Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Малунцева, Виктория Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Малунцева, Виктория Александровна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ МУЗЫКАЛЬНО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. Психолого-педагогические и искусствоведческие основы индивидуального обучения студента в классе музыкально-исполнительской подготовки педагогического вуза.

1.2. Художественно-дидактическая специфика содержания и методов профессионального обучения музыканта-педагога.

1.3. Индивидуальная форма исполнительской подготовки в системе межпредметных связей высшего педагогического образования.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА

2.1. Цель, основные направления и содержание художественно-дидактического анализа в индивидуальной форме исполнительской и педагогической подготовки студента.

2.2. Искусствоведческий, исполнительский и педагогический аспекты художественно-дидактического анализа в профессиональном становлении музыканта-педагога /на примере творчества И.Брамса/.

2.3. Педагогические условия, критерии, этапы проведения и обобщение результатов опытно-экспериментальной проверки профессионального становления музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки"

Актуальность исследования. В современных условиях развития системы высшего педагогического образования профессиональная подготовка музыканта-педагога требует конкретизации ее предметного содержания и исполнительской специфики, обеспечивающей отчетливое понимание характерных особенностей индивидуальной формы художественно-дидактического процесса высшей школы, обосновывающей становление студента музыкантом и педагогом.

Индивидуальная форма профессиональной подготовки в исполнительском классе вуза дидактически опосредованно способствует педагогическому становлению студента. Процесс индивидуальной исполнительской подготовки студента по существу предмета и основ его преподавания отличает специфика художественно-дидактического содержания, синергетическое своеобразие индивидуальной формы обучения в классе музыкально-исполнительских дисциплин, основу которой определяет диалог профессионального общения педагога и студента. Динамично и творчески становящийся в многообразии реалий художественно-дидактической практики диалог профессионального общения индивидуальной формы музыкально-педагогического процесса высшей школы обеспечивает становление студента специалистом.

Художественно-дидактическая специфика индивидуальной формы исполнительской подготовки студента в классах фортепиано, концертмейстерского мастерства, дирижирования, сольного пения играет определяющую роль в становлении музыканта профессиональным педагогом. Опираясь на положения общей дидактики (Л.В.Занков, А.М.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), педагогики высшей школы (А.А.Деркач, С.А.Архангельский, В.А.Сластенин, и др.), принципиальные в методологическом и методическом обеспечении индивидуального обучения музыканта-педагога, а также на результат их предметной экстраполяции на особенности музыкально-педагогического процесса (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, И.Ю.Алиев, А.И.Николаева, Т.Г.Мариупольская, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.), мы оцениваем профессиональный смысл и систематизируем представления о специфике предметного содержания индивидуальной формы художественно-дидактического процесса высшей школы, по существу предмета и основ его преподавания отличающего индивидуальную форму исполнительской подготовки студента, опосредованно способствующей его профессиональному становлению педагогом. Поэтому систематизация художественно-дидактического содержания, присущего индивидуальной форме профессионального становления музыканта-педагога и обеспечивающего ее эффективную реализацию в практике музыкально-педагогического процесса, конкретизирует актуальность проведенного исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия профессионального становления музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования- художественно-дидактическое содержание процесса педагогического становления студента в индивидуальной форме исполнительской подготовки.

Предмет исследования - педагогические условия индивидуальной художественно-дидактической формы музыкально-педагогического процесса, обеспечивающие профессиональное обучение студента в классах исполнительских дисциплин.

Задачи исследования.

1. Выявить и обосновать художественно-дидактическое содержание, обеспечивающее единство исполнительского и педагогического становления студента в индивидуальной форме музыкально-педагогического процесса.

2. Раскрыть и конкретизировать соотнесенность музыкально-исполнительской и художественно-дидактической составляющих процесса профессионального становления музыканта-педагога.

3. Определить педагогические условия, обеспечивающие единство исполнительского и педагогического становления студента в индивидуальной форме профессионального обучения.

