Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов

Автореферат по педагогике на тему «Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ушакова, Лариса Георгиевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ!! ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный сонет К 113.08.02

Па правах рукописи

УШАКОВА Лариса Георгиевна

АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИИ РИСОВАНИЕМ ПЕЙЗАЖА ИЛ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГГ ВОРЧЕСКПХ СНОСОВ НО СТ Е П СТУДЕНТОВ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

А ВТОРЕФЕРЛТ диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва — 1991

Работа выполнена в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

II а у ч н ы и р у к о в о д и т е л ъ:

кандидат педагогических паук, доцент А. Е. ТЕРЕНТЬЕВ

О ф н ц н а л ь н ы с о п н о н е н т ы:

доктор педагогических паук, профессор Т. С. КОМАРОВА

кандидат педагогических на\'к, профессор А. А. УПКОВСШ1Й

Ведущее учреждение — Курский государственный педагоги чески И и и с т т у т.

сов на заседании специализированного совета К 053.01.11 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук и Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина но адресу: пр. Вернадского, д. 88, ауд. 526.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имели В. II. Лешша (адрес института: 119435, Москва, Г-435, Малая Пироговская ул., д. 1, МПГУ им. В. И. Лешша).

Ученый секретарь специализированного совета

Защита состоится «.<

......1991 г.

,ча-

Автореферат разослан

С. Е. ИГНАТЬЕВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В период радикальных прогрессивных изменений,происходящих в советской обществе,достижение его качественно' нового состояния невозможно без творческого отношения лгодей к делу,проявления широкой инициативы, заинтересованности граадан во всех сферах экономического и культурного строительства. Проб-лека развитая творческих способностей человека приобретает больше значение. Зуо. кгзнваег необходимость соответствующей подготовки специалистов разных профессий.

Ста государственная. задача является особг актуально^ применительно к 'системе' подготовки педагогических кадров,в том числе -уштелей изобразительного искусства. 3 последние года значительно активизировались научные поиски в области в области исследований психолого-педагоготзских аспектов художественного творчества,развития творческих способностей. Труда)® таких исследователей,как В.Й'.Киреекко, E.II .Игнатьев, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов. А.Е.Терептьев, О.Н.Н21кк$орева, В.П.Зинченко, Л.Г.Медведев и др., сделан: заметный вялад в разработку этой проблемы. Тем не пене« иногие ее аспекты настоятельно требуют дальнейшего углубленного ксследозэния,реализации,выработки конкретных рекомендаций для внедрения в практику учебного процесса.

Современные задачи,стояпше перед средники я высшими учебный заведениями,опыт работы художественно-графических факультетов педагогическое институтов свидетельствуют о toi?, что проблема развития творческих .способностей студентов нуждается в дальнейшей разработка, Это обусловлено спецификой работы 'учителя изобразительного искусства, которая имеет выраженный творческий характер, Успешное решение проблеш развитая творческих способностей требует учета нескольких взаимосвязанных факторов:поиска путей улупзепяя общехудо&ебтвенного образования и эстетического Боепитания студентов, формирования творческой направленности их личности; совершенствования профессиональной я педагогической подготовка; будущие учителей,поиска новых,современных методов,средств и фор« осуществления комплекса учебник мероприятий по подготовке высоко-явайк$иц!тровакных худогннков-педагогов.

Одним нз вядов учебной и яворческой работы студентов худокест-венио-графвчасках факультетов педвузов являются занятия рисунком пейзаяа. Пря этом выполняется значительная по содержанию и объеыу учебно-познавательная я творчесвая работа студентов,в ходе которой

возможно реиение многих ванных вопросов их художественпй подго' - ' товки и профессионального воспитания,создаются, благоприятные гпред*-"' посылки для развитая творческих способностей обучаемых.

При условии систематичности и применения научно Ьбоснованной • методики проведения занятий рисованием-пейзажа они могут стать од-тм из эффективных средств улучшения общехудожествейного и эстетического воспитания студентов,формирования их личности,обогащения^ иаодиональноЛ сферы,повышения восприимчивости к красоте природы/*

прцессе таких занятий возникают благоприятные условия для прояв-1" ления и активизации творческих побуждений учащихся,их инйциативы^'> развития интереса к учебной и творческой работе.

Работа студентов над рисунками пейзажа' содействует развития и совершенствованию ряда компонентов их изобразительных способностей: : активного,целостного зрительного восприятия натуры,пространственного ,композиционного и образного мышления,памяти,воображения,исполнительских умений и навыков в рисовании. Все это способствует улуч-' ¡иению их профессиональной подготовки.

