Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование представлений о модернистских направлениях конца XIX - начала XX века на уроках литературы в II классе средней школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Никульшина, Татьяна Эдуардовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование представлений о модернистских направлениях конца XIX - начала XX века на уроках литературы в II классе средней школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никульшина, Татьяна Эдуардовна, 1999 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы изучения модернистских направлений конца XIX - начала XX века в средней школе.

1.1. Понятие о литературном направлении и концепция модернизма в литературоведении.

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования представлений о модернистских направлениях рубежа XIX

XX веков в И классе.

1.3. Проблема формирования понятий о литературном направлении в методике преподавания литературы. Основные принципы изучения модернизма ведней школе. История-вопроса.

1.4. Анализ программ и учебных пособий вете избранной проблемы.

1.5. Констатирующий эксперимент и его результаты. Основные направления работы по преодолению трудностей в школьном изучении модернизма. Выводы по I главе.

Глава II. Методика формирования представлений о символизме, акмеизме, футуризме в 11 классе.

2.1. Формирование первоначального понятия о модернизме при изучении темы "Серебряный век русской поэзии".

2.2. Развитие представлений учащихся омволизме, акмеизме, футуризме на уроке-семинаре "Смотр поэтических школ".

2.3. Углубление понятия о символизме в процессе изучения ранней лирики А. А.Блока.

2.4. Обобщение представлений одиннадцатиклассников об акмеизме на уроке "Акмеизм и поэзия Н.Гумилева".

2.5. Обогащение знаний учащихся о футуризме на материале изучения поэзии раннего В.В.Маяковского.

2.6. Итоги обучающего эксперимента.

Выводы по II главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование представлений о модернистских направлениях конца XIX - начала XX века на уроках литературы в II классе средней школы"

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, когда массовая культура активно вторгается в духовную сферу личности школьника, приоритетной задачей литературного образования становится формирование мировоззрения и эстетического вкуса учащихся. Особое значение в реализации данной задачи имеет такой компонент литературного образования учащихся, как формирование представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, а также изучение соответствующих теоретико-литературных понятий.

В последние годы значительно возрос интерес к модернизму. Появилось множество публикаций отечественных и зарубежных исследователей, в которых модернизм рассматривается как одно из ведущих художественных движений, во многом определившее развитие культуры в XX веке. Понятие о модернизме и модернистских направлениях рубежа Х1Х-ХХ веков - символизме, акмеизме, футуризме - вошло в школьные программы по литературе, поэтому возникает необходимость в методическом осмыслении данной проблемы. Изучение русской литературы конца Х1Х-начала XX века с учетом новой научной концепции модернизма подводит учащихся к пониманию закономерностей развития историко-литературного процесса, способствует пробуждению интереса старшеклассников не только к поэзии, но и к философии художественного творчества. Нравственно-философские искания мо- . дернистов, их внимание к духовному миру личности отвечает потребности одиннадцатиклассников в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке. Модернизм конца Х1Х-начала XX века абсолютизировал формальную сторону поэтического творчества, создавая произведения, многие из которых можно считать эталоном эстетического совершенства. Поэтому поэзия модернизма, пронизанная идеей об огромных возможностях человеческого духа, вовлеченного в процесс творчества, становится важным компонентом формирования мировоззрения и эстетического вкуса старшеклассников.

Вопрос о формировании теоретико-литературных понятий у учащихся -одна из давних и спорных проблем методики преподавания литературы. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли В.Я.Стоюнин," В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, А.И.Незелёнов, Н.М.Соколов, В. В. Голубков, М.А.Рыбникова, Н.И.Прокофьев, Н.И.Громов.

В современной методической науке разработаны такие аспекты интересующей нас проблемы, как: общие принципы и этапы формирования понятий о литературном направлении (Г.И.Беленький, А. В. Дановский, С.А.Леонов, В.Г.Маранцман, М.А.Снежневская), взаимосвязь процесса формирования теоретико-литературных понятий и развития мышления учащихся (О.Ю.Богданова), активизация познавательных интересов учащихся в процессе формирования теоретико-литературных знаний (З.Я.Рез, Р.И.Альбет-кова, JI. А.Мурач, Н.М.Кочкин), влияние теоретико-литературных знаний о литературном направлении на восприятие и анализ, художественного текста (О.Ю.Богданова, А.В.Дановский, Н.А.Демидова, А.Д.Жижина, С.А.Зинин, Е.В.Карсалова, E.H.Колокольцев, Э.А.Красновский, С.А.Леонов, Е.С.Рома-ничева и др.).

