Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Галимуллина, Альфия Фоатовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Галимуллина, Альфия Фоатовна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы формирования у старшеклассников понятия о классицизме в национальной школе.

1.1.Эволюция понятия "классицизм" в русском литературоведении XX века.

1.2. Оценка поэзии М.ВЛомоносова и Г.Р.Державина в современном литературоведении.

1.3. Традиции классицизма в русской лирике XIX - XX веков.

1.4. Психолого-педагогические основы формирования понятия о классицизме у учащихся национальной школы.

ГЛАВА 2. Методика формирования понятия о классицизме при изучении лирики в старших классах национальной 109 школы.

2.1. Состояние формирования понятия о классицизме в школьной практике. Констатирующий эксперимент и его результаты.i.

2.2. Система уроков по формированию у учащихся понятия о классицизме в IX-XI классах национальной школы.

2.3. Первый этап. Формирование у старшеклассников начального понятия о классицизме.

2.4. Второй этап. Развитие у учащихся понятия о классицизме при изучении русской лирики XIX века.

2.5. Третий этап. Закрепление у старшеклассников понятия о классицизме при изучении русской поэзии XX века.

2.6. Итоги опытно-экспериментального обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики"

Новая концепция литературного образования в качестве одной из основных ставит цель - развитие у школьников способности эстетического восприятия, воспитание у них эмоциональной отзывчивости, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей, выражающихся в эстетической оценке произведений. В соответствии с этой концепцией ныне действующие программы по литературе, составленные коллективами ученых-методистов под руководством Т.Ф.Курдюмовой, Г.И.Беленького, В.Г.Маранцмана, Г.Н.Ионина, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, К.М.Нартова, М.Г.Ахметзянова, ориентируют учителей на изучение теоретико-литературных понятий на разных ступенях литературного образования.

Историко-литературный курс IX-XI классов не может быть освоен без теоретико-литературной подготовки учеников. Основным теоретико-литературным понятием, формируемым в IX классе, является понятие о литературном направлении и, в частности, понятие о классицизме. Проблема формирования теоретико-литературных понятий привлекает пристальное внимание ученых-методистов. Методика формирования теоретико-литературных понятий основывается на трудах классиков методики преподавания литературы Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, М.А.Рыбниковой, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, Н.О.Корста, А.А.Липаева, которые выдвигали требование о преподавании теории литературы, основанном на принципе научности, на раскрытии художественной специфики творчества автора, на анализе художественного произведения в единстве формы и содержания. Вопросы теории литературы в школьном изучении разрабатываются известными методистами Г.И.Беленьким, О.Ю.Богдановой, Н.И.Громовым, А.В.Дановским, С.А.Леоновым, Л.В.Тодоровым, Н.И.Прокофьевым, Н.ККудряшевым, М.А.СнежневскоЙ, О.М.Буранком и др.

Однако проблема формирования у старшеклассников понятия о классицизме в национальной школе еще не была предметом специального исследования. Недостаточная разработанность концептуальных основ данной проблемы в науке и практике средней школы определили выбор темы нашего исследования и ее актуальность. В курсе IX класса, к сожалению, отводится мало времени на освоение литературы классицизма. Тема "Своеобразие русского классицизма" изучается, как правило, обзорно. Это приводит к низкому уровню знаний учеников. На уроках недостаточно используются потенциальные возможности старшеклассников для формирования теоретико-литературных понятий. Осложняет формирование понятия о классицизме временная удаленность произведений классицистов от современных учеников, а также форма стихотворений, обилие устаревших слов и форм. Пассивное усвоение теоретико-литературного понятия о классицизме, не сопровождаемое активным сопереживанием и творческой деятельностью, оценочными суждениями ограничивает возможности учащихся.

Практическое решение данной проблемы связано с трудами литературоведов, философов и эстетиков, в которых рассматриваются проблемы развития эстетики классицизма, типологии художественных методов и направлений, а также с исследованиями современных ученых методистов, психологов по проблемам формирования теоретико-литературных понятий. Так, при формировании теоретико-литературных понятий в национальной школе следует учитывать особенности восприятия художественного произведения нерусскими учениками, своеобразие их эстетических вкусов, национальных традиций, черт национального характера. Например, татарская литература не имела в своем развитии этапа классицизма, потому что у татарского народа в XVTII - XIX веках не было государственности, следовательно, и потребности в подобном литературном явлении. Этим осложняется формирование понятия о классицизме в национальной школе. Исследования Ю.Г.Нигматуллиной, Ш.А.Садретдинова, А.Т.Сибгатуллиной позволяют ь выявить национальное своеобразие русской и татарской литератур и сходные закономерности их развития на уровне типов культур и цивилизаций. Преодолеть трудности, осложняющие формирование понятия о классицизме у учеников нерусской национальности помогает использование убедительных фактов, свидетельствующих о сходных явлениях в русской и родной литературах, их взаимосвязях, сравнительный анализ произведений татарских поэтов-просветителей и русских поэтов-классицистов.

В определении методов и приемов формирования теоретико-литературных понятий (в т.ч. и классицизма) в русской и национальной школе данное исследование опирается на труды А.А.Липаева, Л.В.Тодорова, М.В.Черкезовой, К.М.Нартова, М.Г.Ахметзянова, в которых последовательно проводится мысль, что курс русской литературы в национальной школе основывается прежде всего на принципах и требованиях, общих для русской и национальной школы. При этом в исследованиях намечается ряд специфических принципов, свойственных лишь преподаванию литературы в национальной школе. Основополагающей для данного исследования стала монография С.А.Леонова [120], в которой представлена целостная система изучения произведений французского и русского классицизма в школе. В нашем исследовании разрабатывается проблема формирования понятия о классицизме у учащихся национальной школы при изучении поэзии XVIII века, а также традиций классицизма в лирике поэтов XIX и XX веков.

Значительные достижения современного литературоведения создали предпосылки для объяснения эстетической природы классицизма, определения подлинного места классицизма в общем процессе художественного развития. В трудах Д.Д.Благого, П.Н.Беркова, И.Ф.Волкова, Г.А.Гуковского, М.А.Гуляева, А.В.Западова, Е.М.Купреяновой, А.С.Курилова, Ю.М.Лотмана, Г.П.Макогоненко, А.А.Морозова, Г.В.Москвичевой, П.А.Орлова, А.А.Смирнова, Ю.В.Стенника рассматриваются проблемы, связанные с развитием эстетики классицизма в свете современных достижений литературоведения: исследование типологии художественных методов и направлений, выявление общих законов искусства и осмысление характера их преломления в литературах разных эпох.

