автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- Автор научной работы
- Ревякин, Дмитрий Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Орел
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования"
На правах рукописи
РЕВЯКИН Дмитрий Владимирович
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005062242
Москва-2013
005062242
Работа выполнена на кафедре «Живописи» художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
КОСЕНКО Надежда Анатольевна Официальные оппоненты:
Галкина Марина Владимировна
доктор ледагогических наук, профессор, ГОУ ВПО «Московского государственного областного университета» факультет изобразительного искусства и народных ремесел, кафедра народных художественных ремесел, заведующая кафедрой
Ведущая организация - ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Защита состоится «_2_» _июля_ 2013 г. в «_17_» часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.03 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. №551
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.
Долгоаршинных Наиля Ахатовна
кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» кафедра развитие образования, доцент кафедры.
Автореферат разослан
« »
2013 г.
Уиртлй Тгетгпетаоь
ЗУБРИЛИН Константин Михайлович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность. Происходящие перемены в общественно-политической жизни страны, а также изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования. Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.
Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению. В силу этого особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей младшего школьника, истинных эстетических эталонов, определяющих способность сопротивляться антиэталонам. Касаясь данной проблемы, академик РАО С.П. Ломов отмечает: «... важно научить человека осмысливать информацию, правильно отбирать ее, верно ориентироваться в информационном потоке, уметь входить в гармоническое состояние своего внутреннего и внешнего мира, самоопределяться с внутренними духовными потребностями, эстетическими интересами».
Кроме того, несмотря на разработку и введение в школьную практику новых стандартов, в рамках сократившихся учебных часов, отведенных на предмет «Искусство», педагоги не успевают «привить детям вакцину понимания и любви к высокому искусству.... Педагогическая наука в какой-то степени отстает от требований жизни, ценностей, целей, идей, ориентиров, потребностей, в том числе и духовных и нравственных, которые находятся в прямой зависимости от развитых художественных потребностей»(С.П.Ломов).
В этой связи интеграция систем общего и дополнительного образования предоставляет большие возможности в применении традиционных и альтернативных форм и методов художественного воспитания и обучения.
Проблема формирования художественно-эстетического вкуса у школьников выступает предметом изучения различных наук: философии, эстетики, искусствоведения, социологии, педагогики, психологии. На данном этапе накоплен обширный исследовательский материал, заложивший основу изучения проблемы формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся младшего школьного возраста на занятиях, изобразительным искусством:
- отечественные и зарубежные философско-эстетические концепции художественно-эстетического вкуса (Э. Бёрк, Ю.Б. Борев, А. Вольтер, Г.Г. Гадамер, Ф. Гегель, И.Г. Зультцер, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф. Лосев, Е.А. Малыгина, Ж.Ж. Руссо, В.К. Скатерщиков, Н.Г. Чернышевский,
' з
В.П. Шестаков);
основные психолого-педагогические направления формирования художественного вкуса (А.Н. Леонтьев, А.И. Буров, Л.С. Выготский, ПЛ. Гальперин, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, В.Д. Шадриков,
A.C. Молчанова, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдпггейн и др.).
Общим вопросам формирования художественно-эстетического вкуса у детей в процессе обучения изобразительном и декоративно-прикладному искусству были посвящены труды ведущих отечественных художников-педагогов (С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова).
Отдельным проблемам, связанным с формированием художественно-эстетического вкуса младших школьников и его составляющих, были посвящены работы следующих педагогов и психологов:
- исследования в сфере художественного образования, которые касались теории и практики, закономерностей изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста, методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе (Е.С. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова);
- научные труды, посвященные особенностям формирования художественно-творческих способностей у младших школьников (Л.С. Выготский,
B.А. Гуружапов, Н.М. Зубарева, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко.С.А. Мочалова, О.С. Нечаева, В.А. Пантиков, и др.);
- работы, связанные с формированием нравственно-эстетических качеств учащихся младшего школьного возраста (A.C. Макаренко,В .А. Сухомлинский, A.B. Тутолмин и др.)
- исследования, посвященные индивидуализации и дифференциации обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста
(С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Г. А. Горбунова).
Конкретным проблемам формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников были посвящены диссертационные исследования E.H. Демченко (на уроках изобразительного искусства в условиях школьного образования); Раицкой Г.В. (в процессе литературного творчества учащихсяУ, Е.А. Сивухиной (на музыкальных занятиях); В.В. Саморуковой (психологический аспект творческой активности младших школьников в процессе формирования художественного вкуса).
Из всего многообразия научных работ более всех приближена к теме нашего исследования диссертация E.H. Демченко «Воспитание художественного вкуса у младших школьников на уроках изобразительной деятельности». Однако, автор исследования ограничился только школьной практикой, а возможности системы дополнительного образования в решении поставленной проблемы не рассматривались. Кроме того, в диссертации E.H. Демченко был приведен недостаточно глубокий анализ феномена «художественный вкус» и критериев уровня его развития у младших
школьников, вследствие чего экспериментальная часть исследования не показала полноценной картины формирования художественного вкуса у учащихся.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что феномен художественно-эстетического вкуса изучался в многочисленных трудах ученых различных научных направлений, однако процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством оказался
фактически неисследованным.
Кроме того, следует отметить, что проблема формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении до настоящего времени не выступала предметом конкретного^ исследования. Вместе с тем, анализ теоретически-эмпирических исследований показал, что в рамках дополнительного образования возможно эффективное решение данной задачи.
