Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чугунов, Евгений Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чугунов, Евгений Валерьевич, 2001 год

Введение

Глава

Методологические основания и теоретические предпосылки психолого-педагогического осмысления сущности готовности к исполнительской деятельности учащегося-музыканта

1.1. Проблемы индивидуальной готовности к исполнительской 14 деятельности учащегося-музыканта в свете антропологической философии и психологии

1.2. Проблема становления исполнительской готовности 27 учащегося-музыканта в контексте психологической теории эксвизитных ситуаций развития

1.3. «Функциональные органы» психики как необходимые 38 составляющие исполнительской готовности учащегося-музыканта

1.4. Сущность и структура «живого движения» 45 музыканта сквозь призму психофизиологических и музыкально-педагогических теорий

Глава

Психолого-педагогическая модель становления исполнительской готовности учащегося-музыканта 2.1. Психологическая динамика обретения «внутреннего

Учителя» как функционального органа исполнительской готовности учащегося-музыканта

2.2. Психолого-педагогические аспекты развития 95 «Доминанты Артиста»

2.3. Психолого-педагогические принципы развития 102 функционального органа учащегося-музыканта живое движение»

Глава

Психолого-педагогические условия становления исполнительской готовности учащегося-музыканта и опытно-экспериментальное исследование их эффективности

3.1. Психолого-педагогические условия становления 113 исполнительской готовности учащегося-музыканта

3.2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности 119 психолого-педагогических условий реализации модели становления исполнительской готовности учащегося-музыканта

Введение диссертации по педагогике, на тему "Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке"

Проблемы развития личности человека, реализации в профессиональной деятельности заложенных в нем творческих возможностей все чаще интересуют представителей различных областей наук, в том числе

•к музыкально-педагогической. Важность разработки проблем личности и индивидуальности не раз подчеркивалась в научной музыкально-педагогической и психологической литературе (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Л.Л.Бочкарев, Т.А.Колышева, В.Г.Ражников, Г.М. Цы-пин и др.). Между тем, для учащегося-музыканта, будущего педагога развитие профессиональных качеств личности осуществляется, в том числе, в его исполнительской деятельности, которая невозможна без создания ряда условий, ведущих к возникновению особого качественного психического состояния - готовности к исполнительской деятельности. Этот аспект музыкального образования уже являлся предметом нескольких музыкально-педагогических исследований, касающихся общепрофессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности (З.В.Румянцева), а также отдельных исполнительских направлений - музыкально-инструментальной деятельности будущих учителей начальных классов, работы с хором (О.В. Воробьева, Т.А. Первушина и др.). Но счи тать его исследованным в полной мере было бы неправомерно. В первую очередь, вне сферы внимания ученых оставался до сих пор психолого-педагогический аспект феномена «готовности», изучению которого и будет, главным образом, посвящена наша работа.

Необходимо сразу отметить, что феномен исполнительской готовности тесно связан с понятием индивидуальность, поскольку всякая готовность носит как объективный, так и субъективный характер. Если объективная сторона исполнительской готовности заключается, по мнению таких педагогов-музыкантов, как А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин, в способности к ре ализации музыкально-исполнительского замысла, то субъективная - в переживании учащимся особого состояния психической устойчивости и внутренней ответственности в процессе исполнения музыкального произведения.

Поскольку в музыкально-исполнительском акте проявляются различные аспекты целостности природы человека: от психофизиологических составляющих и психических структур до духовных координат индивидуальности, то психолого-педагогическое исследование феномена «готовности» целесообразно начинать с изучения философских основ понимания природы и сущности развития человека. Речь идет о таком актуальном направлении в современной науке, как «антропологический подход». В области философско-методологических основ образования он изучался в трудах Б.М.Бим-Бада, В.П.Зинченко, Г.Б.Корнетова и др. Новая концепция музыкально-психологической подготовки музыканта-педагога разрабатывается в последние годы и на кафедре методологии и методики преподавания музыки Mill У. Это научное направление, обозначаемое A.B. Торопо-вой как музыкально-психологическая антропология, инициирует многоаспектное исследование «развивающегося человека и его взаимодействия с музыкой как одним из факторов этого развития».1 При таком подходе спе-^ цифические музыкально-психологические аспекты развития определяются как факторы антропогенеза. Это позволяет рассматривать основные составляющие психологии музыкального образования в единстве с психологией личности и индивидуальности в культурно-антропологическом контексте. Данное диссертационное исследование выполнено в русле указанного направления и представляет собой разработку одного из разделов программы курса «Музыкальная психология и психология музыкального образования», касающегося психолого-педагогических аспектов исполнительской деятельности и проблем музыкально-педагогического общения.

