Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений

Автореферат по педагогике на тему «Формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Борейко, Ирина Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений"

003484872 На правах рукописи

БОРЕЙКО Ирина Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка; уровень профессионального образования)

2 6 НОЯ 2009

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург - 2009

003484872

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель доктор искусствоведения, доцент

Бородин Борис Борисович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Николаева Анна Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Подгорных Екатерина Михайловна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Российский государственный

педагогический университет имени А.И. Герцена»

Защита состоится 4 декабря 2009 г. в 14 часов в аудитории 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан 3 ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета у/Сь^* Матвеева Л.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место -именно здесь обучающиеся получают основные знания и навыки, которые становятся фундаментом их профессионального роста. Для специальности «0501 Инструментальное исполнительство, специализация фортепиано» неотъемлемым компонентом профессионального базового комплекса является история этого вида творческой деятельности.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой Правительством Российской Федерации, главной задачей образовательной политики в стране является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Однако, как показывает опыт, у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений (далее ССУЗов) нередко наблюдается определенная диспропорция между уровнем развития практических навыков исполнительства, приобретенных в классе по специальности, и уровнем их теоретической оснащенности в области фортепианного искусства. Следовательно, формирование у студентов-пианистов знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства является актуальной проблемой, требующей для своего решения разработки соответствующего методического обеспечения.

В процессе изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» студенты получают значительный объем информации, успешное освоение которой нуждается в систематизации и структурировании. Прочной основой для оптимальной организации этого учебного материала может служить научно обоснованная периодизация истории исполнительства, ее связь с историей культуры, что отражено в требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующей специальности, содержащихся в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.

Таким образом, формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов фортепианных отделений ССУЗов является важнейшей составляющей их профессионального обучения. Эти знания становятся базисом для выработки профессионально обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства, верным руководством в творческом поиске студентов. Формирование знаний должно строиться на глубоком усвоении будущими музыкантами-профессионалами принципа историзма применительно к музыкальному искусству в целом и к исполнительству в частности. Подобный подход предполагает системное рассмотрение явлений исполнительского искусства в широком историко-культурном кон-

тексте, что позволяет не только обнаружить закономерности развития этого вида художественного творчества, но и наглядно представить характерные особенности каждого этапа его эволюции.

Вопрос периодизации истории фортепианного исполнительства привлекал внимание многих исследователей. В учебнике «История фортепианного искусства» А.Д. Алексеева (М., 1988), предназначенном для студентов музыкальных вузов, но применяемом и в средних учебных заведениях, основой периодизации становятся общественно-экономические отношения. Другие работы этого же автора посвящены отдельным национальным исполнительским школам (Россия, Франция), инструментальным эпохам (клавирный период), конкретным этапам развития исполнительского искусства («Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины XX века». М., 1995). Стилистический подход к периодизации явлений исполнительства характерен для Д.А. Рабиновича, С.Е. Фейнберга, В.П. Чинаева. Категорию художественного стиля и ее роль в теории и практике преподавания музыки исследует А.И. Николаева. Культуротворческий потенциал фортепианного искусства, взятый в исторической перспективе, раскрывает Н.И. Мельникова. Эволюцию исполнительства во взаимодействии инструментального и композиционного аспектов рассматривает Б.Б. Бородин. А.Ф. Хитрук в диалогах с выдающимися музыкантами предлагает размышления об исторических судьбах русской фортепианной школы. Фортепианное искусство с позиций смены технических систем (пальцевая игра; весовая игра; анатомо-физиологическая школа; психотехническая школа) анализирует Дж. Кочевитски (G. Kochevitsky). Для нашего исследования было плодотворно также знакомство с целым рядом монографий таких авторов как Л.А. Ба-ренбойм, Г.М. Коган, Я.И. Мильштейн, В.А. Натансон, A.A. Николаев, М.В. Смирнова, В.А. Шекалов, Г.Г. Фельдгун, С.М. Хентова. Обзор специальной литературы позволил сделать вывод о многообразии подходов к указанной проблеме. Тем не менее, методика формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у ССУЗов до сих пор не была предметом специального исследования.