Вместе с тем недостаточно разработаны теоретические основы изучения модернистских направлений (символизма, акмеизма, футуризма) в школьном курсе, необходимо продолжать поиск эффективных методов, приемов, форм работы, направленной на формирование представлений о модернизме, определить виды и структуру уроков, посвященных модернистской поэзии конца XIX-начала XX века. Требует дальнейшего исследования вопрос о влиянии теоретико-литературных знаний о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков на восприятие учащимися выпускного класса поэзии И.Анненского, В.Брюсова, К.Бальмонта, Н.Гумилева, А.Ахматовой, И.Северянина и других поэтов "серебряного века", на совершенствование анализа художественного текста. Потребность современной школы в создании теоретически обоснованной модели формирования представлений о модернистских направлениях конца XIX-начала XX века у учащихся 11 класса средней школы обусловила выбор темы исследования и его актуальность.

Цель исследования - разработать теоретико-методические- основы формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-на-чала XX века в 11 классе.

Объектом исследования является процесс формирования теоретико-литературных понятий в старших классах средней школы.

Предмет исследования - методика формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм) в 11 классе.

Гипотеза - работа по формированию у учащихся представлений о символизме, акмеизме и футуризме будет эффективной, если:

- поэзия символистов, акмеистов, футуристов рассматривается с 1 учетом специфики модернизма;

- осуществляется поэтапность в работе по формированию представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, сопоставление с традициями русской классики XIX века (романтическая поэзия В.А.Жуковского, философская лирика Ф.И.Тютчева, теория "чистого искусства", импрессионистическая лирика А.А.Фета);

- доминирует деятельностный принцип обучения при разработке форм и приемов проведения занятий;

- учитываются особенности интеллекта и эмоциональной сферы личности одиннадцатиклассников, необходимые для восприятия модернистской поэзии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить труды по литературоведению, философии, эстетике с целью создания на их основе теоретической концепции модернизма применительно к школьному литературному образованию.

2. Провести анализ психолого-дидактической, педагогической и методической литературы, чтобы определить критерии сформированности представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX' века в 11 классе.

3. Разработать и экспериментально проверить методическую систему формирования у учащихся представлений о модернистских направлениях рубежа Х1Х-ХХ веков.

Поставленные задачи мы решали с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической философской, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ школьных программ и учебников для старшеклассников; наблюдение за состоянием вопроса изучения модернизма в современной школе; анкетирование и тестирование учащихся, беседы с учителями, анализ ответов учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез); качественно-количественный анализ данных.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1992-1995 гг.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, искусствоведческих, психологических', дидактических и методических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения модернистской поэзии; анкетирование и беседа с учителями и учащимися, установление уровня сформированности представлений учащихся о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века.

На втором этапе (1995-1997 гг.) разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в 11 классах школ г.Москвы: средней школе N 1828 (учителя - И.Н.Главинская, Б.Ф.Борисов) школе N 540 с гимназическими классами (учителя - Т.Е.Кузнецова, Н.Ю.Соловьева) и физико-математического лицея N 1523 при МИФИ (учителя - О.Ю.Биткина, Е.В.Михайлова, А.А.Миронова).

На третьем этапе (1997-1999 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны теоретические основы и методика изучения модернизма как литературного движения с учетом последних исследований в литературоведении, философии и эстетике, выявлены критерии сформированийсти представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, определены принципы и этапы формирования у учащихся представлений о символизме, акмеизме, футуризме, включая пропедевтический этап (9-10 классы) и уроки в 11 классе, теоретически обоснованы формы, методы, приемы занятий, посвященных изучению поэзии модернизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по формированию у учащихся представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века в 11 классе. Материалы могут быть использованы на уроках литературы в старших классах, при чтении лекций по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, при создании научно-методических комплексов для старших классов.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, • педагогики, методики преподавания литературы; изучением и обобщением имеющегося опыта, объемом поискового и обучающего экспериментов; анализом результатов обучения.

