автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение романтических произведений в их специфике (в курсе литературы VI-IX классов)
- Автор научной работы
- Романичева, Елена Станиславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение романтических произведений в их специфике (в курсе литературы VI-IX классов)"
ЮШ)£СКЙЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 053.01.01
На правах рукописи
РОМАНИЧЕВА Елена Станиславовна
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ СПЕЦИФИКЕ (в курсе литературы У1-1Х классов)
Специальность 13.00.02 - методика преподавания
литературы
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата, педагогических наук
Москва 1991
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте шсол Министерства образования РСФСР.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.Ф.КУРДШОВА
Официальные оппонент и: доктор педагогических наук К.М.НАРГОВ кандидат педагогические наук» доцент А.В.ДЛНОВСИЯ!!
Ведущая организация - Калухский государственный педагогический институт иысии К.Э.Циолковского.
в 10.00 часов на заседании Специализированного -совета Д ОЗЗ.О'иО! по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора паук в Московской педагогической государственно!! университете инени В.К.Ленина по адресу: 119<'»35, г. Москва, ул. Малая Пи рОГО ЬСК&Яу д. I.
С диссертацией ыожно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И.Ленина по адресу: 119'(35» г. Москва» ул. Малая Пироговская, . д. I.
Автореферат разослан "М" 1991 г.
Защита диссертации состоится
/
Учений секретарь Специализированного совета
'Г
■ гдал
- I -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
свртаций^ Актуальность исследования. Среди прогрессивных идей конца 20 века идея непрерывного образования начинает занимать залетное место. Ее главная цель - обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление» развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Особое место в структуре непрерывного образования имеет образование гуманитарное» и в частности - литературное» сориентированное на современного ученика» учитывающее способности восприятия литературы детьми разного возраста» динамику реальных читательских интересов школьников. Именно на это направлена новая концепция непрерывного образования» ставящая своей целью гуманизацию образования» что определяется его обращенностью к человеку» преодолением авторитарно-технократического подхода» "при котором человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы» не имеющий свободы выбора» реальных возможностей целеобразования и целеосуществле-ния" . Применительно к литературному образованию эга идея находит свою реализацию в необходимости выработки личностного подхода к литературному произведению, личностного взгляда на него.
Поэтому» начиная с первых этапов литературного образования у учащихся необходимо формировать умение эмоционально и интеллектуально откликнуться на произведения, созданные в русле разных художественных методов. Одним из критериев литературной образованности должен стать критерий правильного выбора книг» выбора чтения, который соответствует интеллектуальным и эмоциональным запросам человека в каждый конкретный момент его жизни.
Существующая программа по литературе» включающая в себя произведения» созданные в русле разных художественных методов» жанров, предоставляет учителю возможности для формирования тех читательских умений» которые открывают для школьника дорогу в мир литературы. Однако на словах провозглашая разность» неповторимость литературных шедевров» в работе с ними учителя игнорируют их особенности именно как произведений искусства» подходят к их анализу как к решению одно..тных математических задач» не учитывают специфику их восприятия» а в результате литература становится средством идеологического воздействия» а ее
1 Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1У89, * 10. -С. 5.
худокественная суть уходит на второй план. Чтобы преодолеть сложившееся положение! надо ухе на саиых ранних этапах литера--турного образования использовать различные пути анализа произведений.
Изучение произведения с учетом жанрово-родовой специфики и специфики художественного метода позволяет преодолеть логизированный и рационалистический подход к искусству» обеспечивает совмещение двух функций познавательной деятельности: приобретение знаний и умений и обогащение учащихся нравственно-эстетическими эмоциями произведения» выработку эмоционально-оценочного отноезния к знаниям и формирование культуры чувств. В методическом плане такой подход помогает решить вопрос о выборе тех методов и приемов обучения» которые адекватны эмоционально-эстетической природе произведения.
