автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой
- Автор научной работы
- Сидоренко, Владимир Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой"
РГ6 од
. о )!м да
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА
Диссертационный совет Д 053.01.12
На правах рукописи
СИДОРЕНКО Владимир Владимирович
ФОРМИРОВАНИЕ II РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКОЙ
Специальность 13.00.02 — Методика преподавания изобразительного искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1994
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете юге ни В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент КОРЕШКОВ В. В.
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН,
кандидат педагогических наук Н. Н. АЛЕКСАХИН
Ведущая организация: Владимирский государственный педагогический институт.
Защита состоится «. •С11.».....1Ш.Ш 1994 года в Хк час.
па заседании диссертационного совета Д 053.01.12 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: п,р. Вернадского, д. 88, ауд. 526.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., дом 1, МПГУ ни. В. И. Ленина.
Автореферат разослан «.....О)».......^^А.1994 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент С. Е. ИГНАТЬЕВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В новых условиях развития педагогической науки, культуры, теории и практики народного образования нашего общества, актуальнейшей проблемой становится проблема совершенствования художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов - будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в системе их эстетического воспитания и художественного образовать
В последние десятилетия вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования школьников, студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов нашли свое довольно полное освещение в работах известных специалистов Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беды, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Г.Б.Смирнова, Л.Г.Медведева, Е.В. Шорохова, ' Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова, А.Д.Алехина, В.В.Корешкова, Э.И.Кубышкиной, А.П.Яиухина, С.Е.Игнатьева и других. Общие проблемы эстетического воспитания будущих учителей затрагиваются в диссертационных исследованиях С.А.Аничкина, Д.Ахмадали-евой, Н.Н.Бабич, А.А.Балян, А.М.Верба, М.В.Веселовской, Н.И. Волошина, В.Т.Кальянова, О.В.Кременцовой, С.Г.Мельничук, Ф.Г. Никитина, Г.А.Петровой, Г.С.Ригинбй, С.И.Ростовой, В.А.Слас-тенина, В.Т.Сергеева, Т.Д.Сусловой, В.И.Хазина, Е.И.Юдиной.
В ряде диссертационных работ освещаются вопросы художественного образования, эстетического воспитания, художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в системе их обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Это кандидатские диссертации С.Ф.Абдуллаева, Л.В. Алексеевой, Б.В.Байметова, Ф.Ф.Бандуристова, Ю.К.Беджанова, Б.С.Белова, А.С.Близнюка, Р.М.Варцава, А.А.Васильева, В.А.Гав-рилко, В.Ф.Григорьева, П.Г.Демчева, А.К.Жаксыбергенова, Л.А. Ивановой; В.И.Коваленко, Е.Н.Ковешниковой, Н.А.Короткова, А.И. Масленникова, Н.Я.Маслова, Л.Г.Медведева, Ю.В.Новоселова, С.И.Пономарькова, А.Е.Терентьева, В. Д. Черкасова.
Наряду с тем, что общие проблемы способностей довольно широко освещены в трудах известных отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев,
A.В.Петровский, К.К.Платонов, Ю.А.Самарин, В.С.Мерлин, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, Я.А.Пономарев, В.Д.Небылицын и др.), -проблема творческих, художественных способностей раскрыта недостаточно. В основном это немногочисленные исследования, посвященные анализу и рассмотрению изобразительных, творческих способностей школьников - работы Е.И.Игнатьева, В.И.Кире-енко, докторская диссертация Н.С.Боголюбова ("Формирование
, творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода"), кандидатские исследования С.Е.Игнатьева ("Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью"), С.А.Фёдорова ("Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой").
В нескольких кандидатских диссертациях рассматриваются отдельные аспекты развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов в процессе преподавания композиции, педагогической подготовки. Это диссертации Н.А.Короткова, Л.Б.Михаленко,
B.Н.Есипова.