Изученные литературоведческие работы позволяют определить следующие особенности поэтики классицизма: ориентация на античное искусство; рационалистический тип сознания и метафизическое восприятие действительности писателями-классицистами. Это проявилось в создании своего типа героя с преобладающей чертой характера ("закон господствующей страсти"), а также в нормативности поэтики (в иерархическом делении литературных жанров на высокие и низкие; в стремлении к простоте, стройности, логичности композиции; в правиле "трех единств" - места, времени, действия; в торжественном, возвышенном языке произведений высоких жанров и т.д.) и в требовании воспитательного воздействия искусства.

Принципиально важное значение для данного исследования имеют труды психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, О.И.Никифоровой, Е.Н.Кабановой-Меллер, в которых исследуется механизм поэтапного формирования теоретических понятий у школьников, потому что в школьной практике наблюдается опасная тенденция к формализации знаний об искусстве и литературе. Она может привести к практике внеэстетического формирования навыков и умений, связанных с внешними, несодержательными признаками прекрасного (как социальной и эстетической категории). Логизация теоретико-литературных понятий в школе еще более опасна, потому что из структуры сознания ученика вытесняется эмоциональное, непосредственное представление о самой красоте, у школьника пропадает желание наслаждаться эстетическим переживанием. В связи с этим возрастает значение теоретических исследований по проблемам художественного восприятия, эстетического сознания, формирования теоретических понятий. Эти проблемы разрабатываются в трудах философов, психологов, литературоведов, ученых-методистов: Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, Д.Н.Узнадзе, С.А.Рубинштейна, Л.Г.Жабицкой, В.А.Кан-Калика, Ю.Б.Борева, Б.С.Мейлаха, Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, И.Д.Хмарского и Др.

Для данного исследования принципиальное значение имеют работы дидак-тов М.А.Данилова, В.В.Давыдова, Д.В.Вилькеева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина по проблемам активизации творческой деятельности учащихся. В них определяются общепедагогические основы учебной деятельности, разрабатываются современные формы уроков.

Одной из целей формирования теоретико-литературных понятий является воспитание способности преодолевать сложившийся стереотип восприятия. При подвижном, гибком характере восприятия сознание культурного читателя может быстро переключиться на восприятие таких резко различных художественных систем, как поэзия М.В.Ломоносова и ВЛ.Брюсова, Г.Р.Державина и В.В.Маяковского. Проблема целостного восприятия многогранна в своей литературной и психологической сущности. Уровень восприятия зависит от жизненного и художественно-рецептивного опыта школьников, общей эстетической подготовки, усвоения конкретных понятий об искусстве.

Труды вышеназванных ученых (философов, психологов, эстетиков, литературоведов, дидактов, методистов) позволяют научно обосновать и разработать методическую модель формирования понятия о классицизме у старшеклассников национальной школы, которая рассматривается в работе на примере изучения произведений поэтов-классицистов М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, а также при сопоставительном анализе произведений поэтов XIX - XX веков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, В.Я.Брюсова, О.Э.Мандельштама со стихотворениями поэтов-классицистов.

Постановка проблемы исследования. В национальной школе сложились определенные противоречия между новыми задачами литературного образования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий, в том числе и о классицизме. Причиной тому стали: 1) отсутствие методических исследований, посвященных формированию понятия о классицизме в национальной школе; 2) незнание учителем методических путей, обеспечивающих формирование у учащихся понятия о классицизме. В связи с тем, что недостаточно разработаны теоретические основы изучения классицизма в школьном курсе, необходимо продолжать поиск эффективных методов, приемов, форм работы, направленных на формирование понятия о классицизме у учащихся, определить виды и структуру уроков, посвященных изучению классицистической поэзии. Сформированная таким образом проблема исследования определяет необходимость теоретического и опытно-экспериментального обоснования путей формирования теоретико-литературных понятий и позволяет определить цель исследования -разработать теоретико-методические основы формирования понятия о классицизме в курсе русской литературы IX- XI классов национальных школ, создать экспериментально проверенную методику формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов.

Объектом исследования является процесс изучения русской литературы в старших классах национальной школы.

Предмет исследования - формирование понятия о классицизме у старшеклассников при изучении лирики русских поэтов.

На основе изучения трудов современных ученых и многолетних наблюдений за практикой школьного литературного образования была сформулирована концепция исследования, суть которой заключается в следующем: формирование понятия о классицизме требует системного подхода и целостной организации деятельности учащихся при учете художественного своеобразия произведений поэтов-классицистов.

Исходные положения исследуемой темы: 1) Анализ произведений классицистов предполагает определение существенных свойств поэтики классицизма. К таким особенностям литературоведы относят ориентацию на античное искусство; рационалистический тип сознания и метафизическое восприятие действительности писателями-классицистами, которые обусловили создание своего типа героя с преобладающей чертой характера ("закон господствующей страсти"), а также нормативность поэтики (иерархическое деление литературных жанров на высокие и низкие; стремление к простоте, стройности, логичности композиции; правило трех единств" - места, времени, действия; торжественный, возвышенный язык произведений высоких жанров и т.д.) и требование воспитательного воздействия искусства. 2) Понимание старшеклассниками поэтики классицизма достигается лишь при системном подходе.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика формирования понятия о классицизме у учащихся будет эффективной, если:

• поэзию классицистов, ее художественную специфику, рассматривать с учетом особенностей восприятия и понимания ее нерусскими учащимися и изучать стихотворения классицистов с учетом особенностей классицизма как литературного направления. К таким особенностям литературоведы относят ориентацию на античное искусство; торжественный, возвышенный язык произведений высоких жанров; требование воспитательного воздействия искусства; строгое деление литературных жанров на высокие и низкие, стремление к простоте, стройности, логичности композиции произведения, правило "трех единств" - места, времени, действия, четкое деление героев на положительные и отрицательные, выделение одной ведущей черты в характере героя.

• осуществлять поэтапность в работе по формированию понятия о классицизме, выявлять в ходе анализа произведения преемственные связи традиций классицизма в творчестве поэтов XIX века В.А.Жуковского,

A.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, а также поэтов начала XX века

B.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, О.Э.Мандельштама;

• учитывать психолого-педагогические особенности (уровень развития интеллекта и эмоциональной сферы) личности учащихся IX-XI классов, необходимые для восприятия поэзии классицизма и формирования теоретико-литературного понятия о классицизме;

• при разработке форм и приемов проведения занятий доминирующим считать личностно-деятельностный принцип обучения, а также обеспечивать интенсивную эмоциональную и интеллектуальную работу учащихся.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:

• теоретически обосновать пути формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов национальной школы; изучить работы по теории и истории литературы, философии, педагогике, психологии, теории и методике обучения литературе, имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования.

• разработать методическую модель формирования понятия о классицизме; выявить особенности восприятия понятия о классицизме нерусскими учащимися, определить наиболее эффективные приемы обучения;

• экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной учебной модели, обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации по формированию понятия о классицизме у учащихся IX- XI классов национальной школы.

