Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Юдина, Галина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Юдина, Галина Владимировна, 1999 год

Введение.

Глава I. Народное искусство как феномен культуры и средство образования

1.1. Философские мировоззренческие аспекты народного искусства.

1.2. Народное декоративно-прикладное искусство Мордвы.

Глава II. Изучение традиций народного декоративно-прикладного искусства в рамках отечественных обучающих систем.

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по изучению основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда.

111.1. Особенности знаний и представлений младших школьников о народном искусстве (констатирующий эксперимент).

111.2. Формирование у младших школьников знаний и умений, способствующих пониманию народного искусства.

111.3. Особенности подготовки учителя к организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками на уроках художественного труда на материале народного искусства Мордовского края.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах"

В настоящее время проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство, трудовое обучение. Становится все более очевидным что, например, на уроках ручного труда решаются многие образовательные задачи, которые трудно, а подчас невозможно решить через содержание других предметов. Одна из таких задач - формирование ценностных ориентаций через приобщение к народной культуре; именно на этих уроках возможно показать ученикам гармоничное включение вещей в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте мастерства.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его история и закономерности обстоятельно и широко освещены в специальной искусствоведческой и историко-художественноЙ литературе (И.Я.Богусловская, В.М.Василенко, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, Л.И.Ремпель и др.)

Проблема приобщения школьников к народной культуре и искусству в последние десятилетия довольно активно разрабатывается. Одной из первых к ее научно-методическому исследованию обратилась проф. Т.Я.Шпикалова. В соответствии с предложенной ею концепцией младшие школьники осваивают наиболее известные народные промыслы, приобщаются к систематическому изучению основ народного декоративно-прикладного искусства. В последнее время идеи приобщения школьников к народной культуре и искусству приобретают все большую популярность и разрабатываются в теории и методиках школьных курсов (А.С.Хворостова и др.)

Своеобразная концептуальная модель решения этой проблемы предложена в трудах Н.М.Конышевой. В них вопросы народной культуры даются младшим школьникам с мировоззренческих позиций; на первый план выдвигается духовное содержание мира вещей, создаваемого народом в рамках исторических традиций. Что касается декоративно-художественных аспектов народного искусства, они в соответствии с этой концепцией рассматриваются на фоне его философско-мировоззренческого значения. Данный подход мы используем в качестве базового в своем исследовании.

Обращает на себя внимание тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержания ведущихся исследований по данной проблеме практически все авторы указывают на необходимость дальнейшей разработки этих вопросов на базе местных региональных культур. Таким образом, на сегодня особую актуальность получают такие направления научной работы, которые связаны с исследованием специфики этих культур. С учетом этого мы сформулировали тему исследования: «Изучение основ нородного искусства Мордовского края на уроках художественн-го труда в начальных классах».

Отдельные аспекты изучения изобразительного декоративно-прикладного искусства мордовского края рассматриваются в работах И.М.Фадеевой, В.А.Варданян и других.

Вместе с тем до последнего времени отсутствуют исследования, раскрывающие роль мордовского изобразительного декоративно-прикладного искусства в формировании духовной культуры школьников, в их эстетическом воспитании и художественном образовании. Отсутствие современных методик и программ организации этой работы приводит в итоге к тому, что уровень сформированности у учащихся знаний и представлений об особенностях культуры своего народа, о национально культурных корнях остается очень низким.

В связи с вышеизложенным мы определили проблему исследования следующим образом: при каких педагогических условиях изучение младшими школьниками декоративно прикладного искусства Мордовского края на уроках художественного труда может обеспечить освоение его фи-лософско-мировоззренческих аспектов?

Цель диссертационного исследования состоит в создании теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики изучения младшими школьниками народного искусства Мордовского края.

Объект исследования: процесс обучения учащихся начальных классов народному декоративно-прикладному искусству на уроках художественного труда.

