автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Игра как метод ознакомления детей шестилетнего возраста с окружающим миром
- Автор научной работы
- Тарасова, Ольга Альбертовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Игра как метод ознакомления детей шестилетнего возраста с окружающим миром"
I i «i . U i;
.. 1 '',",»*) íono
• ! i. '.U IvJJ
РОССИЙСКАЯ АКАДШИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОЩЕОБРАЗОВАШЬНОЙ ШКОЛЫ Специализированный совет К-018.06.01
Нл правах рукописи
Тарасова Ольга АльОертояна
ИГРА КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДКТЕЯ ШИСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С 0КРУКАК1ЧИМ МИРОМ
13.00.02 - методика препопяряния биологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидатя педагогических наук
Москва-- Г993
Работа выполнена в институте общеобразовательной школы Роооийской академии образования
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент Н.Ф.Виноградова
Официальные оппоненты- доктор педагогических наук,
профессор С.А.Козлова,
кандидат педагогических наук, доцент З.А.Клегашина
Ведущее учреждение - Институт общего образования
Министерства образования Российской Федерации
/''/ . , / о
Защита состоится ■ - ■ ' 1993г. в ' часов
на заседании специализированного совета К 018.СБ.01 по при-суаденлю ученой степени кандидата педагогических наук в институте общеобразовательной школы Российской академии образования по адресу: 119903, г.Москва, ул.Погодинская,д.8.
С диссертацией можно познакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан "_"_• 1993г.
Ученый секретарь . специализированного
совета , В.П.Голов
кандидат пецаготичесних наук
ОБЦМ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие теории и передовой практики начального обучения России подтверждает реальность и необходимость существования четырехлетней начальной школы с началом обучения в шесть лет. При полной ясности принципа специфичности процесса обучения шестилетних школьников остается невостребованным принцип учета психологических возможностей и особенностей детей шестилетнего возраста, а потому и неясными многие вопросы методики обучения этого контингента учащихся.Эта мысль достаточно определенно прослеживается б концепции начального образования ( В.В.Давыдов, А.М.Пшкало, Л.Е.Журова ).
Решение данной проблемы невозможно без проведения исследований по частным методикам, что, в первую очередь касается новых для начальной школн предметов, содержание, методы преподавания и изучение которых являются для начальной школы нетрадиционными. Это было одной из причин нашего внимания к исследованию методических аспектов формирования природоведческих представлений при изучении предмета "Окружающий мир".
Анализ современной технологии обучения показувает, что учитель использует, в основном, информационно - рецептивные и репродуктивные методы обучения, которые ориентируются на восприятие и память школьника. В результате этого многие знания, например, об объектах природы усваиваются формально, вне ах связей и зависимостей. При всей важности для процесса обучения этих психических процессов особую роль играют воображение и мышление. Уровень ах сформированное™ определяет в конечном итоге успешность обучения. Необходимость поиска методов, способствующих в большей степени развитию этих психических процессов также обусловила выбор теш исследования.
Для нетрадиционного предмета "Окружающий мир" наиболее специфичной является игровая деятельность, т.к. в процессе ее идет познание и усвоение знаний о природе, формируются умения и навыки поведения в ней, а также осуществляется переход к новому виду деятельности. Окружающая природа предоставляет богатое содержание для сюжетов и ролей, а игра позволяет в интересной, творческой деятельности применять свои знания, воображать, придумывать.