Учителю изобразительного искусства часто приходится иметь дело с пейзалной тематикой. В типовой программе по изобразительного ис-" кусству для общеобразовательных школ задания,связанные с изображением пейзадной тематики,представлены достаточно ¡тароко. Это обус-' ловлнвает высокие требования к художественной подготовке учителей изобразительного искусства,включая формирование умения грамотно и выразительно изображать пейзаж и его .элементы с натуры,по памяти, по представлению,а также создавать педагогические рисунки на данную тематику. Любовь к пейзажной тематике,воспитанная у студентов : . во время обучения в институте,их практический опыт в рисовании пей-" заг.а могут стать подспорьем в д&льйейаей педагогической и творческой работе выпускников художественно-графических факультетов.

В настоящее■время подготовка студентов данных факультетов по раз-' делу:рисование пейзака осуществляется в оск?вном в периоды летних пленэрных практик,в программах которых преобладающее место отводится работе над кивогшеными этюдами. Г течение всего учебного года студенты лишь эпизодически выполняют немногочисленные рисунки и наброски пейзала. Это сникает профессиональную подготовку выпускников-факультетов, не обеспечивает ее.полного соответствия тем требованиям которгге предъявляются к современному учителя изобразительного искусства. : '

Исходя из этого,следует признать,что одной из.насущных задач в .

•з

. работе художествснно-гра^ических^факультетов. является дальнейшее совершенствование методики проведения занятий, по рисованию пейзана. Успешное решение этой проблемы требует необходимого научного обоснования и практической реализации занятий рисованием пейзала на худокествешго-графических факультетах на новом,более высоком уровне.

Некоторые аспекты исследуемой ■ нами прблсш-нашли свое -отражение в искусствоведческой,п'сихолого-педагогической и - методической .литературе. Например,история становления русской пейзажной школы

в трудах А.К.-Бспуа, А.АЛ'едорова-Давыдоеа, О.Л.Ляскопской, ■ Мальцевой, Д.В^Сарабьянова,.И.В.Раздобреевай, Т.И.Черлкнка; .история методов обучения.рисунку,в .том. чнегг и, рисованию пейзаж), в русской художественной школе .-^.исследованиях А.Гартвига, Н.М.Молевой и Э.В.Белотина,•Н.А^Дмнтриеврй, Н.Н.Ростовцева, Н.Я. Масдова; проблемы нравственно-эстетического воспитания детей.л .ыолрдеяи.средствами.природа -рассматривали В.Д.Сухошинский, А.II. Сидельковский, ¡И.^.Смальяшшов, .Р.Г.Кантария, Л.З.Кошанцева, Г.К.Кульбашева; вопросы развития творческих способностей студентов.на занятиях рисунком.освещались Н.Н.Ростовцевш, А.Е.Теренть-,евни, В.П.Зинч^нко, О.А.Авсияном, Л.Р.Г.едведевы1|; пленэр -как.учеб-.НР-зоспитательцый процесс .рассматривали Н.Я.Маслов, А.П.Яшухин; .проблемы обучения рисунку и ииврписи пейзажа .на художественно-графических факультетах.получили.отражение в исследованиях и публикациях А.А.Васильева, Г.В.Бады, А..А.Унковского, .Г.Б.,Смирнова, • А.Е.Терентьева, С.Е.Токарэва.

В настоящее .время-имеется некоторое количество исследований ;и положительный опыт работы ;по совершенствования отдельных сторон процесса обучения живописи пейзажа,однако вопросы обучения студентов рисовании пейзажа еще'.не стали ¡предметом основательного изучения. Значительные возможности стого заетюго раздела .учебной работы на худодествищотгрвфичесздк .факультетах еще не .получили воплощения в учебном процессе,не реализованы в нужной степени. Необходима дальнейшая разработка содержания и методики проведения занятий' рисованием пейзажа,поисд е$фектиЕНШс форм учебной работы, 'стимулирующих развитие творческих способностей студентов.

Поэтому научное.теоратическоо обоснование психолого-педаго^че-сгжх и методических проблем,связанных с обучением студентов рмсо-ршй;в пэйзажа,создание оптимальных условий для развития творческих способностей будущих учителей являются весьма актуальными.