Такие возможности» на паи взгляд, широко открываются при обращении к романтическим произведениям» которые» благодаря своему огромному нравственному и духовному потенциалу, оказывает сильное воздействие па читателя-школьника, его духовный мир» эмоциональную сферу» способствуют повышению интереса к литературе как искусству слова. Постижение же условности романтического искусства со временем откроет пкольнику путь в мир современного нереалистического искусства.
Таков контекст» в котором исследовался один из частных методических вопросов - изучение произведений в их специфике с учетом особенностей художественного метода как один из путей совершенствования литературного образования.
Актуальность исследования » таким образом» обусловлена не—' обходиыостью повысить эффективность литературного образования на основе создания новых подходов к изучению романтических про-, изведений в школе. Мы учитывали также, что» несмотря на имеющие-, ся в литературоведении исследования (см., например, работы H.A. Гуляева, И.В.Карташовой, Е.Н.КупреяновоП, А.Н.Соколова, В.Е. Троицкого, Б.Т.Удодова, М.М.Уманской и др.), открытыми для методики остаются вопросы изучения места и роли романтического элемента в реалистических произведениях первой трети XIX века.
Рассмотрение этих вопросов и определило направления данного исследования.
Предаетом диссертационной работы является процесс поэтапного изучения романтических произведений, включенных в программу
I - 3 -
по лигературе средней школы (У1-1Х классы), а также монографическая тема "Н.В.Гоголь"» завершающая курс 9-го класса и заключающая в себе ряд трудностей» которые определяются прежде всего игнорированием специфики романтических произведений Н.В.Гоголя и романтического элемента в поэме "Мертвые души".
Цель исследования - разработать систему изучения романтических произведений в курсе литературы У1-1Х классов, определив содержание этапов и методику работы с ними» которая будет способствовать развитию целенаправленных и разносторонних читательских умений (качеств), необходимых в процессе освоения курса на историко-литературной основе и в самостоятельной читательской деятельности.
3 ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: если в процессе изучения романтических произведений учитываются особенности художественного метода и специфика их восприятия, а сама работа организована в единой системе, то происходит эффективное формирование читателя, способного к восприятию романтической условности, полному и глубокому постижению романтического произведения, что в целом обеспечивает дифференцированный подход к произведениям искусства.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
1. Создать методику изучения романтических произведений с учетом специфики восприятия, которая будет способствовать более глубокому их постижению.
2. Дать научно-методическое обоснование предлагаемой системы работы.
3. Определить темы и художественные произведения, включенные в программу курса "литература", при изучении которых использование предлагаемой методики наиболее продуктивно» и разработать методические рекомендации к ним.
и. Определить этапы повышения теоретического уровня знаний учащихся о художественном методе и литературном направлении "романтизм", а также овладения умением анализировать романтические произведения в их специфике.
5. Проследить динамику восприятия и оценки литературных произведенчй учащимися в результате использования з учебпем проценте предлагаемой.методики, то есть проверить ее эффективность в процессе экспериментального обучения.
- -
Методологической основой диссертации стали исследования философов и литературоведов по проблемам художественного метода» работы психологов и методистов! посвященние различный аспектам анализа романтического произведения» практике их школьного изучения. Нами также привлекались правительственные документы по вопросам развития образования» материалы Всесоюзного съезда работников народного образования» концепции образования (в том числе и литературного)» предлагаемые как Государственным комитетом по народному образованию СССР» так и различными научными коллективами.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение философской» литературоведческой» психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования»
- анализ программ средней школы, учебных и методических пособий по литературе» обобщение педагогического опыта!
- моделирование и проверка ряда форм работы по предлагаемой методике»
- проведение поискового эксперимента и опыте-экспериментального обучения» разработка и постановка системы работы с романтическими произведениями в У1-П классах» анкетирование и опрос учащихся»
- оценка эффективности предложенных рекомендаций по отношению к способности' учеников использовать полученные знания и умения при анализе романтических произведений в школьном курсе литературы и в самостоятельной читательской деятельности.
Экспериментальная работа» проводившаяся в 1984-1990 годах в средних школах 329» 369» 911 г.Москвы, охватывала около пятисот учащихся и состояла из нескольких этапов.