При создании методической модели формирования понятия о классицизме у старшеклассников были учтены данные констатирующего эксперимента, который показал актуальность и неразработанность проблемы исследования в научно-методическом плане: формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы учителя на основе установок на художественное восприятие, формирование оценочных суждений при анализе поэтического текста.

Методическая модель предполагает три этапа формирования понятия о классицизме:

Первый этап (IX класс) - формирование у старшекласников начального понятия о классицизме:

1. Формирование начальных представлений о классицизме в литературе и других видах искусства на материале произведений французского и русского классицизма, а также памятников архитектуры города Казани. Освоение содержания терминов "литературное направление", "классицизм", постижение историко-культурологических предпосылок возникновения классицизма в России, философской основы, художественно эстетической специфики классицизма (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).

2. Развитие и конкретизация у учащихся понятия о классицизме при изучении биографии и произведений поэтов-классицистов М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Анализ классицистических произведений (форма занятий - урок-беседа)

3. Углубление у старшеклассников понятия о классицизме при сопоставлении произведений русских поэтов-классицистов и татарских поэтов-просветителей (форма занятий - урок-беседа).

4. Обобщение понятия о классицизме как о художественном направлении на заключительном занятии по разделу "Русская литература XVIII века" (форма занятий - урок-семинар "Заседание художественного совета", заочная экскурсия).

Второй этап (IX-X классы) - развитие у учащихся понятия о классицизме при изучении русской лирики XIX века. Актуализация понятия о классицизме на вводных уроках к курсу русской литературы X класса, использование понятия о классицизме при анализе произведений В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова. Обсуждение преемственных связей классицизма с другими литературными направлениями: романтизмом, реализмом (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).

Третий этап (XI класс) - закрепление у старшеклассников понятия о классицизме при изучении русской поэзии XX в. - В.Я.Брюсова, В.В.Маяковкого, О.Э.Мандельштама. Применение понятия о классицизме при решении проблемы традиций и новаторства в творчестве поэтов разных направлений: символистов, футуристов, акмеистов (форма занятий - обзорная лекция, урок-беседа).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов по проблеме исследования; анализ психологической, методической, учебной литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза исследования; теоретическое обоснование учебной модели формирования понятия о классицизме; б) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий и контрольный), анализ уроков учителей-экспериментаторов, беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся, качественно-количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение собственного опыта практической работы с учащимися национальной школы, обобщение опыта передовых учителей республики.

Научная база работы. Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, психологии, в которых рассматриваются проблемы художественного восприятия, интерпретации поэтического текста, а также по методике формирования теоретико-литературных понятий и работы ведущих литературоведов, освещающих в разных аспектах проблему теории и практики русского классицизма и влияния его на последующий литературный процесс.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (1996-1997 гт.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, искусствоведческих, психологических, методических, дидактических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения произведений поэтов-классицистов, формирование теоретико-литературных понятий; анкетирование и беседа с учителями и учащимися, изучение и обобщение собственного педагогического опыта, установление уровня сформированности понятия о классицизме у учащихся национальных школ.

На втором этапе (1998-1999 .гг.) с целью проверки научной достоверности гипотезы разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в IX - XI классах следующих школ г. Казани: в средних школах с углубленным изучением отдельных предметов № 24 (учитель-методист В.А.Чечулин); № 78 (учитель-методист М.Г.Зыкова), в русско-татарской школе № 42, а также в татарско-русской средней школе им. В.А.Карпова поселка Осиново Зеленодольского района Татарстана (ведущие учителя Л.А.Пестова, И.П.Афанасьева. Т.С.Кельмурзина);

На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны теоретические основы и методика формирования у старшеклассников понятия о классицизме как литературном направлении с учетом последних исследований в философии, эстетике, литературоведении, методике преподавания литературы; выявлены критерии сформированности понятия о классицизме; определены этапы формирования у учащихся национальных школ понятия о классицизме в IX - XI классах; теоретически обоснованы методы и приемы работы, формы занятий, на которых формируется у старшеклассников понятие о классицизме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по формированию у учащихся национальной школы понятия о классицизме.

Результаты исследования могут использоваться при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей. Предлагаемая система уроков может быть внедрена в практику учителей-словесников как национальной, так и русской школы. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания литературы в национальной школе. ь

Апробация материалов исследования осуществлялась на Брюсовских чтениях в СГПУ (Ставрополь, 1994), на республиканских конференциях молодых ученых (Казань, 1996, 1997 гг.), на X Пуришевских чтениях (ЖГУ, 1998 г.), на Голубковских чтениях в Ml JUL У (Москва, 1999, 2000, 2001 г.), на научно-практической конференции "Пушкин и современность" (Казань, 1999 г.), на республиканской научно-практической конференции "Современная языковая ситуация и психолого-педагогические проблемы развития двуязычия в РТ" (Казань, 1999 г.), на научной конференции "Национальное образование и единство образовательного пространства России: история и современность, перспективы" (Москва, 1999 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Музей в системе ценностей евразийской культуры" (Казань, 2000), на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ.

Опубликованы методические рекомендации, которые были внедрены в практику работы школ республики и получили положительную оценку. По теме диссертации опубликовано 7 работ [44-50].

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретической основой формирования у старшеклассников понятия о классицизме является концепция преемственности литературного процесса, что позволяет рассматривать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм в их взаимодействии, а классицизм как начальный и значимый этап в процессе изучения теоретико-литературных понятий.

2. Методическая модель, которая предполагает формирование понятия о классицизме при изучении поэзии классицистов М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина в IX классе, развитие этого понятия на уроках по поэзии В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова в IX-X классах и его закрепление на завершающем этапе литературного образования при изучении лирики В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, О.Э.Мандельштама в XI классе.

3. При изучении эстетических принципов классицизма совершенствуется умение учащихся анализировать лирику, развивается воображение, мышление, а ь также обогащается духовный мир учеников.

4. Применение активных форм обучения (лекция, семинар, диспут, уроки с использованием элементов функционально-ролевой игры) с учетом особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе способствует созданию у учащихся положительной мотивации при формировании понятия о классицизме, что повышает эффективность уроков литературы.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования могут использоваться при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей. Предлагаемая система уроков может быть использована учителями словесниками как национальной, так и русской школы. Проведенное исследование представляет собой первую попытку разработать учебную модель и на ее основе рекомендаций по формированию понятия о классицизме у старшеклассников национальной школы при изучении лирики. Многоаспектность решаемой проблемы не вызывает сомнений. Нуждаются в специальном исследовании такие проблемы, как взаимосвязь искусств в процессе формирования теоретико-литературного понятия; развитие выразительности продуктивной речи учащихся в процессе формирования понятия о классицизме. Решение названных проблем будет способствовать совершенствованию литературного образования учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая концепция литературного образования в качестве одной из основных ставит цель - развитие у учащихся способности эстетического восприятия, воспитание у них эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей, выражающихся в эстетической оценке произведения. Диссертационное исследование, посвященное проблеме формирования теоретико-литературного понятия о классицизме, имеет прямое отношение к указанным целям литературного образования учащихся национальной школы.

