Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Рылова, Анна Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рылова, Анна Сергеевна, 2006 год

Введение.

Глава 1. Роль изучения костюма в процессе формирования коммуникативной культуры старшеклассников.

§ 1. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников как педагогическая проблема.

§2. Костюм как средство невербального общения в коммуникативной культуре старшеклассников.

Глава 2. Анализ коммуникативных функций костюма в произведениях различных видов искусства.

§1. Костюм - вещь и образ в произведениях художественной литературы.

§2. Роль костюма в произведениях изобразительного и театрального искусства.

Глава 3. Коммуникативный подход к изучению костюма на уроках литературы.

§1. Место коммуникативного подхода к исследуемой проблеме в учебной и методической литературе.

§2. Коммуникативные задачи обращения к костюму на уроках литературы в разных учебно-речевых ситуациях (опыт типологии).

Глава 4. Изучение костюма как способ формирования коммуникативной культуры старшеклассников.

§1. Задачи и содержание программы опытного обучения.

§2. Приемы работы с костюмом как средством формирования коммуникативной культуры.

§3. Анализ результатов опытного обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы"

Актуальность проблемы. Активный поиск педагогической мысли рубежа XX - XXI веков в свете внедрения культурологической гуманитарной парадигмы образования утверждает принципиальную значимость коммуникативной культуры как неотъемлемого компонента современного образования. "Именно коммуникативная сфера, располагающая серьезными ресурсами для повышения эффективности решения острейших современных задач, - пишет В.В. Соколова, - рассматривается и в зарубежном, и в отечественном опыте как средство разрешения не только педагогических, но и социальных проблем"(175,С.4). Формирование коммуникативной культуры понимается как целенаправленный процесс приоритетного изменения нравственных, умственных, речевых свойств личности в виде совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих ей комфортное и позитивное решение задач общения.

Проблемам общения в психологии и педагогике всегда уделялось много внимания. Различные аспекты этого сложного социально-психологического феномена рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. Педагогическое общение - предмет исследований И. А. Зязюна, A.B. Добровича, В.А. Кан-Калика, Т.А. Ладыженской, A.A. Леонтьева, В.А. Сластенина, З.С. Смелковой, Н.Е. Щурковой и др. Ученых интересуют сущность и специфика общения, его функции и средства, а также культурологический критерий общения — коммуникативная культура.

Современная педагогика с разных позиций подходит к решению вопроса формирования коммуникативной культуры подрастающего поколения в учебно-воспитательном процессе как теоретически (В.И. Андреев, Б.З. Вульфов, A.A. Деркач, Г.М. Иващенко, A.B. Мудрик, Б.Е. Ширвиндт и др.), так и практически (М.А. Абдуллина, С.А. Алферьева, Е.Ф. Карпиевич, Т.А. Ильина, О.Н. Овсейчик, М.В. Сокольская и др.). A.M. Баскаков, А.Б. Добрович,

В.И. Леви, М.Н. Ночевник, Н.И. Формановская, А.Д. Щербов и др. анализируют в своих работах основные компоненты коммуникативной культуры и главным полагают умение понимать партнера по общению. Полное понимание может дать только анализ речевой деятельности собеседника, поскольку говорение и слушание выступают основными способами общения людей между собой. В современной науке происходит осмысление того, что до 80% информации в речи мы получаем с помощью невербальных средств, предпринимаются попытки разработать теоретические основы всего комплекса этих средств и вклада каждого из них в общую структуру коммуникативной ситуации (И.Н. Горелов, В.Ф. Енгалычев, В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Е.А. Петрова и др.).

Если долгое время в процессе формирования коммуникативной культуры школьников приоритетным направлением педагогических поисков считалась культура словесного общения, то для современной педагогики "в связи с поиском резервов повышения эффективности школьного обучения и воспитания особый интерес представляет соотношение вербальных и невербальных компонентов в структуре коммуникативных способностей"(165,С.27). В исследованиях М.С. Андрианова, Е.А. Ермолаевой, О.И. Даниленко, Ю.-Т. Г. Михалковича, Е.Ю. Семыкиной, И.В. Цевелевой и др. невербальное общение рассматривается как компонент культуры, деятельности, психических процессов, личностных особенностей субъекта, подчеркивается важность изучения в школе культуры несловесной речи в рамках коммуникативной культуры и намечаются пути и способы реализации этого положения.

Наиболее информативными в общении являются визуальные средства невербального общения. A.A. Бодалев, В.И. Екинцев, Г.Е. Крейдлин, Т.А. Ладыженская, A.A. Леонтьев, В.Н. Панферов и др. исследуют знаковую природу внешних проявлений человека, которые в совокупности составляют семиотическую систему, получившую название "язык внешнего вида" (Т.А. Ладыженская) или "язык внешности" (С.С. Степанов).

Компонентом внешнего облика человека выступает костюм. Важность данного средства невербального общения обусловлена его спецификой. Костюм выделяется среди других средств, образующих язык внешнего вида, тем, что во многом является отправной точкой в первоначальной спонтанной оценке коммуниканта, а также, как правило, своей стабильностью на протяжении всего процесса общения. Коммуникативные функции костюма исследуются в работах П.Г. Богатырева, Е.П. Велихова, М.И. Килошенко, Т.В. Козловой, H.A. Коробцевой, JT.B. Петрова, Е.А. Петровой, P.A. Степучева и др. "Костюм, а точнее то, как он носится, какими деталями дополнен, в каких сочетаниях состоит, - отмечает М.И. Килошенко, - является воплощением психологической характеристики человека . Костюм постепенно приобретает очертания и характер владельца, который перестает его замечать, потому что он — часть его самого, но именно поэтому он больше всего характеризует его, именно поэтому в нем отражается каждое событие, участником которого является человек"(76,С.144).

