автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Игра как средство развития творческой активности школьников на уроках литературы
- Автор научной работы
- Белова, Ольга Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белова, Ольга Ивановна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИГРЫ КАК
ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА.
§ I. Проблема взаимосвязи игры и искусства в научном освещении
§ 2. Психология и педагогика о детской игре как дидактическом средстве
§ 3. Игра в истории преподавания литературы и на современном этапе
ГЛАВА П. ИГРА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
§ I. Роль игры в читательском развитии школьников
10-12 лет
§ 2. Типология игр
§ 3. Связь игры с другими видами деятельности учащихся на уроке литературы.
§ 4. Экспериментальное изучение игр на уроках литературы. Ориентировочно-конструктивный этап
§ 5. Исследование возмозкности включения игры в систему других средств изучения художественного произведения (преобразующий этап эксперимента).
§ 6. Игра и система преподавания (контрольный этап эксперимента)
Введение диссертации по педагогике, на тему "Игра как средство развития творческой активности школьников на уроках литературы"
Актуальность исследования, В партийных и государственных документах, являющихся основой идущей реформы общеобразовательной и профессиональной школы, подчёркивается, что совершенствование развитого социализма предполагает дальнейшее повышение творческой активности советского человека.
Воспитание творческого работника, который во всех сферах народного хозяйства и культуры способен осваивать опыт, опираться на достижения науки, пытливо исследовать встающие перед ним проблемы и находить способы их решения, осуществляется всей системой школьного образования, каждый учебный предмет имеет для этого общедидактические и частные, специфические формы, методы и приёмы.
Но сегодня первостепенную важность приобретает развитие,обогащение средств обучения и воспитания. Особенно актуальны поиски, разработка, применение средств, способных воздействовать на процесс преподавания в целом, внести в него творческий дух и положительные эмоции.
Есть веские основания полагать, что таким средством могла бы стать дидактическая игра.
В принципе, игра - не новинка в педагогике. Она давно и успешно используется в дошкольном воспитании, за последние годы всё . шире применяется для обучения и повышения квалификации взрослых людей - работников самых разных профессий.
Однако менее всего она включена в процесс школьного обучения и почти не исследована с этой точки зрения.
Такое положение отчасти объяснимо: основные работы советских психологов, посвящённые игре (Л.С.Выготского, A.B.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Люблинской) относятся к сфере развития детей дошкольного возраста.
Но невозможно мириться с тем, что игра, громадные воспитательные и образовательные возможности которой несомненны, крайне редко встречается на школьных уроках.
В последние десятилетия игра вызывает всё больший интерес у представителей многих наук: философии, психологии, педагогики, социологии, искусствоведения, эстетики, литературоведения, этнографии, математики.
Игра настолько сложное, многогранное явление, что создать общую теорию игр науке пока не удалось. Вместе с тем, созданы плодотворные теории, раскрывающие отношение игры к познанию, труду и искусству, её значение для становления человеческой личности, для освоения различных видов социально ценной деятельности.
Назрела необходимость разработки дидактических и методических основ игры как органической части школьного преподавания.
Это всё острее осознаётся методикой преподавания литературы. Школьное литературное образование на протяжении многих лет - в центре общественного внимания, предмет почти не прекращающихся дискуссий. И едва ли не все проблемы, выдвигаемые в этих дискуссиях, так или иначе связаны с повышением роли уроков литературы в формировании школьников как читателей-художников, наделённых живым воображением, способных полноценно воспринимать, активно защищать и пропагандировать духовные ценности словесного искусства.
В этом отношении литературная игра могла бы оказать неоценимую помощь.
Игра тесно связана с предшествующей творческой деятельностью детей. Она способна внести разнообразие в урок, пробуждая у школьников личную заинтересованность в том, что им предстоит сделать, позволяя мобилизовать все силы ребёнка, "осветляя" процесс учения. Не менее существенно и то, что имеется много моментов, сближающих игру с искусством: утверждение эстетического идеала, отсутствие утилитарной установки на извлечение какой-либо корысти в процессе или результате деятельности, радость творческого познания действительности. Согласно точке зрения, убедительно развиваемой в специальной научной литературе, игра явилась одним из истоков искусства. При этом ролевая игра, самая любимая и распространённая из человеческих игр, находится в особенно тесном "родстве" с восприятием и творческой интерпретацией словесного искусства.
