Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хромова, Галина Андреевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля"

На правах рукописи

ХРОМОВА Галина Андреевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2010

004603593

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Федерального Государственного Военного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Военный университет»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, профессор БОГУСЛАВСКИЙ Виктор Владимирович

ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва)

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор ВАЙСЕРО Константин Иванович

Московский городской университет управления Правительства Москвы

кандидат педагогических наук, доцент ТКАЛИЧ Светлана Константиновна Институт сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО

«РГУТиС»

Ведущая организация:

Московский государственный университет культуры и искусства

Защита диссертации состоится « 28 » мая 2010 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 215.005.05 ФГВОУ ВПО «Военный университет» (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет»

Автореферат разослан « 26 » апреля 2Р1 п г

Ученый секретарь диссертационного с

Д. Шутько

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Актуальность диссертационного исследования обусловлена изменением социальных условий развития современного общества, необходимостью подготовки

высококвалифицированных специалистов в сфере дизайна, конкурентоспособных на рынке труда, профессионально компетентных, с развитыми творческими способностями, ответственных, ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов и готовых к постоянному профессиональному росту. В ходе исследования выявлена настоятельная потребность разрешения противоречия между современными требованиями к формированию творческих способностей у студентов дизайнерского профиля и недостаточной разработанностью образовательного и организационно-методического компонентов данного процесса. Постоянное целенаправленное и результативное управление формированием творческих способностей у будущих дизайнеров, передача им необходимых для реализации в профессиональной деятельности знаний, развитие у них мотивации инновационного поведения является одним из важных направлений работы преподавателей вузов.1

Однако, сложившаяся в течение ряда десятилетий система профессионального образования в сфере дизайна с существующими формами и методами обучения, несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих специалистах недостаточно способствует формированию творческих способностей у студентов.

Министерством образования Российской Федерации поставлена задача сосредоточения внимания на организации и проведении регулярной творческой работы студентов, как на уровне кафедр, так и на уровне вузов в целом, формирования навыков творческой активности, осуществления студентами творческой работы на всех курсах вуза.2 Деятельность дизайнера является творческой по своей сути, поэтому формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля, а также поиск педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса является настоятельно необходимым.

Изучение педагогической деятельности преподавателей кафедр дизайна среды показало, что большинство из них (56%), не используют всех возможностей образовательного процесса в формировании творческих способностей у студентов, около 44% профессорско-преподавательского состава отождествляют подготовку обучающихся с изучением учебных дисциплин и использованием уже существующих в

' «О Национальной доктрине образования в РФ» Постановление Правительства РФ N 751 от 04.10.2000 г.

2 Письмо министра Минобразования России Филиппова В.М. от 27.11.2002 г. N 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

профессиональном образовании форм, методов и средств формирования творческих способностей. Причина такого положения в низкой мотивации преподавателей к проведению научно-методической работы (19%); недостаточная самостоятельность студентов в учебном процессе (31%); отсутствие у них творческой активности на занятиях (24%); недостаток времени (12%) и загруженность преподавателей поручениями не связанными с учебным процессом (14%).

Анализ педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования, позволяет утверждать, что формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля может успешно реализовываться в процессе обучения в вузе.

Анализ научной литературы показал, что в современной науке вопросам способностей и творчества посвящено множество исследований, отображающих их самые различные аспекты. Проблему способностей, их формирования исследовали крупнейшие отечественные ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этому вопросу посвящены работы Т.Н.Артемьевой, А.Г.Ковалева, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.1 Проблему творчества в философии рассматривали H.A. Бердяев, С.С. Гольдентрихт, A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин и др.2, в психологии - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этот же вопрос затрагивали Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.3 Психологию художественного творчества исследовал П.М. Якобсон, а также Л.Б. Ермолаева-Томина, и др.4

Приобретению опыта творческой деятельности, ее организации посвящены исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, работы

1 Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977; ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2; Мясищев В.Н., Ковалев А.Г. Психические особенности человека: В 2-х т. - Л.: ЛГУ, 19571960. - Т. 2; Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985 - Т. 1; Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека: Монография. - М.: СГУ, 2004.

2 Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М.: Искусство, 1994; Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема. // Творчество и социальное познание. - М.: МГУ, 1982; Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - М.: Политиздат, 1971 \ Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 1989.

3 Богоявленская Д.Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятсльностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997; ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990; ПономаревЯ.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976; Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989.-Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1985.-Т. 1.

4 Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003; Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.

И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева и др.1 Положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование творческой личности, содержатся в трудах JI.C. Выготского, исследованиях М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, работах В.И. Андреева, B.C. Леднева, В. Оконя и др.2 Особое значение в формировании творческих способностей у будущих дизайнеров приобретает проблемно-деятельностный характер обучения в русле личностно-социально-деятельностного подхода, поскольку репродуктивные методы, используемые в практике профессиональной подготовки, не позволяют в должной мере сформировать творческие способности и профессионально-личностные качества у обучающихся. Личностно-социально-деятельностный подход и проблемно-деятельностную концепцию обучения рассматривали в своих исследованиях A.B. Барабанщиков, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, М.А. Лямзин и др.3

В изучение и обоснование основных направлений высшего профессионального образования в России и за рубежом существенный вклад внесли видные педагоги - архитекторы и художники -формировавшие принципиально новый взгляд на архитектуру и оказавшие значительное влияние на возникновение и развитие дизайна. В Германии это были В. Гропиус, Й. Альберс Й. Иттен, В.В. Кандинский, Л. Моголь-Надь и др., в России - P.P. Иодко, В.Ф. Кринский, H.A. Ладовский, И.В. Ламцов, A.M. Родченко, А.И. Тенета, М.А. Туркус и др.4 Способности

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991; Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.-. Педагогика, 1976; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2.

2 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества: Монография. - Казань: КГУ, 1988; ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991; Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991; Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981; ОконьВ. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

3 Барабанщиков A.B. Проблемное обучение: Итоги подведены - проблемы остаются. // Вестник высшей школы. - 1985. - № 11; Барабанщиков A.B., Давыдов В.П., Конюхов Н.И., ФеденкоН.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА им. В.И.Ленина, 1987; Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Дис. ... д-ра псд. наук. - М., 2003; Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история, теория и практика. - М.: ВУ, 1997.

4 Иодко P.P., Тенета А.И. Объемная композиция в системе ВУЗа в разрезе Основного отделения. // Борьба за кадры. - 1930. - №№ 4-5; Иттен Й. Искусство формы: Мой форкурс в Баухаузе и других школах. - М.: Д. Аронов, 2004; Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб: Азбука, 2001; Кринский В.Ф., ЛамцовИ.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. - М.; JL, 1934; Ладовский H.A. Психотехническая лаборатория. В порядке постановки вопроса. // Известия АСНОВА. - М., 1926. - Вып. 1; Родченко A.M.

