Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

Автореферат по педагогике на тему «Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Забельская, Татьяна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры"

На правах рукописи

Забельская Татьяна Викторовна

Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

3 О ЯНВ 2014

Москва-2014

005544592

005544592

Работа выполнена в ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» на кафедре дошкольной педагогики

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

Комарова Тамара Семёновна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

главный научный сотрудник лаборатории психологии инновационной деятельности в образовании ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО Новикова Галина Павловна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально - гуманитарный институт» Губанова Наталья Фёдоровна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Защита состоится «19» февраля 2014 года в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ФГОБУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОБУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.

Автореферат диссертации размещён на сайте http: //vak2.ed.gov.ru/ Автореферат разослан « /К

Учёный секретарь диссертационного совета

Сенатор С.Ю.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема формирования нравственно — ориентированной личности на этнокультурной основе определена современной гуманистической направленностью образования, требующей нового педагогического мышления, поиска средств, для более успешного решения задач образования. Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего, отражается на детях дошкольного возраста, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности и личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. Согласно взглядам ученых Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребёнка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование и развитие поведения детей, деятельности, присвоение элементов человеческой культуры связанной с нравственной сферой. В рамках нашего исследования особое внимание вызывают проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования современных отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказывают, что нравственное воспитание один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном становлении нравственной сознательности, формировании нравственных чувств и привычки нравственного поведения.

По мнению учёных, основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие «нравственное чувство». Нравственными можно назвать чувства, переживаемые детьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста внесли исследования А. М. Виноградовой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, В. И. Петровой и др., в которых рассматривалось проявление дружеских взаимоотношений между детьми, усвоение правил, использование различных средств и видов детской деятельности (игра, труд, изобразительное творчество, художественная литература и др.).

Материалы психолого—педагогических исследований (Л. А. Венгер, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова) доказывают, что предпосылки таких нравственных чувств как симпатия, дружба, любовь, и др. могут сформироваться у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания культуры своего народа, в разных своих проявлениях - народное

творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор.

Исследователи Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, О. А. Соломенникова соотносят усвоение знаний о культуре своего народа с проявлением нравственных чувств, а впоследствии и со сформированностью сложных социальных чувств, таких как чувство любви к Родине, уважение к людям других национальностей, патриотизма, что является необходимым условием для развития таких качеств личности как отзывчивость, забота, готовность прийти на помощь и др.

Таким образом, нравственные чувства формируются на основе знаний, постепенного освоения нравственных понятий, оценок. На этих знаниях, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные суждения детей, которые развиваются в процессе их жизненной практики.

Несмотря на значимость психолого - педагогических работ по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты ещё мало изучены. Так, недостаточно раскрыты содержание социально заданных критериев для детей старшего дошкольного возраста, причины проявления нравственного формализма, средства, методы и приемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, что не позволяет педагогам эффективно использовать богатый потенциал этнической культуры при формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате мы можем констатировать наличие своеобразного социального противоречия между значительным повышением интереса к самобытным народным традициям и культуре, этническим ценностным ориентациям, использующимся не в полной мере при формировании нравственных чувств у детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса, что определило проблему настоящего исследования, которая заключается в научном обосновании путей и педагогических средств формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать содержание и технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры и экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования: развитиенравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процессформирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если:

1) будет создана, научно обоснованная технология формирования нравственных чувств - симпатии, дружбы, любви и др. у детей старшего

дошкольного возраста средствами этнической культуры с учётом интеграции разнообразных видов детской деятельности;

2) будет сформирована мотивация, способствующая формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

3) будут разработаны и реализованы обоснованные критерии оценки эффективности формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность процесса формирования нравственных чувств (симпатия, дружба, любовь и др.) у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической литературы;

2. Создать и экспериментально проверить технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры и экспериментально проверить её в практике работы с детьми;

4. Разработать и обосновать критерии оценки сформированное™ нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили:

- теории формирования личности ребёнка в дошкольном детстве (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин и др.);

- концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрова, Ж. Пиаже, А. И. Савенков и др.);

- отечественные психолого - педагогические исследования о значении чувств и эмоций в формировании личности ребенка дошкольного возраста (С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон, и др,);

основные идеи теории нравственного воспитания (Р. С. Буре,

A. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова,

B. Г. Нечаева, В. И. Петрова и др.);

- взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Л. В. Ершова, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, В. И. Логинова, М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, О. А. Соломенникова, Н. Б. Халезова, Т. Я.Шпикалова);

Методы исследования: теоретические: историко — педагогический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по

проблеме исследования; эмпирические методы включали: изучение и обобщение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, индивидуальный опрос, анализ продуктов детской деятельности, методы количественной и качественной обработки данных.