В науке давно утвердилась мысль, что чтение есть творческий процесс, так как в худо лее ст венном произведении закреплён творческий акт художника, поэтому читатель включается в деятельность, во многом адекватную деятельности писателя: раскрывая для себя мир переживаний и представлений писателя, в известном смысле, повторяет тот путь, каким шёл создатель произведения (Б.Ф.Асмус). Естественно, что полного соответствия менаду читательской и писательской деятельностью нет, но постижение произведения невозможно без приведения в движение всех духовных сил читателя, его творческих способностей, которые базируются на таких психических процессах, как воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова и т.д.
Поведение играющего, который активно мыслит, чувствует в условиях, созданных человеческой фантазией, подобно поведению читателя. Это игровое самочувствие, свойственное детям, сохраняет свою ценность и в последующем возрасте. Многие писатели часто вспоминают в своём зрелом возрасте игры, которые помогли им сохранить в душе детский непосредственный взгляд на мир, новизну и свежесть восприятия жизни, необходимые для создания произведений искусства.
Поэтому игра может стать и приёмом вживания в произведение, и средством его художественной интерпретации, и творческим итогом изучения. Она способна соединить в себе читательские наблюдения, размышления над текстом, выразительное чтение, словесное рисование и другие приёмы развития воображения. В сущности, игра на уроке литературы может превратиться в своеобразный"учебный театр", где ученики будут проявлять и формировать свои художественные способности.
Для систематического использования дидактических игр в преподавании литературы немало уже сделано. Накоплен опыт применения литературных игр, инсценировок, театральной самодеятельности во внеклассной работе. О ценности игры как образовательного и воспитательного средства писал Ц.П.Балталон. М.А.Рыбникова, широко и многообразно включая игры во внеклассную работу по литературе,открыла им путь и на уроки. В период становления советской школы интерес учителей и методистов-словесников к литературной игре вспыхнул с небывалой силой. В последующие периоды плодовторные суждения о литературных играх, примеры их применения на разных этапах преподавания встречаются в работах ряда методистов (Р.Ф. Брандесова, М.Г.Качурина, В.И.Лейбсона, В.Г.Маранцмана, В.П.Полухиной, З.Я.Рез, Н.А.Станчек, Л.С.Шакировой и т.д.). И всё же игра поныне живёт преимущественно во внеучебной деятельности, да и в этой сфере выступает эпизодически, часто лишь в развлекательной функции. Менее всего ей находится места в процессе преподавания. Сказывается отсутствие методического обоснования игры как познавательно-творческой деятельности, отсутствие определённой системы дидактических литературных игр.
Всё сказанное объясняет цель нашего исследования, изучить возможности игры на уроках литературы как методического средства, содействующего решению основных задач преподавания: разработать методические основы системы игр на уроках литературы в 4-6 классах, поскольку в этот возрастной период, по мнению большинства исследователей, завершается первоначальное формирование школьников как читателей.
Объектом нашего исследования явился процесс лознавательно--творческой деятельности учеников 10-13 лет на уроках литературы.
Предметом исследованияшилась игра как средство активизации познавательно-творческой деятельности учеников.
Рабочая гипотеза заключалась в следующем: если игру рассматривать не только как развлечение, добавочное средство на уроке, а как одно из ведущих средств; если разработать систему игр, органически связанных со всеми аспектами преподавания, стимулирующих художественную активность школьников, тогда игра монет стать необходимым элементом преподавания, который будет помогать развитию читательской восприимчивости, творческих способностей. При этом она будет эмоционально приподнимать учеников, делая процесс учения более радостным.
Рабочая гипотеза определила конкретные задачи исследования:
1. Изучить теоретические труды, освещающие роль игры в обучении, воспитании и развитии школьников.