Гипотеза исследования основана на положении о том, что индивидуальная форма музыкально-педагогического процесса будет протекать успешно, если педагог:

-актуализирует единство исполнительской и педагогической подготовки студента:

-реализует метод художественно-дидактического анализа, интегрирующий историко-стилистический, музыкально-семантический, исполнительский аспекты педагогического репертуара, применяемого в классах музыкально-исполнительских дисциплин,

-дидактически обеспечивает творческое становление студента исполнителем и педагогом,

-раскрывает специфику и предметно характерное содержание основ профессионального мастерства студента,

-определяет педагогические условия художественно-дидактического процесса, основу которых составляет творчески-эвристический диалог, обеспечивающий систему «обратных связей» профессионального общения студента и маэстро в классе индивидуальной исполнительской подготовки.

Методологической основой являются философские положения о дискретности и непрерывности становления и развития личности, о всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов в бытии и сознании, о регулирующей роли сознания в деятельности и поведении человека, об объективной и субъективной его природы.

Теоретической основой исследования являются: положения теории музыкально-педагогического процесса общего и специального образования (О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Арчажникова, Т.Г.Мариупольская, Л.А.Рапацкая, В.И.Петрушин, Г.М.Цыпин и др.); представления, раскрывающие специфику подготовки музыканта-исполнителя (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, М.Э.Фейгин и др.) в системе консерваторского образования; основы музыкальной педагогики высшей школы и специфика подготовки музыканта-педагога в классах исполнительских дисциплин (И.Ю.Алиев); положения искусствоведения, ориентирующие в раскрытии музыкально-стилистических и исторических аспектов исполнительской и дидактической подготовки музыканта (Б.В.Асафьев, В.А.Холопов, В.Н.Холопова, А.И Николаева, Е.М.Царева и др); философско-эстетические положения теории музыкального феномена А.Ф.Лосева, интонационной теории Б.В.Асафьева: определение музыки как «искусства интонируемого смысла»; искусствоведческая и музыкально-педагогическая трактовка понятия об «интонируемом образе музыки» как о «музыкально интонируемом смысле» (И.Ю. Алиев); акмеологический подход, определяющий единство профессионального и личностного становления студента основой раскрытия его «акме» (А.А.Деркач), как наивысшей точки творческой реализации в профессиональном мастерстве. психолого-педагогические положения художественно-дидактического процесса, способствующие профессиональному обеспечению индивидуальной исполнительской подготовки музыканта-педагога и актуализирующие процесс его профессионального становления (К.С.Станиславский, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.И.Петрушин и др.).

Методы исследования. В исследовании применялись теоретические методы: методологический анализ проблем музыкальной педагогики, позволяющий их оценивать и разрешать с позиции философского, общенаучного, частнонаучного подходов; теоретический анализ и синтез; метод феноменологического описания, способствующий оценке явлений музыкально-педагогической практики и формированию обобщенных представлений о ее содержании и закономерностях; методы педагогического эксперимента: анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, методы, видео и аудио фиксации, позволяющие осуществлять анализ динамики музыкально-педагогического процесса, оценку публичных /экзаменационных, концертных, конкурсных/ выступлений студентов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа проводилась в индивидуальной художественно-дидактической форме исполнительской подготовки студентов в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А.Шолохова, Московском педагогическом государственном университете, в Китайской народной республики (фортепианный факультет Тяньцзинской консерватории), где автор работала педагогом фортепиано и концертмейстерского мастерства, концертмейстером класса сольного пения. Художественно-дидактическая система индивидуальных занятий, практика репетиций и публичных выступлений обеспечила реальную базу индивидуальной формы профессионального становления студентов класса исполнительской подготовки.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1990 по 2006 гг. и предусматривало три этапа.

На первом этапе (1990-1995 гг.) осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, определялась научно-педагогическая проблема, формулировалась тема, отрабатывался исследовательский аппарат.

На втором этапе (1995-2000 гг.) была разработана и первично апробирована система творческих заданий для художественно-эвристического поиска и художественно-дидактического анализа, составивших основу педагогического эксперимента, был отработана его методическая база.

На третьем этапе (2000-2006 гг.) осуществлен второй цикл практической апробации системы художественно-дидактических заданий, оптимизировавших индивидуальную форму исполнительской подготовки музыкантов-педагогов, подготовлен и опубликованы учебно-методические пособия, проанализированы и обобщены результаты педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые индивидуальная художественно-дидактическая форма профессиональной подготовки музыканта-педагога представлена как система педагогического процесса, эффективно обеспечивающего единство исполнительского и педагогического становления музыканта-педагога.