Этапы исследования:

I этап (2007-2009) - констатирующий - анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, опыт отечественной педагогики по вопросам формирования нравственных чувств в дошкольном детстве, определялся понятийный аппарат; формулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

II этап (2009-2012") -формируюи/ии-органтация и проведение педагогического эксперимента по апробации авторской технологии формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

III этап (2012-2013) - обобщающий - проведён анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Охарактеризованы психолого - педагогические подходы к процессу формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста -симпатии, дружбы, любви и др. такие как воспитание положительного отношения ко взрослым, сверстникам, животным и растениям; изучены отдельные компоненты нравственных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость; роль различных видов детской деятельности, возможности средств народной культуры;

2. Разработана и экспериментально проверена технология, позволяющая успешно формировать нравственные чувства ребёнка в процессе применения в ДОУ средств этнической культуры - народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемая с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание занятий для детей старшего дошкольного возраста, составленных с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планированиеработы с детьми, с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. Разработана и обоснована структура модели формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры, включающая в себя взаимосвязанные компоненты: информационно-познавательный, чувственный, мотивационно - поведенческий;

4. Определены критерии сформированное™ нравственных чувств: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа; система знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях взаимоотношений со сверстниками, взрослым,

осознание значимости мотивов, способствующих проявлению нравственных чувств;

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о формировании нравственных чувств, выделении этапов формирования нравственных чувств, определении условий способствующих эффективному формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами этнической культуры. Уточнено понятие этническая культура: в определение введён эмоционально — чувственный компонент;

Практическая значимость исследования: разработано содержание и технология ознакомления детей с этнической культурой русского народа, включающих методические рекомендации, материалы по использованию средств этнической культуры, рекомендации по организации процесса развития нравственных чувств с участием детей, педагогов и родителей. Разработанная технология обеспечивает формирование нравственных чувств и может быть использована в массовой практике дошкольных учреждений. Результаты исследования в целом окажут помощь в подготовке специалистов по дошкольному образованию на разных ступенях обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснован процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста — симпатии, дружбы, любви и др., который представляет собой:

- оценочное чувственное отношение ко всем сторонам социального окружения (к родному краю, к людям разных национальностей, культурным ценностям русского народа и т.д.);

- эмоционально - чувственное отношение к себе и другим людям (симпатии — антипатии, дружбы — враждебности, гордости — эгоизма, любви — недоброжелательности и др.), проявляющееся в поведении, соответствующем нравственным нормам, принятым в данном обществе.

2. Педагогический потенциал технологии, включающий средства этнической культуры - народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемой с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, составленное с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планирование с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. Научно обоснована модель формирования нравственных чувств средствами этнической культуры, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: 1) информационно-познавательный (получение ребенком необходимой информации о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях необходимой для формирования нравственных чувств; 2) чувственный (выработка положительных оценок по отношению к

окружающим людям, в соответствии с нравственными устоями общества, формирование нравственных чувств, которые наиболее полно выражаются в проявлении симпатии, дружбы, любви и т.д.); 3) мотивоционно -

поведенческий (апробация способов нравственного поведения в деятельности и повседневной жизни, выработка нравственной привычки). Взаимодействие компонентов осуществляется путём интегрирования разнообразных видов детской деятельности на основе средств этнической культуры как в воспитательно — образовательный процесс так и в повседневную жизнь каждого ребёнка.

4. Критериями, позволяющими выявить сформированность нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, являются: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа, сформированность системы знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях по отношению к сверстникам и взрослым, осознание значимости мотивов поведения, способствующих проявлению нравственных чувств, выработка нравственной привычки.

Достоверность и обоснование результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, логике и задачам исследования; возможностью повторения экспериментальной работы в новых условиях; апробацией и внедрением результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования отражены в семи публикациях соискателя. Результаты исследования представлены в докладах на заседании кафедры дошкольного воспитания ГОУ ПАПО (г.Москва 2011 -2012г.г.), на городских методических объединениях заместителей заведующих по воспитательной и методической работе, на заседаниях педагогических советов дошкольных учреждений района.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, а также его научная новизна, теоретическое и практическое значение.

В первой главе диссертации «Теоретические основы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры» представлен анализ философского, психолого -педагогического аспектов исследуемой проблемы. На основе этого анализа определён теоретический подход к формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, а также роль и место этнической культуры как средства в этом процессе; выделены уровни, компоненты,

критерии сформированное™ нравственных чувств у дошкольников. На основе теоретического исследования разработана модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Наиболее значимым для нашего исследования явилось изучение содержания понятия «нравственное чувство», что позволило рассмотреть определения понятий «нравственность», «чувство», «нравственное воспитание» данные философами, педагогами, психологами, выявить их взаимосвязь в нравственном становлении личности детей дошкольного возраста. Психолого - педагогические исследования Н. Ф. Виноградовой, Л. С. Выготского, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой раскрывают особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; место и возможности народного искусства, как одного из видов этнической культуры в формировании нравственных чувств ребёнка.

Изучение научных трудов В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Е. П. Ильина, Е. И. Рогова, С. Л. Рубинштейна, Г. А. Фортунатова, П. М. Якобсона, позволило раскрыть различные подходы к структуре и понятию «чувство», в которых раскрываются основные направления в их изучении - классификация чувств, механизм формирования чувства, особенности интенсивности и продолжительности проявления чувств.

Одной из приоритетных целей нравственного воспитания дошкольников является формирование нравственных чувств.