Таким образом, выявлены следующие противоречия:

- социально-педагогического характера - между требованиями общества к фундаментальности подготовки современного специалиста и недостаточным уровнем теоретической оснащенности выпускников фортепианных отделов ССУЗов;

- научно-педагогического характера - между многообразием подходов к проблемам истории исполнительства и необходимостью выбора научно обоснованной периодизации истории фортепианного исполнительства, отвечающей принципу доступности, учитывающей уровень теоретических знаний в области искусства и возрастные особенности студентов ССУЗов;

- научно-методического характера - между требованием Государственного образовательного стандарта среднего специального образования к со-

держанию учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», предусматривающим изучение периодизации истории исполнительства, ее связи с историей культуры, и отсутствием методики формирования знаний о периодизации истории исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов. Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, сущность которой заключается в теоретическом обосновании периодизации истории фортепианного исполнительства и разработке методики формирования знаний о ней у студентов-пианистов ССУЗов. Актуальность, практическая значимость, но при этом недостаточная разработанность отмеченной проблемы определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений».

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-пианистов в средних специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: методика формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства».

Цель исследования: разработать и обосновать методику формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов и проверить ее эффективность на практике.

Гипотеза исследования: формирование знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» будет происходить эффективно если:

- данную периодизацию рассматривать в контексте истории культуры, в органической связи с историей смежных видов искусства;

- разработать и внедрить в учебный процесс методику формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства, основанную на принципах междисциплинарности, единства чувственного и рационального познания, когда освоение теоретических знаний студентами происходит на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства;

- главными компонентами методики считать: метод «погружения», предполагающий целостное восприятие студентами художественных особенностей той или иной эпохи; проблемные методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), развивающие самостоятельность и творческую активность учащихся;

- определить педагогические условия реализации данной методики и приёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний и практических навыков.

В соответствии с заявленной целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

1) осуществить анализ специальной литературы с целью выбора научно обоснованной периодизации истории фортепианного исполнительства, отвечающей принципу доступности, учитывающей уровень теоретических знаний в области искусства и возрастные особенности студентов ССУЗов;

2) разработать критерии и показатели уровней сформированности у студентов-пианистов знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства;

3) основываясь на проблемных методах обучения, определить средства, формы и приемы учебной деятельности, нацеленные на формирование у студентов-пианистов знаний в обозначенной сфере;

4) выявить педагогические условия реализации методики формирования у студентов-пианистов знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства;

5) в процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики.

Методологическую основу исследования составили: идеи, концепции, теории, раскрывающие закономерности развития культуры и искусства (H.A. Бердяев, Г.Ф. Гегель, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, О. Шпенглер); общие концепции историзма, предусматривающие изучение объекта как системы, развивающейся во времени (Дж. Вико, И.Г. Гердер, Н.Я. Данилевский, Э. Трёльч, А. Тойнби), а также идеи историзма, высказанные применительно к музыкальному искусству (Т. Адорно, Б.В. Асафьев, А.Н. Серов, Б.Л. Яворский); исследования по истории и теории фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, О. Би, Б.Б. Бородин, Л.Е. Гаккель, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, К. Мартинсен, Я.И. Мильштейн, Н.И. Мельникова, В.А. Натансон, Д.А. Рабинович, В.П. Чинаев); положения теории познания (В.В. Байлук, В.В. Ильин, В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, B.C. Степин); теоретическое обоснование «метода погружения» (P.M. Грановская, М.П. Щетинин, A.A. Остапенко, A.B. Хуторской); дидактические подходы к определению содержания образования и эффективной организации учебного процесса (Ю.Б. Бабанский, Е.В.Бережнова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); рекомендации по проведению педагогических исследований (A.C. Белкин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Б.Е. Стариченко, Г.М. Цы-пин).

В ходе исследования применялись следующие методы:

- теоретические: анализ специальной литературы по различным аспектам исследования (проблемы историзма в изучении явлений культуры, в частности, в области фортепианного исполнительства и педагогики, вопросы

методологии формирования знаний); обобщение и систематизация идей по структурированию содержания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства»; педагогическое проектирование и моделирование;

- эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания, опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.

Экспериментальной базой исследования явился ГОУ СПО «Озерский колледж искусств» (г. Озйрск, Челябинская область).