Анализ научно-методической литературы и опыта работы школ первой ступени убедительно показывает, что в начальном обучении применяется в основном дидактическая игра. При всей ценности этого типа игр для ознакомления шестилетних школьников о окру-
Лающим миром, она является менее выгодным типом игровой деятельности. Выдвинуть это положение нам позволил анализ теории сю-> жетно-ролевой игры. Особое значение сюжетно-ролевой игры для формирования различных качеств личности и психического развития детей хорошо обосновано как в психологической, так и в педагогической литературе (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эль-конин. А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Р.И.Чуковская, Д.В.Мендае-ркцкая, Н.Я.Михайленко и др. ). Д.Б.Эльконин подчеркивал ватаое значение ролевой игры в развитии умения действовать по правилам, и}в этом отношении данный.тип игры является первичным. Это принципиальное психологическое положение остается по отношению к начальному обучению пока декларативным, что и определяет целесообразность проверки эффекта включения в учебный процесс по ознакомлению с окружащим сютетно-ролевой игры как метода обучения. В этом случае иы можем предположить, что,оставаясь по своей структуре игровой деятельностью, она включает учебную задачу, которая для ребенка остается скрытой. Вытекает потребность создания учебных сюяетно-ролевых игр с четкой программой учебных задач.
В методической литературе рассматриваются отдельные положения. связанные с методикой обучающей ролевой игры дошкольников ( Е.С.Матецкая. Е.И.Негневицкая и др.) ; использованием данного типа игры во внеурочной ( Е.С.Махлах ) и внеклассной деятельности школьников (Е.А.Фомин ) . Как метод обучения шестилетних первоклассников этот тип игры почти не используется. Это относится не только к практике, но типично и для исследовательских работ, посвященных методике предмета "Окружающий мяр"(Д.Я.Ал-брехта, Н.М.Бибик, Н.С.Коваль, Н.Ш.Султанова, М.Т.Юнусова и др.), особенно касается тех тем курса, которые знакомят детей с природой. Следствием недостаточного внимания к атому типу игры является неумение учителя руководить ролевой игровой деятельностью. Указанный недостаток может быть устранен в ходе специального исследования, рассматривающего сюжетно-ролевую игру как метод ознакомления 'с окружающей действительностью. В этом случае игра даст развивающий эффект тогда, когда уровень ее сформированности будет соответствовать требуемому для развития игры:принятив школьником воображаемой ситуации, развитие сюжета. Создается противоречие: с одной стороны, игра является эффективным.методом обучения, с другой - результативность применения обусловлена уровнем ее сформированности как деятельности. Преодоление этого
противоречия возможно, если учитель обеспечивает руководство развитием игры как специфической деятельностью. Но, чтобы таков руководство состоялось, учитель должен обладать научно-достоверными методическими рекомендациями. Проблемой исследования является поиск путей совершенствования процесса ознакомления с окружающим миром шестилетних школьников на основа использования деятельности, значимой для детей этого возраста. А также проверка приемов, устраняющих противоречие между игрой как эффективным методом обучения и уровнем ее сформированное™ как деятельности.
Цель исследования: определить и научно обосновать особенности использования игры как метода ознакомления детей шестилетнего возраста с окружающим миром(природоведческие темы).
Объект исследования:процесс ознакомления шестилетних первоклассников с природой при использовании учебных игр:дидакти-ческих и сюжетно-ролавих .
Предмет исследования:учебная сюжетно-ролевая игра по предмету "Окружающий мир".
Гипотеза:эффективность применения игры как ме'тода ознакомления с природой связана с устранением противоречия между потенциальными возможностями игровой деятельности и уровнем ее развития у шестилетних школьников. Это достигается при следующих условиях:
- если учитель владеет способами формирования детской игровой деятельности;
- если обеспечено взаимодействие разных типов игр;
- если система игр при изучении предмета "Окружающий мир" строится на приоритете сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
1. Дать оценку использования игры ( сюжетно-ролевая, дидактическая ) как метода обучения в теории и практике начального обучения.
2. Определить место и значение учебной сюжетно-ролевой и . дидактической игр в процессе изучения природоведческих тем предмета "Окружающий мир" в первом класов четырехлетней начальной школв.
3. Экспериментально проверить особенности руководства учебной сюжетно-ролевой игрой шестилетних первоклассников и на основе этого подготовить методические.рекомендации для учителя.
4. Проверить влияние специальных упражнений на развитие воображения детей шестилетнего возраста.