Однако, многие проблемы художественно-профессиональной подготовки студентов • художественно-графических факультетов педагогических институтов в исследованиях указанных авторов освещаются слабо, а многие вопросы вообще не рассматривались. В частности, не раскрыты в должной мере научно-теоретические основы и методика развития творческих способностей в процессе преподавания отдельных видов декоративно-прикладного искусства на факультетах, отсутствуют учебные программы, методические пособия, рекомендации для студентов, преподавателей. До настоящего времени нет исследований, пособий по проблеме формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институ-
- 2 -
tob - будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда на занятиях художественной ковкой - одним из древнейших и прекраснейших видов художественного творчества человека, широко используемому в жизни людей разных эпох и народов. Изделия художественной ковки - составная часть материальной и духовной культуры человека, яркий образ его художественно-эстетической деятельности и проявления творческих способностей и дарований.
Отдельные же публикации по художественной ковке, как правило, носят узко профессиональный характер И' предназначены для профессиональной подготовки специалистов-кузнецов, литейщиков и т.п., а не для системы подготовки кадров учителей. Это работы Я.С.Вишневецкого, З.И.Юсипова, А.В.Флерова, М.Т.Демина, А.Н.Елизарова, Ю.А.Шеманова, А.Г.Навроцкого, В.С.Ледзинского, А.А.'Геличко, А.В.Зверева и других авторов.
Все сказанное определяет актуальность нашего диссертации онного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в педагогическом институте (университете).
Проблема исследования: раскрытие и научная разработка методики формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) в процессе художественной ковки. Решение данной проблемы составило и цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) на занятиях художественной ковкой.
Предмет исследования: методика эффективного формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) в процессе обучения художественной ковке.
- 3 -
Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка и научное обоснование современной методики преподавания художественной ковки для студентов, максимально активизирующей процесс формирования и развития творческих способностей, в значительной мере повышает эффективность профессиональной подготовки и эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства, художественного труда и организаторов внеклассной работы.
Проблема, гипотеза, предмет и объект исследования потребовали решения следующих задач;'
1. Раскрыть проблему формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть роль и место обучения художественной ковке в истории декоративно-прикладного искусства и в истории преподавания художественных дисциплин.
3. Изучить и охарактеризовать научные основы художественной ковки как специфического вида декоративно-прикладного искусства и важнейшего средства развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на занятиях художественной ковкой.
5. Создать экспериментальную программу по художественной ковке для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов).
' Теоретической основой исследования явились труды, высказывания известных художников, мастеров кузнечного искусства, педагогов, психологов, а также работы по общей педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитание, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусство- • знанию.
- 4 - "
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования;
- анализ философской, культурологической, лсихолого-пе-дагогической, методической, искусствоведческой литературы, литературы по кузнечному делу;
- изучение творческой деятельности студентов педагогических институтов;
- анкетирование, опрос студентов и преподавателей;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент;
- анализ' учебных и творческих работ студентов в области художественной ковки, рисунка, жиеописи, различных видов декоративно-прикладного искусства.
Экспериментально-исследовательская работа по диссертации проводилась на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина с 1984 по 1994 гг. Ряд экспериментальных серий проверялся и на факультете общественных профессий МПГУ им. В.И.Ленина. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов. Всего было охвачено 285 студентов. Одна группа студентов 1-5 курсов составляла экспериментальную группу, другая (1-5 курсы) - контрольную. В эксперименте участвовали и учащиеся 7-11 классов школы № 984 г. Москвы.
Методика эксперимента заключалась в следующем: в экспериментальных группах использовалась оригинальная, разработанная диссертантом система обучения художественной ковке, направленная на эффективное формирование и развитие творческих способностей студентов. Эта система включает применение учебной программы, созданной диссертантом, методических разработок к ней, музейцую практику (работа по образцу), работу по самостоятельным эскизам, широкое использование наглядных пособий, раскрывающих истории художественной ковки, методику, способы и приемы изготовления изделий кузнечного мастерства, беседы о кузнечном искусстве по разработанной соискателем методике, использование проблемных заданий и вопросов, демонстрации спепк-'
альных диафильмов и диапозитивов, встречи с известными кузнецами-художниками, участие в выставках, фестивалях мастеров кузнечного дела.
В контрольных группах занятия велись традиционно, без использования ряда указанных выше методов обучения, без направленности обучения на активизацию учебно-творческой дея- • тельности студентов, на активизацию развития .творческих способностей.
