автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства
- Автор научной работы
- Авдонина, Галина Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Авдонина, Галина Геннадьевна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Философско-эстетические и психолого-педагогические аспекты методики использования знаний по теории ораторского искусства на уроках литературы в старших классах.
1.1. Философские аспекты риторики.
1.2. Психолого-педагогические проблемы анализа художественного текста1' и развития речи на уроках литературы.
ГЛАВА II. Взаимодействие дисциплин филологического круга в современном преподавании литературы как фактор углубления анализа художественного произведения и развития речи учащихся.
2.1. Методические принципы активизации знаний по риторике в процессе преподавания литературы.
2.2. Место теории ораторского искусства в литературном образовании школьников.
ГЛАВА III. Углубление анализа художественного произведения и д совершенствование речевой деятельности старших школьников ^ при обращении к теории ораторского искусства.
3.1. Система работы над литературным произведением с привлечением теории ораторского искусства.
3.2. Виды упражнений по анализу текста художественного произведения и развитию речи старшеклассников с
§2 использованием риторического канона.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства"
Актуальность исследования. В условиях обновления школы проблема филологического образования, целью которого является формирование духовной культуры учеников, развитие самостоятельного, оригинального мышления и умения точно, ярко и понятно формулировать идеи на основе диалога с художественным текстом, приобретает особое значение. Подготовка квалифицированного читателя, способного к интерпретации художественного произведения не столько на интуитивном уровне, сколько с опорой на филологические знания, осмысляющего литературное произведение как художественное целое, обладающего эстетическим вкусом, достигается глубокой работой над формированием умений анализировать и оценивать прочитанное, работой над речью школьника.
В связи с современной тенденцией перехода от цивилизации технократической к антропогенной корректируются и методы изучения художественной литературы, совершенствования речевой деятельности учащихся. Центральное место занимает задача формирования самостоятельно и творчески мыслящей личности, что обусловливает стремление к обновлению процесса обучения. В поисках современных форм и методов обучения мы обратились к функционированию элементов теории ораторского искусства в литературном образовании старшеклассников.
В художественных произведениях большую роль играют речевые высказывания, создаваемые писателем по законам ораторского мастерства, следовательно, систематическое обращение к риторическим понятиям существенно облегчает постижение художественного текста. При этом появляется возможность исследовать текст со стороны его речевой организации. Среди причин обращения к теории ораторского искусства при анализе художественных произведений, наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися на конкретных примерах речевых высказываний техники словесного ленгац,ии, формирование эстетической интуиции, лработки у них хорошего стиля речи. Мысль о мого анализа и речевого развития учащихся на уроках <одим в трудах К.Д.Ушинского, В.В.Голубкова, [.В.Колокольцева, I [.И.Кудряшева, Е.А.Маймина, зского, Г.В.Пранцовой, А.Б.Есина и др. теории ораторского искусства в процессе школьного гчи учащихся позволяет уч итывать единство формы и гвенных произведений, что представлялось важным XIX и XX столетий — Ф.И.Буслаеву, В.И.Водовозову, .Острогорскому, М.А.Рыбниковой, В.В.Голубкову, .Браже, Н.А.Демидовой, Г.Н.Ионину, 1У1.Г.1Сачурину, Н.В .Колокол ьцеву, Н.О.Корсту, Н.И.Кудряшеву, Г.Маранцману, Н.Я.Мещеряковой, В.А.Никольскому, ^ской, С.А.Смирнову, Н.А.Сосниной, Л.В.Тодорову, р. Обусловлено это тем, что теорией ораторского и содержательные задачи (изобретение мысли и ьные (облечение идей в речевую форму, отвечающую манизации и гуманитаризации образования в учебном ра» как одна из приоритетных выделяется задача оения мира. Решение ее становится возможной за счет летных связей и интегративною подхода к обучению на так как осмысление художественных произведений в 1ия теоретических понятий из разных видов искусств влять анализ художественного произведения и чевую деятельность школьников на межнаучной основе. одной стороны, обилием в современной литературе юциативных связей с произведениями классики (в области литературы, изобразительного искусства и музыки, философии и ораторского искусства); с другой стороны — целесообразностью системного подхода в овладении теоретическими понятиями, необходимыми для более глубокого постижения литературного произведения, то есть привлечение в процессе литературного анализа и развития речи учащихся определенного круга понятий из смежных дисциплин обогащает его как с содержательной, так и с методической точки зрения. Данный вопрос раскрывается в трудах В.В.Голубкова, М.А.Рыбниковой, Г.Браже, В.Г.Маранцмана, А.В.Дановского, Н.А.Демидовой, С.А.Леонова, Т.А.Ладыженской, Е.Н.Колокольцева, В.Я.Коровиной, И.А.Подругиной, Л.С.Якушиной и др. Однако проблема взаимодействия литературы и ораторского искусства как одного из факторов углубления анализа художественного произведения' и развития речи учащихся на уроках литературы в настоящее время является недостаточно разработанной.
Активизация знаний по риторике на материале художественных текстов занимает важное место как в учебных пособиях по словесности XIX века (А.Ф.Мерзлякова, Ф.И.Буслаева, А.Н.Пыпина, В.Я.Стоюнина), так и в работах современных ученых-методистов (В.Я.Коровиной, С.А.Леонова, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, А.К.Михальской, Н.А.Ипполитовой, З.С.Смелковой и др.), что связано еще и с тем, что риторика и литература с самых истоков преподавания словесности находились рядом. Менялось место и направленность теории ораторского искусства и анализа художественных произведений на уроках словесности, но всегда признавалась их неразрывная связь друг с другом и с речевой деятельностью учащихся.
