Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение лиро-эпических произведений в якутской школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Никитина, Альбина Тихоновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение лиро-эпических произведений в якутской школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитина, Альбина Тихоновна, 2004 год

Введение.

Глава I. Проблема школьного изучения лиро-эпических произведений русской классики XIX века (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

1.1. Изучение поэмы Н.В. Гоголя в школах России: традиции и современные тенденции.

1.2 Анализ состояния преподавания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе.

1.3. Трудности восприятия лиро-эпических произведений якутскими школьниками (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Выводы к 1 главе.

Глава II. Теоретические основы «целостного» изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в школе.

2.1. Родовые признаки лироэпики и вопросы её школьного изучения.

2.2. Эффективные пути рассмотрения лирических и эпических элементов произведения в школе и читательская деятельность школьника.

2.3. Литературоведческие и критические основы содержания и путей целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2.4. Учёт этнопсихологических особенностей якутских школьников при выборе пути и средств рассмотрения гоголевского текста.

2.5. Дидактические возможности цветографических средств целостного изучения гоголевского текста.

2.6. Русско-якутские литературные связи в аспекте поставленной проблемы .92 Выводы ко 2 главе.

Глава III. Специфика целостного анализа поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы.

3.1. Особенности анализа сюжета и композиции гоголевской поэмы из вводных уроков).

3.2. Рассмотрение системы помещиков в поэме (из уроков в 9 классе).

3.3. Изучение структуры основных образов поэмы (из уроков в 9-10 классах.

3.4. Особенности изучения художественного языка гоголевского произведения из уроков в 9-10 классах).

3.5. Результаты проведённого эксперимента.

Выводы к 3 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение лиро-эпических произведений в якутской школе"

Актуальность темы исследования. Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их школьного рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию современных школьников, повышению их эстетической восприимчивости и интереса к русской классике.

Мёртвые души» Н.В. Гоголя, как и другие лиро-эпические произведения русской классики XIX века, занимают особое место в методике преподавания литературы, в первую очередь, уникальностью своих родовых признаков, определивших трудности читательского восприятия и понимания гоголевского творения. Об этом в своё время задумывался сам Гоголь, справедливо видя его решение в повышении общей читательской культуры.

Степень разработанности проблемы. Художественному мастерству Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души», в целом в его творчестве посвящены многочисленные литературоведческие и критические исследования. В этом аспекте, на наш взгляд, представляют интерес работы об особенностях художественного мышления Гоголя (Е.И. Анненкова, А.Е. Дмитриева, И.П. Золотусский, Д.И. Чижевский и др.); о своеобразии поэтики в творчестве Гоголя (А. Белый, М. Вайскопф, С.А. Гончаров, Ю.В. Манн, С.И. Машинский и др.); об идейно-эстетическом содержании поэмы Н.В. Гоголя (В.А.Воропаев, Л.И. Ерёмина, И.П. Золотусский, Д.П. Ивинский, Ю.Н. Кутафина, М.Е. Музалевский, А.В. Петров, Е.А.Смирнова, В.Н.Топоров и др.); о биографии писателя ( П.К. Боголепов, В.В. Вересаев, И.П. Золотусский, В.Ш. Кривонос и др.); о специфике языка в творчестве Н.В. Гоголя (Ю.Я. Барабаш, В.В. Виноградов, В. А. Воропаев, Ю.Я. Кожин и др.).

К проблеме изучения поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя в школе в разное время обращались такие методисты, как М.А. Беляев, С.К. Бирюкова, A.M. Докусов, Н.В. Колокольцев, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, Л.В.Тодоров, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская и другие. В их работах, составивших методическую базу школьного изучения поэмы, выявлены как трудности (жанровая специфика, синкретичность поэтической системы, глубина идейно-эстетического содержания), так и пути её школьного изучения: целостный анализ (вслед за автором) с пообразным рассмотрением (A.M. Докусов, М.Г. Качурин); проблемный путь (Л.В.Тодоров); акценты в изучении стиля Гоголя, манеры его повествования (В.Г. Маранцман), жанровые особенности произведения (Н.Д. Молдавская), культуроведческая лексика (С.К. Бирюкова) и др. При этом, методисты обращают внимание на важность учёта лиро-эпической природы «Мёртвых душ», «целостного» подхода в изучении лирического и эпического начал в поэме Н.В. Гоголя. Но, в целом, этот сложный как в литературоведческом, так и в методическом плане вопрос недостаточно исследован и затрудняется, с одной стороны, низким читательским интересом современных учащихся к русской классике, а с другой, - недооценкой в школьной практике изучения художественного текста в тесной связи «содержания» с «формой».

Важность учёта родовой специфики произведения при выборе путей, форм, методов и приёмов изучения художественного произведения в школе была подчёркнута ещё в трудах классиков методической науки конца XIX (В .И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский и другие) - начала XX века (В.В. Голубков, М.А. Рыбникова и другие). Большой вклад в методологию и методику школьного анализа, в решение вопросов изучения художественных произведений в их родовой специфике, изучения теоретико-литературных понятий, изучения языка и стиля внесли крупные методисты русской и национальной школы (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, А.Д. Жижина, Е.Н. Колокольцев, А.Г. Кутузов, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Г.А. Обернихина, З.С. Смелкова,

JI.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин, М.В. Черкезова и другие), подчёркивающие обучающий и развивающий характер процесса изучения литературного произведения в школе.

Много внимания этим вопросам уделяют учёные-методисты Республики Саха (Якутия): С.К. Колодезников, М.Я. Мишлимович, С.М. Петрова, Е.М. Поликарпова и др.

Теория и методика школьного анализа композиции художественного произведения впервые были разработаны в трудах таких методистов-классиков, как М.А. Рыбникова, В.В. Голубков; развиты в работах современных исследователей (А.Б. Есин, И.А. Подругина, Н.А. Соснина, Е.И. Целикова и др.). В них данный анализ отнесён к логическому типу аналитической деятельности читателя-школьника; необходимость применения которого методисты видят там, где произведение по ряду причин трудно воспринимается учащимися. В работах по теории композиции в литературоведении (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.) и в методике обучения (А.Б. Есин, С.И. Кормилов и др.), а также в современной справочной литературе по теоретико-литературным понятиям и терминам указано на функциональность композиции художественного произведения, то есть на её содержательность и смысловую нагрузку.