Методологической основой работы являются положения современной теории игры, включающие обоснование ее педагогического значения в ознакомлении шестилетних детей с окружающим миром и их развитии; психические и методические рекомендации для развития игровой деятельности, а также психолого-педагогические исследования возрастных особенностей детей шестилетнего возраста.
Для решения задач исследования применялись следующие методц;
а/. Психолого-педагогические:анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления теоретических основ исследована; наблюдение и анализ практического опыта применения игры как метода обучения; изучение и анализ продуктов деятельности учителя и учащихся ( педагогическая документация, конспекты уроков, детская продуктивная деятельность ) ; опытно - экспериментальное обучение; использование диагностических методик ( контрольно-сре-зовые работы ).
б/. Социологические: опрос, беседа, интервью.
• Систематическое исследование осуществлялось на базе двух первых классов СШ № 375 г. Москвы. Широкое внедрение проводилось в 17 школах г.Белгорода, в ряде школ республики Польша, ведущих обучение на русском языке. Всего 21 школа, около 1000 учащихся. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования? которое проводилось в три этапа.
На первое этапе ( 1989 - 1990) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, методической литературы; проведена конбтатация состояния этой проблемы в практике; проведены пробные уроки в СШ & 375 г.Москвы с использованием разработанной системы игр. В результате были определены основные подходы к решению задач исследования, а также разработаны содержание и методика опытного обучения. Определен исследовательский аппарат.
На второе этапе (1990 - 1991)проводилось опытно-экспериментальное обучение, в ходе которого были внесены коррективы в методику применения игры как метода ознакомления с окружающей природой.
На третьем этапе (1991 - 1992) были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы вывода, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна. Подтверждено методологическое положение педагогики о самоценности игры как метода ознакомления детей шестилетнего возраста о окружающим миром и оптимального пути его
развития. Доказана возмо.тзюсгь и необходимость использования игры как эффективного метода преподавания и изучения природоведческих тем интегрированного курса "Окружающий мир". Впервые определена целесообразность приоритета учебной сажетно-ролевой игры по сравнению с дидактической в процессе ознакомления с явлениями окружающей природы. Экспериментально проверены различные типы учебных упражнений и их влияние на развитие воображения школьников.
Практическое значение определяется созданием экспериментально проверенной системы игр по ознакомлению шестилетних пер, . воклассников с природой, а также методических рекомендаций для учителя по руководству учебно - игровой деятельностью в первом классе четырехлетней начальнол школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У шестилетних первоклассников не сформирована учебная деятельность. Игра остается актуальной для них деятельностью и поэтому целесообразно ее использование как метода ознакомления
с окружающим миром. При сравнении двух типов игр - сюжетно-ро- ' левой и дидактической обнаруживается преимущество.сюжетно-роле-вой в формировании представлений о природе я развитии воображения школьников. На разных этапах овладения материалом учебная сюжетно-ролевая игра имеет разные функции: контролирующую, стимулирующую, познавательную.
2. Результативность применения игры как метода ознакомления с окружающим миром (природоведческие темы ) определяется готовностью учителя к руководству игрой как специфической деятельностью. Понимание учителем места учебной сюжетно-ролевой игры на разных этапах обучения определяет специфику организационной
и содержательной его подготовки. Содержательная подготовка включает поиск целесообразного места конкретной игры в ознакомлении с окружающей природой. Организационная - обеспечение условий организации и оснащения игровой деятельности.
3. Для развития игровой деятельности целесообразно использовать различные упражнения, способствующие формированию умения использовать реальные представления в нереальных ситуациях,создавать игровой образ, осуществлять ролевой взаимодействие, а также содействующие эмоциональной подготовке к принятию воображаемой ситуации и рола.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов определяется правильно выбранной методологией исследования, проведением опытно-экспериментального обу-
чения в контролируемых условиях, количественным и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.
