Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете

Автореферат по педагогике на тему «Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Кудрявцева, Виктория Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете"

На правах рукописи

КУДРЯВЦЕВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(музыка)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2013

1 з !-;;он л*

005061564

005061564

Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Рапацкая Людмила Александровна

Официальные оппоненты: Щербакова Анна Иосифовна

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, и.о. декана факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Агин Михаил Суренович

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой сольного пения ФГБОУ ВПО «Российской академии музыки имени Гнесиных»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный

университет культуры и искусства»

Защита состоится «03» июля 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Автореферат разослан « 03» ОС 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Н. Р. Геворгян

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Педагогика отечественного музыкального образования и практика подготовки профессионалов-музыкантов переживают в настоящее время этап поиска согласований между новыми тенденциями высшей школы и сложившимися в течение десятилетий теоретико-дидактическими установками, подкрепленными устоявшимся общепризнанным научным аппаратом, терминологией.

Как отмечают специалисты, новые тенденции высшей школы, являющиеся следствием современной социокультурной ситуации, заключаются в таких показателях, как:

- изменение статуса высшего образования в России, его массовость;

- «размытость» границ конечных целей подготовки специалистов и бакалавров;

- усложнение задач реализации и трудоустройства выпускников высших учебных заведений в избранной профессии;

- мобильность послевузовской профессиональной деятельности, предполагающая постоянное повышение квалификации или переподготовку.

Все перечисленное послужило исходной посылкой для перехода российской высшей школы на двухуровневую форму профессиональной подготовки музыкантов (бакалавриат - магистратура), произошедшего достаточно быстро и не подкрепленного прочной научно-исследовательской и методической базой. Поэтому сегодня в работах ученых и педагогов-практиков можно встретить опору на два методологически различных подхода к содержанию высшего профессионального, в том числе музыкального образования. Первый из них - традиционный, обычно называемый «знаниевым», второй — «компетентностный».

В русле «знаниевого» методологического подхода содержание образования определяется задачами передачи студенту некоего опыта, выработанного человечеством (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Чаще всего под опытом понимается четыре дидактических «столпа» обучения:

- знания;

- умения, навыки;

- опыт творческой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

«Знаниевая» парадигма сегодня влияет на конструирование содержания большей части учебных программ несмотря на то, что государственными образовательными стандартами третьего поколения предусмотрен новый компетентностный подход, требующий иных теоретических ориентиров и установок в подготовке студентов.

Это имеет прямое отношение к содержанию высшего музыкального образования, где на практике даже в условиях двухуровневой подготовки приоритет отдается традиционному методологическому подходу (например, при выборе репертуара для занятий в индивидуальном классе, нацеленного,

как правило, на приобретение знаний, умений и навыков).

Как известно, компетентностный подход направляет учебный процесс от внешней заданности на центральный объект обучения - личность студента, на организацию разнообразных самостоятельных форм учебной деятельности, на внутреннее творческое развитие (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.)- При этом очевидно, что переход от адаптационной «знаниевой» системы подготовки специалиста к компетентностной модели, прогнозирующей будущий профессиональный рост выпускника, требует научного анализа фундаментальных понятий отечественной педагогики музыкального образования в контексте новых реалий высшей школы. К числу таких фундаментальных понятий относится категория музыкальной культуры. Музыкальная культура трактуется в отечественных гуманитарных науках, начиная с 20-х годов XX в., как особый вид человеческой деятельности, в основе которой - создание, исполнение, восприятие, сохранение ценностей музыкального искусства (М.С. Каган и др.). Однако в педагогике музыкального образования категория музыкальной культуры обрела особое не только теоретическое, но и практическое значение (например, в концепции музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского).

Подчеркнем, что инновационные процессы, затронувшие высшую школу, не отменяют важности фундаментальных для отечественной педагогики задач музыкального образования - приобщение студентов к высшим базовым культурным ценностям, выработанным человечеством, формирование личностной музыкальной культуры. Особая значимость этих ценностей подчеркивалась в трудах крупнейших представителей педагогики музыкального образования - Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлу-гиной, А.Л. Готсдинера, Д. Б. Кабалевского, О.П.Козьменко, A.A. Мелик-Пашаева, Е.В. Николаевой, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, К.В. Тарасовой, JI.B. Школяр, Г.М. Цыпина и др.

Ряд диссертационных исследований последних лет подтвердили актуальность изучения процессов формирования музыкальной культуры личности в новых условиях (Л.И. Арштейн, A.A. Веремьева, В.Л. Власенко, A.M. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Кострикова, Н.СЛомакина и др.). Вместе с тем эти работы показали, что трактовка музыкальной культуры базируется, как правило, на понятийном аппарате «знаниевой» педагогики и не соответствует установкам нового компетентностного подхода.

Еще более осторожно к компетентностному подходу относятся педагоги-практики музыкально-исполнительских направлений, подкрепленных мощной традицией обучения, признанной во всем мире. К числу таких направлений относится академическое вокальное искусство.

Профессия вокалиста в настоящее время стала одной из наиболее распространенных, массовых профессий по сравнению с другими музыкальными специальностями. В музыкально-образовательном пространстве России к началу XXI века сложилось несколько видов вузовской профессиональной подготовки вокалистов. Первый из них, наиболее устоявшийся и основанный на достижениях отечественной и зарубежной классических вокальных

школ - консерваторский. В отечественных консерваториях и сегодня сохраняется традиционный «специапитет», то есть пятилетняя подготовка специалистов, не предполагающая компетентностного подхода к содержанию обучения и опирающаяся во многом на многовековые образовательные устои и практику, на «музыкально-педагогическое ремесло» (Л.А. Рапацкая).

Второй вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов -двухуровневая система «бакалавриат - магистратура». Становление данного вида образования в начале XXI века шло параллельно с функционированием «специалитета», и часто музыкальные вузы, теоретически проектирующие вокальный бакалавриат и магистратуру, предпочитали своих студентов обучать по старым «специапитетным» стандартам (например, Российская академия музыки им. Гнесиных).

Более успешно внедрение двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура» произошло в российских педагогических вузах, ранее не осуществлявших вокальную подготовку студентов и не имеющих соответствующих специализированных кафедр. В таких вузах ранее функционировали музыкально-педагогические факультеты, где учебным планом предусматривался вокальный класс, столь необходимый в профессии будущего учителя музыки. Со временем вокальные классы этих вузов составили профессиональную конкуренцию вокальным факультетам консерваторий, но явно проигрывали последним в качестве подготовки выпускников. Это связано с несколькими причинами, среди которых:

- отсутствие высококвалифицированных педагогов-вокалистов, имеющих опыт концертной или музыкально-сценической деятельности;

- отсутствие методической базы для подготовки классических вокалистов, опора на опыт подготовки учителя музыки;

- отсутствие должного рода конкуренции при приеме на вокальное направление, низкий конкурс среди абитуриентов;

- самое же главное - стремление заменить идеологию двухуровневой системы подготовки вокалистов на традиционную, сложившуюся в специа-литете с ее пятилетним образованием в недрах музыкальных вузов.

Третий вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов, сложившийся за последнее десятилетие, - вокальные факультеты или вокальные кафедры в университетах, как в государственных (например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), так и в коммерческих.

Вокальное образование в гуманитарных университетах не имеет традиций, так как родилось сравнительно недавно в недрах музыкальных факультетов или факультетов культуры. Подготовка вокалистов классического направления в гуманитарных университетах осуществляется, как правило, по двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура». Содержание вокальной подготовки студентов в таких многопрофильных вузах, с одной стороны, не обременено грузом установок музыкально-педагогических факультетов, с другой - не имеет сложившейся научной базы, отвечающей компетентност-ному подходу в образовании.