I этап (1984-1986 гг.), включающий в себя преподавагелюкую работу автора исследования з У1-П классах средней школы й 329 г.Москвы» наблюдение над учебно-воспитательным процессом в школах Ж 369, 911» й 329 г.Москвы» серию констатирующих срезовых работ, проведение анкет среди учителей и учащихся разных типов школ, а также изучение педагогического опыта и анализа литературы по теме исследования. На этом этапе была сформулирована гипотеза исследования» теоретические основы предлагаемой методики, определены темы программы» входящие в экспериментальное обучение.
П этап (1986-1989 гг.) - создание методики изучения роман-
тичес4лх произведений в курсе У1-1Х классов и проведение обучав-щего эксперимента. На этом этапе проходила опытную проверку (школы .та 329» 369» 911) система изучения романтических произведений в их специфике» уточнялась гипотеза» проводился окончательный отбор и корректировка средств и материалов, вырабатывались критерии и определялись формы самостоятельной работы по проверке эффективности методики. Также была проведена систематизация и обобщение полученных данных.
На итоговой этапе эксперимента (1989-1990 гг.) проходили дополнительная проверка выводов, уточнение методики изучения романтических произведений» внедрение результатов в практику общеобразовательной шкалы.
Научная новизна исследования состоит в том, что
- разработана система изучения романтических произведений в их специфике в курсе литературы У1-1Х классов средней ыколы»
- при эюм определена методическая целесообразность и последовательность накопления у учащихся знаний о роьлнтизые как художественном методе и литературном направлении и этапы формирования умения анализировать романтическое произведение в аспекте художественного метода»
- разработана методика систематизации и обобщения имеющихся у учащихся знаний о романтизме в процессе изучения монографической темы "Н.В.Гоголь" (П класс) и развития умений» направленных на то» чтобы полученные знания использовались как инструмент анализа в процессе изучения курса на историко-литературной основе.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- предложена система изучения романтических произведений в курсе литературы У1-1Х классов»
- создана и внедрена в практику методика изучения итоговой монографической темы "Н.В.Гоголь" в IX классе»
- результаты исследования использовались в практике преподавания литературы в школе» в частности при организации изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (УП класс), поэм ЫЛ).Лер-монтова (УШ класс), обзорной и ряда монографических тзм IX класса, а также при создании программ по литературе (К класс),
уч ных и методических пособий для учителей и учащихся, в том числе л для классов гуманитарного направления.
- 6 - .
Достоверность выводов к рекомендаций! сформулированных в диссертации» обеспечена опорой на ведущие положения философии и литературоведения по проблемам художественного метода» тру-ы психологов и методистов» применением разнообразных методов исследования» корректностью опытно-поискового обучения» подтверждена длительными наблюдениями и личным опытом работы автора в средней школе № 329 г.Москвы и участием в экспериментальном обучении. Результаты опытно-экспериментальной работы оценивались учителями-экспериментаторами на основе того» как учащиеся использовали полученные знания и умения в дальнейшей работе.
Апробация результатов исследования проводилась в условиях учебно-воспитательного процесса иколы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории литературного образования НИИ школ Ш РСФСР, кафедре методики преподавания литературы МПГУ имени В.И.Ленина, аспирантском объединении при ней, в выступлениях на научно-практических конференциях по дифференцированному обучению (Москва» 1989» 1990 гг.)» Герценовских чтениях в ЛГПИ (Ленинград» 1990) » на методических объединениях учителей-словесников в школах» где проходила экспериментальная рь-^ота.
Внедрение результатов исследования в практику школа проводилось в процессе работы,с учителями-экспериментаторами, в ходе составления методических рекомендаций к изучению ряда тем программы У1-1Х классов, а также при подготовке новых программ по литературе (IX класс) для средней школы.
В целом диссертация находится в русле исследований, разрабатывающих формы, методы и приемы активизации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы, направленных на дальнейшее совершенствование литературного образования.