Предмет исследования: содержание и методы изучения младшими школьниками народного декоративно-прикладного искусства Мордовского края на уроках.

Гипотеза исследования: Эффективность освоения младшими школьниками философско-мировоззренческих основ народного искусства Мордовского края может быть повышена при соблюдении следующих условий: систематического раскрытия в процессе изучения произведений искусства его духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов наряду с декоративно-художественными;

2) использования комплекса средств, обеспечивающих доступность философско-мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими;

3) многообразия видов и форм художественно-эстетической деятельности учащихся в системе.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать историю развития и региональные особенности мордовского декоративно-прикладного искусства.

2. Определить и научно обосновать место и роль народного декоративно-прикладного искусства Мордовии в системе художественного образования младших школьников.

3. Обосновать педагогическую модель изучения мордовского декоративно-прикладного искусства в системе практической деятельности учащихся начальных классов.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обучения учащихся 1-4-х классов мордовскому народному декоративно прикладному искусству на уроках художественного труда.

Методологическую основу исследования составляют положения философской теории об искусстве как специфической форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников, видных мастеров мордовского народно-прикладного искусства; положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в развитии личности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

- изучение этнографического материала по проблеме декоративно-прикладного искусства мастеров Мордовии;

- анкетирование учителей и учащихся;

- анализ учебных программ для общеобразовательных школ;

- педагогический эксперимент;

- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учителей, учащихся; изучение творческих работ школьников;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в научно-педагогический оборот включены фило-софско-мировоззренческих аспекты национального декоративноприкладного искусства Мордвы как предмета изучения младшими школьниками на уроках художественного труда и изобразительного искусства; исследованы возможности регионально-национального компонента мордовского декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы; теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения духовно-нравственного, мировоззренческого аспекта народного искусства Мордвы младшими школьниками в системе учебных занятий; выявлена и обоснована совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность формирования у младших школьников представлений о народном декоративно-прикладном искусстве Мордовского края через включение их в творческую предметно-практическую деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной системы занятий, направленных на изучение основ народного искусства Мордовского края в начальных классах; полученные результаты могут быть использованы в разработке и обосновании программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы, в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов; разработанная программа и научно- методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках ручного труда в начальной школе Мордовии; разработанный автором комплект наглядных и методических таблиц может быть использован в организации учебно-воспитательного процесса на уроках труда в начальных классах.

Достоверность и обоснованность полученных диссертантом результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытноэкспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, методики преподавания изобразительного искусства, данных культурологии, теории декоративно-прикладного искусства, непосредственным участием автора в эксперименте (на всех его этапах в средних школах г.Саранска N 18, 23, 26 и т.д., на лекционных, практических, лабораторных занятиях со студентами педагогического факультета МГПИ им.М.Е.Евсевьева).

Исследование проводилось в три этапа: 1993 - 1995 г.г. - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обоснование теоретической модели изучения младшими школьниками основ народной культуры; проведение поискового и констатирующего эксперимента; 1995 - 1996 г.г. -разработка содержания и методики проведения формирующего эксперимента, его осуществление; 1997 - 1998 г.г. - анализ и соотнесение данных теоретического изучения проблемы и материалов опытно-экспериментальной работы; проведение контрольных заданий, уточнение выводов, обработка материалов исследования, оформление диссертации.

Экспериментальной базой стали школы N 18, 23, 26 39, г.Саранска, Атяшевского района, средняя школа N 5 г.Алатыря Чувашии.

Одновременно эксперимент проводился на педагогическом факультете Мордовского педагогического института им.М.Е.Евсевьева в г. Саранске со студентами национальной и русской групп.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях в МГПИ им. М.Е.Евсевьева 1994-1998г.г., при проведении семинаров, чтений лекций, практических занятиях в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

Результаты работы внедрены в практику работы школ г. Саранска, изложены в публикациях.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В процессе изучения основ народного искусства одно из центральных мест должно занять освоение его философско-мировоззренческих аспектов, которые могут быть даны на доступном для младших школьников уровне. Эту работу целесообразно строить на базе национального декоративно-прикладного искусства, поскольку его символьная система является наиболее ярким и доступным отражением сущности национального мировоззрения.