Таким образом, перечисленные реалии профессиональной подготовки

студентов-вокалистов в российской высшей школе позволяют говорить о наличии следующих противоречий:

- между требованием ВГОС к качеству подготовки бакалавров-вокалистов на основе компетентностной модели и отсутствием теоретико-методологической базы для реализации данных установок на практике;

- между фундаментальными понятиями, сложившимися в отечественной музыкально-педагогической науке, в числе которых фундаментальная категория музыкальной культуры, и компетентностным подходом, являющимся научной базой для двухступенчатой системы подготовки студентов-вокалистов;

- между содержанием обучения вокалистов, вытекающего из многовековых традиций отечественной вокальной школы, и необходимостью выработки новых подходов к теории подготовки студентов-бакалавров в контексте современной социокультурной ситуации.

Выявленные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в поиске теоретико-содержательных, организационных и методических предпосылок формирования музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста в гуманитарном университете.

Цель исследования — выявить теоретические и методические основы формирования музыкальной культуры студентов-вокалистов в процессе профессиональной подготовки и проверить их в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете.

Предмет исследования - содержание, педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры студентов в процессе специальной вокальной подготовки.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов будет эффективным, если:

- осуществить интеграцию культурологического и компетентностного подхода в образовании;

- определить педагогические условия, способствующие интерпретации категории музыкальной культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров;

-использовать комплекс специальных методов обучения студентов-вокалистов, направленных на формирование профессиональных компетенций культурологической, исполнительской (от учебных концертов до участия в международных конкурсах), музыкально-педагогической и специальной междисциплинарной деятельности, моделирующих опыт личностной реализации вокалиста в разнообразных сферах современной музыкальной культуры.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой работы в ней были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать теоретико-методологические предпосылки формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов;

2. Разработать компетентностную модель музыкальной культуры и выявить ее роль в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров гуманитарного университета;

3. Определить и обосновать педагогические условия и специальные методы формирования компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов в процессе профессиональной подготовки;

4. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью проверки теоретических положений диссертации.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных ученых в области педагогики, психологии, дидактики (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.Г. Максимова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скат-кин, В.А. Сластенин и др.), положения теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый и др.), ведущие теории профессионального образования (A.A. Вербицкий, Б.С. Гер-шунский и др.), идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Бай-денко, H.A. Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.К. Марков и др.), историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, A.B. Нежданова, H.A. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, И.Ю. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.), труды по проблемам педагогики высшего музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Т.И. Бакланова, Т.А. Колышева, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.).

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы; изучение нормативной и учебно-методической документации; наблюдение; педагогический анализ и обобщение опыта работы по профессиональному обучению студентов-вокалистов; беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ сформированности музыкальной культуры у студентов-вокалистов, обучающихся по системе «бакалавриат - магистратура» в гуманитарном университете.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (далее - МГГУ им. М.А. Шолохова). Всеми этапами эксперимента в данном вузе было охвачено свыше 200 студентов, обучающихся по образовательным программам «Вокальное искусство» (бакалавриат и магистратура), «Художественное образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное

искусство»), «Музыкальное образование» (специалитет, ГОС второго поколения), «Педагогическое образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное образование»);

- Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (на этапе констатирующего эксперимента).

В исследовании были также использованы результаты работы автора в качестве одного из организаторов Международного конкурса «Музы мира» («Современное искусство и образование»), инициированного МГГУ им. М.А. Шолохова.

Исследование проводилось в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования с 2009 по 2013 гг. в условиях естественного учебного процесса на Факультете культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова.

Основные этапы исследования

Первый этап - организационно-подготовительный (2009-2010 гг.) -был посвящен констатации состояния профессиональной подготовки студен-тов-вокагтистов в российских вузах, изучению культурологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме диссертации, накоплению теоретического материала, формулирование рабочей гипотезы и научного аппарата исследования. За этот период был обобщен опыт подготовки вокалистов-бакалавров в МГГУ им. М.А. Шолохова и составлена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2010-2012 гг.) - содержательно-процессуальный - был связан с проведением формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах на основе выделенных педагогических условий и методов формирования музыкальной культуры, апробированы и уточнены критерии уровней сформированности данного качества у студентов-вокалистов.

Третий этап (2012-2013 гг.) - аналитико-завершающий. На данном этапе был проведен контрольный эксперимент, обработаны и проанализированы его результаты, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования, оформлен окончательный вариант текста диссертации.

Личное участие автора состоит в разработке теоретических положений исследования, в осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя Кафедры вокала и руководителя студенческого продю-серского центра «Арт-класс» МГГУ им. М.А. Шолохова.

Научная новизна исследования:

1. Введено и обосновано понятие «музыкальная культура бакалавра вокального искусства», включающее интеграцию компетентностного и культурологического подходов;

2. Определен комплекс педагогических условий формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства, а именно:

- интегративное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки на основе усиления роли общекультурных компетенций;

- опора на классический вокальный репертуар с его последующим рас-

ширением с целью охвата других сфер музыкальной культуры (в том числе эстрадно-джазового искусства);

- включение каждого студента в активную исполнительскую деятельность, модель которой включает постепенное приобщение вокалистов к концертной практике в разнообразных формах современной музыкальной жизни (классные концерты, благотворительные концерты, мастер-классы в общеобразовательных школах, участие во Всероссийских и международных конкурсах и др.);

- подготовка к профессиональной мобильности в различных сферах музыкальной культуры (реализация проектной продюсерской, звукорежиссер-ской, музыкально-педагогической, музыкально-волонтерской, организационно-управленческой и других видов профессиональной деятельности).

Теоретическая значимость исследования:

- доказана возможность научного согласования фундаментального для педагогики музыкального образования понятия «музыкальная культура» и компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов-вокалистов;

- уточнена совокупность компетенций (общекультурные, исполнительские, музыкально-педагогические, специальные междисциплинарные, в том числе продюсерские, организационно-управленческие, звукорежиссерские и др.), отражающих феномен музыкальной культуры бакалавра-вокалиста;

- обоснован и экспериментально апробирован комплекс методов, способствующих процессу формирования музыкальной культуры студентов-вокалистов в условиях профессионального образования.

Практическая значимость исследования.

Представленные в диссертации педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов позволяют решать в учебной практике гуманитарных вузов задачи интеграции компетентностного подхода и фундаментальных категорий педагогики музыкального образования.

Реализация предложенной методики формирования музыкальной культуры, основанной на индивидуально-дифференцированной парадигме обучения, способствует определению личностного роста студентов, развитию у них универсальных профессиональных компетенций. Эти результаты могут быть использованы не только в условиях подготовки вокалистов, но и в процессе вузовского обучения музыкантов других специальностей в системе «бакалавриат - магистратура».

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается разработанностью его методолого-теоретической базы, полнотой рассматриваемого объекта изучения - музыкальной культуры, совокупностью теоретических и эмпирических методов, комплексным анализом результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах, а также опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры вокала в гуманитарном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальная культура является профессионально-значимым качеством бакалавра-вокалиста, включающим:

- общекультурные компетенции,

- исполнительские компетенции,

- музыкально-педагогические компетенции,

- междисциплинарные специальные компетенции.

2.Теоретико-методологическими предпосылками формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов является интеграция культурологического и компетентностного подходов, позволяющая скоординировать фундаментальную для педагогики искусства категорию музыкальной культуры с компетентностной моделью обучения в высшей школе.

