Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе

Автореферат по педагогике на тему «Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Иевлев, Елисей Кириллович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе"

На правах рукописи

ИЕВЛЕВ Елисей Кириллович

АКТУАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО АСПЕКТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (литература в общеобразовательной и высшей щколе)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Якутск 2003

Работа выполнена на кафедре методики преподавания якутского языка, литературы и культуры Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Поликарпова Евдокия Михайловна

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор Полозова Тамара Дмитриевна,

доктор филологических наук, профессор Мыреева Анастасия Никитична

Ведущая организация: Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства образования Республики Саха (Якутия)

Защита состоится Ш-0 Н Я 2003 г. в ю часов на заседании

диссертационного совета Д 212.306.02 в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова по адресу: 677891, Якутск, ул. Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета.

Автореферат разослан «АЛ> 2003 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ЛИ- Аман636»3

Д

IOOKJ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в последние десятилетия XX века, является общий кризис образования. Этот кризис охватывает сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе Россию. Как пишут известные ученые, философы, писатели Г.Н. Волков, Е.С. Ермакова,

B.А. Канке, К.К. Колин, В.А. Левидов, Д.С. Лихачев и другие, сложившаяся система образования с ее строго технократичной направленностью не может в точной мере обеспечить воспитание нравственно-духовной личности. Новые условия существования человечества в XXI веке предъявляют к образованию ряд принципиально новых требований. Сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня нравственности, духовности, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, и информационным реалиям постиндустриального мира. Такую точку зрения очень убедительно отстаивают И.Ю. Алексашина, Дж. Кришнамурти,

C.Н. Лазарев, А. Мень, В.В. Налимов и ряд других отечественных и зарубежных ученых, философов и гуманистов. По их мнению, в центре философии образования должен быть человек, основной задачей педагогики должна стать личность ученика, целью - одухотворение, развитие его как человека разумного, нравственного. А основополагающей идеей воспитания такого человека признается - любовь.

Любовь есть основа всей человеческой жизни, она пронизывает три составляющие сути человека: физическое тело, чувства и духовную сферу. Ребенок до трех лет способен только впитывать в себя любовь на чувственно-бессознательном уровне. С семи лет начинается активная, акцентированная духовная фаза становления человека, когда он сам должен научиться активно любить, т.е. вести над собой духовную работу. Как пишет E.H. Ильин, наступает пора, когда человек должен осознать необходимость быть не только добросердечным, но и добродумным.

Любовь, которую человек на протяжении своей жизни получает от родных и окружающих людей, создает способность любить, отдавать тепло души другим, т.е. нравственность. А это служит предпосылкой для гармоничной, синхронной деятельности сознания и чувственного мира индивида, т.е. духовности.

Но нравственность и духовность сами по себе не выступают абсолютным гарантом социально ценных норм поведения человека. Только парадигма образования и воспитания, основанная на философии любви к человеку, к жизни, может способствовать развитию у детей внутреннего, на уровне подсознания, духовного состояния, выработке в них глубинного сознания чувства единения с социальным миром, с

ПРОШЛЫМ, наСТОЯЩИМ И будущим. ¡¡АЦИвНАЛЬНАЯ

j БИБЛИвТЕКА

!

В школе основным предметом, способным наиболее глубоко и системно нести идею философии любви, является литература.

До мелочей разработано и разъяснено учителю, чему и как учить в плане социально-историческом и историко-литературным, но далеко не всегда и крайне скупо разъясняется, чему именно учить в плане осмысления общечеловеческих нравственных проблем (И.Я. Кленицкая). Поэтому для того, чтобы нравственное воспитание молодежи в нашем обществе стало первостепенной задачей социально-идеалогического ранга, необходима актуализация нравственно-духовного аспекта художественных произведений в форме философии любви.

Основной проблемой, затронутой в произведениях зачинателей якутской литературы А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, В.В. Никифорова является гуманизм, человеколюбие. В их произведениях на фоне освещения социально-ценностной и нравственно-психологической картины жизни современников раскрыты духовно-нравственные постулаты, пронизанные идеей просветительства, стремлением освобождения человека от рутины невежества, от порабощения его ума и сердца.

Человек входит в человечество, как пишет Н. Бердяев, через национальную индивидуальность, как национальный человек. Национальное зачастую понимается теперь как основа общечеловеческого, поскольку именно через национальное проявляется общечеловеческое (А.Н. Мыреева). Выходит, что только через родной язык и родную литературу человек может глубоко впитать в свой эмоционально-логический мир философию духовной любви, выраженную в фольклоре и литературе своего народа. Только через ее освоение человек становится носителем духовности, культуры родного народа, что предопределяет в последующем становление его как разумного, высоконравственного человека. Вот почему одной из важнейших проблем исследования методики изучения якутской литературы в школе выдвигается поиск путей и методов актуализации ее нравственно-духовного аспекта. Этим и определяется актуальность темы данного исследования.

Сегодня все более востребованными становятся труды писателей-гуманистов JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других, педагогов и психологов Л.С. Выготского, П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других, философов и искусствоведов М.М. Бахтина, О.Н. Корякина, С.Н. Лазарева, В.А. Левидова, Д.С. Лихачева и др. Их представления о сущности восприятия искусства человеком как о личностном, творческом, духовном процессе находит подтверждение и практическую реализацию в трудах современных исследователей-педагогов Л.С. Айзермана, E.H. Ильина, И.К. Кузьмичева, Н.М. Мещеряковой, Б.М. Неменского, Т.Д. Полозовой и др. Нам близок духовно-личностный подход к организации процесса восприятия художественной литературы, последовательно исследуемый Т.Д. Полозовой. Проявление более

глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия исследователь видит в раскрытии подтекста произведения, в освоении авторской позиции. В этом смысле по Т.Д. Полозовой, читатель как бы повторяет путь, пройденный писателем, познает художественное произведение через призму мыслей и чувств автора.

Объект исследования: методика преподавания родной литературы в якутских школах.

Предмет исследования: методическая система, ориентированная на актуализацию нравственно-духовного аспекта произведений якутской литературы.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания художественного произведения как средства наиболее глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия его учащимися.

Гипотеза: актуализация нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы способствует наиболее глубокому, целостному эстетическому восприятию ее учащимися.

Реализация приведенной гипотезы возможна при условии, если:

- учитель сам эстетически грамотен, понимает специфику художественного творчества, владеет способностями творческого чтения, целостного, эстетического восприятия художественного произведения;

в своей деятельности педагог учитывает, что сущность художественного произведения кроется в его эстетическом, нравственно-духовном содержании;

- процесс изучения художественного произведения строится как эстетическая, духовная деятельность, направленная на постижение авторской позиции, жизненно важных приоритетов, нравственности, духовности, философии любви.

Задачи исследования:

- выявить образовательные и воспитательные возможности актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения якутской литературы;

- теоретически и методически обосновать взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его эстетического восприятия;

- разработать пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания произведений якутской литературы, обеспечивающие наиболее глубокое, личностно значимое, эстетическое восприятие их учащимися.

Методологической основой исследования явились:

- философская концепция антропоцентризма в педагогике и художественном творчестве;

- теория эстетического восприятия, рассматривающая в единстве процесс рационально-чувственного освоения картины мира как основу внутреннего творческого потенциала личности;

- психолого-педагогическое обоснование актуализации нравственно-духовного аспекта литературных произведений на основе эстетического, морального образования учащихся.

Методы исследования: теоретический (изучение философской, литературоведческой, психологической, педагогической, методической литературы); эмпирический (анализ учебников-хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование учащихся);

экспериментальный (проведение педагогического эксперимента).

Базой исследования явились: Кемпендяйская, Хоринская восьмилетние, Куокунинская средняя школа Сунтарского улуса.

Этапы исследования:

I этап (1993-1995) - изучение педагогического опыта и исследований по философии образования и воспитания, педагогике, психологии, методике преподавания литературы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня литературного образования в аспекте темы исследования.

II этап (1996-1999)-изучение научной литературы по теме исследования; уточнение его гипотезы; подготовка экспериментальных

материалов и учебных пособий; проведение формирующего и контрольного экспериментов и проверка научной достоверности гипотезы.

Ш этап (2000-2003) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и корректировка основных положений исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- в теории и практике изучения якутской литературы в школе проведено исследование путей и методов актуализации нравственно-духовного аспекта художественных произведений, выявлен их образовательный и воспитательный потенциал;

- теоретически и методически обоснованы взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его личностно значимого эстетического восприятия учащимися;

- представлены обоснованные, экспериментально проверенные пути и методы изучения, анализа художественного произведения на основе актуализации его нравственно-духовного аспекта.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система изучения художественных произведений якутских писателей на основе

актуализации их нравственно-духовного аспекта. Теоретические положения и практический материал исследования могут быть использованы учителями якутского языка и литературы, преподавателями педагогических факультетов при проведении лекций и практических занятий по методике преподавания литературы. Предложенные методические разработки применимы для обновления учебников-хрестоматий и методических пособий по якутской литературе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях возрастания необходимости формирования нравственно-духовной личности крайне актуально повысить уровень восприятия нравственно-духовного содержания художественных произведений, изучаемых в школе. Сложившаяся в наше время конкретно-историческая ситуация требует развития духовной, морально-эстетической личности. Основу нравственно-духовного развития составляют эстетическое восприятие, пробуждение чувственно-логической деятельности психики учащегося.

2. Нравственно-духовное образование и воспитание осуществляется через индивидуальное эстетическое переживание, пробуждающее ассоциативное состояние читателя. В основе «ассоциативных образований в психике» (Т.Д. Полозова) лежат эмоции и чувства наравне с ранее накопленным опытом мышления, переживаний. В результате такой динамики психоэмоциональных процессов достигается предрефлексивный уровень подсознания читателя. Субъективно это выражается как катарсис.

3. Актуализация нравственно-духовного аспекта художественного произведения продуктивна на основе учета перехода сознания и переживания читателя из плана индивидуальных переживаний в иной план - общечеловеческих ценностей и идеалов. Такой результат достигается, если подсознательные процессы психики, воображение индивида озарены, очеловечены философией любви. Философия любви вырабатывается в процессе общения читателя с писателем и героем, с учителем и другими учащимися.

4. Философия любви — это нравственность и духовность, осердеченные, пробужденные любовью, находящиеся в диалектическом единстве с эстетическим восприятием. Личностно-ценностное, индивидуально ориентированное диалогическое общение ученика и учителя достигается, когда в процессе анализа произведения учащийся постигает авторскую позицию, соотнеся с собственным морально-психологическим состоянием. Такой творческий духовный резонанс урока ведет к достижению катарсиса, внутренней свободы учащегося.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на Первой республиканской научно-практической конференции «Духовность - веление Времени» (Якутск, 2001); на научно-практической конференции, посвященной 115-летию А.И. Софронова (Якутск, 2001); на Всероссийской научной конференции «А.Е. Кулаковский: общность исторических судеб народов» (Якутск,

2002); на региональной научно-практической конференции «Язык, литература и культура саха в первой четверти XXI века» (Якутск, 2002); на заседаниях кафедры и Ученого Совета факультета якутской филологии и культуры ЯГУ.

Проведены три авторских курса по повышению квалификации учителей якутского языка и литературы на тему: «Пути и методы актуализации нравственно-духовного аспекта произведений на уроках родной литературы» (1990 г. - Сунтарский улус, 1991 г. - Намский улус, 1994 г. - г. Якутск).

Методика актуализации нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы одобрена и принята учителями якутского языка и литературы республики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, определяются его научная новизна и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Актуализация нравственно-духовного аспекта литературных произведений как путь школьного анализа» - раскрыты методологические, психолого-педагогические подходы, обоснующие методическую целесообразность выбранного пути изучения художественного произведения в школе. Анализ трудов современных отечественных и зарубежных ученых-философов В.В. Жикаренцева, С.Н. Лазарева, Э.А. Цветкова, Дж. Кришнамурти, И. Пригожина, И. Стенгерс и других приводит к пониманию, что пути разрешения духовного кризиса необходимо искать в гармоническом слиянии культур Запада и Востока, достояний мирового сообщества, науки и религии, материализма и идеализма, человека и природы, сознания и подсознания, рационального и чувственного, социализма и капитализма. Силой, способной гармонизировать эти противоположности, как утверждают С.Н. Лазарев, В.В. Жикаренцев, Э.А. Цветков, выступает любовь, «Божественная любовь» (С.Н. Лазарев), что по якутскому народному воззрению означает «Айыы таптал» или «Айыы санаа», т.е. философия любви. Так, в произведениях А.Е. Кулаковского утверждается мысль, что материальные и иные блага, ценности цивилизации способны воплощать в себе и добро, и зло, которые детерминированы наличием или отсутствием философии любви в каждом индивиде.

Но одностороннее доминирование технико-экономической стороны цивилизации подавляет ее культурно-этаческое, духовное крыло, что может, в конечном счете, привести к глобальному кризису социума. Вот почему ставится задача перехода от технократической, односторонне информационной цивилизации к антропогенной.

Как пишет В.А. Левидов, необходимо «незамедлительно вводить нравственное светское воспитание», используя в системе образования средства искусства. Основным направлением теории воспитания на современном этапе, как подчеркивает ученый, должен быть поиск ответа на вопрос: «...Как же добиться того, чтобы социально ценные нормы поведения стали чувством долга, велением сердца, голосом совести?». В решении этой жизненно важной проблемы большая роль придается художественной литературе.

Насаждение приоритета лишь разума, интеллекта привело к сознательному и полному пренебрежению роли интуитивной, чувственной, духовной жизни человека. Как известно, нравственность нельзя выучить. Поэтому нравственная истина, поданная сквозь призму искусства, формирует человечность больше и лучше других средств, имеющихся в распоряжении педагогики. «Без человечности творчески развитый и грамотный подлец для общества опаснее подлеца безграмотного и нетворческого». (Б.М. Неменский).

Освоение нравственно-духовного содержания произведений художественной литературы находится в диалектической взаимозависимости с эстетическим восприятием. Многие исследователи, в их числе М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.М. Левидов, Д.С. Лихачев, Т.Д. Полозова, Л.Н. Столович и другие подчеркивают, что основной функцией искусства слова является эстетическая духовная связь писателя и читателя, личностное воздействие художественного произведения на воспринимающего. Исходя из этого положения, эстетическое, личностно значимое освоение художественного произведения мы рассматриваем как глубоко заинтересованное постижение читателем его нравственно-духовного аспекта. Выходит, что чем глубже ученик проникает во внутренний смысл, подтекст художественного произведения, настолько и повышается степень освоения его нравственно-духовного содержания.

Процесс восприятия нравственно-духовного содержания художественного произведения будет продуктивным с воспитательно-образовательной точки зрения только в том случае, если будут затронуты глубокие пласты эмоционально-чувственной сферы учащихся одновременно с актуализацией их сознательно-интеллектуальной сферы.

А также восприятие нравственно-духовных ценностей художественного произведения будет оптимальным и личностно значимым, если взаимосвязь и взаимодействие логико-информативной деятельности и эмоционально-психологической стихии будут детерминированы философией любви. Философия любви есть проявление целостного восприятия целого и частного, объекта и субъекта, конкретного и абстрактного, рационального и иррационального; это принятие и понимание бытия в единстве борьбы противоположностей. Философия любви типологически близка к философии согласия всеединства (русские мыслители), философии согласия (В.Д. Михайлов), философии морали и воспитания (Б.Н. Попов). Основой единства, согласия, морали и

воспитания выступает философия любви. Таким образом, актуализация нравственно-духовного аспекта художественного произведения в школе требует специального изучения.

Во втором параграфе проанализирована философия любви как осмысление процесса нравственно-духовного формирования человека на уроках якутской литературы. Якутский народ выработал философию любви, которая синтезировала в восприятии человека духовное и материальное, идеал нравственности и бытовую жизнь, стимулировала духовную творческую работу человека начиная с детства. Эта мысль подтверждается в работах И.С. Портнягина, К.Д. Уткина, Г.У. Эргиса и других, в которых идею героического эпоса олонхо, вершину устного народного творчества якутов сводят к возвышению человека, воспеванию гармонического становления человека на трех уровнях: физическом, эмоциональном и духовном.

Философия любви содержит в себе элемент психологической и этической гигиены, имеющей регулятивный смысл, направленный на взаимоотношения между людьми, между человеком и природой, через призму подсознания. Такое воспитание целостного восприятия жизни отражено в заклинаниях, благословениях, сказках, народных песнях.

Таким образом, в произведениях устного народного творчества якутов мы находим истоки, содержание воспитания у детей способности радоваться мыслям, заботам, чувствам близких, стремление узнать самого себя и других людей, которое было характерно и для народной педагогики. В потере этой способности человека во многом кроется основной недостаток современного образования: отсутствие парадигмы синтеза любви и научного понимания мира, т.е. философии любви. Современное образование нацелено на воспитание нравственности и духовности, но в отрыве от любви. Эта проблема ярко высвечена в произведениях якутских писателей: Суорун Омоллона «Луч света в царстве темноты», Софрона Данилова «Пока бьется сердце», Далана «Чудесный возраст» и др.

Основа философии любви зарождается в раннем детстве, когда сознание и подсознание развиваются взаимообусловленно, переплавляют нравственность любви взрослых в добрые мысли и поступки детей, т.е. в самосознание. Такое формирование устойчивого внутреннего личностного ядра направляет воображение и чувства детей на единение с людьми, добромыслие. Это тема затронута в романе Амма Аччыгыйа «Весенняя пора», в рассказах Николая Заболоцкого, Суоруна Омоллона и др. Жизнеутверждающий, человекообразующий пафос любви, утверждение философии любви раскрыты в прозаических и драматических произведениях Афанасия Федорова, А.И. Софронова, Т.Е. Сметанина и др.

Динамика внутренней психо-эмоциональной жизни детей, связь процесса формирования благотворного информативного поля семьи, знакомых, родственников с законами единства, духовности и любви раскрывается в произведениях Анны Неустроевой, Ивана Нуолура, Николая Лугинова и др.

Во второй главе - «Методика актуализации нравственно-духовного аспекта в процессе изучения произведений якутской литературы» - разработаны пути и методы актуализации нравственно-духовного аспекта художественных произведений.

Труды якутских исследователей A.A. Бшпокиной, A.A. Бурцева, Д.Е. Васильевой, А.Н. Мыреевой, Н.В. Покатиловой, П.В. Сивцевой и других, посвященные раскрытию философского, духовного содержания произведений якутской литературы, несомненно, благоприятствуют методическим поискам по актуализации их нравственно-духовного аспекта.

Глубокое, наиболее, целостное, этическое содержание художественного произведения постигается через эстетическое восприятие. В методике преподавания литературы вопросы нравственного и эстетического восприятия рассмотрены в трудах JI.C. Айзермана, > ■ Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Б.Г. Галанова, Г.А. Гуковского,

И.К. Кузьмичева, Р.Д. Мадер, Н.Я. Мещеряковой, В.А. Никольского, Е.В. Перевозной, Т.Д. Полозовой, Т.А. Полозовой, В.В. Прозорова, М.А. Рыбниковой, H.A. Сосниной и др. В их трудах наиболее высшим показателем эстетического освоения произведения искусства слова признается постижение мировоззрения автора, его системы оценок изображаемой жизни. Проявление более глубокого эстетического, личностно значимого восприятия Т.Д. Полозова видит в раскрытии подтекста произведения, в освоении авторской позиции. По ее определению, читатель как бы повторяет путь, пройденный писателем, познает художественное произведение через призму мыслей и чувств автора. А у E.H. Ильина деталь воплощает в себе «этический резонанс», который связан с авторской позицией. Авторская позиция и общая идея произведения есть не что иное, как форма проявления философии любви, наивысшей планки нравственно-духовной практики, которой свойственно новое осмысление, «новое прочтение» в соответствии с новыми условиями социального бытия (М.М. Бахтин).

В методике преподавания якутской литературы отдельные вопросы научно-теоретической основы нравственно-духовного и эстетического ' воспитания учащихся освещаются в работах Н.И. Бугаева, Е.К. Васильева,

М.Т. Гоголевой, С.К. Колодезникова, A.A. Кондратьева, Л.Ф. Молуковой, Е.М. Поликарповой, И.Н. Рожина, Н.И. Филипповой и др. Так в исследованиях И.Н. Рожина, Н.И. Филипповой находим методические решения по активизации читательских интересов учащихся. Только пробуждение интереса может стать в последующем стимулом раскрытия его творческого потенциала. В монографии Е.М. Поликарповой «Урок литературы - сотворчество» раскрыта связь творчества ученика с его внутренней свободой, т.е. свободой ума и сердца.

В методических разработках Н.И. Бугаева, Е.К. Васильева, М.Т. Гоголевой, С.К. Колодезникова и других находим рекомендации по оптимизации нравственного содержания отдельных художественных

произведений. Однако проблему актуализации нравственно-духовного аспекта произведений якутской литературы нельзя считать исчерпанной. Необходимо ее целостное, концептуальное исследование.

Методика работы над образцами устного народного творчества с целью актуализации его нравственно-духовного аспекта призвана одновременно решать две задачи - усвоение разнообразного содержания, выраженного в художественных образах произведений, и приближение учащихся к осознанному восприятию морально-этических, эстетических установок. Описание целостного процесса организации личностно значимого восприятия образцов устного народного творчества, выявления конкретного свойства характеров фольклорных героев представлено на материалах сказки «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами» и исторического предания «Майагатта Бэрт Хара». Анализ концептуального народного видения на мир, на человека активизирует эстетическую восприимчивость учащихся, пробуждает их воображение и способствует самостоятельности суждений.

Здесь наиболее целесообразны близкие и созвучные природе фольклора методы и приемы художественного рассказывания, сравнения и сопоставления поступков, характеров Харжит Бэргэна, невестки Полевой Цветок и др. В процессе такой работы моральные понятия, проясненные конкретными ситуациями, постепенно входят в сознание и словарь учащихся. Образ невесты ценна для детей тем, что ее любовь, надежда, терпеливость и устремление в будущее помогают ей преодолеть страх, уныние и разочарование. На одном из уроков дети написали сочинение: «Кому и что я простил?» Сочинения учеников позволяют нам заметить, что главная героиня сказки помогла им осознать непреходящую значимость добрых чувств, эмоциональной культуры. А в процессе изучения предания «Майагатта Бэрт Хара» из причудливого сочетания реальности, фантастики и некоторой таинственности учащиеся сумели выделить человечность, мудрость, ум и добрую волю главного героя. Сопоставление образа Майагатгы с Хардагастай Бэргэном и Дыгыном помогло постичь подтекст произведения: народ, отвергая недальновидность и вероломство Дыгына, выражает свою симпатию и любовь к Майагатта Бэрт Хара.

Анализ образа-переживания, его глубокая связь с переживанием учеников показаны при описании изучения стихотворения Семена Данилова «Зимний день». У детей возникают новые, индивидуальные, ассоциированные образы, т.е. синхронный отзвук с предрефлексивным состоянием автора. В результате чего возникает образ-символ, пробуждающий творческое воображение, стимулирующий внимание, видение, чувство любви к красоте, которая окружает нас. Образ-символ -плод осердеченной мысли, поэтому он способен вызывать у читателя радость как бы собственного открытия (Т.Д. Полозова).

У старшеклассников в силу достаточного теоретического мышления становится доступным осмысление нравственно-философской

проблематики поэмы А.Е. Кулаковского «Сновидение шамана». Анализ произведения раскрывает перед учащимися неразрывность нравственно-социального содержания поэмы с общественно-политическим, литературным портретом А.Е. Кулаковского. Сопоставительный анализ поэмы и таких произведений, как «Скупой богач», «Городские девушки», «Дары реки», «Пароход» и другие углубляет всестороннее понимание эстетических, социально-философских идей поэмы. Из процесса изучения лирических произведений вырисовывается как более приемлемые при актуализации нравственно-духовного аспекта следующие положения:

- сила эстетического воздействия лирического произведения в большей мере зависит от умения учителя раскрывать его специфические свойства, правильно учитывать их при организации всего процесса изучения;

- анализ языка и жанровой специфики лирики необходимо ориентировать на выяснение авторского видения нравственно-духовного, философского мира.

В результате изучения поэмы «Сновидение шамана» учащиеся пришли к убеждению о глубоких связях судьбы А.Е. Кулаковского с жизнью народа, которые по сути имеют общечеловеческое звучание.

При анализе прозаических произведений основное внимание уделялось выяснению авторской позиции, которое достигалось путем разбора системы образов. Здесь наиболее приемлемы такие методы анализа произведения, как пересказ, рассказывание, анализ языка. Также акцент делался на постановку системы вопросов и заданий, пробуждающих осмысление воспринимаемого текста. Опыт наблюдения над формированием нового в сознании людей описывается при анализе рассказов Эрилика Эристина («Хачыгыр»), Суорун Омоллона («Аячик»), Афанасия Федорова («Рассказ студента»).

Продуктивные задания и вопросы создают установку на личную оценку психологического состояния, подтекста речи и поступков персонажей.

В пятом классе при изучении второй главы рассказа «Хачыгыр» Эрилик Эристина учащиеся выясняли нравственно-психологическое состояние семьи Хачыгыра, ориентируясь по следующим вопросам:

1. Можно ли сказать, что Хачыгыр был счастлив в родительском доме? В чем это проявлялось?

2. Как в этой семье воспитывали в детях чуткость и бережное отношение друг к другу?

Для стимулирования эмоционально-образного восприятия, развития морального сознания, при изучении рассказа Суорун Омоллона «Анчик», учащимся 10 класса были предложены следующие вопросы:

1. Утратил ли смысл жизни Мычар?

2. В чем корни трагизма судьбы Мычара?

Учащимся 11 класса при изучении произведения Афанасия Федорова «Рассказ студента» были предложены следующие задания и вопросы:

1. Найдите бытовые детали, усугубляющие горе Антона.

2. В какие трудные моменты жизни Антона и с какой смысловой нагрузкой автор вплетает в текст картины природы?

3. Определите на примере судьбы Антона, когда страдание вызывает плодотворное, преобразующее духовное напряжение.

Выполнение подобных работ побуждает школьников к размышлению, ведет к расширению у них собственного диапазона чувствования, обогащает их внутренний мир. В процессе выполнения творческих работ происходит постижение подтекста произведения, актуализация его нравственно-духовного аспекта.

Анализ, основанный на видении учащихся в художественном произведении концепции мира и человека, писателя, т.е. философии любви, предполагает усвоение учениками сложных мировоззренческих понятий о месте человека в жизни, его целях, о нравственных убеждениях, опыта нравственной оценки.

Нравственная сущность любви, которая детерминирует творчество, свободу, ответственность и совесть, раскрывается перед учениками в процессе изучения драматических произведений Т.Е. Сметанина («Локут и Нюргусун»), А.И. Софронова («Любовь»), Учащиеся выявляют характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние непосредственно через его речь. Путем отбора слов постигают подтекст драмы. Раскрыть подтекст - это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами и следствиями поступков персонажа и их внешним проявлением.

Для постижения подтекста драмы Т.Е. Сметанина «Локут и Нюргусун» были предложены следующие вопросы и задания:

1. Чем вызвана исповедь старика Кюсенгяя?

2. Как Басыюса, Сэрбэкэ и Мардьаасай обосновывают философию силы богатства?

3. Найдите проявления человечности, любви в отношениях между Локутом, Ньургусуном, Нараганом, Кюсенгяем и Мелчосом.

Размышления над драмой при его анализе приводят учащихся к важному моральному выводу: нравственная чистота, чувство справедливости в соединении с волей, мужеством становятся большой значимой силой, преобразующей человека и его окружение. Реальным результатом подобного изучения художественного произведения можно признать активизацию у учащихся процесса самопознания, стремления к развитию нравственно-духовных потребностей.

Постижению концептуального восприятия автора при изучении драмы А.И. Софронова «Любовь» способствовали наблюдение учащихся за духовным пробуждением и развитием Катерис, анализ взаимоотношений Катерис - Бетюр, Катерис - Седор Кюлюк, Катерис -молодежь, Катерис - Сис Сэмэн. Установление вершинных точек в изменении внутреннего состояния Катерис, анализ деталей в ремарках и монологах представляли богатый материал для устных и письменных

работ учащихся. Как проявляется изменение в душе Катерис после первого разговора с Бетюром? Что нужно (на примере судьбы Катерис) для того, чтобы дурной среде противостоять? В чем видим интеллигентность Катерис, Седора и Бетюра? Такие вопросы способствовали восприятию системы взглядов А.И. Софронова, более глубокому, личностно значимому освоению учащимися феномена любви как смыслообразующей основы жизни во всех ее проявлениях.

Таким образом, анализ нравственно-духовного аспекта художественного произведения способствует личностно значимому, эстетическому восприятию его учащимися. У них повысился интерес к осмыслению психологических, нравственных мотивов поступка героев. Они стали выражать в той или иной форме свое отношение к произведению, к его героям и к авторской позиции.

Критерий эффективности экспериментальной методики'выводился, как видно из описания хода исследования, на основе анализа и обобщения результатов ученических работ.

Исследовательские и творческие работы учащихся в экспериментальных классов в количественном и в качественном отношениях выше примерно на 26 % по сравнению с контрольными классами. Анализ работ учащихся экспериментальных классов показал более глубокий уровень овладения ими эстетическим, нравственно-духовным содержанием произведений. Их работы заметно отличаются глубоким раскрытием нравственно-духовных проблем, более доскональным освещением этической стороны содержания работ. Учащиеся указали на роль взаимосвязующих, взаимообогащающих отношений: человек - общество, человек - человек. Реальным результатом эффективности предлагаемой нами методики актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения является поступление 18 учащихся экспериментальных классов на учебные заведения: на факультет якутской филологии и культуры Якутского государственного университета (13 человек), в Якутский педагогический институт, Вилюйский и Якутский педагогический колледжи и в училища культурно-искусствоведческого направления (5 человек).

Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что актуализация нравственно-духовного аспекта действительно является одним из наиболее целесообразных условий изучения художественного произведения, способствующих духовному, нравственному и литературному росту учащихся.

В заключении сформулированы выводы, главными из которых являются следующие:

1. Перед человечеством стоит острая проблема - выработать синтез западной и восточной цивилизаций, технологического и гуманитарного образования. Только любовь человечества, трансформировавшаяся в философию любви, спасет человечество от злой разумности, ведя по пути доброй разумности, способной установить спасительное равновесие между

умом и сердцем, техникой и поэзией, образованием и любовью. Жизнь есть игра в том смысле, что на протяжении всей нашей жизни мы вынуждены соединять вместе две противоположности, формируя из них одно целое, цементированное любовью.

2. Философия любви обеспечивает психологическое здоровье и самоидентификацию, которые представляют собой основу нравственных и этических установок индивида. Восстановление этических корней способствует установлению духовных координат личности. На уроках якутской литературы наряду с сознательной, логико-информативной деятельностью ученика должно проводиться целенаправленное этическое I воздействие через чувственно-образную сферу его личности. Учителю

нового времени предстоит нелегкая задача развить в себе мастерство раскрытия взаимообогащения сознания и чувства ученика.

3. Технократическое образование односторонне навязывает фрагментарное мышление, которое приводит к тому, что поступки I становятся всегда противоречивыми и беспорядочными. Поэтому свобода

от обусловленности и линейности, навязываемых технократическим, механическим мышлением, необходима, чтобы освободиться от страха, моновариантного мышления. Воздействие родной литературы на образно-художественную, этико-моральную, психо-эмоциональную, душевную сферу огромна, тем самым происходит процесс очеловечивания ученика, • I это делает его социально ориентированным и приемлемым, способным к духовной работе. Пережитая правда искусства закрепляется в «памяти сердца», в подсознании. Литература, таким образом, заменяет лобовую пропаганду этики, морали.

4. Синтез идеалов Истины, Добра, Красоты содержится в фольклоре и литературе якутского народа. Произведения якутской литературы воспитывают человечность, целостное отношение к жизни, уважительное отношение к своей истории, своим предкам, осмысление судьбы, жизни. ! Процесс изучения литературы способствует развитию самосознания, глубокого осознания своей причастности к всеобщему процессу 1 существования; самостоятельного поиска истины, оптимистического 1 отношения к жизни.

5. Учащиеся, осваивая художественное произведение на личностно значимом уровне, через сопереживание, соучастие, сочувствие, оценку ситуаций - постигают мотивацию поведения, переживаний героев произведений. Волнение, радость и раздумье, связанные с ассоциативным I восприятием, пробуждают предрефлексивное состояние подсознания. В , процессе анализа произведения, отвечая устно и письменно на вопросы, учащиеся материализуют душевную память, переживание, сочувствие и

т.д. Тогда нравственные проблемы постигаются в теснейшей связи с эстетическим. Эстетическое освоение произведения заключается в выявлении точки зрения автора, его системы оценок изображаемой жизни. Деталь воплощает в себе «этический резонанс», который неразрывно связан с авторской позицией.

Таким образом, вырабатывается читательское внимание к тексту, повышается эстетический уровень восприятия. В процессе анализа художественного произведения через собственный психо-эмоциональный опыт учащиеся вырабатывают ценности, получают нравственное воспитание. Чтение с заданиями и чтение с записями стимулируют напряженную работу ума и сердца учащихся, пробуждают их внутреннее «Я». Идейно-художественная экстраполяция произведений углубляет всестороннее понимание их эстетико-художественных, социально-философских особенностей.

Основные результаты проделанной работы отражены в следующих публикациях:

1. Иевлев Е.К. Этическая направленность уроков литературы: Пособие для учителя. - Якутск: Бичик, 1994. - 62 с. (На як. яз.).

2. Иевлев Е.К. Провидение // Чолбон. -1998. -№10. -С. 90-93. (На як. яз.).

3. Иевлев Е.К. Зарница Божественной любви // Чолбон. - 1999. - №6.

- С.87-94. (На як. яз.).

4. Иевлев Е.К. Духовное наследие А.Е. Кулаковского // Чолбон.

- 2002. - №2. - С. 68-70. (На як. яз.).

5. Иевлев Е.К. Будь благодарен. Люби. Надейся. - Якутск: Бичик, 2002.-125 с. (На як. яз.).

I

Изд. лиц. № 000053 от 20.09.1997. Подписано в печать 21.05.2003. Формат 60x84/16. Бумага тип. №2. Гарнитура «тайме». Печать офсетная. Печ.л. 1,0. Уч.-изд-л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство ЯГУ. 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58 Отпечатано в типографии Издательства ЯГУ

(

I

)

10013

100Г5

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иевлев, Елисей Кириллович, 2003 год

Введение.

Глава 1. Актуализация нравственно-духовного аспекта литературных произведений как путь школьного анализа

1.1. Проблема актуализации нравственно-духовного аспекта в процессе изучения якутской литературы в школе.

1.2. Философия любви как осмысление процесса нравственно-духовного формирования человека на уроках якутской литературы.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Актуализация нравственно-духовного аспекта в процессе изучения произведений якутской литературы.

2.1. Реализация нравственно-духовного аспекта произведений устного народного творчества на уроках литературы.

2.2. Постижение нравственно-духовных позиций поэтов при изучении лирических и лиро-эпических произведений.

2.3. Прослеживание и осмысление нравственно-духовного аспекта при анализе эпических произведений.

2.4. Раскрытие нравственно-духовного аспекта при анализе драматических произведений.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе"

Актуальность темы исследования. Одним из последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в последние десятилетия XX века, является общий кризис образования. Этот кризис охватывает сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе Россию. Как пишут известные ученые, философы, писатели Г.Н. Волков, Е.С. Ермакова, В.А. Канке, К.К. Колин, # В.А. Левидов, Д.С. Лихачев и другие, сложившаяся система образования с ее строго технократичной направленностью не может в точной мере обеспечить воспитание нравственно-духовной личности. Новые условия существования человечества в XXI веке предъявляют к образованию ряд принципиально новых требований. Сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня нравственности, духовности, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, и информационным реалиям постиндустриального мира. Такую точку зрения очень убедительно отстаивают И.Ю. Алексашина, Дж. Кришнамурти, С.Н. Лазарев, А. Мень, В.В. Налимов и ряд других ф отечественных и зарубежных ученых, философов и гуманистов. По их мнению, в центре философии образования должен быть человек, основной задачей педагогики должна стать личность ученика, целью - одухотворение, развитие его как человека разумного, нравственного. А основополагающей идеей воспитания такого человека признается - любовь.

Любовь есть основа всей человеческой жизни, она пронизывает три составляющие сути человека: физическое тело, чувства и духовную сферу. Ребенок до трех лет способен только впитывать в себя любовь на чувственно бессознательном уровне. С семи лет начинается активная, акцентированная духовная фаза становления человека, когда он сам должен научиться активно любить, т.е. вести над собой духовную работу. Как пишет Е.Н. Ильин, наступает пора, когда человек должен осознать необходимость быть не только добросердечным, но и добродумным.

Любовь, которую человек на протяжении своей жизни получает от родных и окружающих людей, создает способность любить, отдавать тепло души другим, т.е. нравственность. А это служит предпосылкой для гармоничной, синхронной деятельности сознания и чувственного мира индивида, т.е. духовности.

Но нравственность и духовность сами по себе не выступают абсолютным гарантом социально ценных норм поведения человека. Только парадигма образования и воспитания, основанная на философии любви к человеку, к жизни, может способствовать развитию у детей внутреннего, на уровне подсознания, духовного состояния, выработке в них глубинного сознания чувства единения с социальным миром, с прошлым, настоящим и будущим.

В школе основным предметом, способным наиболее глубоко и системно нести идею философии любви, является литература.

До мелочей разработано и разъяснено учителю, чему и как учить в плане социально-историческом и историко-литературным, но далеко не всегда и крайне скупо разъясняется, чему именно учить в плане осмысления общечеловеческих нравственных проблем (И.Я. Кленицкая). Поэтому для того, чтобы нравственное воспитание молодежи в нашем обществе стало первостепенной задачей социально-идеалогического ранга, необходима актуализация нравственно-духовного аспекта художественных произведений в форме философии любви.

Основной проблемой, затронутой в произведениях зачинателей якутской литературы А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева,

В.В. Никифорова является гуманизм, человеколюбие. В их произведениях на фоне освещения социально-ценностной и нравственно-психологической картины жизни современников раскрыты духовно-нравственные постулаты, пронизанные идеей просветительства, стремлением освобождения человека от рутины невежества, от порабощения его ума и сердца.

Человек входит в человечество, как пишет Н. Бердяев, через национальную индивидуальность, как национальный человек. Национальное зачастую понимается теперь как основа общечеловеческого, поскольку именно через национальное проявляется общечеловеческое (А.Н. Мыреева). Выходит, что только через родной язык и родную литературу человек может глубоко впитать в свой эмоционально-логический мир философию духовной любви, выраженную в фольклоре и литературе своего народа. Только через ее освоение человек становится носителем духовности, культуры родного народа, что предопределяет в последующем становление его как разумного, высоконравственного человека. Вот почему одной из важнейших проблем исследования методики изучения якутской литературы в школе выдвигается поиск путей и методов актуализации ее нравственно-духовного аспекта. Этим и определяется актуальность темы данного исследования.

Сегодня все более востребованными становятся труды писателей-гуманистов JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других, педагогов и психологов JI.C. Выготского, П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других, философов и искусствоведов М.М. Бахтина, О.Н. Корякина, С.Н. Лазарева, В.А. Левидова, Д.С. Лихачева и др. Их представления о сущности восприятия искусства человеком как о личностном, творческом, духовном процессе находит подтверждение и практическую реализацию в трудах современных исследователей-педагогов Л.С. Айзермана, Е.Н. Ильина, И.К. Кузьмичева, Н.М. Мещеряковой, Б.М. Неменского, Т.Д. Полозовой и др. Нам близок духовно-личностный подход к организации процесса восприятия художественной литературы, последовательно исследуемый Т.Д. Полозовой. Проявление более глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия исследователь видит в раскрытии подтекста произведения, в освоении авторской позиции. В этом смысле по Т.Д. Полозовой, читатель как бы повторяет путь, пройденный писателем, познает художественное произведение через призму мыслей и чувств автора.

Объект исследования: методика преподавания родной литературы в якутских школах.

Предмет исследования: методическая система, ориентированная на актуализацию нравственно-духовного аспекта произведений якутской литературы.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания художественного произведения как средства наиболее глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия его учащимися.

Гипотеза: актуализация нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы способствует наиболее глубокому, целостному эстетическому восприятию ее учащимися.

Реализация приведенной гипотезы возможна при условии, если: учитель сам эстетически грамотен, понимает специфику художественного творчества, владеет способностями творческого чтения, целостного, эстетического восприятия художественного произведения; в своей деятельности педагог учитывает, что сущность художественного произведения кроется в его эстетическом, нравственно-духовном содержании;

- процесс изучения художественного произведения строится как эстетическая, духовная деятельность, направленная на постижение авторской позиции, жизненно важных приоритетов, нравственности, духовности, философии любви.

Задачи исследования: выявить образовательные и воспитательные возможности актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения якутской литературы; теоретически и методически обосновать взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его эстетического восприятия; разработать пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания произведений якутской литературы, обеспечивающие наиболее глубокое, личностно значимое, эстетическое восприятие их учащимися.

Методологической основой исследования явились: философская концепция антропоцентризма в педагогике и художественном творчестве; теория эстетического восприятия, рассматривающая в единстве процесс рационально-чувственного освоения картины мира как основу внутреннего творческого потенциала личности; психолого-педагогическое обоснование актуализации нравственно-духовного аспекта литературных произведений на основе эстетического, морального образования учащихся.

Методы исследования: теоретический (изучение философской, литературоведческой, психологической, педагогической, методической литературы); эмпирический (анализ учебников-хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование учащихся); экспериментальный (проведение педагогического эксперимента).

Базой исследования явились: Кемпендяйская, Хоринская восьмилетние, Куокунинская средняя школа Сунтарского улуса.

Этапы исследования:

Г этап (1993-1995) - изучение педагогического опыта и исследований по философии образования и воспитания, педагогике, психологии, методике преподавания литературы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня литературного образования в аспекте темы исследования.

II этап (1996-1999) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение его гипотезы; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение формирующего и контрольного экспериментов и проверка научной достоверности гипотезы.

III этап (2000-2003) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и корректировка основных положений исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: в теории и практике изучения якутской литературы в школе проведено исследование путей и методов актуализации нравственно-духовного аспекта художественных произведений, выявлен их образовательный и воспитательный потенциал; теоретически и методически обоснованы взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его личностно значимого эстетического восприятия учащимися; представлены обоснованные, экспериментально проверенные пути и методы изучения, анализа художественного произведения на основе актуализации его нравственно-духовного аспекта.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система изучения художественных произведений якутских писателей на основе актуализации их нравственно-духовного аспекта. Теоретические положения и практический материал исследования могут быть использованы учителями якутского языка и литературы, преподавателями педагогических факультетов при проведении лекций и практических занятий по методике преподавания литературы. Предложенные методические разработки применимы для обновления учебников-хрестоматий и методических пособий по якутской литературе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях возрастания необходимости формирования нравственно-духовной личности крайне актуально повысить уровень восприятия нравственно-духовного содержания художественных произведений, изучаемых в школе. Сложившаяся в наше время конкретно-историческая ситуация требует развития духовной, морально-эстетической личности. Основу нравственно-духовного развития составляют эстетическое восприятие, пробуждение чувственно-логической деятельности психики учащегося.

2. Нравствен но-духовное образование и воспитание осуществляется через индивидуальное эстетическое переживание, пробуждающее ассоциативное состояние читателя. В основе «ассоциативных образований в психике» (Т.Д. Полозова) лежат эмоции и чувства наравне с ранее накопленным опытом мышления, переживаний. В результате такой динамики психоэмоциональных процессов достигается предрефлексивный уровень подсознания читателя. Субъективно это выражается как катарсис.

3. Актуализация нравственно-духовного аспекта художественного произведения продуктивна на основе учета перехода сознания и переживания читателя из плана индивидуальных переживаний в иной план общечеловеческих ценностей и идеалов. Такой результат достигается, если подсознательные процессы психики, воображение индивида озарены, очеловечены философией любви. Философия любви вырабатывается в процессе общения читателя с писателем и героем, с учителем и другими учащимися.

4. Философия любви - это нравственность и духовность, осердеченные, пробужденные любовью, находящиеся в диалектическом единстве с эстетическим восприятием. Личностно-ценностное, индивидуально ориентированное диалогическое общение ученика и учителя достигается, когда в процессе анализа произведения учащийся постигает авторскую позицию, соотнеся с собственным морально-психологическим состоянием. Такой творческий духовный резонанс урока ведет к достижению катарсиса, внутренней свободы учащегося.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на Первой республиканской научно-практической конференции «Духовность - веление Времени» (Якутск, 2001); на научно-практической конференции, посвященной 115-летию А.И. Софронова (Якутск, 2001); на Всероссийской научной конференции «А.Е. Кулаковский: общность исторических судеб народов» (Якутск, 2002); на региональной научно-практической конференции «Язык, литература и культура саха в первой четверти XXI века» (Якутск, 2002); на заседаниях кафедры и Ученого Совета факультета якутской филологии и культуры ЯГУ.

Проведены три авторских курса по повышению квалификации учителей якутского языка и литературы на тему: «Пути и методы актуализации нравственно-духовного аспекта произведений на уроках родной литературы» (1990 г. - Сунтарский улус, 1991 г. - Намский улус, 1994 г. - г. Якутск).

Методика актуализации нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы одобрена и принята учителями якутского языка и литературы республики.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы:

Исследование произведений якутской литературы с точки зрения их нравственно-духовного аспекта дает основание для следующих выводов:

1. Философия любви якутской литературы является школой мудрости, помогающей раскрытию у детей способности уметь видеть в малом весь внутренний мир личности во взаимосвязи с внешним миром, в органическом единстве духовного и материального. Это единство заключается в синхронном процессе развития в трех основах: физической, эмоциональной, духовной, которые присутствуют в неразрывном единстве в нравственно-духовной практике якутского народа.

2. Изучение якутской литературы в школе служит стимулом для осознания как явных, так и скрытых процессов работы сознания, одновременно помогая учащимся истолковывать собственные переживания, настроения, вводит их в мир собственной души и духа, способствует пониманию самого себя; развивает у учащихся способности воображения, сопереживания в единстве с процессами эволюции самосознания, самоидентификации, которые являются основой творческой, нравственно и духовно свободной личности.

3. Изучение якутской литературы в нравственно-духовном аспекте является необходимым условием для самоидентификации личности детей в сопряжении с балансировкой нравственно-духовной и логико-сознательной сфер. На основе этого в процессе изучения якутской литературы происходит интегрированное осмысление философской, научной, этической, эстетической картин мира. Все это может воспитать у учащихся способность к сублимированию негативных явлений, мыслей, не доводя до уровня поступка.

4. Как видно из анализа произведений якутской литературы, философия любви, выраженная в ней, слагается из синтеза обыденно-практического, мифологического, художественно-образного, философского и религиозного, научного и вненаучного познаний. Философия любви как модифицированное осмысление в соответствии с условиями нового времени, нравственно-духовного воспитания, означает актуализацию личностного знания бытия для формирования самоидентификации, самосознания. Только в таком случае возможно формирование ядра личности, обладающей позитивным оценочным моментом смысла жизни, свободой духовного выбора.

Опыт изучения якутской литературы в школе позволяет убедиться в совпадении идеи постулата о том, что содержание общественного сознания гораздо шире содержания индивидуального, но в то же время индивидуальное содержание может быть в ряде случаев богаче общественного содержания. Таким образом, мысль о базисном характере индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию соответствует принципам философии любви. Исходя из положения, что единственным источником новообразований в общественном сознании служит индивидуальное сознание, учащимся прививается убеждение в непреходящей значимости развития социальных и духовных качеств личности.

ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЯКУТСКОЙ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иевлев, Елисей Кириллович, Якутск

1. Реализация нравственно-духовного аспекта устного народного творчества на уроках литературы

2. Пятый класс. Сказка «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами»

3. Шестой класс. Предание «Майагатта»

4. Анализ устных и письменных ответов учащихся позволяет зафиксировать усвоение учащимися идейно-художественного содержания предания, правильную оценку ими душевного состояния персонажей, понимание нравственной глубины произведения.

5. Постижение нравственно-духовных позиций поэтов при изучении лирических и лиро-эпических произведений

6. Пятый класс. Семен Данилов. Стихотворение «Зимний день»

7. Десятый класс. А.Е. Кулаковский-ОкСбкулээх Элексвй.1. Поэма «Сновидение шамана»

8. Прослеживание и осмысление нравственно-духовного аспекта при анализе эпических произведений

9. Седьмой класс. Эрилик Эристин. Рассказ «Хачыгыр»

10. Девятый класс. Су орун Омоллон. «Анчик»

11. Одиннадцатый класс. А.И. Федоров. «Рассказ студента»

12. Раскрытие нравственно-духовного аспекта при анализе драматических произведений

13. Седьмой класс. Т.Е. Сметании. Драма «Локут и Ньургусун»

14. В драме «Локут и Ньургусун» Тимофея Сметанина выражена философия любви якутского народа, адресованная молодому поколению.

15. На уроке литературы учителем и учениками совершается «создание нового и осознание старого как нового» 83, 52. Учитель должен убедить детей в том, что книги, написанные вчера, учат жить сегодня.

16. Топор — символ силы, труда. Символ претворения в жизнь мечты Кюсенгяя о семье, символ продолжения жизни, символ его лучших благих устремлений.

17. Восьмой класс. А.И. Софронов. Драма «Любовь»

18. У нее сильнее, чем прежде пробуждается жажда жизни, любви. Она уже совершенно по-другому воспринимает красоту природы, ставшей очень близкой, прекрасной.

19. Природа уже дает ощущение простора, свободного дыхания. Подошедшие к тому времени девушки и парни своим весельем подчеркивают полет души Катерис.

20. Данные результатов опытно-экспериментального исследования