Семиотической сущностью костюма обусловлена его информационная значимость и в произведениях художественной литературы как условной реальности, представляющей собой своего рода модель общения. Современные лингвисты (Е.С. Горшенева, Н.В. Кулакова, С.Ю. Селезнева, Г.В. Старикова, Е.В. Талыбина, JI.B. Федорякина и др.) и литературоведы (Б.Е. Галанов, А.Б. Есин, Л.И. Кричевская, Ю.М. Прозоров, Е.Г. Фомичева, А.Т. Ягодовская и др.) определяют костюм как одно из системообразующих свойств портретного описания литературного героя и как внешнюю и психологическую деталь. В структурно-семантическом пространстве художественного текста костюм обладает рядом важнейших коммуникативных функций, которые делают его вещью-образом и проявляются в контексте коммуникативной ситуации. Костюм демонстрирует вдумчивому читателю социально-речевую роль персонажа, его внутренний мир и дает возможность рассматривать, как строятся взаимоотношения персонажей в зависимости от их внешнего облика и как строится общение автора с читателем относительно представления того или иного персонажа.

Внимательное отношение к детали костюма в литературном произведении, способность подвергать анализу информационные коды костюма, выявление коммуникативного намерения автора - данные умения формируют читательскую культуру, воспитание которой является важнейшей задачей литературного образования школьников. Однако с позиций исследуемой проблемы важным оказывается то, что через обогащение читательской культуры может происходить формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы - предмета, в рамках которого коммуникативная функция костюма проявляет свою семиотическую природу на основном дидактическом материале - на страницах литературных произведений. Классические литературные произведения позволяют проанализировать как костюм в целом, так и отдельные его элементы в контексте существования изучаемого образа-персонажа в конкретных коммуникативных ситуациях.

В методике преподавания литературы накоплен некоторый опыт изучения костюма в процессе литературного образования школьников. На уроках литературы работа с костюмом выступает частным случаем решения задачи постижения образа-персонажа и используется как аспект анализа портретного облика литературного героя. В работах Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.А. Доманского, Е.В. Квятковского, В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана, З.С. Смелковой и др. звучит мысль о важности изучения различных портретных особенностей персонажа. Отдельные примеры работы с костюмом как средством постижения характера образа-персонажа на материале конкретных литературных произведений представлены в книгах и публикациях Т.Г. Браже, B.C. Гречинской, В.И. Зольниковой, Е.А. Кобелевой, С.И. Кормилова, М.А. Рыбниковой, C.J1. Штильмана и др. Вопросы обращения к костюму на вступительных занятиях для создания образа эпохи, передачи ее колорита затронуты в работах H.A. Борисенко, B.C. Вахрушева, H.A. Марченко,

А.Т. Сотникова, Ю.А. Федосюка, H.H. Щирякова и др. Коммуникативная же направленность работы с костюмом и ее дидактические возможности по существу остаются неисследованной проблемой.

Поскольку работа с костюмом формирует умения анализа коммуникативных функций костюма, кодирования информации о человеке посредством костюма, она становится средством оптимизации общения. С другой стороны, это влияет на осознание собственного образа, что приобретает особую актуальность в старшем подростковом возрасте в связи с определенным читательским опытом, особенностями физиологического и психического развития и особым отношением к феномену моды. Психологами и педагогами давно осознана необходимость привития культуры костюма в ходе формирования коммуникативной культуры подростков и молодежи (И.А. Андреева, А.И. Бастрыкин, Е.В. Киреева, С.И. Левикова, Е.Ю. Новикова, A.B. Петровский и др.). Ученые подчеркивают, что данный процесс должен иметь место на всех уровнях процесса педагогического взаимодействия. Необходимо развитие умения одеваться, совершенствование навыка адекватного выбора костюма, что особенно важно в условиях информационного общества, когда владение информацией и ее эффективное использование оказываются условиями комфортного пребывания личности в обществе. В этой связи мы строим свое исследование на материале изучения литературы в 9-10 классах средней школы.

Можно сказать, что дидактические и коммуникативные функции костюма в границах современной научной парадигмы есть комплексный предмет исследования различных наук. В философии и культурологии костюм изучается как семиотический знак материальной культуры (В.В. Давыдова, Г.Х. Казбулатова, Ю.В. Рожденственский, И.В. Шабаркина и др.). В социологии костюм исследуется в связи с проблемой моды и отношения к ней (Л.А. Дергунова, И.Г. Добросмыслова, Н.Ю. Масленцова, Л.И. Ятина и др.). В психологии и речеведении костюм признается средством невербального общения (A.A. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Петрова, С.С. Степанов и др.). В педагогике идет речь о культуре костюма как существенном компоненте коммуникативной культуры (И.А. Андреева, Т.П. Болдырева, Е.В. Киреева, Г.М. Чернякова и др.). В искусствознании костюм является частью семиотического пространства картины, рисунка, действия (И.А. Башинская, JI.C. Зингер, P.M. Кирсанова, В.Н. Стасевич и др.). В литературоведении представлены наблюдения над функцией костюма в создании портрета образа-персонажа (В.В. Башкеева, A.A. Брагина, P.M. Кирсанова, Л.И. Кричевская и др.). В том же плане костюм рассматривается в методике преподавания литературы — как компонент комплексного анализа и интерпретации портретных особенностей литературного персонажа (Э.Л. Безносов, А.И. Власенков, А.Б. Есин, С.Л. Штильман и др.). Однако комплексного междисциплинарного исследования, посвященного изучению роли костюма в контексте формирования коммуникативной культуры обучающихся, нет. Тема диссертационного исследования находится на стыке психологии, педагогики, риторики и методики преподавания литературы, но как риторическая проблема, имеющая самостоятельное дидактическое значение - изучение костюма как способ формирования коммуникативной культуры.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется задачами современной парадигмы образования и базируется на теоретическом осмыслении и обобщении исследовательского материала, представленного в сфере названных отраслей научного познания.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики работы с костюмом с позиций формирования коммуникативной культуры старшеклассников.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной культуры старшеклассников, а предмет исследования - дидактические возможности изучения костюма как фактора невербального общения и способа формирования коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы.