Апробация результатов и их внедрение. Основные результаты проведенного эксперимента докладывались на конференциях аспирантов и молодых ученых:"Гуманитарные предметы как основополагающее средство формирования личности"(г.Москва. 1991г.); "Гуманизация обучения в процессе преподавания естественно-математических дисциплин"! г.Москва, 1992г.); на конференции преподавателей и;студентов педагогического факультета Тверского государственного университета "Совершенствование учебно-воспитательного про-, цесса в начальной школе и вузе"(г.Тверь, 1991г.); использовались при чтении лекций в ЦИУУ, 1МУУ г.Москвы, областном ИУУ г.Белгорода, отражены в публикациях автора.
Рекомендации исследования внедрялись в практику работи учителей г.Белгорода и области.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; характеризуется методологическая основа исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрываются методы и содержание каждого этапа исследования.
В 1 главе - "Психолого - педагогические основы использования игры в учебном процессе" на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта обучения по предмету "Окружающий мир" рассматриваются особенности преподавания предмета "Окружающий мир"( §1). место и роль игры в формировании природоведческих представлений у младших школьников (§2), задачи и этапы организации опытно-экспериментальной рабо-ты(§3).
Изучение природоведческих тем предмета "Окружающий мир" в первом классе четырехлетней начальной школы осуществляется при решении следующих задач: ознакомление с сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь животных, растений, человека; характеристик растений'сада и огорода; характеристика комнат-
них растений, условий их роста и размножения; выделение особенностей животных как живого существа; воспитание эстетического и нравственного отношения к природе, способности сопереживать, сострадать и осознание необходимости бережного отношения к природному окружению; формирование умения анализировать, делать выводы, обобщать, находить простейшие причинно-следственные связи; развивать наблюдательность, любознательность, интерес к окружающему .
Рассматриваемый курс ориентирован на эмоциональное восприятие окружающей природы, расширение чувственного опыта детей,что способствует формированию прав&ьного отношения к ней, осознанию места и роли каждого в системе "человек-природа-общество". Шестилетний первоклассник понимает природу "созерцательно-утилитарно^ Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, Л.П.Салеева и др.), т.е. проявляет интерес к ней, понимает ее значение, эмоционально отзывчив к ее влияниям. Поэтому целесообразно расширять чувственный опыт детей шестилетнего возраста в процессе непосредственного восприятия объектов природы, что определяет необходимость проведения уроков вне класса и школы: в лесу, парке,.на водоеме и т.д. Изменяется структура урока, проводимого в классе. На уроке проводится разнообразная деятельность детей, в том числе и игра.
Большинство исследователей, рассматривая игру как метод обучения, склоняются к мысли, что в этом качестве может выступать, в основном, дидактическая игра ( Ф.Н.Елехер, В.В.Мануйлен-ко, Н.В.Седж, В.А.Дрязгунова, Е.И.Коваленко и др.). Организация учебных сюжетно-ролевых игр, особенно на природоведческие темы исследователями' практически не рассматривается.
Учитывая важное значение этого типа игры в познании природы, в частности, создании возможности изучать природу как бы "изнутри", смотреть на мир "глазами" цветка, бабочки, камня и др., целесообразно ее включение в процесс преподавания природоведческих тем курса "Окружающий мир". Это будет способствовать j формированию умения сопереживать, сочувствовать живому сущаст- . ; ву, создавать для него благоприятные условия жизни.
Анализ бесед с учителями ( 500 чел.), просмотр документации в 180 уроков в различных школах России позволил выяснить отношение учителей начальных классов к игровому методу обучения. Многие учителя используют в своей работе традиционные методы обучения ( рассказ, беседа, чтение и др.). При изучении природоведческих тем курса "Окружающий мир" сюжетно-ролевая игра практически
не используется, учителя отдают предпочтение дидактической игре. Но и она в большинстве случаев используется бессистемно,для закрепления пройденного материала и снятия эмоционального напряжения. Многие учителя путают дидактическую игру с дидактическим упражнением, нарушая ее структуру.