к изобразительной деятельности рассматривали В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев и др.' Актуальность формирования творческих способностей у студентов в профессиональном образовании исследовали М.Н. Дадобоева, В.Н. Есипов, Н.П. Заболотная, Т.В. Палецкая, В.В. Сидоренко и др.2

Анализ литературы3 по проблеме исследования и практики преподавания в вузах показал, что в профессиональном обучении успешно применяют аудиторные кратковременные графические или проектные (на 2-6 часов) учебно-творческие задания (клаузуры), выполняемые студентами самостоятельно. Кратковременные учебно-творческие задания используются для развития фантазии, воображения, образного мышления,

Конструкция живописного пространства: Теоретические положения дисциплины. // Художественно-конструкторское образование. - M.: ВНИИТЭ, 1973. - Вып. 4; Albers J. Werklicher Formunterricht. // Seperater Sonderdruck aus: Bauhaus Zeitschrift für Gestaltung. - Dessau, 1928. - Heft 2-3; Gropius W. Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauses. - Weimar-München, 1923; Moholy-Naggy L. Von Material zu Architektur. - München, 1929.

1 Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: АПН РСФСР, 1959; Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. Сб. науч. тр. - М.: АПН РСФСР, 1962; Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худ.-граф. факультетов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.

2 Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки: Дис. ... кан. псд. наук. -Худжанд, 2004; Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции: Автореферат дис. ... кан. пед. наук. - M., 1986; Заболотная Н.П. Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности «Народное художественное творчество»: Дис. ... кан. псд. наук. - Сыктывкар, 2007; Палецкая Т.В. Формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-творческой деятельности: Дис. ... кан. пед. наук. - Новосибирск, 2006; Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой: Дис. ... кан. псд. наук. - М., 1994.

Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: Дис. ... кан. пед. наук. -Алматы, 1999; Ермолаев А.П., ШуликаТ.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. - М.: Архитектура-С, 2005; Зенкевич Е.П. Пропедевтические курсы в польских учебных заведениях. // Художественно-конструкторское образование. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - № 2; Кудряшев К.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. -М.: Стройиздат, 1990, Кудряшев КВ., БогачеваЛ.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1988; Куликов А.Д. Введение в методику графического художественно-композиционного моделирование: Учебное пособие. - Казань, КГАСА, 1999; Мелодинский Д.Л. Концепция художественного формообразования в архитектурных школах XX века: Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: Дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2003; Мухутдинов Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: Дис. ... кан. пед. наук. -Казань, 1999; Объемно-пространственная композиция в архитектуре. / Под общ. ред. A.B. Степанова, М.А. Туркуса - М.: Стройиздат, 1975; Начальный этап архитектурного образования. Сб. ст./Подрсд. C.B. Казакова-М., 1991.

композиционных способностей студентов, умений и навыков отражения ими творческих идей в графической и макетной техниках. Однако в научной литературе клаузуры исследованы недостаточно,' как и проблема формирования на их основе творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Изучение педагогической деятельности преподавателей выявило недостаточное развитие мотивации как к проведению научно-методической работы, так и к разработке отдельных клаузур и клаузурных комплексов, отвечающих современным требованиям. Такое положение создает объективные трудности для обучения студентов, формирования у них творческих способностей и необходимых профессионально-личностных качеств.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в повышении эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе реализации целевой педагогической программы и выявленных педагогических путей эффективности данного процесса.

Объектом исследования является образовательный процесс вуза, а его предметом - педагогическая сущность, структура, содержание и педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Цель исследования - обосновать научные и прикладные основы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Задачи исследования:

1. Провести анализ и обосновать теоретические и прикладные положения проблемы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

2. Разработать целевую педагогическую программу формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе внедрения авторского комплекса клаузур и проверить ее эффективность в ходе опытно-экспериментального исследования.

3. Выявить и обосновать педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто положение о том, что в формировании творческих способностей у студентов дизайнерского профиля существует противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к уровню и качеству профессиональной подготовки обучающихся и

1 КудряшевК.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1990, КудряшевК.В., БогачеваЛ.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1988.

реальным состоянием данного процесса. Предполагается, что разрешить данное противоречие и повысить эффективность формирования творческих способностей у студентов возможно на основе: осуществления руководства формированием у них творческих способностей, совершенствования содержания данного процесса, самосовершенствования творческих способностей у студентов.

Методологическую и теоретическую основы исследования составили исследования по дидактике обучения (Л.С. Выготский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.И. Андреев, B.C. Леднев, В. Оконь, и др.), проблемно-деятельностной концепции в русле личностно-социально-деятельностного подхода (A.B. Барабанщиков, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, М.А. Лямзин и др.); теории способностей, их формированию (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Т.Н. Артемьева, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.); проблеме творчества (в философии: H.A. Бердяев, С.С. Гольдентрихт, A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин и др.; в психологии: Л.С. Выготский, С,Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.); в том числе психологии художественного творчества (П.М. Якобсон, Л.Б. Ермолаева-Томина и др.); исследования творческой деятельности, ее организации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев и др.); профессионального обучения (в Германии: Й. Альберс, В. Гропиус, Й. Иттен, В.В. Кандинский, Л. Моголь-Надь; в России: P.P. Иодко, В.Ф. Кринский, H.A. Ладовский, И.В. Ламцов, A.M. Родченко, А.И. Тенета, М.А. Туркус и др.); способностей к изобразительной деятельности (В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев и др.).

Для достижения поставленной цели и задач исследования, а также проверки выдвинутой гипотезы, были использованы следующие теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта по использованию клаузур в формировании творческих способностей у студентов. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, экспертное оценивание, анализ результатов учебно-творческой практической деятельности студентов, обобщение независимых характеристик, статистическая обработка данных, констатирующий и формирующий эксперименты.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в вузах профессионального образования: Московской открытой социальной академии (MOCA), ее филиалах в Тамбове и Усть-Илимске, Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ, архитектурно-строительный факультет). Экспериментальное исследование проходило в естественных условиях образовательного процесса учебных заведений высшего профессионального образования в период с сентября 2004 года по май 2009 года. Педагогическое исследование состояло из трех этапов.

Первый этап (2004-2005) - включал разработку концепции диссертации, изучение научной литературы и педагогического опыта работы по исследуемой проблеме. Осуществлен выбор объекта и предмета исследования, определены цели, задачи и гипотеза. Разработано содержание авторского клаузурного комплекса, методика опытно-экспериментальной работы и необходимый исследовательский инструментарий, определены критерии и показатели эффективности формирования творческих способностей у студентов. Проведен отбор учебных заведений, участников эксперимента (студентов и профессорско-преподавательского состава), осуществлена организация работы с ними, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2005-2008) - включал практическую реализацию опытно-экспериментального исследования. Основное место отводилось формирующему эксперименту, направленному на апробацию эффективности целевой педагогической программы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. В ходе основного этапа вносились коррективы в методику исследования и содержание авторского комплекса клаузур, формулировались предварительные выводы и рекомендации, выявлены основные педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Третий этап (2008-2009) - включал проверку, обработку, обобщение, систематизацию и уточнение полученных данных, обсуждение полученных данных с профессорско-преподавательским составом на заседаниях кафедр факультетов дизайна, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление результатов опытно-экспериментального исследования.

