автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурные основания социоигрового метода обучения философии в школе
- Автор научной работы
- Нифантова, Марина Вячеславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нифантова, Марина Вячеславовна, 2001 год
К% ' !
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ СОЦИОИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
1.1 .Народная культура как пространство философского образования
1.2. Народная игра как способ этнокультурной социализации
1.3. Основания социоигрового метода обучения в современной 57 педагогике
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИОИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ.
2.1 Концепция программы для 7 - 8 классов общеобразовательной школы «Основы философии»
I 2.2 Технология социоигрового метода обучения философии ч •
§. •
2.3 Результаты эксперимента в среднем звене общеобразовательной' школы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнокультурные основания социоигрового метода обучения философии в школе"
Современное общество, вступая в XXI в7 активно осмысляет пройде путь, подводит итоги и делает прогнозы на будущее. Это состояние напряженной рефлексии характерно практически для всех уровней общества: государственных и политических институтов, общественных групп, отдельного человека.
Особенностью нашего времени является ускорение протекания всех процессов - экономических, политических, психологических, информационных. Времени для усвоения накопленного опыта, закрепления достижений на уровне навыка и ценностных ориентиров у подрастающего поколения значительно меньше, чем у их предшественников. Новая информация, новые знания, новые требования обрушиваются на каждого практически ежедневно. Наступил тот самый префигуративный этап развития культуры, о котором писала этнограф и антрополог М. Мид ещё в начале века: старшее п^оление не имело того опыта, который нужно осваивать молодым, з поэтому традиционное обучение по образцу фактически не имеет смысла и не дает результатов. И, как бывает всякий раз в ситуации неопределенности будущего и переосмысления прошлого, общество активно обращается к вопросам воспитания.
Сохранение и продолжение жизни - главный движущий закон эволюции -работает в человеческом сообществе как закон взаимодействия поколений, их взаимной поддержки и трансляции проверенных на жизнестойкость норм и образцов.
На каждом этапе своего развития общество создает определенную систему воспитания и социализации ребенка, которая отвечает на философский вопрос о смысле жизни характерным для данной эпохи образом. Это прежде всего та система ценностей, которая передается детям. В современном обществе с высокой скоростью социальных изменений, в условиях усложняющихся социальных связей и отношений, на первое место выходит способность личности к самостоятельному осмыслению ситуации и самостоятельному принятию решения, умение делать выбор и нести за него ответственность, духовные основания совершаемых поступков. О дефиците духовности свидетельствуют глобальные экологические проблемы. Постоянно возникающие очаги военной напряженности, серия террористических актов, стихийные бедствия и множество чрезвычайных ситуаций во всем мире и в нашей стране в особенности, поражают своей жестокостью и бессмысленностью, заставляют задуматься над неизмеримо возросшей ответственностью человека за принятие решений, ответственностью взрослых за воспитание детей. Поэтому нас интересуют прежде всего теоретические концепции и практические разработки, ставящие своей целью воспитание деятельной личности, ориентированной на духовные ценности. К данной теме обращалось множество исследователей самых различных направлений, классики и современники. Речь идет о трудах С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Я.Корчака, П.П. Блонского, И.С. Кона С.А. Шмакова, М.В. Осориной и других. В последнее время усилился интерес ученых к философскому осмыслению педагогической деятельности и выработке новой концепции обучения, соответствующей основным требованиям современности. Все чаще происходит слияние философских, психологических, педагогических исследований с целью получения целостного взгляда на проблему. Этому вопросу посвящены работы Л. А Андрюхиной, A.C. Белкина, Л.А. Беляевой, Б.С. Гершунского, В.Д. Семенова, Н.С. Розова.
Прогрессирующая бездуховность индустриального общества в определенной мере обусловлена утратой национальных корней, того этнокультурного основания, которое дает человеку поддержку и защиту в самые сложные и переломные моменты жизни. Потребность в этнокультурной идентификации, в сопричастности к группе является одной из базовых человеческих потребностей. Отсутствие деяенаххравлешой, систематизированной практики знакомства детей с ценностями отечественной культуры приводит к появлению «Иванов, не помнящих родства», люДей -«перекати - поле», усиливает разрыв человека и общества. Информативные курсы по истории России чаще всего передают внешнюю событийность, не позволяя увидеть и принять внутреннее духовное содержание отечественной культуры.