Проблема формирования понятия о классицизме у старшеклассников национальной школы рассматривается в теоретическом и экспериментальном аспектах. Трудности формирования понятия о классицизме у учащихся определяются недостаточной теоретической и методической подготовленностью учителей к формированию теоретико-литературных понятий, отсутствием специальных методических работ по формированию понятия о классицизме у учащихся национальной школы. В связи с темой исследования была определена цель - теоретически обосновать возможность формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов национальной школы, разработать и экспериментально проверить методическую модель формирования понятия о классицизме; выявить особенности восприятия поэзии классицизма нерусскими учащимися, определить наиболее эффективные приемы обучения. Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны теоретические основы и методика изучения классицизма как литературного направления с учетом последних исследований, выявлены критерии сформированное™ понятия о классицизме, определены принципы и этапы формирования у учащихся национальных школ понятия о классицизме в IX-XI классах теоретически обоснованы методы и приемы работы, формы занятий, на которых понятие о классицизме, как о литературном направлении формируется, развивается и закрепляется.

Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания литературы: решает проблему повышения уровня литературного образования, развития творческого потенциала личности. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили эффективность предложенной в данном исследовании методики, а также правильность выдвинутой гипотезы. Формирование понятия о классицизме осуществляется эффективнее, если реализуется деятельностно-личностный подход в обучении, соблюдается принцип системности, обеспечивается преемственность в изучении поэзии в IX - XI классах, учитывается специфика восприятия художественного текста, обеспечивается сочетание эмоционального и логического в анализе произведений, создаются ситуации, способствующие развитию творческой активности учащихся, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий соответствуют возрастным возможностям и интересам учащихся. Формирование понятия о классицизме у учащихся осуществляется успешно при условии изучения поэзии классицистов с учетом ее художественно-эстетической специфики, ее историко-литературной роли в последующем литературном процессе, с учетом особенностей восприятия и понимания ее нерусскими учащимися; осуществляются поэтапность в работе по формированию понятия о классицизме, выявляются в ходе сопоставительного анализа преемственные связи традиций классицизма в творчестве поэтов XIX века: В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, а также поэтов XX века: В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, О.Э.Мандельштама. У учащихся формируется понятия о классицизме, как о литературном направлении, которому присущи следующие особенности: ориентация на античное искусство; рационалистический тип сознания и метафизическое восприятие действительности писателями-классицистами, которые обусловили создание своего типа героя с преобладающей чертой характера ("закон господствующей страсти"), а также нормативность поэтики (иерархическое деление литературных жанров на высокие и низкие; стремление к простоте, стройности, логичности композиции; правило "трех единств" - места, времени, действия; торжественный, возвышенный язык произведений высоких жанров и т.д.) и требование воспитательного воздействия искусства.

Процесс формирования понятия о классицизме у старшеклассников предполагает интенсивную эмоциональную и интеллектуальную работу учащихся. При этом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности (уровень развития интеллекта и эмоциональной сферы) личности учащихся IX - XI классов, необходимые для восприятия поэзии классицизма и формирования теоретико-литературного понятия о классицизме; изучать произведения классицизма в школе с учетом их жанровой специфики; активно использовать и максимально реализовать широкие возможности приема сопоставления. Формирование понятия о классицизме в национальной школе достаточно длительный, системный процесс.

Теоретический анализ исследований по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, связанных с темой исследования, а также результатов опытно-экспериментальной работы позволили прийти к следующим выводам: 1. Теоретической основой формирования понятия о классицизме является концепция преемственности литературного процесса, что позволяет рассматривать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм в их взаимодействии, а классицизм как начальный и значимый этап в процессе изучения теоретико-литературных понятий о литературном направлении. 2. Формирование понятия о классицизме предполагает создание и реализацию методической модели, основанной на личностно-деятельностном подходе. Главной особенностью разработанной модели явились системный подход и целостная организация деятельности учащихся при учете художественноь эстетического своеобразия произведений поэтов-классицистов: поэтапность формирования понятия о классицизме (в IX-XI классах); выявление в ходе сопоставительного анализа преемственных связей традиций классицизма в творчестве поэтов XIX-XX веков. 3. Экспериментальное внедрение учебной модели в практику школьного анализа, проведение формирующего эксперимента, сопоставление исходного и контрольного срезов позволило выявить, что предложенная в исследовании система формирования понятия о классицизме действительно является эффективной, способствующей формированию активного читателя, а значит, и активной творческой личности, обладающей самостоятельным мышлением, способной оценивать явления действительности, отличать подлинные ценности от мнимых. Предложенная система уроков способствует развитию самостоятельности при анализе лирических произведений, активизации творческого мышления учащихся, развитию речи старшеклассников. 4. Применение активных форм обучения (лекция, семинар, уроки с использованием функционально-ролевой игры) в сочетании с учетом особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе способствует созданию у учащихся положительной мотивации при формировании понятия о классицизме, что повышает эффективность уроков литературы.

Для того, чтобы усвоение теоретических знаний не было формальным, а постижение основ литературоведческой науки не отрывалось от конкретного материала произведений при их изучении и осуществлялось развитие образного мышления школьников, их письменной и устной речи, необходимо активное включение в учебный процесс письменных работ, ориентирующих школьников на практическое применение теоретических знаний и способствующих их глубокому осмыслению. Анализ письменных и устных ответов учащихся показывает, что у них сформировалось устойчивое понятие о классицизме (устойчивые знания о классицизме, навыки свободного применения понятия о классицизме к анализу художественных произведений разных литературных направлений). Результаты экспериментальной работы позволяют утверждать, что предложенная учебная модель формирования понятия о классицизме является эффективной, обеспечивающей глубокие знания учащихся. Введение в учебный процесс методической модели формирования понятия о классицизме у старшеклассников национальных школ РТ позволяет учащимся глубже воспринимать художественные произведения в их художественно-эстетическом своеобразии, улучшает теоретико-литературную подготовку старшеклассников, создает условия для успешного формирования понятий о других литературных направлениях.

Данное исследование не ставило целью полное рассмотрение всех аспектов сложной проблемы, какой является формирование теоретико-литературных понятий в школе. Однако в границах исследования, определенных рабочей гипотезой, можно предположить, что методическая модель формирования понятия о классицизме у учащихся старших классов национальных школ получила теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Галимуллина, Альфия Фоатовна, Москва

1. Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама// Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 5-64.

2. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в старших классах/ Сост. Р.И.Альбеткова. М.: Просвещение, 1991. - 174 с.

3. Актуальные проблемы преподавания литературы в средней школе: Сб. науч. тр./ НИИ содерж. и методов обучения; Под ред. Ю.И.Лыссого. М., 1980. -86 с.

4. Алексеев М.П. Стихотворение "Я памятник себе воздвиг." Проблемы его изучения// Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. М.: Наука, 1987 -С. 5-266.

5. Алексеева Н.Ю. Державинские оды 1775 года: (К вопросу о реформе оды)// XVIII век. Сб. 18. СПб.: Наука, 1993. - С. 75-92.

6. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. - 247 с.

7. Анализ одного стихотворения: Межвуз. сб./ Под ред. В.Е.Холшевникова. -Л.: ЛГУ, 1985. 248 с.

8. Анализ литературного произведения/ Под ред. Л.И.Емельянова, А.Н.Иезуитова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. - 235 с.

9. Антология татарской поэзии/ Сост. М.Львов. Казань: Таткнигоиздат, 1957.- 606 с.

10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-воМГУ, 1984. - 104 с.

11. И. Афанасьева К.А. Русская ода XVIII века: истоки и эволюция: Дис. . канд. филол. наук 10.01.01.-М.: РАН ИМЛИ им. А.Горького, 1994. 223 с.

12. АхметзяноЕ М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников ' в процессе освоения курса русской литературы: Наматериале национальных школ Республики Татарстан: Дис. . докт. пед. наук 13.00.02. Казань, 1995. - 412 с.

13. Ахметзянов М.Г. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе: Пособие для учителя. Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. - 129 с.

14. Баевский B.C. История русской поэзии 1930-1980: Компедиум. М.: Интерпракс, 1994. - 293 с.

15. Батюшков К.Н. Речь о влиянии легкой поэзии на язык // Батюшков К.Н. Избр. сочинения М.: Правда, 1986. - С 241-250.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

17. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV X классы): Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

18. Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма// XVIII век. Сб. 6. -М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1964. С. 5-29.

19. Берков П.Н. Проблема литературного направления М.В.Ломоносова// XVIII век. Сб. 5. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1962. - С.5-32.

20. Берков П.Н. Пушкинская концепция истории русской литературы XVIII века// Пушкин. Исследования и материалы. Т IV М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1962. - С. 75-93.

21. Библиотека В.А.Жуковского в Томске: Часть б-ки Том. ун-та.: В 3-х ч./ Ред.: Ф.З.Кануновой (отв. ред), Н.Р.Реморова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978-1988.

22. Благой Д.Д. Закономерности становления новой русской литературы. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 108 с.

23. Благой Д.Д. Пушкин и русская литература XVIII века// Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М.: Гослитиздат, 1959 - С. 201-300.

24. Блок А.А. Педант о поэте// Собр. соч. В 8 т.: Т.5. Проза 1903-1917.- М.: Худож. лит., 1962.- С. 25-30.

25. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: Академия, 1999. -400 с.

26. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. М.: МПГУ, 1979. - 74 с.

27. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

29. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учеб.-метод, комплекс для студентов филолог, спец. М.: Флинта, Наука, 1999. - 392 с.

30. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. Л.: Сов. писатель, 1989.-350 с.

31. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983. - 238 с.

32. Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения// Сов. педагогика. 1966. - № 12. - С. 53-63.

33. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе/ Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1984. - 111 с.

34. Винокур Г.О. Наследство XVIII века в стихотворном языке А.С.Пушкина// Пушкин родоначальник новой русской литературы. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941.-С. 493-542.

35. Вишневский К.Д. Русская метрика XVIII века// Вопросы литературы XVIII века. Пенза: ПГПИ, 1972. - С. 12-24 ( Учен. зап. Пензен. гос. пед. ин-та. Сер. филолог.).

36. Власов М.Ф. О языке и стиле Н.А.Некрасова: Учеб. пособие по спецкурсу. -Пермь: Звезда, 1970. 216 с.

37. В мире Маяковского: Сб. ст. Кн. 1. М.: Сов. писатель, 1984. - 464 с.

38. Возрастные и ' индивидуальные особенности образного мышленияучащихся/ Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

39. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1989. - 253с.

40. Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании// Голубковские чтения. М.: МПГУ, 1995. - 106 с.

41. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителей/ Под ред. А.М.Дакусова. М.: Просвещение, 1974. - 192 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика. - 1987. - 344 с.

43. Выготский JI.C. Педагогическая психология/ Под ред В.В.Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 е.- (Психология: классические труды).

44. Галимуллина А.Ф. Ода Горация "К Мельпомене" и аналогичная тема в русской поэзии XVIII XX веков (методический аспект)// X Пуришевские чтения: Сб. ст. и мат./ Отв. ред. В.А.Луков. - М.: МПГУ, 1998. - С. 320.

45. Галимуллина А.Ф. Один из этапов формирования понятия классицизма на уроках изучения поэзии Г.Р.Державина// Тез. докладов III Респ. науч. конф. молодых учен. Кн. 7. Казань: КГУ, 1997. - С. 65.

46. Галимуллина А.Ф. Традиции классицизма в лирике А.С.Пушкина: Методич. Аспект// Пушкин и современность: мат. науч.-практ. конф., 1999г./ Под ред. проф. В.Ф.Габдулхакова- Казань: РИЦ "Школа", 1999. С. 89-91.

47. Галимуллина А.Ф. Формирование понятия классицизма при изучении поэзии О.Э.Мандельштама в XI классе// Актуальные проблемы педагогической науки: Сб. науч. тр. молодых, учен. КГПУ. Казань: КГПУ, 2000. - С. 100-102.

48. Галимуллина А.Ф. Формирование понятия классицизма у учащихся средней школы// Тез. докл. II респ. конф. молодых учен. Кн. 7. Казань: КГУ, 1996.-С. 61.

49. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.

50. Гаспаров M.JI. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка .- Wien, 1992. 397 с.

51. Гаспаров M.JI. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-С. 372-468.

52. Гиндин С.И. Поэзия В.Я.Брюсова. М.: Знание, 1973. - 64 с.

53. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. - 406 с.

54. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. М.: Высшая школа, 1981. - 111с.

55. Головенченко Ф.М. Некрасов в школе: Сб. ст./ под ред. Ф.М.Головенченко, В.В.Голубкова, А.М.Еголина. М.: АПН РСФСР, 1960. - 468 с.

56. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1962. - 466 с.

57. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. - 239 с.

58. Грехнев В.А. Этюды о лирике А.С.Пушкина.- Нижний Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1994.- 191 с.