Общий объем проделанной работы характеризуется показателями: изучено боле 200 литературных источников, 39 авторефератов, 28 докторских и кандидатских диссертаций; проанализировано 56 различных документов (учебных планов, программ, заседаний предметно-методических комиссий и т.д.); подготовлено 480 опросных листов и анкет; проведено 15 инструктивно-методических занятий с преподавателями, принимавшими участие в опытно-экспериментальной работе; разработан авторский клаузурный комплекс.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Научный анализ проблемы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля позволил выявить особенности клаузур и их использование в профессиональном обучении на четырех выделенных этапах: начальном (XVI В.-1917 г.); новаторском (1918-1930 г.г.); развивающим (1945-1980-е г.г.); обобщающим (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время).

2. Обоснованы научные и прикладные основы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: сущность,

структура и содержание исследуемого процесса. Определена педагогическая сущность формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля как целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных качеств, определяющих успешность обучения по специальности и дальнейшего совершенствования в ней.

3. Разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля; определены критерии и показатели эффективности данного процесса (качественно-содержательный, организационно-процессуальный, результативно-деятельностный).

4. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: руководство формированием творческих способностей у студентов, совершенствование содержания формирования творческих способностей у студентов, самосовершенствование творческих способностей у студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности кратковременных учебно-творческих заданий, их использование в формировании творческих способностей у студентов на четырех выделенных этапах: на начальном (XVI в.-1917 г.) этапе клаузуры являлись средством проверки обученности студентов, их способности к проведению самостоятельной творческой работы: задания отличались кратковременностью исполнения, особыми формами графических приемов, невозможностью подготовиться к работе заранее; на новаторском (1918-1930 г.г.) этапе клаузуры являлись средством выявления творческих способностей студентов: введение пропедевтики, объемного макетирования, направленность клаузур на активизацию мыслительной деятельности, творчества студентов; на развивающем (1945-1980-е г.г.) этапе клаузуры выступали инструментом выявления творческих идей студентов: в курсовом проектировании использовались 3 вида кратковременных учебно-творческих заданий (клаузурный проект, проектная и контрольная клаузуры), многоцелевые клаузуры, направленные на решение различных творческих задач; на обобщающем (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время) этапе клаузурные задания являются инструментом развития творческого самосознания студентов, способом активирования их творческого потенциала, совершенствования профессионально-значимых умений, навыков учебно-творческой практической деятельности.

2. Обоснованная педагогическая сущность формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля как целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных качеств, определяющих успешность обучения по специальности и дальнейшего совершенствования в ней. Структура формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля включает: цель, задачи, субъекты и объекты исследуемого процесса, закономерности, противоречия, принципы, функции, содержание, формы, методы и средства реализации поставленных задач, диагностику, анализ и корректировку его результатов, управление данным процессом и его координацию. Содержание формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля предусматривает действенную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных учебно-педагогических мероприятий: развитие мотивации студентов к формированию у себя творческих способностей; развитие творческого потенциала у обучающихся на основе использования авторского клаузурного комплекса; осуществление педагогического руководства формированием творческих способностей у студентов; активизацию самостоятельной работы обучающихся по формированию творческих способностей на занятиях; стимулирование инициативы студентов в приобретении опыта профессиональной деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к дизайну; организацию самосовершенствования студентами у себя творческих способностей; совершенствование педагогического мастерства преподавателей в формировании творческих способностей у обучающихся; мониторинг, анализ, оценку и корректировку эффективности данного процесса.

3. Целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля, разработанная и апробированная в ходе опытно-экспериментального исследования и включающая организационные, содержательные и методические мероприятия, проводимые со студентами и преподавателями. В ее основу положен принцип интегрального воздействия клаузур разной степени сложности на личность обучающихся в целях обеспечения эффективности формирования у них творческих способностей. Выявлены критерии эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: качественно-содержательный, организационно-процессуальный, результативно-деятельностный, соответствующие им показатели и уровни.

4. Выявленные педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского

профиля, включающие: руководство формированием творческих способностей у студентов (обоснование, разработка и подготовка плана проведения клаузуры; развитие у студентов мотивации к выполнению кратковременных учебно-творческих заданий), совершенствование содержания данного процесса (обеспечение целенаправленности и последовательности в их использовании; применение вариативных клаузур различного уровня сложности), самосовершенствование творческих способностей у студентов (выполнение индивидуальных и групповых творческих работ; участие в проводимых конкурсах и выставках).

Достоверность полученных результатов обеспечивается согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью изучения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках, их взаимодействием; применением различных теоретических и эмпирических методов научного исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации; экспериментальной проверкой основных научных предположений; апробацией и внедрением в педагогическую практику результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении научных основ формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: педагогической сущности, структуры и содержания; в разработке педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит во внесении в профессиональную деятельность педагогических коллективов и преподавателей теоретических выводов и практических рекомендаций, способствующих совершенствованию формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. В ходе исследования подготовлен авторский комплекс клаузур; обоснованы критерии и показатели эффективности рассматриваемого процесса; реализована целевая педагогическая программа формирования творческих способностей у студентов; предложены меры по совершенствованию организационно-методического обеспечения данного процесса.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования происходила путем проведения констатирующего и формирующего педагогического эксперимента на кафедрах дизайна среды факультетов дизайна Московской открытой социальной академии (MOCA) и ее филиалов в Тамбове и Усть-Илимске. Отдельные положения вошли в методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу кафедр дизайна среды, принимавших участие в опытно-экспериментальном исследовании. Результаты исследований были представлены на заседаниях кафедры педагогики Военного университета, кафедры дизайна среды MOCA, обсуждались в ходе работы предметно-методических комиссий, сообщались и получили одобрение на

межвузовской научно-методической конференции. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования использованы при разработке программы и тематических планов учебной дисциплины «Проектирование», проведении аудиторных занятий со студентами, разработке учебно-методических пособий.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Глава 3. Педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Анализ литературных источников показал, что кратковременные учебно-творческие задания (клаузуры), выполняемые студентами самостоятельно, были впервые введены в практику профессионального обучения в начале XVI века в Италии, и до начала XX века, при сложившейся системе художественного и архитектурного образования, являлись эффективным способом проверки обученности студентов, их способности к проведению самостоятельной творческой работы.