3.Формирование основополагающих компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов предполагает организацию в процессе обучения общекультурной, исполнительской, музыкально-педагогической и специальной междисциплинарной деятельности студентов.

К общекультурным компетенциям следует отнести способность к использованию культурологических знаний в постижении стиля, идеи, замысла вокального сочинения; готовность к освоению различных вокальных школ в контексте национальных и ментальных традиций музыкальной культуры. К исполнительским компетенциям относятся: готовность к активному освоению вокального репертуара на базе знаний о стилях, жанрах, формах вокального искусства как части культурного целого, способность понимать специфику вокального исполнительства как культуротворческую деятельность человека, демонстрировать индивидуальную трактовку исполняемой музыки на основе представлений о ее культурно-историческом контексте, готовность к концертной, сценической, музыкально-театральной деятельности. К музыкально-педагогическим компетенциям следует отнести готовность студентов к реализации воспитательно-образовательных задач по формированию основ музыкальной культуры у учащихся-вокалистов различных образовательных учреждений, способность ставить на уроке вокала культурологические цели, связанные с анализом музыки как явления культуры, готовность к освоению педагогического репертуара, тяготение к педагогической работе как достойной альтернативе сценической деятельности и исполнительства. Междисциплинарные специальные компетенции обусловлены разнообразными видами музыкальной культуры современности и включают готовность и способность бакалавров-вокалистов осуществлять продюсерскую, музыкально-волонтерскую, организационно-управленческую, звукорежиссерскую и другую профессиональную деятельность, направленную на реализацию музыкально-творческих проектов.

4.Процесс формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете зависит от реализации педагогических условий (интегративное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки, опора на классический вокальный репертуар с его последующим расширением и охватом других сфер му-

ю

зыкальной культуры, включение студентов в активную исполнительскую деятельность от учебных концертов до участия в Международном конкурсе «Музы мира», подготовка студентов к профессиональной мобильности в различных областях современной музыкальной культуры) и комплекса специальных методов обучения (группа методов, направленных на формирование общекультурных компетенций, группа методов, направленных на формирование исполнительских компетенций, группы методов, направленных на формирование музыкально-педагогических и специальных междисциплинарных компетенций).

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе на кафедре вокала МГГУ им. М.А. Шолохова. Существенную роль в апробации основных положений диссертации сыграл ежегодный Международный конкурс «Музы мира» (организатор и инициатор проведения конкурса - Факультет культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова; автор диссертации - один из организаторов данного конкурса). Личное участие соискателя состоит также в теоретической разработке компетентностной модели выпускника — бакалавра-вокалиста (в составе научно-исследовательской группы МГГУ им. М.А. Шолохова в течение 2010-2011 гг.).

Изложение основных теоретических выводов диссертации содержится в статьях и докладах на научно-практических конференциях (Международная конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», Москва 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 гг.), в сборниках публикаций, рекомендованных ВАК.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования и на кафедре Вокала МГГУ им. М.А. Шолохова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений. В тексте диссертации приведены 9 схем и 6 таблиц. Список использованной литературы содержит 193 источника по теме исследования. Приложение диссертации составляют: 1) кодировка профессиональных компетенций, функций и задач (таблица); 2) компетентностная модель музыкальной культуры бакалавров-вокалистов (схема); 3) базисные компетенции музыкальной культуры бакалавра-вокалиста (таблица); 4) анкета, составленная для выяснения отношения студентов к профессии вокалиста.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации — «Теоретико-методологические основы формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете».

Главной теоретико-методологической предпосылкой формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства является интеграция культурологического и компетентностного подходов.

В целях интеграции указанных подходов в первой главе диссертации:

1. Проанализирован культурологический подход в контексте задач формирования музыкальной культуры студентов-вокагтистов.

2. Выявлены дидактические основы интерпретации музыкальной культуры как профессионально-значимого качества студентов-бакалавров с позиций компетентностного подхода.

3. Определены педагогические условия, позволяющие формировать музыкальную культуру студентов-вокалистов, обучающихся по программам бакалавриата.

Эти положения будут последовательно рассмотрены в трех параграфах данной главы.

Параграф 1.1 — «Культурологический подход как методологическое основание педагогики музыкального образования».

Понятие «музыкальная культура» разработано на стыке разных гуманитарных наук в русле культурологического теоретико-методологического направления. В педагогике музыкального образования культурологический подход впервые обоснован в трудах Л.А. Рапацкой под непосредственным влиянием работ по культурологии (С.С. Аверинцев, A.M. Арнольдов, В.Г. Афанасьев, Г.Д. Гачев, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Л. Уайт, Дж. Фейблман), а также теории диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман).

Культурологический подход в педагогике музыкального образования дает возможность:

- анализировать произведения музыкального искусства в свете исторических и духовно-ценностных установок культуры, в контексте художественных норм мышления и творческих течений соответствующей исторической эпохи;

- изучать причинно-следственные связи рождения того или иного музыкального направления или стиля в недрах культурного целого;

- в учебной практике формировать у студентов опыт личностно-значимого отношения к художественным ценностям, который в свою очередь формирует личностные проявления культуры.

Следует отметить, что в педагогике музыкального образования понятия «музыкальная культура общества» и «музыкальная культура личности» применяются достаточно свободно как устоявшиеся категории. Однако в противоречивой современной социокультурной ситуации, когда музыкальная культура общества разделилась на академическое искусство и массовую музыкальную культуру, свободное отождествление указанных категорий невозможно. Разграничение же понятий показало, что личностный уровень музыкальной культуры исследован мало опять-таки в силу почти бытовой распространенности термина и в научных исследованиях, и в практической жизни.

В целях интеграции культурологического и компетентностного подходов в диссертации выделены виды профессиональной деятельности,

вытекающие из необходимости формирования профессиональных компетенций музыкальной культуры. К ним следует отнести: деятельность по освоению общекультурных ценностей, исполнительскую деятельность, музыкально-педагогическую деятельность и деятельность по освоению междисциплинарных компетенций. Исходя из сказанного, можно предположить, что универсальность личностных показателей музыкальной культуры бакалавров-вокалистов предполагает обобщение и интеграцию содержания различных направлений профессиональной подготовки в вузе. Попытаемся выделить эти направления.

1. Общекультурная подготовка.

Предполагает приобретение знаний, умений и навыков в области музыкальной культуры, опыта анализа различных ее проявлений.

2. Исполнительская подготовка.

Основана на постижении исполнительского мастерства, эмоционально-ценностного и творческого отношения к вокальному искусству.

3. Музыкально-педагогическая подготовка.

Связана с практико-ориентированным содержанием обучения студентов-бакалавров, многие из которых стремятся не только к исполнительской, но и к педагогической деятельности.

4. Специальная профессиональная подготовка на основе междисциплинарных составляющих процесса обучения.

Предопределяется задачами «вписаться» в современную музыкальную культуру общества и реализовать себя в междисциплинарных ее областях (например, в административно-управленческой, продюсерской, звукорежис-серской и др.).

Анализ феномена музыкальной культуры позволил придти к следующим выводам.

Формирование музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста тесно связано с деятельностью по освоению музыкальной культуры общества, с запросами музыкально-исполнительской или музыкально-педагогической практики. Культурологический подход позволил не только уточнить общепринятые понятия «музыкальная культура общества» и «музыкальная культура личности», но и интегрировать «знание-вую» модель профессиональной подготовки музыкантов в новую систему образования, связанную с формированием компетенций. Таким образом, музыкальная культура является профессионально-значимым качеством бакалавра-вокалиста, которое включает:

- общекультурные компетенции;

- исполнительские компетенции;

- музыкально-педагогические компетенции;

- междисциплинарные специальные музыкальные компетенции.