В качестве вывода сформулируем противоречия, которые выявила современная социокультурная ситуация:
1)Между возрастанием роли и ответственности каждого человека и ростом бездуховности в обществе в целом;
2)Между культурной унификацией вследствие распространения массовой культуры и недостатком в обществе механизмов этнокультурной социализации;
3)Между необходимостью вывести взаимодействие взрослого и ребенка на качественно новый уровень, уровень диалога - встречи, взаимно обогащающей участников, требующей взаимной ответственности, и ориентированностью воспитательной и образовательной системы на монологичность.
Таким образом, была сформулирована проблема исследования. Она заключается в необходимости одновременного развития в ребенке чувства этнической идентификации и чувства сопричастности к мировой культуре. Отсюда - поиск новой методики преподавания гуманитарных мировоззренческих дисциплин, опирающейся на этнические, в частности, русские традиции воспитания и формирования мировоззрения, для которых характерен подход к воспитанию и обучению ребенка через проживание обучающей ситуации, единство действия и чувства.
Актуальность разработки таких гуманитарных курсов определяется также и сложившимися в современной педагогической практике противоречиями:
1) между возросшей скоростью распространения новой информации и возможностями существующей школьной системы преподавания ее ассимилировать и использовать.
2) между необходимостью развивать духовную сущность ребенка как основание практической деятельности и ориентированностью школы преимущественно на трансляцию информации.
3) между целостным способом освоения мира ребенком - через единство чувства, действия, сознания и преобладанием интеллектуального компонента в школьном обучении.
4) между наличием философско - теоретического обоснования необходимости перестройки системы образования и отсутствием соответствующих им практических педагогических методик и технологий,
Реформа образования, провозглашенная в «Законе об образовании», ставит целью воспитание такого человека, в котором сочетается индивидуальность и осознание себя частью целого. Личностно - центрированная педагогика поддерживает уникальное в человеке, но остается опасность существования разделенных индивидуальностей, ценностями которых будут соперничество, победительство. Всевозможные конкурсы, соревнования, экзамены и отборы кандидатов поддерживают это внутреннее и естественное стремление человека быть лучше, но тенденция к абсолютизации этого опасна. Способность со - чувствовать, со - переживать не дается человеку от рождениягэто результат его общения с миром. Прежде всего с родителями. Способность почувствовать «боль за другого», позаботиться о нем - в основе ощущения себя частью целого. Современная культурная ситуация требует не корпоративного мышления - часть группы, семьи, народа, а осознания себя частью мирового целого и принятие ответственности за весь мир. Реализуется эта ответственность в конкретной семье, группе, народе, конкретной заботе друг о друге. Космизм сознания - это не просто дань моде, но настоятельная потребность времени - в начале нового тысячелетия вновь возникает точка выбора, «точка бифуркации» - будем жить по-новому или нам грозит самоуничтожение. Поэтому идеи философского антропоцентризма сегодня приобретают особую значимость. Центральная идея антропоцентризма — родство человека и природы, их внутреннее единство, целостность и гармоничность космического универсума-была одной из главных и в народной культуре. «Народное мировоззрение считает: надо поддержать жизнь Земли обрядами, главным из которых является сам труд земледельца. Пусть всегда будет жизнь!» ( 4, с. 8)
Таким образом, философской базой работы явилась концепция русского антропоцентризма, развитая в трудах В.С Соловьева, С.Н Булгакова, Н.Ф Федорова и других русских философов, а так же научно - философские теории К.Э Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И Вернадского. Концептуально работа также опирается на этнические традиции социализации и приобщения ребенка к духовному опыту, существовавшие в народной культуре. Общетеоретические подходы к приобщению подрастающих поколений к системе философских знаний о сущем, вечном, о целостности бытия, о мировоззренческой направленности любого гуманитарного знания и о необходимости приобщения к духовным основам народной культуры заложены в работах Л.Н Толстого, Н.К Рерих, Е.И Рерих, С.И Гессена. Основы содержания и методики обучения философии рассматриваются в работах Л.А Беляевой, Н.Г Бухарцевой, Л.И Забары, Э.Н Гусинского, М.Н Дудиной, А.Ф Малышевского, Е. В Золотухиной -Аболиной. В разработке социоигрового метода обучения философии в школе мы опирались на философское и культурологическое осмысление феномена игры, изложенное в работах Г.-Г Гадамера, И. Канта, Ф. Шиллера, Й. Хейзинги, М.М Бахтина.
Психологическое исследование игры представлено в исследованиях Л.С Выготского, Д.Б Эльконина, Л.С Лэндрета.
Педагогическим исследованиям игры посвящены работы С.А Шмакова^; Е.Е з!