1 Торопова A3. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Программы дисциплин по специальности 030700 - Музыкальное образование. - М: Флинта, 2000. - С.48.

Наше внимание в исследовании было обращено именно к феномену исполнительской готовности и психолого-педагогическим условиям ее становления в процессе музыкального обучения.

Готовность к деятельности как особое психофизиологическое сое стояние организма интересовала виднейшего отечественного ученого Н.А.Бернштейна. В его понимании, готовность есть тонус, определяемый «не как состояние упругости», а как необходимая «предпосылка к эффекту» (78,71). По нашему мнению, такой «предпосылкой к эффекту» является достижение оптимального функционального состояния (68,327), необходимого для успешной реализации деятельности, в данном случае - исполнительской.

Ближе всего к раскрытию психологической сути феномена «готовно-ста» подошел П. А. Флоренский, используя понятие «психическая полно-органность» (78,113). Готовность к музыкально-исполнительской деятельности также может быть понята как «психическая полноорганность», функциональное состояние, достигаемое путем развития необходимых для этого «функциональных органов» (78,29). В музыкально-педагогических исследованиях рассматривались отдельные стороны исполнительской го-^ товности (техническая оснащенность, артистизм, сценическое самообладание), но проблема раскрытия «полноорганности» музыканта, т.е. целостной системной модели индивидуальной готовности к исполнительской деятельности, - не поднималась.

Мы считаем, что одним из таких «функциональных органов» является воспитание в личности музыканта внутренней ответственности за свою деятельность, развиваемой при условии активизации рефлексивной функции сознания. Изучению такой внутренней «контролирующей инстанции» был посвящен ряд психологических исследований, определяющих ее как б внутренний локус контроля» (Роттер Ю.Б.), и которую в нашей работе мы л обозначили термином «внутренний Учитель» .

Не менее важным функциональным органом, обеспечивающим готовность к исполнительской деятельности, является развитие у учащегося-музыканта потребности в артистической самореализации. Опираясь на учение A.A. Ухтомского о доминанте, мы обозначили этот функциональный орган «доминантой Артиста».

Наконец, третьим функциональным органом исполнительской готовности является непосредственно психомоторная реализация музыкально-исполнительского замысла - «живое движение» (термин H.A. Берн-пггейна).

Рассмотрение в нашей работе феномена исполнительской готовности будущего музыканта видится тем более актуальным, что он предполагает присутствие исполнительской составляющей в деятельности не только тех музыкантов, которые видят свой профессиональный путь в движении к концертной площадке, но и тех, кто собирается посвятить свою жизнь музыкальной педагогике - будущим учителям музыки. Уровень современных требований к учителям музыки как в общеобразовательной, так и специализированной школе достаточно высок и предполагает владение исполнительскими качествами в полной, а не «усеченной» форме. Можно сказать, что по отношению к учителю музыки эти требования носят даже более обязательный и вместе с тем комплексный характер. При этом музыканты-педагоги зачастую не уделяют достаточно серьезного внимания развитию исполнительской готовности, считая, по-видимому, что учебная обстановка менее требовательна к качеству исполнения, не столь ответственна.

Цель исследования - разработка психолого-педагогической модели становления исполнительской готовности учащегося-музыканта.

2 Исходя из представлений о психическом механизме интериоризации, как основе психического развития через «овнутрение» символов и носителей культуры.

Объект исследования - исполнительская деятельность учащегося-музыканта в контексте его психического развития и профессионального образования.

Предмет исследования - сущность, структура и педагогические условия становления исполнительской готовности учащегося-музыканта. В диссертации были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ философской, общенаучной и частнонаучной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить психолого-педагогическую природу и условия становления исполнительской готовности учащегося-музыканта в процессе его профессионального образования.

