I цессу, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения; д) игровая направленность занятий; е) учет динамики развития умственной активности учащихся.

4. Комплекс специальных заданий, направленных на развитие основных свойств умственной активности, включает четыре блока: 1) блок "Эмоциональный калейдоскоп", направленный на развитие эмоционально-чувственной сферы детей; 2) блок "Аудиальный контакт", способствующий развитию концентрации внимания и памяти; 3) блок "Творческий марафон", способствующий проявлению умственной гибкости и поисковой активности учащихся; 4) блок "Интеллектуальная зарядка", направленный на развитие основных мыслительных операций.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 223 наименований и 6 приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

1. В ходе исследования была выявлена степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и музыкально-методической литературе. Исследование показало, что умственная активность представляет собой сложную, многоуровневую структуру, важными компонентами которой являются интеллект и эмоционально-чувственная сфера человека. К главным элементам структурообразующих компонентов в свою очередь относятся сущностные характеристики умственной активности.

2. Изучение сущности проблемы позволило определить умственную активность как динамическую направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целями и задачами.

3. На основе теоретических положений определены и в процессе эксперимента апробированы следующие показатели и критерии умственной активности: 1) поисковая активность (степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстрота умственной ориентировки), умственная гибкость (умение мобилизовать внимание, память; умение быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой; находить и использовать различные способы в решении учебной задачи), степень владения мыслительными операциями (умение логически мыслить и выделять главное; умение классифицировать и обобщать; умение выразить мысли графическим, пластическим и вербальным способами).

4. Наряду с другими предметами общеобразовательного цикла музыка, в силу своего комплексного воздействия на ребенка, может в значительной степени повысить уровень умственной активности учащихся.

5. Разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания умственной активности учащихся младших классов на уроках музыки. Наиболее важными из них являются: а) реализация принципов гуманистической педагогики, ориентированной на создание благоприятной педагогической среды, открывающей возможность умственного развития учащихся и побуждающей интерес к музыкальной деятельности; б) использование продуктивных методов обучения и прогрессивных методов музыкального воспитания; в) применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к детям с учетом исходного уровня их умственного развития; г) осуществление целостного подхода к педагогическому процессу, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения; д) игровая направленность занятий; е) учет динамики развития умственной активности учащихся.

6.Разработан и апробирован комплекс музыкальных заданий, направленный на развитие основных свойств умственной активности детей младшего школьного возраста.

В ходе исследования наметились новые проблемы, решение которых имеет принципиальное значение не только для теории, но и для практики музыкального воспитания. Актуальной является проблема соотношения при проведении уроков музыки методов, способствующих развитию интеллектуального потенциала школьников, и методов развития эмоционально-чувственной сферы детей и их нравственных качеств. Глубокого изучения требует проблема воспитания умственной активности у учащихся других возрастных групп.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казакова, Светлана Викторовна, Екатеринбург

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 111с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980-335с.

3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-C.1U - 131.

4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176с.

5. Алексеев Н.А. понятие личностно-ориентированного обучения // Завуч. -1999.-№3.-С.113-126.

6. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. - 206с.

7. Амонашвили ША. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 560с.

8. Англо-русский словарь / сост. В.К. Мюллер. М.: Русский язык, 1992.-843с.

9. Анохин П.Н. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 447 с.

10. Апраксина О.А. О деятельности А.Л. Маслова // Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 63-65.

11. З.Апраксина О.А. О деятельности С.И. Миропольского // Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. -С. 46-48.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблема музыкального мышления. Сб. статей / Сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. -С.90-128.

13. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. 1978. С.141-142.

14. Аристотель. Метафизика. М. - J1.: Соцэкгиз, - 354с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. -111с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М. - Л.: Соцэкгиз, 1965. - 64с.

17. Асафьев Б.В. принцип контрастов в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки // Музыка в школе, 1984. № 3. -С. 18-22.

18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979 .- 151 с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект // Избр. Педагогич тр. М.: Педагогика, 1989. - 560с.

20. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. М.: Аркти, 2000. - 78с.

21. Байлук В.В. Человекознание: в 3-х книгах. Самопознание. Кн. первая. -Екатеринбург: изд-во Дома учителя, 1998. 286 с.

22. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. - № 6. - С. 13-24.

23. Батуринская Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности С.В. Смоленского // Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.-С.З 8-42.

24. Безрукова B.C. Педагогика. Учебник для инженерно-педагогигических специальностей. Екатеринбург: Обл. ин-т развития регион, образования, 1994.-338с.

25. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: 1 ч. Екатеринбург: УрГПУ, 1992. - 74с.

26. Белкин А.С. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995. - 15с.

27. Беркман Т.А. Обучение музыке в школе. М.: АПН РСФСР художественного воспитания, 1958. - 65с.

28. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349с.

29. Блинова М.В. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга // Музыкальное воспитание в школе. 1976. -№ 2. - С.22-30.

30. Блинова М.В. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: пособие для учителей пения. -М. JI.: Просвещение, 1964. - 105с.

31. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. - 208с.

32. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. - 189с.

33. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов на Дону: Ростовский ин-т, 1983. - 173с.

34. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. - № 4. - С.69-80.

35. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М. 1979. -С.155-161.

36. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1977. - № 5 - С. 129-134.

37. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. - С. 17-24.

38. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350с.

39. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве. -М.: Педагогика, 1990. 140с.

40. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. -387с.

41. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191с.

42. Буланов А. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов. // Вопросы литературы. 1998. - № 8. - С. 16-21.

43. Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления. // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей / Сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - С.29-58.

44. Бэн А. Психология. М., 1887. - 528 с.

45. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. - 208с.

46. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953.-235с.

47. Васильев И.А. Поплужный B.JI. Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980.-192с.

48. Венгер A.JI. Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. - № 3. - С. 17-26.51 .Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1993. - №1. - С.61-64.

49. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1993. - №2. - С.64-67.

50. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 415с.

51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -142с.

52. Возрастные особенности психологического развития детей // Сб. научн. трудов / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

53. Восприятие музыки / Сб. статей. М.: Музыка, 1980. - 256с.

54. Выгодский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы психологии. 1968. -№2, - С.149-156.

55. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с.

56. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь.: Перм. гос. пед. ун-т, 2000. - 179с.

57. Гарбузов Н.А. Внутренний интонационный слух и метод его развития. -М.: Музгиз, 1951. 64с.

58. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. 1994. - №3. - С.88-92.

59. Герцен А.И. Избранные философские произведения, Т.1. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1964. - 358с.

60. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986. -224с.

61. Гинзбург М.Р. Не интеллектуальные факторы интеллектуальной активности // Психологические факторы познавательной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1978. - С. 12-14.

62. Голубева Э.А. Индивидуальный уровень активации-инактивации и успешность деятельности // Функциональные состояния. М.: Просвещение, 1978. - С.12-14.

63. Гофман Л. Истина научная или художественная и национальная школа // Музыкальная академия 1997. - №2, - С.57-59.

64. Гродзенская Н.А. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.

65. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.

66. Данилов М.А. Основы дидактики / Под ред. Б.Б. Есипова. М.: АПН РСФСР, 1967.-367с.

67. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736с.

68. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950 -710с.

69. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера, М.: НИИ ОПП, 1981 - 157с.

70. Дистервег. Избр. педагог, соч. М.: Учпедгиз, 1956. - 374с.

71. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 1975. - №6. - С.21-33.

72. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, - 1999. -368с.

73. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. -320с.

74. Дыс Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Под. ред. И. Ляшенко Киев.: Музичина, 1989. - С.36-39.

75. Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: дис. канд. пед. наук / УрГПУ. Екатеринбург, 1998.-212с.

76. Жуйков С.Ф. Проблемы активизации учащихся в психологии обучения // Советская педагогика. 1966. - №8. - С. 12-20.82.3анков Л.В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963. - 199с.

77. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН, 1960. -430с.

78. Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина М.: Просвещение, 1990. - 206с.

79. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Советский писатель, 1965.-535с.

80. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. М.: Инт. практич. психологии, 1996. - С. 152-15 8.

81. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206с.

82. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288с.

83. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр JI.B. Музыка 1 класс четырехлетней начальной школы / Программы для общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 1994. - С. 1-11.

84. Кадыров Б.Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопросы психологии. 1976. - №4. -С.133-138.

85. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление, как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1982. - 200с.

86. Карпенко JI.A. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1985. - 431с.

87. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. - 439с.

88. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. -М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.

89. Коменский А.Я., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -412с.

90. Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции // Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. С. 6-8.

91. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики. Екатеринбург: Полиграфист, - 1995. -83с.

92. Коэн В. Метод музыкальных зеркал. Двигательные сигналы музыкального восприятия // Искусство в школе. 1999. - №4. - С. 14-16.

93. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М.: Музгиз, 1970-72с.

94. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. -М.: Гос. муз. изд-во, 1963 -58с.