Апробация материалов исследования осуществлялась на конференции в МПГУ (Голубковские чтения 1998 г.), на заседаниях кафедры методики преподавания литературы (1998-1999 г.), аспирантских объединениях (1996-1999 гг.).

Методические рекомендации внедрены в практику школ N 540, 1828, 1523 и получили положительную оценку со стороны учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретической основой формирования представлений о модернист- . ских направлениях конца Х1Х-начала XX века является концепция- преемственности литературного процесса, что позволяет рассматривать романтизм, классический реализм и модернизм в их взаимодействии, а также модернизм как закономерный этап в процессе изучения теоретико-литературных понятий.

2. Создание методической модели, включающей в себя пропедевтический этап (9-10 классы) формирования представлений о модернизме (романтическая поэзия В.А.Жуковского, философская лирика Ф.Ж.Тютчева,теория "чистого искусства", импрессионистическая лирика А.А.Фета) способствует эффективности изучения поэтики модернизма конца Х1Х-начала XX века в 11 классе.

3. Изучение философско-эстетических принципов символизма, акмеизма, футуризма совершенствует умение учащихся анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом особенностей поэтики модернизма.

4. Применение активных форм обучения (лекция, семинар, диспут, уроки с использованием функционально-ролевой игры) способствует созданию у учащихся положительной мотивации при формировании представлений о модернистских направлениях рубежа Х1Х-ХХ веков.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

1. Актуализация межпредметных связей (история, философия, эстетика, искусство) на начальном этапе формирования понятия о модернизме способствует постижению учащимися специфики модернизма как художественного движения.

2. На этапе углубления и развития представлений одиннадцатиклассников о символизме, акмеизме и футуризме особенно важен стилистический анализ текста, т.к. эксперимент со словом - важная часть эстетики модернизма.

3. В процессе изучения модернистской поэзии в ее специфике у учащихся пробуждается интерес к слову, исследовательской деятельности, появляется заинтересованность в обращении к теории литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, подтвердили правильность разработанной нами методической концепции и выдвинутой гипотезы.

Формирование представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века способствует углублению восприятия учащимися поэзии "серебряного века", постижению идейно-художественного своеобразия творчества И.Ф.Анненского, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.Белого, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой, О.Мандельштама, И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова и других поэтов-модернистов, приобщению к духовным ценностям, созданным в эпоху "русского культурного ренессанса", к философии художественного творчества.

Обращение к преемственным связям классического реализма и 'модернизма (внимание к "вечным" вопросам бытия, психологизм, стремление к эстетическому совершенству) при формировании представлений о модернистских направлениях рубежа Х1Х-ХХ веков подводит учащихся к- пониманию закономерностей историко-литературного процесса.

Изучение философско-эстетических принципов символизма, акмеизма, футуризма совершенствует умение учащихся анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом особенностей поэтики модернизма.

Знания о модернизме помогут одиннадцатиклассникам понять пути развития русской поэзии в XX веке, основные тенденции развития мирового литературного процесса XX столетия, сущность явлений постмодернизма в современной литературе.

Актуализация межпредметных связей (история, философия, эстетика, искусство) при изучении русского модернизма обогащает кругозор учащихся, повышает уровень их гуманитарного развития.

В процессе формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века оказались эффективны следующие формы работы: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки, посвященные анализу и интерпретации художественных текстов, уроки с использованием функционально-ролевой игры, которые способствовали созданию положительной мотивации при изучении поэтики и эстетики модернизма.

Перспективы исследования мы видим в дальнейшей разработке методической концепции изучения модернизма для школ гуманитарного профиля, в методическом исследовании вопроса о взаимодействии западноевропейского и русского модернизма, о влиянии модернизма на дальнейшее развитие русской поэзии, об изучении явлений постмодернизма в современной литературе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никульшина, Татьяна Эдуардовна, Москва

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. - 352 с.

2. Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996. 447 с.

3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. 591 с.

4. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в старших классах. / Составитель Р.И.Альбеткова. М., 1991. 175 с.

5. Актуальные проблемы преподавания литературы в средней школе-. Сб. научных трудов.//Под ред.Ю.И.Лыссого. М., 1980. с.56-58

6. Анненков Ю.Дневник моих встреч.Цикл трагедий. В 2 т.Л. ,1991. 637с.

7. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. 364 с.

8. Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары./ Вступ.статья, сост. и примеч. Т.А.Бек / М., 1997. 367 с.

9. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.

10. Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма. /

11. В кн.Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики.М.,1968. 654 с. И. Бавин С., Семи братова И. Судьбы поэтов серебряного века. М. ,1993. - 480 с.

12. Баевский B.C. История русской поэзии. 1930-1980. Компендиум. Смоленск, 1994. 293 с.

13. Балыбердин А. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (4-7 кл.). Киров, 1974. 166 с.

14. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века./Пер. с нем.М., 1993. 368 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 445 с.

16. Беленький Г.И.Теория литературы в средней школе.М,1973. 222 с.

17. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. М., 1983. 256 с.

18. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 528 с.

19. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. М., 1989. 542 с»

20. Белый А. Начало века. Воспоминания. М., 1990. 526 с.

21. Белый А. Воспоминания об А.Блоке. М., 1990. 421 с.

22. Беренштейн Е.П. Символизм И. Анненского: проблема художественного метода: конспект лекций. Тверь, 1992. 38 с.

23. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1990. 48 с.

24. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. 479 с.

25. Бидерманн Г. Энциклопедия символов./Пер.с нем. М., 1997. 333 с.

26. Благой Д. Д. Мир как красота. // В кн. А.А.Фет. Вечерние огни. М., 1971. с.495-635

27. Блок А. Новые материалы. Публикация С.Лесневского. // "Наше наследие". 1996, N 38. с.74-78

28. Богданова О.Ю/ Формирование понятия критического реализма-в процессе изучения литературы в 8 клас'се. М., 1980. 96 с.

29. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. М., 1980. 74 с.

30. Богомолов H.A. В зеркале "Серебряного века". Русская поэзия начала XX века. М., 1990. 390 с.

31. Богомолов H.A. М.Кузмин: искусство, жизнь, эпоха.М.,1995.- 317 с.

32. Божович Л.И.Личность и ее развитие в детском возрасте.М. 1968. 464 с.

33. Борев Ю. Эстетика. М., 1988. 496 с.

34. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994. 360 с.

35. Брюсов В. Декаденты. Подготовка текстов С.И.Гиндина и А.В.Мань-ковского. //"Наше наследие", 1997, N 43-44. с.130-135

36. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. 480 с.

37. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб, 1994. 381 с.

38. Бухштаб Б. Я. А.А.Фет. Очерки жизни и творчества. Л. ,1974. 135 с.

39. Бушмин A.C. Наука о литературе. Проблемы, Суждения. Споры. М., 1980. 334 с.

40. Венгеров Н. Путь Александра Блока. М., 1963.

41. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. 256 с.

42. Винокур Г.0. 0 языке художественной литературы. М., 1991. 447 с.

43. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе./Под ред. О.Ю.Богдановой. М.,1984. 111 с.

44. Возрастная и педагогическая психология. Под ред.А.В.Петровского. М., 1979. 288 с.

45. Волков И.Ф. Теория литературы. Учебное пособие для студентов. М., 1995. 256 с.

46. Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. 848 с.

47. Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании. // Голубковские чтения. М., 1995. 106 с.

48. В Политехническом "Вечер новой поэзии". Стихи. Статьи, Манифесты. Воспоминания./ Сост. В.Муравьев. М., 1987. 415 с.

49. Выготский Л. С. Избранные труды М., 1956. 576 с.

50. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986. 572 с.

51. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985. 45 с.

52. Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1993. 477 с.

53. Гаспаров М.Л. Поэтика "серебряного века" // В кн.Русская' поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. М., 1993. с. 5-44

54. Гиндин С.И. Поэзия В.Я.Брюсова. М., 1973. 64 с.

55. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. 382 с.

56. Гинц С. Василий Каменский. Пермь, 1974. 251 с.

57. Гиппиус 3. "Кто бури знал." Вступительная статья и подготовка текстов Е.Барабанова,// "Наше наследие" 1990, N 4. с.61-81

58. Голубков В. В. Формирование теоретико-литературных понятий в VH-X классах средней школы.//Литература в школе. 1948, N 5.- с.34-50

59. Голубков В. В. Методика преподавания литературы, М., 1962. 495 с.

60. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961. -351 с.

61. Григорьев В. Грамматика идиостиля: В.Хлебников. М., 1983. 224 с.

