Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова в современной бурятской школе

Автореферат по педагогике на тему «Изучение романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова в современной бурятской школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Санхадаева, Цыбык-Ханда Сампиловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Изучение романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова в современной бурятской школе"

Г6 од

На правах рукописи

»

I САНКАДАЕВА Цыбык-Ханда Сампшювна

ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА "ЛИИЙ ДОН" М.А.ШОЛОХОВА 'В ООВРЕШШОЙ БУРЯТСКОЙ ппшлз

13.00.02 - кзтодака проподзвашл лдтзратуры

Авторзфораг диссертации на сопскапиз учаной сгопёш кандидата педагогических наук

Москва - 1995х-

На правах рукописи

санжадаева Цыбнк-Ханда Сампиловна

'изучение романа "тихий дон" м.а.ишохова ¡в современной бурятской школе

!

13|00.02 - тгодика преподавания литературы

Авторофара г диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва

- Х9854'

Работа выполнена в Институте национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный руководитель - кандидат филологических наук,

старший научай» сотрудник Н.С.НГСИНА.

Официальные оппонента - доктор педагогических наук,

профессор Т.Ф.ЮГрдаЮВА, - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник С.О.ЫЕШК-НШРОВ. .

Ведущая организация - Республиканский институт повышения

квалификации работников образования

Завдта состоится "_" ~___ 1995 г.

в_часов на заседании диссертационного совета К 113.09.01

по защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования МО РФ (105077, г.Москва, ул.Первоыайская, 101).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института •ационалышх проблем образования НО Р&".

Автореферат разослан " '/¿п СС 1996 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

и

И.Л.ЕВЗНИЧВНК0

Актуальность исследования

Гуманистический характер образования, приоритет свободного развитие личности на основа общечеловеческих ценностей определены кекду народными документами "Декларация прав человека", "Конвенция з правах ребенка", ловнми законаш "Об образовании" Российской Федерации 'и Республики Бурятия как основные^принципы государственной политики'.

Являясь ключевым понятием современного педагогического мышления, одним из основополагающих принципов перестройки школьного образования, гуманизация радикально меняет суть и характер гуманитарного, особе 1шо литературного, образования.

Гуманитаризация как шраяениэ гуманизация школьного обучения требует обновления содержания худокзствашюго образования и эстетического воспитания» реализуеких в дисциплинах эмоционально-образного 'характера (литература, изобразительное искусство, музыка).

* 4

Общество, провозгласив курс на гражданское самовоспитание человека, сформирование культуру его мышления, нуждается в новых подходах в изучения литературы. ; ■

Вырабатываются различные концепции литературного развития, выходят разнообразные программа литературного образования. Ведущее значение придается в них приобщению к искусству слова как к предмету, способствующему обогащению духовного мира школьника, Формировании ;гуманного отношения к жизни. ; |

^сская литература как явленна мировой культуры играет в национальной школе, в частности бурятской, особую роль, она призва-па формировать взаимоуважение между народами,¡способствовать усвоения общечеловеческих ценностей. Велика ее роль в воспитании эстетических идеалов, в развитии худояаственно-образнпго мыален5ьт учацихся. .. ■

У школьников, уовоивпнх доогааенад мирового искусства, формируется гуманистичеоков соэнаниз по отношению к другим народам и человечеству.

Бурятские ученые-философы считают, что знакомство с видающимися произведениями русской литературы способствует духовному (}ор-мнровашш ученика-бурята, помогает ецу сохранять себя в будущем как личность. "Сосуществование бурят о русскими и другими народами, их адаптация к инокультуршщу менталитету, пропитанному духом дискретности, создают ноше возможности для развития бурятской культуры. Бурятская личность, если ей удалось понять кода сразу нескольких культур, стала несомненно богаче, полифониянев, а значит и более жизнестойкой... Несомненно также, что русская классическая культура дала образованному буряту огромный заряд шсо кой духовности"*.

В национальной школе, в частности бурятской, необходимо при обучении и воспитании учитывать психологические особенности мышления школьников, своеобразие национального худоаествеиного сознания, опираться на элементы традиционной бурятской культуры.

Исследователи К.Д.Басаева, Р.А.Урхакова, З.П.Морохоева, В.Б. Рандалов, Э.Ю.Доболова, И.А.Маланов, Н.БДондубон и др. огаечают, что у бурятского народа обучение и воспитание носили духовно-практический характер, строились по алгоритмам практики, образование б-до вплетено в контекст действия, связано с практической задачей. Б качество основ¡шк методов обучения и воспитания использовались "показ"; "наблюдет«", "решение", а не "рассказ".

Следствием духовно-практического характера воспитания явилась _ .

Н!ооохоева З.П. Личность в культурах Востока и Ззпзда.

Новосибирск, 1931, с.179.

I : -5-

своеобразная нераздельность мира детей и взрослых (родителей -детей, воспитателей - детей), в атом едином'пространстве постоянно происходил диалог "учитель - ученик". Это определяло уважительное; отношение взрослых к детям, к их личности, склонностям и литересам, сочетающиеся с требовательностьи к ним.

"Преподавать нужно не так, чтобы ребенок тупо зязубрипял догматы, н^жны дружеские беседы с детьми, сердечное о ними обрчщенне",-писал известный бурятский просветитель Базар Барчдин*.

Духовно-практический характер обучения и воспитания в бурятской культуре предполагает, что подрастающее поколение и взрослые

"являются участниками одной и той se культуры, пный человек ориен-

| 2

тирован па ту sa реальность, что а взрослый" . Поэтому обсуждение

сложных событий и явлений общественной кизни, в том числа п поднятых художественной литературой, вполне доступны бурятскому школьнику, у которого, по наблюдениям социологов, происходит "раннее со-

1 Ч |

циальное становление.

