Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Актуальные проблемы теоретико-методической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Воробьева, Оксана Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Актуальные проблемы теоретико-методической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Воробьева, Оксана Анатольевна, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ Жизненный и творческий путь

О. А. Апраксиной.12

§ 1. Истоки становления мировоззрения и педагогических взглядов О.А.Апраксиной (1910 - 1936)

§ 2. Основные этапы общественно-педагогической деятельности О.А.Апраксиной а) в консерватории г. Свердловска (ныне Екатеринбург)

1936 — 1940) и в Московской консерватории (1940 — 1944) б) в Московском городском музыкально-педагогическом училище № 2 (1943-1955) и в НИИ Художественного воспитания АПН СССР (1944 - 1970) .,. в) в МГПИ им. В.И.Ленина (1966 - 1990)

ГЛАВА ВТОРАЯ Основные аспекты научно-педагогического наследия

О.А.Апраксиной .88

§ 1. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в научно-методических трудах О.А.Апраксиной а) эволюция взглядов ученого-педагога на урок музыки как неотъемлемую составную часть школьных программ (на материале анализа программ 1947 — 1970) б) сравнительная характеристика целей, задач, содержания и структуры современного урока музыки на примере:. программы, разработанной под руководством Ю.Б.Алиева программы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского

§ 2. Оптимизация процесса методической подготовки учителя-музыканта на музыкально-педагогическом факультете пединститута в научно-практической деятельности О.А.Апраксиной

§ 3. Проблемы подготовки кадров высшей квалификации для общеобразовательных школ, средних учебных заведений и вузов в педагогической деятельности О.А.Апраксиной

Введение диссертации по педагогике, на тему "Актуальные проблемы теоретико-методической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной"

Актуальность темы. Конец восьмидесятых — девяностые годы настоящего столетия в России — время стремительных социально-политических и экономических преобразований общества. Эти годы определяются как период социальной дестабилизации, возникшей в результате распада тоталитарного общественно-экономического строя и упразднения авторитарных методов руководства. Современную Россию характеризуют пестрота и неупорядоченная мозаичность реальных тенденций (гуманизация и рыночные отношения, коммерциализация науки и искусства, кризис в области культуры) на фоне болезненной ломки мировоззренческих установок людей и их ценностных ориентаций. Положение, в котором оказалось все наше общество (и наука, культура, образование в том числе), можно охарактеризовать также, применив понятие "исторического перепутья" (Бокань Ю.И.).

Изменения, происходящие в обществе, предопределили необходимость серьезных корректив и трансформаций государственной системы образования. Данные изменения поставили перед всей российской государственной системой образования сложную задачу выбора правильного пути; в связи с этим возникает еще более сложная проблема критерия, призванного помочь сделать единственно правильный выбор в своем поступательном развитии.

Приоритетной сегодня является задача развития духовно богатой и многогранной личности учащегося. В связи с этим особую значимость приобретает искусство, реализация его воспитательно-образовательной функции в формировании индивидуально-личностных качеств учащихся, в раскрытии их духовного потенциала. Все сказанное выше в полной мере относится и к музыкально-эстетическому воспитанию и образованию детей и юношества.

Задачами совершенствования воспитания подрастающего поколения определяется подготовка специалиста-педагога для общеобразовательной школы, в том числе учителя-музыканта. На первый план выдвигается формирование личности педагога-музыканта, творчески индивидуальной, самобытной, сочетающей в себе высокую профессиональную компетентность, широкую эрудицию, инициативность.

Реформирование общеобразовательной и профессиональной школы вызвало необходимость внесения изменений в организацию и планирование учебной работы в образовательных структурах (школа, училище, вуз).

Претворение в жизнь целей, задач музыкально-эстетического воспитания и образования в условиях современной школы (вуза) требуют не только пересмотра, видоизменения и научного обоснования форм, методов и самого содержания музыкальных занятий, новых экспериментальных исследований, но и более глубокого и содержательного изучения истории музыкально-педагогической мысли. Поскольку именно познание истории способствует осмыслению и происшедшего в области музыкальной педагогики, и происходящего в этой сфере человеческого знания, обобщению явлений жизни средствами музыкального искусства, творческому развитию теории.

Таким образом, связь с практикой, с насущными задачами современности в органическом соединении с изучением исторического опыта призваны поднять эффективность музыкальной педагогики как науки, определить пути дальнейшего совершенствования музыкального образования детей и юношества.

Глубокое и всестороннее познание истории музыкальной педагогики — это не просто знание различных концепций, теорий, не просто критическое усвоение их во избежание односторонности точки зрения или повторения уже совершенных ошибок.^Добротное знание истории, как писал А.Ф.Лосев,-есть. воспроизведение в уме эволюции сознания, приведшей к его наличному состоянию и движению дальше, к новым высотам" [192, 494].

Научные поиски теоретического, экспериментального и исторического характера по проблемам массового музыкального воспитания и подготовки учителей-музыкантов дали возможность музыкальной педагогике критически проанализировать и вобрать в себя достижения наиболее прогрессивных представителей русской и зарубежной педагогической мысли и установить преемственность лучших традиций отечественной музыкальной культуры в целом.

Принцип историзма, являясь характерной чертой и основой научно-педагогических исследований, позволяет рассматривать поступательный характер явлений действительности сквозь историческую призму и трансформировать полученные в результате анализа выводы в настоящее и будущее.

Российскими учеными-музыкантами (советского периода) накоплен значительный опыт в изучении истории массового музыкального воспитания и образования. В первую очередь это фундаментальные исследования О.А.Апраксиной и Д.Л.Локшина. Освещение отдельных вопросов методики преподавания музыки в историческом ракурсе содержится в диссертациях и отдельных статьях В.И.Адшцева, Ю.Б.Алиева, Н.А.Ветлу-гиной, В.С.Елисеевой, Л.В.Кикнадзе, К.Ф.Никольской, О.П.Соколовой, Г.М.Цыпина. Проблема подготовки педагогов-музыкантов в различные исторические периоды нашла отражение в диссертационных работах Т.Н.Батурине кой, А.Г.Масловского, С.Н.Морозовой Т.Л.Якубовской. Высоко оценивая большие достижения и уровень названных научных изысканий, следует подчеркнуть недостаточность использования богатейшего наследия музыкально-методической мысли России в современной практике подготовки учителя музыки в педагогический, вузах страны.

История российского массового музыкального просветительства запечатлела имена ярких индивидуальностей, представителей музыкального искусства, на протяжении многих лет занимавшихся поиском новых, более действенных путей развития музыкально-эстетического воспитания и образования детей и юношества О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова, АД.Городцов, С.В.Смоленский, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский.