Параграф 1. 2 - «Дидактические основы интерпретации музыкальной

культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров».

Интерпретация музыкальной культуры как категории педагогики музыкального образования в содержании вокальной подготовки студентов-

вокалистов тесно связана с теорией содержания образования - важнейшей части общепедагогического и дидактического знания. Теория содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, и др.) строго структурирована, что облегчало ее интеграцию в смежные педагогические сферы, а именно в теорию среднего и высшего профессионального образования. В дидактической теории содержания образования были выделены четыре основополагающих составляющих: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Опираясь на эту модель, мы выделили требования к содержанию вокальной подготовки студентов-бакалавров, цель которой - формирование музыкальной культуры как профессионально-значимого качества выпускника гуманитарного университета по направлению «Вокальное искусство».

Требование первое. Содержание обучения должно интерпретировать социальный заказ, который выражается в требованиях общества к современному бакалавру-вокалисту.

Требование второе. Содержание обучения должно быть проекцией тех компетенций, которые приобретаются бакалавром-вокалистом в вузе.

Требование третье. В процессе освоения содержания обучения бака-лавр-вокапист должен осваивать те виды профессиональной деятельности, которые формируют его музыкальную культуру, включающую комплекс компетенций (общекультурных, исполнительских, музыкально-педагогических, междисциплинарных и др.)

Состав компетенций, научно обоснованный в раскрытии Государственного образовательного стандарта, и сама структура учебного процесса в виде конкретных дисциплин должны быть взаимосвязаны через реализацию единой цели содержания обучения - формирование музыкальной культуры бакалавров-вокалистов как базового профессионально значимого качества.

Опираясь на интеграцию культурологического и компетентностного подходов, попытаемся обосновать компоненты музыкальной культуры в содержании подготовки бакалавра-вокалиста.

Первый компонент музыкальной культуры, представленный в классической отечественной дидактике в виде категории знаний (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), вполне соотносится с компетентностной моделью вокалиста-бакалавра на основе интеграции двух дидактических категорий - «знания» и «умения». Это связано с необходимостью формирования в учебном процессе бакалавриата не только базы знаний, но и опыта их применения в конкретных социально-культурных и профессионально значимых видах трудовой деятельности.

Второй компонент музыкальной культуры, представленный в классической отечественной дидактике в виде опыта осуществления способов деятельности и воплощенный в соответствующих умениях и навыках, также соотносим с компетентностной моделью бакалавра-вокалиста. Мы считаем, что данный опыт есть отражение функциональных характеристик музыкальной культуры, обобщающих способы деятельности по воспроизведению,

восприятию, анализу произведений музыкального искусства в контексте задач социального заказа.

В числе составляющих второго компонента музыкальной культуры, который можно условно назвать «готовностью к осуществлению профессиональных видов деятельности», разнообразные виды профессиональных компетенций. Эти компетенции характеризуют способность и готовность выпускника применять в конкретных видах профессиональной деятельности общекультурные, исполнительские, музыкально-педагогические и междисциплинарные специальные музыкальные компетенции.

Третий компонент музыкальной культуры, представленный в классической модели отечественной дидактики в виде творческой деятельности, является кардинальным для профессии музыканта. В компетентностной модели вокалиста-бакалавра творчество не выделено в отдельную группу компетенции, поскольку любая форма или любой вид музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической или музыкально-организационной деятельности изначально содержит потенциал творчества, обусловленный самой природой искусства.

Третий компонент музыкальной культуры, который можно условно назвать «способностью к творческой интерпретации содержания, форм, задач и целей профессиональной деятельности», интегративно взаимодействует со всеми другими компонентами музыкальной культуры.

Четвертый компонент музыкальной культуры, который представлен в классической модели отечественной дидактики в виде эмоционально-ценностных ориентации, также обусловлен спецификой деятельности, связанной с искусством. Объектом эмоционально-ценностного отношения к музыкальной культуре выступают как продукты культуры (произведения музыкального искусства), так и сама музыкальная деятельность разных видов и типов. Например, исполнение или восприятие музыкальных произведений. Эмоционально-ценностный компонент музыкальной культуры соотносим с нравственными и духовными ориентациями человека, связан с внутренними потребностями, интересами, установками личности. Его можно условно назвать «эмоционально-ценностной составляющей содержания учебного процесса», с которой связаны все компетенции музыкальной культуры.

Все четыре компонента музыкальной культуры, представленные в виде интегративных компетенций, носят обобщенный характер и могут быть взяты за основу в любом виде музыкального образования. Поэтому вокальная подготовка, в силу своей специфики, требует уточнения и конкретизации всех составляющих музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста.

Первая составляющая музыкальной культуры бакалавра-вокалиста -общекультурные компетенции. Общекультурные компетенции имеют ин-тегративный характер, так как приобретаются в течение всех лет обучения разным специальным дисциплинам, как общемузыкальным (история музыки, музыкально-теоретические предметы и др.), так и вокальным (индивидуальные занятия по вокалу, вокальный ансамбль, оперный класс и др.).

Вторая составляющая музыкальной культуры бакалавра-вокалиста -исполнительские компетенции. Исполнительские компетенции являются наиболее многогранными, так как отражают весь спектр профессиональных знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности вокалиста и его эмоционально-ценностное отношение к исполняемой музыке.

Третья составляющая музыкальной культуры бакалавра-вокалиста -музыкально-педагогические компетенции. Эти компетенции связаны как с общей психолого-педагогической подготовкой бакалавров, включенной в учебный план гуманитарного университета, так и со специальной музыкальной методической подготовкой, включающей теоретические знания и опыт их практического применения. Среди музыкально-педагогических компетенций можно выделить готовность к осуществлению педагогической деятельности в учебных заведениях среднего профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, в том числе в детских музыкальных школах и детских школах искусств, в других общеобразовательных учреждениях, имеющих классы вокала.

Четвертая составляющая музыкальной культуры бакалавра-вокалиста -специальные междисциплинарные компетенции. В числе данных компетенций - готовность и способность студентов не только осуществлять исполнительскую деятельность, но и стремиться к ее расширению: умение планировать эту деятельность в контексте запросов общества и в контексте деятельности учреждений культуры. Будущий бакалавр вокального искусства должен иметь представление о специфике музыкального исполнительства в концертных и студийных условиях, об особенностях работы со звукорежиссером. К специальным междисциплинарным компетенциям вокалиста-бакалавра относится его готовность к работе на разных концертных площадках, в оперных театрах или музыкальных студиях.

Параграф 1.3 — «Педагогические условия формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете».

Теоретическое исследование проблемы музыкальной культуры бакалавров-вокалистов и практика работы со студентами гуманитарного университета показали, что для формирования указанного профессионально-значимого качества необходимо создать определенные педагогические условия обучения.

Исходя из проделанного теоретического анализа, мы выделили следующие педагогические условия:

Интегративное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки. Данное педагогическое условие может быть реализовано на основе педагогической теории межпредметных связей между специальной вокальной и культурологической, между специальной вокальной и методической подготовкой.

Опора на классический вокальный репертуар с его последующим расширением и охватом других сфер музыкальной культуры

Опора на классический вокальный репертуар выделена в качестве педагогического условия формирования музыкальной культуры бакалавра не

случайно. Стандартом «Вокальное искусство» (третье поколение Государственных образовательных стандартов) предусмотрен единый подход к вокалистам разных направлений, в том числе к студентам, чей опыт основан на исполнении эстрадного или джазового репертуара. Это создает особые условия для подготовки бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете, и преподаватели кафедры вокала вынуждены «подстраиваться» под вкусы своих подопечных, поступивших в вуз на основе эстрадного исполнительства.