Исследование проводилось с 1995 по 2009 год и состояло из трех этапов. Первый этап (1995-2000) включал в себя осмысление личного опыта преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», а также изучение и анализ литературных источников по различным аспектам исследования, что дало возможность обозначить объект, предмет, цель, задачи диссертации и сформулировать ее предварительную гипотезу. На втором этапе (2000-2007) были определены теоретические основы, на базе которых была предложена авторская методика формирования у студентов-пианистов ССУЗов знаний о периодизации истории исполнительства в процессе изучения ими курса «История фортепианного исполнительства». С этой целью были выделены основные тематические блоки указанной дисциплины и разработаны дидактические материалы, ориентированные на оптимальное усвоение студентами ее содержания. Для проверки выдвинутой гипотезы и выявления эффективности разработанной методики в естественных условиях учебного процесса последовательно проводилась опытно-поисковая работа. На третьем этапе (2007-2009) осуществлялся анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация данных опытно-поисковой работы; формулировались выводы и происходило литературное оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) Определены следующие параметры периодизации истории фортепианного исполнительства: специфика художественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента.

2) Разработана методика формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов, включающая три этапа: мотивационный, нацеленный на формирование стойкого интереса к дисциплине «История фортепианного исполнительства» как к важнейшей составляющей профессионального образования; развивающий, направленный на создание у студентов целостной картины каждого из периодов; обобщающий, ориентированный на выработку у них научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства.

3) Установлены следующие критерии сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов

ССУЗов: (1) осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; (2) идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; (3) знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены и проанализированы основные психолого-педагогические предпосылки формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов, связанные с возрастными особенностями обучающихся (стремление к самостоятельности, определенная диспропорция между уровнем сформированности у них практических исполнительских навыков и теоретических знаний);

- обоснована эффективность метода «погружения» при изучении студентами ССУЗов дисциплины «История фортепианного исполнительства»;

- дана рабочая дефиниция метода «погружения», предполагающего восприятие обучающимися явлений исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи.

Практическая значимость исследования:

- создана авторская программа учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», учитывающая специфику функционирования ССУЗа в условиях малого города;

- разработан учебно-методический комплекс: учебный план, программа дисциплины «История фортепианного исполнительства», курс лекций, тесты, контрольные формы, тетрадь семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы;

- разработано и внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства» (фортепиано);

- разработан дидактический материал по формированию знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемных методах обучения с применением средств мультимедиа; сформирована видеотека.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы, адекватной цели, задачам и объекту исследования, подтверждены данными опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами Озерского колледжа искусств (г. Озерск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: международных - в Екатеринбурге (2008), Магнитогорске (2003, 2004, 2007), Самаре (2006-2008), Нижнем Новгороде

(2006); всероссийских - Саратов (2007), Пермь (2007), Томск (2008); региональных - Екатеринбург (2006), Челябинск (2006).

Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озерский колледж искусств».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учитывая уровень теоретической подготовки и возрастные особенности восприятия студентов ССУЗов при изучении ими дисциплины «История фортепианного исполнительства» целесообразно придерживаться следующей наиболее обобщенной схемы периодизации: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано; период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Критериями сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов являются: (1) осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; (2) идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; (3) знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи.

3. Методика формирования у студентов ССУЗов знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства состоит из трех этапов: мотиваци-онного, развивающего и обобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приемы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», на приемах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приемах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

4. Педагогическими условиями реализации данной методики последовательно выступают: 1) опора на непосредственные художественные впечатления, 2) формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, 3) освоение студентами принципа историзма, 4) активные и интерактивные формы проведения занятий, 5) возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельность студентов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении аргументируется актуальность темы исследования, определяются проблема, объект, предмет, цель исследования, формулируются гипо-

теза и задачи, раскрывается методологическая основа, излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяются этапы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений» определяется значение периодизации исторических процессов в сферах науки, искусства, фортепианного исполнительства и педагогики, рассматривается возрастная специфика формирования знаний у студентов ССУЗов.

Термин периодизация происходит от греческого слова periodos, обозначающего обход, круговращение, определенный круг времени. По словам М.С. Друскина, периодизация - «это словно нанесенный на кальку чертеж истории». Она формализует реальный исторический процесс, устанавливает ориентиры, помогающие обнаружить в нем скрытую логику. Сама идея периодизации восходит к мифологемам, отражающим естественные временные процессы: смену дня и ночи, времен года. Жизненные реалии были абстрагированы в триаде «зарождение - расцвет - упадок», применимой как к биографии отдельного человека, так и к истории этносов и государств. Так, К.Н.Леонтьев рассматривал культурно-исторические процессы в чередовании трех стадий: (I) «первоначальной простоты», (2) «цветущей сложности», (3) «вторичного упрощения». К древности относится также идея о качественной неоднородности истории, воплотившаяся в представлениях о «золотом», «серебряном», «медном» и т.д. веках в истории человечества. В историографии сформировались такие устойчивые понятия как «Древний мир», «Средние века», «Новое время».