Ольга Александровна Апраксина (1910 — 1990) — талантливый педагог-музыкант, замечательный ученый-исследователь — относится к числу наиболее значительных деятелей музыкальной педагогики России советского периода, сыгравших огромную роль в становлении и развитии профессионального музыкального образования учителей. Органично впитав традиции русских революционеров-демократов середины прошлого века, прогрессивные новации педагогов дореволюционной России, О.А.Апраксина начала свою трудовую педагогическую деятельность в 1936 году и более пяти десятилетий отдала делу воспитания детей, формированию средствами музыкального искусства нравственно-эстетических духовных потребностей молодых людей.

Взаимосвязь проблем музыкально-эстетического воспитания школьников и подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы, их взаимообусловленность и взаимозависимость (в новых исторических условиях) стали объектом глубокого изучения и научного исследования доктора педагогических наук, профессора О.А.Апраксиной. Конечным результатом многолетних, многотрудных и интенсивных научных поисков замечательного ученого-исследователя явились создание учебно-воспитательной системы высшего музыкально-педагогического образования и творческое практическое воплощение данной системы в стенах музыкального факультета Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина.

На протяжении почти трех десятилетий (1966-1990) педагогическая судьба О.А.Апраксиной была связана с музыкально-педагогическим факультетом МГПИ им. В.И.Ленина, где она занимала ведущее положение среди своих коллег. Но ее практическая деятельность и творческое наследие до настоящего времени в целом не исследовались. Немногочисленные публикации, посвященные Апраксиной О.А., сводятся к статьям в энциклопедических изданиях, отдельным страницам в ряде книг, диссертаций, мемуарной литературе.

Анализируя литературу, посвященную О.А.Апраксиной, необходимо отметить статьи Ю.Б.Алиева и С.Н.Морозовой, характеризующие ее деятельность в общем, обзорном плане. В статьях В.К.Тевлиной, Г.М.Цыпина, Т.Л.Якубовской освещаются отдельные стороны научного и педагогического творчества Ольги Александровны. Но, в целом, названные работы не преследовали цели глубокого исследования и научной систематизации педагогического наследия О.А.Апраксиной.

Однако, изучение и систематизация педагогического наследия О.А.Апраксиной, предложенные ею пути совершенствования практической подготовки высокопрофессионального учителя-музыканта безусловно представляют большой научный интерес, значительную практическую ценность. Критическое изучение творческого наследия О.А.Апраксиной может и должно также оказать существенную помощь при разработке вопросов оптимизации процесса обучения и воспитания современного школьного учителя музыки в педагогическом вузе.

Огромный теоретико-методический и практический опыт в области профессионального музыкального образования накоплен выдающимся советским педагогом-музыкантом за долгие годы работы. Многое в педагогическом наследии О.А.Апраксиной не потеряло своей значимости в настоящее время и может быть использовано при решении ряда вопросов музыкального образования и просвещения. В этом актуальность избранной темы.

Цель исследования — собрать и систематизировать материалы по избранной теме; выявить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов О.А.Апраксиной; проанализировать и обобщить основные принципы, содержание и методы музыкально-педагогической деятельности О.А.Апраксиной по изучению и прогнозированию опыта межличностных отношений между учителем и учащимися для решения важных вопросов музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования.

Объектом исследования является научно-педагогическое наследие

О.А.Апраксиной в области музыкально-эстетического воспитания и образования.

Предметом исследования является изучение музыкально-педагогической и научно-исследовательской деятельности О.А.Апраксиной в области высшего музыкально-педагогического образования молодежи и методики музыкального воспитания детей и подростков.

Задачи исследования.

1. Определить основные этапы музыкально-педагогической деятельности О.А.Апраксиной, проанализировав мировоззренческие истоки и процесс становления ее педагогических взглядов.

2. Раскрыть цели, задачи, содержание и принципы музыкально-эстетического воспитания школьников в теоретической и практической работе О.А.Апраксиной.

3. Раскрыть содержание, формы и методы профессиональной подготовки учителя-музыканта на музыкальном факультете педагогического вуза в научно-исследовательской и педагогической деятельности О.А.Апраксиной.

4. Проанализировать основные направления деятельности О.А.Апраксиной по подготовке ученых-исследователей в области музыкальной педагогики

5. Показать значение наследия О.А.Апраксиной для современной музыкально-педагогической теории и практики.

Методологической основой исследования являются историко-теоретический и системно-структурный подходы к изучению явлений художественной культуры. Мы руководствовались также основными положениями теории исторической изменчивости содержания терминов как основы историко-теоретического подхода, содержащиеся в философских трудах А.Ф.Лосева [192].

Для обоснования исследования использованы разработки отечественных педагогов (ВАСухомлинский, КД.Ушинский) и психологов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, СЛ.Рубинштейн), о личности и ее формировании, о творчестве (ЯАПономарев, Б.М.Теплов. П.М.Якобсон); в музыкальной педагогике эти проблемы нашли отражение в трудах Б. В.Асафьева, В.В.Медушевского, И.В.Назайкинского, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского.

Методы, историко-логический, сравнительно-сопоставительный, текстологический и системный анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы; выявление и анализ публикаций и архивных документов О.А.Апраксиной; сбор, систематизация литературных источников и научных исследований, посвященных ей; анализ и обобщение с историко-педагогических позиций явлений и фактов, характеризующих деятельность ученого-педагога; интервью с родственниками, учениками и коллегами О.А.Апраксиной.

Научная новизна состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка всестороннего исследования творческого наследия О.А.Апраксиной. В диссертации вскрыта и обобщена практическая деятельность Апраксиной; выявлены и проанализированы в процессе их эволюции педагогические взгляды на содержание, характер, пути и методы музыкального воспитания и образования молодежи; раскрыты в аналитическом аспекте особенности организации системы подготовки учителей-музыкантов в педвузе; реконструирована методика, формы и приемы воспитания ученых-исследователей; определено органичное соответствие педагогических установок О.А.Апраксиной тенденциям развития современной музыкальной педагогики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что :

- впервые в научный оборот музыкальной педагогики вводятся архивные документы, посвященные научно-педагогической деятельности О .А.Апраксиной;

- концептуальные положения педагогики Апраксиной рассмотрены в их системно-структурной взаимосвязи и выведены на уровень широких теоретических обобщений.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она воссоздает значительный исторический этап в развитии отечественной музыкальной педагогики. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории музыкальной педагогики, в организации музыкально-педагогического образования, а также в лекционном курсе теории и методики музыкального образования школьников на музыкальных факультетах педагогических вузов и училищ, на курсах институтов усовершенствования учителей.

Научная достоверность исследования обусловлена использованием широкого круга источников.