В основу исследования положена гипотеза: изучение костюма будет способствовать формированию коммуникативной культуры в практике школьного обучения литературе, если:

- использовать коммуникативные возможности литературы как "модели общения" и учитывать взаимообусловленность процесса изучения литературных произведений и процесса формирования коммуникативных умений школьников;

- все формы работы с костюмом осуществлять в рамках коммуникативного подхода и рассматривать специфику костюма как средства невербального общения в произведениях искусства слова;

- разработать методические приемы, способствующие развитию умения семиотической интерпретации "языка костюма" в литературном произведении (а также в произведениях изобразительного и театрального искусства) и, через это, в условиях реального общения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в научной и методической литературе.

2. Определить коммуникативные функции костюма как визуального средства невербального общения и изобразительно-выразительного средства в произведениях художественной литературы, изобразительного и театрального искусства.

3. Обосновать специфику применения коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы.

4. Определить коммуникативные знания и умения, формированию которых может способствовать изучение костюма.

5. Дидактически обосновать методические приемы изучения костюма как способа формирования такого аспекта коммуникативной культуры, как культура отношения к костюму.

6. Экспериментально проверить эффективность системы работы по формированию коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы посредством обращения к костюму.

В процессе исследования в ходе решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ педагогической, психологической, философской, культурологической, социологической, литературоведческой, речеведческой, искусствоведческой, лингвистической и методической литературы по исследуемой проблеме;

- социопедагогические методы наблюдения за педагогическим процессом, анализ анкет учащихся, их устных и письменных высказываний;

- метод экспериментального исследования (организация опытного обучения);

- обобщение и систематизация результатов методического эксперимента: метод экспертной оценки, метод математической и статистической обработки результатов, метод наглядного представления результатов эксперимента.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (2002-2003 гг.) шел процесс теоретического осмысления и обоснования специфики исследуемой проблемы. На втором этапе (2004-2005 гг.) были определены особенности коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы, проведен диагностический срез в девятых классах средней школы №42 г. Кирова, выявлены коммуникативные знания и умения старшеклассников с позиций исследуемой проблемы, дано обоснование отбора конкретных литературных тем и составлена программа опытного обучения, предполагающая проведение обучающего эксперимента в 9 классе и контрольного эксперимента в 10 классе. Третий этап (2005 г.) связан с анализом результатов опытного обучения, обобщением исследовательского материала, его корректировкой с учетом теоретических положений исследования, оценкой эффективности методических приемов, формулировкой выводов и рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что

- с дидактических позиций раскрыта специфика костюма как визуального средства невербального общения;

- выявлены и ' обоснованы коммуникативные функции костюма в произведениях художественной литературы, изобразительного и театрального искусства;

- доказана целесообразность изучения костюма как одного из способов формирования коммуникативной культуры обучающихся;

- определены условия реализации коммуникативного подхода к работе с костюмом на уроках литературы;

- разработаны и апробированы методические приемы изучения костюма как способа формирования коммуникативной культуры;

- представлен опыт составления терминологического словаря по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1.На основе выдвинутых в ходе исследования теоретических положений, данных диагностического среза и наблюдения за учебным процессом представлен перечень коммуникативных знаний и умений в отношении костюма как показателей читательской культуры и культуры межличностного общения учащихся. Данный перечень учитель может использовать для решения вопроса об уровне сформированности культуры отношения к костюму школьников.

2. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебников по литературе и непосредственно в практике работы учителя-словесника как обоснование коммуникативной направленности анализа и интерпретации литературного произведения.

3. Разработанные приемы изучения костюма призваны содействовать эффективности деятельности учителя в процессе формирования коммуникативной культуры учащихся и в практике школьного обучения литературе в целом.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается следующими факторами:

- теоретическое обоснование исследуемой проблемы разработано автором с опорой на современные достижения гуманитарных наук;

- эффективность разработанных приемов подтверждается результатами опытного обучения, которые оценивались на основе диагностических срезов, анализа устных и письменных высказываний, творческих работ учащихся.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты диссертационного исследования публиковались в печати, обсуждались на научно-практических конференциях: Голубковские чтения (Москва, март 2003 года), Пушкинские чтения (Санкт-Петербург, июнь 2005 года), Гриновские чтения (Киров, сентябрь 2005 года), докладывались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи МПГУ, на аспирантском объединении. Отдельные положения исследования были апробированы автором в лекциях и на практических занятиях по методике преподавания литературы и риторики для студентов филологического факультета ВГГУ и для слушателей Кировского ИПК и ПРО. В Музее народного образования Кировской области прошла выставка авторских пособий-кукол.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

1. Костюм представляет собой знак материальной культуры, коммуникативные функции которого позволяют ему выступать средством невербального общения людей между собой, поэтому костюм должен рассматриваться в контексте комплекса невербальных средств, образующих в своей совокупности образ человека.

2. Коммуникативный подход к изучению костюма предполагает рассмотрение костюма в целом и отдельных его элементов как семиотически значимых в структуре общения как в условиях реальности, так и в художественном пространстве литературного произведения.

3. В художественном произведении описание костюма приобретает значимость как средство информирования для других персонажей (и для читателя) в смоделированных автором ситуациях общения и как вещь-образ, что требует читательских усилий по его интерпретации.

4. Изучение костюма при условии осуществления коммуникативного подхода с учетом семиотических, искусствоведческих и методических аспектов на основе интерпретации костюма литературного героя способствует формированию коммуникативной культуры учащихся на уроках литературы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список включает более 230 источников. В приложении представлены материалы с уроков обучающего эксперимента, модель урока "Герои Грибоедова в одежде и об одежде", репродукции картин, иллюстрации, фотографии, о которых идет речь на страницах диссертации и которые использовались в ходе опытного обучения, фотографии авторских пособий-кукол, а также терминологический словарь.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Анализ научной литературы показал, что в педагогике, психологии, философии, культурологии, речеведении, социологии, литературоведении, искусствознании, лингвистике, методике преподавания литературы существует определенная теоретическая база для постановки вопроса о роли костюма как средства формирования коммуникативной культуры на уроках литературы.