Осмысление теории ораторского искусства как инструмента к пониманию, изучению искусства слова дает возможность дополнить методическую концепцию применения литературоведческих понятий в процессе анализа художественных произведений, нашедшую отражение в педагогическом наследии И.П.Плотникова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, В.В.Голубкова, Г.А.Гуковского, Н.О.Корста, Н.И.Прокофьева и исследованиях современных методистов - Г.И.Беленького, М.А.Снежневской, О.Ю.Богдановой, А.В.Дановского, Н.А.Демидовой, И.Д.Хмарского.
Тем не менее, несмотря на возвращение риторики в отечественную научную практику, тенденцию к интегрированию научных знаний в развитии методики преподавания литературы, проблема привлечения теории ораторского искусства к анализу речи литературных персонажей, а также влияния знаний об ораторском мастерстве на эффективность коммуникативно-речевого процесса на уроках литературы специально не рассматривались в методической науке. Создание системы работы над литературным произведением с использованием теории ораторского искусства, описание видов упражнений и заданий теоретически и практически обогатят методику преподавания литературы как научную дисциплину, так как существенно расширят методический инструментарий, с помощью которого анализируется художественный текст и совершенствуется речевая деятельность старшеклассников.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики использования понятий по теории ораторского искусства в процессе совершенствования анализа художественного текста и развития речи учащихся старших классов.
Объект исследования: процесс анализа художественного произведения в 10 — 11 классах и совершенствование речевой деятельности школьников на уроках литературы.
Предмет исследования: функционирование элементов теории ораторского искусства в литературном образовании старшеклассников.
Гипотеза: анализ художественного произведения будет эффективным, интерпретация литературного текста осознанной, а речевая деятельность учащихся в значительной степени усовершенствуется, если методика анализа художественных произведений на уроках литературы предусматривает опору на теорию ораторского искусства как одно из средств обогащения анализа художественного произведения и развития речи учащихся, а не только как способ обучения школьников риторике; обращение к теории ораторского искусства в процессе анализа монологов и диалогов литературных героев осуществляется в системе, способствующей углублению представлений о поэтике художественного текста и духовном мире героев; содержание и характер заданий с использованием теории ораторского искусства направлены на активизацию и совершенствование коммуникативно-речевой и художественно-эстетической деятельности школьников, расширение их общекультурного тезауруса.
Задачи исследования.
1. Теоретически осмыслить работы по философии, психологии, литературоведению, риторике и методике преподавания литературы и выявить философские, психолого-педагогические, методические основы целесообразности изучения проблемы.
2. Определить специфическую роль элементов теории ораторского искусства в процессе анализа художественных произведений и развития речи учащихся в старших классах.
3. Определить виды заданий, способствующих эффективному использованию теории ораторского искусства в процессе анализа эпических произведений и совершенствования речи учащихся.
4. Разработать методику анализа художественного произведения и развития речи учащихся, включающую понятия из теории ораторского искусства.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков по анализу художественного произведения и развитию речи старшеклассников.
Поставленные задачи решаются следующими методами:
- метод теоретического исследования научных трудов по теме диссертации;
- метод анализа действующих учебных программ с целью определения места активизации знаний по риторике на уроках литературы в старших классах;
- метод наблюдения (изучение ответов учащихся на поставленные вопросы и результатов выполнения предложенных упражнений);
- метод анкетирования;
- метод беседы с учителями и обобщения педагогического опыта.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
I этап (1999 г.). Изучение трудов по философии, психологии, педагогике, литературоведению, риторике и методике преподавания литературы. Анализ действующих программ и учебников по литературе.
II этап (2000 г.). Констатирующий эксперимент, цель которого — определить степень готовности учащихся к усвоению элементов теории ораторского искусства и их способность привлекать полученные знания в анализе художественных произведений, а также выявить уровни владения учащимися жанрами ораторского искусства на уроках литературы по заданным критериям.
III этап (2001 — 2002 гг.). Обучающий эксперимент, включающий в себя реализацию разработанной учебной модели использования теории ораторского искусства на уроках литературы в живой школьной практике, то есть опыт внедрения риторических упражнений в анализ художественных текстов и работу по развитию речи в экспериментальных классах.
IV этап (2002 г.). Контрольный эксперимент, состоящий в анализе, систематизации и обобщении данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, подведении итогов работы и определении возможных перспектив исследования.
Теоретическое значение исследования: выявлены роль и место теории ораторского искусства в процессе анализа литературных произведений и развития речи учащихся. На этой основе выделены и охарактеризованы различные группы заданий, активизирующих знания по риторике и демонстрирующих возможность их использования на уроках литературы.