Автором данной работы привлекались многочисленные научные, архивные, мемуарные источники, издания периодической печати, отражающие конкретные исторические этапы России XX столетия и состояния музыкального искусства, культуры, образования того периода.

Освоение наиболее ценных материалов и документов личного архива О.А.Апраксиной проходило в сложных условиях, поскольку это собрание в данный момент находится в стадии обработки сотрудниками фундаментальной библиотеки МПГУ им. В.И.Ленина совместно с автором настоящего исследования и преподавателями кафедры пения и хорового дирижирования вышеназванного университета Т.Н.Батуринской, С. Н. Морозовой.

Значительную часть источников составили документальные материалы из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства ЦГАЛИ), Архива НИИ Художественного воспитания АПН СССР (ныне Исследовательский центр эстетического воспитания РАО), архива Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и архива Екатеринбургской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.

Научную ценность представляют сведения, содержащиеся в интервью с родными О.А.Апраксиной, с бывшими ее аспирантами Л.Б.Бакти-гуловой, Н.В.Бенедиктовой, Т.А.Колышевой, М.П.Сорокиной, Э.К.Сэт и коллегами А.Г.Менабени, Е.В.Николаевой, Т.Б.Родиной, М.И.Ройтер-штейном, О.П. Соколовой, Г.П.Стуловой, Г.И.Урбановичем и др.

В настоящем исследовании мы использовали материалы и фотодокументы из личного архива Л.В.Апраксина (племянника О.А.Апраксиной) и В.К.Тевлиной (аспирантки и коллеги О.А.Апраксиной).

Перечисленная группа источников позволила автору исследования воссоздать биографию О.А.Апраксиной; этапы жизненного пути в их хронологии помещены в "Приложении" диссертации.

Значительную часть источников составляют опубликованные труды О.А.Апраксиной; автором данного исследования была проведена работа по выявлению и систематизации публикаций ученого-исследователя; каталог научных трудов содержится в "Библиографии" диссертации.

Личная библиотека О.А.Апраксиной, содержащая 317 единиц научно-методической литературы, переданная в дар музыкально-педагогическому факультету родственниками ученого, также была изучена и обработана автором исследования, что позволило открыть ее фонды широкому кругу читателей.

Помимо вышеуказанных архивных и литературно-документальных источников, имеющих непосредственное отношение к О.А.Апраксиной, автором диссертации было изучено большое количество фундаментальных теоретико-методических трудов по педагогике и психологии, истории музыкальной педагогики, музыковедению, музыкальному воспитанию и обучению, философские труды с целью более глубокого и полного раскрытия изучаемой проблемы.

Апробация и внедрение исследования осуществлялись в докладах на научно-методических конференциях Московского педагогического- государственного университета 1995 и 1996 годов; при обсуждении подготавливаемых к печати статей (1995, 1996, 1997 гг.); в процессе обсуждения диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ. Материалы исследования включены в курс лекций по валеологии Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, в лекционные курсы по методике музыкального воспитания музыкально-педагогического лицея-колледжа № 21 и Музыкально-педгогического факультета Краснодарской государственной академии культуры и искусства (1995-1996).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе.

• О А-Апраксина лэдна из первых в отечественной музыкальной педагогике:

- определила специфическое содержание музыкально-эстетического воспитания, особо указав на неразрывную связь со всей жизнедеятельностью ребенка, с его идеалами, стремлениями, чувствами, с его личностью в целом;

- поставила вопрос о нейтрализации негативного влияния на детей современного музыкального окружения и определила факторы, способствующие запоминанию низкопробной музыки детьми;

• Обращение к истории массового детского музыкально-эстетического воспитания позволило Апраксиной О.А.определить современные его цели, задачи^ принципы, содержание, методы, формы и наметить эффективные пути их решения применительно к конкретному советскому периоду), более ясно очертить перспективы дальнейшего развития.

О.А.Апраксина одна из первых в отечественной музыкальной педагогике дала теоретическое обоснование и определила содержание понятия "творчество учителя": обозначила проблему подготовки творческого учителя; раскрыла применение методов наблюдения, анализа, обобщения в исследовательской работе учителя); определила и уточнила критерии оценки практической деятельности педагога- музыканта.

О.А.Апраксина научно обосновала объем содержания и формы методической подготовки выпускника музыкально-педагогического факультета педвуза; всеобъемлюще охарактеризовала личностные качества, которыми должен обладать будущий учитель музыки высшей квалификации; определила уровень его педагогического мышления и поведения.

О.А.Апраксина одна из первых в отечественной музыкальной педагогике заложила основу курса методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, теоретически обосновав необходимость использования данного курса в общей системе профессиональной подготовки учителя начальных классов и музыкального руководителя дошкольного учреждения; определила .преемственность данной подготовки в общей структуре системы массового музыкально-эстетического воспитания и образования. В практической работе О.А.Апраксиной получила дальнейшее раскрытие идея саморазвития и творческого роста учителя применительно к высшей профессиональной школе, определена необходимость постоянного совершенствования профессионализма музыканта-педагога вуза.

О.А.Апраксина научно обосновала цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы подготовки научно-педагогических кадров, осуществляющих массовое музыкально-эстетическое воспитание и образование.

Основополагающими принципами всей деятельности О.А.Апраксиной явились: принцип всеобщности и доступности музыкального образования для всех детей; связи музыки с жизнью; единства воспитания, образования и развития учащихся в музыкальном обучении; принцип единства научных идей и их практического воплощения.

175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на результатах проведенного исследования, в диссертации сформулированы следующие выводы:

• О.А.Апраксина — один из наиболее видных представителей российской музыкальной педагогики второй половины XX века — внесла ценный вклад в развитие отечественной музыкальной педагогической науки. Проведенное исследование показало, что в формировании мировоззрения ОАЛпраксиной и в определении ее жизненной позиции сыграли доминирующую роль идеи гуманистического воспитания, гражданственности и всеобщности народного музыкального просвещения.

• Опираясь на прогрессивные тенденции отечественной культуры и педагогики в русле российской художественной традиции, О.А.Апраксина одна из первых выработала принципиальные положения, которые легли в основу теории массового музыкально-эстетического воспитания и образования и остаются актуальными до настоящего времени. Это — преломление принципов общей дидактики в музыкальной педагогике: принцип всеобщности и доступности музыкального образования для всех детей; принцип единства воспитания, образования и развития школьников в музыкальном обучении; принцип связи музыки с жизнью; принцип всесторонности эстетического воспитания.

• Наиболее важные аспекты педагоического наследия О.А.Апраксиной связаны с признанием коллективного урока основной формой музыкальной работы в школе; проблемами эстетического восприятия как активной деятельности, требующей целенаправленного формирования и развития; воспитанием духовно-нравственных качеств личности учащихся через приобщение к высокохудожественным образцам музыкального искусства.