Многие психологи (B.C. Выготский, О.Н. Никифорова, П.М. Якобсон и др.) и методисты (О.Ю. Богданова, A.M. Докусов, В.Г. Маранцман и др.), раскрывая особенности читательского восприятия, подчёркивают его связь со школьным анализом. Исследования методистов национальной школы (С.К. Бирюкова, А.Д. Жижина, Д.А. Клумбите, К.М. Нартов, З.С. Смелкова, Л.В. Тодоров, М.В. Черкезова и др.) показали этнокультурные закономерности восприятия школьниками инонациональной литературы, необходимость использования взаимосвязей с родной литературой в целях повышения эффективности изучения русской литературы. В исследованиях учёных отмечается целостная, диалогическая природа эстетического (полноценного) восприятия художественного произведения как искусства слова, его слияние с процессом мышления.

В этом аспекте интересны исследования о пространственных представлениях якутов в духовной и материальной культуре (Т.П. Аммосова, С.К. Колодезников, Д.С. Макаров); о доминанте синтетического кода в восприятии якутских школьников и студентов (Р.Г. Томская, А.П. Оконешникова); исследования русско-якутских литературных связей в аспекте темы (Г.П. Башарин, А.А. Бурцев, П.В. Максимова, Н.В. Покатилова, С.М. Петрова, JI.H. Романова и др.); работы в области этнопедагогики, этнопсихологии и социологии (У.А. Винокурова, Д.А. Данилов, А.П. Оконешникова, И. С. Портнягин и др.)

Анализ данных теоретических исследований и практического опыта преподавания поэмы «Мёртвые души» обусловили постановку темы исследования и выявили противоречие в проблеме школьного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Оно заключается в том, что:

- авторская установка на аналитико-логическое восприятие и понимание поэмы, с одной стороны, актуализирует теоретико-литературные знания, поиски логических путей изучения гоголевского текста, с другой стороны, становится условием постижения образа автора в поэме и, в целом, полноценного восприятия поэмы как лиро-эпического произведения.

Всё вышеизложенное, затрудняя школьное изучение и понимание поэмы Н.В. Гоголя учащимися, приводит к мысли о необходимости разработать такую методику изучения гоголевского произведения в якутской школе, которая отвечает как лиро-эпической природе произведения, так и этнопсихологическим особенностям школьников-якутов, условиям билингвизма в школьном обучении, а также решает проблему изучения текста в единстве его формы и содержания.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику «целостного» изучения произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», учитывающую как его художественную природу, так и национально обусловленные особенности мышления якутских школьников, специфику восприятия ими гоголевской поэмы.

Объект исследования - процесс преподавания литературы в старших классах якутской школы.

Предмет исследования - методика школьного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в школах Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования. Постижение старшеклассниками якутской школы идейно-художественного своеобразия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» как произведения лиро-эпического жанра, а также повышение их читательского интереса к русской классике возможно при условии:

- учёта специфики восприятия учащимися поэмы Н.В. Гоголя;

- выявления идейно-художественных особенностей поэмы «Мёртвые души», её ассоциативных взаимосвязей с якутской культурой и литературой;

- внедрения в учебный процесс на разных этапах анализа поэмы эффективных методов и приёмов работы с художественным текстом, учитывающих художественную природу произведения и национально обусловленные особенности психологии школьников;

- использования в процессе аналитической работы с текстом поэмы цветографических средств наглядности, отражающих её художественное своеобразие; введения элементов поисково-исследовательской деятельности.

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- провести анализ литературоведческой и методической литературы, посвященной творчеству Н.В. Гоголя и изучению его поэмы «Мёртвые души» в общеобразовательной школе; проанализировать школьные программы и учебники в аспекте темы исследования;

- рассмотреть состояние преподавания поэмы Гоголя в якутской школе;

- выявить возрастные и национально обусловленные особенности мышления школьников; специфику восприятия ими гоголевского текста;

- разработать методику изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с учётом своеобразия жанра произведения и национально обусловленных особенностей психологии восприятия школьниками-якутами поэмы Гоголя, а также приёмов, реализующих взаимосвязь изучаемого материала русской литературы с родной;

- экспериментально проверить предложенную методику изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы.

Методологической основой исследования являются основные принципы развивающего обучения: ведущая роль теоретических знаний (JT.B. Занков), движение от общего к частному, от системного к единичному (В.В. Давыдов); актуальные положения современной педагогики, этнопедагогики о деятельностном и культурологическом подходе в обучении (Д.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); герменевтические положения о взаимосвязи и взаимообусловленности макро- и микроуровней текста в философии и литературоведении (Х.-Г. Гадамер, Ю.В. Манн, М.Е. Музалевский, П. Рикёр, С. Фуссо и др.); положения о тесной связи восприятия и мышления, знаковой форме передачи информации в психологии (Р. Арнхейм, Ю.М. Лотман, А.Н. Леонтьев и др.); роли теоретико-литературных понятий в обучении (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман, С.А. Леонов и др.); современные исследования по методике преподавания литературы в национальной школе (С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, З.С. Смелкова, С.М. Петрова, Л.В. Тодоров, М.В. Черкезова и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования.

Методы исследования: теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, литературоведческой, методической литературы; анализ действующих программ и учебно-методической литературы; экспериментальные: организация и проведение педагогического эксперимента; наблюдения за современным состоянием преподавания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе, изучение педагогического опыта учителей-практиков (анкетирование, беседы с учителями, учащимися и выпускниками основных сельских и городских школ Республики), ретроспективный анализ собственного педагогического опыта; статистический: количественно-качественный анализ и обобщение экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: Национальная политехническая школа № 2 г. Якутска, Майинская школа П-й и III-й ступени Мегино-Кангаласского улуса, Курбусахская средняя общеобразовательная школа; 9-10 классы (всего: 262 учащихся).

Этапы исследования:

I этап (1997-1999 гг.) - изучение литературы в аспекте поставленной проблемы; определение целей, задач, гипотезы исследования; проведение констатирующего эксперимента среди учащихся старших классов Национальной политехнической школы №2 г.Якутска, Майинской школы И-й и III-й ступени; учителей и выпускников сельских общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия); обобщение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

II этап (1999- 2002 гг.) - разработка методических рекомендаций и проведение обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предложенной методики; степени активизации мыслительной деятельности и повышения читательского интереса учащихся к «Мёртвым душам» в процессе анализа гоголевского текста с использованием цветографических средств наглядности; анализ предварительных результатов обучающего эксперимента и корректировка содержания эксперимента.