Гуг.'лнпззция образования предполагает (^ормированпв утлмтсль-

пого отношения человека к своей культуре, культуре других народов.

Следовательно, нспользованиз опыта традиционной бурятской культуры

в воспитании и образончгаш способствуат формировании личности учо-

ника-бурята, проявлению у илго интеллектуальной инициативы.

« . В новых социокультурных условиях назрела проблема литерлтуро-

вздческой новизны в интерпретации русской литературы, особенно прозы 20 века. Возникла острая необходимость освобождения от социологи зации в оценке художественных произведений, выявления гуманистн-

^орохоева З.П. Указ.соч., о.Ю1. »

О • * *

Философия и история культуры: национальный а4пект. Улан-Удэ, 1992, с.117. \ •

^каз.соч., O.II7. '

ческих идей, ценностей, лежащих.? их основа. Методологической базой решения данной проблемы являются труда М.М.Бахтина, Н.Я.Берков-ского, Г.А.Гуковокого, А.И.Ревягаша, П.В.Палиевского, Г.М.Фридлен-дара/Ь.г.Щербины, В.Б.Шкловского и др. '.

Актуальна проблема анализа крупного эпического произведения в бурятской школе о учетом его идейно-эотетического потенциала, всех егр многоаспектных проблем, о опорой на Традиционную бурятскую культуру в обучении и воспитании, о учетом психологии национального художественного сознания (на примере изучения романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова).

С позиций современности необходимо в методологическом и методическом плане пересмотреть литературоведческие исследования романа "Тихий Дон" (В.Гоффвншвфер» И.Лежнев, В.Литвинов, Ю.Лукин, Н.Маслин, А.Бритиков и др.), наврала необходимость познакомить преподавателей-словесников бурятских школ о проблемами литературоведческой новизны в трактовке произведения (К.Приймз, А.Хватов, П.Па-лиевский, В.Гура, М.Лобанов, В.Петелин, С.Семанов, В.Соболенко, Л.Залесская, Л.Сатарова, Ю.Дворяшин и др.)..

Фондированию умения постигать мир литератур!, се специфических законов читателями, влиянии искусства на развитие эмоциональных переживаний школьников посвящены исследования психологов: Л.С. Выготского, И.С.Кона, О.И.Никифоровой, С.Л.Рубинатейна, Н.Д.Мол-давской, П.М.Якобсона и др.

Решение этих задач будет способствовать осознанию учащимися-бурятами художественного, нравственного потенциала иноязычной литературы, глубокому восприятию ими философских, эстетических, этических идеалов русской литературы (в частности, романа "ТшШ Дон" М.А.Шолохова), соотнесению нравственных проблем, подымаемо: в произведении, о актуальными проблемами совремзнности, формирование

гуманистического мировоззрения.

В данноэ время недостаточно методических исследовании по изучению эпического произведения в ганре романа в бурятской школе, почте методических решения по изучению творчества М.А.Шолохова.

Объектом исследования является процесс изучения романа "Тихий I Дон" М.А.Шолохова в бурятских школах различного типа (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы). Роман впервые введен для вариативного изучения в программы русокой п национальной школ.

I

Цель исследования - научное обоснование'и разработка мотоди-

I ..

ческой системы анализа эпического произведения (на примере романа "ТихнЯ )(он" М.А.Шолохова) в бурятской школе-в аспекте гуманизации литературного образования в национальных школах Республики Бурятия.

Гипотеза? использование методической системы, учитывающей традиции бурятской национальной культуры в обучении и воспитании, пси-холого-возрзепшо особенности школьников и активизирующей деятельность учеников бурятских пкол различного (инновационного и обычного) типа, будет наиболее эффективным, если?

- научить учащихся глубоко осмысливать гуманистическое содержание эпического произведения;

- заложить в основу изучения эпического произведения в ™лпре романа различные литературоведческие интерпретации с целью развития навыков сравнительного, сопоставительного анализа;

- предать системе занятий по изучению романа исследовательский характер;

-'использовать в методической системе новые психолого-педаго-гическио исследования, посвященные разейтип личности.

В доответствии с целью и-гипотезой были определены задачи исследования: х

- проанализировать современное состоять преподавания произведений .русской прозы, изучения их аанрового своеобразия в национальное школах Бурятии;

- обосновать использование различных методов обучения в разумном-сочетании (метод творческого чтения, репродуктивный, эвристический, исследовательский и др. методы);

- придать в соответствии с задачами развивающего обучения методической системе изучения романа "Тихий Доя" динамичный характер (постепенное усложнение решаемых задач, системы вопросов и творческих заданий в карточках для организации фронтальных, групповых, индивидуальных методов работа);

- экспериментально проверить созданную методическую систему, анализа впического произведения. • '

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:

1) теоретический (анализ философских, литературоведческих, методических, психолого-педагогическпх трудов в аспекте проблемы исследования);

2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников,учебно-методической литературы в рамках исследуемой проблемы, анкетирс вэние, тестирование, наблюдение, беседа, срезовые работы и т.д.);

3) экспериментальный (обучение с цельь проверки эффективности предложенных методических рекомендаций);

4) статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Методологической основой исследования послужили философские представления о гуманизме и общечеловеческих ценностях; научные исследования в области литературоведения; труды теоретиков педагогической мысли по вопросам образования и воспитания; работы ore