Шулешко, А.П Ершовой, В.М Букатова, Л.А Байковой, И.С Кона, О.А Хусаиновой, Н.Е Шурковой. |
Тема специфики этнокультурной социализации менее разработана в литературе, поэтому мы опирались на богатый этнографический материал, отражающий цели и методы воспитания в народной культуре. Это работы Д.К Зеленина, Б.А Рыбакова, Т.А Бернштам, В.К Соколовой. А.А Андреева. Несмотря на то, что в последнее время расширился спектр научных исследований в области методологии, теории и практики философского образования, ориентированного на школу, остается проблемой недостаток методик, учитывающих особенности возрастной педагогики, приобщающих к сокровищнице народной культуры. Это подтверждает важность сформулированной нами проблемы и определяет тему исследования: Этнокультурные основания социоигрового метода обучения философии в школе."
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс философского образования школьников.
Предмет исследования - этнокультурные основания философского образования в школе и возможности их реализации в социоигровой методике. Исходя из темы была сформулирована цель исследования: теоретически и методически обосновать социоигровой метод обучения философии в школе. Основными задачами, которые позволят реализовать указанную цель, являются:
1) рассмотрение народной культуры как пространства философского образования;
2) рассмотрение игры как способа этнокультурной социализации'^
3) обобщение опыта использования социоигрового подхода к обучению;
4) обоснование основных принципов социоигрового метода обучения философии в школе}
5)экспериментальное обоснование педагогической результативности социоигровой методики обучения философии в школе на основе программы, разработанной автором для учащихся 7-8 классов.
Гипотеза исследования: обучение философии в 7 - 8 классах общеобразовательной школы с опорой на этнокультурные традиции социализации и применением социоигрового метода может способствовать развитию у детей целостного мировоззрения как основы успешного взаимодействия с миром :-природой и окружающими людьмиг если будут выполнены следующие условия:
1) изучен и обобщен опыт народной педагогики по использованию обрядов и традиционных игр как способ этнокультурной социализации подрастающего поколения^
2) выявлены возможности игры в трансляции социокультурного опыта, становлении целостного мировоззрения и развитии личностных, в частности, коммуникативных качеству
3) обоснованы принципы, содержание и приемы социоигрового метода обучения философии.
В качестве методологической основы исследования использована философия целостного воззрения на мир, изложенная в трудах русских философов - космистов, психологическая теория деятельности и развития, Л.С Выготского, психологичская теория возрастов Э.Эриксона, концепция половозрастной структуры русской общины, изложенная Т.А. Бернпггам, методология педагогического исследования игры Г.П. Щедровицкого, концепция детской игры как способа приобщения к этнической культуре М.В. Осориной.
Для решения задач исследования использовался комплекс методов:
1) На теоретическом уровне: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования, анализа и синтеза, историко -педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта по теме: «обучение через игру».
2) На эмпирическом уровне: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, сравнение, анализ письменных работ учащихся. Этапы исследования: В исследовании можно выделить три этапа:
1) Подготовительный этап (1996-1998) - постановка целей и определение путей их достижения, анализ теоретических источников по проблеме, осмысление и анализ практики преподавания цикла гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе (истории, психологии, обществозкания) и практики туристических походов, ролевых игр, традиционных школьных праздников и, как результат, окончательная постановка цели диссертационной работы.
2) Экспериментальный этап (1997-1999). Конкретизированы цели и задачи исследования, определен социоигровой метод обучения философии как наиболее соответствующий для данного возраста задачам философского образования в школе, проведен констатирующий эксперимент, начат формирующий эксперимент.
3) Обобщающий этап (2000 - 2001 год). Проведено обобщение результатов эксперимента, систематизация материала, формирование выводов, отбор наиболее результативных приемов социоигрового метода обучения философии, оформление результатов исследования.
В эксперименте принимали участие учащиеся средних и старших классов Червоновской средней школы, учащиеся МОУ №187 г. Екатеринбурга, а также члены клуба школьников и подростков, созданного при Центре Детского развития г. Екатеринбурга.
Программа разработана с участием педагогического коллектива МОУ №187 г. Екатеринбурга и при активной поддержке педагогического коллектива Центра Детского развития (директор - Носкова И.И., ведущий педагог-организатор Еремеев В.Г., ведущие психологи - Нуралиев М.Н. и Пузырев В.Н.)