Все сказанное послужило основанием для предположения о том, что репертуарная политика в вокальном классе должна строиться на единых теоретико-методологических основаниях и соответствовать структуре музыкальной культуры в ее целостности. Поэтому установка на освоение мировой музыкальной классики всеми без исключения вокалистами (вопреки сложившейся за последние годы традиции других вузов, где «эстрадники» осваивают только эстрадно-джазовые жанры) является одним из главных педагогических условий содержания вокального обучения в гуманитарном университете.

Включение каждого студента в активную исполнительскую деятельность.

Анализ традиций подготовки вокалистов в отечественных вузах показывает, что концертной деятельностью охвачены далеко не все студенты. Исполнительская практика студентов-вокалистов на кафедре вокала МГГУ им. М.А.Шолохова охватывает ряд новых форм подготовки студентов. Нами выстроена модель исполнительской практики, в которой предусмотрено постепенное приобретение вокалистом-бакалавром концертного опыта, начиная от учебных концертов и кончая участием в Международном конкурсе «Музы мира». Подчеркнем, что каждый студент ежегодно участвует в двух академических обязательных концертных мероприятиях и в достаточно большом количестве шефских концертов просветительского характера в общеобразовательных школах Северо-Западного и Юго-Восточного округов г. Москвы, в колледжах профильной музыкальной подготовки Московской области и др.

Практико-ориентированная подготовка студентов к профессиональной мобильности в различных областях музыкальной культуры

К различным областям музыкальной культуры, которые являются привлекательными для профессиональной деятельности вокалиста, следует отнести продюсерскую, театрально-сценическую, организационно-административную, звукорежиссерскую и другие виды деятельности, в числе которых практикуемая в МГГУ им. М.А. Шолохова музыкально-волонтерская деятельность.

Модель практико-ориентированной подготовки студентов к профессиональной мобильности в различных областях музыкальной культуры

Вторая глава диссертации - «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов».

Параграф 2.1 - «Методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов». Любая конкретная учебная музыкальная деятельность предполагает применение не только общих, но и специальных методов обучения, что стало повседневной практикой педагогики музыкального образования. В связи с этим попытаемся выделить комплекс специальных методов обучения студентов-вокалистов, направленных на формирование музыкальной культуры личности.

Группа методов, направленных на формирование общекультурных компетенций студентов-вокалистов.

Метод погружения в контекст музыкальной культуры предполагает два этапа. Первый - занятие на уроке вокала под руководством педагога. Второй, не менее важный, - самостоятельная часть, когда студенту предстоит самостоятельно проанализировать изучаемое творение композитора и осмыслить своеобразие средств музыкальной выразительности как проявление культурных установок эпохи и автора.

С методом погружения в контекст музыкальной культуры связан метод выявления духовно-нравственной идеи музыкального сочинения.

Если сравнить метод выявления духовно-нравственной идеи музыкального сочинения с общедидактическими методами, то напрашивается аналогия с методом дедукции. Интерпретируя этот метод в контексте задач подго-

товки студентов-вокалистов, можно считать, что метод способствует, во-первых, активизации личностного отношения к исполняемой музыке, а во-вторых - приобретению и умению на основе выявленной идеи сделать выводы об особенностях музыкальной культуры, в недрах которой родилось исполняемое сочинение.

Метод синхронического анализа предполагает сопоставление исполняемой музыки с живописью, поэзией, архитектурой того времени, когда было создано музыкальное произведение. В процессе вокальной подготовки полезно сравнить текст и его музыкальное прочтение у композитора, являющегося современником поэта - автора этого текста. Например, изучая романс C.B. Рахманинова «Сирень», можно предложить студенту сравнить это сочинение со стихотворением поэтессы Е. Бекетовой и с полотном М.А. Врубеля «Сирень».

Метод диахронического анализа применяется как способ установления причинно-следственных связей изучаемого вокального произведения с предшествующими культурными текстами. Например, студенту следует предоставить возможность убедится, что интонационный строй «Каватины Антониды» и ее последующее «Рондо» возникает из двух казалось бы не связанных между собой источников - русской народной песни и итальянского bel canto.

Группа методов, направленных на формирование исполнительских компетенций студентов-вокалистов

Метод моделирования концертных ситуаций для разных аудиторий, слушателей разных возрастных групп и социального статуса относится к числу проблемно-поисковых, так как применяется для активизации концертной деятельности студента, направляя ее в необходимое для приобретения профессиональных компетенций музыкальной культуры русло.

Метод культурологического анализа и самоанализа концертного выступления применялся нами для углубления историко-теоретической профессиональной подготовки студентов-бакалавров и приобретения исполнительских компетенций, соответствующих задачам формирования музыкальной культуры как профессионально-значимого качества вокалиста.

Группа методов, направленных на формирование музыкально-педагогических компетенций студентов-вокалистов

Следует подчеркнуть: именно для студентов гуманитарного университета педагогическая составляющая в структуре музыкальной культуры имеет большое значение. В гуманитарный университет приходят студенты с более слабой профессионально-исполнительской подготовкой и с более скромными голосовыми данными, нежели на вокальный факультет консерваторий. У выпускников гуманитарного ВУЗа меньше шансов получить работу в престижном оперном театре или в концертной организации, поэтому многие из них приходят к педагогической деятельности еще в достаточно молодом возрасте.

Метод педагогического анализа исполняемого репертуара в контексте музыкальной культуры применялся педагогом непосредственно в классе во-

кала. Смысл метода в том, чтобы обратить внимание студента на методические особенности изучения исполняемой музыки, показать ему педагогическую «кухню» преодоления технических трудностей и указать путь к верной трактовке музыкального образа - продукта культуры определенной исполнительской эпохи.

Параграф 2.2 - «Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры бакалавров-вокалистов».

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на факультете Культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова. На этапе констатирующего эксперимента мы обследовали студентов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Опытно-экспериментальной работой было охвачено свыше 200 студентов. В течение проведения опытно-экспериментального исследования нами учитывались результаты опросов преподавателей вокала МГГУ им. М.А. Шолохова и указанных выше специальных музыкальных учебных заведений, а также преподавателей факультета - руководителей Детской школы искусств им. М.А. Балакирева, Театра Стаса Намина и др. Немаловажную роль играл опрос выпускников факультета Культуры и музыкального искусства, которые изучали вокал в рамках индивидуальной дисциплины «Постановка голоса» (квалификация - «Учитель музыки»). Эти опросы показали, что проблема приобретения компетенций в области музыкальной культуры затрагивает все без исключения направления вокальной подготовки и подтвердили практическую направленность нашей работы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась параллельно с теоретическим анализом в течение ряда лет.

Первый этап (2009 - 2010 гг.) - проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированное™ компетенций музыкальной культуры у студентов, обучающихся в гуманитарном университете по направлению бакалавриата «Вокальное искусство».

Второй этап (2010 - 2012 гг.) - проведение формирующего эксперимента с применением всех обоснованных педагогических условий, форм и методов обучения.

Третий этап (2012 - 2013 гг.) - проведение контрольного этапа эксперимента, обработка полученных результатов, подведение общих итогов исследования.

В задачи констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы входило:

1. Анализ содержания вокальной подготовки бакалавров в гуманитарном университете с целью выявления базовых компетенций музыкальной культуры как профессионально-значимого качества студентов;

2. Выявление исходного уровня музыкальной культуры и ее составляющих у студентов университета, обучающихся по программам «Вокальное искусство» и «Музыкальное искусство» (профиль «Вокальное искусство»).