3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения модели в практике обучения музыки.

Гипотеза исследования заключена в следующих положениях: -В основе психолого-педагогической модели становления готовности к исполнительской деятельности учащегося-музыканта лежит понимание сущности феномена «готовности» как оптимального функционального состояния психики исполнителя, имеющего объективные и субъективные характеристики и достигаемого при наличии системы развитых функциональных органов («полноорганности»), необходимых для исполнительского акта.

-Достижение состояния исполнительской готовности учащихся-музыкантов должно быть одной из приоритетных задач профессионального музыкально-педагогического образования и может опираться на предлагаемую психолого-педагогическую модель, которая состоит из трех ведущих структурных компонентов: „внутренний Учитель", „доминанта Артиста", „живое движение", обладающих системой свернутых специфических функций, соответственно: а) функции рефлексивного сознания ; б) функции актуализации исполнительских способностей и потребностей; в) психомоторной функции реализации художественного замысла в музыкально-исполнительском движении.

-Реализация психолого-педагогической модели становления исполнительской готовности учащегося-музыканта осуществляется: а) на основе подготовки учащегося-музыканта к переживанию и преодолению эксвизит-ных (кризисных) ситуаций; б) путем применения интегративного метода многоуровневого синергетического построения музыкально-исполнительского движения, включающего в себя психологические и психомоторные аспекты работы.

Методологической базой исследования стали научные труды в области антропологической философии и психологии, музыкальной педагогики, методологии музыкального образования и психофизиологии движения.

Философскую платформу исследования составили взгляды П.Флоренского, Т. де Шардена, В.В.Шаронова и др. Психологическим основанием для исследования развития учащегося-музыканта явились научные теории К.Г. Юнга, А.Адлера, Э Берна, С. Грофа, Б.М.Теплова, В.Н.Колесникова, Э. Киршбаума, А Еремеевой, В.Э.Чудновского и др.

Выбор антропологического ракурса при исследовании диссертационной проблемы был обусловлен разработкой данного направления в психологии музыкального образования Тороповой A.B.

Основанием для исследования развития исполнительской готовности стала концепция «функциональных органов» психики, системы доми-^ нант и их роли в психическом развитии индивидуальности

А.А.Ухтомского.

Представления H.A. Бернштейна, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой о «живом», осмысленном, саморазвивающемся движении, их исследования структуры двигательного акта, теория иерархии построения движения, изучение природы навыка и тренировки послужили обоснованием психолого-педагогических принципов и методики построения музыкально-исполнительского движения как функционального органа исполнительской зрелости учащегося-музыканта.

Понимание сущности музыкально-исполнительской готовности сформировалось на основе изучения трудов музыкантов-педагогов -А.Б.Гольденвейзера, К.А.Мартинсена, Г.Г.Нейгауза, А.Г.Каузовой, К.АЦатуряна, Г.М.Цыпина, О.В.Шульпякова и др. Методы исследования:

- теоретический анализ философских, психологических, психофизиологических и музыкально-педагогических исследований проблемы;

- моделирование психолого-педагогических условий становления исполнительской готовности учащегося-музыканта в музыкально-педагогическом процессе;

- целенаправленное педагогическое наблюдение и педагогическая беседа;

- интервьюирование;

- обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;

- проведение опытно-экспериментального исследования.

Новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что впервые психолого-педагогический аспект становления готовности к исполнительской деятельности учащегося-музыканта явился предметом специального исследования и моделирования в музыкально-педагогической науке. В исследовании предложена психолого-педагогическая модель становления исполнительской готовности учащегося-музыканта, которая включает и обеспечивает: а) высокий уровень теоретического обобщения и осмысления проблемы успешного, творческого, личностно-значимого развития индивидуальности учащегося; б) подготовку его к самостоятельной, полноценной профессиональной музыкально-исполнительской деятельности.

Выявлена психологическая динамика преодоления эксвизитных ситуаций в развитии и обучении, позволяющая педагогу целенаправленно стимулировать творческую активность учащихся-музыкантов в процессе обучения.

Разработаны психолого-педагогические условия реализации модели становления исполнительской готовности учащегося-музыканта, включающей метод многоуровневого синергетического построения музыкально-исполнительского движения.