Для построения периодизации исторического процесса важнейшую роль играет то, на каком принципе она основывается. Еще в старинных хрониках наблюдается номиналистический подход, когда движение истории разделяется на времена правления тех или иных исторических деятелей (например, «век Перикла», «эпоха Александра I»). При изучении искусства подобный подход предстает в последовательности персоналий. Такой принцип прослеживается в книге Г. Шонберга «Великие пианисты» (М., 2003). Другой подход можно определить как формально-хронологический - здесь границы определяемых периодов условно совпадают со сменой столетий. Именно так структурирован материал в книге Г.Г. Фельдгуна «История смычкового искусства» (Новосибирск, 2006). Наиболее продуктивным представляется обобщающий подход, который связан со стремлением обнаружить содержательное родство близких по времени явлений, их приведением к некоему хронологически ограниченному единству. Для создания периодизации, основанной на этом принципе, необходим, по определению С.Х. Раппопорта, «комплекс обуславливающих систем» - критериев, по которым она выстраивается. При рассмотрении истории фортепианного исполнительства в контексте мировой культуры важнейшим критерием станут: специфика

художественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента. Определяя доминирующую трактовку инструмента в ту или иную эпоху, мы опираемся на концепцию трёх тенденций в инструментальном искусстве (Б.Б. Бородин). В ней выделяются: (1) тенденция к относительной инструментальной нейтральности; (2) центростремительная тенденция, связанная с раскрытием имманентной природы инструмента; (3) центробежная тенденция, берущая в качестве образцов явления различной инструментальной и неиструменталь-ной природы.

Клавирный период является для фортепианного исполнительства предысторией, однако он важен и для истории фортепианного исполнительства, так как именно в это время были созданы произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо, Д. Скарлатти, ставшие впоследствии неотъемлемой частью репертуара пианистов. Особенности клавирного периода определяются эстетикой Барокко, относящегося к художественным эпохам аклассического типа (Г. Вёльфлин), воплощающих мир в процессе его становления. Отличительными признаками произведений клавирного периода являются полифонический склад, «единство аффекта» и «террасообразная» динамика. Основной фигурой эпохи является «универсальный музыкант», выполняющий обширный круг обязанностей (композиция, исполнительство на различных инструментах, преподавание). Поэтому воспитание музыканта предполагало комплексность: одновременное обучение навыкам импровизации, композиции, исполнительства и освоение теоретических знаний. В клавирный период преобладает тенденция к инструментальной нейтральности, что связано с преимущественно полифоническим типом мышления.

Период перехода от клавира к фортепиано занял 60-80-е годы XVIII столетия. Хронологически он частично совпадает с «веком Просвещения», художественным течением сентиментализма и с формированием венской классической школы. Здесь преобладает гомофонно-гармоническое мышление, чёткое разграничение фактурных планов; статус исполнителя и трактовка инструмента носят переходный характер, не предполагающий полного обособления исполнительской деятельности; в педагогической практике сохраняются традиции универсализма. Конструкция фортепиано в это время ещё не стабилизировалась. В фактуре сочинений отмечаются приёмы, заимствованные из клавирной практики (ручная педаль), преобладает тесное расположение гармонических фигурации. Демпферный механизм (правая педаль) используется в качестве дополнительного выразительного средства.

Период классицистского фортепиано, занимающий рубеж ХУШ-Х1Х веков, связан с окончательным утверждением в музыкальной практике фортепиано, вытеснившего старинные клавишные инструменты. Его художественные особенности определяются зрелыми образцами венского классицизма. Г. Аберт ограничивал это направление 1782-1812 годами. Венский классицизм характеризует гуманистическая направленность, широкий охват

жизненных явлений, равновесие эмоционального и рационального, стройность и ясность формальных решений. Продолжается обособление исполнительской деятельности. Наиболее типичной для этого периода является фигура исполнителя-композитора, в творчестве которого преобладает исполнительская составляющая [Я.Л. Дусик (1760-1812), М. Клементи (17521832)]. В фортепианной педагогике всё большее внимание уделяется воспитанию технических навыков. Развивается жанр инструктивного этюда. В крупных музыкальных центрах (Вена, Париж, Лондон) продолжается совершенствование конструкции инструмента. Фортепианная фактура приобретает большую масштабность, концертность, хотя и остаётся в рамках «мануального» пианизма.

