автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
- Автор научной работы
- Козырева, Светлана Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Козырева, Светлана Петровна, 1985 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I, О ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ В ТЕОРИИ И
ПРАКТИКЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
§ X, Взаимосвязь разных видов искусства как искусствоведческая проблема
§ 2. Исследование вопросов взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности дошкольника в советской и зарубежной педагогике
§ 3. Особенность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста .».••
§ 4, Особенность восприятия окружающей действительности и отражение ее в детском рисунке , . •
Глава П. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЬМИ ПЕСЕННОГО ОБРАЗА, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММНОЙ И НЕПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ (К НАЧАЛУ ЭКСПЕРИМЕНТА)
§ I, Восприятие детьми песенных образов и их графическое отражение
§ 2» Восприятие детьми программной и непрограммной инструментальной музыки и передача полученных впечатлений в рисунке . . •
Глава Ш. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕСЕННЫХ ОБРАЗОВ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММНОЙ Й НЕПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ И ПЕРЕВОД ПОЛУЧЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В РИСУНОК
§ I. Экспериментальная работа, проведенная по формированию песенных образов и последующему их переводу в рисунок.
§ 2. Перевод образов инструментальной программной музыки в детский рисунок . •
§ 3» Восприятие инструментальной непрограымной музыки и перевод полученных впечатлений в рисунок
§ 4. Влияние изобразительной деятельности на восприятие музыкального образа
§ 5» Развитие детского изобразительного творчества в процессе взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности . . . ♦
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников"
Актуальность исследования. В решении задачи всестороннего развития личности важная роль принадлежит искусству, В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы11 в качестве одной из важнейших зэдач выдвигается повышение уровня эстетического воспитания учащихся, улучшение художественного образования с целью формирования чувства преодасного, развитие умения ценить красоту и понимать произведения искусства во всем их многообразии,
Приобщение человека к художественной культуре,- говорил товарищ К,У«Черненко,- эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с малых лет"^. Одним из существенных $8кторов повышения эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста является поиск оптимальных условий организации процесса приобщения ребенка к различным видам искусства и творческой деятельности на этой основе,
В исследовании мы исходили из положения марксистско-ленинской эстетики о том, Что комплексное воздействие видов искусства является важным средством формирования художественных способностей, эстетических чувств, творческого отношения к окружающей действительности,
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о положительном влиянии воздействия взаимосвязи разных видов искусства на
I Черненко К,У, Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном Пленуме правления Союва писателей СССР, 25 оен. 1984 г, - Коммунист, 1984, № 14, с.7, личность (Ю.Б.Борев, А.Н.Буров, В.В.Ванслов, Н.А.Дмитриева, С.М.Каган, Ю.А.Кремлев, Б.С.Мейлах). В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А.Ветлугина, И,Л.Дзержинская, В.А.Ези-кеева, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, С.М.Чемортан), так и за рубежом (М.Пшиходзинська-Качичак, КДевандовська, М.Кли-манова, А.Подгорна, А.Атанасова, Э.Башич).
Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия. Однако единая система комплексных занятий по музыке и изобразительной деятельности до сих пор не создана, так как остаются не раскрытыми условия влияния музыки на изобразительное творчество, не определены методы осуществления взаимосвязи данных видов искусства в учебном процессе, отсутствует характеристика механизмов перевода образов музыкальных произведений в изобразительные.
Существующая практика проведения комплексных занятий в дошкольных учреждениях не может достаточно эффективно служить развитию детского изобразительного творчества и эстетическому воспитанию в целом ввиду отсутствия методики выявления взаимосвязи музыкальных и графических образов. Вместе с тем передовой опыт работников дошкольного воспитания подтверждает необходимость проведения комплексных занятий по изобразительной и музыкальной деятельности. Однако занятия такого рода, как правило, носят эпизодический характер. Детские рисунки, выполненные по музыкальным впечатлениям, передают отдельные элементы произведения и являются невыразительными, фрагментарными.
Все это определило актуальность темы исследования* Предмет исследования - влияние образа музыкального произведения на образ в детском рисунке.