1 *

чзсгвзшшзс методистов по проблемам преподавания художественной литературы в школа: Г.И.Беленького, С.К.Бирюковой, Т.Г.Браже,Н.Н. Вербовой, В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, Т.Ф.КурдюмовоЙ, А.А.Липае-ча, К.В.Мальцевой, В.Г.Маранцмана, К.М.Нартова, З.Я.Рез, Н.С.Руси-М.А.Шниковой, М.В.Черкезовой, Л.А.Шеймана и др. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые

- дано новое прочтете романа "Тихий Дон" М.А .Шолохова с позиций гуманизма, о&цечеловеческих ценностей,в национальных школах Республики Бурятия с учетом современных литературоведческих подходов;

- предложена теоретически обоснованная и экспериментально

г

проверенная методическая система изучения романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова с учетом традиций национальной бурятской культуры в обучении и{ воспитании;

- рпрзделзны эффективные путп, метода п приемы усвоения идей-по-худогэствзнных, астатических богатств содержания романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова ю уроках русской литературы в бурятской школа.

Практическая значимость исследования; разработанные и экспериментально апробированные рекомендации по изучении романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова с учетом традиционной бурятской культуры в обучении и своеобразия национального художественного сознания учащихся-бурят могут быть использованы в школах Республики Бурятия,также в школах Усть-Ордынского и Агинского автономных округов и в

|

других'регионах России. Результаты исследования могут быть учто-¡ш при'разработке лекций, спецкурсов, спецсеминаров по методика 1реподавания русской литературы в национальных-школах в Бурятском зединститутз, Бурятском ИПК и других педагогических учреждениях.

I . '

Апробация л внедрение результатов исследования

Исследование проводилось в течение 5 лет. lia первом этапа (1989-1990 'гг.) определялся объект исследования, изучались педагогический опыт и литература, проводился констатирущий гкспср::-мент.

Ка.втором этапе (I930-I99I гг.) изучалась научная литература (философские, литературоведческие, методические, психолого-ие-дагогические исследования).

lia, третьем отапе (1991-1991 гг.) осуществлялась проверка фактиЕпости предложенной методики изучения в бурятских школах раз-Л1!Чного типа романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова.

Результаты экспериментальной работа обсуадались an зассдапп-

I '■

кх лаборатории содеркання гуманитарного образовашш в нациоглль-пой школе Hlffiû М0Р5 и били изложены в выступлениях и лекциях па курсах повыдения квалификации учителей русского языка и литературы национзлышх школ в Бурятском ИПК, Агинском ИУУ, Хакасском îiîIIL

Достоверность результатов и выводов исследования подтверждается данными опытно-экспериментального обучения, которое осупосг- • влялось в следующих националышх школах Республики Бурятия: в Тун-кинекой, Галбайской, Еемчугской, Толотойской средних школах Туи-кинского района, Загустайской средней школе, школе й 5 г.Гусино-озерска'Селенгинского района, школе-интернате J5 3, школе JS 32, Бурятском национальном лицее г.Улан-Удэ.

11а'защиту выносятся следующие полосе¡шя:

I. Изучение романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова в бурятской школе с учетом его жанрового своеобразия и .на основе выявления гуманистического пафоса произведения отвечает интеллектуальным потребностям, духовным запросам современного школьника-бурята, развивает

его эстетический вкус.

2. Разнообразие методов, приемов и форм работ, их постепенное усложнение в процессе анзлиза романа "Тихий Дон" стимулирует познавательные стремления учащихся, развитие ж творческого, исследовательского погевциала.

Заинтересованное чтение и адекватное восприятие возможш при использовании в методической системе новых литературоведческих исследований о Н.Л.Шолохове, а такле при определенной системе организации работы над текстом (отбор для анализа на уроках важнейших глав романа, где наиболее глубоко, полно раскрываятся эстетический идеал художника, его гуманистическая мысль; составление системы творческих заданий для анализа текста).

4. Привлечение смежных видов искусства, межпредметных связей о родней литературой в процессе изучения романа "Тихий Дон" М.А. Шолохова создает условия для активного восприятия произведения учащимися бурятской школы, содействует проявления интереса к творчества .великого худояннка 20 века, повышает их культуршШ уровень.

СТРУКТУРА И ОСНОЗЮЕ ООДВРКАНИВ ЛЙ0СЕРТА1ДО

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В тексте приводятся таблицы для иллюстрации соответ-ствущйх положений и выводов научнрго исследования.

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, определяются задачи а метода исследования, формулируется гипотеза, характеризуются методы исследования, раскрывается научная и практическая значимость работы, выдвигаются положения для защиты* "

Первая глава "Научно-педагогпчеокие предпосылки изучения эпических произведений на примерз романа "Тихий Дон" М.А.Шолохпвп в условиях гуманизации образования" состоит из 3 параграфов.

В главе дан обзор литературно-критических исследований о'романе "Тихий Дон" И.А.Шолохова (1940-1994 гг.).

Изучение творчества М.А.Шолохова на монет быть ограничено простим описанием его биография, анализом его произведений, необходимо отчисление новаторской сущности мировоззрения писателя как основы его художественной сиотемы и понимание 'идейно-всгегпческой направленности рошна "Тихий Дон".

Одно из крупнейших эпических произведений 20 века, "Тихий Дон' дал целостную картину мира и жизни, духовно-нравствешшй потенциал эпопеи обладает ннутрепней бесконечностью, неисчерпаемость».

"Тихий Дон" испытал на себе сощюлого-классошй подход в оцеп ке литературного произведения (исследования В.ГоЭДеншефера, И.Лек-нева, Ю.Лукина, Л.Якименко и др.). Ими создам концепция "исторической вины", "трагедии опаепенства" главного героя Григория Мелехова. "Трагедию Каина, ояцепенца" критики видели в принадлеапостя героя к зажиточному крестьянскому сословию, делая особый акцент к привязанности его к "своему паю земли, своему хозяйству"*.