То есть обучение художественной ковке осуществлялось без демонстрации специальных наглядных учебно-методических таблиц (вместо них, для показа отдельных технологических операций, ( использовались рисунки в книгах по художественной ковке); сту-•денты, в основном, копировали.образцы и крайне редко выполняли творческие работы, отсутствовал показ специальных диафильмов. Учебная программа ограничивалась перечислением заданий, без детального освещения методических рекомендаций. Такие методика преподавания художественной ковки и учебная программа характерны для постановки обучения этому виду декоративно-прикладного искусства. На других художественно-графических факультетах и факультетах общественных профессий, в частности во Владимирском, Нижна-Тагильском и других педагогических институтах они носят устойчивый, традиционный характер.
Эксперимент делился на три этапа: "установочный", развивавший", "контрольный".
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в: раскрытии проблемы формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) как психолого-педагогической проблемы; раскрытии роли и места обучения художественной ковке в истории декоративно-прикладного искусства и в истории преподавания художественных дисциплин; изучении и характеристике научных основ художественной ковки как специфического вида декоративно-прикладного искусства и
- 6 -
важнейшего средства развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов.
• Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-педагогической и экспериментальной работы: разработана и экспериментально проверена эффективная методика формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой; созданы экспериментальная программа по художественной ковке для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) и методические рекомендации к ней.
Результаты исследования могут использоваться при разработке новых учебных планов и программ для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов), для художественно-графических отделений педагогических-, училищ, при подготовке учебных пособий по декоративно-прикладному искусству и технологии кузнечного дела.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, данных физиологии, психологии, изобразительного искусства, искусствознания, технологии кузнечного дела, в непосредственном участии автора в эксперименте (на всех его этапах).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на художественно-графическом факультете и факультете общественных профессий Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, а также в общеобразовательной школе № 984 г. Москвы и на ежегодных фестивалях, проводимых музеем кузнечной науки и техники.
- 7 -
Основные положения диссертации и материалы проведенного исследования ежегодно обсуждались на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, а также освещались в публикациях автора, ряд из которых носит методический характер.
По материалам диссертации соискатель неоднократно выступал с докладами на Всесоюзных и Всероссийских научно-теоретических и практических конференциях, фестивалях по искусству (доклад "Проблемы преподавания художественной ковки" на научно-практической конференции "Экология кузнечного дела" в МВТУ _ им. Баумана - 1992 г. и т.д.).
. В течение последних пяти лет автор систематически докладывал о своих теоретических положениях и методических подходах к обучению студентов художественной ковке на ежегодных научных чтениях в МШУ им. В.И.Ленина, участвовал во Всероссийских выставках учебных и творческих работ студентов и преподавателей художественных учебно-педагогических заведений.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (209 наименований), приложения. Включает 9 таблиц и одну диаграмму.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, формулируются объект и предмет, задачи, гипотеза, методология и методика исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая ценность.
В первой главе "Формирование и развитие творческих способностей в системе эстетического воспитания и профессиональной подготовки студентов" рассматриваются психолого-педагогические основы формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов (1-й параграф), освещается проблема обучения художественной ковке.в ис-
_ 8 -
тории преподавания художественных дисциплин (2-й параграф), раскрываются Научные основы художественной ковки в процессе формирования и развития творческих способностей у студентов (3-й параграф).
Как свидетельствуют анализ и обобщение научных исследо- ■ ваний, их результатов, высказываний известных психологов, педагогов, под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Причем ^огда речь идет о способностях, то всегда имеют в виду способности к чему-либо конкретному, определенному -к музыке, литературе, математике, изобразительному искусству, шахматам, конструированию и т.п. То есть каждая способность -это способность к конкретной деятельности. Но есть способности, которые проявляются во всех сферах человеческой деятель-^ ности и которые пронизывают все другие способности, способ- . # ности к конкретным видам деятельности человека. Так различают общие и специальные способности.
Общими называются такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека.' Например, интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, быстром переключении взимания, критичности и самостоятельности ума, активности аналитико-синтетической деятельности мозга и др.