Это обусловило содержание и направление нашего исследования: выяв--ление сущности активизирующего воздействия занятий рисованием пейзажа на прцесс развития творческих способностей студентов,разработка более элективных методов обучения рисованию пейзажа на основе материалов нашего исследованиям учетом имеющихся научных и методических данных.

Объектом исследования явился процесс обучения студентов худоке-ств€;:но-графических факультетов рисованию пейзана как важной части с,:зтемы художественной подготовки учителей изобразительного искусства.

Предметом исследования стали усовершенствованные,научно сбосно--дашые г«'етоды обучения студентов рисовании пейзажа, спшулнругхцие. их активность»учебную деятельность и развитие творческих способностей .

На основе теоретического и экспериментального исследования рассматриваемой проблеш была выдвинута следующая гипотеза: занятия рисованием пейзажа,осуществляемые на художественно-графетеспих факультетах,могут содействовать более активному формированию творческих способностей и профессиональных умений студентов,оказывать более выраженное воздействие на их эстетическое развитие при условии систематической целенаправленной работы над пейзажой тематикой, применения ксшлекса методических мероприятий,опиразсщихся на данные ' современной науки,опыт отечественных художественных учебных заведен^ и дополненных ыатериалаш нашего исследования.

Разработка исследуемой проблемы потребовала решения слецущгх задач:

- краткого анализа материалов по истории становления и развития методов обучения рисованию пейэаза,рассмотрения рола вшшткй етш видом учебной работы в системе профессиональной подготовки будущих художников и художников-педагогов;

- обоснования роли природы в формировании личности учителя изобразительного искусства;

- определения, оптимальных психолэго-пэдагогических условий орта-» низации занятий рисованием пейзажа;

- анализа современного состояния обучения студентов художествен* но-графических факультетов педвузов ркяовашпо пейзажа)

- разработки содержания й штодики проведения занятий рисованием пейзажа, обеспечивашрос более аффективное освоение принципов- изо? бражения пейзажа,активизацию учебной и творческой деятельностп сту«

дентов и развитие их творческих способностей;

- осуществления экспериментальной проверки разработанной методики и организации занятий рисованием пейзажа в интересах развития творческих способностей студентов.

Методологической осноеой исследования являлись положения тате-риалисткческой философии,труда отечественных и зарубежных ученых в области философии,эстетики,искусствознания,психологии,педагогики,методики преподавания изобразительного искусства,некоторые- рекомендательные и ориентирующие документы по вопросам культуры и образования.

В процессе исследования использовались следующие методы: изуче--!Шо и анализ литературы по .интересующим ,,ас проблемам_философии, психологии,педагогики,искусствоведения,мелодию; преподавания рисунка, архивных материалов; анализ школьных и вузовских программ по изобразительному искусству»рисунку,пленэру; анализ и обобщение передового педагогического опыта в деле формирования знаний и практических умений у студентов,в том числе и при обучении рисованию пейзажа; просмотр и анализ учабшлс рисунков,эстампов,дипломных работ по графике,связанных с пейзеяной тематикой; анкетирование студентов и преподавателей художественно-графических факультетов,учителей школ,беседы со студентами и преподавателями; наблюдение за процессом изобразительной деятельности студентов и анализ их раба?; педагогичесгагй ьксперпгзнт, со стоящи! из констатирующего, поискового и формирующего этакой{ метод экспертной оценки учебных работ на се-шотрошх зачетных просмотрах по рисунку и композиции.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- изучен к учтен ценный методический опыт по обучению рисованию псЯгега,накопленный русской и советской художественной школой,оте-иоствешаан художниками-педагогами;

- обобщен спи? обучения студентов ряда художественно-графических фааультосов по разделу рисования пейзажа;

- взявлзяы психояого-псдагогическиэ основы оптимальной организация йРЛПгЛ рксовсше» пейэааа, содействующих развитию заинтересованности и теорчоскоа активности студентов;

- разраЗоявиа,научно обоснована к экспериментально проворена ие-годкка обучения студентов риоован:ю пейзажа на начальных этапах их подготовка по рисунку в единство о общей системой учебно-методическая мероприятий, осуществляемых на художественно-графических факуль-

-' '«©еши

Практическая значимость исследования заключается в том,что разработаны дополнительные методические положения.установки и виды работы по обучению студентов рисованию пейзажа,которые могут быть испольсоеэж г практике преподавания рисунка на художественно-графических факультетах педагогических институтов в интересах более основательного обучения студентов и развития их творческих способностей. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования содержания и методики обучения рисунку на художественно-графических факультетах,корректировки учебных программ по рисунку к пленэрной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедр рисунка Ш1У им, В.И.Ленина, изобразительного искусства Ростовского ГШ. Основные результаты исследования,изложенные автором в статьях,методических рекомендациях, опубликованы в печати,а также внедрены'в учебно-воспитательный процесс Ростовского,Чувашского,Витебского педагогических институтов.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ.