Несвободная от политических доктрин своего времени литератур ная критика на протяжении десятилетий следовала этой интерпретации образа главного героя.

Впоследствии возникает теория "исторического заблуждения" Григория Мелехова (А.Бритиков, Н.Маслин, А.Метченко и др.).

I

Принципиально новое прочтение "Тихого Дона" Н.А.Шолохова дано в работах П.Палиевского, К.Прцймы, обозначивших место писателе

*Якименко Л. "Тихий Дон" Н.Шолохова. М., 1954, с.99.

в мировом литературном процессе. ;

Труда Ф.Бирюкова, В.Гурц, М.Лобанова, В.Петелииа, Л.Хпэто-ва, В.Щербины и др. внесли новый вклад в развитие науки о твор-•остве М.А.Шолохова. Известные ученые подчеркивают историзм и народность романа "Тихий Дон". В эпопее ярко выражены народное миросозерцание и мировосприятие. Литературоведами прослежены традиции русской классики в романе, которые особенно ярко выразились в гуманистическом пафосз "Тихого Дона", осуждении автором насилия и жестокости во всех его проявлениях. Значительное место в Исследованиях занимают анализ поэтиии романа, стилевых особенностей прозы Шолохова: "Язык для него - это и ум, и душа, а все;сущее бытие родины, производное человеческого деяния,труда, иЬторап, тысячелетней культуры"А.

Спора?.! вокруг романа посвязеш работы Ф.Бирюкова, К.Приемы, С.Сдманова, коллективное исследование Г.Хьетсо, С.Густавс-сопа, Б.Бекмана, Г.Гила и др.

В.Чалшав, Л.Залесская, Л.Сатарова, Ю.Дворлиин, А.Тахо-Годи и др. переосмысливают сложившиеся каноны в исследования творчества Н.А.Шолохова. Роман "Тихий Дон" рассматривается учёг-1 шла в широком контекста литературного движения эпохи, используются новые данные'из фонда ЦГАЛИ. Выдвинута концепция: М.Л.Шо-

< -

лохов в романе "Тихий.Дон" показал, народ как духовную основу общества, в Григории Мелехова "выразил представления русского кре-

„2

стьянства о человеческом совершенстве" .

Актуальна проблема, поставленная В.Чалмаевым: "Не стако-. вились ли жертвой исторического заблуждения, показателями гума-

^Бирюков Ф;Г. Художественные открытия Шолохова. М., 1976,с„263.

о ' *

Дворянин ¡O.A. H.A.Шолохов и русская проза 20-30-х годов о судь&з крестьянства. Новосибирск. I99J, с.37.

нистических ценностей революций,как раз самые "ясные", во всем' "положительные" герои, вроде Кошевого, Нагульнова? А такой заблуждающийся герой, как Григорий Мелехов, как раз нес' в себе энергию глубочайших прозрений, предугадывал конечный крах экстремистов всех лагерей, время торжества общечеловеческих ценностей"1.

:Ю.Дворяшш приводит новые данные о том, что у иогоков концепции образа Григория Мелехова "как отаепе'нца", "предателя" стоял не кто иной, как И.В.Сталин со обоими политическими интересами. И.В.Сталин считал образ Григория Мелехова "фагурой нетипичной для всего русского крестьянства. Это казак. А среднерус-

о

ский крестьянин не мог стать командиром белой дивизии» Литературовед считает: "Для Сталина Григорий Мелехов не мог олицетворять русское крестьянство, ибо в таком случае идейная направленность романа приобретала явно оппозиционный характер по отноше-

3

нию к утвердившейся государственной доктрине" .

.Лейтмотивом работы Ю.Дворяшша является мысль: М.А.Шолохов - истинный народный писатель, выразивший в романе "Тихий Дон" систему взглядов и убеждений русского крестьянства, которое впитало! в себя выработанные на протяжении веков общенародные свойства, и представления.

Литературоведческие работы дают обширный материал для школьных дискуссий, сопоставлений и сравнений различных прочтений романа, вводят в "диалог сознаний, начинающихся с текста".(М.М. Бахтин).

•'•Русская литература 20 века. 2 часть. М., Просвещение, 1991, о.222.

2Дворяшин Ю.А. Указ.соч., с.19.ч, ^каз.соч., с.8.

Диссзртант руководствовалась програ!.?.*ой по русской литература для национальных школ России (автор! К.¡Д.Мартов, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, И.О.Русина, Р.С.Петросова, А.М.Мансурова).

Достоинством программы является.вариативность обязательного чтения,.что дает творческую свободу учителю.

Составителями программы в ее основу заложена ключевая идея: на уроках русской литературы в национальной школе основная роль отводится работе над текстом произведения, богатство содержания постигается через выявление эстетического воздействия в сумме всех использованных художественных средсЕр, в его композиции.

Также в программе нашли отражение сложные социальные и эстетические процессы, протекавшие в русской общественной мысли и являющиеся актуальными на современном этапе. Программа требует от учителя широкого привлечения литературоведческого материала, наблюдений над индивидуальным стилем писателя.

Практика показывает, что вариативность изученйя литературных произведений в бурятской школе недостаточно развита, учителя не всегда'учитывают желания учащихся. Педагоги-словесники еще слабо владеют методикой анализа крупного эпического произведения, испытывают- определенные трудности в их современной интерпретации, не опираются при преподавании на бурятскую традиционную культуру в обучении и воспитании, но учитывают специфику национального художественною сознания учащихся.

На слабое владение новыми технологиями в обучении, новыми педагогическими идеями учителями сельских бурятских школ указывают ученые-социологи*.

1Ранлалов Ю.Б.. Доболова , Маланов И.А., Довдубон Н.Б.

т, интеллектуальное и физическое

Вторая глава - "Методическая система изучения романа "Тихий Дон" в бурятской школе с учетом его идейно-эстетического овоео<^-разия"включает 4 параграфа.

В главе отражается процесс экспериментальной работ», учиты-^ вающий своеобразие национального художественного сознания учащихся-бурят, их психолого-возрастныа. особенности, показана методическая система уроков по анализу произведения. В предлагаемой системе занятий представлены разнообразные возможности для изучения романа в содержательном смысле (отбор материала); операционно-деятельно-стном (разработаны задания, вопросы, составлены карточки для фронтальных, групповых, индивидуальных видов работы над текстом); ор-ганизационно-методгт,еском (выявление оптимальных (Тош учобной деятельности и приемов обучения).

Основным в содержании главы является освобрздениз в прочтения романа от прежних социолого-классовых концепций, интерпретация произведения в соответствии с идейно-нравственным кредо худокника. Ролцн в методической системе уроков представлен как произведение в "высшей степени народное", глубоко "раскрывающее, душу земледельца"1. '

М.А.Шолохов отразил духовный мир, эстетический идеал русского крестьянства, показал утраты, понесенные им в пору исторических катаклпзг.'.ов.Описание жизни народа в "Тихом Доне", его духовного богатства, нравственной цельности людей труда выявляют "вечные" ценности человеческого бытия.

Система уроков по изучению романа "Тихий Дон" состоит из грех блоков, объединенных общей проблемой, целямр и задачами, (судьба народа, судьба человека в "ш)токв истории").

Т I ' 4 ' I

Бирюков Ф.Г., Указ.соч., с.Нб.

I блок

! Идея семьи как общечеловеческой ценности I (Цудьба семьи Мелеховых)

1 урок Жизнь семьи Мелеховых в I книге романа

2 урок Семья Мелеховых на фона грозных .событий эпохи -

I мировой войны

3 урок Трагедия семьи Мелеховых в гражданскую войну

П блок

Образ Григория Мелехова, его значение в раскрытии идеи романа "Тихий Дон"

Особенности личности Григория"Шлехова Трагедия Григория Мелехова з гражданскую войну. Эстетический идеал писателя Ш блок

Особенности поэтики романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова

_____-_______________.... . .

1 урок Роль народных песен в романе. Пословицы и поговорки.

Человек в природа в "Тихом Доне".

2 урок Изобретение человека в романе (искусство портрета,

масоовыа сцены). Особенности авторского стиля.

На уроках I блока "Идея семьи как общечеловеческой ценности" речь Ёщет о судьба Мелеховых, попавших в грозные событий всемирного масштаба. Трагедия семьи, отражает судьбу народа, в истории (через частное к общему, от анализа к синтезу). При этом в своем штодическом решении мы учитываем национальное миросозерцание бурятского, народа, "особенная ткань" жизненного мира которого образуется комплексом та'.тх* важнейших для бурят понятий, как "семья", "род", "народ", "родина"'(К.Басаеза, И.Урбанаева, З.Мо-рохоава я др.).

I ypoà

2-3

уроки,

"Прочным основанием для реализации принципа воспитания детей реальной жизнью являлась прекрасная традиция культа предков, культа родителей, культа старших. Эта традиция воспитывала гордость за свой род, за добрые дола труааяяков-мастеров"*. Поэтому осознание исторических событий, изображенных М.А.Шолоховым, через судьбу человека, трагедия семьи помогут учащимся-бурятам глубже проникнуть в гуманистический пафос романа "Тихий Дон", разобрать- . ся в его идейно-эстетической сущности.

К.каждое уроку I блока разработана система творческих заданий, которые служат ориентиром в самостоят«льной и классной работе над текстом. Следует "отметить, что задания направлены на развитие умений осш 18Ю1Я содержания произведения, посткяенив эстетического идеала худошшка, стимулидеют работу воображения.

Учащиеся выступали на уроках о сообщониями, докладами, рефератами о героях, событиях романа, оценивали прочитанное, проводили лингвостилистический анализ отдельных фрагментов текста. Особое вши/ание обращалось на поэтику Шолохова, на худокественшй мир романа: многогранное использование возможностей олова, ого оттенков, что позволяет передать богатство русского языка. Например, описание высоких чувств героев (рассказ о трагической любви Иро-кофия к турчанке, Григория и Аксиньи, передача щемящей тоски по дому, по крестьянскому труду у Григория и т.д.)} "свиропый реализм",.по определешю Э.Гриивуда, в показе картин жеотокостп, насилия, войны; лиризм в описании природы, душевных состояний героев, мирной жизни,* крестьянского труда*, докумспталь но-хро ни кал ьшгЛ стиль (исторические события и т.д.), Такая работа помогает учащимся убедиться в том, что реали-ам. как метод, 'дрцзванный отразить а х;дожбстьйнннх образах «йзпеншб события, приобрел язобачайнул кн-'

*Рацдалов Ю.Б,, Доболова 8еЮ., Каланов К.А,, Дойду бои Н.Б.#Указ„ соч., ¡0.49.

рог/ Ц уНПБЭрСЗЛЬНОСГЬ, ЧТО ярко ШрЯЗИЛИСЬ В "ТИХОМ Лоне" М»А.

Шолохова.

В процесса работы над текстом романа на уроках X блока "Идая семьи, как общечеловеческой ценноста" икольникн усваивая?, что семья Мелеховых» до авторскому замыслу, олицетворяет тип русского национального бытая. Крестьянский мир распахивается перед читателем как неисчерпаемая в своей красоте и разумности вселенная,впитавшая общенародные свойства и представления о нравственности, о труда^ В трагедии семьи .Мелеховых отражена трагическая судьба крестьянства, выпавшего из сложившихся веками услоев в результата социальных катаклизмов,

Уроки П блока "Осмысление трагедии Григория Мелехова через

астатический идеал писателя" посвящены судьба главного героя ро-t

г.'лаа "ííitxall Дон51.

Система карточок-задаиаЗ услозяявтоя» в ходе зксперимонта больаз; валмакия обращается ;¡a нравствснио-згическпо проблема ро-мш, кд уроках присутствуй? момзкгн дискуссии, полемики, создается ак/ccí.epa диалога с героями, автором, литератургог.ш критиками, ибо, по ьявпвэ В.Кояинова, "стихия p:;cc«oíí литературы - это з основе своей стихия проникновенного диалога, в котором могут участвовать предельно далекие голоса"*.

Уроки П блока выявили умение учощихоя ориентироваться в тексте, npjruibEo попивать его образы, почувствовать авторскую позиции. Старшеклассники в ответах использовали карточки с высказываниями о главном герое романа - Григории Мелехове. Такие $ормн работы необходима а методическом плаке, так как учащиеся бурятской столы постоянно Долины совершенствовать умение излагать свои мысли, развивать монологич?'кую и диалогическую речь. Для учеников-

\

бурят важно умзниа вести дискупопа, так как в народной традиции

^Коганов В. Судьба России. Н., ISS0, с. 218.

обучения Обращалось особоо внимание на го, как человек умеет вести себя в полемике, споре, какие од находит аргукзнш в доказательство своей мысли, идеи.

Во время экспертентальной работы, готовясь к литературной дискуссии "Причины трагедии Григория Мелехова", ученики наметили основные моменты, на которых им нужно было сделать акцент: умение правильно строить высказывание, чтобы одна мысль вытекала из другой, и в установленной последовательности подбирать &акты, подтверждающие доказательства.

Учащимися в ходе дискуссии усвоено умение контролировать ход своих и чужих мыслей: было ли высказывание глубоким, последовательным и полным? Убедительны ли приведенные доказательства? Еило ли их число достаточным? i

Ход развитая дискуссии активизирует мыслительную 'деятельность учащихся, развивает у шве стремление к обоснованию своих суждений. Дискуссионный разговор убеждает школьников в том, что Григории! Мелехов хотя и относится к казачьему сословия, воплощает в себе все лучзее, что есгь в народа - гордость, честность, чувство совести, собственного достоинства, храбрость, тгудолюбие, любовь к людям. Это дало основание сказать о нем; "Мелехов - солнце "Тихого Дона"*.

Прекрасное в представлении Григория Мелехова - труд на родной земле. Учащиеся, готовясь к дискуссии, привели в качестве аргументов "внутренние монологи" героя: 1914 год - "оторвали от земли, морида в казарма..." 1918 ; - "...хотелось отвернуться от врего бурлившего ненавистью, враждебного мира,...хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея,4

Ч *

пряным душком навоза. Мира п тишины хотелось".

Т----i ' '

Тахо-Годи A.C. Солнце как символ в романе М;А.Шолохова."Тихий Дш"» Филологические науки,..197'7,i 2^0,6»

участвуя в война, "Григорий равнодушно наблюдал за ее ходом, ...хотелось ходить по ?дягкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины я неотрывно пить винный запах осенней и поднятой земли".

"и в армии и всю дорогу думал, как буду возле земли жить, отдохну в семье от этой чертовщины", "хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством", "походить по родным меотам, покрасоваться на детишек, тогда бы можно и умирать"« Ход дискуссии подвел учащихся к выводу: в судьбе Григория МзлехЬва отразилась трагедия народа, поиашего в водоворот гражданской войны и оторванного от привычного бытия.

5.Шкловский отмечал: "Роман кончаетоя не катастрофой героя,

не смертью героини, не гибелью почти всей семьи Мелеховых,"а но' т

еым познанием нами мира . I

ЮДворяшия считает: "В содержании мечтаний Григория отразились не только утраты мечты, но герой Шолохова утвердился в правоте и нравственной неизбывности тех духовных принципов, которые изначально определяли первооснову его крестьянского мироощущения. Высшая ценность гармонии природного и семейного бытия как извечный идеал народного крестьянского сознания не отвергнута, а под-

• 2 тверждена трагической судьбой Григория Мелехова" .

Исследования в области литературоведения, литературно-художественной критики помогли создать методическую систему чте-вия и изучения в бурятской школе романа "Тихий Дон" М.АЛИолохо-*Шкломский В..Художествеиная проза.Размышления и разборы.М.,1961,

*Дворотия Ю., Указ.соч,, с.39.

1920

1921

1922 , -

ва. Многие положения научных работ введены в методику анализа текста. Такое многоаспектное изучение требует от учащихся хорошего знания текста, умения синтезировать материал, видеть его глобально, помогает учителю оцеш1ТЬ га только умственные способности учащихся, но и степень их нравственного и эстетического развития.

Говоря о формировании новой бурятской личности, национальные философы считают, что она должна чувствовать "боль ближнего как сбоя боль", иначе народы не сплотятся воедино*.

При изучении литературного произведения задача учителя на только сформировать у школьника круг знаний о книге и ее героях, помочь понять ее художественную структуру, объяснить идею, ко и достигнуть соперехиБ. чкя, обогащения внутрониего тара учеников.

Ш, блок "Изучение особенностей поэтики романа "Тихий Дон" по-

I

священ самому характеру поэтического мышления художника, его свя--зям с этическими и эстетическими представлениями народа. Цель уроков - сочетанием различных методов помочь усвоить учадкмся бурятской школы "индивидуальную не повторялся) фород" поэтики М. А.Шолохова. ■

В уроки Ш блока включены "микротемы" - "Роль народных песен, пословиц, поговорок в романе"; "Человек и природа"} "Изображение человека". В соответствующей части диссертации раскрываются возможности формирования творческого воображения школьников, описываются результаты опытно-экспериментального обучения.

Работа над поэтикой "Тихого Дона" начинается о анализа песен. При этом выдвигается проблема того, какова их роль в романе. Эпиграфа и казачьи песни в тексто '(ихболее 400 строк) несут в себе идейно-эстетическую нагрузку: в них отражена "мысль народная" -отношение казаков к войнам и другим событиям. Эти набладздня пн-

^орохоева З.П., Указ.соч., с,181.

• i i ,

таресны для учащихся бурятских школ» так как позволяат погру-яатьоя в пнув культуру, иной строй поэтического выражения чувств.

В атнокультуроведчвском плане интересными сказываются наблюдения»' характаризущие донской быт, образ жизни людей, живущих в гармонии с природой. Как считают многие ученые, "самые интимные чувства героев как бы постигались через окружающий предметный шр" (Л.Якименко).

На уроках проводится лингвостилистический анализ отдельных фрагментов текста. Такой вид работы предлагали проводить в национальной школа В.В.Голубков, А.А.Липаев, ученнсШ ПО МО Pí>. lia— примаp't атглосфера августа I9Í4 года передается в пейзане (1,6,Х).

Ученика находят художественные детали, выражающие отношение ав-i

гора войне ("вызревшие хлеба топтала конница", "на полях легли следа острошишшх подков", "хмурое лицо земли оспой взрыли снаряда", "тянулись к небу рукастые алые зарева", "небо наулыбчиво серело", "жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным

¿агряадем", "деревья в рваных ранах и кровоточат рддой древесной г

кровью"). Коннотативный комментарий в бурятской школе помогает выявить эстетическую природу словесного образа.

Одной из особенностей поэтики романа является подробное описание мира природа и человека. На уроках учащиеся останавливаются ja образах Дона, степи, поля, дороги, выясняют роль данных хронотопе? в художественной структуре романа. Итогом является не только! усвоение нового материала, но и воспитание "интеллектуаль-5 ного ^вства" (П.С.Якобсон).

Важна также работа над массовыми сценами, над портретами >

литературных героев, особенно для развитая читательского воображения, В частности, выяс.рчлось, способны ли школьники воссозда-Í 4 ватв таяст ("Что во внешности горозз вам запомнилось особо; какие

• «

черты характера подчеркивает данная деталь портрета?"); устанавливалось, рождаются ли у школьников при чтении собственные ассоциации ("Какой видим Наталью перед сватовством1и после того, как Григорий ее покинул?") и т.д. Работа завершается "Рассказом о литературном герое".

При анализе массовой сцены "Начало империалистической войны" (1,ЗДУ) учащиеся находят "знакомых" героев, но большинство персонажей безымянны. В "бессвязно скачущем разговоре" насчитывается 25 реплик. В них содержится недовольство людей, оторванных от привычного' уклада, от повседневных, но важных забот ("у нас хлеба не-убратне'1, "миру согнали, а ить дань - год кормит", "потравят копны

скотп'^и", "у нас я1«ань зачали косить").,__

Результатом предложенной методической системы изучения романа "Тихий Дон" является понимание школьниками авторской идеи: творчество М.А.Шолохова неразрывно связано с народной философией. Эта связь стала выражением всей эстетической позиции писателя, считавшего вслед за русскими классиками народ духовной опорой общества. Связь с народом, /Фольклором сформировала М.А.Шолохова как национального русского писателя, воспевшего в эпопее "Твхий Дон" гимн че-лове ку-'труке нику»

В 4 параграфе П главы "Использование смежных видов искусства при изучении романа "Тихий Дон" в бурятской школе" разработан один из важнейших аспектов методики - взаимодействие литературы и смежных видов искусства. Данная проблематика отражена в работах К.В. Мальцевой, Е.В.Квятковского, А.Ф.Каселавой, Е.И.Колокольцева, Л.П. Прессмана, Н.С.Русиной, В.У.Фохг-Бабушкина и др.

В ходе обучающего эксперимента диссертант руководствовался положениями, выдвинутыми ученш-штодистом Н.С.Русиной, как наиболее приемлемыми для национальных4 школ Бурятии: '

1) произведения смежных видов искусства помогают "более осознанно воспринимать &it и нравы русского народа";

2) "проведение параллели между литературным оригиналом и созданным на его сюжет произведением другого искусства углубляет поникание идейно-тематического содержания и художественных особенностей изучаемого текста";

3) "и третья важная причина обращения ;к смежным видам искусства в-национальной школе" - языковой барьер", учащиеся "больше, чем русские, нуждаются в предметной наглядности"*.

На уроках использовались иллюстрации к "Тихому Дону" художников 0.Г.Верейского, Ю.П.Реброва, A.M.Лаптева. Учащимся задавались вопросы:

IJ насколько графические образы соответствуют литературным?

21 Какие грани литературного образа помогли вам лучше увидеть художники-иллюстраторы?

3. Передают ли художники, по вашему мнению, стилеше особенности романа "Тихий Дон"?

Подобные задания стимулируют мыслительную деятельность учащихся, учат понимать прочитанное, разбираться в трактовке произведения художником-иллюстратором. Результаты эксперимента свидетельствуют о целесообразности использования смежных видов искусства.