2. Целостный процесс приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, осуществляется в разных формах деятельности, создает реальные возможности для формирования интереса к народному искусству.

3. Организация педагогического процесса, связанного с приобщением школьников к декоративному народному искусству, предполагает:

- более глубокий уровень постижения произведений народного искусства, основанный на раскрытии его духовно - содержательных, космологических, мифологических линий;

- овладение специальными знаниями и умениями, связанными с анализом «языка» народного декоративно-прикладного искусства (особенности орнамента, символики, технологии народных ремесел и пр.); использование комплекса средств, обеспечивающих доступность декоративно-прикладных и философско-мировоззренческих особенностей народного искусства; многообразие видов и форм художественно-эстетической деятельности учащихся.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

В современных условиях коренной перестройки народного образования, педагогической науки проблема художественного воспитания школьников, формирования их духовной культуры выдвигается на первый план и занимает одно из центральных мест. Одной из важных задач является приобщение младших школьников к изобразительному искусству и народной культуре в целом.

В ходе решения проблемы исследования стало возможным сделать вывод, что состояние теории и практики воспитания средствами народного искусства в настоящее время, как правило, характеризуется направленностью лишь на декоративно- художественные качества, оставляя без внимания его сущностные стороны.

Вместе с тем в процессе приобщения школьников к народному искусству большую ценность, на наш взгляд, представляет раскрытие духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов, высвечивающих яркие грани гармонического единства человека и мироздания. В живой предметно-пространственной среде, организованной человеком, отражена вся Вселенная и определено место человека в ней. Такой путь познания обеспечивает новый уровень адекватного восприятия народного искусства. Без осознания этого опыта, без превращения его в личный, не может формироваться личность как носитель культуры. При этом наиболее целесообразно осваивать обозначенное содержание на материале культуры и искусства своего региона.

Мы исследовали возможности изучения младшими школьниками прикладного искусства Мордовского края.

Особенности уроков художественного труда и изобразительного искусства позволяют расширить возможности действующей образовательной системы в изучении народного декоративно-прикладного искусства детьми, что мы и смогли показать в исследовании.

Приобщение школьников к духовному содержанию народного искусства в условиях урока должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика.

Обоснованные в теории и проверенные на практике содержание, формы и методы художественного воспитания прямо содействуют формированию у учащихся полного представления о народной культуре.

Первоначально сформулированная гипотеза в ходе исследования в основном подтвердилась. Нам удалось показать, что младшие школьники в состоянии освоить не только внешние, декоративно-художественные параметры народного искусства, но и его мировоззренческую сущность на доступном уровне. Для этого необходимо наряду с изучением сугубо художественных признаков народного искусства включать в уроки соответствующую информацию о его сущностных сторонах. Эффективность этого процесса может быть повышена при соблюдении ряда условий:

1)раскрытие в процессе изучения произведений народного искусства его духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов;

2)использование комплекса средств, обеспечивающих доступность декоративно-художественных, технологических и философско-мировоззренческих особенностей народного искусства;

3Многообразие видов и форм художественно-эстетической деятельности учащихся.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило правомерность избранного пути педагогической организации приобщения школьников к народному декоративному искусству как целостному культурному явлению.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Юдина, Галина Владимировна, Москва

1. Абдирасимов Меденбек. Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах ( на материале Республики Казахстана). - М. :Просвещение, 1993 . - 230с. ил.

2. Абдулаев С. Мавзолей саманидов. // Юный художник. МЛ995.-N4.-C.25-27 ил.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политическое издательство, 1989.-335с.

4. Акимова JI. Древнегреческие праздники. Великие панафи-неи.//Юный художник. M.:1997.-N2. С.-12-15

5. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1984. - 123с.