Текст диссертации состоит из введения,четырех глав,заключения, списка литературы и приложения.

Во введении характеризуется содержание исследования,его актуальность, объект,предмет.,цель -и задачи,сформулирована' гипотеза, кратко рассмотрены методы исследования,научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации "Значение, занятий рисованием пейзажа для профессиональной подготовки и развития творческих способностей художников-педагогов" на основе анализа искусствоведческой, педагогической,психологической и методической литературы дается обоснование влияния природа на формирование личности,раскрывается роль занятий рисованием пейзажа в/нстеые профессионального художественного образования /до революции и в советское время/; рассматривается значение природы,занятий рисованием пейзажа в формировании творческой направленности личности и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства. ■ ••

Воздействие природы с давних времен обоснованно считалось одним из ванных факторов,влияющих на эстетическое,нравствешюе формирование личности. Об этом неоднократно высказывались крупные авторитеты в области педагогики,психологии,видные писатели и художники.

В исследовании анализируются взгляды представителей зарубежной и отечественной педагогики: Я.А.Корейского, I.-Ж.Руссо, И.Г.Пес-талоцци, И.И.Шмидта, В.Штерна, М.Врауншвига, Н.И.Новикова, К.Д. Ушинского, Й.И.Горбунова-Посадова, М.А.Рыбниковой и др. - о роли природы в формировании нравственного потенциала детей и юношества. Их идеи положительно воздействовали на практику обучения в школе, в том числе - на занятия рисованием. Работа по изображению пейзаэшой тематики стала использоваться в педагогической практике как эффективное средство развития зрительного восприятия,мышления, пространственных представлений,памяти,активизации творческих возможностей учащихся,обогащения их эмоциональной сферы.

Теоретические основы эстетического воспитания детей средствами природа в советской педагогике разрабатывались Н.К.Крупской, A.B. Луначарским, П.П.Влонским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, В.А.Сухом-линским и др. Современные психологи и педагоги высоко оценивают роль природы в деле формирования творческих способностей личности. Все более актуальными становятся' проблемы экологического воспитания молодежи,которые рассматриваются в тесной связи с вопросами эстетического воспитания. Это предъявляет высокие требования к деятельности учителя,его культурному уровню,образованию,профессиональной подготовке.

В связи с возрастанием роли лейзагного жанра в русском изобразительном искусств» совершенствовались и метода обучения рисованию пейзаяа.- В 70-B0-Q годи XIX века занятия рисованием пейзажа стали важной составной частью профессиональной подготовки в Академии художеств, и других художественных учебных заведениях того времени. Многие, отечественные художники-педагоги /А.Г.Венецианов, Ф.Я.Алексеев, Н.Й.Мурашко, А.К.Саврасов, П.Б.Чистяков, А.И.Куиндки, И.К. Шишкин, К.К.Костанди и др./ при обучении рисованию пейзажа успешно рзшали проблему развития творческих способностей своих воспитанников. Значительный методический опыт в этой области накоплен и совета-ской гаколой рисунка,что подтверждается при изучении программ и методических рекомендаций по рисунку и пленарной практике,знакомстве с материалами методфондов высших.и средних художественных учебных заведений. Ценные методические рекомендации по вопросам рисования пейзажа содержатся в высказываниях А.А.Рылова, Н.П.Крымова, К.Ф.1 на. В.Н.Еакггевва и некоторых других худогхников-пейзажистов. Этот опыт необходимо использовать в процессе подготовки учителей изобразительного искусства.

I аУР-РОй главе "Каучно-теоретнчаскоо обоснование проблемы раз-

вития творческих способностей на занятиях рисованием пейзажа" на основе анализа трудов ряда психологов /Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясшцева, К,К.Платонова, Я.А. Пономарева, С.Л.Рубинштейна и др. ученых/ определены психофизиологические и общенаучные принципы,важные для решения исследуемой, проблемы,раскрыты методологические основы формирования творческих способностей. Их формирование неотделимо от развития личности в , целом,создания ее характерологического ядра,включающего целый комплекс личностных-свойств,позволяющих наиболее полно проявиться отгм способностям. Творческие способности в сеозм развитии подчиняется определенным законоиернос тям,учег которых позволяет направлять и активизировать процесс формирования и развития этих способностей.