В ходе изучения научных исследований отечественных и зарубежных учёных Б. И. Дадонова, В. А. Крутецкого, Фейербаха, Д. Юма, П. М. Якобсона мы считаем возможным выделить следующие подходы к определению нравственных чувств:

нравственные чувства являются постоянными эмоциональными ощущениями, переживаниями, реальных нравственных отношений и взаимодействий;

- нравственные чувства являются источником особых моральных эмоций: благожелательность, сочувствие, сострадание, симпатия к другим, бескорыстное желание счастья своим ближним;

- это высшие чувства, переживания связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Анализ психолого - педагогической литературы показал, что такие понятия как «нравственные чувства», «гуманные чувства», «моральные чувства» рассматриваются как синонимы, и это оправданно тем, что в основе их лежит одно и то же: ожидание от человека того или иного поведения наряду с воздержанием его от другого поведения. Однако,на разграничение данных понятий следует обратить особое внимание, поскольку это имеет не только теоретическое, но и практическое значение — без раскрытия соотношения нравственных, моральных, и гуманных чувств было бы трудно понять педагогический процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Возможности воспитания у дошкольников нравственных чувств и отношений в дошкольной педагогике изучались по ряду направлений: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучение отдельных компонентов нравственных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова); роль средств воспитания гуманных чувств и отношений: художественной литературы (А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова и др.); роль различных видов деятельности: игры (Р. И. Жуковская, Н. С. Пантинаи др.).

В своем исследовании особый акцент мы делаем на формирование нравственных чувств средствами этнической культуры, одной из форм которой является народная культура. Народная культура в разных своих проявлениях -народное творчество и искусство, фольклор, народный быт и уклад жизни стала объектом изучения таких педагогов как Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина, Н. П. Сакулина, О. А. Соломенникова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова в работе с детьми дошкольного возраста.

Этническая культура по содержанию и по видам обладает большими

воспитательными возможностями (В. Н. Василенко, А. А. Грибовская, Е. С. Евдокимова, М. А. Некрасова).

Современные концепции развития личности ребенка, предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе этнос является одним из условий, способным обеспечить органичную адаптацию ребёнка к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности. В связи с вышесказанным, в нашем исследовании проведён и обоснован с различных методологических позиций теоретический анализ понятия, структуры, типологии этнической культуры, что позволило нам уточнить и ввести эмоционально - чувственный компонент в понятие этническая культура, которая есть - эмоционально-чувственное вживание в конкретную жизнь, в содержание национального творчества, выраженного в истории, языке, менталитете народа, то есть в его культуре.

Опираясь на исследования психологов А. В. Запорожца, П. М. Якобсона о нравственных чувствах мы разработали структурную модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Эта модель включает в себя три взаимосвязанных компонента: информационно-познавательный, чувственный, практический.

Первый компонент — информационно-познавательный. На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Основная цель — усвоение информации, получение знаний, необходимых для формирования нравственных чувств.

Второй компонент — чувственный. В этот компонент модели введены нравственные чувства, которые наиболее полно проявляются в старшем дошкольном возрасте (симпатия, дружба, любовь и т.д.).

Задачей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Третий компонент — практический. На данном этапе происходит апробация способов нравственного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится выработка нравственной привычки. Рассматриваемые компоненты реализуются в организованных и самостоятельных формах работы с детьми в воспитательно-образовательном процессе ДОУ при овладении средствами этнической культуры. Знания и опыт, приобретенные на занятиях становятся содержанием самостоятельных игр, рисования, пения и т.д. При формировании нравственных чувств используются разнообразные виды детской деятельности с этнокультурным содержанием.

Эффективность реализуемой модели оценивается с помощью следующих критериев: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа (постоянно проявляющийся интерес к чтению, прослушиванию, просмотру произведений устного народного творчества, прослушиванию произведений музыкального фольклора; рассматриванию картин, иллюстраций, репродукций с этнокультурным содержанием; использование в активной речи пословиц, поговорок, загадок, считалок, образных выражений; знание народных примет и умение замечать соответствующие им особенности природы, на их основании оценивать состояние погоды в повседневной жизни; участии в театрализованной, игровой деятельности с этнокультурной тематикой); сформнрованность системы знаний и представлений об этнической культуре своего народа (умение самостоятельно моделировать свою деятельность, используя знания этнокультурного содержания); выражение нравственных чувств в различных ситуациях к сверстникам и взрослым (умение доставить радость путем приветливого обращения, поздравления с праздником, днем

И

рождения, предложения игрушек, оказания услуг, помощи; умение разделить радость и огорчения других, откликнуться на просьбу, обращение товарищей или взрослых, помочь преодолеть отрицательные переживания - пожалев, успокоив, предложив способ отвлечения (почитать, порисовать, поговорить, поиграть );осознание значимости мотивов, способствуюгцих проявлению нравственных чувств (проявляя нравственные чувства к своим товарищам и взрослым в ситуации, когда им нужна поддержка и помощь позволит им избежать огорчения, растерянности, испуга, возникшего в результате нечаянной оплошности (уронил, рассыпал); физического неблагополучия, сопряженного с болью (ударился, заболел); неправильных действий сверстника, вызвавших обиду (отнял игрушку, толкнул); отсутствие успеха в деятельности (что-то не получается, нет определённых навыков и т.п.).

Представленная модель реализуется поэтапно. На первом этапе (формирующе -познавательный) у детей происходит формирование целостного представления о мире его законах, через системное, интегрированное освоение каждого явления в его социокультурном контексте. На втором этапе (деятельно -рефлексивный) происходит развитие потребности в активном, творческом приобщении к окружающему миру в соответствии с национальными традициями, развитие межличностных отношений.