Практическая значимость диссертации определяется разработкой, апробацией и созданием психолого-педагогических условий процесса обучения учащегося-музыканта с учетом психологических особенностей развития его индивидуальности и становления готовности к исполнительской деятельности в практике музыкального и музыкально-педагогического образования. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в курсах музыкальной психологии и психологии музыкального образования, методики инструментального исполнительства, методологии музыкально-педагогического образования.

Научная достоверность и аргументированность диссертационного труда обеспечены методологической базой исследования, включающей в себя фундаментальные научные разработки в областях философии, психологии, психофизиологии, методики и методологии музыкального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Одной из приоритетных целей профессиональной подготовки учащегося-музыканта должна быть психолого-педагогическая направленность на достижение учащимися состояния готовности к исполнительской деятельности.

2.Сущность феномена «готовность» заключается при этом в понимании его как оптимального функционального состояния психики учащегося-исполнителя (имеющего объективные и субъективные характеристики) и достигаемого при наличии системы развитых функциональных органов («полноорганности»), необходимых для исполнительского акта.

3.Психолого-педагогическая модель становления готовности к исполнительской деятельности учащегося-музыканта состоит из трех ведущих компонентов: «внутренний Учитель», «доминанта Артиста», «живое движение», обладающих соответственно специфическими функциями функцией рефлексивного сознания, функцией актуализации исполнительских способностей и потребностей и психомоторной функцией реализации художественного замысла в музыкально-исполнительском движении.

4.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление исполнительской готовности учащегося-музыканта, реализуются в опоре на принципы антропологического системного подхода: принцип активности, отражающий приоритет «внутреннего» над «внешним» в развитии индивидуальности; принцип саморазвития, отражающий приоритет «будущего» над «прошлым», направленность сил, энергии человека на реализацию модели «потребного будущего» (H.A. Бернштейн); принцип иерархичности, отражающий приоритет «метасистемного» над «субсистемным» в индивидуальном и антропогенетическом развитии сознания.

5. Психолого-педагогические условия развития готовности учащегося-музыканта основаны на переживании и преодолении эксвизитных ситуаций и на применении интегративного метода многоуровневого синергети-ческого построения музыкально-исполнительского движения.

Апробация результатов исследования включала в себя публикацию его основных положений (в 1998-2001), обсуждение материалов исследования на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы Mill У за 2000-2001 год, на курсах повышения квалификации по методологии, истории и психологии музыкального образования (Москва, 1998), на республиканской научно-практической конференции по проблемам музыкальной педагогики (Республика Алтай, 1999), на заседаниях кафедры методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Основные выводы

1. Основным результатом проведенного исследования является психолого-педагогическая модель становления исполнительской готовности учащегося-музыканта, представленная в виде:

- сущности феномена «готовности», понимаемой как оптимальное функциональное состояние психики исполнителя, имеющее объективные и субъективные характеристики и достигаемое при наличии системы развитых функциональных органов («полноорганности»), необходимых для исполнительского акта;

- структуры становления исполнительской готовности учащегося-музыканта, образуемой тремя компонентами : „внутренний Учитель", „доминанта Артиста" и „живое движение", обладающими соответственно функциями: а) рефлексивного сознания; б) актуализации исполнительских способностей и потребностей; в) психомоторной функцией реализации художественного замысла в музыкально-исполнительском движении; в) метода многоуровневого синергетического построения музыкально-исполнительского движения.

2. Успешное развитие структурных компонентов - «функциональных органов» исполнительской готовности учащегося-музыканта - предполагает обязательное наличие эксвизитных ситуаций в процессе обучения.

3. Выявлена психологическая динамика, развития необходимых функциональных органов исполнительской готовности (в терминологии С. Грофа -от БПМ-1 к БПМ-4), которая является универсальной схемой психологического преодоления эксвизитных ситуаций в музыкально-образовательном процессе; при этом решающей, «поворотной» фазой этого цикла является тревожная БПМ-2, на продуктивное преодоление которой и нацелены разработанные нами психолого-педагогические условия исполнительской готовности.

4. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление исполнительской готовности учащегося-музыканта, реализуются на основе принципов антропологического системного подхода: активности, саморазвития и иерархичности.

5. Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что в результате творческого преодоления эксвизитных ситуаций приобретается психологический опыт достижения исполнительской готовности, необходимый для успешного профессионального развития личности учащегося-музыканта.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чугунов, Евгений Валерьевич, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: "Прометей", 1990.186 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования ,-М. «Прометей», 1990.-186с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991. - с.300

4. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Самара: Изд.дом "Бахрах-М", 2000. -336 с.

5. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. -М.: МИКИС, 1994.-368с.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.: "Прагма", 1993. 175 с.

7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.: «Прагма»,1993,-175с.

8. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики: сборник докладов Межвузовской научно-методической конференции /отв. ред. Зелинский П.Е. Таганрог, 1994. - 72 с.

9. Альманах музыкальной психологии /HOMO MUSICUS/. Ред. сост.: М.С.Старчеус. Моск. гос. коне. им. П.И.Чайковского. М., Б.и., 1994,-206с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. //В 2-х т. -тЛ/Сост. В.П.Лисенкова. Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

11. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. //Процессы музыкального творчества. М.: РАМ им.Гнесиных, 1994. - с.56-77

12. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора: К постановке проблемы. //Вопросы музыкального стиля. Л., 1979. - с. 140-156 1 З.Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.-М.: Изд. МГУ,1980,-127с.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. JI.: Музыка, 1971. - 376 с.

14. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Пер. с англ.- М.:"Рефл-бук", К.:"Ваклер",1997, -320с.

15. Ауробиндо Ш. Перерождение и карма. -М.: «Фаир», 1995, -144с. 19.Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.:1. Музыка, 1974. 336 с.

16. Бахтин М.М. /Волошинов В.Н./ Фрейдизм. //Бахтин под маской. ч.1. - М.: "Лабиринт", 1993. - 120 с.

17. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л.: Музыка, 1982, -64с.

18. Белик A.A. Культурология: антропологические теории культур. М.,1998.-241 с.

19. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. //Собр. соч., т.1. М.: "Московский клуб", 1992. - С. 50-155

20. Бергсон А. Творческая эволюция. -М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998.41-ЮЗс.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества. Философия свободы. М.: "Правда", 1989. - 607 с.

22. Бердяев H.A. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. -М.: «Мысль», 1990.-175с.

23. Бердяев H.A. Смысл творчества. Философия свободы.- М.: «Правда», 1989, -607с.

24. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм. //Феномен человека: Антология./ Сост., всуп.ст. П.С. Гуреьича/. М.: Высш. Школа, 1993. -с.20-68.

25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений /Книга 1/. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Книга 2/.- Лениздат, 1992.-400с.

26. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994,175с.

27. Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений. /Под ред. В.П. Зинченко. -М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, 608с.

28. Бессознательное: Природа, функции и методы исследования: В 4-х т./ Под общ. Ред.A.C. Прангишвили и др.- Тбилиси: Мецниереба, Т.1, 1978.-786с.

29. Зб.Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф .дис.на соиск.учен.степ.док.пед.наук (по псих.) -М., Акад.пед.наук РСФСР, научн.-исслед.инст.психологии, 1966.-40с.

30. Болотова А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении. //Психологические аспекты социальной нестабильности. М.: Б.и., 1995. -с. 59-71

31. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд. иностр. лит., 1961. -151 с.

32. Бочкарев JI.JI. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М.,1981. - 27 с.

33. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М., ИПРАН, 1997. - 352 с.

34. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. - 302 с.

35. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. -с.669.

36. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. -М.: Наука, 1991.-270 с.

37. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М: "Сов.Россия", 1989. -702с.

38. Вифляев В.Е. Творчество как функциональный вторичный ресурс организма, как возникновение опосредованного через непосредствен-ное.//Философскне исследования. М., 1994, №1.

39. Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и его культура (к проблеме формирования творческого потенциала будущих музыкантов) //Мир психологии. М.-Воронеж, 2001, №1 (25), с.204-213.

40. Восприятие музыки. Сб. под ред. Максимова В.Н. М.: Музыка, 1980. -256 с.

41. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. Подред. и вступ. ст. с. 4-36 А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.

42. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - с. 67-72

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.-341 с.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

45. Гвоздевская Г.А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1999. - 21с.

46. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. -400с.

47. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1996.-496с.

48. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц.-М.: Мир, 1996,376с.

49. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1987, -218с.

50. Голубева Э.Я. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989.

51. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. М.: Тривола, 1995,324с.

52. Горюнова J1.B. Методологические основы учебника "Музыка". М.: НИИ школ, 1989. 143 с.

53. Горюнова JI.B., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников. //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. /Сборник трудов/. -М., 1974. с. 147-204

54. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Изд. Межд. акад. пед. наук, 1993. -192 с.

55. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М.: ИНИОН, 1993. - 312 с.

56. Гроф С. Холотропное сознание. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996,-248с.

57. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс. /Вступ. ст.// Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. - с. 3-23

58. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. /Феноменологическая психология. //"Логос", No.3 М., 1992. - с. 62-81

59. Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1999, -373с.

60. Дорфман Л. Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру// Психологический журнал. 1995а. Т. 16, N 2

61. Дорфман Л. Я. Человеческое инобытие как творческая самореализация // Проблемы информационной культуры. Москва-Краснодар: Изд-во международной академии информатизации, 19956. Вып. 2.

62. Еремеев В.Е Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология. -М.:АСМ, 1996.-208 с.

63. Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. N 4.

64. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. (2-е изд.)-М., Смысл, 2000,174с.

65. Киященко Н.И. Культурный плюрализм и современное гумани- тарное образование. //Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. Часть 1.-М., 1994. с. 14-16

66. Киященко Н.И. Человек и музыка /вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания/. //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. - с. 18-20

67. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-метод. центр Пензенского гор. отд. образ., 1994. -344 с.87 .Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. -М.: Издательство «Институт психологии», 1966, -224с.

68. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. -М.,1997. 176 с.

69. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. Пособие.-2-е изд., -Мн.: высш. Шк., 1997, -464с.

70. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и паталогии). -Новосибирск: Изд. «Наука» Сибирское отделение, 1975,-209с.

71. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр, 1997. - 432 с.

72. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. 1995. N3.93 .Крупник Е.П. Проблема психологической устойчивости.

73. Психологические аспекты социальной нестабильности. М.: Б.и., 1995.-с. 27-50

74. Курт Э. Музыкальная психология. /Области и границы музыкальной психологии/. //Альманах музыкальной психологии. М.: Моск. гос. коне. им. П.И.Чайковского, 1994. - с. 7-2795 .Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975. 304 с.

75. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. - 286 с.

76. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия. //Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. - с. 3-27

77. V 98.Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. К 3.

78. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - с. 21-186

79. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки. //Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - с.315-335

80. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986, -576с.

81. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. /Б-ка музыканта-педагога/. М.: Музыка, 1991. - 85 с.

82. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-415 с.

83. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. -М; школ а «Языки русской культуры», 1999, -216с.4Í 105. Марков Б.В. Философская антропология. С.-П.: Изд-во «Лань», 1997.-384 с.

84. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. -М.: Ком-поз., 1993. 266 с.

85. Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки. //Альманах музыкальной психологии. М., 1994. - с. 48-75

86. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни .//Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сост. Л.И.Дыс. Киев:"Музична Украша", 1989. -С.18-28.

87. Медушевский В.В. Музыкальное образование дорога к храму души? //Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Материалы П международной научно-практической конференции. - М., 1994. - с. 92-97

88. Менегетги А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с итал. Д. Петрова.-Пермь: «Хортон Лимитед», 1993. -76с.

89. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

90. Si 114. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.,1999,118с.

91. Михаилов С. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. - 262 с.

92. Молодцова E.H. Традиционные знания и современная наука о человеке. -М.:"Янус", 1996, -271с.

93. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Университетское, 1990. -140 с.i 118. Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации.-М., 1998, -244с.

94. Музыка и математика: Зальцбург. Беседы о музыке 1984 г. под председательством Г. фон Караяна. /Под ред. ГГетце, Р.Вилле. М.: Наука, 1994. - 125 с.

95. Музыка. Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. трудов Моск. гос. коне. им. П.И.Чайковского. /Ред. В.В.Протопопов. М., Б.и., 1992. - 150 с.