Апраксина стояла у истоков зарождения отечественной музыкальной социологии; одна из первых в истории российской музыкальной педагогики обозначила проблему социальной реабилитации детей-сирот средствами музыкального искусства, во многом предвосхитив современные научные поиски по данной проблеме, имеющие вадеологическую направленность. Анализ педагогического наследия ОА-Апраксиной дает полное право считать ее основателем нового научно-исторического направления в отечественной музыкальной педагогике. Ею впервые был проведен научный анализ целей, задач, содержания и методов школьного музыкального воспитания в дореволюционное время, обобщен и систематизирован современный ей опыт проведения музыкальных занятий, что явилось фундаментом создания новых программ по музыке для общеобразовательной школы. О.А.Апраксина создала методику научного исторического исследования в области музыкальной педагогики.

Значительным достижением теоретической и практической деятельности О.А.Апраксиной является развитие и совершенствование подготовки педагога- музыканта в различных образовательных структурах (училище, вуз). Научное обоснование требованй к уровню профессионально-педагогической подготовки, данное О.А.Апраксиной, явилось стимулом к развитию нового направления исследований, посвященных созданию профессиограммы современного учителя-музыканта.

О.А.Апраксина — одна из создателей системы подготовки научно-педагогических кадров в области музыкально-эстетического воспитания и образования. Архивные источники, связанные с научно-практической деятельностью О.А.Апраксиной, свидетельствуют: она сыграла важную роль в становлении аспирантуры на музыкально-педагогическом факультете педвуза, впервые в музыкальной педагогике научно обосновала цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы подготовки ученых-исследователей в области массового музыкального воспитания. Творческое развитие в научно-педагогической деятельности О.А.Апраксиной получил тип комплексного музыкально-педагогического исследования, использующего достижения различных наук (философии, эстетики, социологии, психологии, музыкознания, медицины).

• О.А.Апраксина — одна из основателей и руководителей первого в стране Специализированного совета по защите диссертаций (специальность — 13.00.02 — Методика преподавания музыки, ныне — Теория и методика обучения музыке) на музыкально-педагогическом -факультете педвуза; его плодотворная деятельность положила начало активному научному сотрудничеству названного Совета со многими институтами и университетами других городов и регионов России, стран СНГ и ближнего зарубежья.

Проведенное автором диссертации исследование деятельности О.А.Апраксиной показало, что выработанные ею принципиальные положения в области массового музыкального просвещения, подготовки учителя музыки, в научно-исследовательской работе не утратили своей значимости до наших дней. Наиболее ценные аспекты проблем музыкально-эстетического воспитания используются: музыкально-педагогической наукой и получают свое дальнейшее развитие в научных трудах ученых-исследователей нового поколения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Воробьева, Оксана Анатольевна, Москва

1. Музыкальное воспитание в школе (Этапы развития программно-методических установок). В сб.: Художественное воспитание советского школьника. М.: Изд. АПН РСФСР, 1947. 2,5 п.л.

2. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 194&. 9,25 п.л.

3. К улучшению постановки музыки и пения в педагогическом училище (Инстр.-метод, письмо). — М.: Учпедгиз, 1949. 0,5 п.л>

4. Ред. брошюры: П.И.Осокин Музыкальная работа в педагогическом училище. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. 2 п.л.

5. Музыкальное воспитане в руском общеобразовательном училище (пер. на болг. язык). София: Изд. Наука и Изкуство, 1952. 8,56 п.л.

6. Ред. сб. Из опыта 2-го Московского педагогического училища. — М.: Учпедгиз, 1953. 4 п.л.

7. Организационные формы художественного воспитания детей в СССР. В кн.: Общие вопросы эстетического воспитания. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. 2 п.л.

8. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 11,68 п.л.

9. Состояние и задачи музыкального воспитания в школе (совм. с Н.А.Ветлугиной). — М.: Советская педагогика № 10, 1956. 1 п.л.

10. Эстетическое воспитание в советской школе. В кн.: Народное образование в СССР за 40 лет. М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. 1,25 пл.

11. Подготовка к празднику Великого Октября в школе и программа праздника, посвященного 40-летию Великого Октября. — М.: Начальная школа № 9, 1957.0,75 п.л.

12. Ребенок занимается музыкой. — М.: Советская женщина, № 4, 1957. 0,75 п.л.

13. Сост. сб. Праздник Великого Октября в школе. — М.: Учпедгиз,1958. 23,5 п.л.

14. Введение к сб. Праздник Великого Октября в школе; примерные программы праздников и пояснения к ним. — М.: Учпедгиз, 1958. 2,5 п.л.

15. Сост. сб. Избранные песни А. Гречанинова. — М.: Музгиз, 1958. 4,5 п.л.

16. Сост. сб. Хоры для детей А. Гречанинова. — М.: Музгиз, 1958. 16,5 п.л.

17. Организация эстетического воспитания в школе-интернате (методич. письмо). — М.: Учпедгиз, 1959. 1 п.л.

18. Надо ли знать музыкальную грамоту? В кн.: Пионерский музыкальный клуб, вып. 1 . — М.: Музгиз, 1959. 0,25 п.л.

19. Эстетическое воспитание во втором классе. В кн.: Эстетическое воспитание в начальной школе. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 5 п.л.

20. Эстетическое воспитание в детском доме. — М.: Детский дом,1959. 0,75 п.л.

21. Как читать ноты? В кн.: Пионерский клуб, вып. 2. — М.: Музгиз,1960. 0,25 п.л.

22. Предисловие к сб. и статья : Задачи и содержание эстетического воспитания в школе-интернате. Вып. 1 (начальные классы). — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 1 п.л. С. 5-23.

23. Ред. сб. Эстетическое воспитание в школе-интернате. Вып. 1 (начальные классы). М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 7 п.л.

24. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1961. 8,5 п.л.

25. Первые уроки пения, их значение и содержание. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1961. 0,25 п.л.

26. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними (совм. с Н.Д.Орловой). В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. М.: Музгиз, 1961. 0,25 п.л.

27. В мире прекрасного. В кн.: Для вас, родители. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 0,25 п.л.

28. Как читать ноты? В кн.: Пионерский клуб. Вып. 3. — М.: Музгиз, 1962. 0,25 п.л.

29. Эстетическое воспитание в начальной школе. В кн.: Основы сов. педагогики. М.: Изд. АНН РСФСР, 1962. 4 п.л.

30. Сост. сб. Всегда готов! Вып. 1 (совм. с В.С.Поповым). — М.: Музгиз, 1962. 9 п.л.