Вышеизложенное позволило нам предположить, что сформированные нравственные чувства могут выполнять ряд функций в формировании личности ребенка дошкольного возраста: информационная, эмоционально-предвосхищающая, регулятивная.

С учётом анализа психолого - педагогических исследований, мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста нравственные чувства могут проявляться: на основе систематизированных знаний и представлений о культуре русского народа; в развитии эмоционально - чувственной сферы, при проявлении заботы, сочувствия, дружбы, взаимопонимания в процессе практического ознакомления и освоения средств народной культуры.Решение проблемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры, видится в разработке и апробировании технологии, в содержание которой будет включено поэтапное, систематизированное введение в повседневную жизнь дошкольников элементов народной культуры, для получения детьми не только теоретически ценных знаний о культуре своего народа, эмоционально-чувственных реакций, но и практических умений и навыков при взаимодействии с ними в разныхвидах детской деятельности.

Модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

а £ о

3 г5 Я

3 5 5

Во второй главе - «Опытно — экспериментальная проверка технологии формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры» приводятся данные диагностики, исходного состояния сформированное™ нравственных чувств у детей; раскрывается содержание и основные этапы эксперимента, изложена методическая система формирования нравственных чувств в процессе познания средств этнической культуры; представлены анализ и результаты экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования нравственных чувств.

На констатирующем этапе опытно — экспериментальной работы исследования участвовали дети 6-7 лет с выборкой в количестве 150 человек, 55 педагогов, 85 родителей.

Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений №10, №57, №54г. Щёлково Московской области.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение состояния проблемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры в практике работы ДОУ и систематизация полученных результатов исследования по организации педагогической работы с дошкольниками по данной проблеме. Констатирующий этап экспериментальной работы осуществлялся по двум направлениям:

1. Изучение особенностей отношения детей к народной культуре;

2. Определение особенностей отношения педагогов и родителей к культуре русского народа, а также специфики использования ее в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

а) выявить наличие и объём знаний у детей старшего дошкольного возраста о средствах этнической культуры, а также проявление интереса к ним (уровень информационно — познавательного компонента);

б) проанализировать наличие и характер эмоционально - чувственных проявлений в процессе использования средств этнической культуры (уровень чувственного компонента);

в) определить уровень сформированности знаний о народной культуре в процессе продуктивной деятельности (уровень практического компонента)

Данный этап экспериментальной работы осуществлялся посредством таких методов наблюдения как индивидуальный опрос и беседа с детьми, анкетирование педагогов и родителей, анализ перспективных и календарных планов педагогов, тестирование, анализ продуктов детского творчества и методики: «Выявление способности к проявлению нравственных чувств» Е. О. Смирновой. В работе с родителями использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Велось наблюдение за воспитательно — образовательным процессом и свободной деятельностью детей.

Проведённая диагностика сформированности нравственных чувств показала следующие результаты: - констатация по выявлению наличия и объема знаний у детей старшего дошкольного возраста о средствах этнической культуры, и проявление интереса к ним определялось уровнем развития по каждому компоненту: информационно-познавательного - 42% высокий уровень, 79% - средний, 29% - низкий. Чувственного - 24% высокий уровень, 78% - средний, 47% - низкий. Практического - 18% - высокий уровень, 73% -средний, 49% - низкий, на основании которых сделаны выводы: проявление нравственных чувств носит не постоянный, избирательный характер (в основном преобладает информационно — познавательный компонент). Это объясняется тем, что уровень знаний и объём представлений детей о средствах

этнической культуры и приемах их использования, а также наличие положительных эмоционально - чувственных проявлений, таких как, доброжелательность, взаимопомощь, отзывчивость в силу возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников не всегда находит выражение в практической деятельности при восприятии этих средств.

Типы отношения педагогов и родителей

Таблица № 1

Количество человек Распределение по груп в соответствии с типом иенност к средствам этнической к пам ей отношения 1'лыуры

познавательная нравственная прагматическая

педагоги родители педагоги родители педагоги родители педагоги родители

55 85 10 (18,2 %) 25 (29,4%) 18 (32,7%) 11 (12,9%) 9 (16,4%) 42 (49,4%)

Анализ полученных данных по второму направлению, показал, что большинство педагогов и родителей не подготовлены к процессу формирования нравственных чувств у детей средствами этнической культуры. Большая часть взрослых относятся к народной культуре с большой долей прагматизма, не соотносят нравственные проблемы с собственным отношением к культурным традициям своего народа, не считают важным нравственное воспитание дошкольников в современных условиях, не понимают роли взаимодействия с народной культурой в нравственно - этическом развитии детей.

Организуя педагогический процесс, педагоги выделяют приоритетность задач нравственного воспитания, решаемых средствами этнической культуры. Нами выявлено несколько причин, не позволяющих систематически использовать эти средства в воспитательно - образовательной работе с детьми. 1.Педагоги хотели бы использовать эти средства, но при наличии разработанных методик проведения интегрированных занятий. 2,Отсутствие целостной системы знаний о русской культуре.

3.Работа некоторых педагогов по комплексным программам, не предусматривающим введение нового материала.