95. Ксензова Г.Ю. Перспективы школьной технологии. М.: Пед. общ-во России, 2000. - 224с.

96. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231с.

97. Кулюткин Ю. Н. Эврестический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты // Вопросы психологии 1973. №1. - С.21-26.

98. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск.: Нар. асвета., 1972. - 136с.

99. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-478с.

100. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. - С.32-42.

101. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.

102. Лейтес Н.С., Голубева Э.А. Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и ативированности мозга // Психофизические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Знание, 1980.-С.114-124.

103. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. -№2. - С.12-18.

104. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1975. - 307с.

105. Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // Вопросы психологии. 1967. - №6. - С.7 - 22.

106. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64с.

107. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. - №4. -С.18-35.

108. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. - 160с.

109. Лобова А.Ф. Мир звуков. Занимательная книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пермь: Хортон-Лемитд, 1994. - 40с.

110. Лобова А.Ф. Школа самовыражения. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. -248с.

111. Лозовая В.И., Троцко А.В. Познавательная активность как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1984. - № 1. - С.25-31.

112. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. -304с.

113. Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви. М.: Богословские труды Сб. 8., 1972. - 288с.

114. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. Баженова И.Н. М.: Педагогика, 1988. - С.57-100.

115. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольников // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. - С.216-229.

116. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. - 415с.

117. Мазель Л.Р. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. - 80с.

118. Манакова И.П. Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: УрГУ, 1991.-256с.

119. Маркова М.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

120. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. A.M. Титлыбаевой. М.: Евразия, 1999.-478с.

121. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208с.

122. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240с.

123. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Под ред. И. Ляшенко. Киев: Музичина Украина, 1989. - 18с.

124. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253с.

125. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников // Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. - 218с.

126. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253с.

127. Методические рекомендации психологического измерения младших школьников. / Сост. Т.С. Конорева. Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 28с.

128. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, 1994. № 5. - С.86-94.

129. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / Сост. Н.А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. - 77с.

130. Музыкальное искусство и наука / Под ред. Е.В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970.-219с.

131. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Под ред. И. Ляшенко. Киев: Музычина Украина, 1989.- 191с.

132. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319с.

133. Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1978. -вып. 3. - С.3-12.

134. Настольная книга практического психолога в образовании / Сост. Е.И. Рогов. М.: Владос, 1996. - 529с.

135. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1974. - 336с.

136. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург: УрГПУ, 1993.-64с.

137. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Academia, 2000. - 271с.

138. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под ред. Г.В. Бурменской В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 380с.

139. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Российский фонд культуры. 2-е изд.: испр. и допол. М.: Азъ, 1994.-928с.

140. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики // Педагогика. -2001. № 3. - С.21-26.

141. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208с.

142. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зазюна. М.: Просвещение, 1989. - 301с.

143. Педагогическое тестирование. Методическая разработка / Сост. А.В. Мальцев. Екатеринбург: УрГУ, 1998. - 50с.

144. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Пе-тенберг Р.А., Кларина В.М. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 334с.

145. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО "Горбунок", 1992.-224 с.

146. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997 - 384с.

147. Платон. Государство III Е // Лосев Н.Ф. Античная музыкальная эстетика.- М.: Музгиз, 1960. 304с.

148. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. - 320с.

149. Полани М. Личностное знание "На пути к посткриатической философии" / Под ред. В.А. Лекторского, В.И. Аршинова. М.:Прогресс, 1985.- 344с.

150. Пономарев А.Я. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

151. Поплужный В.Л., Васильев И.Г., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.: МГУ, 1980.- 192с.

152. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей / Сост. М.Г. Аранов-ский. М.: Музыка, 1974. - 336с.

153. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 классы. -М.: Просвещение, 1983. 112с.

154. Процесс мышления и закономерность анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С.Л. Рубинштейна, М.: АН СССР, 1960. - 168с.

155. Психология и педагогика / Ред. Радугина Г.С. М.: Центр, 1977. 334с.

156. Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 1977. №5. - С.74-87.

157. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.

158. Раппорт С. Искусство и Эмоции. М.: Музыка, 1968. - 160с.

159. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Флинта, 1998. - 88с.

160. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. Из опыта работы в первом и во втором классах / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Музыка, 1975. -36с.

161. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328с.

162. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-322с.

163. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.

164. Руссо Ж.Ж. Избранное: Главы и отрывки из сочинений / Сост. И. Верц-ман. М.: Детская литература, 1976. - 190с.

165. Савенков А.И. Детская одаренность: Развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220с.