В основу опытно-экспериментального обучения положена разработанная в лаборатории начального образования ИОШ РАО система ознакомления с окружающим миром, которая способствует накоплению конкретных знаний о природе, развитию мышления, речи, восприятия. Нб в ней недостаточное внимание уделяется учебной игре как методу ознакомления с природой. Поэтому наша задача состояла в разработке системы учебных сюжетно-ролевых и дидактических игр. Основными принципами построения экспериментальной системы игр были следующие: 1. Приоритетное положение сюжетно-ролевой игры по сравнению с дидактической; 2. Учет функций сюжетно-ролевой игры на разных этапах овладения учебным материалом и целесообразное сочетание ее с дидактической игрой; 3. Подбор игр в соответствии с изучаемыми темами; 4. Четкое определение структурных компонентов этих типов игр.
Разработанная экспериментальная система игр состояла из следующих взаимосвязанных и логически развивающихся;этапов:
1. Введение в процесс ознакомления с природой упражнений для развития конкретных игровых умений;
а) речевые и.изобразительные логические задачи; ¿) "волшебные картинки"; ^ "сны, мысли, желания"; ^ сюжетная мини-игра; д) ролевой диалог
П. Включение в процесс обучения учебных сюжетно-ролевых
игр;
Ш. Сочетание дидактических игр с сюжетно-ролевши. Критериями эффективности экспериментальной системы игр были -еледующие:.уровень знаний о природе, определяемый контроль-но-срезовыми упражнениями трех видов; уровейь развития вообра-жения(методика О.М.Дьяченко); степень эмоционального отношения к изучению предмета "Окружающий мир".
Во второй главе - "Условия эффективности изучения темы "Природа вокруг нас" в первом классе" раскрывается содержание и методика организации учебных сюжетно-ролевых игр природоведческого содержания(|1], дается характеристика и методика ор-
ганиэации упражнений с целью развития учебной сюжетно-ролевой игры(§2),освещено место и роль дидактической игры в системе ознакомления с природой в первом классе(§3), анализируются результаты опытно-экспериментальной работы(§4^
В процессе опытной работы был проверен новый тип игры природоведческого содержания - учебная сюжетно-ролевая игра, компонентами которой являются: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровая задача, скрытая учебная задача, ваимодействие участников, игровые правила. На разных этапах овладения материалом учебная сюжетно-ролевая игра несет разную учебную нагрузку:*
на начальном этапе ( контролирующая функция игры ) она используется для проверки наличия у учащихся конкретных знаний и умений; актуализации имеющихся представлений; осознания важности приобретения конкретных знаний для понимания окружающей природы.
на промежуточном этапе ( познавательная Функция игры )она используется для конкретизации и закрепления полученных знаний; осознания возможности использования сформированных представлений в необычных игровых ситуациях; приобретения детьми зналий о живых и неживых объектах природы; подготовки к принятию следующих порций знаний.
на заключительном этапе изучения материала ( стимулирующая функция)учебная сюжетно-ролевая игра способствует систематизации а обобщению природоведческих знаний, подготовке к изучению следующих тем; выделению представлений, которые были не усвоены или не осознанны детьми и требуют использования других методов (наблюдения, опыты, экскурсии и др.). Введение игр с разным функциональным значением на каждом этапе обучения определяло системность их использования как метода обучения. Взаимосвязь игр проявлялась в том, что одна и та же игра могла быть заключительной для одной темы и начальной - для другой. Например, игра "Путешествие под снег", в ходе которой рассматривались особенности природы зимой, предваряет изучение растений весной: условия их прорастания, особенность внешнего вида и др. Такие игры способствовали пониманию преемственности в смене времен года, осознанию закономерностей в развитии живой и неживой природы.