4. Вызывает затруднение применение метода интеграции во взаимосвязи при планировании воспитательно —образовательного процесса в группе и педагогов дополнительного образования.

В главе представлена технология формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры, где раскрываются задачи, содержание и методическое обеспечение данной работы.

Основу построения технологии составили следующие принципы: - взаимосвязь обучения и развития;

- принцип интеграции разных видов детской деятельности;

- учет познавательных, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- взаимосвязь нравственного и эмоционально-чувственного компонента в сознании дошкольника.

Технология направлена на:

- накопление знаний о средствах этнической культуры;

- формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств на основе полученных знаний о культуре своего народа.

- развитие навыков восприятия средств этнической культуры;

- развитие способности естественного использования средств этнической культуры в повседневной жизни.

Основные задачи технологии:

1) Формирование навыков нравственно-позитивного отношения к средствам этнической культуры;

2) Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многообразием, уникальностью, неповторимым своеобразием образцов народной культуры;

3) Формирование эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру посредством произведений устного народного творчества, предметов народной культуры;

4) Приобщение к условиям естественного проживания, а не изучения, выполнения различных обрядов и традиций народной культуры;

5) Создание мотивационных компонентов, способствующих формированию нравственных чувств средствами этнической культуры. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы включал три основных этапа, каждый из которых имел свою структуру (задачи и методику работы).

I этап (ознакомительный) предполагает работу по ознакомлению со средствами этнической культуры, характеризующуюся накоплением системы знаний и представлений у старших дошкольников о родной культуре, проявление к ней интереса и эмоциональных проявлений. Дети, родители и педагоги принимали участие в создании выставок «Русские народные промыслы», «Русская изба», «Русский фольклор», «Русские народные инструменты и утварь». Специально созданная среда способствовала непринужденному ознакомлению со средствами этнической культуры, дала возможность узнать и проникнуться красотой, эстетикой родной культуры. Помогла детям проявить эмоционально - положительные реакции: восхищение, радость, восторг, что явилось неотъемлемой составляющей процесса формирования нравственных чувств.

II этап (закрепляющий) основу содержания этого этапа составляет система занятий познавательного цикла - обеспечивающая усвоение знаний о русской культуре путем привития детям нравственных ценностей, чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа; целью занятий художественно — эстетического цикла является ознакомление

детей с разными видами декоративно — прикладного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности;в систему физкулыпурно — оздоровительных занятий и физкультурных досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр включены двигательные -творческие занятия, основу которых составляют потешки, загадки, сказки; музыкального цикла — песня является одним из главных жанров устного народного творчества. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхваляются человеческие добродетели, высмеиваются пороки. Музыкально — ритмические занятия основаны на русских народных плясках, танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий.

III этап (практический) В содержании практического этапа технологии акцент делается на занятиях эмоционально стимулирующих отношение ребенка к родной культуре. При проведении занятий использовались сведения, которые, так или иначе, положительно характеризуют средства народной культуры. Прежде всего, это информация о произведениях устного народного творчества, народной музыке, изделиях декоративного искусства народных мастеров, воспринимая которую дети учатся ценить в человеке нравственные проявления (доброту, заботу, ответственность, радость, веру в справедливость и т.д.).

При выборе средств и методов формирования нравственных чувств, мы остановились на тех, которые обладают наибольшими мотивационными возможностями. Проводились экскурсии в краеведческий музей, на базе которого проходили мастер- классы по росписи народных игрушек, участие профессиональных фольклорных коллективов при проведении праздников «Рождество», «Масленница». Наибольший эмоциональный отклик был получен при постановке театрализованных представлений по мотивам русских народных сказок «Заяц Хваста», «Жихарка», «Каша из топора» и т.д. Параллельно проводилась работа с родителями и педагогами в различных формах круглый стол «Сохранение народной культуры в современных условиях», оснащение «Русской избы», подготовка выставок, участие в фольклорных праздниках, театрализованных постановках по мотивам народных сказок, участие в семинаре практикуме «Пасхальные радости».

В ходе проведения экспериментальной работы нами обнаружены существенные изменения уровней сформированности нравственных чувств средствами этнической культуры у детей. По сравнению с констатирующим этапом опытно-экспериментальной работы, увеличилось количество детей способных испытывать и проявлять нравственные чувства к окружающим в

процессе освоения средств этнической культуры. Отмечены положительные изменения в отношении к русским народным культурным традициям как у родителей так и у педагогов.Результатыисследования подтверждают, что познание средств этнической культуры помогают содействовать эффективному формированию нравственных чувств у детей.

Контрольный этап опытно — экспериментальной работы позволил выявить эффективность разработанной нами технологии по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Полученные данные свидетельствуют о значительном увеличении числа детей в экспериментальной группе с высокими показателями компонентов сформированности нравственнных чувств. Значительно повысилась частота эмоционально - чувственных проявлений, нравственно — мотивированных поступков по отношению к окружающим, а также стало меньше проявлений негативных реакций.