-определено понятие «индивидуальная форма исполнительской подготовки» в процессе профессионального педагогического становления студента;

-систематизировано художественно-дидактическое содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в индивидуальных формах музыкально-педагогического процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается: - в систематизации представлений о специфике музыкально-педагогических умений преподавателя исполнительских дисциплин педагогического вуза; выявлении художественно-дидактических особенностей индивидуальной формы музыкально-исполнительской подготовки студента, обосновывающей процесс его профессионального педагогического становления;

-определении системы художественно-дидактических критериев профессионального становления студента, реализуемого в индивидуальной форме музыкально-педагогического процесса;

-формулировании представлений об индивидуальной форме музыкально-педагогического процесса как о дидактически уникальной системе профессионального становления педагога в классах исполнительской подготовки высшей школы;

-выявлении роли художественно-эвристического /творческого/ поиска и метода художественно-дидактического анализа как практически действенном способе индивидуального обучения, обеспечивающего раскрытие творческих способностей студента в едином образовательном процессе становления исполнительского и музыкально-педагогического умения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы обеспечивают существенное повышение эффективности профессионального становления музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки, используются в реальных педагогических условиях индивидуальной художественно-дидактической формы музыкально-педагогического процесса в классах фортепиано, концертмейстерского мастерства, дирижирования, сольного пения Московского педагогического государственного университета, Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова и фортепианного факультета Тяньцзинской консерватории (Китайская народная республика), при разработке программ, методических пособий, трактующих инновации и раскрывающие роль индивидуальной формы исполнительской подготовки студента в процессе его музыкально-педагогического становления.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими основаниями, логикой использования методов исследования, адекватных его цели и задачам, ведением педагогического исследования в единстве с практической творческой деятельностью, репрезентативностью объема работы, продиктованным характером опытно-экспериментальной работы и внедрением в педагогическую практику выдвинутых теоретических положений и выводов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Процесс исполнительской подготовки музыканта-педагога, протекающий в эмпирически уникальной индивидуальной форме обучения, составляет ключевую основу педагогического становления студента, раскрывая единство музыкально-исполнительского и художественно-дидактического содержания музыкально-педагогической профессии.

2. Индивидуальная форма исполнительской подготовки студента обеспечивает формирование специальных музыкально-педагогических умений, определяемых как «ассоциативная память», «динамика педагогической реакции», оценка «обратной связи» и ее результата.

3. Ассоциативная педагогическая память лежит в основе оценке аналогий в развитии и профессиональном становлении студентов, способствуя развитию творческого своеобразия каждой личности. Педагогическая оценка способствует адекватному определению художественно-дидактического содержания системы методических средств («практической методики»), обеспечивающей единство исполнительского и педагогического становления студента, позволяет педагогу производить разнообразные профессиональные экстраполяции и обобщения.

4. Процесс исполнительской подготовки, выраженный в индивидуальной художественно-дидактической форме ее реального протекания, способствует интеграции системы межпредметных связей теоретических (теория и история музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений) и практических (сольное пение, хоровой класс, педагогическая практика) специальных дисциплин, коррелируя предметное содержание художественно-дидактических представлений с системой общепедагогического знания.

5. Совокупность педагогических условий индивидуальной формы профессиональной подготовки музыканта-педагога в исполнительском классе вуза, включает: метод художественно-дидактического анализа, метод художественно - эвристического /творческого/ поиска, метод художественно-образных ассоциаций /сопоставлений, аналогий, сравнений/, что дидактически способствует формированию исполнительского умения, опосредованно обеспечивает становление студента профессиональным педагогом; субъект-субъектного взаимодействие педагога и студента.

Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования опубликовано 4 работы, общим объемом 24,5 п. л., в том числе учебно-методическое пособие для студентов педагогического вуза «Этюды о Брамсе» (М.: «Макс-пресс», 2003), объединившее содержание искусствоведческого, культурологического и музыкально-педагогического аспектов профессиональной подготовки в классе индивидуальной исполнительской подготовки студента. Материалы исследования использовались в практике занятий, в процессе самоподготовки студентов, применялись при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Ведущим методом, обосновывающим художественно-эвристический диалог индивидуальной формы профессионального обучения, обеспечивающий естественную динамику творческого становления студента в обретении исполнительского и педагогического умения стал художественно-дидактический анализ, включающий искусствоведческий, культурологический и музыкально-педагогический аспект постановки и разрешения профессиональных проблем в деятельности музыканта-педагога высшей школы.

Ключевым педагогическим условием проведения дидактического эксперимента стал художественно-эвристический диалог педагога и студента индивидуальной формы обучения, актуализирующим заинтересованность студента в занятиях, стимулирующий: самостоятельную активность, динамику становления и степень творческой реализации студента в обретении исполнительской или музыкально-педагогической профессии, активность творческой реализации студента в исполнительской и педагогической профессии.

На примере реализации творческого метода художественно-дидактического мастерства, было доказано, что в процессе собственного развития, на примере профессионального становления соучеников по классу, ориентируясь на метод художественно-дидактического мастерства маэстро и на предметно характерное содержание творческой методологии художественно-эвристического поиска, студент получает возможность реально оценить специфику исполнительского и педагогического мастерства в процессе становления профессиональных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют заключить о том, что:

- индивидуальная форма исполнительской подготовки студента представляет дидактически уникальный педагогической процесс музыкальной педагогики системы среднего специального образования и высшей школы

- в динамике становления исполнительского умения осуществляется постижение уникального художественно-дидактического содержания музыкально-педагогической профессии;

- индивидуальная форма художественно-дидактического процесса музыкальной педагогики высшей школы, методически опосредованно реализуемая в исполнительской подготовки, обеспечивает единство профессионального становления студента музыкантом и педагогом.

Доказано, что качество профессиональной подготовки музыканта-педагога реализуется тем естественней и динамичнее, чем более эффективно используется художественно-дидактическая форма индивидуального обучения в классах музыкально-исполнительских дисциплин, актуализирующая единство исполнительского и педагогического становления студента.

Опытно-экспериментальная проверка теоретического результата исследования обеспечила практическую достоверность положений гипотезы; позволила установить, что при всем разнообразии содержания и различии путей творческого развития и профессионального становления, индивидуальная форма исполнительской подготовки объективно способствует уяснению и активному усвоению основ музыкально-педагогической профессии, эффективно обеспечивая формирование персонального творческого метода художественно-дидактического мастерства будущих специалистов.

Диалог художественно-эвристического поиска педагога и студента в индивидуальной форме музыкально-педагогического процесса актуализирует исполнительский и педагогический аспекты профессионального становления студента, что позволило наглядно раскрыть ключевое творческое и дидактическое содержание профессии «музыкант-педагог» и методически обеспечивать положительную динамику развития творческих способностей студента в процессе становления профессионального умения.

Творческое применение метода художественно-дидактического анализа, объединившего историко-стилистический, исполнительский, дидактический аспекты исполнительской и педагогической подготовки в едином процессе профессионального становления музыканта-педагога в индивидуальной форме обучения, позволило практически оценить тождество и различия содержания исполнительской и музыкально-педагогической профессии, осуществлять художественно-эвристический поиск в ее творческой реализации, адекватно оперировать методами индивидуального обучения, ориентироваться в многообразии образной эмпирики, присущей содержанию и методам индивидуального обучения.

Профессиональное становление студента педагогического вуза в классе индивидуальной исполнительской подготовки представляет уникальную педагогическую форму, обосновывающую единство развивающий, обучающей и воспитывающей доминант дидактического процесса, чем актуальна как для профессионального образования музыканта-педагога, так и для педагогики высшей школы а целом.

Исследование, проведенное в условиях реальной практики музыкально-педагогического процесса позволило определить представление о специфике индивидуальной художественно-дидактической формы, эффективно обеспечивающей в систематическом формировании исполнительского умения, положительную динамику музыкально-педагогического становления студента.