Использование учебных сюжетно-ролевых игр природоведческого содержания давало возможность приобретать осознанные знания и определяло специфику содержательной и организационной
подготовки учителя. Содержательная подготовка включает поиск целесообразного места конкретной игры в ознакомлении с окружающим, отбор методов и приемов развития игровой деятельности, их сочетание; планирование учителем своего участи в игре. К организационной относится подбор предметов-заместителей; выбор места проведения игры; подбор наглядного материала для введения учеников в воображаемую ситуацию.
Учитывая недостаточный уровень сформированное™ игровых умений у шестилетних первоклассников, мы использовали пять типов упражнений для развития учебной сюжетно-ролевой игры. Методологическими основами создания упражнений были следующие:
- каждый тип упражнения формировал конкретное игровое умение и определял поступательное развитие и усложнение следующего умения;
- логика предъявления упражнений соответствовала логике осуществления игровой деятельности: от эмоционального принятия игры как деятельности и желания участвовать в ней до создания игрового образа и последующего ролевого взаимодействия.
1 тип. Речевые и изобразительные логические задачи использовались с целью формирования умения отделять реальное от нереального и целесообразно использовать конкретные сведения о природе для создания игрового образа. Особенностями методического руководства были следующие: постановка учителем вопросов, помогающих детям вспомнить наблюдения, опыты и др.; обобщение, уточнение реальных представлений; сравнение реальных и фантастических образов.
П тип. "Волшебные картинки". Эти упражнения формировали у детей умение использовать реальные представления в нереальных ситуациях на основе восприятия иллюстративного материала;эмоционально подготавливали к принятию той или иной роли.
Картинки предъявлялись в следующей последовательности: рисунки лиц, поз человека, изображающие настроение; рисунки объектов природы с элементами антропоморфизма(одежда, выражение лица и др., свойственные человеку); рисунки, по которым состояние природных объектов можно было определить, проанализировав композицию, фон, детали картинки. Учитель сначала давал образец возможной идентификации себя с объектом природы; применяя различные приемы, помогал детям использовать реальные знания в игровой ситуации.
Ш тип. "Сны, мысли, желания" - усложнение упражнений второ-
го типа. Детям предъявлялись задания без иллюстративного материала. Особенностью этих упражнений било то, что вводились слова, которые определяли состояние человека: вспомнить, думать.рассказывать сны, путешествовать и др. Чтобы выполнить это упражнение, школьник должен бил принять воображаемую ситуацию и найти средства для дополнения и развития фантастического образа.
IV тип. Сюжетная мини - игра формировала умение детей принимать и развивать игровую ситуацию и создавать игровой образ.Для того, чтобы дети выполняли этот тип упражнений, они должны были иметь конкретные природоведческие знания, уметь придумывать фан*-тастические ситуации, вообразить себя реальным объектом природы. Отличительная особенность этих упражнений состояла в том, что ребенок принимал на себя роль и разыгрывал ее, не называя себя,
а весь класс угадывал, кто это или что это. Вначале дети не могли разыграть роль-загадку, и учитель давал пример, обращая внимание не только на эмоциональное состояние объекта, но и на обязательное использование существенных, узнаваемых признаков. Затем он задавал вопросы или предлагал ученикам обсудить разыгранную роль для ее возможного дополнения. Упражнения этого типа це только уточняли, систематизировали знан}Ш о природе, но и способствовали формированию учебной сшетно-ролевсй игры.
V тип. Ролевой диалог проводился с целью формирования у детей умения осуществлять ролевое взаимодействие: соотносить свои игровые действия с действиями партнера; вести игровой диалог (например, человек-растение, растение-животное, животное-животное и др.). Особое внимание даелялось формированию способности ребенка сопереживать, сочувствовать. На начальном этапе овладения ролевым диалогом учитель являлся обязательным его участником.
В процессе опытно-экспериментальной работы были выделены условия целесообразного включения дидактической игры в разработанную систему игр.
1. На этапе формирования знаний и подготовки к учебной сю-жетно-ролевой игре. Дидактическая игра предшествует сюжетно-ро-левой и способствует решению следующих задач: расширение, углубление, систематизация представлений о явлениях окружающей природа, полученных в процессе наблюдений, опытов, бесед, рассказов и др.; отработка полученных умений и навыков; активизация познавательной деятельности; формирование умения осознанно пользоваться полученными знаниями.