31. Сост. сб. Всегда готов! Вып. 2 (совм. с В.С.Поповым). — М.: Музгиз, 1962. 9,5 п.л.

32. Юбилей ученого (80-летие В.Н.Шацкой). — М.: Советская педагогика, № 10, 1962.

33. Ред. кн. Эстетическое воспитание в школе-интернате. Вып. 2 (5-6 классы). М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 6 п.л.

34. Введение к кн. и статья: Особенности работы по эстетическому воспитанию учащихся в У-У1 классах во внеучебное время. В кн.: Эстетическое воспитание в школе-интернате, вып. 2/5-6 классы/. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 1 п.л.

35. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. — М.: Музгиз, 1963. 7 п.л.

36. Предисловие к сб. и статья: Современные задачи музыкального воспитания в школе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. — М.: Музгиз, 1963. 0,75 п.л.

37. Музыкальное искусство, раздел в сб.: О работе факультетов общественных профессий и факультативных курсов по искусству в педагогическом институте. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 0,25 п.л.

38. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. — М.: Музыка, 1964. 5,75 п.л.

39. Музыка в воспитании творческой личности. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 3. — М.: Музыка, 1964. 1 п.л.

40. Музыка для детей: Ст. в Педагогической энциклопедии. М.: Изд-во Сов. энциклопедия. 1964. С. 660.

41. Музыкальное воспитание: Ст. в Педагогической энциклопедии. М.: Изд-во Сов. энциклопедия. 1964. С. 660.

42. Художественного воспитания институт: Ст. в Педагогической энциклопедии. М.: Изд-во Сов. энциклопедия. 1964. С. 1200.

43. Ред. кн. Прийменко А.Н. Опыт эстетического воспитания в школе-интернате. М.: Просвещение, 1964. 10,75 п.л.

44. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4. М.: Изд. Музыка, 1965. 4,75 п.л.

45. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 4. М.: Музыка, 1965. 0,75 п.л.

46. О чем рассказали учителя. По материалам Педагогических чтений. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 4. М.: Музыка,1965. 0,75 п.л.

47. Ред. сб. Рекомендации по эстетическому воспитанию в общеобразовательной школе (1-10 кл.) совместно с Любинским И.Л. и Скатерщиковым В.К. М.: Изд. Мурманск, 1965. 7 п.л.

48. Ред. кн. Развитие детского голоса и слуха (По материалам Второй научной конференции по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса детей) . М.: Просвещение, 1965. 20 п.л.

49. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 5. М.: Музыка,1966. 5,5 п.л.

50. Предисловие к сб. и статья: О школьной программе по пению. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. М.: Музыка, 1966. 0,75 п.л.

51. Детский хор Института Художественного воспитания. М.: Советская педагогика, № 10, 1966.

52. Современные задачи музыкального воспитания (перю. на немец, язык). Журн. Music in der Schule. Тетр. 1. Берлин, 1966.

53. Массовое музыкальное воспитание в СССР. В сб.: Музыкальное образование в СССР (на англ. языке) . М.: Изд. Общества дружбы с зарубежными странами, 1966.

54. Эстетическое воспитание в семье. В сб.: Воспитание младших школьников в семье, вып. 1. . М.: Изд. АПН РСФСР, 1966.

55. Рецензия на кн. Революция-Искусство-Дети. Вып. 1 . М.: Советская педагогика, № 10, 1966. 0,5 п.л.

56. Эстетическое воспитание в советской школе. Раздел в кн.: Пятьдесят лет советской педагогической науки. М.: Изд. АПН РСФСР, 1967. 2 п.л.

57. Юбилей ученого (85-летие В. Н. Шацкой). М.: Советская педагогика № 10, 1967.

58. Рецензия на кн. Революция-Искусство-Дети, вып. 2. М.: Советская педагогика №11, 1968.

59. Съвременното дете и музыката /на болгарском языке/. София, Българска книга. Журнал Деца.Изкуство.Книги, , №4 — 5, 1969.

60. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 6. М.: Музыка, 1970. 8,5 п.л.

61. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 6. . М.: Музыка, 1970. 0,5 п.л.

62. Ред. сб. Музыкальная подготовка учителя. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, №355. М.: Изд. МГПИ им. В. И. . Ленина,1970. 7 п.л.

63. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1971. 427 с.

64. Ред. сб. Программы для внеклассной и внешкольной работы №№ 10, 11, 12, 13. М.: Просвещение, 1971. 10 п.л.

65. Ред. сб. Программ для студий общего художественного воспитания с музыкальным уклоном. М.: Просвещение, 1971. 15 п.л.

66. Беседы о музыке. В сб. программ для студий общего художественного воспитания с музыкальным уклоном. М.: Просвещение, 1971.

67. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 7. М.: Музыка,1971. 5 п.л.

68. Музыкальное воспитание в Англии и США. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 7. М.: Музыка, 1971. 1 п.л.

69. Уроки музыки в третьем классе. В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1971. 1,5 п.л.

70. Уроки музыки в четвертом классе. В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе М.: Музыка, 1971. 1,5 п.л.

71. Ред. сб. Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. Ученые записки, т. 481. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. 13,5 п.л.

72. Сост сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М.: Музыка,1972. 8 п.л.

73. От составителя и статья: Современный ребенок и музыка. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М.: Музыка, 1972. 0,75 п.л.

74. Сост. сб. автор вступитальной статьи и послесловия: Валентина Николаевна Шацкая. Очерк жизни и творчества. М.: Изд. Пед. Об-ва Центр. Совет Института Эстетического воспитания, 1972. 2 п.л.

75. В чем главная задача? О цели музыкального воспитания в школе. М.: Советская музыка № 5. 1972. 0,5 п.л.

76. Ред. сб. Музыкальная подготовка учителя. Сборник трудов МГПИ им. В. И. Ленина. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1973. 5 п.л.

77. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. В сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1973. 3 пл.

78. Программы педагогических институтов. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1974. 1 п.л.

79. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 9. М.: Музыка, 1974. 6 пл.

80. От составителя и статья: Из истории музыкального воспитания в советской школе. В сб. : Музыкальное воспитание в школе, вып. 9 . М.: Музыка, 1974. 1,5 п.л.

81. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М.: Музыка, 1975. 14,5 пл.

82. От составителя и статья: Современные задачи музыкального воспитания в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 1,5 п.л.

83. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 0,5 п.л.

84. Музыка в воспитании творческой личности. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 0,5 п.л.

85. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 0,5 п.л.

86. Современный ребенок и музыка. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 0,5 п.л.

87. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 11. М.: Музыка, 1976. 8,5 п.л.

88. Предисловие и статья: К вопросу о диагностике музыкальных способностей. По страницам статей проф. Пауля Михеля (ГДР). В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 11. М.: Музыка, 1976. 1,75 п.л.