III этап (2002-2004 гг.) - уточнение и корректировка отдельных методических рекомендаций; расширение обучающего эксперимента в Курбусахской средней общеобразовательной школе Усть-Алданского улуса, Национальной политехнической школе № 2 г. Якутска; обобщение и подведение итогов проведённого эксперимента; оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- разработана и внедрена в учебный процесс методика целостного изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе, акцентирующая внимание на художественной форме произведения;

- реализована идея взаимосвязанного изучения поэмы Н.В. Гоголя с произведениями якутской литературы;

- определены этнопсихологические особенности якутских школьников, влияющие на постижение содержания и художественной формы произведения;

Теоретическая значимость исследования: предложена научно обоснованная методика целостного анализа поэмы «Мёртвые души», учитывающая своеобразие художественной природы произведения, возрастные и национально обусловленные особенности психологии школьников-якутов;

- раскрыты дидактические возможности цветографических приёмов изучения лиро-эпического произведения в якутской школе.

Практическая значимость:

- экспериментально проверена и внедрена в практику разработанная методика изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в старших классах якутской школы, активизирующая мыслительную деятельность учащихся и способствующая развитию их нравственно-эстетических и интеллектуальных возможностей;

- материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания русской литературы в вузах и на курсах повышения квалификации учителей; при разработке содержаний спецкурсов по методике преподавания русской литературы в школе.

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, цели, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждается результатами эксперимента, свидетельствующими об эффективности и продуктивности предлагаемой методики изучения лиро-эпического произведения. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена достаточным количеством испытуемых, длительностью педагогического эксперимента и корректностью его обработки, позитивными результатами работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ поэмы Н.В. Гоголя с использованием цветографических средств наглядности, активных методов и приёмов работы способствует целостному восприятию и пониманию поэмы «Мёртвые души» как лиро-эпического произведения; развитию читательской деятельности школьников; сознательному усвоению понятия «композиция»; активизации их аналитико-логического и ассоциативного мышления, расширению духовно-нравственных и интеллектуальных возможностей.

2. Цветовая деталь как приём раскрытия художественных особенностей лиро-эпического произведения Н.В. Гоголя через ассоциативные связи цветовых обозначений позволяет углубить понимание гоголевского текста, а также создаёт условия для эстетической восприимчивости школьников к поэме Н.В. Гоголя, совершенствования их речевой подготовки.

3. Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с учётом национально обусловленных особенностей психологии якутских школьников, во взаимосвязи с родной литературой и культурой, позволяет повысить эффективность усвоения учащимися учебного материала, развивает их творческое и исследовательское мышление.

Апробация материалов исследования осуществлялась на ежегодных научно-методических конференциях ППС ФЛФ ЯГУ по актуальным проблемам филологии, журналистики и методики преподавания в школе и вузе (1998 - 2003 гг.); на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в системе школьного образования» (Якутск,2002г.); на республиканском авторском семинаре д.п.н., профессора Петровой С.М. «Актуальные проблемы современного литературного образования в якутской школе» (1999 - 2004 гг.); на курсах повышения квалификации учителей ИПК РО Республики Саха (Якутия) (2001г.,2002г., 2004г.); на городском семинаре учителей по проблемам технологии обучения (2001 г.).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав (четырнадцати параграфов), заключения, библиографии (207 источников) и двух приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы к третьей главе. В результате проведённого эксперимента можно прийти к следующим выводам:

1. последовательность анализа от общего к частному - от сюжета и композиции поэмы до функции поэтического слова в контексте художественной идеи есть условие целостного и полноценного восприятия и понимания поэмы учащимися;

2. содержанием целостного анализа поэмы «Мёртвые души» должны стать сюжет и композиция, композиционные приёмы в системе образов помещиков, художественные детали в структуре основных образов, поэтическое слово в поэме в их современной трактоаке;

3. принцип визуальности как специфика целостного анализа поэмы эффективен, поскольку в доступной наглядной форме даёт представление об идейно-эстетическом содержании произведения Гоголя;

4. сложный ассоциативный язык «Мёртвых душ» доступен учащимся при условии использования активных методов, приёмов и средств изучения;

5. целостный анализ поэмы как логический путь изучения поэмы Гоголя является наиболее эффективным путём изучения гоголевского произведения в якутской школе;

6. визуальное изучение художественной формы поэмы помогает преодолеть пробелы в теоретико-литературных знаниях учащихся;

7. осмысление поэмы в общечеловеческом аспекте стимулирует читательский интерес современных школьников к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»;

8. в процессе изучения поэмы Гоголя ясно выступает важность теоретико-литературного образования школьников, развития их читательской культуры;

9.приёмы сопоставления поэмы с произведениями родной литературы углубляют восприятие и понимание учащимися произведений Н.В. Гоголя и А.Е. Кулаковского, активизируют читательскую деятельность учащихся, стимулируют эмоциональные и познавательные мотивы учебной деятельности.

Заключение.

Проведённое теоретико-экспериментальное исследование проблемы изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в условиях якутской школы приводит к следующему заключению.

1 Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», по словам самого Гоголя, созданная «не по воображению», а «по соображению» рассчитана на высокую читательскую культуру. Углубленное восприятие и осмысление поэмы «Мёртвые души» должно быть обеспечено поэтому системой литературного образования школьников: знанием и пониманием идейно-художественных особенностей изученных произведений русской литературы, степенью сознательного усвоения системы теоретико-литературных знаний, сформированностью аналитических умений школьников;

2. В силу своих идейно-художественных особенностей поэма Н.В. Гоголя требует логических видов анализа, одним из которых является целостный анализ, а также сознательного усвоения теоретического понятия «композиция».

3. Можно сделать выводы о том, что учителя-практики якутских школ мало используют логические виды анализа при изучении «Мёртвых душ», выясняющие законы «сцепления» элементов внутренней структуры произведения, функциональный подход в школьном рассмотрении произведения. Учителя-практики не всегда придерживаются принципа преемственности и системности в литературоведческом образовании школьников, в развитии их читательских умений, что создаёт сложности при изучении таких произведений как поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

4. Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что для современных якутских школьников характерно фрагментарное восприятие и осмысление поэмы Н.В. Гоголя, упрощённая трактовка идейно-эстетического содержания поэмы на сюжетно-событийной основе, низкий читательский интерес к гоголевской поэме. Наши выпускники в основной своей массе осмысливают поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души» на восприятии образов помещиков и Чичикова. Образ автора, его позиция в поэме, мысли и чувства остаются вне общего восприятия поэмы Гоголя, что не просто упрощает и обедняет её понимание, а снижает читательский интерес к поэме Н.В.Гоголя, сводя на нет её педагогические ценности. Простое понимание «Мёртвых душ» как поэмы об «уродливых помещиках» начала XIX века почти ничего не даёт современным школьникам: не пробуждает эмоционального контакта с поэмой, не активизирует их мысли и чувства, не обогащает их идейно-эстетическим богатством поэмы Гоголя.