Здесь следует подчеркнуть, что одним из важных выводов психологических исследований является вывод о том, что способности, будучи индивидуально-психологическими особенностями, не должны противопоставляться таким качествам и свойствам личности, как ум, память, черты характера и др. Как раз напротив, зти качества и свойства, направленные на определенную деятельность и формируемые под ее влиянием, позволяют утверждать, что именно данная индивидуально-психологическая особенность личность есть способность.
_ 9 -
Специальные способности - это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, литературные, математические способности и др.).
Особую роль в выявлении задатков, в развитии и формировании способностей играют обучение и воспитание, то есть целенаправленные педагогические процессы* в результате которых подрастающее поколение овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками. Очевидно не случайно о способностях судят прежде всего по уровню владения знаниями, умениями, навыками. Следовательно, способности - это "сплав" природного и приобретенного.
Однако, как свидетельствует анализ вышеуказанных работ, включая и развернутые исследования В.И.Киреенко и В.С.Кузина по психологии художественных способностей, в них дается характеристика, обосновывается структура художественно-творческих способностей в области рисунка, живописи, композиции (в графике и живописи). То есть рассматриваются способности только в отдельных видах, областях художественной деятельности.
Анализ и обобщение специальной, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, литературы по кузнечному, делу, наши собственные исследования (в области теории, методики и практики - педагогической и профессионально-кузнечной) позволяют определить структуру творческих способностей в области художественной ковки.
Структуру творческих способностей в художественной ковке составляют пять основных блоков.
Первый блок составляют свойства творческого воображения и мышления, зрительной памяти и пространственных представлений, обеспечивающих отбор главного, существенного и наиболее характерного в предметах и явлениях действительности, способствующих созданию художественного образа и оригинальной композиции. Этот блок свойств творческих способностей является.
-10 -
общим для всех видов занятий художественной деятельностью.
Второй блок составляют свойства эстетического восприятия и эмоционально-чувственного отношения (эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому предмету, явлению. Этот блок свойств творческих способностей также является общим.
Следующий блок составляют свойства, особенности зрительного анализатора, обеспечивающие успешное развитие в процессе художественной деятельности восприятия пропорций, особенное- .• тей объемной и плоской формы, направленности линий, лростран-ственных отношений предметов, светотеневых отношений, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения и т.п. Данные свойства творческих способностей также можно считать общими для художественно-творческих способностей. ■Четвертый блок включает свойства логической и наглядно-, чувственной сферы мышления, образной памяти, способствующих ■ формированию понимания и "чувствования" художественных и технологических особенностей художественной ковки, физических и химических свойств металла, понимания приемов, цикла, конструирования и формообразования, разнообразия композиции, основных операций художественной ковки^ зависимости формообразования, художественной выразительности. от утилитарного наз- -качения изделий художественной ковки, свойств металла, теЗсно-логичэских операций.
Данный блок свойств творческих способностей специфичен только для деятельности в области художественной ковки, как одного из видов декоративно-прикладного искусства.
Пятый блок включает свойства, особенности репродуктивного воображения, внимания, сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки "художника-мастера, обеспечивающие быстрое, точное и качественное усвоение новых технических приемов, умений и навыков в рисунке, композиции, в основных операциях художественной ковки, конструировании и проектировании изделий художественной ковки.
. - II - ' • ■ '
Кузнечное дело - одно из самых древних ремесел, связанное с металлом. Еще в каменном веке первобытный человек начал ковать самородные и метеоритные металлы. В ряде музеев мира хранятся кузнечные инструменты тех времен: небольшие круглые камни-молоты, овальные плоские массивные камни-наковальни. Специальные исследования показали - на поверхности этих камней ("инструментов") имеются следы самородного металла. Свидетельством наличия кузнечного дела в древние, дав- ние времена являются и изображения на рельефах древних египетских храмов кузнецов, работающих каменными молотками.
Особое внимание русские кузнецы уделяли изготовлению самого разнообразного'оружия. Уже в первой половине ХУ1 века русские кузнецы поставляли на вооружение войск Ивана Грозного кованные пушки. Но настоящего расцвета кузнечное дело достигло при Петре I. При нем было создано много новых оружейных заводов, среди которых выделялись Ново-Тульский и Уральские. По.. степенно Тула становится центром, всероссийской кузницей оружейных кадров. (В честь этого и в память об этом в г. Туле установлена скульптура Петра I.) Искусство, мастерство тульских умельцев-кузнецов передавалось кузнецам-уральцам. На Урале в то время располагалось значительное количество молотов с •водяным приводом.