В исследовании обобщены результаты выездных пятидневных семинаров для школьников по социокультурной и психолого-философской проблематике, а также опыт преподавания курса "Основы философии" в 78 классах МОУ "Семейная школа" №187 г. Екатеринбурга. В качестве экспериментального выступал 7 класс МОУ « Семейная школа» № 187. Научная новизна данной работы заключается в том, что
1)Разработаны основы социоигрового метода обучения философии, основанного на этнокультурных традициях и принципах целостности, культуро - и свободосообразности, креативности;
2)Определена специфика социоигрового метода как способа этнокультурной социализации подростка;
3)Определены основные методические приемы осуществления социоигрового метода:
- «запуск» самодеятельности учащихся: работа в микрогруппах, организация взаимодействия между группами, совместная разработка игрового сценария, углубление первоначального замысла через обращение к текстам по соответствующей теме игры.
- моделирование; выстраивание каждым участником индивидуального игрового трека в рамках заданного сюжета при включенном участии педагога, выступающего в роли методолога - организатора.
- организация последействия; рефлексия, релаксация, проблематизация.
- конструирование на основе игрового опыта проблемного поля занятий, выводящего на постановку и осмысление философских вопросов, субъектного опыта учащихся.
4) Доказано, что этнокультурное содержание социоигрового метода обучения философии является эффективным средством развития целостного мировоззрения, основ философской культуры и коммуникативных навыков школьников.
Ограничение исследования состоит в том, в соответствии с темой диссертации за пределами рассмотрения остаются такие существенные составляющие образа жизни в народной культуре, как народный язык, собственно ритуалы, народные песни и танцы, устройство жилища, символика одежды, которые так же способствуют формированию целостного мировоззрения и гармонизации взаимоотношений человека и природы, человека и человека.
Практическая значимость исследования.
1)Определена технология успешного освоения системы философских знаний и развития навыков общения в процессе обучения философии. Разработана программа по философии для учащихся 7-8 классов "Основы философии", предполагающая социоигровой метод преподавания,. Предложена система социокультурных игр, которые могут быть использованы в качестве средства обучения в цикле гуманитарных дисциплин.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены автором в выступлении на II Всероссийском философском конгрессе, на педагогических конференциях в «Славянской! школе» г. Екатеринбурга, МОУ №187 г.Екатеринбурга, в трех публикациях.
Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на учебно - практических семинарах педагогического коллектива Центра детского развития, на заседаниях кафедры философии Уральского государственного педагогического университета.
Основные результаты исследования вошли в практику преподавания философии в МОУ №187 г.Екатеринбурга, в практику работы Червоновской общеобразовательной школы Крымской автономной области, используются в Центре детского развития Октябрьского района при подготовке развивающих психологических семинаров для подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость освоения идеи целостного мировоззрения обусловлена современным уровнем понимания взаимосвязи человека и природы.
2. Одной из центральных философских идей народной культуры является идея целостного мировоззрения.
3. Игра в народной культуре представляет один из способов этнокультурной социализации.
4. Система социокультурных игр может выступать эффективным методом обучения философии в школе с целью становления целостного мировоззрения, основ философской культуры и формирования коммуникативных навыков учащихся.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
В Заключение мы еще раз проследим логику работы, сформулируем основные принципы и выводы исследования.
Бесспорным фактом для всех педагогов - исследователей является необходимость качественного изменения процесса обучения в связи с принципиальной сменой культурной парадигмы во второй половине 20 - го века. Информационная целостность большей части населения Земли требует быстрого и адекватного реагирования на новое. Опыт старшего поколения устаревает скорее, чем новое поколение успевает его освоить. В то же время молодежь обучается новому быстрее и эффективнее, поэтому только в ситуации Диалога возможно взаимообогащающее развитие. Главной задачей взрослого становится не передача информации, а обучение способам поиска решений, практическому освоению философских понятий «свобода» и «ответственность».
На наш взгляд, основная задача предмета философии в школе - вывести ребенка на понимание целостной картины мира и стать основанием развития личностной позиции. Эту задачу помогает решить обращение к национальным корням русской философии, к истокам народной культуры.
Предложенный нами курс «Основы философии» для учащихся 7-8 классов основан на философской традиции антропокосмизма, который уходит своими корнями в народную культуру.
Анализ литературы по проблеме и экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:
1) Стержневой идеей народной культуры, рассматриваемой как пространство философского образования, являлось формирование целостного мировоззрения;
2) Народная игра является одним из способов этнокультурной социализации;
3) Игра как единство телесного, эмоционального и когнитивного опыта позволяет целостно осваивать окружающий мир;
4) Социоигровой метод обучения философии в 7 - 8 классах общеобразовательной школы способствует становлению целостного мировоззрения школьников как основы гармоничного взаимодействия с природой и окружающими людьми, развитию на его основе эффективных коммуникативных навыков.