62. Громов Н.И. Изучение теоретико-литературных понятий в 8 классе. М., 1960. 135 с.

63. Громов П.П.А.Блок, его предшественники и современники. Л.,1986.- 598 с.

64. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.-Л., 1966. 266 с.

65. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 230 с.

66. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары. /Составитель В.КрейД/ М., 1994. 383 с.

67. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания.М., 1917.- 176 с.

68. Дановский А. В. Формирование понятия "романтизм" в курсе литературы старших классов средней школы. Автореф.канд.дисс. М. ,1971. 16 с.

69. Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Учебное пособие. М., 1989. 32 с.

70. Долгополов Л. Поэма А.Блока "Двенадцать". Л., 1979.

71. Долгополов Л.К. А.Блок. Л., 1980. 174 с.

72. Долгополов Л. К. На рубеже веков: 0 русской литературе конца Х1Х-начала XX в. Л., 1985.

73. Доманский В. А. Программа и концепция курса литературы в И классе. Томск, 1997. с.3-24

74. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учебное пособие. М., 1998. 236 с.

75. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.- 176 с.

76. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы.М. ,1988.- 174 с.

77. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974.

78. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973, 184 с.

79. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.- 407 с.

80. Зарубежная литература XX века (1871-1917). Учебник для студентов филологических факультетов пединститутов.// Под ред.В.Н.Богословского и 3.Т.Гражданской// М., 1979.

81. Зарубежная литература XX века (1871-1917). Хрестоматия// Под ред. Н. П. Михальской, Б.И.Пуришева./ М., 1981. 638 с.

82. Иванова Е.В. Зарождение русского символизма и идейно-эстетическая борьба в литературе 90-х годов. Автореф. канд. дисс. М. ,1983. 16 с.

83. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. 428 с.

84. История русской литературы. XX век. Серебряный век. (Под ред.Ж.Нива, В.Страда, И.Сермана. Е.Эткинда). М., 1995. 704 с.

85. История русской литературы в 4 томах, т. 4. Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917). Редактор тома К.Д.Муратова. Л,, 1983.- 783 с.

86. История всемирной литературы в 9 томах. М., 1994.

87. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. /Пер. с нем. М., 1996. - 492 с.

88. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990. 224 с.

89. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. "Серебряный век" русской поэзии. Пособие для учителя. М., 1994. 190 с.

90. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966. 375 с.

91. Келдыш В. А. Между реализмом и модернизмом.//История всемирной литературы. В 9 т. Т. 8. М., 1994. с. 73-78.

92. Клинг 0. Стилевое становление акмеизма: Н.Гумилев и символизм. -"Вопросы литературы", 1995, N 5. с.108-110.

93. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков. М., 1990. 252 с.

94. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы. Автореф.докт.дисс. М., 1993. - 39 с.

95. Кон И,С. Психология старшеклассника. М., 1980. 207 с.

96. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 254 с.

97. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала XX века. М., 1995. 337 с.

98. Коржавин Н. А.Ахматова и "серебряный век", /"Новый мир", 1989, N 7 99 Костанян H.H. Программа по русской словесности. М., 1995. 44 с.

99. Красновский Э.А. Поэзия "серебряного века" в выпускном классе. М., 1995. 68 с.

100. Краткий словарь литературоведческих терминов. (Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев) М., 1985. 208 с.

101. Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967. с.5-12.

102. Крук И.Т. "Сокрытый двигатель его." Проблема эволюции творчества А.Блока. Киев, 1980. 215 с.

103. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. 352 с.

104. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М, 1994.-272 с-.

105. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980. 309 с.

106. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981. 190 с.

107. Крыщук Н. Искусство как поведение.Книга о поэтах.Л.,1989. 416 с.

108. Лапшина Н. "Мир искусства": Очерки истории и творческой практики. М., 1977. 343 с.

109. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. --277 с.

110. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. Пособие для учителей образовательных школ,гимназий,лицеев.М.,1997.-160 с.

111. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся IX-XI классов в процессе изучения литературы. Дисс. доктора пед. наук. М., 1994. - 469 с.

112. ИЗ. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

113. Лернер И.Я.Процесс обучения и его закономерности.М.,1980. 96 с.

114. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века./Отв.ред.Б.А.Вялик М., 1975. - 416 с.