Ка защиту выносятся следующие положения:
1. Если работа с романтическими произведениями сориентирована на достижения современной литературоведческой науки, где романтизм понимается не только как конкретно-историческое явление, но и как тип творчества и творческое поведение» а романтизм в школьном курсе изучается как художественный метод и литературное направление, то учащиеся более глубоко и полно постигают особенности изучаемых произведений.
2. Полноценное освоение учащимися романтической условности происходит, если в процессе анализа романтического произведения учитываются особенности его восприятия, а знания о его поэтике
I - 7 -
и уые"ия применять их формируются поэтапно.
3. Наиболее эффективным путем анализа романтического произведения оказывается анализ в аспекте художественного метода.
4. Анализ романтического произведения именно в этом аспекте, включенный как этап в изучение монографической темы» позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях развития историко-литературного процесса» о складывании художественного метода писателя.
5. Анализ литературного произведения в аспекте художественного метода направлен на формирование читательского подхода к произведению как факту культуры.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования» определены его предает» цели и задачи, сформулирована гипотеза» раскрыта научная новизна и практическая значимость работы, выдвинуты положения» выносимые на защиту.
В первой главе ("Романтизм в современном литературоведении и практике школьного изучения") определяются подходы к изучению проблем романтизма, которые существуют в советском литературоведении. Таких подходов мы выделили три.
Во-первых, конкретно-исторический, когда романтизм изучается ках явление, сложившееся в определенной национальной литературе в определенный исторический период, и рассматривается как целостная многомерная идейно-художественная система, в которой по собственным законам объединяются различные признаки и которая имеет для всех своих разновидностей общую основу.
Во-вторых, типологический, когда под романтизмом понимается тип творчества. При всей своей неоднозначности инекно этот подход к изучению романтизма позволил в какой-то мере преодолеть долго господствовавший в науке взгляд на него как на "утробную" (термин Е.Н.Купреяновой) стадию реализма, по-новому поставить вопрос об эволюции творческого метода, об особенностях разбития литературного процесса первой трети XIX века.
В-третьих, под романтизмом понимается также тип бытового поведения» характерный для эпохи начала проалого века. В первую оч^едь романтический тип поредения был присущ писателям-ронаяти-кам, ибо впервые з истории руссой литературы они завоевали и
осуществили свое право на биографию. В целой этот подход имеет историко-культурную направленность! и поэтому нам представляется» что последовательное включение такого понимания романтизма в практику школьного преподавания литературы способствует развитию интересов школьников к личности художника-романтика» позволяет им понять вехи творческой биографии В.И.Чуковского» А.С.Пушкина, М.В. Лермонтова» Н.В.Гоголя и осознать романтическую личность как реальность, определить истоки ее формирования и дальнейшую судьбу. Эти знания могут быть использованы учащимися при работе над образами литературных героев: Ленского из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Груиницкого из "Героя нашего времени" М.С.Лермонтова.
Конкретно-исторический» типологический и культурно-исторический подход к проблемам романтизма открывает широкие перспективы для создания методики изучения романтических произведений.
3 школе романтизм может изучаться как творческий метод (в основе которого - романтический тип творчества), характерный для ряда писателей и нашедший свое проявление в каждой национальной литературе» т.е. как литературное направление и как манера, "стиль" поведения (романтическая личность как явление русской жизни начала 19 взка).
При разработке методики изучения романтических произведений мы обращались к одной из сложных и давно разрабатываемых в науке проблеме восприятия литературного произведения в ее эстетическом аспекте. Рядом исследователей (Л.Г.дабицкой» Г.Н.Кудиной» Г.А.Макаровой» О.Н.Никифоровой и другими) было установлено, что полноценное освоение художественного произведения возможно только тогда, когда у читателя сформировано умение настроиться на определенную волну восприятия. Только тогда юный читатель получит эстетическое наслаждение от прочитанного, когда чтение станет актом общения с произведением» а установке автора будет соответствовать определенная читательская установка.