Теоретическое обоснование психолого-педагогических проблем,связанных с обучением студентов рисованию пейзажа,проводилось с учетом научных данных,содержащихся в трудах Е.И.Йгнатьева, В.И.Кнрэ-енко, П.М.Якобсона, В.С.Кузина, О.И.Никифоровой, А.Я.Дудедкого В.Л.Дранкова, Г.Л.Врмаш и др. учены., в области психологии худого . ственного творчества. Можно выделить два взаимосвязанных направления^ которых должно осуществляться развитие творчески? способностей студентов применительно к занятиям рисованием пейзажа;

- Формирование восприимчивости к красоте природа,потребности наслаждаться этой красотой,воспитанно общей культура личности}

- Развитие специальных /изобразительных/ способностей обучаемых: зрительного восприятия, пространственного,композиционного,образно«-го мышления,исполнительских умений. '

Рассмотрены и конкретизированы применительно к теыэ нашего йс* следования положения психологии,касающиеся творческой направленности личности,формирования еа мотивацшнной сферы. Для воспитания творческой направленности личности обучаешх необхощшо оно- . тематически включать их в деятельность,тробуащую разнообразного проявления творческих способностей. Разнообразна видов изобразительной деятельности является важным условием успешного развития творческих способностей студентов. Занятия рисованием пейзажа,трэ-бующиа решения разнообразных задач,создаю® возможности для болзо портного развития тех компонентов специальных способностей,которые были недостаточно, сформировали в условиях учзбгшх вгиший а а/авторских.

В третьей главе "Овладение умениями и нашкеш рисования пзйза-

1 9

яа в период обучения ;;п художественно-графических факультетах пединститутов" описывается методы проведения и результаты констатирующего и поискового этапов экспериментального исследования. При осуществ~ении констатирующего эксперимента было изучено современное состояние исследуемой нами проблемы,обобщен практический опыт по обучению студентов рисованию пейзажной тематики на худо. явственно-графических факультетах педагогических институтов /Ростовского ГШ, КПГУ им. В.й.Ленина, Дагестанского ГНИ/. Базой для проведения экспериментального исследования стал художественно-' графический факультет Ростовского-на-Дону педагогического института.

В ходе констатирующего эксперимента осуществлялась следующая работа:

- изучение процесса и результатов работы над рисунками пейэеда в экспериментальных группах студентов 1-4 курсов в период пленэрной практики и в течение учебного года /с 1985 по 1988 год/;

- анализ учебных и самостоятельных работ студентов по интересующей нас тематике, в том числе - дипломных работ;

- анализ учебных программ по рисунку и пленэрной практике;

- знакомство с материалами ыетодфондов на художественно-графических факультетах и в некоторых других худокественннх учебных заведениях;

- анкетный опрос преподавателей.и студентов;

- 'посещение уроков,даваемых студентами по пейзажной тематике во время педагогических практик студентов 4 курса.

В задачу констатирующего эксперимента входила разработка педагогических критериев оценки рисунков студентов на пейзажнуэ'тематику. При спродояении критериев ш опирались на профессионально-худояеетвзнша-требования к качеству рисунков, требования учебной програиш по этому разделу,рекомендации некоторых худотшков-педа-гогоз, а танго исходил:: из задач нашего исследования. Основными критериями»с помощью которых мы анализировали изобразительна деятельность студентов по раэдолу:.рисование пейзажа, являлись следуг-щиэ:

1. Отрагешю обязательной тематики, содерзащейся в действующей прогргшиэ по рисунку и пленэрной практике.

2.' Правдивость,убедительность трактовки пейзажа,отдельных его .ояеаёихов. '

. 3. Укегога решать композиционные задачи,

4« Убедительность пространственной характеристики изображаемого

цейзажа. |

5. Уровень развития исполнительских умений студентов по рисун- ! ку,применение мелодически обоснованных принципов выполнения рисун- ; ки,

6. Выразительность,образность решения рисунков.

В период констатирующего эксперимента обучение рисованию пейзажа велось по действующей программе в соответствии с общепринятой методикой преподавания. Нам было необходимо определить,насколько эффективно при обучении рисованию пейзажа по этой методике осваивается изобразительная грамота и развиваются творческие способности студентов. Кроме того,важно было проследить динамику изменений избранных нами критериев,чтобы выявить причины таю« изменений.