Начиная с ХУП века в Москве и других городах России начинается активное строительство дворцово-парковых ансамблей, и целый ряд кузнечных мастерских начинает специализироваться на изготовлении- больших и малых- оград, оконных решеток, козырьков и наверший, имеющих огромную историческую, культурную и художественную ценность.
В современных кузнечно-пресеовых цехах используются мощные средства и механизмы, которые обеспечивают многочисленные, часто очень сложные, уникальные технологические процессы.
Однако, увлечение поточным методом строительства домов, общественных зданий, садово-парковых комплексов, выпуска технических изделий привело к ослаблению внимания и иэготовле-
- 12 -
нию кузнечных изделий малых форм, изделий художественного, декоративного искусства, имеющих прикладное значение., Сказанным объясняется малочисленность до последнего времени специальных учебных заведений (П1У, высшие и средние художественно-промышленные учебные заведения и т.д.), готовящих кузнецов-профессионалов.
Отсюда и недостаточная научная разработанность проблем художественной ковки малых форм, 'так же, как и проблем профессиональной, художественной подготовки кузнецов, руководителей кузнечного дела в разных системах подготовки кадров.•
Раскрытие научных основ художественной ковки и практическое овладение ими на художественно-графических факультетах и факультетах общественных профессий мы считаем необходимым . в двух основных аспектах:
- в аспекте объема знаний, умений и навыков, необходи- . мом для довольно обстоятельного, глубокого, профессионального овладения общими основами искусства художественной ковки, ее технологии и техники работы, обеспечивающем формирование творческих способностей и успешное ведение кружков, факультативов по художественной ковке в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, в школах и классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла;
- в аспекте изучения и овладения методики процесса из- ' готовления конкретных изделий художественной ковки, предусмотренных программами как для факультетов, так и для общеобразовательных учебных заведений.
Для каждого вида декоративно-прикладного искусства характерны свои художественно-выразительные средства, но все они имеют общие основы, служащие фундаментом любого декоративно-прикладного изделия. Это, прежде всего, форма, пропор-. ции, силуэт, композиция, материал, пластика, ритм, цвет,' контрасты, пространственная среда и т.д. Особую роль, как уже отмечалось выше, играет орнамент, .декор, которые сами по себе могут строиться на ритме, контрастах, цвете, на стилиза-
- 13 г '
ции природных 13 геометрических форм, форм животного мира. Так, архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными особенностями и пластическими свойствами материала, как правило, играет рсновополагающую'ропъ в композиции художественного изделия. Часто в декоративно-прикладном искусстве красота материала (фактуры), пропорциональные соотношения частей, гибкость, плавность линий силуэта, ритмическая структура служат основными средствами художественно-образного решения изделия, например, барочная решеткд балкона. Появление декора на изделии придает ему особую декоративность. А часто именно декор делает .бытовой предмет произведением декоративно-прикладного искусства.
Но и на этапе предварительного эскизирорания, этапе проектирования и на этапе непосредственного изготовления художественной вещи ковкой исключительное значение приобретают те научные основы, которые выражаются в закономерностях строения формы, обьемно-пространственных отношений, композиции, цвето-ведения, фактуры (материальной пластики), закономерностях зрительного (визуального) восприятия обьемно-пространственных и цветовых отношений объектов и их частей, проявляются в гибкости, изящности линий - рисунка, пропорциональности форм, частей форм, гармоничности тональных, светотеневых отношений и т.п.
Во второй главе "Методика формирования и развития творческих способностей студентов на занятиях художественной ков- кой" освещается комплексная организация мастерской художественной ковки на художественно-графических факультетах педагогических институтов и режим работы в ней, как важнейшие условия эффективности формирования и развития творческих способностей у студентов - будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда (1-й параграф), обосновывается методика организации работ в мастерской художественной ковки (2-й параграф), раскрываются формы и методы формирования и развития творческих способностей студентов на занятиях художественной ковкой (3-й параграф).