Программа для учащихся 7-8 классов «Основы философии», основанная на традициях народной культуры и принципах философии антропокосмизма, предполагающая социоигровой метод обучения является одним из новых подходов в области разработки новых методик обучения философии в школе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нифантова, Марина Вячеславовна, Екатеринбург
1. Азаров А.П. Игра и труд. - М.1973.
2. Алексеев Ю.Г. Основные этапы развития русской общины. М.: Знание, 1998.
3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.:Наука, 1988.
4. Андреев А .А . Этнопсихология . М.: 1998.
5. Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба-Яга. М.: 1998.
6. Андрюхина JI.M. Культура мышления (16 шагов к культуре мышления): Образоват.(учеб) программа для обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы.- Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 1997-39с.
7. Андрюхина J1.M. Стиль науки: Культурно-историческая природа.-Екатеринбург: Изд-воУрГУ, 1992-152с.
8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.:1987.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М .:1994.
10. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения. JL: 1985.
11. Байкова JI.А. Технология игровой деятельности. Рязань, 1994.
12. Бартош Ф. Детские игры, обычаи и праздники\\ Живая старина., 1982 № 2
13. Бах Р. Иллюзии. София., 1999.
14. Бернштейн H.A. «О ловкости и ее развитии».- М.: Физкультура и спорт., 1991.
15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Наука, 1990.-248с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424с.
17. Белкин A.C. Педагогика детства: (основы возрастной педагогики).-Екатеринбург.: Сократ, 1995.-152с.
18. Белов В.А. Лад.- М.: 1989.
19. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч.1.-М.-Воронеж: Ин-т практич. психологии: Модек, 1996.- 318с.
20. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности.-Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-73с.
21. Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф.диссертации д-ра филос.наук. Екатеринбург.: 1994.-45с.
22. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии.-М.: Книга, 1991 446с.
23. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества.-М.: Правда, 1989.-608с.
24. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 начала 20 века. - Л.: 1988.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1989.
26. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975.-399с.
27. Библер В.С. От наукочтения к логике культуры; Два филос. введ. в двадцать первый век.-М. Политиздат, 1991.-412с. |
28. Библиографический указатель литературы по проблемам детской игры. Вып.1 Сост. Шмаков С.А. Затуливетер Л.А. Тбилиси, 1970. |
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: 1 Просвещение, 1968.-464с.
30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: 1973.
31. Брунер.Д Игра, мышление и речь. Перспективы\\ Вопросы образования 1987.- № 1
32. Бубер М. Я и Ты.-М.: Высшая школа. 1993. 173 с.
33. Булгаков С.Н. Христианство и мифология // Русская мысль. 1911. - № 9
34. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - №3.
35. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности. Т.1. Этика творческой личности.- М.:Изд. Тихомирова, 1911 .—338с.
36. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
37. Власов В.Б. Исторические типы отношений общества и традиции\\ Философские науки № 5, 1984.
38. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: АСАДЕМА, 1999.
39. Воспитание к Свободе: Педагогика Рудольфа Штейнера.-М.: Изд-во Моск. Центра вальдорф. педагогики, 1993 -268с.
40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1967.
41. Выготский Л.С. Игры детей. М.: 1928.
42. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6-ти т.-М.: Педагогика, 1982-1984.
43. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. (Пер с нем.).-М.: Искусство, 1991.-367с.
44. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философ, герменевтики: Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1988.-699с.
45. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика-1997.-№4.-С.45-52.
46. Гачев. Д.С. Национальные образы мира. М.: Наука, 1995.
47. Гегель Г. Работы разных лет: в2-х т.-М.: Мысль, 1970.Т.1.-671с.
48. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: 1969.
49. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1940-242с.
50. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993-240с.
51. Гершунский Б.С. Философия образования.-М.: Московский психологический институт, Флинта. 432с.
52. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.-М.: Школа-пресс, 1995 .-448с.
53. ГинединскийВ.И. Индивидуальность какпредмет педагогической антропологии // Советская педагогика. 1991. №9. С.46-49.
54. Григорьева Т.Г, Линская Л.В, Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.-М. Совершенство, 1997.
55. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре ( по материалам традиционных народных игр) автореф. канд. диссерт. М.: 1991.
56. Громыко М. М Дохристианские верования в быту сибирских крестьян. -М.: 1993.