6. Алексеев В.Е., Пашин A.B. Хрестоматия по философии.- М.: Просвещение, 1997.- 540с.

7. Алексеев В.Е. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся. М.'.Просвещение, 1976 .- 240с.

8. Алленов М.М., Евангулова О. С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х- начало XX века. М.:Искусство, 1989- 474с. ил.

9. Амоков В.Б. Народные умельцы. Иваново: Верхнее - волжское кн. Издательство, 1990.- 133(2) с. ил.20л.

10. Анненкова Л. Тайны эгейского моря./ЛОный художник. М.: 1996.-N8.- С.18-19.

11. Анненкова Л. В стране Зиккуратов. //Юный художник.- М.:1996-N5.-C.41-43.

12. Анненкова Л. Стиль причудливых строгостей. //Юный художник.-М. : 1998-N5.- С.24-26.

13. Андронников И.Л. Памятники культуры. М.: Наука, 1988. - 473с.ил.

14. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры (Введение в культурологию ). М.: Изд-во МГИК , 1992.- 240с.

15. Афанасьев A.B. Прекрасное и безобразное. // Педагогика.-N6.-1997.-С.79.

16. Балдино О.Д. Самодеятельное изобразительное и декоративно прикладное искусство. Тенденции и перспективы (Методическое пособие). -М.: 1989.-104C.

17. Багдасаров Р. Ладья.// Юный художник. М.: - 1996. - N7.-C.37-40.

18. Беляева H.A. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность Саранск:-1992.

19. Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. //Начальная школа.,1995.-N1-C.39.

20. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Практическое пособие. М.Просвещение, 1979.- 406с.

21. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М.:- 1983.

22. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. -М.:Просвещение, 1979. 194с.

23. Богусловокая И .Я. Русская народная вышивка. М.:Искусство, 1972 .-32с.

24. Богусловокая И.Я. Русское народное искусство. Л.:-1968.-158сил.

25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство,-1971.-544с.

26. Богданов В.В., Попов С.С. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика, Пресс. 1992.-208с.

27. Буровин К.А. Родословная вещей. М.: Знание , 1985.- 234с.

28. Белицер В.Н. Мордва-каратаи и их культура: (К вопр. о происхождении). // Вопросы этнической истории мордовского народа.- М.:-1960.-С.-207-255.

29. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. // Труд мордовской этнографической экспедиции. М., Вып.З. -216с.

30. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиция и современность -Саранск: 1992.-268с.

31. Балашов В.А. Традиционная одежда мордвы-мокши Зубово-Полянского района и изменения, происшедшие в ней за годы Советской власти.// Труды МИИНЯЛИЭ-1968.-Вып.34.-С. 208-226.

32. Борев Юрий Эстетика. М.: Политическая литература, 1988. -490с.ил.

33. Булатов С.С. Народное декоративно прикладное искусство Узбекистана в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, - 36с.

34. Биленков М.В. О мордовской семье XV века. / Советская этнография.-М.: 1979.вып. 1.-92-104с.

35. Букин В.Р. О художественном воспитании. Л.: 1970. -39с.

36. Богатеева З.А, Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986.- 176с.

37. Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. //Начальная школа 1995.-N1.-C.39.

38. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1969 .-303с.

39. Вагнер Г.К., Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков.- М.: Совет, художник, 1974.-180с.

40. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974.-268с.

41. Василенко В.М. Народное искусство. М.: 1974.-176с.

42. Василевский A.K. Искусство и школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.-249с.

43. Виноградов Г.С. Детские игровые прелюдия. Сибирская живая старина. //Иркутск. 1928. выпуск 7. С. 47-88. выпуск 8-9. С.119-174.

44. Виноградов Г.Г. Изобразительное искусство в школе сборник материалов и документов. М.: Просвещение, 1990.-170с.