Динамнка эффективности формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Таблица № 2

Группы (в количестве детей)

Компоненты Экспериментальная группа Контрольная группа

В С Н В С Н

Информационно — познавательный компонент 20 (66,7%) 10 (33,3%) 0 7 (28%) 16 (64%) 6 (24%)

Чувственный компонент 24 (80%) 12 (40%) 2 (6,7%) 10 (40%) 22 (88%) 2 (8%)

Практический компонент 19 (63,3%) 12 (40%) 3 (40%) 5 (20%) 18 (72%) 7 (28%)

Примечание: В - высокий,С - средний, Н - низкий

В нашем исследовании нами выделено 3 уровня сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры: высокий, средний, низкий. Качественные показатели уровней представлены в таблице № 3.

Качественные показатели уровней сформнрованностн нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической

культуры

Таблица №3.

Уровни Качественные показатели уровнен сформированностинравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Высокий - наличие специально отобранной системы знаний и представлений о ценности и уникальности средств этнической культуры; - интерес к познанию и самостоятельному поиску информации о средствах этнической культуры и взаимодействию с ними; преобладают эмоционально-нравственных поступков при взаимодействии с окружающими основанных на личных убеждениях и мотивах; - устойчивая способность проявлять нравственные чувства к окружающим людям, сформированные в процессе познания средств этнической культуры; - потребность отражать навыки взаимодействия со средствами этнической культуры в различных видах детской деятельности; - проявлять желание сохранять, беречь средства материальной и духовной культуры русского народа.

Средний - знания и представления о ценности и уникальности средств этнической культуры, носят эпизодический, поверхностный характер; - интерес к познанию и самостоятельному поиску информации о средствах этнической культуры и взаимодействию с ними; - не всегда преобладают эмоционально-нравственные поступки при взаимодействии с окружающими основанные на личных убеждениях и мотивах; - способность проявлять нравственные чувства к окружающим людям, сформированные в процессе познания средств этнической культуры; - в зависимости от имеющихся умений и навыков испытывает потребность взаимодействия со средствами этнической культуры в различных видах детской деятельности; - по инициативе взрослого может проявить желание сохранить, сберечь средства материальной и духовной культуры русского народа.

Низкий - отсутствие системы знаний (имеют место отрывочные сведения и представления) о ценности и уникальности средств этнической культуры; - интерес к самостоятельному поиску информации о средствах

этнической культуры и взаимодействию с ними происходит при участии взрослых;

испытывает трудности в совершении эмоционально — нравственных поступков при взаимодействии с окружающими, из-за несформированности личных убеждений и мотивов;

- избирательное проявление нравственных чувств к окружающим людям, сформированные в процессе познания средств этнической культуры;

- ограниченная потребность отражать навыки взаимодействия со средствами этнической культуры в различных видах детской деятельности;

- по инициативе взрослого может проявить желание сохранить, сберечь средства материальной и духовной культуры русского __народа. __

Эффективность разработанной экспериментальной технологии подтверждается значительным увеличением в экспериментальной группе числа дошкольников с высокими показателями сформированности нравственных чувств при взаимодействии со средствами этнической культуры.

Обобщение полученных результатов (таблица 1) позволило выявить динамику эффективности формирования нравственных чувств у детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, контрольный этап эксперимента показал существенные отличия уровней развития компонентов сформированности нравственных чувств детей экспериментальной и контрольной групп, что подтверждает эффективность использования технологии, направленной на формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования:

1. Доказано, что процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста — симпатии, дружбы, любви и др. представляет собой:

- оценочное чувственное отношение ко всем сторонам социального окружения (к родному краю, к людям разных национальностей, культурным ценностям русского народа и т.д.);

- эмоционально - чувственное отношение к себе, своим сверстникам и другим людям (симпатии - антипатии, дружбы - враждебности, гордости -эгоизма, любви — недоброжелательности и др.), проявляющееся в поведении соответствующем нравственным нормам, принятым в данном обществе.

2. Исследованием доказана значимость и эффективность предложенной и экспериментально проверенной технологии, которая позволяет успешно формировать нравственные чувства ребёнка в процессе применения в ДОУ средств этнической культуры - народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемая с учётом определённых

педагогических условий (предложено содержание занятий для детей старшего дошкольного возраста, составленных с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планирование с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. На основе проведённого в исследовании анализа психолого - педагогической литературы о формировании нравственных чувств у детей дошкольного возраста разработанная и апробированная модель с положительной динамикой помогла осуществить процесс формирования нравственных чувств средствами этнической культуры, посредством следующих взаимосвязанных компонентов:

- информационно-познавательный (получение ребенком необходимой информации о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях необходимой для формирования нравственных чувств;

- чувственный (выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, ко всему, что окружает ребенка, в соответствии с нравственными устоями общества, формирование нравственных чувств, которые наиболее полно выражаются в проявлении симпатии, дружбы, любви и т.д.);

- мотивоционно - поведенческий (апробация способов нравственного поведения в деятельности и повседневной жизни, выработка нравственной привычки). Взаимосвязь компонентов осуществляется путём интегрирования разнообразных видов детской деятельности на основе средств этнической культуры как в воспитательно — образовательный процесс так и в повседневную жизнь каждого ребёнка.

4. Установлено, что критериями, позволяющими определить уровень (высокий, средний, низкий) сформированное™ нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, являются: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа, сформированность системы знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях к сверстникам и взрослым, осознание значимости нравственных мотивов поведения, способствующих проявлению нравственных чувств к окружающим, выработка нравственной привычки.