57. Громыко М.М. Этнографические и фольклорные источники в исследовании общественного сознания русских крестьян Сибири 18 -19 вв. М.: Наука, 1976.
58. Грунтовский A.B. Русский кулачный бой. История этнографии. Техника.-СПб.: 1998.
59. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М.: Наука, 1990.
60. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Наука, 1972.
61. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М.: Наука, 1994.
62. Деловые игры . Рига.: 1989.
63. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. // Вопросы философии 1990,№ 3.
64. Дильтей В. Описательная психология: Пер с нем. СПБ: Алетейя, 1996.-155с.
65. Дистервег А.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-3 74с.
66. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России.-М.: Интерпракс, 1994.-248с.
67. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука, 1998.-312с.
68. Дудина М.Н. Педагогика: самоценность детства. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 112с.
69. Дудина М.Н. Философия в классе: Урок-диалог (Из опыта работы). -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995.-192с.
70. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М.: Учпедгиз, 1921.-275с.
71. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ.-М. Мир, 1919.- 202с.
72. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука. 1991.
73. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: 1987.
74. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия (книга для школьников и студентов).- Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995.-544с.
75. Игры народов мира.-М.'.Педагогика, 1987.
76. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-426с.
77. Ильин E.H. Научное образование в свете тенденции демократизации //Магистр.-1996.-№5 -С28-40.
78. Ильин E.H. Рождение урока.-М.: Педагогика, 1986.-176с.
79. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений-М.: I Политиздат, 1988.-315с.
80. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981 .№ 10.-С.56-63.
81. Каган М.С. Человеческая деятельность,- М.: Политиздат, 1974.-3 28с.
82. Кальней В. А. Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения. Педагогическое общество России.М., Наука, 1999.
83. Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика.-1992.- №7-8.-С.67-81.
84. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Педагогика.- 1992.-№3-4.-С.67-73.
85. Кант И. Сочинения в 6 т.д. 4, 4.1-М.: Наука, 1975.
86. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. -Екатеринбург.: Банк Культурной Информации, 1998.-152с.
87. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.-222с.
88. Ключевский В.О. Два воспитания //Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1990-Т.9.-С.5-28
89. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания.-М.: Интерпракс, 1994.-208с.
90. Коменский А .Я. Великая дидактика // Избр. пед соч.: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-656с.
91. Кон И.С. Открытие "Я".-М.: Политиздат, 1978.-367с.
92. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание.- М.: Политиздат, 1984.-335с.
93. Конышева Т. В. Внуки Даждьбога. Екатеринбург.: УрГУ, 2000.
94. Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск.-М.: Педагогика, 1990.-267С.
95. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.- М.: Просвещение, 1989.-127с.
96. Леонтьев A.A. Психология общения. М.:Смысл,1997.-365с.
97. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия искусство взаимоотношений.- М. :Мысль, 1994.
98. Липман М. Пикси: приложение к курсу философии для детей.-Екатеринбург: Сфера 1993 .-64с.
99. Липман М. Элфи: приложение к курсу философии для детей-Екатеринбург: Сфера 1993.-71с.
100. Лихачев Д.С. Избранные работы . Т.2. Л., 1987. 433 с.
101. ЛосскийИ.О. Характер русского народа . М.: Наука, 1991.
102. Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы. Тарту: Изд-во ун-та, 1978.-432с.
103. Макаренко A.C. Книга для родителей.- М.: Педагогика, 1965.
104. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. Педагогика № 1. 1998.
105. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс , 1990.
106. Маслоу А. Психология бытия.: Пер.с англ.-М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер,1997.-304с.
107. Матюнин Б.М. Нетрадиционная педагогика-Екатеринбург: Урал, литератор, 1993 .-50с.
108. Меренков A.B. Я и мир моей любви. Учебный курс для учащихся 1-11 кл. Екатеринбург, 1996.-47с.
109. Методика преподавания философии и социологии. Материалы межвузовской конференции, Екатеринбург, 1998.-87 с.
110. Мид М. Культура и мир детства /Пер. с англ. М.:Наука, 1988.-429с.
111. Мир деловой игры. М., 1989.
112. Монтень М. Опыты. В.3-х т.-М.: Наука, 1985.
113. Мудрик A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.-М.: Просвещение, 1983.-269с.
114. Осорина М.В. Секретный мир в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.-288 с.
115. Панкеев И. А. Русские народные игры. М.: Педагогика, 1998.
116. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология.-М.: Просвещение, 1989.-267с.