На формирование новой системы профессионального образования в первой четверти XX века повлияли две школы - Баухауз (Германия) и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Россия) - преподаватели которых ввели в учебный процесс множество педагогических новаций. Клаузуры, в которые педагоги вкладывали разный смысл, ставя перед студентами конкретные цели и требуя различных приемов исполнения, были активно задействованы в этом процессе с целью выявления творческого потенциала обучающихся. Во второй половине XX века в западных и отечественных профессиональных учебных заведениях эта тенденция уже проявилась как общепринятый подход и получила развитие, в конце ХХ-начале XXI века кратковременные учебно-творческие задания не утеряли своего значения и актуальности, используясь как инструмент развития творческого самосознания студентов, способ активирования творческого потенциала, совершенствования их профессионально-значимых умений и навыков учебно-творческой практической деятельности. На основании этого, выявлены следующие этапы в применении клаузур как учебно-творческих заданий: начальный этап (XVI в.-1917 г.), новаторский (1918-1930 г.г.), развивающий (1945-1980-е г.г.) и обобщающий (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время).

С момента возникновения (начальный этап (XVI В.-1917 г.)), клаузуры в профессиональном обучении являлись эффективным инструментом проверки обученности студентов и их способности к

проведению самостоятельной творческой работы, однако цель выявить, а тем более сформировать творческие способности на основе кратковременных учебно-творческих заданий не ставилась. Клаузуры отличались кратковременностью исполнения, особыми формами графических приемов, невозможностью подготовиться к работе заранее, и позднее были введены как обязательный компонент в программы учебных заведений многих стран. Новаторский (1918-1930 г.г.) этап характеризовался внедрением в профессиональную подготовку специалистов различных педагогические новаций, пропедевтических курсов, позволивших отразить активно-поисковый характер обучения и нацеленность его на практику, широким использованием клаузур как средства выявления творческих способностей у студентов. Задания предусматривали активизацию мыслительной деятельности, творчества обучающихся, возникла практика решения учебно-профессиональных задач не только в графике, но и в технике объемного макетирования. На развивающем (1945-1980-е г.г.) этапе в архитектурных и дизайнерских заведениях разных стран получили продолжение и развитие тенденции, возникшие на предшествующем этапе. Пропедевтика не утратила значения и роли в подготовке будущих специалистов, клаузуры являлись инструментом выявления творческих идей студентов, в курсовом проектировании использовались 3 вида кратковременных учебно-творческих заданий (клаузурный проект, проектная и контрольная клаузуры), а также многоцелевые клаузуры, направленные на решение различных творческих задач. Обобщающей (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время) этап характеризуется новыми требованиями к подготовке специалистов, вместе с тем, выявленные тенденции предшествующего этапа не утратили своей актуальности. Проблемы в системе профессиональной подготовки обусловили внедрение разнообразных клаузурных комплексов, затрагивающих вопросы развития изобразительных, композиционных, творческих способностей студентов, идущих параллельно с курсами графики, композиции и проектирования. Направленность на активирование способностей обучающихся к самостоятельной работе реализуется с использованием курсов кратковременных учебно-творческих заданий, одни из которых требуют обязательного выполнения, а другие можно отнести к факультативным. В настоящие время клаузуры являются инструментом развития творческого самосознания студентов, способом активирования творческого потенциала, совершенствования их профессионально-значимых умений и навыков учебно-творческой практической деятельности.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что планомерное и управляемое внедрение клаузур в учебный процесс позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов, способствует успешному усвоению учебного материала, формированию творческих способностей и профессионально-личностных качеств.

Научный анализ проблемы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля позволил установить, что возрастание требований к профессионально-личностным качествам дизайнеров обусловливает необходимость повышения эффективности данного процесса и поиск путей разрешения его противоречий в условиях вуза. В ходе исследования было установлено, что основные противоречия существуют: между современными требованиями к подготовке дизайнеров и недостаточной ориентированностью профессионального образования на формирование творческих способностей; между стремлением будущих дизайнеров соответствовать требованиям современного рынка труда и недостаточной разработанностью организационного, содержательного и методического компонентов формирования творческих способностей; между существующими в вузе возможностями формирования творческих способностей у студентов и недостаточным научным и прикладным обоснованием путей реализации этих возможностей в образовательном процессе.

Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля предполагает рассмотрение сущности, структуры и содержания данного процесса.

Педагогическая сущность формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля понимается как целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных качеств, определяющих успешность обучения по специальности и дальнейшего совершенствования в ней.

Структура формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля включает: цель, задачи, субъекты и объекты исследуемого процесса, закономерности, противоречия, принципы, функции, содержание, формы, методы и средства реализации поставленных задач, диагностику, анализ и корректировку его результатов, управление данным процессом и его координацию.

Содержание формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля предусматривает действенную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных учебно-педагогических мероприятий, реализуемых в рамках целевой педагогической программы: развитие мотивации студентов к формированию у себя творческих способностей; развитие творческого потенциала у обучающихся на основе использования авторского клаузурного комплекса; осуществление педагогического руководства формированием творческих способностей у студентов; активизацию самостоятельной работы обучающихся по формированию творческих способностей на занятиях; стимулирование инициативы студентов в приобретении опыта профессиональной деятельности

и опыта эмоционально-ценностного отношения к дизайну; организацию самосовершенствования студентами у себя творческих способностей; совершенствование педагогического мастерства преподавателей в формировании творческих способностей у обучающихся; мониторинг, анализ, оценку и корректировку эффективности данного процесса.

Исследованием установлено, что целью формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля является обеспечение на основе проблемно-деятельностной концепции обучения (в русле личностно-социально-деятельностного подхода) и художественно-творческого подхода целенаправленного и управляемого совершенствования творческого потенциала будущих дизайнеров, выявление и реализация путей вооружения их необходимыми профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями в сфере дизайна среды.

Данная цель может быть достигнута в ходе выполнения следующих задач: создания необходимых педагогических условий для реализации авторского комплекса клаузур в рамках учебной дисциплины «Проектирование»; предоставления студентам обязательного объема навыков и умений, которые предполагается у них сформировать; учета первичного уровня подготовленности и вида ведущей деятельности обучающихся; обеспечения соответствия цели обучения и применяемых методов, форм и средств; расширения и углубления междисциплинарных профессионально-значимых знаний, умений, навыков по специализации «Дизайн среды» и получение новых, за счет реализации авторского клаузурного комплекса; организации занятий с использованием современных инновационных педагогических технологий, способствующих творческой, самостоятельной и активной деятельности студентов.

Студенты в процессе формирования творческих способностей выступают объектами педагогических влияний профессорско-преподавательского состава, являющегося субъектом данного процесса. Взаимодействие между ними отличает ответственность за результаты и качество обучения.

Формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля подчинено ряду закономерностей. Основными из них являются: целенаправленный, целостный, двусторонний характер педагогического процесса; взаимообусловленность, взаимосвязанность и неравнозначность составляющих его структурных компонентов; соответствие содержания форм и методов обучения психологическим установкам и ценностным ориентациями студентов; необходимость проявления со стороны обучающихся активно-деятельностной позиции.