96. Музыкальное искусство и наука. /Сост. и ред. Е.В.Назай-кинский./ М.: Музыка. Вып.1, 1970 - 217 е.; Вып.2, 1973 -215 с.;Вып.3,1978.-230 с.

97. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

98. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. -М., «Лабиринт», 1994, -73с.

99. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: "Прометей", 1989.-287 с.

100. Насыпная Г.А. Претворение музыкально-педагогических идей Т.Манна и Г.Гессе в современной педагогике. //Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М., 1994. - с.49-51

101. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. - 300 с.

102. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998.-464 с.

103. Нойманн. Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический /Пер. В.М. Донец. Научн.ред и послесл. В.В. Зеленский- СПб.: Академический проект, 1999, -206с.

104. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека.// психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, С20-50.

105. Падалка Г. Интуиция в системе музыкально-педагогических водействий и возможности ее развития. //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. - с.42-44

106. Педагогический поиск. /Сост. И.Н.Баженова.-3-е изд. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

107. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. N 3.

108. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: "Пассим", 1994. - 304 с.

109. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия как средство гармонизации личности. //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991, с. 45-47

110. Подорога В.А. Выражение и смысл. -М., Ас1 Матует, 1995, -423с. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. /Под ред. Д.Я.Райгородского/, Самара, изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, -667с.

111. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

112. Прибрам К. Языки мозга: Эксперименты, парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс, 1975. - 464 с.

113. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. /К решению парадокса времени/ -М., Эдигориал УРСС, 2000, -239с.

114. Пригожин Й., Стенгерс Н. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. 431 с.

115. Пригожин И.От существующего к возникающему. -М.: НаукаД985, 130с.

116. V 143. Принципы порождающего процесса восприятия. /Коллективная монография/. Под ред. А.И.Миракяна. М., Б.и., 1992. - 223 с.

117. Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. - 318 с.

118. Процессы музыкального творчества. /Сборник трудов. М.: РАМ им. Гнес., 1994. - 212 с.

119. Процессы музыкального творчества. Выпуск второй. Сб. тр. №140 /РАМ им. Гнесиных. -М., 1997, -196с.

120. Психология общения 2000: проблемы и перспектив Тезискяокла^ дов международной конференции. Отв. Ред. А.А,Бодалев. М.: УМК «Психология», 2000. - 354 с.

121. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы СМЫСЛА ЖИЗНИ. Псих.институт РАО, Москва, 1997.

122. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. - 141 с. \jl50. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. - М.: ЦАПИ, 1993. - 134 с.

123. Райх В. Анализ харктера: Пер. с англ. Е. Поле.-М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, -528с.

124. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по социальной психологии личности ./Под ред. Д.Я.Райгородского/, Самара, 2000,-650с.

125. Самуэльс Э. Юнг и постюнгианцы. /Курс юнгианского психоанализа/, -М., «ЧеРо», 1997, -423с.

126. Сартр Ж.-П. Воображение. //"Логос", No.3,1992. с. 98-116

127. Сатья Саи Баба. Садхана. Внутренний путь.-СПб. : ОВК, 1998,-212с.

128. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990. -318 с.

129. Сосновский Б.А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. //Психологические аспекты социальной нестабильности. М., Б.и., 1995. - с. 3-9

130. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. -173 с.

131. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. \Сборн. Статей памяти П.К. Анохина/ /Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Б. Швыркова, Д.Г. Шевченко, К.в.Шулейкиной/. -М.: «Наука», 1978, -383с.

132. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1947. - 335 с.

133. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. /Исследования в области мифопоэтического/, -М., Изд. Группа „Прогресс"- „Культура", 1995,-624с.

134. Торопова A.B. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. /К началам музыкально-психологической антропологии./-М.,Изд.МПГУ, 1997,-106с.

135. Торопова A.B. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми. Диссертация на соиск.научн.степ.канд.пед.наук. -М, 1995. 171с.

136. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. //Феномен человека. М.: Высш.шк., 1993. с. 72-76

137. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН Груз.ССР, 1961. 210 с.

138. Уильяме Д.Л. Пересекая границу.: Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1994, -192с.

139. Успенский П.Д. Тертум органум. Ключ к загадкам мира. -С-Пб. 1992. 241 с.