89. Программы педагогических институтов. Государственный экзамен по методике музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1976. 0,25 п.л.

90. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М.: Музыка, 1977. 7 п.л.950 возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М.: Музыка, 1977. 0,75 п.л.

91. Рецензия на кн. Методика музыкального воспитания в детском саду, под ред. Ветлугиной Н. А. М.: Дошкольное воспитание № 9, 1977. 0,5 п.л.

92. Рецензия на кн. Абелян JL, Гембицкой Е. Детский хор Института Художественного воспитания АПН СССР. М.: Детская литература № 8 (140), 1977. 0,5 п.л.

93. Методика музыкального воспитания в школе. Лекции для студентов музыкально-педагогических факультетов пединститутов

94. Рукопись. Архив О.А.Апраксиной ФБМПГУ МФ. ОФХ 1, ед.хр. 13, 1977. 15 п,л.

95. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М.: Музыка, 1978. 6,5 п.л.

96. Вместе со всей страной (о музыкальном воспитании в советской школе). В сб. : Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М.: Музыка, 1978. 0,5 п.л.

97. О праве учителя на эксперимент. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М.: Музыка, 1978. 0,5 пл.

98. Основные вопросы музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе Рукопись. Архив О. А. Апраксиной ФБМПГУ МФ. ОФХ 1, ед.хр. 14. 1979. 15 п.л.

99. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка, 1979. 7,5 п.л.

100. От составителя и статья: Учитель учителей (к 90-летию со дня рождения М.А.Румер). В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка, 1979. 0,75 п.л.

101. Программы педагогических институтов. Музыка и пение. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1980. 1,5 п.л.

102. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. М.: Музыка, 1982. 8 п.л.

103. От составителя и статья: Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. М.: Музыка, 1982. 2 п.л.

104. Современные требования к школьному учителю-музыканту. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. М.: Музыка, 1982. 1,5 п.л.

105. Современные требования к учителю- музыканту. Тезисы доклада на VI научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1982.

106. Статья в рубрике Музыкальная педагогика. М.: Музыка в шкеле №1, 1983.

107. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. 7 п.л.

108. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. 6 пл.

109. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. 7 п.л.

110. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. М.: Музыка, 1985.

111. От составителя и статья: В.Н.Шацкая (воспоминания о человеке и музыкальном деятеле). В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. М.: Музыка, 1985. 1,5 п.л.

112. Методика развития музыкального восприятия. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 5 п.л.

113. Сост. сб. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17. М.: Музыка 1986.

114. От составителя и статья: Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы. В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 17. М.: Музыка, 1986.

115. Культура и труд учителя музыки. В сб.: Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки) Владимир, 1987.

116. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2119 Музыка. М.: Просвещение 1987. 17,25 п.л.

117. Программы педагогических институтов. Музыка и пение. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1987. 1,5 п.л.

118. Октябрь и эстетическое воспитание в школе // Музыка в школе. № 4 (20), 1987. С. 2-32.

119. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1990. 15 п.л.

120. Архив О .А.Апраксиной, ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 1-3, 19 л.

121. О.А., ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 10, 427 с.

122. О.А., ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 12, 15 п.л.

123. О .А., ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 13, 15 п.л.

124. О .А., ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 14, 15 п.л.

125. О .А., ФБМПГУ МФ, ОФХ.1, on. 1, ед. хр. 64, 11 л.

126. Архивные материалы Московской государственной консерватории, ГЦММК, Ф.96-И, № 3844, л. 3-10.

127. Архивные материалы Свердловской государственной консерватории. Стенограммы. Ф. № 7-11, 37 л.

128. Архивные материалы В.Н.Шацкой (личный архив), АПН СССР. Ф.106.

129. Архивные материалы В.Н.Шацкой, АПН РСФСР, Ф.1, ед. хр. 260.

130. Архивные материалы В.Н.Шацкой. Воспоминания. ГЦММК. Ф.286, ед. хр. 217.

131. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие к спецкурсу М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. 186 с.

132. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя — М., 1983. 112 с.

133. Абдуллин Э. Б. Теория и методика музыкального образования школьников: Программа-конспект — М.: МПГУ, 1996. 53 с.

134. Адищев В. И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А. Д. Городцова — автореферат. канд. пед. наук — М., 1979. 16 с.

135. Алиев Ю. Б. Подросток — музыка — школа — в кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей — М.: Музыка, 1975. С. 75-115.

136. Арчажникова JT. Г. Формирование профессиональной напрвлен-ности мышления учителя музыки — в кн. : Инструментальная подготовка учителя музыки. Межвузовский сб-к научных трудов — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. С. 8-18.

137. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки — М.: Просвещение, 1984. 111 с.

138. Арчажникова Л. Г. Подготовка будущего учителя музыки — в журн.: Сов. педагогика, М.: Педагогика, 1980, №7. С. 100-103.

139. Арчажникова Л. Г. На новом рубеже в журн. : Музыка в школе, М.: Просвещение, 1980, № 4. С. 14-18.

140. Арчажникова Л. Г., Рапацкая Л. А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования — в журн.: Сов. педагогика, М., 1989, № 5. С 65-70.

141. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Ред. Орлова Е. М. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1973. 144 с.

142. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т 1У М.: АН СССР, 1955. 439 с.

143. Асафьев Б. В. Советская музыка и музыкальная культура — Избранные труды, т. У. М.: АН СССР, 1957. С. 5-39.

144. Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей — М.: АПН РСФСР, 1953. 96 с.

145. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство М.: Музыка, 1974. 329 с.

146. Баренбойм Л. А. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом — в журн. : Сов. музыка, изд-во Сов. композитор, М., 1975, № 9. С. 80-87.

147. Баренбойм JI. А. Как сделать педагогов педагогами — в журн. : Сов. музыка, М.: Сов. композитор, 1973, № 4. С. 106- 125.

148. Батуринская Т. Н. Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского — Диссертация. канд. пед. наук — М., 1991. 20 с.

149. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи, — М.: Художественная литература, 1986. 543 с.

150. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Изд. в 2-х т. — М.: Госполитиэдат, 1948. Т. 1. 432 с.

151. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения — М.: АПН РСФСР. 485 с.

152. Бокань Ю.И. К идеалам гуманитарной цивилизации. Материалы I научно-практической конференции 31 марта-2апреля 1997 г. Ч. 2. — М.: МПГУ, 1997. С. 3-10.

153. Брюсова Н. Я. Задачи народного музыкального образования: Доклад на первой конференции культурно-просветительных пролетарских организаций — М., 1919. 15 с.

154. Брюсова Н. Я. За искусство — в журн. : Новая школа, М., 1918. С. 193-198.