Основным противоречием формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля является несоответствие междисциплинарных профессионально-значимых знаний, навыков и умений которыми располагают студенты, и тех знаний, навыков и умений

которые необходимы им для выполнения клаузур. Если требования преподавателей не соответствуют эспектациям обучающихся, то они не становятся источником движения для них, и, следовательно, самого процесса формирования творческих способностей.

Основным принципами формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля являются принципы обучения и воспитания, реализуемые в целостном педагогическом процессе: научности; систематичности, целеустремленности и последовательности; связи теории с практикой; сознательности и активности; доступности обучения при обеспечении достаточного уровня его трудности; прочного усвоения знаний, умений и навыков; учета индивидуальных особенностей; гуманизации педагогического процесса.

Функциями, реализуемыми в данном процессе, являются: побуждающая, формирующая, развивающая, организующая, диагностирующая, корректирующая.

Методы формирования творческих способностей у студентов реализуется в условиях непосредственного взаимодействия преподавателя и студентов, его влияния и действенной помощи в ходе их активной учебной и самостоятельной деятельности. Основными методами формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля являются: метод аудиторных практических занятий; самостоятельной работы; вариативности заданий; контрольных заданий; графических и макетных композиций; создания образа. Основными средствами при этом выступают: разработанный авторский клаузурный комплекс; интеллектуальные действия; мыслительные операции; материализованные действия по выполнению конкретных операций в ходе реализации творческого замысла; окружающая среда в плане ее дизайна и преобразования; совокупность предметов материальной и духовной культуры используемых в педагогической работе (литература, аудиторное оборудование, материалы и инструменты для осуществления учебно-творческой практической деятельности студентов), экспозиции музеев и выставок.

Организационная сторона формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля характеризуется применением таких форм как: аудиторные и внеаудиторные занятия (практические, самостоятельные, индивидуальные).

Выбор форм, методов и средств в педагогическом процессе взаимосвязан с задачами дидактики, поэтому диссертант руководствовалась при разработке комплекса клаузур следующими положениями: педагогическими - насколько клаузурный комплекс отвечает направленности всей профессиональной подготовки и каждого курса; психологическими - как он повлияет на обучение студентов и на их отношение к дисциплине; методическими - как клаузурный комплекс способствует лучшему усвоению основного учебного материала; организационными - рациональность планирования занятий. Авторский комплекс клаузур разработан с учетом основных дидактических

требований: соответствие авторского клаузурного комплекса дидактическому содержанию специализации; оказание всесторонней помощи студентам в усвоении ранее приобретенных междисциплинарных профессионально-значимых знаний, умений и навыков; развитие их интереса к изучению дисциплин специализации; стимулирование самостоятельности, познавательной и творческой активности, креативности мышления и т.д. у студентов при проведении аудиторных занятий и внеаудиторной работы; обеспечение соответствия содержания клаузурного комплекса целевому предназначению; информационное описание и методическое сопровождение комплекса клаузур (тема задания, цель, задачи, техника исполнения, последовательность выполнения и т.д.). Содержание авторского клаузурного комплекса предусматривало под руководством преподавателя построение проблемной учебно-творческой практической деятельности студентов, и было структурировано по этапам усвоения и уровням доступности.

В целях разрешения выявленных противоречий было проведено опытно-экспериментальное исследование. Цель педагогического эксперимента заключалась в проверки эффективности предложенных мер в ходе формирования творческих способностей у студентов, обосновании педагогических путей и условий повышения его эффективности, разработке практических рекомендаций.

Реализация целевой педагогической программы формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля составляла основу содержания формирующего эксперимента. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: проанализирована современная практика формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля; выявлены критерии, соответствующие им показатели и уровни эффективности данного процесса; разработана методика реализации целевой педагогической программы и авторского клаузурного комплекса. Программа отражает: систему целей формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля (по планированию этапов решения клаузур, по оригинальности замысла, по самостоятельности исполнения, по креативности мышления, по поисковой вариативности); педагогическую технологию рассматриваемого процесса (основывается на принципах целенаправленности, проблемности, системности, технологичности, интенсивности); содержание и методику формирования творческих способностей у студентов; руководство данным процессом; формы педагогического взаимодействия со студентами: аудиторные учебные занятия, самостоятельная работа по самосовершенствованию творческих способностей, участие в работе творческих групп и т.д.

Работа была направлена на проверку эффективности использования предложенного авторского комплекса клаузур в формировании творческих способностей у студентов, выявление и обоснование основных

педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса, разработку соответствующих практических рекомендаций.

На основе анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта формирования творческих способностей у студентов в вузах, проведения бесед, опросов, анкетирования выпускников и профессорско-преподавательского состава факультетов, были определены критерии, показатели и уровни эффективности проявления исследуемого процесса (см. табл. 1).

Выделенные критерии и показатели способствовали максимально полному раскрытию сущностных характеристик эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. На основе сопоставления критериев и числовых выражений их показателей был выявлен обобщенный (интегральный) критерий эффективности формирования творческих способностей у студентов. Оценивание результатов констатирующего и формирующего экспериментов проходило с использованием специально разработанных оценочных листов, путем сравнения процентного соотношения количества обучающихся в кластерных группах, представленных на каждом уровне.

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профили.

№ Критерии Показатели

1. Качественно-содержательный применение усвоенных знаний на практике; оригинальность замысла; совершенство композиционно-цветового решения; владение умениями и навыками работы разными материалами, техниками и техническими приемами исполнения композиции.

2. Организационно-процессуальный планирование этапов работы; творческая активность; концентрация внимания; самостоятельность исполнения.

3. Рсзультативно-деятельностный креативность мышления; поисковая вариативность; завершенность работы; качество работы.

Педагогический эксперимент проводился с 2004 по 2009 г.г. на базе четырех вузов (MOCA, ее филиалы в Тамбове и Усть-Илимски, ТГТУ) в естественных условиях обучения студентов и включал три взаимосвязанных этапа: подготовительный, основной и заключительный. В ходе каждого из них последовательно и параллельно решался ряд задач, определенных для эксперимента. Выборка студентов, участвующих в педагогическом эксперименте, состояла из обучающихся вторых курсов кафедр дизайна среды MOCA и ее филиалов. Общее количество студентов в экспериментальной и контрольной группах составило 93 человека.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил установить, что существенных отличий в проявлении критериальных показателей в экспериментальной и контрольной группах не было выявлено.