Период романтического фортепиано занимает практически всё XIX столетие и характеризуется мощным расцветом фортепианного исполнительства. Романтической лирике свойственна тончайшая передача эмоциональных нюансов, глубоко личностное начало, что приводит к индивидуализации музыкального языка и фортепианной фактуры. Педаль становится фактурно-необходимым средством, организующим фактурное пространство всего диапазона фортепиано. В трактовке инструмента наблюдаются как центростремительная (Ф. Шопен), так и центробежная (Ф. Лист) тенденции. Основной фигурой в исполнительской сфере становится странствующий виртуоз во всех его разновидностях,- от «акробатов» фортепиано до исполнителей-пропагандистов. Исполнение становится, по словам А.Г. Рубинштейна, «вторым творением», где интерпретатор оказывается равноправным с композитором. Формируются национальные исполнительские школы. Нарастает тенденция к историчности, свидетельством чего являются «исторические концерты» А.Г. Рубинштейна, распространение редакций сочинений «старых мастеров», возрождение исполнительства на старинных инструментах (Ф.Ж. Фетис, Л. Демьер). Фортепианная педагогика этого периода так же многообразна, как и исполнительская практика. Для ряда преподавателей главной целью было воспитание у ученика виртуозной техники (Ф. Капькбреннер, И.Б. Ло-жье). В педагогической деятельности Ф. Шопена, Ф. Листа, братьев Рубинштейнов господствовала идея единства художественного и технического начал, понимание высокой миссии исполнителя.

Период постромантического фортепиано начинается на рубеже XIX-XX веков и характеризуется необычайным разнообразием художественных направлений, стилей, способов трактовки инструмента. Этот период невозможно рассматривать в рамках какой-либо отдельной художественной эпохи. Здесь наблюдаются тенденции, связанные с эстетикой позднего романтизма (импрессионизм, экспрессионизм), и анти-романтические установки, которые можно сопоставить с урбанизмом и конструктивизмом. Многообразие композиторских стилей находит отражение в различии творческих манер исполнителей. Историчность мышления становится неотъемлемым признаком профессионализма. В фортепианной педагогике наблюдается активное взаи-

модействие национальных школ, связанное с процессами глобализации. Важнейшим фактором, отличающим данный период от всех предшествующих, является распространение и совершенствование звукозаписи. Поэтому при его изучении у преподавателя есть возможность перенести центр тяжести непосредственно на исполнительство путём активного использования аудио-и видеоматериалов.

Неоднородность содержательного наполнения учебной дисциплины диктует необходимость отдельного рассмотрения проблемы формирования знаний. «Знание — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное» (С.А. Лебедев). Знания формируют взгляд на мир, меняют отношение к нему, поднимают обучаемого на новый уровень психического развития. Научное знание характеризуется системностью, базируется на теоретических формах отражения мира, и может быть передано путем организованного целенаправленного обучения. Учебное знание является адаптированной формой научного знания и составляет содержание учебной дисциплины (В.И. Гинецинский). Методы формирования знаний включают в себя разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю обучаемого. В педагогике искусства значительную роль играют перцептивные, эмпирические и интуитивные виды знания, связанные с суггестивными методами воздействия на обучающегося. К таким методам относится метод, традиционно используемый при обучении иностранному языку - «погружение» в языковую среду. При изучении истории фортепианного исполнительства он модифицируется в метод «погружения» в культуру. Дается рабочее определение этого метода, которое гласит: метод «погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства» предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи. Цель метода - создание у студентов объемной картины исторического процесса в искусстве, формирование их стилистической грамотности, необходимой для исполнения музыкальных произведений различных эпох.