Научная новизна исследования:
- решаются проблемы углубления восприятия школьниками образов литературных героев, художественного своеобразия текста, а также выявления авторской позиции путем обращения к теории ораторского искусства в процессе исследования коммуникативно-речевых действий персонажей художественного произведения;
- разрабатывается и обосновывается методика использования специфики ораторского мастерства в процессе совершенствования собственной речи школьников на уроках анализа литературных произведений;
- определяются виды заданий с использованием теории ораторского искусства в процессе анализа художественного текста и развития речи учащихся, в основе классификации которых лежит риторический канон.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанного и проведенного эксперимента созданы методические рекомендации по использованию теории ораторского искусства на уроках литературы с целью совершенствования анализа художественного произведения и развития речи учащихся. Выявлена эффективность конкретных видов заданий с привлечением риторических понятий. Предложенная методика дает учителям-практикам возможность целенаправленно и в системе привлекать элементы теории ораторского искусства на занятиях литературы и самим разрабатывать упражнения по предложенной модели. Данная методика может быть использована в процессе совершенствования школьных программ, учебников, создании методических пособий для учителя, в вузовских методических курсах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Развитие методики анализа художественного произведения и совершенствования речевой деятельности старшеклассников, основанной на использовании теории ораторского искусства на уроках литературы, обусловленное гуманизацией и гуманитаризацией образования, тенденцией к интеграции научных знаний, способно разнообразить приемы школьного анализа художественных произведений и развития речи учащихся.
2. Выделенные учебные задания, связанные с понятиями риторического канона, основами мастерства публичного выступления, беседы и спора и являющиеся механизмом реализации разработанной теоретико-методической модели, способствуют постижению авторского замысла, характера персонажей, поэтики литературного произведения и тем самым углубляют анализ художественного текста.
3. Целенаправленное и систематическое привлечение теории ораторского искусства в процессе анализа художественных текстов обогащает, делает более осознанными высказывания учеников, созданные на основе литературного материала, что повышает эффективность коммуникативно-речевой деятельности на уроке литературы.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (г.Москва, март 2001, 2002 гг.), на Научных конференциях в г.Ульяновске (май 1999, 2000, 2001 г.), в г.Самаре (май 2001 г.), в г.Волгограде (ноябрь 2001 г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 598, 1071 г. Москвы, средней школе № 52 и гимназии № 13 г. Пензы.
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по третьей главе
1. Анализ обучающего эксперимента и результаты контрольного доказали целесообразность использования теории ораторского искусства в процессе анализа художественного произведения и развития речи учащихся старших классов.
2. В основе теоретико-методической модели использования теории ораторского искусства на уроках литературы лежат принципы изучения литературы как искусства слова, научности, единства содержания и формы, жанровый принцип, принцип воспитательной направленности процесса обучения.
3. Процесс анализа художественного текста и совершенствование речевой деятельности учащихся в предлагаемой нами учебной модели взаимосвязаны, так как активизация знаний по риторике в интерпретации высказываний литературных героев ведет к осмыслению собственной речи, исходя из критерия ее целесообразности, то есть соответствия категориям ораторского искусства.
4. Использование теории ораторского искусства на уроках литературы является средством более глубокого осмысления художественного произведения и приемом повышения эффективности развития речи учащихся. Мы не ставим перед собой цель обучить старшеклассников риторическим законам и категориям, так как это — предмет учебной дисциплины риторики. В связи с этим, выполняя задания и упражнения с использованием теории ораторского искусства, ученики должны понимать, что в процессе анализа первостепенное значение имеет сам литературный текст, его постижение с помощью тех или иных теоретических понятий.
5. Формирование заданий и упражнений по анализу художественного произведения и развитию речи учащихся с использованием теории ораторского искусства по группам позволяет в школьной практике соотносить между собой познавательные и развивающие цели урока: активизация знаний из определенных разделов риторики предполагает формирование соответствующих умений и навыков в области анализа литературного текста и в области речевой деятельности старшеклассников. Причем классификация заданий и упражнений, в основе которой лежат пять этапов трансформации предмета в слово (изобретение, расположение, словесное оформление мысли, запоминание и произнесение), дает возможность совершенствовать такие виды деятельности, органичные для уроков литературы, которые одновременно повышают интеллектуальный уровень и обогащают языковую способность человека - анализ текста; создание собственного высказывания и восприятие, понимание услышанного; редактирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного диссертационного исследования был рассмотрен вопрос об углублении анализа художественного произведения и совершенствовании речевой деятельности старшеклассников путем обращения на уроках литературы к основным элементам теории ораторского искусства.
Теория ораторского искусства тесно связана с этической, эстетической и рациональной составляющими слова, поэтому активизация знаний по риторике позволяет рассматривать произведения художественной литературы в философском аспекте, опираясь на категории этоса, пафоса и логоса. Теория ораторского искусства является своеобразным методом познания речи, законов общения, что дает возможность использовать ее основные положения для анализа как монологов и диалогов литературных персонажей в художественном произведении, так и в собственно коммуникационной деятельности учащихся. В первой главе была проанализирована литература по философии, культурологии, психологии и педагогике, исходя из чего сделан вывод о важной роли использования теории ораторского на уроках литературы в повышении уровня общего интеллектуального развития школьников.
Обращение к истокам российского образования и анализ современных методических и учебных пособий по филологии подтверждают мысль не только о возможности взаимодействия риторики и литературы как дисциплин, у истоков которых стояла одна наука - словесность, на уровне межпредметных связей, но и о возможности их интеграции. В процессе изучения наследия ученых-методистов и проведения констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что методика использования теории ораторского должна опираться на идею изучения художественного произведения в единстве его формы и содержания, научный опыт работы с теоретико-литературным материалом, учитывать взаимовлияние анализа литературного текста и развития речи учащихся. Во второй главе были сформулированы критерии и уточнены уровни, согласно которым проводилась оценка знаний и умений учащихся на уроках литературы с использованием теории ораторского искусства.