Таким образом, проблема настоящего исследования была обусловлена
следующими противоречиями:
- между потребностью общества в воспитании младших школьников, обладающих развитым художественно-эстетическим вкусом, и недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса в системе дополнительного образования;
- между потребностью художественного творческого объединения в разработке педагогических условий формирования художественно-эстетического вкуса у детей и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, определился выбор темы исследования: Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе
дополнительного образования.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у воспитанников младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования младших школьников на занятиях изобразительным искусством в
творческом объединении.
Предмет исследования - педагогические формы, методы и приёмы формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в современной системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования:
Если применять в процессе занятий изобразительным искусством младших школьников в системе дополнительного образования:
а) специальные педагогические условия для формирования художественно-эстетического вкуса у детей;
б) экспериментальную программу творческого объединения, содержание
которой нацелено на:
- развитие художественного и эстетического восприятия произведений искусства, развития интереса к искусству;
-формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего
школьника;
- получение необходимых знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие художественных способностей детей, стимулирование проявления креативности, то процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении будет иметь максимальную эффективность.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению проблемы формирования художественно-эстетического вкуса в философии, эстетике, педагогике, психологии и др. науках;
2. Обобщить сведения о сущности художественно-эстетического вкуса и выявить критерии проявления развитого художественно-эстетического вкуса личности в целях организации экспериментального исследования;
3. Изучить психолого-педагогические особенности формирования художественно-эстетического вкуса у детей в младшем школьном возрасте;
4. Проанализировать методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования;
5. Разработать диагностические методики изучения уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников;
6. Разработать и апробировать экспериментальную программу по изобразительному искусству в творческом объединении с целью совершенствования процесса формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста;
• анкетирование, педагогическое наблюдение с целью диагностики уровня 6
развития художественно-эстетического вкуса у детей;
• анализ результатов творческой деятельности младших школьников;
• педагогический эксперимент, состоящий из поисково-констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Методологическую основу исследования составили:
- исследования в области эстетики и философии, связанные с проблемой формирования художественно-эстетического вкуса (Ю.Б. Борев, Г. Гегель,
И. Кант, М.С. Каган, Е.А. Малыгина, A.C. Молчанова, Н.Д. Никандров, В.К. Скатерщиков. Д.И. Фельдштейн и др).,
- труды в области теории и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А.Д. Алехин, Г.В. Беда, H.H. Волков, B.C. Кузин, С .П. Ломов, H.H. Ростовцев, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, и др.;
- педагогические, психологические и методические исследования творческой деятельности и развития художественных способностей младших школьников: С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский,
Г. А. Горбунова, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, Д.И. Фельдштейн, Т.Я. Шпикалова и др.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества» Заводского района г. Орла; Муниципальная средняя образовательная школа № 17 г. Орла; комната школьника Заводского района г. Орла и Дома детского творчества г. Малоархангельска Орловской обл. Также в эксперименте участвовали школьники 1-4 классов лицея № 28 г. Орла, гимназии № 34 г. Орла. Выборку исследования составили воспитанники младшего школьного возраста (дети 7-11 лет, всего 75 человек, из них 47 девочек, 28 мальчиков). Организация и этапы исследования:
I этап (2005-2007 гг.): определение целей и задач, объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы исследования, разработка методики экспериментального исследования.
II этап (2007-2008 гг.): экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников, разработка экспериментальной программы творческого объединения.
Ш этап (2008-2012 гг.): апробация и внедрение экспериментальной программы в образовательную деятельность творческого объединения, обработка и анализ полученных результатов. Научная новизна:
• определено понятие художественно-эстетического вкуса как совокупности способностей человека воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продуктов творческой деятельности и объектов окружающей действительности; потребностей в усвоении специальных знаний в области искусства и развитии художественных способностей; наличия эстетических потребностей, интереса, желания
заниматься творческой деятельностью;
• выявлены компоненты художественно-эстетического вкуса, которые выступают как проявления художественно-эстетического восприятия; нравственно-эстетических качеств личности; свойств художественных способностей, грамотности в конкретной области культуры или искусства (знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства), креативности. Описаны уровни развития компонентов художественно-эстетического вкуса и разработаны критерии их оценки;
• определены составляющие образовательной среды творческого объединения, необходимые для формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников;
• выявлены психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у детей в младшем школьном возрасте на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении;
• экспериментально доказано, что формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников происходит наиболее эффективно при условии применения специально разработанной программы творческого объединения, направленной на формирование структурных компонентов художественно-эстетического вкуса.
Теоретическая значимость определяется вкладом в развитие теоретических основ изучения понятия художественно-эстетического вкуса:
• проведен исторический анализ понятия «художественно-эстетический вкус» и выведено его обобщённое рабочее определение; определены компоненты художественно-эстетического вкуса, их признаки и особенности, характерные для младших школьников.
• проведено обобщение опыта художественной педагогики, накопленного в процессе становления системы дополнительного образования, теоретически обоснованы формы, методы и приёмы обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников и принципы разработки экспериментальной программы.
Практическая значимость:
• разработана и апробирована на практике экспериментальная программа формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении;
• подобраны и систематизированы методики для определения уровня сформированности компонентов художественно-эстетического вкуса у младших школьников.
Разработки диагностического характера, экспериментальная программа для обучения изобразительному искусству в творческом объединении могут быть использованы в практической деятельности педагогов изобразительного искусства, дополнительного образования, педагогов начального обучения, а также в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по указанным специальностям в колледжах и ВУЗах.