45. Витковская Н.С., Никонорова JI.B. Мировоззрение личности и возростные особенности его формирования. К.: Наука думка, 1989.-116с.

46. Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников. Из опыта работы. / И.С. Витковской, А.Б.Щерб, Д.Н.Джона/. КНИЗД. Родник, 1980.- 151с.

47. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение. 1988.-118с.

48. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982,- 144с.

49. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986.-335с.ил.

50. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: 1972.-98с.V

51. Воронов B.C. Крестьянское искусство. М.: Гос. издательство, 1924.-134С.

52. Воронина Р.Ф. Женский головной убор средневековой мордвы. //Краткое сообщение института археологии АН СССР. М.: 1973. выпуск 136.-47-55С.

53. Воронина Н.И., Петрусевич A.A., Щипакина Л.А. История мировой и отечественной культуры. Саранск: 1994.-284с.ил.

54. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1980.-194с.

55. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997. -413с.

56. Гарен Эудженио Проблемы итальянского возрождения. М.: Прогресс, 1988.-377с.

57. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары: 1960.-228с.

58. Гасюк E.H. Степан М.Г. Художественное вышивание. Альбом. 4 изданий, Киев: 1978.-188с.

59. Гладкова O.A., Лисицинаа М.А. Изобразительное искусство и художественный труд.- Пенза: к. 1.1995. 68с.ил.

60. Гнедуч П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997 .-458с.

61. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. - 150с.

62. Горяева H.A. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству. Дисс.канд.пед.наук. -М.: 1994.-211с.

63. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.- 159с.

64. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Просвещение, 1986. -128с.

65. Гордеева A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически нравственного общения. Авторефе рат. -М.: 1991.,-16с.

66. Горюнова Е.И. К истории ткачества у мордвы "Записки" Мордовского народно-исследовательского института социалистической культуры. -Саранск: 1941.-41с.

67. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. -239с.

68. Гроссе Э. Происхождение искусства. М.: 1899. - 51-52с.

69. Гукасова A.M. Внеклассная работа по труду. -М.: Просвещение, 1981,- 178с.ил.

70. Гукасова A.M. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах. -М.: Просвещение, 1967.-186с.

71. Гукасова A.M. Аппликация. М.: Просвещение, 1982.-193с.

72. Гулыга A.B. Принципы эстетики. Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Просвещение, 1987.-286с.

73. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов.- Д.: Художник РСФСР, 1985.-157C.

74. Джекон Джул Поделки из бумаги. Книга для учителя (перевод с английского L-M). М.: Просвещение, 1979.-64с.

75. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, - 1976. -192с.

76. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1988.-312с.

77. Дмитриева H.A. Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к ист.- этногр. атласу.-М.: Наука. -1986. -272с.

78. Дьяконицко О.В. Традиционное искусство Пинежья. "Живая старина".// Начальная школа. 1995.- N3.-C.34-38

79. Евсевьев М.Е. Изранные труды: В 5т.-Т.5.-Саранск: -1966.-552с.

80. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск :-1959.-30с.

81. Жигалов С.К. Русская народная живопись. -М.: Просвещение, 1984.-160с.

82. Жигалов С.К. Пряник, прялка и птица Сирин. -М.: Просвещение,-1983.-186с.

83. Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск: -1976.-136с.

84. Игнатьева Т.В., Трунова О.Н., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учебных заведений федерации начальных классов (1-4) Одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, -1992.- 201с.

85. Измайлова А.Б. Феномен "запуги" в традиционной русской педа-гогике.//Педагогика.-1997., N6.- С. 85-88.

86. Иникова С.А. Быт-символ-вещь. История и символика духовенче-ского костюма. Живая старина.// Начальная школа. 1994.,-N1. -С.29-36.

87. Каган М.О. О прикладном искусстве. Л.: Искусство, 1961.- 240с.

88. Концедикас A.C. Народное искусство. М.: Искусство, 1975.-196с.