59. Григорьева А.Д. Слово о поэзии Тютчева. М.: Наука, 1980. - 248 с.

60. Громов Н.И. Изучение теоретико-литературных понятий в 8 классе. М.:1. Просвещение, 1966. 266 с.

61. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: (Методические очерки о методике). M.-JL: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1966.-266 с.

62. Гуковский Г.А. А.С.Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.

63. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века: Учеб. для студ. вузов. -репринт.; воспроизв. с изд. 1939, Учеб. для студ. вузов. М.: Аспект-Пресс, 1998.-453 с.

64. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII XIX веков. - М.: Просвещение., 1983. - 144 с.

65. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. пособие для филолог, спец. пед. ин-в. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1985. - 271 с.

66. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.

67. Дановский А.В. Формирование понятия "романтизм" в курсе литературыстарших классов средней школы. Дис. канд. пед. наук. 13.00.02. - М.:1. МПГИ, 1971.-301 с.

68. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учеб. пособие. М.: МПГИ, 1989.-32с.

69. Данько Е.А. Изобразительное искусство в поэзии Г.Р.Державина// XVIII век:1. Y I

70. Сб. 2. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние. - С. 176 - 186.

71. Дарвин М.Н. Державин и Тютчев// Проблемы изучения русской литературы XVIII века. От классицизма к романтизму. Л.: ЛГПИ., 1974. - 164 с.-(Вып. I)

72. Державин Г.Р. Сочинения/ Сост., биограф. очерк, коммент. И.И.Подольской. М- Правда, 1985. - 576с.

73. Державин Г.Р. Сочинения, с объяснительными примечаниями Я.К.Грота

74. СПб.: Изд-во Акад. наук, 1864-1884. Т. I - IX

75. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии: Ч. Ill// XVIII век: Сб. 15. -Л.: Наука, 1986. С. 229 - 283.

76. Елистратова А.А. Отношение романтиков к классицистическому литературному наследию// Европейский классицизм. М.: Наука, 1973. - С. 14-25

77. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев: Штиинца, 1974. 134 с.

78. Жирмунский В.М. Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. СПб.: Эльзевир, 1922. - 104 с.

79. Жуковский и литература конца XVIII начала XIX века: Сб. ст. - М.: Наука, 1988.- 319 с.

80. Западов А.В. Во глубине строки: О мастерстве читателя. М.: Сов. писатель, 1972. - 279 с.

81. Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма// Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Вопросы и методы стиля. Л: ЛГПИ им. Герцена. - 1984. - С. 27-49.

82. Западов А.В. Державин и русская рифма XVIII века// Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. - Л.: Наука, 1969. - С. 64 -85.

83. Западов А.В. Поэты XVIII века: (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). М.: МГУ, 1979.- 312 с.

84. Западов В.А. Поэзия Г.Р.Державина 1770-1790 годов. (Нерешенные вопросы биографии и поэтики). Дис. . канд. филол. наук 10.01.01. Л., 1968. - 466 с.

85. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века: Ст. 1. Русский классицизм// Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: ЛГПИ им. Герцена. - 1976. - С. 93 - 121. - (Вып.2)

86. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время/ Изд-во Акад. наук СССР, Ин-т рус.лит. (Пушкинский Дом) М.: Наука. - 1989. - 287 с.

87. Иезуитова Р.В. В.А.Жуковский. Итоги и проблемы изучения: К 200 летию со дня рождения поэта// Рус. литература - 1983. - № 1. - С. 8-23.

88. Измайлов Н.В. В.А.Жуковский\\ История русской поэзии: В 2 т.\ Отв. ред. Б.П.Городецкий. Т. 1. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие. - 1968. - 560 с.

89. Ионин Г.Н. Державин// Литература в школе. 1997. - № 6. - С. 127 - 138.

90. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение. Л.: Просвещение, 1986. - 72 с.

91. Искусство анализа художественного произведения// Сост. Т.Г.Браже. М: Просвещение, 1971. - 238 с.

92. История русской литературы: в 3 т./ Гл. ред. Д.Д.Благой. Т. 1. Литература X-XVII1 веков.- М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, Ленингр. отд-ие, 1958.-730 с.

93. История русской литературы: в 4 т. Т.1/ Гл. ред. Н.И.Пруцков. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1989. - 176 с.

94. История русской литературы. XX век. Серебряный век/ Под ред. Ж.Нива,

95. B.Страда, И.Сермана. М.: Изд. группа "Прогресс" - Литера, 1995. - 704 с.

96. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена\

97. C.И.Корнилов. М.: МГУ, 1998. - 480 с.

98. Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века/ Изд-во Акад. наук СССР, Ред. А.М.Панченко. Л.: Наука, Ин-т. рус. яз. и лит. (Пушкинский дом). - 1989.- 300 с.

99. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1962.- 376 с.

100. Казакевич А.А. Концепция человека в "Анакреонтических песнях" Г.Р.Державина.-Дис.канд. филол. наук 10.01.01.- М.: МПГУ, 1998.- 174 с.

101. Каплан И.Е. Изучение языка художественных произведений в старших классах национальной школы// Гулакян Б., Каплан И.Е. Вопросы методики обучения русскому языку и литературе в национальной школе. М.:

102. Педагогика, 1978. С. 99- 178.

103. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига: Литературная деятельность декабристов. М.: Просвещение. - 1987. - 237 с.

104. Касаткина В.Н. Поэзия Тютчева. М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.

105. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике (К.Н.Батюшков, Н.Н.Гнедич). М.: МОПИ, 1987. - 87 с.

106. ЮЗ.Качурин М.Г. Русская литература: Учеб. пособие для 9 кл. шк. с углубл. изуч. лит./ Ред. Л.А. Белова. М.: Просвещение, 1994. - 447 с.

107. Кашкина Л.И. В.А.Жуковский и риторические традиции русского классицизма: Дис.канд. филол. наук 10.01.01. - М., 1985. - 187 с.

108. Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1990. 269 с.

109. Климентовский В.А. Русские писатели в Татарии. Казань: Тат. кн. изд., 1974.- 174 с.

110. Ю7.Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для пед. уч-щ.: Просвещение, 1986. -352с.

111. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М.: Искусство, 1963. - 704 с.

112. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение 1980. - 192 с.

113. Кондрашов С.Н. Одическая лирика Г.Р.Державина 1779 1794 годовконцепция личности, жанр, ритмическая организация): Дис.канд. филол.наук 10.01.01. Куйбышев, 1989.

114. Ш.Кудряшев Н.И Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.

115. Кулакова Л.И. Очерки русской эстетической мысли XVIII века. Л.: Просвещение, 1968. - 206 с.

116. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме// XVIII век: Сб. 4. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - С. 5 - 44.