Практика исполнительской и педагогической деятельности автора в вузах Российской Федерации и Китайской народной республики, нашедшая свое отражение, констатацию, осмысление в теоретическом и опытно-экспериментальном разделах исследования, обеспечила достоверность его результата, позволившем оценить смысл предметной специфики, основ, содержания, методов преподавания исполнительских дисциплин в индивидуальной форме музыкально-педагогического процесса высшей школы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Малунцева, Виктория Александровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования. - М.: Прометей, 1990.- 188 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 336 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки, М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.431 с.

5. Алиев И.Ю. Основы преподавания сольного пения, М, 2003. 192 с.

6. Алиев И.Ю. Основы музыкальной педагогики высшей школы и методология профессионального мастерства педагога-вокалиста, М.: Гном и Д, 2006.- 265 с.

7. Анализ вокальных произведений/ отв.ред. Коловский О.П.-Л.: Музыка, 1988.- 234 с.

8. Андронников И.Л. К музыке.- М.: Советский композитор, 1975.-336с.

9. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 147 с.

10. Апраксина O.A. О праве учителя музыки на эксперимент // Методика музыкального воспитания в школе,вып. / сост. Апраксина O.A.- М.: Музыка, 1978.- с. 66-76.

11. Аристотель Поэтика // Мыслители Греции. От мифа- к логике: Сочинения.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСИМО-Пресс; Харьков Изд-во "Фолио", 1998.- 832 с.

12. Артемьева E.H. В классе профессора К.Н.Дорлиак.- М.: Музыка, 1969.-342 с.

13. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей.-М.: Искусство, 1968.- 654 с.

14. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса.- М.:Музгиз, 1952.-268с.

15. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 95 с.

16. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики.- М.: Музгиз, 1956.- 268 с.

17. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1968,- 268 с.

18. Безбородова Л.А., Ю.Б. Алиев Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях М: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.

19. Бердяев H.A. Самопознание.- М.: Книга, 1991.- 446 с.

20. Бочкарев A.A. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.- 352 с.

21. Вагнер Р. Избранные работы. Сост. и коммент. И.А.Барсовой и С.И.Ошерова. Вступит, статья А.Ф.Лосева. Пер. с нем. М.: Искусство, 1978.- 695 с.

22. Вальденго Д. Я пел с Тосканини.- Л.: Музыка, 1989.- 167 с.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд.5. Испр. и доп. Комментарии Вяч. Вс. Иванова и И. В. Пешкова. Издательство "Лабиринт", М., 1007.- 416 с.

24. Гарсиа М. Школа пения (Полный трактат об искусстве пения).- М., 1957.- 258 с.

25. Гегель Г-Ф-В Сочинения. Том XIУ. Лекции по эстетике.- М.,1958.-440 с.

26. Гедда Н. Дар не дается бесплатно.- М.: Радуга, 1983.- 252 с.

27. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: "Школа-Пресс", 1995.448 с.

28. Гмыря Б.Р. Статьи,дневники,воспоминания /сост. и примеч. Гмыря

29. B.А. и Принц A.B.- М.: Музыка, 1988.- 238 с.

30. Гобби Т. Мир итальянской оперы: пер. с англ.; послеслов.

31. C.Белзы. М.,: Радуга, 1989.- 220 с.

32. Горяйнов Ю.С. Г.Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. -М.: Музыка, 1984.- 231 с.

33. Дворкина М., Агикян М. Некоторые стилистические особенности итальянской вокальной музыки 17 века// Профессиональная подготовка студента-вокалиста (сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 115).-М., 1990 .- с.25-36.

34. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.- М.:РАГС, 2000.536 с.

35. Джильи Б. Воспоминания. М-Л.: Музыка, 1967.- 267 с.

36. Джиральдони Л. Аналитический метод воспитания голоса. -Юргенсон, 1893.- 127 с.

37. Дидро Д. Парадокс об актере. М.: Госиздат, 1922.- 78 с.

38. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-ое изд. - М.: Музыка, 1996.- 368.

39. Дмитриев Л.Б. Об интуитивном и сознательном в творчестве и вокальной педагогике //Вопросы вокальной педагогики,вып.7 / ред. и сост. Яковлева A.C.- М.: Музыка, 1984.- с. 135-155.

40. Дмитриев Л.Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены // Вопросы вокальной педагогики,вып.6 / общ.ред.Дмитриева Л.Б.- М.: Музыка, 1982.- с. 100-122.