Констатирующий эксперимент показал,что на начальных этапах обучения перед студентами,приступающими к изображению пейзажной тематики, встают проблемы психологического порядка,связанные с обилием и новизной зрительной информации,неумением использовать имеющиеся знания и умения при рисования новых для-них объектов. Сказывается также слабое развитие восприятия натуры у большинства студентов. Материалы,полученные в результате анализа 1,5 тысяч рисунков на пейзажную тематику,выполненных студентами 1-4 курсов худояественно-гр&Ьчёских факультетов педвузов,помогли выявить наиболее распространенные ошибки,которые учащиеся допускают при изображении пейзажа и его деталей, . '

Констатирующая проверка показала,что в последние годы наметилась тенденция к снижению роли рисунка,особенно длительного,при изображении пейзажной тематики в период летних практик на пленвре. . Недостаточное внимание уделяется рисованию пейзажа'уже в программах по рисунку и пленэрной практике т,ля худсдественно-графических факультетов. 'Занятия рисованием пейзажа-ориентированы преимущественно на развитие исполнительских.умений учащихся и носят эпизодический характер,что мешает использовать их в интересах основательной подготовки и раскрытия творческих возшт&остей студентов»

' Не обеспечивается преемственность иокру пленэрными практиках!

и другими периодами.учебных занятий в яечегнв ЕСего времен»; обучения студентов. Сказывается и недостаточное применение астодзв и средств,активизирующих учебный процесс по рисунку,даслитеяьку© и исполнительскую деятельность студентов.

При обучении рисованию прйэааа не Ь полной мере учитываемся ад*

и

дагогическая направленность подготовки студентов по рисунку /не обеспечивается освоение тематического минимума по пейзажной тематике,мало практикуется рисование пейзажа по памяти и по представлению, в'результате чего студенты не умеют рисовать пейзаж и его детали без визуальной, опоры на натуру/.

На художественно-графических факультетах педагогических институтов накоплен значительный опыт,сложились интересные и полезные формы работы со студентами.по изображен™ пейзажной темати-

ки /прведение тематических пленэрных практик на ряде факультетов; деятельность кружков,творческих групп; организация отчетных выставок студенческих работ по итогам пленэрных практик/.

В целом можно констатировать,что в настоящее время на художественно-графических факультетах пединститутов при осуществлении занятий по рисунку пейзажа еще не обеспечена в нужной степени целевая направленность и системати-чость этих занятий в интересах более активного развития творческих способностей студентов,получения ими разносторонней и основательной художественной подготовки.

Существенным этапом исследования явился поисковый эксперимент,., в ходе которого осуществлялась первичная проверка разработанной нами методики обучения студентов рисованию пейзажа. В процессе поискового эксперимента апробировались различные формы и методы работы,уточнялось и дополнялось содержание экспериментальных упражнений, определялись факторы,активизирующие учебную и творческую деятельность студентов,повышающие их интерес к выполняемой работе.

В состав- экспериментальной группы входили студенты-первокурсники в количестве 10 человек. Результаты работы ЭГ сравнивались с уровнем выполнения аналогичных заданий студента!® контрольной группы /КГ/,в состав которой также входили 10 студентов. Занятия в КГ велись по общепринятой методике,в соответствии с действующими программами по рисунку и пленэрной практике. Работа студентов над рисунками пейзажа оценивглась в соответствии с предложенными нами критериями. Эксперимент осуществлялся в два этапа: осень - весна 1988/89 года и пленэрная практика 1989 года.

Данные поискового эксперимента подтвердили наше, предположение о том,что на начальных этапах обучения рисованию пейзажа особенно важное значение имеют педагогические установки,направляющая деятельность преподавателя,своевременный контроль с его стороны. 5т0 помогает упорядочить,систематизировать работу рисующих,органие )вать их В9сприятие,мышление,исполнительские действия. Подтвердилась эф-

фиктивность и других форм и методов обучения: демонстрация оригиналов и репродукций рисунков пейзажа,сопровоздаемая пояснениями педагога; чередование краткосрочных и длительных заданий "О рисунку; работа различными графическими материалами; ознакомление студентов с теоретическими и методическими сведениями о рисовании пейзажа; осуществление групповых и индивидуальных форм работы над зарисовками; выполнение рисунков пейзажа по памяти и по воображению.