2. Проанализировать опыт осмысления игры в теоретической методике и применения её в практике преподавания литературы.
3. Разработать с учётом имеющегося опыта экспериментальную систему игр, применимых на разных этапах преподавания в 4-6 классах.
4. Проверить экспериментальную систему в собственном преподавании, а также организовать её проверку силами учителей. В процессе эксперимента провести корректировку системы и повторную её проверку.
5. Выяснить влияние игр на основные показатели познавательно-творческой активности учащихся на уроках литературы.
6. Предложить в итоге обоснованную систему литературных игр для учащихся 4-6 классов, взаимодействующую с основными аспектами преподавания литературы.
Эти задачи решались определённой совокупностью методов преподавания: изучение марксистско-ленинской литературы, партийных и государственных документов по проблемам идеологии, культуры, искусства, воспитания, народного образования; изучение трудов философов, педагогов, психологов, литературоведов, искусствоведов и методистов по теме исследования с целью анализа и обобщения научных данных, создания исходной теоретической концепции; повседневное педагогическое наблюдение за работой учащихся на уроках, за воздействием игры на их учебнуи, читательскую, художественную деятельность; педагогический эксперимент, включающий ориентировочно-конструкторский, преобразующий, контрольный этапы; организация с помощью творческого семинара и публикации обучения учителей-участников эксперимента. Эксперимент осуществлялся в 496, 86 школах г.Ленинграда. На ориентировочно-конструкторском и преобразующем этапах основными помощниками диссертанта были учителя Л.И.Голод и С.П.Путилова (496 школа), на контрольном этапе - Н.В.Кальченко (86 школа). Кроме этого в проверке эффективности различных видов игр участвовали учителя-словесники Петроградского района г.Ленинграда; в организации работы, обсуждении её результатов большую помощь оказала районный методист по литературе Б.С.Локшина.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Игра в силу связи её с искусством и значения для формирования личности школьников может и должна стать одним из необходимых средств литературного образования; выступая в органической связи с другими методическими средствами, игра способна внести дух творческой активности в учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, усилить художественную направленность многих традиционных приёмов обучения.
2. Дидактические игры, применяемые на уроках литературы в качестве определённой системы, содействуют решению главных задач школьного образования, формированию читательской восприимчивости школьников, становлению литературно-художественных взглядов,развитию творческих интересов, способностей.
3. Литературные игры многосторонне воздействуют на личность школьника, творческую активность; особенно велико их значение для постижения специфики искусства, для развития читательских способностей (читательского воображения, наблюдательности, памяти, чувства слова, художественной условности) и исполнительских способностей (творческой интерпретации художественного произведения в чтении, в инсценировании).
4. Дидактические игры на уроках литературы имеют возрастные особенности; в частности, учащихся 10-13 лет привлекают игры, содержащие элементы соревнования, дающие возможности реализовать "геройное" переживание; но при этом фундаментальным качеством игры, позволяющим успешно применять её на всех этапах преподавания, является "перенос" играющего силой воображения в условную ситуацию, создаваемую на основе литературного произведения.
5. Игра - не только генетически один из истоков словесного искусства, но и его органический компонент, что особенно очевидно в произведениях для детей и подростков. Поэтому, применяя и конструируя дидактические игры на уроках литературы, следует "выводить" их из самого произведения.
6. Литературная игра должна иметь художественное соответствие с изучаемым произведением, помогать постижению его своеобразия,поэтому выбор игр зависит от родо-жанровой природы и стиля произведения.
Новизна исследования состоит в разработке методических основ использования игр на уроках литературы, что позволяет обогатить методику преподавания. В исследовании впервые даётся типо -логия литературных игр, разработана система игр, применимых на разных этапах преподавания, показаны возможности сочетания игры с другими приёмами работы на уроке.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы учителями школ на уроках литературы и в результате данного исследования уже используются шире, чем прежде, судя по откликам на публикации и по опыту экспериментальных школ. Созданная теория, классификация игр, их система может стать основой для стабильного применения уже существующих и разработки новых литературных игр, может оказать влия -ние на развитие игровой методики в других школьных предметах, особенно гуманитарного и эстетического цикла. Результаты исследования применимы (и уже применяются) в процессе подготовки и повышения квалификации учителей-словесников.