Достоверность исследования определена, исходя из современной педагогической и психологической науки, обеспечена исходной теоретико-методологической базой, комплексом методов изучения проблемы, соответствующих цели и задачам исследования, экспериментальным подтверждением и работой в реальных условиях творческого объединения системы дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование необходимости и возможностей формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
2. Педагогическая среда творческих объединений в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в целях формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.
3. Педагогические условия, важнейшими из которых являются формы, методы и приёмы формирования художественно-эстетического вкуса младшего школьника, обладают наибольшей эффективностью, если они имеют направленность на развитие конкретных компонентов, проявление которых указывает на наличие художественно-эстетического вкуса: художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством; художественных способностей, грамотности в конкретной области культуры или искусства (знания, умения и навыки в области изобразительного искусства), креативности. Полноценный эффект достигается при комплексном применении разнообразных форм и методов и приёмов работы: традиционных и инновационных.
4. Применение специально разработанной экспериментальной программы творческого объединения обеспечивает эффективность процесса формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась с 2007 по 2012 г.г. в ходе экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества», комнате школьника Заводского района г. Орла, с 2009 года - в Доме детского творчества г. Малоархангельск Орловской области и в муниципальной средней общеобразовательной школе № 17 г. Орла.
Экспериментальная программа апробировалась на базе Дома детского и юношеского творчества Заводского района г. Орла и в средней школе № 17 г. Орла!
Результаты исследования освещались на конференциях по итогам научной работы в ОГУ, в 2007-2012 гт. на заседаниях кафедры живописи ОГУ; на педагогических советах, конференциях и педагогических мастерских Дома творчества Заводского района г. Орла; на семинарах курсов повышения квалификации педагогов в институте усовершенствования учителей г. Орла.
Проводились открытые занятия с детьми творческого объединения для директоров "школ г. Орла. Результаты исследования были предметом дискуссии на педагогических семинарах и встречах, посвященных открытию ежегодных, совместных выставок творческих работ педагога и учащихся - воспитанников объединения «Художник» в Домах творчества и школы №17 г. Орла.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Текст включает в себя 11 таблиц и 26 рисунка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цели, задачи и гипотезы; выделены объект и предмет, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; обозначены основные положения, выносимые на защиту.
Глава 1 - «Формирование художественно-эстетического вкуса как проблема научного исследования» - посвящена ретроспективному анализу понятия художественно-эстетического вкуса (ХЭВ) в системе научного знания, раскрытию сущности и структуры ХЭВ личности, а также описанию психолого-педагогических особенностей формирования ХЭВ у младшего школьника.
Категория художественно-эстетического вкуса является пограничной по отношению к эстетическим и художественным феноменам культуры, а его формирование выступает предметом эстетического образования. Проблема формирования ХЭВ находилась в поле зрения многочисленных исследователей, среди которых, кроме представителей философии и эстетики (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, JI.H. Коган, О.В. Лармин, А.Ф. Лосев, И.Л. Маца, В.К. Скатерщиков, В.П. Шестаков, Л.Б. Шульц, Л.Г. Юлдашев и др.), психологи (Г.З. Апресян, A.C. Молчанова, Л.С. Выготский, В.А. Разумный, и др.); педагоги (А.И. Буров, E.H. Демченко, Е.А. Малыгина, Б.Т. Лихачев, B.C. Кузин, С.П. Ломов, В.А. Сухомлинский, H.H. Ростовцев и др.).
Анализ работ перечисленных авторов позволил выделить ряд положений, существенных для исследования особенностей формирования ХЭВ младших школьников: а) художественно-эстетический вкус изучался в рамках философии, эстетики, педагогики, психологии; б) эстетический вкус связан с проявлениями эстетического сознания: эстетическим восприятием, оценкой, чувствами, эстетической потребностью, идеалом; в) вкус индивидуален, но его проявления зависят от исторических, социальных, классовых, национальных особенностей; г) художественный и эстетический вкус оказывают влияние друг на друга, при этом эстетический вкус шире вкуса художественного; д) на вкус оказывают воздействие многие факторы, а для воспитания вкуса необходимы конкретные педагогические условия.
В результате было сформулировано рабочее определение понятия «художественно-эстетический вкус» как совокупность способностей
человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также совокупность потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала. ХЭВ тесно связан с составляющими эстетического сознания, и последние рассматриваются как основные педагогические категории, позволяющие выявить критерии развитого художественно-эстетического вкуса.
Сформированный художественно-эстетический вкус в соответствии с основными его проявлениями - познавательным, эмоционально-оценочным и деятельностным (Т.В. Широкоград) подразумевает определенный уровень развития компонентов, относящихся к эстетическим ощущениям, чувствам, переживаниям красоты в труде, поведении, в бьггу, в искусстве: а) эстетической оценке объектов и явлений действительности: художественное и эстетическое восприятие, нравственно-эстетические качества личности; б) относящиеся к потребности в познании и создании прекрасного: интерес к искусству; специальные знания в области искусства и художественные способности.
Художественно-эстетический вкус включает в свою структуру проявление художественного и эстетического восприятия; нравственно-эстетических качеств личности; проявление интереса к искусству; свойств художественных способностей (включая креативность) и специальных знаний в области искусства. Критериями развития художественно-эстетического вкуса выступают изменения отдельных признаков перечисленных составляющих.