Б четвертой главе "формирование творческих способностей студентов,их умений по рисованию пейзажа в процессе экспериментального обучения" раскрывается содержание,формы и методы экспериментального обучения студентов рисованию пейзажа,обосновывается эффективность разработанной методах®.

Формирующий эксперимент,как и поисковый,проводился в два этапа: осень - весна 1989/30 года и летняя пленарная практика студентов 1990 года. В состав экспериментальной группы Входили 12 студентов 1-го курса. Результаты их. работы сравнивались с результатам!! работы студентов.КГ, также состоявшей из 12 человек. Основной объем экспериментальной работы был осуществлен б период 'летней пленэрной практики, на втором этапе формирующего эксперимента.

На основе использования материалов констатирующего и поискового экспериментов были осуществлены.следукщие мероприятия:

Разработана экспериментальная программа по рисованию пейзаза,-где были предусмотрены задания по данному виду работы,выполнявшие ся в'учебных мастерских /работа по памяти,по представления на основе .ранее собранных натурных материалов/5 а такке выходы студентов на зарисовки под руководство»! преподавателя и самостоятельная работа студентов над пейзажной тематикой во внеурочное время.

Обучение студентов рисованию пейзажа, осу,дсствлязыое в проаз-зкутках между пленэрными практиками под руководством преподавателя, обеспечило систематичность работы над пейзешой тематикой.

• Было увеличено количество учебного врзмшш, отводимого на рисование пейзажной тематики /деталей .фрагментов,штиесе пойзшса/ аз памяти и по представлению. Использовалось несколько видок •г.и-п'хп-зирующих упражнений,иелравлзякых на развития образных предетеаяа-ний в прямом,отсроченной и- обо&цшцеы соспроизввдешга сйъоктоь изображения,создание у рисупднх прочного 'запаса активных 8рз?эяь-

них образов,представлений по пейзажной тематика.

Данные мероприятия осуществлялись ео взаимосвязи-с другими видам! учебной работы по рисунку". Это способствовало активизации и системат'изац"ч раббты учащихся по рисованию пейзажа, содействовало эффективности обучения. Выло несколько увеличено /по сравнению с действующими программами по рисунку и пленэрной практике/ количество учебного времени,отводимого на рисование пейзажной тематики. Ё содержание и методику проведения таких занятий были внесены некоторые изменения! тематика зарисовок и набросков стала более разнообразной; в целях активизации творческих устремлений обучаемых йыл расширен круг изобразительных задач /наряду с учебными сяда зздгачалясъ и посильные задачи,имеющие творческйй характер/. На протяжении всего периода экспериментального обучения со студента-:л! велась целенаправленная работа по освоению материалов и техник расунка, формировались умения студентов работать над длительными £1 краткосрочкжя рясунпакя пейзажа. Делались теоретические сообще-::ля по вопросам рисования пейзажа; был определен минимум работ, 1ребуешк ог студентов в каждом конкретном случае'-. Экспериментальное обучение <5ыио нацелено на включение студентов в активную изобразительную деятельность по рисовашш пейзажа, начиная уже с началъ--1шх отапоп их подготовил по рисунку. Это содействовало развитию 'гворчесяоЛ алтиЕксста, заинтересованности рисущих, формирования у «тх иагыпоо самостоятельной работы.

Рпсоеаята пейва^ягой тематики осуществлялось в соответствен с темами, разделгшн программы с соблюдением дидактической последовательности оскзепля учебного материала.

Прл осуществлении экспериментального обучения велась работа по формпрояааяэ у студентов ряда ваяних для их профессиональной дея-{адьностя качеств:

- «формирование профессионально-художественного восприятия натура /пейзажа/}

- формирование осмысленного отношения к процессу рисования пей-ЙЬга» '

- формирование пространственных представлений,пространственного ¡'..¡паления в процессе работы над рисунками пейзажа;

- развитие п тренировка зрительной памяти;

. - развитие■ образного мышления,воображения;

' - .совершенствование и углубление навыков работы над текатичес-?а«£1 рксужшш.помпозициошшми заданиями; ,

- совершенствование исполнитеж-.скас умений в рисованк'".»знакомство с метода.-.:;; выполнения кра-тьс-срочных к длительных .рисунков пейзажа с использованием разных графических материалов.