3. Изучение отношения студентов к будущей профессиональной дея-

тельности, их «жизненной навигации» (термин профессора A.C. Огнева) в сфере музыкальной культуры, их потребностей к приобретению культурологических по сути компетенций, расширяющих представление о традиционной роли вокалиста в музыкальной жизни.

Для проведения опытно-экспериментальной работы мы сформировали две группы бакалавров-вокалистов. Первая группа - экспериментальная, в нее вошли студенты нашего класса и класса двух других преподавателей. Вторая группа - контрольная - обучалась по традиционной методике и состояла из студентов классов других преподавателей кафедры вокала.

При проведении формирующего эксперимента в экспериментальной группе студентов, в состав которой вошли 15 человек, нами были разработаны критерии оценок сформированности показателей музыкальной культуры, которым соответствовали выделенные в диссертации компетенции. Первый критерий — уровень сформированности общекультурных компетенций. Второй критерий — уровень сформированности исполнительских компетенций. Третий критерий — уровень сформированности музыкально-педагогических компетенций. Четвертый критерий - уровень сформированности междисциплинарных специальных компетенций.

В течение опытно-экспериментальной работы мы стремились к последовательному применению методов формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов. Опишем ход экспериментальной работы.

Группа методов, связанных с формированием общекультурных компетенций студентов, применялась непосредственно на индивидуальных вокальных занятиях, причем комплексно. Результат экспериментального обучения студента фиксировался на страничке его личного кабинета в интернете под общим названием «Мои культурологические компетенции». Эти сведения оценивались как показатели музыкальной культуры.

Группа методов формирования общекультурных компетенций предполагала выполнение в конце полугодия творческого письменного задания, которое педагог формулировал для студента на основе избранного для изучения репертуара. Репертуар подбирался из произведений классического музыкального наследия: из русского (первое полугодие) и из зарубежного (второе полугодие).

Группа методов формирования исполнительских компетенций также использовалась комплексно. Результаты формирования исполнительских компетенций студенты фиксировали на страничке личного кабинета в интернете под общим названием «Мои исполнительские ступени».

Моделирование концертных ситуаций на уроке заставляло студентов более ответственно относиться к самому процессу исполнения в классе, выдвигая перед ними более сложные, нежели учебное исполнение, задачи. Студенту предлагалось решить проблемные ситуации, которые требовали от него личной активности и мобилизованности. Например, неожиданное отключение микрофона (если таковой используется), болезнь концертмейстера и его замена, неправильно взятый темп исполняемого номера концертмейстером, посторонние звуки из зала (например, звонок мобильного телефона) и

др. Все это придавало урокам вокала новую, практически осмысленную привлекательность.

Моделирование концертных ситуаций готовило студентов к следующей ступени освоения исполнительских компетенций — к участию в учебном тематическом концерте. Студенту предлагалось на выбор подготовить небольшой эпизод тематического концерта, посвященного композитору, памятной культурной дате или историческому событию с письменной его ана-тацией и последующим анализом.

Учебный концерт мог проходить непосредственно в классе в присутствии других студентов или на учебной сцене факультета с приглашением слушателей — родителей, студентов других курсов или других факультетов университета.

Группа методов формирования музыкально-педагогических компетенций применялась в индивидуальном классе на основе привлечения внимания студента к самой методике работы над вокальным произведением. Результы всей работы над компетенциями музыкально-педагогической направленности фиксировались студентом в документе «Моя педагогическая копилка». Анализируя работу педагога и фиксируя его методические приемы студент накапливает опыт педагогической деятельности, которая затем будет закрепляться в процессе профессиональных практик.

Среди других методов — метод имитации продюссерской деятельности, результаты применения которого отражаются в студенческом задании «Мой продюсерский проект». В качестве альтернативных заданий мы предложили студентам разработать проект на основе того опыта, что был получен ими при прохождении практики в концертных организациях и общеобразовательных школах (система дополнительного образования).

Результаты опытно-экспериментальной работы подводились на контрольном этапе экспериментального исследования. Уровень сформированное™ музыкальной культуры оценивался комиссией компетентных судей на основе разработанных критериев общекультурных исполнительских музыкально-педагогических и междисциплинарных специальных компетенций. При оценках учитывалось:

1. Творческое задание: культурологический анализ изучаемых в классе вокальных сочинений по указанной выше форме, а также результаты работы студента над документом «Мои культурологические компетенции»;

2. Выступление студента в учебном концерте, на прослушивании к Международному конкурсу «Музы мира» с последующим самоанализом в документе «Мои исполнительские ступени».

3. Результаты педагогической деятельности на уроке вокала при моделировании ситуации вокального урока с последующей фиксацией методических знаний в документе «Моя педагогическая копилка».

4. Творческий проект студента, связанный с различными видами профессиональной деятельности в современной музыкальной культуре, в том числе «Мой продюсерский проект».

Полученные результаты представлены в следующих таблицах:

Критерии сформированности музыкальной культуры студентов Показатели в % Средний балл Оценочный средний балл

"5" -4" "3" М2М

Уровень сформированности общекультурных компетенций 47 53 0 0 4,5 4,55

Уровень сформированности исполнительских компетенций 60 40 0 0 4,6

Уровень сформированности музыкально-педагогических компетенций 53 43 0 0 4,5

Уровень сформированности междисциплинарных специальных компетенций 60 40 0 0 4,6

Результаты исследования контрольной группы

Критерии сформированности музыкальной культуры студентов Показатели в % Средний балл Оценочный средний балл

"5" "4" "3" "2"

Уровень сформированности общекультурных компетенций 11 28 44 17 3,3 3,55

Уровень сформированности исполнительских компетенций 22 44 22 11 3,8

Уровень сформированности музыкально-педагогических компетенций 11 28 44 17 3,3

Уровень сформированности междисциплинарных специальных компетенций 22 44 28 6 3,8

Сравнительная характеристика сформированности компетенции

музыкальной культуры у бакалавров-вокалистов до и после _формирующего эксперимента_

Экспериментальная группа Контрольная группа

1-й «срез» 2-ой «срез» 1 -й «срез» 2-ой «срез»

2,65 4,55 2,7 3,55

Таким образом, полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что более высоких показателей добились студенты, входящие в экспериментальную группу, в процессе обучения которой применялся весь комплекс педагогических условий и специальных методов обучения. Тем самым экспериментальные данные подтвердили теоретические выводы диссертации.

В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.

Подготовка бакалавра-вокалиста - одна из наиболее распространенных и востребованных современной творческой молодежью форм высшего музыкального образования. Внедрение бакалавриата в сферу вокальной педагогики произошло достаточно быстро, и вузы, в том числе гуманитарные университеты, оказались не подготовленными к теоретико-методологическому и методическому обеспечению этого нового вида профессиональной подготовки. Поэтому возникли серьезные противоречия между традиционными основами отечественной вокальной педагогики и качественно иным видом специального вокального обучения в условиях системы «бакалавриат - магистратура».