Цель исследования - выявить возможности и условия осуществления взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду,
В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы, I, Использование музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на качество их рисунков, 2, Это влияние возможно при условии ориентировки детей в характере и выразительных средствах, способствующих созданию музыкального образа, и определенном уровне владения ими средствами графической выразительности. Может иметь место соотношение между отдельными средствами музыкальной и графической выразительности в детском рисунке,
В исследовании решались следующие задачи:
1, Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок,
2, Определить те педагогические условия, при которых восприятие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального образа способствуют развитию детского изобразительного творчества,
3, Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и графической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение опыта практической работы по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности городских и сельских детских садов Молдавской ССР (всего 70 детских садов); поисковый и формирующий эксперименты-в дошкольных учреждениях республики с целью разработки методики формирования у детей старшего дошкольного возраста умения слушать музыкальное произведение и создавать изображение на его основе. Разработка и апробация этой методики проводились на протяжении шести лет,
Научная новизна. Впервые специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных обрезов на их изобразительную деятельность. Определены требования к отбору музыкальных произведений, образы которых могут быть переданы средствами рисунка ; разработана методика, при которой осуществлялась трансформация музыкального образа графическим путем.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку комплексного подхода в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Получены новые данные, свидетельствующие о влиянии музыки на выразительность изобразительного творчества детей.
Выявлены условия ознакомления детей с музыкальными произведениями, которые способствуют переводу музыкального образа в рисунок.
Практическое значение. Разработаны содержание и методика комплексных занятий. Даны конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям детских садов по проведению этих занятий.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых и аспирантов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1976 г,), не научных конференциях профессорско-преподавательского состава Бельцкого педагогического института им, А.Руссо (1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.), на методических совещаниях для воспитателей и музыкальных работников (г.Бельцы, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.),
Результаты исследования включены в курсы лекций для студентов дошкольного факультета Бельцкого педагогического института им, А.Руссо и слушателей курсов повышения квалификации дошкольных работников МССР при ИУУ (г.Кишинев, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.).
Разработан спецкурс по проблемам взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Созданная система занятий внедрена в детские сады районов и городов республики по решению Минпроса МССР. Предложенный материал вошел в проект новой программы подготовительных классов. По материалам формирующего эксперимента создан документальный фильм "Под счастливой звездой рождены" (Молдова фильм, 1978 г.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
5. Результаты исследования могут быть использованы в разработке, предусмотренной в "Основных направлениях общеобразовательной и профессиональной школы" единой программы обучения шестилетних детей в детском саду и школе.
- т
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1, Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о том, что взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразительной деятельности дошкольников,
Б ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.
Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением,
2, При организации комплексных занятий с использованием взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности важным условием является такая последовательность, при которой предлагается детям сначала песенный репертуар:., затем программная \ инструментальная музыка и только после нее - непрограммная инструментальная пьеса; ребенок должен осознать музыкальный образ в целом и средства музыкальной выразительности. Оптимальное влияние музыки на качество детских рисунков происходит при обогащении следующей последовательности в работе: прослушивание музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, поиск средств графического воплощения образов.
Использование в процессе обучения цветовых моделей помогало детям понять характер музыкальной пьесы и определить средства его передачи в рисунке.
Ребенок должен уметь предвосхищать графический образ и обладать определенными навыками изобразительной деятельности.
Методика организации деятельности перевода музыкального образа в графический должна предусматривать как последовательное, так и синхронное восприятие и изображение произведения. При этом настроение музыкального произведения оказывало влияние на колорит и композиционное построение рисунка; динамика музыкальной пьесы влияла на величину изображаемых объектов; темп музыки отражался в динамике передаваемых в рисунке фигур,
3, Для обеспечения эффективности влияния музыкальных образов на детские рисунки необходим правильный отбор музыкальных произведений, Они должны отвечать общедидактическим и эстетическим требованиям и содержать образы, доступные графическому выражению,
4, Наиболее выпуклым и легко воспроизводимым в рисунке является музыкальный образ песни. Средства ее выразительности, выделенные и осмысленные детьми, углубляют графический образ, способствуют обогащению рисунка яркими деталями, способствуют появлению новых цветовых и композиционных решений. Однако текст песни ограничивает творчество детей, В этом отношении инструментальная программная музыка обеспечивает большие возможности для разнообразного творческого решения графических задач. Вместе с тем следует отметить, что возможность выполнения детьми подобных заданий подготавливается восприятием и изображением музыкального образа песни,
В отличие от реалистических изображений, создаваемых детьми в связи с восприятием песни и программной пьесы, при переводе впечатлений от непрограммной музыки дети рисуют как реалистические, так и абстрактные композиции, пытаясь передать ритм, динами
- ш ку, темп музыкального произведения ритмом пятен, сочетанием цвета, определенной композицией форм, линий и т.д. Это свидетельствует о возможности понимания детьми средств музыкальной выразительности и умении передавать возникшие впечатления в рисунке различными графическими средствами,
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Козырева, Светлана Петровна, Москва
1. Маркс К, и Энгельс Ф, Об искусстве: В 2-х тт,- 4-е изд., доп.- М.: Искусство, 1983.- т.1-2.