В психологической и методической литературе последних лет (работы Б.В.Волкова» Г.Н.Ищук» Ы.М.Кедровой» З.Н.Новлянской» В.Г. Марчнцыана, Б.С.Мейлаха» Н.Д.Молдавской) достаточно аргументированно показано, что восприятие литературного произведения не произвольно, а во многом обусловлено "программой"» "потенциалом" восприятия! заложенной автором в текст« В современном литературоведении проблема специфики читательских ориентация в системе романтизма и реализма только-только начинает разрабатываться. Однако
уке сейчас ясно» что "романтический и реалистический тип творчества имеет свои особые системы контактов с читателем"*.
Структура художественного текста (вслед за М.М.Бахтиным) может быть описана в терминах "автора" и "героя", а его восприятие - "читателя" "адресата". При этом следует исходить из того» что художественное впечатление от произведения обусловлено триадой "автор - герой - адресат", а характер восприятия задан диалогом "автор - читатель".
В общей структуре романтического произведения максимально сокращена дистанция меяду предметом восприятия и воспринимающим, воздействие художественного текста на читателя носит активный» непосредственно действенный характер» неполнота романтического образа приобретает концептуальный статус, она рассчитана на осо-буп активность воссоздающего вообранения. Идеальный воспринимавший вкивается в мир произведения» проникается его атмосферой, а лишь затек выходит за рамки этого икра и старается понять авторскую позицию, замысел писателя, вступая в диалог с ним. Этот диалог начинается буквально с первого монета оэщення с "нигой, тепы его еще не выявлены читателем» но сам процесс восприятия протекает как оценочная деятельность.
Таким образом, правильно организованный и смоделированный процесс восприятия романтического произведения способствует интенсивному развитии воссоздающего воображения читателя-акольни-ка, позволяет от характеров героев прийти к осмыслению авторской позиции и на самых ранних этапах изучения текста вступить в диалогические отношения с автором. Изучение романтического произведения в эта1.! случае проходит как изучение произведения определенной этической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени своего создания, а актуальна и для се-гоцнязнего читателя.Если при этом учащиеся будут вооружены системными знаниями о романтическом художественном методе, то у них будут интенсивно развиваться способности по восприятию литературного текста, однако анализ системы изучения теоретико-литературных понятия» в то:^ виде, как она предстазлэна в программе IX . класса» показывает, что господствующий в иоле конкретно-исторический подход рассматривает романтизм кек нечто иторичное по от-
* '.'хуг. Г.Н. О проблемах и задачах изучения читателя // Худо-дожестзенное произведение и его читатель, иеявузовский тематический сборник. - Калинин: изд-во КГ/» [980. - С. 6.
ношению к реализму и пс существу делает невозможным актуализацию романтических произведений в процессе их изучения. Абсолютизация этого подхода к изучаемому произведению на практике приводи к его социально-историческому, а часто и вульгарно-историческому толкованию, на второй план уходит выявление в процессе анализа общечеловеческого и личностно значимого в классике.
Сложившееся положение может быть преодолено, если курс на историко-литературной основе будет сориентирован на достижения современного литературоведения по проблемам теории романтизма, и в результате этого не будет представлен в программе как механическое, однонаправленное движение к реализму. Отказ от монополии реализма в русской литературе 20-40-х годов XIX века, осознание места романтизма в историко-литературном процессе и в творчестве отдельного писателя позволяют учащимся увидеть и постичь жанровые особенности изучаемых произгедений: романа в стихах "Евгений Онегин"» поэмы "Мертвые души"» так как возникновение этих новаторских жанровых форм могло произойти лишь в процессе сложного и тонкого взаимодействия реализма и романтизма.
Б заключительном параграфе первой главы предложена усовершенствованная система изучения теоретико-литературных понятий в курсе литературы IX класса. Базовым в ней стало понятие о художественном методе. На его основе происходит последовательное, соотнесенное с конкретными произведениями и темами курса» накопление у учащлхся знаний о романтизме как художественном методе и литературном направлении, поэтапное овладение умением применять это понятие как инструмент анализа художественного текста.
Исходя из предлагаемой системы, определяются новые подходы к изучению ряда монографических тем куроа, а такте обосновывается необходимость работы над романтическими произведениями в пропедевтическом курсе литературы (У1-УЕ классы) с учетом специфики художественного метода.