2. На этапе уточнения, закрепления, обобщения знаний в том
случав, если учебная сюжетно-ролевая игра показала отсутствие, неполноту или неточность знаний. Дидактическая игра выполняет функции их накопления и расширения.
Эффективность проверенной экспериментальной методики игр определялась уровнем знаний о природе; уровнем развития воображения; степенью эмоционального отношения детей шестилетнего возраста к изучению предмета "Окружающий мир".
С помощью контрольно-срезовых работ трех видов ( рассказ о времени года, решение речевой логической задачи, придумывание загадки-описания)ила проверка усвоения детьми природоведческих представлений: знание характерных особенностей сезонных изменений в природе ( неживая природа, растительный и животный мир, труд и жизнь людей ) ; умение дать характеристику растений сада и огорода, комнатных растений, знание условий их роста и размножения; особенностей образа жизни, повадок животных в связи с сезонными изменениями в природе.
Критериями оценка были: полнота и существенность выделенного содержания¿правильное называние сезона, количество и существенность признаков, характеризующих время года) ; пошйние некоторых связей и зависимостей в сезонной жизни природы^умение классифицировать объекты по принадлежности к классу(насекомые, птицы и др.) или способу жизни(засухоустойчивые, влаголюбивые растения).
Таблица 1
Частота употребления существенных признаков, характеризующих
время года
Существенные признаки (рассказ "Осень")!Экспер.кл. Контр.кл.
1. "солнце светит меньше" 50 6
2. "листья изменяют цвет и опадают" 56 40
3. "часто идут дожди" 56 30
4. "иногда идет снег, но он быстро тает! 38 6
5. "еще бывает тепло" I 40 -
6. "животные готовятся к зиме" i 56 20
7. "люди утепляют дома и готовятся к !
зиме" ! 52 24
8. "убирают урожай и готовят поля к но-
вому урожаю" 48 20
9. "изменяется длительность дня и ночи" 52
10. "осень бывает разная" 46 2
Всего 56 60
Как видно из таблицы, большинство детей экспериментальных классов ввделили наиболее существенные признаки сезона, отметили причины смены сезонов, достаточно полно отразили характерные особенности времени года. Ответы учащихся экспериментальных классов по сравнению с ответами детей в контрольных классах были не только правильными, но и более подробными и полными. Эти результаты дал и анализ выполнения других видов среэовых работ.
Таблица 2
Количественные данные о разных уровнях развития воображения
Уровни развития Эксперимент, кл. Контрол. кл.
воображения начало конец начало ! конец
низкий (1 гр.) 16 2 14 ! 6
низкий (2 гр.) 30 10 38 ! 36
высокий(1 гр.) 6 26 6 ! 12
высокий(2 гр.) 4 18 2 ! 6
Всего 56 56 60 ! 60
На основе анализа уровня развития воображения ( таблица 2), мы отметили явное преобладание в экспериментальных классах количества детей с высоким уровнем развития воображения ( 44 человека аз 56 ), в то время как в контрольных классах больше половины детей осталось на низком уровне развития воображения . (42 из 60 человек').
Характеризуя степень эмоционального отношения к урокам по предмету "Окружающий мир" ( таблица И ), зафиксировано увеличение количества учеников в экспериментальных классах по сравнению с контрольными, выделяющих данный предмет как один из самых интересных. Причинами возросшей положительной оценки являются: возможность на уроках играть; удовлетворенное желание наблюдать, ходить на экскурсии, делать опыты и т.д.; удовлетворенное же—., лание общаться друг с другом к со взрослыми.
Оценка детьми уроков фактически является анализом методики организации учетного процесса, подтверждают™ необходимость использования деятельности, адекватной психологическим особенностям детей шестилетнего возраста. Это лишний раз подчеркивает правильность выбранной нами методики.