Огромное значение в процессе формирования знаний принадлежит самой личности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей - это внешние факторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания, которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, и генетический компонент относятся к факторам внутренним. Формирование знаний являются результатами взаимодействия этих двух факторов - внешнего и внутреннего, и в случае ущербности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида. Поэтому преподавателю

необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но и его возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возраста студента ССУЗа будут, прежде всего, проблемные методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), которые обеспечивают его определенную самостоятельность, столь желанную в этом возрасте. В.П. Бес-палько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации: репродуктивный (понимание, узнавание, воспроизведение) и продуктивный (применение, творчество). Предлагаемая методика формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗов подразумевает последовательный переход от репродуктивного к продуктивному уровню освоения содержания дисциплины. Центральное место в этом переходе занимает метод «погружения». Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся (И.И. Нурминский, Н.К. Глады шева). Но в восприятии искусства не меньшую роль играет их эмоциональная отзывчивость, предшествующая рефлективной стадии на которой происходит усмотрение наиболее существенных черт общности в разных видах искусства. Далее включается процесс запечатления и запоминания учащимися выделенных свойств и отношений, в их сознании создается система ассоциативных связей, объединяющая разнородные явления. Затем воспринятые и понятые субъектом свойства и отношения становятся частью личного интеллектуально-эмоционального опыта, который позволяет учащемуся свободно оперировать полученными знаниями на продуктивном уровне.

Динамика данного процесса нашла свое выражение в намеченной стратегии реализации предлагаемой методики. В ней были обозначены три этапа: (1) мотивационный, направленный на осознание студентами дисциплины «История фортепианного исполнительства» как важнейшего компонента их профессионального образования; (2) развивающий, нацеленный на комплексное изучение каждого из периодов этой истории в контексте смежных видов искусства; (3) обобщающий, ориентированный на выработку у студентов научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства. Для каждого из этапов были выбраны принципы, методы, приемы, формы и средства, адекватные целям и задачам этих этапов. Для мотивационного этапа, имеющего своей целью адаптацию студентов к профессиональной деятельности, представляются наиболее целесообразными принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приемы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Специфика развивающего этапа предполагает принцип комплексности, проводимый при помощи метода «погружения», дающего возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, приемов аналогии и ассоциации, форм бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап требует применения принципа самостоятельности обучающихся, базируется на про-

блемно-поисковых методах, приемах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций, музыкально-поэтических вечеров.

Во второй главе «Методика формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов-пианистов в процессе среднего профессионального образования» определены критерии, показатели и уровни сформированности знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства, изложена методика их формирования, проанализированы результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы.

Исследовательская работа проводилась в течение 10 лет в процессе занятий по учебной дисциплине «История фортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группах составила 70 человек. Согласно программе изучение дисциплины проводилось в форме лекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48 учебных часов на формирующем этапе и 24 учебных часа на контрольном этапе опытно-поисковой работы).

Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальных методов формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства, наиболее соответствующих возрастным психологическим особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важнейшие задачи профессионального роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбаланса между уровнем сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнем теоретических знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчность мышления и стилистическая грамотность исполнителей.

Методы опытно-поисковой работы были разработаны на основе рекомендаций отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, В.П. Бес-палько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основными методами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианного исполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающий и опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.

Были определены следующие критерии сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов: (1) осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; (2) идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; (3) знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи.

Критерий осведомлённости о периодизации фортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённость о названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлён-

ность об основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификации периодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве.

Низкий уровень сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства предполагает, что студент (1) осведомлен о названиях, исторических границах не менее двух периодов истории фортепианного исполнительства и знает не менее пяти персоналий; (2) испытывает затруднения с исторической идентификацией явлений исполнительского искусства, музыкальных произведений (исходя из трактовки инструмента) и принципов педагогики музыкального образования; (3) имеет ограниченные представления об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, слабо ориентируется в художественных направлениях и индивидуальных стилях фортепианного исполнительства.

Средний уровень сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства характеризуется тем, что студент (1) осведомлён о названиях и исторических границах всех периодов истории фортепианного исполнительства и знает не менее десяти персоналий; (2) в целом верно идентифицирует явления исполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогики музыкального образования в историческом плане; (3) обладает знаниями об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, способен охарактеризовать художественные направления и индивидуальные стили фортепианного исполнительства.