Анализ особенностей формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников показал, что: 1) младший школьный возраст наиболее благоприятным для формирования основ ХЭВ (А.И. Буров, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко); 2) формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника влияет на всестороннее развитие личности, в том числе и на формирование ХЭВ (Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, О.В. Шуляпова); 3) художественное и эстетическое восприятие младшего школьника существенно отличается от восприятия взрослого; под влиянием педагогического воздействия у ребенка может сформироваться аналитическое синтезирующее восприятие, способствующее постижению сути художественного произведения (Л.С. Выготский, М.В. Грибанова, Н.М. Зубарева, B.C. Кузин, Ю.А. Огородников, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин); 4) интересы младшего школьника распространяются на область ведущей деятельности и взаимоотношений с людьми, поэтому грамотная организация учебно-воспитательного процесса может положительно повлиять на формирование познавательных интересов, побуждающих к творческой деятельности (Л.П. Постоногова, Н.М. Сокольникова, P.C. Немов, Г.И. Щукина); 5) изобразительная деятельность обладает большим потенциалом для развития у детей в младшем школьном возрасте воображения, мышления, памяти, сенсомоторных качеств руки и
чувствительности зрительного анализатора, поэтому специально организованный процесс, связанный с освоением знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, будет способствовать развитию творческого потенциала, креативности детей, и окажет воздействие на формирование художественно-эстетического вкуса.
В Главе 2 - «Методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у детей в системе дополнительного образования» - рассматриваются актуальные вопросы художественной педагогики в процессе развития системы дополнительного образования, раскрывается роль образовательной среды творческого объединения в формировании ХЭВ у младших школьников, а также выявляются педагогические условия его формирования на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Анализ историко-методологических аспектов формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования показал, что:
1) к настоящему времени в отечественной педагогике сложилась система общего (школьного) и дополнительного образования. Последняя в решении данной проблемы занимает ведущую позицию, а ее развитие характеризуется большей гибкостью и тщательной разработкой педагогических условии развития ХЭВ у детей младшего школьного возраста (В .А. Березина;
О.Е. Лебедев; С.П. Ломов);
2) современная система дополнительного образования включает различные типы учреждений и творческих объединений. Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования организуются с учетом последних достижений художественной педагогики, а также национальных и региональных особенностей;
3) роль творческого художественного объединения в системе дополнительного образования заключается в развитии у младших школьников творческих способностей и стимулировании потребности в творчестве
(Н.А. Козлова, С.Н. Осипенко).
Таким образом, было подтверждено положение о том, что образовательная среда творческого объединения обладает большим педагогическим потенциалом в процессе формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Изучение педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования художественно-эстетического вкуса младшего школьника на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении, позволило выделить наиболее оптимальные из них:
разработка и применение специальной программы творческого объединения, построение которой будет отвечать концептуальное™ (опора на научную концепцию формирования художественно-эстетического вкуса ребенка); системности (наличие логической взаимосвязи всех частей
программы); направленности (учет индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка в процессе формирования художественно-эстетического вкуса); последовательности (наличие ознакомительного, развивающего и исследовательского этапов в обучении в зависимости от постепенного возрастания сложности поставленных творческих задач); чередования различных видов творческой деятельности и типов занятий; применение полихудожественного подхода, т.е. применение на занятиях различных художественных материалов и техник; межпредметной интеграции (взаимовлияния изобразительного искусства, музыки, литературы и др.);
- использование традиционных и инновационных методов обучения: беседы, обсуждения; репродуктивного, частично-поискового, исследовательского методов обучения; наглядного, демонстрационного методов, включая применение компьютерных технологий; методов развития художественного и эстетического восприятия: метода обсуждения, метода художественного анализа, метода искусствоведческого рассказа, метода графического рассказа, «вхождения в картину» и др..
- организация знакомства детей с подлинниками изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства (экскурсии в музеи, на выставки, в творческие мастерские и др.);
- применение в процессе занятий принципа обучения, воспитания и развития младшего школьника, обеспечение максимальной активности, самостоятельности ребенка, объединение учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся;
- использование коллективной, групповой, индивидуальной формы работы с учащимися, дифференцированного обучения и воспитания; организация совместной деятельности педагога, ребенка, родителей, учет и применение воздействия социального окружения;
- применение в процессе занятий игры, игровых ситуаций, в связи с тем, что игра остается одним из ведущих видов деятельности детей младшего школьного возраста;
- использование особых методов и путей стимулирования творческой деятельности ребенка: положительный эмоциональный настрой на каждом занятии; организация выставок, конкурсов, праздников и др.;
- применение личного педагогического и исследовательского опыта и совместного педагогического опыта (конференции, совещания, интернет-общение и др.);
- наличие необходимой материально-технической базы, позволяющей сделдть наиболее плодотворным процесс формирования художественно-эстетического вкуса на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования, в том числе современные технические средства обучения.
В Главе 3 - «Пути повышения эффективности формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в творческом объединении» - отражены задачи экспериментального исследования, описана
экспериментальная база, выборка и этапы исследования, методы и процедура изучения поставленной проблемы, дана характеристика контингента испытуемых, представлена экспериментальная программа по формированию художественно-эстетического вкуса у младших школьников, а также результаты апробации данной программы в творческом объединении в системе дополнительного образования.