Опытно — экспериментальная работа подтвердила положение о значимых возможностях влияния средств этнической культуры на личность ребёнка. При целенаправленном использовании в педагогическом процессе интеграции различных видов детской деятельности обеспечивается закрепление и расширение знаний и представлений о народной культуре, развитие чувственного восприятия и формирование поведения основанного на нравственных принципах.

В ходе анализа полученных результатов экспериментальной работы поставленные цели и задачи исследования достигнуты. Однако, возможно определить перспективу дальнейшего исследования процесса формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через следующие направления: влияние средств массовой информации на нравственное воспитание дошкольников, влияние разных культур на нравственное

воспитание в условиях детского сада, сохранение русских народных традиций и обычаев в условиях многопоколенной семьи.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях. Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Забельская Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур [Текст] / Т.В. Забельская // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета. — Пенза: Изд-во ПГПУ, 2011.-№24. 1.-С. 644-646.

2. Забельская Т.В. Анализ программ и методического обеспечения по осуществлению процесса этнокультурного образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Забельская // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2011. -№24. 1.-С. 644-646.

3. Забельская Т.В. Влияние декоративно - прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребёнка [Текст] / Т.В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. - № 3. - С. 136 - 141.

4. Забельская Т.В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013.-№4.-С. 128- 135.

Статьи в периодических изданиях и сборниках:

5. Забельская Т.В. Специфика проявления нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Забельская // Воспитание дошкольников, №2, 2011. — С.44-49.

6. Забельская Т.В. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русского народного фольклора [Текст] / Т.В. Забельская // Воспитание дошкольников, №3, 2011. — С.34-40.

7. Забельская Т.В. Этнокультурная образовательная среда - основа успешной социокультурной адаптации детей мигрантов [Текст] / Т.В. Забельская // Педагогическая Академия: научно - методический журнал, №3, 2011. - С.50 -53. 8.Забельская Т.В. Игры из народа [Текст] / Т.В. Забельская // Игры и игрушки, №2, 2012.-С.8- 10.

Подрисано в печать 14.01.14г.

Объём 1,2 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №004. Отпечатано в типографии «Мещёра», МО, г. Щёлково, ул. Свирская, д.8а.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Забельская, Татьяна Викторовна, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

04201455985 На пРавах рукописи

Забельская Татьяна Викторовна

Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

Диссертация

на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)

Научный руководитель: Доктор педагогических наук, профессор,

Комарова Т.С.

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого — педагогические основы формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего

2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Анализ исходного уровня сформированности нравственных чувств

у детей старшего дошкольного возраста. 89

2.2 Задачи и методическое обеспечение опытно -экспериментального исследования по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами

этнической культуры 114

2.3 Динамика процесса формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры 133

дошкольного возраста

1.2 Этническая культура - как средство решения проблемы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

12

39

76

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

156

159

ПРИЛОЖЕНИЕ

178

Введение.

Актуальность исследования. Проблема формирования нравственно -ориентированной личности на этнокультурной основе определена современной гуманистической направленностью образования, требующей нового педагогического мышления, поиска средств, для более успешного решения задач образования. Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего, отражается на детях дошкольного возраста, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности и личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. Согласно взглядам ученых Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребёнка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование и развитие поведения детей, деятельности, присвоение элементов человеческой культуры связанной с нравственной сферой. В рамках нашего исследования особое внимание вызывают проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования современных отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказывают, что нравственное воспитание один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном становлении нравственной сознательности, формировании нравственных чувств и привычки нравственного поведения.

По мнению учёных, основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственное чувство. Нравственными можно назвать чувства, переживаемые детьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

3

Значительный вклад в разработку проблемы формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста внесли исследования А. М. Виноградовой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, В. И. Петровой и др., в которых рассматривалось проявление дружеских взаимоотношений между детьми, усвоение правил, использование различных средств и видов детской деятельности (игра, труд, изобразительное творчество, художественная литература и др.).

Материалы психолого-педагогических исследований (Л. А. Венгер, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова) доказывают, что предпосылки таких нравственных чувств как симпатия, дружба, любовь, и др. могут сформироваться у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания культуры своего народа, в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор.

Исследователи Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, О. А. Соломенникова соотносят усвоение знаний о культуре своего народа с проявлением нравственных чувств, а впоследствии и со сформированностью сложных социальных чувств, таких как чувство любви к Родине, уважение к людям других национальностей, патриотизма, что является необходимым условием для развития таких качеств личности как отзывчивость, забота, готовность прийти на помощь и др. Таким образом, нравственные чувства формируются на основе знаний, постепенного освоения нравственных понятий, оценок. На этих знаниях, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные суждения детей, которые развиваются в процессе их жизненной практики. Несмотря на значимость психолого - педагогических работ по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного

возраста, многие аспекты ещё мало изучены. Так, недостаточно раскрыты содержание социально заданных критериев для детей старшего дошкольного возраста, причины проявления нравственного формализма, средства, методы и приемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, что не позволяет педагогам эффективно использовать богатый потенциал этнической культуры при формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. В результате мы можем констатировать наличие своеобразного социального противоречия между значительным повышением интереса к самобытным народным традициям и культуре, этническим ценностным ориентациям, использующимся не в полной мере при формировании нравственных чувств у детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса, что определило проблему настоящего исследования, которая заключается в научном обосновании путей и педагогических средств формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать содержание и технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры и экспериментально проверить их эффективность. Объект исследования: развитие нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если:

1) будет создана, научно обоснованная технология формирования нравственных чувств - симпатии, дружбы, любви и др. у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры с учётом интеграции разнообразных видов детской деятельности;

2) будет сформирована мотивация, способствующая формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

3) будут разработаны и реализованы обоснованные критерии оценки эффективности формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность процесса формирования нравственных чувств (симпатия, дружба, любовь и др.) у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической литературы;

2. Создать и экспериментально проверить технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры и экспериментально проверить её в практике работы с детьми;

4. Разработать и обосновать критерии оценки сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу исследования составили:

- теории формирования личности ребёнка в дошкольном детстве (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин и др.);

- концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрова, Ж. Пиаже, А. И. Савенков и др.);

- отечественные психолого - педагогические исследования о значении чувств и эмоций в формировании личности ребенка дошкольного возраста (С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон, и др,);

- основные идеи теории нравственного воспитания (Р. С. Буре,

A. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова,

B. Г. Нечаева, В. И. Петрова и др.);

- взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Л. В. Ершова, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, В. И. Логинова, М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, О. А. Соломенникова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова);

Методы исследования: теоретические: историко - педагогический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; эмпирические методы включали: изучение и обобщение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, индивидуальный опрос, анализ продуктов детской деятельности, методы количественной и качественной обработки данных. Этапы исследования:

I этап (2007-2009) - констатирующий - анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, опыт отечественной педагогики по вопросам формирования нравственных чувств в

дошкольном детстве, определялся понятийный аппарат; формулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

II этап (2009-2012) - формирующий-оргшизация и проведение педагогического эксперимента по апробации авторской технологии формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

III этап (2012-2013) - обобщающий - проведён анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Охарактеризованы психолого - педагогические подходы к процессу формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста -симпатии, дружбы, любви и др. такие как воспитание положительного отношения ко взрослым, сверстникам, животным и растениям; изучены отдельные компоненты нравственных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость; роль различных видов детской деятельности, возможности средств народной культуры;

2. Разработана и экспериментально проверена технология, позволяющая успешно формировать нравственные чувства ребёнка в процессе применения в ДОУ средств этнической культуры - народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемая с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание занятий для детей старшего дошкольного возраста, составленных с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планирование работы с детьми, с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. Разработана и обоснована структура модели формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры,

8

включающая в себя взаимосвязанные компоненты: информационно-познавательный, чувственный, мотивационно - поведенческий;

4. Определены критерии сформированности нравственных чувств: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа; система знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях взаимоотношений со сверстниками, взрослым, осознание значимости мотивов, способствующих проявлению нравственных чувств;

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о формировании нравственных чувств, выделении этапов формирования нравственных чувств, определении условий способствующих эффективному формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами этнической культуры. Уточнено понятие этническая культура: в определение введён эмоционально -чувственный компонент; Практическая значимость исследования:

разработано содержание и технология ознакомления детей с этнической культурой русского народа, включающих методические рекомендации, материалы по использованию средств этнической культуры, рекомендации по организации процесса развития нравственных чувств с участием детей, педагогов и родителей. Разработанная технология обеспечивает формирование нравственных чувств и может быть использована в массовой практике дошкольных учреждений. Результаты исследования в целом окажут помощь в подготовке специалистов по дошкольному образованию на разных ступенях обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснован процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста - симпатии, дружбы, любви и др., который представляет собой:

оценочное чувственное отношение ко всем сторонам социального окружения (к родному краю, к людям разных национальностей, культурным ценностям русского народа и т.д.);

- эмоционально - чувственное отношение к себе и другим людям (симпатии - антипатии, дружбы - враждебности, гордости - эгоизма, любви - недоброжелательности и др.), проявляющееся в поведении, соответствующем нравственным нормам, принятым в данном обществе.

2. Педагогический потенциал технологии, включающий средства этнической культуры - народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, . игры), реализуемой с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, составленное с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планирование с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. Научно обоснована модель формирования нравственных чувств средствами этнической культуры, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: 1) информационно-познавательный (получение ребенком необходимой информации о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях необходимой для формирования нравственных чувств; 2) чувственный (выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, в соответствии с нравственными устоями общества, формирование нравственных чувств, которые наиболее полно выражаются в проявлении симпатии, дружбы, любви и т.д.); 3) мотивоционно - поведенческий (апробация способов нравственного поведения в деятельности и повседневной жизни, выработка нравственной привычки). Взаимодействие компонентов осуществляется путём интегрирования разнообразных видов детской деятельности на основе

средств этнической культуры как в воспитательно - образовательный процесс так и в повседневную жизнь каждого ребёнка. 4. Критериями, позволяющими выявить сформированность нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, являются: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа, сформированность системы знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях по отношению к сверстникам и взрослым, осознание значимости мотивов поведения, способствующих проявлению нравственных чувств, выработка нравственной привычки.

Достоверность и обоснование результатов исследования обес