140. Ухтомский A.A. Парабиоз и доминанта. Собр.соч, т.1, Л., 1950, с.200-320.

141. Фейс О. Генеалогия и психология музыкантов. //Альманах музыкальной психологии. М., Б.и., 1994. - с. 156-185

142. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков /пер. с англ. М. Папуш. M.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000,-160с.

143. Феномен человека. Антология. М., 1993. - 349 с.

144. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.- 6-е изд., перераб.и доп. -М.: Политиздат, 1991. -560с.

145. Флоренский П.А. Иконостас. М.: "Искусство", 1995. - 256 с.

146. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: "Правда", 1990. - Т.1 - 490 е., Т.2 - 446 с.

147. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. Сборникнаучных трудов. M.: Mill И им. Ленина, 1981,-160с.

148. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

149. Фрейд Анна. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993. -142 с.

150. Фрейд 3. Сновидения. /Избранные лекции/. Алма-Ата, 1990. -190 с.

151. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига, Б.и., 1990. - 94 с.

152. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". //Я и Оно. Тб. "Мерани, 1991, Т.1. - с. 71-138

153. Фрейд 3. Психология бессознательного. /Сборник произведений/. М.: Просвещение, 1990. - 447 с.

154. Фромм Э. Иметь или быть. 2-е изд. /Б-ка заруб, психологии/. М.: Прогресс, 1990. - 330 с.7189. Хайдеггер М. Искусство и пространство. //Самоосознание европейской культуры XX века. М., 1991. с. 95-99

155. Цатурян К.А. О типологии чтения нового музыкального материала. /Формирование музыкально-исполнительского мастерства/-М., Mill И им. Ленина, 1981, с.73-89.

156. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и самим собой.)-М., 1998.-156 с.

157. Цуккерман В.А. Музыкант, ученый, человек. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Изд. Объединение «Композитор», 1994,-271с.

158. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Сов. композитор, 1988. - 384с.

159. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - 374 с.

160. Цыпин Г.М. Индивидуальность или личность? Феномен личностного в искусстве. //Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1,ч. 2 -М.: "Прометей", 1991.-е. 157-159

161. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. -М., Academia, 1999. -183 с.

162. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.-М., Интерпракс, 1994.-373 с.

163. Чуешов В.И. Введение в современную философию: Учебн. Пособие., Мн.: НТООО «Тетра Системе», 1997,128с.

164. Шарден Т.де Феномен человека. /Преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь/. М.: Наука, 1987.-239с.

165. Шаронов B.B. Основы социальной антропологии. С-П.: Изд-во «Лань», 1997. - 192 с.

166. Шергок Л. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982.-311 с.

167. Шергок Л., Соссюр Р. де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда: Пер. с франц./Вступ. Ст. Н.С.Автономовой.-М.: Прогресс, 1991, -288с.

168. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М. 1992, с 50-200.

169. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1956.- 400 с.

170. Эберт Д. Физиологические аспекты йоги. /Пер. с нем. P.C. Минва-леева/. СПб., 1999,-160с.

171. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . М.: Педагогика, 1989. - 555 с.

172. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Информационно-издательское агентсво «Русский мир», 1998, -544с.

173. Юнг К.Г. Аюп.-М.-„Рефл-бук", К.- ,3аклер", 1997, -336с.

174. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т"Кентавр" Институт личности ИЧП „Палантир", 1994,-132с.

175. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Порт-Рояль-Совершенство, Киев-Москва, 1997, -383с.

176. Юнг К.Г. и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. -М., Добросвет, 1997,-340с.

177. Юнг К.Г. Ответ Иову. М.: Канон, 1995,-352с.

178. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: „Университетская книга" ACT, 1996, -712с.

179. ЮнгК.Г. Mysterium coniunctionis. -М. „Рефл-бук", 1997,- 688с.

180. ЮнгК.Г. Человек и его символы. -М., Серебрянные нити „Университетская книга" ACT, 1997,-367с.

181. ЮнгК.Г., Э.Нойманн. Психоанализ и искусство. -М. „Рефл-бук"- К., „Ваклер", 1996,-304с.

182. Ященко М.М. Сложные жизненные ситуации и становление личности старшеклассника .// Сов. Педагогика. 1968. №1, с74-79.