89. Каргин A.C. Самостоятельное художественное творчество (История, теория, практика). М.: Высшая школа, 1988.-270с. с содер.У.Глав.

90. Каптерев П.Ф. История русской педагогики (издание 2-е П.г.,1915) или. //Педагогика, 1992-1997.

91. Кашницкий С. Увенченное "Бровью". Народное творчество.// Искусство, 1991.,-N2.-C.8-11.

92. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: Планета, 1990. -285с.

93. Козлова И.К. Этнография народов Поволжья. М.: Наука, 1964. -153с.

94. Конышева Н.М. Творческие задачи для учащихся шестилетнего возраста на уроках работы с бумагой.// Начальная школа. 1988. N10,-С.56.

95. Конышева Н.М. Человек разумный человек умелый.// Начальная школа, 1995.,-N1.- С.36.

96. Конышева Н.М. Воспитание эстетического отношения ребенка к "миру вещей" на уроках трудового обучения.// Начальная школа. 1993.,-N6,- С.34-36.

97. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник по трудовому обучению для учащихся 3-го класса трехлетней и 4-го класса четырехлетней начальной школы. Linka (LINKA)-PRESS.: 1997. - 100с. ил.

98. Конышева Н.М. Художественный труд.// Начальная школа. 1998.,-№11. /

99. Козлов В.И. Материальная и духовная культура мордвы в XVI-ПХХв.в. Саранск: 1978.- 148с.

100. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. М.: Искусство, 1965.- 210с. ил.

101. Кузин B.C. Концепция нового учебника по изобразительному искусству требования времени. //Начальная школа. 1995., -N9.- С. 18-21.

102. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кассах.- М.: Просвещение, 1979.- 191с. ил.

103. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. -Саранск:- 1968.-210с.

104. Крюкова Т.А. Современная женская одежда народов Поволжья (удмуртов, мордвы). Советская этнография. N2,- Саранск:- 1950. 50с.

105. Ю7.Кривцун O.A. Эстетика М.: Аспект пресс, 1997.-410с.

106. Крюкова Т.А. Мордовское народное творчество. Саранск:-1991.-235с.

107. Ю9.Крюкова Т.А. Мордовская народная вышивка.- Саранск: 1991.235с.

108. Ю.Виктор Липатов Краски времени,- М.: Молодая гвардия, 1983. -ЗЮс.ил.

109. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. Под редакцией Лихочева Б.Т. М.: Педагогика, 1980.-170с.

110. Лихачев Б.Т. Эстетика детской жизни. Вологда: 1968.-192с.

111. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Аспект пресс, 1997.410с.

112. Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М.: Изобразительное искусство, 1978.-384с.ил.

113. Лукач Д. Своеобразие эстетического Т.4. перевод К.М.Долгова. -М.: Просвещение, 1987.-563с.

114. Лубо-Лесниченко Е.И. Культура и искусство народов Востока.-Ленинград: Искусство, 1989.-157с.ил.

115. ЦП; Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Дисс.канд.пед.наук. -М. 1996. -ЗЮс.ил.

116. Максимов Ю.В. Родник творчества.- М.: Просвещение, 1988.126с.

117. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск: -1991 .-116с.

118. Мартьянов В.Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск: 1971.-124с.

119. Мартьянов В.Н. Саратовская мордва: Этногр.материалы. //Саратовский этногр. сборник. Саратов: -1922.-Вып.1.-С.53-238.

120. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши VIII-XI веков. //Материалы по археологии Мордовии 1976. С.88-106. (Тр.МНИИЯЛИЭ. Вып.52).

121. Мартьянов В.Н. Костюмы мордовского народа. Саранск: 1976,170с.

122. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 1987.-200с.

123. Сокрощенный перевод с чешского Л.Мостовой Вещи вокруг нас. -М.: Знание, 1964.-270с.

124. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы XIX-XX В.В. Саранск: - 1977. -280с.