В соответствии с выявленными критериями были выбраны следующие методы диагностики уровня развития художественно-эстетического вкуса у детей- 1) анкетирование (анкета для родителей для сбора данных об уровне развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка, выявления осведомленности родителей об особенностях ХЭВ ребенка, о роли семьи в ХЭВ- анкета для учащихся для определения уровня развития культуры поведения, речи, особенности отношения к людям, животным, природе, другие проявления нравственно-эстетических качеств личности; анкета для учащихся, выявляющая основные мотивы к занятиям изобразительным искусством); 2) беседы (с детьми, родителями и педагогами для уточнения информации о ХЭВ детей); 3) наблюдение (с целью определения степени проявления интереса к искусству); 4) анализ творческих работ учащихся (для выявления уровня развития художественных способностей учащихся, знании, умений и навыков в области изобразительного искусства; определения степени креативности); 5) психолого-педагогические тесты (методика сравнения фотографий - для выявление умения отличать художественные произведения от подделок; тест Э.Торренса (субтест «Закончи рисунок») -
для диагностики креативности).
Результаты исследования. Диагностика на поисково-констатирующем этапе позволила выявил, уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у младших школьников - участников эксперимента (см. _ . „ п Таблица 1.
Таблицу № 1)
Уровень сформированности художественно-эстетического вкуса на 1 этапе эксперимента
-й высокий (целенаправленный, творческий)
Количество человек
19 30
%
26
2-й средний (осмысленный)
40 34
3-й низкий (начальный)
26 75
Всего детей
100
э детея_________—------
Результаты поисково-констатирующего этапа исследования уровня развития художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, а также данные анализа теоретического материала легли в основу определения наиболее эффективных форм и методов его формирования, разработки экспериментальной программы творческого объединения и
проведения формирующего эксперимента (п. 3.?. дисс.). ^
Участниками формирующего эксперимента стали 60 детей, из них 30 воспитанников составили экспериментальную группу (2 учебных подгруппы) и 30 - контрольную (2 учебных подгруппы). Распределение детей по группам осуществлялось, независимо от художественных способностей и других
особенностей ребенка. В состав каждой группы на 1-ый год обучения входили учащиеся 1-х и 2-х классов общеобразовательной школы, к концу обучения (3-ий год) - эти же учащиеся 3-х и 4-ых классов. Дети в творческом объединении «Художник» (экспериментальная группа) обучались по экспериментальной программе «По законам красоты». Дети контрольной группы с 2008 по 2011 год обучались по программе дополнительного образования, главной целью которой было развитие изобразительных способностей. Распределение детей с разными уровнями ХЭВ в обеих группах см. в Таблице №2.
Уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на начало формирующего
эксперимента
_Таблица №2.
Уровень сформированности художественно-эстетического вкуса Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во % Кол-во %
1-й высокий (целенаправленный, творческий) 7 23 8 26
2-й средний (осмысленный) 14 46 15 50
3-й низкий (начальный) 9 30 7 23
Итого 30 100% 30 100%
Выделенные на предыдущем этапе исследования формы и методы были использованы при составлении экспериментальной программы «По законам красоты», направленной на формирование художественно-эстетического вкуса у детей (текст программы представлен в Приложении к диссертации). Экспериментальная программа творческого объединения была разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, а также, выявленные на первом этапе исследования.
Задачи программы «По законам красоты» были следующие: 1) формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника; 2) развитие интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, к занятиям изобразительным искусством; 3) формирование художественного и эстетического восприятия у детей, ознакомление школьников с художественными произведениями, искусством родного края; 4) совершенствование художественно-творческих способностей воспитанников, базовых знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; 5) развитие креативности и творческой активности. Занятия по экспериментальной программе проходили 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год на одну группу).
Проверка эффективности применения экспериментальной программы осуществлялась путем сопоставления данных уровня развития художественно-эстетического вкуса младших школьников на разных этапах обучения изобразительному искусству на занятиях в творческом объединении в системе дополнительного образования (в конце каждого учебного года). На контрольном этапе сопоставлялись данные диагностики уровня
сформированное™ художественно-эстетического вкуса младших школьников в конце каждого учебного года в контрольной и экспериментальной группах. Контрольные срезы осуществлялись посредством того же блока методик, который применялся на поисково-констатирующем этапе исследования.
Уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на начало и в итоге формирующего эксперимента
Таблица №3.
Уровни художественно-эстетического вкуса Экспериментальная группа Контрольная группа
на начало эксперимента в итоге эксперимента на начало эксперимента в итоге эксперимента
Первый уровень 23 32 26 28
Второй уровень 46 56 50 53
Третий уровень 30 12 23 19
Итого 100% 100%
Положительная динамика формирования отдельных составляющих художественно-эстетического вкуса младших школьников в экспериментальной группе подтвердила эффективность применения программы «По законам красоты» в творческом объединении
дополнительного образования.
Аналогичным образом эффективность программы была подтверждена в ходе контрольного эксперимента, проведенного на базе Дома творчества г.Малоархангельск Орловской области и на базе МБСОШ № 17 г. Орла (экспериментальная группа - 30 человек, контрольная - 25 человек).
По результатам констатирующего эксперимента в 2009-2012 г, показатели уровня сформированности художественно-эстетического вкуса у младших школьников - воспитанников творческого объединения, которые обучались по экспериментальной программе, были выше, чем у учащихся, не обучающихся изобразительному искусству в творческом объединении или обучающихся по другим программам.