В диссертации осуществлен интегративный анализ категории музыкальной культуры с позиций разработанного ранее культурологического и нового компетентностного подходов. На этой основе нами введено и обосновано понятие «музыкальная культура бакалавра вокального искусства», которое включает комплекс профессиональных компетенций - общекультурных, исполнительских, музыкально-педагогических и специальных междисциплинарных. Значимость музыкальной культуры как личностного образования в профессиональной подготовке бакалавров-вокалистов стала решающим фактором для обоснования педагогических условий, которые способствуют освоению выделенных групп компетенций и направлены на освоение студентами различных видов профессиональной деятельности. В их числе интегра-тивное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки, опора на классический вокальный репертуар с последующим его расширением и охватом других сфер музыкальной культуры, включение студентов в активную исполнительскую деятельность от моделирования концертных ситуаций в классе и учебных концертов до участия в международных конкурсах, подготовка студентов к профессиональной мобильности в различных областях современной музыкальной жизни - деятельность продюсера, звукорежиссера, организатора зрелищных мероприятий и просветительских концертов, деятельность педагога-вокалиста, владеющего методиками работы с учащимися класса сольного и ансамблевого пения разных возрастных групп, деятельность музыканта-волонтера и др. Опытно-экспериментальное исследование (констатирующий этап) выявило пеструю картину вокальной подготовки студентов в российских вузах и подтвердило разновекторную направленность профессионального обучения в специализированных музыкальных учебных заведениях и в гуманитарном университете. Сама форма бакалавриата и обоснованные нами компетенции

музыкальной культуры как важнейшего и базового качества выпускника гуманитарного ВУЗа говорят о необходимости изменения традиционной специальной подготовки вокалистов в практико-ориентированном направлении. Именно поэтому среди разработанных нами методов преобладают те, что позволяют готовить студента к широко понимаемой профессиональной деятельности в музыкальной культуре современности. Среди них мы выделили методы, которые позволяют формировать общекультурные, исполнительские, музыкально-педагогические и междисциплинарные компетенции, составляющие основу музыкальной культуры бакалавра-вокалиста.

Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности педагогических условий и комплекса специальных методов, предлагаемых в теоретических разделах диссертации и направленных на методическое обеспечение процесса становления компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов. Таким образом, в диссертации подтверждена выдвинутая гипотеза.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. В нем сделан лишь первый шаг на пути интеграции традиционных теоретико-методологических основ вокального и в целом музыкального образования с новой компетентностной моделью отечественной высшей школы в структуре «бакалавриат - магистратура». Поэтому результаты исследования могут быть полезны при изучении многих других методологических и практических проблем взаимодействия традиционного и инновационного в российском образовательном пространстве, в отечественной науке.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора. В изданиях, рекомендованных ВАК Мино-брнауки РФ.

1. Кудрявцева В.В. «Методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов»// «Среднее профессиональное образование», М.,2013, стр. 33-35

2. Кудрявцева В.В. «Некоторые проблемы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов как актуальная проблема педагогики искусства».// «Голос и речь» №1 (9), М., 2013

3. Кудрявцева В.В. «Педагогические условия формирования музыкальной культуры бакалавров в классе вокапа»//«Вопросы музыкальной культуры и образования», (вып.10), М., 2013, стр.66-68

4. Кудрявцева В.В. «Методы подготовки студентов-вокалистов к участию в конкурсах»//«Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве" (Материалы III Международной научно-практической конференции), М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

5. Кудрявцева В.В. «Основы интерпретации музыкальной культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров» (Материалы IV Международной научно-практической конференции, отв. ред. JI.A. Рапацкая. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - с. 57-61)

подписано в печать 31.05.2013 формат А5 Тираж 101 экз. «Хорошая Типография» Москва, ул. Валовая, 14, стр. 8 тел. 8(495)940-70-17

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кудрявцева, Виктория Викторовна, Москва

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

На правах рукописи

04201358772

КУДРЯВЦЕВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете

Специальность: 13.00. 02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапацкая

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 3

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ....... 16

1.1. Культурологический подход как методологическое основание педагогики музыкального образования............................................................ 17

1.2. Дидактические основы интерпретации музыкальной культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров................................. 43

1.3. Педагогические условия формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете............................ 59

Краткие выводы по первой главе......................................................... 72

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ-ВОКАЛИСТОВ.......................................................... 74

2.1. Методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов... 74

2.2. Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по

формированию музыкальной культуры бакалавров-вокалистов................... 94

Краткие выводы по второй главе......................................................... 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................... 119

Список литературы........................................................................... 122

Приложения................................................................................. 138

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Педагогика отечественного музыкального образования и практика подготовки профессионалов-музыкантов переживают в настоящее время этап поиска согласований между новыми тенденциями высшей школы и сложившимися в течение десятилетий теоретико-дидактическими установками, подкрепленными устоявшимся общепризнанным научным аппаратом, терминологией.

Как отмечают специалисты, новые тенденции высшей школы, являющиеся следствием современной социокультурной ситуации, заключаются в таких показателях, как:

- изменение статуса высшего образования в России, его массовость;

- «размытость» границ конечных целей подготовки специалистов и бакалавров;

- усложнение задач реализации и трудоустройства выпускников высших учебных заведений в избранной профессии;

- мобильность послевузовской профессиональной деятельности, предполагающая постоянное повышение квалификации или переподготовку.

Все перечисленное послужило исходной посылкой для перехода российской высшей школы на двухуровневую форму профессиональной подготовки музыкантов (бакалавриат - магистратура), произошедшего достаточно быстро и не подкрепленного прочной научно-исследовательской и методической базой. Поэтому сегодня в работах ученых и педагогов-практиков можно встретить опору на два методологически различных подхода к содержанию высшего профессионального, в том числе музыкального образования. Первый из них - традиционный, обычно называемый «знаниевым», второй -«компетентностный».

В русле «знаниевого» методологического подхода содержание образования определяется задачами передачи студенту некоего опыта, выработанного человечеством (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Чаще всего под опы-

3

том понимается четыре дидактических «столпа» обучения:

- знания;

- умения, навыки;

- опыт творческой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

«Знаниевая» парадигма сегодня влияет на конструирование содержания большей части учебных программ несмотря на то, что государственными образовательными стандартами третьего поколения предусмотрен новый компетентностный подход, требующий иных теоретических ориентиров и установок в подготовке студентов.

Это имеет прямое отношение к содержанию высшего музыкального образования, где на практике даже в условиях двухуровневой подготовки приоритет отдается традиционному методологическому подходу (например, при выборе репертуара для занятий в индивидуальном классе, нацеленного, как правило, на приобретение знаний, умений и навыков).

Как известно, компетентностный подход направляет учебный процесс от внешней заданности на центральный объект обучения - личность студента, на организацию разнообразных самостоятельных форм учебной деятельности, на внутреннее творческое развитие (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.). При этом очевидно, что переход от адаптационной «знаниевой» системы подготовки специалиста к компетентностной модели, прогнозирующей будущий профессиональный рост выпускника, требует научного анализа фундаментальных понятий отечественной педагогики музыкального образования в контексте новых реалий высшей школы. К числу таких фундаментальных понятий относится категория музыкальной культуры. Музыкальная культура трактуется в отечественных гуманитарных науках, начиная с 20-х годов XX в., как особый вид человеческой деятельности, в основе которой - создание, исполнение, восприятие, сохранение ценностей музыкального искусства (М.С. Каган и др.). Однако в педагогике музыкального образования категория музыкальной культуры обрела особое не только тео-

ретическое, но и практическое значение (например, в концепции музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского).

Подчеркнем, что инновационные процессы, затронувшие высшую школу, не отменяют важности фундаментальных для отечественной педагогики задач музыкального образования - приобщение студентов к высшим базовым культурным ценностям, выработанным человечеством, формирование личностной музыкальной культуры. Особая значимость этих ценностей подчеркивалась в трудах крупнейших представителей педагогики музыкального образования - Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлу-гиной, А.Л. Готсдинера, Д. Б. Кабалевского, О.П.Козьменко, A.A. Мелик-Пашаева, Е.В. Николаевой, О.П. Радыновой, JI.A. Рапацкой, К.В. Тарасовой, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпина и др.