Опытно-экспериментальное обучение подтвердило верность цели и гипотезу данного диссертационного исследования: во-первых, на основе теоретического и экспериментального исследования разработана методика использования теории ораторского искусства в процессе совершенствования анализа художественного текста и развития речи учащихся старших классов; во-вторых, в соответствии с высказанной гипотезой, анализ художественного произведения стал более эффективным, интерпретация литературного текста - более осознанной, а речевая деятельность учащихся в значительной степени усовершенствовалась за счет обращения к теории ораторского искусства в процессе анализа монологов и диалогов литературных героев в системе, способствующей углублению представлений о поэтике художественного текста и духовном мире героев, за счет использования учебных заданий, активизирующих знания по риторике и направленных на совершенствование коммуникативно-речевой и художественно-эстетической деятельности школьников.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие методические закономерности, которые составили его научную новизну: при использовании теории ораторского искусства в процессе анализа художественного текста и развития речи учащихся решается проблема исследования коммуникативно-речевых действий персонажей художественного произведения с целью углубления восприятия образов литературных героев, в целом поэтики текста, а также с целью выявления авторской позиции; возрастает эффективность процесса совершенствования собственной речи школьников.
Как и предполагалось, развитие методики анализа художественного произведения и совершенствования речевой деятельности старшеклассников, основанной на использовании теории ораторского искусства на уроках литературы, способно разнообразить приемы школьного анализа художественных произведений и развития речи учащихся. Проведенное исследование показало, что выделенные учебные задания, связанные с понятиями риторического канона, основами мастерства публичного выступления, беседы и спора и являющиеся механизмом реализации разработанной теоретико-методической модели, способствуют постижению авторского замысла, характера персонажей, поэтики литературного произведения и тем самым углубляют анализ художественного текста. Целенаправленное и систематическое привлечение теории ораторского искусства в процессе анализа художественных текстов обогащает, делает более осознанными высказывания учеников, созданные на основе литературного материала, что повышает эффективность коммуникативно-речевой деятельности на уроке литературы.
Итоги обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся в результате активизации знаний по риторике формируется представление о художественном тексте как сложноорганизованной единице речи, подчиняющейся своим законам. Следовательно, возникает понимание того, что для плодотворного чтения и оценки прочитанного необходимо владеть определенными филологическими знаниями, а не полагаться только на житейский опыт. Изучение теории ораторского искусства, таким образом, является не самоцелью, а средством к постижению содержания и формы литературных произведений, кроме того, необходимо влияя и на стремлении учащихся придать собственной речи такие качества, как целесообразность и эффективность.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в возможности разработки системы поэтапного использования определенного круга риторических понятий на уроках литературы не только в10 — 11, но и в 8 — 9 классах; потенциальные возможности учащихся старшего среднего звена средней школы, как показал констатирующий эксперимент, позволяют это сделать. Кроме того, представляется интересной апробация созданной учебной модели на уроках изучения драмы и поэзии.
Перспективы исследования в данной области могут быть связаны и с организацией спецкурса или факультатива по изучению поэтики художественных произведений путем использования теории ораторского искусства; с проведением конференций, литературных вечеров, в процессе подготовки которых активно будет привлекаться теория ораторского Ч мастерства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Авдонина, Галина Геннадьевна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.; Наука, 1981.
3. Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии М.: Наука, 1979. - 200 с.
4. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 446 с.
5. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / Рос. АН, Ин-т лингвистич. исследований. — СПб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. Фирама, 1994. 151 с.
6. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-534 с.
7. Амитиров Г.Е. Из опыта словесника. О развитии самостоятельности восприятия учащимися художественной литературы. — М.: Учпедгиз, 1959.-80 с.
8. Анализ художественного произведения в курсе литературы IV — VII классов: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой, сост. В.Я.Коровина. М.: НИИ школ, 1977. - 68 с.
9. Аннушкин В.И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. 1995. -№ 2.-С.131 - 135.
10. Аннушкин В.И. Эволюция предмета риторики в истории русской филологии X середины XIX веков: Дис. д.ф.н. — М., 1997.
11. Античные риторике: (Переводы) / Собрание текстов, статьи, комментарии и общ. ред. А.А.Тахо-Годи, вступит, статья А.Ф.Лосева. — М.: МГУ, 1978.-352 с.
12. Антология русской риторики: Учеб. пособие / Отв. ред. и сост. проф. М.И.Панов. М.: Унив. гуманит. лицей, 1997. - 478 с.
13. Антоненко С. Пост-постмодерн? // Москва. 1998. - № 8. - С. 175 - 180.
14. Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе. — Новосибирск, 1993. С. 30 - 36.
15. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 256 с.
16. Арапов М. Слово о риторике // «Знание сила» - Январь. - 1996. - С. 90 - 97.
17. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1978.
18. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 1970.-654 с.
19. Артемов В.А. Языковая культура речи. М.: Знание, 1961. — 47 с.
20. Архангельскиий А. Обстоятельства места и времени // Дружба народов.- 1997.- №5.-С. 190- 197.
21. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.- 156 с.
22. Афанасьев В.Н. Александр Иванович Куприн. М.: Художественная литература, 1972. — 174 с.
23. Бадмаев Б.Ц., Малышев A.A. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999. - 224 с.
24. Баранов М.Т. Работа над текстом в целях развития связной речи школьников // Текст на уроках русского языка. М.: МГПУ, 1994. — С. 33-34.
25. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936. — 118 с.
26. Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественного произведения.- М.: Работник просвещения, 1930. — 320 с.
27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
28. Бахтин М.М. Проблема "речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с. - С. 237 - 280.
29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. - 318 с.
30. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 139 с.
31. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании лит. в шк.). — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
32. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
33. Беляева A.B., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. -344 с.-С. 223.
34. Белянин В.П. Психолингвистический аспект художественного текста. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 121 с.
35. Беников Д.С. О научных основах ораторского искусства. — Киев, 1977. -26 с.
36. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. — М. — JL: Издательство Академии наук СССР, 1956.- 194 с.
37. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
38. Блонский П.П. Память и мышление. — М.: Соцэкгиз, 1935. —214 с.
39. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дис+ д-ра пед. наук. М.:МПГИ им. В.И.Ленина, 1980. — 418 с.
40. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980. 96 с.
41. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1983.-271 с.
42. Браже Т.Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
43. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
44. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. М.: Художественная литература, 1990. - 478 с.
45. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. — М., 1844. Цит. по изд.: История литературного образования в российской школе: Хрестоматия для студ. филол. фак. пед. вузов / Авт.-сост. В.Ф.Чертов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 384 с.
46. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига: Авоте, 1985.-318с.
47. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: Состояние, перспективы развития // Русская словесность. 1997. - № 3. - С. 42 - 47.
48. Быстрова Е.А., Черкезова М.В. О филологическом образовании в школе // Педагогика. 1997. - № 6. - С. 43 - 49.
49. Бычков С.П. Л.Н.Толстой. — М.: Государственное издательство художественной лтературы, 1954. 480 с.
50. В защиту живого слова. Сборник статей. Сост. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 1966.-271 с.
51. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. -Киев, 1988.-237 с.•■i
52. Васильева И.И. О значении идеи М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологического общения // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344 с.
53. Введенская J1.A., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 574 с.
54. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / Григорьева В.Г., Зимняя И.Ф., Мерзлякова В.А. и др. М.: Русский язык, 1985. -116с.
55. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. О.Ю.Богданова. М.: МГТТИ, 1984. - 111 с.
56. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
57. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Онтология / Под ред. ВП.Нерознака. М., 1997. - С. 178 - 201.
58. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1979. - 104 с.
59. Волков А. Творчество А.И.Куприна. — М.: Советский писатель, 1962. — 359 с.
60. Волков A.A. Словесность в школьном образовании // Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. М.: Добросвет, 1998. — С. 5 -24.
61. Вопросы анализа литературного произведения в школе. Сборник статей / Под ред. Л.И.Тимофеева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -184 с.
62. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. — М.: Высшая школа, 1975.
63. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974. -192 с.
64. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении: Сб-к трудов. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1978. - 181 с.
65. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
66. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.
67. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
68. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 379 с.
69. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем. — М.: Искусство, 1991.- 367 с.
70. Гадамер Г.- Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 699 с.
71. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.- 139 с.
72. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236 — 264.
73. Гаспаров МЛ. Риторика // БСЭ: В 30 томах / Гл. ред. A.M. Прохоров. — Изд. 3-е, т. 22. М.: СЭ, 1975.
74. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Художественная литература, 1977.-441 с.
75. Гнедовский М.Б. Текст, коммуникация и речевая деятельность учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся. — М.: Просвещение. 1980. С.19 - 20.
76. Голубков В.В. Методика преподавания литератруры. М.: Учпедгиз, 1962.-496 с.
77. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. М.: Художественная литература, 1986. - 495 с.
78. Горский Д.П. Роль языка в познании // Мышление и язык. — М.: Госполитиздат, 1957. — 408 с.
79. Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию 10-11 классов «Русская словесность: От слова к словесности»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996.
80. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. - 254 с.
81. Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности: Пособие для учителей русского языка и литературы / Н.С.Гребенщикова. Минск: Асар, 1998. — 159 с.
82. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. — М.: Новое Литературное Обозрение, 1994.-352 с.
83. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки в методике. — Тула: Автограф, 2000. — 222 с.
84. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -451 с.
85. Гусейнова С.Г. Развитие речи учащихся в процессе изучения художественных материалов на уроках литературы. — Баку, 1989.
86. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интер, 1996. — 541 с.
87. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1993. -346 с.
88. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб-к работ / Сост. Петрова; Пер. с англ. под ред. В.И. Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
89. Дейкина А.Д. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 и 10-11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе. — М., 1999.
90. Дзюбенко О.Г. Обучение дискуссионной речи // Русский язык в школе. 1988. -№ 6.-С. 30-35.
91. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1978.-382 с.
92. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. -208 с.
93. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Художественная литература, 1983. - 270 с.
94. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. — М.: Высшая школа, 1980.-224 с.
95. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль: ЯГУ, 1979. — 96 с.
96. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — М.: Флинта, Наука, 1999. — 248 с.
97. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. — Кишинев: Штиинца, 1974. 132 с.
98. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: Учеб. Пособие. — Ярославль: ЛГПИ, ЯГПИ, 1990.-81с.
99. Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
100. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 176 с.
101. Закуренко А. Искомая пустота // Литературное обозрение. 1998. - № З.-С. 93 -96.
102. Зальдинер М.А. Развитие речи учащихся старших классов при изучении русской литературы // Методика преподавания русской литратуры в старших классах узбекской школы. — Ташкент, 1980.
103. Зарецкая E.H. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 1998.-480 с.
104. Збарский И.С. Не пора ли расстаться с «фетишем сочинения»? (К вопросу о месте устной и письменной речи в школьном курсе литературы) // Развитие речи учащихся на уроках литературы. Сборник научных трудов. М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1980. - С. 98 - 122.