155. Буров А.И. Автореферат дисс. докг. филос. наук. М., 1970.

156. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка — Автореферат дисс. докт. пед. наук — М., 1967. 46 с.

157. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М.: Просвещение, 1968. 415 с.

158. Ветлугина Н. А., Петрушин В. И. Современные тенденции музыкального воспитания подрастающего поколения — М.: Сов. педагогика, 1976, № 1. С. 66-75.

159. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. Межвузовский сб-к научных трудов — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 160.

160. Вопросы истории педагогики. Сб-к научных трудов. Ред. Бабаева М. Ф. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. 171 с.

161. Вопросы методики музыкального воспитания детей — М.: Музыка, 1975. 128 с.

162. Вопросы музыки в школе. Сб-к статей. Ред. И. Глебов — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. 284 с.

163. Выготский Л. С. Психология искусства — М. , Педагогика, 1987. 343 с.

164. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сб-к статей — М. -Л.: Учпедиз, 1935. 133 с.

165. Гембицкая Е. Я. Музыкально-эстетическое воспитание в советской общеобразовательной школе — М.: Музыка, 1970. 19 с.

166. Гембицкая Е. Я. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся — в кн. : Музыкальное воспитание в школе, сост. Апраксина О. А. Вып. 6 — М.: Музыка, 1972. С. 14-19.

167. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках музыки — Автореферат дисс. канд. пед. наук — М., 1953. 20 с.

168. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку — М.: Просвещение, 1969. 77 с.

169. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе — М., 1962.

170. Детский голос. Экспериментальные исследованиядпод ред. В.Н.Шацкой — М.: Педагогика, 1970. 232 с.

171. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики — М. , Музыка, 1968. 675 с.

172. Дмитриева JI. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебник для уч-ся пед. уч-щ — М.: Просвещение, 1989. 207 с.

173. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы, Изд. 2-е, перераб. и дополн. Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1981. 383 с.

174. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов — М.: Сов. педагогика, 1978, № 10. С. 66-72.

175. Искусство и эстетическое воспитание молодежи — М.: Наука, 1981. 333 с.

176. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца — М.: Просвещение, 1984. 192 с.

177. Комаровский Б. Б. Современные педагогические течения. Т. 1 Баку, 1930. 324 с.

178. Кремлев Ю. А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики — М.: Музгиз, 1957. 243 с.

179. Кремлев Ю. А. О некоторых вопросах и задачах эстетики — в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2 — Л.: Музгиз, 1963. С. 3-24.

180. Кошмина И. В. Духовная музыкаж мир красоты и гармонии. 1-4 классы: Программа для школ-интернатов и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла — М.: Просвещение, 1995.

181. Куприянова Л. Л. Музыкальный фольклор. Программа для углубленного изучения предмета Музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы: Программы для школ общеобразовательного типа. Музыка — М. , Просвещение, 1994.

182. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет — Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.

183. Лихачев Д. С. Текстология. Краткий очерк — М.-Л.: Сов. писатель, 1964. 224 с.

184. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе М.: АПН РСФСР, 1957. 296 с.

185. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании, сост. Т. С. Буторина — М.: Педагогика, 1991. 344 с.

186. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура — М.: Политиздат, 1991. 526 с.

187. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. — М.: Прогресс, 1990. 720 с.

188. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. — М.: Сов. писатель, 1990. 318 с.

189. А.Ф.Лосев и культура XX века: Лосевские чтения АН СССР, Научн. совет по истории мировой культуры. Комиссия по античной культуре. — М.: Наука, 1991. 219 с.

190. Лосский Н. О. История русской философии — М.: Сов. писатель, 1987. 480 с.

191. Литературный энциклопедический словарь, под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А Николаева — М. , Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.

192. Луначарский А. В. В мире музыки. Статьи и речи — М.: Сов. композитор, 1971. 540 с.

193. Луначарский А. В. О народном образовании — М.: АПН РСФСР, 1958. 66 с.

194. Луначарский А. В. О воспитании и образовании — М.: Педагогика, 1976. 640 с.

195. Малинковская А. В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и модель выпускника: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Межвузовский сб-к трудов. Вып. 43. — М., 1979. С. 21-53.

196. Масловский А. Г. Педагогическое наследие В. И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материалефортепианных классов музыкальных факультетов) — Автореферат. канд. пед. наук — М., 199. 22 с.

197. Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования — в журн. : Сов. музыка, М.: Сов. композитор, № 9, 1981. С. 52-59.

198. Микешина JI.A. Методология современной науки: Учебное пособие для аспирантов. — М.: МПГУ, 1991. 116 с.

199. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. — М.: МПГУ, 1990. 210 с.

200. Морозова С. Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б. Л. Яворского — Автореферат. канд. пед. наук М., 1982. 16 с.

201. Московская консерватория 1886-1996. — М.: Музыка, 19%. 724 с.

202. Музыкальное воспитание в современном мире. Ред. Д. Б. Кабалевский. Материалы IX конференции Международного общества ИСМЕ по музыкальному воспитанию — М: Сов. композитор, 1973. 416 с.

203. Музыкальное воспитание и обучение в школе. Ред. М. А. Румер М.: АПН РСФСР, 1955. 103 с.

204. Музыкальное воспитание в СССР. Ред. сост. Л. А. Баренбойм. Вып. 1. — М.: Сов. композитор, 1978. 485 с.

205. Музыка в социалистическом обществе. Вып. 3. — Л.: Музыка, 1977. С. 219-232.

206. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия — М.: Музыка, 1972. 383 с.

207. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки М.: Музыка, 1988. 254 с.

208. Научно-педагогическая деятельность О.А.Апраксиной и современне проблемы музыкального образования в педвузе. Тезисы межвузовской научно-практической конференции 28-30 ноября 1995 г. — М.: МПГУ, 1995. 72 с.

209. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники, Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Сов. композитор, 1983. 526 с.

210. Неменский Б.А. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. Изд. 2-е, прераб. и дополн. — М.: Педагогика, 1987.

211. Орлов Г. . Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2 — JL: Музгиз, 1963. С. 181-215.

212. Основные принципы единой трудовой школы — в сб.: Революция. Искусство. Дети. Вып. 1 — М.: Просвещение, 1966. С. 98-102.

213. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. М., 1978. 390 с.

214. Программы и планы по музыке (пению) в Единой трудовой школе 1918-1927 гг. — в сб.: Революция. Искусство. Дети. М.: Просвещение, 1966. 415 с.

215. Программы по музыке (пению) 1933 — 1970 гг.