-14 -
Из всего разнообразия вопросов организации кузнечных работ, из всех аспектов современного кузнечного дела, включающих современные, исключительно сложные технологические процессы (современные способы ковки и штамповки, виды обработки, металлов давлением - прокатки, волочения, прессования, листовой штамповки и т.п.), ш выделяем те, которые наиболее доступны в условиях факультетов, общеобразовательных школ и, вместе с тем, обеспечивают всю технологий ручной ковки, изготовление, образцов, изделий художественной ковки достаточно высокого качества и отличающихся художественными достоинствами.-
Главное оборудование кузницы: горн на один или-два огня под одним дымоходом, наковальня (на расстоянии I,5-2:метров от горна), стуловые тиски (на расстоянии 1-2 метров от, нако-. , вальки). ' " •
Рядом с горном, или в одной конструкции с ним, устанавлн-' иаят емкости для воды.
Необходимым оборудованием кузницы являются также япягки с песком, передвижные козлы из стали, стол с металлическими ножками и облицованной железом крышкой, сверлильные станки, пневматический молот, рычажные ножницы, автогенный сварной аппарат в качестве передвижного горна. '
В кузнечном дйле и в художественной козке~применяют целый набор разяич;шх ¡гиструмснтов. Все кузнечшэ инструменты, дблят-ся :га'опорные, ударные, вспомогательные и измерительные.
Очень важно для успешного овладения студентами технологии художественной ковки, для формирования у них специальных умений и навыков и развития соответствующих способностей, и прежде всего творческих способностей, хорошее знание материалов для свободной ручной ковки, их физических, химических свойств, термических способов обработки, оказывающих непосредственное, влияние нз только на технологию изготовлетая кузнечного изде- • лял, но п на его художесгвенно-остетичослу» ценность.
Проведенное нами экспериментальное исследование позволило разработать рациональную я, вместе'с тем, эффективную ме-
• - 15 г ' ' • ■ '
■годику педагогического руководства процессом обучения студентов художественно-графических факультетов художественной ковке. Эта методика включает следующие основные структурные блоки:
1. Учет дидактических принципов в учебном процессе на занятиях художественной ковкой.
2. Учет психологических особенностей личности каждого студента, его индивидуальности, уровня развития творческих способностей.
3. Учет уровня овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области других специальных художественно-творческих дисциплин - в рисунке, живописи, композиции, декоративно-прикладном искусстве и школьном оформлении, черчении.
4. Максимальное использование индивидуального подхода к студентам на занятиях художественной ковкой.
5. Использование специальной программы по курсу художественной ковки для студентов художественно-графических факультетов и факультетов общественных профессий педагогических институтов (университетов).
6. Использование серий специальных учебно-методических, демонстрационных (включая динамические) таблиц-плакатов и технологических карт.'
7. Применение системы внеаудиторных мероприятий по изучению декоративно-прикладного искусства, ознакомлению с памятниками культуры и искусства, по активизации познавательно-творческой деятельности студентов.
Следует отметить, что по всем показателям обучения, воспитания и развития результаты в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных.
В частности наблюдаются значительно более высокие результаты развития творческого воображения, фантазии у студентов -этого важного компонента творческих способностей студентов в их художественной деятельности. И как итог - сфорыированность художественных образов изготавливаемого художественного изделия у большинства студентов экспериментальных групп*
- 16 -
То есть, если в начале эксперимента количество студентов», у которых наблюдается сформированность художественного образа равняется 2 (в экспериментальном классе) и 2 (в контрольном класбе) (18,3 % и 16,6%), то есть примерно одинаково в. экспериментальном и контрольном классах, то в конце эксперимента (в конце обучения) результаты совсем другие. Количество студентов экспериментальной группы, у которых наблюдается сформированность художественных образов, уже равняется 8 (72,8 %), а количество студентов контрольной группы со сформированными художественными образами равняется б, то есть х-олько 50 %. Таким образом, эффективность экспериментальной методики к концу обучения выразилась в 54,5 % (72,8 % - 18,3 %), тогда как'эффективность традиционной методики только в 33,4 % (50 % 16,6^).,.