Ряд диссертационных исследований последних лет подтвердили актуальность изучения процессов формирования музыкальной культуры личности в новых условиях (Л.И. Арштейн, A.A. Веремьева, В.Л. Власенко, A.M. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Кострикова, Н.С.Ломакина и др.). Вместе с тем эти работы показали, что трактовка музыкальной культуры базируется, как правило, на понятийном аппарате «знаниевой» педагогики и не соответствует установкам нового компетентностного подхода.

Еще более осторожно к компетентностному подходу относятся педагоги-практики музыкально-исполнительских направлений, подкрепленных мощной традицией обучения, признанной во всем мире. К числу таких направлений относится академическое вокальное искусство.

Профессия вокалиста в настоящее время стала одной из наиболее распространенных, массовых профессий по сравнению с другими музыкальными специальностями. В музыкально-образовательном пространстве России к началу XXI века сложилось несколько видов вузовской профессиональной подготовки вокалистов. Первый из них, наиболее устоявшийся и основанный на достижениях отечественной и зарубежной классических вокальных школ - консерваторский. В отечественных консерваториях и сегодня сохра-

няется традиционный «специалитет», то есть пятилетняя подготовка специалистов, не предполагающая компетентностного подхода к содержанию обучения и опирающаяся во многом на многовековые образовательные устои и практику, на «музыкально-педагогическое ремесло» (JI.A. Рапацкая).

Второй вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов -двухуровневая система «бакалавриат - магистратура». Становление данного вида образования в начале XXI века шло параллельно с функционированием «специалитета», и часто музыкальные вузы, теоретически проектирующие вокальный бакалавриат и магистратуру, предпочитали своих студентов обучать по старым «специалитетным» стандартам (например, Российская академия музыки им. Гнесиных).

Более успешно внедрение двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура» произошло в российских педагогических вузах, ранее не осуществлявших вокальную подготовку студентов и не имеющих соответствующих специализированных кафедр. В таких вузах ранее функционировали музыкально-педагогические факультеты, где учебным планом предусматривался вокальный класс, столь необходимый в профессии будущего учителя му-

ni тiгтi /'"'л гтлилттош плт^оттт тттто тлттпллт т гчггттх/ птгг^лг» лллтппптгтж ттлЛдплтглплпт JD1M1. W DUnajlDnDl^ IVJla^^DJ Л МЛ DjjUD VUV/ldDnjin lipuycw/nuncuiû-

ную конкуренцию вокальным факультетам консерваторий, но явно проигрывали последним в качестве подготовки выпускников. Это связано с несколькими причинами, среди которых:

- отсутствие высококвалифицированных педагогов-вокалистов, имеющих опыт концертной или музыкально-сценической деятельности;

- отсутствие методической базы для подготовки классических вокалистов, опора на опыт подготовки учителя музыки;

- отсутствие должного рода конкуренции при приеме на вокальное направление, низкий конкурс среди абитуриентов;

- самое же главное - стремление заменить идеологию двухуровневой системы подготовки вокалистов на традиционную, сложившуюся в специа-литете с ее пятилетним образованием в недрах музыкальных вузов.

Третий вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов, сложившийся за последнее десятилетие, - вокальные факультеты или вокальные кафедры в университетах, как в государственных (например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), так и в коммерческих.

Вокальное образование в гуманитарных университетах не имеет традиций, так как родилось сравнительно недавно в недрах музыкальных факультетов или факультетов культуры. Подготовка вокалистов классического направления в гуманитарных университетах осуществляется, как правило, по двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура». Содержание вокальной подготовки студентов в таких многопрофильных вузах, с одной стороны, не обременено грузом установок музыкально-педагогических факультетов, с другой - не имеет сложившейся научной базы, отвечающей компетентност-ному подходу в образовании.

Таким образом, перечисленные реалии профессиональной подготовки студентов-вокалистов в российской высшей школе позволяют говорить о наличии следующих противоречий:

- между требованием ВГОС к качеству подготовки бакалавров-вокалистов на основе компетентностной модели и отсутствием теоретико-методологической базы для реализации данных установок на практике;

- между фундаментальными понятиями, сложившимися в отечественной музыкально-педагогической науке, в числе которых фундаментальная категория музыкальной культуры, и компетентностным подходом, являющимся научной базой для двухступенчатой системы подготовки студентов-вокалистов;

- между содержанием обучения вокалистов, вытекающего из многовековых традиций отечественной вокальной школы, и необходимостью выработки новых подходов к теории подготовки студентов-бакалавров в контексте современной социокультурной ситуации.

Выявленные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в поиске теоретико-содержательных, ор-

ганизационных и методических предпосылок формирования музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста в гуманитарном университете.

Цель исследования - выявить теоретические и методические основы формирования музыкальной культуры студентов-вокалистов в процессе профессиональной подготовки и проверить их в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете.

Предмет исследования - содержание, педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры студентов в процессе специальной вокальной подготовки.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов будет эффективным, если:

- осуществить интеграцию культурологического и компетентностного подхода в образовании;

- определить педагогические условия, способствующие интерпретации

Т^ОТОГЛПии "Л 4~\/ОТ.ТГЛО ТТИ ХТ/ЧТТ Ш/ТТГФ\т1Т ТЭ оляапмгоиии ОЛТ/О ТТИ илтт ТТАГГГЛТЛ151/Т1 /-»ТЛ7_ XVС4.1. 4/1 ли Л. ^ и ^Д^лчиигш ич/1\Ш11Л1ии ИЧ/Д! V/ V X у ~

дентов-бакалавров;

-использовать комплекс специальных методов обучения студентов-вокалистов, направленных на формирование профессиональных компетенций культурологической, исполнительской (от учебных концертов до участия в международных конкурсах), музыкально-педагогической и специальной междисциплинарной деятельности, моделирующих опыт личностной реализации вокалиста в разнообразных сферах современной музыкальной культуры.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой работы в ней были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать теоретико-методологические предпосылки формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов;

2. Разработать компетентностную модель музыкальной культуры и выявить ее роль в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров гуманитарного университета;

3. Определить и обосновать педагогические условия и специальные методы формирования компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов в процессе профессиональной подготовки;

4. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью проверки теоретических положений диссертации.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных ученых в области педагогики, психологии, дидактики (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.Г. Максимова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скат-кин, В.А. Сластенин и др.), положения теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый и др.), ведущие теории профессионального образования (A.A. Вербицкий, Б.С. Гер-шунский и др.), идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Бай-денко, H.A. Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.К. Марков и др.), историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, A.B. Нежданова, H.A. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, И.Ю. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.), труды по проблемам педагогики высшего музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Т.И. Бакланова, Т.А. Колышева, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.).

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы; изучение нормативной и учебно-методической документации; наблюдение;

педагогический анализ и обобщение опыта работы по профессиональному обучению студентов-вокалистов; беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ сформированности музыкальной культуры у студентов-вокалистов, обучающихся по системе «бакалавриат - магистратура» в гуманитарном университете.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (далее - МГГУ им. М.А. Шолохова). Всеми этапами эксперимента в данном вузе было охвачено свыше 200 студентов, обучающихся по образовательным программам «Вокальное искусство» (бакалавриат и магистратура), «Художественное образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное искусство»), «Музыкальное образование» (специалитет, ГОС второго поколения), «Педагогическое образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное образование»);

- Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (на этапе констатирующего эксперимента).

В исследовании были также использованы результаты работы автора в качестве одного из организаторов Международного конкурса «Музы мира» («Современное искусство и образование»), инициированного МГГУ им. М.А. Шолохова.

Исследование проводилось в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования с 2009 по 2013 гг. в условиях естес