Многоаспектное рассмотрение функций и дидактических возможностей изучения костюма с позиций формирования коммуникативной культуры старшеклассников проведено в нашем исследовании с использованием современных данных различных областей научного знания. Путем сочетания теоретического обоснования и экспериментальной проверки главных положений диссертационного исследования в процессе работы были рассмотрены следующие основные аспекты исследуемой проблемы:

• выявлена специфика костюма как визуального средства невербального общения;

• обоснована роль литературы в процессе формирования коммуникативной культуры обучающихся

• определены коммуникативные функции костюма в произведениях различных видов искусства;

• доказана значимость изучения костюма литературного героя как способа развития личностных коммуникативных умений выбора и ношения костюма учащимися;

• обоснованы дидактические задачи обращения к костюму в контексте формирования коммуникативной культуры в процессе анализа и интерпретации литературного произведения;

• обозначена система коммуникативных знаний и умений, которые формирует и развивает изучение костюма;

• разработаны и экспериментально проверены методические приемы, отражающие специфику работы с костюмом на уроках литературы;

В ходе работы была достигнута поставленная цель и реализованы задачи исследования. Опытно-экспериментальное обучение подтвердило верность и обоснованность гипотезы, адекватность выбора методов.

В результате проведенного исследования выявлены методические закономерности, которыми обусловлена его научная новизна: формирование коммуникативной культуры может и должно осуществляться на уроках литературы в ходе диалоговой модели постижения художественного текста, анализ коммуникативной роли костюма в литературном произведении способствует обогащению читательской культуры и культуры отношения к костюму. Предложенные и апробированные продуктивные методические приемы содействуют эффективности процесса формирования коммуникативной культуры на уроках литературы в старших классах.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы:

- в практике преподавания литературы и риторики как в старших, так и в средних классах школ, гимназий, лицеев, на факультативных занятиях и элективных курсах;

- в процессе проведения занятий (спецкурсов, спецсеминаров) по методике преподавания литературы и риторики со студентами вуза и слушателями ФПК.

Обращение к данной теме предоставляет широкий спектр возможностей для исследователя. В перспективе мы планируем создание словаря-справочника в помощь учителю-словеснику. Статьи в данном справочнике будут определять коммуникативные функции форм костюма, которые встречаются в изучаемых в школе литературных произведениях прошлых эпох.

В то же время исследование показало необходимость и возможность обоснования различных путей формирования коммуникативной культуры как на уроках литературы, так и на уроках риторики. Изучение костюма - один из таких способов, ранее не использовавшихся учителем. Интересным и перспективным представляется изучение других средств невербального общения литературных персонажей (мимики, жестов, интонации и т.д.) и выявление дидактических форм данного вида работы с позиций формирования коммуникативных умений школьников.

194

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рылова, Анна Сергеевна, Москва

1. Абдуллина М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе. Диссертация . канд. пед. наук. - Уфа: БГПУ, 2001.-200с.

2. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство "Весь мир", 2002. - 256с.

3. Андреева И.А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987. - 64с.

4. Андрианов М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности (факторы групповой идентификации и группового восприятия). Диссертация . канд. психол. наук. М.: Российская академия образования, 1995. - 203с.

5. Антипова A.M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи. Сборник науч. трудов. Вып. 332. М.: МГИИЯ им. Мориса Тореза, 1989. - С. 61 - 75.

6. Аширбагина H.JI. Культура общения: терминологический словарь / Под ред. А.П. Аношкина. Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. - 52с.

7. Бартовская Р. Встречают по одежке? Интервью с И.А. Андреевой, секретарем Союза дизайнеров СССР // Юный художник. 1991. - №10. — С. 46-48.

8. Баскаков A.M. Культура познания и понимания человека человеком. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 213с.

9. Бастрыкин А.И., Ширяев Э.Б. Мода, кумиры и собственное "Я". JL: Лениздат, 1988.- 173с.

10. Ю.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424с.11 .Башинская И.А. Образ в изобразительном искусстве. (Законы восприятия живописи, скульптуры и графики). СПб.: Знание, 1992. - 32с.

11. Башкеева В.В. Русский словесный портрет. Лирика и проза конца XVIII — первой трети XIX века. Диссертация . докт. филол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 351с.

12. Безносов Э. "Пошла писать губерния." // Литература. 1997. - №11. -С. 9 - 11.

13. Н.Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе). М.: Просвещение, 1990. - 192с.

14. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3 томах. Том 1. - М.: ОГИЗ, 1948. -С. 350-351.

15. Бердюгина О.Г. Гуманизация современного сознания и гуманитарное познание. Диссертация . канд. философ, наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - 148с.

16. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 421с.

17. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971. -543с.

18. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200с.

19. Болдырева Т., Емельянова О. По одежке встречают. Психология детской моды // Домашнее воспитание. 1998. - №5-6. - С. 6 - 11.

20. Брагина A.A. Эстетическая функция предметных слов у Л.Н. Толстого // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М.: Высшая школа, 1984. - №2. - С. 17 - 23.

21. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учебных заведений, фак. педагогики и психологии. М.: Гуманитар, издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 192с.

22. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М.: Эксмо, 1996.-463с.

23. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе. 5-11 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. - 228с.

24. Велиев И.О. Литературный портрет: функции и типология. Баку: Элм, 1986.-160с.

25. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами // Вопросы языкознания. 1981. - №1. -С. 36-47.

26. Влащенко В. Ремарки в "Грозе" // Литература. 1996. - №4. - С. 4.

27. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор": Комментарий. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1971. -271с.

28. Вотчин И.С., Бочкарев A.A., Собольников В.В. Невербальное поведение: Учебное пособие. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002. - 177с.

29. Выгон Н.С. Русский исторический роман 20-30х годов XX века // Русская литература XX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. 4.1 / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. -М.: Дрофа, 1997.-С. 367-395.

30. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1972.- 184с.

31. Галанов Б.Е. Искусство портрета. М.: Советский писатель, 1967. - 207с.

32. Гамезо М.В., Неволин И.Ф. Психосемиотические аспекты проблем познавательной деятельности и общения // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГЗПИ, 1983.-С. 4-17.

33. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. - 222с.

34. Голубков В.В. В поисках новых путей // Наглядные пособия в восьмилетней школе. Опыт изготовления и применения пособий / Сост. Л.В. Чунихина. -М.: АПН РСФСР, 1963. С. 4 - 8.

35. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Издательство "Наука", 1980.- 103с.

36. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. - 240с.

37. Горшенева Е.С. Портрет персонажа в системе целостного художественного текста (на материале американской реалистической прозы). Диссертация . канд. филолог, наук. Киев: КГУ им. Т.Г. Шевченко, 1984. - 207с.

38. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство " Издательский сервис", "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 232с.

39. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая JI.A. Как учить работать с книгой. -М.: НПО "Образование", 1995. -256с.

40. Грейдина H.JI. Коммуникация и культура. Ессентуки: Администрация КМВ, 1998.-208с.

41. Гречинская B.C. Наглядность на уроках русской литературы: Пособие для учителя. Киев: Радянська школа. 1983. - 152с.

42. Григорьева Голубева В.А. Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. - СПб.: Издательский центр СПбМТУ, 2001.-273с.

43. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике). M.-JL: Просвещение, 1966. - 266с.

44. Гуральник У.А. Идеи и образы литературы на языке других искусств // Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979. - С. 41 -98.

45. Давыдова В.В. Костюм как феномен культуры. Диссертация . канд. философ, наук. СПб.: СПГУ, 2001. - 156с.

46. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. Уч. пособие. JI.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1989. - 100с.

47. Дергунова Л.А. Мода в условиях массовой культуры. Автореферат диссертации . канд. философ, наук. Ростов н/Д.: РГУ, 1998. -27с.

48. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. Л., 1978.

49. Екинцев В.И. Жест как средство выражения смысловой позиции личности. Диссертация . канд. психол. наук. СПб.: СПГУ, 2001. - 223с.

50. Емельянов Ю.Н. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений // Вестник ЛГУ. №17. - Экономика, философия, право. - 1983. - Вып.З. - С. 48 - 53.

51. Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знакового средства общения в соотношении с языком // Психосемиотика познавательнойдеятельности и общения. Межвузовский сборник науч. трудов. М., 1984. -С. 77-87.

52. Ершова O.E., Поповкина Т.К. Первые иллюстраторы произведений JI.H. Толстого М. Башилов, JI. Пастернак. -М.: Изобразительное искусство, 1978. -96с.

53. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 248с.

54. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. — 2-е изд., перераб. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003.-265с.56.3ахаржевская Р.В. Костюм для сцены. 4.2. - 2-е издание, перераб. и доп.

55. Иезуитов С.А. О портрете в драме // Портрет в художественной прозе: Межвузовский сб. науч. трудов. Сыктывкар: СГПУ, 1987. - С. 81 - 89.

56. Из опыта преподавания зарубежной литературы в 1-11 классах / Сост. Галицких A.A., Лупанова H.A. Киров: ВГГ, 1996. - 97с.

57. Из творческого опыта. Е.А. Кибрик, A.M. Лаптев, Д.А. Шмаринов. В. 2. — М.: Советский художник, 1957. - 197с.

58. Изучение образов литературных героев в старших классах (Из опыта работы учителей-словесников) / Сост. М.А. Беляев. -М.: Учпедгиз, 1960. 190с.

59. Иллюстрированная энциклопедия моды / Сост. Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Прага: Артия, 1986. - 608с.

60. Ионин Г.Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и в школе: Межвузовский сборник науч. трудов. СПб.: Образование, 1997.-С. 3-21.

61. Ипполитова H.A., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. H.A. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-440с.

62. Искусство анализа литературного произведения (Пособие для учителя) / Сост. Т.Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. - 240с.

63. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.-319с.

64. Казбулатова Г.Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность. Диссертация . канд. философ, наук. М.: Московский государственный университет сервиса, 2002. - 154с.

65. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие. М.: Издательство "Сварог и К", 2002. - 374с.

66. Каменская J1. Деталь // Литература. 1995. - №39. - С. 7.

67. Каминская Н.М. История костюма: Уч. пособие для сред. спец. уч. заведений швейной промышленности. -М.: Легкая индустрия, 1977. 128с.

68. Кан-Калик В. А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1988. -255с.

69. Каспарова И.С. Паралингвистические средства коммуникации. Их функции в коммуникативном аспекте. Автореферат диссертации . канд. филол. наук. -Минск: БГУ, 1999.- 19с.

70. Квятковский Е.В. Преподавание литературы: текст и подтекст художественного произведения // Педагогика. 1996. - №1. - С. 24 - 31.

71. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. -СПб.: СПГУТ, 2001.- 192с.

72. Ким B.B. Семиотические аспекты системы научного познания. Философско-методологический анализ. Красноярск: Издательство КГУ, 1987. - 224с.

73. Киреева Е.В. О культуре одежды (костюм, стиль, мода). Методическое пособие в помощь лектору. Л.: Знание, 1970. - 15с.

74. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре // Вопросы искусствознания. 1997. - № 10. - С. 477 - 491.

75. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII первой половины XX веков. Опыт энциклопедии / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 383с.

76. Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм вещь и образ в русской литературе XIX века. - М.: Книга, 1989. - 286с.

77. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград: Янтарный сказ, М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. — 383с.

78. Клычков Г.С., Шварц Е.Д., Бурмистрова Н.С. Семантические параметры текстообразования // Меризмы и гипомеризмы: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1986. - С. 53 - 63.

79. Кобелева Е.А. Иллюстрация к литературному произведению: Книжная иллюстрация на уроках литературы и развития речи: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГПУ, 1999. - 143с.

80. Кобелева Е.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1997. - 16с.

81. Ковалев А.Г. Ф.М. Достоевский как психолог // Психологический журнал. -1987. Том 8. - №4. - С. 103 - 110.

82. Коваленко В., Борисенко H.A. "Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян." // Русский язык.-2001. №21. - С. 3 -4.

83. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. Конспект лекций. М.: Московский текстильный институт, 1980.-68с.

84. Колодина Н.И. Проблемы понимания и интерпретации художественного текста. Тамбов: ТГТУ, 2001. - 183с.

85. Колодина Н.И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт. Диссертация . канд. филол. наук. Тверь: ТГУ, 1997. - 193с.

86. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Издательство "Наука", 1974. - 79с.

87. Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста. Сборник статей. Воронеж: Издательство ВГУ, 1982. - 167с.

88. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровина В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 156с.

89. Кочетова В.Г. Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция. Диссертация . канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2002. -178с.

90. Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика, морфология, лексика, жест. М.: Издательство "Наука", 1983. - С. 214 - 235.

91. Кричевская Л.И. Искусство портретной детали в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" // Литература в школе. 1978. - №5. - С. 66 - 70.

92. Кричевская Л.И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 186с.

93. Кубрина Н.В. Воспитание культуры общения как условие нравственного развития учащихся // В поисках нравственного смысла образования школьников. Материалы областной конференции. Омск: ОмГПУ, 2000. -С. 27- 134.

94. Кулакова Н.В. Наименования одежды в языке A.C. Пушкина (лексикографический и функционально-стилистический аспекты). Диссертация . канд. филол. наук. М.: МПУ, 2000. -292с.

95. Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: Материалы Всероссийской науч.- практ. конференции / Под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: КрасГУ, 2003. - 256с.

96. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Дону: Издательство РГУ, 1986. - 136с.

97. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Уч. пособие для студентов. 2-е изд., перераб. - М.: Флинта: Наука, 1998. -136с.

98. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - 2-е изд., доп. - Л.: Издательство ЛГУ, 1983.-350с.

99. Леонов С.А. Взаимосвязь анализа и интерпретации в исследовании художественного текста // Актуальные проблемы современной интерпретации произведений русской литературы. Пенза: ПГПУ, 2000. -С. 3 - 8.

100. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы: Книга для учителей и учащихся. М.: МПГУ, 1999. - 170с.

101. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1999. - 224с.

102. Леонтьев A.A. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365с.

103. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. - 191с.

104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524с.

105. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1999. - 415с.

106. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: "Искусство - СПБ", 1998. - 704с.

107. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. — Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993.- 160с.

108. Макеева М.Н. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия. Диссертация . докт. филол. наук. Тверь: ТГУ, 2000. - 329с.

109. Маранцман В.Г. Интерпретация художественных произведений как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. - №8. -С. 91-98.

110. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. 2003. - №4. - С. 21 - 24.

111. Марченко H.A. Литературный быт пушкинской поры. "Все это к моде очень близко." "Как dandy лондонский одет" // Литература в школе. 1998. - №7. - С. 67-75.

112. Марченко H.A. Литературный быт пушкинской поры. Парад. Бал // Литература в школе. 1998. - №2. - С. 62 - 71.

113. Марьина О.Б. Методика внутритекстового сопоставительного анализа на уроках литературы в 9 классе. Диссертация . канд. пед. наук. М.: МПГУ, 2003.-191с.

114. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. E.H. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990. - 223с.

115. Мейлах Б.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества // Вопросы литературы. 1964. - №3. -С. 3-16.

116. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. В 2ч. 4.1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.-288с.

117. Мещеряков В.П. "Дела давно минувших дней.": Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. - М.: Дрофа, 2003. - 384с.

118. Михайлова Н.С. Обучение интерпретации драматических произведений на уроках литературы в старших классах. Диссертация . канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 2004.- 150с.

119. Михалкович Ю.-Т.Г. Роль невербального поведения в культуре современных подростков и старших школьников. Диссертация . канд. философ, наук. Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2000. - 190с.

120. Мода: за и против. Сборник статей / Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. - 288с.

121. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр "Искусство и наука", 1998. 164с.

122. Мосунова JÏ.A. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в V-VII классах: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГПУ, 1999.-88с.

123. Мосунова JI.A. Проблема понимания художественного текста // Актуальные проблемы современной филологии. Сборник науч. статей. -Киров: ВГГУ, 2003. С. 188 - 192.

124. Мотяшов В.П. Мода, престиж, личность. М.: Педагогика, 1986. - 128с.

125. Мурашов A.A. Из тонких линий идеала: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. - 96с.

126. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Пер. с англ. М.: Независимая газета, 1996.-440с.

127. Нгуен Бао Кхань. Тематическая группа наименований предметов туалета в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Диссертация . канд. филол. наук. — М.: МПГУ, 2004.-228с.

128. Новикова Е.Ю., Петровский В.А. Использование механизмов моды в педагогической практике // Вопросы психологии. 1990. - №3. — С. 100-106.

129. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Ташкент: Узбекистан, 1985. - 192с.

130. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. СПб.: "Прайм -ЕВРОЗНАК", 2004. - 256с.

131. Овсейчик О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы. Диссертация . канд. пед. наук. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. -146с.

132. Опришко А.Я., Котенко H.B. Наваринского дыму с пламенем. // Русская речь. 1988. - №5. - С. 140 - 145.

133. Орлова JI.B. Азбука моды. М.: Просвещение, 1989. - 176с.

134. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века / Под общ. ред. И.М. Шмидта. -М: Искусство, 1966. 351с.

135. Панкратова М.Р. Человек костюм - среда. Конспект лекций. - М.: МГТА, 1992.-12с.

136. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. - №2. - С. 59 - 64.

137. Пархомовский Я. Маленькая серенада медленному чтению // В мире книг. 1986.-№8.-С. 49-50.

138. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. A.A. Князьков. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.

139. Пелих A.C., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. -М.: "Приор", 1997.- 112с.

140. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие / Е.Б. Перелыгина. М.: Аспект Пресс, 2002. - 223с.

141. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань: Издательство Казанского университета, 1973.-69с.

142. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. Монография. М.: "Гном-пресс", 1999.- 176с.

143. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. - 222с.

144. Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. М.: "Триада", 1998. -65с.

145. Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-79с.

146. Прозоров Ю.М. Дворянская и разночинская культура в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" // Русская литература XIX века. От Крылова до Чехова. СПб.: Издательство "Паритет", 2001 - С. 286 - 305.

147. Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1985.- 143с.

148. Ревякин А. "Гроза" А.Н. Островского: Пособие для учителей средних школ. М.: Учпедгиз, 1955. - 288с.

149. Родионова В.А. Автор и читатель: от диалога сознания к диалогу души // Актуальные проблемы современной филологии. Сборник науч. статей. -Киров: ВГГУ, 2003. С. 193 - 195.

150. Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературы в VIII классе // Преподавание литературы в VIII классе / Под ред. проф. В.В. Голубкова. -М.: АПН РСФСР, 1958. С. 317 - 366.

151. Рубанова Н. Роль интерьера в романе A.C. Пушкина "Капитанская дочка" // Литература. 1999. - №21. - С. 13.

152. Русецкий В.Ф. Ключ к слову: Беседы о языке художественной литературы. Пособие для учителей. Минск: "Экоперспектива", 2000. -128с.

153. Рыбникова М.А. Избранные работы / Сост. В.В. Шепель. М.: АПН РСФСР, 1958.-611с.

154. Сазонова Г.М., Сазонов В.П. Роман A.C. Пушкина "Евгений Онегин" в интерпретации русских художников // Актуальные проблемы современной интерпретации произведений русской литературы. Пенза: ПГПУ, 2000. — С. 82-87.

155. Салтыкова М.Н. К вопросу об анализе образа литературного героя // Вопросы изучения мастерства писателей на уроках литературы в VIII X классах: Сборник статей: Пособие для учителя. - Л.: Учпедгиз РСФСР, 1957.

156. Сандалов А. "По одежке встречают." // Наука и жизнь. 1995. - №6. — С. 102- 105.

157. Себельдина Е.В. Воспитание эстетического вкуса студентов в процессе изучения истории костюма // Вятская земля в прошлом и настоящем: Материалы республик. IV науч.-практ. конференции. Киров: ВГПУ, 1999. -С. 178-181.

158. Седых М.Н. Опыт изучения представлений учащихся о литературном герое // Литература в школе. 1958. - №2. - С. 26 - 35.

159. Селезнева С.Ю. Языковые средства и когнитивные модели описания внешности персонажей в англоязычной художественной прозе. Диссертация . канд. филол. наук. -М.: МГЛУ, 2001. -299с.

160. Семыкина Е.Ю. Формирование невербального общения учащихся общеобразовательной школы. Диссертация . канд. психол. наук. — Магнитогорск: МГУ, 2001. 187с.

161. Сизова К.Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И.С. Тургенева). Диссертация . канд. филол. наук. Воронеж: ВГУ, 1995.- 186с.

162. Симоненко Л.Н. Искусство на уроках русской литературы в IV-VIII классах. Киев: Радянська школа, 1974. - 152с.

163. Ситченко А.Л. Совершенствование обучения анализу образа-персонажа эпического произведения. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. -Киев: КГПИ им. A.M. Горького, 1987. 25с.

164. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. 224с.

165. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. М.: Флинта, Наука, 1997. - 280с.

166. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. - 232с.

167. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. - 88с.

168. Современная сценическая интерпретация произведений русской классики. Беседа с актером и режиссером Г.М. Печниковым // Русская словесность. 1997. - №3. - С. 81 - 85.

169. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192с.

170. Соколова В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования. -Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1999. 41с.

171. Сорины, сестры. Истоки имиджа, или одежда женщины в азбуке общения. М.: "Издательство Гном и Д", 2000. - 192с.

172. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. Психологический практикум. -М.: Издательство "Гном и Д", ИКФ "Экмос", 2002.-224с.

173. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. - 104с.

174. Старикова Г.В. Лексика портретных описаний. Диссертация . канд. филол. наук. Л.: ЛГУ им. A.A. Жданова, 1984. - 188с.

175. Степанов С.С. Язык внешности. М.: Издательство "Эксмо", 2003. -416с.

176. Степанова К.А. Костюм для сцены: Учебное пособие по курсу "Оформление спектакля" для студ. режиссер, и балетмейстерских факультетов театр, вузов. М.: ГИТИС, 1981. - 120с.

177. Степучев P.A. Основы теории костюмного языка (Понятийный аппарат): Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2002. - 192с.

178. Степучев P.A. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. Конспект лекций. М.: МГТА, 1991. -68с.

179. Сырица Г.С. По одежке встречают. (Изобразительная роль описания одежды персонажей в романах Л.Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресение") // Русский язык в школе. 1986. - №2. - С. 56 - 60.

180. Сыркина Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство: Учебное пособие для худож. пром. вузов и училищ. - М.: Искусство, 1978. - 246с.

181. Талыбина Е.В. Лингвокультурологический анализ невербальных средств коммуникации (на материале филологии, русских художественных и газетных текстов). Диссертация . канд. филол. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 1999. - 232с.

182. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. M.: ГИТИС, 1994. - 155с.