41. Доминго П. Мои первые сорок лет/ Пер с англ., предисловие А.Парина.- М.: Радуга, 1989.-304.

42. Закржевская C.B. Работа над художественным произведением в классе постановки голоса// Подготовка учителя музыки общеобразовательной школы. Сборник трудов. Выпуск второй. М.- 1978.- с. 39-49.

43. Зарубин В.И. Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене 1825-1993.- М.: Изд-во Эллис Лак, 1994.- 365 с.

44. Иванов А.П. Жизнь артиста. М. :Советская Россия, 1978.- 210 с.

45. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. С - Петербург: Наука, 1994.- 542 с.

46. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции /Сост. предисл., примеч. В. И. Белов. М.: Искусство, 1993.- 348 с.

47. Кант И. Критика способности суждения. Пер с нем.- М.: Искусство, 1994.-367 с.

48. Кенгерлинская Т.Ф. Музыкальная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных музыкальных заведений. Баку, 2004.- 252 с.

49. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии .- СПб.: СПбГУМП, 1999.- 242 с.

50. Коменский Я.А., Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

51. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.- М.: Педагогика, 1989.- 416 с.

52. Кондрашин К.П. Мир дирижера Л.: Музыка, 1976.- 192 с.

53. Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь.- М.:Мос-ковский рабочий, 1993.- 222 с.

54. Кочнева И., Яковлева A.C. Вокальный словарь.-Л.: Музыка, 1988.68 с.

55. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели/ Пер. с итальянского Л.: Музыка, 1972.- 303 с.

56. Левик С.И. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962.- 711 с.

57. Лемешев С.Я. Путь к искусству. М.: Искусство, 1968.- 311 с.

58. Леонтьев А.И. Лекции по общей психологии. М.: Смысл: КДУ, 2005.-511с.

59. Леонтьев А.И. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-416 с. (Серия «Психологи Отечества»)

60. Лесс A.A. Титта Руффо.Жизнь и творчество.-М.: Советский композитор, 1983.- 162 с.

61. Литвин Ф. Моя жизнь и мое искусство. -Л.: Музыка, 1967.- 163 с.

62. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе.- М.: Из-во АПН РСФСР, 1957.- 296 с.

63. Лосев. А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Кн. 2.- М.: Искусство, 1994.- 604 с.

64. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. /Сост. A.A. Тахо-Годи и И.И. Маханькова.- М.: Мысль, 1995.944 с.

65. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.- 623 с.

66. Лукреций О природе вещей. М.: ОГИЗ, 1933.- 210 с.

67. Луканин В.А. Обучение и воспитание молодого певца/ Сост. и общ. ред. Е.Е.Нестеренко. -Л.: Музыка, 1977.- 86 с.

68. Луш и н Б.М. На уроках маэстро Дж. Барра //Вопросы вокальной педагогики,вып.6 / общ. ред. Дмитриева Л.Б.- М.: Музыка,1982.- с. 123-140.

69. Мазурин К.М. Методология пения часть 1.- М., 1902.- 996 с.

70. Максакова М.П. Воспоминания,статьи, /сост. и лит.обр. Е.М. Гро-шевой. М.: Советский композитор, 1985,- 340 с.

71. Малунцева В.А. Этюды о Брамсе: учебно-методические пособие для педагогических вузов.- М.: «МАКС-ПРЕСС», 2002.- 32 с.

72. Маркези Г. Опера. Путеводитель, пер с итальянского Е.Гречаной.-М.: Музыка, 1990.-383 с.

73. Марков П.А. Режиссура Вл. И. Немировича Данченко в музыкальном театре. - М.: ВТО РСФСР, 1960.- 409 с.

74. Мерлин Б.С. Психология индивидуальности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.- 265 с. (Серя «Психологи Отечества»).

75. Методологическая культура педагога-музыканта: учебно-методическое пособие для студ. высш. пед учебных заведений/ Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; Под. Ред. Э. Б. Абдуллина.- М: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.

76. Мордвинов В.И. Практика основной работы по постановке голоса /Под ред. проф. В.А.Багадурова. М - Л: Гос. муз. изд., 1948.- 65 с.

77. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики//Вопросывокальной педагогики, вып.6 / общ. ред. Дмитриева Л.Б.- М.: Музыка, 1982.- с. 141-180.

78. Морозов В.П. Резонансная теория пения (комментарии для вокалистов) // Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции /Ред.-сост. М.С.Агин. М., 1996.- с. 22-29.

79. Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства). Учебное пособие. Часть вторая. М., 1987.- 133 с.

80. Мурр Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. М.: Радуга, 1987.- 268 с.

81. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева/ Вступительная статья А.А.Бодалева.- М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж, 1995.- 356 с.

82. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музгиз , 1948.-382 с.

83. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности/ Под редакцией А.В.Брушлинского и Т.Н. Ушаковой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 668 с. (Серия «Психологи Отечества»).

84. Николаева А.И. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано (история, теория, методика) // Теория и методика обучения игре на фортепиано. М, 2001.- С. 200-206.

85. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века. -Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.-304 с. ноты.

86. Никольская-Берегоская К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России.- М.: Прометей МПГУ, 2005.-408 с.

87. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры,- М.: Музыка, 1982.-280 с.

88. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям.- М.: Музыка, 1983.- 526 с.

89. Нестеренко Е.Е. Размышление о профессии. М.: Музыка, 1987.184

90. Нестеренко Е.Е. В классе профессора Ленинградской консерватории В.М. Луканина //Вопросы вокальной педагогики,вып. 6 /общ.ред. Дмитриева Л.Б.- М.: Музыка, 1982.- с. 70-75.

91. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа 1Х-ХХ веков. М.: Языки русской культуры, 1998,- 197 с.

92. Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 1/ Сост. ред., вст. статья К.А. Свасяна. Пер с нем.- М.: Мысль, 1990.- 829 с.

93. Пальмеджани Ф. Маттиа Баттистини/ Пер. И.Константиновой.- МЛ.: Музыка, 1966.- 178 с.

94. Панофка Г. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов. Соч. 81/ пер с ит. Р.Н.Арской. Под общ. ред. Е.Н.Артемьевой.- М.: Музыка, 1968,-214 с.

95. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.6 1994,- 365 с.

96. Платон Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. Общ. ред. А.Ф.Лосева. -М.: Мысль, 1994.-465 с.

97. Платон Апология Сократа. Пер. М.С.Соловьева // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения,- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998.- 837 с.

98. Покровский Б.А. Об оперной режиссуре. М.: ВТО, 1973.- 308 с.

99. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика:

100. Учебн. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; По. ред Г. М. Цыпина. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.

101. Рейзен М.О. Автобиографические записки, статьи, воспоминания/ сост. и общ.ред. Е.А.Грошевой.- М.: Советский композитор, 1980.- 303 с.

102. Риман Гуго Музыкальный словарь.- Пер. с 5-го нем. изд.,допол. русским отделом, сост. при сотр. П.Веймарна, В.Преображенского, Н.Финдейзена, Ю.Энгеля, Б.Юргенсона.- пер. с нем. и все дополн. под ред. Ю.Энгеля.- М- Лейпциг, 1896.- 1533 с.

103. Розанов A.A. Полина Виардо-Гарсиа.- Л.: Музыка, 1969.- 245 с.

104. Румянцев П.И. Станиславский и опера. М.: Искусство, 1969.493 с.

105. Руффо Т. Парабола моей жизни. М-Л.: Музыка, 1966.- 433 с.

106. Сеченов И.М. Психология поведения: Под редакцией М.Г.Ярошевского/ Вступительная статья М. Г. Ярошевского,- М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.- 320 с.

107. Соболевская О.С. Станиславский работает, беседует, отдыхает. -М.: СТД РСФСР, 1988.- 368 с.

108. Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы //Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск I. / Под науч. ред. И. Ю. Алиева. Тольятти: Изд. ТГУ, 2006.- 360 с.

109. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Госиздат Художественная литература, 1938.- 578 с.

110. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве Собрание сочинений в 9-ти томах / Предисл. Ефремова О.Н; подготовка текста,вст. ст. и коммент. Соловьевой И.Н.- М.: Искусство, 1988,- 622 с.

111. Станиславский реформатор оперного искусства // материалы и документы /сост. Кристи Г.В. и Соболевская О.С.- М.: Музыка, 1988.368 с.

112. Тахо-Годи A.A. Лосев. М.: Мол. гвардия Студ. меридиан, 1997.459 с.

113. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах., т.1.- М.,1985.- 328с.

114. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-554 с. (Серия «Психологи Отечества»).

115. Тимохин В.В. Выдающиеся итальянские певцы. М.: Музыка, 1962.- 176 с.

116. Тоти даль Монте Голос над миром/ Пер с ит. Л.А.Вершининой. Ред. Н.К.Георгиевской.- М.: Искусство, 1966.- 279 с.

117. Тронина П.Л. Из опыта работы педагога-вокалиста.- М.: Музыка, 1976.- 112 с.

118. Тынсон X. Георг Отс. Таллин: изд-во Ээсти раамат, 1981.-328

119. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе; Под ред. И.В.Имедадзе. М.: Смысл; СПб: Питер, 2004. -413 е.: ил. - (Серия «Живая классика»).

120. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки //Музыкальное воспитание в школе,вып.12 / сост.Апраксина O.A.- М.: Музыка, 1977.- с. 23-33.

121. Фельзенштейн В. О музыкальном театре, пер с нем. Ред. И. Рож-новский. М.: Радуга, 1984.- 407 с.

122. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога .М., 1968.- 223 с.

123. Фигнер H.H. Воспоминания, письма, материалы / сост. Кутателадзе Л.М, вст. статья Янковского М.О., общ. ред. Альтшуллера А.Я.- Л.: Музыка, 1968.- 191 с.

124. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т.1. / Сост. и примеч. В. Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993.- 687 с.

125. Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого. М.: Музыка, 1991.- 215 с.

126. Фрейд 3. Психология бессознательного/ сборник произведений под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990,- 448 с.

127. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения.-М.: Медицина, 1991.- 288 с.

128. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван: "Камар", 1991.- 448с.

129. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Изд. центр "Консерватория", 2-ое изд., 1994.- 259 с.

130. Царева Е.М. Творчество Иоганеса Брамса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1982.- 450 с.

131. Царева Е.М. Иоганесс Брамс: Монография.- М.: Музыка, 1986.383 с.

132. Цвейг С. Зигмунд Фрейд (Из биографической трилогии "Врачевание и психика").- М.: "Форкис", 1990.- 78 с.

133. Цицерон Эстетика: Трактаты. Речи. Письма.- М.: Искусство, 1994. 540 с.

134. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.

135. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1.- М.: Советский композитор, 1988.- 382 с.

136. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.- 384 с.

137. Чехов М.А. Литературное наследие в 2-х томах. Том 1. Воспоминания. Письма. 2-ое изд. исправл. и дополненное/ Сост. И.И.Аброскина, М.С.Иванова, Н.А.Крымова. Вст. ст. М.О.Кнебель.- М.: Искусство, 1995.- 542 с.

138. Чехов М.А. Литературное наследие в двух томах. Том 2. Об искусстве актера. 2-ое изд. испр. и доп.- М.: Искусство, 1995.- 588 с.

139. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: В/О Союзтеатр, 1990.-318 с.

140. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни/ Вст. ст. Ю.Котлярова.-Музыка.- 352 с.

141. Шеллинг Ф-В. Философия искусства /Под общ. ред. М.Ф.Овсянникова; пер с нем. И.С.Попова.- М.: Изд-во "Мысль", 1999.- 608 с.

142. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Пер.с нем. М.И.Левиной // Афоризмы и максимы: Сочинения,-М.: ЗАО Изд-во ЭКСИМО- Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998.- 736 с.

143. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1/ Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда.- М.: Московский клуб, 1992.- 395 с.

144. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем., сост. и предисл. A.A. Гусейнова, общ. ред. А.А.Гусейнова и М.Г.Селезнева.- М.: Прогресс, 1992.- 576 с.

145. Шраер П. Моя позиция. Пер. с нем. и предисл. В.Юзефовича.-М.: Радуга, 1990.- 254 с.

146. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/ Пер. с нем. -М.: Канон, 1994.- 320 с.

147. Яковенко С.Б. Павел Герасимович Лисициан. М.: Музыка, 1987.- 189 с.