117. Курилов А.С. О Сущности понятия "классицизм" и характере литературнохудожественного развития в эпоху классицизма// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - С. 3-31.

118. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М.: Молодая гвардия, 1990. - 602 с. - (Жизнь замечательных людей).

119. Лебедев Е.Н. М.В.Ломоносов и русские поэты XIX векаЛ Ломоносов и русская литература/ Отв. ред. А.С.Курилов. М: Наука. 1987. - С. 296-339.

120. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник М.: Высш. шк., 2000.-415 с.

121. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: 1971. - 277 с.

122. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы: Кн. для учителей и учащихся. М.: МПГУ, 1999. - 170 с.

123. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

124. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.

125. Лесскис Г. Пушкинский путь в русской литературе. М.: Худож. лит., 1993. - 525 с.

126. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: в 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1952. - 536 с.

127. Липаев А.А. Изучение произведений родной литературы в национальной школе 8-10 кл. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 331 с.

128. Липаев А.А. Преподавание рус. лит-ры в старших классах национальой школы. Дис. докт. пед. наук 13.00.02. - М.: МПГУ, 1964.

129. Литературное произведение и читательское восприятие: Межвуз. темат. сб.- Калинин: КГУ, 1982.- 161 с.

130. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Исследования и материалы. -М.-Л.: Акад. наук СССР. Ленигр. отд., 1962. 250 с.

131. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVIII веков. Эпохи и стили.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. 254 с.

132. Ломоносов и русская литература// Отв. ред. А.С.Курилов. М.: Наука, 1987.-391с.

133. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в IX т. Т I- IX. М.-Л.: Изд-во Акад. наук, 1950-1955.

134. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. -271 с.

135. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской литературы XVIII начала Х1Хв.// Лотман Ю.М. Из истории русской культуры: Том IV (XVIII - начало

136. XIX веков). М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - 832 с.

137. Лотман Ю.М. Ф.И.Тютчев// История русской литературы.: В 4 т. Т. 3. -Расцвет реализма/ Ред. кол. Н.И.Пруцков (гл. ред.) и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - 403-426 с.

138. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм: Лирика В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Учеб. пособие по спецкурсу. -Челябинск, ЧГПИ, 1982. - 12 с.

139. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы: из опыта работы учителя в старших классах. М.: Просвещение, 1979. - 94 с.

140. Маймин Е.А. Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов

141. XX века// XVIII век: Сб. 8. Л.: Наука. - 1969. - С.127-143.

142. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просвещение, 1972. -206с.

143. Маймин Е.А. Созерцательный романтизм// О русском романтизме. М.:

144. Просвещение, 1975. С. 127-143.

145. Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века/ Макогоненко Г.П. Избр. тр.: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л.: Худож. лит., 1987. - С. 171 - 228.

146. Макогоненко Г.П. Русское просвещение и литературные направления XVIII века// Рус. литература. 1959. - № 4. - С. 10-15.

147. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. М.: Сов. писатель. - 1969. -240с.

148. Максимов Д.Е. Русские писатели начала века: Очерки. JL: Сов. писатель, 1986.-408 с.

149. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990.

150. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект-Пресс, 1995. -382с.

151. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников:. Метод, пособие. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1974. -176с.

152. Маргарян А.Е. Брюсов и русские поэты XVIII века// Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.-Л.: Наука. - 1966 - С. 386-392.

153. Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе: Пособие для учителей нац. шк./ Под ред. К.В.Мальцевой, З.С.Смелковой. Л: Просвещение, 1978. - 262 с.

154. Методика преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для студ. нац. отд-ний. пед. ин-тов/ А.Д.Жижина, Д.А.Клумбите, Т.Ф.Курдюмова и др.; Под ред. М.В.Черкезовой, А.Д.Жижиной. СПб.: Просвещение, 1992. - 416 с.

155. Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах: Пособие для учителя/ С.К.Бирюкова, Д.Л.Брудный, Н.Н.Вербовая и др./ Под ред.

156. К.М.Нартова. М.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1989. - 383 с.

157. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

158. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (Поэтика и индивидуальность): Учеб. для студ филол. вузов- М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.

159. Михайлов А.А. Мир Маяковского. Взгляд из восьмидесятых. М.: Современник, 1990. - 464 с.

160. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

161. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Ч. 1-3. Горький, 1974 -1978.

162. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.: Просвещение, 1986. - 191 с.

163. Мочульский К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов- М.: Республика, 1997.-479с.

164. Мурач Л.А. Формирование понятий о литературных направлениях (классицизм, романтизм, критический реализм) в 8 классе: Дис. канд. пед. наук 13.00.02 М., 1976. - 258 с.

165. Мухаметшина Р.Ф. Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан. Дис. . канд. пед. наук - 13.00.02. - Казань, 1997.-214 с.

166. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской культур. Казань: Фэн. - 1997. - 191 с.

167. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972. 152 с.

168. Никульшина Т.Э. Формирование представлений о модернистских направлениях конца XIX начала XX века на уроках литературы в 11 классе средней школы: Дис. канд. пед. наук 13.00.02 - М.: МПГУ, 1999. - 184 с.

169. Норвические симпозиумы по русской литературе и культуре. Том IV.

170. Гавриил Державин. 1743 1816/ Под ред. Е.Эткинда и С.Ельницкой. -Русская школа норвического университета. - Нортфилд, Вермонт. - 1995. -415 с.

171. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. -М.:Выс. шк. 1991.-319 с.

172. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. Пособие по спецсеминару для студ. М: Изд-во МГУ, 1981.- 149 с.

173. Петросов К.Г. Творчество Маяковского ( о русской поэтической традиции и новаторстве). М.: Высш. шк. - 1985. - 151 с.

174. Плеханов Г.В. Владимир Маяковский: трагедия сверхчеловечности. -Иркутск: Иркутск, гос. ун-т. 1994. - 48 с.

175. Погосян Е. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730-1762 гг.: Дис. докт. филол. наук 10.00.01. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та. - 1997. - 150 с.

176. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1986. - 478 с.

177. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Просвещение. - 1978. - 351 с.

178. Поэтика художественного текста на уроках литературы : Сб. ст./ Отв. ред. О.Ю. Богданова. М.: МПГУ, 1997. - 112 с.

179. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя// Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

180. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. -М.: Просвещение, 1997. 139 с.

181. Программа по русской литературе для 5-11 классов татарской школы/ Научи, ред. Ахметзянов М.Г. Казань: Магариф, 1997. - 110 с.

182. Прозоров В.В. О читательской направленности художественного произведения// Литературное произведение и читательское восприятие: Межвуз. тем. сб. Калинин: КГУ, 1982. - С. 3-15.