125. Мукаева JI.P. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы.// Педагогика, 1997., N1.-C.76-79.

126. Некрасова М. Предмет и миниатюра.// Декоративное искусство СССР., 1959.,-N2. -С. 19.

127. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Искусство, . Альбом . - 1980.-98с.

128. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное искусство как мир целостности. М.: Искусство, Альбом . - 1983.-98с.

129. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Просвещение, Альбом . - 1983. -344с.

130. Некрасова М.А., Макарова К.А. Проблемы народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1982.-137с.ил.

131. Неверов В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1969.- 49с.

132. Неменский Б.М. Распахни окно. М.: Просвещение, 1973. -157с.

133. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.265с.

134. Неменский Б.М. Виды изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1986.-198с.

135. Неменский Б.М. Прекрасное в жизни детей. М.: Просвещение, 1986.

136. Неменский Б.М. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.

137. Неменский Б.М., Фомина H.H., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд (1-4) классы. (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1991.-140с.

138. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д. Основы декоративного искусства в школе. М.: Просвещение, 1981.-175с.

139. Никольский Л.А., Рабинович Р.Г. Художественные интересы современных школьников.// Советская педагогика. 1971. N6.- С.47-56.

140. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. Орел: 1995. -349с.ил.

141. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавание изобразительного искусства и труда в 1-2 классах общеобразовательной школы Дисс.канд.пед.наук. М., 1972., -200с.

142. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. М.: Просвещение, 1984. -142с.

143. Попова P.C., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. -М.: Знание, 1984.-142с.

144. Пономарков С.И. Декоративное и оформительское искусство. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

145. Провская Г.А. Народное декоративно-прикладное прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов. Дисс.канд.пед.наук. -М.: 1996. -196с.

146. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. Саранск: 1990.-382с.ил. - фот.

147. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. М.: Просвещение, 1972. - 180с.

148. Пушкарева Н. Во всех ты душенька нарядах хороша. История женской одежды за десять веков.//Родина, 1995., N8. -С.76-86.

149. Пютровский Б.Б., Беридзе В.В. др. Сквозь века (выпуск второй)-М.: Знание, 1986.-240с.ил.

150. Помиранцева Н. Египетские формы. Боги и люди.//Юный художник. 1995.,-N3.- С.28-32.

151. Попова С. Дамское рукоделие Нижний Новгород.: ТОО."ПК Инжиниринг, Лтд", 1993.-1 Обс.ил.

152. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Искусство, 1970.С.

153. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969.-190с.

154. Разумный В.А. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1973.-160C.

155. Рапацкая JI.A. Художественная культура древней Руси. М.: Искусство, 1995.-104с.

156. Ривина Е.К. Методика обучения основам композиции старших дошкольников и младших школьников (1-2 классов) в процессе занятий изобразительным искусством. Автореферат. М.: - 1996., -19с.

157. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Просвещение, 1981.-е.

158. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. -М.: Просвещение, 1988.-240с.ил.

159. Рогов А.П. Кладовые радости. М.: Просвещение, 1982.C.

160. Рожнов Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе (из опыта работы).-М.: Просвещение, 1980. -87с.ил.

161. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. 180с.

162. Рыбаков Б.А. Языческие воззрения древнего русского средневековья.//Вопросы истории. 1974. -N1.- С.39-92.

163. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М.: Изд. АНСССР, 1948.-792с.

164. Рыбаков Б.А. Макракос в микрокосе народного искусства.// Декоративное искусство. 1975.- N3.- С.38-43.

165. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве, (женское божество и владыка) СЭ.//1948.- N.4. С.90.

166. Рыбаков Б.А. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. -М.: Наука, 1987.-558с.

167. Савкин Н.С. Культура и цивилизация. Саранск: 1989.-120с.

168. Салтыков А. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956. -16-17с.