115. Литературный энциклопедический словарь./Под общей ред. В.М, Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987. 752 с.

116. Литературный Петербург, Петроград. /Автор-составитель Л.Д.Микитич. М., 1991.

117. Литературный процесс и русская журналистика начала XX века: 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982. 372 с.

118. Лихачев Д. С. Прошлое будущему: Статьи и очерки.Л.,1985. - 575 с.

119. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий.М.,1982.

120. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990. 719 с.

121. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 525 с.

122. Лосский Н. 0. История русской философии. М., 1994. 559 с.

123. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972 271 с.

124. Луков В. А. Культура Европы XVIII-XX веков. //Научные труды МПГУ. М., 1997. с. 19

125. Львов М.Р. Риторика.Учебное пособие для 10-11 классов.М.,1995. 256 с.

126. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1979. 94 с.

127. Маймин Е.А. А.А.Фет. Книга для учащихся. М., 1989. 159 с.

128. Маковский С. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. 476 с.

129. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.

130. Максимов Д. Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1981. 552 с.

131. Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., 1986. 408 с.

132. Мандельштам А. Серебряный век: Русские судьбы. СПб, 1996. .- 320 с.

133. Мандельштам Н. Воспоминания. М., 1989. 560 с.

134. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературы в школе. М., 1977. 206 с.

135. Маранцман В. Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу, М., 1986. 128 с.

136. Машбиц Веров И.М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев, 1969.

137. Менчинская H.A. Проблемы учения и развития. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

138. Меньшиков М.0. Кончина века, Вступление и публикация Е.Поспелова.//"Наше наследие", 1997, N 42. с.48-57

139. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. /Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987. 383 с.

140. Методика преподавания литературы (Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана). В 2 ч. М., 1995. 303 с.

141. Методические рекомендации к изучению теории литературы в. школе. /Отв.ред. Н.А.Демидова. М., 1982. - 100 с.

142. Метченко А.И. В.В.Маяковский: Очерк творчества.М., 1964. 503 с.

143. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художственное восприятие. М., 1985. 318 с.

144. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. 152 с.

145. Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990. 464 с.

146. Михайловский В. Б. Избранные статьи о литературе и искусстве. М., 1969. 676 с.

147. Модернизм: анализ и критика основных направлений./Под ред. В. В. Ване лова, М.Н.Соколова. М., 1987. 302 с.

148. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976. 224 с.

149. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. 607 с.

150. Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М., 1997. 479 с.

151. Мурач Л. А. Формирование понятий о литературных направлениях (классицизм, романтизм, критический реализм) в 8 классе. Авто-реф.канд. дисс. М., 1976. 16 с.

152. Мурин Д. Н. Русская литература XX века. Программа И класса. СПб., 1997. 18 с.

153. Н.Гумилев: исследования и материалы. Библиография /Сост.М.Д.Эль-зон, H.A. Грознова СПб, 1994. 678 с.

154. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. //Авт.предисл. и коммент. В.Крейд. М., 1990. 316 с.

155. Незеленов А. О преподавании русской словесности. СПб., 1980. 79 с.

156. Наоборот: Три символистских романа. /Сост. и послесловие В.М.Толмачева./ М., 1995. 463 с.

157. Небольсин С. А. Комментарии, /в кн. А. Блок. Собр. соч. в 6 томах, том 1. М., 1971

158. Неженец Н.И. Русские символисты. М., 1992. 63 с.

159. Нижеборский А. К. Проблема символа в гносеологии символизма (В.Брюсов и А.Белый). Автореф.канд.дисс. М., 1982. 16 с.

160. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. 152 с.

161. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990.

162. Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1982. 144 с.

163. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.,1988. 304 с.

164. Нордау М. Вырождение. М., 1995. 400 с.

165. Обломиевский Д. Французский символизм. М., 1973. 304. ■

166. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. СПб, 1902. 301 с.

167. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988. 334 с.

168. Орден куртуазных маньеристов. Любимый шут принцессы Грезы: Сборник стихотворений. М., 1992. - 132 с.

169. Орлов Вл. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М., 1976. 367 с.

170. Орлов Вл. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. Л., 1980. 726 с.

171. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб., 1885. 111 с.

172. Павловский А. А.Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991. 202 с.