216. Программа Государственный экзамен по методике музыкального воспитания для специальности № 2119 Музыка, сост. О. А. Апраксина, сб-к № 9 М.: Просвещение, 1989. С. 1-9.

217. Программы педагогических институтов. Методика музыкального воспитания для специальности № 2119 Музыка и пение / сост. О. А. Апраксина, сб-к № 25 — М.: Просвещение, 1980. С. 92-114.

218. Программы педагогических институтов. Методика музыкального воспитания для специальности № 2119 Музыка, сост. О. А. Апраксина, сб-к № 14 — М.: Просвещение, 1987. С. 1-21.

219. Программа педагогической практики студентов музыкально-педагогического факультета 1 — У курсов — М.: Просвещение, 1988. 62 с.

220. Программа по музыке, разработанная под руководством Ю.Б.Алиева (1 -8 классы) / Программа для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. М., 1993.

221. Программа по музыке, разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского (1 -8 классы) / Программа для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. М., 1994.

222. Ражников В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении — в журн. Вопросы психологии — М., 1988 г., № 1. С. 33-41.

223. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы — М.: Мысль, 1969. 190 с.

224. Революция — искусство — дети, сост. Н. П. Старосельцева. Вып. 2. — М.: Просвещение, 1968. 415 с.

225. Ройтерштейн М. И. Курс музыкального анализа в учебном плане подготовки учителя пения — в кн. : Музыкально-педагогическая подготовка учителя — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1970. С. 186-194.

226. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, в двух томах — М.: Педагогика, 1989. Т. 1 486 с. Т. 2 333 е.

227. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психодогии — М.: Педагогика, 1976. 416 с.

228. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю — М., 1986. 137 с.

229. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки — Автореферат дисс. докт. пед. наук — М., 1976 г.

230. Сластенин В. А. Формирование социально активной личности учителя — в журн.: Сов. педагогика — М.: Педагогика, 1981, № 4. 160 с.

231. Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Философское наследие. Том 1. М.: Наука, 1988. 104 с.

232. Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Философское наследие. Том 2. — М.: Наука, 1988. 105 с.

233. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства — М.: Государств, музык. изд-во, 1961. 135 с.

234. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура — М.: Сов. композитор, 1975. 202 с.

235. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки 1 ч. Сб-к статей — Д.: Сов. композитор, 1980. 295 с.

236. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям — Киев: Радяньска школа. 1973. 288 с.

237. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах. — М.: Педагогика, 1979.

238. Советский энциклопедический словарь, под ред. А. М. Прохорова — М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.

239. Тараева Г. . Возродить творческое общение — в журн. : Советская музыка. — М.: Сов. композитор, 1986. С. 94-97.

240. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности — В журн.: Вопросы психологии — М., 1590, № 4. с. 160.

241. Тегоюв Б. М. Избранные трудых в двух томах. Т. 1 — М., 1985. 80 с.

242. Терентьева Н. А., Шишкова Р. Г. Программа по музыке. Начальные классы. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла — М.: Просвещение, 1994.

243. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, Изд. 2-е, доп. — М.: Учпедгиз, 1953. 254 с.

244. Толстой Л.Н. Путь жизни: Сб-к. Сост. А.Н.Николюкина. — М.: Высшая школа. 1993. 525 с.

245. Томашевский Б. В. Основы текстологии — М., 1962. 250 с.

246. Ушинский К. Д. Избранные педагогические статьи — М.: Учпедгиз, 1953. Т. 1. 639 с.

247. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания — в кн.: Пеадгогические сочинения. Т. 5 — М.: Педагогика, 1990. 528 с.

248. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании — в кн. : Педагогические сочинения. Т. 6. — М.: Педагогика, 1990. 528 с.

249. Цивинская Н. П. Проблемы высшего музыкального образования в разработках Б. Л. Яворского — Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Межвузовский сб-к трудов. Вып. 43 М., 1979. С. 170-199.

250. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества — М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.

251. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1975. 106 с.

252. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения — М.: Педагогика, 1983. 335 с.

253. Черныш М. П. Педагогическая направленность процесса управления специальной подготовкой учителя музыки — Диссертация. канд. пед. наук — Киев, 1980. 149 с.

254. Шаймухаметова Л. ., Танкелевич Е. Воспитывать творческое мышление — в журн.: Сов. музыка — М.: Сов. композитор, 1988, № 9. С. 91-94.

255. Шах-Азизова Т. К. За четверть века — в кн. : Искусство и этетическое воспитание молодежи — М.: Наука, 1981. С. 313-333.

256. Шацкая В. Н. Музыка в школе, художественное воспитание средствами музыкального искусства — М.: АПН РСФСР, 1950. С. 176.

257. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества — М.: Педагогика, 1975. 200 с.

258. Шацкие С. Т. и В. Н. Бодрая жизнь — М.-Петербург,1923. 235 с.

259. Шиллер Ф. Статьи по эстетике — Собрание сочинений. Т. 7. М.: Наука, 1987. 330 с.

260. Эльконин Д. Б. Детская психология — М.: Просвещение, 1960. 330 с.

261. Эстетическое воспитание: теория и практика, отв. ред. В. И. Самохвалова М. , 1990.

262. Эстетическое воспитание — М.: Высшая школа, 1968. 415 с.

263. Эстетическое воспитание й> советской школе — М.: АПН РСФСР. 1954. 307с.

264. Эстетическое воспитание в начальной школе, под ред. В. Н. Шацкой М., 1969. С. 125-141.

265. Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева — М.: Педагогика, 1974. 304 с.

266. Юсфин А. . Слышишь ли ты меня? — в журн. : Сов. музыка — М.: Сов. композитор, 1986, № 9. С. 97-102.

267. Якобсон П. М. Психология чувств М.: АПН РСФСР , 1956. 239 с.

268. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия — М.: Искусство, 1964. 115 с.

269. Якобсон П. М. Некоторые данные о психологии юношеского возраста в зарубежной литературе — В. журн.: Вопросы психологии — М., 1970, № 4. С. 150-159.

270. Якобсон П. М. Психология художественного творчества — М.: Знание, 1971. 128 с.

271. Якубовская Т. Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В. Н. Шацкой — Диссертация. канд. пед. наук — М. , 1985. 175 с.

272. Reihe Hanser. Music auf der Fhicht vor sich selbst. Acht Aufatze. Herausgegeben von Ulrich Dibelius. Munchen, Carl Hauser Verlag, 1969. 275 s.

273. Helmut Schulze Freude am Singen und Musizieren — alleinigen Beweggrund fur die musikalishe Betatigung? — Berlin, Musik in der Schule, 1968, № 7-8, s. 20-27.

274. Zimmerman M.P. Musical characteristic of children. Reston, Va: MENC, 1971.