Таким образом, полученные в результате проведенной исследовательской работы количественные и качественные показатели позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что процесс формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников в системе дополнительного образования проходит наиболее эффективно, если применять в процессе художественно-эстетического образования младших школьников в системе дополнительного образования:
а) методы, стимулирующие стойкий интерес к искусству и к занятиям в
творческом объединении;
б) специально разработанные формы, методы и приёмы организации занятий для формирования художественно-эстетического вкуса у детей средствами изобразительного искусства;
в) экспериментальную программу для творческого объединения, содержание которой нацелено на:
- развитие художественного и эстетического восприятия произведений искусства и явлений окружающей действительности;
- воспитание умений грамотной эстетической оценки и суждений в области художественного творчества,
-формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника;
- развитие художественных способностей детей;
-обучение основам изобразительной грамоты: получение необходимых знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
- стимулирование проявления креативности в творческих работах младших школьников,
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Проведенный анализ научно-педагогической литературы по проблемам формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников выявил недостаточность теоретической и прикладной базы по данному направлению работы. Опора на исследования художественно-эстетического вкуса в области различных наук: философии, эстетики, педагогики, психологии, культурологи и др., - позволила определить понятие художественно-эстетического вкуса как совокупности способностей человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также совокупности потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала. Были выявлены компоненты художественно-эстетического вкуса: проявления художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством, художественных способностей, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, креативности как творческого проявления способностей.
2. Анализ исторических особенностей художественной педагогики и современного педагогического опыта позволил установить, что решение задачи формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников в творческом объединении связано с развитием системы дополнительного образования и более тщательной разработкой педагогических условий работы с детьми.
3. Было установлено, что педагогическая среда творческих объединений в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в целях формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, в связи с тем, что она предполагает: наличие специально разработанной образовательной программы, предусматривающей всестороннее воспитание, применение современных научных разработок и информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование знаний, умений и навыков в области искусства, художественного восприятия, художественных
способностей учащихся, креативности; создание условий, способствующих формированию основных нравственно-эстетических качеств личности ребенка, его активности, самостоятельности; организация взаимодействия с учреждениями общего и дополнительного образования; методической взаимопомощи педагогов дополнительного образования, совместной деятельности с родителями учащихся; наличие материально-технической базы творческого объединения, которая позволит организовать учебно-
воспитательный процесс.
4. Были выявлены педагогические условия, которые обеспечат эффективность процесса формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников в творческом объединении: разработка и применение специальной программы творческого объединения; использование традиционных и инновационных методов обучения; организация знакомства детей с подлинниками изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства; применение в процессе занятий принципа обучения^ воспитания и развития младшего школьника; использование коллективной, групповой, индивидуальной формы работы с учащимися, дифференцированного обучения и воспитания; организация совместной деятельности педагога, ребенка, родителей, учет и применение воздействия социального окружения; применение в процессе занятий игры, игровых ситуаций, в связи с тем, что игра остается одним из ведущих видов деятельности детей младшего школьного возраста; использование особых методов и путей стимулирования творческой деятельности ребенка: положительный эмоциональный настрой на каждом занятии; организация выставок, конкурсов, праздников и др.; применение личного педагогического и исследовательского опыта и совместного педагогического опыта^ (конференции, совещания, интернет-общение и др.); наличие необходимой материально-технической базы, позволяющей сделать наиболее плодотворным процесс формирования художественно-эстетического вкуса на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования, в том числе современные технические средства обучения.
5. На основе выявленных в ходе диссертационного исследования форм, методов и приемов формирования художественно-эстетического вкуса, была разработана и апробирована экспериментальная программа дополнительного образования для детей младшего школьного возраста, содержание которой было направлено на формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников. Эффективность экспериментальной программы была подтверждена результатами формирующего эксперимента: количество детей с высоким и средним уровнями художественно-эстетического вкуса к концу обучения по программе в экспериментальной группе стало больше на 14% по сравнению с контрольной группой.
6. Было доказано, что формирование художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении оказывает положительное воздействие на
всестороннее развитие личности ребенка.
В настоящем исследовании была сделана попытка научно обосновать и экспериментально подтвердить основные аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования.
Автор надеется, что положительные результаты данного исследования по формированию художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях в творческом объединении могут быть использованы в практике работы педагогов дополнительного образования при организации процесса обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Ревякин Д.В. Формирование художественного вкуса у детей в системе дополнительного образования // Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал, - 2010. - № 6 (65), ноябрь-декабрь. - С. 35-38 (0.6 п.л.)
2. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал, - 2011. - № 4. - С. 94-96 (0.5 п.л.)
3. , Ревякин Д.В. Формирование основ педагогики художественного образования в процессе становления и развития системы дополнительного образования // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал, - 2011. - № 2 (16). Март-апрель. - С. 355-359 (0.7 п.л.)
Методические рекомендации:
4. Ревякин Д.В., Курбатова Н.В. Процесс становления художника. Техника живописи: эссе / Д.В. Ревякин, Н.В. Курбатова. - Орел: ОГУ, Картуш, - 2007. — 126 с. (4 п.л.) (доля личного участия 85%).
5. Ревякин Д.В. Техника маркетри: методическое пособие для педагогов дополнит, обр. / Д.В. Ревякин. - Орел: Картуш, - 2007. - 60 с. (2 п.л.)
Статьи в научном сборнике, образовательная программа:
6. Ревякин Д.В. Развитие художественного вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях художественного творческого объединения // Актуальные проблемы современного познания. Сборник работ аспирантов ОГУ. - Орел: ОГУ ВПО, - 2009. - С. 56-61 (0.5 п.л.)
7. Ревякин Д.В. Возникновение внешкольных учреждений, становление и развитие системы дополнительного образования // Актуальные проблемы современного познания. Сборник работ аспирантов ОГУ. - Орел: ОГУ ВПО, - 2009. - С. 62-69 (0.6 п.л.)