Таблица 3
Характеристика отношения учащихся к урокам "Окружающий мир"(в %)
Характер отношения' В начале эксперимента! В конце экспер.
экспер. кл.'контр.кл!экспер.кл.!контр
положительная оценка отрицательная оценка индифферентная оценка 74 ! 55,3 ! 97,6 ! 33 8 ! 12,1 ! - ! 36,9 18 ! 32,6 ! 2,4 ! 30,1
Всего 100 ! 100 ! 100 Г100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Подтвердилась правомерность гипотезы о том, что результативность применения игры как метода ознакомления шестилетних первоклассников с окружающим миром связана с устранением противоречия между потенциальными возможностями игровой деятельности и уровнем ее развития у школьников. Если учитель знает особенности развития детской игровой деятельности, владеет способами ее формирования, естественно включает ее в учебный процесс, и при этом существенное место отводит сюжетно-ролевой игре, то это приводит к достижению детьми более высокого уровня развития (в • частности, такого психического процесса, как воображение ), болев высокому уровню знаний об окружающей природе.
2. Опытно-экспериментальная работа показала значительные преимущества сюжетно-ролевой игры как метода обучения по сравнению с дидактической. Сюжетно-ролевая игра имеет большую эмоциональную привлекательность и является любимой детской деятельностью, оказывает существенное влияние на развитие воображения, которое, как известно, является одним из ведущих показателей результативности обучения. Основными особенностями учебной сюжетно-ролевой игры являются: слияние игровой и учебной задачи; наличие учебно-игрового взаимодействия; применение творчества и активности учащихся. . ■
На разных этапах овладения учебным материалом учебная сй-жетно-ролевая игра имеет разные функции: на начальном -контролирующую, на промежуточном _ познавательную, на заключительном - стимулирующую. Понимание учителем места учебной сюжетно-ролевой игры на разных этапах обучения определяет спеца-
фику организационной и содержательной его подготовки.
3. Результатом исследования явилось уточнение функций дидактической игры, ее места в процессе ознакомления с природой и взаимодействие с сюжетно-ролевой. Были выделены качества дидактической игры, которые снижают ее эффективность как метода обучения: ученик действует в строгом соответствии с поставленной учебной задачей, не проявляя при этом творчества; дидактическая игра, в основном, индивидуальна ; ее правила заранее заданны, их нельзя изменять, дополнять; мотив игры лежит в достижении результата; нет четко выраженных игровых действий. В исследовании были уточнены функции дидактической игры - накопле- ' ние и расширение знаний об окружающей действительности; подготовка к учебной сюжетно-ролевой игре по конкретной теме; формирование критического отношения к выполнении учебных задач.
4. Использование игры как метода ознакомления с окружающей природой показало существенное продвижение детей в уровне знаний, в уровне развития воображения и в формировании эмоционального отношения к урокам по предмету "Окружающий мир". Широков применение игры как метода обучения определило возможность создания детьми нового типа игр - сюжетно-дидактических, в основе которых лежит взаимосвязь сюяетно-ролевой и дидактической игр.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Игра в развитии творчества ребенка/ТГуманитарные предметы как основополагающее средство формирования личности. - М,: НШ 0С0 АПН СССР. 1991. - С.48-50.
2. Игра шестилетних школьников как метод формирования естествоведческих представлоний//Научныа понятия в учебном процессе вуза и школы¡Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. - Челябинск, 1992. - С.82-83.
3. Методические особенности применения игры в обучении шестилетних первоклассняков//Гуманизация обучения в процессе преподавания естественно-математических дисциплин. - М.:НИИ 0С0, 1992. - С.5-7.
4. Методические особенности применения игры для развития воображения шестилетнего первоклассйика//Совершвнствование содержания и методов обучения и воспитания школьников:Тезисы научных сообщений Республиканской Научно-практической конференции.-Бердянск, 1992. - С. 17-18.