В И! главе "Влияние Н.А.Шолохова на развитие бурятской прозы в наирз романа '(на примерз "Поющих стрел" А.А.Бальбуровз)" впервые просле;аш взаимосвязи писателей,

Проблемам взаимосвязи в преподавании русской, зарубежной, родной литератур'посвящен ряд исследований ученых ШШО Ш Р5> и

■'•Русина Н.С. Совершеhgtfjванне преподавания русской литературы з национальной школе путем привлечения различных видов искусств. 1.5., 1983, 0.3«,

« • " £ '

др, Намечены следующие пути осуществления такой взаимосвязи ка

заключительных уроках при изучении романов "Тихий Дон" М.Л.Шолохова и "Поющие стрелы" А.А.Бальбурова. ;

1. Соотнесение по времени чтения в анализа двух произведешь,

2. Рассказ учителя ка заключительном этапа, изучения романа "Тихий Дон" о контактных связях двух писателей, о влияния Шолохова на творчество Бальбурова.

3. Нахокдение созвучных тем, образов, сэтатов, выявляющих литературные связи, на отраженные в программе по бурятской литературе.

В эксперимс. не выявлены такие теш: *

1. Фольклор в романах "Тихий Дон" М.Х.Шолохова к "Поющие • стрелы" А.А.Бальбурова. . ;

2, Картины кнзни народов,' шс быт, градация л обычаи. 'Занятия проведены в.<$ормэ интегрированных уроков.

, Учеными-методистами признано, что взаимосвязь в преподавании русской и родной литератур оказывает развпваэдее влияние на учащихся. Школьники учатся различать в литературных явлениях пр1шёры близости русской и бурятской .литератур в процессе изучения таких сложных вопросов теории литературы, как специфика канр^ художественный метод, отиль писателя, национальное и общечеловеческое в литературе, "Наряду.с национальным существует и нечто общее, что является основой общечеловеческого содержания добой национальной культуры"^.

¡Результаты проведенного'исследования позволяют сделать следующие, выводы. •

^•Чсркбгокх М.В, Русская жторатула б национальной школа. "М,Х98£ж С.15.

-27г - .

. I. Вариативное изучение в бурятской школе рогана ГТихий Дон"

М.Л.Шолохова отвечает интеллектуальным потребностям, духовным запросам современных школьников и повышает их образовательный, культурный уровень.

2. Изучение крупных зппчеоких произведений в старших классах бурятской школы должно проходить о учетом элементов традици- . онной бурятской культуры в обучении и воспита!ши, своеобразия национального художественного сознания, возрастных и психологических особенностей учащихся, их интересов.

3. Гуманизация процесса образования показывает, что обществу сегодня нуаен на просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная ял самообразование, обладающая культурой мышления, поэтому проведение занятий по изучения крупных эпических произведений (роман М.АЛолохова) в форме'уроков-дискуссий, уроков-размышлений, диалогов "писатель - читатель", "критик - читатель", "герой - читатель", "учитель - ученик" и т.д. формирует у учеников творческий подход к литературе и;повышает читательскую культуру.

4. Эффективность изучения крупных эпических произведений достигается тогда, когда преподаватель использует различные методы^ виды анализа; для организация содержательного диалога необходимо в процесса подготовки к урокам планировать самостоятельную, ¡исс^довательскуп деятельность учащихся, для чего в ходе обучающего эксперимента разработана система творческих заданий. Эти приемы и методы создают условия для развития интеллектуальных возмолностей учащихся, формируют читательское воображение и

I с

смоционально-обраэное мышление, развивают речь.

• 5. Все вида анализ«,, различные метода и приемы, использование учителем, раскрывают перед учениками бурятской школы твор-

-28г

ческою индивидуальность писателя, помогают рм прркакдуть в его художественный мир и понять эстетическое кредо автора»

6. При изучении таких крупных эпических произведений, как роман "Тихий Дон" М.А.Шолохова, необходимо привлечение сг^ежных видов искусства, потому что сравнение, сопоставление между литературным произведением и созданными на его сюжет иллюстрацн-ями, кинофильмами и т.д. углубляют понимание идейно-эстетичео-кого содержания и художествошшх особенностей данного текста.

7. При изучении эпических произведений русской литературы, имеющих мировое значение, в частности романа "Тихий Дон", считаем нужным раскрывать перед учениками их значение б развитии

родной для школьников литературы (в данном случае бурятской).

!

Выявление литературных взаимосвязей обогащает духовный мир учащихся, повышает их общий культурный уровень, они начинают видеть

!.

в литературных явлениях общечеловеческое и национальное. ;

,8.В методической система изучения романа "Тихий Дон" М.А.Шолохова использованы достижения современного литературоведения; школа, учитель получат действенную помощь по организации анализа творчества писателя в бурятской школе различных типов. '

¡Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

¡1. Типы и-структура уроков по современной советской литературе в 10-11 классах. - Улан-Удэ, 1989, - 83 о.

"2. Духовные.и нравственные ценносги чаловзка и "общества.

- УлфьУдэ, 1991. - 57 о. - •

'3. Сочинения по личным.впечатлениям, - Улан-Удэ, 1939. -8с.;.

'1. Обучение.изложениям в 4-8 классах бурятской школы.

- Улан-Удэ, 1939а - 6 о, *

6£Л Дата* /X * Х^ 1Э9.Л

Заказ № Да

Объём //-7-Гп.л. Формат 60Х90/_^_ТИра>:;_^^£_Э13.

Институт Национальных Проблем Оброзоваикя МО РФ. 105077, Моста, ул. Первомайская Д. Ю1тел 465-14-53.