В порядке апробации основные положения диссертации были изложены в выступлениях: в городском институте усовершенствования учителей г.Ленинграда (апрель 1982 г.), на факультете повышения квалификации в институте культуры им.Н.К.Крупской (декабрь
1982 г.), на Герценовских чтениях в ЛГПИ им.А.И.Герцена (1982,
1983, 1984 гг.), перед учителями Всеволожского района Ленинградской области (май 1983 г.), а также при проведении творческого семинара в Петроградском районе г.Ленинграда (февраль-март 1983 г.).
Средством апробации явились также следующие публикации автора диссертации:
Игра на уроках литературы в 1У-У1 классах. Методические рекомендации для учителей. Л., ЛИ1И, 1982. Объём - 3,25 п.л.
Игры на уроках литературы. Русский язык и литература в киргизской школе, 1984, № 2. Объём - 0,7 п.л.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ психолого-педагогических, литературоведческих, искусствоведческих источников, данные эксперимента показали, что, шлея тесную связь с искусством, в частности,с искусством слова, являясь органичной для школьников, игра многосторонне влияет на пробуждение и развитие творческой активности школьников: формирует читательскую наблюдательность, способствует развитию психических процессов, необходимых для полноценного восприятия произведения (воображения, умения сопереживать, эмоциональной и образной памяти, чувства поэтического слова), включает в разнообразную художественную деятельность.
Положительно влияет игра на эмоциональную атмосферу урока: захваченность общими переживаниями создаёт благоприятные условия для общения, сотрудничества, для восприятия учебных задач как важных и увлекательных.
Применение игры на уроке определяется многими факторами, в частности, жанром, конкретным содержанием произведения, возрастом учащихся, задачами развития их читательских навыков. Важнейший фактор - умение учителя не только ввести игру в урок, но и создать игровое самочувствие у школьников, вместе с ними преобразовать обстановку учебной деятельности, силой воображения с помощью условности перенося себя в разные ролевые ситуации.
Важнейшее условие влияния игры на пробуждение и развитие познавательно-творческой активности учеников - превращение её из эпизода на уроке в определённый аспект преподавания, взаимодействующий с другими аспектами - изучением личности и жизни писателя, анализом литературного произведения, освоением теоретических понятий, развитием речи.
Такой подход позволил разработать типологию игр, подготовить условия для системного применения уже существующих игр и создания новых.
Игра как средство развития творческой активности школьников на уроке литературы впервые исследовалась в науке, поэтому ряд проблем требует дальнейшего изучения.
В исследовании сделаны попытки определить возрастную динамику игр, но представляется необходимым более тщательное и всестороннее её изучение.
В исследовании впервые поставлен вопрос не только о генетической и функциональной связи игры с искусством, но об исторически развивающемся воздействии искусства на игру, о возможности разработки многообразных дидактических игр, близко стоящих к искусству. Представляется, что исследование и дальнейшая разработка этой проблемы оказало бы плодотворное влияние на развитие не только методики преподавания литературы, но и на повышение социальной значимости игры как явления культуры.
Серьёзного рассмотрения заслуживает проблема эмоционального развития ученика в игре. Пока мы имеем возможность говорить об общем благотворном влиянии игры на эмоциональное состояние учеников на уроке, но, несомненно, что влияние игры многообразно по своему воздействию на личность ребёнка, в том числе и на развитие у него разнообразных эмоций. Изучение проблемы в таком аспекте способствовало бы исследованию роли эмоций в учебно-воспитательном процессе, разработке путей педагогического "управления" эмоциями.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белова, Ольга Ивановна, Ленинград
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов.-М.: Политиздат, 1984.
2. Абакумов С.И. Творческое чтение.-Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 144 с.
3. Алексинский М. О преподавании русской литературы на И ступени трудовой школы. "К новой школе", 1923, 3, с.36-43.