117. Потебня А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий.2. Баба-Яга. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. -М., 1865.
118. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. 2-е изд . Спб.: Наука, 1995.
119. Прутченков. Возможности игровой технологии // Педагогика, № 3. 1995.
120. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
121. Рерих Е. Письма. Новосибирск.: Наука, 1992.-527с.
122. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер с англ.-М.: Прогресс, 1994.-480с.
123. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.-154с.
124. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования.- М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993-194с.
125. Рыбаков Б. Я. Язычество древних славян. М., Прогресс, 1981.
126. Саморукова П.Г. Планирование руководства ролевыми играми детей. Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена 1964 . 270 с.
127. Семенов В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект.-Екатеринбург: ИРРО, 1995.-127.
128. Современная западная философия. Словарь.-М.: Прогресс, 1991.-29с.
129. Соловьев B.C. Собр. соч. в 10-ти т. Спб.,1911-1914.
130. Сопелкин А. И, Игнатова Т.И, Разбаш М.В. Игровой сюжет для взрослой жизниЮбруч. 1998.№ 1
131. Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности. М., Педагогика, 1980.
132. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-М.: Наука, 1982.-288с.
133. Толстой JI.H. Избр. философские произведения . М.: Просвещение, 1992. - 525 с.
134. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.8. М., 1936.-453с.
135. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т.1., М.: Педагогика, 1974.
136. Фарьер ( Бек де) Игры древних: описание, происхождение и отношение их к религии, искусству, нравам. Киев, 1877.
137. Философия для детей. М.: ЦОП Института философии РАН, 1996.-241с.
138. Философский словарь. Лондон.: Панпринт, 1998.
139. Флоренский П.А. Оправдание Космоса. СПб.: 1994.
140. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в философии. -М., 1988.-С78-136.
141. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М:. Наука, 1992.
142. Хейзинга И. Человек играющий. М.:1992.
143. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение : психологические основы развивающего обучения . М., АО "Столетие" ,1994.
144. Шиллер. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собр. Соч. т.6. -М.1957.
145. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - M.: Новая школа, 1994.
146. Шумихина Л. А. Генезис русской духовности. Екатеринбург.: 1998.
147. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы к педагогике.-Красноярск.: 1990.
148. Щапова Я.Н. О функциях общины в Древней Руси. М.: Наука, 1995.
149. Щедровицкий Г.П. Игры и «детское общество»\\ Дошкольное воспитание 1964. №4
150. Щедровицкий Г.П. К методологии педагогического исследования игры. -М.6 Наука, 1963.
151. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика.-М.: Наука, 1993.-322с.
152. Щербина Ф.Н. Русская земельная община. СПб.: 1880.
153. Эддинал Э. Персивал Ф. Игры, Имитация и социальная значимость наук // Импакт, наука и общество. 1984.
154. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
155. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей\\ Дошкольное воспитание. 1966 . № 3.
156. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. М.: Ленато ACT, 1996-593с.
157. Юнг К.Г. Конфликты детской души.-М.: Канон, 1995.-333с.
158. Программа курса «Основы философий» рассчитана на преподавание в 7-8 классах общеобразовательной школы. Акцент сделан на этнокультурную парадигму с учетом особенностей современной социокультурной ситуации.
159. Методологической основой программы является теория Л. С Выготского об этапах развития мышления ребенка, положения Г.П. Щедровицкого о развивающем и воспитывающем эффекте игровой деятельности.
160. Успешному решению поставленных задач способствует введение наряду с традиционными видами занятий новых в современной практике преподавания организационных форм.
161. Основные организационные формы:- урок полилог- урок лекция- урок рефлексия- поисково апробационная игра- сюжетно -ролевая игра- туристический поход1. Учебно -тематический план
162. Класс Кол -во часов Теоретич. Практич.1 7 34 6 282 8 34 11 23
163. Тема Содержание 7 класс Методика проведения Кол-во час.
164. Раздел № 1. Введение в проблематику курса
165. Тема № 1 История зарождения философского 1. Лекция-беседа. 2
166. Что изучает философия? знания. Философия как ответ на 2. Деление на группы и
167. Что я ожидаю от нового внутренние вопросы человека. Человек выдвижение от группыпредмета? как средоточие философской представления опроблематики. философии, совместныеобсуждения 2
168. Тема № 2 Различные теории происхождения мира: Конференция по
169. Философские научная, религиозная, научно- различным теориямпредставления о мире. фантастическая, философская, этно- происхождения мира. 2
170. Собственная активность и конференции). 1обусловленность поведения человека. Разработка ролевой игры1. Кострома". Проведениеигры. Рефлексия-обсуждение 1
171. Тема Содержание Методика проведения Кол. Час.