Целью формирующего эксперимента являлось определение зависимости формирования творческих способностей у студентов от введения в обучение авторского комплекса клаузур. Проведение клаузурных занятий осуществлялось в рамках учебной программы дисциплины «Проектирование» и факультативно. В формирующем эксперименте были выделены три этапа. Первый этап, начальный, характеризовался актуализацией, переносом и закреплением ранее усвоенных студентами 2 курса междисциплинарных профессионально-значимых знаний (как и на последующих этапах), углублением умений, навыков, приобретением новых в процессе создания графических заданий и переходе к выполнению макетных композиций. Второй этап, основной, характеризовался развитием и стабилизацией профессионально-значимых умений и навыков у студентов 3 курса в ходе их работы над графическими и макетными клаузурами. Третий этап, заключительный, отличало совершенствование профессионально-значимых умений и навыков у студентов 4 курса в процессе создания макетных композиций. В конце каждого этапа проводились срезы критериальных показателей, позволяющие оценить динамику формирования творческих способностей у обучающихся в группах.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о возрастании числовых выражений интегрального критерия эффективности формирования творческих способностей у студентов в экспериментальной группе в сопоставлении с контрольной группой, и росте эффективности использования блоков авторского клаузурного комплекса на различных этапах формирующего эксперимента (см. рис. 1).

Данные свидетельствуют, что в экспериментальной группе соотношение (в %) студентов по сформированности творческих способностей на высоком уровне (по результатам заключительного среза) выше, чем в контрольной группе на 8%. По результатам замеров на среднем уровне данные в экспериментальной группе превышают данные в контрольной группе на 5%. Результаты замеров по низкому уровню показали, что в экспериментальной группе процентное соотношение студентов с этим уровнем ниже чем в контрольной группе на 13%.

В ходе опытно-экспериментального исследования подтвердилась обоснованность выдвинутой гипотезы и выявлены основные педагогические пути повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля: руководство формированием творческих способностей у студентов, совершенствование содержания данного процесса, самосовершенствование творческих способностей у студентов и педагогические условия их реализации.

Наиболее эффективными педагогическими условиями руководства формированием творческих способностей у студентов дизайнерского профиля являются: обоснование, предварительная разработка и подготовка

плана проведения клаузуры; ознакомление студентов с требованиями, предъявляемым к выполнению кратковременных учебно-творческих заданий; ориентирование обучающихся на проявление активности и самостоятельности в ходе учебных занятий; развитие у будущих дизайнеров мотивации к выполнению клаузур.

выс. сред. низ. 1 срез (май 2006 г.)

выс. сред. ню. 2 срез (май 2007 г.)

выс. сред. низ. 3 срез (май 2008 г.)

| Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

Рис. 1. Диаграмма результатов замеров в контрольной и экспериментальной группах в ходе реализации целевой педагогической программы повышения эффективности формирования творческих способностей у студентов (в % отношении).

Педагогическими условиями совершенствования содержания формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля являются: внедрение в учебный процесс авторского клаузурного комплекса; обеспечение целенаправленности и последовательности в использовании клаузур; применение вариативных клаузур различного уровня сложности; систематический анализ и корректировка клаузурных заданий в соответствии с динамикой исследуемого процесса.

К педагогическим условиям самосовершенствования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля относятся: подготовка и

реализация студентами личного плана самосовершенствования творческих способностей; выполнение индивидуальных и групповых работ (портфолио, проекты вне учебного плана, проблемные задания в форме творческих отчетных работ, работа с литературой); участие в проводимых конкурсах и выставках; посещение специализированных и тематических мероприятий, подготовка творческих отчетов по ним.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. Анализ научной литературы позволил выделить четыре этапа в профессиональном обучении студентов и рассмотреть особенности использования клаузур на каждом из этапов: на начальном (XVI в.-1917 г.)

- клаузуры являлись средством проверки обученности студентов, их способности к проведению самостоятельной творческой работы: задания отличались кратковременностью исполнения, особыми формами графических приемов, невозможностью подготовиться к работе заранее; на новаторском (1918-1930 г.г.) - клаузуры являлись средством выявления творческих способностей студентов: введение пропедевтики, объемного макетирования, направленность клаузур на активизацию мыслительной деятельности, творчества студентов; на развивающим (1945-1980-е г.г.) -клаузуры выступали инструментом выявления творческих идей студентов: в курсовом проектировании использовались 3 вида кратковременных учебно-творческих заданий (клаузурный проект, проектная и контрольная клаузуры), многоцелевые клаузуры, направленные на решение различных творческих задач; на обобщающим (1990-е г.г. XX в.-по настоящее время)

- клаузурные задания являются инструментом развития творческого самосознания студентов, способом активирования их творческого потенциала, совершенствования профессионально-значимых умений, навыков учебно-творческой практической деятельности.

2. Обоснование научных и прикладных положений диссертации позволило рассматривать педагогическую сущность формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля как целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия преподавателя и студентов по развитию творческого потенциала обучающихся, вооружению их профессионально-значимыми знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности с использованием средств дизайна, формированию у них профессионально-личностных качеств, определяющих успешность обучения по специальности и дальнейшего совершенствования в ней. Выявлена структура данного процесса (цель, задачи, субъекты, объекты, закономерности, противоречия, принципы, функции, содержание, формы, методы и средства реализации поставленных задач, диагностика, анализ и корректировка его результатов, управление данным процессом и его координация) и его содержание (развитие мотивации студентов к формированию у себя творческих способностей; развитие творческого

потенциала у обучающихся на основе использования авторского клаузурного комплекса; осуществление педагогического руководства формированием творческих способностей у студентов; активизация самостоятельной работы обучающихся по формированию творческих способностей на занятиях; стимулирование инициативы студентов в приобретении опыта профессиональной деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к дизайну; организация самосовершенствования студентами у себя творческих способностей; совершенствование педагогического мастерства преподавателей в формировании творческих способностей у обучающихся; мониторинг, анализ, оценка и корректировка эффективности данного процесса).

3. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля выявили правомерность и обоснованность выбранных подходов в изучении процесса. Целевая педагогическая программа, разработанная на подготовительном этапе и апробированная в ходе исследования, включает организационные, содержательные и методические мероприятия, проводимые со студентами, как в учебное, так и во внеучебное время. Для выявления динамики эффективности формирования творческих способностей у студентов были разработаны критерии — качественно-содержательный, организационно-процессуальный, результативно-деятельностный - и соответствующие им показатели.

4. Проведение опытно-экспериментального исследования формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля позволило выявить основные педагогические пути повышения эффективности данного процесса: руководство формированием творческих способностей у студентов; совершенствование содержания формирования творческих способностей у студентов; самосовершенствование творческих способностей у студентов.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты диссертационного исследования дают основания сформулировать практические рекомендации по формированию творческих способностей у студентов дизайнерского профиля:

1. Руководству вузов представляется целесообразным: в перспективные планы научных исследований включить положения о проведении исследований по выявлению возможностей клаузуры в преподавании соответствующей учебной дисциплины; обеспечить системное мотивирование и стимулирование преподавателей на разработку собственных клаузур и клаузурных комплексов; разработать программу мероприятий по повышению педагогического мастерства преподавателей в применении клаузурных заданий (см. глава I § 1; глава II § 1 и глава III § 1).