Чтобы получить данные о результативности экспериментального обучения, сравнивался уровень выполнения студентами ЭГ и КГ исходного и итогезого контрольных заданий по разработанным нами критериям. Чтобы проследить за динамикой формирования искомых ка-. ■ честв у обучаемых,проводилась промежуточная фиксация результатов экспериментального обучения по каждому разделу разработанной нами программы. Кроме того, суммарные показатели подготовки студентов по рисунку пейзажа /итоговые оценки по рисунку пейзажа за пленэрную.практику/ сравнивались с показателями исходного и-промежуточного уровней подготовки этих учащихся по рисунку. При этом использовался метод экспертных оценок,которые во время,просмотров работ осуществляли опытные педагоги.

Средний показатель качества рисунков пейзажа в КГ возрос.за время практики на 15 % и составил 4,0~балла. В ЭГ еналрричный показатель за тот же период вырос на.'50 Й и. составил 4,6 балла,что свидетельствует.. о более раннем и более основательном формирования умений.изображать пейзаж и его отдельные элементы у студентов этой группы. Результаты выполнения контрольных заданий в ЭГ к КГ свидетельствуют о заметном улучшении зрительного восприятия, пространственного и композиционного мышления,исполнительских действий у студентов ЭГ. Ка протяжении всего периода обучения в рисунках и набросках студентов ЭГ отмечалось заметное преобладание положительных качеств по сравнению с данными,полученными в КГ.

Применение активного,целенаправленного обучения содействовало формированию у студентов ЭГ стремления и умения добиваться выразительности решения рисунков и набросков пейэала,сознательно акцентировать существенные особенности изображаемого,связанные с его образной характеристикой, передачей состояния и настроен!: : в пейзаже. Рисунки студентов КГ значительно уступали по выразительности работам ЭГ, Средний балл по этому критерию составил в ЭГ 4,5 , в КГ - 3,5 балла,'Установка на достижение выразительности рисунков и набросков при овладении рисованием пейзажной тематика уже ка начальных этапах обучения дала в экспериментальной 'групп® положительные результаты. *

Процесс рисования пейзажа.приобрел более осмысленный характер, студенты стали лучше,полнев представлять свс-ч задачи во время ра-

1 15

боты'над'рисунками. Повысилась активность и заинтересованность студентов"ЭГ'при выполнении заданий по рисования пейзажа; стала более заметно'прявляться самостоятельность и индивидуальность в "выборё сюжетов рисунков,исполнительских действиях; возросли сжокрйтёрий студентов, 'их требования к качеству своих работ.

Экспериментальное обучение показало,что использование упражнений в рисовании по памяти и по воображению содействует проявлению большей творческой активности обучаемых, развивает их зрительную память, помогает расширить запас зрительных представлений по пейзажной .тематике и "закрепить их в памяти.

Подтвердилась целесообразность и обоснованность систематически проводимых занятий рисованием пейзажа в промежутках между пленэрными практиками пси условии наличия методически обоснованного плана такой работа и полноценного педагогического руководства ею. Занятия рисованием пейзажа по разработанной нами методике стимулировали самостоятельную работу студентов а течение всего учебного года." учебных

. В результате применения комплекса экспериментальных меро-, приятий былй достигнуты поставленные цели обучения рисованию

пёЙзажа. Подтвердилась правильность выдвинутой нами гипотезы исследования' о том, что соответствующим содержанием заданий,усо'-ве^шёнйтвЬванной "методикой обучения, опирающейся на данные современной науки и учитывающей опыт отечественной художественной педагогики,можно активно и эффективно воздействовать на формирование творческих способностей и профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических' институтов при обучении рисованию пейзажа. Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой методики и целесообразность ее применения на художественно-графических факультетах пединститутов. .

В.заключении подведены итоги исследования. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Роль занятий рисованием пейзажа в идейном и творческом воспитании студентов. - М.: ОНИ НИШВШ Минвуза СССР, ¡Р 192-87,деп 103062 от 26.01.87. -13 о. -

2. Методические рекомендации по военно-г.атриотическому воспитанию учаицкея на уроках изобразительного искусства. - Росте з-на-Дону: Ростовский Обл ИУУ, - 33 с. /в соавторстве/

3. Рисование пейзажа на уроках изобразительного искусства - . важное средство патриотического воспитания учащихся: Методические рекомендации учителям ИЗО. - Ростов-на-Дону: Ростовский Обл ИУУ, 1У88. - 45. с.

4. Активизация мыслительной деятельности студентов на занятиях рисованием пейзажа - одно из средств,содействующих развитии их •творческих способностей // Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства. - Ростов-на-Дону: РПШ, 1988. — С.45-