105. Зенченко О.Г. Развитие речи учащихся в старших классах. (Пути совершенствования занятий по литературе). — Новозыбков, 1970. — 85 с.
106. Зимняя И.А. Мыслительные процессы при порождении высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985.-88 с.
107. Изучение художественного текста в VIII X классах школы. Сборник статей / Под ред. Н.И.Кудряшева и Н.Д.Молдавской. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-204 с.
108. Ипполитова H.A. Педагогическая риторика: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2001.-388 с.
109. Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 170 с.
110. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 328 с.
111. Кала У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту: ТГУ, 1973. - С. 171 — 181.
112. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
113. Капинос В.И. Работа по развитию связной речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. — 1978. № 4. — С. 58-66.
114. Каплан Л.И. Развитие устной речи на уроках литературы // Среднее специальное образование. 1986. - № 12. - С. 18.
115. Карамзин Н.М. Сочинения. Т. 3. СПб., 1848.
116. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 259 с.
117. Карпенко И.М. Формирование образного мышления у старших школьников. — Киев, 1983.
118. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988. - 173 с.
119. Качурин М.Г. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2000. — 480 с.
120. Квинтилиан. Правила ораторского искусства. СПб., 1986.
121. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М.: Художественная литература, 1986. 412 с.
122. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 272 с.
123. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной лингвистики. — Пермь, 1966.— 213 с.
124. Кожинов В.В. Об изучении художественной речи // Контекст — 74.
125. Кожинов В.В. Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. З.-М.: Наука, 1965.-504 с.
126. Колокольцев Н.В. Основы содержания и системы работы по развитию речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. Дис. д-ра пед. наук. М., 1973.-411 с.
127. Колокольцев Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения. М., 1953.
128. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. — М., 1958.
129. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
130. Корнилова Е.Н. Риторика — искусство убеждать: Своеобразие публицистики античной эпохи. — М.: У РАО, 1998. — 203 с.
131. Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра пед. Наук. — М., 1994.-75 с.
132. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М.: Мнемозина, 1996. — 158 с.
133. Коровина В.Я. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы в 5-8 классах средней школы: Дис. к.п.н. М., 1967.
134. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. - 280 с.
135. Кохтев Н.Н.Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. - 207 с.
136. Кошанский Н. Ф. Общая реторика. 9-е изд. - СПб., 1844. - 106 с.
137. Красновский Э., Лыссый Ю. Филологическое и литературное образование в школе: их специфика и взаимосвязь // Педагогика. -1998.-№ 6.-С. 37-42.
138. Красноречие Древней Руси (XI XVII вв.) - М.: Советская Россия, 1987.-444 с.
139. Крутецкий В.А. и Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьного возраста. М.: Учпедгиз, 1963. - 198 с.
140. Крючков Л.Ю. Речь канал развития интеллекта // Начальная школа. -№2.- 1997. - С. 68-70.
141. Кудряшев Н.И. Развивать и совершенствовать стиль речи учащихся // Литература в школе. 1951. - № 6. - С. 7.
142. Куприн А.И. Поединок. М.: Художественная литература, 1970. -238 с.
143. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Литература. 9 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Дрофа, 2000. - 192 с.
144. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. — Минск: БГУ, 1983. — 190 с.
145. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
146. Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики. 5-11 классы // Русская словесность. 1996. - № 2.
147. Ладыженская Т.А. Работа по развитию речи учащихся // Русский язык в школе. 1960. - № 2. - С. 56 - 60.
148. Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям // Русский язык в школе. — 1974. № 5. - С. 40 - 44.
149. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
150. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2000. — 320 с.
151. Леви В. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207 с.
152. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями / Пер. с нем. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ; АО «Интерэксперт», 1997.-255 с.
153. Леонов С.А. Значение пословиц, поговорок и афоризмов из литературных произведений для развития речи учащихся // Развитие речи учащихся на уроках литературы. Сборник научных трудов. — М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1980. С. 50 - 65.
154. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся. М.: МПГУ, 1999. - 170 с.
155. Леонов С.А. Развитие речи учащихся в процессе анализа художественного произведения // Проблемы анализа художественного произведения в школе: Метод. Рекомендации для студентов. — М.: Прометей, 1995. С. 36 - 48.
156. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 224 с.
157. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся IX — XI классов в процессе изучения литературы: Дис,д-ра пед. наук: 13.00.02. — М., 1994.
158. Леонтьев A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. 1968. - № 2.
159. Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1974. -368 с.
160. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
161. Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 118 с.
162. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение высказывания. — М., 1969.
163. Леонтьев A.A. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
164. Леонтьев A.A. Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи. М.: Знание, 1972. - 39 с.
165. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. -М.: Знание, 1981.-80 с.
166. Леонтьев A.A. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. 1974. - № 5. - С. 61 - 79.
167. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
168. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
169. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. М.: Издательство "Правда". - 460 с.
170. Литвинов В.В. Изучение языка художественных произведений в школе. -М, 1960.
171. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000.-512 с.
172. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК "Интелвак", 2001. - 1600 стб.
173. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Просвещение, 1987. - 276 с.
174. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Антология русской риторики. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. — 479 с.
175. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969. 715 с.
176. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. М.: Сов. Писатель, 1990. — 320 с.
177. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
178. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383 с.
179. Львов М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся // Советская педагогика. 1976. - № 8. - С. 56 - 61.
180. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр «Academia», 1995. -256 с.
181. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
182. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Пособие для студентов педагогического института. Вып. I — II. — М., 1978-79. — 79 с.