2. На факультетах и кафедрах рекомендовать: при составлении планов работы кафедр, индивидуальных планов преподавателей

конкретизировать работу по разработке клаузур и клаузурных комплексов; подготовить и издать учебно-методическое пособие «Комплекс клаузурных заданий» для использования в обучении студентов специализации «Дизайн среды»; внедрить методику оценки формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе выявленных критериев и показателей эффективности данного процесса (см. глава II и глава III § 2).

3. Преподавателям и методистам кафедр рекомендовать: активизировать самосовершенствование студентов и руководство данным процессом; предусмотреть увеличение объема самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателей на занятиях; материально поощрять студентов за разработку и осуществление индивидуальных проектов по оформлению помещений вуза и прилегающей к нему территории, участие в специализированных и тематических мероприятиях, конкурсах и выставках (см. глава II § 1 и глава III § 1, 3).

4. Студентам рекомендовать: составлять личные планы самосовершенствования творческих способностей; принимать участие в разработке индивидуальных и групповых проектов (вузовских, межвузовских, международных), проведении в вузе специализированных и тематических мероприятий, конкурсов и выставок (см. глава III § 3).

Целесообразно продолжить исследования по направлениям: педагогическое руководство формированием творческих способностей у студентов дизайнерского профиля; педагогическая диагностика и прогнозирование формирования творческих способностей у студентов; методика использования клаузур в профессиональном обучении студентов; качественные параметры формирования творческих способностей у студентов.

Основное содержание работы отражено в публикациях:

а) статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

I. Хромова Г.А. Некоторые аспекты отражения проблемы творчества и творческой деятельности в философских исследованиях. // Наука и школа. - 2007. - № 3. - С. 75-77.

б) статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских научных конференциях:

1. Хромова Г.А. Из истории развития дизайн-образования. // Проблемы современного общества в исследованиях молодых ученых. Сб. науч. тр. аспирантов. - М.: МОСУ, 2005. - № 7. - С. 38-41;

2. Хромова Г.А. Теория и практика композиции в технической эстетике и дизайне. // Развитие научных направлений Московской открытой социальной академии в исследованиях аспирантов. Сб. науч. тр. аспирантов. - М.: MOCA, 2010. - № 12. - С. 69-75.

Общий объем публикаций - 2 п.л.

Подписано в печать 26.04.2010 г. Заказ 285. Формат 60х84Лб. Объем 1,5 пл. Тираж 80 экз. Типография Военного университета.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хромова, Галина Андреевна, Москва

61 11-13/137

На правах рукописи

Хромова Галина Андреевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ.........19

1.1 Теоретический анализ формирования творческих способностей у студентов....................................................................................19

1.2 Сущность, структура и содержание формирования творческих способностей у студентов................................................................47

1.3 Анализ практики проблемно-деятельностного подхода к формированию творческих способностей у студентов...........................................................71

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ......................................................100

2.1 Методика опытно-экспериментального исследования формирования творческих способностей у студентов...............................................100

2.2 Критерии и показатели эффективности формирования творческих способностей у студентов...............................................................122

2.3 Динамика и анализ результатов педагогического эксперимента по формированию творческих способностей у студентов дизайнерского профиля....................................................................................147

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ.................................180

3.1 Руководство формированием творческих способностей у студентов... .180

3.2 Совершенствование содержания формирования творческих способностей

у студентов.................................................................................198

3.3 Самосовершенствование творческих способностей у студентов..........215

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................239

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................245

ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................260

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность диссертационного исследования обусловлена изменением социальных условий развития современного общества, необходимостью подготовки

высококвалифицированных специалистов в сфере дизайна, конкурентоспособных на рынке труда, профессионально компетентных, с развитыми творческими способностями, ответственных, ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов и готовых к постоянному профессиональному росту. В ходе исследования выявлена настоятельная потребность разрешения противоречия между современными требованиями к формированию творческих способностей у студентов дизайнерского профиля и недостаточной разработанностью образовательного и организационно-методического компонентов данного процесса. Постоянное целенаправленное и результативное управление формированием творческих способностей у будущих дизайнеров, передача им необходимых для реализации в профессиональной деятельности знаний, развитие у них мотивации инновационного поведения является одним из важных направлений работы преподавателей вузов.1

Однако, сложившаяся в течение ряда десятилетий система профессионального образования в сфере дизайна с существующими формами и методами обучения, несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих специалистах недостаточно способствует формированию творческих способностей у студентов.

Министерством образования Российской Федерации поставлена задача сосредоточения внимания на организации и проведении регулярной творческой работы студентов, как на уровне кафедр, так и на уровне вузов в целом, формирования навыков творческой активности, осуществления

1 «О Национальной доктрине образования в РФ» Постановление Правительства РФ N 751 от 04.10.2000 г.

студентами творческой работы на всех курсах вуза.1 Деятельность дизайнера является творческой по своей сути, поэтому формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля, а также поиск педагогических путей и условий повышения эффективности данного процесса является настоятельно необходимым.

Изучение педагогической деятельности преподавателей кафедр дизайна среды показало, что большинство из них (56%), не используют всех возможностей образовательного процесса в формировании творческих способностей у студентов, около 44% профессорско-преподавательского состава отождествляют подготовку обучающихся с изучением учебных дисциплин и использованием уже существующих в профессиональном образовании форм, методов и средств формирования творческих способностей. Причина такого положения в низкой мотивации преподавателей к проведению научно-методической работы (19%); недостаточная самостоятельность студентов в учебном процессе (31%); отсутствие у них творческой активности на занятиях (24%); недостаток времени (12%) и загруженность преподавателей поручениями не связанными с учебным процессом (14%).

Анализ педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования, позволяет утверждать, что формирование творческих способностей у студентов дизайнерского профиля может успешно реализовываться в процессе обучения в вузе.

Анализ научной литературы показал, что в современной науке вопросам способностей и творчества посвящено множество исследований, отображающих их самые различные аспекты. Проблему способностей, их формирования исследовали крупнейшие отечественные ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этому вопросу посвящены работы Т.Н. Артемьевой, А.Г. Ковалева, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева,

1 Письмо министра Минобразования России Филиппова В.М. от 27.11.2002 г. N 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

5

К.К.Платонова, В.Д. Шадрикова и др.1 Проблему творчества в философии рассматривали Н.А. Бердяев, С.С. Гольдентрихт, A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин и др. , в психологии - JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, этот же вопрос затрагивали Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев

о

и др. Психологию художественного творчества исследовал П.М. Якобсон, а также Л.Б. Ермолаева-Томина, и др.4

Приобретению опыта творческой деятельности, ее организации посвящены исследования JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, работы И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева и др.5 Положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование творческой личности, содержатся в трудах Л.С. Выготского, исследованиях М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина,

1 Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977; Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П., Леонтьева A.A., Петровского A.B. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2; Мясищев В.Н., Ковалев А.Г. Психические особенности человека: В 2-х т. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1957-1960. - Т. 2; Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985 - Т. 1; Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека: Монография. - М.: Изд-во СГУ, 2004.