4. Арнаудов М. Психология литературного творчества.-М.: Прогресс, 1970. 654 с.
5. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. В сб.: Вопросы музыки в школе.-Л., 1926,с.29-56.
6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.-М.: Искусство, 1968. 654 с.
7. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.— М.: Педагогика, 1981. 176 с.
8. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. З-е.-М., 1913. 298 с.
9. Беленькая Л.И. Дети Ю-П лет как читатели художественной литературы. В кн.: Социально-психологические проблемы чтения. - М., 1977. - Вып.З, с.5-38.
10. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей. В кн.: Социально-психологические проблемы чтения.- М., 1974. Вып.1, с.5-28.
11. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга.-М.: Книга, 1969. 167 с.
12. Билинкис Я.С. "Война и мир" Л.Толстого и исторические судьбы искусства, игры в XIX в. В сб.: Русская литература и общественная политическая борьба ХУП-Х1Х веков. Учён. зап. (Ленинградский пед. ин-т им.А.И.Герцена), 1971, т.414, с.249-261.
13. Блонскии П.П. Трудовая школа. В кн.: Революция. -Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966. - 295 с.
14. Блохина В.Н. Литературные игры и занятия. Горький, 1960.- 231 с.
15. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968. 464 с.
16. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.- В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966, с.254-268.
17. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы. В кн.: Развитие творческой активности школьни -ков в процессе преподавания литературы. Л., 1978, с.6-12.
18. Брандесов Р.Ф. О творческом характере урока литературы.- Литература в школе, 1976, № 6, с.31-37.
19. Васюченко И. Игра взаправду. Детская литература, 1984, В 2, с.22-27.
20. Володина И.В. О критериях литературного развития младших школьников. В сб.: Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974, с.97-107.
21. Воспитание творческого читателя. Под ред.С.В.Михалкова и Т.Д.Полозовой.-М.: Просвещение, 1981. 240 с.
22. Всесоюзная конференция "Человек как комплексная проблема"- Вопросы философии, 1983, й 10, с.45-46.
23. В школьном театре. Сост. Н.С.Сухоцкая.-М.: Детская литература, 1971. 511 с.
24. Выготский I.C. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1967. 93 с.
25. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии детей.- Вопросы психологии, 1966, № 6, с.62-76.
26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка.— М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
27. Глязер C.B. Игры со словамиМ.: Детская литература, 1966.- 80 с.
28. Горький A.M. Человек, уши которого заткнуты ватой. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Художественная литература, 1953. - Т.25, c.II2-II5.
29. Гришина Л.Я., Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы (К постановке вопроса). Литература в школе, 1976, В 3, с.29-41.
30. Гуревич С.А. Чем нам поможет Станиславский? Литература в школе, 1963, tè I, с.36-45.
31. Гулнга A.B. О типологизации в искусстве. Философские науки, 1975, № 2, с.67-77.
32. Давыдов В., Полуянов Ю. Индивидуальность созревает в детстве. Детская литература, 1976, té 7, с.2-5.
33. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика -М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 518 с.
34. Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестн. Моск. ун-та, 1983. Сер.7. Философия, tè I, с.14-22.
35. Джонсон Х.Финлэй. Драматизация как метод преподавания. -Свободное воспитание, I9I4-I9I5, № 6, 7, 9, 10.
36. Дидактика средней школы. Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скат-кина.-М.: Просвещение, 1975. 303 с.
37. Дидактика средней школы. Под ред.М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
38. Добринская Е.И.Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Автореф. дис. . кацц. филос. наук.- I., 1975. 22 с.
39. Докусов A.M., Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" в школьном изучении .-Л.: Просвещение, 1975. 190 с.
40. Досычева Е.И. Творческое чтение и письменные работы учащихся на второй ступени. Педагогическая мысль, 1922, № 3-4, с.21-28.
41. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах: Из опыта работы.-Киев: Рад. школа, 1975. 176 с.
42. Жизнь и творчество А.Гайдара. М.: Детгиз, 1954. 381.
43. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение -М.: Педагогика, 1975. III с.
44. Запорожец A.B. Игра и развитие ребёнка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966, с.5-10.
45. Запорожец A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание, 1965, № 10, с.72-79.
46. Збарский И.С. О некоторых критериях литературного развития читателя 10-11 лет. В кн.: Социально психологические проблемы чтения. - М., 1977. - Вып.З, с.39-58.
47. Збарский И.С., Полухина В.И. Внеклассное чтение по литературе (1У-УП классы) -М.: Просвещение, 1980. 208 с.
48. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебному пособию "Родная литература" для 5 класса.-М.: Просвещение, 1972. 239 с.
49. Ивич А. Воспитание поколений. О советской детской литературе для детей.-М.: Детская литература, 1969. 464 с.
50. Истратов Ю.П. О некоторых аспектах чтения как творческого процесса. Литература в школе, 1977, & 2, с.47-51.
51. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. (Психологический анализ процесса изображения) .-М.: Учпедгиз, 1961- 223 с.
52. Игра. Непериодическое издание, посвящённое воспитанию посредством игры, 1918, № I.
53. Игра-драматизация в школе. Под ред. Е.Соловьёвой -М. Пг: Госиздат, 1924. - 188 с.
54. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Под ред., A.B.Запорожца и Т.А.Марковой. М.: НИИ общ. педагогики, 1979. - 155 с.
55. Исследование художественных интересов школьников. Под общей ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.Фохт-Бабушкина.-М.: Педагогика, 1974. 160 с.
56. Исупов К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки, 1977, !Ь 6, с.154-158.
57. Исупов К.Г. Второе рождение проблемы "Игра и искусство". -Философские науки, 1974, № 5, с.152-156.
58. Исупов К.Г. Проблема "игры" и искусства в связи с пришвин-ской теорией "творческого поведения". Материалы ХХУ1 научно-студенческой конференции. Тарту, 1971, с.47-49.
59. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974. 328 с.
60. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 1У класса. В сб.: Восприятие уча- ,щимися литературного произведения и методика школьного анализ за. Под ред. А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974, с.134-147.
61. Квятковский Е.В. Творческая деятельность условие повышенного воспитательного влияния художественной литературы на учащихся. - Советская педагогика, 1977, № 6, с.98-108.
62. Киселёв А.Л. Пришвин-художник.- Хабаровск, 1978. 128 с.
63. Кошшкова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы.- В сб.: Воспитание самостоятельности и активности учащихся. Учён. зап. (Ленингр. пед. ин-т им.А.И.Герцена), 1966, т.297, с.185-194.
64. Кондратов В.Н. Литературные викторины.-М.: Просвещение,1968.- 248 с.
65. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника.-М.: Знание, 1975.- 64 с.
66. Коренюк Л.Ю. Выразительное чтение басни. (Урок в 5 классе).- В кн.: Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1977, с.157-163.
67. Кортасар Хулио. "Я верю в слово". Вопросы литературы, 1981, № I, с.202-203.
68. Крупская Л.И. Литературные игры и инсценировки школьников.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 63 с.
69. Крупская Н.К. Борьба за знание важнейшая задача пионер-организации. - Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.471-479.
70. Крупская Н.К. Выработать у ребят коммунистическую мораль.- Педагогические сочинения^ 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.396-408. Кл
71. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в ^начальной школе. Педагогические сочинения: В 10-ти т.—;М.: АПН
72. СССР, 1959, т.З, с.677-682.
73. Крупская Н.К. Международная детская неделя. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.93-95.
74. Крупская Н.К. Нашей смене всестороннее развитие. - Педагогические сочинения: В 10-ти т.~М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.507-513.
75. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.313-317.
76. Крупская Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.261-284.
77. Крупская Н.К. О школьном самоуправлении. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.451-461.
78. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм. Педагогические сочинения: В 10-ти т.- М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.25-61. .
79. Крупская Н.К. Школьное самоуправление и организация труда. Педагогические сочинения: В 10-ти т.гМ.: АПН СССР, 1959, т.З, с.55-60.
80. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подросткаМ.: Просвещение, 1965. 316 с.
81. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литера-туры.-М.: Просвещение, 1981. 190 с.
82. Кудряшев Н.И. Примечания. В кн.: Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1963, с.295-308.
83. Лабунская Г. Изобразительное творчество детей -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
84. Лакеев В.А. Использование режиссёрского и педагогического наследия К.С.Станиславского при изучении драматических и прозаических произведений в школе .-В сб.: Проблемы художественного метода и жанра. Л., 1978, с.87-92.
85. Лакеев В.А. Методические аспекты использования наследия К.С.Станиславского в преподавании литературы. Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1981. 18 с.
86. Левин В.А. Воспитание творчестваМ.: Знание, 1977. 64 с.
87. Левин В.А. Открытые уроки поэзии. Семья и школа, 1979,- гё 5, 7, 9, 10, 12; 1980 № 2, 4, 6, 8, 10.
88. Лейбсон В.И. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе. В кн.: Совершенствование литературного развития школьников. М., 1979, с.91-136.
89. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст .-М.: Педагогика, 1971.- 280 с.•
90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьМ.: Политиздат, 1977. 304 с.
91. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. В кн.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981,с.481-508.
92. Литвинов В.В. Литературные задачи и игры для учащихся старших классов. Литература в школе, 1964, I, с.49-56.
93. Лотман Ю.М. Игра. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т.10, с.79-81.
94. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме: "Искусство в ряду моделирующих систем". Труды по знаковым системам. Учён. зап. (Тартусский ун-т), 1967, вып.198, с.131-139.
95. Майорова A.B. Роль эмоционального и логического анализа в процессе формирования личности учащихся при изучении драматического произведения. Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1976. 18 с.
96. Макаренко A.C. Игра. Лекции о воспитании детей. Собр. соч.: В 7-ми т.-М., 1957. - Т.4, с.373-383.
97. Маклах Е.С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте. Автореф. дис. . канд. психол. наук.-М., 1955. - 15 с.
98. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.-!.: Просвещение, 1974. 176 с.
99. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина "Дубровский" в школьном изучении .-Л. : Просвещение, 1972. 176 с.
100. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.-М.: Искусство, 1970. 239 с.
101. Маркова А.Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
102. Ю1.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способ-ности.-М.: Знание, 1981. 96 с.
103. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1976. 224 с.
104. Молдавская Н.Д. Формирование читательских умений или развитие читательских умений или развитие читателя? Литература в школе, 1977, В 6, с.42-47.
105. Ю4.Мурзаев B.C. Почитать да поработать -Петроград: Задруга, 1918. 64 с.
106. Юб.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют?-М.: Знание, 1978. 48 с.
107. Огнев Н., Розанов С. Театральная работа в школе П ступени.-Л.: Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВВДК, 1925.- 160 с.
108. Паустовский В.К. Прививка к географии. В кн.: Воспоминания о К.Паустовском. М.: Советский писатель, 1975, с.415-461.
109. Пришвин М.М. Собр. соч. : В 6-ти т. М.: Гослитиздат, 1957. - Т.6. Из дневников последних лет. - 867 с.
110. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.- 96 с.
111. Программа Единой Трудовой Школы. 1921 г„ В кн.: Революция. Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966Р- 295 с.
112. Пушкарёва М.Д. Литературные игры. В кн.: Вопросы методики преподавания литературы в школе. Под ред. Н.И.Кудряшева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с.536-540.
113. Революция. Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966.- 295 с.
114. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе.-Л.: Просвещение, 1968. 174 с.
115. Родари Д. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй.-М.: Прогресс, 1978. 212 с.
116. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (П-УП классы).-М.: Педагогика, 1977. 176 с.
117. Роде Н. Иллюстрирование учащимися литературно-художественных произведений на уроках родного языка. Родной язык в школе, кн.2. М., 1923, с.43-53.
118. Ростомашвили Е.В. Эстетическая теория игры и её критика.