Аналогичные результаты мы имеем и в формировании эстетического вкуса, эстетической оценки и эстетических чувств.
Анализируя полученные данные проведенного эксперимента, ыы наблюдаем наличие корреляции успешного овладения курсом художественной ковки и качественного усвоения художественно-профессиональных предметов (рисунка, композиции декоративно-прикладного искусства) студентами в процессе обучения, как экспериментального, так и контрольного. То есть, чем лучше студент владеет искусством рисунка, композиции, лучше владеет закономерностями цветоведения, орнаментального, декоративного искусства, тем быстрее он разбирается в особенностях, технологических операциях художественной ковки, тем выразительнее решает художественный образ кузнечного изделия на всех этапах его изготовления. И, наоборот, первая задумка художественной вещи, эскизирование, зарисовки, завершенный художественный проект кузнечного изделия, изготовление его деталей вызывает необходимость в активном рисовании, композиционных поисках, . в изучении закономерностей составления узоров, орнаментов. .'
В заключении диссертации подведены основные итоги работы, сделаны следующие выводы:'
- 17— -
На современном атапе развития культуры, народного образования, педагогической науки в нашей стране, в условиях гуманизации и демократизации обучения и воспитания эстетическое воспитание и возрождение духовной культуры народов России приобретают особую актуальность.
Проблема формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов и факультетов общественных профессий является комплексной проблемой, л которую составными частями, компонентами входят психрлогиче-ский, общэпедагогический, дидактический, искусствоведческий и технологический (кузнечного ремесла) аспекты. Это потребовало рассмотрения данной проблемы во всех указанных аспектах. При этом глубина и обстоятельность раскрытия психологических процессов, явлений, связанных с формированием творческих способностей и выражающих, как правило, ^е или иные факторы, свойства и качества способностей, во многом определяет и глубину, '.обстоятельность разработки дидактических приемов,, путей и средств (выраженных в конкретных методических рекомендациях) развития творческих способностей у студентов в процессе их обучения художественной ковке. То же самое относится и к общепедагогическому и искусствоведческому аспектам.
С указанных позиций комплексного подхода к раскрытию и решению проблемы формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов и факультетов общественных профессий в процессе обучения художественной ковке и выполнено наше диссертационное исследование,- представляя собой первое исследование в отечественной и зарубежной педагогике на обозначенную выше проблему.
. Специфика учебного предмета "Художественная ковка", как одного из ведущих'и ярких видов декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, раскрывает широкие возможности для формирования и развития творческих способностей, а с другой -требует обязательного наличия сформированности на достаточно высоком и качественном уровне творческих способностей.
- 18 -
Сказанное определяет необходимость постановки задачи формирования и развития творческих способностей у студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством, в том числе и на занятиях художественной ковкой, как одну из главных, центральных задач на любом этапе профессионально-художественного образования.
Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспёриментальной методики обу-. чения студентов художественно-графических факультетов и. факультетов общественных профессий художественной ковке, то есть эффективность нашей экспериментальной программы, системы наглядных, учебно-методических таблиц, методических рекомендаций, методов и приемов формирования и развития у студентов -творчес-,-ких способностей с учетом их индивидуальности. ' •■
Ряд вопросов, прямо или косвенно касающихся проблемы диссертации, настолько широки и настолько значимы, как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики, что требуют дальнейшего научного исследования. Поэтому данное диссертационное исследование можно считать первым исследованием фунда^. ментальной проблемы, на основе которой будут в дальнейшем выполнены многочисленные диссертационные работы.
, ' Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: ' .
1. Художественная ковка и личность. // Межвузовский сб. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 0,5 п.л. 1
2. Проблемы преподавания художественной ковки. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы 1990 г. МПГУ им.В.И.Ленина. М.: Прометей, 1991. - 1,4 п.л.
3. Ковка дверной ручки. (Основные операции ручной ковки). Журнал "Металлург". М., 1991. £ 9. г- 1,2 п. л. •
4. К вопросу о композиции произведений декоративного искусства. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы! МППУ им. В.И.Ленина (1991 г.) 7 М.: Прометей, 1992. - 1,4 п-.л.
; - 19