166. Самакаева М.Ю. Эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений как метод развития эмоционально осознанного восприятия музыки у старшеклассников. Свердловск: СГПИ, 1981. - 17с.

167. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. Учебное пособие для вузов и институтов повышения квалификации. -М.: Народное образование, 1998. 255с.

168. Саранцев Г.И. Диалектический подход к осмыслению категории "знание" // Педагогика. 2001. - № 3. - С. 10-16.

169. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся // Приложение к журналу Народное образование. 1966. - №1. - С.3-8.

170. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800с.

171. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. Исследование. М.: Музыка, 1990.-320с.

172. Современные отечественные программы по предмету "Музыка" для общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации по курсу методики музыкального воспитания / Сост. J1.B. Матвеева. Екатеринбург: УрГПУ. - 14с.

173. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся II Педагогика. 2001. - № 7. - С.32-36.

174. Солнышко в окошке: пособие для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста / Сост. А. Береславцева. СПб.: Библиополис. -239с.

175. Сорокин А.Б., Алексеев Н.Г. Проблемно-диалоговая форма "вопрос -ответ" // Педагогика. 2001. - № 2. - С.37-43.

176. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1961. - 135с.

177. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблема музыкального мышления / Под ред. М.Г. Ара-новского. М.: Музыка, 1974. - С. 59-89.

178. Спутник учителя музыки / Сост. Т.Д. Челнышева. М.: Просвещение, 1993.-24с.

179. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: АПН РСФСР, 1959. - 439с.

180. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1988. 269с.

181. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянская школа, 1969. -247с.

182. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.-335с.

183. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников. -Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 62с.

184. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М.: АПН РСФСР, 1947.-335с.

185. Титченер Э.Б. Очерки психологии. -М.: СПб, 1898. 159 с.

186. Умница-разумница: рус. нар. песенки, потешки, считалки. Новосибирск: Новое книжн. изд-во, 1995. - 128с.

187. Умом и сердцем. Мысли о воспитании / Сост. Н.И. Монахов, 3-е изд. доп. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры - 383с.

188. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. -2001. -№ 4. С.30-33.

189. Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1857-1861 // Собр. соч. Т.2. М. -Л.: АПН РСФСР, 1948.-656с.

190. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. Т.6. М. - Л.: АПН РСФСР, 1946.-448с.

191. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. Т.8. М. -Л.: АПН РСФСР, 1950. - 774с.

192. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского // Искусство в школе. 1993. -№1. -С.54-58

193. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1991.-560с.

194. Фишелева А.И. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу "Художественная культура Урала": Автореферат дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 20с.

195. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Минск: Народная асвета, 1970. - 158с.

196. Харламов Ф.И. Педагогика. Учебное пособие: 2-е изд. М.: Высшая школа, 1990.-576с.

197. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва - Томск: Современник, 1999. - 272с.

198. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность // Вопросы психологии. 1990. - № 5. - с.121-128.

199. Холодная М.А. О старом и о новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.-461с.

200. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988.-384с.

201. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -209с.

202. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. - 158с.

203. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т.З. М.: Просвещение, 1964. -492с.

204. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160с.

205. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 142с.

206. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. Лобунской В.А. Ростов-на-Дону: Рост, ун-т, 1990. - 167с.

207. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144с.

208. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. - С.31-42.

209. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, изд. 2-е, 1958. -384с.

210. Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. - № 5. - С.37-42.

211. Gardner. Howard Frames of mind. The theory of multiple intelligences. Howard Gardner New York. Basic Books. 1983. XIII, 440 p.

212. Guilford J. P. (Joy Paul), 1897- The analysis of intelligence by. J. P. Guiford [and] Ralph Hoepfner. New York, McGraw-Hill [1971] XIV, 514 p. Illus.

213. Sternberg. Robert J. Successful intelligence. How practical and creative intelligence determine success in life: New York. London. Plume. Penguin. 1997. 303p. 21cm. PBK. Bibligraphy: p285-287.

214. Tompson J. Intelligence // P. McGiffm, M. F. Shanks, R. G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. N.Y. Gune & Stratton, 1984. XVII, 780 p.1. Схема № 11. Познавательные функции1. Память TZ^ZZ^ZHZ 11. Результат Элементы1. Содержание

215. Образное Символическое Семантическое Лмеденчеечгх»

216. Модель. Структура интеллекта Дж. Гилфорда.1. Схема № 2групповые факторы1. S факторь;тестыО1. Схема № 3

217. Модель умственной активности