172. Раздел № 2. Межличностное взаимодействие и закономерности многообразия
173. Тема № 1 то такое общение. Его функции. Урок-диалог. Инсценировка сказки
174. Как люди общаются Различные способы общения жесты, "Репка" - общение жестами,
175. Тема № 2 Понятие диалога. Различные виды и Ролевая игра "Встреча". 2
176. Отношение человека типы диалога. Рефлексия как диалог с Анализ позиций героевк себе и собой. Структура диалога, позиция • Игра "Ассоциации" 1окружающему миру участников. Самооценка. • Игра "1 минута
177. Гуманистическое и технократическое самопрезентации" 1отношение к миру. Этническая культура Рисуночные тесты нао взаимоотношении человека и мира. самооценку.Импровизированныйконцерт. Народные игры исовременная реконструкция смысла 5
178. Тема Содержание Методика проведения Количество часов
179. Тема № 3 Дружба и предательство. Развитие Ролевая игра: "Дразнилка" 1
180. Конфликт как способ взглядов на дружбу в истории. Видеофильм: "30-горазвития Конфликт его причины, признаки, уничтожить", "Чучело",способы выхода из конфликта. обсуждение позиций героев. 2
181. Жизнь казацкой станицы". 2• Рефлексия-обсуждение. 1 '.
182. Тема Содержание 8 класс Методика проведения Кол-во час.
183. Тема № 4 Любовь и ненависть как движущие Работа с художественными текстами. 1
184. Один день из жизни царства". 21. Рефлексия-обсуждение. 1
185. Тема № 5 Проблема преемственности и Конференция "ученых" по проблематике
186. Взаимоотно- изменчивости в культуре. "преемственности и изменчивости". 2шения Диалог поколений. Участвуют "философы", "географы",поколений Проблема ответственности. "биологи", "физики", "психологи" и т.д.
187. Самостоятельность и подчинение. Оожетно-ролевая игра "Русская община". 2
188. Общение в семье. Рефлексия-обсуждение итогов. 1
189. Семейный КВН" (участники родители идети). Обсуждение возможных стилей• взаимодействия поколений. 3
190. Тема Содержание Методика проведения Кол-во час.
191. Раздел № 3. Язык как универсальная форма общения
192. Тема № 1 Теории происхождения языка. Ролевая игра «Сплетня» 1
193. Тема № 2 Взаимосвязь стиля речи и образа Разработка и проведение сюжетно-
194. Картина мышления. Проблема понимания. ролевой игры «Инопланетяне». 3мира и ее Внимательное и бережное отношение к Рефлексия-обсуждение. 1выражение. словам. Историчность языковых стилей: Урок-лекция «Тайны русского языка». 1
195. Слово как «литературный»; «разговорный»; Сочинение на тему: «Язык мойноситель «молодежный»; «экспрессивная (добавляют учащиеся) мой». 1скрытого фразеология». смысла
196. Тема Содержание Методика проведения Кол-во час.
197. Раздел № 4. Духовно-практическое отношение к миру способ сохранения гармонии
198. Тема № 1. Мозаика культурных миров и Поисково-апробационная игра: «Будущее
199. Человечество в мировоззрений: традиционная планеты» встреча-взаимодействиепоисках вечной община, христианский мир, Новое представителей различных культурныхгармонии. время, индустриальное общество, парадигм. Рефлексия. 2
200. Азаров А. П. Игра и труд. М., 1973.
201. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.Д987.
202. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. Рязань, 1994.
203. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории.1. М., Знание, 1975.
204. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших.1. М., 1969.
205. Грудцына Н.Г. Азбука общения. Книга для учащихся.1. Самара, 1994.
206. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших.1. М., 1969.
207. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия.
208. Ростов-на-Дону, из-во Феликс, 1995.
209. Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. М.,1987. Ю.Игры: обучение, тренинг, досуг-М., 1995 .
210. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.
211. Центр Эксперимент. Рига, 1995.
212. Конышева Т.В. Внуки Дажьдбога. Екатеринбург , УрГУ, 2000.
213. Малышевский А.Ф., Карпухин В.А., Пигров К.С. Введение в философию. М., 1995.
214. Н.Панкеев И.А. Русские народные игры. М.,Педагогика, 1998. 15.Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология.1. М., Просвещение, 1989.