Высокий уровень сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства констатируется, если студент (1) осведомлён о названиях, содержании и исторических границах всех периодов истории фортепианного исполнительства и знает более десяти персоналий; (2) свободно идентифицирует явления исполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогики музыкального образования в историческом плане; (3) представляет фортепианное исполнительство в художественном контексте эпохи, умеет самостоятельно анализировать художественные направления и индивидуальные стили фортепианного исполнительства.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы в процессе коллективного прослушивания фортепианных произведений различных эпох и в

разных исполнениях посредством наводящих вопросов преподавателя осуществлялась обобщение и корректировка существующих у студентов эмпирических знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства. Наиболее показательными заданиями этого этапа явились тесты, анкеты с незаконченными предложениями, исполнительский анализ произведений, письменные работы по проблемам исполнительства, которые и позволили определить уровень сформированности у студентов знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства. В результате диагностики было установлено, что наибольшие затруднения у студентов вызывают задания, связанные с идентификацией и соотнесением явлений исполнительского искусства с соответствующими художественными эпохами.

Принимая во внимание недостаточную ориентированность большей части студентов в истории искусства, ограниченную их возрастом и художественным опытом, нами была избрана наиболее обобщенная периодизация истории фортепианного исполнительства, сопоставленная с основными этапами развития искусства в целом и включающая: (1) клавирный период, (2) период перехода от клавира к фортепиано, (3) период классицистского фортепиано, (4) период романтического фортепиано, (5) период постромантического фортепиано.

Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единства чувственного и рационального познания, а освоение теоретических знаний студентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональная специфика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусств является культурообразуюшим объектом.

Формированию знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства в художественном контексте той или иной эпохи способствует применение в педагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства («Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русский музей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формы учебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентов средних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемые вступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихся композиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явлений исполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельности студентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в форме студенческих печатных работ.

Согласно намеченному плану, методика формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего.

(1) На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождались комментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей. Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений с последующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялось произведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связи учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями в специальном классе и, следовательно, о необходимости ее изучения.

(2) На развивающем этапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнились мультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальными фильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов и исполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти», «Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «Великий Гилельс»). Все большее значение стали приобретать активные формы обучения - беседы, диспуты, коллективные обсуждения.

(3) На обобщающем этапе преобладающими являются проблемно-поисковые методы обучения, возрастает самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий становятся подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и мировая фортепианная культура»), в конкурсах студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических вечерах («А. Мицкевич и Ф. Шопен»),

На всех этапах использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие областные центры, посещали студенческие классные вечера, концерты преподавателей колледжа и выступления гастролеров.

После реализации разработанной методики на контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа - тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. В группе студентов фортепианного отделения 2001 г. 21% достигли высокого уровня, 64% -среднего, 15% остались на низком уровне. В 2003 году 20% респондентов имели высокий уровень, 68% - средний, 12% остались на низком уровне. В 2005 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признаны 63%, низким - 14%. В 2007 достигли высокого уровня 30%, среднего - 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная ди-

намика в уровнях знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства, что и позволило составить следующую сводную таблицу: Сравнительная тайлшш уропиеЯ сформированное™ шаиий об исторической ищникитииш фора-нлашюго »киошипсльспш у С1 > дсикш ФО СС У'Зи (1Ю критериями и показателям)

Критерии сформиро1й1 и юеш -знаний о периодизации истории ф-н ишолшпедылва Уровни Этапы

констатирующий контрольный

Осведомленность Ншкий 50 17

Средний Высокий . _________________ 6 65 18

Идентификация Низкий 34 20

Средний 66 50

Высокий 0 30

Знание Низкий 70 0

Средний .41 70

Высокий 0 30

Среднеарифметическое -значение сформированное«! знаний Низкий 51 12

Средний 49 62

Высокий 0 26

Значения результатов анализа представлены в процентах, а нецелые числа подвергнуты округла 1ию

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы и констатирующего этапа опытно-поисковой работы было выявлено, что, учитывая возрастные особенности и уровень теоретической подготовки в области искусства студентов ССУЗов, целесообразно использовать следующую периодизацию истории фортепианного исполнительства: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Установлены критерии и показателя сформированности знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов ССУЗов. (1) Осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. (2) Идентификация периодов истории фортепианного исполнительства, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. (3) Знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соот-

ветствующей художественной эпохи, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве.

3. Методика формирования у студентов ССУЗов знаний о периодизации истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивацион-кый, развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приемы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приемах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приемах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

4. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: 1) опора на непосредственные художественные впечатления, 2) формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, 3) освоение студентами принципа историзма, 4) активные и интерактивные формы проведения занятий, 5) возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельность студентов, отражающаяся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний - к продуктивному.