173. Павловский А. Н.Гумилев // Вопросы литературы, 1986. N 10

174. Пайман Аврил. История русского символизма. М., 1998. 415 с.

175. Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. //В кн.Оскар Уайльд. Избранные произведения. В 2 томах, т. 2, М., 1993. с. 3-20

176. Панкеев И.А. Н.Гумилев., М., 1995. 160 с.

177. Перцов В.О. Ранний А.Блок. М., 1922. - 98 с.

178. Перцов В.O.B.B.Маяковский:Жизнь и творчество (1893-1917) М.,1969.

179. Пигарев К.П. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. 376 с.

180. Поспелов Г.Н. Теория литературы. Учебник для филол.спец.ун-тов. М., 1978. 351 с.

181. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.- 652 с.

182. Поэзия серебряного века. Справочное пособие. //Автор-составитель- А.В.Леденев. М., 1997. 60 с.

183. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб. статей. /Отв. редактор О.Ю.Богданова./ М., 1997. 112 с.

184. Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика. Хрестоматия (составитель А.Г.Соколов) М., 1988. - 367 с.

185. Проблемы преподавания литературы в средней школе. Пособие' для учителя.//Под ред.Т.Ф.Курдюмовой. М., 1985. - 191 с.

186. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М., 1997.

187. Прокофьев Н.И. Формирование понятий по теории литературы в старших классах. М., 1961. 48 с.

188. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". М., 1996. 192 с.

189. Рез З.Я. Лирика Ал.Блока в школьном изучении. М., 1975. 41 с.

190. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л., 1986.

191. Роговер Е. С. Русская литература XX века в И классе. Конспекты тем. СПб., 1995. 87 с.

192. Розанов В.В. Уединенное. М., 1988. 108 с.

193. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. 389 с.

194. Романичева Е.С. Изучение романтических произведений в их специфике. Дисс. .канд.пед.наук. Ж., 1991. -196. Роткович Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. М., 1953. 352 с.

195. Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976. 335 с.

196. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1989. 485 с.

197. Русская литература конца XIX-начала XX века (90-е годы) М., 1968.

198. Русская литература конца XIX-начала XX века (1901-1907) М., 1971.

199. Русская литература конца XIX-начала XX века (1908-1917) М., 1972.

200. Русская литература XX века. Материалы для учащихся старших классов. Часть II. Составитель Г.С.Меркин. Смоленск, 1994. - 270 с.

201. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Составитель И.А.Трифонов. М., 1987. 665 с.

202. Русская литература от Герцена до Бродского. Хрестоматия для средних и старших классов. //Под ред. Н.М.Фортунатова. Н.Новгород.1995. 592 с.

203. Русская литература XX века. Хрестоматия для И класса общеобразовательных учреждений. Составители А.В.Баранников и др. Часть I. М., 1996. - 448 с.

204. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.Под ред. В.П.Журавлева.Часть I.M. ,1997.- 334 с.

205. Русская литература XX века. И класс. Учебник для общеобразовательных школ под рд В.В.Агеносова в 2-х частях. Часть I. М.,1996. 528 с.

206. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Учебник для педагогических вузов. Под ред. И.Т.Крука. Киев, 1984. 318 с.

207. Русская литература XIX века, 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Ю.И.Лыссого. М., 1997. 527 с.

208. Русская литература XX века, 11 класс. Практикум для общеобразовательных учреждений. /Под ред.Ю.И.Лыссого. М., 1998. 527 с.

209. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. В 2 частях. //Под ред. Ф.Ф.Кузнецова/. Часть 2. М., 1991. 383 с.

210. Русская литературная критика конца XIX-начала XX в. /Сост. -А.Г.Соколов, М.В. Михайлова. М., 1982.

211. Русская литература XX века. Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов.//Составитель-JI. А. Смирнова. М. ,1995.- 383 с.

212. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. /Под ред. П. А. Николаева. М., 1990. 880 с.

213. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1989-1994.

214. Русские философы (конец XIX-середина XX века): Антология. Вып. 1 /Сост.- А.Л.Доброхотов и др. М., 1993. 324 с.

215. Русская философия. Словарь. /Под общ.ред.М.А.Маслина. М.•, 1995.- 655 с.

216. Русский Эрос, или Философия любви в России. /Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков./М., 1991. 448 с.

217. Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958. 611 с.

218. Рыбникова М.А. Изучение родного языка. Вып.I.Минск,1921. 104 с.

219. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963.- 314 с.

220. Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов: Очерки. М., 1971. - 143 с.

221. Сарнов Б. Заложник вечности. Случай Мандельштама. М., 1990.216 с.

222. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: проблема жизнетвор-чества. Автореф.докт.дисс. Воронеж, 1991. 32 с.

223. Серебряный век: Мемуары. М., 1990, 412 с.-226. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993. 340 с.

224. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). М., 1996. 672 с.

225. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М,, 1984. 96 с.

226. Слободнюк С.0. Н.С.Гумилев: Проблемы мировоззрения и поэтики. Душанбе, 1992. 181 с.

227. Словарь литературоведческих терминов (Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев) М., 1974.

228. Соколов А. Г. История русской литературы конца 19-начала XX века: Учебник для филолог.спец.ун-тов. М., 1984. 360 с.

229. Сомова Л. А. Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству.Автореферат.канд.дисс.Минск,1992.-16 с.

230. Сон Чан Хо. Изучение творчества русских поэтов-символистов в иноязычных студенческих группах. Автореф.канд.дисс.М.,1996.- 15 с.

231. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики. Автореф. канд. дисс. М., 1994. 16 с.

232. Спиваковский П. "Индия духа" и Машенька. "Заблудившийся трамвай" Н.Гумилева как символико-акмеистическое видение. //Вопросы литературы, сентябрь-октябрь 1997. с. 39-53.

233. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 1970. 293 с.

234. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976. 221 с.

235. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы (по лучшим образцам русским и иностранным). СПб., 1869 .

236. Струве Н. 'Осип Мандельштам. Томск, 1992. 268 с.

237. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. 96 с.

238. Тимофеев Л. И. О преподавании теории литературы в школе.//Литература в школе. 1946. N 3-4, с. 87

239. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. Учеб.пособие для пед.ин-тов. М., 1976. 448 с.

240. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. М., 1967. 184 с.

241. Толстой А.Н. Собр.соч. в 8 томах. Том 6. М., 1972.

242. Томашевский Б. Теория литературы, (Поэтика). Л,, 1925. 232 с.

243. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994. 480 с.

244. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы.Кино. М. ,1979.- 574 с.

245. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. JI., 1924. 138 с.

246. Тэн И. Философия искусства. М., 1996. 315 с.

247. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с.

248. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX-начало XX в.). М., 1970.

249. Федоров А. И.Анненский. Личность и творчество. Л., 1984.

250. Философский энциклопедический словарь. М., 1987. 882 с.

251. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. 400 с.

252. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М., 1985. - 224 с.

253. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. 287 с.

254. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. 398 с.

255. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтические странствия./Пер. с англ.Дневники, воспоминания, письма А.А.Ахматовой. М., 1991. 382 с.

256. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. М., 1991. 192 с.

257. Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В.Петровского. М., 1977.

258. Черкасский В.Б. Поэтический мир Александра Блока (1908-1917). Ав-тореф.канд.дисс. М., 1983. 16 с.

259. Чеховиана. Чехов и "серебряный век". М., 1996 320 с.

260. Чулков Г. Валтасарово царство. М., 1998. 607 с.

261. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов. Книга для учащихся старших классов. М., 1992. 160 с.

262. Шаповалов М.А. Король поэтов. Путь Игоря Северянина //Литература в школе, 1992 Г., N 5-6.

263. Шенгели Г. Поль Верлен//Поль Верлен. Избранное. М.,1996. 237 с.

264. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1901, т. 2.

265. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. 152 с.

266. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. 551 с.

267. Эллис. Русские символисты. М., 1910.ф 271. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 554 с.

268. Энциклопедия символизма. /Ж.Кассу и др./Пер.с фр.М. ,1998.- 429 с.

269. Якобсон П. М.Психология художественного восприятия.М.,1964.- 86 с.

270. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда. //Философские науки, 1989, N 9.

271. Donchin G. The Influence of French Symbolism on Russian poetry. The Hague: Mouton, 1958.

272. Sloane David A. Aleksander Blok and the Dynamics of the Lyric Ф Cycle. Columbus, Ohio: Slavica, 1988.

273. Richardson W. "Zolotoe Runo" and Russian Modernism 1905-1910& Ann Arbor: Ardis, 1986.