183. Львов М.Р. Школа творческого мышления. — М.: Дидакт, 1993. — 183 с.
184. Львова С.И. Уроки словесности: 5 — 9 кл.: Пособие для учителей. — М.: Изд. Дом «Дрофа», 1996.-413 с.
185. Маймин Е.А. Опщты литературного анализа. — М.: Просвещение, 1972. 207 с.
186. Мальцева К.В. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. — Киев, 1987.
187. Мальцева К.В. Развитие устной речи учащихся национальной школы на уроках русской литературы (4-7 классы). Пособие для учителя. -Л.: «Просвещение», 1975.
188. Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Учебное пособие. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1976. — 137 с.
189. Маныкина A.A. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе. Автореф. канд. дисс. — М., 1992. — 16 с.
190. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
191. Маранцман В.Г. Развитие речи и эволюция читателя школьника // Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе / Сост. В.Я.Коровина. М., 1985. - С. 12-21.
192. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления: Учеб. Пособие. М.: Знанйе, 1989. - 176 с.
193. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. 239 с.
194. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М.: Наука, 1994.- 191 с.
195. Маслюк В.П. Латиноязычные поэтики и риторики XVII — первой половины XVIII века и их роль в формировании и развитии теории литературы на Украине. — Дис. д.ф.н. — Львов, 1980.
196. Мастерство устной речи: Пособие для учителя / Под ред. В.В.Голубкова. М.: Просвещение, 1965. - 200 с.
197. Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. З.С.Смелкова. — М.: МГПИ им. Ленина, 1987. 119 с.
198. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е.Н.Колокольцев, А.В.Дановский и др. М.: Просвещение, 1990. — 221 с.
199. Методика преподавания литературы / З.Я.Рез. — 2-е изд., дораб. — М., 1985.-368 с.
200. Методика преподавания литературы / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1999. - 400 с.
201. Методические рекомендации к изучению теории литературы в школе / Ред. Н.А.Демидова. М., 1982.
202. Мете H.A. и др. Структура^ научного текста и обучение монологической речи. -М.: Русский язык, 1981. 141 с.
203. Мещерякова Н.Я. Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения // Литература в школе. 1989. - № 4. -С. 95 - 107.
204. Михайлов A.B. Античность как идеал и культурная реальность // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф.Лосев. М., 1988. — 333 с.
205. Михайлов О.Н. Страницы советской прозы. — М.: Современник, 1984. — 271 с.
206. Михальская А. К. Как учцть риторике: Методические рекомендации к учебному пособию 10-11 классов «Основы риторики. Мысль и слово»: Книга для учителя. М., Просвещение, 1996. — 96 с.
207. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.-416 с.
208. Михальская А.К. Речевая ситуация // Педагогическое речеведение. Словарь справочник. М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
209. Михневич А.Е. и др. Ораторское искусство как вид общественной деятельности. — М.: Знание, 1981. —91 с.
210. Молдавская Н.Д. Изучение языка художественных произведений в Xклассе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 167 с.
211. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
212. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Просвещение, 1964. — 144 с.
213. Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. - М., 1984.
214. Мышление, процесс, деятельность, общение: Сб-к статей. М.: Наука, 1982.-387 с.
215. На подступах к риторике / Авт.-сост. В.Я.Коровина: Пособие для учащихся 8—11 классов общеобразоват. учебных заведений. — М.: Мнемозина, 1996. 192 с.
216. Никифоров В.Е. Методика дискуссии: анализ проблемной ситуации и постановка проблемы. — Рига, 1990. — 35 с.
217. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Учпедгиз, 1959. - 206 с.
218. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. — М.: Политиздат, 1989. -254 с.
219. Нюттен Ж. Влияние вербального и невербального общения на восприятие человеком успешных и неуспешных результатов его деятельности // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985.-344 с.
220. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эдемин, Ж.-М.Клинкенберг и др. — М.: Прогресс, 1986.-391 с.
221. Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1989. — 172 с.
222. Одинцов В.В. Качество речи и структура текста // Филологические науки. 1979.-№ 4.
223. Ораторы Греции. — М.: Художественная литература, 1985. — 495 с.
224. Островский А.Н. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1987. - 525 с.
225. Пахнова Т.М. Знание о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков / Сост. Т.А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985.- 131 с.
226. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 2001. - 413 с.
227. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. / Общ. ред. А.Ф.Лосева и др. — М.: Мысль, 1994.-654 с.
228. Подругина И.А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах. Автореф. докт. дисс. — М., 2000. — 43 с.
229. Поляков И.В. Философские проблемы языка в работах Платона // Мировоззренческие и идеологические проблем истории философии. — Новосибирск, 1983.- 159 с.
230. Поспелова Т.А. О некоторых теоретических предпосылках изучения процесса эстетического освоения учащимися художественного произведения // Научно-методические основы исследования развития познавательной деятельности учащихся. М., 1975. - 107 с.
231. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. — Харьков, 1894. — 170 с.
232. Потебня A.A. Мысль и язык // Полн. собр. соч. — Одесса, 1922. — Т.1. — 188 с.
233. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О.Ю.Богданова. М.: Прометей, 1997. — 190 с.
234. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. Пенза, 2001. - 268 с.
235. Проблемно-целевые семинары (извлечения из оргпроектов и служебных записок) // Роль риторики и риторизации в развитии школы. -Пермь, 1998. 126 с.
236. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов; Отв. ред. О.Ю.Богданова. М.: Прометей, 1996. - 65 с.
237. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Т.Ф.Курдюмова и др. М., 1985. - 191 с.
238. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Литература / Под ред. А.И.Княжицкого. — М., 2000.-176 с.
239. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Литература / Под ред. В.Я.Коровиной. — М., 2000. 74 с.
240. Программа по литературе для старших классов средней школы. 2-е изд., испр. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 272 с.
241. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 5 — 11 классы. — М., 1995.-42 с.
242. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / Сост. Т.А.Калганова. 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000. - 320 с.
243. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого. М.: Мнемозина, 2000.- 79 с.
244. Прокофьев Н.И. Формирование понятий по теории литературы в старших классах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 48 с.
245. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред.: Б.С.Мейлах и H.A. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 284 с.
246. Пути анализа литературного произведения. М., 1981. - 222 с.
247. Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 1991.-131 с.
248. Путляева Л.В., Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление, процесс, деятельность, общение: Сб-к статей. М.: Наука, 1982. — 387 с.
249. Пушкин A.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. -397 с.
250. Развитие речи учащихся 4 10 классов в процессе изучения литературы в школе / Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1985.
251. Развитие речи учащихся на уроках литературы / Н.В.Колокольцев. М., 1980.- 102 с.
252. Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): Сборник программ учебных курсов. М.: Флинта, Наука, 1998. - 160 с.
253. Роднянская И. .и к ней безумная любовь. // Новый мир. 1996. - №9.-С. 212-216.
254. Рождественский Ю.В. Риторика (или как избежать ошибок при общении). Грозный: Книга, 1992. — 49 с.
255. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999. — 482 с.
256. Рубан З.Н. Создание речевой ситуации на уроке // Ученые записки Московского областного пединститута. 1962. — Т СХ. Англ. яз., вып.10.
257. Румянцева Э.М. Анализ художественного произведения в аспекте жанра // Пути анализа литературного произведения / Под ред. Б.Ф.Егорова. М.: Просвещение, 1981. - 222 с.
258. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, С.А.Леонов и др.; Под ред. Ю.И.Лыссого. — М.: Просвещение, 1997. 383 с.
259. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса / Под ред. В.П.Журавлева: в 2-х частях. — М.: Просвещение, 1999. 315 с.
260. Русское красноречие: Хрестоматия. — Пермь: ЗУУНЦ, 1993. 147 с.
261. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Учпедгиз, 1963.-314 с.
262. Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении / Л.В.Савельева; М-во общ. и проф. образования РФ. Карельский государственный педагогический университет. Петрозаводск: КГПУ, 1997. - 143 с.
263. Савова М.Р. Выразительность речи учителя литературы: Дис. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1994. - 266 с.
264. Светловская H.H. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской-: деятельности. М.: NB Магистр, 1993. — 180 с.
265. Семиотические проблемы художественной культуры // Теории, школы, концепции: (Крит, анализы): Художественная коммуникация и семиотика / Отв. ред. Ю.Б. Борев. — М.: Наука, 1986. — 236 с.
266. Скалкин B.JL, Рубинштейн Г.А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. — 1966.-№ 4.-С. 20-45.
267. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
268. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя/Г.И.Беленький, Нр.И.Лыссый, Н.Л.Крупина и др.; Под ред. Г.И.Беленького. -М.: Просвещение, 1986. 191 с.
269. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1599 с.
270. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе / Н.А.Демидова. М.: МГПИ, 1986. - 119 с.
271. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975.
272. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М.: Наука, 1991. - 176 с.
273. Сорокин В.И. Анализ литературного произведения в средней школе. — М., 1955.
274. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3 — 6, 10. — М.: Правда, 1987.
275. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М.: Наука, 1989. — 191 с.
276. Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. — М., 1955.
277. Филиппова Л.С. О риторике, ораторском мастерстве и культуре речи. — Тюмень, 1997.- 102 с.
278. Фойгт К.К. Мысли об истинном значении и содержании риторики. — ЖМНП, 1856, ч. 89.-58 с.
279. Фонвизин Д.И. Сочинения. — М.: Правда, 1982. — 319 с.
280. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвуз.сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1987. — 133 с.
281. Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение.1. М., 1971.
282. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. — 398 с. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1972.-382 с.
283. Чернец Л.В. Функционирование литературных произведений как теоретическая проблема: Дис. д.ф.н. М., 1992.
284. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994,- 127 с.
285. Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста. — Сб-к статей. Вып. 1. М.: Просвещение, 1975. - 117 с.
286. Шаронов В.И. Социально-педагогические особенности самоопределения личностй в инициативных объединениях молодежи: Дис. канд. педагог, наук. Л., 1991.
287. Шевченко Н.В. Культура устного официального монолога // Вопросы стилистики: Межвуз. сб-к научных трудов. Вып. 25. Проблемы культуры речи. Саратов, 1993. - С. 135 - 140.
288. Щербатов М.М. Сочинения: В 2 т. СПб., 1898. - Т.2. Цит. по Истории литературного образования в российской школе: Хрестоматия для студ. филол. фак. пед. вузов / Авт.-сост. В.Ф.Чертов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 384 с.
289. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б.Эльконин; Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998.-554 с.
290. Яковлева Е.А. Риторика как теория мыслеречевой деятельности: (В применении к анализу художественных текстов, урботекстов и актуальных номинаций): Дис.д.ф.н. Уфа, 1998.
291. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983. 320 с.
292. Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы философии. 1978. - № 3. - 94 - 104.