119. Автореф. дис. . канд. философ, наук.-Тбилиси, 1972. -17 с. 120.Роткович H.A. История преподавания литературы в советской школе.-М.: Просвещение, 1976. 335 с.
120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологииМ.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
121. Рыбникова М.А., Случевская Л. Литературные игры. Красный библиотекарь, 1931, № 3, с.33-39.
122. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд.-М.: Учпедгиз, 1963. 314 с.
123. Рыбникова М.А. Работа словесника в школег-М.-П., 1922.- 184 с.
124. Сердцева А.Г. Литературные игры. В кн.: Методика объяснительного и литературного чтения. Под ред. Липаева A.A.
125. М.; Просвещение, 1964, с.476-489.
126. Сивоконь С.И. Весёлые наши друзья. Очерки о юморе в советской литературе для детей.-М.: Детская литература, 1980.- 184 с.
127. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.: Педагогика, 1980. 96 с.
128. Смирнова В.В. Арк. Гайдар. Критико-биографический очерк М.: Советский писатель, 1961. 204 с.
129. Социально-психологические проблемы чтения. Социально-психологическая типология читателей-детей.-М., 1974. Вып.1,35 с.
130. Социально-психологические проблемы чтения. Социально-психологическая типология читателей детей, переходный от детского к подростковому. М., 1977. - Вып.Ш, 83 с.
131. Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1954. Т.2, 494 с.
132. Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч. : в 8-ми т. М., Искусство 1955. - Т.З, 502 с.133134135136137138139140141142143144145146
133. Станчек H.A. Литература в 4 классе.-Л.: Просвещение, 1972. 64 с.
134. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. - T.I. Сердце отдаю детям. Рождение гравданина, 558 с.
135. Театр в школе. Под общ. ред. Н.Шер.-Л. : Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВЦИК, 1924. 195 с. Терский В.н., Кель О.С. Игра, творчество, жизнь.-М. : Просвещение, 1966. - 304 с.
136. Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге—М.: Молодая гвардия, 1966. 128 с.
137. Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность. Автореф.дис. . канд. филос. наук. М., 1969. 22 с.
138. Устиненко В.И. Игровой аспект современной эстетической культуры. В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975, с.105-123.
139. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре.- Философские науки, 1980, № 2, с.69-77.
140. Упгинский К.Д. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР,1950. Т.УШ. Человек как предмет воспитания, 776 с.
141. Чирковская Т.В. Произведения В.П.Катаева в школьном изучении—Л.: Просвещение, 1978. 127 с.
142. Чирковская Т.В. Устное словесное рисование. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л.: Просвещение, 1962, с.138--170.
143. Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 19.-М.: Просвещение, 1966. 399 с.
144. Шакирова Л.С. Об уроках внеклассного чтения, посвящённых сказкам. В кн.: Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л.: Просвещение. 1978, с.51-58.
145. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. T.I. Мой педагогический путь, 304 с.
146. Швццкая-Эйсмонт Н. Эстетическое воспитание в игре.-М.: Учпедгиз, 1963. 87 с.
147. Шехтман Д.И., Корягина Л.К. Литературные игры и развлечения .—Кишинёв, 1957. 63 с.
148. Шерстобитов В. У истоков искусства.-М.: Искусство, 1971.- 200 с.
149. Шильгави В.П. Начнём с игры.-М.: Просвещение, 1980. 79 с.
150. Элъконин Д.Б. Игра. В кн.: Педагогическая энциклопедия, 1965, т.2, с.137-143.
151. Элъконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.- 304 с.
152. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве. Современная драматургия. Литературно-художественный альманах.-М.: Искусство, 1982, № 2, с.244-255.
153. Эстетическое воспитание школьника. Под общей ред. А.И.Бурова и Б.П.Лихачёва.-М.: Педагогика, 1974. 303 с.
154. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. В сб.: Теория эстетического воспитания. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, с.43-55.
155. Якобсон П.М. Психология художественного восприятияМ.: Искусство, 1964. 86 с.
156. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-М.: Просвещение, 1966. 291 с.