Во второй главе ("Методика работы над романтическими произведениями в У1-1Х классах") дано психолого-педагогическое обоснование системы изучения романтических произведений в школе. Изучение романтических произведений представляет широкие возможности для развития по' ^ебностг воплощения художественных текстов в воображении» так как их вэсприятле предполагает особо интенсивную работу учащегося, выражающуюся в активности воображения, чувства, мысли. Активность читателя-школьника при этом носит не внешний
характер» она необязательно выражается в решении проблемных задач» письменных и устных ответах» в говорении. Творческая деятельность читателя по восприятию художественного произведения состоит в том» что он воссоздает ее в особом варианте» основанном на собственно'! читательском опыте. .
Восприятие и освоение романтического художественного образа проходит сначала через эстетическое чувство» включающее сопричастность» соперенивание» а потом рационально-рассудочное мышление. Психологи доказали» что дети (особенно в младших классах) лучше всего воспринимают пафос произведения» т.е. его эмоциональную сторону. На ранних этапах читательской деятельности общение с произведением носит более эмоциональный характер» который необходимо поддеркивать» ибо, восполняя недостаток читательского опыта, ребенок учится опыту эмоционального переживания.
Развитие эмоционального компонента познания, последовательно осуществляемое учителем в процессе восприятия романтических произведения учащимися,в конечном счете будет направлено и на развитие мышления: согласно исследованиям Г.М.Ереслава, Б.И.Д1донова» B.W. Поплуяного» П.В.Симонова, эмоции является регулятором интеллектуальной деятельности человека.
В функциональное аспекте общение с искусством в современной эстетике, философии и психологии рассматривается как деятельность, коммуникативная в своей основе. Хотя читательская деягзльноегь является разновидностью эстетической» а не исследовательской деятельности» ее уровень в немалой степени зависит о- количества и качества специфических знаний и умений. Поэтому в ходе исследования и встал, вопрос осознанности» структурности литературных знаний о романтической произведении, которые получают учащиеся.
В своей работе этапы формирования знаний мы соотнесли с конкретными литературными текстами соответственно по годам обучения:
6 класс Обшеь понятие о пафосе романтического ("Парус", ;,!.Ю.Лермонтова) произведения.
7 класс Общее понятие о романтическое герое и ("Тарас Бульба" Н.В.Того- средстзэх создания его образа.
ЛЯ4!
8 класс Общее понятие о хачре романтической (поэмы [.'.I .Лермонтова) поэаи и ее композиции. Романтический
конфликт.
9 класс Общре понятие о романтизме как художе-
(произведения русской ственном методе и литературной направ-классической литературы лении. Место романтизма в историко-ли-1С-40-х годов XIX века) тературном процессе и его судьба.
Рассмотрение этой проблемы повлекло за собой другую - обеспечение непрерывно: . развития читательских умений» решение которой может и должно идти как с учетом возрастных особенностей учеников» так и характера воздействия романтических произведений на читателей и первоначального восприятия их.
Обучение умениям анализировать романтическое произведение не должно происходить только как обучение выполнению умственных операций» их формирование соотнесено с этапами освоения романтических произведений в школьном курсе в целом.
В предлагаемой нами системе формирования читательских умений последние выстроены в определенной иерархии» своеобразной лесенкой, восходящей по спирали: восприятие - анализ - оценка - восприятие. Высшие уровни развития умений» таким образом» включают в себя в свернутом виде другие» расположенные ниже» любое последующее умение невозможно без предыдущего. При этом очень важно» чтобы учитель просматривал всю систему развития читательских умений и структуры знаний о романтическом произведении ка всем протяжении литературного образования. Это "сквозное" видение обеспечит целенаправленное и перспективное решение каждой частной задачи, работа с романтическими произведениями предстанет в единой системе.
Схематично развитие умений можно представить следующим образом*:
Умение настроиться на определенную волну восприятия в зависимости от художественного метода произведения
Умение определить место произведепйя в общем историко-литературном процессе и личностно-ценностпой иерархии.
9 класс Умение давать оценку произведению на уровне законов его художественного мира.
8 класс Умение выделять актуально-нравственную, социальную проблематику» общечеловеческий аспект произведения.
7 класс Умение видеть создателя ситуации сопереживания» соотносить свое и авторское отношении к изобража «ому.
* Схема читается снизу вверх, что позволяет проследить развитие и обогащение умений соответственно но годам обучения.
б класс Умение» сохраняя определенные знания о вымысле» воссоздать определенные образы и сопереживать им.
В целом предлагаемая система поэтапного освоения поэтики романтических произведения и формирования умений по их анализу направлена на углубление их эстетического воздействия на личность ученика» на повышение культуры восприятия» на такое овладение средствами анализа, которое бы обеспечило свободный перенос их в сферу самостоятельной деятельности.
В заключительном параграфе второй главы раскрыты содержание и методика пропедевтического изучения романтических произведений в средних классах. -
В третьей главе исследования ("Изучение романтических произведений в курсе на историко-литературной основе") показано, пак проверялась разработанная методика изучения романтических произведений в их специфике в IX классе. 3 курсе литературы этого класса овладение теоретико-литературным понятием "романтизм" и изучение романтических произведения проходит как в обзорных, та;; и в монографических темах.
Новый этап в работе с романтическими произведет,4.гаи, этап обобщения знаний» полученных в старших классах» который характеризуется переносом их в новую ситуацию, подробно описан в первом параграфе. Дяк нас било очень вакныи, чтобы этот этап сгьосния романтических произведений не ттал завершающим: з процессе изучения обзорной темы учащиеся получают лишь самое общее представление о закономерностях историко-литературного процесса» которое конкретизируется| уточняется, "наполняется" литературным материале»! при изучении творчества писателей» учитель лишь определяет и ставит те проблемы, над которыми будет в дальнейшем происходить работа. Параграф не содержит подробного описания уроков, в нем обозначены те моменты в изучении темы, которые требуют особого внимания со стороны учителя.
Этого же принципа мы придерживались и в дальнейшем описании экспериментальной работы, когда определяли пути обогащения понятия о романтизме в монографических темах НА.С.Пушкин" и "М.Р.Лермонтов" .
Наиболее подробно в главе описана организация экспериментального изучения итоговой монографической темы "Н.3.Гоголь". Тра-днхюн-ю творчество этого писателя изучается в русле критического реализма» поэтому гуманистический пафос произведений остается не-
доступным для учащихся» они оказываются не в состоянии постичь жанровые особенности поэмы "Мертвые душ"» а лирические отступления воспринимают как инородный элемент.
В одном из параграфов главы анализируются существующие методические системы изучения поэмы. Несмотря на сохраняющийся перевес "критического"» социально-исторического аспекта, в ряде работ последних лет заметно стремление актуализировать общечеловеческое в содержании поэмы, усилить внимание к нравственному аспекту анализа.
В организации экспериментального изучения темы мы ориентировались на достижения современной литературоведческой науки, где творчество Н.В.Гоголя изучается в основном в аспекте складывания творческого метода и вследствие этого сделан важный вывод о том, что постижение произведений этого писателя невозможно без осмысления моста и роли романтического элемента в их структуре. Изучение творчества Н.В.Гоголя г школе именно в этом аспекте позволит нам углубить знания учащихся о романтизме» о его судьбах в русской литературе.
Списание экспериментальной системы изучения начинается с уроков о личности» жизненном и творческом пути писателя» далее обзорно изучаются "Сорочинская ярмарка", "Старосветские помещики", "Шинель", анализ которых позволяет нам не только показать, в чем состоят особенности романтического изображения действительности в произведениях Гоголя» но и как меняются приемы изЪбражения в процессе творчества. В целом обзор творческого пути даем в аспекте формирования творческого метода» готовя учащихся к постижению поэтики "Иертвых душ". Оптимальная форма организации работы на уроке - лекция учителя с элементами беседы по тексту. Такая подготовительная работа позволяет учащимся глубже осмыслить место и роль романтического элемента в поэме.
"Мертвые душл" также изучаем в аспекте художественного метода: даем самое общее представление о канре поэмы, в процессе анализа образов героев, в основном Плюшкина и Чичикова, показываем, как сочетаются романтические и реалистические принципы создания образа» выясняем» какие из них доминируют и почему, говорим о лиризме поэмы в це'эм» о тгч» что ее пафос определен постоянным противопоставлением мечты и действительности» возможного и сущего.
Работа над сквозным образом (образом дороги) поднимает учащихся на новый уровень обобщения» о<,л уже способны увидеть не
только композиционную роль этого образа в поэме, но и его транс., формацию в процессе творчества писателя, сопоставить, какую-смы., еловую нагрузку этот образ несет в произведениях романтиков и поэме Н.В.Гоголя.
В заключительном параграфа проведен анализ действенности экспериментальной методики.
Предметом эксперимента било изучение эффективности предлагаемой методики изучения романтических проиэзедений в их специфике, направленной на формирование читателя, способного к восприятию романтической условности, полному и глубокому освоению художественного произведения, созданного в русле романтического г;е—-тода. Сравнительный анализ р^бот, высказываний учадлхся контрольных и экспериментальных классов показал преимущества широкого использования методики изучения романтических произведений в их специфике. Ее эффективность подтверждается, в первую очередь, более, высокими результатами обучения, значительными темпами роста литературного развития учащихся, которое проявляется я в овладении нравственно-философским уровнем анализа, и в стучлеяки выполнять работы творческого (а не частично-поискового и репродуктивного) характера, и в выработке личностного взгляда ка произведение. Подробный цифровой н текстовой материал, подтверждавший эти выводы, приведен в параграфе.
В заключении содержатся основные выводы и яшсчеги перспективы дальнейшего исследования. "
Одна из тенденций совершенствования литературного образования зидятся нам в более эффективном использовании змоционально-нравственного потенциала художественного текста, при безусловном сохранении принципов эстетической природы искусства, научности и историзма в анализе, в развитии творчесг-сой деятельности учащихся.
В русле этих требований мы рассмотрели одну из частных проблем частной методики - изучение романтических произведений в литературном образовании.
Последов .тельное включение в программы по литературе для средних акол романтических произведений и их изучение в определенной системе с уето» особенностей художественного метода и свое-ооразая их восприяг'я учащимися, как было установлено в ходе нашего исследования, приводят к значительным сдвигам в литературном развитии. Изучение романтических произведений в их специфике представляет широкие зозмохлости для овладения законами языка ро-
мантического искусства» для формирования умения применять полученные знания о романтическом произведении при восприятии каждого последующего художественного произведения» созданного в русле этого метода.
Таким образом, в процессе поэтапного изучения романтических произведений происходит развитие специфических литературных способностей по их восприятию.
Предлагаемая методика изучения романтических произведений не может быть эффективна сама по себе» в отрыве от общей направленности совершенствований и развития преподавания литературы в школе.
Одна из тенденций этого совершенствования видится нам в последовательном развитии мотивационно-потребностной сферы личности учащегося: полученные в литературном образовании знания и умения постоянно актуализируются» приобретают "личностный смысл" Для читателя-школьника» активно используются в самостоятельной читательской деятельности.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в нескольких направлениях:
Во-первых» в расширении круга тем» изучение которых предусмотрено программой.
Во-вторых» в определении специфики и взаимосвязи анализа романтических произведений с анализом произведений» созданных в русле иных творческих методов.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
1. Пути повышения эффективности урока литературы в классах гуманитарного направления // Дифференцированное обучение по направлениям. Материалы первой научно-практической конференции. -М.: изд. НИИ школ, 1989. - С. 53-57.
2. Порыв к высокому (Урок-лекция по творчеству Н.В.Гоголя в IX классе) // Литература в школе, 1990. - » 4. - С. 91-98.
3. "Дело, взятое из души..." К изучению творчества Н.В.Гоголя в IX классе // Литература в иколе» 1950. - И 6. - С. 88-97.