л

Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М.: Искусство, 1994; Гольдентрихт, С.С. Творчество как философская проблема. // Творчество и социальное познание. / Под ред. Коршунова A.M., Гольдентрихта С.С. - М.: Изд-во МГУ, 1982; Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - М.: Политиздат, 1971; Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 1989.

3 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981, Ее же. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М.: Молодая гвардия, 1997; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990; Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1.

4 Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003; Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.

5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 1991; Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М: Педагогика, 1989. - Т. 2.

работах В.И. Андреева, B.C. Леднева, В. Оконя и др.1 Особое значение в формировании творческих способностей у будущих дизайнеров приобретает проблемно-деятельностный характер обучения в русле личностно-социально-деятельностного подхода, поскольку репродуктивные методы, используемые в практике профессиональной подготовки, не позволяют в должной мере сформировать творческие способности и профессионально-личностные качества у обучающихся. Личностно-социально-деятельностный подход и проблемно-деятельностную концепцию обучения рассматривали в своих исследованиях A.B. Барабанщиков, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, М.А. Лямзин и др.2

В изучение и обоснование основных направлений высшего профессионального образования в России и за рубежом существенный вклад внесли видные педагоги - архитекторы и художники - формировавшие принципиально новый взгляд на архитектуру и оказавшие значительное влияние на возникновение и развитие дизайна. В Германии это были В. Гропиус, Й. Альберс Й. Иттен, В.В. Кандинский, Л. Моголь-Надь и др., в России - P.P. Иодко, В.Ф. Кринский, H.A. Ладовский, И.В. Ламцов,

A.M. Родченко, А.И. Тенета, М.А. Туркус и др. Способности к

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества: Монография. - Казань: Изд-во КГУ, 1988; Выготский Я. С. Педагогическая психология. / Под ред. Давыдова B.B. - М.: Педагогика, 1991; Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991; Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981; Оконъ В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984.

2 Барабанщиков A.B. Проблемное обучение: Итоги подведены - проблемы остаются. // Вестник высшей школы. - 1985. - № 11; Барабанщиков A.B., Давыдов В.П., Конюхов Н.И., Феденко Н.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: Изд-во ВПА им. В.И. Ленина, 1987; Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003; Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: История, теория и практика. - М.: ВУ, 1997.

3 Иодко P.P., Тенета А.И. Объемная композиция в системе ВУЗа в разрезе Основного отделения. // Борьба за кадры. - 1930. - №№ 4-5; Иттен Й. Искусство формы: Мой форкурс в Баухаузе и других школах. - М.: Д. Аронов, 2004, Его же. Искусство цвета. -М.: Д. Аронов, 2004; Кандинский В.В. К реформе художественной школы. // Искусство. -1923. - № 1, Его же. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001; Кринский В.Ф.,

изобразительной деятельности рассматривали В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев и др.1 Актуальность формирования творческих способностей у студентов в профессиональном образовании исследовали М.Н. Дадобоева, В.Н. Есипов, Н.П. Заболотная, Т.В. Палецкая, В.В. Сидоренко и др.

л

Анализ литературы по проблеме исследования и практики преподавания в вузах показал, что в профессиональном обучении проектные

Ламцов И.В., Турку с М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. - М.-JL, 1934; Ладовский H.A. Психотехническая лаборатория. В порядке постановки вопроса. // Известия АСНОВА. - М., 1926. - Вып. 1; Родченко A.M. Конструкция живописного пространства: Теоретические положения дисциплины. // Художественно-конструкторское образование. - М.: ВНИИТЭ, 1973. - Вып. 4; Albers J. Werklicher Formunterricht. // Seperater Sonderdruck aus: Bauhaus Zeitschrift für Gestaltung. - Dessau, 1928. - Heft 2-3; Gropius W. Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauses. - Weimar-München, 1923; Moholy-Naggy L. Von Material zu Architektur. - München, 1929.

1 Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - M.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. Сб. науч. тр. / Под ред. Мясищева В.Н. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962; Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худ.-граф. факультетов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.

2 Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки: дис. ... кан. пед. наук. -Худжанд, 2004; Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции: автореферат дис. ... кан. пед. наук. - М., 1986; Заболотная Н.П. Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности «Народное художественное творчество»: дис. ... кан. пед. наук. -Сыктывкар, 2007; Палецкая Т.В. Формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-творческой деятельности: дис. ... кан. пед. наук. - Новосибирск, 2006; Сидоренко В. В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой: дис. ... кан. пед. наук. - М., 1994.

3 Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дис. ... кан. пед. наук. -Алматы, 1999; Ермолаев А.П., ШуликаТ.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. - М.: Архитектура-С, 2005; Зенкевич Е.П. Пропедевтические курсы в польских учебных заведениях. // Художественно-конструкторское образование. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - № 2; Кудряшев КВ. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1990, Кудряшев КВ., БогачеваЛ.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАРХИ, 1988; Куликов АД. Введение в методику графического художественно-композиционного моделирование: Учебное пособие. - Казань, Изд-во

(на 2-6 часов) учебно-творческие задания (клаузуры), выполняемые студентами самостоятельно. Кратковременные учебно-творческие задания используются для развития фантазии, воображения, образного мышления, композиционных способностей студентов, умений и навыков отражения ими творческих идей в графической и макетной техниках. Однако в научной литературе клаузуры исследованы недостаточно,1 как и проблема формирования на их основе творческих способностей у студентов дизайнерского профиля. Изучение педагогической деятельности преподавателей выявило недостаточное развитие мотивации как к проведению научно-методической работы, так и к разработке отдельных клаузур и клаузурных комплексов, отвечающих современным требованиям. Такое положение создает объективные трудности для обучения студентов, формирования у них творческих способностей и необходимых профессионально-личностных качеств.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в разработке и обосновании сущностных, содержательных и структурных составляющих процесса формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля на основе реализации диссертационного комплекса клаузур.

Объектом исследования является образовательный процесс вуза, а его предметом - педагогическая сущность, структура, содержание и

КГ АС А, 1999; Мелодинский Д.Л. Концепция художественного формообразования в архитектурных школах XX века: Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2003; Мухутдшов Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: дис. ... кан. пед. наук. - Казань, 1999; Объемно-пространственная композиция в архитектуре. / Под общ. ред. A.B. Степанова, М.А. Туркуса - М.: Стройиздат, 1975; Начальный этап архитектурного образования. Сб. ст. / Отв. науч. ред. C.B. Казаков- М.: Б. и.,1991.

1 Кудряшев КВ. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1990, Кудряшев К.В., БогачеваЛ.В. Творческая клаузура в начальном архитектурном образовании: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАРХИ, 1988.

педагогические пути формирования творческих способностей у студентов дизайнерского профиля.

Цель исследования - обосновать научные и прикладные положения формирования