183. Прокофьев Н.И Формирование понятий по теории литературы в старших классах. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. - 48 с.

184. Пумпянский JI.B. К истории русского классицизма// Контекст 1982. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука. - 1983. - С. 303 - 331.

185. Пумпянский Л.В. Поэзия Тютчева// Урания. Л.: Прибой. - 1928. - С. 9-61.

186. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе (IV VII классы): Пособие для учителя. - Л.: Просвещение - 1968. - 173 с.

187. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986.-319 с.

188. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

189. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.

190. Русская литература: Учеб.-хрестоматия для 9 кл. татар, сред, общеобразоват. школ/ Под ред. М.Г.Ахметзянова Казань; Магариф, 1999. -511 с.

191. Русская литература: Учеб.-хрестоматия для 10 кл. татар, сред, общеобраз. шк.: В 2 ч./ Под ред. М.Г.Ахметзянова Казань: Магариф, 2000.

192. Русская литература: Учебник для 9 классов средней школы/ Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семенова. М.: Просвещение, 1990. - 255 с.

193. Рыбникова МА. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд.; испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

194. Садретдинов Ш.А. Эволюция эстетического идеала в татарской литературе XIX века// Проблема комплексного изучения художественного творчества. -Казань, 1980. С. 67-69.

195. Сапченко Л.А. Природа в художественном сознании Державина, Карамзина и раннего Жуковского (к проблеме эволюции образного мышления): Дис. . канд. филол. наук 10.01.01. М., 1989. - 180 с.

196. Светловская Н:Н. Основы науки о читателе: теория формированияправильной читательской деятельности. М.: NB Магистр, 1993. - 180 с.

197. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М.: Худож. лит., 1975. - 256 с.

198. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.-Л.: Наука, 1966. - 257 с.

199. Серман И.З. Русский классицизм. Поэма. Драма. Сатира. Л.: Наука. -1973.-283 с.

200. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984 -96 с.

201. Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему.": О творчестве Н.А.Некрасова.: Кн. для учителя. М.: Просвещение. - 1985. - 175 с.

202. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. М.: Наука, 1975. - 368 с.

203. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.

204. Слово и судьба О. Мандельштама: Исследования и материалы/ Изд-во Акад. наук СССР, Ин-т мир. Лит-ры им. Горького; Отв. ред. З.С.Паперный. -М.: Наука, 1991.-510с.

205. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, Наука, 1997. -280 с.

206. Смелкова З.С. Слово о художественном тексте. М.: Педагогика, 1980. -157с.

207. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М.: Выс. школа, 1981. - 135 с.

208. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века/ РАН Ин-т русской философии (Пушкинский Дом). СПб.: Наука. - 1995. - 349 с.

209. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. Л:Худож. лит., 1974. -368 с.

210. Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвуз. сб. науч. тр./ Кемеров. гос. ун-т. Кемерово: КГУ, 1990. - 142 с.

211. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М: Просвещение, 1976.464 с.

212. Тодоров JI.B. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР: Дис. . докт. пед. наук 13.00.02.-М., 1988.-770 с.

213. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М.: Просвещение, 1967. - 184с.

214. Тодоров Л.В. Формирование системы теоретико-литературных понятий// Методика преподавания русской литературы в национальной школе. СПб.: Просвещение, 1992. - С. 297-313.

215. Томашевский Б.В. Лирика Пушкина: Т.1. 2-е изд.- М.: Худ. лит. - 1990. -367 е.; Т. 2.- 1990.-380 с.

216. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет/ Сост., вст. ст. Н.Б.Томашевского. М.: Книга, 1990. - 672 с.

217. Трофимов И.В., Гаркави A.M. Идейно-художественное своеобразие лирики Н.А.Некрасова. Пособие для учителя. Киев.: Рад. шк. - 1989. - 128 с.

218. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С. 38-51.

219. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

220. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века: Учебное пособие для ст. пед. вузов. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.

221. Федоров В.И А.С.Пушкин преобразователь русского литературного языка/ Акад. наук РСФСР Сиб. отд-ние, Ин-т филологии; Отв. ред. А.Б. Соктаев - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. Фирма, 1993, - 160 с.

222. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М.: Просвещение. - 1990. -350 с.

223. Фридман Н.В. К.Н.Батюшков: Вст. ст.// Батюшков К.Н. Полн. Собр. стихотворений. М.- Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ие, 1964. - С. 5-52.

224. Хабибуллина А.ЗЧ Русская литература в восприятии татарских читателей (эстетическая интерпретация): Дис. . канд. филол. наук 10.01.01. Казань:1. КГУ, 1998.- 163 с.

225. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. - 398 с.

226. Ходасевич В.Ф. Державин. М.: Книга, 1988. - 328 с.

227. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. J1.: ЛГУ, 1983. - 448 с.

228. Художественное восприятие: проблемы теории и истории: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калинин: КГУ, 1988. - 154 с.

229. Художественное восприятие: Сборник статей\ Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971 -387с.

230. Чередниченко М.В. Творчество Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова (Традиции и новаторство): Дис. . канд. филол. наук 10.01.01. М.: МПГУ им. Ленина, 1997. - 398 с.

231. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литературы народов СССР в процессе преподавания русской литературы М.: Педагогика, 1981. - 152 с.

232. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.

233. Шолпо И.Л. Воздействие архитектуры и литературы на уроках словесности: Дис. . канд. пед. наук 13.00.02. Спб., 1995. - 324 с.

234. Эстетическое сознание и процесс его формирования/ Ред. коллег. А.Я.Зись, Н.И.Киященко и др. М.: Искусство, 1981. - 265 с.

235. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-85 с.

236. Янушкевич А.С. В.А.Жуковский. Семинарий. М.: Просвещение, 1988. -174 с. (Учеб. пособие для пед. ин-тов)

237. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. Томск.: изд-во Томск, ун-та. - 1985. - 285 с.

238. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. -М.: ИНПО 1999.-284 с.

239. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энцикл., 1966. - 367 с.

240. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.\ Гл. ред. А.А.Супков. М.: Сов. энцикл., 1962 - 1978.

241. Литературный энциклопедический словарь\ Под общ. Ред.

242. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

243. Мифологический словарь. М.: Сов. энцикл., 1991. - 736 с.

244. Словарь русских писателей XVIII века. (В 3 вып.)\ АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушккин. Дом.). Л: Наука, Ленингр. отд-ие, 1988 - . - Вып. 1,2.

245. Словарь литературоведческих терминов/ Ред. сост. Л.И.Тимофеев,

246. C.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

247. Художественное восприятие. Основные термины и понятия : (Словарь ~ справ./ Редактор-составитель М.В.Строганов. Тверь: КГУ. 1988. - 154 с.

248. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика. -Пресс, 1998. -424 с.