5. Выбор целостного анализа как основного пути изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в якутской школе объясняется особенностями художественной природы произведения, в первую очередь, его родовой спецификой; особенностями художественного мышления писателя; идейно-эстетическими принципами, положенными в основу создания поэмы Гоголем. С другой стороны, этот путь позволяет дать учащимся целостное представление об идейно-художественном мире гоголевского произведения.

6. Система целостного анализа должна строиться по принципу развивающего обучения как принцип качественного различия стадий обучения, который в нашем случае реализует переход от более простого пути анализа сюжета, композиции, системы образов к её более сложным видам как выявление функции того или иного элемента структуры поэмы в контексте целого, а также переход от одного вида учебной деятельности школьников к другой - более сложной по своему характеру, реализующий принцип деятельностного подхода.

7. Спецификой целостного анализа поэмы Гоголя в условиях национальной (якутской) школы становится принцип предметности или визуального изучения композиции. Особенности художественной формы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», композиционные приёмы, организующие систему образов помещиков, можно выразить в пространственной форме, что иконически отвечает отражению пространственно-временных отношений в художественном произведении и специфике кодирования информации в культурной традиции якутского народа, т.е. предложенная методика визуального анализа композиции не противоречит этнопсихологическим особенностям мышления школьников и специфике самого произведения Гоголя.

8. Использование цветографических моделей в процессе целостного анализа поэмы, как показывает экспериментальное исследование, значительно интенсифицирует процесс сознательного усвоения теоретико-литературных понятий, помогает преодолеть пробелы в литературоведческих знаниях учащихся, создавая одинаковые дидактические условия для изучения и понимания композиции «Мёртвых душ» школьникам, имеющим разный уровень литературной подготовленности, при этом стимулирует читательский интерес школьников к поэме, развивает их мыслительную деятельность.

9. Цвет как художественная деталь может стать эффективным аналитическим приёмом, который не только помогает школьникам осмыслить образы помещиков в поэме, но и постигнуть образ автора, его мысли и чувства, авторскую оценку изображаемого, благодаря тому, что эмоционально-смысловой ассоциативный ряд цветовых элементов в структуре образов поэмы доступен и понятен всем читателям независимо от их жизненного, читательского, эстетического и идейно-эмоционального опыта, развивает у школьников эстетическую восприимчивость к художественному языку поэмы. В этом случае, на наш взгляд, возникает некоторый диалог между школьником и писателем, о чём писал М.М. Бахтин.

10. Разработанная методика целостного анализа поэмы с использованием активных методов, приёмов и средств наглядности раскрывает особенности идейно-эстетического содержания поэмы, создавая у школьников целостное и углубленное восприятие поэмы в единстве её формы и содержания; способствует пониманию поэмы, повышению читательской активности, расширению духовно-нравственной и интеллектуальной сферы школьников.

11. Экспериментальное исследование показывает, что сила нравственно-эстетического воздействия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» на современных школьников зависит, в первую очередь, от уровня владения школьниками знаниями основ по теории литературы, так как форма поэмы Гоголя есть средство выражения её идейно-эстетического содержания.

12. Использование новых форм наглядности закладывает умение школьников читать знаковую информацию, следовательно, способствует развитию семиотического восприятия и мышления - качества необходимые, по мнению современных педагогов и психологов, в век бурного роста информации.

13. Перспектива использования цветографической модели в процессе целостного анализа лиро-эпических произведений видится в её системном внедрении в изучение художественных произведений в школе, когда школьники будут самостоятельно моделировать то или иное теоретико-литературное содержание художественного произведения, что, несомненно, повысит качество преподавания русской литературы в условиях школы с родным (нерусским) языком обучения, позволит преодолеть отставание в формировании основ литературоведческих знаний школьников.

Изучение лиро-эпических произведений русской литературы с учётом их родовой специфики - достаточно сложный вопрос. Наше исследование, не претендуя на исчерпывающую полноту, рассмотрело данный вопрос на примере гоголевской поэмы применительно к условиям якутской школы. Перспектива дальнейшего исследования видится в поисках новых путей, методов и приёмов изучения с учётом художественной уникальности каждого лиро-эпического произведения; в активном внедрении в школьную практику развивающих принципов обучения, способствующих литературному, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию современных школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитина, Альбина Тихоновна, Москва

1. АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии как гуманная общечеловеческая философия для XXI века./ Р.Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. - 334 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие./ Г.С. Абрамова. -М.: Академия, Паритет, 1997. 700 с.

3. Айзерман JI.C. Русская классика накануне XXI века: Утопии и антиутопии в снах героев русской литературы. //Литература в школе. 1996. - №6.- С.95-101.

4. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины XIX века: 9 класс: Методическое пособие. /С.Н. Аленькина. СПб: Паритет, 2001. - 126 с.

5. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов./Т.П. Амосова. Якутск: Бичик, 1994.- 66 с.

6. Анализ художественного текста на школьном уроке: теория и практика. / Ставроп. гос. ун-т, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. СПб.: Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 1996. - 144 с.

7. Анненкова Е. И. Православие в историко-культурной концепции А.С.Хомякова и в творческом сознании Н.В.Гоголя. // Вопросы литературы.-1991.- №8.- С. 89- 105.

8. Анненкова Е.И. Автор в «Мёртвых душах» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.//Литература в школе. 1999.- №2.- С.ЗЗ-40.

9. Андреев Г.П., Кычкина А.А. Тенденции и противоречия в образовании.// Народное образование Якутии. 1998.-№4.-С.21-27.

10. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. / И.И.Аркин. 3-изд. М.: Просвещение, 2001.-221с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства./ Пер. с англ./Р. Арнхейм.- М.: Прометей, 1994. -352 с.

12. Архипова А.В. Один из литературных источников «Повести о капитане Копейкине» : (К исследованию «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя) // Русская литература. -1986. -№2. С. 231-232.

13. Ассоциативная психология. Г.Спенсер. Основания психологии. Т.Циген./ Пер. с англ./Г.Спенсер, Т.Циген.- М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. 560 с.

14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе./Ю.М. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. -208с.

15. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя: О А. Кулаковском, А. Софронове, Н. Неустроеве . / Г.П. Башарин. Воспроизведение изд. 1944 г. -Якутск: Книга, 1994. - 146 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./ Сост С.Г. Бочаров. 2-е изд. /М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

17. Бахтин М.М. Эпос и роман: Сборник ./ М.М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000.- 300 с.

18. Башарина З.К. Русская проза Якутии (50 80-е гг.): Учебное пособие./ З.К. Башарина; Якут гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск: Изд -во ЯГУ, 1995. -55 с.

19. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. Изд. второе, перераб./Т.Г. Браже. СПб : Глагол, 2000. -272 с.

20. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классической литературы. СПб: Филиал изд- ва «Просвещение», 2003. - 352 с.

21. Беленький Г.И., Снежневская М.А.Изучение теории литературы в средней школе : (5-10кл.) Пособие для учителей./ Г.И. Беленький, М.А. Снежневская.-М.: Просвещение, 1983. 256с.

22. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. /Г.И. Беленький. М.: Просвещение, 1990. - 188 с.

23. Беляев М.А. Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в школе. Дис. . канд. пед. наук. М., 1954. - 626 с.

24. Белинский В.Г. О русских классиках./В.Г. Белинский. М.: Худож. литература, 1979. - 525 с.

25. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. /Н.А. Бердяев. -М.: Республика, 1994. 479 с.

26. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследования./А.Белый.- М.: МАЛП, 1996.-351с.

27. Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. XX век: Учебно-методическое пособие и хрестоматия для студентов и преподавателей филол. фак. педвузов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. - 423 с.

28. Болкунова Н.С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н.В.Гоголя / Дис. канд. фил. наук. -Саратов, 1999. -181 с.

29. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология./А.О. Бороноев, В.Н. Павленко.- СПб: 1994. -168 с.

30. Боумен У. Графическое представление информации./У. Боумен.-М.: Мир, 1971.-227 с.

31. Бочаров С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов./С.Г. Бочаров.- М.: Сов. Россия, 1985.- 296 с.

32. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении.//Изв. АН Сер. лит. и языка, 1998. № 5. - Т. 57. - С. 15 - 25.

33. Бурцев А.А., Максимова П.В. На крылатом коне: Якутская поэзия от А. Кулаковского до С. Тарасова . / А. А. Бурцев, П.В. Максимова; АН Р. С (Я). -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995.-222 с.

34. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст./М. Вайскопф.- М.: Радикс, 1993. -588 с.

35. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе./ Д.Е. Васильева; А.Н. Р.С. (Я.), Ин -т яз., лит. и истории. Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1995. - 180 с.

36. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности.// Психологический журнал,- т. 19.-1998.-№4.-С.49-60.

37. Винокурова У.А. Мы, якуты . / У.А. Винокурова. Якутск: Кн- е изд -во, 1992.- 102 с.

38. Виноградов В.В. Язык Гоголя. // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя.- М., 1990. -С. 271-330.

39. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика./Г.О. Винокур.- М. : Наука, 1990.- 451 с.

40. Вербовая Н.Н. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы./Н.Н. Вербовая.- М.: ИНПО, 1995. 144 с.

41. Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. /В.В. Вересаев.- М.: Моск. рабочий, 1990.- 638 с.

42. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи./В.Н. Вовк.- Киев: Наук, думка, 1986.-140 с.

43. Воропаев В.А. «Дело, взятое из души .»: Поэма Гоголя «Мёртвые души»: история замысла и его осуществление. // Литература в школе.- 1998. -№ 4.1. С. 13-15.

44. Воропаев В.А. «Замкни речь пословицей»: Народно-поэтическая стихия в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. // Литературная учёба. 1981. -№4.- С. 172-179.

45. Воропаев В. А. Гоголь в критике русской эмиграции. // Литература в школе. -2002.- № 6.-С. 13-20.

46. Восприятие и деятельность./Под ред. А.Н.Леонтьева.- М.: МГУ, 1976. -319 с.

47. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры./Л.С. Выготский.- М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 1996. 512 с.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. /Л.С. Выготский.- М.: Искусство, 1986. -573 с.

49. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления. // Вестн. Моск.ун-та. -Сер. 14. Психология. -1998. №2. -С. 28-31.

50. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий. // Вестник Моск. ун-та.- Серия 14. Психология. -1998. № 2. -С. 3 -8.

51. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики./Х.-Г. Гадамер.- М.: Прогресс, 1988. 704 с.

52. Герасимова JI.C. Восприятие учащимися поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». // Литература в школе. -1965.- № 6. С. 38-43.

53. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. 1994. - № 3. - С. 88 - 94.

54. Гиршман М.М Литературное произведение: теория и практика анализа: Учебное пособие./ М.М. Гиршман. М.: Высшая школа, 1991. - 160 с.

55. Гиппиус В.В. Гоголь: Воспоминания. Письма. Дневники. /В.В. Гиппиус.-М: Аграф, 1999.-464 с.

56. Гоголь: материалы и исследования. / РАН, Ин-т мировой лит-ры им. А.М.Горького. Отв. ред. Ю.В. Манн.- М.: «Наследие», 1995. -256 с.

57. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. В 14-ти т. М.-Л.: АН СССР, 1952.

58. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. Изд. 7-ое./В.В. Голубков.- М.: Учпедгиз, 1962. -495 с.

59. Гольденберг А.Х.Житийная традиция в «Мёртвых душах» // Литературная учёба.- 1982.-№3.-С. 155-162.

60. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике./Г.А. Гуковский.- М.- Л.: Просвещение, 1966. -266 с.

61. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография./С.А.Гончаров,- СПб.: Изд-во РГГГУ им. А.И.Герцена, 1997.- 340 с.

62. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.

63. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте.// Возрастная и педагогическая психология.- М.: Изд-во МГУ, 1992. С.132 -148.

64. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах./Д.А. Данилов.- Якутск : 1990. 77 с.

65. Докусов A.M., Качурин М.Г. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в школьном изучении./А.М. Докусов, М.Г. Качурин.- М.: Просвещение, 1982. -192 с.

66. Донецких Л.И. Слово и мысль в художественном тексте./Л.И. Донецких.-Кишинёв: Штиинца, 1990. -164 с.

67. Духовная культура в жизни этноса: Сборник научных трудов АН СССР, Сиб. отд-ние, Якут, ин-т яз., лит. и истории. Якутск: Якут. науч. центр СО АН СССР, 1991 (1992).-105 с.

68. Джулиани Р. Гоголь в Риме. // Вестник Моск. ун-та.-Серия 9.Филология.-1997.-№5.-С. 16-42.

69. Дмитриева А.Е. Гоголь и Украина: К проблеме взаимосвязи русской и украинской культур. // Известия РАН.- Сер. лит и яз. -1994.- т 53.-№3. -С.13-25.

70. Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ: ( О творчестве Гоголя и Чехова). /Е.С. Добин.- Л.: Сов. писатель: Ленингр. отделение, 1975.-192 с.

71. Емельянов И.С. Русско-якутские литературные связи в прозе (1880 1930 гг.): 10. 01 . 02. - Литература народов Росс. Федерации: Автореф. дисс. На соиск. учён. степ, канд филол. наук. - Якутск, 1997. - 21 с.

72. Ерёмина Л.И. О языке художественной прозы Н.В.Гоголя: (Искусство повествования)./Л.И. Ерёмина.- М.: Наука, 1987. -176 с.

73. Ерчак Н.М. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. // Вопросы психологии. 1994. - № 3. - С. 82 - 88.

74. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. /А.Б. Есин.- М.: Флинта : Наука, 1998. 248 с.

75. Жижина А.Д. Преподавание литературы с опорой на контекст- систему непрерывного литературного образования: Моногр. 4.1./А.Д. Жижина; РАО, Ин-т общ. сред, образования. -М.: ИОСО РАО, 2002.- 134 с.

76. Золотусский И.П. Поэзия прозы : Статьи о Гоголе. /И.П. Золотусский.-М.: Советский писатель, 1987. 240 с.

77. Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. М.: Изд. центр РГГУ, 2000.- 178 с.

78. Ивинский Д.П. К гоголевской типологии характеров: «Галерея помещиков» в первом томе «Мёртвых душ». // Русская словесность. -1997,- №6. -С. 11-14.

79. Изучение творчества Гоголя в школе. / Под ред. Г.В. Самойленко. -Киев : 1988. 271 с.

80. Изучение творчества Гоголя в школе. / Под ред. О.И.Тимофеева и Н.В. Колокольцева. М.: Учпедгиз, 1954. - 258 с.

81. Ионин Г.Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1992. - 56 с.

82. Кальоти Д. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве./ Пер. с нем./Д.Кальоти.- М.: Мир, 1998. -221 с.

83. Каплан И.Е. Анализ языка художественных произведений: Пособие для учителя./И.Е. Каплан.- СПб : Просвещение, 1992. -158 с.

84. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Изучение русской литературы в 9 классе : Пособие для учителя. 5-е изд., дораб./М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская.- М.: Просвещение, 1987.-270 с.

85. Карасёв JI.B. Гоголь и онтологический вопрос. // Вопросы философии,-1993.-№8.-С. 84- 96.

86. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека./В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, Г.Г. Андреев.- Воронеж: Воронеж.ун-т, 1990.- 183 с.

87. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. /С.И. Кормилов. М.: Изд - во Моск. ун - та, 1999. -111с.

88. Кожинов В. Чаадаев и Гоголь: о литературе 1830-х годов. // Кожинов В. Размышления об искусстве, литературе и истории.- М., 2001. С. 187-216.

89. Кожинов В. Поэма Гоголя («Мёртвые души»). // Литература в школе.-1995.-С. 28-35.

90. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы. Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1993. 39 с.

91. Колодезников С.К.Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение. (По материалам фольклора) // Духовная культура в жизни этноса : Сборник научных трудов. Якутск, 1991.- С. 5-27.

92. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. / Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманитар. исследУН.З. Копырин,- Якутск: Бичик, 1997.- 172 с.

93. Коровина В.Я. Литература : 9 класс : Методические советы. / В.Я.Коровина, И.С.Збарский ; Под ред. В.И. Коровина.- М.: Просвещение, 2001. -155 с.

94. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. /Н.О. Корст.- М.: 1963. 279 с.

95. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков./А.М. Коршунов, В.В. Мантатов.- М.: Изд-воМГУ, 1974.-214 с.

96. Кулак И.Л. Психофизиологические принципы обучения : Функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации./И.Л. Кулак.- М.: Изд-во БГУ, 1981. -287 с.

97. Курдюмова Т.Ф.и др. Литература: 9 класс : Методические рекомендации для учителяю. / Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина. 2-ое изд., стер.-М.: Дрофа, 2000. -186 с.

98. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы : 9 класс. Методические рекомендации. / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С. Романичева. 2-ое изд., стер.-М.: Дрофа, 2001. -141 с.

99. Кутафина Ю.Н. Предметный мир художественной прозы Н.В.Гоголя («Петербургские повести», «Мёртвые души»). Дис. . канд. фил. наук. -Елец, 1999. 175 с.

100. Крутикова Н.Е. Н.В.Гоголь : Исследования и материалы. / Ин-т лит-ры им. Т.Г.Шевченко АН Украины. /Н.Е. Крутикова.- Киев : Наукова думка, 1992.- 308 с.

101. Кривонос В.Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя./В.Ш. Кривонос.-Воронеж : Воронежский ун-т, 1981. 167 с.

102. Крюков В.М. Гоголя зрящий глаз.// Вопросы философии.-1996. № 9.~ С. 89-105.

103. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя : Избранные статьи. /Б.А. Ларин.- Л.: Худож. лит., 1974. 285 с.

104. Леонов С.А. Роль теоретико-литературных знаний в восприятии учащимися художественных произведений.// Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. / Под ред. A.M. Докусова.-М.: Просвещение, 1974.-С. 56 -69.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А.Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

106. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. /И.Я. Лернер.- М.: Знание, 1980. 96 с.

107. Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества./Д.С. Лихачёв; РАН, Ин-т рус. лит. СПб: Блиц, 1999. - 190 с.

108. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Акад. наук Росс. Федерации, Ин -т науч. информ. по общест. наукам; Гл ред. и сост. А.Н. Николюкин. -М.: Интелвак, 2001. 1595 с.

109. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек Текст - Семиосфера-История./Ю.М. Лотман.- М.: Языки культуры, 1996.- 464 с.

110. Лотман Ю.М. Композиция словесного художественного произведения./ Ю.М. Лотман. Об искусстве. С.-Петербург: Искусство, 1998. - С. 203 - 269.

111. Лыссый Ю.М. Композиционный анализ эпического произведения в выпускном классе : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. -18 с.

112. Ляпина А.В. Эволюция отношения учащихся к творчеству Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 1999. - 305 с.

113. Макаров Д.С. Народная мудрость : знания и представления. /Д.С. Макаров.- Якутск, 1983. 120 с.

114. Максимова П.В. Якутская поэма. История и типология жанра: Учебное пособие: /П.В. Максимова; Якут. гос. ун-т им. М.К. Амосова. Якутск: Изд -во ЯГУ, 1993.-149 с.

115. Манн Ю.М. Как построены «Мёртвые души». Из цикла «Уроки классики».// Лит. учёба. 1984. -№3. - С. 157- 166.

116. Манн Ю.М. «Сквозь видный миру смех.» : Жизнь Н.В.Гоголя. 18091835 гг. / Вступ. ст. С. Бочарова. /Ю.В. Манн.- М.: МИРОС, 1994. 472 с.

117. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. /Ю.В. Манн. М.: Cloba, 1996.-474 с.

118. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя : Пособие для учителей. 2-е изд./С.И. Машинский.- М.: Просвещение, 1979.-432 с.

119. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

120. Маранцман В.Г. Высокий восторженный смех: Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»./В.Г. Маранцман.- Таллин: 1987.-99 с.

121. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод, пособие для учителя./В.Г. Маранцман.- М.: Просвещение, 1992. 208 с.

122. Марков А.А. Введение в теорию кодирования./А.А. Марков.- М.: Наука, 1982. 192 с.

123. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание : Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. /М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский.- М.: Языки русской культуры, 1999.- 216 с.

124. Методика преподавания русской литературы в национальной школе : Пособие для студентов нац.групп пед. ин-ов. / А.Д. Жижина, Д.А.Клумбите, Т.Ф.Курдюмова и др.; Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной. 2-е изд., дораб. СПб: Просвещение, 1992. - 416 с.

125. Методика преподавания русской литературы в старших классах нац. школы: Пособие для учителей нац. школ союзных республик / Под ред.К.В.Мальцевой, И.Е. Каплана. JL: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1979.198 с.

126. Методика преподавания русской литературы в 5-8 классах: Пособие для учителя / С.К. Бирюкова, Р.С. Боозиев, Д.Л. Брудный и др./ Под ред. М.М.Савченко, Л.В.Тодорова, Н.Н.Вербовой. Л.: Просвещение, Ленингр.отд-ние, 1988.-388 с.

127. Методика преподавания русской литературы в 9- 11 классах : Пособие для учителя / С.К. Бирюкова, Д.Л. Брудный, Н.Н.Вербовая и др.; Под ред. К.М.Нартова. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1989. - 383 с.

128. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса : Литература : Рус. классика : (Избранные страницы) / Г.И.Беленький и др.; Под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 1999. -190 с.

129. Метафора в языке и тексте. / В.Г.Гак, В.Н.Телия, Е.м.Вольф и др.; Отв. ред. В.Н.Телия ; АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. - 174 с.

130. Михайлова М.Г. Очерки русской литературы Якутии. / Послес. Е.А. Куклиной./М.Г. Михайлова; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова, Ин-т филологии Сиб. Отд ния РАН. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 1995. - 182 с.

131. Мишлимович М.Я. Анализ и интерпретация эпических произведений в школе. /М.Я. Мишлимович.- Якутск : Якутский гос. ун-т, 2002. 115 с.

132. Москвин В.А. Межполушарная ассиметрия и проблемы цветовосприятия.// Вопросы психологии. 1997. - № 6.- С. 77-82.

133. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века. / Предисл. Л. Магаротто. /К.В. Мочульский.- СПб : Алетейя, 2000. 160 с.

134. Молдавская Н.Д. Литературное развитие старших школьников в процессе обучения (теоретические вопросы). Дис. . д-ра пед наук.- М., 1974. 361 с.

135. Музалевский М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н.В.Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мёртвые души»). Дис. канд. фил. наук. Саратов, 2000. - 227 с.

136. Набоков В.В. Гоголь. // Набоков В.В. Лекции по русской литературе.- М., 1996. -С. 31-137.

137. Национальная школа : Концепция и технология развития : докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта 1993 г. / М-во образования Республики Саха (Якутия); Сост. А.Д.Николаева и др.; Под ред. Е.П. Жиркова.- М. : Просвещение, 1993.-319 с.

138. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе : Книга для учителя. /К.М. Нартов.- М.: Просвещение, 1986. -189 с.

139. НекрасоваН.А. Феномен духовности: бытие и ценность : Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Иваново, 2002. - 34 с.

140. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. /О.И. Никифорова.- М.: «Книга», 1972. 152 с.

141. Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья: Тексты для устных рассказов, диктантов, изложений: (Пособие для учителя)/ Г.А. Обернихина. -М.: Владос, 2000 г.- 172 с.

142. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей./А.П. Оконешникова.- Пермь : 1996. 149 с.

143. Павлинов С.А. «История моей души .» Поэма Н.Гоголя «Мёртвые души». /С.А. Павлинов.- М.: Росморфлот, 1997. 80 с.

144. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 5 8 классах якутской школы. / С.М. Петрова. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1999. - 80 с.

145. Петрова С.М. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Кэччэгэй баай» А.Е. Кулаковского.// Актуальные проблемы методики преподавания рус. языка и литературы в нац. аудитории : Сб. науч. тр. Якутск, 1994. - С.

146. Петров А.В. Синтетизм жанровой природы «Мёртвых душ». Дис. . канд. фил. наук. Томск, 1999. - 161 с.

147. Петрова Н.В. Гомеровское видение мира и «Мёртвые души» Н.В.Гоголя // Классическая филология на современном этапе. М., 1996. - С. 213 - 228.

148. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.

149. Прессман JI. Сущность наглядности в преподавании литературы.// Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся : Сборник научных трудов. М., 1980. С. 74 - 109.

150. Полтавец Е.Ю. «Мёртвые души» Н.В.Гоголя : опыт комментированного чтения. // Литература в школе. 1998. -№ з. -С. 78 - 86.; №4.- С. 111 - 121.

151. Поликарпова Е.М. Специфика методики изучения родной литературы в якутской школе : Автореф. .д-ра пед. наук. М., 1999. - 37 с.

152. Подругина И.А. Системность как методологический принцип типологии анализа эпических произведений в старших классах. //Проблемы теории и практики современного литературного образования. Вып. 2. М.: Mill У, 1998. -С. 3-8.

153. Подругина И.А.Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах. Дис. .д-ра пед. наук.- М., 2000. 371 с.

154. Поэтика художественного текста на уроках литературы : Сб. ст. / Отв. ред. О.Ю.Богданова.- М.: Моск. пед. гос. ин-т, 1997. 263 с.

155. Поникарова Л.А. Слова символы и методика работы над ними на уроках русского языка и литературы. Дис. . канд. пед. наук.- М., 1996. - 192 с.

156. Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. /Я.А. Пономарёв.- М.: Просвещение, 1967. -263 с.

157. Программы по русскому языку и литературе : Литература. 5-11 классы нац. шк. Рос. Федерации. / ИНПО МО РФ. / Авторы: С.К. Бирюкова,

158. Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов, Н.С.Русина, Р.С.Петросова; Общ. ред. К.М.Нартов. СПб : Просвещение, 2002. - 124 с.

159. Программы для национальных общеобразовательных учреждений 511(12)классы; для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля 11-12 классы. / Под ред. М.В.Черкезовой. М.: Дрофа, 2002. - 192 с.

160. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы./ Сост. Т.А. Калганова, 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. - 320 с.

161. Программы общеобраз. учреждений. Литература. 1-11 классы. / МО РФ./ Авт.-сост. О.В. Джежелей и др.; под ред. Г.И.Беленького, Ю.И. Лыссого. 2-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2001. 75 с.

162. Программа по литературе 5-9 классов средней школы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. СПб : Спецлит., 2000. - 199 с.

163. Программа по литературе для старшей школы /Под ред. В.Г.Маранцмана.-СПб : Спецлит., 2000. 272 с.

164. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. /П.Рикёр.- М.: Медиум, 1995. 368 с.

165. Романова Л.Н. А.Е. Кулаковский и его современники: Особенности поэтического языка. /Л.Н. Романова; Отв. ред.: Н.Н. Тобуроков; Акад. Наук Р.С. (Я), Ин -т гуманит. исслед. Новосибирск: Наука, 2002. - 120 с.

166. Рожин И.Н. Изучение якутской литературы в 9 классе : Пособие для учителя. /И.Н. Рожин.-Якутск , 1985. 80 с.

167. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях./ Под общ. ред. А.Н. Николюкина./В.В. Розанов.- М. : Республика, 1995. 734 с.

168. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования: Моногр./Е.С. Роговер; РГПУ им. А.И. Герцена. -СПб: Образование-культура, 2001. 483 с.

169. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды : Основы онтологии, логики, психологии./С.Л. Рубинштейн.- М.: Наука, 1997. -462 с.

170. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения : Пособие для учителей./М.А. Рыбникова.- М.: Просвещение, 1985.-188 с.

171. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении./Н.Г. Салмина.-М.: МГУ, 1981. 134 с.

172. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд./B.JI. Серошевский.- М.: Московская типография №2, 1993. 736 с.

173. Семиотика. -М.: Радуга, 1983.-628 с.

174. Смелкова З.С. Слово в художественном тексте. Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе./З.С. Смелкова,- М.: Педагогика, 1980. 160 с.

175. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе : теория формирования типа правильной читательской деятельности./Н.Н. Светловская.- М.: НВ Магистр, 1993.- 180 с.

176. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». /Е.А. Смирнова.- Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. 197 с.

177. Соснина Н.А. Композиционный анализ эпического произведения. Дис. . канд. пед. наук. М., 1974. - 194 с.

178. Современный словарь-справочник по литературе./Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. М.: Олимп: ООО Изд -во АОТ, 2000.- 704 с.

179. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. // Избранные педагогические сочинения./В.Я. Стоюнин.- М., 1991. 368 с.

180. Сухарев В.А. Психология интеллекта. /В.А. Сухарев.- Донецк : Сталкер, 1997.-416 с.

181. Сучай Л. А. Гоголь и русский символизм. Дис. .д-ра филол. наук.- М., 2000. 655 с.

182. ТреногинаЕ.В. Пространство дороги в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского («Мёртвые души» и «Бесы»)// Внутренний строй литературного произведения. Сборник научных статей. Владимир, 2001. -С. 72-83.

183. Томская Р.Г.Сравнительное исследование восприятия слов, изображения и мелодики у якутов и русских.// Психологический журнал.-1995. т. 16. - № 1.-С. 159-163.

184. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе. // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического : Избранное. М.: 1995. - С. 7 - 111.

185. Тодоров Л.В. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи./ Л.В. Тодоров. -М.: Мегатрон, 1999. 86 с.

186. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. // Педагогика № 8. - 1999. - С. 3 - 11.

187. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Ред коллегия: Г.Л. Абрамович и др. Кн. 1-31. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962- 1965-452с. -486 с.

188. Упорова Л.С. О методологии анализа цвета в художественном тексте. // Гуманитарные науки в Сибири.- Серия : Филология. 1995. - С. 51- 54.

189. Успенский Б.А. Поэтика композиции. /Б.А. Успенский.- СПб : Азбука, 2000. 352 с.

190. Фрилинг Г., АуэрК. Человек цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. /Г. Фрилинг, К. Ауэр.- М.: Стройиздат, 1973. - 340с.

191. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении./Л.М. Фридман.-М.: Знание, 1984. 80 с.

192. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник для учителя. /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: Совершенство, 1998. 432 с.

193. Фролова Е.А. Оценочные именования персонажа как средство его характеристики : на материале поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». // Русский язык в школе. 1995. - № 3. - С. 71 - 75.

194. Фуссо С. (США) Ландшафт «Арабесок».//Гоголь. Материалы и исследования : Сб. науч. ст./ Отв. ред. Ю.В.Манн. М., 1995.- С. 69 - 99.

195. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. / Р.З. Хайруллин. М.: Ин-т развития регион, образования, 1999.- 215 с.

196. Целикова Е.И. Эволюция анализа литературного произведения в школе. История и современность. Дис. д-ра пед. наук.- СПб , 2001. 373 с.

197. Цвет и свет в художественном произведении : Межвуз. сб. научных трудов. Сыктывкар, 1990. - 126 с.

198. Черкезова М.В. Литература и культура. Пособие для учителя национальной школы./М.В. Черкезова.- М.: ИНПО, 1999. 128 с.

199. Черкезова М.В. Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в преподавании русской литературы в национальной школе. / Дис. . д-ра пед. наук. М., 1980. - 342 с.

200. Чернец Л.В. Система персонажей: К исследованию литературоведческого термина.// Русская словесность. 1994. - №1. - С.54 - 49.

201. Чертов В.Ф. Становление курса литературы в российской школе. // Педагогика. 1997.- № 3. - С. 77 - 85.

202. Чудаков А.П. Вещь в мире Гоголя.// Н.В.Гоголь: История и современность К 175-летию со дня рождения./Сост. В.В.Кожинов, Е.И.Осетров, П.Г.Пальмарчук. М., 1985. - С. 259-281

203. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды./Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. -500 с.

204. Язык Н.В. Гоголя: Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Кожина. М.: Высшая школа, 1991. - 175 с.

205. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия./П.М. Якобсон.-М.: Изд-во «Искусство», 1964. 87 с.

206. Вице губернатор достойный человек

207. Прокурор серьезный, молчаливый все самые достойные люди один порядочный человек: да и то свинья, еловек праздный

208. Стряпчий Золотуха первейшиихапуга

209. Почмейстер Иван Андреевич остряк и философб.Полицеймейстер чудотворец (общая оценка)

210. Председатель палаты Иван Григорьевич рассудительный и любезный

211. Иван Антонович кувшинное рыло человек благоразумных лет масон и дурак

212. Другие чиновники весь город: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.