8. ' Ревякин Д.В. Образовательная программа «По законам красоты». Выдана лицензия (срок действия лицензии 5 лет) на право ведения образовательной деятельности экспертным Советом по оснащению содержания регионального образования квалиф. авторскими программами при институте усовершенствования учителей, протокол №1 Совета ОГОУ ДПО, (ПК) специалистов «ОИУУ». - Орел: Картуш, - 2001. - 100 с. (3.5 п.л.)
Подписано к печати 29.05.2013 Объем 1,25 п.л. Заказ № 24 Тираж 100 экз.
ГУ Т.МПГУ
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ревякин, Дмитрий Владимирович, Орел
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Орловский государственный университет»
На правах рукописи
04201451090
Ревякин Дмитрий Владимирович
Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Косенко
Орел 2013
Содержание
Введение....................................................................................3
Глава 1. Формирование художественно-эстетического вкуса как проблема научного исследования
1.1. Понятие художественно-эстетического вкуса в системе научного знания............................................................................................16
1.2. Сущность и структура художественно-эстетического вкуса личности.................................................................................33
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования художественно-эстетического вкуса у младшего школьника......................................48
Глава 2. Методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у детей в системе дополнительного образования
2.1. Художественная педагогика в процессе развития системы дополнительного образования детей......................................................65
2.2. Роль образовательной среды творческого объединения в формировании у детей художественно-эстетического вкуса......................................................80
2.3. Педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования....................................................................................86
Глава 3. Пути повышения эффективности формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в творческом объединении
3.1. Диагностика уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников......................................................................115
3.2. Разработка экспериментальной программы творческого объединения с целью формирования у детей художественно-эстетического вкуса ..................................................................................................145
3.3. Основные этапы педагогического эксперимента по проблеме исследования.................................................................................155
Заключение................................................................................171
Литература..................................................................................178
Приложение
.................................................................................................205
Введение
Актуальность исследования. Происходящие перемены в общественно-политической жизни страны, а также изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования.
Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.
Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Необходимость воздействия на процесс формирования художественно-эстетического вкуса ребёнка связана с рядом педагогических и психологических факторов. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению.
Мы живем сегодня в противоречивом мире экономической и социальной неустойчивости, в котором человеку сложно осуществить выбор идеалов. Особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей ребенка младшего школьного возраста, истинных эстетических эталонов, задающих направление формированию художественно-эстетического вкуса и определяющих способность сопротивляться антиэталонам.
Наличие развитого художественно-эстетического вкуса может выступить в качестве "противоядия" воздействию псевдокультуры и стать ориентиром в выработке отношения к окружающему миру и искусству, основанием совершенствования духовной культуры личности.
Поэтому одной из важнейших задач современной педагогической и
психологической науки является задача обучения и воспитания детей, начиная
с самого младшего возраста, средствами искусства, формирование
3
нравственной личности с развитым художественно-эстетическим вкусом.
Кроме того, несмотря на разработку и введение в школьную практику новых стандартов, в рамках сократившихся учебных часов, определенных на предмет «Искусство» педагоги не успевают «привить детям вакцину понимания и любви к высокому искусству.... Педагогическая наука в какой-то степени отстает от требований жизни, ценностей, целей, идей, ориентиров, потребностей, в том числе и духовных и нравственных, которые находятся в прямой зависимости от развитых художественных потребностей» [Ломов, 2012, С. 4-6].
В этой связи интеграция систем общего и дополнительного образования предоставляет большие возможности в применении традиционных и альтернативных форм и методов художественного воспитания и обучения.
Проблема формирования художественно-эстетического вкуса у школьников выступает предметом изучения различных наук: философии, эстетики, искусствоведения, социологии, педагогики, психологии. На данном этапе накоплен обширный исследовательский материал, заложивший основу изучения проблемы формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством:
отечественные и зарубежные философско-эстетические концепции художественно-эстетического вкуса (Э. Бёрк, Ю.Б. Борев, А. Вольтер, Г.Г. Гадамер, Ф. Гегель, И.Г. Зультцер, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф. Лосев, Е.А. Малыгина, Ж.Ж. Руссо, В.К. Скатерщиков, Н.Г. Чернышевский, В.П. Шестаков);
основные психолого-педагогические направления формирования
художественного вкуса (А.Н. Леонтьев, А.И. Буров, Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, В.Д. Шадриков, A.C.
Молчанова, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн
и др.). Так, например, Е.И. Игнатьев, говоря о методах «срезов», о
художественном вкусе, уточнял мотивационную составляющую: потребность,
4
интерес. Е.И. Игнатьев отмечал, что у детей в младшем школьном возрасте возможно развитие интереса к искусству, что положительным образом влияет на формирование художественного вкуса [Игнатьев, 1961].
Общим вопросам формирования художественного вкуса у детей в процессе обучения изобразительном и декоративно-прикладному искусству были посвящены труды ведущих отечественных художников-педагогов (С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова). Так, B.C. Кузин в своих книгах по психологии художественного творчества подчеркивал, что формирование художественного вкуса у детей, а также воспитание и обучение, являются важнейшими факторами в развитии ребенка, в процессе целенаправленного формирования его как личности, психики, отношения к окружающему миру и продуктам творческой деятельности [Кузин, 2005. С. 32].