183. Тиль Э. История костюма / Пер. с нем. М.Н. Козлова. М.: Легкая индустрия, 1971.- 104с.

184. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Том 30. - M.: "ТЕРРА" - "TERRA", 1992. - С. 27 - 203.

185. Томилина Г.Я. Из истории слов. Мундир // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. - №4. - С. 69 - 70.

186. ТоффлерЭ. Шок будущего.-М.: ACT, 2003. 357с.

187. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Книга для преподав, русской филологии. -М.: Гуманитар, издат. центр ВЛАДОС, 2000. -432с.

188. Ульчугачева Н. Моды пушкинского времени // Учительская газета. — 1999.-№20.-С. 10.

189. Фарыно Е. Введение в литературоведение. Часть 3. Варшава: KATOWICE, 1980.-286с.

190. Фатыхова P.M. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения. Автореферат диссертации . докт. пед. наук. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. 39с.

191. Федорова Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя. Диссертация . канд. пед. наук. -М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995. -245с.

192. Федорова Т.В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы. Диссертация . канд. пед. наук. -М.-.МПГУ, 2003.- 196с.

193. Федосюк Ю.А. Такое пособие необходимо // Вопросы литературы. — 1959. №6.-С. 247-249.

194. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю.А. Федосюк. 8-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 264с.

195. Филиппов A.B. Жесты и их отображение в тексте художественного произведения // Лингвистический сборник. Сборник трудов. Выпуск 4. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1975. - С. 185 - 194.

196. Филиппов В.А. "Горе от ума" A.C. Грибоедова на русской сцене. М.: Знание, 1954.-47с.

197. Фомичева Е.Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации. Диссертация . канд. филол. наук. СПб.: СПГУ, 2003. - 191с.

198. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 1998. - 292с.

199. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Издательство МГУ, 1986. - 260с.

200. Халикова Н.В. Образность русской художественной прозы. Монография. -М.: МГОУ, 2003.- 150с.

201. Хитарова Э.Й. Формирование культуры личностной коммуникации. -СПб.: СПГУ культуры и искусства, 2003. 204с.

202. Цевелева И.В. Развитие невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Диссертация . канд. психол. наук. Комсомольск н/Амуре: Комсомольский н/Амуре ГПУ. - 2000. - 145с.

203. Цилевич Л.М. Деталь и сюжет в прозе Чехова и Бунина // Проблемы реализма. Выпуск III / Под ред. проф. В.В. Гуры. Вологда: Издательство ВГПУ, 1976.-С. 140- 145.

204. Чернякова Г.М. О моде, культуре одежды и воспитании хорошего вкуса. Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1987. - 35с.

205. Чертыкова И.П. Представления студентов об имидже преподавателя вуза. Диссертация . канд. психол. наук. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.- 163с.

206. Что любить, что ненавидеть. Беседа с актером О. Табаковым // Правда. -1985. 22 декабря. - С. 6.

207. Чудаков А. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. - М.: Современный писатель, 1992. - 320с.

208. Шабанова Б.Н. Женский портрет кистью, словом и музыкой // Школа духовности. 2001. - №2. - С. 70 - 73.

209. Шабаркина И.В. Костюм как невербальная социокультурная система. Диссертация . канд. социолог, наук. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.- 142с.

210. Шаталов С.Е. Литература вид искусства. -М.: Знание, 1981. - 160с.

211. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебное пособие для сред. проф. образования. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 128с.

212. Шелгунова Л.М. Указание на рече-жестовое поведение персонажей в русской реалистической повествовательной художественной прозе // Филологические науки. 1982. - №5. - С. 43 - 49.

213. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 382с.

214. Школа этикета: Поучения на всякий случай / Авт.-сост. Л.С. Лихачева. -Екатеринбург: Сред.-Урал. книжное издательство, 1997. -448с.

215. Штильман С.Л. Учимся понимать классику от заглавия до последней строки. Пособие для учителей и учащихся. М.: Школьная Пресса, 2002. — 160с.

216. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М.: А.П.О., 1992. - 44с.

217. Щиряков H.H. Изобразительное искусство на уроках литературы (8-10 классы). Минск: Народная асвета, 1968. - 169с.

218. Щиряков Н.Н. Книжная иллюстрация на уроках русской литературы (IV -VII классы). Минск: Народная асвета, 1975. - 112с.

219. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум / А.Я. Эсалнек. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.-216с.

220. Юркевич Т.Г. Наглядность в преподавании литературы. М.: Учпедгиз, 1955.- 101с.

221. Юркевич Т.Г. Работа с наглядными материалами на уроках литературы // Литература в школе. 1961. - №6. - С. 54 - 66.

222. Ягодовская А.Т. Образ и смысл предметного мира в романах Ф.М. Достоевского // Типология русского реализма второй половины XIX века. -М.: Наука, 1979. С. 119 - 169.

223. Якушина Л.С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. -96с.

224. Якушина Л.С. Филологическая герменевтика // Педагогическая риторика: Практикум / Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ООО "Агентство "КРПА "Олимп", 2003. - С. 420 - 442.

225. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни. Диссертация . канд. социолог, наук. СПб.: СПГУ, 2001. - 168с.

226. Barnard М. Fashion as a communication. London: Rout ledge. Taylor Francis Group, 2001 - 176p.

227. Davis F. Fashion, culture and identity. Chicago-London: Univ. of Chicago press, 1999.-226p.

228. Johnson B.H., Nagasawa R.H., Pefers K. Clothing style differences: Their effect on the impression of sociability // Home Economic Research Journal. -1977. -№6.-P. 58-63.

229. Lurie A. The Language of Clothes. London: Bloomsbury, 1992. - 235p.

230. Semiotica (Special Issue: Approaches to gesture) / Guest editors: A. Kendon and T.D. Blakely Amsterdam - Berlin - New York. - V. 62 - 1/2, 1986. - 190p.