5. В процессе опытно-поисковой работы была подтверждена эффективность разработанной методики в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Это выражено возросшими знаниями студентов колледжа искусств об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знаниями о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знаниями об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве.

Исследование может быть продолжено в направлении дальнейшей детализации периодов истории фортепианного исполнительства. Это особенно актуально применительно к последнему, постромантическому этапу, который отличается особым стилевым многообразием. Представляется возможной также экстраполяция опыта настоящего исследования на изучение аналогичных проблем формирования знаний о периодизации истории исполнительства у студентов иных инструментальных специализаций.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах: Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАКМОиН РФ:

1. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] I И.М. Борейко // Музыка и время. - 2007. - №7. - С. 9-11. Принято к печати 27.11.2006.

2. Борейко, И.М. Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Интеграция образования. - 2009. - №2. - С.79-81.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:

3. Борейко, И.М. Воспитание образного мышления на уроках специальности (на примере цикла «Времена года» П.И.Чайковского) [Текст] / И.М. Борейко // Художественный образ в исполнительском искусстве: тезисы и материалы IX Российских педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске «Искусство, наука и художественное образование» 25-29 ноября 2003 г. / МаГК. - Магнитогорск, 2004 . - С. 115-117.

4. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф. Лосева [Текст] / И.М. Борейко // Философия и наука: материалы V Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей, Екатеринбург, Россия, 25 апреля 2006 г. - УрГПУ. - Екатеринбург, 2006. - С.7-9.

5. Борейко, И.М. О задачах дисциплины история фортепианного искусства. [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Часть 41. Педагогика: труды 2-го Международного форума (7-й Международной конференции), Самара, 20-23 ноября 2006 г. -Самара, 2006,-С.30-33.

6. Борейко, И.М. Чтобы снова обрести «Золотой век» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов. Выпуск Ш, Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - С.254-258.

7. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М.Борейко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы VIII Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов. Выпуск 8, Нижний Новгород: Издательство Нижегородской гос. консерватории, 2007.-С. 95-101.

8. Борейко, И.М. «История фортепианного искусства» - плюрализм мнений и концепций [Текст] / И.М.Борейко // Актуальные проблемы современной науки Часть 26. Музыкальное искусство: труды 3-го Международного форума (8-й Международной конференции), Самара, 20-23 ноября 2007 г. -Самара, 2007. - С.5-8.

9. Борейко, И.М. История фортепианного искусства и время [Текст] / И.М. Борейко // Система непрерывного художественного образования: теоре-

тико-методологические и прикладные аспекты: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 2225 октября 2007 г. - ПГИИК. - С.22-31.

10. Борейко, ИМ. Бородин Б.Б. как историк фортепианного искусства [Текст] / И.М.Борейко H Краеведение и художественная культура Урала: творчество, исполнительство, образование: материалы международной научно-практической конференции 19-21 ноября 2007 года / МаГК. Ред.-сост. A.A. Глазунов. - Магнитогорск, 2008 . - С. 435-437.

11. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф.Лосева [Текст] / И.М.Борейко // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, C.B. Черевань, Т.С. Сорокина. - Челябинск, 2008. - Вып. 3. - С.26-34.

12. Борейко, ИМ. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, C.B. Черевань, Т.С. Сорокина. - Челябинск, 2008. - Вып. 3. -С.21-26.

13. Борейко, ИМ. О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у студентов ДХО, ФО ССУЗа [ Текст] / Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, C.B. Черевань, Т. С. Сорокина. - Челябинск, 2008. - Вып. 3. - С.233-247.

14. Борейко, ИМ. Об актуальности формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М.Борейко // К 115-летию музыкального образования в Сибири Актуальные проблемы музыкального образования: материалы Всероссийской научно-практической (заочно) конференции, Томск, 20-25 ноября 2008 г. - Томск, 2008. - С. 129-132.

15. Борейко, ИМ. О методах формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Часть 24. Педагогика: труды 4-го Международного форума (9-й международной конференции), Самара, 17-19 ноября 2008 г. -Самара,

2008. - С.72-76.

16. Борейко, И.М. О методах преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» [Текст] / Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы международной Интернет-конференции, Екатеринбург, декабрь 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т,

2009. - с.6-9.

Подписано в печать 19. 10. 2009г. Формат 60 х 84 Vis Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Отдел множительной техники. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: uspu@uspu.ru