Отдельным проблемам, связанным с формированием художественного вкуса младших школьников и его составляющих, были посвящены работы следующих педагогов и психологов:
- исследования в сфере художественного образования, которые касались теории и практики, закономерностей изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста, методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе (Е.С. Игнатьев, Т.С. Комарова, С.П. Ломов, B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова). С.П. Ломов в диссертационном исследовании «Формирование художественных потребностей школьников на уроках изобразительного искусства» дает развернутую характеристику психофизиологических особенностей развития вкуса у детей;
- научные труды, посвященные особенностям формирования художественно-творческих способностей у младших школьников (Л.С. Выготский, В.А. Гуружапов, Н.М. Зубарева, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, С.А. Мочалова, О.С. Нечаева, В.А. Пантиков, и др.);
- работы, связанные с формированием нравственно-эстетических качеств учащихся младшего школьного возраста (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, A.B. Тутолмин и др.)
- исследования, посвященные индивидуализации и дифференциации обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста (С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Г.А. Горбунова).
Конкретным проблемам формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников были посвящены диссертационные исследования E.H. Демченко (на уроках изобразительного искусства в условиях школьного образования); Раицкой Г.В. (в процессе литературного творчества учащихся); Е.А. Сивухиной (на музыкальных занятиях); В.В. Саморуковой (психологический аспект творческой активности младших школьников в процессе формирования художественного вкуса).
Касаясь данной проблемы, академик РАО С.П. Ломов отмечает: «... важно научить человека осмысливать информацию, правильно отбирать ее, верно ориентироваться в информационном потоке, уметь входить в гармоническое состояние своего внутреннего и внешнего мира, самоопределяться с внутренними духовными потребностями, эстетическими интересами» [Ломов, 2012, С. 4].
Из всего многообразия научных работ более всех приближена к теме нашего исследования диссертация E.H. Демченко «Воспитание художественного вкуса у младших школьников на уроках изобразительной деятельности». Однако, автор исследования ограничился только школьной практикой, а возможности системы дополнительного образования в решении поставленной проблемы не рассматривались. Кроме того, в диссертации E.H. Демченко был приведен недостаточно глубокий анализ феномена «художественный вкус» и критериев уровня его развития у младших школьников, вследствие чего экспериментальная часть исследования не показала полноценной картины формирования художественного вкуса у учащихся.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что феномен художественно-эстетического вкуса изучался в многочисленных трудах ученых различных научных направлений, однако процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством оказался фактически неисследованным.
Кроме того, следует отметить, что проблема формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении до настоящего времени не выступала предметом конкретного исследования. Вместе с тем, анализ теоретически-эмпирических исследований показал, что в рамках дополнительного образования возможно эффективное решение данной задачи.
Таким образом, проблема настоящего исследования была обусловлена следующими противоречиями:
- между потребностью общества в воспитании младших школьников, обладающих развитым художественно-эстетическим вкусом, и недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса в системе дополнительного образования;
- между потребностью художественного творческого объединения в разработке педагогических условий формирования художественно-эстетического вкуса у детей и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, определился выбор темы исследования: Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить
наиболее эффективные педагогические условия формирования
художественно-эстетического вкуса у воспитанников младшего школьного
7
возраста на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении.
Предмет исследования - педагогические формы, методы и приёмы формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в современной системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования:
Если применять в процессе занятий изобразительным искусством младших школьников в системе дополнительного образования:
а) специальные педагогические условия для формирования художественно-эстетического вкуса у детей;
б) экспериментальную программу творческого объединения, содержание которой нацелено на:
- развитие художественного и эстетического восприятия произведений искусства, развития интереса к искусству;
-формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника;
- получение необходимых знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие художественных способностей детей, стимулирование проявления креативности, то процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении будет иметь максимальную эффективность.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению проблемы формирования
8
художественно-эстетического вкуса в философии, эстетике, педагогике, психологии и др. науках;
2. Обобщить сведения о сущности художественно-эстетического вкуса и выявить критерии проявления развитого художественно-эстетического вкуса личности в целях организации экспериментального исследования;
3. Изучить психолого-педагогические особенности формирования художественно-эстетического вкуса у детей в младшем школьном возрасте;
4. Проанализировать методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования;
5. Разработать диагностические методики изучения уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников;
6. Разработать и апробировать экспериментальную программу по изобразительному искусству в творческом объединении с целью совершенствования процесса формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста;
• анкетирование, педагогическое наблюдение с целыо диагностики уровня развития художественно-эстетического вкуса у детей;
• анализ результатов творческой деятельности младших школьников;
• педагогический эксперимент, состоящий из поисково-констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Методологическую основу исследования составили:
- исследования в области эстетики и философии, связанные с проблемой
9
формирования художественно-эстетического вкуса (Ю.Б. Борев, Г. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, Е.А. Малыгина, A.C. Молчанова, Н.Д. Никандров, В.К. Скатерщиков. Д.И. Фельдштейн и др).,
- труды в области теории и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А.Д. Алехин, Г.В. Беда, H.H. Волков, B.C. Кузин, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, и др.;
- педагогические, психологические и методические исследования творческой деятельности и развития художественных способностей младших школьников: С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, Г.А. Горбунова, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, Д.И. Фельдштейн, Т.Я. Шпикалова и др.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества» Заводского района г. Орла; Муниципальная средняя образовательная школа № 17 г. Орла; комната школьника Заводского района г. Орла и Дома детского творчества г. Малоархангельска Орловской обл. Также в эксперименте участвовали школьники 1-4 классов лицея № 28 г. Орла, гимназии № 34 г. Орла.
Организация и этапы исследования:
I этап (2005-2007 гг.): определение целей и задач, объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы исследования, разработка методики экспериментального исследования.
II этап (2007-2008 гг.): экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения и