Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение драматических произведений родной литературы в якутской школе на основе метода "действенного анализа"

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Олесова, Саргылана Гаврильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение драматических произведений родной литературы в якутской школе на основе метода "действенного анализа"», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Олесова, Саргылана Гаврильевна, 2003 год

Введение

Содержание

Глава I. Литературоведческие и психолого-педагогические основы изучения якутской драмы

1.1 Истоки зарождения и становления якутской драмы.

1.2 История и опыт изучения якутской драмы в школе.

1.3 Психолого-педагогические основы изучения драматических произведений.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Методика изучения якутской драмы на основе метода «действенного анализа» К.С. Станиславского

2.1 Методы и приемы формирования целевой установки на чтение и анализ якутской драмы.

2.2 Организация чтения и стимулирование воображения учащихся при изучении драматических произведений.

2.3 Пути и методы комплексного применения «действенного анализа» при освоении учащимися драмы.

2.4 Данные результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение драматических произведений родной литературы в якутской школе на основе метода "действенного анализа""

Актуальность исследования. Проблемы воспитания духовности, человечности сегодня, в начале XXI в., выдвигаются как самые жизненно важные факторы, определяющие будущее общества, народа. Духовное наследие народов наиболее ярко и глубоко отражается в словесном искусстве, художественной литературе. Но, к сожалению, современное подрастающее ^ поколение мало интересуется литературой, и это отражается на духовном, нравственном и интеллектуальном состоянии общества. Как подчеркивает известный исследователь проблемы теории чтения Т.Д. Полозова, отчуждению детей и молодежи от чтения способствует ряд причин. Важнейшей из них признается «пренебрежение воспитанием в гуманистической традиции отечественной народной педагогики», в которой во главу угла всегда ставилось чтение.

В творчестве основоположников якутской литературы в жанровом отношении превалируют драматические произведения. Это объясняется тем, что элементы театрализации присущи почти всем жанрам устного народного творчества ранее бесписьменных народов России. Как пишут литературоведы, в них и были заложены потенциальные возможности для зарождения письменной литературы и драмы как основного ее жанра (А.А. Билюкина, В.Ц. Найдаков). Также фундаментом зарождения и становления якутской драмы как жанра литературы считается русская классическая литература. Драматические произведения Н.В. Гоголя, А.Н. Островского в XIX в. ставились на сценах «домашних» театров г. Якутска. Первые драматурги Якутии учились у великих мастеров слова ф искусству действенной письменной речи. Драмы А.И. Софронова по духу, по проблемам и по форме созвучны с драмами А.Н. Островского

А.А. Билюкина). Следовательно, якутская классическая литература и, в частности, преобладающие в ней драматические произведения вобрали в себя всю мудрость народной философии и поистине гуманистические идеалы русской классической литературы. Вот почему произведения писателей первой четверти XX века признаются золотым фондом якутской литературы.

В настоящее время мы наблюдаем равнодушное отношение молодежи к литературе, к драматическим произведениям. Ставшие классическими, гуманистические по содержанию, таящие в себе дух народной мудрости драмы А.И. Софронова, В.В. Никифорова, П.А. Слепцова, Н.Д. Неустроева не вызывают у школьников особого интереса. Многие объясняют этот факт тем, что у каждого времени и поколения свои запросы. Но человек при любых социальных ситуациях должен оставаться человеком, могущим облагораживать, одухотворять других людей.

Повышение воспитательного воздействия художественной литературы зависит от характера и качества восприятия ее учащимися. Чувства и мысли писателя должны быть восприняты учениками как их личные, кровные, осмыслены как собственные радость и горе. Вне такого, личностно значимого, восприятия произведения невозможно его действенное воспитательное, • одухотворяющее воздействие. Но как, какими средствами и методами добиться духовно возвышающего влияния художественной литературы, в частности, такого сложного жанра, как драма на школьников?

Организация изучения драматических произведений требует особого подхода, методических решений, определяемых их жанровыми особенностями, основными из которых является действие, словесное и физическое. Именно на нем основаны все составляющие процесса восприятия драмы. А основным методом мировосприятия детей-подростков является восприятие через действие. Следовательно, оно (восприятие через действие) адекватно эстетической природе драмы. Такое осмысление процесса восприятия привело нас к исследованию методики изучения якутской драмы в школе на основе метода «действенного анализа» К.С. Станиславского. Этим и определяется актуальность темы диссертационного исследования.

Проявление наиболее глубокого личностно значимого освоения художественного произведения человеком, как пишут отечественные исследователи теории восприятия искусства слова JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Левидов, Т.Д. Полозова, Л.Н. Столович и другие, выражается в понимании, постижении воспринимающим подтекста художественного произведения, авторского эстетического идеала. Воспринимающий, как и писатель, «должен обладать, способностью образно, воспроизводить изображаемую жизнь в своем сознании, способностью воображения, ассоциативного мышления» (Б.С. Мейлах). Из этого следует, что процесс освоения художественного произведения близок к творческому процессу его создания: читатель как бы повторяет путь, пройденный писателем, познает, видит и осмысливает проблемы жизни через призму мыслей, чувств автора. Читатель, примеряя свои мысли, чувства и переживания к авторским, подходит к познанию своего «я». Подобной теоретической позиции придерживался выдающийся русский театральный педагог К.С. Станиславский. Суть его учения заключается в раскрытии внутренней психологической природы процесса создания искусства слова и процесса освоения его человеком.

Ядро» учения К.С. Станиславского — «действенный анализ» художественного произведения. Как он подчеркивает, основным методом театрального искусства и драматического произведения является действие, и физическое, и словесное, которое должно стать определяющим, и процесс освоения драмы актером. Выходит, что процесс восприятия драмы, чтение и анализ ее должны быть нацелены на пробуждение творческого воображения учащихся, которое благоприятствует воссозданию мыслей и чувств создателя, способствует действию, как бы повторению процесса его творчества. На этом и основывается утверждение исследователей о ярко выраженном педагогическом характере учения К.С. Станиславского.

Объект исследования: процесс изучения драматических произведений на основе использования метода «действенного анализа» К.С. Станиславского.

Предмет исследования: методическая система изучения драматических произведений родной литературы в якутской школе.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить методику изучения драматических произведений якутской литературы на основе применения метода «действенного анализа» К.С. Станиславского.

Гипотеза: целостное, эстетическое, личностно значимое восприятие учащимися драматических произведений родной литературы обеспечивается на основе метода «действенного анализа» К.С. Станиславского.

Реализация приведенной гипотезы возможно при учете:

- специфических жанровых особенностей драмы, основными из которых являются действия - словесное и физическое;

- особенностей освоения драмы учащимися - восприятие через действие;

- условий последовательного, комплексного введения «метода действенного анализа» в процессе изучения драмы.

Задачи исследования:

- изучить историю зарождения и становления якутской драмы, ее художественные особенности и педагогический потенциал;

- теоретически подкрепить основополагающее методическое положение о том, что все составляющие процесса восприятия драмы основаны на «действии»;

- выявить методически целесообразные способы и приемы метода «действенного анализа» К.С. Станиславского, наиболее приемлемые для изучения драмы в школе;

- обосновать методику эпизодического и комплексного использования театральных элементов при изучении драмы в якутской школе и экспериментально проверить предложенную методику;

- реализовать исследуемый подход к изучению якутской драмы в новых учебниках-хрестоматиях, в методических разработках. Теоретическими предпосылками данного исследования явились:

- литературоведческие, искусствоведческие труды по теории драмы, театрального искусства, раскрывающие их природу и огромный социальный потенциал (С.В. Владимирова, О.М. Кнебель, В. Хогендоорн);

- психолого-педагогические исследования, рассматривающие восприятие художественного произведения как творческий процесс духовного взаимодействия писателя и читателя, обосновывающие приоритет духовного в развитии личности (JI.C. Выготский, Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, П.М. Якобсон);

- исследования по методике преподавания литературы, ориентированные на поиск творческих методов и приемов изучения художественного произведения (О.Ю. Богданова, Г.И. Беленький, Т.С. Зепалова, Е.Н. Колокольцев, В.А. Лакеев, А.В. Майорова, В.Г. Маранцман).

Методы исследования: теоретический (изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по эстетике, литературоведению, искусствоведению, психологии, педагогике и методике преподавания литературы в школе в аспекте темы исследования); эмпирический (анализ учебных программ, учебников-хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, анкетирование учащихся и учителей, статистический анализ результатов экспериментального обучения).

Базой исследования явились Якутская городская национальная гимназия, гуманитарный колледж при Якутском государственном университете, средняя общеобразовательная школа № 14 г. Якутска, Таратская неполная средняя школа, Тюнполюнская средняя школа Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). В эксперименте было задействовано 365 школьников.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1993-1995 гг.) - изучение педагогического опыта и работ по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, драмы; накопление и обобщение наблюдений за процессом изучения и восприятия драматических произведений учащимися V - XI классов якутской школы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня обученности учащихся и трудностей преподавания; определение теоретических предпосылок построения гипотезы.

Второй этап (1996-1999 гг.) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение гипотезы исследования; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение формирующего и контрольного экспериментов в школах и проверка научной достоверности гипотезы.

Третий этап (2000-2002 гг.) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление и корректировка основных положений исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Впервые в теории и практике преподавания якутской литературы в школе проведено исследование процесса изучения драмы на основе «действенного анализа» К.С. Станиславского. Теоретические основы и конкретная методика изучения якутской драмы строятся на органическом сочетании особенностей драмы, театрального искусства и специфики восприятия ее учащимися, основанного на действии.

2. В теорию и практику изучения якутской драмы в школе вводится комплексное использование методов и приемов «действенного анализа», которые предопределяют активное творческое взаимодействие учащихся и учителя, способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала

• учащихся, отвечают задачам повышения образовательной и воспитательной роли художественной литературы.

3. Обосновывается продуктивность методики изучения якутской драмы и освоения ее учащимися с учетом ее своеобразной эстетической природы, образной специфики, ее возможностей пробуждать у детей эстетическое отношение к действительности.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система изучения драматических произведении якутских писателей на основе метода «действенного анализа». Теоретические положения и практический материал исследования могут быть использованы учителями якутского языка и литературы, преподавателями педагогических вузов при проведении лекций и практических занятий по методике преподавания литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика драмы, ее двуединая принадлежность к искусству слова и к театру, требует от читателя проникновения в смысл речи каждого персонажа

• и, более того, зрительного представления, видения их в физическом образе. Читатель воссоздает образный мир, созданный писателем, постигает мысли и чувства автора и осмысливает свои собственные переживания, что способствует появлению определенных ценностных установок. Достижение такого уровня личностно значимого восприятия возможно только при пробуждении внутренних потенциальных возможностей учащихся, что ведет к истинному диалогу с автором, к освоению его позиции, т.е. подтекста драмы.

2. Организацию восприятия учащимися драматических произведений целесообразнее основывать на методах и приемах «действенного анализа» К.С. Станиславского. Действие, словесное и физическое, является ключевой особенностью и драмы, и театрального искусства, а также присуще природе мировосприятия учащихся. Основным фактором, определяющим успешность восприятия драмы учащимися, выступает действие, которое обусловливается взаимодействием всех субъектов процесса: автора, учителя (режиссера), литературных героев и учащихся (актеров). Следовательно, метод «действенного анализа» - наиболее близкий к природе драмы и эффективный путь изучения ее в школе.

3. Метод «действенного анализа» приемлем и эффективен на всех этапах изучения драмы. На начальном этапе приемы «действенного анализа» пробуждают личностный интерес учащихся к драме, прослеживают путь к открытию текста, к нахождению в нем волнующей их проблемы. Именно точки соприкосновения автора и ученика в процессе анализа становятся рычагами творческой, эмоциональной и мыслительной активности детей. Истинность чувств, мыслей, рассуждений учащихся при оценивании поступков героев способствуют приобретению ими определенных критериев нравственности, духовности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания якутского языка и литературы ФЯФК ЯГУ (1996-2002 гг.), на заседаниях методического объединения учителей якутского языка и литературы Мегино-Кангаласского улуса (2000 -2001 гг.), на региональных, республиканских конференциях по проблемам обучения родному языку и литературе (1995-1999 гг.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по 2 главе

1. Изучение драмы в якутской школе на основе метода «действенного анализа» К.С. Станиславского действительно является наиболее целесообразным путем организации её чтения и анализа, ведущим к постижению духовного мира писателя, способствующим восприятию драмы учащимися на личностно значимом, эстетическом уровне. * 2. Метод «действенного анализа» приемлем и эффективен на всех этапах изучения драмы. На начальном этапе приемы «действенного анализа» пробуждают личностный интерес учащихся к драме, прослеживают путь к открытию текста, к нахождению в нем волнующей их проблемы.

3. Чтение и анализ драмы с использованием элементов метода «действенного анализа» и комплексного применения его с целью подготовки проигрывания этюдов, постановки драмы на сцене (анализ высказываний персонажей, их диалогов и монологов, авторских ремарок от лица исполнителя роли или режиссера-постановщика) ориентированы на творческое осмысление ее на личностно значимом уровне.

4. Эпизодическое и комплексное введение методов и приемов К.С. Станиславского в процессе изучения драматического произведения дает возможность понять замысел произведения и обоснованно оценить его не только как литературное явление, но и проникнуть в тайны его сценического воплощения, то есть стать соучастником жизненного действия в форме эстетической деятельности.

5. Как подтверждают результаты проведенного эксперимента, поэтапное Ф изучение драмы с использованием методов и приемов «действенного анализа»

К.С. Станиславского способствует более глубокому, личностно значимому освоению учащимися идейно-эстетического содержания произведений, активизирует их литературно-творческую деятельность.

Заключение

Результатом данного научного исследования является разработка и апробация методики изучения драматических произведений в якутской школе. Ход исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Драма, являясь одним из превалирующих жанров первых художественных произведений якутской литературы, способствовала ее зарождению и становлению, в целом и обосновании в ней традиций народной философии жизни, человеколюбия и гуманистических идеалов русской классической литературы. В этом состоят истоки огромного эстетически-воспитательного и образовательно-педагогического потенциала якутской драмы - органической части национальной художественной культуры.

2. Реализация воспитательных и образовательных возможностей якутской драмы возможна только при личностно значимом освоении ее учащимися. Именно личностно значимое освоение произведений художественной литературы может действенно способствовать целостному развитию личности школьника, его нравственности, человечности, благоприятствовать творческому и духовному росту детей. Следовательно, развитие у школьников способности личностно значимого, эстетического восприятия драматического произведения является основной проблемой методики преподавания якутской литературы в школе;

3. Результаты экспериментального обучения свидетельствуют, что научно обоснованное, последовательное применение метода «действенного анализа» К.С. Станиславского при изучении якутской драмы активизирует интерес учащихся к драматическим произведениям, способствует глубокому личностно значимому ее освоению учащимися, то есть постижению ими эстетического содержания, авторской позиции, предопределяет пробуждение и развитие потребностей и способностей вступить в творческий диалог с автором произведения.

4. Теоретической основой эффективного использования ^ «действенного анализа» как метода изучения драмы является диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность его с процессом индивидуального эстетического восприятия художественного произведения, что и предоставляет возможность изучения драмы с учетом ее двуединой природы — как художественного произведения и как материала театрального искусства. В этом процессе учитываются и возрастная психология восприятия литературы, и особенности личного жизненного опосредованного художественного ответа учащихся, активность их воображения.

5. Эффективность использования метода «действенного анализа» как средства личностно значимого освоения учащимися произведений литературы определяется его органичностью природе самой драмы: оперирует теми же авторскими средствами, методами и приемами, основанными на действии, словесном и физическом; учитывает характерные возрастные особенности подростков, склонных к активной духовной деятельности, действию; благоприятствует активному творческому взаимодействию учителя и учащихся, при котором ученик становится лично заинтересованным участником творческого процесса.

У Использование метода «действенного анализа» К.С. Станиславского на уроках родной литературы при изучении драматических произведений научно обосновано и методически целесообразно, так как система освоения художественного произведения с целью словесного действия, выработанная К.С. Станиславским, во-первых, опирается на законы психологии, во-вторых, исходит из самой природы художественной литературы, оперирует теми же средствами, методами и приемами, которыми пользовался автор; в-третьих, способствует активному творческому взаимодействию учителя и учащихся, при котором ученик непосредственно, сам становится участником творческого * процесса. Таким образом, изучение драматических произведений родной литературы становится творческим процессом, направленным на освоение идейно-эстетического богатства произведения через стимулирование эмоциональной отзывчивости и творческого потенциала учащегося. Только при таком условии возможно вхождение школьников в мир писателя, целостное, личностно значимое осмысливание его произведения.

Под влиянием метода «действенного анализа» у учеников экспериментальных классов складывалось эмоционально-личностное, оценочное отношение к персонажам и событиям в произведении, осознанное внимание к художественным деталям авторского повествования. Это позволило полнее представить героя, глубже проникнуть в мир его переживаний, дух V исканий. С помощью заданий творческого характера удалось заметно оживить и обновить известные формы и приемы анализа художественного текста.

Предложенная экспериментальная модель поэтапного, системного изучения драмы на основе метода «действенного анализа» подтверждает продуктивность гипотезы исследования. Однако проблему не следует считать до конца решенной. Она - пролог к будущему полному овладению методикой системного изучения драмы с использованием «метода действенного анализа» К.С. Станиславского.

С*

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Олесова, Саргылана Гаврильевна, Якутск

1. Алексеев А.А. Забытый мир предков. Якутск: Кн. изд-во, 1993. - С.75.

2. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Наука, 1972. - 643 с.

3. Андрей Борисов и Саха театр на рубеже столетий: Сб.ст. / Под ред. Т.В. Павловой. Новосибирск: Наука, 2000. - 467 с.

4. Амма Аччыгыйа Мординов Н.Е. Человек и творчество. Воспоминания, статьи, речи. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - С. 211, - С.214. (на якут, и русс, яз.)

5. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. - 125 с.

6. Асланов Ю.Ю.-оглы. Система изучения драматических произведений в азербайджанских общеобразовательных школах: Автореф. дис.канд. пед. наук. Баку, 1987. - 18 с.

7. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.- 654 с.

8. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.- Якутск: Кн. изд-во, 1966. С. 182.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного поэтического творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

10. Башарин Г.П. А.И. Софронов: Жизнь и творчество. Якутск: Кн. изд-во, 1969. -64 с.

11. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск: Кн. изд-во, 1944.- 139 с.

12. Башарин Г.П. Островский и Якутия. Якутск: Кн. изд-во, 1973. - С.84.

13. Башарина З.К. Взаимодействие русской и якутской литератур. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 18-22.

14. Башарина З.К. Содружество искусств. -М.: Академия, 2002.-С.26, С. 104.

15. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

16. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. М., 1983. - 256 с.

17. Белинский В.Г. О драме и театре: В 2 т. М.: Искусство, 1983. — 116 с.

18. Бердяев Н.А. О азначении человека. М.: Республика, 1998. - 383 с.

19. Билюкина А.А. Якутская драматургия XX в. Истоки, эволюция, концепция личности: Автореф. дис.д-ра фил. наук. Улан Удэ, 1998. -36 с.

20. Билюкина А.А. Национальное и общечеловеческое в якутской драме 20-х годов. Якутск: ИГИ, 1997. - С. 35, - С.43.

21. Билюкина А.А. Якутская советская драматургия 20-х годов. — Новосибирск: Наука, 1982. 84 с.

22. Билюкина А.А. Алампа. (жизнь в творчестве). Якутск: ИГИ, 2001. -С. 44.

23. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой. М.: Академия, 2000. - 397с.

24. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М., 1979. -74 с.

25. Боескоров Г.К. Творчество Н.Д. Неустроева. Якутск: Кн. изд-во, 1967. -84 с.

26. Боргоякова М.П. Методика изучения драматических произведений родной литературы в 5-7 классах хакасской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. - 17 с.

27. Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (на материале якутских школ Республики Саха (Якутия). М., 1998. - 152 с.

28. Бугаев Н.И. Изучение художественной литературы в школе. Якутск: Бичик, 1997. -88 с.

29. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг,1993. - 136 с.

30. Бурцев А.А. Необходим новый подход // Новый взгляд на якутскую литературу. Якутск, 1994. - 64 с.

31. Бурцев А.А., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск: Саха полиграфиздат, 1995. - С.48.

32. Бурцев А.А. Наследие Н. Неустроева и современность // Полярная звезда. 1999. №3. С. 88-91.

33. Васильев Г.М., Сыромятников Г.С. Очерк истории якутской советской литературы. М., 1970. - С. 62-85.

34. Васильева Д.Е. Связь времен. Якутск: Кн. изд-во, 1991. - С. 18-28.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 253 с.

36. Владимиров С.В. Действие в драме. Л.: Искусство, 1972.- 159 с.

37. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.: Сов. писатель, 1969. - 336 с.

38. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. Л., 1981.- 296 с.

39. Восприятие и деятельность / Под. ред. А.К. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976.-319 с.

40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 90 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 334 с.

42. Габышев Н.А., Ермолаев Н.И. Родная литература: Учеб-хрест. для 6 кл. восьмилет. шк. 4-е изд. Якутск: Кн. изд-во, 1977. - 208 с.

43. Габышев Н., Михайлова М., Сыромятников Г., Тобуроков Н. История якутской литературы (середина XIX). Якутск, 1993. - С.115-121, 128.

44. Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX в.). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. - 199 с.

45. Гоголева М.Т. Изучение героического эпоса (олонхо) в якутской школе:

46. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. - 21 с.

47. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Политиздат. Т.2. - С.433.

48. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1962. - С.77.

49. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. М.: Сов. писатель, 1963. - 508 с.

50. Горобец Н.И. Своеобразие деятельности читателя при изучении драматического произведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - JL, 1990.- 16 с.

51. Десять лет Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (1991 -2001). Якутск, 2001. - 53 с.

52. Дегожская А.С. К вопросу изучения драматического произведения в школе // Очерки по методике преподавания литературы в средней школе. Л., 1940. - с. 140

53. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990.-375 с.

54. Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.С. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. 4.2. М., 1982. -34 с.

55. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. -352 с.

56. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев: Штиинца, 1974. 134 с.

57. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержанияобразования в национальной школе. Якутск, 1993. - 142 с.

58. Закирзянов A.M. Изучение драматических произведений родной литературы в средних классах как средство углубления восприятия татарской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 18 с.

59. Захарова А.И. Методика школьного изучения драмы с учетом ее художественной специфики: Автореф. дис.канд. пед. наук. JL, 1976. - 19 с.

60. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 1982. -С.25.

61. Зепалова Т.С. Изучение драмы в ее художественной специфике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1968. - 16 с.

62. Из опыта работы по новым программам якутской литературы. Якутск: Кн. изд-во, 1976. - 62 с. ( на якут. яз.).

63. Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР / Под ред. В.В.Горбунова. JL, 1982. - 103 с.

64. Иевлев Е.К. Этические направления уроков литературы. Якутск: ИУУ, 1994. - 62 с.

65. Иманалиев К.И. Методика преподавания киргизской литературы в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Фрунзе, 1972. -17 с.

66. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы. М.: Просвещение, 1988. - 255 с.

67. Кардашевский Г.Р. Досоветская драматургия А.И.Софронова. Якутск: Кн. изд-во, 1982.- 102 с.

68. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. - 527 с.

69. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1961.-131 с.

70. Колодезников С.К. Теоретические основы литературного образования в якутской школе. М., 2000. - С.41.

71. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Киев, 1991. - С. 15.

72. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. - 21 с.

73. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. М.: Просвещение, 1964, - 95 с.

74. Костеленец Б.О. Драма и действие. JL: ЛГИТМИК, 1976. - 159 с.

75. Красикова В.В. Система анализа драматического произведения: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1969. - 22 с.

76. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского.- М.: Искусство, 1978.-430 с.

77. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов Якутск: Нац. изд-во PC (Я), 1992. Т. 1. Кн. 1. - 414 с.

78. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981. 190 с.

79. Кулаковский А.Е. Научные труды / Подг к печ.: Н.В.Емельянов, П.А.Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

80. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Роды и жанры литературы. -М., 1964.

81. Курдюмова Т.Ф. Разнообразие литературных жанров — путь к совершенствованию учебников хрестоматий // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1981. Вып. 9. - С. 133-137.

82. Лакеев В.А. Методические аспекты использования наследия К.С.Станиславского в преподавании литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1981.- 18 с.

83. Лакеев В.А. Об использовании наследия К.С.Станиславского в работе учителя-словесника // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978. - С.19-25.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1975. -584 с.

86. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М., 1958. - 455 с.

87. Литературный энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1987. - 750 с.

88. Любинский И.Л. Театр и школа // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. - С. 272-284.

89. Максимов Д.К. Очерки истории Якутского драматического театра. -Якутск: Кн. изд-во, 1985. С.6.

90. Малькова А. Василий Никифоров: События. Судьбы. Воспоминания. Якутск: Бичик, 1994. - 272 с.

91. Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников / Методика преподавания литературы. / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, Владос, 1994. - С. 78.

92. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1979.-384 с.

93. Материалы Всеякутской конференции советских писателей. Якутск, 1936. - С.51-52 .

94. Майорова А.В. Роль эмоционального и логического анализа в процессе формирования личности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976.- 18 с.

95. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1979. - 384 с.

96. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроке литературы в 4-5 классах. М.: Просвещение, 1975. - 159 с.

97. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 144 с.

98. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. М.: Просвещение, 1991.-С.26.

99. Найдаков В.Ц., Имихелова С.С. Бурятская советская драматургия. -Новосибирск, 1987. 45 с.

100. Найдакова В.Ц. Теория драмы. Улан-Удэ: Сибирь, 1993. - 57 с.

101. Нестурх Я.Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа. А.П.Чехов «Вишневый сад» // Искусство анализа художественного произведения. -М.: Просвещение, 1971. С. 212-237.

102. Неустроев Н.Д. Родному краю. Любимому народу. Якутск: Бичик, 1995. - 194 с.

103. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. -140 с.

104. Никитин П.П. Мастера якутской сцены. Якутск: Кн. изд-во, 1985. -301 с.

105. Никифорова О.И. Психология восприятия литературы. М.: Книга, 1972.-205 с.

106. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

107. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте Республики Саха, 1995. - 141 с.

108. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла: 5-й класс. М.: Интор, 1995. - 191 с.

109. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. - 380 с.

110. Оконешникова А.П. Межэтническое воспитание и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999. - 405 с.

111. Окороков Г.Г. Традиции и поиск. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 160 с.

112. Окладников А.П. Открытие Сибири. М.: Молодая гвардия, 1979. -223 с

113. Ойунекий П.А. Сочинения: В 7-ми т. -Якутск: Кн. изд-во, 1958. Т.З -С.117.

114. ПестеревВ.И. Амга в вихре гражданской. -Якутск: Бичик, 1997.- С. 50.

115. Петров В.Т. Фольклорные мотивы в драмах А.И. Софронова. «Бедный Яков» и «Любовь» // Вопросы филологии. 1970. С. 54-70.

116. Петров В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. -М.: Наука, 1978.- 138 с.

117. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в якутской школе: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1996.-21с.

118. Петрова С.М. Стратегия литературного образования в национальной школе Республики Саха (Якутия) // Актуальные проблемы филологии: Сб. науч.тр., Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998.-С. 136-140.

119. Подовинникова А.Я. Активизация восприятия драматического произведения учащимися 9-10 классов: Автореф.дис. канд пед. наук. -М., 1996.- 17с.

120. Подовинникова А.Я. Развитие воображения учащихся при изучении драматических произведений // Современные вопросы анализа литературного произведения в школе. М. 1986. — 99 с.

121. Поликарпова Е.М. Специфика методики изучения родной литературы в якутской школе: Автореф. дис. степ. д-ра. пед. наук. М., 1999. - С.21.

122. Поликарпова Е.М. Урок литературы-сотворчество. -Якутск: Полиграфист, 1997. С. 121. (На як. яз).

123. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. -М.: 1990. -254 с.

124. Полозова Т.Д. Утрата личностно значимого чтения классики — разрушение духовности в человеке и обществе // Мир психологии. 2002. №1. С.170.

125. Прокопьев Н.И. Некоторые вопросы преподавания литературы в старших классах. М.: АПН РСФСР, 1957. - 21 с.

126. Протодьяконов В.Н. Изучение произведений П.А. Ойунского в 8 классе.- Якутск: Кн. изд-во, 1982. С.43.

127. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. - 192 с.

128. Пути совершенствования качества обучения родному языку и литературе в национальных школах: Сб. научн. тр. М., 1982. - 94 с.

129. Пухов И.В. Красный шаман П. Ойунского и якутский фольклор // От фольклора к литературе. Якутск: Кн. изд-во., 1980. - С. 62-94.

130. Роговер Е.С. Проблемы эстетического образования на уроках литературы в средней школе. М., 1974. - 208 с.

131. Рожин И.Н. Изучение якутской литературы в 9 классе. Якутск: Кн. изд-во, 1985. - 80 с. (На якут, яз.)

132. Романенко Д.И. У могучих истоков // Очерки и статьи о литературах народов Российской Федерации. М.: Сов. Писатель, 1963. - С. 292.

133. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1972. Т. 1. -485 с.

134. Рыбникова М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. И.Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. - 248 с.

135. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд. -М.: Учпедгиз, 1963. -314 с.

136. Седова В.Г. Творческий пересказ и словесное рисование как средство эстетического воспитания учащихся: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1968. -20 с.

137. Семенов В.А. Творчество П.А.Ойунского и становление социалистического реализма в якутской литературе. Новосибирск, 1980.-С. 79.

138. Серошевский B.J1. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. -М., 1993. -573 с.

139. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М.: АН СССР, 1962. - 139 с.

140. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, Наука, 1997.- 278 с.

141. Снежневская М.А. Особенности изучения драматических произведений. // Вопросы методики преподавания литературы. Л.: АПН РСФСР, 1961.-С. 45-63.

142. Соловьева Н.М. Основные принципы работы со студентами по выразительному чтению // Совершенствование преподавания литературы в школе. М.: МПТИ им. В.И.Ленина, 1972. - С. 68-86.

143. Софронов А.И. Лебединая песня. Якутск: Саха-полиграфиздат, 1996.- 397 с. (на якут. яз).

144. Софронов А.И. Драмы. -Якутск: Кн. изд-во, 1986. С.34.

145. Станиславский С.К. Собр. соч.: В 8 т. Т 1. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1954. - 516 с.

146. Станиславский С.К. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: Искусство, 1954. - 424 с.

147. Станиславский С.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, 1955. - С.74, 193.

148. Станиславский С.К. Собр. соч.: В 8 т. Т.4. Работа актера над ролью. -М.: Искусство, 1957. С.62, 166, 191.

149. Стеркин Т.Т. Театральная общественность дореволюционной Якутии и политическая цензура. Страницы истории // Полярная звезда. 1978. -№6.- С.124.

150. Суорун Омоллоон. Слава талантам из народа! // Молодежь Якутии. 1965. 9 декабря. С.З.

151. Сыромятников Г.С. Литературно-художественная критика в Якутии (1939-1975). -Якутск: Кн. изд-во, 1990. 261 с.

152. Сыромятников Г.С. Становление реализма в якутской прозе. Якутск: Кн. изд-во, 1967.-С. 33-41.

153. Травушкин Н.С. Первая якутская драма // Полярная звезда. 1990. №1.75 с.

154. Теория драмы: Сб. статей. М.: Международное агентство АД*Г, 2000.- 298 с.

155. Уваровский А .Я. Воспоминания. Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. - 56 с.

156. Филиппова Н.И. Преподавание родной литературы в 4-7 классах. -Якутск: Кн. изд-во, 1985. С.41.

157. Фрейденберг О.М. Миф и театр. М.: Наука, 1980. - 148с.

158. Хализев В.Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 259 с.

159. Черкезова М.В. Литература и культура. М.: ИНПО, 1999. - 128 с.

160. Чирковская Т.В. Произведение В.П.Катаева в школьном изучении. Л : Просвещение, 1978. - 127 с.

161. Чирковская Т.В. Устное словесное рисование // Эстетическое воспитание в школе. Л.: Учпедиздат, 1962, - С. 138-170.

162. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

163. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - С. 186.

164. Юзбашев С.Н. Основные методические принципы анализа ) драматических произведений в старших классах средней школы:

165. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. - 20 с.

166. Язовицкий Е.В. Педагогическое наследие К.С.Станиславского и эстетическое воспитание в школе: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -Л.,-35 с.

167. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -64 с.

168. Якутские писатели (высказывания, размышления) / Сост. В.Н.Протодьяконов. Якутск: Бичик, 1994. - С.34.