169. Салтыков А. Проблема образа в прикладном искусстве сб. (Некоторые вопросы теории изобразительного искусства). М.: 1957. -99с.ил.

170. Смирнов М.И. Психологические проблемы трудового воспитания школьников. Киров: 1992.-65с.

171. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М.: Просвещение, 1987.-136с.

172. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьянского уезда Пензинской Губернии. Пенза: 1929.-43с.

173. Соловьева Г.И. Орнамент Марийской вышивки. Йошкор-ола: 1982.-84с.

174. Ирвин Стаун Греческое сокровище.// Наука и жизнь. 1979. N3.-С. 147-153 (перевод с английского М.Литвинова).

175. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблема. Очерки. М.: Сов.художник, 1977.- 246с.

176. Талипов Н.Х. Теория и методика художественного образования учащихся 1-7 классов во внешкольных учреждениях. M.: 1994.-17с. Автореферат.

177. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989.-573с.

178. Терехин А.Ф., Терешкин И.С. Достопримечательности Мордовии Саранск.: 1989.- 144с.

179. Толстой В.П. Советское декоративное искусство 1945-1975.- М.: Искусство, 1989.- 256с. (196) ил.

180. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец 5 в. начало 7 века). М.: Наука, 1989.-320с.

181. Фадеева И.М. Изучение мордовского орнамента на уроках трудового обучения в начальных классах. Саранск: - 1993.-20с.

182. Фролова Е.И. Чистый источник. М.: Молодая Гвардия, 1990.-206с.ил.

183. Федосеева Л.Б., Шибакова Н.И. Простые лики красоты. Саранск: 1985.-128с.ил.66 л.фот.11.

184. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах. Талин: - 1967.-295с.п

185. Хворостов A.C. Декоративно прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1981. - 210с.

186. Хворостов A.C. Дерево плюс металл.// Наука и жизнь. 1974.,N.12.,-C. 134-136.

187. Хворостов A.C. Контурная резьба.// Наука и жизнь, 1980.- N9.-С.132-135.

188. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программа средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1-4 классы 5-11 классы. М.: Просвещение, 1996.- 220с.

189. Цимер-Манис Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. Рига: Знание, 1989.-264с.

190. Чебоксаров И.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культура.- М.: Наука, 1988.-265с.

191. Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, -1997,- 430с.

192. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов на Дону: - 1996.-258с.

193. Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. Саранск: - 1980.-152с.ил.30 л.

194. Шуртанова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. -Казань: 1972.-205с.

195. Щеблыкин И.К., Романина В.И.,Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1983. Второе издание, 1990.-160-191с.ил.

196. Шпикалова Т.Я. Мастерская деревянной игрушки.// Начальная школа. М.: 1991.N3.-C.37-43.

197. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. -М.: Просвещение, 1965.-Альбом.-71 л.

198. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979.-192с.цикла 1-4 классы одиннадцатилетней школы 2-е издание:-М.: Просвещение, 1996.-91с.

199. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1990.-203с.

200. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.:Просвещение,1979.-303с.

201. Шпикалова Т.Я. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций для педагогических институтов. //Начальная школа. M.-.-N3.-1996.- С.49-51.

202. Широва А.Н. Приобщение младших школьников к народному искусству лоскутного шитья.// Начальная школа. М.: 1996.- N3. - С.60-66.

203. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее.- М: Просвещение, 1998.- 141с. 8 л. ил.

204. Юшкин Ю.Ф. Мордовское народное искусство*-Саранск : 1985.-143с. ил.

205. Vtv Е.А. Schlosser und Garten um Dresden.Seemann Buch-und Kunst verlag, 1979.-S.183.fotas.

206. RUSTINA: Dr.RIDOLE MLREC, NEMCLNA: JAN LUMTZER, ANGLICTINA: Dr.KAREL HALTMAR "Narodne Kultume namiatky na Slovensku, VYDAVATEL 5, OSTVO OSVETA, 1980.- S.290 iel.