2. Ленин В.И. О народном образовании.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1980.- 287 с.
3. Ленин В,И. Философские тетради,- Полн.собр.соч., т.29, 782 с.
4. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве: (Сб.).- М.: Худож, лит., 1976,- 827 с.
5. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС,- М,: Политиздат, 1976,- 144 с.
6. Материалы ХХЛ съезда КПСС,- М.: Политиздат, 1981,- 223 с,
7. Алексеев С.С. 0 цвете и красках.- М.: Искусство, 1962.52 с ,
8. Vii. Алексеева Г,В. Рисование на темы литературных произведений в старшей группе детского сада.- В кн.: Художественное воспитание в детском саду / Под ред. Н.С.Карпинской. М., 1957, вып.2, с. 25-32.
9. Алпатов М.В. Композиция в живописи,- М,: Искусство,1940,
10. АндросоваВ.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада: Автореф.дис. . канд.пед.наук.- Алма-Ата, 1969.- 16 с, В надзэг.: Каз.рос.пед. ин-т им. Абая.
11. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М.: Стройиздат, 1974.156 с.
12. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 224 с.
13. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания: Спецкурс марксистско-ленинской эстетики.- Владимир, Влад. гос.пед.ин-т, 1974.- 134 с,
14. Арнаудов М. Психология литературного творчества./ Пер, с болг. Д.Д.Николаева.- М.: Прогресс, 1970.- 653 с.
15. Артамонов И. Иллюзия зрения.- М.: Наука, 1969.- 223 с.
16. Асафьев Б,В, Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- 2-е изд,- Л,: Музыка, Ленингр,отд-ние, 1973,142 с.
17. Бакушинский А,В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств.- М.: Новая Москва, 1925.- 240 с.
18. Игнатьев Е.И, 0 некоторых особенностях изучения представлений и воображения,- Изв, АПН РСФСР, 1956, вып. 76, с.3-17.
19. Идея эстетического воспитания: Антология в 2-х т.- М,: Искусство, 1973.- T.I-2.
20. Иллиади А.Н. Природа художественного таланта.- М.: Сов. писатель, 1965^- 535 с,
21. ЮЗ. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом/ Ред.-сост. В.Шестаков,- М.: Искусство, 1969,- 271 с,104, Искусство светящихся звуков, Сб,статей./ Под ред, Б.М.Галеева,- Казань: Прометей, 1973,-262 с,
22. Мазель Л, 0 системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки.- В кн.: Аннотация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыковедов СССР и соц.стран. М., 1965, с.225-263,
23. Музыкальное воспитание в школе: (Сб.статей). Вып,10/ Сост. О.А.Апраксина,- М.: Музыка, 1975.- 230 с.
24. Музыкальное воспитание в странах социализма: (Сб,статей),- М.: М узыка. Ленингр.отд-ние, 1975,- 247 с,157, Мухина В,С, Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.- 237 с,
25. Pare Ю,, Незайкинский Е, О художественных возможностях синтеза музыки и света: (На материале анализа симфонической поэмы "Прометей" А.Н.Скрябина).- В кн.: Музыкальное искусство и наука.-М., 1970, вып.1, с.166-190.
26. Развитие музыкального восприятия школьников: (Сб.) / АПН СССР, НИИ худож.воспитания.- АПН СССР, 1971.- 191 с,
27. Развитие художественных способностей: (Сб.статей)/ Под ред. Н.П.Сакулиной.- М.: АПН РСФСР, 1959.- 368 с.
28. Раппопорт С,Х, Художественное представление и художественный образ.- В кн.: Эстетические очерки.- М., 1973, вып.З, с.45-94.
29. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- М.: .Музыка, 1968,160 с,
30. Революция искусство - дети: Материалы и документы / Сост. Н.П.Старосельцева,- М.: Просвещение, 1966.- 295 с.
31. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: (Сб.статей)/ Отв.ред. Б,Ф.Егоров,- Л,: Наука. Ленингр, отд-ние, 1974,- 298 с,
32. Руткевич М.Н, Марксистско-ленинская теория отражения и современность,- В кн.: Ленинизм и философские проблемы современности,- М,: Мысль, 1970,- 652 с,
33. Ручьевская Е,А, Слово и музыка,- Л,: Музгиз, I960,- 56с,
34. Сакулина Н.П,, Комарова Т,С, Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Просвещение, 1973,- 208 с.
35. Н,А,Ветлугиной,- М,: Просвещение, 1972,- 175 с,
36. Художественное восприятие / Под ред, Б.С.Мейлаха,- Л,: Наука, Ленингр.отд-ние, 1971. Сб, I,- 387 с,
37. Чемортан С,М., Емельянова С.И, Занятия по развитию русской речи: В старших группах детских садов;;с молдавским языком обучения,- Кишинев: Лумина, 1981,- 77 с,
38. Шацкая В,Н, Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М.: Педагогика, 1975,- 200 с,
39. Шевченко Г,П, Взаимодействие литературы, музыки и живописи в художественном образовании учащихся,- В кн,: Эстетическое воспитание школьников в преподавании литературы, Свердловск,1973, с.68-74,
40. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности,- М,: Неука, 1971,- 223 с,
41. Шоломович С.Х, Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста, Автореф.дис, ,,,канд,пед,наук,- М., 1971,20 с. В надзаг,: АПН СССР, Науч.-исслед.ин-т содержания и методов обучения,
42. Щербатко В.Е. К анализу иллюстраций в учебниках пения для учащихся младших классов,- В кн.: К теории эстетического воспитания,» М., 1973, с,191-197,
43. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей).- М.: Просвещение, 1969,- 272 с,
44. Эстетика и пути творчества: (Сб.статей) / Под ред, В.В.Ванслова, М.Т.Кузьминой.- М.: Изобразительное искусство, 1977.- 285 с,
45. Inscenizov/anic zabaw na podstav/ic literatury dziecie-cej. Warszav/a, PZWS, 1972, 251 s.244» Klimanowa M., Podhorna A. Hidba oca i de Bratisla« va: Opus, 1975, 63 s,1
46. Иванова А. В кн.: Атанасова А. Каланова М. Творчество то в изобразителнита дейност на децата.- София, 1969, с.61-70. Творческите прояван на децата при шпостриране на чтшзо.Дьрпавно нздателство "Народна просвета", София, 1969.
47. Zenatti A. Die Forschung im musikunterricht ein experiment ales Studium den genetischen Entwicklfmg des musikalis-chen Horvermogens. In: International society for musik education Biennal congress, 9th: Vortr.LV, 1970. s 1-6.
48. Lewandowska K. Rozv/oj zdolnosci muzycznych dzieci prse dszkolnych i mozliv/osci recepcji rnuzyki.- In: Sztuka dla najm-lodszych: Teoria, recepcja, oddziatywanie. Warszav/a, 1977,s 283-297.
49. Mater E. Physik, ein praktisches Arbeitsbuch fur Volks und Mlttelschulen. Stuttgart. Mundus-Verl, 1951, 100 s.'
50. Mellcus Zi Rozvoj detske hudebni predsta virosti pri na«viku pisni. Praha: Supraphm, 1970, 127 c.
51. Миланов Т.P. Кыл нови основи на глузикалното възпиетакие. София: Музыка, 1979. - 217 с.- 176
52. ITevmann Ch: Musikhoren im Kindergarten, In: Musik im Kindregarten. B.;, 1970, s. 179-207.252» Prudon Ю Psychemotricite Activite symboligue. I'ecol maternelle francaise education des enfants de 2a fans n°7 Mars 1976. Л.Colin Bovrre Lier. c„64.
53. Przychodzinslca-Kaciczak.M Pziecko i muzyka. 7/arszawa, Itesza ksiegarnia, 1974 ? 187 s.